10 советов комфортного вождения автомобиля

Лето за рулём: ТОП-10 советов для комфортной поездки в жару

Ученики автошколы почему-то считают, что осваивать автомобильное мастерство проще летом. Ни гололёда тебе, ни затяжных ливней с последующим аквапланированием (хотя с нашим климатом слово «лето» не всегда синоним «хорошей погоде»). Сиди себе за рулём, наслаждайся солнышком, обдуваемый прохладным ветерком из окошка. Только порой на улице стоит такая жара, что водитель ощущает себя, как в бане. Разве что веника не хватает. Как сделать поездки в теплое время года комфортными?

Пара часов под палящим солнцем – и вот салон автомобиля больше напоминает раскалённую духовку. Даже небольшая поездка в душной машине может вызывать серьёзные недомогания у тех, кто находится внутри. И если для пассажиров это лишь причина дискомфорта, то плохое самочувствие водителя может обернуться аварией. Ведь во время жары люди быстрее утомляются и сложнее концентрируют внимание. А автомобилисту ведь ещё необходимо ежесекундно оценивать происходящее на дороге, где, кроме него, также изнывают от жары другие участники дорожного движения.

Если вы не хотите превратиться в курочку-гриль в салоне собственного автомобиля, стоит соблюдать некоторые правила.

1. Паркуйте машину в тени

Правильно выбранное место для остановки или стоянки автомобиля – это уже половина успеха. Особенно, когда обстановка за окном напоминает засуху в пустыне Сахара. Обычно водителей спасает тень от деревьев или крытый паркинг. Однако в центре города таких «ништяков» может не оказаться. В этом случае салон от перегрева спасёт специальный светоотражающий экран, которым можно закрыть лобовое стекло.

А вообще в жаркое время года советуем по возможности совершать поездки ранним утром или на закате. Ведь нет ничего хуже стоять в пробке под полуденным солнцем. В этом случае даже кондиционер не сильно поможет. Как раз о нём мы и поговорим далее.

2. Пользуйтесь кондиционером правильно

Безусловно, если за окном 30 градусов жары, а в машине духота возникает соблазн врубить кондиционер на полную мощность. Только делать это сразу после посадки в машину не стоит. Для начала откройте окна и двери и дайте раскаленному воздуху выйти наружу. Лишь спустя несколько минут можно крутить тумблер кондиционера, причём постепенно. Резкий перепад температур грозит не только заложенным носом, но и появлением микротрещин в уплотнителях ветрового стекла. Кстати, дефлекторы нужно направлять в ноги и середину салона, а никак не в лицо. Если вы, конечно, не собираетесь прогулять работу, взяв больничный на пару недель.

По этой же причине температура в салоне не должна сильно контрастировать с уличной. Разницы в 5-7 градусов вполне достаточно, чтобы чувствовать себя комфортно и при этом не заболеть.

Учитывайте, что включенный кондиционер не только становится причиной повышенного расхода горючего, но и «напрягает» систему охлаждения двигателя, которая в жару и так работает на пределе. Поэтому при работающем кондиционере постоянно следите за датчиком на приборной панели. И если охлаждающая жидкость на грани кипения, не раздумывая выключайте кондиционер.

Также стоит запомнить, что в жаркую погоду нельзя глушить двигатель сразу после окончания поездки. Подождите несколько минут, чтобы давление в системе охлаждения воздуха снизилась, иначе она может выйти из строя.

3. Повесьте солнцезащитные шторки

Неплохой анти-нагревательный эффект дают обычные автомобильные солнцезащитные шторки. Стоят копейки, зато помогают снизить нагрев в салоне на целых 5-7 градусов. Крепятся они на присосках, поэтому в пасмурный денёк их легко снять. Зато в жаркую погоду пассажиры скажут вам спасибо!

4. Сила – в воде

Обязательно возите с собой пару бутылочек обычной питьевой воды. В стоячей пробке без возможности забежать в магазин вы по-настоящему оцените этот совет. Кстати, сладкую газировку, типа Coca-Cola, лучше не пить – жажда замучает еще сильнее.

Больше жидкости потребует и ваш «железный конь». Под палящим солнцем вода из аккумулятора будет быстро испаряться, что может привести к перегреву и закипанию силового агрегата. Чтобы не допустить выхода мотора из строя, водителю придется постоянно следить за уровнем электролита.

5. Соблюдайте чистоту

Не важно, светлый у вас автомобиль или тёмный, если он грязный, под солнечными лучами он будет нагреваться значительно быстрее. Ведь отполированная чистая поверхность отражает часть тепловых лучей. Кроме того, мошкара, разбившаяся о стекло вашей машины, будет намертво присыхать под палящим солнцем. Чтобы потом смыть подобные пятна, придется хорошенько поработать тряпкой. Так что в летнюю жару лучше почаще устраивайте автомобилю тропический ливень.

6. Следите за датчиком температуры охлаждающей жидкости

Помните, когда мы рассказывали про работу кондиционера в жару, мы подчеркивали, что необходимо следить за температурой системы охлаждения двигателя. Только включенный кондиционер – это не единственная причина поглядывать на приборную панель. Указатель температуры может «ползти» в «красную зону», например, из-за закончившегося антифриза или тосола, неисправного вентилятора или забитых радиаторов. Если вовремя не заметить проблему, можно «закипеть». Особенно это касается отечественных автомобилей.

Впрочем, предупреждён, значит вооружён. Теперь-то вы точно будете внимательно поглядывать на датчик температуры системы охлаждения двигателя, а значит, сможете исправить ситуацию своевременно.

Что нужно делать? Для начала откройте окна и включите «печку» на максимум. Да, придётся немного попотеть, но если из-под капота начнёт валить пар, вы просто не сможете дальше ехать. Зато теперь охлаждающая система получила дополнительный обдув.

Если «печка» проблему не решила, придётся поискать место для стоянки, чтобы открыть капот и дать мотору немного остыть. Кстати, глушить автомобиль не следует, а поднимать капот нужно только минут через 10-15 после остановки, иначе рискуете получить ожоги. После остывания советуем подлить охлаждающей жидкости до нужного уровня.

Читайте также:  Какие пружины лучше поставить на ВАЗ

Дожидаться, когда силовой агрегат перегреется не допустимо – под воздействием жары запросто могут погнуться детали двигателя. В результате мотор может заклинить, и вы потратите не один десяток тысяч рублей на ремонт.

7. Меняйте тормозную жидкость перед летним сезоном

Надёжная работа тормозов во многом зависит от того, насколько качественную тормозную жидкость вы залили. Не просто так производители рекомендуют менять её перед наступлением лета, так как она постепенно поглощает воду из воздуха, утрачивая свои полезные свойства. Стоит также учитывать рекомендации автопроизводителей по поводу температуры закипания «тормозухи». Особенно, если за окном стоит 30-градусная жара.

8. Не переливайте топливо

В сильную жару не советуем заливать бензин до полного бака. Дело в том, что при повышении температуры на улице топливо может расшириться и перелиться через горловину бензобака. И тут достаточно будет маленькой искорки, чтобы в одно мгновение лишиться машины.

9. Профилактика ослепления

Солнышко – это не только приятности. Оно может коварно ослепить водителя на ближайшем повороте. Пока в глазах перестанут рябить солнечные зайчики, пройдет несколько секунд. За это время на дороге может случиться что угодно. Так что лучше запаситесь солнцезащитными очками. На всякий случай.

10. Проверьте состояние колёс

Достаточно одной плохо накаченной шины, особенно старенькой с трещинами, и вот в один жаркий день вы можете остаться на трёх колесах. Потому что одна покрышка лопнет. Причём часто подобная неприятность случается прямо на ходу. А значит, машину может легко занести. Так что следите за покрышками, если не готовы рисковать собственной жизнью.

Кстати, имейте в виду, что асфальт под воздействием высокой температуры раскаляется и размягчается, делая дорогу скользкой. Соответственно вам понадобится больше времени на остановку.

К счастью, сильная жара в наших широтах встречается нечасто. Да и вы теперь, зная и выполняя все вышеперечисленные правила, сможете по-настоящему наслаждаться дорогой под солнышком.

20 правил для начинающего водителя

20 правил для начинающего водителя.

Далеко не всегда автошколы способны в полный мере подготовить человека к езде в реальных городских условиях. Так или иначе каждый водитель набирался опыту уже самостоятельно, на дорогах общего пользования. Очень многое зависит от профессиональных качеств инструктора по вождению, и в идеальном случае начинающий водитель все эти базовые моменты будет знать и в теории и на практике. Но на самом деле всё не так «идеально»… Давайте с вами рассмотрим 20 правил для начинающего водителя.

1. Самое главное правило для начинающего водителя: не уверен – не лезь! Не уверен что успеешь повернуть? Стой и жди пока будет 100% уверенность в своём манёвре. Напрягают сложные перекрёстки в час-пик? Выбери другой путь. Не уверен что можешь ездить? Не садись за руль! Остальное, решаемо. Запомните, это одно из самых главных 20 правил для начинающего водителя.

2. Не суетись! Даже если сигналят сзади – не суетись и не торопись! Совершай манёвр тогда, когда уверен в его безопасном завершении, остальные подождут! Вспомни что все такими были, все тупили и косячили, подождут!

3. Думай не только за себя, но и за окружающих водителей. Начиная от парковки – не помешаю ли я другим автомобилям? И заканчивая своими манёврами – не создам ли я помеху другим? Не припарковался с первого раза, не бросайте машину как попало – сделайте второй заход на посадку, уверен место найдется, может быть чуть подальше.

4. Тормози заранее, и заранее показывай водителям сзади что тормозишь, даже если тормозишь двигателем – включай стоп-сигналы. Лёгкое касание педали тормоза уже зажигает стоп-сигналы, информируя водителей сзади что ты замедляешься. Даже если водитель сзади успеет среагировать, не факт что следующий за ним успеет сделать то же самое, а тебя догонят все трое всё равно. Оно нужно?

5. Пользуйтесь поворотниками не в момент манёвра, а за несколько секунд заранее – дав понять окружающим о вашем намерении.

6. Если вам нужно перестроиться, а вас всё не пускают и не пускают – откройте окно, и взглядом/жестом попросите водителя вас пустить. В 99% случаев вас пустят в ряд. Не забудьте сказать спасибо аварийкой.)

7. Старайтесь прогнозировать ситуацию вокруг себя. К примеру, впереди вас в левом ряду стоит машина с включённым левым поворотником. Вы едете в среднем ряду, и рядом с вами в левом ряду другой автомобиль. Будьте готовы что он может резко перестроиться в ваш ряд, или не увидев вас в мёртвой зоне.

8. Помните про свою мёртвую зону зеркал! Там может ехать другой автомобиль, для которого ваш манёвр будет сюрпризом.

9. Главное зеркало – центральное зеркало заднего вида! Через которое водитель должен контролировать ситуацию позади его автомобиля. Мимолётный взгляд туда много быстрее, чем осмотр по боковым зеркалам.

10. В плохую погоду держите стёкла/зеркала вашего автомобиля чистыми – будет намного комфортнее ехать.

11. Возьми за правило осматривать свой автомобиль перед поездкой. Просто подходя к автомобилю, бросить взгляд на колёса/отсутствие подтёков жидкости. Это избавит от неожиданностей в дороге. Тем более, если автомобиль не новый.

12. В потоке автомобилей нужно ехать со скоростью потока. Если вы едете медленнее, вы заставляете окружающих водителей совершать лишние перестроение и опережать вас. А лишние манёвры – риск создания аварийной ситуации.

13. Если на дороге 3 полосы движения – лучше двигайтесь в среднем ряду. В левом ряду не придется перестраиваться от поворачивающих налево, а в правом от внезапных остановок транспорта. Тем самым вы сократите кол-во перестроений.

Читайте также:  Как установить повторитель поворота на автомобиле самостоятельно

14. На перекрестке, при повороте в несколько полос проще поворачивать с полосы где вы не будете “зажаты” между другими потоками. Главное не торопитесь и помните что сбоку от вас так же едет второй ряд.

15. Останавливаясь на перекрестке чтобы повернуть, оставляйте колёса ровно. Если ударят в зад вы избежите лобового столкновения со встречным потоком.

16. Не торопитесь начинать движение на зелёный, не убедившись в безопасности манёвра – помните, у нас очень развит национальный вид спорта “Езда на жёлтый свет”.

17. Держите дистанцию от впереди идущего автомобиля! Не буду глубоко об этом рассказывать, просто держите дистанцию и чем больше скорость – тем больше дистанция.

18. Наклейка “Начинающий водитель” – полезна. Вы ошибаетесь если думаете что вас будут специально ущемлять на дороге, такие водители всё равно подрежут вас вне зависимости от наличия у вас наклейки, зато другие будут относиться терпеливее и чаще пропускать.

19. Если вам моргают фарами в спину и сигналят – это не просто так! После обдумайте ситуацию и поймите что вы делали не так, а сейчас без суеты(!) оцените ситуацию и примите разумное решение. Помните про правило 3хД – дай дорогу дураку.

20. Всегда вози с собой аварийный набор! Убедись что есть запаска и она накачена(а так же что она подходит), что есть баллонный ключ и домкрат. А так же аварийный знак, трос, аптечка и огнетушитель. Однажды озаботившись этим и спрятав всё в багажнике будете чувствовать себя много комфортнее, если не дай бог пригодится. Или кому то может потребоваться помощь. Из полезных вещей: возите с собой бутылку воды, перчатки, фонарик.

Советы начинающему водителю от водителя-новичка.

Наш читатель Денис Шергин, который не так давно сдал на права, потом купил себе автомобиль с моей помощью , поделился советами для новичка, полученных на собственном опыте вождения от уровня автошколы.

10 уроков начинающему водителю:

Прошло 4 с лишним месяца после того, как я сдал на права и при помощи автора блога купил первую машину. Расскажу, какие уроки получил за это время и с какими трудностями столкнулся.

Урок 1. Водить без инструктора сложнее

Нет чувства, что тебя кто-то подстрахует и подскажет. Знак «Учебный автомобиль» больше не защищает от косяков, которые будут первое время обязательно. Психологически езда воспринимается по-другому, не как в автошколе.

Урок 2. Вам будут сигналить

Не только потому, что ошибаетесь. Часто встречаются «торопыги», у которых малейшая задержка после светофора или при выезде на главную дорогу вызывает приступ неадекватности. Привыкните к этому и забейте на часть водителей, которые сигналят не чтобы предупредить об опасности. Они будут всегда, от стажа и вашего уровня вождения это не зависит.

Не сигнальте без острой необходимости сами. Вы теряете концентрацию, что в сложных условиях может привести к ошибке.

Урок 3. Максимально сконцентрируйтесь на дороге

Не ездите первое время с музыкой, отключайте звук телефона и попросите пассажиров не отвлекать вас. Опыта еще нет, дорожную ситуацию вы прогнозируете плохо, реакция замедленная. Все внимание на дорожную ситуацию, чтобы не допустить ДТП.

Лично меня еще отвлекают ямы на дорогах. Дополнительный фактор, который нужно отслеживать. Но это Россия, на лучшее не надеюсь.

Урок 4. Постоянно будьте готовы к неадекватам

Меня подрезали, перестраиваясь с левой полосы без поворотников. Резко разгонялись передо мной, а потом тормозили, вспомнив, что надо заправиться. Тоже без поворотников. Подрезали с правой полосы перед перекрестком, когда уже сплошная. Будьте всегда готовы: что впереди идущая машина резко затормозит, что справа или слева на вашу полосу перестроятся без поворотников, что со второстепенной дороги кто-то вылетит, не оценив ситуацию (такое тоже было).

Урок 5. Будьте внимательны при повороте налево или развороте на перекрестке

Для себя я взял за правило, если впереди 3 машины, которые стоят с папоротником налево, останавливаюсь перед стоп-линией. Чаще всего в часы пик больше трех не успеют проехать и есть риск остаться на перекрестке. Если же успевают, проехать пару метров и совершить маневр сможете и вы.

Урок 6. Выстраивайте простой маршрут

Лучше проехать пару лишних километров, но по более легкому пути. Вы еще привыкаете и не готовы к сложным ситуациям. Лично я, например, не люблю кольцо у ЦКР.

Первое время после школы я еще не ездил в часы пик, тренировался на маршрутах в вечернее время или утром в выходные. Автошкола заточена под сдачу экзаменов. В Перми постоянно ездишь на Садовом. Сразу выходить на другие маршруты при высокой загруженности некомфортно.

Урок 7. Посмотрите сложные места на Google Картах

Когда предстоит поездка по незнакомому маршруту, я смотрю на панорамах сложные места (знаки, движение автомобилей). Это сильно упрощает поездку. В часы пик ехать со скоростью потока, успевать читать все знаки, вовремя перестраиваться в незнакомом районе сложно.

Урок 8. Потренируйте дополнительно заезд в гараж и параллельную парковку

В автошколе нас гоняют под ситуацию на экзамене. Гараж и парковка всегда справа. В реальной жизни все разнообразнее. И только теоретические знания не помогут. Простой способ безопасно практиковаться – взять 6 двухлитровых бутылок, при желании воткнуть в них пластиковые палки и поехать на асфальтовый участок. У меня ближе всего Лента и Морион, которые ночью пустые. Так вы сможете отработать различные варианты парковки и привыкнуть к своей машине.

Читайте также:  Можно ли узнать, снята ли машина с учета после продажи, и как проще это сделать?

Урок 9. Все решают привычки, которые надо выработать

Привыкните стрелять всегда по зеркалам, даже на трассе.

Всегда включайте поворотники, даже при маневрах на парковке, когда никого нет. Только так можно довести это до автоматизма.

Составьте чек-лист того, что нужно сделать, когда сели в машину и когда выходите из нее. Прикрепите на видное место, пока все не будете делать автоматически.

Урок 10. Узнайте максимум про свою машину и соберите инвентарь

У меня машина первая. В семье тоже в сознательном возрасте не было. Я не знал даже, куда незамерзайку заливать. Поэтому не просто прочитал инструкцию, но изучил все темы для начинающих в интернете, прочитал форум по модели и последние посты по ней на Drive2.

Дополнительно рекомендую протестировать в безопасной обстановке тормозной путь на разных скоростях, радиус разворота, вхождение в поворот.

Банально, но возите с собой все необходимое. Зимой без лопаты, троса и проводов для прикуривания не обойтись. Я несколько раз откапывал себя и других, у которых лопаты не было.

Итог. Экзамен в городе я сдал с первого раза, но все равно автошкола полностью к реальной езде в городе не готовит. Возможно, причина ещё в том, что до этого в семье не было автомобиля. Надеюсь, эти 10 советов помогут новичкам-водителям и сделают жизнь немного проще.

В комментариях напишите как учились ездить вы.

Крутая статья? Поделись!

эксперт по автомобилям и мотоциклам в Перми

Как подготовиться к поездкам на автомобиле начинающему водителю

Как подготовиться к самостоятельным поездкам на автомобиле без инструктора

Сдав экзамены в ГИБДД и получив водительское удостоверение начинающие водители часто не готовы к самостоятельным поездкам на автомобиле. Это связано с тем что требования, предъявляемые на экзамене в ГИБДД, отличаются от требований реальной дорожной жизни.

Именно поэтому, приходится тратить силы и время на подготовку к экзаменам, а не к управлению автомобилем после получения прав.

К тому же, в обучении в автошколе есть ряд ограничений, которые не позволяют полноценно подготовиться к управлению автомобилем в реальных условиях. Например, запрещена учебная езда на магистралях и ученики не могут ездить на скорости больше 60 км/час.

Для начинающих водителей мы специально подготовили 9 простых советов, как обезопасить себя на дороге. Посмотри короткую и очень полезную статью Советы начинающим водителям

Если вы полноценно подготовились к экзаменам по вождению и сдали их самостоятельно в МРЭО ГИБДД Санкт-Петербурга, то у вас очень хорошая база для начала вождение. Но на некоторые дополнительные моменты нужно обратить внимание. Принципиально ничего не мешает освоить большинство из описанных ниже навыков в ходе обучения в автошколе, но подавляющее большинство учеников фокусируется на подготовке к экзаменам в ГИБДД.

В ходе подготовки к экзаменам в ГИБДД наряду с не формированием каких-то базовых умений, формируются и избыточные навыки, к примеру, разворачиваться на перекрестке вам вряд ли понадобится, особенно в первое время.

Главное – нужно привыкнуть что вы один за рулем и научиться принимать решения самостоятельно.

В ходе обучения вождению рядом с вами сидит инструктор, на экзамене в ГИБДД – инспектор и вы фактически ни за что не отвечаете.

Главное отличие самостоятельной езды – вас никто не страхует и цена ошибки кардинально возрастает. Это часто давит и может вызывать ступор. Так что критично отпустить ситуацию и начать ездить самостоятельно без советчиков и руководителей. Единственный способ втянуться в управление автомобилем – начать ездить.

Дополнительные поездки с инструктором

Если вы чувствуете, что вам будет сложно ездить самостоятельно в любых условиях то нужно доучиваться. Самый простой способ взять дополнительные занятия по вождению. На них вам будут показывать не что нужно для экзамена в ГИБДД, а то что нужно реально нужно на практике.

Если раздумываете о выборе инструктора, почитайте небольшую заметку Как построить отношения с инструктором вождения – советы точно пригодяться!

Ниже несколько важных моментов на которых нужно обратить внимание.

Знание и следование правилам дорожного движения (ПДД)

На начальном этапе критично следовать ПДД, для этого их нужно хорошо знать, причем актуальную редакцию. Не строгое соблюдение ПДД в России это реальность, но как минимум нужно понимать, что вы нарушаете и последствия нарушений. Настойчиво советую придерживаться ПДД.

Обязательно купите регистратор

Ситуация на дорогах нашего города сложная, возникает очень много спорных ситуацией. Для возможности их разрешить с минимальными потерями обязательно нужно иметь регистратор.

Его отсутствие может стоить очень дорого. Желательно иметь регистратор не с одной камерой.

Что нужно потренировать при самостоятельном вождении

Важно понимать, что вы можете делать на дороге, а что нет и постепенно развивать свой навык управления автомобилем.

Соблюдение дистанции

Не соблюдение безопасной дистанции одна основных причин аварий. В крупных городах водители часто не соблюдают безопасную дистанции между автомобилей. Не берите с них пример и не поддавайтесь давлению, если между вами и автомобилем перед вами кто-то вклинивается проявляйте спокойствие.
Тренировка скоростных режимов и перестроений

Во время учебы в автошколы вы обычно передвигались со скорость 40-50 км/час и в основном в правом ряду. Такая езда может создать проблемы, так что критично потренироваться ездить на больших скоростях и с перестроениями на дорогах с 3-4 полосами в одном направлении.

Если вы получали права на механической коробке автомате, то первоначально попробовать скоростную езду можно на машине с автоматической коробкой. В дальнейшем подключив навык ручного переключения скоростей (если планируете постоянно использовать механику).

Читайте также:  Что такое хэтчбек? Автомобили с фото и видео

Тренировка специфичных городских маневров

В первую очередь речь идет о парковке на улице или многоэтажных гаражах. Упражнение “параллельная парковка” на площадке-автодроме не имеет никакого отношения к реальной дорожной парковке. Мало где в нашем городе можно запарковаться с единственным включением задней скорости. Учиться парковаться с несколькими включениями задней скорости нужно на улицах, как вариант на парковках торговых центров, когда на них мало автомобилей.

Езда в пробках

В ходе обучения инструктора по вождению обычно выбирают улицы без пробок, стоя в пробках сложно учиться. Но в жизни пробки на дорогах – суровая реальность и от них никуда не деться. Не пытайтесь в пробках быть умнее всех, проявляйте спокойствия.

Езда в сложных ситуация – темно, дождь снег, тяжелая машина.

Скорее всего в ходе учебы вы мало ездили в снег, дождь, в темноте. Подобные условия требуют адаптации и опыта, все сформируется в свое время. Также сложности может создать перегруженная машина.

Если у вас трудности со стартом – посмотрите 3 кратких совета Как трогаться на автомобиле и больше у вас не возникнет проблем с началом движения!

Знакомство с дорожной ситуацией и стандартными маршрутами

Ездить по знакомому маршруту намного проще, самый простой вариант – проехаться по стандартному для вас маршруту, например, “работа – дом” или “дом – дача”. Для первых поездок имеет смысл выбрать время, когда на дорогах не очень много машин, ранее утро или поздний вечер.

Помощь друзей и родственников в обучении

Во время тренировок по маршруту первый раз полезно посидеть рядом с водителем и зафиксировать маршрут и основные маневры. Также хороший прием – езда за ведомым, вы просите знакомого водителя проехать перед вами на другом автомобиле и повторяете его маневры.

Помощь мужа жене в осваивании вождения

Тут сложно давать универсальные советы, но в России мужчины часто не признают за женщинами способностей к вождению. И муж в ходе обучения может психологически давить на жену. Это плохая ситуация и не приблизит вас к спокойной уверенной езде.

Специально для милых дам мы подготовили ценные практические советы Вождение для женщин – обязательно посмотрите!

Заключение – не расслабляйтесь за рулем

Навык уверенного вождения формируется медленно, нужно проехать тысячи, а скорее десятки тысяч километров. Не форсируйте, иллюзия что вы все можете до добра не доводит.

10 навыков вождения, которые обязательно стоит освоить каждому автомобилисту

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Сдутые шины

Езда со сдутой шиной – пожалуй, один из самых важных навыков для автомобилиста. Важнее его в этом отношении может быть только навык удержания управления автомобиля в момент резкого сдувания шины, например из-за ее прокола, чем-то острым.

2. Выход из скольжения

Выходить из эффекта скольжения на дороге на большой скорости – очень полезный навык, который пригодится в непредвиденных ситуациях, связанных с частичной потерей контроля. Для того чтобы освоить этот навык, придется научиться правильно тормозить и выворачивать рулевое колесо.

3. Движение в потоке

Движение в потоке – это, пожалуй, один из основных навыков, который автомобилист будет использовать каждый день. Умение держать необходимую скорость в потоке поможет избежать ДТП, а также пригодиться при движении в автомобильных пробках, на которые приходиться значительная часть мелких автомобильных аварий.

4. Торможение с ABS

Поразительно, но как показывает статистика, многие водители сегодня не знают как вести себя в чрезвычайной ситуации на дороге. И это при том, что на сегодняшний день антиблокировочной системой оборудовано более 75% всех автомобилей. Рецепт успеха при экстренном торможении невероятно прост – вдавить посильнее и как можно резче педаль тормоза в пол.

5. Вождение в зимний период

Вождение в зимний период, когда дорога засыпана снегом, покрыта закатанным снегом или льдом, а также гололедом, имеет свою специфику. Эта самая «специфика» вождения начинается с того, чтобы своевременно установить на автомобиль «актуальные» зимние шины. Стоит также проявлять дополнительную осторожность, оставлять большую дистанцию перед впередиидущим и ездить с меньшей скоростью.

6. Вождение в дождь

Не менее актуальный навык, чем вождение в зимний период. Стоит помнить о том, что дождь опаснее всего в начале, пока вода не смыла с дороги пыль. Именно эта мокрая пыль создает своего рода микро-слякоть на
дороге, способствующую скольжению. Также не стоит заезжать в лужи и проходить их на меньшей скорости.

7. Осмотрительность

Не совсем навык, но тоже весьма важная вещь. Хороший водитель всегда должен знать, что происходит вокруг и позади него. Для этого нужно уметь хорошо пользоваться зеркалами своего автомобиля, а также внимательно следить за дорожными знаками.

8. Механика

В наше время, когда все больше автомобилей переходит на автоматическую коробку передач, не стоит пренебрегать и механической. Навык обращения с устройством такого рода пожалуй обязателен для любого автомобилиста и может пригодиться весьма неожиданным образом на дороге.

9. Парковка

Пожалуй, один из самых сложно дающихся навыков – это разные виды парковки. Однако секрет освоения этого навыка куда проще, чем сама парковка. Все что можно сделать здесь – это как можно больше раз парковаться и постепенно, поцарапанных машин соседей будет все меньше, а машина будет парковаться все быстрее и
точнее.

10. Самообладание

Дорога полна опасностей, напряженных и непредвиденных ситуаций. Именно поэтому правильный автолюбитель всегда, в любой ситуации соблюдает свойстве, самообладание и ведет себя вежливо несмотря ни на что. И ведет себя вежливо он, как во время езды, так в случае самые неприятных ситуаций.

Читайте также:  Что такой разбой по статье 162 УК РФ?

В продолжение темы «правильных автомобилистов» про 10 полезных вещей, которые должны быть в багажнике автомобиля предусмотрительного водителя , что смогут пригодиться в самых сложных и неожиданных ситуациях.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Гололед и гололедица

Когда зимой передают прогноз погоды, то часто можно услышать от синоптика о том, что возможны гололед и гололедица. Многие люди не представляют, в чем отличие одного понятия от другого, однако данные природные явления не одно и то же — они имеют разное происхождение.

Что такое гололед

Так называется ледяной слой, появляющийся при отрицательной температуре на почве, асфальте, ветвях растений и прочих поверхностях, когда вымерзает выпадающая атмосферная влага.

Формирование ледяной корки отмечается обычно на горизонтальной поверхности, но лед также может нарасти и на вертикальном объекте с наветренного бока или со всех боков. Ледяные наросты нередко обретают причудливые формы, но, любуясь их природной красотой, не стоит забывать об опасности явления.

Как образуется

Природный механизм образования гололеда такой же, как при формировании других осадков. Водяной пар, устремляясь в высокие холодные атмосферные слои, охлаждается и образует мельчайшие водяные капли. Постепенно становясь крупнее, капли падают на землю, на земные объекты, сливаясь в ледяной покров.

Процесс образования скользкого слоя отмечается тогда, когда после долгого холодного периода наступает потепление, а почва и наземные объекты еще остаются холодными. Обычно такое явление наблюдается когда столбик термометра показывает -10 — 0°C, иногда до -15°C, а ветер отсутствует или слабый.

Слой, образовавшийся на поверхности земли, небольшой, и лишь в редких случаях достигает более 1 см. Но нарастать корка продолжает до тех пор, пока выпадает атмосферная влага: чаще всего несколько часов, но если стоит морось, то более суток. Держится образовавшийся гололед несколько суток.

Чем опасен

Когда синоптики говорят об опасности гололеда, то чаще всего упоминают следующие случаи:

    1. Скользкая корка на пешеходных дорогах и проезжей части является причиной учащения чрезвычайных происшествий: автомобили попадают в аварии, пешеходы поскальзываются, получают травмы.
    2. Транспортные средства сковываются плотным ледяным слоем, из-за чего затрудняется их эксплуатация.
    3. Частые неприятные для пешеходов, коммунальных и прочих служб населенного пункта последствия стихии: обрыв линий электропередач, падение информационных щитов, обрушение конструкций и построек. Из-за сбоя подачи электроэнергии нарушается ритм жизни городов, население и обслуживающие компании сталкиваются с многочисленными проблемами.
    4. Большую опасность несут гололедные явления на море: из-за толстого ледяного нароста судно может опрокинуться.
    5. Корка, покрывшая ветви растений, называется ледяным дождем. Она выглядит красиво, но может привести к обламыванию крупных веток, к падению ветхих деревьев, не выдержавших ледяной тяжести. А озимые культуры, попавшие в ледяной капкан, могут погибнуть.

Борьба с гололедом осуществляется коммунальными службами при помощи противогололедных материалов. Для обработки пешеходных и автомобильных дорог применяются сыпучие средства (соль, зола, песок), химические гранулированные и жидкие смеси.

Несмотря на это пешеходам и автомобилистам нужно знать основные меры борьбы с гололедом:

  • использование ледоступов – металлических шипованных насадок на подошву обуви;
  • неторопливое и осторожное передвижение по заледенелой поверхности (желательно хвататься руками за окружающие устойчивые объекты);
  • во избежание сотрясения мозга при падении сгруппировать тело, прижать подбородок к груди;
  • во избежание перелома падать не на вытянутые руки;
  • посыпание придомовых дорожек и крыльца песком или каменной крошкой;
  • осторожное прохождение мимо заледенелых проводов;
  • смена шин на зимний вариант с липкими вставками или шипами.

Что такое гололедица

Если гололедом именуют явление природы, то гололедицей называют физическое состояние – ледяной покров или слой снега, образовавшийся после повторного замерзания оттаявшей воды. Говоря простым языком, в первом случае замерзает выпавшая атмосферная влага, во втором влага оттаивает, затем снова замерзает.

Поскольку причиной возникновения гололеда является замерзшая атмосферная влага, а гололедицы – повторное замерзание того, что оттаяло, то первое явление может охватывать любую поверхность, а второе отмечается только на горизонтальных покрытиях. Это главный нюанс, чем отличается гололед от гололедицы.

Оба явления опасны для человека. Гололедица способна удерживаться на дорожном покрытии несколько суток, приводя к многочисленным травмам и авариям.

Особенную опасность несет скользкая поверхность, которую припорашивает тонким слоем выпавший снег. В этом случае человек не замечает каток под ногами, поскальзывается, падает. Падение оказывается неожиданным, человек не успевает сгруппироваться, может тяжело повредить голову, поясничную область, конечности.

Борясь с гололедицей, коммунальщики посыпают дорожные поверхности песком, солью или песчано-солевой смесью. Если дорога не посыпана, то пешеходу лучше пройти по снегу за краем тротуара.

В чем разница между гололедом и гололедицей

Гололед и гололедица различаются происхождением и возможностью покрытия определенных поверхностей. Но эти явления имеют и другие существенные различия.

В чем разница между гололедом и гололедицей:

  1. Гололед представляет собой сплошной и довольно толстый слой. Гололедица захватывает отдельные участки дорожного покрытия, обычно тонкая, но бывает плотная, если таяние и замерзание воды происходило несколько раз.
  2. Атмосферная влага покрывает любую доступную поверхность, на которой и замерзает. Талая вода замерзает только на горизонтальных покрытиях.
  3. Гололед – одна из главных дорожных опасностей. И дело не только в скользком дорожном покрытии. Полупрозрачная корка покрывает корпус автомобиля, что для водителя – большая проблема, а также стекла автомобиля, из-за чего ухудшается видимость. Водитель вынужден ехать со скоростью, не превышающей 40 км/ч. На отдельных участках дорог могут находиться незаметные ледяные лужицы. В момент времени, когда автомобиль проезжает по лужице, его может занести.
  4. При гололеде пешеходам трудно двигаться по асфальту. Но гололедица опаснее для пешеходов: дорога может казаться чистой, но на ней будут небольшие и малозаметные ледяные лужицы. Человек, уверенно двигаясь, наступает на лужицу, поскальзывается, получает травму. Нужно внимательно смотреть на дорогу, обходить подозрительные места, особенно если после прошедшей оттепели пошел снег.
  5. Коммунальщики говорят про гололед, как про головную боль, настоящее стихийное бедствие. При обрыве проводов наносится существенный урон коммунальной, экономической, хозяйственной сферам пострадавшего региона. Население, административные и хозяйственные объекты остаются без электричества, а ремонт линий электропередач – работа хлопотная и опасная. При гололедице провода не затрагиваются.
  6. Оба явления оказывают негативное влияние на озимые сельскохозяйственные культуры. Но при гололедице ситуация хуже. Если гололед при отсутствии снега на полях покрывает тонкой коркой стебли зимующих культур, то при гололедице леденеет поверхность почвы. В результате не выживают даже самые зимостойкие сорта злаковых культур.
  7. Гололед обычно держится недолго и после завершения выпадения атмосферной влаги постепенно проходит. При высокой влажности воздуха даже ледяная корка, имеющая толщину в несколько сантиметров, держится не дольше 5 дней. Гололедица способна сохраняться на период дольше недели.
Читайте также:  Где посмотреть штрафы ГИБДД?

После выяснения, что такое гололед, стало понятно, что это явление не синонимично гололедице. Когда синоптики, передавая прогноз погоды, говорят об этих двух явлениях, то подразумевают разные природные процессы.

Следует подвести итог:

  • гололед связан с выпадением и замерзанием атмосферной влаги, гололедица – с повторным заледенением оттаявшей воды;
  • гололед можно увидеть на горизонтальных и вертикальных сторонах любых доступных для небесной влаги объектов, гололедицу – исключительно на дорожных и почвенных покрытиях;
  • гололед толще, охватывает значительные пространства, но менее устойчив, гололедица тоньше, захватывает отдельные участки дорожного полотна, но более устойчива.

Оба явления опасны для человеческого здоровья, являются частой причиной зимних автомобильных аварий. Поэтому не стоит игнорировать предупреждения синоптиков, по заледенелым дорогам следует двигаться осторожно как пешком, так и за рулем транспортного средства.

Чем отличается гололед от гололедицы?

Эти два понятия часто невольно путают, предполагая, что одно плавно вытекает из другого. Но это совершенно не соответствует действительности. Гололедицу и гололёд объединяет только смысл, при этом значение остаётся абсолютно разным, и в этом не сложно убедиться. Предлагаем детально в этом разобраться в чем разница между гололедом и гололедицей.

В чем же их отличие гололеда от гололедицы?

Разобравшись в значении самих понятий, стало очевидно, что при изначальной схожести, это всё-таки совершенно разные явления и не стоит их путать.

Гололёд способен покрыть всю дорогу и представляет собой плотную корку. Гололедица редко охватывает всю поверхность и имеет тонкий слой (исключение, когда она превращается иногда в толстый слой, только после неоднократных замерзаний).

Еще существенное отличие, что гололедица бывает исключительно на горизонтальной поверхности, или на месте талой воды. А вот гололёд покрывает любые поверхности, начиная с горизонтальных, и заканчивая вертикальными.

На дорогах гололёд несет опасность тем, что обволакивает весь автомобиль вместе со стеклами. Видимость существенно ухудшается и скорость возможна только в пределах 40 километров в час.
Поездка в гололедицу чревата тем, что какой-то отрезок дороги можно двигаться размеренно со скоростью в час 60 километров, но любая замерзлая лужа, случайно попавшая на пути, тут же послужит причиной заноса.

Опасности и особенности

Гололёд, бесспорно, затрудняет движение, ведь передвигаться по дороге, покрытой ледяной коркой действительно проблематично. Но гололедица в таких случаях отличается тем, что оказывается наиболее коварной.

Типичный частый случай: человек уверенно идёт по тротуару, случайно наступает на неподходящий участок, падает и получает травму. Поэтому нужно не расслабляться, когда выпадает снег после гололедицы, обманчиво прикрывающий все коварные места.

Гололёд – первый враг для проводов. Он служит причиной их разрыва, наносит вред электричеству и экономике, в целом. Бывали случаи, когда гололёд способствовал лишению электричества отдаленных сельских поселений, с невозможностью оперативно провести ремонтные работы.

Гололедица же проводам не может нанести никакого урона, за исключением тех аварийных случаев, когда автомобилем были задеты столбы. Но зато гололедица способна нанести огромный ущерб урожаям. Повредив озимые – рожь, пшеницу, ячмень – спровоцирует плохой урожай, что в последствие приведет к повышению цен на необходимые продукты потребления.

И последний момент. Гололедица держится долго на поверхности, не меньше недели. А вот гололед сразу после дождя исчезает. За исключением тех мест, где климатические условия помогают сохраниться ему примерно до 5 дней.

Что такое “гололёд” – определение и в чём его опасность?

Гололёд – по определению считается таким явлением окружающего мира, когда атмосферные осадки в виде воды замерзают на земле, домах, разных строениях, столбах, проводах и ветках деревьях. Таким образом, формируется лёд.

Произойти такое может при внезапном потеплении, при прохождении теплого воздуха над любой холодной поверхностью.

Если температура воздуха окажется ниже нуля до – 10 градусов, то вполне возможно образование ожеледи толщиной более 1 сантиметра. Появляется дополнительный вес, что неизбежно приводит к обламыванию деревьев, разрыву проводов, иногда к падению стоящих столбов электроосвещения.

Непредсказуемо опасна такая ожеледь для людей и любого автотранспорта.
Продолжительность сохранения гололёда зависит от количества выпавших атмосферных осадков, а также от наличия тумана. Такая ситуация может продлиться несколько дней.

Неприятные «сюрпризы» гололёда:

  • Падение людей с многочисленными ушибами и травмами.
  • Увеличение количества транспортных аварий.
  • Покрытие автомобилей коркой льда, блокировка дверей.
  • Многочисленное опасное и непредсказуемое падение деревьев.
  • В целом приводит к крупному экономическому ущербу.

Что такое «гололедица? Какие опасности преподносит?

Гололедица – это когда поверхность земли покрыта льдом, образуя скользкую дорогу. Состояние поверхности при этом бывает бугристым либо гладким.

Читайте также:  Сроки ремонта автомобиля по КАСКО: нюансы страхования

В случае внезапного похолодания или снижения температуры, вода замерзает после таяния снега и преобразуется в лёд. Температура около нуля уже предупреждает о скользких дорогах на улице, что требует особой внимательности.

Отличительно то, что может лёд образовываться исключительно на твердой поверхности – площадях, дорогах, тротуарах. Держится долго до тех пор, пока не покроется сверху слоем снега или в другом случае, пока не согреется грунт, и не повысится температура воздуха.

Неприятные последствия гололедицы:

  • Получение серьезных травм при падении человека: удары головой или копчиком.
  • Трагедия для сельского хозяйства из-за гибели озимых посевов, в связи с недостатком воздуха.
  • Максимальные случаи автомобильных аварий.

Однако гололедица возникает не только из-за талого снега, но и поводом образования может послужить даже просто разлитая вода. А также при движении транспорта на проезжей части появляется смесь-кашица из грязи и снега, которая позже замерзает.

Как правильно называть и в каких случаях?

Из прочитанного мы усвоили, что это совершенно разные термины, не являются синонимами, и, следовательно, заменять друг друга не могут. Поэтому их следует разграничивать и называть в случае необходимости в строгом соответствии со значением.

Ещё раз закрепляем: гололёд бывает на любых видах поверхности при морозе после дождя. Гололедица только на дорогах после заморозков, следующих за оттепелью.

Всё просто, и путать разные понятия не стоит. Будем стараться излагать свои мысли чётко и грамотно. В слове “гололедица” ударение ставится на слог с буквой Е.

Гололед и гололедица 🌟 Причины и условия возникновения, чем отличаются, последствия, меры предосторожности, фото и видео

Услышав в прогнозе погоды предупреждение о возможном гололеде или гололедице, большинство из нас мысленно представляет сколькую дорогу и связанные с этим трудности. Явления эти, хоть и похожи, но возникают по разным причинам. Рассмотрим условия их возникновения, отличия, последствия и меры предосторожности.

Что такое гололед?

Гололед – это атмосферные осадки, представляющие собой слой плотного прозрачного льда с гладкой или слегка бугристой текстурой, который появляется на различных охлажденных поверхностях и постепенно утолщается. Возникает вследствие намерзания мелких частиц осадков и десублимации водяного пара (когда происходит переход из газообразного состояния сразу в твердое).

Во время гололеда горизонтальные поверхности покрываются плотным слоем льда

Причины гололеда. Как образуется?

Гололед образуется так же, как и другие осадки. Водяные пары направляются в холодные слои атмосферы, где они охлаждаются и становятся небольшими каплями воды. Постепенно такие капли растут в размерах и выпадают на землю, образуя ледяной покров.

Скользкий слой формируется тогда, когда заканчивается холодный период и приходит потепление. Однако объекты, находящиеся на земле, и все горизонтальные поверхности все еще холодные. Чаще всего такое явление наблюдается при температуре от -15℃ до 0℃. Ветер обычно слабый или вовсе отсутствует.

Толщина льда

Толщина ледяного слоя зависит от многих факторов, таких как продолжительность осадков, температура окружающей среды и др. Он может образовываться на любых поверхностях, преимущественно горизонтальных.

Слой льда чаще всего небольшой и только в редких случаях превышает толщину в 1 см. Однако на проводах этот показатель может достигать 7-8 см, так как они расположены выше земной поверхности и холод там сохраняется дольше. Вес ледяных отложений между опорами может достигать 20 кг.

Условия возникновения

Для возникновения гололеда требуется соблюдение нескольких условий. В первую очередь – выпадение переохлажденных осадков. Температура воздуха должна быть достаточно низкой – обычно до -10℃. Образованию льда предшествуют длительные морозы, из-за которых температура всех поверхностей остается ниже 0℃.

Схема образования гололеда

Если на улице слишком холодно, гололед не возникнет, так как осадки будут замерзать в воздухе, превращаясь в снег. Исключение составляют внезапные перепады температуры, например, от -15℃ сразу до 0 и чуть выше.

Осадки в виде ледяного дождя, ледяной крупы, дождя со снегом намерзают на переохлажденных поверхностях. Они, в свою очередь, возникают в результате температурной инверсии, когда у самой земли расположен теплый слой воздуха, а выше – холодный. Также требуется безветренная погода.

Часто ли бывает гололёд? Долго ли он держится?

В целом гололед считается редким атмосферным явлением, но все зависит от местности. Его чаще отмечают в тех края, где низкие температуры чередуются с теплым воздухом. Для России это европейская часть территории. И наоборот – гололед редко бывает на местности со стабильно низкими показателями столбика термометра.

Сколько будет нарастать гололед, зависит от продолжительности выпадения осадков. Этот процесс обычно занимает пару часов, однако морось может затянуться и на день-два. Процесс намерзания ледяного слоя может длиться до 12 часов, но так бывает редко.

Спрогнозировать гололед трудно, а развивается он стремительно. Сформировавшаяся наледь держится чаще всего 2-3 дня. Если же после оттепели температура снова резко снизилась, гололед может задержаться на неделю, так как на холоде он испаряется очень медленно. Способствуют таянию сильный ветер и резкое потепление.

Чем опасен? Последствия гололеда

Гололед на проезжей части и в пешеходных зонах весьма опасен. Пешеходы поскальзываются и могут травмироваться, а водителям сложнее справиться с управлением транспортными средствами, что приводит к происшествиям на дорогах. Кроме того, владельцы авто часто сталкиваются с проблемой полного их обледенения.

Замерзшие линии электропередач могут обрываться под тяжестью наледи, и коммунальным службам крайне непросто восстановить их в таких условиях. Особенно если обрыв произошел в труднодоступном месте. Из-за обледенения могут рушиться постройки и разные конструкции.

На море гололед также опасен: корабли «обрастают» ледяной коркой, что может привести к опрокидыванию. Лед, покрывающий растения, вне сомнений, очень красивый, но и таит угрозу. Крупные ветки, особенно старых деревьев, могут ломаться и падать. Озимые культуры с трудом переносят обледенение.

Читайте также:  Нужна ли страховка ОСАГО на прицеп или пометка "с прицепом"?

Примеры гололеда

Одним из самых известных считается Великий гололед 1998 г, который запомнился жителям Северной Америки. Он охватил южную часть Квебека, Атлантическую Канаду, Восточное Онтарио, северные районы Новой Англии и Нью-Йорка. Причина явления – последовательность из нескольких дождей с образованием наледи.

В отдельных случаях толщина слоя составляла 12 см. Больше всего пострадали системы электроснабжения и зеленые насаждения, поэтому миллионам людей приходилось обходиться без света в течение нескольких недель. Экономический ущерб оценивается в миллиардах долларов.

В 1892 гололед охватил юго-западную часть России. 20-21 октября произошло охлаждение воздуха и почвы в результате дуновения сильных северных и северо-восточных ветров. На следующий день пошел снег с дождем, периодически переходящий в ледяной дождь, так как направление ветра сменилось на южное. Ледяная корка покрыла все поверхности.

Сильный гололед имел место и в недалеком прошлом. В декабре 2010 москвичи столкнулись с данным явлением, которое на некоторое время приостановило авиасообщение. Также наблюдались массовые отключения электроэнергии из-за обрывов проводов и обрушения деревьев.

Зима 2022-2022 оказалась «щедрой» на случаи гололеда для Владивостока. За этот период город неоднократно оказывался в сложной ситуации с заторами на дорогах, обрывами линий электропередач, отключением электричества и прочими последствиями гололеда.

Что такое гололедица? Почему возникает?

Гололедица представляет собой неровный слой льда (либо обледеневшего снега), который возникает на поверхности земли в результате замерзания талой воды. Схема образования данного явления простая: после потепления температура воздуха и почвы понижается до минусовых значений, вследствие чего появляется ледяная корка.

Лед при гололедице имеет неровную структуру и небольшую толщину

Как часто бывает гололедица?

Гололедица считается распространенным явлением и бывает намного чаще гололеда. Она носит локальный характер. Образовавшаяся гололедица может держаться на протяжении множества дней. Ледяная корка исчезнет только в результате изменения погодных условий. Например, после выпадения осадков (дождя или снега) либо резкого повышения температуры.

Чем отличаются гололед и гололедица?

Несмотря на похожие названия и часто возникающую путаницу, гололед и гололедица – совершенно разные явления. Гололед является следствием нарастающих атмосферных осадков и температурной инверсии в слоях облаков. А гололедица представляет собой замерзание талой воды, которая появилась на поверхности после оттепели, и встречается она гораздо чаще.

Разница между гололедом и гололедицей

Обледенение при гололеде может иметь гладкую или неровную текстуру, а при гололедице – только бугристую. В первом случае слои льда образуются на любых поверхностях: дорогах, тротуарах, проводах, деревьях, машинах и т.п. Ледяной слой сплошной и плотный.

Гололедица может покрывать лишь отдельные участки. Такие явления еще называют ледяными блюдцами. Она свойственна только проезжим частям и пешеходным зонам – то есть тем земным участкам, где может скапливаться талая вода. Гололед редко держится дольше нескольких дней, а для гололедицы это обыкновенное явление.

Последствия гололедицы и меры борьбы

Так как гололедица возникает только на земных поверхностях, она не наносит ущерба проводам, деревьям и объектам инфраструктуры. Однако ледяная корка не менее опасна для транспортных средств и пешеходов. Локальный характер намерзаний приводит к тому, что прохожие не ожидают появления скольких участков на своем пути, особенно если те присыпаны снегом.

Дорожные покрытия посыпают солью, песком или обрабатывают реагентами

Кроме того, гололедица наносит ущерб сельскому хозяйству. Ледяная корка образуется поверх почвы, что несет в себе негативные последствия для озимых сортов злаковых культур.

В Европе, Америке местные власти самостоятельно решают, как именно бороться с гололедицей, опираясь на бюджет и экологические соображения. В странах СНГ наиболее распространенный метод – посыпание дорог и тротуаров технической солью, которая способствует более быстрому таянию льда.

Однако данный способ неоднократно подвергался серьезной критике ввиду негативного воздействия смеси на обувь и транспортные средства. Также используются различные противогололедные реагенты. В регионах с низкими температурами они становятся неэффективными, поэтому дорожные покрытия посыпаются песком и прочими смесями.

Меры предосторожности во время гололеда

Самым важным правилом является осторожность. При выходе из помещения на улицу, нужно постараться быстрее миновать этот участок, чтобы обезопасить себя от падений сверху сосулек и кусков льда. В такую погоду по возможности следует держаться подальше от высоких строений.

По скользкой поверхности нужно ходить небольшими шажками, наступая на всю стопу. Чтобы избежать падения, следует выбрать путь с краю дороги, так как обычно по середине она очень скользкая. Не стоит отвлекаться на телефон, собеседника или что-либо еще – все внимание должно быть сконцентрировано на аккуратной ходьбе.

Во время ожидания транспорта рекомендуется зайти за остановку или найти наиболее безопасное место, куда вряд ли гололед сможет вынести автомобили с проезжей части. Передвигаясь по обледеневшей лестнице, нужно держаться за поручни и идти как можно ближе к ним.

Правила безопасного движения во время гололеда

Особую опасность представляет гололед на спусках и подъемах – лучше вообще постараться их избегать. Рекомендуется ничего не держать в руках, особенно тяжелого. Это поможет сохранить равновесие.

При выходе на улицу следует одевать свободную одежду, чтобы смягчить падение. Высокие воротники и надетые капюшоны будут сковывать движения и уменьшать видимость. Слишком узкая одежда ограничивает «маневрирование» во время падения и правильно сгруппироваться не получится.

Головной убор станет хорошей дополнительной защитой для головы. Естественно во время гололеда нужно забыть о платформах и каблуках, обуви на тонкой подошве – она должна быть толстой и рифленой.

Читайте также:  Рейтинг лучших автомобилей ВАЗ (Лада) 2022 года

Для обеспечения дополнительной защиты можно приобрести специальные насадки на обувь, чтобы минимизировать скольжение. Даже если гололед случился внезапно, то нужно обратить внимание на подручные средства, к примеру, снизить скольжение поможет обычный пластырь, наклеенный на подошву обуви.

Что делать при падении?

При падении не нужно пытаться спасать вещи, имеющиеся в руках. Рекомендуется бросить ношу и попробовать восстановить равновесие. Если все же падения не избежать, следует напрячь мышцы (чтобы они приняли на себя удар вместо костей), сгруппироваться и постараться приземлиться на бок.

Снег лишь увеличивает скольжение при гололеде

Также при падении нужно попытаться немного присесть. Во избежание травм нельзя выставлять руки вперед. При падении на спину следует прижать к груди подбородок, что снизит шансы получения травмы головы.

После падения не стоит сразу вставать – лучше осмотреть себя на наличие травм и только после этого надо аккуратно подниматься. Если в результате падения беспокоят болевые ощущения, рекомендуется как можно скорее обращаться к врачу.

Гололед и гололедица, интересное видео

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Чем отличается гололёд от гололедицы?

Здравствуйте, дорогие юные, а также уже совсем взрослые читатели блога «ШколаЛа». Зимняя погода часто нас удивляет капризами. То по телевизору услышишь, что надвигается сильный мороз. То в новостях вещают о гололёде и гололедице.

Для нас, обывателей, два этих слова, неизменно связанных с морозом и льдом, одинаковы. Но вот у профессиональных синоптиков эти понятия совсем различные. Есть ли на самом деле какая-то разница, чем отличается гололед от гололедицы – тема нового проекта.

Гололёд и гололедица в словарях

Мы с вами уже достаточно умные, чтобы искать информацию в надёжных источниках. Давайте обратимся к словарям.

Известный всем толковый словарь Ожегова трактует нам гололедицу как ледяной слой на земле, который получается после оттепели либо дождя. Ушаков в своём толковом словаре тоже объясняет это явление как мороз без снега, когда на земле обнажённый слой льда. Этого придерживается Большой энциклопедический словарь, а также многие другие источники.

Что говорят знатоки русского языка о гололёде? Практически у всех учёных понятие такого явления – более общий термин, когда ледяным слоем покрыта не только земля, а все окружающие предметы – электрические провода, деревья, машины.

Но вот для Большого академического словаря русского языка и некоторых иных эти два слова тождественны, то есть одинаковы — это особое состояние погоды, при которой получившийся из замёрзших капель дождя лёд покрывает толстым слоем всё вокруг.

Итак, из умных книг делаем первый вывод.

Гололедица отличается от гололеда местом, которое эти явления покрывают. В первом случае это земная поверхность, во втором – все предметы без исключения.

Что говорят синоптики?

Отличаются эти два природных явления причинами возникновения, проще говоря, физикой.

Если выпадают атмосферные осадки – туман, ледяной дождь или мокрый дождь со снегом, они покрывают льдом любые поверхности. Пока эти осадки будут выпадать, будет наслаиваться ледяной настил, который может достигать нескольких сантиметров в толщину. В таком случае мы имеем дело с гололедом.

Обычно такое явление бывает при резком потеплении после стойких морозов, при температуре от 0 до -10 градусов, когда осадки теплее, чем те поверхности, на которые они падают. Гололед, сковавший электрические провода и ветви деревьев, приводит к их утяжелению и обрывам.

Гололедица, в отличие от своего собрата, с осадками никак не связана. Мы её можем наблюдать, когда днём за окошком была плюсовая температура, а вечером или ночью вдруг ударили морозы. Вот тогда растаявший слой снега на дорогах и тропинках превращается в каток, мы падаем, а иногда при неосторожности что-нибудь себе ломаем.

Особенно опасна она, когда сверху слоя льда выпадает свежий снежок. Для гололедицы достаточно небольших температур, до -3 градусов.

Итак, снова делаем выводы:

Гололедица может быть только на земле и является последствием понижения температуры с тепла на резкий холод, а гололёд бывает везде и причина тому – осадки.

Как бороться с природой?

Чем они опасны, такие природные явления и какой вред они могут принести?

Считается, что гололед наносит больше вреда, нежели его сестра. Причина тому – большая плотность и толщина получающегося ледяного слоя. Хоть по сравнению с гололедицей, явление это редкое, но экономический ущерб от него выше. Он часто ведёт к поломкам линий электропередач, а также других коммуникаций, под тяжестью льда падают на окружающих людей, на автомобили, на дома ветви и даже целые деревья.

Опасность гололедицы заключается в травмах пешеходов и автомобильных авариях. Но бороться с ней гораздо проще. Для этого достаточно рассыпать реагенты или обычный речной песок. А вот убрать корку льда с протянувшихся на множество километров проводов или с каждого дерева в парке – дело хлопотное.

Очень часто эти два природных явления появляются вместе, тогда из новостей от синоптиков мы слышим заученную фразу: «Днём гололёд, на дороге гололедица».

Вот так кратко мы сегодня обозначили отличия между гололедом и гололедицей, а также усвоили, что они разные по способу образования, месту расположения и опасности.

Хотите рассказать немного больше? Вот вам парочка фактов.

Знаете ли вы, что по числу дней в году победителями среди городов, где встречается гололед, стали Воронеж с Самарой, за ними следуют Сыктывкар с Ростовом-на-Дону, а на третьем месте – Казань вместе с Москвой. Крайне редко гололед бывает в Сибири и на Дальнем Востоке – там зимой устойчивая температура.

Ну а гололедица – дело привычное почти во всех городах.

Читайте также:  Как сделать химчистку салона авто своими руками

На блоге «ШколаЛа» еще много интересной информации для вас:

  • знаете ли вы откуда появляется шаровая молния?
  • какие секреты скрывает от нас Луна?
  • почему происходят землетрясения?

Заходите в гости почаще, будем вместе развивать свой кругозор, поражать учителей знаниями, и радовать родителей отличными оценками!

Гололёд или гололедица?

Как не запутаться в зимних погодных явлениях, «БелПрессе» объясняет замначальника ГУ МЧС России по Белгородской области Владимир Кудренко.

Гололёд и гололедица – одно и то же?

Очень часто путают эти два понятия, так же как и весной путают половодье и паводок. Но между гололёдом и гололедицей есть принципиальная разница. Гололедицу провоцирует резкое потепление и колебания температуры около 0 градусов: вечером дорога подтаяла, а утром снова подморозило, и влага, которая уже была на поверхности земли, застывает. Это и есть гололедица.

А гололёд всегда образуется при выпадении осадков: дождь или морось (мелкий дождь) падают на охлаждённую поверхность и тут же превращаются в лёд. Гололёд – явление более глобальное: он возникает не только на дорогах и тротуарах, но и на любых горизонтальных и вертикальных поверхностях: крышах домов, деревьях, автомобилях, мостах и их опорах, эстакадах.

Оба явления одинаково опасны?

Гололёд намного опаснее. Во‑первых, лёд при нём изначально толще (до нескольких сантиметров) и имеет свойство увеличиваться в размерах: осадки продолжают падать, и на уже образовавшемся льду появляются всё новые и новые слои. Во‑вторых, для борьбы с гололёдом приходится принимать более серьёзные меры – например, растапливать лёд на линиях электропередачи. При гололедице же толщина льда совсем небольшая, и, как правило, достаточно просто посыпать скользкую поверхность песком или солью, чтобы снизить опасность падения.

И зачем мне в этом разбираться?

Чтобы делать правильные выводы из прогнозов синоптиков: когда обещают гололёд, пешеходам нужно смотреть не под ноги, а вверх, чтобы уберечься от падения сосулек с крыш или веток деревьев, которые могут сломаться под тяжестью льда. Прогнозируют только гололедицу? Нужно выбирать обувь с нескользящей подошвой, по возможности обходить накатанные участки, а пожилым людям нужно взять с собой трость с резиновым наконечником или шипами.

Для автомобилистов гололёд опасней гололедицы. Во‑первых, гололедицей может покрыться не вся дорога, а только те участки, где до заморозка скопилась вода. Во‑вторых, ехать по такой дороге можно на скорости до 60–70 км/ч. Тогда как при гололёде ехать быстрее 30–40 км/ч очень опасно. Как и пешеходы, водители тоже должны избегать деревьев и линий электропередачи и не оставлять под ними свои машины.

Гололёд провоцирует обычный дождь или ледяной?

Гололёд провоцируют любая морось или дождь, которые ложатся на остывшую поверхность. Ледяной дождь – явление достаточно редкое. Если температура у поверхности земли ниже, чем в облаках, где формируются осадки, то капля воды, падая вниз, за счёт этой разницы температур замерзает не полностью, а только снаружи. Получается ледяная оболочка, а внутри – вода. Падая на землю, она разбивается и замерзает. Как следствие – гололёд.

Какие из этих явлений наиболее характерны для Белгородской области?

Гололёд – явление у нас достаточно редкое. Условия, способствующие его образованию – минусовые температуры (от минус 1–2 градусов до минус 15), ветер до 7–10 м/с, высокая влажность воздуха. Этой зимой не так часто шёл дождь – в основном был снег, поэтому и гололёдные явления случались не так часто, всего пару раз.

Для Белгородской области и Центрального федерального округа характерна гололедица – именно с ней постоянно борются. Причём не только зимой: гололедица может появляться с ноября по апрель, а особенно часто возникает утром, когда подморозило.

Этой зимой многие жаловались на обилие снега. Привыкли, что последние лет пять в Новый год идёт дождь и нормальную снежную зиму теперь воспринимают как нечто из ряда вон. А это нормальный снежный покров, его толщина не превышает средних многолетних значений за последние 15 лет. Соседние Курск и Воронеж более подвержены природным катаклизмам: у них снегопады бывают чаще, и если их засыпает – то полностью, а нас – нет.

С гололёдом и гололедицей понятно, а что ещё путают зимой?

Конкуренцию гололёду и гололедице могут составить разве что иней и изморозь. Эти два явления в целом похожи – снежные кристаллики, образующиеся на земле, ветках, листьях, машинах. Многие думают, что иней – это тонкий слой снега, а изморозь – это толстый слой инея. Но это не совсем так.

Иней – это водяной пар, который из газообразного состояния сразу переходит в твёрдое (лёд) на горизонтальных поверхностях. Появляется он при безоблачном небе и слабом ветре. Изморозь – это кристаллики льда, которые образуются в основном на тонких длинных предметах (например, ветках) при морозной ветреной погоде. Принципиальное отличие от инея: водяной пар превращается в ледяные кристаллы ещё в воздухе, и только потом они ложатся на поверхность чего‑либо. Иней действительно образует более тонкий слой (около 2 мм), а изморозевые отложения могут достигать в толщину нескольких сантиметров. Острые ледяные иголки, которыми обрастают при ветреной погоде деревья, – это изморозь, а не иней.

Ссылка на основную публикацию