Автомобили столкнулись когда один выезжал с парковки – кто виноват?

На парковке задел машину и уехал, что будет?

Главная » ДТП » Оформление ДТП » На парковке задел машину и уехал, что будет?

Прежде, чем рассматривать различные чрезвычайные ситуации, которые происходят с водителями на дорогах, давайте разберемся, что означает понятие ДТП.

Столкновение автомобилей между собой, а также наезд на объект, который не движется, принято считать дорожно-транспортным происшествием (ДТП).

Происшествия данного рода могут происходить на дороге, за городом, в пределах населенного пункта, во дворе или на парковке. Чтобы объяснить, почему произошло ДТП на парковке, можно привести множество причин: невнимательность водителя, отвлекающие моменты, большая загруженность территории, прочее.

Если вы повредили чужой автомобиль на парковке, никогда не оставляйте место происшествия. Сообщите в ГИБДД, дождитесь представителей органов правопорядка и оформите ДТП, как этого требует закон.

При правильном оформлении документов по ДТП и при наличии страхового полиса, вы сможете получить положенную компенсацию за ущерб.

Штраф за ДТП на парковке

ДТП на парковке. Водитель оставил место происшествия.

Обычно водители, выезжая с парковки, чувствуют себя более расслабленно, чем при движении на дороге. Но такое поведение чревато не очень приятными последствиями.

Банальная невнимательность и отвлеченность могут привести к повреждению другого припаркованного автомобиля. Часто такая ситуация происходит в тот момент, когда водитель сдает назад.

Первое желание, которое возникает у большинства автолюбителей – быстро покинуть место происшествия в надежде, что никто не заметил аварии.

Но такое действие может вам только навредить, ведь за правонарушения подобного рода также предусмотрено наказание. Хорошо, если вы отделаетесь только штрафом. Но если вы сбежите, наказание будет серьезнее. А лишаться водительских прав вы вряд ли захотите.

Тогда сами вызовите сотрудников ГИБДД, дождитесь их и владельца поврежденного авто. А дальше оформите происшествие в соответствии с требованиями закона. Так вы обойдетесь штрафом.

В противном случае решением суда вы будете лишены прав на управление автомобилем. Это самое распространенное решение суда в подобных ситуациях.

За оставление места ДТП водитель будет лишен водительских прав.

Административная ответственность (штраф) при ДТП на парковке.

Обычно водители, выезжая с парковки, создают аварийную ситуацию или попадают в нее при движении задним ходом.

Но такое движение, согласно ПДД, возможно только в некоторых ситуациях:

  • Когда движение задним ходом не будет мешать другим участникам движения или ситуация вполне безопасна;
  • Если есть к кому обратиться за помощью (направить движения водителя) при плохой видимости.

Ни в коем случае нельзя передвигаться задним ходом:

  • Находясь на перекрестке;
  • В местах, где запрещено разворачиваться: пешеходные перекрестки, тоннели, мосты, путепроводы, железнодорожные переезды, остановки общественного транспорта, прочее. Также запрещены развороты на дороге, если видимость в радиусе 100 метров очень плохая.

За нарушение пунктов ПДД, отвечающих за правила маневрирования на дорогах, в отношении водителей-нарушителей предусмотрена административная ответственность (ст. 12.24 КоАП РФ).

Таким образом, когда произошло дорожно-транспортное происшествие на парковке при движении одного из автомобилей задним ходом, виновным будет признан водитель именно этого автомобиля (в 90 % случаев).

Когда происходит ДТП на парковке, собственно, как и любая другая авария, происшествие должно быть оформлено в соответствии с требованиями закона. То есть, после оформления аварии у виновника должен остаться официальный документ.

В том случае, когда вы, находясь за рулем автомобиля, повредили чужую машину на парковке, никогда не сбегайте. Дождитесь владельца поврежденного авто и оформите происшествие.

Если на парковке пострадал ваш автомобиль, сделайте все, для того чтобы собрать как можно больше информации о машине, причинившей повреждения вашему ТС, найдите очевидцев, прочее.

Каждое конкретное происшествие на парковке имеет свои особенности. Поэтому чтобы лучше разобраться со своими действиями и возможными последствиями – обратитесь к юристу.

На основании анализов документов, показаний очевидцев и прочих материалов, специалисты подскажут вам как дальше себя вести. Иногда достаточно опытного взгляда на суть происшествия, и вся ситуация может в корне измениться.

Наложение штрафа

Если виновник аварии на парковке оставил место происшествия, не имея на то веских причин, ему придется оплатить штраф.

Вы должны понимать, что сегодня просто так избежать наказания не получится. Иногда водители надеются на то, что никто не заметил их действий. Но не стоит забывать, что все современные автостоянки и парковки оборудованы камерами видеонаблюдения.

Поэтому особых сложностей в поиске правонарушителей на парковке сейчас не возникает.

Давайте рассмотрим, какая административная ответственность и наказание предусмотрены ст. 12.27 КоАП РФ за оставление места аварии на парковке:

Эксперты, интересуясь данной проблемой, решили оценить ситуации с возникновением ДТП, которые происходят на парковке. Для оценки они взяли период с июня 2016 года по май 2017 года.

Результаты оказались довольно неожиданными. За изучаемый период из общего количества происшествий с ТС, аварии на парковке составляли 40 %.

Полученные данные говорят сами за себя. Эта проблема должна быть хорошо изучена соответствующими органами. Главное – найти пути разрешения проблемной ситуации.

Если раньше сотрудники ГИБДД и полиции уделяли больше внимания безопасности движения на дороге, то в настоящее время их внимание все больше привлекает ситуация на парковках.

Оформление ДТП на парковке

Когда на парковке столкнулись два автомобиля, оформить ДТП можно несколькими способами:

  • составив Европротокол без вызова сотрудников правоохранительных органов;
  • вызвав сотрудников ГИБДД.

Если ДТП оформляется с помощью представителя ГИБДД, необходимы такие действия:

  • выполнить видеосъемку, сделать фотографии;
  • освободить проезд для других автомобилей.

Представители ГИБДД производят следующие действия:

  • составляют схему места происшествия;
  • проводят осмотр ТС, фиксируют повреждения;
  • выясняют, кто стал виновником аварии;
  • проводят опрос очевидцев, знакомятся с видеозаписями с камер наблюдения;
  • составляют протокол.

По окончании процедуры оформления ДТП, инспектор выдает участникам аварии копии протокола. Имея протокол, пострадавший в аварии подает заявление и другие документы в страховую компанию для получения компенсации за ущерб.

Для виновника аварии протокол имеет не очень приятное значение, так как является доказательством его вины.

При наличии Европротокола потерпевший также может обратиться в страховую компанию за возмещением ущерба, так как по закону Европротокол приравнивается к стандартному протоколу.

При наличии двух машин, ставших участником аварии, речи о страховых выплатах в порядке прямого возмещения не идет.

Что будет, если на парковке зацепил машину и уехал?

Что делать, если во дворе поцарапали машину и скрылись, читайте тут.

Европротокол – документ, который составляется водителями самостоятельно. Но при этом не могут быть больше двух участников аварии, а также они должны иметь общий взгляд на происшествие.

Кроме этого, автовладельцы должны иметь страховые полисы ОСАГО, которые не прекратили своего действия на момент аварии.

Читайте также:  Классификация побоев по степени тяжести и квалифицирующие признаки

Действия участников ДТП при оформлении Европротокола:

  • сделать фотографии и провести видеосъемку;
  • найти очевидцев происшедшего;
  • составить схему аварии, внести ее в бланк извещения (при согласии сторон);
  • зафиксировать в документе повреждения ТС;
  • определить виновника аварии;
  • поставить подписи под документом;
  • освободить дорогу для движения другому автотранспорту.

Схема места аварии составляется в любом случае. При оформлении Европротокола она должна иметь следующее содержание:

  • указывается место аварии на парковке. Для этого рисуется отдельная часть парковки. Машины, которые находятся вблизи данного места, также заносятся в схему;
  • Зафиксировать место нахождения ТС, ставших участниками ДТП;
  • Записывается, в каком направлении двигался транспорт. Необходимо в обязательном порядке уточнить, какая из машин двигалась, а какая просто стояла;
  • Зарисовывается разметка, указательные знаки, столбы, клумбы, прочее;
  • В том случае, если авария произошла на парковке какой-либо организации, следует указать ее название, а также название соседних улиц, зданий, прочее.

К схеме, если есть такая необходимость, можно внести дополнения (например, указать место соприкосновения ТС).

Обязательно известите свою страховую компанию о ДТП и наступлении страхового случая.

Если вы вызвали на место аварии сотрудников ГИБДД, они сами будут создавать схему аварии.

В момент составления схемы инспектором ГИБДД, находитесь с ним рядом, и, если возникнет необходимость, попросите внести коррективы.

Как избежать наказания за покидание места аварии на парковке

Когда ДТП происходит на парковке или во дворах, повреждения ТС не бывают слишком серьезными. Дело в том, что скорость здесь обычно ниже, чем на дороге или скоростной трассе.

Стоит ли из-за небольшого ущерба, причиненного другой машине, лишаться права управлять своей машиной в течение целого года.

То, каким будет наказание для нарушителей ПДД, зависит от судьи. Кроме этого в нашем законодательстве, при желании, можно найти небольшие лазейки, которые помогут наказание сделать не таким значительными.

Чтобы не отвечать по всей строгости закона за оставление места ДТП, можно использовать следующие способы:

  • Арест на 15 суток. Такой выход выбирают те водители, для которых какие-то две недели под арестом намного проще, чем прогулки на своих двоих в течение года. Тем более что за мелкое нарушение обычно дают 5 суток. Но все равно, ваше наказание в руках судьи, который будет вести дело;
  • Доказать, что нарушение вами ПДД носило не слишком значительный характер. Сделать это не очень сложно, тем более, если пострадавший особо не настаивает на вашем наказании;
  • Объяснить суду,что ваш отъезд не носил умышленного характера. То есть, доказать, что у вас были веские причины для отъезда;
  • Схитрить. Этот вариант возможен в том случае, если вы сумеете договориться с вашим потерпевшим. Предложите ему «не признать» вас на очной ставке и написать заявление о прекращении розыска автомобиля, причинившего повреждения его машине. Понятно, что вам придется потратиться на восстановление его машины, но это намного лучше, чем лишиться на год своей;
  • Затягивание срока обращения в суд. По данному делу есть свой срок давности. Чтобы не получить законное наказание, придется «потеряться» из вида сотрудников правоохранительных органов на какие-то 3 месяца. По окончании срока давности дело будет закрыто.

Если вы хотите более подробно ознакомиться с особенностями каждого перечисленного выше способа, прочтите статью «4 способа как избежать ответственности за оставление места ДТП».

Прислушайтесь к нашим полезным советам:

  • никогда не покидайте место аварии, какими бы мелкими не были повреждения;
  • сообщите об инциденте в ГИБДД;
  • в том случае, если вы все же покинули место аварии, немедленно туда возвращайтесь;
  • найдите общий язык с пострадавшими. Так вы сможете прийти к взаимовыгодному решению.

Поверьте, если вы покинете место аварии, вы сделаете только хуже себе. Ведь проблему с небольшими повреждениями иногда решить намного проще, чем пережить административное наказание.

Если вы все-таки поторопились с решением и уехали, немедленно возвращайтесь. Чем раньше вы это сделаете, тем меньшими будут ваши «потери».

Если у вас возникнут вопросы по обсуждаемой теме – пишите в комментариях, а еще лучше, поделитесь своим опытом с другими водителями.

Требования к парковочным местам

Некоторым водителям может показаться, что заезжая на парковку можно оставить машину там, где захочется. Но это совсем не так. Автомобиль должен занять свое парковочное место (площадка с разметкой).

Для каждой машины должно выделяться столько места, чтобы она могла легко маневрировать при заезде и выезде. Если эти требования не выполняются, происходит повреждение соседних машин.

Существуют даже специальные стандарты, в соответствии с которыми происходит разметка парковочных мест. Учитываются параметры абсолютно всех видов транспорта (даже грузового).

Ознакомьтесь с правилами разметки асфальта на парковке:

  • Между открытыми дверьми машин, стоящих на парковке по соседству, должен пройти один человек средней комплекции;
  • Парковка должна быть обозначена специальным дорожным знаком: большая белая буква «Р» на синем поле;
  • Должна быть создана такая разметка, чтобы машины могли легко разъезжаться в нужном направлении;
  • Линии разметки должны быть такой толщины, чтобы водители могли их легко различить на асфальте;
  • Используемая для разметки краска должна быть с эффектом светоотталкивания;
  • Никакие посторонние объекты, находящиеся на парковке, (колонны, столбу, урны, клумбы, тумбы, терминалы, прочее), не должны мешать свободному въезду и выезду на место парковки;
  • Если выполняется новая разметка, старые лини должны быть удалены;
  • Ширина линии разметки должна быть не более 10 см;
  • Обычно разметка рисуется «под наклоном» (40-60 градусов), «елочкой» (крупные парковки), «перпендикулярно проезжей части» (небольшие парковки с маленькими заездными карманами).

Если сотрудники парковки хотят озеленить территорию – то это не запрещено. Обычно она обсаживается деревьями, кустами, цветами.

В соответствии со стандартами, приятными в РФ, одно парковочное место для легковой машины не должно быть меньше 2,3 м (в ширину). Место парковки машин, принадлежащих людям с ограниченными возможностями, должно быть в ширину не менее 3,5 метра. Разрешены отклонения от нормы в пределах 5 сантиметров. Наносить новую разметку следует не реже 1 раза в полгода.

Парковки со шлагбаумом.

Часто заезжая на парковку можно обнаружить шлагбаум. Это говорит о том, что прежде, чем занять парковочное место, необходимо за него заплатить. Шлагбаум откроется после внесения определенной суммы.

В том случае, когда авария произошла «с участием шлагбаума», причины могут быть следующими:

  • Владелец авто отказывается вносить оплату за парковку;
  • Водитель не справился с управлением;
  • Преднамеренное нарушение правил дорожного движения;
  • Оплачивая парковку через терминал, водитель отвлекся от основного действия, то есть, управления ТС.

В большинстве терминалов или паркоматов не выдается сдача. Эта ситуация иногда влияет на сосредоточенность водителя за рулем и приводит ДТП.

Читайте также:  Замена фильтров в автомобильном кондиционере своими руками

Кто виноват, если ДТП произошло из-за неправильно припаркованной машины?

Стоящие в темноте автомобили представляют реальную опасность для других транспортных средств. Некоторые автомобилисты оставляют их таким образом, что одним из бортов они залезают на край дороги. Другие и вовсе паркуют машины на асфальте, в местах, где до сплошной полосы остается менее трех метров. Проезжающим мимо машинам приходится выруливать на встречную полосу, чтобы миновать препятствие. Еще более опасные ситуации возникают, когда грузовик припаркован на междугородней трассе не на площадках отдыха, а прямо на полосе движения или на узкой обочине. Край кузова выпирает на проезжую часть и может спровоцировать столкновение на высокой скорости с серьезными последствиями. В темноте грязные серые грузовики плохо заметны, отчего проезжающие мимо водители могут не успеть затормозить. Кого признают виновным в ДТП?

Водитель обязан следить за дорогой

В соответствии с Правилами дорожного движения (ПДД), во время движения водитель обязан следить за дорожной ситуацией и предпринимать все меры во избежание аварий. Кроме того, в соответствии с пунктом 8.1. ПДД, «при выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения».

Таким образом, водитель обязан поддерживать такую скорость движения, чтобы гарантированно затормозить, если в свете фар вдруг возникнет какое-то препятствие.

Как правило, дальний свет фар помогает разглядеть неподсвеченные объекты на расстоянии до 50 м. Если включен ближний свет фар, то граница света и тени удалена от машины на расстояние до 30 м. На сухом асфальте такой тормозной путь соответствует скоростям 90 и 60 км/ч.

Препятствиями на дороге могут быть не только автомобили, но и выбежавшие на проезжую часть животные или упавшее дерево.

Если поддерживать адекватную скорость движения ночью, то такие объекты можно вовремя заметить и предпринять меры, чтобы избежать возможного столкновения.

Обоюдная вина

Если же ДТП все-таки произошло, то, скорее всего, будет признана вина обоих водителей. Один не убедился в безопасности маневра и совершил наезд на припаркованный автомобиль, а другой оставил его в неположенном месте. В этом случае сотрудники ГИБДД будут тщательно разбирать все обстоятельства происшествия. На основании их заключений об обоюдной вине страховые компании будут определять размер выплат.

Водитель нарушил пункт 10.1 ПДД, который гласит, что «при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».

Автомобилист, припарковавший в неположенном месте автомобиль, в свою очередь, создал помехи для движения.

Пункт 12.5 ПДД запрещает стоянку вне населенных пунктов на проезжей части дорог, обозначенных знаком 2.1 («Главная дорога»). Таким образом, любая припаркованная на трассе вне населенных пунктов машина уже стоит не по правилам, в особенности в местах с ограниченной видимостью, за поворотами и за возвышенностями, где дорога просматривается менее чем на 100 м.

Если в результате маневров припаркованный автомобиль не был сильно задет и осталась только царапина, то покидать место ДТП все равно нельзя. Необходимо вызывать ГИБДД, даже если владельца припаркованной машины нет на месте. Если следовавший мимо автомобилист, несмотря на причиненный ущерб, проедет дальше, то, в соответствии с частью 2 статьи 12.27 КоАП, ему грозит лишение прав на срок от 1 до 1,5 лет.

Автомобили столкнулись когда один выезжал с парковки – кто виноват?

Сообщения: 1508 Зарегистрирован: 24 июн 2013, 00:00 Стаж: 2007 Авто: F06

Рейтинг: 10 308
Репутация: +12

Благодарил (а): 73 раза Поблагодарили: 152 раза

Кто виноват в аварии на парковке во дворе?

Сообщение jd777 » 23 сен 2015, 23:42

Ты сдавала назад – ты и виновата, тут без вариантов. И не важно, хоть тот передом двигался, хоть боком

Отправлено спустя 47 секунд:

Сообщения: 5909 Зарегистрирован: 18 сен 2005, 00:00 Откуда: Siberian Side Авто: сэр LR + сёгун MMC :
Награды: 2

Рейтинг: 30 207
Репутация: +77

Благодарил (а): 327 раз Поблагодарили: 331 раз

Кто виноват в аварии на парковке во дворе?

Сообщение J70 » 23 сен 2015, 23:48

Рейтинг: 29 327
Репутация: +24

Благодарил (а): 528 раз Поблагодарили: 347 раз

Кто виноват в аварии на парковке во дворе?

Сообщение infern0 » 24 сен 2015, 00:06

Сообщения: 341 Зарегистрирован: 03 июл 2006, 00:00 Откуда: Зарека Авто: импорТАЗамещение :
Награды: 1

Рейтинг: 1 744
Репутация: 0

Благодарил (а): 19 раз Поблагодарили: 28 раз

Кто виноват в аварии на парковке во дворе?

Сообщение rush » 24 сен 2015, 00:07

Рейтинг: 18 890
Репутация: +19

Благодарил (а): 103 раза Поблагодарили: 306 раз

Кто виноват в аварии на парковке во дворе?

Сообщение Vitus_Bering » 24 сен 2015, 00:57

Если ваши познания так же обширны во всей остальной части ПДД я рекомендовал бы вам отнести ВУ обратно в ГИБДД. И тем подобных не создавать дабы не позориться.

Отправлено спустя 41 минуту 11 секунд:
Ах да! Ответ непосредственно на вопрос: виноват тот человек который принял решение о выдаче вам ВУ.

Сообщения: 2952 Зарегистрирован: 03 май 2006, 00:00 Откуда: Тюмень Стаж: 2004 :
Награды: 1

Рейтинг: 19 242
Репутация: +25

Благодарил (а): 667 раз Поблагодарили: 275 раз

Кто виноват в аварии на парковке во дворе?

Сообщение Винни-Пух » 24 сен 2015, 01:48

“Нам любые дороги дороги”

“Я же, по средствам, спокойно живу в этом мире!”

Сообщения: 220 Зарегистрирован: 05 янв 2008, 00:00 Откуда: Тюмень, р-н Восточный Авто: Тойота-Функарго, РАВ4 :
Награды: 1

Рейтинг: 623
Репутация: 0

Поблагодарили: 2 раза

Кто виноват в аварии на парковке во дворе?

Сообщение Фунтик1 » 24 сен 2015, 05:57

Сообщения: 20 Зарегистрирован: 15 сен 2013, 00:00 Стаж: 2004 Авто: Kia Ceed

Рейтинг: 120
Репутация: 0

Благодарил (а): 6 раз Поблагодарили: 2 раза

Кто виноват в аварии на парковке во дворе?

Сообщение Carеристка » 24 сен 2015, 06:06

Vitus_Bering писал(а): Если ваши познания так же обширны во всей остальной части ПДД я рекомендовал бы вам отнести ВУ обратно в ГИБДД. И тем подобных не создавать дабы не позориться.

Отправлено спустя 41 минуту 11 секунд:
Ах да! Ответ непосредственно на вопрос: виноват тот человек который принял решение о выдаче вам ВУ.

А по-моему позоритесь здесь вы. Я бы не писала, если была бы точно уверена, что по правилам виновата я.

По справедливости – у меня обзор задним ходом меньше, чем у него. Когда я начала маневр – его не было сзади, я убедилась, что никого нет, а у него обзор был намного больше – он видел меня впереди(хотя наверно смотрел в другую сторону), я не стояла на месте, остановилась только чтобы сменить передачу. И ПДД в этом случае неоднозначны:
viewtopic.php?t=57016
Вот еще: http://www.insur-info.ru/press/64048/
http://www.lacetti-club.ru/vb_forum/arc . 47993.html

Читайте также:  Лучший навигатор для работы в такси

Помимо пункта 8.12 про задний ход, также есть пункт 8.1:
ПДД РФ – 8. Начало движения, маневрирование
8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Можно ли и как сдать на права и получить удостоверение на машину и мотоцикл в 16 лет?

Ранее мы уже писали про возможности для 17-летних участников дорожного движения использовать транспортные средства. Однако, пройти обучение и научиться азам управления авто и мото можно с 16 лет. А вот сдать на какую-либо категорию и получить права на управление – разные вещи. В этой статье мы поговорим о том, можно ли приобрести право управления в 16-летнем возрасте, какие категории водительских прав можно получить и на каком транспорте можно начать ездить в 2022 году: на машине, мотоцикле, мопедах и скутерах. Но давайте обо всём по порядку!

Водительские права в 16 лет – можно ли?

Да. Вы можете получить водительское удостоверение в этом возрасте. Но только определённые категории транспорта. Разберём подробнее, со скольки лет можно заполучить права различных категорий транспортных средств. Данный вопрос почти полностью регулирует Федеральный закон О безопасности дорожного движения.

На мопеды

Итак, согласно пункту 2 статьи 26 указанного ФЗ:

  • с 16 лет вы можете получить права для возможности управления скутерами и мопедами с объёмом двигателя до 50 кубиков – категорию M,
  • в этом же возрасте вы можете обучиться и приобрести право вождения мотоциклами с объёмом мотора до 125 см3 – подкатегорию A1.

Фактически это 2 вида ТС, которыми имеет полное право управлять 16-летний водитель.

На машину

А вот сдать на права на легковой и грузовой автомобиль с 16 лет нельзя. Допуск к управлению транспортными средствами категорий B или C предоставляется только с 18 лет.

Единственное послабление в законе 2022 года касается только 17-летних молодых людей и девушек – для них предусмотрена возможность сдать экзамены на права, но само удостоверение и вместе с ним право управления категорией B такие лица всё равно получают только в своё совершеннолетие.

А что можно?

Помимо возможности получения категории M для вождения мопедов и скутеров и подкатегории A1, дающей возможность ездить на малолитражных мотоциклах, есть ещё одна возможность – вы имеете право по достижении 16 лет записаться в автошколу и начать обучение.

Такое предусмотрено пунктом 21.4 Правил дорожного движения.

Миф о возможности управлять в сопровождении взрослого

Это фейк, который распространяется не совсем достоверными источниками. Виной тому – возможно, доверчивость юношей и девушек в разного рода интернет-новости.

Пруфы здесь найти достаточно просто – для многих будет удивительно, но вопрос возраста и возможности ездить на автомобилях в 2022 году регулируют вовсе не ПДД. Это прописано в 2 других правовых актах:

  • всё в том же Федеральном законе №196 О БДД указывается допуск к праву управления с 16, 17, 18 или 21 года для различных категорий,
  • в Постановлении Правительства №1097 О допуске к управлению прописаны также градации возраста для вождения и учебной езды.

И ни в одном из этих нормативных актов вы не найдёте о послаблении в виде езды без прав в 16 лет в сопровождении взрослого человека, имеющим водительское удостоверение.

Новый закон о правах с 16 лет – это правда?

Нет. На самом деле, в истории автозаконов было несколько инициатив по введению возможности молодым людям управлять транспортными средствами. Но ни одно из предложений различных ведомств так и не воплотилось в реальность.

Давайте вкратце рассмотрим соответствующую хронологию событий.

  • Ещё во времена Советского союза в ПДД, действительно, было прописано, что подросток имеет право садиться за руль, если на пассажирском сиденье его контролирует взрослый человек.
  • Во второй половине 2019 года МВД предложило восстановить в России такую традицию законодательно – ввести возможность езды на легковых машинах до достижения 18-летнего возраста при условии, если рядом сидит сопровождающий взрослый человека с в/у. Вот только речь шла не совсем о получении водительских прав с 16 лет – не с 16, а с 17 лет, и не полноценного права управления, а лишь допуска к езде. Хотя, инициатива была выдвинута самим ведомством ГИБДД, в силу она не вступила, и на 2022 год действует редакция ФЗ О БДД, подразумевающая возможность сесть за руль только по достижении 18 лет.
  • В сентябре 2022 года уже депутаты Государственной думы предложили давать с 16 лет полноценные водительские права, объясняя это тем, что подростки в наше время гораздо раньше начинают самостоятельную жизнь, и в этом возрасте уже могут быть трудоустроены. Но и этот проект пока не поддержали.

Что будет, если сесть за руль без прав?

Административный кодекс предусматривает солидный штраф в размере от 5 до 15 тысяч рублей в зависимости от обстоятельств нарушения, а также смягчающих и отягчающих факторов по части 1 статьи 12.7 за управление лицом без прав.

При этом, совершеннолетие в КоАП достигается как раз в возрасте 16 лет. То есть такие лица могут быть привлечены к ответственности по тому же КоАП РФ 2022 года.

Кроме того, есть и другие наказания и меры обеспечения, которые грозят за такое нарушение:

  • статьёй 27.13 предусмотрена эвакуация автомобиля, которым управлял 16-летний подросток, на спецстоянку как мера обеспечения при применении к тому наказания по статье 12.7 КоАП РФ,
  • а есть ещё часть 3 этой же статьи, которая предусматривает ответственность за передачу управления владельцем машины лицу без прав – целых 30 000 рублей ждёт собственника автомобиля либо человека, который, как будет доказано, передал ключи.

Подростки за рулём: реально ли получить права до совершеннолетия

Желание научиться водить автомобиль или мотоцикл, кажется, у подростков в крови. Особенно у мальчишек, которые летом запросто могут угнать дедушкины «Жигули», чтобы покатать на нём девчонок по просёлочным дорогам. Только водительским навыкам взяться неоткуда. Так и в аварию недолго попасть. Поэтому лучший выход – записать старшеклассника в автошколу. Ведь обучение можно пройти ещё до 18 лет.

Читайте также:  Как избавиться от перегара пива, водки, коньяка и прочего алкоголя

Правила дорожного движения (п.4 ст.21) разрешают обучать вождению легкового автомобиля или мотоцикла, начиная с 16 лет. И в этом есть масса плюсов для подростка и его родителей. Во-первых, во время обучения в автошколе у несовершеннолетнего выработается такие полезные для взрослой жизни качества, как ответственность, самостоятельность и терпеливость. Во-вторых, у ребёнка появится серьёзное занятие. Это же лучше, чем, если бы он мотался по подъездам, попивая пивко с друзьями (незаконно, между прочим!), или играл днями напролёт в компьютерные игры. В-третьих, если у подростка есть желание водить автомобиль или мотоцикл, то он найдёт, как это сделать. Например, будет настойчиво просить вас обучить его. Но не стоит забывать про штрафы, которые выпишут на вас и вашего ребёнка, если инспектор ГИБДД случайно обнаружит, что за рулём несовершеннолетний.

Так что вместо того, чтобы ездить исключительно по просёлочным дорогам, лучше запишите подростка в автошколу. Здесь он сможет получить реальный опыт под руководством не просто специалиста, а настоящего профессионала. Сможет научиться контролировать ситуацию на городских улицах, освоит правила дорожного движения и научится без проблем проезжать сложные перекрёстки. Да и в любом случае водительские курсы ему придётся закончить, ведь обучение вождению экстерном отменили несколько лет назад и сейчас сдать экзамен можно только со свидетельством об окончании автошколы.

Обучение несовершеннолетних проходит абсолютно так же, как и для учеников, которым уже исполнилось 18 лет. Только договор на обучение с автошколой подписывает кто-то из родителей, указывая, что в качестве клиента будет выступать их ребёнок. Заодно потом можно будет оформить налоговый вычет. Из дополнительных документов подростку также понадобится письменное согласие одного из родителей на сдачу экзамена и получение прав.

Есть лишь одно существенное отличие в прохождении обучения несовершеннолетним: сдать экзамены на права категории «В» ученик сможет не ранее 17 лет (п.3 ст.26 ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г.). До этого возраста инспектор ГИБДД будет отказывать подростку в допуске даже, несмотря на то, что у него уже будет на руках свидетельство об окончании автошколы. При этом даже в случае успешной сдачи на права в 17 лет получить водительское удостоверение ученику удастся только после вступления в совершеннолетие (согласно Приказу МВД №707 от 06.09.2017 г.).

Кстати, это правило относится даже к тем, кто обучался по направлениям военных комиссариатов или же проходил подготовку в учреждениях начального профессионального образования. Обычно подобные курсы рассчитаны на 10 месяцев и предполагают сдачу экзамена в 17-летнем возрасте. Но как бы то ни было, водительское удостоверение ученик всё равно получит только в 18 лет (исключений не делают ни для кого).

Что касается мотоциклистов, то для них такого исключения с экзаменами в законах не предусмотрено. Пройти испытания будущему байкеру получится только после исполнения 18 лет и при удачном раскладе сразу после этого получить заветную корочку. Зато есть и отличная новость: если подросток удовлетвориться мопедом или легким (до 125 кубов) мотоциклом, то права категории «М» и «А1» соответственно можно получить уже в 16 лет, пройдя обучение и успешно сдав экзамены. А в 18 лет у него уже будет опыт, чтобы с лёгкостью пересесть на взрослый байк.

Советуем несовершеннолетним кандидатам в водители приходить в автошколу месяца за три-четыре до дня рождения. За это время вы сможете не только научиться хорошо ездить, ещё успешно сдадите экзамен и не утратите навыки вождения из-за вынужденного ожидания получения прав.

Многие пишут, что после 1 апреля права выдают с 17 лет. Мы разобрались и выяснили – это не совсем так

На самом деле поправки, внесенные в административный регламент, по факту работать не будут – до тех пор, пока Госдума не изменит закон о безопасности дорожного движения. А это потребует много времени – и вообще не факт, что когда-то такой закон будет принят.

Что на самом деле изменилось с 1 апреля?

Еще в декабре 2022 года стало известно, что в МВД планируют серьезно изменить регламент проведения экзамена на право управления транспортным средством – к экзамену решили допускать уже с 16-летнего возраста, тогда как по действовавшим на тот момент правилам сдавать экзамен можно было лишь с 18-летнего возраста. В дополнение в ведомстве пообещали допускать водителей за руль уже с 17-летнего возраста – но в присутствии водителя-наставника.

Более того, в МВД пообещали вписать эту возможность в новый административный регламент, который вступит в силу уже с 1 апреля 2022 года. Этот новый регламент, напомним, отменяет практический экзамен «площадка», и вводит все его элементы в «городскую» часть экзамена. Регламент действительно вступил в силу – и те, кто должен был приступить к практическому экзамену после 1 апреля, сдают его уже по новым правилам.

Что же касается уменьшения возраста, в регламенте действительно появился дополнительный пункт. Так, в главе 28 (где перечисляются документы, которые ГИБДД может потребовать от кандидатов в водители) под пунктом идет «письменное согласие одного из законных представителей несовершеннолетнего кандидата в водители». И отдельно поясняется – этот документ потребуют у кандидата, которому от 16 до 18 лет.

Многие СМИ и эксперты поспешили сообщить, что с 1 апреля правила изменились и теперь водительские права можно получить с 16 лет, а начинать ездить – с 17-летнего возраста в присутствии водителя-наставника. Увы, радость оказалась преждевременной:

  • пункт 28.8 – единственный пункт в административном регламенте, где прописывается возраст кандидата в водители. Больше там нет ничего – ни о водителе-наставнике, ни о праве получить права в 17 лет;
  • в пункте 2 указывается, что кандидаты в водители должны соответствовать требованиям по возрасту, прописанным в статье 26 закона «О безопасности дорожного движения»;
  • в эту статью никаких изменений с 1 апреля не вносилось, и возраст, с которого кандидатов в водители допускают к экзамену, остался неизменным.

В частности, с 16-летнего возраста можно получить права на категорию «М» (мопеды) и подкатегорию «А1» (мотоциклы с объемом двигателя до 125 куб. см). Получить права категории «А» (мотоциклы), «B» (легковые авто) и «C» (грузовые авто) можно по-прежнему с 18-летнего возраста. Другие категории открываются при условии, что кандидат в водители еще старше.

Как и раньше, кандидат в водители может сдать экзамен, когда ему исполнится 17 лет (на категорию «B» или «C») – но водительское удостоверение он все равно получит, лишь когда ему исполнится 18 лет.

Читайте также:  Дополнительные демпферы для авто. Демпфер двигателя и руля

Таким образом, по сути, касательно возраста кандидатов в водители с 1 апреля не изменилось ровным счетом ничего – просто в Административный регламент добавили пункт, который в будущем будет согласовываться с поправками к закону «О безопасности дорожного движения».

Когда появится все остальное?

Волну дискуссий касательно снижения возраста для допуска к управлению транспортом на этот раз запустил депутат Госдумы от ЛДПР Василий Власов. Именно он несколько месяцев назад отправил письмо с соответствующими предложениями в ГИБДД. По его замыслу, учиться на категорию «B» нужно допускать уже с 15 с половиной лет, чтобы сдать на права с 16 и получить возможность ездить за рулем (хоть и с наставником).

Однако это настолько значимое и важное нововведение, что говорить о нем, как о решенном вопросе, точно не стоит. Дело в том, что для этого нужно внести поправки к закону «О безопасности дорожного движения» – а это означает, что придется составлять законопроект, вносить его на рассмотрение в Госдуму. Еще до голосования проект должен получить одобрение в правительстве и профильном комитете, потом пройти 3 слушания, голосование в Совете федерации и получить подпись президента.

Практика показывает, что такие спорные вопросы обычно проходят все эти этапы лишь за несколько лет.

Депутат Власов получил ответ от руководителя ГИБДД. Там говорится следующее:

  • уже готов законопроект , который разрешит управлять транспортом с 17-летнего возраста в присутствии опытного водителя-наставника;
  • законопроект пока только внесен в правительство (в августе 2022 года), до Госдумы он еще не дошел;
  • когда этот законопроект будет принят, вступит в силу и будет действовать какое-то время, в ГИБДД проведут анализ практики правоприменения. И если нововведения покажут себя с лучшей стороны, ведомство будет обсуждать вопрос снижения возраста водителей до 16 лет.

Таким образом, в ГИБДД собираются действовать поэтапно – сначала разрешить сдавать экзамен с 16 лет и водить с 17 в присутствии опытного водителя, а уже потом двигаться дальше. Но сначала нужно исправить ФЗ «О безопасности дорожного движения» – как минимум, внести туда понятие водителя-наставника и дополнительные условия для несовершеннолетних водителей.

Как предполагают эксперты, вопрос будет сложным – как минимум потому, что еще нужно будет урегулировать вопросы с ОСАГО (скорее всего, для водителей младше 18 лет полис будет гораздо дороже).

В любом случае, законопроект еще даже не попал из правительства в Госдуму, а это означает одно – ждать практической реализации этой идеи предстоит еще долго (и те, кому сейчас 16-17 лет, скорее смогут сдать на права по действующим правилам, чем дождутся поправок).

А нужно ли это вообще?

Говоря о том, что подросткам нужно дать право получить водительское удостоверение, чаще всего вспоминают о зарубежном опыте. Действительно, в ряде стран Европы и в США есть возможность получить водительские права с 16-летнего возраста.

Депутат Василий Власов, который все это инициировал, приводит разные аргументы – это позволит вовлечь несовершеннолетних в экономическую жизнь страны, а также сделает их более мобильными и независимыми от общественного транспорта (который во многих отдаленных районах работает плохо).

В Национальном союзе автомобилистов говорят, что давать несовершеннолетним водительские права можно – ведь они и так несут административную и уголовную ответственность за свои поступки, а также отвечают своим имуществом. Поэтому отказывать им в правах вообще нельзя – но при желании можно предусмотреть какие-то ограничения (установить более низкую максимальную скорость передвижения или требовать обозначать автомобиль какими-то предупредительными знаками).

Есть и другие идеи. Например, независимый эксперт Алексей Тузов говорит, что нужно внести изменения в процедуру обучения молодых водителей, сделав упор на практическое обучение:

Способности юных водителей адекватно оценивать дорожную обстановку и оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации несколько ниже, чем у более взрослых водителей, поэтому существует риск увеличения числа ДТП. Для того, чтобы количество ДТП не увеличилось, необходимо на несколько месяцев увеличить срок обучения молодых водителей, сделать больше практических часов, а также ввести дополнительные тестирования, чтобы лучше контролировать обучаемость подростков. Кроме того, важно разработать законодательную базу и нормативные санкции, предусматривающие наказание за езду без сопровождения наставника.

— независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов

Но больше всего вопросов возникает у страховщиков. Дело в том, что при расчете стоимости полиса ОСАГО более молодые водители рассматриваются как источник повышенного риска (и при расчете коэффициента «возраст-стаж» более молодые и неопытные водители получают максимальный коэффициент и самый дорогой полис).

Если же допускать за руль тех, кому еще не исполнилось 18 лет, придется кардинально пересматривать условия страхования, считают в Российском союзе автостраховщиков. Но и тут возникает проблема – из-за этого придется поднимать стоимость полиса «на всех» (без ограничений по числу водителей), которые покупают многие водители для семейных автомобилей.

Другой вариант – ввести дополнительный коэффициент, если за рулем будет ездить несовершеннолетний. Однако настолько кардинальная смена правил ОСАГО потребует изменения законов, а это процесс длительный.

Таким образом, хоть и существуют идеи допустить за руль несовершеннолетних водителей, этот вопрос настолько сложный, что вряд ли будет решен в обозримом будущем.

За руль пустят с 17 лет. В ГИБДД объяснили, зачем это нужно

В Госавтоинспекции подтвердили намерение разрешить получившим права автомобилистам садиться за руль уже с 17 лет. Об этом рассказал замначальника ГИБДД Владимир Кузин, анонсируя всероссийский конкурс отрядов юных инспекторов движения (ЮИД) «Безопасное колесо».

«Предложение о том, чтобы управлять автомобилем с 17 лет, выдвинуто, — сказал Кузин, отвечая на вопрос корреспондента Autonews.ru. — Когда она будут в окончательном варианте оформлена и законодательно принята — пока сложно сказать, это зависит от графика работы Госдумы. Но такая идея поддержана всеми и, думаю, она реализуется. Дети, участвующие в мероприятиях, которые мы проводим, должны об этом знать. Полученные во время обучения навыки и знания о ПДД, они смогут использовать уже как водители».

Сейчас экзамен в ГИБДД можно сдавать начиная с 17 лет, но даже успешно пройдя тестирование садиться за руль по действующим правилам разрешено только с 18 лет. До этого момента в ГИБДД водительское удостоверение просто не выдадут. И если такого водителя остановит инспектор, нарушителя накажут: согласно ст. 12.7 КоАП, управление автомобилем водителем, не имеющим прав, влечет штрафа от 5 тыс. руб. до 15 тыс. руб. Накажут и того, кто не уследил за своим автомобилем и допустил, что в него заберется подросток без водительского удостоверения: передавшему свое транспортное средство водителю без прав грозит штраф 30 тыс. рублей.

Читайте также:  Меняем ремень генератора своими руками

При этом в ГИБДД обратили внимание: прошедшие обучение молодые водители, которые вынуждены еще год ждать возможности сесть за руль, за это время теряют практические навыки управления. Чтобы устранить этот недостаток, в МВД придумали два изменения. Во-первых, там разработали проект нового административного регламента проведения экзаменов на водительское удостоверение. Согласно этому документу, сдавать экзамены можно будет еще раньше — уже с 16 лет. Для этого нужно будет получить письменное согласие одного из законных представителей (родителей, усыновителей или попечителей) несовершеннолетнего кандидата в водители на сдачу им экзамена и выдачу российского национального водительского удостоверения.

Вторым шагом стали поправки, которые разработали в закон «О безопасности дорожного движения» — согласно предложенным изменениям, управлять автомобилем можно будет уже с 17-летнего возраста. Но в каждой поездке их должен будет сопровождать совершеннолетний наставник, с действующим водительским удостоверением категории «B» — для легковых автомобилей или подкатегории «В1» — для трициклов и квадрициклов.

«Сопровождающий несовершеннолетнего водителя нужен для оказания помощи в закреплении устойчивых навыков безопасного управления транспортным средством и контролем за соблюдением правил дорожного движения и иных нормативных правовых актов в области обеспечения БДД», — говорится в документе. Сейчас законопроект ушел на рассмотрение в правительство и проходит экспертизу в Аналитическом центре при правительстве.

С аналогичным предложением ранее уже выступал депутат Госдумы от ЛДПР Василий Власов. Он обратил внимание на то, что в ряде регионов страны молодые люди и так садятся за руль раньше 18 лет и просто ездят без прав. По его словам, 16-летние люди уже могут работать и жить отдельно от родителей, соответственно они могут и самостоятельно приобрести автомобиль. При этом депутат считает, что стоимость страховки для 17-летнего водителя новичка не должна отличаться от цены страховки для такого же новичка, но на год старше.

Координатор проекта «Карта убитых дорог» и депутат Госдумы Александр Васильев («Единая Россия») поддерживает своего коллегу и уверен, что водители-новички, как правило, реже попадают в более серьезные ДТП, поскольку перестраховываются на дорогах.

«Скорее водители со стажем от 10 лет и более, могут позволить себе грубые нарушения ПДД, так как считают, что у них уже много опыта. Так и происходят смертельные ДТП, — рассуждает Васильев в беседе с Autonews.ru. — Если за руль можно будет садиться с 17 лет и подросток действительно этого хочет, он будет внимательно изучать ПДД и в школе, и в институте, это очень полезно. Потом водителю год нужно будет ездить с сопровождающими, понятно, что это в первую очередь будут его родители, которые смогут поделиться своим опытом. Если подросток будет знать, что уже с 17 лет сможет стать настоящим водителем, то он лучше будет изучать ПДД в школе и институте. Поэтому чем раньше автомобилист сможет получить права, тем лучше в плане соблюдения ПДД».

Эксперт также обратил внимание, что наличие водительских прав может стать большим плюсом для молодых людей при поступлении на службу в армию, где им могут доверить управление спецтехникой.

Эксперт по безопасности дорожного движения и юрист Катерина Соловьева также считает, что нововведение позволит легализовать устоявшуюся практику в ряде регионов, где за руль часто садятся подростки без прав. Молодежь не опасается проверок инспекторов ГИБДД, поскольку на дорогах их осталось очень мало.

«Эта тенденция указывает в том числе, и на спрос на получение водительских прав в более раннем возрасте. Поэтому технически идея абсолютно верная. Но не совсем понятно, как инспекторы ГИБДД будут это контролировать с учетом сокращения их штата», — рассуждает Соловьева.

Также Соловьева обратила внимание, что вместе с поправками, новый вид ответственности нужно будет внести и в КоАП. Это должны быть статьи в отношении молодых водителей за управление автомобилем без наставников, а также за передачу управления начинающему водителю со стороны владельца транспортного средства.

На вопрос о том будет ли для 17-летнего водителя с наставником тариф ОСАГО ниже, чем для 18-летнего, но без наставника, в Российском союзе автостраховщиков (РСА) затруднились. Там объяснили, что базовый тариф определяет страховщик в рамках коридора. «Мы можем предполагать, что страховщики будут оценивать таких водителей-новичков как высокорисковый сегмент, однако конкретные базовые ставки все равно будет устанавливать страховщик, причем у разных страховщиков это могут быть разные цифры», — сказали в РСА.

Там уточнили, что по статистике, чем моложе автовладелец, тем более высока для него попасть ДТП. Однако готовых расчетов, на основании которых можно было бы говорить о конкретных повышающих коэффициентах для 17-ти летних автолюбителей, пока нет.

«Статистику о том, поможет ли наличие наставника снизить аварийность, еще предстоит собрать. Можно предполагать, что это позитивным, но не станет решающим фактором с точки зрения предотвращения аварий, — считают в РСА. — Возможно, для таких водителей имело бы смысл ввести обязательную телематику, что позволило бы страховщикам дополнительно контролировать стиль вождения и рассуждать о возможных скидках».

Подробная статистика по выдаче удостоверений новичкам в категории «B» у ГИБДД есть только за 2019 год — тогда таким автомобилистам выдали 1,07 млн документов. При этом общее количество экзаменов по всем категориям превысило 8 млн — далеко не все сдавали с первого раза. Что касается ДТП, то, если сравнить показатели 2019 и 2022 гг. можно отметить, что резких скачков в ту или иную сторону не происходит.

В каком возрасте можно сдавать на права?

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о том, в каком возрасте можно получить водительское удостоверение. Определяющим фактором в данном случае является категория водительских прав, которую планирует открыть кандидат в водители.

Кроме того, ниже Вы узнаете, в каком возрасте можно начинать обучение на права, в каком возрасте можно получить водительское удостоверение на руки, и в каких случаях можно начать водить автомобиль:

Рассмотрим все по порядку.

С какого возраста можно изучать теорию?

На изучение теории никаких ограничений не накладывается. Скорее даже наоборот, изучение правил дорожного движения в раннем возрасте всячески приветствуется.

Так что если хотите в будущем получить права, начните с изучения правил. Начните, даже если вам всего 7-8 лет. Правила пригодятся в любом случае, а грамотное поведение на дороге убережет от возможных неприятностей.

Если же возник вопрос, как изучать правила дорожного движения, то в этом нет никаких трудностей. Почти в каждом книжном магазине или газетном киоске можно купить книжку правил. Цена вопроса составляет приблизительно 30 рублей. В качестве альтернативы предлагаю скачать правила дорожного движения от pddmaster.ru. Это полностью бесплатно.

Читайте также:  Лишение водительских прав: как избежать этой неприятности?

Можно также начать и изучение экзаменационных билетов ПДД 2022 года. Однако нет особого смысла торопиться с билетами, т.к. задачи ГИБДД обновляются довольно часто, иногда по несколько раз за год, а изучить их можно достаточно быстро. Буквально за 3-4 дня. Так что это всегда успеется.

С какого возраста можно начать обучение в автошколе?

Рассмотрим пункт 21.4 ПДД:

21.4. К учебной езде на дорогах допускаются обучающиеся вождению, достигшие возраста:

  • 16 лет – при обучении управлению транспортным средством категорий “B”, “C” или подкатегории “C1”;
  • 20 лет – при обучении управлению транспортным средством категорий “D”, “Tb”, “Tm” или подкатегории “D1” (18 лет – для лиц, указанных в пункте 4 статьи 26 Федерального закона “О безопасности дорожного движения”, – при обучении управлению транспортным средством категории “D” или подкатегории “D1”).

Т.е. пройти обучение навыкам вождения на легковом (B) или грузовом (С) автомобиле или мотоцикле можно только начиная с 16 лет.

Что касается автобусов (D), троллейбусов (Tb) и трамваев (Tm), то начать обучение на них можно начиная с 20 лет. Единственное исключение – военные автобусы, обучение на которых возможно с 18 лет.

Что касается остальных категорий (например, мотоциклов категории А), то начать обучение на них можно в том же самом возрасте, когда и получить права на соответствующую категорию. Об этом речь пойдет ниже.

С какого возраста можно начинать управлять мопедом или мотоциклом небольшой мощности?

К управлению мопедами (категория М) и мотоциклами с двигателями небольшого объема (до 125 кубических сантиметров – категория А1) допускаются лица, достигшие 16 лет.

Чтобы получить права категории М или подкатегории А1 нужно сдать теорию по экзаменационным билетам, а также практику на автодроме.

При этом перечень упражнений на автодроме в точности соответствует упражнениям на категорию А. Разница заключается только в транспортном средстве, на котором кандидат в водители сдает экзамен.

Еще раз подчеркну, что получить водительские права с 16 лет возможно только для категорий А1 и М.

Во сколько лет можно получить права на мотоцикл?

Рассмотрим по шагам все этапы подготовки, связанные с управлением мотоциклом.

1. Экзамен на категорию А (управление мотоциклом) включает в себя 2 части: теоретическую и практическую.

2. В настоящее время самостоятельная подготовка (экстерном) отменена, поэтому для получения прав Вам в любом случае придется отучиться в автошколе.

3. Сдать на права на мотоцикл и получить водительское удостоверение Вы можете только с 18 лет.

Примечание. Управление мотоциклом без водительского удостоверения категории А наказывается достаточно сурово. Штраф за отсутствие прав составляет 5 000 – 15 000 рублей. Кроме того, владелец мотоцикла получит штраф за передачу управления в размере 30 000 рублей. Так что пройти обучение в мотошколе и получить права будет дешевле.

С какого возраста можно перевозить пассажиров на мопеде или мотоцикле?

Отдельного внимания заслуживает возраст, начиная с которого водитель может перевозить пассажиров на мотоцикле или мопеде.

Для перевозки пассажиров на мопеде водитель должен иметь водительское удостоверение любой категории в течении 2-х лет, для перевозки пассажиров на мотоцикле водитель должен иметь удостоверение категории А или подкатегории А1 в течение 2-х лет.

Перевозить пассажиров на мотоцикле или мопеде в любом случае можно не раньше, чем с 18 лет.

Возраст получения водительских прав категории B (легковые автомобили)

Рассмотрим по шагам этапы подготовки, относящиеся к управлению легковым автомобилем.

1. Пройти в автошколе обучение управлению автомобилем, разрешенная максимальная масса которого не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест, помимо сиденья водителя, не превышает 8, можно с 16 лет.

При этом автомобиль, на котором происходит обучение, должен быть специально оборудован (дополнительные педали и зеркало заднего вида для инструктора). Естественно, сам инструктор должен иметь документы, подтверждающие его право на обучение.

2. Сдать экзамен на получение прав можно после достижения 17-летнего возраста.

3. Независимо от того, в каком возрасте происходила сдача квалификационного экзамена, возраст получения водительского удостоверения категории В на руки остается неизменным – 18 лет.

4. Водить автомобиль самостоятельно можно с 18 лет, либо в сопровождении инструктора начиная с 16 лет (во время обучения).

Возраст для получения прав остальных категорий

Для получения водительского удостоверения категории C, позволяющего управлять грузовыми автомобилями, возраст такой же, как и для категории B (18 лет). Экзамен на категорию C можно сдать начиная с 17 лет.

Кроме того, в 18 лет можно получить права подкатегории B1 (трициклы и квадрициклы), подкатегории C1 (легкие грузовики).

А вот права категории D и подкатегории D1, позволяющие управлять автомобилями с числом пассажирских мест больше 8 (автобусами) можно получить только в 21 год. То же самое касается и прав, позволяющих управлять трамваями (Tm) и троллейбусами (Tb).

Примечание. Для категории D и D1 существует единственное исключение. Оно относится к водителям, проходящим военную службу. Такие водители могут сдать экзамены и получить права на управление автобусами начиная с 19 лет. При этом с 19 лет можно управлять только военной техникой, гражданскими автобусами можно управлять только с 21 года.

Для получения прав категории E (BE, CE, DE) необходимо иметь опыт управления транспортными средствами категории B, С или D не менее 12 месяцев. При этом не требуется предоставлять в ГИБДД дополнительных документов, подтверждающих Ваш опыт. Достаточно лишь водительского удостоверения, в котором в течение года открыта требуемая категория.

Что касается подкатегорий C1E и D1E, то для них требуется опыт управления в течение года либо автомобилями подкатегорий C1 и D1, либо автомобилями старших категорий C и D.

Таблица возраста для получения прав

КатегорияОбучение в автошколеСдача экзаменаПолучение удостоверения
М – мопеды
А1 – мотоциклы до 125 см 3
161616
А – мотоциклы181818
B – легковые автомобили
C – грузовые автомобили
161718
D – автобусы20
(18 – для военных водителей)
21
(19 – для военных водителей)
21
(19 – для военных водителей)
Tm – трамваи
Tb – троллейбусы
202121
BE, CE, DE – составы транспортных средствпосле 1 года стажапосле 1 года стажапосле 1 года стажа

Когда оптимально начать учиться?

Чуть ли не каждый ребенок хочет научиться водить автомобиль как можно раньше. Такое стремление лишено всякого смысла, ведь все равно возраст получения водительских прав 18 лет (16 для категорий A1 и M), а раньше этого возраста официально сесть за руль не получится.

Читайте также:  Как правильно переключать передачи на механике видео - плавное переключение скоростей

Рекомендую начинать обучение на категорию B не раньше чем за 2-3 месяца до 18 лет. Связано это прежде всего с тем, что после автошколы Вам не придется ждать квалификационных экзаменов и выдачи водительского удостоверения. Напротив, Вы сможете сразу же после прохождения обучения и получения прав начать водить автомобиль.

Кроме того, многие автошколы взимают дополнительную плату за время обучения, поэтому слишком раннее начало обучения может оказаться экономически невыгодным.

Тем не менее окончательный выбор времени начала обучения остается за Вами.

С какого возраста можно водить машину

Рано или поздно молодые люди задаются вопросом, со скольки лет можно водить машину, чтобы знать, когда записываться на курсы вождения. Но редко кто находит однозначный ответ, ведь для каждой группы ТС предусмотрены свои ограничения. К примеру, на мотоцикл удостоверение можно получить на 2 года раньше, чем на четырехколесный транспорт. Определяющим критерием является именно водительская категория, на которую претендует гражданин.

Возрастные ограничения на получение прав

Ограничения на водительские права по возрасту установлены законодательством, с целью исключить на дорогах наличие несовершеннолетних граждан и, тем самым, повысить безопасность. Выданное ГИБДД удостоверение подтверждает способность управлять конкретным транспортом. Получить его можно любому дееспособному человеку после прослушанных лекций в автошколе и успешного тестирования. Для каждой категории установлен возрастной минимум:

  1. «А». Предусматривает возможность водителям свободно ездить на мотоцикле первые два года без пассажиров. Права выдаются лицам, достигшим 18 лет.
  2. «А1». Допускается управление мотоциклом с размером моторной системы не больше 125 см3, и скоростью перемещения 50 км/ч. Оформить такой документ может любой гражданин, которому уже исполнилось 16.
  3. «М». Езда на мопеде, после сдачи тестирования и подтверждения умения водить транспорт в условиях автодрома без нарушений. Допускаются к управлению также и квадроциклом лица, достигшие 16-летнего возраста.
  4. «В». Вождение легковых авто, грузопассажирского транспорта до 3,5 тонн. Сдавать экзамен допускаются граждане после учебы в автошколе, при условии 18 лет.
  5. «С». Допускается езда на машинах и грузовом транспорте от 3,5 тонн. Получить документ с этой категорией могут лица, достигшие 18 лет.
  6. «D». С такой литерой в правах водитель имеет право осуществлять пассажирские перевозки на автобусах и трамваях. Выдаются они гражданам после 21 года, имеющим минимум 3 года стажа на дорогах без серьезных нарушений. На их получение в автошколе потребуется 2 месяца. Но при этом у водителя должен быть достаточным опыт.
  7. «F». Лицам с такой категорией можно водить сельскохозяйственную технику, трактора, комбайны и прочее. Оформление займет 2 месяца, при условии, что гражданину есть 18 лет.

Стоит отметить, что верхней границы просто не существует. Обратиться в уполномоченные органы гражданин может в любом возрасте. Основным условием является лишь отсутствие медицинских противопоказаний. Если здоровье позволяет, управлять личным автомобилем можно даже в преклонных годах.

Важно! Водить троллейбус или трамвай не могут лица, не отметившие 21 день рождения, при этом у них уже должен быть солидный опыт управления обычным автомобилем.

Обучение вождению до 18 лет

Далеко не все знают, с какого возраста можно сдавать на права, и когда допускается проходить курсы подросткам, хотя этот вопрос достаточно актуальный. Запрета на изучение ПДД до момента достижения совершеннолетия не существует. Поэтому начинать знакомиться с правилами, значениями знаков, особенностями движения и регулирования потоков на дороге, можно с любого возраста. Для этого предлагаются самые разные варианты:

  1. Книги, брошюры и наглядные пособия в книжных магазинах.
  2. Билеты ПДД в виде приложения на телефоне.
  3. Сайты с подробной информацией и видеороликами для наглядного изучения конкретных ситуаций.
  4. Электронные книги, которые можно скачать на телефон или планшет.

Там же можно уточнить, со скольки лет выдают права на машину, скутер или мотоциклы. Изучение теории до прохождения курсов даже приветствуется, так как позволит полностью освоить важные знания в комфортном темпе, а не за пару лекций. Чем раньше начато знакомство с правилами, тем легче будет во время прохождения экзамена. Детям в возрасте от 7-8 лет их можно преподносить в игровой форме, для более простого запоминания.

Для справки! Раннее обучение теории не дает гарантии, что тестирование будет пройдено успешно. Так как вопросы билетов, различные нюансы и моменты могут меняться один раз в 2-4 года. Поэтому периодически их лучше пересматривать.

С какого возраста начинается обучение вождению

Молодых людей всегда беспокоит вопрос, со скольки лет можно учиться в автошколе, чтобы удостоверение на управление машиной было выдано в 18 лет. Согласно требованиям законодательства, записаться на курсы вождения может любой человек в возрасте от 16 лет, но при этом после прохождения обучения, он допускается лишь к экзаменам на управление мопедами. Права на автомобиль ему выдадут, когда исполнится полные 18 и не днем ранее, при условии успешного тестирования.

Поэтому ответом на вопрос, можно ли сдать на права в 16 лет на машину, будет однозначное «нет». Более того, запрещено записываться на курсы в автошколу до достижения этого возраста. Согласно новым положениям закона, самостоятельное обучение исключено. Допуск к экзамену гражданин получает только после прохождения курсов в специализированном заведении, имеющем лицензию на осуществление деятельности.

Важным моментом для многих является вопрос, можно ли в 17 лет сдать на права, а в 18 получить. Запрета на это в действующем законодательстве нет. Поэтому при желании, стоит записаться на курсы за год до совершеннолетия, а получить права можно в день рождения 18 лет.

Возраст для обучения на разный транспорт

Разобравшись с вопросом, со скольки лет можно учиться на права на машину, стоит также уточнить, когда допускается проходить курсы на управление другим транспортом. Для каждого вида предусмотрены свои ограничения, о них обычно предупреждают в ДОСААФ перед приемом заявление на обучение. Рассмотрим основные варианты.

Допуск к курсам на мопед

Мопед представляет собой универсальное транспортное средство, широко используемое учащимися в качестве альтернативы велосипедам. Для их управления необходимо пройти курсы и получить документ установленного образца с открытой категорией «М» или «А1». Допускаются к прослушиванию лекций лица, достигшие 16 лет.

Получают разрешение для вождения мопеда только после сдачи теории, а также подтверждения практических навыков езды в условиях автодрома. Предварительно список билетов и упражнений можно найти на специализированных сайтах. Самостоятельное обучение недопустимо, так как процесс обязательно должен контролировать инструктор.

Допуск к обучению на мотоцикл

Мотоцикл представляет собой серьезное транспортное средства, с повышенной степенью опасности. Поэтому сесть на него для езды по дорогам получится только с восемнадцати. Именно с совершеннолетия человек считается достаточно взрослым, чтобы осознавать все риски. Для управления потребуется получить удостоверение водителя с категорией «А». Для этого предусмотрено прохождение специальной подготовки, а также подтверждение своих знаний теории и навыков на практике путем тестирования и езды на автодроме.

Для справки! Перевозить пассажиров на мопеде или мотоцикле человек сможет только при наличии опыта езды на дорогах без серьезных нарушений за 2 года.

Допуск к курсам на легковое авто

Российские законы более строги к водителям, желающим учиться управлять легковыми автомобилями, чем в США. Допускаются к вождению только лица с 18 лет, но пойти на курсы они могут значительно раньше, уже с 16 лет. Подготовка будет осуществляться в несколько шагов:

Читайте также:  КАСКО для такси

  1. Записаться на курсы категории «В» в любую автошколу или местный ДОСААФ.
  2. Посещать все лекции (примерно 190 часов).
  3. Пройти практическое обучение на специальной машине, оборудованной дополнительными педалями для преподавателя и зеркалом заднего вида.
  4. Успешно пройти тестирование в МРЭО после 18 лет, и подтвердить свои навыки на практике
  5. Получить удостоверение водителя установленной формы с отметкой «В». Для этого потребуется собрать весь пакет документов. Но при этом нет необходимости посещать военкомат, так как справка от них или билет не нужен.

Выдача прав гражданину до его совершеннолетия не допустима, даже если он успешно прошел обучение и квалификационное тестирование в автошколе. Также запрещено ездить на автомобиле без документа, подтверждающего прохождение экзамена в МРЭО. В противном случае человек штрафуется или несет другую административную ответственность.

Возраст для выдачи прав для каждой категории

Возрастные рамки напрямую зависят от выбранного для езды транспорта. Для некоторых категорий предусмотрены дополнительные условия, стаж, о котором необходимо знать. В целом, пойти учиться на любой механизм раньше 16 лет не получится, это минимальная граница, максимальной не существует. Пояснить ситуацию наглядно поможет таблица.

КатегорияВозрастВозможные нюансы
А1 (мототехника с объемом двигателя не больше 125 см3)16
М (мопеды, скутеры, квадроциклы)16
А (мотоциклы 2-3-4 колеса, с массой до 400 кг)18
В (легковые машины с весом не больше 3,5 т и количеством мест до 8-ми)18
ВЕ (легковые авто с прицепом)19Для открытия данной категории, водитель обязан иметь один год стажа «В».
В1 (квадрициклы и трициклы)18Квадроциклы в эту категорию не входят
С (грузовой транспорт с весом более 3,5 т)18Получать можно одновременно с категорией «В»
С1 (грузовой транспорт с массой от 3,5 до 7,5 т)18
С1Е (автомобили и грузовой транспорт с прицепом)19Для оформления обязательным условием является наличие годового стажа
D и D1 (транспорт для осуществления пассажирских перевозок)21Для получения прав такой категории лицам необходимо иметь водительский стаж минимум 3 года. Исключением являются военнослужащие, проходящие срочную службу. Для них возрастное ограничение составляет 19 лет.
DE (автобусы с прицепом)19Проходить обучение и открывать категорию допускается лицам, имеющим стаж более 1 года.
D1E (небольшие автобусы с прицепами)19Обязательным условием является наличие категории D1 и год вождения с ней.

Обобщив представленную информацию, следует заметить, что начальным возрастом для многих категорий является 18-19 лет. Обучение допускается и раньше, чем будет отмечено совершеннолетие, но сдача экзамена заранее недопустима.

Когда права не нужны

Согласно российскому законодательству, управлять практически любым транспортом можно только получив удостоверение. Но есть категория машин, для пользования которыми права не нужны. Ими обычно пользуются дети школьного возраста, подростки и другие группы граждан. К ним относятся:

  1. Ролики, самокаты, скейтборды, детские коляски. Любые устройства, приводимые в действие за счет мышечной системы человека.
  2. Велосипед. Хотя каждый год появляется предложение ввести обязанность получать на них права и регистрировать транспортное средство в ГИБДД, на сегодняшний день пользоваться ими можно свободно.
  3. Мотоколесо, гироскутер, сегвей. Несмотря на то, что устройства оборудованы мотором, перемещаются на них люди любого возраста. Управляющие ими лица не приравниваются к пешеходам, а считаются водителями электромобиля, но при этом могут свободно ездить по тротуарам.
  4. Мотоблок. По дорогам они не ездят, и не используются для перемещения, но все оборудованы двигателями. Получать на них ПТС или права нет надобности.

Во всех остальных случаях потребуется получение удостоверения водителя для управления и свободной езды по дорогам. Особенные условия существуют для каждой категории и могут отличаться исходя из характеристик выбранного транспортного средства.

Международный опыт

Действующие правила для получения удостоверения водителя распространены не по всему миру. В каждой стране есть свои особенности и ограничения, и многим будет любопытно узнать и международный опыт. В частности, в Соединенных штатах управлять автомобилем допускается после 16 лет. Обучение при этом осуществляется в течение 3-х месяцев. За серьезные нарушения предполагается лишение. В некоторых регионах минимальный возраст и вовсе составляет 14 лет.

В Германии управлять транспортом допускается лишь с 17, в Австралии с 18, но при этом сдавать экзамен там предстоит долго и тяжело. Поэтому процесс получения прав в нашем государстве нельзя назвать самым сложным.

Начальный возраст для прохождения экзаменов и начала учебы в автошколе отличается между собой. Зная установленные нормы, можно подгадать, чтобы в 18 лет уже получить права для езды на легковом транспортном средстве.

Cо скольки лет можно учиться в автошколе, в каком возрасте можно получить ВУ на машину и мотоцикл в 2022 году

Главная » Блог » С какого возраста можно учиться на права

26.03.2020
Комментариев нет

В этой статье мы детально разберем, с какого возраста можно учиться в автошколе и сдавать на права, определим со скольки лет можно получить водительское удостоверение на вождение транспортных средств разных категорий в 2022 году в России.

При достижении 20 летнего возраста курсант допускается до подготовки на права категорий «D», «Tb», «Tm» или подкатегории «D1».

Получается, что освоить практические навыки вождения легковыми и грузовыми транспортными средствами, мопедами и мотоциклами можно уже в 16 летнем возрасте.

Научиться управлять автобусами, троллейбусами и трамваями можно в возрасте 20 лет.

Но научится вождению автомобиля и получить разрешение на самостоятельное управление ТС на дороге можно при достижении разного возраста, о чем и поговорим ниже.

На уроках в автошколах можно увидеть даже старшеклассников, которые изучают ПДД и учатся водить автомобиль. Однако не все из них по завершении обучения сразу получат ВУ и станут полноправными водителями — некоторым придется выжидать установленного законом возраста в зависимости от категории прав. Давайте разбираться, во сколько лет можно сдавать экзамены и получить права в России на управления машинами, мотоциклами и автобусами и когда можно ездить за рулем самостоятельно по улицам и трассам.

Сдавать и получать — разные понятия

Нужно понимать разницу между терминами «сдавать экзамены на права» и «получать водительское удостоверение» — в российском законодательстве это не одно и то же. Даже отменные знания теории правил дорожного движения, и хорошие навыки в управлении транспортным средством в разных условиях не гарантируют возможность получения прав в тот же день.

Еще больше временной разрыв может быть между обучением вождению и сдачей на права. Например, российским законами никак не регламентируется возраст, в котором парень или девушка может начать изучать теорию ПДД. Психологи и педагоги полагают, что лучше всего такая информация запоминается в 7-8 лет. Значит ученики начальной школы могут купить карманную книгу с правилами дорожного движения РФ и учиться, а потом лишь следить за изменениями и вносить коррективы в знания. Однако начать обучаться в автошколе можно гораздо позже.

С какого возраста можно учиться на права

Учеба на автокурсах подразумевает и вождение в условиях города. Этот момент регулирует п 21.4 ПДД РФ, согласно которому нижний возрастной порог для получения навыков вождения автомобиля категории B, С и подкатегорий C1 составляет 16 лет, а для категорий D, Tb, Tm и подкатегории D1 — 20 лет.

Узнайте подробнее про срок обучения в автошколе до выдачи свидетельства о окончании курсов.

Поэтому обучение в автошколе возможно с:

  • для категорий М, А, А1, B (с подкатегориями), C (с подкатегориями) — с 16 лет;
  • для категорий D, D1, Tb, Tm — с 20 лет;
  • отдельно для категории D и D1 — с 18 лет, если гражданин является военнослужащим и будет управлять автобусами, принадлежащими ВС РФ.

Получается, что уже с 16 лет гражданин РФ может записаться на курсы вождения, чтобы научиться управлять легковым автомобилем, грузовиком и мотоциклом (мопедом). Если же есть мечта водить автобус, троллейбус или трамвай, то к ее реализации можно приступить не ранее, чем в 20 лет. Исключения лишь для парней, являющихся военнослужащими и собирающимися управлять военными автобусами. Для них предусмотрено обучение с 18 лет.

С какого возраста можно сдавать на права

К экзаменам в ГИБДД некоторые выпускники автошкол допускаются не сразу. Дело тут не в уровне подготовки, а в возрасте. Для каждого типа транспорта есть свои минимальные возрастные требования:

  • сдавать на права для скутера, мотоцикла объемом двигателя до 125 куб. см (категория А1) можно с 16 лет;
  • сдавать на права на мотоцикл (категории А), на автомобили категории B с подкатегориями, С с подкатегориями можно с 17 лет;
  • сдавать экзамены на право управления автобусом можно с 20 лет, военнослужащим с 19 лет.

На простом примере: если вы пошли в 16 лет учиться на категорию B, к итоговой проверке знаний в автошколе допустят сразу же, а вот на экзамены в ГИБДД можно будет заявиться лишь когда исполнится 17 лет. Повезло тем, кто учился в 16 лет на категории М и A1 — они могут пойти в отделение ГАИ сразу после получения свидетельства из автошколы и подать заявление на сдачу экзаменов в ГИБДД.

На всякий случай почитайте правила пересдачи экзаменов в ГАИ, но лучше учиться так, чтобы сдать на права с первого раза.

Со скольки лет можно получать ВУ

Выдача водительских прав подразумевает разрешение на управление транспортными средствами, потому ВУ дается не всем. По закону РФ нижние пороги возраста для каждого типа транспорта выглядят следующим образом;

  • на управление скутерами, мопедами и мотоциклами с объемом двигателя до 125 куб. см (категории М, А1) — с 16 лет;
  • на управление легковым автомобилем, грузовиком с максимально разрешенной массой до 3500 кг и от 3500 кг до 7500 кг (категории B, B1, C, C1) а таке мотоциклов с объемом двигателя более 125 куб. см (категория А) — с 18 лет;
  • на управление автобусами, троллейбусами и трамваями (категории D, D1, Tb, Tm) — с 21 года.

Получившие права в армии могут управлять военными автобусами с 19 лет. Однако, как только им исполнится 21 год, они смогут управлять и гражданскими автобусами.

До скольки лет можно водить машину

Если для начала обучения и вождения есть минимальный возрастной порог, то максимальный в России отсутствует. Именно потому в автошколах за одной партой может сидеть молодой человек в возрасте 18 лет и пенсионер, приближающийся к восьмому десятку. Ограничений максимального возраста для получения прав также нет и это не зависит от водительских категорий: нередко можно увидеть за рулем междугородного автобуса водителя пожилого возраста.

Однако должен присутствовать здравый смысл. Резкое падение зрения, проблемы с самочувствием, координацией движения и реакцией должны сигнализировать водителю, что пора начинать прогулки пешком и пересаживаться и-за руля на водительское кресло. Особенно, если человек управляет общественным транспортом.

Ситуация в других странах

Россию можно смело назвать государством, в котором возрастные ограничения для управления наземным транспортом самые строгие. В некоторых странах Европы, Азии, Америки ситуация кардинально отличается.

  1. В США в одних штатах управлять автомобилем можно с 15 лет, в других — с 16 лет. Правда только если рядом находится взрослый и опытный водитель. В некоторых штатах законами запрещено возить других молодых людей в течение первых 6 месяцев после получения прав (за исключением братьев и сестер).
  2. В некоторых землях Германии с 17 лет, но только в сопровождении взрослого.
  3. В Исландии права дают в 17 лет, но они временные и действуют 2 года, затем меняются.
  4. На Марианских островах и в Сальвадоре управлять автомобилем можно уже с 15 лет.
  5. В Эстонии, Израиле, Франции можно без опасения на законных основаниях ездить за рулем уже в 16 лет, но только в сопровождении родителя.

Обычно минимальный возраст вождения выбирается с учетом способности человека нести ответственность за свои поступки. Потому, чем больше опасности от техники для других людей, тем выше минимальный возраст водителя.

Ссылка на основную публикацию