Большой ли штраф за обгон на перекрестке?

Всё об обгоне: штраф или лишение? На переходах, перекрёстках, под знак и через сплошную

Обгон может быть запрещённым или разрешённым по ПДД. Однако, грань между этими весомыми определениями в 2022 году очень тонка, и попасть на штраф или даже на лишение прав в 2022 году достаточно легко. В данной статье выясним, какие размеры штрафа и сроки лишения прав грозят за выезд на встречку под знак соответствующего запрета, на пешеходном переходе, на перекрёстках, через сплошную разметку и двойную сплошную, какие меры ответственности за этот манёвр, совершённый колонной за другой машиной. Также объясним, как правильно и на каком основании обжаловать штраф или лишение за обгон и приведём актуальную судебную практику.

Какое наказание за обгон по новым правилам в 2022 году?

Общее количество запретов в ПДД, касающихся обгона, несколько десятков. Это и знак запрета выезда на встречную полосу, и сплошные линии и множество других условий.

Однако, наказание в действующем КоАП РФ значится за одно действие, которое объединяет все такие случаи – за выезд на встречку в нарушение Правил. То есть не имеет значения, какой именно пункт ПДД вы нарушили – если этот правовой акт запрещает именно выезд на встречную полосу на данном участке дороги, то наказание одно. Если быть точнее, то их несколько, однако, они имеют общую указанную причину нарушения.

То есть вам необходимо понять следующее. Обгон, являясь самостоятельным манёвром, включает в себя 3 других: перестроение на встречную полосу, опережение, а затем снова перестроение уже на ранее занимаемую полосу движения. Так вот, наказание назначается именно за сам факт выезда на встречку – за одну из составляющих обгон манёвров.

Давайте взглянем все меры ответственности за это!

Таблица штрафов и лишения прав за обгон

Статья КоАПЗа что наказание?Какое наказание?
12.15, часть 4Выезд на встречку, включая запрещённый обгон, кроме случая, предусмотренного частью 3 этой же статьи (см. ниже).Штраф 5 000 рублей или лишение прав на срок 4-6 месяцев
12.15, часть 5Повторное нарушение, когда по части 4 вы уже были привлечены к штрафу или лишению за последний год (ниже мы поговорим о тонкостях повторности)Лишение прав на 1 год либо штраф, если вас зафиксировала камера фото- или видеофиксации
12.15, часть 3Выезд на встречную полосу при объезде препятствияШтраф от 1 до 1,5 тысяч рублей

Что значит повторное нарушение?

В Административном кодексе предусмотрено назначение более строгих санкций в случае, если водитель совершил рецидив по конкретному нарушению. Данный вопрос регулирует статья 4.6 КоАП, и речь здесь идёт о последовательности самих терминов в административном праве:

  • сама повторность возможна только тогда, когда водитель считается подвергнутым наказанию,
  • в 4.6 срок такой подвергнутости исчисляется с даты вступления в силу постановления о штрафе или лишении за обгон и в течение 1 года после полного исполнения наказания за первое нарушение,
  • а исполнением является полная оплата штрафа ГИБДД либо окончание срока лишения права управления.

Таким образом, если вы попались за запрещённый обгон во второй, третий и так далее разы, то вам вынесут более строгое наказание в том случае, если первое постановление вступило в силу (прошёл 10-дневный срок на обжалование, и вы не подавали жалобу) и не прошёл 1 год с даты полной оплаты штрафа либо с даты конца срока лишения.

Вот простой пример.

В первый раз водителя поймали за обгон через двойную сплошную 20 июня прошлого года. Постановление вынесено 30 июня, где водителя подвергли лишению прав на 4 месяца, и он не оспорил эту санкцию. В этом случае, если автолюбитель попадётся во второй раз с нарушением, ответственность за которое квалифицируется по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ, в период до 11 ноября 2022 года включительно, то ему уже назначат наказание по части 5 данной статьи с лишением прав на 1 год (если попадётся на камеру, будет штраф 5 тысяч).

Как мы здесь считали? Постановление вступило в силу 10 июля прошлого года (срок обжалования 10 дней) и с этой даты начался срок подвергнутости наказанию. Заканчивается этот период в течение года после исполнения наказания. А оно исполнено 10 ноября прошлого года (4 месяца срока лишения прав). То есть ещё в течение года после этого водитель считается подвергнутым ответственности.

Если бы в данном примере водителю назначили штраф, который бы он оплатил полностью 2 июля, то до 3 июля 2022 года можно было бы назначить более строгое наказание за повторный запрещённый обгон.

Штрафы за выезд на встречную, стоянку и обгон: как по закону

В России за одно и то же нарушение могут оштрафовать как на 500 рублей, так и на 5 тысяч.

Пленум Верховного суда объяснил водителям, судам и сотрудникам ГИБДД, как правильно штрафовать за нарушения, по каким статьям наказывать и что делать в сложных случаях. Мы уже разобрали две части этого постановления:

В очередном разборе речь пойдет о преимущественном праве, нарушениях при обгоне, выезде на встречную полосу, правилах стоянки и обязанностях после ДТП. Главные судьи страны объяснили нюансы, которых нет в административном кодексе и о которых чаще всего не знают даже инспекторы и суды. Из-за неправильной квалификации водители теряют деньги и права. Вот что нужно знать, чтобы такого не случалось.

За что могут назначить штраф

  • Не уступил дорогу машине с преимущественным правом движения
  • Не уступил дорогу машине с разметкой и мигалками
  • Выехал на встречную полосу с нарушением правил
  • Обогнал машину, когда это запрещено
  • Нарушил правила остановки и стоянки
  • Причинил вред здоровью из-за нарушений ПДД
  • Не выполнил обязанности после ДТП

Преимущественное право движения

Если водитель не уступил дорогу машине, у которой на конкретном участке дороги есть преимущественное право движения, его могут оштрафовать на 1000 Р по ч. 2 ст. 12.13 или на 500 Р по ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ.

Предоставить преимущественное право — значит не начинать движение, прекратить маневр или остановиться, если иначе машине с преимущественным правом придется изменить направление или скорость движения.

Но если машина едет не по правилам, то у нее нет преимущественного права. И водители не обязаны уступать ей дорогу. А значит, и штрафовать их тоже нельзя.

Например, автомобиль едет по обочине, встречной полосе или выезжает на перекресток на красный свет, а водитель другой машины не уступил ему дорогу. Он и не должен уступать — даже если есть признаки преимущественного права движения. Тут нет повода для штрафа. Используйте это, чтобы не потерять деньги из-за чужих нарушений: ссылайтесь на пункт 14 постановления Пленума ВС № 20.

Преимущественное право машин с разметкой и мигалками

Скорой помощи, пожарной охране, полиции, ДПС, спасательным службам и другим автомобилям со специальной разметкой, синими маячками и сиреной нужно предоставлять преимущество при движении — то есть пропускать такие автомобили. Если не пропустить, за это штрафуют по ч. 2 ст. 12.17 КоАП РФ — на 5000 Р , а могут и лишить прав на срок до года.

Но нарушением это будет считаться, только когда соблюдаются два условия:

  1. Синяя мигалка и сирена включены одновременно. Если есть только звук или только маячок, этого недостаточно для лишения прав. Маячки другого цвета тоже не в счет.
  2. Маячок и звук включили при выполнении неотложного служебного задания, а не просто чтобы объехать пробку.

Выезд на встречную полосу с нарушением правил

Если водитель выехал на встречную полосу из-за того, что нарушил правила дорожного движения или проигнорировал разметку, его могут оштрафовать по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ — на 5000 Р . По той же статье могут лишить прав на полгода. И это не то же самое, что выезд на встречную полосу при объезде препятствия: за такое штраф меньше, а лишение прав вообще не предусмотрено.

Запреты выезда на встречную полосу, при нарушении которых грозит лишение прав, упоминаются, например, в таких пунктах ПДД: 8.6, 9.1.1, 9.2, 9.3, 9.6, 11.2, 11.4, 15.3.

Если обгонять скорую помощь по встречке или не выполнять требования знаков «Круговое движение» и «Въезд запрещен», это тоже попадает под ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, по которой лишают прав.

Когда маневр с выездом на встречную полосу начинается без нарушения ПДД, а заканчивается с нарушением — это повод для большого штрафа или лишения прав.

Но Верховный суд объяснил, что знаки и разметка, при нарушении которых водитель выезжает на встречку, должны быть установлены там, где положено, и отмечены на дорожной схеме. Это касается даже временных знаков. Рассматривая дело о лишении прав за выезд на встречную полосу, суд может истребовать схемы и проекты дорог. Если знак там не отмечен и нет разметки, то и нарушения тоже нет — а значит, штрафовать на 5 тысяч не положено. И тем более нельзя лишать прав.

Обгон запрещен

Знак 3.20. Этот знак означает запрет обгона. Если водитель нарушил запрет и выехал на встречную полосу, это нарушение попадет под ч. 4 ст. 12.15 — можно потерять права на полгода. Но для запрета есть исключения: нельзя обгонять любой транспорт, кроме гужевых повозок, велосипедов, мопедов, мотоциклов без прицепа.

Если других запретов кроме знака 3.20 нет, то выезд на встречную при обгоне велосипеда под лишение прав не попадает. Потому что велосипеды обгонять не запрещено. Но будьте внимательны: кроме знака 3.20 бывают другие запреты на обгон, например на пешеходных переходах или опасных поворотах.

Знак 3.20 «Обгон запрещен»

Тихоходный транспорт. Тихоходные транспортные средства тоже можно обгонять, даже если есть знак 3.20, но нет других запретов. Но с этим бывают проблемы: по правилам на тихоходное транспортное средство нужно установить специальный знак — красный треугольник в желтой рамке.

Не все водители соблюдают это условие. Получается, что хотя каток или трактор не могут ехать быстрее 30 км/ч , но без знака их как будто нельзя обгонять.

Верховный суд объявил, что можно. Даже если нет опознавательного знака, но завод-изготовитель установил максимальную скорость не больше 30 км/ч , такой транспорт можно обгонять. Но тут важны именно заводские характеристики. Если транспорт просто едет медленнее 30 км/ч , но мог бы ехать быстрее, обгонять нельзя — чревато лишением прав.

Если вас хотят оштрафовать за выезд на встречную полосу при обгоне асфальтоукладчика — якобы обгон был запрещен, — то можно сохранить права и деньги: ссылайтесь на пункт 15 постановления Пленума. Асфальтоукладчик — тихоходный транспорт, даже если на нем нет красного треугольника.

Опознавательный знак для тихоходного транспорта

Нарушение правил остановки и стоянки

В разделе 12 ПДД описаны правила стоянки транспорта. Например, нельзя оставлять в машине маленьких детей, останавливаться на пешеходном переходе и открывать двери, если это мешает другим машинам. За нарушение этих правил штрафуют по ч. 1 ст. 12.19 КоАП РФ — штраф 500 Р .

Но есть нарушения, за которые штрафы будут выше. Например, если припарковаться на местах для инвалидов, можно потерять 5000 Р : это уже ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ.

За стоянку на тротуаре штраф 1000 Р по ч. 3 той же статьи. А вот если оставить машину на детской площадке или газоне, под ст. 12.19 КоАП это вообще не попадает — за такое могут наказать только по региональным законам.

Если машина стоит одновременно и на тротуаре, и на газоне, то оштрафуют и по ст. 12.19 КоАП РФ, и по региональному административному кодексу.

Стоянка и остановка в зоне дорожных знаков, которые ее запрещают, — это повод для штрафа уже не по ст. 12.19, а по ч. 4 ст. 12.16 КоАП РФ. Штраф — 1500 Р , для Москвы и Петербурга — 3000 Р . А еще машину могут задержать.

Если машина стоит под запрещающим знаком, это длящееся нарушение. Даже когда автомобиль оставили на час или два, штраф может быть только один. Нельзя три раза зафиксировать камерой неправильно припаркованную машину и отправить владельцу три постановления. Но если на машине уехали, а потом опять оставили ее под знаком «Остановка запрещена», тогда первое нарушение прекратилось и началось второе — и штрафа тоже может быть два.

Вред здоровью из-за нарушений ПДД

Если водитель нарушил правила дорожного движения и причинил кому-то легкий или средний вред, его оштрафуют по ст. 12.24 КоАП РФ. За легкий вред придется заплатить до 5000 Р , за средний — до 25 000 Р . Или можно остаться без прав. Ущерб потерпевшему нужно возмещать отдельно.

По этой статье наказывают только водителей. Если правила дорожного движения нарушил пешеход и из-за этого кто-то пострадал, виновника накажут по ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ. За легкий и средний вред здоровью можно получить штраф от 1000 до 1500 Р , а не 5 тысяч, как для водителей.

Если в ДТП пострадал только водитель, то есть он и нарушитель, и потерпевший, его по статье 12.24 КоАП не штрафуют. Платить деньги в бюджет за вред здоровью придется только в том случае, если по вине водителя пострадал другой человек. Зато водителя могут оштрафовать за нарушение, которое он допустил. Например, за проезд на красный свет или за неисправные тормоза.

Когда по вине водителя причинен вред нескольким людям, протокол все равно один, а в нем указаны все потерпевшие. Если есть и легкий, и средний вред, дела объединяют в одно и назначают наказание по более строгой части статьи 12.24 КоАП РФ, а не несколько штрафов за разные виды вреда здоровью.

Обязанности после ДТП

У водителя, который попал в ДТП, есть обязанности по закону. Например, нельзя пить алкоголь и уезжать с места аварии, нужно установить знак аварийной остановки, оказать помощь пострадавшим, вызвать скорую и сотрудников ГИБДД. Кто не соблюдает обязанности, получает штраф по ст. 12.27 КоАП РФ. По этой статье штрафуют только водителей. Для пешеходов, пассажиров и велосипедистов за аналогичные нарушения есть статьи 12.29 и 12.30 КоАП РФ.

Если водитель уедет с места аварии, он может остаться без прав на полтора года. Даже когда никто не пострадал. И даже если нужно было всего лишь заполнить извещение для ОСАГО без вызова полиции: это тоже считается оставлением места ДТП и наказывается по ч. 2 ст. 12.27 КоАП.

Если водитель повез пострадавшего в больницу, а потом не вернулся, это тоже ч. 2 ст. 12.27 КоАП — с лишением прав или административным арестом.

Уезжать с места ДТП нельзя даже тем водителям, которые спровоцировали ДТП, хоть и не столкнулись с другими машинами. Например, водитель подрезал автомобиль с нарушением ПДД, сам никого не задел, но из-за этого маневра столкнулись другие машины. Если нарушитель видел, что случилось ДТП, но уехал, это ч. 2 ст. 12.27 КоАП и лишение прав.

Пить алкоголь и принимать запрещенные вещества после ДТП тоже нельзя. Для нарушителей этого запрета в административном кодексе есть отдельная санкция — по ч. 3 ст. 12.27 КоАП. Чтобы доказать, что водитель выпил после аварии, нужно провести освидетельствование. За отказ от проверки на алкоголь — отдельное наказание. Если от стресса после ДТП или в ожидании инспекторов выпить бутылку пива, можно потерять права на два года и 30 тысяч рублей.

Впереди четвертая часть разбора для водителей. Подпишитесь, чтобы не пропустить.

как говорит сказочный, “замучаетесь пыль глотать бегая по судам”.
Подано в суд на обжалование штрафа ГКУ АМПП еще весной, а эти бандиты вместо того что бы переслать жалобу в суд, направили документы на взыскание приставам. Итого: 3 жалобы, одно ходатайство, 1 заявление в прокуратуру – ни одного ответа по существу, долг на взыскание висит в базе. И это я юрист.

Нарушение скоростного режима на длинном участке дороги, т.е. штраф за среднюю скорость. Т.к. в ПДД нет такого понятия как средняя скорость движения а штраф можно выписывать только если известен конкретное место нарушения ПДД.

Не понятен момент с Преимущественным правом машин с разметкой и мигалками. Согласно ПДД 3.2, при приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.

При этом, уступить дорогу (не создавать помех) — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Должен ли я, перестраиваться, пропуская машину с синей мигалкой, которая догоняет меня сзади? Попадает ли такой маневр под понятие Уступить дорогу?

Andreyka, а если ты не перестроишься, ты будешь являться помехой для беспрепятственного движения, дальше решай сам

Andreyka, должен. Видимо “уступить дорогу” и “уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства” – разные понятия

Andreyka, естественно. Сам же пишешь “не должен. продолжать движение. если это может вынудить. имеющих преимущество. изменить направление движения или скорость”.

Константин, в таком случае, мне нужно остановиться 🙂 Про маневр перестроения в ПДД ни слова.

Большой ли штраф за обгон на перекрестке?

По поводу возможности безнаказанно совершать обгоны на перекрестках мнения могут различаться даже у довольно опытных водителей. Между тем, тема совершения маневров на перекрестках является одной из самых непростых. Необходимо хорошо разбираться в правилах, чтобы сориентироваться при сложной дорожной ситуации.

Все перекрестки опасны в той или иной степени. На этом участке пересекаются дороги транспортных средств и пешеходов. Именно здесь чаще всего происходит ДТП, поэтому рекомендовано водителям получше выучить правила, благодаря чему вы сможете предвосхищать возникновение аварийных ситуаций.

  1. Какое грозит наказание?
  2. ПДД
  3. Как совершать маневр правильно?
  4. Когда разрешено, а когда запрещено?
  5. Спорные ситуации
  6. Каким образом ДПС может доказать вину?
  7. Заключение

Какое грозит наказание?

Такое нарушение приводит к назначению штрафа – 5000 рублей или автомобилист будет лишен права на управление ТС (ст.12.15 КоАП). Такой вариант наказания применяется в случаях, когда водитель не создает на дороге аварийных ситуаций.

При повторном нарушении водителя лишают права управлять автомобилями на год. Если нарушение было зафиксировано при помощи специальных технических средств, таких, как фото или видео, наказание назначается автоматически и представляет штраф в 5000 рублей по ст.12.15 КоАП.

К наказанию могут быть добавлены штрафы за совершенные заодно проступки. Невнимательному шоферу могут приписать недостаточное соблюдение дистанции, бокового интервала, сумма для уплаты в бюджет составит 1500 рублей (ст.12.15 ч.1 КоАП). Может быть допущено нарушение очередности проезда – это создает проблемы для движения машинам, движущимся со встречного направления. Штраф составит 500 рублей (ст.12.14 КоАП).

Чтобы разобраться в вопросах обгона ТС на перекрестках, следует обратиться к статье 11 (п.11.4) ПДД. В нем указано, что обгон попутных машин запрещается при условии движения на регулируемых перекрестках. Нельзя выполнять обгон при езде по второстепенной дороге, если перекресток нерегулируемый.

Согласно ПДД, можно обогнать на перекрестке другие машины, если отсутствует регулировщик и нет светофора, а водитель пересекает перекресток по главной дороге.

Обгоном называют опережение машин, которое сопровождается выездом авто на полосу, предназначенную для встречного движения, и возращением на прежнюю полосу после опережения.

Если маневр совершен без выезда на встречную полосу, он считается опережением и за обгон не принимается. Это означает, что на любом перекрестке с движением по нескольким полосам одного направления вы можете совершить опережение, которое окончится возвращением на ранее занимаемую полосу. Разумеется, при это не должны быть нарушены условия очередности для проезжающих перекресток.

Правило недавно было изменено. Теперь ст.11 п.4 запрещает выполнять обгон, если рядом с перекрестком нанесена разметка пешеходного перехода. Запрет действует вне зависимости от того, есть ли на проезжей части пешеходы.

Как совершать маневр правильно?

Обгон в соответствии с ПДД при проезде перекрестков можно проводить только тогда, когда автомобиль едет по главной дороге. В основном это касается дорог, находящихся вне населенных объектов. Перед перекрестком часто можно встретить сплошную разметку 1.1, которую нельзя пересекать.

На фото изображена сплошная разметка 1.1:

Если водитель за рулем недавно, он может разрешающий сигнал светофора идентифицировать с главной дорогой – эта ошибка встречается часто. Стоит запомнить, что на регулируемых перекрестках второстепенных дорог нет.

Как быть водителю, если главная дорога после перекрестка поменяла направление? В этом случае, как определено ст.13 п.10, автомобилисты должны поступать согласно правилам для езды через пересечения дорог, имеющих равное значение. Обгон при этом является запрещенным маневром, а преимущество будет у машин, выезжающих с правой стороны.

При проезде регулируемого перекрестка можно обогнать идущий впереди транспорт, если соблюдены такие условия:

  • Линия разметки не запрещает маневр.
  • Нет запрещающих обгон знаков (каково наказание за обгон под знак?).
  • Ваш автомобиль движется по главной дороге.

Когда разрешено, а когда запрещено?

В ПДД однозначно запрещаются обгоны по обочине в любом участке дороги (что грозит за такое нарушение?) Что касается перекрестков, нельзя обгонять машины на регулируемых и нерегулируемых, если только вы не едете по главной дороге (ст.11 п.4). Этот же пункт запрещает обгонять на «зебрах», ж/д переездах (и на участке протяженностью 100 м перед ними), на путепроводах, тоннелях и мостах (о том, каков штраф за обгон на пешеходном переходе, читайте тут, а на мостах — здесь).

Обгонять с правой стороны можно, если движение в одном направлении организовано по нескольким полосам. В этом случае с левой полосы возможно выполнять маневры, подразумевающие перестроение на правую. Если водитель едет по дороге, на которой движение двустороннее, нельзя ехать по встречной после выполнения обгона, если имеется разделительная полоса, рельсы или разметка 1.1, 1.3. При допущении ошибки можно лишиться удостоверения водителя. О том, чем грозит пересечение сплошной линии при завершении маневра, написано тут, а здесь вы можете узнать о санкциях за обгон через двойную сплошную.

На фото изображена двойная сплошная разметка 1.3:

Спорные ситуации

Особенностью ДТП после обгона ТС на перекрестках можно назвать следующий факт. У сотрудников ДПС не имеется однозначной позиции относительно того, кто из водителей является виновным в ДТП. На практике четкое определение оказывается затруднительным.

Не редкость, когда водитель, долгое время едущий по запретному для обгона участку за медленно движущимся автомобилем, вдруг решает его объехать и тотчас оказывается в поле зрения сотрудника ДПС, который до этого момента был совершенно незаметен.

В этом случае стараются вменить нарушение по ст. 12.15 п. 4, согласно которому шофера наказывают за то, что он выехал на полосу, которая только для встречных машин. Но к статье нет пояснений, поэтому стоит предположить, что при совершении маневра на соседнюю полосу могли выйти только колеса с одной стороны машины. Маневр был начат без нарушения, но водитель не знал, что пунктир на дороге сольется в одну линию раньше, чем он завершит его. Постарайтесь озвучить представителю органов охраны порядка эту позицию.

Каким образом ДПС может доказать вину?

Сотрудники ДПС располагают достаточным арсеналом современных средств, чтобы суметь представить суду исчерпывающие доказательства виновности водителя.

К протоколу могут быть приложены показания свидетелей с места нарушения, а также фотографии и видеоматериалы. Если проступок автомобилиста зафиксировала дорожная камера, установленная на отдельном участке, дело автоматически передается для выставления штрафа в 5000 рублей по ст.12.15 КоАП.

Заключение

Основные качества, которые следует развить водителю – внимательность, ответственность и собранность. Не стоит без необходимости превышать скорость и выполнять такие маневры, как обгоны ТС. Внимательное отношение к типу разметки и техническим элементам с запрещающими изображениями поможет не допускать опасных и аварийных ситуаций.

Штраф и ответсвенность за обгон на перекрестке

Движение транспортных средств по дорожному полотну связано с выполнением маневров. В местах ограничения совершения маневра штраф — обгон на перекрестке — зависит от созданной ситуации и последствий.

Ограничения и правила обгона

Нарушение условий движения транспорта влечет серьезные последствия, увеличивает риск совершения аварийных происшествий. Обгон предусматривает опережение автомобиля с выездом на встречную полосу и возвращением в ряд, с которого выполнялось действие.

Совершение маневра связано с моментальной оценкой ситуации на дороге, анализом возможных последствий. Знак, запрещающий совершение маневра, действует для всех видов транспортных средств до первого перекрестка или выезда из населенного пункта.

Нельзя обгонять в зоне пешеходного перехода, на объектах стратегического назначения (мостах). Воспрещается маневр в тоннелях, вблизи крутых поворотов, в местах с ограничением обзора, на подъемах.

Особое внимание уделяется движению на железнодорожных переездах и прилегающей к ним 100-метровой зоне. Предусмотрены исключения, которые касаются тихоходного транспорта, если невысокая скорость связана с техническими характеристиками.

Перед совершением обгона нужно убедиться в безопасности и отсутствии препятствий на встречной полосе. После предварительной оценки скорости транспортного средства, расчета дистанции до встречного объекта, необходимо удостовериться, что ваш автомобиль не создаст помех для движения.

В случае, если маневр начал выполнять транспорт, движущийся впереди или сзади, обгон запрещен до момента, пока попутный автомобиль не вернется на свою полосу.

Маневр воспрещается в ситуации, когда идущее ТС впереди подает сигнал поворота влево, и для совершения действия отсутствует безопасная дистанция и интервал между автомобилями.

После завершения маневра запрещается резко снижать скорость. Водителю обгоняемой машины нельзя создавать препятствия для обгона, увеличивая скорость движения.

Ответственность за несоблюдение правил

В соответствии с Кодексом АП РФ для каждой ситуации, связанной с созданием аварийной обстановки движения, предусмотрена ответсвенность.

За выезд на полосу движения, по которой осуществляется встречное движение, на трамвайные рельсы при наличии ситуации, позволяющей объехать препятствие с правой стороны, предусмотрено наказание в размере1000-1500 руб.

Пересечение сплошной линии в зоне действия знака, запрещающего обгон, влечет административное наказание в сумме 5000 руб. и запрет на вождение транспорта с изъятием удостоверения на срок 4-6 месяцев.

За повторный обгон предусмотрен штраф в виде лишения права управления ТС сроком на 1 год. При отсутствии дорожной разметки и совершении маневра по центру проезжей части предусмотрен штраф в сумме 500 руб.

При фиксации нарушения правил обгона с помощью дорожных видеорегистраторов, которые в других случаях предусматривают наказание лишением прав на вождение транспорта в течение 12 месяцев, влечет альтернативный штраф в сумме 5000 руб.

Ответственность за маневр на перекрестке

В ПДД описаны ситуации, при которых воспрещается совершение маневра на регулируемых перекрестках, а при выезде с второстепенной дороги — на нерегулируемом пересечении дорог.

Это обозначает, что зеленый свет светофора разрешает продолжение движения по своей полосе или предоставляет возможность перестраиваться в другие полосы одного направления.

Обгон, совершенный на перекрестке, не квалифицируется как ошибочное действие. Статистика утверждает, что аварийные ситуации в местах пересечения дорог выше, чем на трассах.

Такие нарушения связаны со сменой направления, отсутствием сигнала поворота, резкими маневрами без предупреждения.

Например, какой штраф за обгон на перекрестке будет при выезде на встречную полосу движения, зависит от ситуации. Кодексом предусмотрено наказание в виде штрафа 5 тыс. руб. или лишение водительских прав на 4-6 месяцев.

Это касается только тех случаев, в которых не создана аварийная ситуация. Меры, направленные на борьбу с опасным вождением, учитывают обстоятельства, поэтому к основному штрафу могут добавляться наказания за несоблюдение бокового интервала и дистанции, нарушение очередности проезда.

Выполнение обгона по правилам дорожного движения

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о выполнении одного из самых опасных автомобильных маневров. Безусловно, именно таким маневром является обгон транспортного средства.

Для читателей, которые не следили за изменениями правил дорожного движения, напоминаю, что в 2022 году обгоном является только маневр, связанный с выездом на полосу встречного движения. Подробнее этот вопрос рассмотрен в статье “Обгон и опережение в обновленных правилах дорожного движения”.

Проблема выбора правильного места для обгона является весьма актуальной, поскольку неправильный обгон в настоящее время наказывается лишением прав. В этой статье будут рассмотрены правила дорожного движения, относящиеся к обгону, а также штрафы за неправильный обгон.

Для начала рассмотрим актуальное понятие “обгон” из пункта 1.2 ПДД:

Обгон” – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Выполнение обгона по правилам дорожного движения

Выполнению обгона посвящена глава 11 правил дорожного движения. Разберем основные особенности этого маневра.

11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

Это требование весьма актуально, поскольку выезд на встречную полосу всегда связан с определенным риском. Перед выполнением обгона Вы должны убедиться, что Вы не создадите помех другим участникам движения.

Из этого пункта правил вытекает следующий вывод: если в процессе выполнения обгона произошло ДТП, то в нем всегда виноват тот водитель, который выполнял обгон. Единственным исключением из этого правила является пункт 11.3 правил:

11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями.

Очевидно, что если Вы хотите выполнить обгон, то не можете заранее убедиться в том, что водитель обгоняемого транспортного средства не будет препятствовать обгону. Согласитесь, на практике весьма не просто определить, что задумал водитель другого автомобиля.

Подчеркну, что во всех остальных случаях в ДТП виноват именно обгоняющий водитель.

При выполнении обгона водитель должен учитывать особенности, которые регламентируются пунктом 11.2 правил дорожного движения:

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

  • транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
  • транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
  • следующее за ним транспортное средство начало обгон;
  • по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Суть этого пункта сводится к тому, что обгон запрещается выполнять, если автомобиль сзади или спереди от Вас начал маневрировать. Т.е. если соседний автомобиль сам пытается выполнить обгон или поворот налево.

Этот же пункт правил запрещает выполнять обгон в тех случаях, когда скорость Вашего автомобиля для маневра недостаточна.

Например, если скорость обгоняемого автомобиля 85 км/ч, а скорость Вашего автомобиля 90 км/ч, то для выполнения обгона Вам понадобится 180 метров. При этом встречная полоса должна быть свободна на 360 метров (180 метров для Вас и 180 метров для встречного автомобиля), чтобы избежать столкновения.

В том случае, если Вы догоняете автомобиль достаточно медленно, от обгона стоит отказаться, т.к. при завершении маневрирования Вы создадите помехи либо обгоняемому, либо встречному автомобилю. Чуть ниже Вы узнаете, что наказание за подобный маневр весьма суровое.

При выполнении обгона также нужно учитывать требования пункта 9.1 1 ПДД, действующего с 12 июля 2017 года:

9.1 1 . На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.

Этот пункт запрещает водителю находиться на встречной полосе, отделенной сплошной или двойной сплошной линией разметки. Таким образом, если в процессе обгона Вы видите, что прерывистая разметка заканчивается и начинается сплошная линия, то нужно немедленно отказаться от маневра и вернуться на попутную полосу движения.

Где запрещен обгон?

Рассмотрим, где запрещен обгон транспортных средств, подробнее:

  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Обгон на перекрестке

Обгон запрещается на всех регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках, если Ваш автомобиль движется по дороге, не являющейся главной.

Рассмотрим единственную ситуацию при которой обгон на перекрестке разрешен:

1. Перекресток должен быть нерегулируемым;

2. Перед перекрестком должен быть установлен знак 2.1 без дополнительных табличек, либо знаки 2.3.1 – 2.3.7:

Т.е. главная дорога не должна менять направления на перекрестке. При этом следует иметь в виду, что обгону на перекрестке могут препятствовать и другие условия, например, главная дорога может иметь 4 полосы или более. В этом случае правила запрещают выполнять обгон (выезжать на встречную полосу).

Замечу, что теоретически можно попытаться выполнить обгон на главной дороге и в том случае, если дорога на перекрестке меняет направление. Однако при этом следует помнить, что на участках с ограниченной видимостью обгон запрещен.

На всех остальных перекрестках обгон запрещен вне зависимости от количества полос.

Обгон на пешеходном переходе

Обгон на пешеходном переходе запрещается во всех случаях (начиная с 29 ноября 2014 года).

Обгон на железнодорожном переезде

Обгоны на железнодорожном переезде были подробно рассмотрены в отдельной статье:

Обгон на мосту

Обгон на мосту, эстакаде или путепроводе в 2022 году запрещен правилами дорожного движения. То же самое касается и пространства под этими сооружениями, а также тоннелей.

Имейте в виду, что небольшие мосты могут быть построены таким образом, что заметить их издали совершенно невозможно. При этом если мост располагается в пределах населенного пункта, его границы не должны обозначаться специальными знаками, т.е. идентифицировать мост становится чрезвычайно сложно. Однако несмотря на трудности для водителей, обгон на таком мосту запрещен правилами дорожного движения.

Это еще раз подчеркивает тот факт, что выполнять обгон нужно предельно внимательно, учитывая все особенности сложившейся дорожной ситуации.

Обгон на опасном повороте

Обгон запрещен в конце подъема, на опасном повороте, а также на других участках с ограниченной видимостью.

Для того, чтобы определить наличие на дороге крутого подъема или опасного поворота, следует воспользоваться дорожными знаками 1.14, 1.11.1 и 1.11.2:

При этом важно учитывать, что обгон запрещен в конце любого подъема (т.е. подъем может не быть крутым), а также на любом участке дороги с ограниченной видимостью.

Понятие ограниченная видимость приводится в пункте 1.2 правил:

Ограниченная видимость” – видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

Очевидно, что самостоятельный поиск участков с ограниченной видимостью на дороге является задачей весьма непростой, т.к. это определение весьма расплывчато. Поэтому если у Вас есть хоть малейшее подозрение в том, что видимость на дороге ограниченная, рекомендую отказаться от маневра.

Обгон на четырехполосной дороге

Пункт 9.2 правил дорожного движения:

9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

Обгон на четырехполосных дорогах с двухсторонним движением запрещен во всех случаях, в том числе и при отсутствии дорожной разметки.

Штрафы за неправильный обгон в 2022 году

Слово обгон встречается в главе 12 кодекса об административных правонарушениях только один раз – в заголовке статьи 12.15. Т.е. наказания непосредственно за неправильный обгон КоАП не предусматривает.

Однако не стоит забывать, что выполнение любого обгона сопровождается выездом на полосу встречного движения, поэтому для наказания водителей могут применяться части 4 и 5 статьи 12.15:

4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, –

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи – наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Рассмотрим особенности этой статьи:

1. Действие части 4 статьи 12.15 распространяется на выезд в нарушение правил дорожного движения на полосу встречного движения. Т.е. лишением прав должен наказываться только выезд на встречную полосу там, где обгон запрещен.

Например, начало обгона на мосту, через сплошную линию разметки или на опасном повороте повлечет наказание по части 4 статьи 12.15 КоАП.

То же самое относится и к ситуации, когда автомобиль находится на встречной полосе слева от сплошной линии разметки.

Отмечу, что если Вы выехали на встречную полосу без нарушения правил и заметили, что впереди разметка становится сплошной, то лучшим решением будет отказаться от маневра и вернуться на попутную сторону движения через прерывистую разметку. Ведь за завершение обгона через сплошную возможно лишение прав:

Еще раз подчеркну, что начало обгона с нарушением любого пункта правил дорожного движения наказывается лишением прав.

Например, если водитель не убедился в том, что он не создаст помех другим транспортным средствам (пункт 11.1 правил), то он будет наказан лишением водительского удостоверения.

2. Часть 4 статьи 12.15 предусматривает наказание в виде штрафа (5 000 рублей). Довольно часто мне задают вопрос по поводу того, можно ли заменить лишение прав на денежный штраф.

В данном случае выбор наказания целиком зависит от судьи, который рассматривает дело по статье 12.15. Если есть смягчающие обстоятельства, а отягчающих обстоятельств нет, то наложение штрафа вместо лишения вполне возможно.

Кроме того, в случае автоматической фиксации нарушения лишение прав наложено быть не может. В данном случае речь идет о ситуации, когда нарушение фиксируется камерой наблюдения без непосредственного участия человека. В этом случае информацию о штрафе водитель получает по почте.

Не стоит путать этот случай с ситуацией, когда сотрудник ГИБДД фиксирует нарушение на камеру. При подобном развитии событий видеозапись используется в качестве дополнительного доказательства в суде при рассмотрении дела.

Обгон на перекрестке, пешеходном переходе и так далее: что разрешено, что нет и каков штраф

С обгонами и опережениями водители сталкиваются каждый день, а вот полного понимания того, что запрещено, а что разрешено, у многих водителей нет, причем иногда это даже не зависит от стажа. Давайте разберемся с тем, можно ли обгонять на перекрестке, пешеходном переходе, мосту и так далее, где обгонять запрещено всегда и чем чревато нарушение правил обгона.

Это определение выучили уже почти все, но для начала все равно кратко напомним, что такое обгон: согласно ПДД, это «опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части)». То есть, без выезда на встречную полосу маневр обгоном не считается – это просто опережение, и касающиеся только обгона пункты ПДД на него не распространяются.

Правила выполнения обгона и опережения регламентируются разделом 11 ПДД, а конкретные места, где обгон запрещен, указаны в пункте 11.4. Согласно ему, обгон запрещен:

  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Стоит учитывать, что в большинстве случаев участки, где обгон запрещен, дополнительно выделены сплошной линией разметки, пересекать которую запрещено. Кроме того, вне населенных пунктов зоны запрета обгона для легковых автомобилей могут быть выделены знаком 3.20 «Обгон запрещен» в сочетании со сплошной линией разметки.

Помимо запрета обгона на определенных участках есть и запрет на выполнение обгона в конкретных ситуациях, перечисленных в пункте 11.2 ПДД. Согласно ему, водителю запрещено выполнять обгон, если:

  • транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
  • транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
  • следующее за ним транспортное средство начало обгон;
  • по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Это простые правила, позволяющие обеспечить безопасность этого сложного маневра: нельзя обгонять уже обгоняющую машину (в народе это называется двойной обгон), начинать обгон, когда уже обгоняют вас, а также пытаться выполнить обгон, в котором вы не уверены. Последнее касается и ситуаций, когда водитель завершает обгон через сплошную линию разметки: как мы знаем, такой маневр всегда безусловно запрещен, поэтому при обгоне нужно внимательно следить за разметкой: за 100 метров до начала сплошной появится длинная прерывистая. Ну а в случае нарушения всех этих пунктов при ДТП виновником будет признан именно водитель, начавший обгон в условиях запрета.

Исходя из ПДД и логики, обгон разрешен везде, где он не запрещен. С простыми ситуациями здесь все ясно – сконцентрируемся на тех, что понимают не все водители.

К примеру, разрешен обгон на нерегулируемом перекрестке при движении по главной дороге в условиях достаточной видимости и при соблюдении прочих правил. Некоторые водители полагают, что перекресток – зона безусловного запрета обгона, но это не так. Если перекресток нерегулируемый (то есть, на нем нет светофоров), а главная дорога на нем не меняет направления (то есть, остается прямой), обеспечивает достаточную видимость и не имеет прочих признаков запрета обгона (например, сплошной линии разметки), то обгон в этом месте разрешен.

Кроме того, разрешен обгон после железнодорожного переезда при соблюдении прочих правил. Как указано выше, обгонять нельзя на переезде и за 100 метров до него, но если дорога за переездом не имеет сплошной линии разметки, то обгон разрешен сразу за ним.

Наказание за нарушение правил обгона предусмотрено статьей 12.15 КоАП, а именно частями 4 и 5, причем наказание это весьма суровое. Так, согласно части 4, выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, связанных с объездом препятствия, влечет наложение административного штрафа в размере 5 000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев.

Ну а часть 5 предусматривает наказание за повторное нарушение: оно влечет лишение права управления транспортными средствами на срок 1 год, а в случае фиксации нарушения средствами автоматического контроля – наложение административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Штраф за обгон на перекрестке в 2022 году

Перекресток – это участок дороги с повышенной аварийностью, поскольку именно здесь пересекаются автомобилисты и пешеходы. Чтобы не стать участником дорожно-транспортного происшествия, необходимо знать, можно ли совершать обгон на перекрестке, каких правил необходимо придерживаться, и какое наказание последует в случае их нарушения в 2022 году.

Возможные виды обгона на перекрестке

ПДД рассматривают разные ситуации обгона на перекрестках, для каждого случая есть ряд правил и запретов. Существуют такие разновидности:

  • обгон на перекрестке по главной дороге;
  • обгон вне населенного пункта;
  • обгон на перекрестке в черте города;
  • обгон на регулируемом перекрестке;
  • обгон на перекрестке без регулирования.

Ниже будут рассмотрены обстоятельства, при которых разрешается обгонять попутный транспорт.

Правила обгона на перекрестке

Совершать обгон на перекрестке по главной дороге разрешается согласно ПДД, но есть ряд нюансов, соблюдение которых необходимо. Такими моментами является:

  • обгон должен совершаться за пределами населенного пункта;
  • никоим образом не пересекать сплошную линию разметки;
  • необходимо принимать во внимание, что приоритет обгона будет у транспортного средства, находящегося по правую сторону;
  • следить за сигналами светофора, если таковой присутствует.

Обгоняя транспорт за пределами населенного пункта, необходимо беспрекословно соблюдать следующие требования:

  • совершать движение по главной дороге;
  • обгон не совершается через сплошную разделительную полосу;
  • разметка не нанесена;
  • впереди нет зебры;
  • светофор не подает запретный сигнал.

Разрешен ли обгон на перекрестке в чертах населенного пункта? Все будет зависеть от того, по какому пути движется автомобилист. Если на трассе нанесена сплошная разметка либо другие знаки, запрещающие подобного рода действие, то согласно ПДД совершать маневр с целью обгона нельзя. В случае пересечения неравнозначных дорог водитель обязан сначала пропустить участников дорожного движения, у которых есть преимущество в обгоне, то есть тех, что движутся по правую сторону от автомобилиста. Кроме этого, необходимо тщательно следить за действиями пешеходов, сигналами светофоров и регулировщиков.

Обгон на перекрестке, который регулируется, должен осуществляться только со строгим соблюдением правил ПДД, то есть с учетом расположения пешеходных переходов, сигналов светофора и регулировщика, в противном случае последует наказание согласно с КоАП.

Обгонять попутный транспорт на нерегулируемых перекрестках запрещается, поскольку пешеходы могут пересекать путь. Совершать маневр в таких случаях довольно рискованно, если рассматривать вопрос со стороны безопасности дорожного движения.

Когда обгон категорически запрещается

Законодательством предусмотрены случаи, когда обгонять попутные средства передвижения категорически запрещается. К таким обстоятельствам относят:

  • когда автомобиль движется по второстепенному, нерегулируемому перекрестку;
  • впереди есть разметка, обозначающая пешеходный переход, обгон не разрешается даже в том случае, когда нет граждан, желающих пересечь дорогу;
  • нанесена сплошная разметка;
  • регулировка движения происходит в точке пересечения направлений движения.

Какой штраф наложат за обгон на перекрестке

Законом предусмотрено, в каких случаях разрешается и когда запрещается обгонять транспорт. Каждый автомобилист, особенно начинающий, должен быть осведомлен по поводу этого вопроса, разбираться как в самих правилах совершения маневра, так и в видах наказания, в случае нарушений. Наказание за нарушения назначают в соответствии с КоАП РФ, водитель наказывается в зависимости от обстоятельств и вида несоблюдения общих правил. В зависимости от степени виновности автомобилиста, на него могут выписать штраф, сумма которого будет разниться в зависимости от нарушения и составлять:

  • за движение с целью обгона с наездом на сплошную дорожную разметку предусмотрен штраф, сумма которого составляет полторы тысячи рублей;
  • за выезд на полосу движения, противоположенную к той, по которой двигается водитель, положен штраф в размере от 1 000 до 1 500 тысячи рублей;
  • если автомобилист нарушил сразу несколько правил, то сумма штрафного взыскания вырастет до пяти тысяч;
  • в случае повторного нарушения в течение одного года с момента выписки штрафа, на водителя наложат штраф в пять тысяч рублей, независимо от степени нарушения.

На оплату штрафа водителю выделяют два месяца. Если за это время штраф не погашен либо не обжалован, то спустя еще десять дней дело передадут судебным приставам. Они, в свою очередь, подадут судебный иск с просьбой принудить нарушителя погасить долг. Суд может принять следующие решения:

  • удвоить сумму штрафа для нарушителя;
  • привлечь его к исправительным работам, максимум на 50 часов, при этом не более 12 часов в неделю;
  • применить административный арест, сроком на 15 суток;
  • лишить прав на управление транспортным средством на срок до полугода.

Лучше все-таки не рисковать и не идти на сомнительный маневр – наказание будет весьма серьезным.

Обгон на перекрестке: особенности, ответственность

Обгон на перекрестках запрещен, но не всегда и не во всех случаях. Бывают ситуации, когда выезд на встречную полосу допускается. Если же водитель решит действовать в нарушение ПДД, его могут привлечь к ответственности и лишить прав, или как минимум оштрафовать на несколько тысяч. Рассмотрим, когда и на каких перекрестках можно обгонять, когда такой маневр запрещен и на какую сумму оштрафуют за несоблюдение правил.

Что такое обгон и какие бывают перекрестки?

Под обгоном подразумевается опережение попутно едущего автомобиля с выездом на встречную полосу. Если же водитель просто перестраивается в соседний ряд, а на «встречку» не выезжает, это считается опережением.

Что касается самих перекрестков, то они бывают двух типов:

  1. Нерегулируемые. На них нет светофоров, а при движении водители обязаны руководствоваться ПДД, знаками и разметкой. Например, если стоит знак «Движение без остановки запрещено» , нужно остановиться возле него или стоп-линии и убедиться, что на главной дороге нет других автомобилей.
  2. Регулируемые. На них всегда есть светофоры, а в случае поломки движение регулируют инспекторы ГИБДД. При отсутствии инспекторов водители должны смотреть на разметку и знаки.

Помимо наличия или отсутствия светофора, перекрестки отличаются по форме: Т-образные, Х-образные, У-образные. Также они могут быть простыми, где пересекаются всего две дороги, либо сложными – с пересечением нескольких дорог.

ДТП происходят чаще всего именно на перекрестках. Даже если обгон на них не запрещен, лучше воздержаться от такого маневра, дабы спасти свою жизнь и имущество.

Наиболее яркий пример аварии:

Водитель движется с разрешенной скоростью по главной дороге, обгоняет попутный автомобиль. Его водитель не замечает обгоняющего и начинает поворачивать налево. Как итог – в лучшем случае разбитые машины. По правилам обгоняющий не виноват, но иногда личность виновника утрачивает значение, если речь идет о гибели людей.

Есть еще один пример, который показывает: если и обгонять на перекрестке, то максимально аккуратно.

Машина едет по загородной трассе, главная дорога. Водитель решает обогнать попутную машину, в это же время со «второстепенки» поворачивает налево другой автомобиль, происходит ДТП. Формально обгоняющий снова не виноват: выезжающий со второстепенной дороги должен убедиться, что его маневр никому не помешает и не спровоцирует аварию.

Но статистика неутешительна, и чаще всего аварии при обгоне на перекрестках отличаются от остальных большим количеством пострадавших. Решив обогнуть другой автомобиль, водитель заметно увеличивает скорость, что в конечном итоге в разы увеличивает силу удара при столкновении. Нужно быть аккуратным.

Когда обгон на перекрестке разрешен?

Обгонять другие машины на перекрестках разрешается в нескольких ситуациях:

  • обгоняющий едет по главной дороге, а знаки, запрещающие выезд на «встречку» , отсутствуют;
  • перекресток считается нерегулируемым.

Но нужно учитывать и другие факторы: например, разметку дороги, запрещающие знаки. Даже если водитель едет по главной, а перекресток считается нерегулируемым, но встречная и попутная полосы разделены сплошной линией, обгонять нельзя.

Не допускается обгон и при наличии знака «Ограниченная видимость» . Полоса встречного движения может быть недоступна для полноценного обзора, и у водителя есть риск попасть при выезде на нее в аварию.

Когда обгонять запрещается?

Обгонять попутные машины запрещено во всех ситуациях, кроме описанных выше. Разберемся в каждой более детально.

Если водитель едет по главной дороге

Если машина едет по главной, при этом на перекрестке нет светофора, а разметка допускает обгон, можно действовать. Сама главная дорога обозначается знаком 2.1

Иногда дороги меняют направление: фактически полоса проложена прямо, но знак указывает, что главная уходит направо или налево. Здесь необходимо руководствоваться п. 13.10 ПДД, и при обгоне пропустить тех, кто приближается с правой стороны (известная всем помеха справа). Именно они будут иметь преимущество, и придется останавливаться или как минимум снизить скорость для пропуска.

В городах перед перекрестками чаще всего нарисованы сплошные линии разметки. Вне зависимости от типа дороги, наличия или отсутствия светофора, пересекать такую линию категорически запрещается.

Если автомобиль движется по второстепенной дороге

На второстепенных дорогах обгонять нельзя по двум причинам:

  1. Они могут заканчиваться, и за ними начнутся главные.
  2. Если пересекаются две «второстепенки», нужно руководствоваться правилом «помехи справа» и пропускать всех, кто едет с правой стороны.

Машина едет по «второстепенке», которая пересекается с главной. Перекресток Х-образный, водителю нужно ехать прямо. Перед пересечением он обязан остановиться и пропустить всех, кто едет по главной. Если этого не сделать, есть шанс попасть в аварию. Лучше не обгонять, дабы не нарушать ПДД.

Если перекресток регулируемый

Здесь ответ однозначен: обгонять на перекрестке, где есть светофор или регулировщик, категорически запрещено. Кроме того, чаще всего перед ними рисуются сплошные линии разметки. Если водитель совершит обгон, его привлекут сразу по двум статьям: за нарушение правил обгона и требований разметки. Могут лишить водительского удостоверения.

Если перекресток нерегулируемый

Ранее говорилось, что под нерегулируемым подразумевается перекресток, на котором нет регулировщика или светофора. Обгонять на нем можно, но при соблюдении одновременно нескольких условий:

  • машина едет по главной дороге;
  • линией разметки и знаками обгон не запрещен.

Обгоняя на нерегулируемых перекрестках, следует быть внимательным и помнить о других водителей, которые часто не контролируют дорожную обстановку и не смотрят по зеркалам. Перед выездом на «встречку» нужно убедиться в отсутствии других автомобилей там, и также в хорошем обзоре дороги.

Какая ответственность за обгон на перекрестке?

За обгон попутной машины на перекрестке в нарушение правил могут оштрафовать по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ. Размер штрафа составляет 5 000 руб., но возможно и лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев. Окончательное решение принимает суд, куда инспекцией передаются материалы дела.

Если же человека уже привлекли к ответственности, а он повторно совершил одно и то же правонарушение, применяются более суровые меры ч.5 ст. 12.15 КоАП РФ. Вместо лишения на полгода суд может изъять водительское удостоверение уже на срок до 12 месяцев. Если же нарушение зафиксировано камерами, лишение не применяется, но придется заплатить штраф – 5 000 руб.

Если водителя наказали в первый раз и выписали штраф, при оплате в первые 20 дней можно оплатить его со скидкой в 50%. Если же правонарушение совершено повторно, скидка предоставляться не будет.

Можно ли оспорить штраф?

Если нарушившего водителя останавливает инспектор ГИБДД, протокол составляется на месте. Он уже содержит реквизиты для оплаты, а также описание самой ситуации. Его можно оспорить через руководителя ведомства или в суде. В случае, когда речь идет о лишении, материалы передаются в суд, и отстаивать свои права нужно там.

Если же нарушение зафиксировала камера, прав не лишают, а штрафуют на 5 000 руб. Вместо протокола оформляется постановление, его копия приходит собственнику машины по адресу регистрации. Оспорить постановление тоже можно.

Что может стать основанием для оспаривания:

  1. Водитель не заметил запрещающий знак и совершил обгон. При этом важно, чтобы знак был закрыт: например, необрезанными ветками деревьев. На заседание рекомендуется представить фотографии или видеозаписи с месторасположения этого знака.
  2. Водитель нарушил ПДД, но протокол составлен с процессуальными ошибками. Например, инспектор неверно указал Ф.И.О. гражданина. Малейший недочет может стать основанием для аннулирования документа.
  3. Штраф пришел собственнику, но машиной управлял в момент нарушения другой человек. Придется доказывать, что владелец не был за рулем. Это усложняется тем, что не все люди, взявшие машину у своих друзей или знакомых, согласятся признавать свою вину и оплачивать штраф.
  4. В момент обгона запрещающих знаков не было, а сплошная линия разметки стерлась. Нужно сфотографировать дорогу, чтобы было видно: разметки действительно нет. Эти фотографии могут понадобиться в суде. Инспекторы часто говорят, что по проекту на дороге предусмотрена сплошная, и пытаются давить на то, что все местные жители знают, что она когда-то там была. Не следует грубить или наоборот – поддаваться на провокации. Лучше указать в протоколе свое несогласие, сделать фотографии и защитить свои права через суд.

Если водителя хотят лишить прав, дело будет рассматривать суд. На заседании крайне важно сразу представить все доказательства и постараться добиться принятия решения в свою пользу. Потом его оспорить будет сложнее, если удостоверение все же изымут.

Как снизить вероятность аварии на перекрестке?

Самое главное для любого водителя – это внимательность на дороге. Нужно думать за себя, других водителей и даже пешеходов. Есть и другие практические рекомендации, которые в жизни помогут избежать ДТП:

  1. Следите за знаками. Даже если вы едете по главной и вблизи нет регулируемого перекрестка, один незамеченный позади знак может сыграть злую роль. Как минимум оштрафуют, как максимум можно попасть в ДТП. Например, если речь идет о знаке, запрещающем обгон, но он обычно применяется вместе со сплошной линией разметки. Неосознанно нарушить ПДД в данной ситуации крайне проблематично.
  2. Следите за водителем другого автомобиля, который вы обгоняете. Он может не заметить вас, особенно если ваша машина находится в «слепой зоне». Если он решит повернуть налево, и в этот момент вы будете ехать по встречке, столкновения будет сложно избежать.
  3. Перед обгоном посмотрите на встречную полосу. Если машина маломощная, и есть шанс, что маневр доставит неудобства другим водителям, лучше повременить с ним. Даже если в автомобиле 500 л.с., нет никаких гарантий, что обогнать 100% получится, когда встречные машины находятся в непосредственной близости.
  4. Действуйте уверенно, но не переоценивайте свои силы. На дороге нужно все тщательно рассчитывать. Малейшая ошибка чревата печальными последствиями.
  5. Всегда смотрите по зеркалам. Водитель обязан контролировать дорожную обстановку не только при выполнении маневров, но и в целом во время езды. При обгоне зеркало заднего вида может спасти жизнь: нужно убедиться, что едущие сзади автомобили не собираются обгонять, и только после этого можно выезжать на «встречку».
  6. Будьте предсказуемы. Дорога – это не то место, где нужно показывать свой непредсказуемый нрав. Важно пользоваться поворотниками и не совершать резких маневров, которые могут оказаться неожиданными для других людей.
  7. Учитывайте других водителей, которые не пользуются зеркалами, и, возможно, ПДД ни разу не открывали. К сожалению, такие люди есть. Они могут не действовать по правилам, в отличие от вас, но в результате по их вине может пострадать как минимум ваше имущество, как максимум – здоровье.
  8. Учитывайте пешеходов, которые могут переходить дорогу в неположенном месте.За сбитого пешехода вне перехода к уголовной ответственности привлекать не будут, а вот по ГК РФ возмещать причиненный вред придется ему или его родственникам. И хорошо, если страховой суммы хватит для покрытия ущерба.

Самое главное – помните, что лучше иной раз приехать на 10 минут позднее, чем подвергать себя и окружающих риску, пусть и действуя согласно ПДД. Обгонять можно лишь в том случае, если вы едете по главной дороге, она не меняет направление направо или налево, а запрещающие знаки отсутствуют.

Обгон на перекрестке: разрешено или нет, размер штрафов

Ту не давно меня обогнали на перекрестке. Большинство сразу же согласятся. Что это грубейшее нарушение требований ПДД. Так и я думал, потому проехав пару километров, встретил машину ГИБДД и сообщил об это факте, показав съемку с регистратора.

Тут они меня удивили, сказав, что обогнавший меня ничего не нарушил, так как перекресток относится к нерегулируемому. Как так, ведь на пересечении дорог нельзя обгонять?

Первым делом я подумал, что нарушитель является знакомым инспекторов, поэтому они предпочли не заметить факта нарушения. Но пока ехал домой остыл и решил еще раз все проверить, тем более что интернет имеется. И вот что я выяснил.

Трактовка правил

Согласно утверждению ПДД имеются два вида перекрестков:

  • Регулируемые;
  • Нерегулируемые.

К первым относятся пересечения дорог с установленным светофором или же там стоит стационарный пост и регулировку проводит инспектор автоинспекции.

Ко второму типу относятся те перекрестки, на которых нет светофора и регулировщика, но на них имеются знаки приоритета. То есть одна из дорог является главной и тогда перекресток считается неравнозначным. Либо указанных знаков не имеется и пересечение двух и более дорог является равнозначным. В этом случае будет работать правило помехи справа.

Следует отметить, что к перекресткам данного типа относятся и пересечения, оборудованные светофором, на котором горит только желтый мигающий свет.

Так вот согласно пункту 11. 4 действующих правил на регулируемых перекрестках обгон категорически запрещен. То же самое на пересечении равнозначных дорог нерегулируемого перекрестка.

А вот если пересечение нерегулируемое, да еще и неравнозначное, то обгон возможен по главной дороге, а вот при передвижении по второстепенной обгон также запрещен.

Но при этом водителям, совершающим обгон, нужно убедиться, что их маневр не приведет к созданию помех для других участников движения, как в попутном направлении, так и для встречного.

Нюансы

Также водителю, приготовившемуся к обгону по главной дороге нужно следить не только за другими участниками движения, но и за дорожной разметкой. Дело в том, что даже на нерегулируемых перекрестках зачастую наносится разметка, а на пересечение дорог это сплошная. А ее пересекать в никоем случае нельзя.

При съезде с главной на второстепенную обгон также запрещен. Также нельзя совершать данный маневр, если главная дорога поворачивает. В этом случае в дело вступает правило пересечения перекрестков при равнозначной дороге.

Также обгон запрещен, если на перекрестке имеется пешеходный переход (зебра).

Что по штрафам

Обгон на перекрестке относится к серьезным правонарушениям, поэтому невозможно будет ссылаться на то, что вы совершили ошибочный маневр. Поэтому если вас поймают на совершении данного маневра, то вы будете вынуждены штраф немалых размеров, а то и переквалифицироваться на 4-6 месяцев в пешехода. Как вам такая перспектива?

Сумма штрафа составляет пять тысяч рублей. Если нарушение будет зафиксировано повторно, то размер наказания зависит от того, каким образом это было сделано.

Например, если при повторном нарушении правил остановил инспектор, то это карается лишением водительского удостоверения на один год. Если же повторное будет зафиксировано видеокамерой уличного наблюдения, то накладывается еще штраф на эту же сумму, но права останутся.

Но это если только все обошлось без ДТП. Если же оно было совершено, то к указанной сумме может добавиться еще полторы тысячи (за несоблюдение дистанции и бокового интервала) и 500 рублей (несоблюдение очередности проезда). В этом случае без лишения не обойтись.

Немного статистики по авариям от ГИБДД

Автоинспектора подразделяют перекрестки по конфигурации (конструкции). И вот что выходит по их наблюдениям.

Четырехсторонние

По данным госавтоинспекции данный вид пересечения дорог является самым опасным. Особенно если он относится к нерегулируемому типу. Эксперты просчитали, что на нем может возникнуть более трех десятков конфликтных ситуаций.

На данном типе перекрестка количество ДТП двое превышает число аварий, чем на других пересечениях. Рекомендуется внимательно отслеживать ситуацию на дороге и не начинать движение на желтый, обязательно дождитесь загорания зеленого. Лучше потеряете пару секунд, чем будете потом платить за авто.

Тем более что правила гласят – желтый это для тех, кто заканчивает маневр, а не для тех, кто начинает.

Х-образный

В этом случае четыре дороги сходятся под разными углами. Второй по степени опасности. Но если при 4-хстороннем водители стараются пересечь перекресток на скорости, что создает опасные ситуации. Здесь же опасность большей частью представляет повороты острых углов, когда водителю необходимо максимально снизить скорость.

У-образные

Как видно из названия конфигурации, здесь сходятся три дороги. Обычно это одна главная и две второстепенные.

Примерная конфигурация и у Т-образного пересечения. Разница между вышеназванным в одном – в углах схождения пересекаемых дорог. В первом случае угол меньше или больше 90 градусов. Во втором он равен 90.

Круговые

Эксперты относят данные перекрестки к самым безопасным. Главное при движении руководствоваться принципом «помеха справа».

В заключение скажем, что иногда встречается такая ситуация – на перекрестке имеется, и работающий светофор и стоит регулировщик. При чем действия последнего могут противоречить показаниям светофора. Что тогда делать водителю? ПДД категорично – в этом случае приоритет за регулировщиком и нужно подчиниться его знакам. Доброго пути всем.

Уменьшение допустимого превышения скорости на 10 км/ч – вступило ли в силу?

Отменить допустимые 20 км/ч, помимо общего ограничения скорости на дорогах России, собираются уже давно – более 5 лет. В связи с этим в сети всё чаще возникают вопросы о том, вступило ли в силу данное изменение, введены ли новые штрафы, ограничили ли порог превышения до 10 км/ч и отменили ли старую санкцию за 20 километров? На все эти вопросы со ссылками на действующее законодательство мы и ответим в этой статье.

Отмена 20 км/ч – последние новости 2022 года

Итак, на сегодняшний день, 10 Августа 2022 года, штраф ГИБДД за превышение выписывается, начиная от величины свыше 20 километров в час выше допустимой скорости.

Несмотря на большое количество инициатив и обсуждений снижения нештрафуемого порога за нарушение скорости, в том числе с Нового года, до вступления в силу нового закона не дошло. И этого не случится в самом ближайшем будущем. То есть штрафа за превышение на 10 км/ч сегодня нет.

Официально проверить данную информацию несложно:

  1. часть 1 статьи 12.9 КоАП, которая как раз предусматривала штраф за 10 км в час, согласно базе данных Консультант Плюс, на сегодня признана утратившей силу в соответствии с Федеральным законом №196; а в самой этой статье штрафы начинаются за скорость свыше 20 км/час;
  2. абсолютно идентичная информация на портале Гарант;
  3. вы не найдёте ни одного вступившего в силу ФЗ, вводящего поправки в Административный кодекс, на официальном сайте правовой информации, а здесь такие законодательные акты должны публиковаться в обязательном порядке.

Таким образом, любая информация об уменьшении допустимой без штрафа скорости на 10 км/ч и отмене 20, если вы встретите таковую в интернете, является мифом.

Но вот о последнем пункте давайте поговорим подробнее, ведь инициативы изменений в законодательстве всё же были.

Новый старый закон о штрафе за превышение на 10 км

Фактически обновления в законодательстве предлагались, но далеко не в 2022 и даже не в прошлом году.

На самом деле, официальный штраф ГИБДД за езду быстрее на 10 и более километров в час от разрешённой скорости существовал ранее в Кодексе. И вы могли заметить, если переходили по ссылкам выше, что он был предусмотрен частью 1 статьи 12.9 КоАП РФ. Это было ещё в далёком 2013 году, в сентябре месяце которого власти отменили эту норму ответственности, и сегодня вам грозит наказание только за превышение скорости на 20 и более км/ч.

Вот так выглядела часть 1 указанной статьи:

Как видим, и размер санкции в те времена составлял всего 100 рублей.

Попытка изменений

Но уже меньше, чем через год – в июне 2014 года – Госдума снова придумала ввести в действие часть 1, штрафуя водителей на 500 рублей за превышение на 10 км/ч и более. Выразилось это в виде проекта нового закона №541189-6, официальный текст которого мы уже приводили на сайте ранее.

Но новый штраф предлагалось выписывать не во всех случаях, а только при соблюдении 2 условий:

  • если на данном участке установлено ограничение свыше 60 км/ч,
  • автомобиль едет в населённом пункте.

То есть, если вы двигались бы по загородной трассе или в пределах городов или посёлков, где скорость ограничена дорожными знаками до 40-50 км/ч и менее, то вас бы всё равно не оштрафовали за выход за пределы 10 км/ч.

Но если бы это изменение приняли, то новый штраф бы пересекался с частью 2 этой же статьи, где установлен тот же штраф 500 рублей за превышение на 20 километров в час.

Но и это нововведение до официального вступления в силу не дошло – новый закон так и не приняли, и уменьшение скорости до 10 км/ч для штрафа не произошло. На 2022 год этот проект ФЗ находится в архиве, будучи отклонённый в рамках рассмотрения в первом чтении.

Когда отменят?

Но и указанным законопроектом дело не ограничилось, МВД и ГИБДД в частности и вплоть до сегодняшнего дня предлагает проработать данный вопрос.

  • Уже в конце 2014 года правительство России вновь предложило разработать новый закон об отмене 20 км/ч без штрафа. И вновь безрезультатно.
  • В середине прошедшего года различные ведомства (ГИБДД, правительство и дума) решили отложить инициативу на год-два.
  • В сентябре прошлого года власти ещё раз пообещали снизить “бесплатный” порог превышения до 10 км/ч, но не торопиться в этом вопросе, ссылаясь на необходимость приведения дорог в должное состояние.
  • А в декабре Правительство РФ заявило, что соответствующий проект поправок будет разработан, и он уже прорабатывается в 2022 году.

На этом пока дело и закончилось. То есть на сегодняшний день нельзя превышать свыше 20 км/ч, если рассматривать дело в плане штрафа ГИБДД.

До скольки можно превышать сегодня?

С точки зрения административных наказаний этот порог составляет, как мы уже упомянули выше, 20 км/ч – всё, что более ведёт к штрафу, как с камеры, так и инспектором ДПС.

На сегодняшний день действуют нижеследующие наказания. Рассмотрим их в рамках введения нового закона о превышении.

Штрафы за нарушения скорости в 2022 году и изменения

Величина превышения, км/чДействующий штрафЕсли новые штрафы вступят в силу
0-10Нет наказанияНаказания не будет
10-20Нет наказанияПредупреждение или штраф 500 рублей
20-40Штраф 500 рублейЛибо тот же штраф 500 рублей, либо от 1 000 до 3 000 (различные инициаторы выдвигают разные предложения)
40-601 000 – 1 500Без изменений
60-802 000 – 2 500 или лишение прав на 4-6 месяцев (на камеру только штраф)Изменений нет
Более 80 км/ч5 000 или лишение на полгода (на камеру только штраф)Всё также
Повторное превышение на 40-60 км/ч2 000 – 2 500Без изменений
Повторное превышение более чем на 60 км/чЛишение прав на год (если попались на камеру, то штраф 5 000 рублей)Без изменений

Но это именно административная ответственность в виде штрафов и лишения прав. Но не стоит забывать об ответственности гражданской. И вот о чём мы пишем!

Читайте также:  Реснички на фары автомобиля своими руками
Ссылка на основную публикацию