Зачем устанавливать хабы на УАЗ Патриот
Хабы на УАЗ, расположенные в ступицах, позволяют разъединять передние колеса с полуосями и карданным валом. Завод устанавливал узлы в первые годы выпуска внедорожника Патриот, но затем оптимизировал конструкцию моста с целью упрощения конструкции. Владелец машины может установить ручной или дистанционный привод самостоятельно либо в сервисе.
Общая информация о хабах
Хаб располагается внутри передней ступицы и оснащается поворотной рукояткой для ручного управления или силовым приводом (в этом случае водитель замыкает и размыкает кинематическую цепь из салона).
Предназначение и суть
Хаб, или зубчатая муфта, представляет собой узел в отдельном корпусе, установленный на ступице переднего колеса. Внутри расположены подвижные элементы, позволяющие соединять или размыкать полуось от колеса. При отключенном в раздаточной коробке полном приводе катящиеся по дороге шины передают момент на полуоси и карданный вал, создавая дополнительную нагрузку. Муфта позволяет разомкнуть цепь, но для включения полного привода требуется перевести рычаг раздаточного редуктора и соединить полуоси со ступицами (нажатием на кнопку или поворотом флажка).
Устройство и принцип действия
Классическая муфта механического типа состоит из деталей:
- корпуса;
- верхней крышки с поворотным флажком;
- пружины, которая передвигает втулку с зубцами;
- фиксирующего шарика (обеспечивает удержание переключателя в крайних положениях.
В отключенном положении втулка выведена из зацепления со ступицей, которая свободно вращается вместе с колесом на подшипниках.
При повороте флажка шлицы на втулке входят в зацепление с выемками на ступице, позволяя передавать крутящий момент через полуоси и карданный вал.
Основные виды
Узлы принято разделять на категории по конструктивным особенностям:
- с поворотным флажком, замыкающим и размыкающим муфту;
- с электрическим приводом;
- с вакуумным управлением (автоматическим при включении полного привода);
- классического типа с автоматической обгонной муфтой.
Ручные
Стандартные ручные приводы оборудованы поворотным переключателем, который перемещает втулку с зубцами. Изделия устанавливались заводом УАЗ на серийные Патриоты до конца 2007 г., но затем от узлов отказались. Встречаются муфты от ГАЗ-69/УАЗ-469, для изменения положения необходим специальный ключ (поворотный элемент расположен под защитной металлической крышкой).
С электроприводом
Классические муфты с электрическим приводом серийно не производятся из-за технологических сложностей. На некоторых внедорожниках (например, Renault) используется электромагнитная муфта для управления приводом на задние колеса.
Вакуумные
Для управления положением элементов муфты используется вакуумный насос с электрическим приводом. При включении полного привода помпа откачивает воздух из полости хаба, обеспечивая соединение полуоси со ступицей. При отключении раздаточного редуктора разряжение пропадает, муфта разъединяется. Подобный узел устанавливался с завода на автомобилях ТагАЗ Tager, но может использоваться и на Патриоте. Недостатком конструкции являются резиновые уплотнения, которые теряют эластичность при низкой температуре и блокируют работу привода.
Классические
Существуют хабы с автоматическим замыканием кинематической цепи. Перед включением полного привода необходимо остановить автомобиль, перевести рычаг трансмиссии в требуемое положение, а затем проехать вперед 1-3 м. Муфта автоматически соединит ступицу с полуосью, что позволит двигаться с использованием полного привода. Разъединить цепь можно только после перевода рычага раздаточного редуктора в нейтральное положение. Затем следует включить заднюю скорость и проехать 1-3 м, муфты автоматически разъединятся.
Какие хабы лучше поставить на УАЗ Патриот
На рынке дополнительного оборудования представлены муфты производства нескольких компаний, которые отличаются габаритами и материалом составных частей. Для УАЗ Патриот подходят хабы с механическим или автоматическим включением, для установки не требуются доработка ступиц и установка дополнительного оборудования. Пневматические приводы требуют сверления каналов для откачки воздуха и тщательной герметизации ступицы.
Кроме того, необходимо установить в моторном отсеке насос с блоком управления, отслеживающим режим работы раздаточного редуктора.
Муфты производства компании «Элмо» продаются комплектом из 2 шт. (цена – 3,4 тыс. руб.), для изготовления корпуса применена углеродистая сталь. В конструкции использована пружина с повышенной жесткостью, обеспечивающая блокировку ведущей шестерни. В набор входят уплотнительные прокладки, обеспечивающие защиту внутренней части муфты от проникновения воды. Производитель предоставляет гарантию 1 год с момента продажи изделия. Предприятие являлось официальным поставщиком завода УАЗ и производило хабы для конвейерной установки.
Продукция выпускается небольшим предприятием из Уфы, за счет использования легких сплавов и пластика производителю удалось снизить вес при сохранении механической прочности корпуса. Внутренняя часть узла подвержена ускоренному износу из-за плохой герметичности кожуха. Владельцы автомобилей отмечают случаи самопроизвольного выключения из-а отсутствия штатного фиксатора. Доработка заключается в установке шарика с пружиной и заполнении внутренней части муфты смазкой, устойчивой к перепадам температуры и воздействию влаги.
Китайские муфты АДС обойдутся владельцу в сумму от 5,4 тыс. руб., изделия подходят для мостов «тимкен» и «спайсер». Переключатель расположен на корпусе хаба, для монтажа не требуется специальный инструмент. Производитель указывает на возможность снижения расхода топлива на 5-7% с одновременным падением затрат трансмиссионного масла. Конструкция муфты исключает самопроизвольное отключение, что позволяет эксплуатировать автомобиль в условиях тяжелого бездорожья без риска отказа системы полного привода.
Производитель AVM Auto Equipamentos Ltda (Бразилия) предлагает муфты с автоматическим и механическим управлением. Цена изделий начинается от 5,5 тыс. руб., модели с усиленной конструкцией обойдутся в 2-3 раза дороже. В набор входят прокладки из плотного водоустойчивого материала, изготовитель рекомендует наносить слой герметика, предотвращающего проникновение жидкости в ступицы при длительном движении по залитой водой колее.
Корпуса и компоненты муфты изготовлены из качественного материала, выдерживающего знакопеременные и ударные нагрузки.
Установка своими руками: алгоритм действий
Для проведения монтажных работ потребуются:
- набор гаечных ключей (номенклатура зависит от типа муфты);
- обезжиривающий состав;
- чистая ветошь;
- герметик.
Механические
Алгоритм установки механических муфт на машину Патриот на примере продукции RedBTR (Китай):
- Отвернуть винты крепления крышки литого диска или снять декоративный колпак.
- Демонтировать крышку ступицы и очистить привалочную поверхность от грязи и масла, а затем протереть бензином.
- Нанести герметик и уложить прокладку.
- Обработать винты крепления герметиком и нанести пасту на внешнюю сторону прокладки.
- Совместить шлицы и плотно установить корпус муфты, а затем затянуть болты парами по диагонали.
- По аналогичной схеме нанести герметик, уложить прокладку и установить на место крышку с поворотным флажком, которая крепится резьбовыми элементами. При затягивании болтов не следует прилагать чрезмерное усилие, поскольку возможен обрыв стержня. В случае повреждения обломок необходимо выкрутить из ступицы плоскогубцами или иным инструментом.
Автоматические
При установке автоматических хабов необходимо придерживаться инструкции. Например, для монтажа AVM-910 необходимо отвернуть обе центральные гайки подшипников ступицы и фиксирующую шайбу. В комплект поставки муфты входит специальная гайка, при помощи которой необходимо предварительно отрегулировать натяг подшипников (колесо должно вращаться без заедания и осевого люфта). Для предотвращения случайного отворачивания в наборе имеется специальный стопор.
Поверх гайки необходимо установить привод управления муфтой, предварительно совместив направляющие штифты. Для крепления узла предусмотрены винты (включены в комплект). Поверх следует смонтировать корпус, который удерживается на ступице 6 штатными болтами. При использовании автоматических хабов необходимо аккуратно использовать прием преодоления препятствий «в раскачку» и плавно изменять направление движения. При резких ударных нагрузках возможна поломка механизма.
Нюансы обслуживания и ремонта хабов
В процессе эксплуатации муфт следует обеспечить герметичность конструкции. Например, рекомендуется проверять состояние уплотнителя под поворотным флажком. При разрушении прокладки вода попадает во внутреннюю часть корпуса и вызывает коррозию либо замерзает и блокирует работу хаба. При нарушении работоспособности узел необходимо снять и разобрать для промывки и осмотра деталей, при обнаружении повреждений элементы следует поменять. Поскольку запасные части встречаются в продаже редко, владельцы устанавливают новую муфту в сборе.
Отзывы владельцев
Александр, 40 лет, Липецк
Приобрел УАЗ Патриот 2015 г. и решил установить муфты отключения с ручным приводом. Отсоединение передних колес позволяет снизить расход топлива на 1-2 л (зависит от температуры воздуха), для включения достаточно выйти из машины и повернуть флажки. Поскольку резко в грязь никогда не заезжаю, процедура активации привода 4х4 затруднений не вызывает. Машина используется в городских условиях и на шоссе, поэтому промывать и обслуживать муфты за 5 лет эксплуатации не потребовалось (пробег составил 67 тыс. км).
Эдуард, 44 года, Орел
Купил в УАЗ Патриот 2018г. с пробегом, доработанный предыдущим владельцем. Помимо шумоизоляции, в салоне были установлены покрышки с грязевым протектором и муфты отключения передних ступиц. По сравнению со стандартным вариантом автомобиль легче разгоняется (за счет меньшей нагрузки на двигатель) как в городском потоке, так и на загородном шоссе. Экономию по топливу не считал, полный привод включал всего несколько раз.
Электронная педаль газа: что это такое и как работает
Замена карбюратора на инжектор, широкое использование электронных систем управления и контроля всех рабочих параметров стали причиной отказа от классической системы акселератора с тросовым приводом. На смену ему пришла электронная педаль газа, обеспечивающая повышенную чувствительность и точность срабатывания. Для того, чтобы такой механизм служил вам как можно дольше, следует понимать принцип действия электронного акселератора, возможные проблемы с ним и возможности их диагностики.
Что такое электронная педаль газа
Традиционная механическая педаль управляет дроссельным механизмом посредством троса – при нажатии на нее тросик натягивается и открывает заслонку дросселя. Наиболее эффективны такие педали были на карбюраторных двигателях, однако с появлением и распространением инжекторных двигателей возникла потребность в более эффективном способе управления подачей топлива. Таковым стала электронная педаль газа.
По своей сути педаль, в данном случае, выступает в качестве кнопки, изменение положения которой через специальную плату трансформируется в электрический сигнал, который подается на блок управления двигателем. Далее в зависимости от положения педали изменяется интенсивность подачи топлива в двигатель.
Принцип работы электронной педали газа
В общих чертах можно описать принцип функционирования такой педали следующим образом:
- Водитель нажимает на электронную педаль газа, изменяя ее положение.
- Специальные датчики анализируют угол отклонения педали от изначального положения.
- Полученная информация пересылается от датчиков в электронный блок управления.
- ЭБУ на основе этих сведений формирует ту или иную команду дроссельной заслонке.
- Заслонка открывается на требуемый угол.
Как видно из приведенной информации, принцип действия электронной педали существенно сложнее, чем механической. Это не просто рычаг, натягивающий и ослабляющий трос, а полноценный электронный модуль, связанный с датчиками и прочими компонентами.
К другим особенностям функционирования педалей газа этого типа можно отнести следующие моменты:
- В качестве основы электронных педалей самых разных производитель используется реостат.
- Для передачи сигнала с педали на ЭБУ используются специальные дорожки с группой проводящих контактов.
- Для обеспечения высокой точности передающие контакты во многих случаях дублируются.
Читайте также: Что такое кикдаун и для чего он нужен.
Неисправности электронной педали газа
В работе электронной педали газа могут возникать те или иные поломки и неисправности, которые окажут негативное влияние на интенсивность набора оборотов, стабильность работы двигателя, а также на саму возможность движения. Для своевременного выявления таких неполадок следует уметь распознавать их симптомы.
Если не проходит сигнал с 1 датчика положения педали:
- после регистрации неполадки загорается сигнальная лампа на панели приборов;
- двигатель работает в холостом режиме, пока не будет завершена проверка второго датчика;
- при работоспособности только второго датчика набор оборотов происходит медленно;
- дополнительные системы, оказывающие воздействие на режим работы двигателя, в частности, круиз-контроль, будут деактивированы.
Если отсутствует сигнал с обоих датчиков положения педали:
- загорается лампа EPC;
- автомобиль не откликается на нажатия педали газа;
- холостые обороты достигают 1500.
Возможно также возникновение неполадок в работе датчиков дроссельной заслонки. Если не проходит сигнал по одному такому датчику, то автомобиль реагирует следующим образом:
- загорается лампа EPC;
- отключаются дополнительные системы, влияющие на работу двигателя;
- на педаль акселератора автомобиль реагирует в штатном режиме.
В ситуации, если не проходят сигналы одновременно с 2 датчиков заслонки, проявляются следующие неполадки:
- отсутствует реакция на педаль газа;
- отключается привод дроссельной заслонки;
- холостые обороты увеличиваются до 1500.
Для определения причины выхода из строя электронной педали следует сопоставить характер ее работы с приведенными выше симптомами. Это с высокой точностью поможет определить, в каких именно датчиках возникла проблема. Однако зачастую это затруднительно, в особенности для тех автовладельцев, которые впервые столкнулись с выходом из строя этого устройства. В таких случаях лучше отправиться на диагностику в специализированный сервисный центр.
На СТО считают информацию с ЭБУ, расшифруют код ошибки, зафиксированной системой самодиагностики, и на основании этого определят точную причину поломки. Это не только сократит общие затраты времени, но и обеспечит более высокое качество и точность ремонта.
Что лучше электронная педаль газа или тросиковая
На этот вопрос по-прежнему нет единого ответа. Многие предпочитают машины с механическим педалями, утверждая, что такая система гораздо надежнее и долговечнее. Некоторая доля истины в этих словах есть, однако нужно учитывать, что и тросиковый механизм не работает вечно. Со временем тросик может растянуться, что сделает работу педали менее эффективной. Также, в результате износа тросик может разорваться.
В целом же, статистика показывает, что ресурс электронных педалей существенно выше. Кроме того, они более удобны – владельцам автомобилей, оборудованных такими педалями, не требуется использовать подсос при холодном запуске, электроника сама все отрегулирует и настроит. Кроме того, залить свечи на таком автомобиле значительно сложнее.
Читайте также: Что такое ЭБУ в автомобиле и какие функции он выполняет.
Электронная педаль газа
Вплоть до конца 1980-х годов у большинства автомобилей было довольно простое управление дроссельной заслонкой. Вы нажали на педаль акселератора, дроссельная заслонка открылась, воздух поступил в двигатель, где он смешался с бензином и сгорел.
Педаль газа с тросиком
Сгорающий газ приводил в движение колеса автомобиля. Если вы хотели ехать быстрее, всё, что вам нужно было сделать, это нажать педаль сильнее — дроссельная заслонка открывалась шире, давая автомобилю больше мощности.
Но электронное управление дроссельной заслонкой, которое называют электронная педаль газа, использует электрические, а не механические сигналы для управления дроссельной заслонкой.
Электронная педаль газа
Давайте разберёмся, для чего это сделали. Из каких элементов состоит электронный дроссель (ЭД), как он работает, какие у него есть преимущества, какие бывают признаки неисправности.
- Из чего состоит электронное управление дросселем?
- Как работает электронное управление дроссельной заслонкой
- Преимущества электронного управления дроссельной заслонкой
- Надежность
- Безопасность
- Экологичность и экономичность
- Симптомы неисправности электронного дросселя
- Аварийный (отказоустойчивый) режим ЭД
Из чего состоит электронное управление дросселем?
Когда вы нажимаете педаль газа, вместо открытия дроссельной заслонки задействуется модуль педали акселератора, который преобразует силу, с которой вы нажимаете на педаль, в электрический сигнал.
Затем этот сигнал отправляется в электронный блок управления (ЭБУ), который учитывает его, а также внешние сигналы, чтобы открыть дроссельную заслонку для оптимальной эффективности и производительности.
Это сложная система, но она дает много преимуществ с точки зрения износа двигателя, производительности, эффективности и экологии. Однако, как и любая сложная система, она несовершенна, и у водителей много вопросов по ней.
Типичная электронная система управления дроссельной заслонкой обычно состоит из трёх основных частей:
- модуль педали акселератора;
- привод (электрический моторчик) заслонки;
- блок управления двигателем.
При использовании электронной педали акселератора пропадает необходимость в регуляторе холостого хода (РХХ). Теперь обороты ХХ устанавливаются поворотом заслонки тем же моторчиком.
Блок управления двигателем выбирает правильное программное обеспечение на основе информации от датчиков положения педали акселератора, оборотов двигателя, датчика скорости и переключателей круиз-контроля.
Датчик положения педали акселератора
Как работает электронное управление дроссельной заслонкой
По сравнению с тросиковым дросселем в Е-газ добавили две детали:
- моторчик вращения заслонки;
- второй (контрольный) датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ №2).
ДПДЗ №2 работает в «противофазе» с первым — его сигнал увеличивается или уменьшается на ту же величину, что сигнал с основного ДПДЗ №1.
Электронные дроссельные заслонки могут отличаться процентом открытия в обесточенном состоянии и типом ДПДЗ.
- Полностью закрытые в обесточенном состоянии — одна пружина на полное закрытие.
- Приоткрытые на 5-7% — две пружины, точка равновесия в зоне приоткрытия. Это позволяет двигателю работать на малых оборотах в случае
полного выхода из строя электроники дросселя. Такие заслонки являются более современными, чем полностью закрытые, с которыми, в случае поломки, двигатель не будет работать совсем. - С контактными ДПДЗ — внутри ползунковые переменные резисторы.
- С бесконтактными ДПДЗ — внутри нет трущихся подвижных контактов, сигнал на выходе формируется электроникой.
Принцип работы Е-газа:
- Водитель нажимает на педаль акселератора. Степень нажатия через датчики переводится в электрический сигнал и по проводам передаётся в ЭБУ.
- ЭБУ управляет закрытием/открытием заслонки ШИМ-питанием через моторчик. Меняется как скважность ШИМа, так и полярность.
- По сигналам с ДПДЗ анализируется положение заслонки и меняется управляющий сигнал при необходимости.
- Контролируются ошибки в работе дроссельной заслонки.
Преимущества электронного управления дроссельной заслонкой
Электронные системы управления дроссельной заслонкой могут показаться немного бессмысленными. В конце концов, если механическая система работает, зачем её усложнять?
Надежность
Механические дроссельные системы, поскольку они состоят из множества движущихся частей, подвержены значительному износу. В течение срока службы автомобиля различные компоненты могут изнашиваться.
Электронная система управления дроссельной заслонкой имеет сравнительно немного движущихся частей — она посылает сигналы с помощью электрического импульса, а не движущихся частей. Это снижает износ и объём технического обслуживания.
Безопасность
Е-газ добавляет ряд преимуществ безопасности по сравнению с механическими системами. При механическом управлении степень открытия или закрытия дроссельной заслонки зависит только от действий водителя.
Благодаря ЭД блок управления не только считывает данные, поступающие от ноги водителя, нажимающей на педаль газа, но также проверяет сигналы, поступающие от пробуксовывающих колес, системы рулевого управления и тормозов, помогая исправить ошибку водителя и удержать машину под контролем.
Другими словами, E-GAS может учесть несколько факторов, которые влияют на скорость и управление автомобиля, а не только ногу на педали.
Электронное управление дроссельной заслонкой позволяет интегрировать передовые функций безопасности водителя, такие как адаптивный круиз-контроль, системы блокировки тормозов и электронный контроль устойчивости, делая автомобиль более безопасным в сложных погодных условиях (дождь, снег, гололед и др.).
Кроме того, электронный дроссель реагирует быстрее, чем водитель в ситуации, когда шины не обладают достаточным сцеплением с дорогой, обеспечивая вам безопасность и удерживая машину на дороге.
Экологичность и экономичность
Управление дроссельной заслонкой через ЭБУ позволяет снизить вредные выбросы в атмосферу и повысить экономичность автомобиля. Это достигается благодаря тому, что блок управления учитывает не только нажатие на педаль, но и данные от многих датчиков: скорости, кислорода, температуры и др.
Симптомы неисправности электронного дросселя
Как и любая другая деталь автомобиля, система управления дроссельной заслонкой также может подвергаться повреждениям и износу. Есть признаки и симптомы, на которые следует обращать внимание, чтобы защитить автомобиль от дальнейших повреждений.
- У машины могут быть рывки и провалы при ускорении, она может дергаться при разгоне. Возможны пропуски зажигания. Если вы заметили какие-либо из этих симптомов или резкое переключение передач, то возможно есть проблема с электронным дросселем.
- Неисправности электронного управления дроссельной заслонкой могут вызывать проблемы при переключении передач. Это может быть ощущение залипания или медленное переключение между передачами. Возможна проблема с выходом из определенной передачи, как будто она застряла.
- Ещё одним признаком неисправности ЭД являются проблемы с отображением силовых характеристик. Это означает, что автомобиль будет отображать неправильные данные или данные, которые невозможны в текущей ситуации.
- Двигатель может глохнуть без какой-либо видимой причины. Это может быть признаком серьезной проблемы и даже привести к повреждению двигателя, поэтому эту проблему необходимо устранить как можно скорее.
- Дополнительным признаком, который может указывать на необходимость проверки Е-газ, является то, что у вас появляются быстрые и непреднамеренные скачки скорости во время вождения. Это большая проблема безопасности, поскольку это может произойти, когда вы позади другой машины или на повороте.
- На приборной панели может гореть лампочка Check Engine. Это является признаком какой-то неисправности, обнаруженной ЭБУ. Узнать ошибку и причину неисправности можно с помощью диагностического сканера или адаптера ELM327 с программой Torque.
- И последний симптом неисправности электронного управления дроссельной заслонкой — это резкое увеличение расхода топлива. Если вы понимаете, что не можете проехать так же много километров на таком же объёме топлива как раньше, это явный признак того, что нужно сделать диагностику автомобиля.
Аварийный (отказоустойчивый) режим ЭД
Как и большинство сложных систем, электронные системы управления дроссельной заслонкой имеют ряд аварийных режимов (Failsafe Mode). Они предназначены для того, чтобы поддерживать работу системы или обеспечивать безопасное завершение работы, если что-то пойдет не так.
Вообще говоря, при первых признаках проблемы большинство электронных средств управления дроссельной заслонкой закрывают дроссельную заслонку и возвращаются в режим холостого хода.
Так, например, если блок управления двигателем обнаруживает проблему с датчиком, система переходит на холостой ход, предотвращая открытие дроссельной заслонки.
Также в ЭД встроено несколько резервов. Например, датчиков положения используется по две штуки. Если датчик неисправен или два датчика в одном положении передают разные показания, система закрывает дроссельную заслонку, оставляя двигатель на холостом ходу.
Всё это не означает, что в электронных системах управления дроссельной заслонкой нет проблем. Скорее, они были разработаны с рядом аварийных режимов, которые при правильной работе должны предотвратить неожиданное ускорение автомобиля.
В последнее время автопроизводители добавляют еще один аварийный режим: отключение тормозами. Такие ЭД уже доступны на некоторых немецких автомобилях. Они позволяют водителю вмешиваться и блокировать систему дроссельной заслонки. Если Е-газ каким-то образом неисправен и дроссельная заслонка открывается сама по себе, то нажатие на тормоз закроет её.
Как проверить электронную педаль газа и починить при необходимости
Тренд последних лет в автомобилестроении – постепенное отстранение водителя от процесса управления автомобилем. Пока еще конструкторы и маркетологи не дошли до потери связи рук и ног с поворотом колес и торможением, но все идет к этому. Ни одно современное авто уже не поставляется на рынок без электронного дросселя и электронного акселератора.
Электроника – штука надежная, но иногда она выходит из строя.
Устройство и принцип работы электронной педали газа
Чтобы понимать, как это устроено и функционирует, нужно примерно понимать общую схему механического аналога. Функции этих систем схожи, однако самым простым узлом можно считать только традиционный привод.
Педаль «газа» — это орган управления дросселем и его заслонкой. Функция дросселя – регуляция количества воздуха. Чем больше воздуха, с тем большими оборотами будет вращаться коленчатый вал двигателя. Педаль через тросиковый привод либо через рычаги соединяется с приводом дросселя. Все это значительно снижает усилие, необходимое для нажатия на газ.
Принцип действия электронного узла сложнее, но таким образом процесс управления оборотами стал легче. Электронный акселератор используется только на моторах с инжекторной системой питания. Устройство ее – полностью электронное. В основе лежат электронные модули, преобразующие электрические сигналы.
Конструктивно узел представляет собой рычаг из пластика и крепежный кронштейн – внутри кронштейна имеются два датчика. Все эти элементы составляют цельную неразборную конструкцию.
В качестве датчиков используются потенциометры. Подвижный контакт которых находится в жесткой связи с осью рычага пластиковой педали.
Когда водитель нажимает на акселератор, электроника отправляет блоку, отвечающему за преобразование сигналов, данные об положении рычага. На следующем шаге сигнал усиливается и дроссель открывается в соответствии с настройкам автомобиля.
Если рассмотреть классическую схему, то ось педали совмещается с ползунком потенциометра. Переменный резистор изготовлен на печатной плате по технологии напыления. При нажатии на акселератор ползунки потенциометра двигаются по напыленной поверхности, меняя сопротивление в цепи.
В новых моделях авто применяют два потенциометра. Данный подход увеличивает надежность и точность управления. При поломке одного резистора система будет использовать показания второго.
Признаки неисправности
Среди основных признаков проблем можно выделить:
- Отсутствие какой-либо реакции на акселератор после запуска ДВС автомобиля;
- Провалы, потеря приемистости в процессе движения;
- Плавающие холостые обороты;
- Резкие скачки оборотов при плавном нажатии на акселератор;
- Слишком высокие обороты в режиме холостого хода.
В устройстве имеются подвижные электрические контакты, а также токопроводящие дорожки – эти элементы подвергаются износу в процессе эксплуатации. В работе мотора можно наблюдать провалы при наборе оборотов, нестабильный холостой ход.
Если в узле имеется неисправность, то водитель может это увидеть по сигнальной лампе на приборной панели. ЭБУ в такой ситуации переведет двигатель в резервный режим работы.
В таком режиме можно наблюдать медленный набор оборотов, даже если нажать на акселератор резко. Кроме того, может существенно вырасти расход топлива автомобиля.
Если в узле выходят из строя сразу два датчика, ЭБУ переведет работу ДВС в аварийный режим – водитель не сможет влиять на работу мотора, обороты при любых условиях будут немного выше оборотов ХХ.
Проверка
Если в устройстве имеется потенциометры, то они проверяются обыкновенным мультиметром. Необходимо использовать электрическую схему конкретного автомобиля. Чтобы не пришлось снимать весь узел, контролировать сопротивление можно со стороны ЭБУ.
Для проверки понадобятся знания распиновки ЭБУ и уровень сопротивлений потенциометра в разных положениях педали.
Если педаль цифровая, тогда ее проверка возможна только при наличии систем компьютерной диагностики.
Регулировка
Процесс регулировки на разных моделях авто может различаться, так как разные производители используют механизмы разной конструкции. Но для настройки можно применять одинаковый принцип. Что касается конкретной модели, то лучше заранее найти информацию по нему.
Для начала регулировки первым делом необходимо демонтировать педаль с удерживающего кронштейна. Далее ослабляют винты, крепящие крышку. Одни винт удерживает крышку в определенном положении – его следует выкрутить полностью. Крышку поворачивают в сторону по часовой стрелке до конца, затем снова затягивают винты.
Данная регулировка позволит сократить время реакции педали. Некоторые автовладельцы отмечают что после таких регулировок скорость срабатывания можно даже сравнивать с механической педалью. Регулировка позволяет улучшить работу мотора, улучшить начало движения с места.
В тех случаях, когда нужна педаль с низкой чувствительностью, необходимо вращать крышку в обратную сторону – против часовой стрелки. Машина начинает реагировать на нажатия не так быстро.
Иногда можно встретить и вредные советы по регулировке –водители советуют подкладывать прокладки под рычаг. Это неверный подход. Иногда подкладки попадают под контактные площадки в потенциометре, а машина в результате может потерять управление.
Ремонт
Если с педалью появились какие либо проблемы, тогда поможет только полная замена узла. Но прежде чем что-то менять, стоит выявить причину неисправности. Для этого можно воспользоваться проверкой с мультиметром.
Можно разъединить датчики и колодку, демонтировать педаль. Проверяют сопротивление – при нажатии на газ оно должно медленно меняться. Скачки показателей говорят о неисправностях.
Но иногда ремонт возможен – например, повреждена проводка. При обнаружения дефекта с проводкой можно использовать следующую схему.
- Освобождают ось, на которой закреплена шестеренка.
- Снимают жгут проводов.
- Затем отпаивают провода.
- Освобождают скобу и вытягивают кабель.
Далее меняют провода и распаивают их соответственно разъему под педалью.
Электронная педаль газа – что это такое и как она работает
Общий переход на инжектор, широкое внедрение компьютерного управления и контроля вызвали трансформацию классического акселератора. Электронная педаль газа (Е-газ) пришла на смену обычному механизму с тросовым приводом. Она точнее срабатывает и обеспечивает повышенную чувствительность.
Что такое электронная педаль газа
Е-газ в отличие от механической педали, представляет собой нечто сродни модулю, включающему множество электронных компонентов. Механизм почти совершенный, с налаженной системой передачи информации. Он не связан с двигателем напрямую — всю работу берёт на себя блок управления. Технология electronic pedal максимально упрощена, поэтому отличается надёжностью и лучше интегрируется с другими новейшими системами авто.
Электронный газ — более действенная технология, позволяющая точнее откалибровать подачу топлива на современных инжекторах. Его часто называют кнопкой, изменение угла которой посредством микрочипа трансформируется в электрический импульс. Сигнал подаётся на ЭСУД. От конкретного положения педали меняется интенсивность поступления горючего.
Преимущества и недостатки
На форумах часто обсуждаемая тема: что надёжнее ЭПГ или обычный трос. С теоретической точки зрения, механический привод. На самом деле, электронная педаль не даёт сбоев от чрезмерных нагрузок, поэтому служит долго.
Рассмотрим подробнее её преимущества:
- эффективно работает с другими электронными системами автомобиля;
- повышает отдачу даже небольших по объёму двигателей за счёт максимального совмещения с инжекторными системами;
- проще запускает мотор — зимой больше не надо играть подсосом для поддержки оптимальных оборотов;
- повышает безопасность управления за счёт наличия контрольной электроники — значительно снижаются риски заносов на мокрых и скользких покрытиях;
- снижает количество токсичных веществ;
- уменьшает расход горючего — постоянный контроль частоты вращения коленвала.
С другой стороны, Е-газ практически не ремонтируется по частям — при поломке педали или неисправном узле управления приходится заменять весь блок. Часто наблюдаются заминки в работе — калибровка не всегда помогает. Ещё один минус — чересчур мягкий выжим, не дающий ощутить сопротивление топалки. Многим водителям это сильно мешает, не даёт «прочувствовать машину».
Принцип работы электронной педали газа
В основе ЭПГ лежит реостат, а вся работа построена за счёт контактных дорожек и внедрённых датчиков. Последние анализируют скорость и процент изменения педали, а также другие важные параметры. Компьютер, основываясь на этих данных, отдаёт команду на активацию дроссельной заслонки в определённом режиме.
Даже когда педаль Е-газа находится в одном положении, многочисленные элементы управляют подачей топлива. Они подстраиваются под малейшее изменение хода машины и окружающих условий.
Не входя в подробности, принцип функционирования Е-газа можно представить так:
- водитель нажимает на ЭПГ, её положение изменяется;
- датчики считывают угол сдвига акселератора от начального положения;
- рассчитанный импульс пересылается в ECU;
- блок отвечает командой дросселю;
- воздушный клапан открывается на требуемый угол.
Так работает новая технология Е-газ. Принцип её действия значительно сложнее, чем обычное натяжение и ослабление механического троса. Тут возможно много ошибок, связанных с датчиками и прочими компонентами.
Неисправности электронной педали газа
Все неполадки Е-газа связаны с электрической составляющей — ломаться здесь особо нечему. Обычно не работает датчик или обрывается проводка. Чтобы восстановить работоспособность Е-газа, нужно демонтировать педаль. Держится она на трёх болтах — на многих авто снимается за 5 минут без демонтажа обшивки.
- осмотреть на чистоту контакты, а провода — тщательно на дефекты;
- если повреждения не выявляются, потенциометр вскрыть;
- угольную пыль продуть, а дорожки аккуратно протереть ваточкой.
Контактные дорожки часто изнашиваются в одном месте, особенно на возрастных машинах. В данном случае можно изменить положение контактов, сместив плату в сторону неповреждённых дорожек. Сначала иголкой аккуратно поддеваются лапки контактов по одному. Затем микросхема сдвигается, крышка фиксируется несколько выше или ниже. Полмиллиметра даже здесь даст положительный эффект. Также проводится диагностика крышки — не гуляет ли она свободно.
Сперва ничего не изменяется, так как система за это время ещё не успевает адаптироваться. Но по истечении 15-20 минут характер работы становится другим — автомобиль начинает бегать как новый.
Признаки неисправности
Электронная педаль газа признаки неисправности имеет следующие:
- слабый разгон оборотов;
- появление аварийного сигнала на торпеде;
- низкий порог чувствительности педали;
- неправильная работа дросселя;
- акселератор вообще не реагирует на нажатие.
Самый распространённый признак — автомобиль едет только на холостом ходе, после перезапуска ситуация нормализуется. Через 5-10 минут всё повторяется.
Как проверить неисправность
Проверяется электронная педаль газа непосредственно на автомобиле. После снятия стеклоочистителя и облицовки, а также главного элемента жидкостной системы и фиксаторов кронштейна, можно увидеть резиновый кожух. Под ним и расположен механизм Е-газа. Настройке педаль подвергается в случае несоответствия с нормальным значением. Верный диапазон устанавливается вольтметром, согласно руководству по эксплуатации конкретного двигателя.
Отсутствие сигнала с датчика положения газа
Возможно отсутствие импульса с одного или обоих датчиков положения (ДППГ). Эти механизмы (потенциометры) повреждаются из-за обрыва или замыкания в цепи, а также окисления, залипания и иных поломок контактной части.
Если из строя выходят сразу оба датчика, электронный блок переводит работу двигателя в аварийный режим — невозможно разгоняться, машина работает на оборотах чуть выше ХХ. Как правило, это сопровождается высвечиванием на приборной панели ошибки P0504 или загоранием контрольной лампы EPC.
Если не поступает сигнал с одного датчика, это сопровождается загоранием индикатора на щитке приборов. Мотор функционирует в нейтральном режиме, пока система не проверит запасной датчик. При отсутствии проблемы с ним, начнётся медленный набор скорости. Однако деактивируются дополнительные системы, связанные с ДВС.
На бюджетных моделях авто случается, что один из регуляторов просто забывают установить с завода.
При наличии проблем датчики либо заменяются, либо очищаются. В последнем случае осматриваются дорожки. Если на них попадает грязь или пыль, это мешает достичь нужного контакта.
Отсутствие сигнала с датчика положения дроссельной заслонки
Также повреждаются один или оба датчика. Для этого случая характерны такие признаки:
- выключается привод заслонки;
- загорается контрольная лампа EPC;
- отключается круиз-контроль;
- не действует принудительный режим нейтрального хода.
Электронная педаль газа — умная система, с множеством новейших идей. Она предоставляет водителю куда больше возможностей и пользы. Однако, как и любой механизм, требует квалифицированного ремонта. Со временем изнашиваются или разрываются дорожки потенциометров, перегорают контакты или проводка. В Москве услуги по восстановлению Е-газа предлагают специализированные автосервисы.
Заключение
В целом ресурс ЭПГ относительно высокий. Это умная система, с множеством внедрённых новейших идей. Она предоставляет водителю куда больше возможностей и пользы. При холодном запуске не нужно играть оборотами — электроника всё сама настраивает и регулирует.
Однако, как и любой механизм, педаль с аналого-цифровым преобразователем не вечна. Со временем изнашиваются или разрываются дорожки потенциометров, перегорают контакты или проводка. Всё это требует квалифицированного ремонта. В Москве услуги по восстановлению Е-газа предлагают специализированные автосервисы.
Электронная педаль газа. Плюсы и минусы. Контроль неисправности. Тюнинг
Типы педалей газа
Педаль газа служит для управления подачи рабочей смеси в камеры сгорания двигателя. При увеличении смеси увеличиваются обороты двигателя, его мощность и крутящий момент. Педалью газа оснащены все авто, за исключением машин для людей с ограниченными возможностями. В таких авто установлено ручное управление акселератором.
Педаль акселератора (или газа) предназначена для регулировки поступления рабочей смеси в область сгорания. Чем больше смеси поступает, тем большие обороты и мощность развивает силовой агрегат автомобиля. Ни один современный автомобиль пока нельзя представить без педали газа (за исключением транспортных средств, предназначенных для людей с ограниченными возможностями).
Типы управления акселератором
Эволюция управления акселератором пережила несколько этапов:
1. Ручная регулировка газа. Такая система управления применялась на первых автомобилях. Иногда для этого устанавливался дополнительный рычаг, как в современных самолетах. В мотоциклах и других мотосредствах управление газом на руле используется до сих пор. Дело в том, что при управлении мотосредством ноги достаточно загружены, чего не скажешь для водителей автомобиля.
2. Механическая педаль газа. Со временем управление акселератором в автомобилях «отдали» ногам. Кстати, поначалу у этой инициативы было много противников. Многие начинающие водители знают, как на первых занятиях по вождению затекает правая нога. В некоторых современных автомобилях педаль газа спроектирована неудачно (неправильная постановка ступни, усилие нажатия), и нога после длительного управления устает. Кинематическая схема управления газа первоначально основывалась на системе тросиковой передачи, затем одно время стали использовать рычаги. Рычажная передача оказалась не столь надежной, ее часто приходилось регулировать. Поэтому вновь перешли на тросиковый вариант.
3. Электронная педаль.
В 70-х годах прошлого века в управление двигателей внутреннего сгорания стали внедрять электрические системы. Приблизительно в это время появились попытки установки электрического управления акселератором. Идея состоит в том, что угловой поворот педали газа с помощью обычного потенциометра (переменного резистора) преобразуется в электрический сигнал. Этот электрический сигнал управляет приводом дроссельной заслонки. Таким образом, управление идет по обычным проводам, исключая применение тросиков и других ненадежных механизмов.
Первые электрические педали отличались своей ненадежностью. Это часто приводило к аварийным ситуациям. После изобретения транзисторных схем управления, внедрения микросхем и микропроцессоров надежность уже электронных систем управления акселератором заметно увеличилась.
Следующим шагом увеличения надежности системы явилось внедрение обратной связи. Начали устанавливать датчик положения дроссельной заслонки. Таким образом, датчик педали газа подает сигнал на блок управления двигателем, который формирует сигнал на привод управления дроссельной заслонкой. Он (привод) поворачивает акселератор на угол, который контролирует датчик дроссельной заслонкой. Этим достигается высокое соответствие положений.
Такая система показала высокую надежность, и дожила до наших дней. Последним этапом совершенствования стал перевод электрических сигналов датчиков в цифровую форму. В современный датчик электронной педали встроен аналого-цифровой преобразователь, который сразу переводит показания датчика в цифру. По проводам передается уже цифровой сигнал. Это значительно увеличивает помехозащищенность и надежность системы. В некоторых схемах управления данными электронная педаль «вешается» на CAN-шину.
Принцип работы педали газа
В классической схеме электронной педали газа ось педали газа совмещена с осью ползунков потенциометров (переменных резисторов). Переменные резисторы выполнены на печатной плате методом напыления, как показано на рисунке:
При нажатии на педаль газа ползунки перемещаются по поверхности резистивного напыления, изменяя величину сопротивления в цепях. В современных системах управления применяется два переменных резистора. Это сделано для увеличения надежности. Если выйдет из строя один из потенциометров, за основание для сигнала управления будут выбраны показания исправного. Принципиальная схема (на примере Гольфа) выглядит приблизительно так:
Опять же, на примере Гольфа величина сопротивления в зависимости от угла акселератора соответствуют следующим величинам (данные взяты из AUTODATA):
Кстати, схема датчика положения дроссельной заслонки имеет приблизительно такой вид. В схему дополнительно включен привод управления заслонкой.
Данные датчики подключены к блоку управления двигателя, как и электропривод управления дроссельной заслонкой. При нажатии на педаль газа сигнал с датчика педали газа поступает на блок управления двигателем, который в свою очередь формирует сигнал управления на привод дроссельной заслонки. Он приводит ее в движение, которое контролируется датчиком положения дроссельной заслонки. Одновременно с этим блок управления может корректировать подачу топлива, изменение угла зажигания, других параметров.
Плюсы и минусы электронной педали газа
Плюсами электронной педали газа являются:
- отсутствуют механические проблемы, связанные с износом тросика, необходимостью смазки;
- педаль управляет не только дроссельной заслонкой, но при помощи блока управления другими параметрами, что позволяет увеличить экологичность, уменьшить потребление топлива;
- электронная педаль технологична, ее замена в случае ремонта занимает мало времени;
- при поломке педали в большинстве случаев возможно продолжение движения в аварийном режиме.
- в случае отказа системы исправить положение самостоятельно трудно, требуется вмешательство специалиста;
- по сравнению с механической системой электронная педаль сложнее, что увеличивает вероятность поломки;
- к механическим неисправностям добавляются электрические проблемы плохих контактов, коррозии, неисправности электропроводки;
- потенциометры недостаточно надежны, в процессе эксплуатации изнашиваются (сейчас внедряют оптосистемы);
- у водителя появляется назойливый электронный помощник, он не позволяет произвольно «подбросить газку» во время запуска двигателя на холодную, перегазовать.
Признаки неисправности
Признаками отказа педали газа являются:
- отсутствие реакции на нажатие на педаль акселератора;
- плавание холостых оборотов;
- провалы педали газа;
- неровный набор оборотов двигателя при плавном нажатии на педаль;
- повышенные обороты;
- заклинивание педали.
Проверка исправности
Датчик электрической педали газа без аналогово-цифрового преобразователя (потенциометрического) можно проверить при помощи обычного мультиметра в режиме измерения сопротивления. Для этого мультиметр необходимо подключить к разъему блока управления двигателя согласно схеме, предложенной в справочных программах. На примере Гольфа Autodata предлагает следующую схему:
Величины сопротивлений соответствуют таблице, приведенной выше. Если величина сопротивления не соответствуют таблице, такой датчик следует менять. Лучше не пытаться ремонтировать датчик педали, это редко приводит к положительному результату. Отремонтированный датчик обычно держится не более полугода. Очень часто педаль отказывает по причине плохого контакта разъемов или неисправности проводки. Такую неисправность можно устранить самостоятельно.
Для проверки работоспособности электронной педали газа можно временно подбросить заведомо исправную педаль газа. Для этого совсем не обязательно ее устанавливать на место. Можно просто перебросить разъемы со штатной педали на исправную, и нажимать на педаль вручную.
Тюнинг электронной педали
Не обошли тюнингисты вниманием и электронные педали газа. Они спекулируют на желании водителей превратить свой авто в гоночный болид. Для этого можно сделать педаль сверхчувствительной, реагирующей на малейшее нажатие на педаль. При этом мощность силового агрегата нисколько не увеличивается. Просто при слабом нажатии на педаль акселератора двигатель начинает реветь, создавая впечатление, что у вас под капотом сидит зверь. В качестве примера приведу MS-Chip Speed Boost.
Работает в трех режимах: СПОРТ, СПОРТ + и ЭКО. Переключение электронное.
Примочка типа ШПОРА. Неплохо пришпоривает железного коня.
Для Вазов разработаны регулируемые датчики:
Регулировка чувствительности производится при помощи ослабления винтового соединения и смещения угла.
Смещение вправо-влево увеличивает-уменьшает чувствительность.
Некоторые умельцы корректируют чувствительность при помощи чипования блока управления двигателя, но это уже другие деньги.
Электронная педаль газа – как починить «помощницу»?
Как работает электронная педаль газа, как проявляются ее достоинства и недостатки, какие неисправности встречаются чаще всего, и как с ними бороться? Все эти вопросы весьма актуальны, ведь сегодня многие производители автомобилей заменили традиционный тросовый привод на более современную электронную педаль.
Электронная педаль газа – как она работает?
Современные технологии направлены на то, чтобы максимально облегчить нашу жизнь. С одной стороны, это огромный плюс, но с другой – они попросту лишают нас возможности принимать какое-либо решение, вернее, корректируют его, и таким образом, что не всегда можно добиться желаемого результата. Это хорошо видно и при работе столь популярной в современном автомобилестроении электронной педали. Хотя для тех, кто неуверенно себя чувствует за рулем, и тем более не вникает в технические нюансы авто, это новшество только в плюс.
Принцип работы электронной педали газа следующий: после нажатия водителем акселератора данные об углах надавливания сразу же попадают в блок управления посредством специальных датчиков. Далее в ход идет ЭБУ, который и рассчитывает необходимый угол открытия дроссельной заслонки, а привод, исходя из полученных данных, открывает ее на этот угол. При этом если вдруг необходимо будет изменить величину этого угла (для более экономичного режима либо же безопасности), то блок управления делает это сам, без получения соответствующей команды. Получается, что водитель не может на все 100 % регулировать данный процесс.
Когда необходима замена электронной педали газа?
В связи с тем, что это электронный привод, то и основные неисправности в нем связанны с электроникой. В кронштейне педали встроены два датчика, которые передают команды на блок управления. Если один из этих датчиков выйдет из строя, то на панели загорится лампочка, отвечающая за исправность системы управления движком. В этом случае ЭБУ переходит в резервный режим (обороты растут намного медленнее). Если же из строя вышли два датчика, то включится аварийный режим, и движок будет работать как на холостом ходу. Так как датчики ремонту не подлежат, необходима замена электронной педали газа.
Также может повредиться проводка, и тогда нарушается работа дросселя. Если же износился электрический движок, то на мониторе также выдается ошибка, указывающая на аварию. Эти повреждения можно устранить, но если из строя вышел ускоритель электронной педали газа, отвечающий за динамику авто, то данную деталь стоит немедленно заменить новой. Как это сделать, мы рассмотрим чуть ниже.
Ремонт электронной педали газа – исправляем поломки сами
В основном при каких-либо проблемах требуется замена всего узла в целом. Но прежде чем приступать к столь решительным действиям, не мешало бы выяснить причину поломки. Для этого, конечно, стоит ознакомиться с информацией, как проверить электронную педаль газа. Для этого необходимо разъединить колодку и датчики, а затем, открутив крепежные гайки, демонтировать педаль.
Непосредственно для проверки потребуется мультиметр: подсоединяя его к разным выводам, следим за изменением электрического сопротивления. Оно должно уменьшаться плавно, если же наблюдаются скачки, то деталь неисправна.
В некоторых же случаях возможен и ремонт электронной педали газа, допустим, при повреждении проводки. Так что, обнаружив дефект (нарушена изоляция, повреждены сами провода и т.д.), действовать нужно по следующей схеме. Освободив ось крепления шестеренки, снимаем жгут. Для этого необходимо отпаять провода, освободить скобу и вытянуть кабель. Затем производим замену проводов, и, разобрав разъем под педалью, распаиваем их. Теперь можно собрать заслонку и спокойно ездить.
Если же автомобиль реагирует на нажатие акселератора, так сказать, «с запаздыванием», то нужна шпора (электронный корректор) педали газа. Данное устройство позволяет сократить интервал между нажатием и открытием заслонки до минимума. Это отдельный модуль, который подключается к датчикам и через микропроцессор преобразует подаваемые с них сигналы, а затем подает их на контроллер.
Так мы видим, что электронная педаль газа, тюнинг которой возможен в любом специализированном центре, с одной стороны, является явным результатом прогресса, а с другой – несколько ограничивает наши желания. Правда, если вы не относитесь к категории тех людей, которым нужно «проехаться с ветерком», а предпочитаете ездить аккуратно с минимальными затратами топлива, то данный вариант будет именно для вас.
Электронная педаль газа: принцип работы, плюсы и минусы
Оригинальная конструкция авто претерпевает множество изменений и конструкторских разработок буквально каждый день. Одной из самых удачных инноваций стала замена тросового привода электронной педалью газа. Часто встречаемые названия этого узла — Е – газ и электронный дроссель, что как нельзя лучше объясняет принцип действия. Подобное устройство позволяет лучше контролировать усилие, а также обеспечивает еще ряд дополнительных преимуществ, о который расскажет приведенная информация.
Что значит электронная педаль газа
Подобное усовершенствование далеко не всем пришлось по душе и, в первую очередь — опытным автомобилистом, уверенно разбирающимся в функционировании столь сложного автомобильного механизма. Электронное устройство фактически снижает степень участия водителя при управлении транспортного средства. Оборотной стороной является легкость вождения и дополнительный контроль, что обязательно пригодится новичкам-автолюбителям, а так же людям, не имеющим точное представление об устройстве автомобильной системы.
Принцип работы
Устройство электронной педали газа подразумевает передачу сигнала через встроенные датчики на блок управления. Это позволяет регулировать подачу воздушной смеси в отсеки двигателя, что, соответственно, непосредственно влияет на скорость транспортного средства.
Как работает электронная педаль газа:
- На педали акселератора находятся датчики. Они передают информацию об угле нажатия на ЭБУ авто.
- Блок управления моментально анализирует полученные данные, принимает решение о необходимости открытия дроссельной заслонки на необходимую величину.
- Необходимость изменения этого значения также принимается автоматически. Это важно при выборе комфортного режима эксплуатации двигателя.
Именно возможность автоматической регулировки часто ставит в тупик опытных водителей. Управление авто не на все 100% зависит от навыков вождения, что представляет определенные трудности. При определенном практическом опыте этот недостаток быстро сглаживается, но в начале «знакомства» с электронной педалью представляет ощутимое неудобство.
Плюсы и минусы
Перед тем, как судить о возможном практическом применении этой системы при покупке нового авто, необходимо учитывать все возможные нюансы и особенности эксплуатации авто в таких условиях.
Главные преимущества такого варианта: регулировка нагрузки на двигатель, корректировка ошибочных действий. Недостатки — недостаточно быстрый разгон и чувствительность к действиям водителя. При должной обкатке и регулировке ЭБУ эти минусы несколько стираются, к тому же использование этого устройства позволяет экономить топливо и продлевает срок эксплуатации двигателя.
Какие неисправности могут быть
Как и любой другой механизм, этот узел в авто также может поломаться, к чему приводят различные факторы и ситуации. В большей мере этому способствует усложненная конструкция по сравнению с тросовым механизмом, поэтому выход из строя любого элемента может иметь катастрофические последствия. Обычно все поломки связаны с состоянием электрических сетей в авто, ремонту подобные элементы практически не подлежат, поэтому требуется замена и дальнейшая регулировка системы.
Как определить неисправность электронной педали газа:
- При выходе из строя одного датчика на педали Е – газа, на блоке управления будет отображен соответствующий сигнал.
- Если неисправны оба датчика, автомобиль автоматически перейдет в аварийный режим.
Частой причиной поломки является механическое повреждение устройства. В процессе эксплуатации контакты электронной педали газа могут окислиться, залипнуть или подгореть. При выполнении самостоятельного ремонта целесообразней в первую очередь устранить этот фактор, затем проверить работу системы. Если ошибка не устранена, придется выполнить замену датчика.
Как проверить электронную педаль газа
Возможные неисправности педали Е – газа при необходимости устраняются на СТО или сервисном центре вашего дилера. При хорошем знании устройства автомобиля и наличии необходимых навыков, можно заменить неисправные элементы самостоятельно.
Как проверить электронную педаль газа:
- С левой стороны снять дворник и облицовочную панель.
- Убрать расширительный бачок, сняв крепления кронштейна и отведя его в сторону для удобства доступа.
- Найти и снять резиновый кожух, за которым и будет обнаружено устройство.
- Снять корпус педали, заменит неисправный датчик.
- Выполнить монтаж в обратной последовательности.
Регулировка электронной педали газа проводится в случае низкого порога чувствительности или несрабатывания системы при нажатии педали. Для этого при помощи вольтомметра выставляется соответствующий диапазон значений. Его лучше установить согласно руководству по эксплуатации. Данные для инжекторных и дизельных двигателей будут отличаться, как и для разного типа ДВС.
Электронный дроссель часто встречается на современных марках авто, ведь эта система позволяет значительно сэкономить расход топлива, а также обеспечивает плавный ход и «помощь» неопытным водителям при управлении ТС. Система не лишена некоторых недостатков, а также нуждается в периодическом осмотре и регулировке. Подробно о работе и основных нюансах использования педали Е – газа — в приведенной информации.
Если материал был для вас интересен или полезен, опубликуйте его на своей странице в социальной сети:
Электронная педаль газа, её неисправности и регулировка
Механическая педаль газа, знакомая многим по старой отечественной технике, устроена очень просто. В ней рычаг связан с дроссельной заслонкой карбюратора тросиком, и при нажатии педали заслонка просто сильнее открывается, а подача топлива увеличивается. Но эта простая схема устарела. Сейчас широко используется электронная система, которая имеет немало достоинств перед своим механическим собратом. Тем более, на инжекторных двигателях механический вариант очень капризен, и электроника работает намного лучше.
Особенности работы электронной педали газа.
Устройство и принцип работы
Принцип работы электронной педали газа в теории не очень сложен. По сути, это устройство работает по принципу реостата, отслеживающего положение рычага. Внутри находятся контакты-дорожки, дублирующие друг друга для большей надежности. В зависимости от положения рычага передаются данные в электронный блок управления — ЭБУ, который управляет положением заслонки карбюратора, открывая или закрывая её. Это делает небольшой электромотор с редуктором. Конечно, устройство электронной педали газа гораздо сложнее такой простой схемы. В неё входит множество датчиков и управляющих механизмов. Они управляют подачей топлива, даже когда педаль находится в одном положении, подстраиваясь под малейшее изменение хода автомобиля и окружающих условий. Сегодня с запуском двигателя в любой сезон и поддержанием его оптимальной работы нет проблем, так как практически на всех современных автомобилях работает электронная педаль газа. Благодаря этому нехитрому устройству жизнь автолюбителей стала гораздо проще.
Преимущества и недостатки электронной педали
Когда это устройство создали, речи об удобстве для водителя не шло. Просто оно позволяло повысить экологичность автомобиля и освобождало место от тросиков и прочей механики, что позволяло упростить конструкцию. Но прошло немало времени, и теперь электронный вариант можно встретить практически во всех автомобилях. За этот период выявились все преимущества и недостатки.
- Экологичность — электронное управление двигателем уменьшает количество выхлопных газов, так как обороты строго контролируются.
- Сглаженное срабатывание – электронный блок управления не позволяет менять обороты двигателя слишком резко.
- Большая экономичность – опять же из-за строгого контроля оборотов снижается расход топлива.
- Легкий запуск двигателя в любой сезон. «Холодный старт» зимой происходит легко и просто, без ручного шаманства с дросселем, которое может закончиться заливанием свечей.
Но есть и недостатки:
- Невозможность ремонта. При поломке любого блока – самой педали, ЭБУ, или узла управления заслонкой, менять придется весь блок.
- Задержка в срабатывании одновременно и преимущество. Но некоторым водителям не нравится, что от момента нажатия на педаль до набора оборотов проходит некоторое время. Хотя большинству это не мешает. Эта проблема часто решается просто регулировкой.
- Мягкое нажатие – практически не ощущается сопротивление. Некоторым это не нравится, особенно тем, кто привык «чувствовать машину».
Недостатки не очень существенные. Самый серьезный – первый, но надо учитывать, что в целом это устройство гораздо надёжнее механического с тросиком. Поэтому ломается оно намного реже.
Правильная настройка
Настройка электронной педали газа на разных моделях автомобиля отличается, так как хотя и используется один принцип, но конструкция бывает разной. Поэтому лучше по своей модели поискать информацию в интернете. Рассмотрим для примера, как это делается для автомобилей Lada, отличия у них небольшие:
- Снять педаль с кронштейна.
- Ослабить винты, которые держат крышку. Один из них фиксирует положение крышки, его надо совсем выкрутить.
- Повернуть крышку по часовой стрелке до упора и снова затянуть винты.
Это делает педаль более отзывчивой. Некоторые отмечают, что она начинает срабатывать практически так же быстро, как механическая. Может улучшиться работа двигателя в целом, трогаться с места автомобиль начинает без рывков. Отмечаются и другие улучшения. Если требуется, наоборот, понизить чувствительность, крышку надо поворачивать против часовой стрелки. Автомобиль становится более «задумчивым». По такому же принципу регулируется педаль газа многих других моделей, но там есть свои конструктивные особенности. В интернете встречаются советы по модернизации внутреннего устройства – подкладыванием разных прокладок под рычаг и т.п. Так делать нельзя, так как эти прокладки могут отвалиться и попасть на контакты или заклинить рычаг, отчего автомобиль может потерять управление.
Неисправности электронной педали газа
Все неполадки обычно связаны с электрической частью, больше там ломаться особо нечему – механики используется минимум. Педаль имеет датчики, которые измеряют её положение, всё подключено к узлу управления, и есть электродвигатель заслонки. Поэтому неисправности могут быть такими:
- Выход из строя одного из датчиков отразится в медленном наборе оборотов двигателем.
- Выход из строя обоих датчиков приведет к появлению аварийного сигнала на панели.
- Нарушения проводки могут приводить к неправильной работе заслонки.
- Поломки двигателя дроссельной заслонки вызывает появление аварийного сигнала на панели.
Так что обнаружить и проверить неисправную часть электронной педали газа довольно просто. Ремонт заключается в замене поврежденного узла полностью. После этого проводится проверка работы педали.
Когда необходима замена
Как уже говорилось, это устройство довольно надёжное, и состоит из разных блоков. Замена их всех сразу обычно не требуется. При поломке можно быстро определить неисправный узел и заменить его. Ремонту они не подлежат, только замене. Сделать это нетрудно и самостоятельно, или обратиться на СТО, где ремонт также не займёт много времени.
Электронная педаль газа: принцип работы, плюсы и минусы
Что значит электронная педаль газа
Подобное усовершенствование далеко не всем пришлось по душе и, в первую очередь — опытным автомобилистом, уверенно разбирающимся в функционировании столь сложного автомобильного механизма. Электронное устройство фактически снижает степень участия водителя при управлении транспортного средства. Оборотной стороной является легкость вождения и дополнительный контроль, что обязательно пригодится новичкам-автолюбителям, а так же людям, не имеющим точное представление об устройстве автомобильной системы.
Принцип работы
Устройство электронной педали газа подразумевает передачу сигнала через встроенные датчики на блок управления. Это позволяет регулировать подачу воздушной смеси в отсеки двигателя, что, соответственно, непосредственно влияет на скорость транспортного средства.
Как работает электронная педаль газа:
- На педали акселератора находятся датчики. Они передают информацию об угле нажатия на ЭБУ авто.
- Блок управления моментально анализирует полученные данные, принимает решение о необходимости открытия дроссельной заслонки на необходимую величину.
- Необходимость изменения этого значения также принимается автоматически. Это важно при выборе комфортного режима эксплуатации двигателя.
Именно возможность автоматической регулировки часто ставит в тупик опытных водителей. Управление авто не на все 100% зависит от навыков вождения, что представляет определенные трудности. При определенном практическом опыте этот недостаток быстро сглаживается, но в начале «знакомства» с электронной педалью представляет ощутимое неудобство.
Электронная и механическая педаль газа — особенности
Электронная педаль газа — простая технология, которая существенно упрощает эксплуатацию транспортного средства. Система отличается надежностью и долгим сроком службы. В начале 1990-х годов начали появляться первые автомобили, которые оснащались электронной педалью газа. Технология показала себя с лучшей стороны, поэтому сегодня ее используют практически во всех автомобилях. Раньше за работу отвечали тросовые механизмы, которые соединяли педаль акселератора и мотор. Они постепенно уходят в прошлое из-за малой функциональности и тяжелой схемы. Рассмотрим, какие преимущества и недостатки имеет электронная педаль газа.
В 1990-х годах на смену пришел полноценный электронный узел. Такая педаль газа не имела прямой связи с мотором
Автомобили со стандартной механической педалью газа имели в конструкции преимущественно карбюраторные моторы. У последних впрыск и подача топлива была только механической. Это автомобили старого образца, которые не имели в конструкции электронных датчиков. Когда водитель нажимал на педаль газа, в движение приводился тросик, который воздействовал на механическую заслонку карбюратора, расположенную в двигателе.
Если автомобилист утапливал педаль газа в пол, заслонка открывалась полностью через тросик. Так водитель мог контролировать обороты силового агрегата. Но такие механические системы имели существенные недостатки. К примеру, у мощных автомобилей можно было перегрузить мотор при переусердствовании с педалью газа. В результате колеса могли уходить в пробуксовку. Это было особенно опасно на сложных участках дороги и при прохождении поворотов. Была еще одна проблема — нестабильный запуск мотора в мороз. Тросик на холоде мог потерять чувствительность, а это доставляло проблемы во время управления автомобилем.
В эксплуатации на данный момент наибольшую эффективность показывают именно электронные системы
В 1990-х годах на смену пришел полноценный электронный узел. Такая педаль газа не имела прямой связи с мотором. За всю работу отвечала только электроника. Она считывала все данные и посылала их на блок управления впрыском топлива. Система появилась не просто так. Во многом это было продиктовано появлением инжекторов, которые создавали максимальную отдачу мотора.
Принцип работы электронной педали газа не такой сложный. В системе предусматриваются специальные датчики, которые могут анализировать скорость и угол отклонения педали акселератора. Все данные, которые получают датчики, отправляются на электронный блок управления. Мозг компьютера за доли секунды принимает решение и отдает команду дроссельной заслонке. Последняя может открываться на определенный угол. Есть и другая система — с использованием форсунок.
Современное оборудование не доставляет автомобилисту проблем в процессе эксплуатации. Случаи отказов отмечаются на практике очень редко
Опытные автомобилисты отмечают, что электронные педали газа не могут быть такими надежными, как прежние механические. И в этом они правы. Электроника на данном этапе развития не может быть надежнее механики. Но и простая педаль с тросиком имеет свои недостатки, о которых говорилось ранее. Поэтому в эксплуатации на данный момент наибольшую эффективность показывают именно электронные системы.
Основное преимущество электронной педали газа — прочность в паре с надежностью и долговечностью. Современное оборудование не доставляет автомобилисту проблем в процессе эксплуатации. Случаи отказов отмечаются на практике очень редко. Электронная педаль газа может работать в паре с другими автоматическими системами. Она создана для того, чтобы в нормальном режиме функционировали инжекторные двигатели. Еще одно преимущество заключается в упрощенном запуске. Автомобилисты с большим опытом могут помнить, как проблемно было ездить на авто с карбюратором. Нужно было поддерживать оптимальные обороты, пока мотор не прогреется. На современных авто за все это отвечает электроника.
Итог. Электронная педаль газа — современная система в автомобиле, которая не требует особого обслуживания во время эксплуатации и почти не создает проблем водителю.
Плюсы и минусы
Перед тем, как судить о возможном практическом применении этой системы при покупке нового авто, необходимо учитывать все возможные нюансы и особенности эксплуатации авто в таких условиях.
Главные преимущества такого варианта: регулировка нагрузки на двигатель, корректировка ошибочных действий. Недостатки — недостаточно быстрый разгон и чувствительность к действиям водителя. При должной обкатке и регулировке ЭБУ эти минусы несколько стираются, к тому же использование этого устройства позволяет экономить топливо и продлевает срок эксплуатации двигателя.
Какие неисправности могут быть
Как и любой другой механизм, этот узел в авто также может поломаться, к чему приводят различные факторы и ситуации. В большей мере этому способствует усложненная конструкция по сравнению с тросовым механизмом, поэтому выход из строя любого элемента может иметь катастрофические последствия. Обычно все поломки связаны с состоянием электрических сетей в авто, ремонту подобные элементы практически не подлежат, поэтому требуется замена и дальнейшая регулировка системы.
Как определить неисправность электронной педали газа:
- При выходе из строя одного датчика на педали Е – газа, на блоке управления будет отображен соответствующий сигнал.
- Если неисправны оба датчика, автомобиль автоматически перейдет в аварийный режим.
Частой причиной поломки является механическое повреждение устройства. В процессе эксплуатации контакты электронной педали газа могут окислиться, залипнуть или подгореть. При выполнении самостоятельного ремонта целесообразней в первую очередь устранить этот фактор, затем проверить работу системы. Если ошибка не устранена, придется выполнить замену датчика.
Как работает электронное управление дроссельной заслонкой
По сравнению с тросиковым дросселем в Е-газ добавили две детали:
- моторчик вращения заслонки;
- второй (контрольный) датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ №2).
ДПДЗ №2 работает в «противофазе» с первым — его сигнал увеличивается или уменьшается на ту же величину, что сигнал с основного ДПДЗ №1.
Электронные дроссельные заслонки могут отличаться процентом открытия в обесточенном состоянии и типом ДПДЗ.
- Полностью закрытые в обесточенном состоянии — одна пружина на полное закрытие.
- Приоткрытые на 5-7% — две пружины, точка равновесия в зоне приоткрытия. Это позволяет двигателю работать на малых оборотах в случае полного выхода из строя электроники дросселя. Такие заслонки являются более современными, чем полностью закрытые, с которыми, в случае поломки, двигатель не будет работать совсем.
- С контактными ДПДЗ — внутри ползунковые переменные резисторы.
- С бесконтактными ДПДЗ — внутри нет трущихся подвижных контактов, сигнал на выходе формируется электроникой.
Принцип работы Е-газа:
- Водитель нажимает на педаль акселератора. Степень нажатия через датчики переводится в электрический сигнал и по проводам передаётся в ЭБУ.
- ЭБУ управляет закрытием/открытием заслонки ШИМ-питанием через моторчик. Меняется как скважность ШИМа, так и полярность.
- По сигналам с ДПДЗ анализируется положение заслонки и меняется управляющий сигнал при необходимости.
- Контролируются ошибки в работе дроссельной заслонки.
Как проверить электронную педаль газа
Возможные неисправности педали Е – газа при необходимости устраняются на СТО или сервисном центре вашего дилера. При хорошем знании устройства автомобиля и наличии необходимых навыков, можно заменить неисправные элементы самостоятельно.
Как проверить электронную педаль газа:
- С левой стороны снять дворник и облицовочную панель.
- Убрать расширительный бачок, сняв крепления кронштейна и отведя его в сторону для удобства доступа.
- Найти и снять резиновый кожух, за которым и будет обнаружено устройство.
- Снять корпус педали, заменит неисправный датчик.
- Выполнить монтаж в обратной последовательности.
Регулировка электронной педали газа проводится в случае низкого порога чувствительности или несрабатывания системы при нажатии педали. Для этого при помощи вольтомметра выставляется соответствующий диапазон значений. Его лучше установить согласно руководству по эксплуатации. Данные для инжекторных и дизельных двигателей будут отличаться, как и для разного типа ДВС.
Электронный дроссель часто встречается на современных марках авто, ведь эта система позволяет значительно сэкономить расход топлива, а также обеспечивает плавный ход и «помощь» неопытным водителям при управлении ТС. Система не лишена некоторых недостатков, а также нуждается в периодическом осмотре и регулировке. Подробно о работе и основных нюансах использования педали Е – газа — в приведенной информации.
Отсутствие сигнала с датчика положения дроссельной заслонки
Также повреждаются один или оба датчика. Для этого случая характерны такие признаки:
- выключается привод заслонки;
- загорается контрольная лампа EPC;
- отключается круиз-контроль;
- не действует принудительный режим нейтрального хода.
Электронная педаль газа — умная система, с множеством новейших идей. Она предоставляет водителю куда больше возможностей и пользы. Однако, как и любой механизм, требует квалифицированного ремонта. Со временем изнашиваются или разрываются дорожки потенциометров, перегорают контакты или проводка. В Москве услуги по восстановлению Е-газа предлагают специализированные автосервисы.