Экипировка пилота – комбинезоны для авто гонщиков

Гоночная экипировка. Вторая кожа пилота

С особенностями гоночных шлемов читатели могли познакомиться в ЗР, 2005, № 8. Сегодня речь о комбинезонах. Делятся они на две основные группы: для картинга и «больших» автомобилей. Это обусловлено разными задачами, которые комбинезонам надлежит выполнять.

ГЛАВНОЕ — ПРОЧНОСТЬ

Картинговый защищает пилота от «асфальтовой болезни», то есть от травм при опрокидывании машины или вылете из седла, что более чем вероятно, ведь скорость мощного карта достигает 200 км/ч — притом, что пилот сидит на «бешеной табуретке», не пристегнувшись!

Для наружного слоя картингового комбинезона используют полиэстер либо фирменный материал кордура (Cordura), разработанный фирмой «Дюпон». Его отличают высочайшая износостойкость и прочность, но при этом он достаточно легкий. Внутренний слой выполнен из махровой ткани, впитывающей пот. Чтобы гонщик не варился в собственном соку, предусмотрены вентиляционные клапаны.

Конечно, предохраняя кожу, тонкий материал не в состоянии уберечь от травм суставов и костей. Поэтому дорогие комбинезоны снабжены полистироловыми вкладышами в наиболее уязвимых местах: они защищают колени, бедра, локти, ключицы и позвоночник. Этим, кстати, и отличаются дорогие модели от бюджетных: вторые лишены встроенной защиты, и к ним придется дополнительно приобретать наколенники, налокотники, а при необходимости — своеобразный «спасжилет». Его функции те же самые: предотвратить травмы позвоночника, ключиц и грудной клетки.

Требования Международной комиссии картинга (CIK) сейчас едины для всех картинговых комбинезонов. Если амуниция им соответствует, то в ней можно участвовать как в национальных соревнованиях, так и в мировых чемпионатах. Это справедливо для комбинезонов, предоставляющих защиту уровня 2 (Level 2). Найти маркировку с омологацией (официальным подтверждением, что комбинезон соответствует определенным требованиям) проще простого: нашивка с обозначением уровня защиты есть на рукаве и продублирована на воротнике, где соседствует с датами изготовления и завершения действия омологации. Сейчас этот период составляет пять лет, а затем отправляйтесь покупать новый, более современный «комбез».

Изделия эконом-класса, соответствующие уровню 1 (Level 1), годятся только в национальных первенствах. Однако встретить комбинезон с такой нашивкой все сложнее: большинство новых моделей, даже начального уровня (читай — дешевых) — Level 2.

ИЗ ОГНЯ ДА В ПОЛЫМЯ

Комбинезоны для автомобильного спорта существенно отличаются от тех, что в картинге. В любом болиде, будь то формула или «кузов», пилот сидит пристегнутым. Вылететь он не может, потому защита от механических повреждений здесь не важна. А вот при пожаре ему потребуется какое-то время, чтобы выбраться из машины. Отсюда основная задача автомобильного комбинезона — выдержать испытание огнем. По современным требованиям, он должен противостоять открытому пламени не менее 12 секунд, да еще и защищать от жара.

Гоночные комбинезоны шьют из номекса (Nomex). Материал этот родился полвека назад, как водится, в области космических разработок — первые скафандры частично сделаны из него. Когда же вспомнили о гонщиках, некие мистер Симпсон из США и синьор Паризи из Италии предложили шить специальные комбинезоны из номекса. Первый занимался кольцевыми гонками, второй — ралли. Говорят, презентация была более чем наглядной: на глазах у многих свидетелей автор идеи облил себя бензином и поджег — без особых последствий для здоровья.

Вскоре такие комбинезоны сделали обязательными во всех разновидностях автоспорта. Конечно, если бы речь шла лишь о сопротивляемости материала открытому пламени, лучшим вариантом оказался бы костюм пожарного. Однако пилот должен еще иметь свободу движений и при этом не чувствовать дискомфорта. К списку требований добавляются легкость, эластичность и хорошая воздухопроницаемость.

Недорогие комбинезоны изготовлены из довольно толстой многослойной ткани. Они не подведут в огне, а вот с комфортом у них туго. Более продвинутые модели легче, тоньше и просто приятнее. Показателем качества служит плотность материала, которую оценивают в граммах на квадратный метр. В среднем она составляет порядка 460 г/м2, а у комбинезонов высокого уровня — всего 380 г/м2. Существуют, правда, еще более легкие разновидности: квадратный метр номекса с кевларовыми нитями — совместная разработка фирмы «Спарко» и команды «Мак-Ларен» — весит всего 298 граммов. Модель из такого материала называется X-light 300 и, к слову, популярна среди российских спортсменов, несмотря на высокую стоимость.

Дополнительный комфорт, а точнее, микроклимат внутри комбинезона создают специальные клапаны, пропускающие воздух. Расположены они под рукавами и поясом, а сделаны из эластичного номекса.

Еще один элемент на первый взгляд введен лишь для красоты, но в действительности очень функционален — погоны. Оказывается, это очень прочные петли: ухватившись за них, можно вытащить из кокпита потерявшего сознание или травмированного пилота.

Как видим, в пошиве гоночной одежды мелочей не бывает. И такой подход проявляется во всем. Серьезная фирма, занимающаяся гоночной экипировкой, сумеет подобрать комбинезон, определив размеры по специальной таблице. Можно сразу заказать вышивку с логотипами спонсоров — так вернее. Дело в том, что все нашивки разрешено крепить только к внешнему слою комбинезона и только несгораемыми нитями. В противном случае пилот рискует при пожаре обзавестись татуировкой в форме нашивки.

Читайте также:  Замена свечей зажигания – самостоятельно и без ошибок

Омологация на комбинезоны для автоспорта, естественно, отличается от действующей в картинге. Основной стандарт, принятый в мире, в том числе у нас — FIA 8856–2000. Соответствие требованиям подтверждено вышивкой на воротнике ниже названия марки и модели. Тут же стоит дата производства, но нет даты окончания срока действия. Она наступит с введением нового стандарта, однако не сразу — регламент Международной автомобильной федерации (FIA) позволяет потянуть со сменой еще три года. С другой стороны, необходимость поменять комбинезон может возникнуть и раньше. Например, если ему однажды пришлось держать экзамен огнем.

Основная проблема, над которой бьются разработчики, — как при улучшении огнестойкости сделать комбинезон еще более эластичным и «дышащим». Ориентиром может служить последняя разработка «Дюпон» — материал кармит (Carmyth) на основе карбоновых нитей. Его в этом году взяла в дело фирма «Спарко», пока только для подшлемников и нижнего белья. Применять карбон в комбинезонах еще не научились. Что ж, всему свое время — прогресс в области спортивной экипировки не стоит на месте.

Максим Ахтямов разбирался в устройстве гоночных комбинезонов и шлемов

Из чего шьют гоночные комбинезоны, как испытывают шлемы на прочность и почему не все производители экипировки хотят стать поставщиками Формулы-1? Я узнал ответы на фабриках фирм Stand 21 и OMP.

Н ам сложно в это поверить, но первопроходцами в деле защиты гонщиков от травм и ожогов при авариях были вовсе не европейцы, а американцы. Первые гоночные ремни безопасности появились за океаном в середине 20-х годов, специальную униформу для водителей впервые сшили в компании Hinchman из Индианаполиса перед гонкой Инди-500 в 1925 году. В 50-х годах в США стали пропитывать комбинезоны раствором борной кислоты, чтобы затруднить возгорание хлопчатобумажной ткани. Ну а смерть Джерри Ансера на Инди-500 в 1959 году заставила организаторов обязать гонщиков надевать огнеупорную экипировку. Аналогичное требование в Формуле-1 появилось только в 1963 году!

Сейчас автоспортивные комбинезоны шьет около пятидесяти фирм в мире. Одна из самых известных — французская Stand 21. Ее основатель Ив Моризо решил заниматься безопасной экипировкой после того, как в 1970 году еле вытащил знакомого гонщика из горящей машины на треке в Дижоне. С тех пор прошло 44 года, а Моризо по-прежнему управляет фирмой при помощи двоих сыновей.

Эта компания стоит особняком. Никакого «аутсорсинга» — на главной французской фабрике Stand 21 делают всю продукцию, за исключением заготовок для «ошейников» HANS (их изготавливает второй завод во Франции), а также перчаток и ботинок (собственное ателье в Индии). За год французы вручную шьют всего 5000 комбинезонов при средней стоимости 1500 евро. Дорого? Зато только индивидуальный пошив — по меркам, снятым с клиента.

Совсем другое дело — итальянская компания OMP. Когда-то это тоже был семейный бизнес — братья Клаудио, Роберто и Пьерджорджио Перчивале с 1973 года собирали у себя в гараже каркасы безопасности для автомобильчиков Fiat 500. Потом фирма OMP начала делать комбинезоны и перчатки — именно они спасли Герхарда Бергера при пожаре в 1989 году в Имоле. Позже компания сотрудничала с Сенной — именно в комбинезоне OMP он погиб в Имоле. Интересно, что во времена стартов за McLaren с механической коробкой передач у Айртона были две разные перчатки! Левая была из тончайшего номекса, чтобы идеально чувствовать руль, а правая — с твердыми кожаными вставками, чтобы не натирать ладонь при переключении передач.

Сейчас в самой фирме OMP производят лишь часть комбинезонов и сидений, а также ремней безопасности для VIP-клиентов — раллийной команды Volkswagen, формульных «конюшен» Sauber, Toro Rosso и Lotus F1. Все остальное отдано на откуп подрядчикам. Зато объемы производства выше — 10 тысяч комбинезонов в год при средней стоимости в 550 евро: втрое дешевле, чем сшитый по меркам клиента Stand 21. Шлемы тоже не свои — их для OMP производит та же итальянская компания MAVET, услугами которой пользуются Sparco, Peltor и «мотоциклетный» бренд AGV.

Неудачной была попытка OMP производить часть несгораемой продукции в Китае. Зато итальянцы смогли заключить эксклюзивный контракт на использование одного из самых прочных материалов в мире, сверхвысокомолекулярного полиэтилена высокой плотности Dynemma — из него делают ремни безопасности, которые на 40 процентов легче обычных: такие используют уже две команды Формулы-1.

А семья Моризо не рвется в современную Формулу-1, притом что раньше продукцию Stand 21 носили и Прост, и Мэнселл, и Сенна. «Мы не собираемся платить миллионы евро за то, чтобы гонщик Формулы-1 ходил в нашем комбинезоне, — ворчат французы. — Нам нужно получать доход, а не тратить деньги. Вот Sparco и OMP в течение 30 лет пытаются удержаться в F1 и в результате были вынуждены сменить владельцев, чтобы избежать банкротства».

Читайте также:  Запах в салоне автомобиля – распознаем и устраняем!

Разные бизнес-модели! Если Stand 21 никому не отдает экипировку бесплатно — даже ее основной партнер Porsche Motorsport все покупает за «живые» деньги, — то в OMP в рамках спонсорских контрактов на полную катушку используют F1, WRC и другие «топовые» автоспортивные классы в маркетинговых целях, для «раскрутки» бренда. А затраты OMP компенсирует за счет высоких оборотов — не двигателей, а продаж.

Комбинезоны

Современные комбинезоны шьют из материала Nomex, изобретенного в 1961 году компанией DuPont. Он представляет собой мета-арамид — синтетическое волокно высокой механической и термической прочности. В отличие от обычных материалов, мета-арамид не горит и не плавится, а, поглощая тепло, обугливается, причем нижележащие слои работают как теплоизолятор. В комбинезоны и нижнее белье может добавляться кевлар (пара-арамид) для прочности, который дает желтоватый оттенок, или хлопок для мягкости ткани.

Номекс производит только DuPont, причем полотно из него можно ткать, как хлопковый материал, или же вязать, как шерсть. В первом случае комбинезон получится легким и тонким, но с ограниченной воздухопроницаемостью, а во втором случае он станет чуть тяжелее, но будет хорошо «дышать», а также легко тянуться. Stand 21 предлагает оба варианта, но второй (материал ST3000), по мнению французов, предпочтительнее.

После тридцати стирок может наблюдаться небольшое снижение огнеупорности, но комбинезон будет все еще удовлетворять стандарту FIA 8856-2010: «выветрится» лишь хлопок, а арамидное волокно останется. Главное — не использовать принудительную сушку в стиральной машине.

Экипировка пилота — комбинезоны для авто гонщиков — все об авто

Комбинезоны для картингистов

Картинговый защищает пилота «асфальтовой болезни», то есть от травм при опрокидывании машины или вылете из седла, что очень вероятно, ведь скорость мощного карта достигает 200 км/ч – при том, что пилот сидит на «бешеной табуретке», не пристегнувшись!

Для наружного слоя картингового комбинезона используют полиэстер либо фирменный материал кордура. Его отличают высокая износоустойчивость и прочность, но при этом он достаточно легкий. Внутренний слой выполнен из махровой ткани, которая впитывает пот. Чтобы гонщик не варился в собственном соку, предусмотрены вентиляционные клапаны.

Предохраняя кожу, тонкий материал не в состоянии уберечь от травм суставов и костей. Поэтому дорогие комбинезоны снабжены полистироловыми вкладышами в наиболее уязвимых местах: они защищают колени, бедра, локти, ключицы и позвоночник. Этим отличаются дорогие модели от бюджетных: вторые лишены встроенной защиты, и к ним придется дополнительно покупать наколенники, налокотники, а при необходимости – своеобразный «спасжилет». Его функции те же: предотвратить травмы позвоночника, ключиц и грудной клетки.

Требования едины для всех картинговых комбинезонов. Если амуниция им соответствует, то в ней можно участвовать как в национальных соревнованиях, так и в мировых чемпионатах. Это справедливо для комбинезонов, предоставляющих защиту уровня 2. Найти маркировку с омологацией (официальным подтверждением, что комбинезон соответствует определенным требованиям) просто: нашивка с обозначением уровня защиты есть на рукаве и продублирована на воротнике, где граничит с датами изготовления и завершения действия омологации. Этот период составляет пять лет, а затем нужно покупать новый, более современный «комбез».

Изделия эконом-класса, отвечающих Level 1, годятся только в национальных первенствах. Однако встретить комбинезон с такой нашивкой сложно: большинство новых моделей, даже начального уровня (и самых дешевых) – Level 2.

Комбинезоны для автомобильного спорта

Комбинезоны для авто спорта существенно отличаются от тех, что в картинге. В любом болиде, будь то формула или «кузов», пилот сидит пристегнутым. Вылететь он не может, поэтому защита от механических повреждений не важна. А вот при пожаре ему потребуется некоторое время, чтобы выбраться из машины. Отсюда основная задача автомобильного комбинезона – выдержать испытание огнем. По современным требованиям, он должен противостоять открытому пламени не менее 12 секунд и защищать от жара.

Гоночные комбинезоны шьют из номекса — они обязательны во всех разновидностях автоспорта. Конечно, если бы речь шла лишь о сопротивляемости материала открытому пламени, лучшим вариантом оказался бы костюм пожарного. Однако пилот должен иметь свободу движений и при этом не чувствовать дискомфорта. К списку требований прилагаются легкость, эластичность и хорошая воздухопроницаемость.

Недорогие комбинезоны изготовлены из достаточно толстой многослойной ткани. Они не подведут в огне, а с комфортом у них туго. Более продвинутые модели легче, тоньше и просто приятнее. Показателем качества служит плотность материала. В среднем она составляет около 460 г/м2, а у комбинезонов высокого уровня – всего 380 г/м2. Существуют, правда, более легкие разновидности: квадратный метр номекса с кевларовыми нитями – весит всего 298 граммов.

Читайте также:  Все о написании, регистрации и хранении приказа об утверждении должностной инструкции

Дополнительный комфорт и микроклимат внутри комбинезона создают специальные клапаны, которые пропускают воздух. Расположены они под рукавом и поясом, а сделаны из эластичного номекса.

Еще один элемент, на первый взгляд только для красоты, но на самом деле очень функциональный – погоны. Оказывается, это очень крепкие петли: ухватившись за них, можно вытащить из кокпита потерял сознание или травмированного пилота.

Как видим, в пошиве гоночной одежды мелочей не бывает. И такой подход проявляется во всем.

Экипировка пилота — комбинезоны для авто гонщиков

Защита пилота в авто спорте максимальна: прочный каркас, шеститочечные ремни, специальные сиденья, системы и экипировка. Речь о комбинезонах для авто гонщиков. Делятся они на две группы: для картинга и «больших» автомобилей.

Комбинезоны для картингистов

Картинговый защищает пилота от «асфальтовой болезни», то есть от травм при опрокидывании машины или вылете из седла, что очень вероятно, ведь скорость мощного карта достигает 200 км/ч – притом, что пилот сидит на «бешеной табуретке», не пристегнувшись!

Для наружного слоя картингового комбинезона используют полиэстер либо фирменный материал кордура. Его отличают высочайшая износостойкость и прочность, но при этом он достаточно легкий. Внутренний слой выполнен из махровой ткани, впитывающей пот. Чтобы гонщик не варился в собственном соку, предусмотрены вентиляционные клапаны.

Предохраняя кожу, тонкий материал не в состоянии уберечь от травм суставов и костей. Поэтому дорогие комбинезоны снабжены полистироловыми вкладышами в наиболее уязвимых местах: они защищают колени, бедра, локти, ключицы и позвоночник. Этим отличаются дорогие модели от бюджетных: вторые лишены встроенной защиты, и к ним придется дополнительно приобретать наколенники, налокотники, а при необходимости – своеобразный «спасжилет». Его функции те же самые: предотвратить травмы позвоночника, ключиц и грудной клетки.

Требования едины для всех картинговых комбинезонов. Если амуниция им соответствует, то в ней можно участвовать как в национальных соревнованиях, так и в мировых чемпионатах. Это справедливо для комбинезонов, предоставляющих защиту уровня 2. Найти маркировку с омологацией (официальным подтверждением, что комбинезон соответствует определенным требованиям) просто: нашивка с обозначением уровня защиты есть на рукаве и продублирована на воротнике, где соседствует с датами изготовления и завершения действия омологации. Этот период составляет пять лет, а затем нужно покупать новый, более современный «комбез».

Комбинезоны для автомобильного спорта

Комбинезоны для авто спорта существенно отличаются от тех, что в картинге. В любом болиде, будь то формула или «кузов», пилот сидит пристегнутым. Вылететь он не может, потому защита от механических повреждений не важна. А вот при пожаре ему потребуется какое-то время, чтобы выбраться из машины. Отсюда основная задача автомобильного комбинезона – выдержать испытание огнем. По современным требованиям, он должен противостоять открытому пламени не менее 12 секунд и защищать от жара.

Гоночные комбинезоны шьют из номекса — они обязательны во всех разновидностях автоспорта. Конечно, если бы речь шла лишь о сопротивляемости материала открытому пламени, лучшим вариантом оказался бы костюм пожарного. Однако пилот должен иметь свободу движений и при этом не чувствовать дискомфорта. К списку требований добавляются легкость, эластичность и хорошая воздухопроницаемость.

Недорогие комбинезоны изготовлены из довольно толстой многослойной ткани. Они не подведут в огне, а с комфортом у них туго. Более продвинутые модели легче, тоньше и просто приятнее. Показателем качества служит плотность материала. В среднем она составляет порядка 460 г/м2, а у комбинезонов высокого уровня – всего 380 г/м2. Существуют, правда, более легкие разновидности: квадратный метр номекса с кевларовыми нитями – весит всего 298 граммов.

Дополнительный комфорт и микроклимат внутри комбинезона создают специальные клапаны, пропускающие воздух. Расположены они под рукавами и поясом, а сделаны из эластичного номекса.

Еще один элемент на первый взгляд введен лишь для красоты, но в действительности очень функционален – погоны. Оказывается, это очень прочные петли: ухватившись за них, можно вытащить из кокпита потерявшего сознание или травмированного пилота.

Костюм супергероя

Особенности комбинезонов современных гонщиков Ф1

Комбинезоны гонщиков Формулы 1 пережили эволюцию от обычных хлопковых костюмов до огнеупорной защиты. Однако их усовершенствование продолжается и ныне: они выдерживают минимум полминуты открытого огня, «дышат» и невероятно прочны.

Современная защита

Очередное (и последнее на данный момент) обновление требований правил к гоночным комбинезонам произошло в 2002 году. Теперь защитная экипировка должна выдерживать 11 секунд открытого огня и 11 секунд интенсивного температурного воздействия без ущерба для гонщика. И это касается не только ткани комбинезона, но и всех его деталей, включая швы, нити, молнии, тесьму, а также перчатки, носки и другие элементы гоночной экипировки.

Еще одно обязательное требование к современному комбинезону — его воздухопроницаемость. Ученые доказали, что увеличение температуры тела даже на один градус приводит к снижению эффективности работы организма человека. А поскольку пилотам часто приходится работать при высоких температурах, для них крайне важно, чтобы комбинезон «дышал» и поддерживал температуру тела близкой к нормальной.

Читайте также:  Автокредитование без КАСКО на подержанные автомобили

Этим требованиям соответствуют всего два слоя современных комбинезонов. Верхний — более плотный и жесткий, а нижний — более тонкий и комфортный. Оба слоя выполнены из новой улучшенной версии номекса, который получил маркировку ST3000. Это решение получилось настолько универсальным, что такие же двухслойные комбинезоны используют пилоты гонок на выносливость.

Огнеупорность

Какую же температуру должны выдерживать комбинезоны из номекса? Компания AlpineStars, которая изготавливает защитную экипировку для Williams, Renault, Toro Rosso, Haas и Force India, регулярно проводит две температурные проверки для своих изделий. Первая — это испытание открытым огнем при температуре 650°С. Согласно требованиям FIA, комбинезон должен выдержать 11 секунд такого испытания. Однако журналисты Motorsport, ставшие свидетелями такой проверки, утверждают, что даже спустя 30 секунд на ткани не появилось никаких признаков повреждений.

Второй тест — это проверка на интенсивное температурное воздействие. Внешний слой комбинезона нагревают до 1000°C и проверяют температурный режим внутреннего слоя. Согласно требованиям FIA, несмотря на такую высокую температуру снаружи, температура внутри гоночного костюма может повыситься максимум на 24°C. И двуслойные комбинезоны из номекса с этой задачей также справляются на отлично.

Особые погоны

В гоночных комбинезонах нет ни одной лишней детали. Поэтому погоны на плечах гонщиков — это не декоративный элемент, а важная часть системы безопасности, которая носит название «система извлечения». Эти специальные петли, похожие на эполеты, предназначены для маршалов — в случае, если гонщик потеряет сознание во время аварии, сотрудники автодрома или медики могут вытянуть его из кокпита, схватив именно за эти погоны. FIA требует, чтобы они выдерживали силу в 300 ньютонов, однако компания AlpineStars тестирует их силой в два раза большей.

Процесс изготовления

Выкройки комбинезонов для каждого пилота хранятся у AlpineStars на компьютерах. Когда им необходимо изготовить гоночную экипировку для кого-то из пилотов, они просто распечатывают эти выкройки на номексе на специальном принтере.

Далее под основную ткань прикрепляется номекс для внутреннего слоя и выкройки вырезаются (одновременно два слоя). Затем все детали сшиваются между собой, обрабатываются швы. И получаются гоночные комбинезоны, которые и используют пилоты в соревнованиях.

К слову, представители AlpineStars одними из первых узнают о новых контрактах гонщиков. Это жизненно важная необходимость, иначе они просто не успеют подготовить защитную экипировку в цветах новой команды для фотосессий и тестовых заездов. Но при этом они подписывают строгий договор о неразглашении.

И в завершение небольшое видео с экскурсии по фабрике AlpineStars. Отметим, что оно было снято в 2015 году — тогда комбинезоны шили еще из трех слоев ткани.

Защитная экипировка пилотов «Формулы-1»

Спецодежда высоких скоростей и технологий.

«Формула-1» (F-1) – высший класс гонок на автомобилях с открытыми колёсами, санкционированный Международной автомобильной федерацией FIA.

Чемпионат мира проводится каждый год и состоит из отдельных этапов (имеющих статус Гран-при). В конце года выявляется победитель чемпионата. В F-1 соревнуются как отдельные пилоты, так и команды.

В F-1 постоянно рождаются оригинальные технические решения, что ведёт к прогрессу как гоночных болидов, так и дорожных автомобилей.

F-1 является сложным и очень опасным техническим видом спорта, поэтому здесь пристальное внимание уделяется безопасности пилотов.

Основные риски «Формулы 1»

Правила безопасности определяет FIA (Международная автомобильная федерация). Федерация разрабатывает и регламент тестов.

Это серьезная и методичная работа, где оцениваются все возможные риски и их взаимное влияние, принимается во внимание накопленный опыт предыдущих поколений, используются современные прогностические возможности и системы анализа и вырабатываются требования к защитным мероприятиям.

Рассмотрим наиболее значимые угрозы.

Перегрузки в «Формуле-1» одни из самых высоких в технических видах спорта.

В некоторых поворотах пилоты испытывают до 4–5g. Не все люди способны выдержать даже прямые перегрузки в 4g, не говоря о боковых, которые воспринимаются значительно сложнее.

Перегрузки на торможении, достигающие 5g, иногда приводят к отслоению сетчатки глаз – профессиональному заболеванию гонщиков F-1. Кроме них такие же перегрузки (на торможении) испытывают лишь пилоты палубной авиации при посадке.

Учитывается и то, что перегрузки воздействуют и при развитии аварийных ситуаций.

Опыт аварий предыдущих сезонов детально рассматривается, анализируется, методично прорабатывается для минимизации урона здоровью пилотов.

Удар, механическое воздействие, опасность поражения обломками и осколками – дополнительные факторы, требующие целого перечня мер противодействия со стороны инженеров и технологов.

Пожар. Пожароопасные ситуации могут возникнуть при заправке автомобиля на пит-стопах (технических остановках машины во время гонки для выполнения заправки топливом, смены шин), и это особенно опасно из-за скопления автомехаников вокруг автомобиля в этот момент.

Читайте также:  Официальное приложение Народный инспектор – когда появится и как будет работать?

Пожар болида «Бенеттон» соревнований 1994 года. Механик, выходящий из огня в паддоке. Гран-при Германии, Хоккенхаймринг.

Еще один опасный сценарий – пожар вследствие аварии. В этом случае необходимо максимально быстро эвакуировать пилота из машины.

Резкая смена освещенности – казалось бы, малозначительный фактор, но в гонках, например, в условиях города (есть и такие) при выезде из тоннеля на ярко освещенный солнцем участок может произойти дезориентация, особенно на экстремально высоких скоростях.

Загрязнение защитного визора шлема – проблема из того же разряда.

Так как всегда воздействует повышенный нагрев от двигателя, существует опасность обезвоживания пилота.

В этом обзоре мы рассматриваем лишь основные элементы экипировки. Но стоит учитывать, что на безопасность работает и влияет огромное количество связанных факторов: прочность кокпита и его отделка, дуги безопасности, характеристики рулевого колеса и подголовника ложемента (кресла пилота особой формы), настройки подвески и характеристики шин, прочность страховочных тросов, не позволяющих колесам ударить пилота по голове в ситуации катастрофического разрушения болида, и еще много чего.

Экипировка пилота «Формулы 1»

Обеспечивать комфорт пилотам болидов в течение всей двухчасовой гонки, а также максимально обезопасить их в случае возникновения аварийных ситуаций, помимо технических характеристик самих гоночных болидов, призвана экипировка спортсменов.

Схема обмундирования пилота «Формулы 1».

Комбинезон

Яркие комбинезоны изготавливаются из материала Nomex, обладающего уникальными огнестойкими и прочностными характеристиками.

На один сезон пилоту по регламенту требуется порядка 20 таких комбинезонов. При малейшем повреждении, надрезе, надрыве, зацепке, локальном возгорании комбинезон подлежит замене.

Комбинезон пилота «Формулы-1» должен выдерживать температуру порядка 800°С в течение 12 секунд. Он рассчитан на то, чтобы за 30 секунд пилот мог покинуть зону огня, не получив никаких повреждений.

Комбинезон создается по точным индивидуальным меркам, посадка подгоняется до состояния «второй кожи».

Шлем

Шлем – это практически единственная защита для головы пилота. Также он служит отличительным признаком данного пилота, помогающим публике и комментаторам узнать его во время гонки.

Шлем также играет существенную аэродинамическую роль. Область шлема – одна из наиболее турбулентных зон в болиде F-1, и поэтому одной из задач для производителей шлемов, таких как Schuberth и Bell, становится уменьшение этого нежелательного побочного эффекта (компания Schuberth – хорошо известный производитель в сфере охраны труда, выпускающий высококачественные шлемы для металлургов и пожарных).

Проектировщики шлемов не должны забывать также о вентиляционных отверстиях для дыхания, обеспечении доступа воды для питья во время гонки и многом другом. Помимо прочего, говоря об особенностях шлема, нужно самое серьезное внимание уделять и комфорту пилота. Голова пилота находится в непосредственной близости от двигателя, поэтому шлем должен защитить от сильного шума во время гонки и обеспечить возможность максимальной концентрации пилота. Для каждого пилота шлем делается индивидуально, под заказ.

В то время как мотоциклетный сконструирован из трех слоев – набивки, внутренней и внешней оболочки – шлем гонщика F-1 состоит из 17 слоев.

Использование углеволокна делает защитный шлем экстремально легким. Его вес не превышает 1,25 кг, но при этом он может выдерживать большие нагрузки. Преимущества легкого шлема очевидны: он снижает нагрузку на шейные мышцы, особенно на участках трассы, где высоки перегрузки. При изготовлении каркаса шлема склеивают несколько слоев углеродного волокна, после чего заготовку помещают в автоклав, где отдельные части спекаются под воздействием высокого давления и температуры.

Ответственные элементы, на которые приходится наибольшая нагрузка – нижняя часть шлема и контур забрала – укрепляются алюминиевыми и титановыми вставками. Внутренняя обивка состоит из двух слоев огнестойкого материала Nomex.

Система вентиляции сконструирована таким образом, чтобы обеспечивались постоянная вентиляция и снабжение воздухом для дыхания. Фильтры очищают воздух от моторного масла, сажи, пыли.

Благодаря проектно-конструкторским решениям уровень шума в шлеме удалось понизить до 100 дБ, что существенно облегчает общение пилотов со своими инженерами.

Даже в самых сложный ситуациях гонщику необходим хороший обзор, который возможен благодаря забралу толщиной всего в 3 мм.

Забрало изготавливается из огнеупорного поликарбоната и обеспечивает комфорт для глаз.

Тонировка меняется за миллисекунды, как в очках для солнца. Например, при входе в тоннель на трассе в Монако забрало проясняется, потом снова темнеет за секунду до выхода из тоннеля. Благодаря этому гонщик не рискует быть ослепленным дневным светом.

Специальные сменные пленки позволяют поддерживать визор прозрачным.

Забрало шлема выдерживает бомбардировку мелкими частицами со скоростью 500 км/ч, при этом частички не проникают глубже, чем на 2 мм, и не могут повредить поверхность забрала.

Белье

Фуфайка с длинным рукавом, кальсоны, носки. Они обеспечивают дополнительную защиту в случае пожара. Изготавливаются из огнестойкого Nomex — материала, который имеет отличную тепловую и химическую защиту.

Перчатки

Перчатки с длинной манжетой покрыты двумя слоями материала Nomex. Внутренний слой выполнен из кожи высокого качества. Накладки особой формы нужны для надежного захвата. Шьются по меркам пилота, влияют на точность манипуляций и, соответственно, на результаты. А счет в F-1 идет на сотые доли секунды!

Читайте также:  Ford Mondeo или Toyota Camry
Обувь

Ботинки пилотов изготавливаются из кожи, а затем так же обтягиваются огнестойким материалом Nomex. Для большей безопасности и защиты от ударов в кокпите такие ботинки имеют протекторы из вспененного полимера и подошву из нескользящей резины.

Надо ли говорить, что при настолько ответственных задачах обувь пилотов изготавливается по индивидуальной мерке?

Ремни безопасности

Гонщики F-1 пристегиваются в кокпите 6-точечными ремнями безопасности, так же, как и пилоты истребителей.

Два плечевых ремня, два поясничных и два на ногах, чтобы предотвратить сползание пилота при фронтальном ударе, дают гонщику полную свободу действий в управлении болидом.

Так как кокпит не обладает большим пространством, и гонщик сидит в нем достаточно плотно, ему необходима помощь со стороны механика для того, чтобы пристегнуть ремни. Если ремни не жмут, значит, они недостаточно сильно затянуты.

Ложемент — кресло гонщика с ремнями безопасности.

Несмотря на это, в экстремальных ситуациях пилот может сам покинуть машину за 5 секунд, отстегнув все ремни, так как их можно расстегнуть одним движением руки. Ремни должны быть достаточно прочными, чтобы защитить гонщика от ударов и внезапных столкновений. Производители ремней безопасности и команды проводят специальные эксперименты, в ходе которых проверяют ремни на прочность и упругость материала.

Застежки и крепления, как правило, изготавливаются из титана.

HANS: особые приспособления, которые не встретить ни в рабочей спецодежде, ни в других видах спорта.

HANS – Head and Neck Support (поддержка головы и шеи). Данная система поддержки головы и шеи была разработана в середине 80-х годов доктором Робертом Хаббардом, профессором прикладной биомеханики в виде рабочего прототипа.

По поручению FIA, автор изобретения в сотрудничестве с Mercedes-Benz, адаптировал систему HANS для полулежачего положения гонщика в болиде F-1. Со временем, после многочисленных тестов и усовершенствований, дизайн устройства одобрили практически все, включая FIA, которая приняла решение об обязательном использовании системы HANS для всех гонщиков «Формулы 1», начиная с сезона 2003 года.

Система поддержки головы и шеи вместе со шлемом гонщика и ремнями безопасности значительно уменьшают нагрузки, воздействующие на голову и шею во время аварии. Это помогает снизить риск травм шеи и головы – самых распространенных при авариях в гонках.

HANS представляет собой своего рода удерживающее ярмо на шее гонщика. Оно состоит из углепластикового коромысла, которое надевается вокруг шеи пилота и опирается на его плечи, проходя под ремнями безопасности.

Позади шеи оно образует ворот, от которого отходят два прочных ремешка из кевлара, крепящихся по бокам шлема с помощью специальных застежек. Ремешки регулируются таким образом, чтобы пилот мог поворачивать голову достаточно свободно. Когда пилот сидит в кокпите, ремни безопасности подогнаны так, чтобы удерживать систему HANS с двух сторон, это не позволяет воротнику сместиться.
При резком торможении во время аварии пилот подвергается воздействию силы, в 80 раз превосходящей силу тяжести. Голова совершает настолько резкий клевок вперед, что это способно сломать шею пилоту.

В такой ситуации вес головы пилота и шлема может за считанные мгновения возрасти с 7 кг до 560 кг! Система HANS обеспечивает амортизацию этого колоссального напряжения, а также защищает лицо, нос и зубы пилота от ударов о руль и переднюю часть кокпита. При фронтальном ударе туловище гонщика и его голова по инерции устремляются вперед до тех пор, пока это позволяют ремни безопасности. Так как система HANS плотно прижата плечевыми ремнями к плечам гонщика, избыточное движение шлема вперед предотвращается ремешками, пропущенными через ворот устройства. Демпфирующая прокладка внутри шлема надежно фиксирует в нем голову и передает нагрузку отрицательного ускорения туловищу, а через него на плечевые ремни безопасности, таким образом, почти полностью снимая воздействие нагрузки на шею.

Стоит отметить, что стоимость устройства HANS составляет около 2000 долларов. В зависимости от модели оно может быть использовано в любом классе гонок.

Это один из показательных примеров того, как рожденные в недрах F-1 технологии проникают и в другие сферы.

Расцветка костюмов

«Королевские гонки» – не только спорт, но еще и бизнес. Права на трансляцию покупают крупнейшие медийные каналы мира, поэтому и гоночный автомобиль, и ограждения трассы, и специальные места для разворачивания работы команд становятся выгодными рекламными площадями.

При этом одну из самых высоких расценок имеет реклама на шлеме и комбинезоне пилота. Некоторое время назад в сети промелькнула такая схема:

Интересный факт: в нулевые годы нашивки на костюме добавляли ему до трети веса.

Все нашивки на комбинезоне пилота также выполнены из материала Nomex и пристрочены огнестойкой нитью. Мелочей нет, внимание уделяется каждой детали и технологической операции.

Читайте также:  Пылесос для авто – выбираем оптимальное устройство для уборки

Обслуживающий персонал, работающий с болидом во время гонки

У F-1 очень большая аудитория и очень большое сообщество участников.

Инженеры, программисты, механики, комиссары гонки, телеоператоры, пилоты вертолетов, доставляющие операторов к центру событий, водители тракторов и специализированных погрузчиков, терпеливо ожидающие момента помочь восстановить движение в случае аварий, волонтеры на трибунах, пожарная команда, грузчики и перевозчики, врачи, пресс-атташе, девушки, сопровождающие победителей к финишу – у всех свои роли, четко расписанные и определенные.

Иногда средства защиты необходимы обслуживающему персоналу в минуты триумфа. На снимке брызги шампанского — традиционная часть церемонии награждения победителей.

Технический вид спорта, бизнес, слаженное шоу

F-1 оказывает влияние на многие сферы: аэрокосмические технологии, апробированные в состязаниях, нередко находят применение в массовом производстве автомобилей, пассажирских самолетов и даже железнодорожного транспорта.

«Формула-1» уникальна и тем, что организаторам постоянно приходится сохранять баланс между современными технологиями, способными управлять болидом без пилота, и зрелищностью соревнований, которая исчезнет без участия в них человека. Чтобы не потерять публику, в регламент «королевских гонок» периодически вносятся серьезные изменения, меняющие правила игры, для того чтобы сделать шоу еще более увлекательным и непредсказуемым. Единственное, что остается строго обязательным и неукоснительным к исполнению, – правила безопасности.

⌛ Нет времени на web-сайты? Попробуйте наш Telegram и не забудьте про Instagram, Facebook, Вк и Twitter

Полетная одежда

Полетная одежда

Полетная одежда и униформа для летного состава ВКС, гражданской авиации.

Одежда для летчиков ВКС и гражданской авиации. Полетные костюмы, Летные костюмы, Летная форма, Куртки пилота, Летные комбинезоны, Комбинезоны для летчиков.

ЗАО “НПО “Динафорс” имеет собственное производство полетной одежды. Большой опыт и квалификация персонала позволяют выпускать качественную полетную одежду с учетом всех особенностей работы пилотов в воздухе и на земле.

  • ГлавнаяПроизводствоКаталог товаров
  • Полетная одежда

Полетный костюм Кондор М83 Рип-Стоп

Полетный костюм Кондор М83 – Униформа для летного состава ВКС, гражданской авиации.

  • Центральная застежка молния
  • Прорезные и накладные карманы
  • Внутренний карман для документов выполнен из непромокаемой ткани с застежками «контакт»
  • Съемный прозрачный карман для планшета
  • Карман для ножа стропореза
  • Отверстие для вывода шлангов вентиляции
  • Внизу брюк — «молнии» для ношения поверх обуви

Полетный костюм Кондор М83 Рип-Стоп

Характеристики

Вес: 1200 г
Материал: ткань верха – арт. 18305 «Рип-Стоп», состав – 57% ХЛ 43% ПЭ,
Размеры: 44-62, рост 158-188.
Цвет: оливковый, темно-синий

Полетный костюм Дельта М705 Грета

Полетный костюм Дельта М705

Полетный костюм Дельта М705 – полетная форма летного состава ВКС и гражданской авиации

  • центральная (фронтальная) застежка «молния»,
  • накладные карманы на груди на застежках «молния»,
  • по бокам пояса эластичные вставки на резинке для удобства в носке,
  • регулируемые манжеты,
  • функциональные карманы на рукавах,
  • дополнительный комфорт создают вертикальные складки на спинке,
  • предусмотрена вентиляция в подмышечной области,
  • крой рукавов для ношения на свитер,
  • усилительные накладки на плечах,
  • на рукаве — карман с местом для ручки,
  • на груди настрочены ленты «велкро» для крепления шевронов: «именного» и «летной символики».
  • фронтальные карманы с «молниями»,
  • карман для стропореза,
  • брючные карманы,
  • сзади по поясу эластичная вставка («резинка») для комфортной посадки,
  • шлевки для ремня,
  • внизу брюк «молния» для ношения поверх обуви.

Характеристики

Материал: ткань верха -4С5-КВ “Грета”, состав – 51%-ХЛ, 49%-ПЭ, плотность 210 гр/м2.

Отделка масловодоотталкивающая (МВО) придает ткани необходимую функциональность.

Изнаночная сторона, прилегающая к телу содержит хлопок, обеспечивающий комфорт и удобство в процессе эксплуатации изделия.

Лицевая сторона – содержит полиэфир, обеспечивающий высокую износоустойчивость, способствует легкому удалению загрязнений в процессе стирки, долговечность в носке.

Высокий уровень защитных свойств, устойчивость к стиркам

Цвета: темно-синий, оливковый, пыльно-зеленый.

Экипировка пилота – комбинезоны для авто гонщиков

Покупка 1 USD – 79 руб.

Возврат – 14 дней

  • Тактическая обувь
  • Тактическая одежда
  • Тактическое снаряжение и экипировка
  • Женская тактическая обувь
  • Женская обувь Adidas
  • Женская обувь Bates
  • Женская обувь Belleville
  • Женская обувь BOGS
  • Женская обувь Corcoran
  • Женская обувь Danner
  • Женская обувь First Tactical
  • Женская обувь LaCrosse
  • Женская обувь Lowa
  • Женская обувь Merrell
  • Женская обувь Original SWAT
  • Женская обувь Reebok
  • Женская обувь Rocky
  • Женская обувь Salomon
  • Женская обувь The North Face
  • Женская обувь Thorogood
  • Женская обувь Timberland
  • Женская обувь Under Armour
  • Женская обувь Vasque
  • Женская обувь Viktos
  • Мужская тактическая обувь
  • Мужская обувь 5.11
  • Мужская обувь Adidas
  • Мужская обувь Altama
  • Мужская обувь Bates
  • Мужская обувь Belleville
  • Мужская обувь Blackhawk
  • Мужская обувь BOGS
  • Мужская обувь Condor
  • Мужская обувь Corcoran
  • Мужская обувь Danner
  • Мужская обувь First Tactical
  • Мужская обувь Garmont
  • Мужская обувь HAIX
  • Мужская обувь Irish Setter
  • Мужская обувь Keen
  • Мужская обувь Knapp
  • Мужская обувь LaCrosse
  • Мужская обувь Lowa
  • Мужская обувь Magnum
  • Мужская обувь McRae
  • Мужская обувь Merrell
  • Мужская обувь NIKE
  • Мужская обувь Oakley
  • Мужская обувь Original SWAT
  • Мужская обувь Propper
  • Мужская обувь Reebok
  • Мужская обувь Ridge
  • Мужская обувь Rocky
  • Мужская обувь Salewa
  • Мужская обувь Salomon
  • Мужская обувь Smith and Wesson
  • Мужская обувь Tactical Research
  • Мужская обувь The North Face
  • Мужская обувь Thorogood
  • Мужская обувь Timberland
  • Мужская обувь Timberland PRO Valor
  • Мужская обувь Triple Aught Design / Обувь TAD
  • Мужская обувь TRU-SPEC
  • Мужская обувь Under Armour
  • Мужская обувь Vasque
  • Мужская обувь Viktos
  • Женская тактическая одежда
  • Брюки
  • Верхняя одежда
  • Нижнее бельё
  • Рубашки / Футболки
  • Униформа
  • Шорты
  • Брюки
  • Боевые брюки
  • Брюки EMS
  • Джинсы
  • Спортивные брюки
  • Тактические брюки
  • Рубашки / Футболки
  • Боевые рубашки
  • Рубашки EMS
  • Рубашки для скрытого ношения оружия
  • Свитшоты
  • Спортивные футболки
  • Тактические рубашки
  • Тактические рубашки поло
  • Толстовки / Худи
  • Футболки
  • Футболки henley
  • Униформа
  • Служебная и патрульная униформа
  • Тактическая форма
  • Униформа ACU
  • Униформа BDU
  • Униформа OCP
  • Головные уборы
  • Арафатки
  • Балаклавы
  • Кепки
  • Панамы Бони
  • Повязки на голову
  • Шапки-бини / тюбитейки / Watch Cap
  • Верхняя одежда
  • Брюки верхний защитный слой
  • Военные куртки
  • Жилеты
  • Комбинезоны
  • Куртки для скрытого ношения оружия
  • Куртки из Софтшелл
  • Куртки повседневные
  • Парки
  • Пончо
  • Служебные и патрульные куртки
  • Флисовые куртки
  • Лётные костюмы и комбинезоны
  • Носки
  • Носки для походов и прогулок
  • Рабочие носки
  • Тактические носки
  • Нижнее бельё
  • Боксеры и трусы
  • Термо комбинезоны
  • Термобельё и базовые слои
  • Шорты
  • Спортивные шорты
  • Тактические шорты
  • Форменные шорты
  • Аксессуары
  • Бандажи и фиксаторы
  • Напульсники
  • Шарфы, маски, снуды
  • Аксессуары для оружия
  • Аксессуары к ремням для ружья
  • Лазерные прицелы
  • Пистолетные шнуры (тренчики)
  • Ремни и слинги для оружия
  • Сейфы для пистолетов
  • Бейджи, жетоны, идентификаторы
  • Бейджи и держатели
  • Бумажники
  • Военные жетоны
  • Патчи и нашивки
  • Жилеты и разгрузки
  • Набедренные разгрузочные системы
  • Нагрудные разгрузочные системы
  • Тактические жилеты
  • Защитная экипировка
  • Защитные изоляционные костюмы
  • Одноразовые маски
  • Тактические налокотники и наколенники
  • Тактические перчатки
  • Тканевые маски
  • Инструменты
  • Инструменты для взлома
  • Мультитулы
  • Точилки для ножей
  • Кобуры
  • Кобуры для патрульных служб и охраны
  • Кобуры для скрытого ношения
  • Тактические кобуры
  • Медицинские сумки, рюкзаки и подсумки
  • Медицинские подсумки
  • Медицинские рюкзаки
  • Медицинские сумки
  • Наручные часы
  • Тактические часы
  • Часы для активного отдыха
  • Оптические приборы
  • Баратейки к оптическим приборам
  • Бинокли и монокли
  • Приборы ночного видения
  • Прицелы
  • Первая помощь
  • Наборы для оказания первой помощи
  • Предметы первой помощи
  • Питьевые системы, бутылки и гидраторы
  • Аксессуары для питьевых систем
  • Бутылки для воды
  • Резервуары для гидраторов
  • Рюкзаки и сумки для питьевых систем
  • Термосы
  • Подсумки
  • Аксессуары для подсумков
  • Набедренные подсумки
  • Подсумки для гранат
  • Подсумки для дубинок / ножей
  • Подсумки для магазинов к винтовкам
  • Подсумки для патронов дробовика
  • Подсумки для пистолетных магазинов
  • Подсумки для раций и телефонов
  • Подсумки для фонарей
  • Подсумки мешки и мини-сумки
  • Разные подсумки
  • Походы, кемпинг и выживание
  • Веревка паракорд
  • Инструменты для выживания
  • Наборы для выживания
  • Портативные холодильники
  • Спальные мешки
  • Сухие пайки для чрезвычайных ситуаций
  • Туристические коврики
  • Ремни и подвесные системы
  • Аксессуары для ремней
  • Подвесные системы
  • Ремни
  • Рюкзаки и сумки
  • Аксессуары для сумок и рюкзаков
  • Вещмешки
  • Дорожные сумки
  • Портативные органайзеры
  • Поясные сумки
  • Рюкзаки
  • Сумки для быстрого реагирования и чрезвычайных ситуаций
  • Сумки для путешествий и багаж
  • Сумки и рюкзаки на одно плечо
  • Сумки и чехлы для одежды
  • Сумки мессенджеры
  • Сумки-портфели
  • Снаряжение для и патруля и охраны
  • Кобуры для патрульных служб и охраны
  • Наручники
  • Ремни для патрульных служб
  • Сумки для патруля и полиции
  • Чехлы и держатели для ремня охранника
  • Тактические очки и маски
  • Аксессуары для очков
  • Защитные очки
  • Тактические маски
  • Тактические очки для стрельбы
  • Тактические солнцезащитные очки
  • Тактические чехлы и футляры
  • Разные чехлы и футляры
  • Чехлы для винтовок
  • Чехлы для ноутбуков
  • Чехлы для пистолетов
  • Чехлы для ружья
  • Чехлы для смартфонов
    • Верхняя одежда
      • Брюки верхний защитный слой
      • Военные куртки
      • Жилеты
      • Комбинезоны
      • Куртки для скрытого ношения оружия
      • Куртки из Софтшелл
      • Куртки повседневные
      • Парки
      • Пончо
      • Служебные и патрульные куртки
      • Флисовые куртки
      • Лётные костюмы и комбинезоны
Читайте также:  Как правильно надеть чехлы на сиденья автомобиля

Костюмы и комбинезоны для военных летчиков и пилотов

Сортировать по: наименованию (↑ | ↓), цене (↑ | ↓), рейтингу (↑ | ↓)

Тюнинг ходовой части автомобиля. С чего начать?

Тюнинг ходовой части автомобиля. С чего начать?

Производители автомобилей постоянно варьируют между комфортом за рулем и управляемостью машины. Ни для кого не секрет, что чем мягче подвеска, тем хуже машина держит дорогу. Заводской баланс практически во всех случаях идет в пользу смягчения подвески. При этом машина довольно неплохо держит дорогу на небольшой скорости, но совершенно отвратительно на высокой. Это вполне приемлемо, для серийного автомобиля.

Если мы ставим задачу ездить на более высоких скоростях, да и более увереннее себя чувствовать при маневрировании по городу придется поработать над ходовой частью, и в первую очередь – подвеской.

Первое, что придется сделать – заменить стандартные амортизаторы на более жесткие спортивные. Они, как правило, газонаполненные, что позволяет стабильно работать при длительных нагрузках (газ, давя через поршень на жидкость, предотвращает ее вспенивание, которое изменяло бы характеристики амортизатора). Кроме того, у таких амортизаторов чаще всего можно регулировать сопротивление сжатию и отбою. Но не стоит увлекаться улучшением кинематики MacPherson или Multilink. ‘Не мешай машине нормально работать’. Если вы решились на эти меры, то, при регулировке важно не перестараться, в поисках лучших характеристик подвески тюнингеры умудряются настроить амортизаторы так, что сопротивление сжатию становится больше сопротивления отбою! Процедура настройки зависит от модели амортизатора – некоторые приходится для этого каждый раз снимать с машины, а самые сложные (и, соответственно, дорогие) можно регулировать кнопками с места водителя. Существуют и компромиссные варианты типа Monroe Sensatrac, у которых характеристики в некоторых пределах меняются автоматически в зависимости от режима передвижения.

И еще одно: газо-масленных амортизаторов не бывает в природе (во всех амортизаторах как ни крути а масло присутствует).

Улучшению управляемости и особенно повышению устойчивости автомобиля в поворотах способствуют более жесткие пружины подвески. Последнее слово в этой области – двухсекционные узлы, состоящие из двух пружин: сверхжесткой верхней и мягкой нижней. Это решение улучшает контакт колеса с дорогой: разгруженное в повороте колесо не ‘зависает’ над поверхностью, а под воздействием нижней пружины прижимается к асфальту. При бюджетном тюнинге можно обойтись установкой пружин с более мощной серийной машины (это для иномарок) а для наших можно или подобрать пружины от другой машины.

Читайте также:  Все о написании, регистрации и хранении приказа об утверждении должностной инструкции

Для того, чтобы уменьшить крен машины, ведущий к ‘зависанию’ колес в повороте, устанавливают новые, более жесткие стабилизаторы поперечной устойчивости. При их установке значительно ‘ужесточается’ работа всей подвески, что не всем понравится, особенно если вы привыкли ездить на заводских ‘мягких’ машинах. Они продаются с разными коэффициентами жесткости, я бы вам посоветовал взять что-то среднее между заводской и спортивной версией. Если вы готовы к сильной вибрации, можно пойти еще дальше – заменить резинометаллические шарниры подвески на стальные сферические. Это значительно повысит управляемость.

Поработав над подвеской, не забываем о колесах. Тут та же альтернатива: комфорт или управляемость. Спортивные низкопрофильные шины отлично держат дорогу, но вот на колдобинах и выбоинах сердце кровью обливается. Особенно если такие покрышки (серии 45, и ниже) установлены на дорогих 16-, 17- или 18-дюймовых кованых дисках. Литые дешевле, но при попадании колеса в большую яму на высокой скорости такой диск может просто расколоться.

Не всегда благоприятно влияет на управляемость увеличение ширины покрышки. На сухом асфальте широкая резина, естественно, лучше. Но в дождь, и к тому же за городом. Кроме того, более широкое колесо – это увеличенное плечо обкатки, а следовательно, повышенная нагрузка на подшипники ступицы и изменение кинематики подвески, в общем нет ничего хуже. Комплекта такой резины хватает на сезон, в прочем подвеска обычно не переживает резину в данном случае.

При гражданском тюнинге ходовой части автомобиля силовую структуру кузова переделывать не обязательно, в бюджетном варианте проще ограничиться установкой распорки (растяжки) на кронштейны стоек передней подвески. Эти распорки выпускаются как на заказ, так и продаются в магазинах, стоят недорого, а эффект, получаемый с их помощью, ощутим.

В случае же глубокого тюнинга, при котором увеличение мощности многократно, придется заняться усилением несущей основы кузова. Чаще всего это косынки и распорки, места установки которых подсказаны раллийным опытом эксплуатации данной модели автомобиля, если он конечно есть. Еще иногда устанавливают трубчатые усилители днища. Самым экстремальным решением является вварной каркас безопасности, но это нереально при повседневной эксплуатации машины.

Если у вас переднеприводный автомобиль, то есть смысл изменить клиренс подвески (опустить передок машины), это конечно уменьшит проходимость, но значительно увеличит тягу при разгоне, и коэффициент торможения. У вас будут быстрее схватывать тормоза т.к. уменьшится время ‘просадки морды’. При этом потребуется перенастроить ‘колдун’, иначе у вас перестанут нормально работать задние тормоза. В некоторых случаях его вообще выкидывают при условии отсутствия просадки передка автомобиля при резком торможении.

Получившийся после всех таких переделок волк в овечьей шкуре внешне от оригинала отличаться почти не будет, и это хорошо, если вы предпочитаете не афишировать свой достаток.

Тюнинг автомобильной ходовой автомобиля для её улучшения

Принято считать, что ходовая часть автомобиля отвечает только за комфорт водителя и пассажиров транспортного средства. На самом деле она связана со многими узлами машины и имеет прямое влияние на длину тормозного пути, её управляемость и динамику движения.

Если двигатель — это сердце автомобиля, то ходовая часть — это скелет и опора, от правильного функционирования которой зависит комфорт и управляемость

Читайте также:  Официальное приложение Народный инспектор – когда появится и как будет работать?

С завода автомобили оборудованы ходовой частью, которая полностью удовлетворяет требования водителей в обычном режиме езды. Если же двигатель подвергался модернизации или автовладелец имеет склонность к скоростным видам езды, тогда пора задуматься о тюнинге ходовой части машины, а именно о технических изменениях подвески.

  1. Особенности тюнинга агрегатов подвески автомобиля
  2. Амортизаторы и пружины
  3. Тюнинг стабилизаторов и рычага передней подвески
  4. Замена колёс как результат модернизации ходовой части
  5. Практические советы
  6. Подведём итоги

Особенности тюнинга агрегатов подвески автомобиля

С завода транспортные средства идут с мягкой подвеской, что очень хорошо при размеренном движении машины. На больших скоростях машину очень тяжело удержать на дороге, ухудшается её управляемость. Доработка подвески позволит водителю автомобиля более уверенно чувствовать его на поворотах при большой скорости, снизит уровень раскачивания, а также добавит комфорта водителю и пассажирам при движении по неровным дорогам.

Важно понимать, что тюнинг ходовой транспортного средства подразумевает замену агрегатов на более дорогие запчасти. Если у вас есть финансовая возможность, тогда можно приступать к тюнингу подвески. Если денежные средства ограничены, то, возможно, достаточно будет замены дисков машины на современные и установки на неё низкопрофильной резины — это придаст эффективного внешнего вида и незначительно увеличит её устойчивость на дороге.

Если вы всё же решились на доработку подвески, важно провести комплексную замену агрегатов. Не рекомендуется специалистами по отдельности тюнинговать переднюю и заднюю подвеску.

Амортизаторы и пружины

Начинать модернизировать ходовую часть автомобиля необходимо заменой обычных амортизаторов современными изделиями. Отличным вариантом является покупка газовых амортизаторов, которые мгновенно реагируют на колебания дороги и сглаживают вибрацию машины, повышая комфорт находящихся в салоне.

Параллельно с тюнингом амортизаторов важно усовершенствовать и пружины. Для того чтобы улучшить управляемость важно приобрести жёсткие пружины, которые сделают работу амортизаторов более эффективной. Существует несколько видов пружин подвески. Это пружины повышенной жёсткости и пружины с переменным витком. Новые современные модели деталей состоят из двух секций. Верхняя их часть отличается высокой жёсткостью, нижняя — мягкая. За счёт нижней мягкой пружины увеличивается контакт колеса с дорогой, жёсткая отвечает за снижение колебания машины на неровных дорогах.

Тюнинг стабилизаторов и рычага передней подвески

Полный тюнинг подвески также требует замены стабилизаторов поперечной устойчивости. Стабилизатор способствует распределению нагрузки на амортизаторы при переезде одним из колёс ухаба или ямы. Таким образом, усиленный или сдвоенный вид стабилизатора будет сопутствовать улучшению управляемости и повышению сцепления с дорожным покрытием, а также уменьшит крен автомобиля при поворотах на больших скоростях.

Уделите особое внимание соединительным шарнирам. В обычных автомобилях они имеют резинометаллическое исполнение. В спортивных модернизированных подвесках важно использовать обновлённые сферические шарниры из металла.

А также после проведения всех вышеописанных манипуляций, необходимо заменить рычаг передней подвески на более жёсткий вариант, так как обычные изделия будут подвергаться деформации во время более агрессивной эксплуатации.

Замена колёс как результат модернизации ходовой части

Завершающим моментом усовершенствования ходовой автомобиля является замена колёс машины. Здесь придётся выбирать между его комфортом и управляемостью. Более управляемым на дороге будет транспортное средство на низкопрофильных шинах. Однако при езде по ухабам и неровной дороге значительно будет чувствоваться тряска в салоне транспортного средства. Есть вариант увеличить ширину диска, что повлияет на улучшение комфорта в салоне машины. Однако такое увеличение негативно отразится на управляемости в мокрую погоду, а также увеличение ширины будет способствовать повышению нагрузки на подшипники и ступицы.

Практические советы

  1. Обязательно покупайте только качественные сертифицированные товары для модернизации подвески машины.
  2. Важно понимать, что модернизация ходовой транспортного средства повышает управляемость и поведение машины на дороге, однако, при этом значительно может снизиться комфорт в салоне автомобиля.
  3. Если вы раньше не сталкивались с подобными задачами, перед покупкой элементов для усовершенствования подвески посоветуйтесь со специалистами. Не делайте самостоятельно серьёзных изменений в конструкции ходовой части, чтобы избежать негативных последствий.
  4. Важно подобрать элементы подвески таким образом, чтобы они были сопоставимы между собой и подходили к модели вашего транспортного средства.
  5. Для непрофессионалов важно модернизацию подвески проводить поступательно. Таким образом, после установки каждого усовершенствованного элемента, вы сможете проверить его работу. При правильной работе агрегата можно продолжать работу, в ином случае сразу же исправить ошибку.

Подведём итоги

Модернизация ходовой части автомобиля непростая задача как с финансовой стороны, так и с технической. Важно подобрать правильные тюнинговые детали для определённой модели машины, чтобы они отвечали вашим требованиям и стилю езды. Лучше предварительно проконсультироваться со специалистами, чтобы усовершенствованная подвеска радовала вас комфортом и управляемостью машины.

Ссылка на основную публикацию