Экзамен площадка для категории «М»,«А1»,«А»

Экзамен ПДД онлайн 2022 на категории A B M по билетам ГАИ / ГИБДД

Теоретический курс обучения по билетам ПДД категорий «A», «B», «M» и подкатегорий «A1», «В1» для подготовки к экзамену в ГИБДД (ГАИ) или для самопроверки знания ПДД. Каждый из 40 билетов состоит из четырех тематических блоков, каждый из которых содержит пять 5 вопросов. Время ответа на билет – 20 минут. Для подробного объяснения правильного решения экзаменационной задачи воспользуйтесь подсказкой (комментарий к вопросу). В процессе прохождения билета информация о верных ответах и ответах с ошибками будет изображена в виде пиктограмм. После того, как билет будет пройден, вы увидите: количество использованных подсказок, вопросы с неверными ответами, комментарии из Правил дорожного движения, правильные ответы, Ваши ответы. Все билеты по Правилам Дорожного Движения полностью соответствуют официальным билетам Госавтоинспекции в новой (последней) редакции.

Экзаменационные билеты ПДД ABM 2022

  • Билет 1
  • Билет 2
  • Билет 3
  • Билет 4
  • Билет 5
  • Билет 6
  • Билет 7
  • Билет 8
  • Билет 9
  • Билет 10
  • Билет 11
  • Билет 12
  • Билет 13
  • Билет 14
  • Билет 15
  • Билет 16
  • Билет 17
  • Билет 18
  • Билет 19
  • Билет 20
  • Билет 21
  • Билет 22
  • Билет 23
  • Билет 24
  • Билет 25
  • Билет 26
  • Билет 27
  • Билет 28
  • Билет 29
  • Билет 30
  • Билет 31
  • Билет 32
  • Билет 33
  • Билет 34
  • Билет 35
  • Билет 36
  • Билет 37
  • Билет 38
  • Билет 39
  • Билет 40

800 вопросов сгруппированы по темам и сформированы в виде билетов

  1. Общие положения, общие обязанности водителей, обязанности пешеходов и пассажиров:
    • Билет 1
    • Билет 2
    • Экзамен
  2. Дорожные знаки:
    • Билет 1
    • Билет 2
    • Билет 3
    • Билет 4
    • Билет 5
    • Билет 6
    • Экзамен
  3. Дорожная разметка:
    • Билет 1
    • Билет 2
    • Экзамен
  4. Применение специальных сигналов, сигналы светофора и регулировщика:
    • Билет 1
    • Билет 2
    • Экзамен
  5. Начало движения и маневрирование, применение аварийной сигнализации:
    • Билет 1
    • Билет 2
    • Билет 3
    • Билет 4
    • Билет 5
    • Билет 6
    • Экзамен
  6. Расположение транспортных средств на проезжей части, скорость движения:
    • Билет 1
    • Билет 2
    • Экзамен
  7. Обгон, опережение, встречный разъезд:
    • Билет 1
    • Билет 2
    • Экзамен
  8. Остановка и стоянка:
    • Билет 1
    • Билет 2
    • Экзамен
  9. Проезд перекрестков:
    • Билет 1
    • Билет 2
    • Билет 3
    • Билет 4
    • Билет 5
    • Билет 6
    • Экзамен
  10. Пешеходные переходы, остановки, железнодорожные пути, автомагистрали, жилые зоны:
    • Билет 1
    • Билет 2
    • Экзамен
  11. Световые приборы, звуковые сигналы, буксировка, учебная езда, перевозка людей и грузов, велосипеды, мопеды, гужевые повозки:
    • Билет 1
    • Билет 2
    • Экзамен
  12. Основы безопасности, первая медицинская помощь, ответственность водителя:
    • Билет 1
    • Билет 2
    • Билет 3
    • Билет 4
    • Билет 5
    • Билет 6
    • Экзамен

Экзаменационные билеты с комментариями категорий «A», «B», «M» и подкатегорий «A1», «В1» с изменениями от 31 декабря 2022 года, утвержденные главным государственным инспектором безопасности дорожного движения Российской Федерации для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами в подразделениях МРЭО ГИБДД УМВД России.

Экзамен площадка для категории «М»,«А1»,«А»

  • Главная
  • Обучение в мотошколе
  • Главная
  • Обучение в мотошколе

Экзамены в ГИБДД

Теоретический экзамен
Экзаменационные билеты ПДД онлайн. Все билеты ПДД 2022 года полностью соответствуют экзаменационным в ГИБДД России категории ABM/CD(СД)
Практический экзамен
Регламент и упражнения для сдачи экзамена в ГИБДД
Требования к транспортным средствам, используемым для проведения практических экзаменов.

Практические экзамены проводятся на транспортных средствах соответствующих категорий или подкатегорий с соблюдением минимальных критериев для транспортных средств следующих категорий (подкатегорий):
категория “A” — двухколесное транспортное средство категории “A” без бокового прицепа с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, превышающим 125 кубических сантиметров, или максимальной мощностью, превышающей 11 киловатт;
категория “M” — двухколесное транспортное средство категории “M” без бокового прицепа;
подкатегория “A1” — двухколесное транспортное средство подкатегории “A1” без бокового прицепа с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 куб. сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт;

Проведение экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством.

Границы участков упражнений обозначаются линиями дорожной разметки 1.1 белого цвета или 1.4 желтого цвета и разметочными конусами (разметочными стойками) в соответствии со схемой упражнения.
Линии “СТОП”, “СТАРТ” и “ФИНИШ” обозначаются дорожной разметкой 1.12 белого цвета, линии начала и окончания выполнения упражнений, контрольные линии — желтой прерывистой линией шириной 0,10 м, длиной штриха 0,15 м, с интервалом между штрихами 0,10 м.
Расстояние между разметочными конусами (разметочными стойками) в зонах установки разметочных конусов и (или) разметочных стоек должно быть не менее 1 м и не более 2 м. Высота разметочных конусов не более 0,5 м, высота разметочных стоек — не менее 1 м.
При подготовке к проведению экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством экзаменатором осуществляется проверка:
– транспортного средства на соответствие требованиям к транспортным средствам, используемым для проведения практических экзаменов, согласно приложению № 3 к Правилам.
– автодрома, автоматизированного автодрома, закрытой площадки для проведения экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством, средств аудио- и видеорегистрации процесса проведения практических экзаменов на соответствие требованиям к техническим средствам контроля знаний и навыков управления транспортными средствами кандидатов в водители согласно приложению № 1 к Правилам.
– работоспособности средств аудио- и видеорегистрации процесса проведения практических экзаменов.
– соответствия оборудования зон выполнения испытательных упражнений, их размеров приложению № 7 к Административному регламенту.
Экзаменатором устанавливается личность кандидата в водители на основании предъявленного им документа, удостоверяющего личность, производится ознакомление кандидата в водители с порядком проведения и системой оценки результатов экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством.
В экзаменационном листе (приложение № 4 к Административному регламенту) экзаменатор указывает марку, модель, государственный регистрационный знак, категорию (подкатегорию) и тип трансмиссии транспортного средства.
По команде экзаменатора кандидат в водители занимает водительское место, осуществляет подготовку к движению и начинает выполнение испытательных упражнений.

Перед началом экзамена, экзаменатором, должно быть обеспечено выполнение следующих условий: двигатель транспортного средства прогрет и выключен, рычаг коробки переключения передач переведен в нейтральное положение (для автоматической трансмиссии орган управления режимами трансмиссии переведен в положение “P”), стояночный тормоз включен, средства аудио- и видеорегистрации процесса проведения практического экзамена включены.
Кандидат в водители, перед началом выполнения упражнений, должен занять место в (на) транспортном средстве, отрегулировать зеркала заднего вида, запустить двигатель, пристегнуться ремнем безопасности (в автотранспортном средстве), застегнуть мотошлем (на мототранспортном средстве), подготовиться к движению, подтвердить готовность к старту, включив ближний свет фары.
Время выполнения испытательного упражнения замеряется от момента пересечения передними колесами (передним колесом) транспортного средства линии начала выполнения упражнения до момента пересечения задними колесами (задним колесом) транспортного средства (либо его прицепа в соответствии с условиями выполнения упражнения для состава транспортных средств) линии окончания выполнения упражнения (либо линии “СТОП” в соответствии с условиями выполнения упражнения).

Читайте также:  Тюнинг Ситроен С4: улучшаем популярный французский автомобиль

Как открыть водительские права категории «М»

Без водительского удостоверения запрещено управлять любым транспортным средством, даже мопедами и квадрициклами. В связи с этим 05.11.2013 г. была введена новая категория М.

Поговорим о том, зачем нужна категория «М», какими мотоциклами можно управлять имея ее и что нужно предпринять, чтобы открыть права категории «М».

На чем можно ездить с категорией М

Новая категория «М» довольно кратко представлена в Правилах, которые регламентируют получение и замену этого документа. Буквально это выглядит так: «мопеды и легкие квадрициклы».

Но при более детальном изучении ПДД становится ясно, что в категорию «М» входят ТС, двигатель которых не превышает 50 см3 и мощностью до 4 кВт. При этом скорость, которую они могут развивать на дорожных покрытиях ограничена 50 км/ч.

В соответствии с выше представленной информацией такой характеристикой обладают:

  • мопеды;
  • скутеры;
  • минибайки;
  • легкие квадрициклы (прочитайте по слогам, как написано слово квадрИцикл. Не правда ли, что оно имеет одно существенное отличие от квадрОцикла).

Но если на руках у вас не будет прав категории «М», и тех, что стоят рангом повыше, то управлять перечисленными ТС вы не имеете права.

КвадрИциклы и квадрОциклы в чем разница

Все обладатели прав с категорией «М» не долго радовались своему счастью, когда узнали, что полноценная внедорожная техника, имеющая малый объем двигателя, в эту категорию не входит. А значит управлять ею им запрещено по закону.

Обратите внимание! Чтобы управлять квадрОциклом вам нужна категория ВУ, которая разрешает управлять трактором! И она обозначается, как «А1».

Объясняем, в чем состоит отличие:

  • у квадрицикла сиденья подобны автомобильным и располагаются они под прямым углом;
  • конструктивной особенностью квадрицикла является крыша (и то в некоторых случаях она отсутствует);
  • все 3 педали (сцепления, тормоза и газа) расположены в нижней части кабины;
  • в квадрИциклах — рулевое колесо, а в квадрОциклах — руль, как на мотоциклах.

На чем нельзя ездить с категорией М

Если вы мечтаете о легком мотоцикле, мощность которого находится в пределах 50-125 см3, то водительское удостоверение категории «М» устроит только вас, но не инспектора патрульной службы. Для управления этими легкими дорожными мотоциклами потребуется открыть А1-категорию прав.

Для управления полноценными мотоциклами с объемом двигателя, превышающим 125 см3, потребуется пройти обучение и получить «А»- категорию.

Но всех этих категорий недостаточно, чтобы управлять автомобилями, грузовиками, троллейбусами и трамваями.

Как открыть категорию «М»

На сегодняшний день есть 2 способа это сделать, но в любом случае основное требование прав категории «М» трактуется следующим образом: возраст получателя прав от 16 лет и выше и отменное физическое состояние, чтобы медицинские противопоказания отсутствовали.

Автоматическое получение категории М

Если у водителя не открыта категория М, но любая другая категория водительских прав есть, то он имеет право управлять любым ТС, относящимся к категории М. Обучение, которое дает право открыть любую другую категорию в ВУ, автоматически открывает и «М»-категорию.

Внимание! Исключение составляют водители, которые прошли обучение на тракториста-машиниста и на руках у них находится соответствующее удостоверение, а также те, кто имеет права иностранного государства. Этой категории лиц управлять мопедом нельзя.

По этой причине не стоит ли подумать о том, чтобы пройти курс обучения на более высокую категорию, а не тратить свои средства на поэтапное открытие категорий в вашем ВУ.

При замене удостоверения водителя в ГИБДД, в новом формуляре прав автоматически проставится та категория, которая была и в старых правах, и категория «М» будет у правообладателя прав в любом случае красоваться на обратной стороне ВУ.

Обучение в автошколе на категорию М

Рассмотрим случай, когда нужно пройти обучение на категорию «М». Делается это в автошколе, но прежде, чем переступить ее порог и предварительно оплатить занятия, посетите медицинский центр, чтобы обзавестись справкой о состоянии здоровья.

Бывает и такое, что обучение оплачено, а у человека специалисты находят серьезные противопоказания с медицинской точки зрения на управление скутером. Таким образом можно потерять деньги, вложенные в обучение, но водительского удостоверения, которое выдается в ГИБДД, так и не увидеть.

Стоимость обучения на категорию М — от 18 тыс. руб. и выше. Обучаться можно с 14-летнего возраста, но только в 16 лет становится возможным получить настоящие права. Сдать экзамен на управление мотоциклом с объемом двигателя 125 см3 и выше, может гражданин с 18 полных лет.

Жизнь показывает, что выгоднее начать обучение на «А»- категорию, чтобы по окончанию иметь сразу 2 категории. В данном случае самоподготовка не допустима.

Как только обучающийся успешно сдаст теорию и практический курс вождения в автошколе, ему будет выдана водительская карточка. Но, чтобы обзавестись правами, ему еще предстоит сдать экзамен в ГИБДД.

Экзамен на категорию М

Экзамен на получение категории «М» состоит их 2-х частей: первая часть — это теория, вторая — практическое вождение.

Если ТС из категории повышенной опасности, то для его управления необходимо предоставлять медсправку специального образца.

Теория

Теоретический экзамен включает в себя: проверку знаний ПДД, насколько ученик освоил основы допуска ТС к эксплуатации, содержание тех законов РФ, которые определяют ответственность водителя за безопасность на дорогах и наказание за ее несоблюдение. Особым пунктом стоит умение оказать первую медицинскую помощь пострадавшему на дороге.

Теоретический экзамен имеет форму теста. В каждом билете — 20 вопросов с несколькими вариантами ответов и среди них нужно выбрать правильный. Существует и лимит времени, который дается на все ответы, и он составляет 20 мин. Как только истечет время, экзамен прекращают, независимо от того, успел экзаменуемый ответить на все вопросы или нет. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

Как только компьютером будет получен ответ на последний вопрос или истечет время, отведенное на экзамен, на мониторе высветится результат: либо «сдал», если отвечено на 18 вопросов из 20-ти, или «не сдал», если отвечающий не набрал 18 баллов при тестировании.

Комплект экзаменационных билетов ПДД на категорию М в теоретической ее части полностью копирует комплект билетов для сдачи теории на открытие «В»-категории.

Читайте также:  Новый закон о лишении прав за отсутствие ОСАГО – когда вступит в силу?

Практический экзамен

Практический экзамен проводится сотрудником автоинспекции, который должен оценить: как экзаменуемый трогается с места, правильно ли разгоняется, маневрирует, умеет ли пользоваться зеркалами заднего вида и некоторые другие технические моменты.

Практические испытания заключаются в следующем:

  • №1 — оценивается умение выполнить габаритную восьмерку, змейку, маневрировать на скорости, соблюдать габаритный коридор;
  • №2 — умение произвести парковку и выезд с места парковки;
  • №3 — умение выбрать безопасное место для того, чтобы провести посадку или высадку пассажиров.

Следующее видео продемонстрирует описанные выше испытания:

Экзаменатор имеет право поставить следующие оценки: «сдал», если экзаменуемый превосходно справился со всеми испытаниями или «не сдал», если какие-то 2 упражнения были провалены. Практическое вождение по городу правилами не предусматривается.

Когда все экзамены будут пройдены, и в табеле по всем пунктам будет стоять «сдал», ученик получает заслуженное вознаграждение в виде водительского удостоверения.

Категория «М»: правила дорожного движения

Теперь, при получении законных прав, водитель может сесть за руль скутера или мопеда и перемещаться на нем по любым дорогам и трассам. Но при этом не нужно забывать о соблюдении ПДД, грубое нарушение которых может привести к лишению прав на любое ТС.

При управлении мопедом, водитель обязан соблюдать следующие правила:

  • не выезжать без шлема;
  • находиться всегда в трезвом виде (любое появление в пьяном виде приведет к лишению ВУ);
  • не садиться за руль до достижения 16-летнего возраста;
  • запрещено перемещаться на скутере по середине проезжей трассы, т.к. для этого предназначена только правая часть трассы. Можно пользоваться велосипедными дорожками для перемещения или обочиной тротуара лишь в том случае, если эти действия не приносят неудобств пешеходам;
  • не разрешается производить буксировку этого ТС, а также, чтобы скутер (мопед) выполнял роль буксира.

Можно надеяться, что введение новой категории «М» в правах положительно скажется на дорожной обстановке в целом.

На смену беспечности водителей этого вида транспорта в прошлом наконец-то придет ответственность за свои поступки, которая может очень дорого обойтись.

Задавайте Ваши вопросы здесь и наш автоюрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы.

Какая ответственность может быть за ДТП

Вид и степень ответственности при ДТП зависят от последствий совершенного правонарушения. Законодательством России установлены 3 вида ответственности за причинение вреда или ущерба другому человеку:

  • гражданская ответственность, заключающаяся в обязанности возмещения причиненного материального и морального ущерба пострадавшей стороне;
  • административная ответственность, заключающаяся в исполнении или отбывании наказания, наложенного судом или уполномоченным органом за совершение правонарушений, предусмотренных Административным кодексом;
  • уголовная ответственность, заключающаяся в отбывании наказания, наложенного судом за совершение правонарушения, предусмотренного Уголовным кодексом.

Гражданская ответственность при ДТП

По положению ст.1079 ГК РФ гражданин, нанесший ущерб другому лицу в результате совершения ДТП, обязан компенсировать его в моральном и материальном отношении. Нередко возмещение ущерба возлагается на нескольких человек в зависимости от степени их вины в происшествии, например, на водителя, совершившего ДТП, и владельца транспорта, предоставившего нарушителю автомобиль. Таким образом, владелец автомобиля, водитель которого совершает ДТП, поневоле становится соучастником происшествия и соответчиком в восстановлении ущерба при том условии, что автомобиль был передан в управление водителю на законных основаниях.

Владелец освобождается от ответственности возмещения ущерба пострадавшим только в тех случаях, когда его машина была похищена, ДТП совершено под действием непреодолимой силы или в его совершении был умысел пострадавшего. Следует помнить, что при передаче управления автомобилем по доверенности другому лицу, гражданская ответственность за причинение ущерба сохраняется за владельцем транспорта — источника повышенной опасности для окружающих людей.

Административная ответственность при ДТП

Нарушения требований ПДД, создающие угрозу безопасности движения, здоровью и жизни участников, вызывают проявления административной ответственности, степень которой определяется в зависимости от наступивших последствий в соответствии с соответствующими пунктами КоАП. Дорожное происшествие подразумевает нанесение материального ущерба, вреда здоровью или смерть потерпевшего. Юрисдикция административной ответственности распространяется от причинения различной степени материального ущерба до нанесения здоровью лёгкого и среднего вреда.

При нанесении лёгкой степени вреда административная ответственность ограничивается штрафом от 2500 до 5000 рублей или отлучением от управления транспортом на 1-1,5 года на основании ст.12.24 ч.1 КоАП. При нанесении средней степени вреда ч.2 этой же статьи Кодекса определяет штраф в сумме 10-25 тыс. рублей или отстранение от вождения автомобилей на 1,5-2 года.

Степень причинённого вреда здоровью может определять только судмедэксперт на основании проведённого осмотра и длительности периода восстановления в результате проведения документально зафиксированного лечения. Под вредом здоровью лёгкой степени понимаются легкие сотрясения, гематомы, ушибы, вывихи и другие повреждения, когда потеря трудоспособности пострадавшего, подтверждённая больничным листом, составляет от 1 до 20 дней. Ущерб здоровью средней тяжести фиксируется при средних сотрясениях мозга, переломах и других травмах, когда потеря трудоспособности превышает 21 день.

Введённое в России обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев позволяет пострадавшим получить материальную компенсацию за причинённый ущерб, включая и вред здоровью, в сумме до 500 тысяч рублей от страховых компаний. Если понесённый ущерб превышает установленную максимальную страховку, то остальную сумму должен выплатить пострадавшему виновник ДТП со своего кармана.

Видео: Ответственность за ДПТ, повлекшее вред здоровью #дтп #ответственностьводителя

Уголовная ответственность при ДТП

В случае гибели пострадавшего в ДТП или причинении тяжкого ущерба здоровью на виновника налагается ответственность в соответствии с положениями УК РФ. Её степень определяется решением суда с учётом всех смягчающих и отягчающих обстоятельств, выявленных и доказанных в процессе расследования и судебного разбирательства. Суд также устанавливает размеры и порядок компенсации за утерю трудоспособности или утерю кормильца потерпевшим.

К тяжкой степени вреда здоровью при ДТП относятся травмы, повлекшие утрату функциональности отдельных органов человека, прерывание беременности, необратимое обезображивание лица, психическое нарушение, полную или частичную, но устойчивую утрату трудоспособности. Ст.264 УК РФ устанавливает следующие степени уголовной ответственности за нанесение тяжкого ущерба здоровью в ДТП по неосторожности:

  1. арест на 6 месяцев;
  2. исправительные работы до 24 месяцев;
  3. ограничение свободы сроком до 36 месяцев;
  4. лишение свободы до 24 месяцев.

Дополнительно к перечисленным мерам наказания используется также обязательное лишение права вождения автомобилей сроком до 36 месяцев.

Смерть пострадавшего в ДТП также ужесточает ответственность виновника следующим образом:

  • при гибели одного человека – до 4-х лет принудительная отработка или до 5 лет лишение свободы. Если это усугублено нетрезвым состоянием виновника происшествия, то наказание предусмотрено одно – заключение в тюрьму сроком до 7 лет;
  • при причинении смерти нескольким людям в трезвом состоянии принудительные работы увеличиваются до 5 лет, а тюремное заключение возрастает до 7 лет. Для пьяного водителя смерть нескольких людей в ДТП грозит заключением в тюрьму на 9 лет или принудительными работами до 7 лет.
Читайте также:  Какой генератор лучше поставить на ВАЗ

В этих случаях также обязательное лишение прав на три года.

В ходе проведения расследования органами следствия должны быть проверены все версии, факторы и обстоятельства происшествия, которые могли оказать влияние или стать причиной аварии. К ним относятся:

  1. наличие нарушения ПДД и кто первый нарушил правила — водитель, пострадавший или третье лицо;
  2. соблюдение правил эксплуатации автомобиля;
  3. состояние дорожного полотна, нарушения в его содержании и обслуживании в плане обеспечения безопасности движения;
  4. неосторожность или умысел пострадавшего, в том числе с целью самоубийства;
  5. намеренное совершение ДТП с целью убийства или запугивания;
  6. инсценировка происшествия для сокрытия другого ранее совершённого преступления;
  7. случайное происшествие, действие стихии или других непреодолимых сил.

Обвиняемый в совершении аварии вправе:

  • пользоваться услугами адвоката в любой момент;
  • знать пункты обвинения;
  • представлять объяснения по ним, доказательства своей невиновности, ходатайства и жалобы на необоснованные и незаконные действия следственных органов;
  • знакомиться с материалами дела и протоколами проведённых с ним следственных процедур по окончании следствия;
  • встречаться и вести переписку с адвокатами и родственниками во время задержания.

Задержание нарушителя ПДД

Законом предусмотрено два вида задержания

  1. административное задержание. Срок задержания не более 3-х часов, применяется в случае административного правонарушения или для выяснения личности;
  2. уголовно-процессуальное задержание. Срок задержания до 2-х суток, применяется в случае подозрения в совершение уголовного преступления. По истечение этого срока задержанный либо должен быть освобожден, либо ему должно быть представлено обвинение и тогда он может быть задержан вплоть до суда.

При возбуждении уголовного дела автомобиль может быть арестован и на основании постановления изъят как вещественное доказательство.

Ответственное хранение машины может быть доверено родственникам, организации или другим лицам под расписку о гарантии сохранности. Хранение вещественного доказательства длится до вынесения приговора суда и истечения его срока. Решением суда может проводиться конфискация авто в качестве возмещения ущерба пострадавшим. Арест транспорта производится только при наличии такой необходимости и производится с оформлением протокола, в котором указываются стоимость авто, перечень имущества и оборудования. Копия протокола передаётся владельцу машины.

Ответственность водителей за нарушение ПДД

Выделяют несколько типов ответственности за нарушение ПДД. Основными нормативно-правовыми актами, которыми они регулируются, являются КоАП РФ (Кодекс об административных правонарушениях), Уголовный, Гражданский и Трудовой кодексы. Их положения квалифицируют следующие виды ответственности:

  • административная;
  • гражданская;
  • дисциплинарная;
  • уголовная.

Наказание при этом назначается в соответствии с тяжестью и видом нарушения. Каждый тип ответственности имеет определенные особенности.

Административная ответственность

Ответственность административного типа регулируется 12.24 и 12.8 статьями КоАП РФ. Водитель подвергается определенным санкциям в соответствии с ними за пренебрежение правилами дорожного движения и инструкции по использованию транспортного средства, совершенное в совокупности с такими деяниями:

  • Нанесение незначительного вреда здоровью человека. При этом нарушитель обязан выплатить штраф суммой в 2500 – 5000 рублей или отказаться от управления автомобилем на период от 12 до 18 месяцев.
  • Причинение среднего вреда здоровью человека. На водителя накладывается штраф, равный 10000 – 25000 рублей или у него изымают права на 1,5-2 года.
  • Управление автомобилем в нетрезвом виде. Существует несколько видов деяний, связанных с этим пунктом. В зависимости от их особенностей водитель подвергается денежному штрафу (от 30000 до 50000 рублей), лишению прав (от 1,5 до 3 лет) или административному аресту (10 – 15 суток).

Санкции за административные правонарушения

По отношению к водителю могут применяться такие административные наказания:

  • Предупреждение.
  • Штраф административного типа.
  • Ограничение доступа к вождению.
  • Арест административного типа, не превышающий 15 суток.
  • Конфискация аппаратуры, которой оборудован автомобиль нелегально.

Гражданская ответственность

Водитель, причинивший в результате нарушений ПДД вред человеку, должен возместить ему ущерб. В этом и заключается особенность гражданской ответственности. Если человек, управляющий автомобилем в момент возникновения ДТП, не может понести наказание за совершенное деяние из-за недееспособности или по иной причине, ответственность за происшествие лежит на тех, кто за него отвечает.

Гражданская ответственность подразумевает возмещение вреда морального, имущественного или связанного с жизнью и здоровьем человека. Этот момент регулируется 1079 статьей Гражданского кодекса РФ.

Дисциплинарная ответственность

Этот вид ответственности грозит водителю, который работает в транспортной организации. Меры наказаний при этом назначаются непосредственно работодателем за нарушение дисциплины. В зависимости от вины управляющего транспортным средством ему могут сделать замечание, оформить выговор или прервать с ним трудовой договор. Основанием для таких действий служит 192 статья Трудового кодекса РФ.

Уголовная ответственность

Согласно 264 статье Уголовного кодекса РФ водитель, управляющий любым транспортным средством и нарушивший ПДД или инструкцию по его эксплуатации подвергается ответственности уголовного значения при таких обстоятельствах:

  • Нанесение тяжкого вреда человеческому здоровью. В этом случае трезвому водителю грозит лишение свободы на 2, а пьяному на 4 года. Каждого из них могут ограничить в праве вождения на 3 года.
  • Авария со смертельным исходом (погиб 1 человек). На 3 года водитель лишается прав. Если он был в трезвом виде, его лишают свободы не более, чем на 5 лет. Если зафиксирован факт алкогольного опьянения, срок может увеличиться до 7 лет.
  • ДТП, повлекшее за собой гибель 2 или более участников происшествия. Права у водителя отнимут на 3 года. Если в момент совершения наезда он был трезв, его посадят на срок до 7 лет. Пьяного водителя могут ограничить в свободе на больший срок (до 9 лет).

За что водителя лишают прав?

Лишением прав водитель наказывается за уголовное или административное правонарушение. В первом случае это нанесение вреда жизни и здоровью. Список административных правонарушений при этом больше. К ним относятся:

  • Нахождение владельца автомобиля за рулем в пьяном состоянии.
  • Доверение управления транспортным средством нетрезвому человеку.
  • Отказ от назначенного медосвидетельствования.
  • Пренебрежение скоростным режимом.
  • Выезд на встречную полосу.
  • Эксплуатация автомобиля при отсутствии на нем регистрационных знаков.
  • Неправильное обращение со световыми приборами, предусмотренными конструкцией транспортного средства.
  • Игнорирование стандартов, предусмотренных при перевозке грузов с крупными габаритами.
Читайте также:  Лучшие новые кроссоверы до 1 000 000 рублей в 2022 году

Если водитель игнорирует предупреждение инспектора и совершает какое-либо правонарушение повторно, он также лишается права управления транспортным средством.

Прокуратура Правдинского район призывает граждан соблюдать Правила дорожного движения и быть внимательными на дороге.

Долевая ответственность за ДТП: разъяснения ВС

Верховный Суд РФ опубликовал Определение от 5 августа № 82-КГ19-1 по спору о долевой гражданской ответственности владельца транспортного средства и лица, управлявшего им в момент совершения ДТП со смертельным исходом. Как указала высшая судебная инстанция, долевая гражданская ответственность наступает, если владелец ТС заранее знал, что второе лицо не имеет права на управление им, при этом доля ответственности определяется в зависимости от степени вины каждого из них.

Полагаю, что в очередной раз следует поддержать ВС РФ, справедливо отменивший судебные акты нижестоящих инстанций. В то же время правовая аргументация его выводов представляется несколько размытой. В частности, суд так и не ответил на вопрос: противоправно ли завладел виновник ДТП Челноков автомобилем (нижестоящие суды пришли к выводу, что нет, а ВС РФ указал, что суды это не установили) и что вообще следует считать в такой ситуации противоправным завладением источником повышенной опасности.

В соответствии с п. 1 ст. 1080 ГК РФ лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно. В рассмотренном ВС РФ деле виновные противоправные действия совершили фактический законный владелец автомобиля Роман Путинцев (один из лиц, допущенных к управлению) и незаконно управлявший машиной в момент совершения ДТП Артем Челноков.

Однако следует учитывать, что природа и характер их противоправных действий различаются. Если действия Челнокова, находившегося за рулем в состоянии алкогольного опьянения и нарушившего ПДД, причинили вред непосредственно, то действия Путинцева, выразившиеся в незаконном допуске Челнокова к управлению машиной, являются опосредованной причиной аварии и гибели двух людей. То есть Челноков и Путинцев совершили разные по своей природе противоправные действия, которые в совокупности явились достаточными для причинения вреда (генерального деликта).

При этом солидарная ответственность способна наступить и в случае совершения причинителями вреда разных деликтов. Так, доказывая возможность возникновения солидарных обязательств из разных деликтов, Екатерина Флейшиц приводила следующий пример. Стрелочник, который, невнимательно относясь к исполнению служебных обязанностей, не перевел стрелки, направив таким образом поезд на путь, занятый другим составом, и не заметивший ошибки стрелочника машинист, который повел поезд по этому пути, отвечают каждый отдельно за неосторожное общественно опасное действие, а также за нарушение трудовой дисциплины на транспорте. Однако вред, выразившийся в крушении поезда, причинен ими совместно, поэтому они должны нести ответственность солидарно.

ВС РФ также сделал вывод о совместной ответственности причинителей вреда перед потерпевшими (родственниками погибших), но только не солидарной, а долевой – в зависимости от степени вины каждого. Ведь совершенно очевидно, что если бы Путинцев не допустил Челнокова к управлению автомобилем, то и аварии, скорее всего, не произошло бы. Следовательно, в совершении ДТП может быть и вина Путинцева.

В связи с этим абсолютно верен, на мой взгляд, генеральный вывод ВС РФ о том, что владелец источника повышенной опасности (транспортного средства), передавший полномочия по владению им лицу, в силу различных оснований не имеющему права на управление ТС, о чем было заведомо известно законному владельцу на момент передачи полномочий по управлению, в случае причинения вреда в результате неправомерного использования ТС будет нести совместную с ним ответственность в долевом порядке, в зависимости от степени вины каждого из них – т.е. владельца источника повышенной опасности и лица, которому ТС передано в управление в нарушение специальных норм и правил по безопасности дорожного движения.

Отдельного внимания, по мнению ВС РФ, заслуживает вопрос о том, знал ли Путинцев, что Челноков не вправе управлять автомобилем? Суды это не выяснили, но, можно предположить, что ему было об этом известно. Понимал ли Путинцев, что Челноков находился в состоянии алкогольного опьянения и не мог вести машину? Суды также на этот вопрос не ответили. Скорее всего, Путинцев об этом знал и мог предвидеть страшные последствия своего проступка. Соответственно, нижестоящие суды могли определить степень вины владельца ТС, но не сделали это, на что справедливо обратил внимание ВС РФ. Аналогичным образом нижестоящие суды не учли степень вины Челнокова.

«Однако суды первой инстанции и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела, в нарушение изложенных выше требований процессуального закона и подлежащих применению норм материального права, не определили эти обстоятельства в качестве юридически значимых для правильного разрешения спора, они не вошли в предмет доказывания по делу и, соответственно, не получили правовой оценки судов первой и апелляционной инстанций, в связи с чем выводы судебных инстанций об отсутствии оснований для возложения ответственности за причинение материального ущерба и компенсации морального вреда на ответчика Челнокова А.Б. со ссылкой на то, что он не являлся законным владельцем источника повышенной опасности, а доказательства противоправного изъятия Челноковым А.Б. транспортного средства из законного владения Путинцева Р.В. не представлены, не соответствуют подлежащим применению нормам права, сделаны без учета всех юридически значимых обстоятельств дела и, следовательно, являются неправомерными», – указано в определении ВС РФ.

Отдельно следует заострить внимание на логической ошибке, допущенной нижестоящими судами. По сути, Челноков своими действиями причинил вред как истцам, так и Путинцеву, находившемуся в машине вместе с ним. Природа причинения вреда, противоправные действия и причинно-следственная связь одинаковы как для истцов, так и для Путинцева. Несмотря на это, суды первой и апелляционной инстанций взыскали с Челнокова в пользу Путинцева компенсацию морального вреда, а во взыскании в пользу истцов – отказали. При этом внятной правовой аргументации такого двоякого подхода они не привели.

Что касается собственника автомобиля, Сергея Тараскина, то суды правомерно отказали истцам в требованиях к нему. Так, Тараскин вписал в полис ОСАГО Путинцева, наделив его тем самым правом владения и пользования автомобилем. В силу ст. 1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда возлагается на юрлицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления ТС, по распоряжению соответствующего органа о передаче источника повышенной опасности и т.п.).

Читайте также:  Чем отличается климат-контроль от кондиционера

ВС РФ и ранее указывал, что в таких случаях ответственность будут нести не собственники автомобиля, а законные владельцы, которые фактически управляли им в момент аварии. Например, в Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за четвертый квартал 2005 г. (утвержденном Постановлением Президиума ВС РФ от 1 марта 2006 г.) отмечено, что надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного источником повышенной опасности, является лицо, управлявшее автомобилем в момент ДТП, а не собственник или иной законный владелец ТС.

Аналогичную позицию ВС РФ выказывал по другим делам. Например, Определением от 14 марта 2017 г. № 37-КГ17-2 истцам было отказано в удовлетворении требований к собственнику автомобиля из-за отсутствия правовых оснований для взыскания ущерба с собственника ТС, поскольку данная обязанность возлагается на лицо, владеющее источником повышенной опасности в момент причинения вреда.

Таким образом, в этой части решения нижестоящих судов полностью соответствуют практике высшей инстанции.

Резюмируя, следует отметить, что практическая значимость Определения ВС РФ заключается в мощном посыле нижестоящим судам о том, что они должны не формально разрешать споры о возмещении вреда в результате совершения деликта, а исследовать всю совокупность обстоятельств и действий лиц, которые к нему привели. В случаях с ДТП судам следует изучать не только фактическое поведение водителя, непосредственно нарушившего ПДД в момент аварии, но и действия иных лиц, также могущих быть причастными к происшествию, – например, незаконно допустивших к управлению автомобилем лицо, которое не может им управлять, либо халатно отнесшихся к техобслуживанию автомобиля.

При детальном анализе ситуации и выяснении всех фактических обстоятельств дела потерпевшие имеют шанс получить компенсацию от всех действительных причинителей вреда (виновников аварии), а те, в свою очередь, не смогут уйти от гражданско-правовой ответственности, соответствующей степени их вины.

1 См. Флейшиц Е.А. Обязательства из причинения вреда и из неосновательного обогащения // Курс советского гражданского права. М., 1951. С. 153–154.

Виды ДТП. Причины и последствия совершения ДТП

Под дорожно-транспортным происшествием понимают происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровья физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица. Дорожно-транспортное происшествие подразделяют на группы в зависимости от тяжести последствий, характера (вида) ДТП, места происшествия и других признаков.

По тяжести последствий ДТП делят на 3 группы: со смертельным исходом, с телесными повреждениями людей и с материальным ущербом. Телесные повреждения подразделяют на тяжкие, менее тяжкие, легкие.

По виду ДТП делят на столкновения транспортных средств, опрокидывание транспортных средств, наезд на препятствие, наезд на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на стоящее транспортное средство, наезд на гужевой транспорт, наезд на животных и прочие. К последнему виду ДТП относят, например, падение перевозимого груза, падение пассажира, удар оторвавшимся колесом.

Изучение ДТП показало, что наиболее часто они возникают в летне-осенний период – с июня по октябрь, когда на дорогах резко увеличивается интенсивность движения личных автомобилей. По дням недели ДТП распределяются также неравномерно: наибольшее их число падает на пятницу и субботу, когда по окончании трудовой недели люди устремляются за го­род. Всплеск аварийности приходится на вечерний пик, что объясняется не только ростом интенсивности движения транспор­та и пешеходов, но и наступлением сумерек (в осенне-зимний период), а также накопленной за рабочий день усталостью уча­стников движения и некоторой долей спешки. Скорость движения также имеет особое отношение к ДТП – почти все они так или иначе связаны со скоростью. В одних случаях она является основной причиной, в других – она не позволяет избежать аварии, вызванной другими причинами, в-третьих случаях она усугубляет последствия. Широко распространено ошибочное убеждение, что, чем ниже скорость, тем ниже аварийность. На длинных однообразных прямых участках магистральных дорог снижение скорости ниже оптимальной само по себе является причиной аварий. Наиболее безопасной является скорость, точно соответствующая реальным условиям движения на данном участке в данный момент. Самой безопасной является средняя скорость потока – любое отклонение от нее приводит к резкому возрастанию аварий. Это объясняется чрезвычайно просто — при движении со средней скоростью по­тока маневрирование минимальное, движение равномерное, без рывков, торможений, поперечных перемещений и т.д. При возрастании скорости начинаются маневры, особенно обгоны — либо ты обгоняешь сотни автомобилей, либо тебя обгоняют эти сотни — в любом случае опасность возрастает в десятки раз. С повышение скорости, особенно, после 80 км/ч тяжесть по­следствий быстро возрастает. Количество ДТП в центре города, где средняя скорость всего лишь около 30 км/ч, примерно в 20 раз выше количества ДТП на скоростных дорогах, где средняя скорость достигает 100 км/ч. Этот пример подтверждает тот факт, что причиной ДТП является не сама по себе скорость, а ее несоответствие конкретным условиям движения.

Борьбу с аварийностью на автомобильном транспорте возглавляет и координирует ГИБДД. ГИБДД разрабатывает правила, нормативы и стандарты по безопасности дорожного движения и контролирует соблюдение всеми предприятиями, организа­циями, учреждениями и отдельными гражданами этих правил, нормативов и стандартов. Главная задача ГИБДД заключается в совершенствовании организации дорожного движения, чтобы обеспечить его безопасность и повысить эффективность исполь­зования транспортных средств. Для этого ГИБДД постоянно проверяет техническое состояние транспортных средств и улично-дорожной сети.

Причины ДТП делятся на 5 основных блоков – водители, пешеходы, транспортные средства, дорожные условия, прочие.

  • Самый большой блок причин — водители. В некоторых формах насчитывается до 25 причин ДТП, совершенных по вине водителей. Наиболее часто встречаются нетрезвое состояние, превышение скорости, несоблюдение дистанции, нарушение правил обгона, неправильный проезд перекрестков, неподчинение сигналам светофора и т.д.
  • Блок пешеходы включает до 10 причин, наиболее частыми из которых встречаются нетрезвое состояние, переход в неустановленном месте, переход перед близко идущим транспортом, неожиданный выход из-за препятствия и т.д. Далеко не все пешие участники дорожного движения до конца осознали ту реальную опасность, которая таит в себе дорога. Погоня за сиюминутным выигрышем во времени вновь и вновь толкает очередного бездумного пешехода под колеса транспорта. Мало кто из подобных нарушителей задумывается о тех печальных последствиях, к которым может привести столь легкомысленное поведение на дороге. И мало кто помнит, что дороги изначально предназначены для движения транспорта и нахождение на них пешеходов должно быть минимально по времени и четко регламентируется правилами дорожного движения, в противном случае – возникает реальная угроза здоровью и жизни нарушителя, о чем красноречиво говорят приведенные выше факты. Самосохранение – вот основная мотивация любого пешехода, для соблюдения нехитрых требований ПДД.
  • Блок транспортные средства включает около 20 причин, наиболее частыми из которых являются повреждения тормозных шлангов и других деталей тормозного привода, поломка деталей рулевого привода, разрыв шины (переднего колеса) износ протектора шины и т.д.
  • Блок дорожные условия также включает около 20 причин, наиболее частыми из которых являются скользкое покрытие, неровное покрытие, ограниченная видимость, плохое состояние обочин и т.д.
  • Блок прочие причины включает вину велосипедистов: нетрезвое состояние, внезапный выезд из ряда, несоблюдение очередности проезда и т.д.; вину возчиков и пассажиров; стихийные бедствия, например, падение дерева и т.д.

Каждому, кто садится за руль или салон автомобиля следует помнить, что риск стать участником ДТП есть всегда. К сожалению, даже 100% выполнение Правил дорожного движения не всегда гарантирует полную безопасность, т.к. на дороге находятся те люди, которые своими противозаконными действиями могут совершить ДТП. Поэтому задача каждого, кто находиться в автомобиле – максимально минимизировать возможные негативные последствия в случае возникновения ДТП.

Лучше в 1000 раз преувеличить опасность, нежели хотя бы 1 раз допустить оплошность. Ведь именно этот единственный раз может оказаться роковым.

А в результате ДТП в любом случае наступают негативные последствия, будь то поломка автомобиля, травмирование или гибель людей. И здесь весьма важно понимать, что водитель и пассажиры в состоянии влиять на тяжесть возможных последствий. Речь идет о нехитром устройстве, которое уже более 50-ти лет верой и правдой служит человечеству, ежегодно спасая на дорогах тысячи людских жизней. Имя этому устройству – ремень безопасности. Первый трехточечных ремень безопасности появился на серийном автомобиле «Вольво» в 1951 году, а в 1904 году был запатентован его прадед- поясной ремень безопасности. К сожалению далеко не все водители и пассажиры осознают то, что пристегнутый ремень безопасности – последний шанс выжить в серьезном ДТП. Отговорок можно по этому поводу услышать много, но все они несостоятельны и надуманы. В особом положении находятся дети пассажиры, часто можно видеть, как дети перевозятся на руках у не пристёгнутых пассажиров, либо стоят в проеме между двух передних сиденьях. И тот и другой способ перевозки – смертельно опасный для маленьких пассажиров. В первом случае ребенок может получить смертельные травмы от навалившегося на него веса взрослого пассажира, а во втором случае – ребенок неминуемо удариться либо о переднюю панель, либо о лобовое стекло. Причем оба варианта возможны не только в случае ДТП, но даже в случае экстренного торможения. Поэтому для безопасной перевозки детей должны использоваться специальные детские автокресла. Кроме того, лишние, не закрепленные предметы, находящиеся в салоне автомобиля в момент ДТП превращаются в снаряды, которые могут смертельно травмировать водителя и пассажиров. Причиной более тяжких последствий может также явиться неправильная посадка на сиденье. При положении полулежа водитель или пассажиры в момент ДТП подныривают под спасительный ремень безопасности и минуя его получают серьезные травмы.

Инспектор (по пропаганде БДД и розыску) ОГИБДД О МВД России

Виды ответственности за ДТП

+7 (499) 638-44-96 доб. 753 — Москва и область

+7 (812) 309-52-81 доб.357 — Санкт-Петербург и область

8 (800) 333-94-83 доб.154 — для регионов
Звонок бесплатный!

На сегодняшний момент российское законодательство предусматривает 3 вида ответственности за ДТП, к которой возможно привлечь виновных в аварии лиц – административную, гражданскую и уголовную. Гражданская (имущественная) наступит в любом случае, т.к. в результате аварии потерпевшему лицу причиняется вред (моральный, физический и/или имущественный), подлежащий компенсации. Уголовная или административная наступает в зависимости от того, какое нарушение ПДД совершил виновник ДТП, и от последствий, которые повлекла авария для жизни и здоровья других участников.

Какая ответственность за ДТП?

1. Административная ответственность

По КоАП РФ нарушитель ПДД привлекается уполномоченным органом в случае, если в результате аварии граждане не получили тяжкий вред здоровью, и никто из них не погиб. На сегодняшний момент к лицам, виновным в дорожно-транспортном происшествии, применяются следующие виды административных наказаний:

  • штраф на сумму от 0,5 до 30 тыс. рублей;
  • лишение специального права (управления грузовым или легковым автомобилем либо иным ТС, в т. ч. мотоциклом) на срок от 1 месяца (но не более 3-х лет);
  • арест на срок не более 15 суток (лицам, которые в соответствии с КоАП могут отбывать такой арест — ст. 3.9);
  • выполнение обязательных работ — до 200 часов.

После выявления факта административного правонарушения в отношении правонарушителя составляется протокол и иная документация. Решение о назначении водителю наказания при этом принимает сотрудник ГИБДД на административной комиссии или судья, к которому поступят материалы дела. В случае, если лицо, которое привлечено, не согласно, оно вправе обжаловать постановление в срок до 10 дней с момента получения копии – лично или по почте (до истечения срока на обжалование). После вступления постановления в силу оно подлежит исполнению. Так, если лицу назначен:

  1. Штраф – его требуется уплатить в срок до 60 дней, в противном случае, гражданина привлекут по ст. 20.25 КоАП РФ.
  2. Выполнение обязательных работ – требуется явиться по месту отбывания.
  3. Лишение права управлять транспортным средством – сдать водительское удостоверение в ГИБДД.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Исполнение же постановления об аресте осуществляется сразу после его вынесения – в соответствии со ст. 32.8 КоАП РФ.

2. Гражданская

К гражданской ответственности водитель, который является виновником дорожно-транспортного происшествия, привлекается в независимости от того – получили участники травмы и/или погибли, либо нет. Так как при привлечении в этом случае, предполагается возмещения потерпевшим лицам ущерба – материального, морального, физического. Если в результате ДТП причинен вред транспортному средству, то возникает материальная ответственность. Сумму ущерба погасит страховая компания виновника, но если участник ДТП скрылся с места произошедшей аварии, находился в пьяном виде, у него отсутствовали полис ОСАГО или ВУ, то возмещать ущерб ему придется за собственный счет.

Для привлечения виновника ДТП, потерпевшее лицо составляет и подаёт в суд исковое заявление. Иск потерпевший гражданин пишет самостоятельно или обращается за помощью к юристу либо адвокату. К иску потребуется приложить доказательства, подтверждающие факт причинения вреда (справки из лечебного учреждения, копии протоколов ГИБДД и т.д.) и сумму ущерба. Когда иск составлен, он передается в суд – лично, через представителя или направляется по почте.

В суде в течение 5 рабочих дней обращение рассматривают, после чего решают – принять к производству или нет. В случае принятия к производству выносится соответствующее определение, а стороны вызываются в процесс. В процессе каждая сторона отстаивает свою позицию, затем судья выносит решение – удовлетворить исковые требования (в полном объеме либо частично) или же отказать.

По истечении срока на обжалование при условии, что ни одна из сторон не подала апелляционную жалобу в вышестоящий суд, судебный акт вступает в силу, а истцу выдается исполнительный лист — его требуется передать в УФССП РФ, сотрудники которой произведут действия, направленные на взыскание указанной судьей суммы. Срок обжалования составляет – при вынесении очного решения 1 месяц, заочного – 1 месяц и 7 дней. Очное решение выносится в случае, когда ответчик (или представитель) явился в процесс или не явился, но выразил согласие на рассмотрение в его отсутствие. Заочное же решение выносится, если ответчика известили, но не явился в процесс и никаких пояснений по поводу неявки не предоставил.

3. Уголовная

В случае, если произошедшая авария повлекла причинение тяжкого вреда для здоровья потерпевшего гражданина или смерть, то виновника ДТП привлекают по статье 264 УК РФ. При этом на размер и вид наказания виновного лица влияют следующие факторы:

  • состояние гражданина в момент аварии (если он находился за рулем в пьяном виде, то это будет отнесено к отягчающим обстоятельствам);
  • состояние здоровья пострадавшего после ДТП (или пострадавших).

Ответственность за ДТП с летальным исходом или причинением ущерба здоровью определяется в соответствии со ст. 264 Уголовного Кодекса РФ.

  1. Нарушение водителем ПДД, которое повлекло причинение тяжкого вреда здоровью 1-го человека, влечет за собой назначение для виновного лица 1 из следующих наказаний:
  • ограничение свободы гражданина на период до 3-х лет;
  • выполнение работ, относящихся к принудительным, на срок до 2-х лет;
  • лишение гражданина свободы — до 2-х лет.
  1. Нарушение ПДД, лицом, находящимся за рулем в состоянии опьянения, которое повлекло за собой причинение здоровью 1-го гражданина тяжкого вреда, влечет назначение выполнения работ, относящихся к принудительным (до 3-х лет), либо лишения виновника возможности находиться на свободе на период до 4-х лет.
  2. За нарушение в области ПДД, повлёкшее гибель 1 гражданина, виновному лицу суд может назначить выполнение принудительных работ (до 4-х лет) либо лишение гражданина свободы на период до 5 лет.
  3. За нарушение в области ПДД лицом, управляющим транспортом в состоянии алкогольного опьянения, которое повлекло гибель 1 гражданина, виновнику грозит лишение свободы на период от 2 до 7 лет.
  4. Если в результате допущения нарушения ПДД произошла гибель 2-х или более человек, то суд назначит виновнику лишение свободы на период до 7 лет, либо выполнение работ, относящихся к принудительным, до 5 лет.
  5. В случае, если виновник аварии совершил нарушение, находясь в пьяном виде, и, при этом погибло 2 и более гражданина, то ему будет назначено лишение свободы от 4-х до 9 лет.

При ограничении же свободы гражданин, которого признали виновным, живёт в своей квартире и посещает работу, но за ним осуществляется надзор сотрудниками УИИ, они контролируют, чтобы он не менял место жительства без предупреждения, не посещал массовые мероприятия, находился дома в ночное время и т.д. – в противном случае ограничение заменяют на лишение свободы. Выполнение принудительных работ не подразумевает изоляцию от общества — при их назначении гражданин выполняет оплачиваемую работу в специальных местах, указанных УИИ (уголовно-исполнительной инспекцией).

Эти наказания могут быть дополнены (по усмотрению судьи) – лишением права осуществлять определенную деятельность либо запретом замещать ряд должностей на срок – до 3-х лет. После аварии в отношении лица возбуждается уголовное дело, и после подписания обвинительного акта оно передается в суд. Если лицо привлекается по ч.1 ст. 264 УК РФ, то дело подлежит рассмотрению мировым судом, в остальных – районным или городским.

После поступления материалов дела в суд судья рассматривает документацию и решает – принять к производству или вернуть в орган, производивший расследование по факту ДТП. В случае принятия обвиняемый и потерпевший вызываются в процесс, после чего осуществляется рассмотрение. При неявке лица по уважительной причине его вправе подвергнуть принудительному приводу силами сотрудников УФССП РФ. Если судья признал лицо виновным, то выносится соответствующий приговор, копии которого вручаются сторонам. По истечении 10 суток с момента вручения копии приговора, он вступает в законную силу и подлежит исполнению.

Освобождение виновника ДТП от уголовной ответственности

Важно учесть, что в соответствии со ст. 76.2 УК РФ гражданина освобождают от ответственности при совершении преступления небольшой либо средней тяжести случае, если он возместил ущерб либо по-другому загладил причиненный потерпевшему лицу вред. К преступлениям небольшой тяжести (ст. 15 УК РФ) относится деяния, где максимальный размер наказания для виновника не превышает 3-х лет лишения свободы, средней тяжести – до 5 лет (если оно совершено умышленно), до 3 лет (по неосторожности).

Какую ответственность несут водители при ДТП

Как правило, ДТП редко может обойтись без жертв. Причем, пострадавшими могут быть как лица, которые получили серьёзные ранения, так и те, кто сумел отделаться всего лишь лёгкими ушибами и царапинами. А водитель, в зависимости от ситуации и исхода аварии, может или обойтись штрафом, или лишиться водительских прав, а порой, и в тюрьму сесть.

В жизни может случиться что угодно, и от дорожных происшествий никто не застрахован. Поэтому и необходимо знать некоторые юридические тонкости относительно столь неприятных и нежелательных ситуаций.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (804) 333-20-57

Это быстро и бесплатно !

Виды ДТП

Все транспортные происшествия можно разделить на следующие виды:

  1. Опрокидывание самого автомобиля.
  2. Столкновение друг с другом двух и более транспортных средств.
  3. Наезд автомобиля на какое-либо статичное препятствие.
  4. Падение с какой-либо высоты транспортного средства.
  5. Наезд на пешеходов, велосипедистов или даже животных.
  6. Наезд движущегося ТС на какой-либо неподвижный объект.
  7. Прочие инциденты.

Обязанности водителя при ДТП

Есть чёткий регламент действий при наступлении ДТП. Так, прежде чем покинуть место происшествия, нужно посредством телефона или фотоаппарата зафиксировать обстоятельства случившегося и само место этой аварии. В случае наступления чьей-либо смерти в результате этого события, покидать это место строго запрещается. И нужно срочно сообщить о случившемся представителям ГИБДД.

Также, если во время этого происшествия пострадали люди, то необходимо остаться на месте, чтобы оказать им первую помощь или же срочно вызвать службу скорой помощи, если полученные ранения оказались очень серьёзными.

Если пострадавшему требуется срочная медицинская помощь, то его можно отправить и до ближайшей больницы вместе с одним из попутных автомобилей.

Только потом уже можно вызывать сотрудников ГИБДД. Затем надо зафиксировать расположение абсолютно всех участников происшествия, включая все, находящиеся на месте ДТП инфраструктурные объекты. Это можно сделать при помощи видео или же фотосъемки.

Когда из-за аварии затруднено движение других участников движения, то проезжую часть необходимо освободить. Но, если объехать ТС можно и со стороны обочины, а также есть пострадавшие, то лучше оставить всё как есть. Если есть очевидцы случившегося, также нужно обязательно записать их контактные данные.

При ДТП делать нельзя:

  • покидать место аварийного происшествия;
  • менять местоположение своего ТС после аварии;
  • удалять следы произошедшей аварии;
  • иметь просроченные или поддельные полисы страхования или не иметь их вообще (ОСАГО или же КАСКО);
  • давать ложные показания сотруднику ГИБДД или же представителю страховой организации;
  • пытаться расплатиться наличными средствами после ДТП;
  • игнорировать получение документации, оформленной предварительно.

За уезд с места аварии участник ДТП может быть арестован или же лишиться своих водительских прав на год — полтора года. Но, стоит заметить, что если сильно пострадавших нет, и скорая не едет, то можно раненого отвезти в больницу и самому. Это не будет считаться преступлением или покиданием места происшествия. Более того, если этого не сделать в данной ситуации, то можно нарваться и на дополнительный штраф.

Какие травмы могут быть получены при ДТП

Отдельно хотим выделить травмы, полученные вследствие ДТП. Они бывают следующих видов:

  • выпадение при движении из самого ТС;
  • сдавливание частей тела элементами автомобиля или удар об эти элементы в самом его салоне;
  • переезд человека одним или же несколькими колесами;
  • зажатие (сдавливание) тела между частями авто и другими предметами;
  • удар, полученный от любого элемента авто конструкции при непосредственном столкновении с самим человеком;
  • и комбинированные виды травм.

Согласно статистике: в 60% всех происходящих случаев ДТП у пострадавших обнаруживаются различные травмы головы (включая сотрясение мозга), в 10% случаев – ушибы и переломы нижних конечностей, и чуть менее распространёнными являются травмы верхних конечностей.

Особенно опасными травмами считаются:

  • травмы позвоночника;
  • головы;
  • груди;
  • раны шеи;
  • органов грудной клетки;
  • рёбер;
  • брюшной полости.

Основные причины смерти при авариях, согласно статистики:

  • черепно-мозговая травма;
  • сочетание сильного кровотечения (особенно внутреннего) и наступившего шока;
  • повреждения, которые уже не совместимы с человеческой жизнью.

Гражданская ответственность за ДТП

Согласно Гражданскому Кодексу РФ, а именно статье под номером 1079 лицо, нанесшее ущерб другому лицу из-за ДТП, должен его компенсировать. Причём, как в материальном, так и в моральном плане.

Иногда эта обязанность возлагается сразу на нескольких лиц, к примеру, на самого водителя и владельца ТС, который собственноручно его предоставил виновнику ДТП и стал невольным соучастником.

Помните, что передавая управление своим авто другому человеку, даже по доверенности, гражданскую ответственность, в случае причинения ущерба, вы с себя не снимаете.

Административная ответственность

Под административную ответственность подпадают все нарушения дорожных правил, которые угрожают безопасности движения, а соответственно, и жизни, и здоровью окружающих. Но это касается только материального ущерба и нанесения лишь лёгкого или же среднего вреда здоровью пострадавшего.

За причинение вреда лёгкой степени, согласно ст. 12.24 ч.1 КоАП, предусмотрено одно из следующих мер наказаний:

  • штрафные санкции – от 2,5 тыс. руб. до 5 тыс. руб.;
  • лишение прав на срок от одного года до полутора лет.

За причинение вреда средней степени тяжести, согласно части 2 ст. 12.24 предусмотрено одно из следующих мер наказаний:

  • штрафные санкции – от 10 тыс. руб. до 25 тыс. руб.;
  • лишение прав на срок от полутора до двух лет.

Помимо этого, если ущерб составил более полумиллиона, то сумму его превышающую потерпевшему также должен выплатить виновник дорожного происшествия. Поскольку страховая компания, согласно максимальной установленной сумме страхования, компенсирует урон только до 500 тыс. руб.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность при ДТП для его виновника, согласно Уголовному Кодексу РФ, наступает, когда в следствии нарушения правил дорожного движения:

  • причинён тяжкий вред здоровью человека;
  • наступила смерть другого человека;
  • авария унесла жизни двух и более людей.

В зависимости от обстоятельств, меры наказания при ДТП с пострадавшими могут сильно варьироваться.

Согласно статье 264:

При нанесении тяжкого вреда здоровью, меры наказания следующие:

  • ограничение свободы нарушителя — до трёх лет;
  • принудительные работы для виновника — до двух лет;
  • лишение этого виновника прав – до трёх;
  • его арест – до шести месяцев;
  • лишение виновника ДТП свободы — до двух лет и лишение прав до трёх лет.

За нанесение тяжкого вреда здоровью находясь в состоянии опьянения:

  • принудительные работы — до трёх лет;
  • лишение нарушителя его свободы — до четырёх лет.
  • а также лишение прав виновника ДТП сроком до трёх лет – при любой из мер наказания.

За ДТП, повлекшее смерть другого человека, меры наказания для виновника следующие:

  • принудительные работы — до четырёх лет;
  • лишение его свободы — до пяти лет.

А также лишение прав виновника ДТП сроком до трёх лет – при любой из мер наказания.

  • если в результате ДТП человек погиб, а виновник находился в состоянии опьянения, мера наказания:
  • лишение виновника аварии свободы — до семи лет и лишение его воительских прав до трёх лет.
  • при наступлении смерти двух и более человек в связи с аварией, меры наказания для виновника следующие:
  • принудительные работы — до пяти лет;
  • лишение осуждённого его свободы — до семи лет.

А также лишение прав виновника ДТП сроком до трёх лет – при любой из мер наказания.

  • при наступлении смерти двух и более человек в связи с аварией, меры наказания для виновника, находящегося в состоянии опьянения, следующие:
  • принудительные работы — до семи лет;
  • лишение нарушителя его свободы — до девяти лет.

А также лишение прав виновника ДТП сроком до трёх лет – при любой из мер наказания.

Согласно статье 268:

Если пассажир, пешеход или другой участник движения (кроме субъектов из ст.263 и 264 настоящего Кодекса) нарушил правила эксплуатации транспортного средства или же безопасности, и это в свою очередь, привело к получения тяжкого вреда другому человеку (его здоровью) по неосторожности, меры наказания будут следующими:

  • ограничение нарушителя свободы — до трёх лет;
  • принудительные работы для него — до двух лет;
  • его арест — до четырёх месяцев,
  • лишение нарушителя его свободы — до двух лет.

За нарушения, рассмотренное в первой части данной статьи, если ДТП повлекло смерть другого участника движения по неосторожности, наказание следующее:

  • ограничение нарушителя свободы — до трёх четырёх лет;
  • принудительные работы для него — до четырёх лет;
  • лишение нарушителя его свободы, также — до четырёх лет.

За нарушения, рассмотренное в первой части данной статьи, если оно повлекло смерть двух и более участников движения по неосторожности, наказание следующее:

    • принудительные работы для виновника — до пяти лет;
    • лишение нарушителя его свободы — до семи лет.

Как выявляется состояние пострадавшего

Степень причиненного вреда человеческому здоровью определяется исключительно судебным медицинским экспертом. Он, в свою очередь, основывается на проведённом им осмотре самого пострадавшего и длительности восстановительного периода в результате проведения лечения.

Признаки и классификацию степеней тяжести наглядно можно посмотреть в нижеприведённой таблице.

Таблица. Возможные последствия травм для каждой степени тяжести причинённого вреда здоровью участника движения

Условия освобождение виновника от ответственности

Давайте теперь посмотрим, в каких же случаях виновник может избежать ответственности. А их всего два: нарушения, допущенные в ходе самого оформления приговора и примирение всех участников происшествия.

Ошибка в приговоре

В ходе рассмотрения дел по ст. 264 УК РФ, судья должен указывать в самом приговоре, что именно привело к наступлению указанных в настоящей статье последствий.

Другими словами, какие конкретно пункты ПДД или же правил эксплуатации ТС были нарушены. Если он этого не сделает по какой-либо причине, то этот приговор можно будет отменить, подав апелляцию.

Бывают ситуации, когда обвинительный акт содержит пункты из вышеуказанных правил, которые на самом деле нарушены не были, и было, выяснено что, то что произошло по факту, в действительности, не соответствует тому, что было установлено в ходе судебного заседания.

В этом случае, согласно положениям ст. 237 Уголовно-процессуального Кодекса, можно подать ходатайство о том, чтобы данное дело было возвращено непосредственно прокурору для того, чтобы тот предъявил обвинение с указанием уже тех пунктов правил, привлёкших к последствиям, указанных в ст. 264 УК, что в ДТП на самом деле имели место быть.

Примирение

Также законодательство РФ допускает, что стороны могут примириться при любом преступном деянии средней тяжести. Но, в любой конкретной ситуации решение о закрытии дела, в связи с примирением сторон, судом принимается отдельно.

Всё зависит от конкретного региона и даже судьи, поскольку это его право, а не обязанность. И в судебном разбирательстве будут рассмотрены и учтены все факторы, влияющие на возможное наказание, несмотря на желание сторон расстаться мирно.

Заключение

Прочитав данную статью, вы узнали, какие и для кого предусмотрены меры ответственности за определённые последствия при ДТП, особенно, предусмотренные Уголовным Кодексом. Так что будьте аккуратны на дорогах, независимо от того, являетесь вы водителем или пешеходом. Не стоит нарушать правила дорожного движения и безопасности.

Что может грозить виновнику ДТП. Какие могут быть применены виды ответственности и их особенности.

Никто из водителей не застрахован от дорожно-транспортных происшествий, независимо от стажа вождения и знаний ПДД. В зависимости от вида правонарушения, виновнику может грозить ответственность:

  • Гражданская – возмещение причиненного материального и морального ущерба, согласно Гражданскому кодексу РФ.
  • Административная – исполнение наказания в соответствии с Административным кодексом РФ.
  • Уголовная – исполнение наказания в соответствии с Уголовным правом РФ.

Выбор меры наказания зависит от конкретных особенностей дела.

○ Гражданская ответственность.

К данному виду ответственности относится:

  • Компенсация за ущерб, причиненный транспортному средству.
  • Финансовые средства, выплачиваемые виновником пострадавшей стороне в период невозможности последним выполнения трудовой деятельности.
  • Компенсация морального вреда.
  • Согласно п.1 ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный имуществу, либо личности гражданина, а также имуществу юрлица должен быть полностью возмещен виновной стороной.

Виновником признается собственник автомобиля, таким образом, если транспортное средство принадлежит организации, а за рулем находился его работник, меры гражданской ответственности применяются именно к юридическому лицу.

Важным моментом решения конфликта между сторонами является наличие страховки и его вида.

  1. Если у виновника есть ОСАГО, он может рассчитывать на компенсацию причиненного ущерба потерпевшей стороне, а вот собственный автомобиль он должен будет ремонтировать самостоятельно. Если же страховка отсутствует, виновнику придется выплачивать компенсацию из собственных средств, что может вызвать определенные затруднения и задержки.
  2. Полис КАСКО, являясь добровольной формой страхования в отличие от ОСАГО, обеспечивает полную компенсацию ущерба при ДТП. При его наличии вы можете рассчитывать на получение денежных средств не только для потерпевшей стороны, но и на ремонт собственного транспорта. При его отсутствии ремонт также оплачивается виновником самостоятельно.

Таким образом, виновник может возместить причиненный ущерб:

  • По полису ОСАГО.
  • По полису КАСКО.
  • Из собственных средств, по решению суда.

○ Административная ответственность.

Данный вид ответственности применяется, если нанесен вред здоровью потерпевшей стороны легкой и средней степени. Степень наказания определяется на основе соответствующих пунктов КоАП РФ, исходя из конкретной ситуации.

  • При нанесении вреда здоровью легкой степени, виновнику назначается штраф в размере от 2000 до 5000 рублей либо лишение прав от 1 до 1,5 лет (абз.2 п.1 ст.12.24 КоАп РФ).
  • Если вред здоровью определен как средний, возможно назначение штрафа от 10000 до 25000 рублей либо лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет (абз.2 п.2 ст.12.24 КоАп РФ).

Какой именно штраф за ДТП будет назначен, зависит от конкретных особенностей дела.

Чаще всего аварии случаются из-за нарушения следующих правил:

  • Запрет на использование телефонов во время управления транспортным средством (ст. 12.36.1 КоАП РФ).
  • Включение поворотника при смене траектории движения (ст. 12.14 КоАп РФ).
  • Соблюдение дистанции на дороге (ч.1 ст.12.15 КоАп РФ).
  • Согласно ст.4.6 КоАп РФ, лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
  • Повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП, признается обстоятельством, отягчающим административную ответственность. (Статья 4.3. КоАп РФ)

Административная ответственность виновника ДТП может применяться в виде:

  • Предупреждения – исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, путем вручения или направления копии постановления.
  • Наложения административного штрафа – исполняется должностным лицом, вынесшими постановление, путем вручения протокола.
  • Лишения водительских прав по постановлению суда.

Привлечение к административной ответственности осуществляется посредством составления протокола о правонарушении, составленным в присутствии нарушителя.

○ Уголовная ответственность.

В случае смерти пострадавшего в ДТП, а также причинении тяжкого вреда его здоровью, к виновнику применяется уголовная ответственность согласно соответствующим положения УК РФ.

Степень ответственности определяется судом с учетом всех обстоятельств дела (отягощающих либо смягчающих), доказанных в процессе разбирательства.

  • Согласно ч.1 ст.264 УК РФ, виновнику ДТП за непредумышленное нанесение тяжкого вреда здоровью грозит от 6 до 36 месяцев лишения свободы либо выполнение исправительных работ сроком до 2 лет. Также дополнительно применяется мера лишения прав сроком до 3 лет.

Если результатом ДТП стала смерть пострадавшего, наказание виновника ужесточается:

  • Если погиб один человек – срок исправительных работ увеличивается до 4 лет, а лишения свободы – до 5. Если виновник находился в нетрезвом состоянии, мера наказания – заключение под стражу на 7 лет.
  • Если количество погибших больше одного – срок исправительных работ увеличивается до 5 лет, лишения свободы – до 7 лет. При наличии признаков опьянения каждая мера наказания увеличивается еще на 2 года.

Если результат ДТП регулируется УК РФ, расследование ведется органами следствия, после чего дело рассматривается в суде. Следует отметить, что помимо примененной меры наказания, виновник также должен возместить материальный ущерб потерпевшей стороне.

○ Разбирательство на месте.

Согласно новым правилам оформления ДТП, у его участников появилась возможность разобраться с ситуацией самостоятельно, не обращаясь в полицию и страховую компанию.

Нежелание привлекать третьи лица к решению проблемы может быть обусловлено:

  • Незначительными повреждениями транспортного средства, когда проще отдать небольшую сумму на ремонт вместо того, чтобы дожидаться страховой выплаты.
  • Нежеланием виновника повышать стоимость своего ОСАГО, которая увеличивается с каждой выплатой в 1,6 раза.
  • Отсутствием времени и желания посещать ГИБДД и страховую компанию.

В любом из этих случаев виновник аварии может просто передать наличные потерпевшей стороне и при взаимном согласии закончить на этом конфликт. Но не стоит забывать о возможных рисках при таком поведении. Например, потерпевшая сторона, дождавшись отъезда виновника, может вызвать ГИБДД и зафиксировать факт ДТП. Чтобы обезопасить себя от подобного развития событий, следует составить расписку о передаче денег на ремонт автомобиля. Документ заполняется от руки с указанием всех данных об участниках происшествия и описанием характера повреждений. Сведения следует указывать максимально точно, а также прописать фразу об отсутствии претензий к виновнику. Расписка будет иметь юридическую силу при наличии подписи каждой из сторон.

Согласно п.26 ПДД, участники ДТП могут решить вопрос самостоятельно, если:

  • Вред нанесен только автомобилю, пострадавших нет.
  • Отсутствуют разногласия по характеристике повреждений и определению виновной стороны.
  • Каждая из сторон согласна не оформлять документы по ДТП.

Еще одна возможность самостоятельного оформления ДТП – составление Европротокола. Помимо перечисленных выше условий, обязательными для его оформления является:

  • Факт столкновения автомобилей, их количество при этом не должно превышать двух.
  • Наличие у каждого участника ДТП полиса ОСАГО (или зарубежного аналога “Зеленая карта”).

Составляется Европротокол на специальном бланке страхового извещения, по которому впоследствии можно получить компенсацию без длительного ожидания специалистов на месте происшествия.

○ Советы юриста:

✔ Возмещает ли страховая ущерб виновнику?

Здесь многое зависит от вида страховки. Если это КАСКО, то компенсация будет выплачена в полном размере, даже если клиент сам виноват в происшествии, при условии, что это указано в договоре. Что касается ОСАГО, здесь прямо не предусмотрены выплаты виновной стороне, но их можно добиться путем направления претензии в страховую компанию либо иска в суд. При этом следует учитывать, что полис ОСАГО ограничивает размер выплаты. Его лимит в 2017 году составляет 400 тысяч, если ущерб нанесен имуществу, а при нанесении вреда жизни и здовроью – 500 тысяч. Остальная сумма ущерба должна выплачиваться виновником самостоятельно.

✔ Возмещает ли виновное лицо нематериальный ущерб и в каком размере?

Данный вопрос можно решить как в досудебном так и судебном порядке. Однако случаи, когда виновник добровольно возмещает моральный ущерб крайне редки, поэтому, скорее всего, придется обратиться в суд. Размер компенсации определяется исключительно на основе справедливости и разумности, иных критериев не существует. При этом иск о возмещении морального ущерба подается вместе с требованием о возмещении материального и рассматривается судом в общем порядке.

Уголовная ответственность водителя – виновника ДТП. Рассказывает адвокат Анатолий Антонов.

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

Ссылка на основную публикацию