Электронный полис ОСАГО: как получить и для чего нужен

Е-ОСАГО

Часто задаваемые вопросы

Причины, по которым сотрудники ГИБДД не могут найти сведения о заключенном договоре ОСАГО, могут быть самые разнообразные, например, технические.

Проверить наличие Вашего полиса ОСАГО в базе данных РСА Вы можете на сайте РСА.

Обращаем Ваше внимание, что согласно пункту 1 статьи 32 Закона об ОСАГО подтвердить заключение электронного договора ОСАГО можно путем представления сотрудникам ГИБДД такого договора в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе.

Территория преимущественного использования транспортного средства определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина.

При оформлении временной регистрации выдается отдельный документ, например, свидетельство о регистрации по месту пребывания, однако данные документы не предусмотрены пунктом 2 статьи 9 Закона об ОСАГО. Свернуть

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА ОСАГО ПРИ ПЕРЕАДРЕСАЦИИ НА САЙТ РСА.

Страхователю, перешедшему на сайт РСА для заключения электронного договора ОСАГО в рамках системы гарантирования заключения электронного договора ОСАГО с использованием сайта РСА (далее – система «Е-Гарант»), отображается перечень всех страховых компаний-членов РСА, не имеющих ограничений по заключению договоров ОСАГО. При этом из указанного перечня членов РСА страхователь не может выбрать страховую компанию, с сайта которой страхователь перешел на сайт РСА либо исчерпавшую номера для заключения договоров в рамках системы «Е-Гарант» либо не представившую в РСА утвержденные базовые ставки страховых тарифов (отображены серым цветом).

Обращаем Ваше внимание, что в рамках системы «Е-Гарант» не подлежит заключению электронный договор ОСАГО со страховой премией более 15 000 руб., согласно Федеральному закону от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» должна осуществляться идентификация страхователя с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных их копий.

Перед направлением электронных документов и (или) электронных копий документов необходимо убедиться, что Вы отсканировали и загрузили все необходимые страницы данных документов. При этом электронные копии документов должны быть созданы в графическом формате pdf, jpg, jpeg, bmp, png, tif либо gif, иметь размер не более чем 2 мегабайта (для каждого файла электронной копии документа), содержать четкое графическое изображение всех реквизитов оригинального документа (данные документа должны быть читаемы, документ не содержит разводов, засвеченных или затемненных участков, все надписи, печати, подписи, штампы (при их наличии), а также их границы хорошо различимы).

Электронные копии или электронные документы должны быть представлены владельцем транспортного средства страховщику в течение трех часов с момента направления страховщиком сообщения о необходимости их предоставления, в случае их непредставления в течение указанного времени процедура заключения электронного договора ОСАГО прекращается.

Электронный договор ОСАГО не может быть заключен, если данные, содержащиеся в представленных Вами электронных копиях документов, не соответствуют данным, указанным в заявлении о заключении договора ОСАГО. В таком случае рекомендуем Вам внимательно сверить и, при необходимости, скорректировать вводимые Вами данные в заявлении, после чего отправить скорректированное заявление на повторную проверку.

В случае если данные, содержащиеся в заявлении о заключении электронного договора ОСАГО соответствуют данным, содержащимся в представленных Вами электронных копиях документов или электронных документах, Вы вправе подать жалобу на интернет-сайте РСА.

В обеспечение возможности оплаты электронного договора ОСАГО на Вашем счету происходит резервирование денежных средств в размере суммы страховой премии. Оперативность перевода денежных средств зависит от множества факторов, в связи с чем Вы можете узнать статус платежа, обратившись в Ваш банк.

Обращаем внимание, что по факту заключения договора ОСАГО на адрес электронной почты, указанной Вами, РСА направляется сообщение с указанием серии и номера электронного договора, наименования страховой компании, срока действия договора, а также периода использования транспортного средства. В случае получения такого уведомления от РСА и неполучения сообщения с адреса электронной почты страховщика с полисом ОСАГО, Вы можете уточнить статус отправки полиса ОСАГО у страховой компании, заключивший договор.

Также рекомендуем Вам убедиться, что сообщение с адреса электронной почты страховой компании не попало в папку «спам» или иную аналогичную папку вашего электронного почтового ящика. Свернуть

Поиск нужного вам транспортного средства может осуществляться как путем ввода названия марки или модели в соответствующие поля, так и вручную из выпадающего списка.

Если в поле «Марка» отсутствует нужное Вам наименование марки либо после выбора марки транспортного средства в поле «Модель» отсутствует нужное Вам наименование модели, выберите значение «Другая марка» и/или «Другая модель».

После этого Вам станут доступны поля для ручного ввода наименования марки и/или модели транспортного средства.

Обращаем Ваше внимание, что наименование марки и/или модели транспортного средства необходимо указывать так же как указано в паспорте транспортного средства (ПТС) или свидетельстве о регистрации транспортного средства. Свернуть

Убедитесь, что размер каждого загружаемого файла не превышает 2 мегабайта и что у Вас отсканированы обе стороны документов. Загрузка должна осуществляться строго по одному файлу.

Если выбранный файл соответствует требованиям, но не загружается, попробуйте обновить страницу и повторить попытку. Свернуть

В поле «Начало стажа» необходимо указывать дату получения права управления транспортным средством соответствующей категории.

Данная информация указана на оборотной стороне Вашего водительского удостоверения.

Читайте также:  Есть ли штраф за проезд прямо с крайнего правого ряда, с которого можно только направо?

Если на оборотной стороне водительского удостоверения такие сведения отсутствуют, то Вы можете указать в поле «Начало стажа» произвольный день и месяц, а также корректный год, в котором было получено право управления транспортным средством соответствующей категории. Свернуть

Как предъявлять электронный полис ОСАГО

Как предъявить полис ОСАГО в ГИБДД? Можно ли ограничиться копией на мобильном устройстве или необходима распечатка?

Начиная с 2017 года документы приобрели электронную форму. Вследствие этого водители не до конца понимают, как предъявить электронный ОСАГО ГИБДД в случае остановки транспортного средства. Также автовладельцы задаются вопросом, нужно ли по привычке возить бумажный носитель страховки? Данные нововведения регулируются на уровне законодательства, поэтому полезной информации по этому поводу достаточно. Далее разберёмся, как быть, если есть электронное ОСАГО, что предъявлять ГИБДД — распечатку или же номер страхового полиса.

Электронный полис Е ОСАГО

В ситуации, когда возникает ДТП, понесённый ущерб пострадавшей стороны возмещает страховая компания. При отсутствии обязательного полиса виновнику ДТП придётся выплачивать компенсацию из личного бюджета. Обязательная защита предусмотрена законодательством РФ и должна быть у каждого автовладельца. Выезд на дорогу без полиса запрещён на законном уровне и грозит водителю штрафами.

Электронный ОСАГО — как предъявить инспектору ГИБДД

Автоводитель любого средства передвижения должен иметь при себе документ обязательного автострахования или распечатанные на бумаге сведения о заключённом соглашении. Кроме того, водитель имеет полное право возить с собой страховку в электронном варианте и передавать все необходимые данные для проверки сотрудникам госорганов. Об этом говорит статья 32 Федерального закона от 25 апреля 2002 № 40-ФЗ.

Предъявлять электронный ОСАГО ГИБДД удобно, тем более что такой документ по назначению не отличается от своего бумажного собрата. После приобретения данной страховки можно распечатать её сразу при оформлении или позже через личный кабинет на ресурсе организации. После чего распечатка предоставляется при проверке сотруднику ДПС.

Второй вариант — скачать нововведённую версию на смартфон или планшетный компьютер. Некоторые сотрудники ДПС не возражают против такого документа, но из-за того, что программа пока недостаточно развита отмечаются негативные прецеденты. Должностное лицо проверяет действительность страховки посредством входа в базу Российского Союза Автостраховщиков, однако, далеко не у всех инспекторов есть доступ к такому порталу.

Как получить электронный полис

Оформление этого вида программы не отличается от обычной процедуры покупки стандартной страховки. Чтобы получить данную версию, необходимо совершить несколько несложных действий:

  1. Заполнить регистрационную форму на ресурсе страховой организации. По результатам проверки пользователь получает СМС с идентификатором для активации аккаунта.
  2. Выбрать договор, условия которого его наиболее устраивают.

После того как услуга будет оплачена информация попадает в единую автоматизированную базу, а полис направляется на эл. почту автовладельца. Не лишним будет убедиться в действительности полиса путём введения номера бланка в выдаваемую сайтом РСА форму.

Для этого необходимо зайти в раздел «ОСАГО», найти подраздел «Проверить» и ввести во вновь открывшееся поле требуемые данные. После проверки внесённых сведений клиенту предоставляется возможность ознакомления со статусом документа.

Обязательно ли возить с собой бумажный полис

В середине 2015 года МВД РФ направило в службы ГИБДД письмо с рекомендациями о действиях в случае предоставления нового вида документа. В нём было предписано проверять легитимность (достоверность) полиса посредством входа в базу Российского Союза Автостраховщиков. Это говорит о том, что автовладелец не обязан возить с собой бумажный полис. При этом нужно учитывать то, что в дороге может произойти любая ситуация.

Например, гаджет, на котором хранится номер и сведения о документе, разрядился или вышел из строя. Между тем время не терпит — сотруднику ДПС безотлагательно нужно узнать данные страховки. В этой связи страховые компании советуют иметь при себе заверенную печатью страховщика копию документа. То есть водитель тем самым предъявляет распечатку не в целях удостоверения факта страхования, а лишь для предоставления должностному лицу достаточных данных для такой проверки.

Нужно ли заверять распечатанный полис в компании

Дополнительного заверения распечатки полиса в виде «мокрой» печати законодательством не требуется. На документе уже стоит дистанционная подпись организации. Однако все цифры, номер полиса, данные об автотранспортном средстве должны быть чётко пропечатаны и хорошо видны. Самое главное в оформлении на сайте страховой компании — получить на свою электронную почту подтверждение.

Требования к дистанционной версии страховки (точнее, к её цвету) не установлены. Страховые агенты часто советуют распечатывать полис с помощью принтера, после чего заверять документ непосредственно в офисе компании. При этом и сохранённый документ на телефон, и заверенная распечатанная версия имеют одинаковую юридическую силу, так как данные будут идентичными. Есть ещё один вариант — автовладелец при оформлении полиса через интернет указывает на необходимость получения документа на фирменном бланке организации. Такая услуга бесплатна.

Что делать, если инспектор не признаёт предъявленный электронный полис

Бывает, что сотрудник дорожно-патрульной службы не признаёт достоверность интернет-формы, требуя исключительно бумажный вариант, оформленный в офисе страховой компании. Помните — и электронный документ, и бумажный на фирменном бланке — равнозначны. Если у должностного лица нет возможности проверить данные страховки на месте, на водителе нет никакой вины.

Читайте также:  Можно ли использовать бескаркасные детские автокресла в машине? С какого возраста?

В случае, когда инспектор ДПС продолжает настаивать на показе бумажного документа на бланке, ему следует напомнить о нововведении. Все работники дорожно-патрульной службы проходили инструктаж по указанному вопросу, поэтому требование о предъявлении бумажного носителя — неправомерно.

Выписанный при таких обстоятельствах штраф считается незаконным, поэтому его можно будет обжаловать. Для начала следует:

  1. Написать претензию на имя начальника отделения ГИБДД (в том районе, где вас оштрафовали).
  2. Если положительного результата не будет, обращайтесь в суд.

Это касается тех ситуаций, когда полис действительно зарегистрирован в общей информационной базе.

Если документ легитимный, не стоит бояться отстаивать свои права. Законодатель, принимая изменения, учитывал интересы владельцев транспортных средств, поэтому при обращении в судебные инстанции закон будет на стороне водителя.

Как ДПС проверяет полис на подлинность

Ушли те времена, когда сотрудники госорганов проверяли распечатанный на специальном бланке полис на предмет его срока действия и данных водителя ТС. Теперь новые полисы хранится в базе Российского Союза Автостраховщиков. В таком случае действительность документа проверяется посредством входа на специальный портал мультисервисной телекоммуникационной сети МВД. Для этого сотруднику потребуется войти в базу, указать регистрационный номер и VIN-код автомобиля, а затем запустить поиск.

Не только должностные лица, но и граждане могут проверить полис на официальном сайте РСА. Алгоритм действий практически аналогичный.

Достоинства и недостатки Е ОСАГО

Дистанционный документооборот имеет неоспоримые достоинства:

  • Документ невозможно потерять.
  • Простота оформления — это можно сделать сидя дома.
  • Вам не навяжут дополнительные услуги, чем часто занимаются страховые компании.
  • При бдительности в оформлении вероятность обмана практически равна нулю.
  • Автовладельцы могут выбрать абсолютно любую страховую компанию.

Есть и минусы у такого нововведения:

  • В случае совершения множества ошибок при заполнении полис будет недействителен.
  • Автолюбители-новички не могут оформить документ, так как о них нет информации в базе данных.

Ещё один существенный недостаток — длительность процесса идентификации. Ввиду неотлаженной работы информационного портала сотрудники ДПС тратят много времени на проверку данного вида полиса.

Как выглядит эдектронный полис ОСАГО

Чтобы не стать жертвой мошенников, продающих поддельные полисы, важно знать, как проверить документ на его подлинность. Для этого потребуется:

  1. Зайти на официальный интернет-ресурс РСА в раздел «ОСАГО».
  2. Найти подраздел «Проверить полис» и войти в него.
  3. В открывшееся поле ввести требуемые данные (проверка возможна по VIN-коду автотранспортна или номеру бланка).
  4. Дождаться проверки сведений и ознакомиться со статусом документа.

Если появилась строка со значением «Находится у страхователя», это говорит о том, что страховка действительна и имеет юридическую силу. При появлении статуса «Находится у страховщика» можно судить о том, что бланк выдан автовладельцу, но сведения пока не внесены в единую информационную базу.

Когда на экране отображается «Напечатан производителем», значит, бланк готов, однако, он ещё не передан в филиал страховой. Если документ поддельный или недействителен, отображается определение «Потерял силу или утерян».

Сколько стоит электронный полис

Стоимость данной программы равна стандартному варианту, а в некоторых случаях даже дешевле. Многие компании предлагают страховку по сниженной стоимости, если клиент оформит её онлайн. На цену влияют такие факторы, как:

  1. Возраст и водительский стаж автовладельца.
  2. Мощность авто (чем больше лошадиных сил, тем дороже).
  3. Регион проживания автовладельца.
  4. Количество вписанных в соглашение водителей.
  5. Марка, модель и год выпуска транспортного средства.
  6. Количество аварийных ситуаций (за безаварийную езду предусмотрены скидки).

Кроме того, на стоимость страховки влияет и период страхового соглашения. Это может быть 3, 6 или 12 мес. Самое выгодное предложение — 1 год. В остальных случаях автовладельцу придётся переплачивать.

Где можно купить Е ОСАГО

Практически все компании предоставляют возможность приобретения данной версии программы, но есть исключения. Ниже представлен перечень организаций, в которых данная услуга успешно работает и пользуется большим спросом:

  • АльфаСтрахование;
  • Ингосстрах;
  • Тинькофф Страхование;
  • Росгосстрах;
  • Ренессанс Страхование.

Прежде чем отдать предпочтение той или иной организации, обязательно ознакомьтесь с отзывами, например, на автофорумах. Второй этап — расчёт стоимости страховки. Третье — внимательное ознакомление с соглашением. Если ответственно подойти к этим рекомендациям, выбор компании, предоставляющей страховые услуги, принесёт максимально положительные результаты.

Как оформить электронный полис ОСАГО?

Все страховщики ОСАГО в России обязаны предоставить страхователям возможность оформить полис ОСАГО онлайн. Таким образом, для покупки страховки на машину нужно воспользоваться сервисом для оформления Е-ОСАГО на официальном сайте страховщика.

Преимущества оформления ОСАГО в режиме онлайн

  • Экономия времени. Пользователи могут оформить страховку ОСАГО через Интернет в любое удобное для них время, 24 часа в сутки, включая выходные дни и праздники. Теперь нет необходимости ехать в офис страховой компании и простаивать в очередях, чтобы застраховать машину.
  • Простота оформления. Процедура получения полиса в электронном виде несложная: требуется лишь заполнить все поля соответствующей формы и отправить запрос. Весь процесс проходит в режиме online и занимает в среднем 10–15 минут. Для вашего удобства ниже размещена пошаговая инструкция по оформлению электронного полиса.
  • Удобство. Ваша страховка ОСАГО будет постоянно доступна на электронной почте и в «Личном кабинете» на сайте страховщика. Также документ можно сохранить на личном компьютере и распечатать в любой момент.
  • Практичность. Решив купить электронное ОСАГО, водители навсегда избавляются от проблем, связанных с порчей или потерей бумажных документов. При необходимости сотрудники ДПС могут проверить наличие полиса по собственной базе, поэтому вам не потребуется предъявлять бумажную копию автостраховки.
  • Множество вариантов оплаты. Оплатить услугу обязательного страхования можно электронными деньгами, через Интернет-банкинг, посредством банковской карты или со счета мобильного телефона.
Читайте также:  Мазда 3 или Мазда 6 — что лучше

Пошаговая инструкция по оформлению Е-ОСАГО

Выбор страховой компании. Чтобы получить электронный полис ОСАГО, для начала необходимо определиться со страховой компанией, с помощью которой вы хотите это сделать, и зайти на ее сайт. Проверить правильность контактов организации вы можете, воспользовавшись списком членов РСА. При желании также можно поискать отзывы о компании, ознакомиться с историей ее деятельности на рынке страховых услуг.

Регистрация и вход в «Личный кабинет». Для регистрации укажите на сайте страховой компании Ф.И.О., контактные данные (адрес электронной почты, номер мобильного телефона), дату рождения. Кроме того, доступна авторизация через сайт «Госуслуги», если вы имеете там учетную запись. Зарегистрированным пользователям для входа в «Личный кабинет» потребуется ввести адрес электронной почты и пароль. Доступно также оформление полиса ОСАГО через Интернет без предварительной регистрации на сайте компании-страховщика.

Заполнение полей формы на выдачу полиса. Последовательно заполните поля формы электронного автострахования. Укажите марку, модель, регистрационные данные своего автомобиля, год его выпуска, мощность двигателя и т. д. Необходимо также ввести данные собственника, страхователя и информацию о водителях, имеющих право управлять транспортным средством. Чтобы оформить электронный полис ОСАГО, понадобится следующий набор документов: паспорта автовладельца и страхователя, паспорт транспортного средства (ПТС), свидетельство о регистрации (СТС) ТС, водительские удостоверения лиц, допущенных к управлению.

Оплата страхового полиса. После проверки данных в системе АИС РСА программа автоматически рассчитает стоимость, и на экране появится форма оплаты. Выберите наиболее доступный для себя способ и оплатите страховку.

Получение готового полиса. Электронный документ в формате *.pdf придет на адрес почты, указанный вами при регистрации или заполнении формы. Вы можете сохранить файл с полисом на цифровой носитель. Однако стоит также распечатать и возить с собой бумажную распечатку полиса.

От чего зависит стоимость страховки

  • Базовая ставка страхового тарифа (ТБ). Определяется в зависимости от типа и категории транспортного средства.
  • Мощность двигателя ТС. Чем она выше, тем больше будет расчетный КМ (коэффициент мощности). Например, для авто с двигателями до 50 л. с. КМ составляет 0,6, а для машин с показателем свыше 150 л. с. — уже 1,6.
  • Территория преимущественного использования (КТ). Статистика свидетельствует, что в больших городах водители чаще попадают в аварии по сравнению с владельцами машин из сельской местности. Соответственно, для жителей Москвы и других мегаполисов страховой полис будет стоить дороже.
  • Возраст и стаж водителя (КВС). Чем моложе автовладелец и чем меньше его стаж, тем дороже будет стоить полис. Если страховка оформляется на нескольких водителей, коэффициент КВС рассчитывается по самому неопытному и младшему из них.
  • Число водителей, допущенных к управлению ТС (КО). При неограниченном списке водителей тариф умножается на 1.8.
  • Аварии в прошлом (бонус-малус, или КБМ). Автовладельцы, которые ездят без ДТП, получают скидку. При безаварийном вождении на протяжении года ее размер составляет 5 %, двух лет подряд — 10 % и т. д. Максимальное снижение стоимости составляет 50 %. Такое преимущество получают водители, которые проездили без аварий 10 лет подряд. Коэффициент КБМ определяется по запросу в АИС РСА.
  • Возможность использования транспортных средств с прицепом (КПР). Данный коэффициент актуален для легковых авто в собственности юридических лиц, а также для владельцев грузовиков и тракторов. КПР не применяется для физлиц, которые владеют легковыми авто.
  • Период использования транспортного средства (КС). Это период времени в пределах годового срока страхования, когда будет использоваться машина. В договорах с физическими лицами минимальный срок использования транспортного средства составляет 3 месяца.

Продление Е-ОСАГО

Поскольку страхование ответственности по ОСАГО является обязательным, а полис оформляется на 1 год, его необходимо ежегодно продлевать. Пролонгирование тоже осуществляется на 12 месяцев. Если за прошедший год у вас не было аварий, то при пролонгации вы вправе рассчитывать на более низкий коэффициент КБМ. Чтобы продлить Е-ОСАГО через Интернет, необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте компании «АльфаСтрахование», указать свой полис ОСАГО;
  • в разделе «Полисы» нажать кнопку «купить Е-ОСАГО», расположенную возле текущей страховки;
  • после проверки информации в РСА вам придет сообщение о возможности продления и форма заявления для заполнения;
  • заполните и отправьте заявку, оплатите услугу;
  • получите продленный полис на электронную почту.

Возможные ошибки

Наиболее частые неточности, допускаемые автовладельцами при оформлении полиса ОСАГО в онлайн-режиме, следующие:

  • путаница в номерах СТС и ПТС;
  • несовпадение введенной информации с данными из документов (ПТС, СТС, паспортах, водительских правах).

Все это не позволяет программе выполнить полноценную проверку и правильно рассчитать стоимость полиса. Чтобы исправить ошибки, перепроверьте данные и введите корректную информацию либо обратитесь к специалистам компании «АльфаСтрахование».

Оформить и купить полис ОСАГО в онлайн-режиме на 2022 год вы можете, нажав на кнопку ниже. При возникновении каких-либо вопросов позвоните на горячую линию либо заполните форму обратной связи.

Читайте также:  Десятка автомобильных программ, которые необходимо иметь на телефоне

Штраф за разговор по телефону за рулем во время движения в 2022 году

Пользование мобильным телефоном во время вождения автомобиля запрещено во многих странах, в том числе и в России. На то есть веские основания. Отвлекаясь, водитель не только рискует собственной жизнью, но и представляет угрозу для окружающих. Какой предусмотрен штраф за разговор по телефону за рулем и какие именно манипуляции с мобильником попадают под запрет – должен знать каждый автомобилист.

За что могут выписать штраф

Нарушением считаются любые действия с телефоном, при которых водитель держит устройство в руках. Сюда в равной мере относятся:

разговоры по мобильному;

написание СМС или сообщений в мессенджерах;

поиск информации в интернете.

Любое из этих действий отвлекает водителя от дороги и может спровоцировать ДТП. Важно понимать, что запрет на пользование телефоном в пути – это не прихоть инспектора, а базовое требование безопасности.

Правило зафиксировано в ПДД (пункт 2.7):

Наказание за его нарушение оговорено в КоАП РФ (ст. 12.36.1):

Несмотря на возможность вольно трактовать формулировку закона, в случае нарушения водителю будет выписан штраф в размере 1500 рублей. Если оплатить его в течение 20 дней после оформления протокола, можно получить скидку 50%.

Основания и порядок наложения штрафа

Протокол нарушения за пользование телефоном во время движения может быть оформлен, если:

в процессе разговора нарушитель был замечен и остановлен сотрудником ГИБДД;

пользование сотовым было зафиксировано автоматической фото- или видеокамерой дорожного контроля.

Если факт нарушения не был снят на камеру, водитель может отказаться подписать протокол, однако в ряде случаев инспектор ГИБДД занимает принципиальную позицию и запрашивает детализацию разговоров у мобильного оператора.

Попытки оспорить взыскание обычно безрезультатны – с большой долей вероятности суд примет сторону ГИБДД. В ходе заседания в качестве доказательств факта нарушения или его отсутствия могут быть использованы:

фото- и видеофиксация нарушения;

распечатка разговоров, которую обязан выдать по запросу оператор мобильной связи.

Штраф за пользование телефоном можно оспорить в течение 10 дней после оформления протокола, однако свою невиновность нужно будет доказать в суде.

Почему за рулем нельзя пользоваться телефоном

Запрет на пользование мобильниками во время движения автомобиля полностью оправдан. Это стало очевидно еще в 90-е годы ХХ века – по мере роста популярности сотовой связи кривая ДТП резко пошла вверх. Отвлекаясь на разговор или переписку, водитель на несколько секунд полностью утрачивает контроль над дорожной ситуацией. В этот промежуток времени резко возрастает вероятность столкновения или наезда на пешехода.

Согласно данным исследований, проведенных в Америке:

разговор по телефону за рулем увеличивает вероятность аварии в 4 раза;

набор сообщения – в 6 раз.

И это минимальные подтвержденные значения, фактически цифры выше. Поэтому, несмотря на легкомысленное отношение к телефонным разговорам самих нарушителей, статистика говорит сама за себя. Пользование мобильником за рулем отвлекает водителя и создает крайне опасную ситуацию на дороге – это установленный факт.

Как можно говорить по телефону, не нарушая закон

Правила не запрещают разговаривать по сотовому, если при этом его не нужно держать в руке. Для этого используется специальная гарнитура (устройство hands free) или режим громкой связи на мобильном устройстве. Кроме того, современные технологии позволяют синхронизировать сотовый телефон с аудиосистемой автомобиля и применять для разговора динамики в салоне.

Все эти возможности актуальны для людей, которые вынуждены проводить много времени за рулем и при этом вести телефонные переговоры.

Если потребность ответить на звонок во время управления машиной возникает нечасто, можно остановиться (например, на обочине) и воспользоваться мобильным. Важный момент – парковаться нужно в разрешенных правилами местах. Остановка на светофоре или в пробке не дает права вести такой диалог, поскольку требует от водителя внимания и концентрации).

Разговор по телефону в припаркованной по правилам машине не может быть основанием для оформления протокола и последующего взыскания.

Размер штрафа 1500 рублей не останавливает многих нарушителей. К тому же нередко факт использования телефона за рулем еще нужно доказать. Однако главный фактор, которым должен руководствоваться водитель – это безопасность движения, а не масштабы возможного наказания. Нужно не искать возможности уклониться от ответственности за нарушение, а воздержаться от разговоров по телефону за рулем. Во многих случаях это поможет сохранить жизнь и здоровье людей, а также целостность авто.

Видео

Какой штраф за разговор по телефону в 2022?

Содержание:

  • 1. Штраф за разговор по телефону
    • 1.1. Почему на данный штраф зачастую неправомерен?
    • 1.2. Что происходит на практике?
    • 1.3. С какими устройствами можно разговаривать по телефону за рулем?
  • 2. Можно ли за рулем писать в мессенджеры или SMS?
  • 3. Если остановить движение для разговора по телефону?
  • 4. Как нужно использовать телефон за рулем?
  • 5. Как можно уклониться от штрафа?
  • 6. Заключение
  • 7. Видео по теме:

Разговоры по телефону – одна из распространенных причин ДТП. Водитель, говорящий по телефону, сильно отвлекается от дороги: в экстренной ситуации он может просто не успеть выполнить какой-либо маневр из-за занятых рук. Именно поэтому в 2013 году Федеральное собрание приняло правки в КоАП, запрещающие использование телефона за рулем. Обо всех нюансах этого закона и пойдет речь в данном материале.

Читайте также:  Можно и мирно разойтись. Порядок составления досудебной претензии и образец документа

Штраф за разговор по телефону

Запрет на использование телефонов во время управления автомобилем прямо обозначен в ПДД, а именно в п. 2.7. Также это предписание практически слово в слово повторяется в ст. 12.36.1 КоАП. Использование телефона, который не имеет устройства для разговора без рук, влечет за собой штраф 1500 руб. На данный штраф также распространяется скидка 50%, которая дается каждому водителю, успевшему оплатить штраф в течение 20 дней.

Почему на данный штраф зачастую неправомерен?

Если внимательно вчитаться в текст этих законов: как ПДД, так и КоАП, то можно заметить, что штраф должен выписываться только за телефоны, которые не имеют устройств, позволяющих вести разговор без рук. Но ни в одном документе не сказано, что эта функция или устройство должны быть использованы во время телефонного разговора.

Исходя из закона, если телефон предусматривает функцию громкой связи, то использовать его за рулем можно, даже не включая этой функции. Конечно, в таком случае сам запрет теряет смысл, так как любой современный телефон оснащен режимом громкой связи. Однако это нельзя назвать проблемой водителей, так как, по сути, они выполнили требование, написанное в ПДД.

Что происходит на практике?

К сожалению, данные аргументы далеко не всегда работают при встрече с сотрудником ГИБДД. Разговаривающий по телефону водитель, которого вовремя остановит инспектор, штрафа, скорее всего, не избежит. И еще одна проблема заключается в том, что обжаловать штраф тоже не выйдет. На примере данной статьи можно наглядно продемонстрировать, как суды встают на сторону обвинения, не обращая внимания на смысл, заключенный в статьях законодательных актов.

С какими устройствами можно разговаривать по телефону за рулем?

Исходя из текста статьи, любое устройство, которое позволяет вести разговор без рук, позволяет использовать телефон. Однако под это описание подходит любой мобильный телефон, имеющий функцию громкой связи: «устройством», которое требует законодательство, в таком случае будет обычный динамик.

Также к таким устройствам можно отнести наушники и специальные Bluetooth-гарнитуры. Именно о них все водители и думают в первую очередь, когда читают текст статьи.

Можно ли за рулем писать в мессенджеры или SMS?

То, что инспекторы и судьи перевирают вторую часть запрета, ужесточая его, совсем не значит, что они будут менять первую часть закона в сторону водителей. Статья запрещает использовать телефон, и инспекторы выписывают штрафы не только за звонки, но и за любые другие действия с ним, такие как, написание SMS, просмотр сайтов в интернете или использование каких-либо приложений и игр.

Однако, если водитель во время встречи с сотрудником ГИБДД не разговаривал по телефону, у него есть возможность обжаловать штраф. Для этого нужно получить у оператора распечатку звонков и приложить ее к жалобе о неправомерности штрафа, которая пишется на имя начальника отделения ГИБДД. На подачу такого заявления дается 10 дней. Нет никаких гарантий того, что жалобу удовлетворят и штраф аннулируют, но шанс все же есть.

Если остановить движение для разговора по телефону?

Еще одна часть статьи, на которую стоит обратить внимание: фактически разговор по телефону запрещен только во время движения. Значит ли это, что во время остановок на светофоре или в пробке использовать телефон законно? К сожалению, нет. С юридической точки зрения, данные остановки входят в процесс дорожного движения, так что использовать телефон разрешено только во время намеренных остановок в специально отведенных под это местах. Если же инспектор обнаружит водителя, разговаривающего по телефону во время ожидания в пробке, он все равно имеет право выписать штраф.

Как нужно использовать телефон за рулем?

Итак, чтобы избежать штрафа за телефонный разговор за рулем, водителю нужно выполнить одно из следующих условий:

  • использовать функцию громкой связи или подключить телефон к колонкам автомобиля;
  • использовать наушники или Bluetooth-гарнитуру;
  • совершить остановку или парковку в разрешенном для этого месте.

Как можно уклониться от штрафа?

Описанные в начале статьи недочеты законодательства вполне можно использовать, чтобы попытаться уклониться от штрафа. Аргументы водителя в таком случае будут вполне весомыми, поэтому вероятность не получить штраф будет зависеть только от двух факторов: умения автомобилиста убедительно выстраивать свою речь и настойчивости инспектора ГИБДД.

Если сотрудник ГИБДД останавливает Вас и утверждает, что Вы нарушили статью 12.36.1 КоАП, то следует вести себя вежливо и дать понять, что Вы готовы доказывать свою невиновность и аргументировать свою позицию. Опытных водителей инспекторы иногда отпускают, просто чтобы не терять на них времени и сил.

Чтобы доказать свою правоту можно использовать следующие фразы:

  • «В моем телефоне есть устройством, которое позволяет разговаривать без рук, именно это же прописано в законе, верно? Статья не предписывает мне использовать это устройство»;
  • «Я не пользовался телефоном, можете проверить историю моих звонков»;
  • «Я не пользовался телефоном, я перекладывал его в другой карман (или совершал любое подобное действие), а это не запрещено».

Заключение

Текст законов о запрете телефонов во время езды имеет существенные недостатки, а судебная практика очень расходится с логикой самих статей. Однако все же не стоит использовать телефон во время управления транспортным средством. Нужно понимать, что даже во время движения на небольшой скорости можно не успеть вовремя среагировать на какое-то происшествие на дороге: выбежавший на проезжую часть в неположенном месте ребенок или вылетевший на встречную полосу пьяный водитель. Последствия таких ДТП могут быть довольно печальными, а избежать их можно было бы, просто не отвлекаясь на свой смартфон.

Читайте также:  Как правильно выбрать жидкость для промывки инжектора автомобиля

Штраф за разговор по телефону за рулем в 2022 году

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье будет рассмотрен штраф за разговор по телефону за рулем, а также ситуации, в которых этот штраф может быть наложен в 2022 году.

Сразу же хочу отметить, что любое использование мобильного телефона за рулем (разговор, написание смс-сообщений, использование приложений) отвлекает внимание водителя и не позволяет полностью сосредоточиться на дорожной ситуации.

На практике довольно часто именно сотовый телефон является основной причиной дорожно-транспортного происшествия. Однако статистика подобных ДТП не ведется, т.к. до приезда сотрудников ГИБДД водитель успевает закончить свой разговор и убрать телефон, а о нарушении правил не упоминает.

Можно ли за рулем разговаривать по телефону?

Пункт 2.7 правил дорожного движения накладывает ограничения на использование телефона за рулем:

2.7. Водителю запрещается:

  • пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук;

Рассмотрим этот пункт поподробнее.

Под техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук, подразумеваются:

  • Проводные и беспроводные гарнитуры, которые подключаются к телефону.
  • Система громкой связи, встроенная в автомобиль.

Любое из устройств, изображенных выше, позволяет использовать телефон во время движения.

Еще раз обратимся к пункту 2.7 ПДД. Если в Вашем автомобиле нет громкой связи, а телефон не оборудован гарнитурой, то пользоваться им во время движения запрещается. То есть нельзя не только звонить, но и писать сообщения, играть и т.д.

С другой стороны, если гарнитура или громкая связь есть, то можно и разговаривать, и писать сообщения, и играть. Естественно, разговаривать нужно используя эту самую гарнитуру.

Примечание. Если Ваш телефон неожиданно зазвонил во время движения и Вам срочно нужно поговорить, то просто остановите автомобиль. Во время остановки мобильником можно пользоваться без соблюдения дополнительных условий.

Штраф за разговор по телефону за рулем

Штраф за пользование телефоном за рулем в 2022 году предусмотрен статьей 12.36 1 Кодекса об административных правонарушениях:

Пользование водителем во время движения транспортного средства телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук, –

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

Таким образом, размер штрафа за разговор за рулем составляет 1 500 рублей. Эта сумма превышает стоимость недорогой беспроводной гарнитуры практически в 3 раза. Проводную гарнитуру можно купить еще дешевле.

К сожалению, на практике многих водителей этот штраф не останавливает и они продолжают разговаривать по телефону, держа его рукой. А это, в свою очередь, приводит к увеличению количества ДТП.

Удачи на дорогах!

Не вижу особой разницы между управлением ТС с МКПП, разговаривая через гарнитуру, и управлением ТС с АКПП, разговаривая без гарнитуры.

Разница есть. Попробуйте выполнить резкий поворот одной рукой. Ну и удержать руль, когда колесо попадёт в яму и машину мотанёт, сподручнее двумя руками. Проверено.

Одной рукой руль удержать при попадании в яму не составляет особого труда (я не имею в виду “жесткую” грунтовку), ну а резкие повороты не так уж и часто приходится делать. Несколько оборотов руля можно сделать и одной рукой (у меня руль кожаный, а кожа с кожей довольно плохо скользят).

По-разному бывает. У меня “мобилка” в кожаном чехле выскользнула из руки и упала. Причем вместе с чехлом. Как в анекдоте:

– Что у тебя упало?

– А что с таким грохотом?

– Я из них выскочить не успел!

21 сезон, 2 серия “Южного парка” отлично иллюстрирует проблему сотовых за рулем.

Во-первых, техническим устройством, которым оборудован телефон и которое позволяет вести разговоры без использования рук, к примеру, является громкая связь на самом телефоне. Так что иметь проводную или беспроводную гарнитуру или аудиосистему с подключением к телефону, совершенно не обязательно. Громкая связь сейчас есть на 99% мобильных телефонов (1 процент оставил на всякий случай, в реальности телефонов без громкой связи не встречал). Во-вторых, в статье (как в правилах, так и в админкодексе) нет ни слова о том, что водитель обязан это устройство (позволяющее не задействовать руки) использовать. Говорится лишь о том, что телефон должен быть оборудован таким устройством. Речи о том, что руки должны быть свободны нет. Так что водитель на законных основаниях может держать телефон в руке и говорить по телефону (не используя громкую связь), главное, чтобы на телефоне была такая ВОЗМОЖНОСТЬ. Это я не к тому, чтобы все забили на гарнитуры и стали болтать за рулём, это я к тому, что может кто закон приведёт в порядок? Потому что в начале статьи сказано совершенно верно. Как бы ни был водитель самоуверен, как бы не считал, что он может крутить руль одной рукой – разговор по телефону ослабляет внимание, а занятость руки на удержание телефона ещё и не даёт возможности резко среагировать на возможную опасность.

Читайте также:  Как правильно мыть машину Керхером

Не говорил, не писал, просто держал телефон в руке — законен ли штраф?

Что говорит закон

Чтобы правильно интерпретировать действия инспектора, нужно хорошо знать не только КоАП РФ и ПДД, но и Административный регламент. Именно он содержит обязательные требования для сотрудников ГИБДД, определяя их поведение на дороге.

При этом, разбираясь в правомерности поступков инспектора, не забывайте о собственном поведении на дороге: нужно четко знать нормы закона и не нарушать их.

Если вы понимаете, что нарушили Правила, а сотрудник ДПС лишь фиксирует этот факт, то вы должны нести за это ответственность, равно как и четко выполнять указания инспектора, закрепленные законом, скажем, передавать документы для проверки (п. 2.1.1. п. 2 ПДД). Инспектор, в свою очередь, тоже обязан соблюдать нормы закона (см. пп. 7.1. п. 7 Административного регламента). Например, без нравоучений, убедительно и ясно объяснять автомобилисту суть совершенного им нарушения, ссылаясь на конкретную норму ПДД и других актов (п. 50 Административного регламента), предоставлять водителю возможность объяснить свои действия (п. 51 Административного регламента), аккуратно обращаться с документами при их проверке (п. 53 Административного регламента) и др.

Разговоры между делом

Из указанной нормы ясно, что автомобилистам нельзя использовать телефон во время движения авто как для разговоров, так и для любых других действий: набор смс, поиск информации в интернете, просмотр навигатора и т. п. Если водитель на полном ходу отправляет кому-то сообщение, «сёрфит» в социальных сетях или обновляет почту, значит инспектор имеет полное право оштрафовать за подобные «маневры». Остановят до выяснения обстоятельств и тех, кто решил написать письмо за рулем стоящего в пробке или на светофоре автомобиля, ведь процесс управления машиной в этом случае не прекращается — автомобилисту нужно контролировать дорожную обстановку.

А вот формальных оснований для претензий к человеку, который в пути просто перекладывал аппарат из одного кармана в другой или держал в руках, но при этом не использовал его, нет. Также штраф не грозит владельцам авто, решившим «посидеть» в телефоне, пока их машина припаркована.

Казалось бы, все понятно, но сама формулировка нормы все еще вызывает вопросы. Если в тексте закона идет речь только о переговорах, а об остальных вариантах использования телефона за рулем ни слова, значит можно? На самом деле нет. Во время переписки и других манипуляций руки водителя заняты телефоном, а это уже противоречит установленным требованиям, равно как и общение путем прикладывания к уху аппарата, формально оборудованного системой hands free, но фактически не использовавшейся во время разговора.

Так, основаниями для штрафа будут два фактора:

  • водитель использует (звонит/пишет/смотрит и т. п.) телефон при помощи рук
  • автомобиль во время использования телефона находится в движении (остановки на светофоре и в пробке включены в процесс движения авто).

Если вы понимаете, что не использовали телефон по назначению в момент движения машины, нужно:

  1. Выразить несогласие с нарушением. Это автоматически станет основанием для составления протокола (п. 142 Административного регламента).
  2. При составлении протокола ознакомиться с материалами дела (доказательствами нарушения, п. 1. ст. 25.1. КоАП РФ). Водитель вправе изучить материалы дела, в которые, в частности, включаются и доказательства совершенного нарушения.
  3. Письменно объяснить свою позицию, подробно и аргументированно описав ситуацию. Сразу приобщить к протоколу имеющиеся доказательства своей невиновности (фото/видео/показания очевидцев).
  4. Следить за точностью вносимых в протокол данных. Отметить время нарушения вплоть до минуты. Письменно выражать несогласие, если есть спорные нюансы.
  5. Обжаловать постановление в течение десяти суток со дня вручения или получения копии (п. 1 ст. 30. 3. КоАП РФ).

Если из собранных фактологических данных будет понятно, что телефон просто был в руке у водителя, но не использовался, то обжаловать постановление удастся. Так, установить, говорил ли автомобилист по телефону, поможет распечатка переговоров, запрошенная у оператора сотовой связи, правда, для этого важно в протоколе зафиксировать время нарушения, вплоть до минуты. А вот выяснить, действительно ли водитель на полном ходу «сёрфил» в Сети или проверял почту, помогут, пожалуй, лишь показания очевидцев, запись видеорегистратора или камер наружного наблюдения (если таковые есть).

Помните: пользоваться телефоном за рулем можно только при помощи системы hands free, но даже так можно отвлечься и нанести непоправимый урон себе и другим участникам дорожного движения. Поэтому лучше отложить свой гаджет до полной остановки авто.

Удачи на дорогах!

  • Исчерпывающая информация по юридическим аспектам автомобильной жизни — в нашем «Парке документов».

Штраф за разговор по телефону за рулем в 2022 году

Современный человек не может обойтись без мобильной связи. Большая часть общения между людьми происходит посредством сотового телефона. При этом ответить на звонок абонент может в любой ситуации: и в кинотеатре, и во время обеда, и даже за рулем.

Что является нарушением

Правила дорожного движения запрещают одновременно пользоваться телефоном и управлять автомобилем. Но статья 12.36.1 административного кодекса двусмысленно написана. Точно не понятно какое использование мобильного телефона за рулем под запретом, а какое легально. Ответственность ввели в 2007 году. Тогда речь шла о телефонах, а сейчас появились и смартфоны, и планшеты. Кроме СМС можно писать в Вотсап, Вайбер, Телеграм и т.д.

Читайте также:  Что такое ЭБУ в автомобиле и где он находится

Возникает вопрос, если у гаджета есть функция телефона, то нельзя пользоваться всем устройством или только звонить? Ответа нет. Также нет ясности противозаконно ли:

  • включать, выключать или настраивать сотовый;
  • просматривать информацию, включая видео, тексты, фотографии;
  • играть в игры;
  • слушать музыку;
  • использовать приложение-навигатор;
  • входить в Интернет.

А вот если разговаривать (в звуковом или видео формате), отправлять смс, сообщения в соцсетях, то нарушение налицо.

Исключение составляют девайсы, которые позволяют вести общение без рук, так называемые, хэндс-фри, гарнитуры.

Сотрудники ДПС особо не церемонятся. Если телефон включен и поднесен к уху — составляют протокол. А был ли разговор, водитель доказывает в суде сам. Если телефон в руках и Вы в него смотрите — это может приравниваться к отправлению смс. Поэтому, во избежание провокаций, во время езды лучше выложить телефон из рук.

Какой штраф

Это единственный вид наказания за такую провинность. То есть никаких отстранений от управления, конфискаций телефона, штрафстоянок и других мер не могут применять.

Большое заблуждение думать, что автоматическая коробка на машине освобождает одну руку и значит ей можно брать телефон. Технические характеристики машины, за исключением управления телефоном от органов управления машины, не освобождают от ответственности.

Как фиксируется нарушение

Протоколировать нарушение и выносить постановление о наказании могут сотрудники ГИБДД. То есть выписать штраф могут сразу же при выявлении проступка.

Большинство протоколов составляется, когда водитель соглашается с нарушением, признает себя виновным.

Когда же гражданин оспаривает факт провинности, то сотрудник ДПС должен предъявить более весомые доказательства. Это или видео запись, или показания двух и более независимых свидетелей. Просто увидеть сотрудником в руках шофера телефона еще не значит выявление нарушения. Водитель должен вести разговор по телефону по время езды или подобным образом пользоваться устройством.

Если ситуация конфликтная и дело становится принципиальным, то сотрудники ДПС могут запросить распечатку телефонных переговоров, так называемый, биллинг. И если в протокол будет внесено точное время нарушения (до минуты). А после и из ответа оператора сотовой связи будет ясно, что разговор был в этот момент. Тогда отвертеться не удастся. Но до таких мер дело доходит в исключительных случаях. Так как описанные процедуры трудоемки. И если водитель будет вежливо отрицать свою вину, не сообщать номер своего телефона, то сотрудникам ГИБДД проще не ввязываться в такой конфликт.

Кстати, гражданин сам может заказать распечатку, чтобы доказать свою невиновность. Это необходимо, когда протокол составляется формально, без разбирательств.

Как быть если нужно поговорить

Если нужно ответить на очень срочный звонок или прочитать важное СМС за рулем, то лучше остановиться. Припарковавшись в положенном месте для телефонного дела, Вы не будете подвергать себя риску. Да и много времени это не займет.

Некоторые водители просто включают громкую связь на телефоне (внешний динамик), что не запрещено.

Если мобильным приходится в машине пользоваться постоянно, то можно просто на сертифицированной станции в автомобиле установить блютуз-устройство или просто использовать телефонную гарнитуру.

Почему не следует нарушать

Исследования показывают, что сильнее всего водителя отвлекает телефон. Просто нажимать на кнопки или манипулировать сенсорным экраном уже на несколько секунд разрывает связь водителя с дорогой.

А если шофер ведет разговор или пишет (читает) смс, то его реакция замедляется, действия становятся нерешительными, неадекватными. А когда разговор будет сложным, на эмоциях, то он может вообще поглотить всю концентрацию водителя.

Не зря некоторые специалисты сравнивают шофера, говорящего по сотовому телефону за рулем с алкогольным опьянением.

Когда можно говорить

В некоторых ситуациях можно отступить от правил. Но это крайние случаи. Например, Вы увидели ДТП, где пострадали люди, но не можете остановиться, так как это создаст реальную аварийную ситуацию. Вы можете сделать короткий звонок в неотложку или ГИБДД и сообщить об увиденном.

Подобные ситуации единичны и принимать решение нужно следуя зову разума и конкретным обстоятельствам.

Ещё можно звонить в пробках. Ведь нет движения, значит и нет нарушения. Но если начать движение, даже с малой скоростью, то это будет нарушением.

Дополнительные нарушения

Будьте уверены, если Вам служащий ДПС пытается выписать штраф за телефон за рулем, то поводом для остановки были и иные нарушения, которые допущены из-за пользования телефоном.

Часто водитель не замечает, как превышает скорость, не включает поворотники, неправильно перестраивается, пересекает сплошную линию, едет на красный свет, останавливается не в положенном месте.

Вышеуказанные нарушения как раз и возникают из-за ослабления внимания и снижения контроля за дорогой.

Как не получить штраф с камеры за телефон. Водителям все объяснили

Новые дорожные камеры зафиксировали 82 водителей, которые в дороге разговаривали по телефону. Всего за два месяца таких автомобилистов было 247. Штраф за нарушение составляет 1500 рублей, его можно оплатить со скидкой 50%. О такой статистике рассказали в департаменте транспорта Москвы — пока новые комплексы работают лишь в столице. В дептрансе также ответили на самый популярный вопрос автомобилистов: существует ли какой-то способ для использования телефона, чтобы не получить штраф? Оказалось, что такая возможность есть, если, например, устройство выполняет роль навигатора. Но в руках его держать все равно нельзя.

Читайте также:  10 советов тем, кто поедет по Крымскому мосту

«Разговоры во время вождения повышают риск аварий в четыре раза, а если водитель читает или пишет сообщения, то он возрастает в 20 раз. Если вы используете телефон как навигатор, то установите специальный держатель, который позволит не отвлекаться в пути», — объяснили в департаменте транспорта.

Согласно КоАП 12.36.1, пользование водителем во время движения транспортного средства телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук, влечет наложение административного штрафа в размере 1,5 тыс. рублей. Никаких утончений по поводу того, что подпадает под определение «пользование» ни КоАП, ни ПДД не дают. То есть, если подойти к нормам буквально, то само нахождение телефона в руке уже подпадает под штраф. При этом, если в нем установлено устройство hands-free, то штрафа быть не должно.

При этом в Центре организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы считают, что наказывать надо вообще за любое использование гаджета — так Autonews.ru говорил заместитель руководителя дирекции фото- и видеофиксации ЦОДД Москвы Егор Чернов. Тем не менее, окончательное решение оставляют за ГИБДД — ведь в ЦОДД только фиксируют и составляют материалы, на основании их в ГИБДД принимают решение о том, наказывать водителя или же забраковать сделанную фиксацию.

В МВД России на запросы Autonews.ru по поводу того, что же считать признаком нарушения — непосредственный разговор по телефону с устройством у уха, или просто сам факт нахождения телефона в руках, не ответили. Корреспондента Autonews.ru направили за разъяснениями в ГУ МВД России по Москве, где пока тоже молчат.

Однако в конце 2022 года глава ГИБДД Михаил Черников в письме на имя первого заместителя министра внутренних дел Александра Горового объяснил, каким образом будет происходить процедура наказания водителей, которые за рулем пользовались телефоном. Соответствующий документ есть в распоряжении Autonews.ru, а его подлинность подтверждал РБК источник в центральном аппарате МВД. В ГИБДД признали, что существует угроза того, что система будет неверно отождествлять какой-либо предмет в руках водителя с телефоном. Чтобы решить эту проблему, система, по словам Черникова, будет делать не менее десяти фотографий высокого качества.

Руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» и координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов проанализировал текущие ПДД — он также считает, что устройствами с hands-free по правилам пользоваться не запрещено. Однако при обжаловании таких штрафов в судах могут принимать совершенно разные решения. И причина — «в устаревших и нечетких положениях ПДД».

«Сейчас в автомобилях современные мультимедийные системы, их функционал даже шире, чем у телефонов — на них и видео смотрят, и сообщения читают, это настоящие гаджеты. Поэтому проблема использования мобильных телефонов гораздо шире, а у нас получается, что неактуальные формулировки ПДД пытаются натянуть на современность. Оштрафуют за телефон, а видео смотреть в автомобиле получается нормально, ведь в ПДД про это ничего нет. Нужно учитывать развитие отрасли, а также систем безопасности в виде противодействия гаджетам. Но вся система очень инерционна, чтобы поменять ПДД сейчас нужно соответствующее постановление правительства, поэтому проще собирать штрафы, чем что-то менять», — отметил Шкуматов.

Анализируя явление разговоров по телефону за рулем, член рабочей группы ОНФ, эксперт в области фотовидеофиксации Григорий Шухман пришел к выводу, что само нарушение состоит в мысленном переключении от контроля окружающего пространства на разговор.

«То есть человек уходит в себя при разговоре по телефону, — рассуждает Шухман в беседе с Autonews.ru. — Если водитель пользуется смартфоном, то происходит утрата визуального контроля за окружающей дорожной обстановкой, из-за того, что водитель смотрит на экран смартфона/кнопки и меню телефона, а не на дорогу. Также играет роль занятость одной руки, что существенно при необходимости манипуляций с органами управления».

Шухман указал и на раздражающий других водителей фактор, который создает помехи движения и провоцирует лишние перестроения: человек, отвлекшись на набор, чат, разговор, обычно заметно сбрасывает скорость относительно потока. При этом эксперт признает: контролировать факт нарушения «извне по фото-видеоматериалам» получится только на субъективном уровне.

«При фиксации должностное лицо считает, что водитель нарушил, далее идет встреча с судьей, у которого есть свои внутренние убеждения. Объективно установить и доказать факт нарушения при таком виде контроля очень трудно. Как вообще установить и доказать, что это телефон? Это основной вопрос. Без ответа на этот вопрос появится либо бумажная норма, наказывать будут всех подряд. А текущая норма в ПДД устарела с тех пор, как появился режим спикерфона», — считает Шухман.

Эксперт, который участвовал в оценке проекта нового КоАП, предложил следующие возможные формулировки.

«Управление транспортным средством с удержанием в руке технического средства в целях его использования для поиска, набора, передачи или приема информации, включая передаваемую голосом», — уточнил Шухман, добавив, что нет возможности установить, включен телефон в момент фиксации или нет.

Читайте также:  Рейлинги на крышу авто - классификация, выбор и монтаж

Шухман предложил и более радикальные формулировки: «Управление транспортным средством с удержанием в руке устройства, предназначенного для поиска, набора, передачи или получения информации, включая передаваемую голосом». Или «Управление транспортным средством с удержанием в руке устройства, предназначенного для поиска, набора, передачи или получения аудиовизуальной информации».

В предложенных ситуациях, по словам эксперта, получается не важен сам факт использования устройства в конкретный момент. «Но шоколадку от телефона не отличить. И также будут вопросы о том, что еще можно держать в руках. Например, книга — это не устройство, но внимание тоже отвлекает», — моделирует возможные сложности эксперт.

Штрафы за разговоры по мобильному за рулем будут выносить с помощью новых камер, Big Data и нейросети

ГИБДД, выяснил “Ъ”, планирует начать использование камер, способных фиксировать использование водителем телефона во время движения. Работающий на основе нейросети софт проходит испытание, вскоре его начнут применять в Москве. Использовать такие технологии нельзя, пока у водителя нет способа доказать, что камера ошиблась, предупреждают эксперты. В Госдуме уже призывают поднять штраф за использование телефона за рулем с 1,5 тыс. до 5 тыс. руб. и ужесточить ПДД.

О том, что полиция планирует начать применение камер, способных фиксировать использование водителем телефона во время движения, “Ъ” рассказал замначальника ГИБДД России Александр Быков. «Наши коллеги из управления ГИБДД по Москве рассматривают возможность применения таких приборов в столице, но о массовом их применении речи пока не идет,— сообщил он.— Сначала производителю нужно пройти испытания и получить сертификаты, подтверждающие, что программное обеспечение и заложенный в нем алгоритм способны корректно такие случаи фиксировать и отбраковывать ложные срабатывания. Свои замечания на этот счет мы уже высказали. Если вся документация будет получена, комплекс можно будет применять в тестовом режиме». Предполагается, что штрафы будут присылать автовладельцам по почте. Если за рулем в момент нарушения находился не собственник, он сможет в рамках обжалования переписать постановление на водителя.

По данным “Ъ”, речь идет о новом приборе корпорации «Строй Инвест Проект» (разработчик камер «Стрелка», «Стрелка плюс», «Блокпост Стрелка», «Стрелка 360»). Прибор испытывали в феврале 2022 года Центр организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы и столичное управление ГИБДД (штрафы не выносились). В ЦОДД ситуацию не комментируют, в компании — тоже.

« Суть технологии заключается в том, что нейросеть с помощью Big Data научилась точно определять, держит ли водитель телефон у уха, или, например, пристегнут ли он ремнем безопасности»,— пояснил “Ъ” источник, знакомый с ситуацией.

ЦОДД с 2016 года по контракту арендует у «Строй Инвест Проекта» 100 камер за 650 млн руб. В контракте оговаривается возможность фиксации нарушений по ст. 12.36.1 КоАП — вероятно, что в рамках документа новая технология и внедряется. Для начала компании нужно утвердить новый прибор в качестве «типа средства измерения» в Росстандарте. В пресс-службе ведомства “Ъ” подтвердили, что заявки от «Строй Инвест Проекта» на «изменения технических характеристик комплексов» сейчас рассматривают во Всероссийском НИИ физико-технических и радиотехнических измерений.

Кто и как зарабатывает на дорожных камерах

В России запрет на пользование телефоном за рулем без использования hands-free введен в ПДД в 2001 году, с 2013-го за нарушение действует штраф 1,5 тыс. руб. В 2018 году за этот вид нарушений было наказано 81,5 тыс. водителей, в 2019 году — более 84,8 тыс. Отметим, в 2013 году УГИБДД Воронежской, Тамбовской областей и Татарстана по снимкам начали высылать штрафы за непристегнутый ремень и езду с выключенными фарами. Практика была запрещена ГИБДД России, поскольку приборы не были сертифицированы для выявления этих видов нарушений, а инспекторы по фотографиям определяли, пристегнут ремнем водитель или нет.

Каким знаком будут обозначаться все дорожные камеры

«Для автоматического контроля допустимы только те виды нарушений, которые можно перепроверить методиками исследования и необходимыми для них фото- или видеоматериалами,— указывает эксперт по системам фиксации нарушений Григорий Шухман.— Текущие методы документирования событий не позволяют выяснить, был ли это именно разговор по телефону, или водитель поднес руку к голове по иной причине. Тут вопрос исключительно веры и внутреннего убеждения инспектора. Невозможно достоверно установить, было нарушение или камера обозналась». До тех пор пока не будут введены соответствующие методики, а у водителей не появится возможность электронного обжалования штрафов, новые составы нарушений камерами выявляться не должны, считает Григорий Шухман.

Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков считает, что в ПДД нужно вписать запрет на любые гаджеты в руках во время вождения, при этом штраф за нарушения правил должен быть не менее 5 тыс. руб. Отметим, что в редакции нового КоАП от Минюста, которая сейчас проходит общественное обсуждение (“Ъ” об этом неоднократно рассказывал), существующая санкция не поменялась. Контроль, по мнению депутата, должен осуществляться как инспекторами, так и автоматическими камерами.

Календарь автомобилиста

Какие нововведения ожидают водителей в течение 2022 года

Ссылка на основную публикацию