ПДД для мотоциклистов
- Какие транспортные средства относятся к мотоциклам
- Основные правила дорожного движения для транспорта
- Скоростные ограничения
- Обязательно ли надевать шлем
- Парковка на тротуаре
- Что обязательно нужно возить с собой
- Передвижение зимой
- Правила буксировки
- Предусмотренные штрафы за нарушения
Мотоцикл такое же транспортное средство, как и автомобиль, поэтому на них тоже распространяются правила дорожного движения. Водители байков обязаны знать ПДД и придерживаться его норм находясь на дороге, паркуясь или выполняя другие маневры.
Для этого ТС есть не только общие правила, но и индивидуальные, которые распространяются исключительно на мотоциклы. Придерживаясь всех установленных норм, водитель избежит аварийных ситуаций и штрафных санкций за нарушения.
Какие транспортные средства относятся к мотоциклам
Перед тем как перейти к основным правилам дорожного движения для байков, следует определиться с тем, какие ТС причислены к данной группе. В пункте 1.2 ПДД сказано, что «мотоцикл» — это механическое двухколесное средство передвижения, которое может иметь боковой прицеп или быть без него.
Чтобы исключить из общей массы мопеды, установлено, что мотоциклом является ТС с объемом двигателя не менее 50 см3, либо его максимальная скорость выше 50 км/ч. Квадрициклы и трициклы также причисляются к этой группе, если:
- Их масса не превышает 400 кг или 550 кг (без аккумулятора), если речь идет о ТС для перевозки грузов.
- Максимальная мощность двигателя не превышает 15кВт.
Если объединить все критерии, то мотоциклом называют ТС, которые:
- развивают скорость выше 50 км/ч;
- имеют объем двигателя более 50 см3.
ТС меньшие по значению, называются мопедами.
Основные правила дорожного движения для транспорта
ПДД четко регламентирует вождение мотоциклов по всем аспектам. Для управления двухколесным ТС необходимо пройти обучение и получить водительское удостоверение категории А1 или А. Разница в категории зависит лишь от объема двигателя будущего средство передвижения, но сама суть вождения и правила не меняются.
После получения прав начинающий водитель не обязан устанавливать специальный знак сзади ТС, оповещающий о начальном стаже вождения в течение первых двух лет, как это делают на автомобилях. Но перевозить пассажиров на своем ТС можно только по истечение указанных 2-х лет. При этом наличие длительного автомобильного стажа не дает право байкеру сокращать указанный срок. Пассажиры могут размещаться только на предназначенных для этого местах и иметь средства защиты в виде шлема.
Водитель байка обязан при езде носить защитный шлем и соблюдать установленный скоростной режим.
Скоростные ограничения
Мотоциклы имеют немало преимуществ на дороге из-за повышенной маневренности и небольших габаритов. На байке можно легко избегать пробок и всегда находить места для парковок, но это вовсе не означает, что водитель имеет право двигаться с удобной для него скоростью. Как и в случае с автомобилями скорость мотоциклов очень жестко регламентируется.
ПДД устанавливает следующие ограничения для байкеров:
- Самую высокую скорость можно развивать на автомагистралях – до 110 км/ч.
- За пределами населенных пунктов водитель имеет право разгоняться до 90 км/ч.
- В черте города или другого населенного пункта превышать стандартные 60 км/ч запрещено.
- Наиболее низкой скорости придется придерживаться на придворовых территориях, в жилых и велосипедных зонах. В местах скопления пешеходов разрешено передвигаться со скоростью не более 20 км/ч.
Давать волю всем лошадиным силам, которые были помещены производителем в двухколесное ТС, можно исключительно на специальных полигонах и гоночных трассах.
Обязательно ли надевать шлем
Частым камнем преткновения для байкеров является шлем. Надевать его или нет, вот главный вопрос.
ПДД дает однозначный ответ – шлем обязательно должен быть на водителе и пассажире(ах) во время движения. В пункте 2.1 и 5.1 Правил сказано, что недостаточно просто одеть средство защиты на голову. По закону оно должно находится в застегнутом виде, как на водителе, так и на пассажире. При перевозке людей в люльке общие требования ПДД распространяются и на них.
Сегодня на рынке существует сотни самых разных шлемов: открытого и закрытого типа, с визорами и без, для городской езды и специальные спортивные. Понять какой из них можно носить, а какой нельзя, крайне просто. Все защитные изделия, которые носят официальное название мотоциклетный шлем, могут быть использованы водителями.
Все конструкции проходят испытания на прочность и призваны обеспечить защиту головы при аварийной ситуации. Запрещено использовать самодельные конструкции, которые только внешне напоминают шлем, но не выполняют главной конструктивной обязанности.
Парковка на тротуаре
Маневренность мотоциклов часто приводит к тому, что владельцы двухколесных ТС паркуются там, где удобно, игнорируя ПДД. Между тем на байки распространяются те же правила парковки, что и на автомобили, несмотря на сравнительно малые габариты первых.
Нельзя просто припарковать мотоцикл на тротуаре, газоне или пешеходной зоне, если на, то нет специального разрешения в виде знаков ПДД.
Соответствующее правило закреплено в пункте 12.2 ПДД. Там говорится, что останавливаться на краю тротуара можно только при наличии таких табличек:
- дорожный знак 6.4 – «Парковка»;
- дополнительные обозначения:
- 8.4.7, который указывает, что разрешено мотоциклам;
- 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6-8.6.9, обозначающие способ постановки на парковку.
В иных случаях парковка запрещена.
При несоблюдении правила выписывается штраф. Его можно получить благодаря автоматическим камерам слежения или от инспектора ГИБДД.
Что обязательно нужно возить с собой
Все водитель транспортных средств привыкли к обязательному набору специальных предметов, которые всегда должны быть с собой и в любой момент могут быть проверены представителем ГИБДД. В него входит:
- Медицинская аптечка с регламентированным набором лекарств.
- Знак аварийной остановки, выполненный по ГОСТу Р 41.27-2001.
- Огнетушитель.
Отсутствие одно или более предметов приводит к штрафу водителя.
Мотоцикл не имеет места для перевозки стандартных наборов, а потому к нему применяются другие правила. Аптечка и знак аварийной остановки обязаны быть только на мотоциклах с боковыми прицепами. Обычные двухколесные байки не комплектуются перечисленными средствами.
Огнетушитель не нужен ни для одного из видов мотоциклов.
Передвижение зимой
Передвижение на байках в зимний период времени не слишком комфортно и удобно по целому ряду причин. С одной стороны, низкая температура требует специального снаряжения. С другой стороны, осадки, гололед и другие неблагоприятные природные явления, не позволяют безопасно передвигаться. Но несмотря на это прямого запрета на езду зимой ПДД не устанавливает.
Мотоцикл не является зимним видом транспортом и не приспособлено для движения в суровых реалиях зимы. Но только сам водитель может для себя решить в какую погоду ему можно ездить на байке, а когда лучше воздержаться.
Что касается правил, то они регламентируют только одно – установку специальной резины на колеса ТС. До начала зимнего сезона водитель обязан переобуть байк в приспособленные для этого времени года шины, если он планирует продолжать езду в холодное время года. Других ограничений Правила не устанавливают, но есть рекомендации, которых следует придерживаться:
- Следить за зарядкой аккумуляторной батареи, так как при минусовой температуре она очень быстро садится.
- Использовать моторные масла с низкой вязкостью. Такие жидкости не густеют на морозе, что позволяет без проблем заводить остывший двигатель.
- Смазывать тросы.
- Установить «горячие» свечи зажигания. Они обеспечивают бесперебойную и беспроблемную эксплуатацию.
Инспектор ГИБДД при проверке обращает внимание только на наличие зимней резины, остальные рекомендательные пункты его не интересуют. Их несоблюдение влияет скорей на общую эксплуатацию байка, чем на безопасность движения.
Правила буксировки
Двухколесные транспортные средства буксировать невозможно чисто технически. Чтобы не было соблазна проверять это на собственном опыте в пункте 20.4 ПДД есть прямой запрет на проведение такого действия. Байкер также не может сам кого-то буксировать.
Трехколесные и четырехколесные мотоциклы буксировать не запрещается. Они устойчивы в движении и могут быть пассивными участниками движения в случае поломки.
Предусмотренные штрафы за нарушения
Мотоциклисты подвергаются тем же штрафным санкциям, что и автомобилисты. Все пункты, по которым они могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности, исчерпывающе перечислены в законодательстве. Но есть и такие штрафы, которые выписываются чаще всего на владельцев мотоциклов. К ним относят:
- передвижение на байке без отметки в водительском удостоверении о наличии категории А или вообще при отсутствии прав. Водителю выписывается штраф от 5 000 до 15 000 рублей, в зависимости от тяжести провинности;
- перевозка пассажиров, если байкер еще не отъездил положенных два года с момента получения категории А. Придется оплатить 500 рублей;
- отсутствие шлема у водителя или пассажира – 1 000 рублей;
- ТС не состоит на учете. Первичное нарушение обойдется в 500-800 рублей. При повторном наказании – 5 000 рублей или лишение прав на 1-3 месяца;
- нет номерных знаков – 5 000 рублей или на 1-3 месяца отбирается право вождения.
В остальных ситуациях размер штрафов и мера ответственности налагается такая же, как и на автомобилистов.
Есть ли ограничения по скорости мотоцикла на автомагистрали и что говорится в ПДД?
Специальный раздел в ПДД описывает поведение на дорогах, обозначенных знаком «5.1». Это дороги со специальным скоростным режимом. Они имеют свои особенности как в строении, так в и эксплуатировании. Российской Федерации принадлежит таких автомагистралей одиннадцать.
Автомагистралью называют автомобильную дорогу, которая имеет специальное назначение и тип. В ПДД о ней указано в статье 1 п.2, она обозначается на знаке «5.1», также имеет деления на проезжие части для каждого направления (они разделены между собой полосами или укрепленным ограждением). Важным является, что магистраль не имеет пересечений с рельсовыми путями, автодорогами и велодорожками, что увеличивает ее безопасность и уменьшает случаи ДТП.
Скоростная автомагистраль очень популярна не только среди автовладельцев, но и мотоциклистов. Особенно их привлекает нарушение скоростного режима. На практике большинство не обращают внимание на знаки, полагая, что штраф их обойдет.
- Разрешенный максимальный темп движения
- Какой штраф и/или иное наказание предусмотрено за превышение?
- ПДД
- Заключение
Разрешенный максимальный темп движения
Превышение скорости одно из самых распространенных нарушений. Автомобилисты (не более 3,5 тонн, если это грузовая) могут разгонять свой транспорт до 110 км/ч на скоростной дороге. Тоже касается и мотоциклистов (если говорить о владельцах скутеров, мопедов, то им запрещен въезд на скоростную дорогу, исключение – обочина).
Статья 10 ПДД устанавливает в законодательном порядке максимальную скорость для различных видов транспортных средств при движении на скоростной магистрали. А именно: мотоциклы, легковые авто, грузовые авто с массой не более 3,5 тонн при езде на автомагистраль могут разгоняться до 110 км/ч.
Какой штраф и/или иное наказание предусмотрено за превышение?
За превышение скоростного режима ГИБДД (по статье 12.9 КоАП закона №195 от 30.12.2001 г.) определил штрафы и наказания. Они прямо зависят от того, насколько был превышен установленный режим скорости:
- Превышение скорости от 20 км/ч вплоть до 40 км/ч включая – взыскание в 500 рублей.
- Превышение ограничения скорости на 40-60 км/ч штрафуют на 1 тыс.-1,5 тыс. рублей. При повторном правонарушении с водителя потребуют сумму от 2 тыс.-2,5 тыс. рублей.
- Превышение скорости от 60 до 80 км/ч – штраф 2 тыс.-2,5 тыс. рублей. Также может последовать наказание в виде лишения водительского удостоверения сроком на четыре до шесть месяцев. При повторе данного нарушения водителя гарантированно лишают прав сроком в 1 год или штраф 5000 рублей, когда есть доказательство в виде фото- или видеоматериалов.
- При превышении разрешенной скорости от 80 км/ч штрафуют на 5 тыс. р. или лишают удостоверения на пол года. При повторном нарушении выписывают штраф на 5 тыс. р. при фотовидеофиксации или лишают прав на один год.
Cтрогость наказания зависит от того, насколько превышен лимит, чем больше скорость тем больше сумма и срок отнятия прав.
В ПДД мотоцикл рассматривается как двухколесное транспортное средство на механическом приводе, имеет или не имеет в наличии боковой прицеп. Также к мотоциклам относят транспортные средства трехколесные и четырехколесные (например, квадроцикл), которые имеют оборудование в полном комплекте весом не более 400 кг. Для мотоциклистов правила дорожного движения общие и включены в основной свод правил. Согласно ст. 10 п.3 ПДД – за пределами населенного пункта разрешается лимит скорости:
- легковой транспорт, грузовой автомобиль (не более 3,5 т) на автомагистрали – не превышать скорость за 110 км/ч;
- маломестный автобус/междугородний автобус, мотоцикл – не должны превышать скорость более 90 км/ч;
- легковым авто с буксиром, грузовые авто (более 3,5 т), габаритные автобусы на автомагистрали – не превышать 90 км/ч;
- на магистрали, обозначенной «5.1» легковым авто и мотоциклам разрешается скоростной режим не более 110 км/ч.
Хоть для мотоциклов и разрешена высокая скорость, не стоит пренебрегать своей и чужой безопасностью и гнать сломя голову.
Заключение
Водители, которые получали права на вождение легкового транспорта, дополнительно изучали положения для мотоциклистов и может открывали категорию А. Правила общие, это говорит от том, что нового или специфичного в правилах вождения мотоцикла нет. Внимательное изучение правил и их изменений только повысит компетентность мотоциклиста и улучшит его опыт вождения.
Изменения правил в отношении скоростного режима приравняло мотоциклы и автомобили по скоростям и системам штрафов. Всегда следует различать правила относящиеся к габаритным мотоциклам и мопедам – есть ситуации, где эти различия существенно скажутся на наказании и ответственности.
Верховный суд отменил штраф за превышение средней скорости
Когда в России стали массово появляться камеры, контролирующие скорость в определенных местах дорог, водители быстро нашли противоядие. Расположение устройств стали наносить на карты навигационных программ и включать в специальные приложения для смартфонов, чтобы те предупреждали. В итоге возле камер машины притормаживали, а затем снова неслись вовсю.
В ответ власти стали устанавливать комплексы измерения средней скорости на определенном участке дороги. Вот первая камера зафиксировала автомобиль и передала в систему время и госномер. В конце отрезка ту же машину запечатлело второе устройство. Далее нехитрый подсчет по школьному курсу физики — и готова средняя скорость. Если она выше разрешенной на этом участке, водителю приходит штраф. Но Верховный суд сказал, что это неправильно.
От редакции
Превышать скорость нехорошо — хоть в конкретный момент времени, хоть в среднем. Лучшая защита от штрафа — ехать по правилам или, на худой конец, с превышением не более чем на 20 км/ч , за которое пока не наказывают.
С другой стороны, все должно быть по закону. И штрафы за среднюю скорость — тоже.
Как устроена процедура штрафов с камер
По КоАП камеры правильно называть длинным термином «специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, работающие в автоматическом режиме». Это надо знать хотя бы для того, чтобы легко найти в КоАП профильные статьи. Но дальше в статье я буду использовать привычное слово «камера».
Эти устройства сейчас умеют контролировать не только скорость автомобиля, но и много чего еще. Например, проезд на запрещающий сигнал светофора, остановку или стоянку в неположенном месте, нарушение направления движения по полосам, езду по встречке или по полосе для общественного транспорта.
Поскольку все происходит автоматически и без участия человека, для наказаний «по мотивам» камер есть специальные правила. Вот они:
- За нарушения только штрафуют, причем по нижней границе «вилки». Например, штраф за превышение скорости на 41—60 км/ч — от 1000 до 1500 Р . Если это зафиксирует камера, возьмут 1000 Р .
- Если устройство запечатлело проступок, за который лишают прав, то вместо этого будет штраф 5000 Р .
- Протокол не составляют — сразу заочно оформляют постановление о назначении штрафа.
- Штраф выписывают собственнику — человеку, на которого зарегистрирован автомобиль. Чтобы не платить, он должен отдельно доказать, что не был за рулем в момент съемки.
Если камера не автоматическая и была в руках, например, инспектора ГИБДД либо какой-то неравнодушный гражданин снял нарушение на свой смартфон, а потом отослал куда следует, этот специальный порядок не применяют. То есть заочно оштрафовать собственника не получится: протокол или постановление нужно оформлять на месте проступка.
Почему ВС против штрафа за превышение средней скорости? Он не знает физику?
Я не проверял знания судей ВС по этому предмету. Но вот закон они знают четко — и привели следующие аргументы.
Во-первых , в КоАП нет наказания за превышение средней скорости. Там упоминается просто скорость, и она, по мнению суда, должна быть конкретной.
Во-вторых , КоАП ранжирует наказания в зависимости от величины превышения. Если водитель после фиксации его первой камерой какое-то время стоял и потом понесся с превышением на 60 км/ч , штрафовать его надо именно за это. А не за то, что в среднем он превысил скорость, скажем, на 30 км/ч .
В-третьих , на некоторых участках дорог водитель после фиксации первой камерой может срезать путь до второй, не превышая скорость. И получится, что его оштрафуют без вины.
В-четвертых , при вычислении средней скорости невозможно установить конкретное место проступка. А значит, нельзя и четко определить подразделение ГИБДД или районный суд, где можно обжаловать штраф. Что нарушает право собственника на защиту.
Меня оштрафовали за среднюю скорость. Теперь могу не платить или вернуть уплаченные деньги?
К сожалению, ВС вынес вердикт по конкретному делу. И хотя аргументы в нем универсальные для всех подобных случаев, ГИБДД и нижестоящие суды вряд ли быстро возьмут под козырек и начнут руководствоваться новой позицией ВС.
Кроме того, решения ВС по конкретным эпизодам не могут быть причиной пересмотра уже закрытых дел, все сроки обжалования по которым прошли.
Вот варианты, как быть со штрафом за превышение средней скорости в зависимости от ситуации:
- Вам пришло «письмо счастья», вы его не обжаловали, через 10 дней штраф вступил в силу, но вы его так и не заплатили. Увы, долг не спишут.
- Все как в первом варианте, но штраф вы заплатили. Деньги не вернут.
- Вы получили постановление о штрафе с камеры, и с этого момента еще не прошло 10 дней. Вот тут решение ВС должно помочь — сошлитесь на него при обжаловании штрафа.
Как обжаловать штраф, в Т—Ж подробно разбирали в отдельной статье.
Для справки: можно ли обжаловать штраф с камеры за превышение конкретной скорости
Если вы собственник, были за рулем автомобиля и действительно превысили скорость, отменить штраф можно только через обман. То есть сказать, будто машиной управлял, скажем, родственник или знакомый, который готов свидетельствовать в ГИБДД или в суде. Но, во-первых , к этому могут отнестись со скепсисом: слова есть слова. А во-вторых , родственник либо знакомый фактически лжесвидетельствует, за что предусмотрен отдельный штраф — 1000—1500 Р .
Однозначно можно отбиться от штрафа, если выяснится, что автоматическая камера работала некорректно и завышала измеряемую скорость. Так случилось, например, в 2017 году в Вологодской области, где от действий неисправной камеры пострадали более 10 тысяч водителей.
А вот еще один пример технической ошибки из судебной практики в Нижегородской области. Собственнику пришло два штрафа за превышение конкретной скорости с камер, расположенных друг от друга почти в 7 км. Устройство № 1 зафиксировало проступок в 9:37:16 , а устройство № 2 — в 9:37:50 , то есть через 34 секунды. Получилось, что между камерами автомобиль ехал со скоростью свыше 700 км/ч , иначе он бы просто не успел достичь устройства № 2 к означенному времени. Поскольку это технически невозможно, суд все-таки отменил второй штраф.
Однако, повторюсь, если устройство, которое зафиксировало ваше нарушение, работало корректно, шансы законно оспорить штраф нулевые. Не стоит и пытаться.
Особенности ПДД для мотоциклистов
Казалось бы, что может быть особенного в вождении мотоцикла? Сел – и поехал. Это же вам не грузовой автомобиль – никаких неудобств и ограничений в выборе маршрута. Да и скорость щекочет нервы. На самом деле, все не так просто, как кажется.
Действующие Правила дорожного движения не выделяют мотоциклистов в какую-то особую категорию участников дорожного движения. Более того, они говорят о том, что мотоциклисты при движении по дороге должны действовать так же, как и водители, управляющие любыми другими транспортными средствами. Однако ряд пунктов Правил предусматривает некоторые особенности и имеет отличия для водителей мотоциклов.
Во-первых, пункт 1.2 ПДД выделяет мотоциклы в отдельную категории транспортных средств, причем к категории мотоциклов относятся не только двухколесные «железные кони» (с боковым прицепом или без такового), но также трех- и четырехколесные механические транспортные средства весом в полностью снаряженном состоянии до 400 килограммов, мопеды и скутеры, рабочий объем двигателя которых больше 50 кубических сантиметров, и любое другое транспортное средство с таким же объемом мотора, способное развивать скорость до 50 км/ч. Все остальные транспортные средства, имеющие меньший объем двигателя и развивающие скорость менее 50 км/ч, относятся к категории мопедов.
Раз уж мы заговорили о категориях транспортных средств, давайте разберемся, какие из них, имеющиеся в водительском удостоверении, позволяют управлять мотоциклами и мопедами.
Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ, для мотоциклов и мопедов установлены следующие категории и подкатегории:
- категория «A» – мотоциклы;
- категория «M» – мопеды и легкие квадроциклы;
- подкатегория «A1» – мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт;
- подкатегория «B1» – трициклы и квадроциклы.
При этом в силу части 7 этой же статьи российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории «A», подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории «A1» и подкатегории «B1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа. Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами любой из категорий или подкатегорий, перечисленных в статье 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», подтверждает право на управление транспортными средствами категории «M».
Итак, вернемся к Правилам дорожного движения и некоторым их особенностям, касающимся мотоциклистов и скутеристов.
Согласно пункту 2.1.2 Правил мотоциклист и его пассажир (пассажиры) в обязательном порядке должны при движении мотоцикла надевать специальный шлем. Причем этот шлем должен быть обязательно в застегнутом состоянии. Использование велосипедных, строительных или каких-либо других не приспособленных для езды на мотоцикле шлемов не допускается.
В соответствии с пунктом 10.3 ПДД, скорость при движении на мотоцикле по автомагистрали не должна превышать 110 км/ч, а на остальных загородных дорогах – 90 км/ч.
В силу пункта 19.5 Правил мотоциклы и мопеды, как и другие транспортные средства, должны передвигаться с включенным ближним светом фар даже днем и вне зависимости от того, едут они по городу или по загородной дороге. Не предусматриваются исключения и для старых машин с генераторами малой мощности с электрическим оборудованием в 6 вольт. Даже такие крупные представители мотоциклов как трех- и четырех колесные, которые достаточно хорошо видны на дорогах, тоже не являются исключением.
На основании пункта 20.4 ПДД запрещена буксировка при помощи двухколесных мотоциклов, не имеющих бокового прицепа. Также запрещено буксировать такие машины. По смыслу этого пункта Правил буксировка всеми остальными транспортными средствами, подпадающими под категорию мотоциклов и имеющими более двух колес, а также буксировка таких транспортных средств, не запрещены.
Как следует из пункта 22.2(1) Правил, перевозка людей на мотоцикле должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «A» или подкатегории «A1» в течение двух и более лет. Перевозка людей на мопеде должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами любой категории или подкатегории в течение двух и более лет.
Пунктом 22.8 ПДД установлены ограничения на перевозку пассажиров, в том числе и на мотоциклах. Так, нельзя перевозить пассажиров на мототехнике, конструкция которой не предусматривает дополнительного места для сидения. Нельзя этого делать в кузове мотороллера, предназначенном для перевозки грузов или на топливном баке. Детей, возраст которых не достиг 12-ти лет, можно перевозить только в коляске мотоцикла, но ни в коем случае не на заднем сидении.
В соответствии с пунктом 12.2 Правил, мотоциклисты имеют право парковаться в два ряда, чего нельзя делать автомобилистам, но при этом не нарушая знаки 7.6.1-7.6.9 Приложения № 1 к Правилам дорожного движения, указывающие на способ постановки транспортного средства на стоянку.
Для водителей мопедов также существуют некоторые особенности
Например, согласно п. 24.7 ПДД водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов. Движение водителей мопедов по обочине допускается, если это не создает помех пешеходам.
Максимально разрешенная скорость движения для водителей мопедов Правилами не установлена, так как к категории мопедов относятся транспортные средства, которые, помимо всего прочего, технически не в состоянии двигаться со скоростью, превышающей 59 км/ч.
На основании пункта 24.8 Правил водителям мопедов запрещается управлять мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой, перевозить груз, который выступает более чем на полметра по длине или ширине за габариты транспортного средства, или груз, мешающий управлению, перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства, перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест, поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении, двигаться по дороге без застегнутого мотошлема, пересекать дорогу по пешеходным переходам.
Также пунктом 24.9 ПДД буксировка мопедов, а также буксировка с помощью мопедов запрещена, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с мопедом.
В соответствии с пунктом 24.10 Правил при движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов для водителей других транспортных средств.
За помощь в подготовке материала благодарим
тюменского юриста Романа Дягилева
8 922 003-55-00
Существуют ли специальные ПДД для мотоциклистов?
Новички, которые впервые садятся за руль мотоцикла, часто пытаются узнать, существуют ли специальные ПДД для мотоциклистов. Ответ, конечно же, будет отрицательным, поскольку Правила — это универсальный и всеобъемлющий документ, который касается абсолютно всех участников дорожного движения. Представьте себе, как выглядели бы наши дороги, если мотоциклисты, водители автомобилей, троллейбусов и автобусов, а также пешеходы пользовались своими редакциями ПДД. Однако в действующих Правилах есть некоторые положения, действия которых распространяются исключительно на мотоциклистов. Рассмотрим, какими привилегиями пользуются водители мотоциклов, и какие ограничения накладываются на них.
Послабления
Главное преимущество мотоциклиста согласно ПДД заключается в том, что он может пользоваться некоторыми правами пешехода. В частности, Правила не запрещают проезд двухколёсного транспорта по пешеходным дорожкам и парковку на тротуаре при условии, что мотоцикл не будет создавать помех для прочих участников движения. Также мотоциклисты могут проезжать под знаки, ограничивающие движение автомобилей — однако нужно быть внимательным, поскольку езда в направлении, противоположном регламентированному разметкой и знаками, карается согласно действующему законодательству без малейших послаблений. Это означает, что мотоциклистам можно пребывать в тех местах, где запрещается сквозной проезд, но строго запрещается отправляться под «кирпич» улицы с односторонним движением и на встречную полосу шоссе с разделителем.
Интересное преимущество касается владельцев малокубатурной техники, представленной мопедами и скутерами. Оказывается, им разрешено движение по велосипедным дорожкам. Но преимущество моторизованному транспорту всё же не предоставляется — им приходится уступать дорогу движущимся быстрее велосипедам и ждать, пока не представится возможность обогнать их, не нарушая действующих Правил в области использования велосипедных дорожек. Владельцы упомянутой малокубатурной техники даже не обязаны подчиняться знакам, запрещающим движение мотоциклов, поскольку на них распространяются разделы Правил для велосипедистов. Также ПДД разрешают мотоциклистам парковаться в два ряда, если иное не предписывается дорожными знаками либо разметкой вблизи бордюра.
Мотоциклисты могут длительное время двигаться по обочине — однако стоит знать, что Правила дают им такую возможность вовсе не в качестве привилегии, о чём будет сказано далее. Кроме того, владельцам двухколёсного транспорта ПДД позволяют переходить через закрытые железнодорожные переезды и рядом со шлагбаумами, установленными в других местах. Но глагол употреблён правильно — именно переходить, удерживая транспортное средство в руках.
Ограничения
Однако Правила дорожного движения для мотоциклистов предусматривают гораздо больше запретов, нежели преимуществ. Основное ограничение касается невозможности ездить на мотоцикле со скоростью, превышающей 90 км/ч при любых обстоятельствах. Если автомобили могут развивать до 110 км/ч на магистральных дорогах, не нарушая нормы законодательства, то у мотоциклистов подобной возможности нет. Если речь идёт о водителях мопедов либо скутеров, то выезд на автомагистрали им категорически запрещён, хотя ничто не запрещает вести транспортное средство по обочине такой дороги, если водитель не создаёт существенных помех для пешеходного движения. На загородных трассах, лишённых статуса автомагистрали, ПДД разрешают движение маломощной двухколёсной техники исключительно по крайней правой полосе.
Правило, регламентирующее использование ремней безопасности, распространяется и на мотоциклистов. Остаётся спросить, где, кроме старомодных прицепов-колясок, используются подобные защитные средства? Однако далее в ПДД следует замечание, что полноценной заменой пристёгнутому ремню служит надетый мотоциклетный шлем с прочно зафиксированной застёжкой. ПДД распространяют подобное требование и на владельцев скутеров — езда без специализированного шлема считается серьёзным нарушением. Также Правила требуют, чтобы все пассажиры имели застёгнутые шлемы, за исключением тех, что располагаются в боковом прицепе и пристёгнуты ремнями безопасности.
Следующее ограничение, которое приготовили для мотоциклистов ПДД, заключается в запрете на движение без включённого ближнего света — интересно, что это касается и старой техники с маломощными генераторами, которые попросту не рассчитаны на длительную езду в подобном режиме. Заезжая на заправку, не забудьте заглушить свой транспорт за 25 метров до колонки, поскольку противоположное действие трактуется Правилами, как грубое нарушение. Несмотря на откровенную бесполезность правила, заставляющего людей вести тяжёлую технику в руках, оно продолжает действовать. Корни подобного требования ПДД находятся в истории развития мотоциклов — ранние образцы двухтактной техники нередко выбрасывали искры из выхлопной трубы на малых оборотах, что могло воспламенить пары бензина. Однако современные мотоциклы оснащаются пламегасителями, хотя законодателей это, похоже, мало интересует.
Обширная группа запретов касается перевозки пассажиров с помощью мотоцикла. Кроме указания надевать шлемы на всех, кто пользуется мотоциклом, стоит знать, что садиться в грузовой прицеп или в коляску, лишённую средств безопасности, запрещается. В отношении детей следует знать следующее:
- Сажать на бак либо раму транспортного средства ребёнка в любом возрасте запрещено;
- Дети до 12 лет могут располагаться исключительно в коляске;
- Детям до 7 лет необходимо пользоваться специальными подставками для ног и прочими средствами обеспечения безопасности.
В отношении грузов правила также строги — нелегальным считается любой предмет, который мешает управлению транспортом либо выступает за корпус мотоцикла на 0,5 метра и больше. Наконец, не стоит бравировать, пытаясь управлять мотоциклом одной рукой, поскольку ПДД запрещают и подобное опасное поведение.
Несмотря на многочисленные разъяснения ГИБДД, ежегодно находятся люди, которые не слышали о необходимости иметь удостоверение для управления любой моторизованной техникой. Даже мопеды и скутеры, согласно новой классификации, попадают в группу водительского удостоверения «М» — это означает, что их водители обязаны проходить утверждённую государством подготовку. Управлять малокубатурными транспортными средствами разрешается с 16 лет, тогда как проходить обучение вождению любого мотоцикла — с 14 лет.
Многие владельцы двухколёсной техники серьёзно утверждают, будто представители ГИБДД не имеют права продолжать погоню за мотоциклистом, который снял шлем. Однако дорожные правила для мотоциклистов не содержат никакого указания на этот факт. Кроме того, должностные инструкции патрульных инспекторов напрямую указывают, что сотрудник ГИБДД может преследовать опасного нарушителя в любом случае, а если он представляет собой угрозу для остальных участников движения — даже применить табельное оружие. Поэтому уходить от преследования путём снятия шлема будет крайне неразумно — это снизит вашу безопасность, но не прибавит шансов уйти от справедливости.
Никаких особых правил
Если вы сдавали экзамены на удостоверение для управления автомобилем, то наверняка изучали положения, которые распространяются на мотоциклистов. Поэтому ничего нового для себя в специальной редакции Правил, которая нередко поступает в продажу, вы не найдёте. Однако повторить нормативы, действующие для двухколёсного транспорта, никогда не помешает. Кроме того, следует всегда помнить, что даже в сфере ПДД для двухколёсной техники есть свои различия. В некоторых ситуациях водители мотоциклов и мопедов могут пользоваться различными правилами.
ПДД Раздел 16. Правила движения по автомагистрали
Правила движения по автомагистрали регламентируется пунктом 16 ПДД, который определяет основные нормы поведения на данном типе дороги для водителей. Что такое автомагистраль? Автомагистраль это дорога скоростного назначения, для которой применимо обозначение с помощью знака автомагистраль 5.1.
Каждое направление движения по полотну отделяется от другого посредством разделительной полосы. Либо, при отсутствии последней, дорожным ограждением. С другими дорогами, дорожками для пешеходов или велосипедистов, трамвайными или ж/д путями автомагистраль не пересекается на одном уровне.
Окончание автомагистрали обозначается с помощью знака 5.2. Вопрос правильного передвижения по этому типу дороги включается в обязательный устный экзамен в автошколах.
Разрешенная скорость на автомагистрали
Согласно пункту 16.1 Правил, минимальная скорость на автомагистрали не должна быть ниже 40 км/ч.
Этим исключается использование дороги такими участниками движения, как: домашние животные; пешеходы; мопеды; велосипеды; самоходные машины; тракторы и др.
Это ограничение действует вне зависимости от того, по какой причине невозможно развить скорость более 40 км/ч — по техническим характеристикам или состоянию. Однако, при этом категоричных ограничений на минимальную скорость движения по автомагистрали в нормативных документах не установлено.
Максимальная скорость на автомагистрали зависит от того, где расположена скоростная дорога:
- если автомагистраль расположена внутри населенного пункта — максимально разрешенная скорость передвижения не превышает 60 км/ч.
- если автомагистраль расположена вне населенного пункта — максимальная скорость составляет 110 км/ч, что предписано пунктом 10.3
Движение с прицепом допустимо только на скорости не более 90 км/ч. За превышение скорости на водителя будет выписан штраф либо ему придется лишиться своего ВУ. Величина штрафа будет зависеть от того, насколько сильно была превышена скорость.
В то же время, штраф величиной в 1000 рублей будет наложен на водителя того ТС, чьи технические характеристики не предусматривают развития скорости до 40 км/ч и выше, при условии выезда данного средства на скоростную магистраль. Данные ограничения обусловлены требованиями к безопасности движения.
При движении на скорости в 110 км/ч очень трудно заметить медленно движущееся ТС и сориентироваться в ситуации. Все это может стать причиной ДТП.
Разворот на скоростной трассе
Данный маневр может быть совершен только при использовании специально обустроенных дорожных развязок. В соответствии с пунктом 16.1 ПДД, водитель не имеет права разворачивать свое ТС с использованием технологических разрывов разделительной полосы. Также запрещается въезжать в эти разрывы. Нарушение предписания карается штрафом в размере не менее 2500 рублей.
Разрешено ли движение задним ходом на магистрали
Движение задним ходом по автомагистрали запрещено по всей ее длине. Данное нарушение повлечет за собой штраф в том же размере, что и в предыдущем пункте.
Остановка на автомагистрали
Остановка допустима только в тех местах, на которых присутствуют специальные знаки «Место отдыха» и «Место стоянки».
Если же требуется вынужденная остановка на автомагистрали, то в этом случае требуется аварийная сигнализация и использование знака аварийной остановки. Также по возможности необходимо переместить ТС за пределы сплошной линии, ограничивающей дорожное полотно. Аварийный знак лучше поставить как можно дальше для привлечения внимания быстро движущихся ТС.
Разрешается ли учебная езда на автомагистрали
Учебная езда на автомагистрали на данный момент запрещена. При нарушении ограничения водителю грозит штраф не менее 1000 рублей.
Движение по автомагистрали грузовых автомобилей
В пункте 16.1 оговорены также специальные условия для передвижения грузовиков.
Если грузовое ТС относится к категории С и имеет разрешенную максимальную массу не более 3,5 тонн, ему не разрешено двигаться дальше второй полосы дороги. Нарушение карается штрафом в том же размере, что и в предыдущем пункте.
Расположение транспортных средств
Как указано в пункте 9.4 Правил, водителям следует придерживаться правого края дороги при движении по автомагистрали. Это предписание действительно вне зависимости от местоположения данного типа проезжей части — в населенном пункте или за его пределами.
Знание основных принципов, по которым осуществляется движение по автомагистрали, снизит вероятность возникновения ДТП, связанного с несоблюдением скоростного режима на указанном типе проезжей части.
Видео: Правила движения по автомагистрали
10. Скорость движения
Последнее обновление: 02.01.2021
10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
Опытный водитель выбирает скорость движения учитывая многие факторы. Движение с разрешенной максимальной скоростью, установленной ПДД на конкретном участке дороги, в определенных условиях не всегда может быть безопасным. Например, на дороге установлена предельная скорость движения 90км/ч. Но в гололед двигаться с такой скоростью опасно.
Увеличение скорости движения удлиняет остановочный и тормозной путь автомобиля.
Остановочный путь автомобиля – это расстояние, которое проходит автомобиль с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки. Учитывая условия видимости, водитель должен так выбирать скорость, чтобы остановочный путь автомобиля не превышал расстояние видимости.
Тормозной путь – это расстояние, которое проходит автомобиль с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки. Тормозной путь является частью остановочного пути. Тормозной путь автомобиля зависит от скорости, эффективности работы тормозной системы, состояния проезжей части и шин, а также массы ТС.
Разрешенная максимальная скорость движения транспортных средств (км/ч)
10.2. В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч.
Примечание. По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации может разрешаться повышение скорости (с установкой соответствующих знаков) на участках дорог или полосах движения для отдельных видов транспортных средств, если дорожные условия обеспечивают безопасное движение с большей скоростью. В этом случае величина разрешенной скорости не должна превышать значения, установленные для соответствующих видов транспортных средств на автомагистралях.
Речь идет о населенных пунктах, въезды и выезды у которых обозначены знаками 5.23.1 — 5.24.2 (на белом фоне). Подробнее — в статье Знаки Начало и Конец населенного пункта.
10.3. Вне населенных пунктов разрешается движение:
- мотоциклам, легковым автомобилям и грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т на автомагистралях — со скоростью не более 110 км/ч, на остальных дорогах — не более 90 км/ч;
- междугородним и маломестным автобусам на всех дорогах — не более 90 км/ч;
- другим автобусам, легковым автомобилям при буксировке прицепа, грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на автомагистралях — не более 90 км/ч, на остальных дорогах — не более 70 км/ч;
- грузовым автомобилям, перевозящим людей в кузове, — не более 60 км/ч;
- транспортным средствам, осуществляющим организованные перевозки групп детей, — не более 60 км/ч.
Примечание. По решению собственников или владельцев автомобильных дорог может разрешаться повышение скорости на участках дорог для отдельных видов транспортных средств, если дорожные условия обеспечивают безопасное движение с большей скоростью. В этом случае величина разрешенной скорости не должна превышать значения 130 км/ч на дорогах, обозначенных знаком 5.1 и 110 км/ч на дорогах, обозначенных знаком 5.3.
Вне населенных пунктов: следует понимать как за пределами населенных пунктов, въезды в которые обозначены знаками 5.23.1, 5.23.2 «Начало населенного пункта», и выезды из которых обозначены знаками 5.24.1, 5.24.2 «Конец населенного пункта» на белом фоне.
Движение в населенных пунктах, начало и конец которых обозначены знаками 5.25 и 5.26 с названием на синем фоне, также подчиняется требованиям ПДД для движения ВНЕ населенных пунктов. Подробнее — в статье Знаки Начало и Конец населенного пункта.
10.4. Транспортным средствам, буксирующим механические транспортные средства, разрешается движение со скоростью не более 50 км/ч.
Тяжеловесным транспортным средствам, крупногабаритным транспортным средствам и транспортным средствам, осуществляющим перевозки опасных грузов, разрешается движение со скоростью, не превышающей скорости, указанной в специальном разрешении, при наличии которого в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам таких транспортных средств.
Помимо скоростных ограничений, обозначенных в пунктах 10.1-10.4 ПДД, существует такое понятие как безопасная скорость. В любой дорожной ситуации безопасная скорость всегда разная, она зависит от многих факторов: местности, наличия других участников движения, времени суток, погодных условий, состояния дороги и пр.
Поэтому, кроме правовых ограничений скоростного режима, для безопасного передвижения следует выбирать именно безопасную скорость. Подробнее об этом – в статьях Что такое безопасная скорость и Скоростной режим.
10.5. Водителю запрещается:
- превышать максимальную скорость, определенную технической характеристикой транспортного средства;
- превышать скорость, указанную на опознавательном знаке «Ограничение скорости», установленном на транспортном средстве;
- создавать помехи другим транспортным средствам, двигаясь без необходимости со слишком малой скоростью;
- резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.
При движении без необходимости со слишком малой скоростью вы можете создать помехи другим транспортным средствам. Если по каким-либо причинам вы вынуждены двигаться с малой скоростью (за исключением движения в заторе, под запрещающим знаком 3.24 «Ограничение максимальной скорости» и т.п.), то для информирования других водителей включите аварийную сигнализацию.
При движении вне населенного пункта, если обгон вашего ТС затруднен, следует принять как можно правее или даже остановиться, чтобы пропустить скопившиеся сзади машины (п.11.6 ПДД).
Содержание: Правила дорожного движения РФ
- 1. Общие положения
- 2. Общие обязанности водителей
- 3. Применение специальных сигналов
- 4. Обязанности пешеходов
- 5. Обязанности пассажиров
- 6. Сигналы светофора и регулировщика
- 7. Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки
- 8. Начало движения, маневрирование
- 9. Расположение транспортных средств на проезжей части
- 10. Скорость движения
- 11. Обгон, опережение, встречный разъезд
- 12. Остановка и стоянка
- 13. Проезд перекрестков
- 14. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств
- 15. Движение через железнодорожные пути
- 16. Движение по автомагистралям
- 17. Движение в жилых зонах
- 18. Приоритет маршрутных транспортных средств
- 19. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами
- 20. Буксировка механических транспортных средств
- 21. Учебная езда
- 22. Перевозка людей
- 23. Перевозка грузов
- 24. Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов
- 25. Дополнительные требования к движению гужевых повозок, а также к прогону животных
- 26. Нормы времени управления транспортным средством и отдыха
- Предупреждающие знаки
- Знаки приоритета
- Запрещающие знаки
- Предписывающие знаки
- Знаки особых предписаний
- Информационные знаки
- Знаки сервиса
- Знаки дополнительной информации (таблички)
- Дорожная разметка
- Основные положения по допуску к эксплуатации
- Перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация ТС
Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.
Правила движения по автомагистрали
Несмотря на то что автомагистрали в России до сих пор остаются редким явлением, постепенно их число растёт. Всё больше водителей сталкиваются с необходимостью передвижения по этим высокоскоростным дорогам. Тем же, кто незнаком с ездой по автомагистралям, должно быть интересно, что из себя представляют эти трассы и какие ПДД действуют при движении по ним.
Что такое автомагистраль
Автомагистралью именуется автодорога, специально предназначенная для передвижения по ней в высоких скоростных режимах. Она не может иметь пересечений с другими автодорогами, а также железнодорожными, пешеходными и иными путями. Исключением являются многоуровневые развязки. Другими словами, автомагистраль предназначена только для скоростного автотранспорта, поэтому и разрешённый скоростной режим на ней немногим выше, чем на дорогах общего пользования.
В большинстве стран на автомагистралях приняты ограничения скорости в 120–130 км/ч
Для такого типа дороги характерны минимум две попутные полосы, встречные в обязательном порядке оборудуются разделителем: металлическим барьером или разделительной полосой.
К дополнительным особенностям можно отнести:
- специальные полосы для выезда и съезда, предназначением которых является набор или снижение скорости соответственно;
- наличие широкой обочины через определённый промежуток в качестве места аварийной остановки;
- особые ПДД, действующие исключительно в пределах этого типа автодорог;
- ограничение движения некоторых видов транспорта.
Автомагистрали в России распространены, к сожалению, очень слабо. К таковым относятся лишь несколько участков федеральных трасс возле Москвы, недостроенная пока что трасса M11 Москва — Санкт-Петербург, две внутригородские автомагистрали в Северной столице и ряд отдельных участков в других регионах страны.
Нередко за передвижение по автомагистралям приходится платить, поэтому при въезде на них установлены пункты оплаты.
Для отнесения дороги к автомагистралям все отмеченные признаки должны присутствовать одновременно
Дорожные знаки
В России движение по магистрали обозначается особым дорожным знаком — 5.1 «Автомагистраль». Дорожный указатель выглядит как две белые полосы на зелёном фоне, пересекаемые перпендикулярной полосой на другом уровне перспективы. Окончание автомагистрали обозначается идентичным знаком, но с зачёркнутой диагональной полосой красного цвета.
Отменить действие знака «Автомагистраль» не могут иные условия (например, начало населённого пункта или перекрёсток)
В других странах мира знак автомагистрали идентичен, но может быть выполнен на другом фоне. Либо, наоборот, знак выполнен в другой форме, но с российским аналогом его объединяет зелёный фоновый цвет.
Все дорожные указатели, размещённые на этом типе дороги («Предварительный указатель направления», «Указатель направления», «Номер маршрута» и т.д.), выполняются в стандартной форме, но на зелёном фоне.
Разрешённая скорость
Так как по своему статусу автомагистраль является дорогой с повышенным скоростным режимом, уровень разрешённой скорости здесь выше, чем на дорогах вне населённой местности и тем более внутри населённых пунктов. На автомагистралях разрешается разгоняться до 110 км/ч, а на отдельных участках — до 130 км/ч. С учётом того, что согласно российским ПДД нарушение скоростного режима свыше 20 км/ч не наказывается, то фактически разрешённая скорость движения ещё выше.
Первая в мире автомагистраль значительной длины была открыта 21 сентября 1924 года на севере Италии, её протяжённость составляла 85 км
К необычным характеристикам этих трасс относится то, что на них установлен нижний минимально разрешённый порог скорости движения. Формально ехать по дорожному полотну со скоростью ниже 40 км/ч запрещено, а нарушителям грозит штраф в размере 1 тыс. рублей. Однако касается это только тех ТС, чьё техническое состояние либо характеристики не позволяют ехать со скоростью выше. Если же водитель лично выбрал такой режим передвижения на автомобиле, который способен разгоняться быстрее, то формально он может быть оштрафован. Во всяком случае такой вывод можно сделать исходя из текста ст. 12.11 КоАП РФ. На практике водителей, передвигающихся по автомагистрали со скоростью ниже указанной, останавливают сотрудники автоинспекции. Что же касается штрафа — то тут как повезёт.
Особые правила скоростного режима действуют для остальных транспортных средств, которым доступно передвижение по автомагистралям. Так, водители автомобилей с прицепом не могут разгоняться быстрее 90 км/ч. Такой же предел установлен для любых автобусов и грузовиков с разрешённой массой свыше 3,5 тонн. А вот для водителей мотоциклов скоростной предел повышен — на автомагистралях они приравнены в своих правах к автомобилистам, поэтому могут ездить со скоростью до 110 км/ч.
Правила дорожного движения на автомагистралях во многом отличаются от привычных ПДД, действующих на обычных трассах, при этом особенности есть как в запрещении или разрешении совершения различных манёвров, так и в ограничении видов ТС, которым разрешён выезд на автомагистраль:
- запрещено передвижение ТС, чьи технические характеристики не позволяют разгоняться свыше 40 км/ч. В эту категорию, например, попадает любая сельскохозяйственная техника (тракторы, комбайны и иные самоходные машины);
- под запретом находятся велосипеды и мопеды;
- не разрешается движение пешеходов и перегон домашнего скота;
- учебная езда на автодорогах такого типа недопустима.
Автомагистраль может иметь примыкания дорог на одном уровне, по которым и осуществляется въезд и выезд на данную дорогу
Существуют и иные ограничения для передвижения транспортных средств на автодорогах такого типа:
- грузовикам снаряжённой массой свыше 3,5 тонн воспрещается передвигаться далее второй по счёту от обочины полосы движения;
- все автомобили по возможности должны придерживаться правой полосы движения, левая часть однопутного дорожного полотна предназначена для совершения манёвров (обгона);
- строго воспрещено передвижение задним ходом;
- остановка разрешается исключительно в местах, обозначенных специальным знаком «Место стоянки» (второй вариант — знаком «Место для отдыха»);
- запрещено совершение манёвров по развороту вне развязок. Выезд и тем более разворот через технологические разрывы разделителя воспрещён ПДД.
Буксировка
Буксировка автомобилей на автомагистралях не относится к запрещённым действиям, поэтому допустима. Однако в совершении буксировки на таких автодорогах есть немалая сложность. Согласно ПДД буксировать можно на скорости, не превышающей 50 км/ч. При этом нельзя забывать о том, что поддерживать скорость менее 40 км/ч на автомагистралях воспрещено. В итоге при буксировании на скоростных автомагистралях необходимо поддерживать скорость в довольно узком диапазоне — 40–50 км/ч.
Штрафы
Нарушение запретов, наложенных ПДД при передвижении по автомагистральным дорогам, влечёт наложение штрафных санкций на нарушителя согласно соответствующим статьям КоАП РФ.
Как правило, нарушения при езде по автомагистрали наказываются строже, чем на обычных дорогах.
Все требования ПДД, касающиеся порядка движения по автомагистралям, за исключением повышенного до 100 км/ч скоростного режима, распространяются также и на дороги, обозначенные знаком 5.3 «Дорога для автомобилей»
- разворот в неположенном месте, а также въезд в технологические разрывы ограничителя — 2,5 тыс. руб.;
- выезд на автомагистраль автотранспорта, движение которого по дорогам данного типа запрещается — 1 тыс. руб. В равной степени наказывается пешеходное движение по дорожному полотну, а также учебная езда (штраф взимается с автоинструктора);
- превышение скорости — от 500 до 5 тыс. руб. в зависимости от размера превышения;
- остановка вне установленных мест — 1 тыс. руб.;
- движение в левой полосе дорожного полотна — до 1,5 тыс. руб.;
- движение задним ходом 2,5 тыс. руб.
В остальных случаях, связанных с нарушением ПДД при движении по автомагистрали, применяются общие нормы правил и, следовательно, стандартный размер штрафов согласно КоАП РФ.
Видео: движение по автомагистрали
Водителям, впервые въезжающим на автомагистраль, нужно быть готовым к тому, что скоростной режим движения здесь выше, а ограничений в маневрировании — больше. Автомагистрали предназначены исключительно для скоростного автотранспорта, поэтому медленно ползущему транспорту или тем более пешеходам здесь передвигаться запрещено. В то же время за удобство пользования скоростными дорогами приходится отвечать более крупными штрафами в случае нарушения ПДД, не говоря уж о том, что многие такие участки являются платными.
С какой скоростью можно двигаться по автомагистрали
Максимальная скорость современных автомобилей нередко доходит до 180-200 км/ч. Оказавшись на автомагистрали, многие водители движутся со скоростью более 150 км/ч. Превышение установленного скоростного режима может привести к возникновению аварийных ситуаций. Поэтому автомобилистам следует знать о разрешенной скорости на автомагистралях. Об этом мы и поговорим ниже.
- Понятие автомагистрали в ПДД
- Минимальная скорость движения по автомагистралям
- Максимальная скорость движения по российским автомагистралям
- Отличия от скоростной трассы
- Штрафы за нарушение скоростного режима
- Ограничения движения
Понятие автомагистрали в ПДД
В пункте 1.2 ПДД указано, что автомагистралью называется дорога специального типа, для обозначения которой используется знак 5.1. Ключевыми особенностями автомагистралей являются:
- Наличие разделительной полосы или ограждения, отделяющего проезжие части для каждого направления движения.
- Отсутствие пересечений с другими дорогами, велосипедными и пешеходными зонами, трамвайными и железнодорожными путями, расположенными на одном уровне с автомагистралью.
- Минимальное количество полос движения – 4. Ширина каждой из них составляет 3,75 метров. Ширина обочины должна быть не меньше 3,75 метров.
Вышеперечисленные признаки позволяют повысить безопасность движения на скоростной дороге. Кроме того, при езде по автомагистралям автомобилисты должны придерживаться особых правил.
В РФ количество скоростных дорог, соответствующих вышеописанным характеристикам, составляет всего 8%. Большая часть из них пролегает от Москвы в разных направлениях. Также дороги класса 1А встречаются в СПб и соединяют несколько крупных российских городов.
Сегодня автомагистрали являются отдельными участками федеральных трасс. Единой сети таких дорог в РФ нет.
Минимальная скорость движения по автомагистралям
ПДД не ограничивают минимальную скорость движения по дорогам РФ. Исключение составляют автомагистрали, по которым следует двигаться со скоростью более 40 км/ч. Автомобиль, едущий с меньшей скоростью, создает препятствие для других машин.
Если авто не может достичь установленного скоростного минимума из-за поломки, то его водитель должен совершить следующие действия:
- Переместить машину за сплошную линию, остановившись на обочине справа.
- Вызвать эвакуатор.
При движении по автомагистралям со скоростью менее 40 км/ч водитель может быть оштрафован.
Максимальная скорость движения по российским автомагистралям
Допустимый скоростной режим зависит от категории транспортных средств. В пункте 10 правил «Скорость движения» дана следующая информация:
Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему – просто обратитесь к нашему юристу:
+7 (812) 507-64-25 (Санкт-Петербург)
Это быстро и бесплатно!
- Легковые авто, мотоциклы и грузовики, масса которых не превышает 3,5 тонн, могут разгоняться до 110 км/ч.
- Маломестные и междугородние автобусы не должны превышать отметку в 90 км/ч. Тоже самое касается и грузовиков, масса которых превышает 3,5 тонн.
- Если грузовик перевозит в кузове пассажиров, то максимальная скорость для него составляет 60 км/ч. Того же скоростного режима должны придерживаться и автобусы, перевозящие организованные группы детей.
На определенных участках трасс допускается превышение предельного скоростного режима для некоторых видов транспорта. Речь идет об автомобилях, мотоциклах и легких грузовиках, которые могут двигаться со скоростью до 130 км/ч. Повышение максимальной скорости связано с улучшенным покрытием дорог. На подобных участках устанавливается знак 3.24, на котором изображена цифра «130».
Отличия от скоростной трассы
В РФ существует несколько типов дорог, допускающих движение со скоростью более 90 км/ч. Они поделены на следующие категории:
- автомагистрали относятся к категории 1А;
- скоростные трассы имеют обозначение 1Б;
- обычные дороги могут относиться к нескольким категориям в зависимости от характеристик.
Автомобилисты часто путают автомагистрали со скоростными трассами. У этих дорог есть несколько отличий:
- Разная расчетная скорость. Речь идет о предельно допустимой скорости безопасного движения. Для автомагистралей данный показатель составляет 150 км/ч. Для скоростных трасс установлен предел в 120 км/ч.
- В отличие от автомагистрали, скоростную дорогу могут пересекать другие трассы, расположенные на одном уровне с ней. Расстояние между двумя такими примыканиями должно составлять более 5 км.
Штрафы за нарушение скоростного режима
Соблюдение установленного скоростного режима позволяет снизить количество аварий на скоростных трассах. Если водитель игнорирует нормы ПДД, двигаясь быстрее или медленнее, чем положено, его могут оштрафовать. Размер штрафа фиксирован и составляет 1000 рублей. Лишение водительского удостоверения при подобных нарушениях не предусмотрено.
Ограничения движения
Ввиду скоростных ограничений, автомагистрали не предназначены для следующих участников движения:
- пешеходов;
- мопедов, скутеров, велосипедов;
- самоходных машин и тракторов;
- прочих ТС, скорость которых не превышает 40 км/ч.
Также на автомагистралях действуют следующие ограничения:
- грузовые авто, массой более 3500 кг, могут двигаться только по первым двум полосам;
- разворачиваться, двигаться задним ходом и въезжать в технологические разрывы запрещено;
- остановка разрешена только на специальных площадках, вблизи которых установлены таблички 6.4 или 7.11.
Если остановка произошла вынужденно, водитель должен включить аварийную сигнализацию и установить знак аварийной остановки за несколько метров до автомобиля. После этого следует вызвать эвакуатор.
Пришел штраф за парковку на газоне: кто выписывал, размер, как оспорить, процедура обжалования
ГКУ «АМПП» уведомляет всех автовладельцев, что действие части 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ (об уплате половины суммы административного штрафа) НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ на штрафы, наложенные за совершение правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 8.14 КоАП г. Москвы («Неуплата за размещение транспортного средства на платной городской парковке»), в связи с чем оплачивать такие штрафы необходимо в полном объеме.
Возможность оплаты половины суммы административного штрафа предусмотрена лишь при уплате штрафа, наложенного за совершение некоторых правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ.
Срок оплаты административного штрафа составляет шестьдесят дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. На основании п.1 ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановлении.
Все вопросы, касающиеся штрафов (кроме статуса рассмотрения жалобы), Вы можете направлять в Единый контакт-центр по многоканальному телефону: +7 495 539 5454.
Подписаться на сервис бесплатного информирования о штрафах по свидетельству о регистрации транспортного средства (СТС) можно, отправив бесплатное SMS-сообщение на номер 7377:
- Подписаться: стс штраф СерияНомерСТС
(например, стс штраф 77ва123456) - Отписаться: стоп стс штраф СерияНомерСТС
(например, стоп стс штраф 77ва123456)
Узнать о штрафах
Узнать, есть ли у Вас неоплаченные штрафы, можно несколькими способами:
- Отправить бесплатное SMS-сообщение на номер 7377:
- по свидетельству о регистрации транспортного средства (СТС)
Текст: штраф СерияНомерСТС
(например, штраф 77ав123456) - по водительскому удостоверению
Текст: штраф Серия ВУ Номер ВУ
(например, штраф 77ва 123456)
- по свидетельству о регистрации транспортного средства (СТС)
- На портале госуслуг раздел «Услуги и сервисы» на mos.ru
Необходимо ввести номер водительского удостоверения, либо указать серию и номер, а также номер свидетельства о регистрации ТС
Справочно: Вы можете подписаться на уведомление о штрафах по SMS или электронной почте - На сайте ГИБДД
Необходимо ввести в форму номер автомобиля или номер водительского удостоверения, а также номер свидетельства о регистрации ТС
Справочно:Вы можете подписаться на уведомление о штрафах ГИБДД по электронной почте - Через мобильное приложение «Парковки Москвы»
Необходимо заполнить номер водительского удостоверения либо указать серию и номер, а также номер свидетельства о регистрации ТС при настройке приложения. Выбрать пункт меню «Штрафы».
Оспорить штрафы
За неоплаченную парковку (штраф ГКУ «АМПП», на 5000 рублей):
- Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении (2 вложения: бланк жалобы; образец заполнения жалобы). Необходима собственноручная подпись!;
- В случае пропуска предусмотренного срока обжалования, необходимо написать ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования постановления об административном правонарушении. (Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток (КоАП статья 30.3) со дня вручения или получения копии постановления) (приложение: бланк ходатайства);
Необходима собственноручная подпись! - Дополнительные материалы по желанию: копия постановления с двух сторон; копия квитанции об оплате парковки; чеки; скриншоты смс; детализация оплат; копия квитанции об оплате абонемента/внесения резидентной платы; копия почтового конверта; копия уведомлений о получении льготного разрешения и др.
Дистанционно:
Для оформления жалобы на постановление об административном правонарушении Вы можете воспользоваться:
- разделом «Оставить обращение» на Едином транспортном портале transport.mos.ru
- порталом «Автокод».
- порталом mos.ru:
- по ссылкам из раздела «Услуги» — Личный транспорт — «Штрафы ГИБДД» — Обращения в АМПП;
- из формы штрафов
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу (КоАП ст. 30.5).
По итогам рассмотрения в трехдневный срок Заявителю на почтовый адрес направляется копия решения по постановлению об административном правонарушении.
Если жалоба на постановление подается от представителя юридического лица, то к стандартному пакету документов необходима доверенность на представление интересов данного юридического лица в ГКУ «АМПП».
Если жалоба на постановление подается от имени генерального директора, то к стандартному пакету необходимо приложить копии приказа о назначении его генеральным директором или выписку из ЕГРЮЛ.
Дистанционно:
г.Москва, ул.Садовая-Самотечная, 1
- Телефон дежурной части подразделения ГИБДД, сотрудниками которого было принято решение о задержании ТС +7 495 624 3117 (круглосуточно)
- Телефон ЦАФАП ОДД ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве +7 495 623 5184 (круглосуточно)
- Телефон справочной службы подразделения ГИБДД, сотрудниками которого было принято решение о задержании ТС +7 495 623 4909
(с 09.00 до 18.00)
Получив квитанцию, сотрудниками ГИБДД будет проведена проверка оплаты, после чего штраф будет удален из базы, как неоплаченный в течение трех дней. ГИБДД оставляет за собой право дополнительной проверки документов.
Отправлять квитанцию об оплате следует только в том случае, если Вы оплатили штраф более чем неделю назад, но данные до сих пор отображаются как неоплаченные.
В случае если пользователь оплатил штраф до того, как получил решение об аннулировании штрафа, необходимо:
- обратиться с заявлением на имя Генерального директора ГКУ «АМПП» с описанием ситуации
- приложить все необходимые документы
- указать полные корректные реквизиты для перечисления денежных средств:
- Заявление на возврат денежных средств
За нарушение правил стоянки и остановки (штраф МАДИ, 3000 рублей)
- Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении (может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления)
- Копия постановления (с двух сторон)
- При необходимости — дополнительные материалы, подтверждающие информацию, изложенную в жалобе: фото- и видеоматериалы, копии документов и т.п.
ОПЛАТИТЬ ШТРАФЫ ЗА НЕОПЛАЧЕННУЮ ПАРКОВКУ (ШТРАФ ГКУ «АМПП», НА 5000 РУБЛЕЙ)
1) В любом банке
ВНИМАНИЕ! Сообщите оператору, что реквизиты необходимо внести вручную! В назначении платежа нужно указывать номер постановления об административном штрафе (УИН).
Реквизиты по оплате административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ (за неуплату в установленный срок административного штрафа), вступившего в законную силу до 01.01.2020. С 01.01.2022 администратором доходов за нарушение законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, является Департамент по обеспечению деятельности мировых судей города Москвы.
- Во всех банках.
- В разделе «Услуги и сервисы» на mos.ru
Комиссия:- 0,5 %, мин. 5 рублей по банковским картам ОАО «Банк Москвы»;
- 1,0 %, мин. 10 рублей по банковским картам любых банков-эмитентов.
Вы также можете оплатить штраф (кроме серий ФЯ и ФЮ) на сайте ГИБДД.