Где и как дешево застраховать автомобиль по ОСАГО?

Где лучше страховаться по ОСАГО в 2022 году — в какой страховой компании лучше и дешевле оформить ОСАГО на автомобиль

  • В какой компании лучше страховаться
  • Где оформить полис ОСАГО
  • Электронный полис
  • Кто может застраховать

В настоящее время вопрос о том, где лучше застраховать машину по ОСАГО, является, чуть ли не лидирующим, так как все автомобилисты хотят надежности от своего страховщика, прозрачности условий и простоты в оформлении всех документов.

Сегодня мы постараемся предоставить вам информацию, которая поможет определиться с выбором страховой компании.

Где лучше страховаться по ОСАГО в 2022 году

Как нам всем известно, автострахование в России является обязательным пунктом для водителей, однако многие уже наслышаны о том, что некоторые компании не производят выплаты в срок или не оформляют полис из-за отсутствия бланков.

Рассчитать стоимость и сравнить цены полиса ОСАГО у разных страховщиков Москвы Вам поможет онлайн калькулятор ОСАГО в страховой компании Москвы в 2022 году.

Сейчас мы рассмотрим самые выгодные страховые компании имеющие лицензию на ОСАГО.

Название компанииСумма базовой ставки
Росгосстрах4118
ВСК4118
СОГАЗ4118
Ренессанс4118
РЕСО3604
АльфаСтрахование3432
МАКС3432
Ингострах3432

Центральный Банк РФ установил тарифный коридор, в котором стартовая цена полиса может варьироваться от 3432 рубля до 4118 рубля. О том, как оформить страховой полис ОСАГО дешевле, мы писали в статье «Как сэкономить на ОСАГО».

В какой страховой компании лучше и дешевле оформить ОСАГО в 2022 году

Для того чтобы выбрать самую выгодную СК, можно произвести расчет ОСАГО по всем страховым компаниям с помощью онлайн калькулятора или же почитать отзывы, где дешевле и выгодно страховать автомобиль по ОСАГО. Однако стоит знать, что для кого-то одно будет хорошо, то для другого может не подойти вовсе. Также не следует доверять различным голосованиям, так как зачастую рейтинг в нем будет накручен.

Согласно статистике рейтинга надежности, представляем вам список самых надежных компаний-страховщиков в порядке убывания:

Эти 15 компаний являются самыми надежными страховщиками, однако какую страховую компанию выбрать для ОСАГО решать все же вам.

Где лучше оформить и купить полис ОСАГО в 2022 году

С рейтингами все понятно, но ведь мы так и не узнали, как лучше получить дешевый страховой полис ОСАГО на автомобиль. В настоящее время основным нашим помощником является интернет, благодаря которому мы можем разузнать любую интересующую нас информацию.

Чтобы определиться с оформлением, стоит для начала спросить у своих знакомых, где они оформляли полис и насколько им нравится та или иная компания. Далее, выделив несколько фирм, ищем их в интернете и читаем всю информацию, касающуюся страховых фирм.

Возможно, отзывы будут не совсем хорошие, вследствие чего они могут вызвать у вас сомнения. Тогда позвоните на горячую линию или прямо в офис вашего региона и задайте все интересующие вас вопросы.

На помощь вам также могут прийти форумы, где вы можете поинтересоваться качеством работы того или иного страховщика.

Некоторые СК незаконно меняют правила – нет бланков, очередь на несколько дней, страхуют только новые или мощные автомобили, предлагают «левое» ТО. В данном случае, необходимо подумать, а надо ли оно вам?

Очень дешевая страховая компания ОСАГО тоже должна у вас вызывать подозрения, так как, скорее всего вам либо продадут дополнительные услуги, либо бланки были объявлены утерянными и вам продают их, выдавая за настоящие.

Какие страховые компании выдают электронный полис ОСАГО

Согласно п. 7.2 ст. 15 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ страховой полис можно приобрести через интернет. Электронный полис ОСАГО наделяет Вам теми же правами, что и обычный, и не отличается по цене (на деле отличается еще и как, стоит в разы дешевле).

Ниже Вы найдете список, какие компании продают ОСАГО через интернет:

Страховая компания ГАЙДЕ

Страховое акционерное общество ВСК;

Страховая группа «ХОСКА» и др.

Приобрести электронный полис ОСАГО можно на официальном сайте одной из этих компаний или с помощью нашего калькулятора ОСАГО.

Не пользуйтесь услугами непроверенных страховщиков, особенно если у них самая дешевая страховка ОСАГО для автомобиля. Чтобы не попасться в руки мошенникам, прежде чем оплачивать полис, проверьте наличие лицензии данной страховой компании на сайте Банка России или РСА.

Кто может застраховать автомобиль по ОСАГО

Перед тем как приобрести полис, вы должны знать, что их продажей занимаются не только официальные офисы страховых компаний, но и брокеры и мошенники. У последних двух есть как положительные стороны, так и отрицательные.

Брокеры предоставляют вам возможность выбрать, у какой компании вы хотели бы купить ОСАГО, однако в данном случае, брокеры являются посредниками, а это значит, что за приобретение страховки вам придется отдать чуть больше денег.

На вопрос о том, где дешевле купить страховку ОСАГО на автомобиль с доставкой круглосуточно, мы не может ответить однозначно, так как компаний очень много, и они ежедневно сменяют себя, пропуская на свое место новые фирмы. В любом случае, вам это обойдется дороже, чем покупка автострахования в СК.

Теперь о мошенниках. Среди брокеров они также имеют место быть, а это значит, что попасться к ним можно без особого труда. Они предлагают купить страховку с готовой печатью, оптом или в розницу. И все бы ничего, но данные бланки могут быть как фальшивыми, так и настоящими, однако информация после заключения договора не будет передаваться в единую базу РСА, следовательно, при ДТП, вам не будет произведено никаких выплат.

В качестве итога, хочется сказать, прежде чем сломя голову бежать в первый попавшийся офис за ОСАГО, почитайте, проанализируйте и сделайте выводы. Вы можете купить также электронный полис, что поможет вам сэкономить гораздо больше времени и денег, однако делать это следует исключительно в личном кабинете официального сайта компании-страховщика.

Автотехнические экспертизы

Автотехническая экспертиза представляет собой специальное исследование автотранспортных средств с целью оценки их текущего состояния и определения механизма произошедших с ними изменений. Как правило, автотехническая экспертиза применяется в отношении автомобилей, побывавших в дорожно-транспортных происшествиях. Данное исследование необходимо для установления актуальной стоимости транспортного средства и определения нанесенного его владельцу материального ущерба. Кроме того, с помощью этого вида экспертизы можно выяснить подробности происшествия, определить факторы, по которым суд впоследствии сможет установить виновника аварии. Предмет исследования автотехнической экспертизы является довольно сложным и многокомпонентным объектом, он включает в себя сам автомобиль, состояние дорожного полотна, особенности погодных условий в момент инцидента, оставленные на полотне и автомобиле следы различного генеза.

Читайте также:  Карта водителя для тахографа - что это такое? фото и описание

Потребность в автотехнической экспертизе возникает, если объем нанесенного потерпевшему материального ущерба вызывает сомнения, и при этом не позволяет оставить ситуацию нерешенной, то есть спор должен быть урегулирован в суде. Круг проблем, решаемых автотехнической экспертизой достаточно велик, в него входит анализ непосредственно транспортного средства и обстоятельств, в которых случился инцидент. Задачей исследования является поиск причин, которые лежат в основе происшествия, а также определение последствий, которые повлекло за собой случившееся. Автотехническая экспертиза предваряет определение лица, виновного в том, что произошла авария. Виновность конкретного человека (или организации) определяется только в судебном порядке, однако, предоставление максимальной информации обеспечивается посредством данного исследования.

Автотехническая экспертиза имеет множество названий. Ее также называют автотранспортной, дорожно-транспортной, транспортной экспертизой, автоэкспертизой и экспертизой дорожно-транспортных происшествий. Большое количество наименований исследования связано, прежде всего, с широким кругом решаемых проблем. Причем, данное исследование проводится не только в отношении машин, прошедших через аварию или столкновение, но и для оценки качества выполненных ремонтных работ, а также других манипуляций, связанных с изменением конструкции автотранспортного средства.

Основные направления производства автотехнической экспертизы

Автотехническая экспертиза – это сложный, многоступенчатый процесс, исследующий множество аспектов произошедшего, начиная от самого автомобиля и заканчивая анализом дорожных условий и следов, оставленных автомобилем на дорожном полотне. Иногда необходимо произвести комплексное исследование сложившейся ситуации. В большинстве же случаев достаточно проанализировать только транспортное средство, например, особенности его производственных характеристик или нанесенные в момент аварии повреждения. В связи с этим, автотехническая экспертиза подразделяется на следующие виды:

Автооценочная экспертиза определяет текущую рыночную стоимость автомобиля в том виде, в каком он направлен на проведение исследования. Эксперт исчисляет цену, ориентируясь на среднерыночные показатели. В результате данного вида автотехнической экспертизы также можно установить объем материального ущерба, нанесенного владельцу автотранспортного средства в результате случившейся аварии. При этом специалист ориентируется на средние показатели цены аналогичного автомобиля того же года выпуска, кроме того, он вычисляет стоимость машины с учетом поврежденных частей и деталей.

Экспертиза дорожных условий анализирует состояние того отрезка дороги, на котором произошла авария. Исследование оценивает состояние дорожного полотна, наличие на нем повреждений, правильность нанесенной разметки, а также корректность установленных дорожных знаков. Любой из перечисленных аспектов в случае имеющихся нарушений может привести к столкновению, при этом вина с граждан, управляющих автомобилями, должна быть снята.

Экспертиза состояния транспортных средств устанавливает техническую пригодность автомобиля к эксплуатации. Специалист, проводящий данный вид автотехнической экспертизы, исследует имеющиеся в автотранспортном средстве поломки, недостатки производственной сборки, преднамеренно нанесенные повреждения. Подобный анализ может выявить непригодность автомобиля к эксплуатации, а также определить причины данного состояния машины.

Экспертиза обстоятельств ДТП является одним из самых объемных и трудоемких по исполнению разновидностей автотехнической экспертизы. Исследование определяет множество факторов, сопровождавших ДТП и устанавливает их влияние на механизм нанесенных повреждений. Данный вид экспертизы учитывает направление движения автомобилей, погодные условия, состояние граждан, управлявших транспортными средствами, особенности дорожного покрытия и другие показатели. Эксперт исследует оставленные автомобилями следы, материалы дела, метеорологические данные, показания свидетелей, производит необходимые анализы и так далее.

Порядок проведения автотехнической экспертизы

В первую очередь при возникновении необходимости в проведении автотехнической экспертизы, инициатор исследования направляется для получения предварительной консультации с экспертом. Консультация проводится с целью определения конкретного вида автотехнической экспертизы, ее стоимости и сроков проведения, постановки цели и задач исследования, а также формулирования списка вопросов эксперту. На предварительной консультации также определяется, будет ли экспертиза проведена одним специалистом или комиссией экспертов.

При принятии положительного решения о производстве автотехнической экспертизы, инициатор исследования заключает с экспертным центром договор на проведение данного анализа. В договор в обязательном порядке включается информация о стоимости и сроках осуществления предстоящей экспертизы, цели и задачи, поставленные перед экспертом, перечень вопросов, на которые он должен будет ответить. После заключения договора, заказчик представляет эксперту все имеющиеся у него материалы. В каждом конкретном случае проведения исследования, список материалов оговаривается отдельно. В большинстве случаев для производства автотехнической экспертизы необходимо передать эксперту следующие документы:

  • Технический паспорт, содержащий сведения о типе, марке автомобиля и других его характеристиках.
  • Документы, подтверждающие личность владельца и его право на обладание данным транспортным средством.
  • Сведения о произошедшем инциденте – количество пассажиров, скорость передвижения транспортного средства, состояние дороги, наличие дорожной разметки и дорожных знаков и так далее.
  • Показания свидетелей, справку о дорожно-транспортном происшествии (если имеются и если необходимы).
  • Другие документы – по требованию эксперта, проводящего исследование.

После получения всех необходимых документов и материалов эксперт приступает к производству автотехнической экспертизы. В первую очередь он тщательно изучает все имеющиеся сведения, потом осуществляет другие необходимые экспертные мероприятия – анализы, исследования и так далее. Изучив полученные результаты исследования и решив поставленные перед ним задачи, специалист формулирует свое экспертное мнение и отвечает на заданные вопросы. На последнем этапе эксперт составляет экспертное заключение, в которое заносит описание произведенных действий, копии полученных документов, экспертный вывод и ответы на вопросы. После передачи заключения инициатору экспертизы, специалист, проводивший исследование, может быть вызван в суд для дачи показаний или разъяснений относительно вынесенного им экспертного заключения.

Правовая база для производства автотехнической экспертизы

Обязанности и права эксперта, осуществляющего производство автотехнической экспертизы, закреплены в Федеральном законе № 73-ФЗ от 31 мая 2001 года (статья 16 и 17 соответственно).

Статья 25 того же Закона регламентирует порядок формирования экспертного заключения и его содержание.

Вопросы, которые задаются специалисту, проводящему автотехническую экспертизу

  1. Каковы причины произошедшего столкновения?
  2. Каково было состояние дорожного полотна в момент аварии?
  3. Соответствовало ли нанесение дорожной разметки требованиям нормативных документов?
  4. Какова текущая стоимость исследуемого автомобиля?
  5. Каков объем материального ущерба, нанесенного владельцу автотранспортного средства?

Проведение экспертизы по уголовному делу

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 28 “О судебной экспертизе по уголовным делам” экспертиза по уголовному делу может быть проведена либо государственным экспертным учреждением, либо некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом “О некоммерческих организациях”, осуществляющих судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.

Читайте также:  Дроссельная заслонка Форд Фокус 2 – как почистить электронный узел?

Коммерческие организации и лаборатории, индивидуальные предприниматели, образовательные учреждения, а также некоммерческие организации, для которых экспертная деятельность не является уставной, не имеют право проводить экспертизу по уголовному делу. Экспертиза, подготовленная указанными организациями в рамках уголовного процесса, может быть признана недопустимым доказательством, т.е. доказательством, полученным с нарушением требований процессуального закона.

Недопустимые доказательства не могут использоваться в процессе доказывания, в том числе, исследоваться или оглашаться в судебном заседании, и подлежат исключению из материалов уголовного дела.

Так как АНО “Судебный эксперт” является автономной некоммерческой организацией, а проведение судебных экспертиз является её основной уставной деятельностью (см. раздел “Документы организации”), то она имеет право проводить экспертизы в том числе и по уголовным делам.

Необходимость независимой автоэкспертизы. Плюсы для автовладельца, минусы для страховой компании

Дорожно-транспортное происшествия неприятность довольно частая в современном мире. Причин этого много – и загруженность дорог, и общая психо-эмоциональная усталость водителей, и низкий уровень подготовленности водителей к реалиям различных транспортных ситуаций. Так что никто не защищён от ДТП, вопрос только в последствиях. И если результат происшествия для здоровья от нас не зависит, так же как и сложность аварии, то последствия для автомобиля можно исправить, если правильно подойти к вопросу, заранее застраховаться, а сразу же после аварии обратиться к такой услуге, как независимая автоэкспертиза.

Существует множество мнений о необходимости независимой экспертизы. Сторонников и противников примерно равно число. Но не будет без аргументов примыкать к какому-либо лагерю и всесторонне рассмотрим такое понятие, как независимая экспертиза после ДТП, целью которой является оценка ущерба от ДТП.

Рассмотрим, когда же всё-таки полезно провести независимую автоэкспертизу после дорожно-транспортного происшествия. Существует ряд ситуаций, при которых независимая автоэкспертиза окажется очень мудрым решением. Например, автовладелец может воспротивиться такому решению, как конструктивная гибель автомобиля. Или же сумма страховых выплат после того, как автомобиль оказался в ДТП, по мнению автовладельца слишком мала. Также порой владелец автомобиля может подозревать, что страховая компания сознательно занижает оценку повреждений, чтобы минимизировать страховые выплаты. Стоит отметить, что такая ситуация не редкость на рынке страховых услуг. И порой такие решения принимают даже уважаемые страховые компании – всё же участниками процесса являются обычные люди, которые порой ради личной выгоды или карьерного роста принимают решения не совсем выгодные для владельца пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии автомобиля.

Довольно часто после наступления дорожно-транспортного происшествия представители и агенты страховой компании активно советуют сделать независимую, по их словам, экспертизу в предлагаемых фирмах. Автовладельцам ни в коем случае нельзя соглашаться на такие интересные предложения. И пусть такая услужливость не вводит в сомнения – в данном случае представители страховой компании совсем не желают помочь автовладельцу, подсказывая ему контакты «правильных» оценочных фирм. Чаще всего между такой фирмой, осуществляющей процесс независимой автоэкспертизы и оценивающей ущерб от ДТП, и страховой компанией существует сговор. И оценка ущерба от ДТП будет полностью согласована с агентами страховой компании, что естественно будет невыгодно автовладельцу. Но зато такие вот ошибки автовладельцев основательно экономят средства страховых компаний. Суть сговора проста – страховая компания обеспечивает большой объём заказов для оценочной фирмы, а эта фирма в свою очередь оценивает ущерб от ДТП так, как выгодно страховой компании. Все довольны, всем хорошо. Вот только владелец автомобиля банально обманут и недополучит страховых выплат на значительную сумму. Такая практика сейчас довольно популярна. Вот и первое значительное преимущество по-настоящему независимой автоэкспертизы – тем самым автовладелец защищает себя от нечестных оценщиков и не даёт возможности страховой компании обмануть себя.

И не слушайте представителей страховой компании, если они будут убеждать, что можно обращаться только к тем компаниям, которые одобрены в инструкциях страховой компании. Стоит знать, что согласно пункту номер сорок пять постановления правительства Российской Федерации от 28.08.2006 под номером пятьсот двадцать пять, автовладелец совсем не должен отправлять автомобиль на осмотр только лишь по направлению страховой компании. Владелец автомобиля имеет право обращаться в оценочную фирму по своему выбору и заказывать независимую автоэкспертизу именно там. Причём это можно сделать практически сразу же после ДТП и не ждать некоторое количество дней, как любят убеждать представители страховой компании.

Причём страховая компания просто обязана принять отчёты независимой экспертизы, а после использовать полученные данные в оценке ущерба от ДТП. Так что расчёт компенсационных выплат должен будет проходить исходя из цифр, находящихся в поданных документах. Если всё происходит именно так, то можно быть уверенным, что ущерб оценён правильно без какого-либо умышленного занижения. Причём стоимость независимой автоэкспертизы также возмещается страховой компанией.

Нетрудно догадаться, что страховым компаниям крайне невыгодно, чтобы автовладельцы обращались в независимые фирмы за оценкой ущерба от ДТП – потому что тогда страховщику приходится выплачивать полную стоимость повреждений автомобиля без каких-либо ловких трюков с цифрами. И потому довольно часто представители страховой компании оспаривают выводы независимой автоэкспертизы, а то и затягивают выплаты. В таких случаях необходимо сразу обратиться в суд – именно такая практика лучше всего мотивирует страховые компании вести себя честно и открыто. Обращение в досудебном порядке в службу страхового надзора и Российского Союза Автостраховщиков так же положительно действует на страховые компании. К сожалению, честность и лояльность – это не самые сильные стороны большинства страховых компаний. Так что автовладельцу порой приходится основательно надавить на страховую компанию, чтобы она честно и в полном объёме выплатила все причитающиеся средства. Довольно часто возникает и такая ситуация, когда владелец автомобиля явно видит, что оценка ущерба от ДТП совсем не соответствует действительности, причём к независимой экспертизе страховая компания сама привлекла экспертную фирму. В таком случае мудрым и правильным решением будет начать встречную экспертизу, обратившись к независимому оценщику. Если результаты этих двух экспертиз сильно разнятся, то можно оспорить решение страховой компании и их оценщика в досудебном или судебном порядке.

Как видно, оценка ущерба от ДТП с помощью такого процесса, как независимая экспертиза, очень важна после аварии – только такая процедура может гарантировать, что страховая компания поступит с автовладельцем честно и совершит все необходимые выплаты.

Читайте также:  Знаки на приборной панели, знать которые должен каждый водитель

Что такое автоэкспертиза и для чего она нужна?

Исследуемые объекты и документы

Протокол осмотра ТС

Протокол осмотра места ДТП

Схема места ДТП

Акт осмотра ТС и его фотографии

Фототаблица места ДТП

Объяснения участников ДТП и свидетелей

Дислокация дорожных знаков и разметки

Справка о режиме работы светофорного объекта

Дорожные знаки, разметка, ограждающие конструкции

Полезные статьи по данной тематике

Автотехническая экспертиза является одной из самых востребованных экспертиз, проводимых по делам, связанных с дорожно-транспортными происшествиями и неисправностями транспортных средств.

При расследовании дорожно-транспортного происшествия устанавливается виновное лицо, которое зачастую бывает несогласно с вменяемым им правонарушением. В дальнейшем ему придется возмещать ущерб от ДТП, а другим участникам ДТП доказывать наличие этого ущерба. Но, к сожалению, на месте виновное лицо не всегда устанавливается, или устанавливается несправедливо, т.к. довольно часто для установления механизма дорожно-транспортного происшествия необходимы специальные знания. Именно для этих целей прибегают к помощи экспертов. Виновность водителя устанавливает суд, следователь, дознаватель, но именно эксперт может ответить на вопросы, которые помогут установить всю картину ДТП, в том числе и ущерб от него.

Независимая экспертиза ДТП помогает следственным и судебным органам не только определить виновное в ДТП лицо, но и установить некоторые обстоятельства происшествия, которые могут иметь немаловажное значение для дела. Данные обстоятельства могут смягчить или отягчить вину водителя, а также выявить других лиц, также виновных в исследуемом происшествии. В качестве такого лица, виновность которого в первоначальный момент может показаться неочевидной, может быть дорожная служба, не установившая соответствующие дорожные знаки при проведении ремонтных работ дорожного полотна. Независимая экспертиза после ДТП исследует все обстоятельства, опираясь на представленные судом или следствием материалы дела, не анализируя при этом представленные сведения на достоверность, данное действие проводится органом, назначившем судебную экспертизу.

Установлением ущерба, который был нанесен транспортным средствам в результате столкновения, занимается экспертиза автомобиля после ДТП. Она выполняется по результатам осмотра поврежденного автомобиля и экспертного анализа объема и интенсивности повреждений, а значит и объема и сложности ремонтно-восстановительных работ, требующихся при восстановлении поврежденного автомобиля. Экспертиза автомобиля также может потребоваться для выявления неисправности, которая могла стать причиной аварии. Для установления наличия или отсутствия предполагаемой неисправности, независимая экспертиза автомобилей после ДТП осуществляется в несколько этапов, один из которых – тщательный осмотр поврежденного транспортного средства, его диагностика на специальных стендах. Помимо перечисленных задач, независимая экспертиза автомобиля проводится при возникновении сомнении в качестве проведенного ремонта или выполнения других работ, сопряженных с изменением конструкции автомобиля, например, установкой дополнительного оборудования. Некачественное выполнение ремонтных работ может послужить причиной аварийной ситуации на дороге, поэтому столь важно как можно раньше установить данный факт.

Как видно, круг задач, которые решает судебная автотехническая экспертиза, весьма широк и не ограничивается решением вопросов, возникающих при дорожно-транспортных происшествиях. Ее проведение целесообразно, когда решение спора без привлечения специальных автотехнических знаний затруднительно или невозможно, а величина материального ущерба или принципиальность пострадавшего не позволяют игнорировать данный спор.

Автотехническую экспертизу также называют автоэкспертизой, экспертизой ДТП, авто-технической, транспортной, дорожно-транспортной экспертизой, причем последнее наименование достаточно хорошо обосновано авторами некоторых научных работ и имеет полноценное право к применению в классификации судебных экспертиз, так как объектом исследования является не только автомобиль, но и дорога, дорожные конструкции,технические средства организации дорожного движения, а также действия водителя и других лиц, ответственных за безопасность дорожного движения.

Автотехнические экспертизы принято подразделять на виды, в зависимости от задач экспертизы, объектов и методик исследования:

Экспертиза обстоятельств ДТП;

Экспертиза технического состояния ТС;

Транспортно-трасологическая экспертиза (экспертиза следов на ТС и месте ДТП);

Экспертиза дорожных условий;

Автотовароведческая (оценка ТС).

Так как часто при возникновении тех или иных вопросов, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, перед экспертом ставятся вопросы из разных видов автотехнических экспертиз, для предотвращения недопонимания и ошибок в названии экспертиз целесообразнее в определении и постановлении указывать не виды автотехнической экспертизы, а наименование рода «автотехническая экспертиза».

Экспертиза обстоятельств ДТП

Задачей автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП является определение скорости движения ТС до столкновения, в момент контакта и в другие моменты времени, расчета допустимой скорости движения на данном участке дороги, времени преодоления указанного участка пути, величины тормозного и остановочного пути, технической возможности предотвратить столкновение (наезд). Экспертиза после ДТП проводится также с целью установления пунктов Правил дорожного движения, которыми должны были руководствоваться водители, и определения соответствия или несоответствия действий водителей требований данных пунктов.

Экспертизу обстоятельств ДТП также называют экспертизой ДТП, механизма ДТП, условий ДТП. Экспертиза ДТП является наиболее востребованной из видов автотехнических экспертиз при установлении судом и следствие вины водителей в произошедшем ДТП. Для однозначного установления судом или следствия виновного лица необходимо поставить на разрешению эксперта корректные вопросы, на которые не только возможно получить ответ экспертным путем, но и решение которых поможет в разрешении дела. При этом важно отметить, что независимая экспертиза ДТП сможет дать интересующие ответы только при предоставлении эксперту всех административных материалов по факту ДТП и наличия исходных данных в постановлении или определении о назначении экспертизы.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

С какой скоростью двигалось транспортное средство до применения водителем торможения?

Какова длина остановочного и тормозного пути транспортного средства?

Имел ли водитель техническую возможность избежать столкновения путем применения экстренного торможения?

Какими пунктами Правил дорожного движения должен был руководствоваться водитель в данной дорожно-транспортной ситуации?

Соответствовали ли действия водителя требованиям Правил дорожного движения?

Какова допустимая скорость движения на участке дороги с данным радиусом поворота/расстоянием видимости дороги?

С какой минимально-допустимой дистанцией должен был двигаться автомобиль до движущегося впереди транспортного средства?

Могли ли с технической точки зрения произойти события, описанные в объяснениях водителя?

На каком расстоянии находился автомобиль в момент объективной возможности водителя обнаружить пешехода, появившегося из-за неподвижного объекта?

Мог ли автомобиль преодолеть указанный участок пути за данное время?

Кто из данных транспортных средств имел преимущественное право проезда в намеченном направлении?

На каком расстоянии до встречного автомобиля водитель должен начать осуществление маневра обгона (объезда препятствия) для его безопасного выполнения?

Читайте также:  Какой двигатель лучше: 8- или 16-клапанный

Экспертиза технического состояния ТС

Задачей экспертизы технического состояния ТС является определение наличия или отсутствия неисправностей ТС, причины их возникновения, способа и трудоемкости их устранения, являются ли данные неисправности заводскими, эксплуатационными, возникли ли они в результате ремонта.

Независимая автоэкспертиза особенно актуальна в делах, когда неисправность автомобиля предположительно могла стать причиной дорожно-транспортного происшествия. В таких случаях эксперт проводит осмотр автомобиля, выявляет неисправность и проводит анализ ее возникновения. В рамках автоэкспертизы после ДТП проводится диагностика автомобиля с применением инструментальных методов исследования. При ее проведении, также как и в других экспертизах, важно сохранение объекта исследования для проведения экспертизы и фиксации всех необходимых сведений в протоколе осмотра ТС. Данный вид автотехнической экспертизы ошибочно также называют экспертизой неисправностей ТС, диагностикой ТС, технической экспертизой автомобиля, товароведческой и автотовароведческой экспертизой.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

Имеются ли какие-либо неисправности транспортного средства?

Какова причина возникновения неисправности?

Явилась ли обнаруженная неисправность причинной ДТП?

Могла ли обнаруженная неисправность возникнуть в результате ремонта узла, агрегата?

Как повлияла неисправность на управляемость и устойчивость транспортного средства?

Имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП при данной неисправности?

Мог ли водитель или другое лицо, ответственное за выпуск транспортного средства на рейс, обнаружить неисправность до ДТП?

Каково качество произведенного ремонта?

Привели ли ремонтные работы к устранению неисправности?

Были ли выполнены в полном объеме все ремонтные работы, указанные в заказ-наряде?

Данный вид автотехнической экспертизы занимается исследованием следов на транспортных средствах и месте ДТП в целях определения взаимного расположения ТС в момент столкновения, направления их движения, места и механизма столкновения (наезда), траекторий движения ТС до и после столкновения, какими частями ТС могли быть оставлены повреждения на другом ТС, а также все ли повреждения на транспортном средстве были получены в результате данного ДТП. Данный вид автотехнической экспертизы также ошибочно именуют трасологической, трассологической, автотрасологической и авто-трасологической экспертизой. Транспортно-трасологическая диагностика и экспертиза обстоятельств ДТП наиболее часто назначаются в комплексе, т. к. порой ответ на вопросы одной невозможен без проведения исследования другого вида автоэкспертизы.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

Где находилось место столкновения транспортных средств?

Каково взаимное расположение транспортных средств в момент столкновения?

Каково расположение транспортных средств относительно границ проезжей части?

Каков механизм столкновения транспортных средств?

Какова траектория движения транспортных средств до/после столкновения?

Какие повреждения, зафиксированные в документах,могли быть получены в результате данного ДТП?

Какими частями контактировали транспортные средства в первоначальный момент?

Находился ли автомобиль в момент столкновения в неподвижном состоянии?

Кто из данных транспортных средств находился в неподвижном состоянии, а кто в движении?

Экспертиза дорожных условий

Является самым редким видом автотехнических экспертиз и занимается исследованием дороги, дорожных знаков, дорожной разметки и дорожных конструкций на соответствие стандартам, наличия или отсутствия недостатков в организации дорожного движения в месте ДТП или административного правонарушения. Экспертизу дорожных условий также называют дорожной, автодорожной, дорожно-транспортной экспертизой.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

Соответствует ли расположение дорожного знака требованиям ГОСТ?

Соответствует ли состояние дорожного покрытия на исследуемом участке дороги (на месте ДТП) требованиям ГОСТ?

Соответствует ли дорожная разметка на месте ДТП требованиям ГОСТ?

Соответствует ли режим работы светофорного объекта требованиям ГОСТ?

Соответствует ли организация дорожного движения на данном участке дороги требованиям безопасности?

Усматриваются ли какие-либо недостатки в организации движения на участке дорожно-транспортного происшествия (ДТП)?

Автотовароведческая экспертиза (оценка ТС)

Оценка транспортных средств является самым распространенным видом не только автотехнических экспертиз, но и экспертиз вовсе. Основной целью проведения данной экспертизы является исследование повреждений, причиненных автомобилю после ДТП с целью дальнейшего возмещения ущерба или продажи.

Автоэкспертиза занимается определением рыночной стоимости, стоимости восстановительного ремонта, годных остатков, утраты товарной стоимости транспортного средства.

Данный вид автотехнических экспертиз также называют оценочной, автоэкспертизой, автооценкой, экспертизой ущерба и экспертизой автомобиля.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

Какие повреждения имеются на транспортном средстве?

Каков объем ремонтных работ транспортного средства?

Какова стоимость восстановительного ремонта транспортного средства (оценка ущерба от ДТП)?

Какова рыночная стоимость транспортного средства?

После аварии – дороже

Ведь, как правило, наибольшее количество споров вызывает именно оценка такого ущерба. Автовладельцы хотят получить как можно больше, а страховщики заплатить как можно меньше.

Причем до того момента, как появилась единая методика оценки стоимости восстановительного ремонта, возникновение споров логично объяснялось. Один эксперт считает по одной методике, другой – по второй, а судебный по-третьей. Но, несмотря на то, что теперь порядок оценки прописан в законах и других нормативных актах практически досконально, вопросы по-прежнему возникают. Причем, как оказалось, сумму выплаты пострадавшему занижают сами судьи. Аргументы для этого они представляют довольно неожиданные.

Разбираться со столь сложными спорами приходится Верховному суду. А пострадавшему приходится дожидаться компенсации несколько лет.

Итак история эта началась с того, что некто Володин в конце апреля 2015 года, двигаясь на своем мотоцикле, попал под колеса автомобиля, которым управлял некто Фомичев. В ГИБДД установили, что виновником ДТП является Фомичев.

В результате аварии больше всего пострадал мотоцикл, который восстановлению не подлежал. При этом куплен он был буквально за три дня до аварии.

Надо сказать, что Фомичев был застрахован по ОСАГО с расширенным покрытием до миллиона рублей. Пострадавший Володин сначала обратился в свою страховую компанию за прямым возмещением ущерба. Однако страховщик отказался выплатить на том основании, что якобы водитель не представил документов о том, что он собственник мотоцикла.

При этом непонятно, что страховщик имел в виду: договор купли-продажи мотоцикла, а также свидетельство о его регистрации были предъявлены.

При этом при заключении договора с мотоциклистом и получении от него премии документов страховщику хватало. А для выплаты их недостаточно.

Также страховщик не назначил проведения технической экспертизы. Володин решил тогда провести независимую экспертизу за свой счет. Но на независимую экспертизу страховщик ни разу не направил своего эксперта, хотя его дважды приглашали телеграммой.

Между тем экспертиза установила, что повреждения мотоцикла таковы, что он не подлежит восстановлению. При этом эксперты указали, что стоимость этого транспортного средства на момент оценки составляет 1 миллион 156 тысяч рублей. А стоимость годных остатков – почти 149 тысяч.

Читайте также:  Присадки для двигателя ХАДО - отзывы, тесты, видео - XADO

Вычитаем одно из другого – получаем стоимость ущерба. То есть 1 миллион 7 тысяч рублей. Именно столько мотоциклист должен был получить в качестве компенсации за уничтоженную технику.

Однако по ОСАГО со своей страховой он мог рассчитывать на сумму не более 400 тысяч рублей. Но у виновника аварии ОСАГО было с расширением до миллиона рублей. Поэтому Володин обратился в страховую компанию виновника аварии за выплатой по расширенному лимиту. И тоже получил отказ. Якобы отсутствуют документы о стоимости восстановительного ремонта транспортного средства. То есть представленные результаты независимой экспертизы страховщика почему-то не устроили.

Володин обратился в суд. При этом потребовав уплаты неустойки и штрафа. Но Озерский городской суд Московской области решил, что мотоцикл, купленный по договору купли-продажи за 650 тысяч рублей, не может стоить дороже после трех дней его эксплуатации. А поэтому ущерб, штраф и неустойку высчитывал именно из этой суммы. С этим согласилась и апелляционная инстанция Московского областного суда.

Однако с таким решением не согласился Верховный суд. Под действительной стоимостью имущества понимается его рыночная стоимость, которая представляет собой текущую стоимость товара, определяемую на основе спроса и предложения в каждый конкретный момент на рынке. То есть определение судом стоимости на основе цены, указанной в договоре купли-продажи, нельзя признать правильным и соответствующим положениям закона, установил ВС.

Определение действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая или размера расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая, требует специальных познаний. Суд должен был назначить экспертизу. Но ни один из нижестоящих судов этим не озаботился.

На этом основании ВС отменил решение нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.

Действительно, сумма, указанная в договоре купли-продажи, может быть ниже рыночной. Например, продавцу срочно нужны деньги, и он продает свой мотоцикл по дешевке. Но это не означает, что покупатель купил дешевку. За те же деньги он не сможет приобрести точно такой же продукт, который достался ему с большой скидкой. А закон при гибели имущества требует компенсации в размере действительной его стоимости.

Как провести независимую экспертизу авто после ДТП?

После любой аварии, важно правильно оценить ущерб, нанесенный автомобилю во время ДТП. Поэтому существует независимая экспертиза после ДТП по ОСАГО, после чего оплачивается ущерб, причиненный потерпевшему. Важно знать, существующие правила и последовательность экспертиз неподконтрольных органов.

Что нужно делать после аварии

Если невозможно уладить дело мирным путем и нанесенный ущерб превышает 100 000 рублей, следует вызвать сотрудников Госинспекции.

Оформляя справку о происшествии, а затем и в протоколе необходимо обозначить виновника происшествия:
  • после определения виновника в происшествии, его страхователь оплатит нанесенный ущерб транспортному средству.
  • сотрудник страховой компании делает оценку повреждений, описывает их характер и количество.
  • в случае оформления европротокола, оба участника аварии оформляют извещение о происшествии, описывают в подробностях как все произошло, рисуют схему движения обоих машин.
  • собирают показания у имеющихся очевидцев дтп.

Когда на месте невозможно установить степень повреждений транспортных средств, следует воспользоваться услугами станции техобслуживания страхователя. Хотя, наиболее правильным будет воспользоваться услугами независимой экспертизы. Российский Союз Автомобилистов предлагает делать оценку у независимого эксперта, не представляющего ни одного из страхователей. Пострадавший в аварии, получает компенсацию со страхователя виновника, а виновный восстанавливает свою машину за свои собственные средства.

ВАЖНО . Главными задачами независимой экспертизы является восстановление событий, изучение всех мельчайших подробностей для определения настоящего виновника аварии. Работу независимой экспертизы, регламентирует положение Центробанка Российской Федерации № 433 – П. Во время экспертизы, устанавливается техническое состояние машины, указываются и описываются повреждения и уточняет данные (начальную скорость движения авто, маршрут проезда и место нахождение машины после окончания аварии).

Когда завершается осмотр, эксперт пишет отчет, отражающий сумму понесенного ущерба, уточнить, кто является виновным, и кто потерпевшим в аварии. Может установить рыночную стоимость транспортного средства на момент аварии.

Почему следует воспользоваться оценкой независимой экспертизы

Страхователи, для проведения оценки нанесенного ущерба пользуются услугами компаний, сотрудничающих с ними на постоянной основе. Часто после осмотра, сумма нанесенного вреда уменьшается и сумма возмещения, соответственно, также снижается. Тогда возникает много дополнительных вопросов. Поэтому следует обратиться в неподконтрольную экспертную организацию.

Таким экспертам нет необходимости подавать неверные сведения, и занижать или завышать суммы возмещения. Чаще такой экспертизой пользуются потерпевшие, чтобы справедливо оценить ущерб и отремонтировать свою машину за счет страхователя.

ВНИМАНИЕ . Экспертизу следует проводить в надлежащие сроки, и ни в коем случае, не начинать ремонт. Имея на руках отчет технического заключения страхователя, и начав ремонтировать машину, потерпевший не сможет доказать свою правоту в случае, когда страховые выплаты значительно уменьшены.

Когда сумма окончательно определена, можно начинать ремонтировать автомобиль.

Для подачи заявления в независимую экспертизу, следует приготовить такие документы:
  • технического паспорта на машину,
  • справку о дорожно-транспортом происшествии и протокола инспектора ГИБДД (копии, заверенные в установленном порядке),
  • если в договоре страхования имеется пункт об экспертном обслуживании, следует оформить направление на экспертный осмотр,
  • другие документы, если таковые имеются, по происшествию.

Последовательность проведения независимой экспертизы

Проведение независимой экспертной оценки регламентировано законодательством страны, в котором четко оговорена последовательность действий.
  • Выбрать независимую организацию.
  • Заключить договор о проведении экспертизы.
  • Оплатить проведение независимой экспертизы.
  • Согласовать день и время проведения технического исследования автомобиля.
  • Оформить уведомление на осмотр виновному в аварии, или заинтересованным лицам.
  • Обязательно присутствовать при проведении осмотра.
  • Оформление акта по соответствующей форме, фиксируются на фотографиях или видео обнаруженные места повреждений.
  • Расчет суммы возмещения повреждений, учитывая рыночную стоимость запасных частей для восстановления машины.
  • Получить отчет с выводами, для фиксации передачи оформляется акт приемки от заказчика и передачи от исполнителя.
  • Для проведения самой экспертизы и выдачи отчета и других надлежащих нормативных актов дается три дня, день отправления уведомления и день проведения самой экспертизы не считается.

Освидетельствование пострадавшего автомобиля производится в присутствии лица, спровоцировавшего аварию и сотрудника страхователя. Для своевременного оповещения страхователя, следует отправить оповещение, телеграфом с обратным уведомлением за пять рабочих дней, до проводимого осмотра.

ВНИМАНИЕ . В случае непоявления страхователя на исследовании, при наличии почтовых чеков и уведомлений, возможно и без такового. Техническая экспертиза проводится в светлое время дня, или при дневном освещении.

Читайте также:  Как покрасить бампер своими руками, чтобы он стал, как новый?
Отчет должен содержать такие параграфы:
  • цель проводимой технической экспертизы.
  • фамилия и инициалы потерпевшего в аварии.
  • сумма, подлежащая возмещению для ремонта автомобиля.
  • сведения, полученные в ходе осмотра и список законодательных документов, которыми руководствуется эксперт.
  • день, месяц и год аварии.
  • сведения о страховых полисах участников происшествия и компаниях страхователях.
  • компенсация, подлежащая возмещению по расчетам проведенной экспертизы.
  • подписи технического эксперта, проводившего осмотр, и лица, руководящего организацией, утвержденные печатями.

Копия экспертного заключения сохраняется три года, после окончания проведения экспертных работ. Готовый акт забирает представитель страхователя. Сведения отражаются в графе «Отчет об определении рыночной стоимости ущерба от аварии». Каждую страницу нумеруют, сшивают и скрепляют печатями и подписями техника, производившего осмотр. Заказчику выдается свой экземпляр, с актом приема-передачи. Страхователь должен выплатить компенсационную сумму, на восстановление автомобиля. В случае отказа страховой компании оплатить необходимую сумму, де следует передавать в судебные органы. Тогда будет необходимо проведение еще одной экспертизы.

Стоимость – цена проведения независимой неподконтрольной экспертной оценки машины, участника аварии в 2022 году зависит от того:
  • как сильно поврежден автомобиль,
  • насколько сложные проводятся работы,
  • виды экспертиз,
  • насколько срочно необходимо провести работу (сумма за срочность, обычно 10-15 % от всей предоставленной работы).

Когда у машины есть незначительные повреждения (до пяти деталей), стоит такое заключение по Москве 3500 рублей. Если машина имеет объемные повреждения (более 20 деталей), цена варьирует от 7000 рублей.

ВАЖНО . Оплачивать все экспертизы должен потерпевший, но, если дело передается в судебные органы, и выносится решение в пользу потерпевшего, все суммы по проведению экспертных работ будут взыскиваться с виновного, для чего следует сохранять расходные ордера и кассовые чеки от организации, проводившей оценочную стоимость.

Когда у лица, пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии, страховой полис ОСАГО Ингосстрах, после обращения к страхователю, для проведения независимой экспертизы, страхователь Ингосстрах финансирует проведение технического осмотра и направляет к своим партнерам. Поэтому следует найти ближайший офис Ингосстраха и узнать, где проводится обследование, можно ли оформить выезд к поврежденному автомобилю, нужно ли платить, сколько, какие документы иметь при себе. После получения результатов исследований, в срок 5ти рабочих дней необходимо подать заявление на возмещение ущерба, или заявление на проведение восстановительного ремонта на СТО.

ВАЖНО . Часто компенсационные выплаты бывают значительно уменьшены, иногда сумма снижения доходит до 40% от необходимой суммы на восстановление. Тогда следует организовывать неподконтрольную экспертизу, не являющуюся партнером Ингосстраха. Процедура оформления досудебной претензии, соблюдается потерпевшим четко в оговоренных правилах, составляется заявление к страхователю, с требованием возмещения нанесенного ущерба, к которому прикладываются все необходимые документы из перечня.

Если, не работает досудебная претензия, следует начинать судебное разбирательство, оформляя исковое заявление в районный суд. Тогда, после решения судебных органов о выплате нанесенного автомобилю ущерба, страховщик обязан оплатить все издержки, которые понес застрахованный в ходе досудебного и судебного разбирательства.

Что такое независимая экспертиза и зачем она нужна?

Принцип состязательности является важнейшим конституционным принципом российского судопроизводства. Этот принцип закрепляет ч. 3 ст. 123 Конституции РФ.

Одним из важнейших элементов состязательности является правовое обеспечение экспертной деятельности. Чтобы принцип соблюдался, экспертная деятельность должна быть прерогативой не только государственных, но и негосударственных учреждений и экспертов.

Государственная и негосударственная судебная экспертиза в России: как реализуется? Почему нужна негосударственная экспертиза?

Что такое судебная экспертиза и кто такой судебный эксперт

Судебная экспертиза – процессуальное действие. Она нужна, когда возникает потребность в специальных знаниях. Суд назначает экспертизу, чтобы установить обстоятельства, имеющие значение для дела.

Порядок производства экспертизы регламентирован законом, например, она может проводиться только по решению суда, судьи, органа дознания, дознавателя, следователя или прокурора, вынесенному в соответствии с процессуальным законодательством.

Судебный эксперт – это человек, обладающий специальными знаниями. Это единственное требование, которое к эксперту предъявляет российское законодательство (см. ст. 57 УПК РФ, ст. 85 ГПК РФ и ст. 55 АПК РФ).

Подтвердить то, что этими знаниями он обладает, эксперт должен до начала исследования, а также в заключении. Согласно процессуальным кодексам (см.ст. 204 УПК РФ, ст. 86 АПК РФ), экспертная организация или сам эксперт должны предоставить сведения:

  • об образовании, специальности, ученом звании эксперта,
  • о стаже работы эксперта.

Требование о наличии высшего образования для государственных судебных экспертов содержит ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (№ 73-ФЗ от 31.05.2001).

На основании этих требований суды (следователи и дознаватели) делают вывод о компетентности эксперта.

Кто может проводить экспертизу

Экспертизу могут проводить в государственном либо негосударственном судебно-экспертном учреждении. К экспертизе могут привлекать лиц, обладающих специальными знаниями, но не являющимися работниками экспертного учреждения (см. п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 № 23).

Стороны судебного разбирательства вправе ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц или о проведении экспертизы в конкретном экспертном учреждении (см. п. 3 ст. 82 АПК РФ).

Государственная экспертиза: что это

Так называется исследование, которое проводят в одном из государственных судебно-экспертных учреждений.

В большинстве (по некоторым оценкам до 70% экспертиз) случаев суды поручают исследования государственным судебно-экспертным учреждениям.

Государственные эксперты в основном проводят: судебно-медицинские, медико-социальные, судебно-психиатрические, психолого-психиатрические, молекулярно- генетические, пожарно-технические экспертизы.

В России существует разветвленная система государственных судебно-экспертных учреждений:

  • экспертно-криминалистические подразделения МВД России – самая многочисленная экспертная служба страны;
  • судебно-экспертные учреждения Министерства юстиции;
  • судебно-медицинские и судебно-психиатрические учреждения Министерства здравоохранения и социального обеспечения;
  • судебно-медицинские лаборатории Министерства обороны;
  • судебно-экспертные подразделения Федеральной службы безопасности;
  • судебно-экспертные учреждения Федеральной таможенной службы;
  • государственные пожарно-технические лаборатории Министерства по чрезвычайным обстоятельствам.

Независимая экспертиза: что это

Это исследования, которые проводят негосударственные экспертные организации и эксперты.

Возможность производства экспертизы вне стен государственных учреждений закреплена в российском законодательстве.

Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Смотрим статью 41: «…в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.

На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой настоящей статьи, распространяется действие статей 2, 4, 6 – 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего федерального закона».

Читайте также:  Отключаем привод своими силами

Кодексы.

Возможность проведения экспертизы в уголовном, гражданском, арбитражном и административном процессе в независимых, то есть негосударственных экспертных учреждениях прописана и в важнейших кодексах:

  • ст. 195 Уголовно-процессуального кодекса: «судебная экспертиза производится государственными судебными экспертами и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями»,
  • ст. 79 Гражданского процессуального кодекса,
  • ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса,
  • ст. 77 Кодекса административного судопроизводства.

Для экспертиз по уголовным делам сделана оговорка: их производство может быть поручено негосударственному экспертному учреждению или лицу, не являющемуся сотрудником судебно-экспертного учреждения, но обладающему специальными знаниями и имеющему необходимое оборудование, в случае, когда проведение экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении невозможно (см. п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2010 г. № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам»).

Количество экспертиз, проводимых в негосударственных экспертных учреждениях, постоянно растет.

При этом отношение к экспертизам и исследованиям, проводимым в негосударственных учреждениях, по-прежнему является несколько предвзятым.

Согласно статистике деятельности судов общей юрисдикции за 2013 – 2018 годы, ежегодно более 180 тыс. постановлений о назначении экспертизы – 64% всех вынесенных соответствующих постановлений – направляется негосударственным судебно-экспертным учреждениям.

Почему нужна независимая экспертиза

Независимая судебная экспертиза нужна для сохранения и реализации принципа состязательности в российских судах.

Разберём примеры, когда одной из сторон разбирательства независимая экспертиза нужна обязательно.

1. Когда в нарушение принципа состязательности сторону защиты лишают возможности контролировать полноту, подлинность и допустимость направляемых на экспертизу вещественных доказательств.

Следователи, исходя из тактических соображений, могут умышленно скрывать информацию о результатах осмотра места происшествия, изъятых вещественных доказательствах и результатах экспертиз. На практике информацию об этом сторона защиты получает из материалов, направляемых в суд при решении вопроса об избрании меры пресечения, назначении экспертиз либо при ознакомлении с материалами уголовного дела при выполнении требований ст. 217 УПК РФ.

Как это можно исправить? Например, дополнить статью 177 УПК РФ «Порядок производства осмотра» требованием об обязательном ознакомлении всех участников процесса с протоколом осмотра места происшествия. Эта норма позволила бы ходатайствовать о назначении более широкого круга судебных экспертиз и контролировать направление на экспертизу всех вещественных доказательств, а не только тех, исследование которых сочтет необходимым следователь.

2. Когда принцип состязательности нарушается непосредственно в процессе назначения и производства судебных экспертиз.

На практике чаще всего встречаются такие нарушения:

  • назначение в качестве эксперта лица, заинтересованного в исходе дела,
  • отказ в назначении экспертизы, даже при обязательности её проведения,
  • воздействие и непроцессуальные взаимоотношения между экспертом и стороной обвинения.

В методических рекомендациях часто встречается мнение о том, что у следователя с экспертом при назначении экспертиз «должны сложиться творческие и доброжелательные взаимоотношения, что будет способствовать устранению имеющихся недочетов и значительному улучшению работы по борьбе с преступностью». При этом рекомендуется поручать производство экспертизы специалисту, участвовавшему в осмотре места происшествия.

Фактически специалист, а затем и эксперт, активно взаимодействуют со следователем при сборе вещественных доказательств, образцов для сравнительного исследования, назначении и даже в процессе производства экспертизы. На практике это взаимодействие часто встречается, когда эксперт и следователь являются сотрудниками одного территориального подразделения.

Специалисты попадают в состав оперативно-следственных групп по раскрытию и расследованию конкретного преступления, и руководитель группы дает им поручения. Этот же человек позже выполняет экспертизу по этому уголовному делу.

В результате у эксперта появляется возможность получить непроцессуальную информацию по делу. Кроме того, постоянное общение со следователем и оперативными работниками вызывает вопросы к непредвзятости его деятельности.

При этом, привлечь эксперта к ответственности за ошибочное (вероятно, заведомо ложное) заключение крайне сложно. Заведомо ложное заключение эксперта выражается в заведомо ложных ответах на поставленные вопросы по обстоятельствам, имеющим значение для дела.

Уголовная ответственность в ст. 307 УК РФ предусматривается за дачу экспертом заведомо ложного заключения лишь в том случае, если имеется наличие заведомой ложности, то есть эксперт должен быть убежден в ложности сообщаемых им сведений.

3. Когда следователи не знакомят обвиняемых и защитников с назначенными и даже уже проведенными экспертизами или безосновательно отказывают в назначении экспертиз, особенно повторных.

Представители профсообщества считают важным конкретизировать положение ч. 3 ст. 195 УПК РФ. Там должно быть четко указано: следователь знакомит до направления материалов для производства судебной экспертизы с постановлением о ее назначении подозреваемого, обвиняемого, его защитника, потерпевшего, его представителя и разъясняет им права, предусмотренные статьей 198 УПК РФ. В ином случае участники процесса лишаются права на защиту, грубо нарушается конституционный принцип состязательности и равноправия сторон.

К чему это приводит? К существенному снижению уровня доверия к институту судебной экспертизы в юридическом сообществе.

Поэтому представители профсообщества ратуют за повышение независимости экспертных учреждений и создание независимой от органов, осуществляющих предварительное расследование и дознание, систему, состоящую из государственной федеральной экспертной службы (возможно, под эгидой Министерства юстиции) и негосударственных экспертных учреждений.

Но в первую очередь они ждут принятия федерального закона «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», который должен помочь закрепить реальную конкуренцию между государственными и независимыми экспертным учреждениями.

Независимая экспертиза автомобиля после ДТП

При рассмотрении различных видов оценочных услуг работы по независимой экспертизе автомобиля после ДТП относятся к самым востребованным. Это подтверждается как отзывами автолюбителей, так и мнением специалистов. Особенную популярность они приобрели с введением ОСАГО.

Данная оценка особенно интересна водителям, уже столкнувшимся с автостраховщиками. С ее помощью можно оценить понесенный урон, выраженный в денежной сумме, чтобы впоследствии потребовать его возмещения от страховой организации или водителя, вызвавшего ДТП.

В этом материале рассматривается, когда и в какие сроки выполняется независимая экспертиза авто, как правильно выбрать исполнителя, а также, во сколько обойдутся автолюбителю услуги эксперта.

Для чего нужна независимая экспертиза автомобиля после ДТП?

Необходимость приглашения независимого эксперта по авто после ДТП может вызываться следующими причинами:

  • для оценки суммы восстановления машины – эта ситуация возникает чаще всего. Поскольку законодательство, регулирующее вопросы автострахования, предусматривает возмещение пострадавшему ущерба при ДТП, независимые эксперты могут привлекаться упомянутым лицом в случае его несогласия с суммой компенсации страховщика. В другом случае – виновником происшествия, если претензии имеются у него (когда сумма ущерба превышает страховые выплаты);
  • чтобы установить причину аварии, при наличии расхождений в свидетельствах ее участников, может проводиться трасологическое исследование. С его помощью можно достоверно установить, где находились автомобили, а также траекторию и характер их движения до столкновения, не вносились ли изменения в расположение машин после аварии, а также удастся выявить водителя, виновного в происшествии;
  • в некоторых ситуациях требуется установить наличие технических возможностей предупреждения аварии. Возможный пример: произошел наезд на пешехода, и водителю требуется доказать, что происшествие случилось по причине неисправности авто, допущенной заводом-изготовителем, некачественного ремонта или обслуживания в сервисном пункте, либо наличия брака в запчасти. Такой вид экспертизы проводится реже двух указанных выше.
Читайте также:  Как вернуть деньги по КАСКО, если страховая компания обанкротилась?

Выбор независимого оценщика. На что обратить внимание?

Автолюбители, зачастую, задаются вопросом: где сделать независимую экспертизу автомобиля после ДТП? При выборе оценщика нужно отдать предпочтение организации, имеющей безукоризненную репутацию. Большинство автомобилистов, столкнувшихся с данной проблемой, руководствуются рекомендациями друзей и знакомых, ранее уже воспользовавшихся такими услугами. Но если советчиков не оказалось, на какие моменты нужно обращать внимание, чтобы обеспечить качество выполнения работ, и экспертиза действительно оказалась независимой? Таких критериев несколько:

  1. лучше, если фирма будет специализироваться именно на этом виде деятельности;
  2. о добросовестности сотрудников компании может свидетельствовать предложение предварительно, причем бесплатно, рассчитать величину урона;
  3. в штате организации должно быть не менее одного аттестованного эксперта-техника;
  4. специалисты должны иметь профильное образование и регулярно проходить переподготовку, состоять членами в оценочном СРО;
  5. компания не должна сотрудничать с представителями страховщиков;
  6. о наличии опыта и квалификации говорит срок существования фирмы;
  7. организация должна быть обеспечена современным оборудованием и необходимой базой для проведения работ;
  8. наличие в штате юристов, представляющих интересы клиентов в судебных разбирательствах;
  9. присутствие постоянного офиса и собственного сайта, а не просто электронного почтового ящика;
  10. адекватность стоимости услуг.

Чтобы окончательно удостовериться в надежности исполнителя, можно попросить ознакомиться с некоторыми ранее выполнявшимися оценками, и удостовериться в отсутствии ошибок и неточностей в исполнительной документации.

Некоторые критерии могут быть проверены онлайн:

  • аккредитация эксперта – на сайте РСА;
  • убедиться в отсутствии фирмы в списке предприятий, включающих дисквалифицированных лиц, а также добросовестность в уплате налогов на портале Налоговой службы;
  • организация должна присутствовать в едином реестре плательщиков налогов, и в ее офисе не должны быть зарегистрированы другие фирмы.

Это лишь некоторые из возможных проверок, но их проведение позволит убедиться в надежности экспертной компании.

Обеспечение качества при независимой оценке автомобиля после ДТП требует привлечения высококвалифицированных исполнителей, поэтому она не может иметь малую стоимость. На это также нужно обращать внимание.

Сроки и стоимость проведения независимой экспертизы

Если нужна экспертиза по страховому полису ОСАГО, то необходимо ознакомиться с информацией из Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В соответствии с данным законом, если у виновника дорожно-транспортного происшествия заключен договор ОСАГО, а пострадавший подал заявление, то страховая компания виновного лица в течение 5 рабочих дней обязана провести (то есть организовать) автотехническую экспертизу.

Если проведение экспертизы страховщиком продливается (затягивается), пострадавшая в ДТП сторона, имеет право обратиться с заявлением на проведение независимой экспертизы в оценочную компанию на свой выбор.

В таком случае отчет о результатах независимой автоэкспертизы необходимо предоставить в страховую компанию виновника ДТП.На длительность выполнения работ чаще всего влияет их сложность, место проведения осмотра, масштаб повреждений автомобиля, доступность информации о его запасных частях и пр.

В среднем продолжительность выполнения составляет до четырех дней. По итогам экспертизы клиент получает отчет, содержание которого должно соответствовать требованиям ст. 11 ФЗ №135 от 29.07.1998г.

Этот же документ регламентирует требования к исполнителю.

Важно! Содержание отчета о проведении независимой экспертизы автомобиля после ДТП регламентируется требованиями законодательства.

Независимую экспертизу после ДТП характеризует такой порядок проведения:

  1. Предварительная телефонная консультация;
  2. Уточнение обстоятельств происшествия;
  3. Согласование по вызову на объект всех участвующих сторон;
  4. Оформление договорных отношений;
  5. Оплата работ;
  6. Вызов на проверку участников телеграммой;
  7. Осмотр авто, сопровождающийся фото документированием, описью результатов;
  8. Расчет стоимости восстановления;
  9. На заключительном этапе оформляется отчет и передается автовладельцу.

Сколько может стоить проведение экспертизы авто независимыми специалистами?

Уровень цены колеблется в пределах от трех до восьми тысяч рублей, учитывая вышеуказанные условия. Соответственно, оценка грузовика или автобуса обойдется дороже легкового автомобиля. Играет роль расстояние между расположением оценщика и местом ДТП, вид проводимой экспертизы. Цена может иметь некоторые различия в зависимости от организации-исполнителя.

Не стоит пользоваться услугами компании, предлагающей заведомо заниженные расценки. Это может говорить о недостаточной квалификации экспертов, также возможно последующее повышение стоимости услуг на заключительном этапе.

Внимание! При низкой стоимости работ по экспертизе автомобиля после ДТП независимыми специалистами может не быть обеспечен достаточный уровень квалификации исполнителей.

Кратко подытоживая сказанное, можно отметить, что правильный выбор независимого оценщика автомобиля после ДТП очень важен для обеспечения полного возмещения понесенного ущерба. Поэтому к данному вопросу нужно подходить взвешенно, учитывая все сопутствующие обстоятельства, и при этом полагаться не только на мнение знакомых, но и на результаты собственного анализа, в соответствии с указанными выше рекомендациями.

Автотехническая экспертиза при ДТП

  • Экспертиза качества ремонта автомобиля
  • Трасологическая экспертиза
  • Экспертиза механизма ДТП
  • Экспертиза двигателя
  • Экспертиза коробки передач
  • Экспертиза фар
  • Помощь при покупке авто
  • Экспертиза лакокрасочного покрытия
  • Экспертиза номеров агрегатовСправка о мощности ДВС
  • Экспертиза деталей и узлов

Размер причиненного в результате аварии ущерба часто становится причиной споров между участниками ДТП. Самостоятельно найти согласие виновнику и пострадавшему бывает очень сложно. Независимая автотехническая экспертиза способна дать объективную оценку ситуации и степени вины каждого участника происшествия, определить реальный вред, причиненный всем транспортным средствам.

«Инвест Консалтинг» проводит в Москве и Подмосковье независимую автоэкспертизу различных типов машин с расчетом ущерба и выдачей заключения.

Обратившись к нам за независимой автотехнической экспертизой, Вы можете рассчитывать на объективную оценку ущерба, определение виновника ДТП и выяснение всех важных обстоятельств аварии. Наши специалисты работают с выездом на место происшествия и гарантируют максимально беспристрастный подход при проведении оценочных работ.

Когда нужна независимая автотехническая экспертиза при ДТП

Услуга автотехническая экспертиза при ДТП, выполняемой независимыми специалистами, оказывает неоценимую помощь в следующих случаях

  • Если Вы попали в ДТП и желаете провести автотехническую экспертизу для получения выплат по своему страховому полису.
  • Страховая компания виновника аварии выплатила существенно заниженную сумму компенсации, которая не покрывает расходы на ремонт машины.
  • Автоэкспертиза необходима Вам для обращения в РСА, поскольку страховая компания виновника ДТП обанкротилась или у нее отозвали лицензию.
  • Будучи виновником аварии, Вы считаете требуемую пострадавшим сумму компенсации слишком завышенной и хотите провести независимую экспертизу для определения реального ущерба.
  • Транспортное средство пострадало при пожаре, падении строительных конструкций, стихийном бедствии или в другой ситуации.
  • Вы планируете подать иск в суд по причине отсутствия у виновника полиса ОСАГО или заниженной суммы выплаты.
  • Автоэкспертиза нужна для определения ущерба, нанесенного третьими лицами, для дальнейшего обращения в полицию и разбирательств в суде.
Читайте также:  Что делать, если потеет спина в автомобиле
Заказать независимую автотехническую экспертизу.

Нажимая кнопку «Отправить», вы автоматически выражаете согласие на обработку своих персональных данных и принимаете условия Пользовательского соглашения.

Автотехническая экспертиза при ДТП – виды автотехнической экспертизы

Независимая автоэкспертиза после ДТП. Предусматривает детальное изучение аварии с тщательным определением всех параметров движения участников. Полученные данные сравнивают с нормами, распространяющимися на определенный участок дороги. Специалист выясняет особенности тормозного пути транспортных средств и наличие у водителей возможности избежать столкновения. Такая автотехническая экспертиза нередко используется компанией «Инвест Консалтинг» для решения спорных случаев на практике.

Транспортно-трасологическая экспертиза. Посвящается изучению различных следов на месте аварии и пострадавших транспортных средствах. Такая автотехническая экспертиза позволяет определить расположение машин в момент ДТП, траекторию их движения до и после столкновения. Также в ходе исследований специалисты выясняют, какие повреждения были получены автомобилями именно при аварии. Данный тип автоэкспертизы обычно проводится в комплексе с исследованием обстоятельств ДТП.

Автотовароведческая экспертиза. Используется для определения размера ущерба, нанесенного транспортному средству в ДТП. Сегодня данный вид автоэкспертизы является наиболее популярным, поскольку большинство споров между участниками аварии основаны на разногласии относительно размера компенсации. Такая автотехническая экспертиза позволяет узнать точную рыночную стоимость восстановления машины, количество годных для дальнейшего использования остатков и размер потери в товарной цене.

Экспертиза технического состояния транспорта. Предусматривает проверку транспортных средств на наличие неисправностей и причин их возникновения. Позволяет специалистам определить методы устранения неполадок и затраты на проведение ремонтных работ. Очень важно, чтобы автомобили оставались в неизменном после ДТП состоянии. Ведь такая независимая автоэкспертиза после ДТП позволяет выяснить, была ли поломка машины причиной аварии.

Дорожно-транспортная экспертиза. Предусматривает исследования определенного участка дороги, где произошла авария. В силу своей специфики данный тип независимой автоэкспертизы применяется на практике редко. Проводимые в ее рамках исследования включают изучение дорожной разметки, расположения знаков, ограждающих конструкций и других объектов. Автотехническая экспертиза такого рода применяется только тогда, когда есть подозрения, что причиной ДТП стала именно неправильная организация движения на определенном участке дорожного полотна.

Необходимые документы

Пакет документов, необходимый для проведения независимой автотехнической экспертизы специалистами «Инвест Консалтинг», зависит от вида выполняемых исследований. Стандартно при посещении нашего офиса предъявляются:

  • паспорт заявителя, с которым заключается договор на проведение экспертизы;
  • протокол осмотра места ДТП или справка об аварии;
  • документы на подлежащий экспертизе автомобиль (ПТС, СТС).
  • акт осмотра машины страховой компанией (при наличии).

Порядок проведения автоэкспертизы

Автотехническая экспертиза при ДТП. Организация любой автотехнической экспертизы, независимо от ее вида, осуществляется компанией «Инвест Консалтинг» следующим образом.

  • Вы звоните нам и заказываете услугу с выездом специалиста на место происшествия или хранения поврежденного транспортного средства.
  • После предъявления документов и обсуждения условий сотрудничества заключается договор на предоставление нами услуг.
  • Специалист отправляется на место аварии и проводит тщательное исследование участка дороги и транспортного средства. Он фиксирует важные факты, необходимые для объективного проведения автоэкспертизы.
  • Около 3–5 дней (в сложных случаях не более 14 дней) нашими специалистами выполняется анализ данных и проведение необходимых расчетов.
  • Составляется заключение и передачей его заказчику. В дальнейшем, заключение может использоваться для подачи претензии страховой компании, составления иска в суд и других целей.

Независимая экспертиза: что это такое

Кому поручается проведение независимой экспертизы?
(подробнее на сайте Ceur.ru)

В соответствии с частью 1 статьи 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам. Точного определения термина «эксперт» в ГПК РФ не содержится, однако из общего смысла соответствующих норм можно сделать вывод, что под экспертом подразумевается гражданин (физическое лицо), обладающий специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла.

Что касается понятия «судебно-экспертное учреждение», то его ГПК РФ также не раскрывает, и вот здесь возникает ряд вопросов, точного ответа на которые кодекс не дает.
Согласно нормам гражданского права, под учреждением понимается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Между тем многие экспертные организации создаются в форме хозяйственных обществ, т.е. являются коммерческими организациями. Кроме того, некоторые экспертные организации создаются в некоммерческих формах, отличных от учреждения – например, некоммерческие партнерства. В связи с этим возникает вопрос – распространяется ли термин «экспертное учреждение», содержащийся в ГПК РФ, только на учреждения как таковые, или проведение экспертизы может быть поручено любой экспертной организации независимо от организационно-правовой формы? Ответ на этот вопрос в гражданском процессуальном законодательстве отсутствует.

Некоторую ясность в рассматриваемую проблему вносит федеральный закон от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности», однако его положения распространяются только на государственные экспертные учреждения. Так, согласно статье 11 данного закона под государственными судебно-экспертными учреждениями подразумеваются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы.


Статьей 41 закона № 73-ФЗ предусмотрено, что в соответствии с нормами процессуального законодательства экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами. Однако порядок назначения экспертизы, включая определение круга лиц, которым она может быть поручена, устанавливается тем самым процессуальным законом, к которому отсылает указанная статья. Соответственно данная норма закона № 73-ФЗ не может толковаться как ограничивающая право суда поручить проведение экспертизы без указания конкретного эксперта иным учреждениям, не являющимся государственными, при отсутствии такого ограничения непосредственно в ГПК РФ.

Читайте также:  Где в России продаются самые дешевые автомобили с пробегом?

Следует отметить, что, к примеру, уголовно-процессуальное законодательство напрямую предусматривает возможность поручения судебной экспертизы негосударственному экспертному учреждению (пункт 60 статьи 5, пункт 2 части 1 статьи 195 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации). В арбитражном процессе, в отличие от гражданского, определение законодателем круга лиц, которым может быть поручена экспертиза, спорных вопросов не вызывает.

Так, частью 1 статьи 83 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) предусмотрено, что экспертиза проводится государственными судебными экспертами по поручению руководителя государственного судебно-экспертного учреждения и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями. Пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 г. № 66 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе» предусмотрено, что при поручении проведения экспертизы лицу, не являющемуся государственным судебным экспертом, в определении о назначении экспертизы указываются фамилия, имя, отчество эксперта, сведения о его образовании, специальности, стаже работы и занимаемой должности.

Таким образом, арбитражный кодекс с учетом его официального толкования Пленумом ВАС РФ определяет круг лиц, которым поручается проведение экспертизы, следующим образом: экспертиза может быть поручена либо государственному судебно-экспертному учреждению (в этом случае конкретный эксперт назначается руководителем такого учреждения), либо непосредственно эксперту. Следует отметить, что пункт 1 вышеуказанного постановления Пленума ВАС РФ требует указания сведений об эксперте (его фамилии, имени и отчества) в определении суда о назначении экспертизы даже в случае, если экспертиза поручается государственному экспертному учреждению. Что касается гражданского процессуального законодательства, то оно требует доработки в части определения статуса экспертного учреждения и решения вопроса о том, в каких случаях в определении о назначении экспертизы подлежат указанию сведения о конкретном эксперте, которому поручается проведение экспертизы.


Какие требования установлены законом к лицу, проводящему экспертизу? По каким основаниям эксперту можно заявить отвод?

Согласно части 1 статьи 55 АПК РФ экспертом в арбитражном суде является лицо, обладающее специальными знаниями по касающимся рассматриваемого дела вопросам и назначенное судом для дачи заключения. Такое же определение следует из общих положений ГПК РФ о производстве экспертизы (точная трактовка данного термина, как указано выше, в гражданском процессуальном законодательстве отсутствует).

Исходя из изложенного, основным требованием к кандидатуре эксперта является наличие у него специальных знаний, необходимых для производства экспертизы. Такое наличие, как правило, подтверждается дипломом о соответствующем образовании, а также иными документами – свидетельством о повышении квалификации, свидетельством о членстве в объединениях судебных экспертов и т.п.

В случае, если сторонами предлагаются разные кандидатуры экспертов, суд, как правило, поручает экспертизу лицу с более высокой квалификацией. Суд также может при выборе эксперта принимать во внимание и иные факторы – в частности, предложенную экспертом стоимость экспертизы или длительность её проведения.
Отвод эксперту может быть заявлен по общим основаниям, установленным для отвода судьи (статья 21 АПК РФ, статьи 16 и 18 ГПК РФ), а именно:

– если эксперт участвовал в предыдущем рассмотрении дела в качестве судьи, прокурора, секретаря судебного заседания, представителя, свидетеля, специалиста или переводчика;
– если эксперт является родственником или свойственником кого-либо из лиц, участвующих в деле, либо их представителей;
– если эксперт имеет личную заинтересованность (прямую или косвенную) в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности;
– если эксперт находится или ранее находился в служебной или иной зависимости от лица, участвующего в деле, или его представителя.

АПК РФ, кроме того, предусматривает следующее дополнительное основание для отвода эксперта (статья 23): проведение им ревизии или проверки, материалы которых стали поводом для обращения в арбитражный суд или используются при рассмотрении дела. Следует отметить, что по смыслу процессуального законодательства соответствующее лицо получает статус эксперта в рамках отдельно взятого процесса с момента его привлечения судом к проведению экспертизы, т.е. вынесения судом определения о её назначении. Соответственно отвод эксперту может быть заявлен после вынесения такого определения.

Какими правами обладают эксперт и стороны процесса при проведении экспертизы?

Согласно части 3 статьи 84 ГПК РФ лица, участвующие в деле, вправе присутствовать при проведении экспертизы, кроме случаев, если такое присутствие может помешать исследованию, совещанию экспертов и составлению заключения. Арбитражный кодекс предусматривает, что лица, участвующие в деле, не могут присутствовать при проведении экспертизы, если такое присутствие способно помешать нормальной работе экспертов; при составлении экспертом заключения и на стадии совещания экспертов и формулирования выводов присутствие участников арбитражного процесса не допускается (части 2 и 3 статьи 83 АПК РФ).

Таким образом, по общему правилу лица, участвующие в деле, вправе присутствовать при проведении экспертизы, если их присутствие не мешает работе экспертов и составлению заключения. При этом в арбитражном процессе, в отличие от гражданского, присутствие таких лиц при составлении экспертом заключения, а также при совещании экспертов и формулировании выводов в любом случае является недопустимым.

Эксперт при проведении экспертизы имеет следующие права (часть 3 статьи 85 ГПК РФ, часть 3 статьи 55 АПК РФ):
– знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы;
– ходатайствовать перед судом о предоставлении ему дополнительных материалов и документов для исследования;
– задавать в судебном заседании вопросы лицам, участвующим в деле, и свидетелям.

Согласно части 2 статьи 85 ГПК РФ эксперт не вправе:

– самостоятельно собирать материалы для проведения экспертизы;
– вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела;
– разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с проведением экспертизы, или сообщать кому-либо о результатах экспертизы, за исключением суда, ее назначившего.

В АПК РФ указанные ограничения отсутствуют. Однако подобные действия, если они совершены экспертом, в арбитражном процессе могут быть расценены как обстоятельства, свидетельствующее о заинтересованности эксперта в исходе дела (в определенном результате экспертизы) или о необоснованности заключения. По указанной причине контакт сторон процесса с экспертом после его привлечения к производству экспертизы должен быть по возможности минимизирован в целях обеспечения независимости эксперта и объективности его заключения.

Ссылка на основную публикацию