Спутниковая навигация GPS/ГЛОНАСС
Спутниковой навигацией пользуются водители, велосипедисты, туристы – даже любители утренних пробежек отслеживают собственный маршрут при помощи спутников. Вместо того чтобы расспрашивать прохожих, как найти нужный дом, большинство предпочитают достать смартфон и задать этот вопрос ГЛОНАСС или GPS. Несмотря на то, что модули спутниковой навигации установлены в каждом смартфоне и в большинстве спортивных часов, только один человек из десяти понимает, как работает эта система и как в море девайсов с функциями GPS/ГЛОНАСС найти подходящий.
Как устроена спутниковая навигационная система
Аббревиатура GPS расшифровывается как Global Positioning System: «система глобального позиционирования», если переводить дословно. Идея использовать спутники на околоземной орбите для определения координат наземных объектов появилась в 1950-е, сразу после того, как Советский Союз запустил первый искусственный спутник. Американские ученые отслеживали спутниковый сигнал и обнаружили, что его частота меняется, когда спутник приближается или отдаляется. Поэтому, зная свои точные координаты на Земле, можно вычислить и точное расположение спутника. Это наблюдение и дало толчок для разработки глобальной системы расчета координат.
Первоначально открытием заинтересовался флот – разработку начала военно-морская лаборатория, но со временем было решено создать единую систему для всех вооруженных сил. Первый спутник GPS вывели на орбиту 1978-м. Сейчас сигналы передают около тридцати спутников. Когда навигационная система заработала, военные ведомства США сделали подарок всем жителям планеты – открыли свободный доступ к спутникам, так что каждый может пользоваться Global Positioning System бесплатно, был бы приемник.
Вслед за американцами Роскосмос создал свою систему: первый спутник ГЛОНАСС вышел на орбиту в 1982 году. ГЛОНАСС – Глобальная навигационная спутниковая система, работающая по тому же принципу, что и американская. Сейчас на орбите находятся 24 российских спутника, которые обеспечивают координирование.
Чтобы воспользоваться одной из систем, а лучше двумя одновременно, нужен приемник, который будет получать сигналы от спутников, а также компьютер для расшифровки этих сигналов: местоположение объекта вычисляется, исходя из интервалов между полученными сигналами. Точность вычислений – плюс-минус 5 м.
Чем больше спутников «видит» устройство, тем больше информации может предоставить. Для определения координат навигатору достаточно увидеть всего два спутника, но если он запеленгует хотя бы четыре спутника, девайс сможет сообщить, например, скорость передвижения объекта. Поэтому современные навигационные устройства считывают все больше параметров:
- Географические координаты объекта.
- Скорость его передвижения.
- Высоту над уровнем моря.
Какие могут возникнуть погрешности в работе GPS/ГЛОНАСС
Спутниковая навигация хороша тем, что доступна круглосуточно из любой точки планеты. Где бы вы ни находились, если у вас есть приемник – вы сможете определить координаты и построить маршрут. Однако на практике сигнал спутников могут глушить физические препятствия или погодные катаклизмы: если вы проезжаете подземный туннель, а сверху к тому же бушует шторм, сигнал может не «добить» до приемника.
Эту проблему решили за счет технологии A-GPS: она предполагает, что приемник обращается через альтернативные каналы связи к серверу. Тот, в свою очередь, использует данные, полученные от спутников. Благодаря этому можно пользоваться навигационной системой в помещениях, туннелях, в непогоду. Технология A-GPS рассчитана на смартфоны и прочие персональные устройства, поэтому, выбирая навигатор или смартфон, уточняйте, поддерживает ли он этот стандарт. Так вы сможете быть уверенными, что устройство не подведет в ответственный момент.
Владельцы смартфонов иногда жалуются, что навигатор работает не точно или периодически «отключается», не определяет координаты. Как правило, это связано с тем, что в большинстве смартфонов функция GPS/ГЛОНАСС по умолчанию отключена. Для расчетов координат устройство использует сотовые вышки или беспроводной интернет. Проблема решается настройкой смартфона, активацией нужного способа определения координат. Также может потребоваться калибровка компаса или сброс настроек навигатора.
Виды навигаторов
- Автомобильные. Навигационные система, завязанная на спутниках ГЛОНАСС или их американских аналогах, может быть частью бортового компьютера авто, но чаще покупают отдельные устройства. Они не только определяют координаты машины и позволяют без проблем добраться из пункта А в пункт Б, но также защищают от угона. Даже если злоумышленники угонят машину, ее можно будет отследить по маячку. Плюс специальных устройств для авто еще и в том, что они предусматривают установку антенны – за счет антенны можно усилить ГЛОНАСС-сигнал.
- Туристические. Если в автомобильный навигатор можно установить специальный набор карт, то к туристическим устройствам предъявляются более строгие требования: современные модели допускают использование расширенного набора карт. Однако самый простой туристический девайс – это только приемник сигнала с простейшим компьютером. Он может даже не отмечать координаты на карте, и тогда потребуется бумажная карта с навигационной сеткой. Впрочем, сейчас такие устройства покупают только из соображений экономии.
- Смартфоны, планшеты с GPS/ГЛОНАСС-приемником. Смартфоны также позволяют загрузить расширенный набор карт. Их можно использовать, как автомобильные и туристические навигаторы, главное – установить приложение и загрузить необходимые карты. Многие из полезных навигационных программ – бесплатные, но за некоторые нужно заплатить небольшую сумму.
Навигационные программы для смартфонов
Одна из самых простых программ, рассчитанных на тех, кто не хочет вникать в функционал: MapsWithMe. Она позволяет загрузить из сети карту нужного региона, чтобы затем пользоваться ею, даже если соединения с интернетом не будет. Программа покажет местоположение на карте, отыщет отмеченные на этой карте объекты – их можно сохранять в закладки и пользоваться потом быстрым поиском. На этом функционал исчерпывается. Программа использует только векторные карты – другие форматы загрузить нельзя.
Владельцы устройств на Android могут воспользоваться программой OsmAnd. Она подходит водителям и пешеходным туристам, поскольку позволяет автоматически проложить маршрут по автодорогам или горным тропинкам. ГЛОНАСС-навигатор будет вести вас по маршруту голосовыми командами. Кроме векторных карт, можно использовать растровые, а также отмечать путевые точки и записывать треки.
Ближайшая альтернатива OsmAnd – приложение Locus Map. Оно подойдет для пешеходных туристов, поскольку напоминает классическое навигационное устройство для туристов, какие были в ходу до появления смартфонов. Использует и векторные, и растровые карты.
Туристические устройства
Смартфоны и планшеты могут заменить специальное GPS/ГЛОНАСС-устройство для туризма, но у такого решения есть свои недостатки. С одной стороны, если есть смартфон, не нужно покупать никаких дополнительных девайсов. На большом ярком экране легко работать с картой, выбор приложений широкийо – мы указали всего несколько программ, охватить все предложения невозможно. Но у смартфона есть и недостатки:
- Быстро разряжается. В среднем устройство работает сутки, а в режиме постоянного поиска координат – и того меньше.
- Требует бережного обращения. Конечно, существуют защищенные смартфоны, но кроме того, что они дорогие, надежность такого смартфона все равно не сравнится со специальным туристическим ГЛОНАСС-устройством. Оно может быть полностью водонепроницаемым.
Для многодневных походов по дикой местности разработаны специализированные устройства, во влагозащищенных корпусах и с мощными аккумуляторами. Однако при выборе такого прибора важно уточнять, чтобы он поддерживал и векторные, и растровые карты. Растровая карта – это изображение, привязанное к координатам. Вы можете взять бумажную карту, отсканировать ее, связать с координатами ГЛОНАСС – и получится растровая карта. Векторные карты – не картинка, но набор объектов, которые программа размещает на изображении. Система позволяет запустить поиск по объектам, но самостоятельно создать подобную схему сложно.
Навигационная система ГЛОНАСС в смартфоне
Многие гаджеты поддерживают две системы – ГЛОНАСС и GPS. Больше всего такие устройства ценят любители экстремальных видов спорта и туризма. Соответственно, и смартфоны для таких целей собирают соответствующего качества: водонепроницаемые, противоударные, с защищенным корпусом.
- Что такое ГЛОНАСС
- Предназначение
- Как пользоваться
- Есть ли ГЛОНАСС в смартфоне
- Способы проверки
- Список устройств
- Что лучше: ГЛОНАСС или GPS
- Как превратить телефон в «маячок»
- Альтернатива ГЛОНАСС
Что такое ГЛОНАСС
Название системы расшифровывается как ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система. Установка является российским аналогом GPS и включает в себя 24 космических аппарата, 18 из которых покрывают территорию РФ.
ГЛОНАСС
В состав системы входят три элемента:
- Спутники
- Наземные станции.
- Приемники.
Космические устройства передают сигналы на наземные антенны, недвижимые в пространстве. Таким образом, спутник «узнает» свои координаты. После аппарат отправляет сообщения на Землю с информацией о своем расположении, а приемники этот сигнал принимают, определяя свое положение относительно орбитальных «ориентиров». Для наиболее точной информации нужны сигналы как минимум с четырех спутников.
Предназначение
Изначально система планировалась исключительно для военного использования. Тем не менее с годами развилось гражданское применение установки.
На сегодняшний день ГЛОНАСС выполняет следующие функции:
- навигация приемников;
- наведение оружия;
- управление беспилотниками;
- реагирование на ДТП;
- контроль транспорта.
Как пользоваться
Для применения системы в телефоне не понадобятся никакие дополнительные действия – модуль сам активируется при включении нужного приложения. Приемники ГЛОНАСС также устанавливаются в автомобилях – для их активации требуется нажатие на тревожную кнопку или сильное столкновение. Если трекер установлен в навигатор, то нужно всего лишь включить устройство.
Есть ли ГЛОНАСС в смартфоне
Большая часть современных гаджетов выпускается с двойным встраиваемым модулем – ГЛОНАСС и GPS. Принцип проверки поддержки систем одинаков для телефонов и на Андроид, и для айфонов.
ГЛОНАСС в смартфоне
Способы проверки
Узнать, есть ли ГЛОНАСС на телефоне, можно тремя способами:
- Поиск в технических характеристиках. Обычно в руководстве пользователя информация о спутниковых установках указана в графе «Навигация».
- Программный тест. Существует много программ для проверки поддержки навигационных систем. Нужно всего лишь скачать приложение из бесплатных источников и запустить его. Обычно ГЛОНАСС обозначается российским флагом, а GPS – американским.
- Поиск в настройках смартфона. В меню «Системные настройки» нужно выбрать пункт «Навигация». В открывшемся окне системы ГЛОНАСС и GPS будут указаны отдельными пунктами. В этом же меню можно отключить или включить установки.
Список устройств
Компании-производители используют ГЛОНАСС для Андроид и IOS посредством различных приложений. Во многих моделях присутствует двойная поддержка совместно с GPS. Программы для использования ГЛОНАСС в iphone и телефонах на Андроиде одинаковы. Аппараты следующих концернов поддерживают отечественную систему:
- Apple;
- Samsung;
- Yota;
- Xiaomi.
Также российской навигационной системой снабжаются некоторые китайские смартфоны, например, Хонор.
Что лучше: ГЛОНАСС или GPS
Системы во многом схожи: используют один и тот же комплект оборудования, действуют по подобному принципу и имеют практически одинаковое назначение. Тем не менее различий в работе установок больше, чем кажется на первый взгляд.
ГЛОНАСС | GPS |
Высота размещения космических устройств – 19 100 км | Устройства находятся немного выше, в 22 000 км от поверхности Земли |
Использует 24 спутника, расположенных в трех плоскостях | Включает в себя 32 аппарата, размещенных в четырех плоскостях |
Использует кодировку FDMA | Работает на CDMA-сигналах |
Погрешность навигации – до 6 метров | Максимальное отклонение – 4 метра |
Спутники находятся под углом в 64,8º по отношению к поверхности Земли | Положение аппаратов синхронизировано с вращениями планеты |
Покрывает 2/3 площади Земли | Действует во всем мире |
С одной стороны, GPS обладает более обширным покрытием и меньшей погрешностью. Лучше всего система работает в странах-членах НАТО. С другой стороны, ГЛОНАСС из-за наклона своих спутников гораздо лучше функционирует в высоких широтах. Также у отечественной системы есть альтернативное применение – оперативное реагирование на ДТП.
Наиболее выгодно совмещение двух установок в одном устройстве. Тем не менее если приходится выбирать между двумя системами, то существуют следующие определяющие факторы:
- Стабильность сигнала мобильной связи, интернета. Чем лучше связь – тем лучше будет работать система. Установка хорошо будет функционировать рядом с вышками 4G интернета.
- Место постоянного нахождения. GPS лучше работает в центральных широтах, тогда как ГЛОНАСС – в высоких.
Как превратить телефон в «маячок»
Альтернативная функция ГЛОНАСС в телефоне – превращение устройства в трекер. Для этого на гаджет устанавливают специальное приложение Loki. Загрузить его можно из Play Market или AppStore, скачивание планируется на iphone. После настройки устройство будет работать как трекер, позволяя бесплатно отслеживать местоположение гаджета на сайте Asgard.
Инструкция по работе с приложением:
- Загрузить программу.
- Пройти процедуру регистрации.
- Настроить автозапуск, обработку команд и полное пробуждение.
- Установить интервал обновления информации раз в минуту.
- Зарегистрироваться на сайте Asgard, указав идентификационный номер устройства.
Если все сделано правильно, то на карте сайта должна появиться отметка вашего положения.
Альтернатива ГЛОНАСС
Помимо ГЛОНАСС и GPS, существует еще несколько спутниковых группировок. К претендующим на звание глобальных систем относятся две установки:
- Галилео. Создана Европейским космическим агентством. Включает в себя 26 спутников. Предназначена для работы на территории стран Евросоюза, синхронизирована с GPS.
- BeiDou. Наиболее перспективная на сегодняшний день локальная система. Пока что работает только на территории Китая. Несмотря на небольшую площадь охвата, установка делает упор на качество – на орбите уже находится 48 космических аппаратов. В перспективе синхронизация системы с ГЛОНАСС.
Спутниковые системы
Однако пока что популярностью пользуются системы ГЛОНАСС и GPS. Лучше всего себя зарекомендовала комбинация двух установок в одном устройстве. Часто такие гаджеты используются в экстремальных видах спорта и туризме. Тем не менее смартфоны противоударные и водонепроницаемые 4G с ГЛОНАСС также широко используются в высоких широтах. Ярким примером таких гаджетов являются линейки Ulefone Armor, Land Rover и Dooge.
Планшет с GPS+ГЛОНАСС — что это и как выбрать
Мода на использование планшетов вместо навигаторов достигла своего пика в 2018 году. Мобильные устройства к тому времени хорошо зарекомендовали себя. Помимо основной (навигационной) функции аппарат справляется и с другими задачами.
- Планшеты с системой навигации
- Описание
- Назначение
- Принцип действия
- Технические характеристики
- Разновидности планшетов
- GPS + ГЛОНАСС
- Как использовать ГЛОНАСС
- Применение GPS
- Сходства и отличия
- Особенности выбора
- Что лучше для навигации – смартфон или планшет
- ТОП-5 планшетов-навигаторов
- Нормативные и законодательные требования
- Выводы
Планшеты с системой навигации
Все больше водителей выбирает автопланшет в качестве замены навигатору. На это есть несколько причин:
- Расширенный функционал. Помимо приложения с картами, на устройстве воспроизводятся фильмы и музыка, загружаются книги. Также для гаджетов доступны навигационные программы лучшего качества, с отображением пробок в реальном времени.
- Размер экрана. Эту особенность ценят автолюбители с большими пальцами. На 8-дюймовом устройстве легче нажимать на кнопки, чем на маленьком экране навигатора.
- Автономность. Еще пять лет назад при выборе между планшетом и навигатором преимущество было бы на стороне второго из-за питания от двигателя. Гаджеты не держали заряд и быстро «садились». Однако современные модели способны работать до 15 часов в режиме энергосбережения, что повышает конкурентные свойства устройств.
У планшетов есть всего два недостатка: они занимают больше места, чем навигаторы, а крепление для аппарата придется покупать отдельно. Тем не менее на торпеде автомобиля достаточно места для устройства, а поиск фиксатора – не проблема при сегодняшнем развитом рынке техники.
Описание
Главное отличие планшета от навигатора – его мобильность. Последний чаще всего встроен в авто и играет роль бортового компьютера. Существует несколько определяющих параметров, по которым выбирают устройство:
- Поддержка навигационной системы. В зависимости от модуля аппарат поддерживает ГЛОНАСС или GPS. Гаджеты некоторых китайских производителей способны принимать сигналы от локальной группировки BeiDou.
- Размер экрана. Измеряется в дюймах и представляет собой строго индивидуальный критерий. Лучше всего заранее замерить расстояние, на котором планшет будет находиться от глаз водителя, и проверять видимость деталей прямо в магазине. Оптимальным вариантом будет планшет с навигацией GPS и ГЛОНАСС и диагональю экрана от 7 дюймов.
- Аккумулятор. Вернее, отношение его объема к внутреннему «железу». В отношении батареи принцип «больше=лучше» не работает. Аккумулятор большого объема может быстро разряжаться из-за тяжелого «наполнения» устройства. Лучше всего посмотреть в инструкции пользователя, сколько аппарат функционирует без зарядки.
- Поддержка 3G, 4G, 5G. Многие приложения не работают без соединения с интернетом, поэтому бесперебойное соединение – важный критерий выбора планшета.
Планшет с GPS+ГЛОНАСС
Назначение
Главная функция планшета-навигатора с поддержкой GPS или ГЛОНАСС – поиск своего положения в пространстве и прокладка маршрута в место назначения. Так как современные устройства отличаются своей многофункциональностью, то у гаджета бывают сторонние функции:
- Развлекательная. Планшет воспроизводит фильмы и музыку, на аппарате загружают игры и книги.
- Информационная. Современные приложения снабжают водителя дополнительной информацией, например, о пробках на дороге или погоде.
- Связная. По многим устройствам можно звонить и писать СМС-сообщения.
- Рабочая. Существуют целые пакеты офисных программ, разработанные для мобильных устройств.
- Регистрирующая. На большинстве планшетов есть камера. Пользоваться ею, как видеорегистратором, неудобно – в устройстве недостаточно памяти и разряжаться оно будет быстрее. Однако в отдельных случаях, когда нужно срочно запечатлеть виновника ДТП или записать разговор с угрозами, гаджет может выручить своего владельца.
Принцип действия
Функционирование автомобильного планшета с навигацией основано на работе спутниковой системы. В процесс включены три элемента:
- Космические аппараты.
- Наземные антенны.
- Приемники.
Работа системы включает этапы:
- Определение расположения спутника. Аппарат отправляет сигнал на наземные станции. Так как антенны недвижимы в пространстве, устройство определяет свое положение, используя антенны как ориентиры.
- Отправка сигнала спутником на Землю. В сообщении содержится информация о времени отправки и координатах аппарата.
- Получение сигнала. Приемник в случае с планшетом – это встроенный модуль навигационной системы – анализирует информацию, полученную со спутника, и определяет свое местонахождение. Для точной навигации нужны сигналы с четырех спутников.
Чтобы использовать планшет с функцией навигатора ГЛОНАСС и GPS, не требуется никаких дополнительных действий. При активации приложения с картами модуль начнет свою работу.
Принцип действия системы слежения
Технические характеристики
Планшеты обладают следующим набором технических показателей:
- оперативная память;
- поддержка интернета;
- емкость аккумулятора;
- диагональ дисплея;
- поддержка систем навигации;
- вид операционной системы;
- наличие дополнительных приспособлений (камеры, динамики, микрофоны, клавиатура).
Разновидности планшетов
По своим функциям устройства делятся на три категории:
- Классические. Созданы как портативные компьютеры для серфинга в интернете, развлечений и поддержания контактов через социальные сети.
- Графические. Предназначены для рисования и обработки визуальных образов. Идут в комплекте со стилусом.
- Навигационные. Нужны, прежде всего, для поиска маршрута. Выполняют ряд нестандартных для навигатора функций – воспроизведение видео, музыки, игр.
Дополнительный критерий классификации – операционная система:
- IOS. Создана специально для устройств фирмы Apple.
- Android. Самая распространенная система в мире.
- Windows Mobile. Долгое время использовалась только на крупных предприятиях для работы. В последние годы набирает обороты.
GPS + ГЛОНАСС
Планшет с GPS и ГЛОНАСС будет работать лучше, чем устройство, поддерживающее только одну из систем. Это вызвано неравномерным покрытием установок и наклоном космических аппаратов.
Орбиты спутников GPS и GLONASS
Как использовать ГЛОНАСС
Прежде чем использовать систему, нужно убедиться, что устройство ее поддерживает. Проверить можно следующими способами:
- Программная проверка. Есть много приложений, с помощью которых узнают спутниковые группировки, сигналы которых принимает гаджет. Достаточно загрузить программу из бесплатных источников и запустить проверку. ГЛОНАСС обозначается в приложении российским флагом, а GPS – американским.
- Поиск в настройках. В системном меню нужно найти вкладку «Спутниковая навигация». В открывшемся окне видно, какие системы поддерживаются устройством.
- Информация из руководства пользователя. В инструкции к планшету также указываются сведения о спутниковых группировках (в разделе «Навигация»).
На заметку. Для использования установки не нужны никакие дополнительные шаги – как правило, работа системы включена по умолчанию. При активации навигационного приложения приемник начнет свое функционирование.
Применение GPS
Наиболее популярная система. Когда разговор заходит о спутниковой системе навигации, чаще всего подразумевается именно GPS. В настройках устройства включена по умолчанию. Чтобы начать работу приемника, нужно загрузить приложение навигации.
Справка. Программы с картами находятся в бесплатном доступе в Play Market (для Android) или AppStore (для Apple).
Сходства и отличия
Системы во многом схожи друг с другом: они используют аналогичные наборы элементов для работы, применяются в похожих сферах и функционируют по одному и тому же принципу. Тем не менее установки имеют несколько отличий:
- Метод кодировки. ГЛОНАСС работает на FDMA-сигналах, а GPS использует метод CDMA.
- Количество спутников и плоскости их расположения. Отечественная система включает в себя 24 аппарата, находящихся на трех орбитах. Американская установка разместила 32 устройства в 4 плоскостях.
- Погрешность навигации. ГЛОНАСС может «ошибаться» на 6 метров. Максимальное отклонение измерений GPS – 4 метра.
- Высота расположения спутников. Российские устройства находятся в 19 100 км от поверхности Земли, а американские – в 22 000 км.
- Площадь покрытия. GPS действует во всем мире, тогда как ГЛОНАСС покрывает только 2/3 земного шара.
- Положение спутников. Космические аппараты американской системы синхронизированы с вращениями планеты. Русские устройства наклонены относительно поверхности Земли на 64,8º.
Особенности выбора
Несмотря на то что системы создавались как соперничающие проекты, лучшими характеристиками обладают устройства, в которых совмещены работы GPS и ГЛОНАСС. Тем не менее при выборе системы определяющими являются следующие факторы:
- Место применения. Планшеты с ГЛОНАСС будут работать в высоких широтах лучше, чем устройства с GPS. Это объясняется наклоном спутников отечественной системы. В центральных широтах лучше функционирует GPS.
- Стабильность интернет-сигнала. Большинство приложений навигации работает в онлайн. Чем лучше сигнал с 3G- и 4G-вышек, тем точнее будет определяться положение устройства.
Что лучше для навигации – смартфон или планшет
У каждого из устройств есть свои положительные и отрицательные стороны.
Телефон не нужно покупать дополнительно – он уже есть, правда, служит несколько другим целям. Смартфон занимает совсем немного места на торпеде. Тем не менее у гаджета есть несколько недостатков:
- маленький экран, что неудобно как для просмотра маршрута, так и для нажатия кнопок;
- вероятность заработать штраф: со стороны навигация по телефону выглядит как разговор или набор сообщения.
Планшет чаще всего приходится покупать и он занимает довольно много места. Но при этом обладает более широким экраном. Помимо этого, устройство составляет конкуренцию телефонам в плане дополнительных функций: гаджеты воспроизводят видео и музыку, с экрана удобно читать и редактировать документы.
ТОП-5 планшетов-навигаторов
Индустрия техники меняется на глазах. С 2017 года качество планшетов выросло в разы. Из объемных устройств со слабой батареей аппараты превратились в солидные девайсы, нужные людям. Ниже представлен список самых достойных моделей 2019–2022 гг.:
- Apple iPad Mini 4. Пожалуй, одна из самых качественных модификаций планшета. Главный недостаток – стоимость. Базовая комплектация обойдется водителю примерно в 24 000 рублей.
- Samsung Galaxy Tab Active 8. Гаджет считается полноценным аналогом навигатора – использование этой модели в автомобиле неоднократно встречается в интернет-обзорах техники. Специальный корпус защищает планшет от ударов и падений.
- Lenovo Tab 3. Несмотря на малый объем батареи (3450 мАч), устройство может работать без зарядки довольно долгое время. Экран с диагональю в 7 дюймов не загородит водителю обзор.
- Samsung Galaxy Tab 3 7.0 Lite. Недорогое устройство, обещающее служить долго и преданно. Несмотря на мощность процессора, сторонние приложения могут подтормаживать. Тем не менее качество сборки всей линейки Galaxy Tab заслуживает особого внимания.
- Huawei MediaPad T1/7 3G. Модель относится к наиболее бюджетным устройствам – купить аппарат можно менее чем за шесть тысяч рублей. Однако низкая цена никак не повлияла на качество работы планшета – аппарат быстро реагирует на команды, долго (около 8 часов) держит заряд.
Нормативные и законодательные требования
Использование спутниковых систем регламентировано следующими документами:
Выводы
Использование автопланшета вместо навигатора открывает водителю новые возможности. Во-первых, предлагается подобрать подходящий размер экрана; во-вторых, устройство обладает целым рядом дополнительных функций. Единственный недостаток гаджетов – относительно большие размеры. Тем не менее опыт многих водителей говорит, что этот недочет с лихвой окупается преимуществами планшета.
Что такое круиз контроль в автомобиле
Современный автомобиль оснащается большим количеством вспомогательных систем, которые облегчают процесс управления автомобилем. Причем количество этих систем постоянно увеличивается, но есть и те, которые появились достаточно давно, среди них и круиз-контроль. Но не смотря на это, далеко не все знают, что это за система и для чего она нужна. Все потому, что особой популярности круиз-контроль в европейских странах не сыскал, и далеко не все производители его устанавливают. И все же разберемся, что такое круиз-контроль в автомобиле, для чего он нужен и как им пользоваться.
Для чего нужен круиз контроль в автомобиле
Изображение круиз контроля на приборной панели
Круиз-контроль – вспомогательная система автомобиля, основная задача которой – поддержание заданной скорости движения. Она является полезной при длительных поездках по загородным трассам, в городе же от нее никакой пользы нет.
Если авто выехало на длинный участок трассы, водитель просто устанавливает определенный скоростной режим, и система его поддерживает независимо от дорожных условий (подъем, спуск). При этом водителю нет необходимости жать на педаль акселератора, что позволяет ему более комфортабельно расположиться и расслабить ноги. В итоге, водитель в меньшей степени устает от длительных переездов.
Данная система далеко не новинка, ей уже почти полвека. Изобретена она была в США, и там она более востребована. Устанавливаться круиз-контроль может на автомобили с любыми типами двигателей и трансмиссий (АКПП, механика).
Пассивный круиз контроль
Существует два типа круиз-контроля: пассивный и адаптивный. Пассивный круиз-контроль – простая по конструкции система, которая способна поддерживать только заданный скоростной режим. Состоит она обычно из блока управления, нескольких датчиков и привода дроссельной заслонки.
Работает пассивная система достаточно просто – водитель, при достижении скорости, которую считает оптимальной, включает в работу круиз-контроль. Электронный блок посредством датчиков фиксирует скоростной режим и положение дроссельной заслонки. При изменении условий движения (подъем, спуск), датчики сигнализируют об этом, и блок управления подает сигнал на привод дроссельной заслонки, который и осуществляет необходимые действия с дросселем (открывает, закрывает), чтобы поддерживать заданный скоростной режим.
Читайте также: Что такое климат контроль в автомобиле и чем он отличается от кондиционера.
Адаптивный круиз контроль
Датчики адаптивного круиз контроля
Адаптивный круиз контроль – новое поколение круиз-контроля. Она уже не только поддерживает заданный режим движения, но еще и учитывает дорожную ситуацию. Для этого в систему включают дополнительные датчики, радары, камеры.
Благодаря такой системе существует возможность «привязать» свое авто к идущему впереди. Такой круиз-контроль «следит» за впереди идущем автомобилем, и полностью подстраивается под ее скоростной режим, удерживая при этом безопасную дистанцию между авто.
Вот для этого в конструкцию и включены дополнительные датчики, камера и радар. Они позволяют привязаться к другому авто и поддерживать его скорость движения. Если «ведущий» автомобиль изменит скорость, датчики «уловят» это и передадут сигнал на ЭБУ круиз-контроля, а тот в свою очередь задействует привод, чтобы установить необходимый режим.
Некоторые виды адаптивной системы могу также брать в расчет и дорожную разметку, то есть, круиз-контроль будет следить за тем, чтобы автомобиль не покинул выбранную полосу движения.
Отметим, что круиз-контроль не является системой, которая работает в автоматическом режиме. Чтобы его задействовать, водителю необходимо его включить.
Читайте также: Чем отличается вариатор от автомата и что лучше.
Видео о круиз контроле


Читайте также: Что такое ЭБУ в автомобиле и какие функции он выполняет.
Как пользоваться круиз контролем
Блок кнопок для управления круиз контролем
Для удобства работы с системой, блок ее управления располагается на рулевом управлении. При этом, с его помощью можно не только включать и выключать систему, но еще и изменять условия ее работы.
Блок управления круиз-контролем обычно состоит из нескольких клавиш:
- «ON/OFF» — клавиша включения и выключения системы (может и отсутствовать).
- «SET/ASSEL» — клавиша установки скоростного режима. При разовом нажатии, система начинает поддерживать скорость, с которой авто двигалось на момент нажатия. Повторное нажатие увеличивает скорость на определенное значение, к примеру, на 1 или 2 км/ч.
- «COAST» — клавиша уменьшения скоростного режима. При нажатии скоростной режим уменьшается на определенное значение.
- «RESUME» — возврат к раннее заданному скоростному режиму.
Дополнительно, для управления работой круиз контроля используется и педаль тормоза, а также педаль сцепления – у автомобиля с механическая КПП. Любое, даже незначительное нажатие на эти педали отключает круиз-контроль, то есть авто переходит на ручное управление акселератором и заданный скоростной режим уже не поддерживается.
В системах, у которых отсутствует клавиша «ON/OFF», включение осуществляется нажатием на «SET/ASSEL», а выключение – нажатием на тормозную педаль.
При отключении круиз-контроля, к примеру, при небольшом притормаживании, достаточно нажать на «RESUME», чтобы снова включить, причем он вернется к режиму, который был задан до отключения. Но стоит отметить, что круиз-контроль не способен долго хранить данные по скоростному режиму, поэтому возврат к нему при помощи «RESUME» может быть только при кратковременных отключениях.
В целом, круиз-контроль – достаточно полезная система, но только при длительных поездках. В городе от нее толку будет мало, особенно учитывая, что она обычно не работает на скоростях ниже 40 км/ч.
Как работает система круиз-контроля.
Круиз-контроль представляет собой систему автоматического поддержания заданной скорости без участия водителя. Она поможет сделать долгий путь будет менее утомительным, для водителя по крайней мере, да и боль в колене, так часто приследующая нас при длительных поездках тоже отступит.
Круиз-контроль гораздо более распространен на американских автомобилях, в отличие от европейских, поскольку расстояния в Америке гораздо больше, да и дороги гораздо шире. Из-за того, что трафик постоянно растет, основные функции круиз-контроля становятся менее полезным, но вместо устаревших систем первого поколения, на смену приходят системы адаптационного круиз-контроля, которые позволят вашей машине следовать за автомобилем в переди, и постоянно регулировать скорость для поддержания безопасной дистанции. В этой статье мы расскажем, как работает обычный круиз-контроль, а так же немного осветим адаптивный.
📌 Что делает система круиз-контроля.
На самом деле, она имеет множество функций помимо контроля за скоростью автомобиля. Например, система показанная на картинке ниже, может ускорять или замедлять автомобиль на 1 км/ч одним нажатием кнопки. Нажмите кнопку пять раз, и поедете на 5 км/ч быстрее. Есть также несколько важных функций безопасности — круиз-контроль отключится, как только вы нажмете на педаль тормоза, и он не будет включатся на скорости 40 км/ч.
Система изображенная ниже, имеет пять кнопок: On, Off, Set/Accel, Resume и Coast. Она также имеет и шестую “кнопку” — педаль тормоза, и если ваш автомобиль имеет ручную коробку передач, педаль также подключена к круиз-контролю.
Кнопки On/Off, как не сложно догадаться, включают/выключают систему. При нажатии на кнопку On ничего не происходит, просто автомобиль будет готов к тому, что вы нажемете другие кнопки в ближайшее время. Кнопка Off выключает систему, даже если та работает в данный момент. Некоторые круиз-контроли вообще не имеют этих кнопок. Они выключаются, когда водитель нажимает на тормоз, и включаются при нажатии Set.
При нажатии Set/Accel, автомобиль начинает поддерживать скорость, с которой вы движетесь в данный момент. Повторное нажатие начнет ускорение, на этом автомобиле, каждое нажатие кнопки будет ускорять машину на 1 км/ч.Если вы нажали тормоз, то в течении небольшого промежутка времени с этого момента, нажатие кнопки Resume вернет машину к тй скорости, с которой вы начали оттормаживаться.Нажатие Coast вызовет замедление автомобиля, точно так же, как если вы сняли вашу ногу с педали газа. На этой машине, нажав на кнопку один раз, вы замедлите ее на 1 км/ч. Педаль тормоза и педаль сцепления имеют переключатель, отключающий круиз-контроль. Так что вы можете выключить систему просто слегка нажав на тормоз или сцепление.
📌 Ускорения и замедления с помощью системы круиз-контроля.
Система контролирует скорость вашего автомобиля так же, как и вы — с помощью регулировки дросселя. Но круиз-контроль контролирует дроссельный клапан с помощью пневмопривода, а не нажатием на педаль. Дроссельный клапан регулирует мощность и скорость двигателя, ограничивая количество воздуха, поступающего в двигатель.
На рисунке можно увидеть два тросика подключенных к шарниру перемещающему дроссельную заслонку. Один тросик идет к педали газа, и один к пневмоприводу. Если круиз-контроль включен, пневмопривод перемещает кабель подключенный к стержню, который регулирует дроссель; но также он тянет тросик, подключенный к педали газа — поэтому ваша педаль перемещается вверх и вниз, когда круиз-контроль работает.
Многие автомобили используют пневмоприводы, в которых вакуум нагнетается двигателем. Эти системы используют небольшой, электронно контролируемый клапан для регулирования вакуума в диафрагме. Практически так же, как и усилитель тормозов, который обеспечивает мощность вашей тормозной системы.
Мозг круиз-контроля представляет собой небольшой компьютер, который находится как правило, под капотом или за приборной панелью. Он подключается к дроссельному контролю, как мы уже узнали в предыдущем разделе, и к нескольким датчикам. На рисунке ниже показаны входы и выходы типичной системы круиз-контроля.
Хорошая система круиз-контроля быстро ускоряет машину до желаемой скорости, без ее превышения, а затем поддерживает с небольшим отклонением, независимо от того насколько загружен автомобиль, или насколько крутой склон встретился вам на пути. Контроль скорости осуществляется классическим применением теории системы управления. В круиз-контроле система контроля скорости автомобиля регулирует позицию дросселя, поэтому она нуждается в датчиках, которые сообщают ему скорость машины и положение дроссельной заслонки. Она также должна отслеживать нажатие кнопок и педалей управления, чтобы получать данные о том, какая требуемая скорость и когда отключаться. Наиболее важным фактором является скорость сигнала, ведь круиз-контролю надо успеть сделать с этим сигналом многое. Давайте начнем с одной из самых основных систем контроля — пропорциональный контроль.
При пропорциональной системе контроля, круиз-контроль регулирует дроссель пропорционально ошибке, ошибке в разнице между желаемой скоростью и фактической скоростью. Таким образом, если круиз-контроль установлен на уровне 60 км/ч, а автомобиль двигается со скоростью 50 км/ч, дроссель будет открыт довольно широко. Когда автомобиль достигнет 55 км/ч, дроссельная заслонка будет открыта гораздо меньше, чем раньше. Результатом является то, что чем ближе автомобиль к требуемой скорости, тем медленнее он разгоняется. Кроме того, если вы были на достаточно крутом холме, автомобиль может вообще не разгоняться.
Большинство систем круиз-контроль используют системы управления, называющиеся пропорционально-интегрально-производными (Proportional-Integral-Derivative — PID). Не волнуйтесь, вам не нужно знать высшую математику, чтобы понять объяснение — просто помните, что:
Интеграл от скорости — расстояние.
Производная от скорости — ускорение.
А PID система контроля использует эти три коэффицента — пропорциональный, интегральный и производный, расчитывает каждый по отдельности и складывает их, чтобы получить положение дроссельной заслонки.
Мы уже обсудили пропорциональный коэффицент. Интегральный коэффициент основан на временном интеграле от ошибки скорости транспортного средства. Перевод: разница между расстоянием, которое ваш автомобиль действительно прошел, и расстоянием, которое он мог бы пройти, если бы движение происходило с требуемой скоростью, рассчитанная за определенный период времени. Этот коэффицент отвечает за ускорение автомобиля в гору, а также помогает ему достичь необходимой скорости, и остаться на ней. Допустим, ваш автомобиль начинает подниматься на холм, и замедляется. Пропорциональная система приоткрывает дроссельную заслонку немного больше, но вы все еще может замедляться. Через некоторое время, интегральный контроль начнет открывать дроссельную заслонку, все больше и больше, потому что чем дольше машина двиигается медленне требуемой скорости, тем большую ошибку расстояния получает система.
Теперь давайте добавим заключительный коэффицент, производный. Помните, что производная от скорости — это ускорение. Этот коэффицент помогает круиз-контролю быстро реагировать на изменения дорожной обстановки, как например холмы. Если автомобиль начинает замедляться, круиз контроль видит это ускорение (замедление это отрицательное ускорение, ну а ускорение — это положительное ускорение, уж простите за тавтологию), и до того, как скорость может сильно измениться, реагирует открытием дроссельной заслонки.
Это система, которая может автоматически настроить скорость автомобиля для поддержания безопасного расстояния до переди идущего транспортного средства. В ней используется радар, установленный за радиаторной решеткой, который постоянно посылая вперед сигнал, определяет по скорости его возвращения расстояние до автомобиля впереди, замедляется тот, или ускоряется.
Адаптивный круиз-контроль похож на обычный круиз-контроль тем, что он держит автомобиль на заранее установленной скорости. Однако, в отличие от обычного, эта система может автоматически настроить скорость в целях поддержания надлежащего расстояния между транспортными средствами в той же полосе движения. Это достигается с помощью радиолокационного датчика, цифрового сигнального процессора и продольных контроллеров. Если впереди идущий автомобиль замедляется, или, если другой объект обнаружен, то система посылает сигнал на двигатель и тормозную систему для замедления. Затем, когда дорога чиста, система будет повторно ускорять автомобиль до заданной скорости.
Радиолокационная система Autocruise, работающая на частоте 77-ГГц, производства компании TRW, имеет дальность действия до 150 метров, и работает на скорости движения транспортного средства, от 30 км/ч до 180 км/ч. Система Delphi, работающая на 76-ГГц, также может обнаруживать объекты на расстояниях до 150 метров, и работает на скорости от 32 км/ч.
На данный момент, адаптивный круиз-контроль это перспективная система, введенная во многих странах в Европе, и в настоящее время активно развивающаяся. Она так же расширяет возможности предупреждения столкновений, сигнализируя водителю посредством визуального и / или аудио-сигналов, что столкновение неизбежно, и торможение или уклонение необходимо. Так же система отлично работает в паре с системой экстренного торможения (Brake assist).
Что такое круиз контроль в автомобиле, как он работает — видео
Читая характеристики различных автомобилей, можно увидеть, что некоторые комплектации оснащаются системой круиз-контроль. Что это за система, что она контролирует и зачем вообще нужна?
Прежде всего нужно сказать, что многие люди до сих пор не могут разобраться с принципом работы круиз-контроля, и поэтому либо не используют его совсем, либо пытаются использовать, но у них это не получается.
Круиз контроль, говоря простым языком, — это устройство, благодаря которому можно поддерживать постоянную заданную скорость движения автомобиля. В первую очередь его лучше всего применять во время длительных переездов по загородным магистралях, ведь отпадает необходимость постоянно жать на педаль газа, соответственно нога не будет уставать.
Почему круиз-контроль стал популярен?
Впервые подобная разработка была применена еще в 50-х годах прошлого века, однако использовалась крайне редко из-за технических проблем и недостатков. Настоящее понимание пользы от применения круиз-контроля пришло в 70-х годах, когда разразился финансовый кризис и цены на бензин взлетели вверх.
С системой круиз-контроля расход топлива при передвижении по протяженным маршрутам значительно уменьшается, поскольку поддерживается оптимальный режим работы двигателя.
Водителям оставалось только следить за дорогой. Изобретение очень понравилось американским водителям, потому что в США расстояния измеряются тысячами километров, а автомобиль является любимым средством передвижения у большинства населения.
Устройство системы круиз-контроль
Система круиз-контроля состоит из нескольких основных частей:
- контрольного модуля — мини-компьютер, который устанавливается в подкапотном пространстве;
- привода дроссельной заслонки — это может быть пневмо- или электропривод, соединенный с дросселем;
- переключатель — выводится на рулевое колесо или на панель приборов;
- различных датчиков — скорости, дроссельной заслонки, скорости вращения колес и т.д.
Если машина сходит с конвейера с данной опцией, то круиз-контроль интегрирован в общую систему управления автомобилем. Также продаются готовые системы, которые можно установить на автомобиль с любым типом двигателя или коробки передач.
Как работает круиз-контроль?
Суть его работы заключается в том, что управление дроссельной заслонкой переносится с педали газа на сервопривод круиз-контроля. Водитель выбирает режим движения, вводит нужное значение скорости, система сама ориентируется и в зависимости от условий выбирает наиболее оптимальные режимы работы двигателя, чтобы поддерживать нужный скоростной уровень.
Системы бывают разные, но управление круиз-контролем производится по одинаковой схеме:
- On/Off — включить выключить;
- Set/Acceleration — установить скорость — то есть можно передать управление дроссельной заслонкой круиз-контролю и будет поддерживаться та скорость, которая была на момент включения, или ввести другой более высокий показатель скорости;
- Resume — восстановить последние настройки, которые были на момент отключение (отключение производится нажатием на педаль тормоза);
- Coast — снижение скорости.
То есть алгоритм работы приблизительно такой: On — Set (активация и выставление скорости) — нажатие на тормоз (отключение) — Resume (восстановление) — Coast (снижение, если нужно перейти на меньший скоростной режим.
Обычно круиз-контроль активируют на скоростях выше 60 км/час, хотя сама система может работать и при 30-40 км/час.
Адаптивный круиз-контроль
На данный момент наиболее продвинутой системой является адаптивная. Она практически приближается к аналогу авто-пилота в авиации, с той разницей, что водителю все же нужно крутить баранку.
Адаптивный круиз-контроль отличается от обыкновенного наличием радара, который анализирует расстояние до впереди идущих транспортных средств и поддерживает нужную дистанцию. Если передние машины начинают притормаживать или ускоряться, то импульсы передаются на контрольный модуль, а оттуда на пневмопривод дроссельной заслонки. То есть водителю не нужно самостоятельно давить на газ или наоборот снижать скорость.
Ведутся разработки и более совершенных систем, возможности которых будут значительно расширены.
Как пользоваться круиз контролем, на примере автомобиля ШКОДА Октавия
Принцип работы круиз-контроля и инструкция по использованию
Круиз-контроль является специальным устройством, обеспечивающим удобство дальних поездок, да и ближних тоже. Благодаря ему на машине поддерживается одна и та же скорость вне зависимости от качества дороги, причем водителю даже не нужно особо следить за этим. В городах, из-за не отличающейся постоянством скорости машин, круиз-контроль, в общем-то, ни к чему. Вот при поездке за город или между городами может очень даже пригодиться. А для того, чтобы круиз-контроль был востребован, и можно было оценить его важность, нужно ездить на большое расстояние. Само собой, такая система важнее всего в странах вроде Америки – там дороги длинные и качественные.
При покупке подержанного автомобиля, пускай весьма роскошного, можно не иметь информации обо всех его функциях. Это потому, что при управлении машиной хватит сведений об основных его показателях, или же из-за неполноты/утери документов на нее.
Содержание:
Ну а на клавишное устройство в автомобильном руле, сделав некоторое количество неудачных попыток включения, многие просто перестают обращать внимание.
Из чего состоит круиз-контроль, каковы принципы его работы?
Сейчас есть пассивные, а также адаптивные системы круиз-контроля. Пассивные состоят из следующего: клавиши управления, автоконтроллера, сервопривода, а также электромагнитные клапаны, чтобы им можно было управлять, ну и привод для дроссельной заслонки.
Коллектором управляются клапаны сервопривода, реагируя на различия реальной и заданной скоростей. Сервопривод использует создающееся в итоге разряжение, подавая со своей мембраны сигнал, который управляет дроссельной заслонкой, благодаря чему происходит коррекция подачи топлива. Вот так заданная скорость машины сохраняется вне зависимости от изменений трассы – спуска или подъема.
Ради безопасности, система неактивна, если ездить медленнее сорока км/ч, и не может быть включена при ней принудительно, а когда вы жмете на тормоз, она отключается.
Использование круиз-контроля, управление им
Местом для пульта управления круиз-контролем является либо многофункциональный рычаг, либо середина руля, либо передняя панель. В большинстве случаев он помечен надписью «CRUISE».
Управлять можно при помощи кнопок, находящихся на руле: это On, а также Off (вкл и выкл), Coast (понизить), Resume (восстановить), SetAccel (установить/увеличить). Кроме них есть еще и педаль тормоза – стоит на нее нажать, и система выключается.
Поясним:
- Кнопка Off выключает систему;
- On – включает ее. Когда вы нажимаете сюда, круиз-контроль становится активен, но чтобы задать необходимую скорость, надо ее сначала набрать на акселераторе, а затем нажать Set, и тогда машина станет идти с заданной скоростью, а на пульте управления загорится «CRUISE ENGAGED»;
- Первым нажатием на SetAccel вы “запомните” текущую скорость, следующим нажатием вы ее увеличите на два км/ч;
- Притормозив, можно быстро восстановить скорость до “запомненной”, просто нажав на Resume;
- Для ее снижения надо держать нажатой Coast.
Есть два способа выключения системы:
- Нажатие на тормоз, и после повторного включения придется заново набирать нужную скорость;
- Нажать на Off, тогда запрограммированная скорость остается в памяти круиз-контроля;
Если система включена – вовсе не обязательно держать ногу на педали газа.
Активный круиз-контроль – что это такое?
Сейчас компании по производству автотранспорта разрабатывают адаптивный круиз-контроль, следящий еще и за скоростью автомашин впереди, поэтому они могут изменять скорость вашего автомобиля ради сохранения безопасного расстояния. А ныне существующий называют пассивным.
Вот, например, как это работает на машине марки Mercedes. Вы пристроились в хвост другой машины, а у вас включен круиз-контроль. Система при помощи видеокамеры считывает номер машины впереди, и ваша станет сама по себе следовать за ней, пока та не сменит полосу или трасса не похожа на горный серпантин.
А когда машины разделят расстояние, которое система признает безопасным, ваша машина вернется к заданной вами скорости.
Этот тип можно использовать на тридцати-двухстах км/ч. Во время его работы не следует отпускать руль, чтобы устройство работало. Есть еще и другой тип адаптивного круиз-контроля: машина следит за разметкой дороги, идя по полосе, вместо того, чтобы искать попутный автомобиль.
При замедлении автомобиля впереди, круиз-контроль сигнализирует вашему, чтобы он тоже замедлился. А при пустой трассе система сигнализирует, чтобы скорость восстанавливалась.
Активный круиз-контроль нужен для помощи водителю при облегчении предупреждения аварий, которые происходят от того, что он столкнулся с транспортом впереди. В случаях, когда у него слишком мало времени на замедление, он сигнализирует водителю, чтобы тот нажал тормоз либо повернул в сторону. Ну а системы более сложные могут сами остановить машину.
Системы, оснащенные лазерами, менее затратны, чем радарные, но имеют отрицательную сторону. При плохой погоде они не замечают препятствий. К тому же, вообще не видят грязных машин. Ну а радарными оборудуются машины представительские и очень дорогие спортивные.
У большей части европейцев принято считать, что активный круиз-контроль в машинах – самый перспективный: он делает вождение удобнее, а кроме того – безопаснее.
Но даже активный круиз-контроль может ошибаться, так что он тоже не избавляет от необходимости проявлять внимание на дороге.
Если система активна – двигатель работает в наиболее экономном режиме.
Как правильно пользоваться круиз-контролем?
При обилии подъемов, а также спусков на дороге – по ней может оказаться довольно сложно ездить на машине, если на ней работает круиз-контроль. На это может повлиять вот что: крутизна трассы, а также спусков и подъемов на ней, запрограммированная скорость.
Если вы поднимаетесь, машина может замедляться. Если вы идете по крутому спуску – может не хватить двигательного торможения, тут иногда приходится зажимать педаль тормоза, что обязательно разочарует в круиз-контроле.
ВНИМАНИЕ:Никогда не применяйте круиз-контроль, если дорога мокрая, скользкая или обледеневшая! В противном случае вы можете создать аварию. Также никогда не следует его включать в трудных дорожных условиях, в таких, как, например: морось, осадки, ночь, туман.
Что еще нужно знать тем, кто применяет круиз-контроль
Как проверить неактивную систему
В случае, когда включенный круиз-контроль на вашей машине не функционирует или работает плохо, вы прежде всего должны проверить, нет ли в ней тех или иных неполадок. При этом необходимо действовать так:
- Включить зажигание;
- Нажать кнопку ON, которая располагается на пульте управления круиз-контролем. Тогда загорится лампочка индикатора «CRUISE ENGAGED». Если же она по какой-либо причине перегорела – вместо нее необходимо вставить новую, рабочую;
- Зажать на Resume, отпустив через три секунды;
- Тогда лампочка сначала вспыхнет на три секунды и погаснет на две. Затем, при наличии неполадок, лампочка вам высветит коды обнаруженных ошибок. А при отсутствии этих самых неполадок, надо сбросить режим самодиагностики. Делается это таким образом:
- Набрать скорость шестнадцать км/ч;
- Отключить круиз-контроль, нажав на клавишу OFF;
- Убедиться в том, что индикаторная лампочка больше не вспыхивает.
- Каким образом можно прочитать коды ошибок, высвечиваемые индикатором?
Считывая коды ошибок, вы обязательно должны помнить следующее:
- Коды разделяет длинная пауза;
- Цифры в кодах из двух чисел разделяет короткая пауза.
Например: код 12 обозначается длинной вспышкой, после которой идет сначала короткая пауза, а затем пара коротких вспышек.
Как реагировать на сигналы индикатора, которые означают те или иные коды ошибок:
Код 01
Тут следует осмотреть проводку, которая соединяет пульт управления системой, проверить работу выключателя стоп-сигналов, а также – насколько качественно функционирует датчик нажатия тормоза системы.
Код 05
В этом случае следует проверить предохранитель, а также проводку, которая соединяет круиз-контроль с предохранителем.
Код 07
Необходимо сделать проверку выключателя стоп-сигнала, а также датчик, по которому определяется, нажат ли тормоз системы.
Код 11
Необходимо сделать проверку переключателя системы, как и в случае кода ошибки 12.
Как вы поняли, круиз-контроль крайне полезная вещь, помогающая водителю сильно не уставать на дороге и больше внимания уделять самой дорожной ситуации. Особенно она помогает на трассе. Пользуйте данной системой, если она у вас есть, она существенно облегчит вам жизнь, тем более сложного в использовании нет ничего.
Необходимо сделать проверку переключателя системы, как и в случае кода ошибки 12.
Видео
Круиз-контроль
- 273 11 226k
Система круиз-контроля (другое название «автодрайв» или «автоспид») — комплекс аппаратных и программных средств, предназначенных для постоянного поддержания скорости автомобилем на определенном участке дороги. Хотя у некоторых автовладельцев возникают сложности с ее эксплуатацией, на самом деле настраивать это устройство не составляет сложностей.
Ее можно включить и настроить с помощью кнопок на руле или переключателей рулевой колонки (зависит от модели и марки машины). Что же касается неисправностей и проверок, то диагностика проводится с помощью электронного блока управления (ЭБУ) автомобиля. Также проверке подвергаются механические части комплекса. Далее мы приведем для вас полную информацию о назначении, преимуществах, настройках, диагностике Cruise Control System, а также другие полезные сведения.
Что такое круиз-контроль в автомобиле
Название круиз-контроль (сокращенно КК) происходит от английского выражения Cruise Control, которое означает постоянный контроль за скоростью движения. То есть, устройство предназначена для того, чтобы поддерживать постоянную скорость при движении автомобиля на дороге. Как правило, ее используют в длительных поездках. Ведь опытные водители знают, как тяжело долго держать ногу на педали акселератора. Cruise Control System устанавливают на автомобили как с автоматической, так и с механической коробкой передач.
Однако к функциям системы, кроме основного назначения, относится еще и экономия топлива. Ведь человек в процессе езды невольно то ускоряет авто, то замедляет его, постоянно ориентируясь на спидометр. Из-за этого расход топлива неравномерен. По статистике, расход топлива на трассе с включенным круиз-контролем уменьшается на 4-7% (по некоторым данным даже на 12%). Постоянная скорость также благоприятно сказывается на износе деталей и использовании расходных материалов. По подсчетам экспертов, затраты уменьшаются приблизительно на 1,5%.
Также современные Cruise Control System выполняют ряд дополнительных задач. В частности, они сканируют пространство перед автомобилем во время движения, и предупреждают водителя о возможной опасности. Нижний предел работы систем может быть разным, но обычно он находится в пределах от 30 до 50 км/ч. Верхний предел также может быть различным. Как правило, это 200. 220 км/ч.
Как работает круиз-контроль
Принцип работы круиз-контроля несложен. В самом простом случае он состоит из сервопривода (привод с отрицательной обратной связью для возможности управления механической системой), который соединен посредством троса или тяги с механизмом, отвечающим за подачу газа в карбюратор или инжектор (для бензиновых двигателей). То есть, когда авто двигается с постоянной скоростью, то педаль акселератора находится под одним фиксированным углом. Соответственно, угол наклона педали акселератора тоже будет постоянным. Если в этот момент водитель включает Cruise Control, то ЭБУ запоминает его положение. При этом также фиксируется скорость.
Схема работы электронного круиз-контроля
Если же в процессе движения скорость начинает падать, например, на подъеме (об этом ЭБУ сообщают соответствующие датчики), электронный блок подает команду на сервопривод с тем, чтобы он изменил угол наклона сектора газа и увеличил подачу топлива. Угол наклона напрямую зависит от сигнала рассогласования. Так будет происходить до тех пор, пока скорость движения не начнет расти.
Если скорость в пути увеличивается (на спуске), то электронный блок подает сигнал на сервопривод о том, чтобы изменить угол сектора газа для уменьшения подачи топлива. Это может произойти вплоть до того момента, когда произойдет механический упор на холостом ходу. Это естественным образом вызовет торможение двигателем. Однако тут возможны два варианта, которые зависят от типа установленного круиз-контроля.
Если Cruise Control установлен на механической коробке передач, то сектор может упереться в ограничительный упор. В таком случае водителю рекомендовано будет переключить передачу. Если же речь идет об АКПП, то этот процесс произойдет автоматически. Как только скорость достигнет заданного уровня, сервопривод прекратит движение, и сектор газа останется в фиксированном положении.
Если установлен круиз-контроль на машине с МКПП, то водителю необходимо будет самостоятельно притормаживать в случае необходимости. Если в автомобиле стоит АКПП, то возможен переход на более низкую передачу для уменьшения скорости. Однако если на машине стоит адаптивный Cruise Control, то весь процесс торможения происходит автоматически в полном объеме. Теперь подробнее расскажем о типах используемых систем.
Типы круиз-контролей
Существует два основных вида круиз-контроля — пассивный (PCC) и адаптивный (ACC). Первый тип — это классическая система, используемая на машинах с механической и автоматической коробками передач уже более 40 лет. Она включается посредством кнопок или рычажков на руле и просто поддерживает постоянную скорость движения.
Однако гораздо интереснее адаптивный круиз-контроль. Что это такое? Это комплекс, которая не только поддерживает постоянную скорость движения, но и регулирует ее в зависимости от возникающих на дороге помех (едущего впереди транспортного средства, препятствия и так далее). Для этого она постоянно измеряет расстояние до едущего впереди транспорта (как правило, на расстоянии до 200 метров).
По принципу действия адаптивные круиз-контроли делятся на два типа — лазерные и радарные. Как понятно из названия, первые используют для своей работы лазерный луч, вторые — радиоволны. Лазерные системы стоят значительно дешевле, однако имеют существенные недостатки, из-за которых и не нашли широкого распространения. В частности. лазер плохо работает в пасмурную и туманную погоду, а также плохо различают грязные машины. Радарные, в свою очередь, лишены этих недостатков, поэтому их устанавливают на дорогие машины (бизнес и люкс класса).
Радиолокационный датчик АСС устанавливается за радиаторной решеткой и постоянно посылает сигналы, фиксируя расстояние до ближайшей впереди машины. Если она замедляется или между вашей и другой машиной появляется третий объект, то датчик посылает сигнал Cruise Control System о том, что необходимо снизить скорость. В данном случае используется не только двигатель, но и тормозная система автомобиля. Если дорога вновь очиститься, то скорость будет восстановлена. На Toyota и Lexus аналогичный датчик использует комплекс предаварийной безопасности. Об этом вы можете почитать в другом материале.
Ошибка системы PCS
Система предаварийной безопасности (PCS) отвечает за избежание столкновения и в случае выхода из строя датчиков или блока управления видает ошибку check pcs на панели приборов дабы предупредить водителя
Подробнее
Расстояние, на котором работает система — 200 метров, а диапазон скоростей 40. 210 км/ч (эти значения могут немного отличаться у разных автомобилей). Устройство может полностью остановить авто в пробке, и начать движение в течение первых трех секунд, когда дорога впереди освободится.
Кроме этого, АСС имеет ряд дополнительных функций. Например, с его помощью можно изменять скорость движения автомобиля. Это делается, пошагово увеличивая или снижая скорость на 1. 2 км/ч (в зависимости от модели машины). При этом комплексу на важно, насколько авто загружено или по насколько крутому склону вы подымаетесь. Также адаптивный контроль в случае опасности или вероятности возникновения аварийной ситуации извещает об этом водителя при помощи визуальных или звуковых сигналов (иногда того и другого).
Название автомобильной марки | Название АСС |
---|---|
Toyota | Radar Cruise Control |
Mitsubishi | Preview Distance Control |
Mercedes-Benz | Distronic (Distronic Plus) |
BMW | Active Cruise Control |
VAG (Volkswagen, Audi) | Adaptive Cruise Control |
Honda | Adaptive Cruise Control |
Адаптивный Cruise Control всегда работает в паре с двумя системами безопасности автомобиля — ABS (антиблокировочной) и ESP (электронный контроль устойчивости) при их наличии. Если хотя бы одна из них не будет работать, то ACC не включится.
Как пользоваться круиз-контролем
Прежде чем мы перейдем к вопросу об использовании этой системы, необходимо определиться с том, где находится круиз-контроль. Как правило, на большинстве авто, оборудованных функцией контроля движения, кнопки управления находятся на мультируле. В более редких случаях управление ею ведется с помощью подрулевых переключателей. Примеры расположения вы можете посмотреть на приведенных здесь фотографиях.
Варианты расположения органов управления круиз-контролем
Многих владельцев подержанных (и не только) автомобилей волнует вопрос — как включить круиз-контроль? В этом нет ничего сложного, однако необходимо понимать, что на различных моделях машин некоторые нюансы могут отличаться. В целом же, алгоритм действий будет следующим:
Значок КК на приборной панели
- необходимо разогнаться на машине до той скорости, на которой вы планируете продолжить движение (учтите, что для большинства Cruise Control System минимальная скорость работы составляет 40 км/ч);
- активировать “круиз” путем нажатия на кнопку с изображением тахометра и стрелки или с надписью ON (в результате на приборной доске засветится аналогичное изображение, светящееся белым цветом);
- ввести в действие систему путем нажатия кнопки или рычажка с надписью “SET/—” (на некоторых автомобилях название может незначительно отличаться, например, просто “SET”);
- после этого машина перейдет в режим Cruise Control, а упомянутый значок на приборной панели засветится зеленым цветом;
- если вы захотите увеличить или уменьшить скорость, воспользуйтесь, соответственно кнопками с изображениями “+” и “—”, при этом скорость будет изменяться пошагово на некоторое количество км/ч (обычно на 1. 2 км/ч, зависит от авто).
В некоторых машинах заложены более гибкие возможности. Достоверную информацию о том, как включить круиз-контроль и пользоваться им в дороге, вы сможете найти в мануале вашего авто.
Как пользоваться круиз-контролем
Управление круиз-контролем на Тойота Королла
Как отключить круиз-контроль, зависит от его типа. Для одних достаточно в процессе езды нажать на педаль тормоза. Это будет сигналом к отключению, и машина перейдет в обычный режим под полным ручным управлением. В других случаях (особенно это касается ACC), отключить Cruise Control также можно нажатием педали газа. В третьих для отключения необходимо воспользоваться предназначенной для этого кнопкой или рычажком. Подробную информацию об этом вы найдете в мануале.
Круиз-контроль отключается автоматически в случаях, если значение ускорения автомобиля превышает 1,5 м/с² (или резком увеличении скорости на 5,4 км/ч). Также он отключается в случае, если на машине с автоматической коробкой передач перевести рычаг в нейтральное положение (обозначается буквой N).
Марка | Модели с установленным КК (как по умолчанию, так и в дополнение) |
---|---|
Киа | Рио, Сид, Спортейдж, Соренто, Оптима, Церато, Соул |
Форд | Фокус, Куга, Мондео, Транзит, Фиеста, Куга, Галакси, Эскейп, S MAX, Экоспорт |
Хендай | Крета, Солярис, Элантра, IX35, Гретта, Туссан, Санта Фе, Старекс, Соната |
Тойота | Королла, Камри, РАВ 4, Авенсис, Аурис, Прадо, Версо, Филдер |
Рено | Меган, Дастер, Сценик, Логан, Флюенс, Сандеро, Лагуна, Каптур, Степвей, Кангу |
Лада | Веста, Гранта, Х Рей, Калина |
Опель | Астра, Зафира, Вектра, Омега, Антара, Корса, Виваро, Мокка |
Ниссан | Кашкай, Х Трейл, Пример, Альмера, Тиида, Террано, Теана, Ноут, Жук, Мурано, Патфайндер, Серена |
Пежо | 307, 308, 408, Боксер, 406, 3008, Партнер, 407, 207 |
Мазда | 3, 5, 6, СХ 5, СХ 7, 626, МПВ |
Шкода | Октавия, А7, А5, Фабия, Октавия Тур, Рапид, Суперб, Етти |
Как проверить круиз-контроль
Что же делать, если не включается круиз-контроль? Или он включается, но машина не поддерживает заданную скорость в нормальном режиме? Для проверки существуют методы проверки, о которых далее.
Первым делом необходимо провести компьютерную диагностику системы. Для этого нужен ноутбук с диагностическим кабелем и соответствующим программным обеспечением. В большинстве случаев это самый простой и эффективный способ проверки. Компьютер покажет вам коды ошибок при их наличии. Их расшифровку вы найдете в дополнительной литературе.
Что касается механической диагностики круиз-контроля, то рекомендуется проверить:
Тросы управления КК
- целостность предохранителя, отвечающего за работу системы (находится или в стандартном блоке предохранителей или под капотом в коробочке с надписью FUSE BOX);
- приходит ли вакуум при заведенном двигателе на вакуумник (если система имеет его, как правило, для этого используется тонкая трубка);
- герметичность трубки, идущей от вакуумника на педаль тормоза (нужна для отключения круиз-контроля при нажатии на педаль тормоза, сбрасывает вакуум), это можно сделать путем ее отсоединения и выкачивания воздуха, если диафрагма не держит, значит вакуум уходит;
- целостность проводов, идущих к кнопкам или рычагу управления КК (прозвонить их и осмотреть визуально);
- контакты на органах управления (кнопках или рычагах, выполните их профилактический осмотр — чистку и смазывание);
- исправность концевого выключателя на педали тормоза;
- исправность вакуумного насоса.
В некоторых машинах возможна самодиагностика системы. Например, такую возможность дает круиз-контроль автомобилей Nissan Primera, Mazda Tribute, SsangYong Korando, Honda CR-V и прочие. В качестве примера приведем алгоритм действий для проверки на кроссовере “Хонды”:
- включить зажигание автомобиля;
- активировать Cruise Control нажатием кнопки ON;
- если индикаторная лампочка на приборной доске засветилась — продолжаем дальнейшие действия, в противном случае лампочку необходимо заменить;
- нажать на кнопку Resume Accel на время 3 секунды;
- если поломок нет, то упомянутая выше лампочка индикатора должна включиться на 3 секунды, после чего погаснуть на 2 секунды;
- в случае, если в системе есть ошибки, то индикатор будет выдавать световые коды ошибок, о которых мы поговорим далее;
- чтобы сбросить режим самодиагностики, необходимо разогнаться на машине до скорости в 16 км/ч, либо просто отключить Cruise Control System путем нажатия на кнопку OFF.
Перед тем как перейти к описанию кодов, необходимо разобраться, как их считывать. Информацию дает мигающий индикатор включенной системы круиз-контроля. Между кодами существует длительная пауза, когда он не мигает. Если индикатор сообщает двузначный код, то между его цифрами существует короткая пауза, а количество коротких миганий соответствует передаваемой цифре.
Например, код 15 будет отображаться следующим образом: длинная вспышка, короткая пауза, пять коротких вспышек. Далее перейдем к описанию характерных ошибок, о которых вам может сообщить самодиагностика круиз-контроля автомобиля Honda CR-V:
- Ошибка 01. Проблемы с проводкой, ведущей к актуатору, выключателю стоп-сигналов или датчика нажатия тормоза круиз-контроля. В первую очередь проверьте актуатор.
- Ошибка 05. Проблемы с предохранителем круиз-контроля Stop или проводкой между предохранителем и системой КК.
- Ошибка 07. Неисправен датчик нажатия тормоза или выключателя стоп-сигнала.
- Ошибка 11. Проблемы с переключателем Cruise Control.
- Ошибка 12. Аналогично
- Ошибка 15. Проблемы с центральным блоком КК.
- Ошибка 21. Нажмите кнопку Set Coast. Если Код 21 высвечивается, нажмите кнопку Resume Accel.
- Ошибка 22. Нажмите кнопку Set Coast. Если Код 22 высвечивается, проверьте переключатели КК.
- Ошибка 31. Нажмите педаль тормоза. Если код 31 высвечивается, проверьте датчик нажатия тормоза КК и выключатель стоп-сигналов.
- Ошибка 35 (для машины с АКПП). Включите зажигание. Переключите селектор в положение P или N. Если код 35 высвечивается, проверьте переключатель в селекторе передач.
- Ошибка 35 (для машины с МКПП). Включите зажигание. Нажмите педаль сцепления. Переключите трансмиссию в нейтральное положение. Если код 35 высвечивается, проверьте датчик нажатия педали сцепления или датчик нейтральной передачи.
- Ошибка 37. Двигайтесь на автомобиле со скоростью 40 км/час или более. Если код 37 высвечивается, проверьте датчик скорости и его цепи.
В любом случае самую подробную информацию о диагностике и настройке круиза вашего авто вы найдете в мануале. Cruise Control System на разных машинах отличаются, поэтому невозможно дать универсальных рекомендаций по эксплуатации и проверке.
Итоги
Система КК в продаже
Круиз-контроль — удобная система, которая значительно облегчает вождение автомобиля на трассе. Если в штатной комплектации вашего автомобиля нет КК, то советуем купить и установить его дополнительно, особенно, если вы часто ездите по загородным трассам. Когда в комплектации автомобиля круиз отсутствовал, то после дополнительное его установки обязательно потребуется программная активация, а автомобилях VAG группы существует вася диагност, а вот на других иное программное обеспечение.
После установки не потеряйте инструкцию. По возможности храните ее в бардачке вашего автомобиля, чтобы в случае возникновения неисправности вы смогли прочитать необходимую информацию для ее устранения. Использовать систему следует аккуратно, и лишь на загородных трассах. Также не пользуйтесь Cruise Control в условиях плохой видимости, на мокрой, обледенелой дороге и ночью.
Что такое круиз-контроль и как он работает
Перед тем как разбираться, что такое круиз-контроль и как он устроен, нужно выяснить, чем он полезен. Современный автомобиль оснащается массой полезных электронных приборов, способных упростить управление транспортным средством. Система круиз-контроля – пример такого устройства.
Основная задача круиз-контроля заключается в поддержании постоянной скорости транспортного средства. При долгих переездах водителю приходится постоянно надавливать на педаль “газа”, поэтому со временем его нога затекает и поездка доставляет дискомфорт. Круиз-контроль зачастую выручает в такой ситуации: с помощь нехитрых манипуляций можно установить необходимую скорость движения автомобиля, после чего электронный блок автоматически будет поддерживать заданный скоростной режим без вмешательства со стороны водителя.
Виды круиз-контроля
Всего существует два вида круиз-контроля: пассивный и адаптивный:
- первый способен лишь устанавливать постоянную скорость движения транспортного средства;
- второй, в свою очередь, содержит сложные электронные устройства, которые позволяют дополнительно сканировать пространство перед автомобилем и динамически управлять им, в зависимости от условий дорожного движения.
Пассивный круиз-контроль
В функции более простого по конструкции пассивного круиз-контроля входит только поддержание скорость машины на определенном значении. Работает он следующим образом:
- С помощью специального датчика определяется частота вращения колес.
- Эта информация направляется на электронный микроконтроллерный блок.
- После обработки информации управляющий сигнал с этого блока посылается на исполнительное устройство, которое регулирует степень открытия дроссельной заслонки.
- Если водитель воздействует на педали “газа” либо тормоза, то система тут же отключается.
Необходимо заметить, что круиз-контроль не управляет автомобилем вместо водителя, а лишь поддерживает заданную скорость. Поэтому шоферу всё время необходимо контролировать складывающуюся ситуацию на дороге и постоянно быть начеку.
Адаптивный круиз-контроль (ACC, Adaptive Cruise Control)
Адаптивный круиз-контроль имеет более совершенное устройство и обладает большим набором дополнительных функций, основная из которых позволяет оценивать расстояние до движущихся впереди транспортных средств. Делается это с помощью специальных датчиков: радаров или лидаров. Их работа основывается на том же принципе, что и система “Парктроник”.
- Радар – это датчик, который излучает радиоволну. Отражаясь от препятствия, она возвращается обратно. В зависимости от того, сколько времени прошло между моментом генерирования сигнала и приема его отражения определяется расстояние до объекта. Если данный интервал увеличивается, то впереди идущий объект ускоряется и наоборот. Отличительной особенностью радара является то, что испускаемые им радиоволны слабо поглощаются дождем или туманом, поэтому такие датчики замечательно работают в сложных погодных условиях.
- Лидар отличается от радара тем, что излучается не радиоволна, а инфракрасный лазерный луч. Данная система не очень устойчиво работает в тумане или при сильном дожде, поэтому на престижных автомобилях чаще устанавливают радары, а не лидары. Например, все современные модели автомобилей марки Mersedes-Benz оснащаются круиз-контролями только с радарными датчиками.
Микропроцессорный блок принимает сигналы с датчиков и формирует управляющие команды для исполнительных устройств. Последние модели ACC работают с несколькими датчиками расстояния. Дальний датчик работает на дистанции до 150 м, а ближний – до 30 м. Если необходимо резко остановить авто, то микропроцессорный блок формирует команду исполнительному устройству, оценивая информацию от ближнего датчика. Таким образом система позволяет избежать столкновений.
ACC работает на основе систем ESP и ABS. Если какая-либо из этих систем неисправна, то круиз-контроль отключается, информируя водителя с помощью звукового сигнала.
Если в процессе движения водитель вмешивается в работу системы адаптивного круиз-контроля, то она сразу же отключается и снова начинает работать, когда воздействие на педали газа и тормоза прекращается.
Полностью адаптированный круиз-контроль (Full Adaptive Cruise Control) позволяет привязать транспортное средство к впереди идущей машине. Данная система постоянно контролирует находящийся впереди автомобиль и синхронизирует движение с ним. Это позволяет в еще большей степени расслабиться за рулем и насладиться путешествием.
Основные узлы автомобиля, на которые воздействует ACC – это автоматическая коробка передач и дроссельная заслонка с электрическим приводом.
Современные электронные системы позволяют по-новому посмотреть на управление автомобилем. Умные и полезные автоматические помощники дают возможность снизить усталость от долгих поездок. Это позволяет сохранить водителю бодрость, а значит, он сможет более внимательно следить за дорожной ситуацией и вовремя среагировать на опасность.
Видео-обзор работы активного круиз-контроля
Круиз-контроль в автомобиле: типы и инструкция по использованию
Наверное, нет ни одного мужчины, который хотя бы краем уха не слышал о функции круиз-контроля. И вместе с тем есть множество женщин, для которых эти два слова ничего не значат. Мы учли интересы обоих категорий граждан и собрали в статью самые нужные параграфы: рассмотрим, что такое круиз-контроль в автомобиле, его типы и инструкцию по использованию. Для самых любопытных покажем видео.
Что такое круиз-контроль в автомобиле
Круиз-контроль – дополнительная функция в автомашинах, позволяющая удерживать скорость в пределах заданного значения. Представьте, что вы едите по прекрасной дороге в Греции: трасса настолько ровная, что вы вдавливаете педаль в пол и уже не контролируете скорость. Чтобы такого не было, производители ввели опцию , позволяющую забыться и не контролировать поездку.
Что символично — круиз-контроль пришел на российский рынок из Америки. Отличные междугородние шоссе требовали такого нововведения, ведь держать педаль в одном положении несколько часов кряду утомительно. Массово опцию внедрили на конвейер в начале 70-хх годов.
Как устроен круиз-контроль в автомобиле
Круиз-контроль предназначен для езды по ровной дороге с плавными подъемами и спусками. Трассы, которые требуют сосредоточения, а также покрыты фиксирующими видеоустройствами, для тестирования опции не годятся.
Под капотом автомобиля с круиз-контролем установлен сервомотор. Он связан с сектором газа на инжекторе или карбюраторе. Для соединения используют трос. Когда вы едите со скоростью, например, 100 км/ ч , педаль под ногой устанавливается под определенным углом. То же происходит и с сектором газа. При включении опции автомобильный компьютер активирует режим стабилизации параметров: он запоминает и фиксирует угол сектора газа.
Представьте, что скорость падает. В этот момент электро сигнал вступает в резонанс: датчики показывают одно значение, а угол наклона педали пребывает в другом. В этом случае компьютер дает сигнал на сервомотор, а тот перемещает сектор газа и педаль для увеличения подачи топлива. Скорость начинает расти, пока не достигает ограничительного упора. После сервомотор прекращает действия и скорость фиксируется.
А теперь предположим, что скорость растет . Вы намеренно давите на педаль газа при включенном режиме круиз-контроля. Сервомотор запускает обратную реакцию и заставляет сектор уменьшать подачу топлива. Возможен механический упор по холостому ходу, который вызывает торможение двигателем.
Важно понимать, что опция стабилизации скорости не связана с тормозной системой, поэтому следить за экстренным торможением нужно самостоятельно. Для отключения круиз-контроля используйте кнопки на руле или легонько утопите педаль тормоза.
Круиз-контроль работает для значений скорости выше 40 км/ч.
Типы круиз-контроля: пассивный и адаптивный
Пассивный круиз-контроль характеризуется простотой исполнения функции. Он поддерживает скорость, показавшуюся вам оптимальный. При спуске и подъеме основная задача пассивного типа контроля – выровнять скорость до первоначальной величины.
Адаптивный контроль за скоростью задействует дополнительные устройства: внешние камеры, радар, датчики. Вы можете привязать его к автомобилю, едущему впереди. Система рассчитает безопасное расстояние и будет удерживать скорость. При изменении скорости первой машиной , ваше авто подстроится. Иногда круиз контролирует сход с полосы и нарушение разметки. Такую функцию в прибор включает производитель.
Как пользовать круиз-контролем в автомобиле
Если раньше опция была мертвым грузом в вашем авто, самое время научиться пользоваться ей. Для включения фиксатора скорости применяйте кнопки на руле. Чаще всего это «ON/OFF». Если эти кнопки отсутствуют, нажмите на «SET/ASSEL».
«SET/ASSEL» нужны для стабилизации скорости на значении, которое показывает спидометр на момент нажатия. Повторный клик кнопки увеличивает скорость на 1 – 2 км/ч. «COAST» — уменьшает значение скорости, «RESUME» откатывает к первоначальным настройкам.
Если вы нажимаете на тормоз или сцепление, электронный блок управления авто отключает круиз.
Рекомендуем почитать о еще одной любопытной опции ABS. Статья по теме тут.
В завершение предлагаем посмотреть видео, как пользоваться круиз-контролем. Желаем ни гвоздя, ни жезла!