Расшифровка маркировки автомобильных шин
Cодержание
Введение
От правильности подбора шин зависят безопасность в пути, качество езды, срок службы остальных узлов и деталей автомобиля, управляемость, экономия топлива. Все необходимые эксплуатационные характеристики производители наносят на боковины автопокрышек с обеих сторон. Разобраться в параметрах не сложно, если знать перевод буквенно-цифрового кода.
Что надо знать о своем авто для правильного подбора шин
Прежде всего, для грамотного подбора покрышек необходимо знать некоторые параметры самого автомобиля:
- Тип авто – легковой, легкогрузовой, грузовой, прицеп и т. д.
- Тип колесных дисков – могут быть легкосплавными или стальными.
- Диаметр дисков.
- Сезон эксплуатации.
Важно! При выборе колес приоритетными являются требования производителя машины, а не параметры, рекомендуемые изготовителем автомобильной резины.
Основные параметры шин
Производитель
Свое имя производитель указывает на лицевой стороне крупным, стилизованным шрифтом. Информацию о самых известных марках легко найти в интернете, специализированных изданиях, телепрограммах. Продукцию менее популярных брендов придется изучить дополнительно, обратившись к дилерам.
Один и тот же производитель шин может выпускать несколько модельных рядов продукции, различающихся по параметрам и назначению. Каждая модель имеет свою маркировку, которая указывается рядом с наименованием изготовителя. Чтобы разобраться в особенностях разных линеек, необходимо изучить специальную информацию на сайте бренда.
Размер
Эта строка содержит:
- ширину рабочей поверхности автошины в миллиметрах;
- высоту профиля в процентном соотношении от ширины. Чем больше этот показатель при одной и той же ширине, тем выше шина. Если этой цифры в маркировке нет, значит, высота профиля соответствует стандартной – 80-82%;
- посадочный (внутренний) диаметр шины (наружный размер колесного диска) в дюймах.
В строке размера указывается также тип конструкции шинного корда: R – радиальный, D – диагональный.
Важно! Эти буквы иногда вводят неопытных автолюбителей в заблуждение, они ошибочно принимают их за обозначение радиуса или диаметра шины, тогда как они указывают на тип направления нитей корда. Практика показала явные эксплуатационные преимущества радиального корда перед диагональным, поэтому он встречается гораздо чаще.
Радиальный (R)
Диагональный (D)
Пример маркировки размера резины на авто, расшифровка:
Аббревиатура 175/70 R 13 содержит указание на ширину рабочей поверхности шины 175 мм, отношение высоты профиля к ширине 70% (175 : 100 х 70 = 122,5 мм – высота профиля), радиальный тип плетения корда, наружный диаметр диска 13 дюймов.
Индекс скорости
Значение индекса указывает на наибольшую допустимую скорость движения, при которой изготовитель гарантирует обеспечение заявленных свойств шины. Здесь надо учитывать, что производители почти всегда лукавят, завышая величину разрешенной скорости. Не стоит рисковать, разгоняя машину до указанного значения.
Таблица международных обозначений индекса скорости:
Буква латинского алфавита | L | M | N | P | Q | R | S | T | H | V | W | Y |
Максимальная скорость км/ч | 120 | 130 | 140 | 150 | 160 | 170 | 180 | 190 | 210 | 240 | 270 | 300 |
Индекс нагрузки на колесо
Обычно размещается в паре с индексом скорости, поэтому автомобилисты набирают в строке онлайн поиска фразу «индекс нагрузки и скорости на колесо».
Показатель говорит о максимальной весовой нагрузке на одно колесо, но не означает напрямую вес в килограммах.
Чтобы расшифровать этот код, необходимо воспользоваться специальной таблицей:
Индекс нагрузки | Масса в кг | Индекс нагрузки | Масса в кг | Индекс нагрузки | Масса в кг | Индекс нагрузки | Масса в кг | Индекс нагрузки | Масса в кг | Индекс нагрузки | Масса в кг | Индекс нагрузки | Масса в кг | Индекс нагрузки | Масса в кг | Индекс нагрузки | Масса в кг | Индекс нагрузки | Масса в кг | Индекс нагрузки | Масса в кг |
1 | 46,2 | 21 | 82,5 | 40 | 140 | 59 | 243 | 78 | 425 | 97 | 730 | 116 | 1250 | 135 | 2180 | 154 | 3750 | 173 | 6500 | 192 | 11200 |
2 | 47,5 | 22 | 85 | 41 | 145 | 60 | 250 | 79 | 437 | 98 | 750 | 117 | 1285 | 136 | 2240 | 155 | 3875 | 174 | 6700 | 193 | 11500 |
3 | 48,7 | 23 | 87,5 | 42 | 150 | 61 | 257 | 80 | 450 | 99 | 775 | 118 | 1320 | 137 | 2300 | 156 | 4000 | 175 | 6900 | 194 | 11800 |
4 | 50 | 24 | 90 | 43 | 155 | 62 | 265 | 81 | 462 | 100 | 800 | 119 | 1360 | 138 | 2360 | 157 | 4125 | 176 | 7100 | 195 | 12150 |
5 | 51,5 | 25 | 92,5 | 44 | 160 | 63 | 272 | 82 | 475 | 101 | 825 | 120 | 1400 | 139 | 2430 | 158 | 4250 | 177 | 7300 | 196 | 12500 |
6 | 53 | 26 | 95 | 45 | 165 | 64 | 280 | 83 | 487 | 102 | 850 | 121 | 1450 | 140 | 2500 | 159 | 4375 | 178 | 7500 | 197 | 12850 |
7 | 54,5 | 27 | 97 | 46 | 170 | 65 | 290 | 84 | 500 | 103 | 875 | 122 | 1500 | 141 | 2575 | 160 | 4500 | 179 | 7750 | 198 | 13200 |
8 | 56 | 28 | 100 | 47 | 175 | 66 | 300 | 85 | 515 | 104 | 900 | 123 | 1550 | 142 | 2650 | 161 | 4625 | 180 | 8000 | 199 | 13600 |
9 | 58 | 29 | 103 | 48 | 180 | 67 | 307 | 86 | 530 | 105 | 925 | 124 | 1600 | 143 | 2725 | 162 | 4750 | 181 | 8250 | 45 | |
10 | 60 | 30 | 106 | 49 | 185 | 68 | 315 | 87 | 545 | 106 | 950 | 125 | 1650 | 144 | 2800 | 163 | 4875 | 182 | 8500 | ||
11 | 61,5 | 31 | 109 | 50 | 190 | 69 | 325 | 88 | 560 | 107 | 975 | 126 | 1700 | 145 | 2900 | 164 | 5000 | 183 | 8750 | ||
12 | 63 | 32 | 112 | 51 | 195 | 70 | 335 | 89 | 580 | 108 | 1000 | 127 | 1750 | 146 | 3000 | 165 | 5150 | 184 | 9000 | ||
13 | 65 | 33 | 115 | 52 | 200 | 71 | 345 | 90 | 600 | 109 | 1030 | 128 | 1800 | 147 | 3075 | 166 | 5300 | 185 | 9250 | ||
14 | 67 | 34 | 118 | 53 | 206 | 72 | 355 | 91 | 615 | 110 | 1060 | 129 | 1850 | 148 | 3150 | 167 | 5450 | 186 | 9500 | ||
15 | 69 | 35 | 121 | 54 | 212 | 73 | 365 | 92 | 630 | 111 | 1090 | 130 | 1900 | 149 | 3250 | 168 | 5600 | 187 | 9750 | ||
16 | 71 | 36 | 125 | 55 | 218 | 74 | 375 | 93 | 650 | 112 | 1120 | 131 | 1950 | 150 | 3350 | 169 | 5800 | 188 | 10000 | ||
17 | 73 | 37 | 128 | 56 | 224 | 75 | 387 | 94 | 670 | 113 | 1150 | 132 | 2000 | 151 | 3450 | 170 | 6000 | 189 | 10300 | ||
18 | 75 | 38 | 132 | 57 | 230 | 76 | 400 | 95 | 690 | 114 | 1180 | 133 | 2060 | 152 | 3550 | 171 | 6150 | 190 | 10600 | ||
19 | 77,5 | 39 | 136 | 58 | 236 | 77 | 412 | 96 | 710 | 115 | 1215 | 134 | 2120 | 153 | 3650 | 172 | 6300 | 191 | 10900 |
Важно! Американские производители максимальную допустимую грузоподъемность обозначают иначе, напрямую приводят величину в килограммах или английских фунтах – Max Load 280 KG, Max Load 550 LBS.
Дата выпуска
Немаловажный показатель. Превышение допустимых сроков предпродажного хранения чревато старением, пересыханием резины, появлением трещин, деформацией формы колеса. Допускаемый срок хранения покрышек 5 лет со дня производства.
Время изготовления размещается в овальной рамке вслед за названием производителя.
С начала нового тысячелетия дата изготовления обозначается четырьмя цифрами, первые две – номер недели с начала года, последние – год. Например: 2815 расшифровывается как 28 неделя 2015 года.
Сезон
- летние. Маркируются надписью Sammer или значком Солнце;
- зимние. Обозначаются Снежинкой или словом Winter;
- всесезонные. Могут иметь маркировку AS (All season) или условные символы, заключенные в общую овальную рамку, изображающие все погодные условия одновременно.
Попадаются и другие аббревиатуры, относящиеся к различным условиям погоды, на которые рассчитана авторезина:
- M+S – расшифровывается как Mud+Snow, означает наличие специального рисунка, который усиливает сцепление с дорогой, позволяет движение в распутицу и по снегу. Не следует путать с маркировкой M&S на летней резине внедорожников, она указывает на повышенную проходимость колеса;
- R+W или Frost – шины для холодной погоды;
- AW – «любая погода» (Any Weather);
- надписи Rain, Aquatred, Aqua, Aquacontact, Water или изображение зонтика указывают на шины, предназначенные для дождя;
- M/T – покрышки рассчитаны на движение по грязи.
Автошины с камерами обозначаются аббревиатурой TT (англ. Tube Type), бескамерные – маркируются буквами TL (англ. Tubeless).
Модель
Модель шины указывается, если у производителя существует несколько модельных рядов, которые отличаются назначением, типом протектора, составом резины и прочим. Предлагается большое разнообразие модификаций:
- спортивные;
- городские;
- универсальные;
- дорожные;
- покрышки для спецтехники.
Важно! Кроме того выпускается группа шин повышенной проходимости для внедорожников. Эту резину можно использовать на протяжении всего года независимо от типа дорожного покрытия.
Назначение
Назначение авторезины определяется типом автомобиля, для которого она предназначена:
- P – легковые автомобили;
- LT – легкогрузовой транспорт;
- ST – прицепы;
- T – запасное колесо, только временная эксплуатация.
Максимальное допустимое давление
Максимальное допустимое давление в автошинах обозначается надписью Max Pressure и конкретным значением в Килопаскалях (kPa), Атмосферах (atm) или PSI (производители США).
- 1 psi = 0.068 atm
- 1 atm = 14.696 psi
- 1 atm = 101.348 kPa
- 1 bar = 0.98 atm
Автовладельцы при подборе давления в колесах должны отдавать предпочтение показателям, рекомендуемым производителем машины, а не авторезины.
Цветная маркировка покрышек легковых автомобилей
Цветные метки на шины наносятся с целью облегчения балансировки колес и хранения изделий на крупных складах. Цветная разметка не регламентируется международными требованиями, а расшифровывается следующим образом:
- желтый кружок или треугольник – помечает самую легкую часть покрышки;
- красный кружок или треугольник – располагается в самой тяжелой части покрышки;
- цветные полосы различной окраски имеют логистическое предназначение.
Маркировка зарубежных шин
Зарубежная маркировка колес имеет отличия от отечественной в части единиц измерения, а также аббревиатур, указывающих на стандарты США или Евросоюза. При этом европейская маркировка шин по основным параметрам ближе к нашей. Например:
- назначение шин американский производитель может указывать перед типоразмером – LT 235/75 R 15 (LT – легкогрузовой автомобиль, 235 мм – ширина профиля, 55% – высота профиля, R – радиальный корд, 15 дюймов – размер диска);
- вместо ширины профиля на первом месте размерного ряда может стоять наружный диаметр в дюймах – 33х12.5 R15 (33 дюйма – наружный диаметр шины, 12.5 дюймов – ширина профиля, R – радиальный корд, 15 дюймов – наружный диаметр диска);
- Max Load – американская маркировка индекса максимальной нагрузки, расположенная ближе к ободу колеса;
- аббревиатура DOT – соответствие стандартам Транспортного Департамента США;
- метка ECE R75 – испытания по требованиям Европейской Экономической Комиссии ООН, норматив №75.
Дополнительная информация на покрышках
К этим отметкам относятся:
- указание лицевой (OUTSIDE) или внутренней (INSIDE) стороны шины при асимметричном рисунке протектора;
- обозначение места установки. Rear Wheel – для заднего моста, Front Wheel – переднее колесо;
- направление вращения. Задается значком в виде фигурной стрелки и надписью Rotation. Это касается покрышек с направленным рисунком профиля;
- индекс торможения. Обозначается словом Traction и литерами A, B, C. Наилучшие показатели у шин Traction A;
- термостойкость. Temperature и буквы A, B, C. Аналогично индексу торможения, лучшую устойчивость к высоким температурам демонстрируют покрышки с маркировкой A;
- усиленная покрышка. Обозначается буквами RF (Reinforced), имеет не менее 6 слоев;
- TWI – индикатор износа шины.
Итак, если маркировка шин и расшифровка обозначений не представляют сложности, вы сможете легко сориентироваться на современном рынке колесной резины, подобрать наиболее подходящий комплект покрышек для своего автомобиля, сберечь время, сэкономить средства.
Маркировка автошин от А до Я
Расшифровка параметров колеса — задача не из легких. Если только вы не связаны с производством или продажей «обуви» для авто. В рамках данной статьи мы поможем разобраться в хитросплетении символов на боковине покрышек, которые могут рассказать абсолютно всю подноготную конкретно взятой модели шины.
В буквенно-цифровом коде на боковой поверхности шины содержится вся необходимая потребительская и служебная информация. К тому же разложенная по полочкам для удобства восприятия. Сперва мы пройдемся по крупным надписям на борту резины, а затем удостоим чести мелкие шрифты. Итак, приступим.
![]() |
Боковая поверхность автомобильных покрышек изобилует всевозможными обозначениями. |
Большими буквами традиционно указывается имя компании-производителя шины (или ее дочернего суббренда), а также модель покрышки.
Наиболее важный параметр «обуви» для авто — типоразмер. К примеру, в случае с обозначением 195/65 R15 картина выглядит следующим образом:
- 195 — ширина профиля шины (в мм); говоря более простыми словами, этот показатель описывает расстояние между максимально выступающими наружными точками по бокам полностью накачанной покрышки.
- 65 — отношение высоты профиля шины к ее ширине; в рассматриваемом примере она равна 195 ⋅ 0.65 = 126.75 (мм).
- R — радиальный тип покрышки (также на автомобильном рынке водятся менее распространенные шины диагонального типа, отличающиеся способом плетения волокон).
- 15 — внутренний диаметр шины (в дюймах); он определяет возможность установки резины на колесный диск.
Важную роль в маркировке любой шины отыгрывает тандем индексов скорости и нагрузки:
- 91 — этот параметр характеризует предельную нагрузку, которую одна шина выдерживает при передвижении на максимально допустимой скорости.
- T — индекс скорости шины; определяет наибольшую скорость передвижения, на которой покрышка сохраняет эксплуатационные свойства и остается безопасной.
![]() |
Показатели индексов нагрузки и скорости автомобильных шин. |
Наличие надписей Reinf, Reinforced или буквы RF в типоразмере шины указывает на то, что перед нами предстала резина с повышенным уровнем нагрузки в сравнении с «базовыми» сверстниками. Об усиленном каркасе шины также информирует символ C (Commercial), которым маркируются некоторые модели резины для коммерческой техники, в частности, легких грузовиков и микроавтобусов.
XL (Extra Load) — усиленная шина, индекс нагрузки у которой выше на три единицы, нежели у обычных покрышек аналогичного типоразмера.
Для правильности установки асимметричных шин придуманы маркеры внешней и внутренней стороны — Outside и Inside соответственно.
![]() |
Ярко выраженная асимметрия — отличительная черта шин одноименного типа. |
Сезонность резины обозначается различными комбинациями символов:
- M&S (Mud & Snow) — заточенность под тяжелые условия эксплуатации наряду с хорошими показателями проходимости автошины. Притом данная аббревиатура встречается как на борту как зимней, так и всесезонной резины.
- AS (AllSeason) — всесезонная резина.
- AW (AllWeather) — всепогодная резина.
- Rain, Water, Aqua, Aquacontact, Aquatred или пиктограмма зонтика — специальные дождевые шины.
- Изображение горной вершины и/или снежинки — зимняя резина.
На боковой поверхности бескамерных шин можно лицезреть надпись TUBELESS. А ежели покрышка должна использоваться вкупе с камерой, на колесе будет обозначен ее тип — TUBE Type XX.
Маркировка автомобильных шин и дисков – азбука автовладельца
Каждый автовладелец сталкивается с ситуацией, когда необходимо подобрать новую резину, а чтобы не ошибиться, мы должны понимать, что такое маркировка автомобильных шин и, конечно же, уметь расшифровать ее. Попробуем провести небольшой ликбез для тех, кто делает это впервые.
Как различить типы покрышек?
Автомобильная резина делится на летнюю, зимнюю и всесезонную. Все они имеют различный тип рисунка протектора. На зимних покрышках он грубее, а борозды более глубокие и четко выражены. Кроме того, встречаются и шипованные образцы, которые отлично зарекомендовали себя при передвижении по обледеневшему покрытию.
Однако, это не единственные отличия. Разнится еще и материал. Ведь температура окружающей среды значительно изменяется. Летом она может быть более +30 °С, а вот в зимний сезон в некоторых регионах достигает -30 °С. И, понятное дело, что одна и та же резина не сможет сохранить свои свойства на протяжении года. Поэтому зимние покрышки производятся из более мягкого материала, который не будет затвердевать во время морозов. Как же они поведут себя, когда за окном плюсовая температура? Правильно, станут еще более мягкими и износятся в разы быстрее, что приведет к дополнительным расходам.
Материал летних шин, напротив, при минусовой температуре затвердеет, ухудшится сцепление с дорогой, а это может послужить причиной аварии. Считается, что всесезонные покрышки можно использовать круглогодично, но подобное мнение весьма спорно. Ведь оптимальный температурный режим для их эксплуатации – от -5 до +10 °С, что встречается далеко не во всех регионах. Так что разумнее отдавать предпочтение сезонной продукции.
Итак, что же собой представляет шифр на покрышках, и какое значение он имеет? В нем зашифрована вся информация, начиная от марки и типа и заканчивая размерами с допустимыми значениями нагрузки, скорости и т. д. Торговая марка или же бренд включает в себя логотип компании, исходя из которого мы можем узнать страну-производителя. Название модели содержит более узкие конструкционные сведения. А типоразмер – это код, состоящий из букв и цифр, именно им следует руководствоваться, совершая покупку. Все эти обозначения наносятся на боковой стороне резины.
С чего начинается процесс расшифровки шин?
Пришло время остановиться на практической части – рассмотрим все на конкретном примере. Уже упоминалось, что на боковой части находится специальный код, возьмем, к примеру «180/75 R13 85S». Первое значение показывает ширину профиля шины, в этом случае она равна 180 мм. Следующее число после дроби характеризует отношение высоты и ширины, измеряемое в процентах. Следует отметить, что чем меньше это значение, тем шина шире, а следовательно, транспортное средство будет более «приземистым».
Авто с низкой посадкой хорошо ведут себя на ровных и сухих покрытиях. Поэтому если в вашем регионе часто выпадают осадки, или же дороги далеки от идеала, то лучше не гнаться за модой. Приобретать резину шире, чем предусмотрено заводом-изготовителем, нежелательно еще и потому, что возможный угол выворота колес у вас станет куда меньше, ведь вы начнете цеплять арки.
Далее, производя расшифровку маркировки шин, можно узнать информацию о типе каркаса и посадочном диаметре. Так, R – радиальный, B (bias belt) – диагонально-опоясанный, если обозначение отсутствует либо нанесена буква D, то каркас диагонального типа. Конструкции последних двух видов схожи, только на bias belt имеется брекер (подушечный слой). Монтажный размер обода – 13 дюймов, если необходимо перевести в сантиметры, то это значение умножают на 2,54.
Затем идут индексы нагрузки и скорости. Число показывает максимально допустимый вес, который может воздействовать на одно колесо, выраженный в килограммах, а последняя буква – предельную скорость. В интернете можно найти специальные таблицы и с их помощью перевести индекс в реальное значение. Например, в нашем случае число «85» свидетельствует, что на одно колесо не должна воздействовать масса более 515 кг. При этом стоит отметить, что разбег этих значений невероятно велик, первому в таблице ИН «71» соответствует 345 кг, а последнему «191» – 10900 кг. В маркировке шин грузовых автомобилей разбег ИН составляет от 50 (190 кг) до 169 (5800 кг).
С индексом скорости все намного проще, поэтому остановимся на его обозначениях более подробно. Каждому буквенному символу соответствует значение максимальной скорости, которое может развивать транспортное средство: L – 120, M – 130, N – 140, P – 150, Q – 160, R – 170, S – 180, T – 190, U – 200, H – 210, V – 240, W – 270, Y – 300, Z – свыше 240 км/ч. Этот параметр имеет огромное значение в обеспечении нашей безопасности, и превышать указанную скорость категорически запрещается, ведь неизвестно, как могут повести себя шины в подобной ситуации, и вполне возможно, что поплатиться придется своей жизнью.
Не рекомендуется ездить на предельных значениях – чтобы передвижение было безопасным для водителя, пассажиров и иных участников, следует снизить скорость хотя бы на 10 %.
Что еще можно узнать из маркировки?
Кроме выше описанного кода, указывается еще и дополнительная информация – она включает в себя фирму-производителя, дату изготовления, назначение и т.д. Например, расшифровка латинских букв «TL» показывает, что автомобильная шина бескамерная, а «FR» свидетельствует о наличии защиты обода дисков. Если вы нуждаетесь в усиленных покрышках, отличающихся повышенной грузоподъемностью, то на их поверхности должны быть нанесены «RF» или «XL».
А вот буква Е внутри окружности свидетельствует о надежности товара, так как он выполнен в соответствии с европейскими стандартами безопасности. Если речь идет об американских стандартах, то увидите следующую символику – «DOT». Также есть отличия в маркировке летних шин, зимних и всесезонных. Зимняя универсальная резина обозначается символом «M+S», что в переводе «грязь + снег». А вот всесезонные имеют аббревиатуру «AW» либо «AS», что переводится как «любая погода» и «все сезоны» соответственно. Некоторые фирмы вместо буквенной символики отдают предпочтение символам-рисункам – снежинка, солнышко или же дождь. В этом случае несложно разобраться, что чему соответствует.
С особым вниманием относитесь к установке дождевых покрышек. На их поверхности нанесена стрелка, указывающая необходимое направление движения колеса. Если же его установить неправильно, то поток воды будет попадать под шину, а не удаляться из-под нее. Абсолютно на всей резине ставят дату изготовления, ведь она имеет свойство стареть, поэтому нам необходимо знать, в каком году был выпущен товар.
Итак, дата обозначается трехзначным или четырехзначным числом. Первые цифры показывают неделю, а последние – год выпуска. Например, номер 349 говорит о том, что продукт выпущен на 34 неделе в 2009 году. Маркировка грузовых шин осуществляется аналогично, но есть некоторые особенности. Первую позицию могут занимать числа, разделенные точкой, например, «11.00». 11 – ширина профиля в дюймах, а 00 говорит о том, что покрышка полнопрофильная и предназначена для грузовых машин. Индекс скорости дополняется следующими обозначениями: E – 70, F – 80, G – 90, J – 100, K – 110 км/ч.
Расшифровка информации с поверхности дисков
Но резина является не единственной составляющей колеса, также есть и диски, роль которых недооценивать нельзя. Так как они являются залогом безопасной езды и правильной работы подвески, необходимо следить, чтобы все характеристики соответствовали нормам. Кроме того, даже малейшее и, казалось бы, незначительное отклонение хоть одного параметра дисков может спровоцировать аварию. Так что обязательно выполняйте все рекомендации производителя авто.
Итак, возьмем код «7.0 JJx16H2 5x100ET45d49.1». Значение, стоящее первым «7.0» указывает ширину обода (расстояние между его внутренними краями) в дюймах. Следует отметить, что должно соблюдаться соответствие в маркировках шин и дисков, в противном случае с установкой возникнут проблемы. Далее идут буквы, характеризующие тип обода, а точнее, его конструкционные особенности. Так, «J» свидетельствует о наличии одного буртика, «JJ» означает, что такие диски используются для полноприводных автомобилей. Символ «х» указывается в маркировке неразъемных конструкций для легковых автомобилей. Для грузовых же, напротив, нашли свое применение разъемные элементы, и тогда наносится знак «-».
Затем следует диаметр, в нашем случае речь идет о 16-дюймовых дисках. Вообще, этот диапазон колеблется в пределах от 12 до 32, но чаще встречаются 14–16 дюймов.
Следующий параметр характеризует кольцевые выступы и именуется индексом хампов. Вполне вероятно и отсутствие этого индекса, либо на этом месте будут другие обозначения. Расстояние между плоскостью фиксации диска к ступице и его вертикальной осью называется вылетом (ЕТ45) и измеряется в миллиметрах. Имейте в виду, что именно под эту характеристику рассчитывается подвеска и рулевой механизм, и любое несоответствие поспособствует выходу из строя этих узлов. Последним (d49.1) указывается диаметр посадочного отверстия, который подбирается в соответствии с размерами крепежных отверстий ступицы.
Пневматическая подвеска
Продолжаем познавательную страничку.
История, устройство и преимущества пневмоподвески:
Пневматическая подвеска – это разновидность подвески, которая позволяет регулировать клиренс (то есть высоту кузова относительно дорожного полотна) за счет пневматических упругих элементов.
Несмотря на то, что патенты на пневматические подвески появились еще в начале XX века, первые попытки создать удачную конструкцию успехом не увенчались
Применяется на грузовиках, полуприцепах, а также на внедорожниках и многих моделях бизнес-класса.
История и особенности конструкции пневмоподвески:
Первым по-настоящему массовым автомобилем с пневматической подвеской стал знаменитый Citroen DS-19, появившийся на рынке в 1955 году. Несмотря на то, что патенты на пневматические подвески появились еще в начале XX века, первые попытки создать удачную конструкцию и массово внедрить ее в производство успехом не увенчались. Что же до автомобиля Citroen, то на всех его колесах были установлены регулируемые поршневые пневморессоры.
В 1957 году в США появилась новая модель Cadillac Eldorado, также оснащенная пневморессорами, но уже на основе резиново-кордных оболочек (в отличие от Citroen, применявшего телескопические поршневые рессоры).
Подвеска такого же типа, как у Cadillac, была установлена и на Mercedes-Benz 300 CE, продажи которого начались в 1961 году. И именно эта модель оказалась последней из легковых автомобилей, на которые устанавливалась пневмоподвеска данного типа. Интерес к резиново-карданным оболочкам в конструкции подвесок легковых автомобилей возродился относительно недавно, когда появились возможности для сочетания ее с электронными системами управления.
Устройство пневмоподвески:
В качестве основного ресурса, необходимого для работы такого типа подвески, используется воздух, находящийся внутри регулируемого элемента – пневморессоры (или пневматического упругого элемента, как ее еще называют). Упругость этой конструкции достигается за счет изменения уровня давления и количества воздуха внутри нее. Нужный уровень контролируется с помощью системы управления, специальной электроники, датчиков, системы клапанов и модуля подачи воздуха – компрессора, который за счет электросети автомобиля нагнетает воздух внутрь упругих элементов «пневмы».
Кроме того, помимо модуля подачи воздуха, на пневмоподвеску часто устанавливают ресивер – специальный резервуар для хранения запасов воздуха, который используется на небольшой скорости, чтобы не приходилось лишний раз гонять воздух с помощью компрессора.
Пневморессора состоит из корпуса с направляющей, манжеты и поршня. Пневматический упругий элемент может изготавливаться как со встроенным амортизатором, так и устанавливаться отдельно. Манжета изготавливается из прочного многослойного эластомера, или, проще говоря, из усиленной резины. Иногда на дорогих автомобилях для поддержания давления в случае утечки воздуха в упругом элементе монтируют клапаны остаточного давления. По сути, пневмоподвеска не является отдельным видом подвески автомобиля. Связано это с тем, что она чаще всего интегрирована в уже имеющуюся стандартную конструкцию, будь то подвеска МакФерсон, «многорычажка» или рессорная конструкция.
Разновидности пневматических подвесок:
Все современные пневмоподвески можно разделить на три основных типа: одно-, двух- и четырехконтурные.
Одноконтурная пневматическая подвеска – это удел, в первую очередь, грузовиков и седельных тягачей. Она устанавливается на одну ось (чаще – заднюю) и регулирует ее жесткость в зависимости от массы груза на авто.
Двухконтурная может устанавливаться как на одну ось, так и на две. Если она установлена на одной оси, она отвечает за независимое регулирование обоих колес, если же на двух, то действует как две одноконтурные системы.
Четырехконтурная (самая сложная) разновидность пневматической подвески осуществляет регулировку каждого колеса по отдельности. Чаще всего в четырехконтурных системах присутствует электронный блок управления, который с помощью датчиков регулирует давление в пневмоэлементах.
Современные пневматические подвески:
Как правило, современные системы управления одновременно реализуют три алгоритма работы «пневмы». Во-первых, принудительное изменение уровня кузова: в этом случае клиренс и жесткость подвески автомобиля регулируется водителем вручную с помощью специальных регулирующих устройств. На «лоурайдеры» (автомобили с низкой посадкой) устанавливается подвеска как раз с таким типом алгоритма, который, зачастую, исключает все остальные указанные ниже варианты ее работы.
В США есть целая автомобильная культура, сконцентрированная на использовании пневматических и гидравлических подвесок при доработке автомобилей и превращении их в так называемые «лоурайдеры»
Во-вторых, автоматическое поддержание уровня кузова. В данном случае речь идет о полностью автоматической регулировке клиренса или жесткости подвески автомобиля с помощью электроники, поддерживающей заданный уровень кузова автомобиля независимо от его загруженности.
Наконец, в-третьих, автоматическое изменение уровня кузова в зависимости от скорости автомобиля, что обеспечивает устойчивость авто в движении. При наборе скорости, программа управления автоматически уменьшает клиренс. При торможении, кузов автомобиля возвращается в исходное заданное положение.
Сегодня управляемые пневматические подвески применяют многие ведущие автопроизводители из США, Европы и Японии, среди них такие известные марки, как Audi, BMW, Volkswagen, Mercedes-Benz, Ford, GM, Land Rover, Lexus, Subaru и SsangYong. Помимо прочего, в США существует целая автомобильная культура, сконцентрированная на использовании пневматических и гидравлических подвесок при доработке автомобилей и превращении их в так называемые «лоурайдеры» — «танцующие» автомобили или буквально лежащие «на брюхе».
Плюсы и минусы пневматической подвески:
Основное преимущество использования пневмоподвески заключается в том, что автомобиль сохраняет великолепную плавность хода, при этом не «клюет» носом при торможении, не кренится в крутых поворотах, на большой скорости становится устойчивее и лучше держит дорогу.
Из недостатков можно выделить лишь сильный износ резиновых оболочек-манжет (особенно при эксплуатации в России) и их высокую стоимость. Кроме того, пневматическая подвеска очень чувствительна к условиям эксплуатации: ее ресурс могут резко сократить низкие температуры или чересчур «едкие» дорожные реагенты.
Устройство и принцип работы пневмоподвески
В современном автомобиле почти не осталось механических или электрических систем в чистом виде. Комплексное использование разных источников энергии и различных вариантов ее поглощения — вот формула автомобиля сегодня. Едва ли не самой показательной в этом плане будет пневматическая подвеска. Здесь переплелось все — пневматика, механика, электроника. Каждый элемент пневматической подвески работает на комфорт и управляемость, а как именно — узнаем прямо сейчас.
- Особенности пневмоподвески автомобиля
- Конструкция классической пневмоподвески
- Пневмоэлементы
- Компрессор
- Ресивер
- Система управления
- Принцип работы
- Применение пневматической подвески
Особенности пневмоподвески автомобиля
Пневматическая подвеска в чистом виде существует только в теории. На практике так называют достаточно сложный комплекс механизмов и узлов разных типов. В этой подвеске пневматическим остается только сам упругий элемент, который заменяет классические пружины, рессоры или торсионы. Тем не менее это позволяет пневмоподвеске получить массу преимуществ перед другими конструкциями. Основное — плавность хода и возможность регулировки клиренса автомобиля.
Общий вид пневматической подвески Mercedes ml350
Реализация пневмосистемы невозможна без заимствования элементов подвесок других типов: МакФерсон, многорычажной подвески (Multilink), адаптивной и гидропневматической. Пневмоподвеска имеет достаточно высокую стоимость, поэтому в основном она находит применение на автомобилях премиум-сегмента. Хотя несколько десятилетий назад предпринимались попытки использовать ее на массовых моделях, таких как Ситроен СХ.
Пневморессоры на трехосном тягаче
Пневматические подвески получили широкое распространение в большегрузном транспорте и в автобусах, поскольку грузоподъёмность, габариты и особенности применения такой техники позволяют в полной мере реализовать все преимущества пневматики. Легковые подвески данного типа сложны по конструкции и работают, как правило, с амортизаторами регулируемого типа под управлением электроники. Такие системы называют адаптивной подвеской.
Конструкция классической пневмоподвески
За несколько десятков лет, в течение которых пневматическая подвеска устанавливалась на серийные автомобили, она успела доказать свою выносливость, работоспособность и, главное, практичность. Основные элементы пневматической подвески:
- пневматические упругие элементы;
- компрессор;
- ресивер;
- датчики положения кузова;
- система управления.
Пневмоэлементы
Пневмобаллоны, пневматическая рессора, упругий элемент, называть их можно по-разному. Суть от этого не меняется. Задача пневмоэлемента состоит в том, чтобы эффективно воспринимать нагрузки от неровностей дороги и сохранять клиренс автомобиля на заданном уровне. Для этого ему необходимо поддерживать определённое давление воздуха и сохранять его в своём объеме. Конструктивно пневмобаллон может быть либо выполнен вместе с амортизатором, либо устанавливаться отдельно.
Если это комплексное решение, то амортизатор и пневмоподушка будут называться пневмостойкой. Она аналогична МакФерсону, только вместо пружины — резиновая камера, заполненная воздухом. Некоторые виды пневмоподушек имеют ограничительные клапаны давления, а некоторые – пневмоаккумуляторы, чтобы не так зависеть от давления, которое создаёт следующий элемент системы.
Компрессор
Его задача сводится к тому, чтобы обеспечивать все пневморессоры воздухом под заданным давлением. Это не просто компрессор, а цепь элементов, контролирующих подачу воздуха и общее давление в системе; кроме того, в конструкцию компрессора обязательно входит осушитель для предотвращения накапливания влаги в системе.
Ресивер
Ресивером называют резервуар, который служит для накопления сжатого воздуха и дальнейшего поддержания заданного давления в системе. Это необязательный элемент, однако его применение крайне желательно, тк позволяет не заставлять компрессор качать воздух постоянно. После понижения давления в ресивере до определенного предела электроника даст команду компрессору на включение.
Система управления
Электронная система управления следит за давлением в пневмобаллонах и распределяет его по каждому из них. Для этого в систему пневматической подвески интегрированы ограничительные и перепускные клапаны. Датчики контролируют работу пневмосистемы, положение кузова, скорость движения автомобиля, качество дорожного покрытия, угол поворота рулевого колеса и положение педали акселератора. На основе данных показателей система управления регулирует положения кузова автомобиля и степень демпфирования амортизаторов (в случае адаптивной подвески).
Принцип работы
Основная задача пневматической подвески — поддерживать заданный уровень высоты положения кузова над дорогой и эффективно поглощать все неровности. Системой можно управлять как в ручном, так в автоматическом режиме. И тут с каждым годом у производителя появляется все больше и больше возможностей. Данные, полученные от датчиков, передаются в систему управления, а она уже раздает команды исполнительным устройствам: подкачать и повысить давление либо стравить давление из переднего или заднего контура (или обоих сразу) и прижать кузов автомобиля к асфальту на минимально допустимое расстояние на высокой скорости. Каждая пневматическая подвеска имеет свои настройки и свое предназначение, которые зависят, в первую очередь, от типа автомобиля.
Применение пневматической подвески
Самые простые пневматические системы (что,кстати, не значит дешёвые) могут быть установлены только на заднюю ось. Часто такие решения можно встретить на универсалах и больших кроссоверах. Система предполагает периодическую повышенную нагрузку на задний мост, поэтому регулирует клиренс и жёсткость подвески в зависимости от загрузки. В основном такие схемы работают в паре с многорычажкой Multilink, но могут использоваться и со стойками МакФерсон. Причём такая пневмоподвеска позволяет максимально “опустить” автомобиль, что очень упрощает погрузку и выгрузку.
Кнопки управления пневмоподвеской Мерседес
Однако чаще всего пневматика устанавливается на все четыре колеса. Это даёт возможность более гибко управлять клиренсом. Такая схема используется не только на дорогих кроссоверах, но и на спортивных автомобилях, где каждый миллиметр дорожного просвета будет влиять на аэродинамику и, как следствие, на скорость и управляемость.
В последние годы конструкция пневматической подвески становится все более надежной, что позволяет устанавливать ее не только на дорогие автомобили премиум-сегмента. Применение пневматической подвески позволяет сделать управление автомобилем более динамичным, повысить плавность хода и уровень комфорта. Это достигается за счет возможности изменения положения кузова и степени демпфирования амортизаторов.
Принцип работы пневмоподвески
Устройство пневмоподвески: описание, принцип работы и схема
Пневмоподвеска является одной из разновидностей ходовых частей автомобиля.
Её главная задача – гашение колебаний, возникающих при езде по неровным дорогам.
Как работает
Алгоритм действия основан на регулировании количества воздуха в подушках.
После получения сигналов от датчиков, информация обрабатывается в электронном блоке.
Блок подает команду на исполнительные механизмы. Это электромагнитные клапаны, которые установлены на выходе из ресивера.
По команде блока они открываются, и воздух под давлением поступает в подушки.
Далее клапан закрывается, а объем кислорода в ресивере компенсируется компрессором
Если нужно уменьшить клиренс, блок подает команду на стравление воздуха. Открывается соответствующий клапан.
Однако воздух идет не обратно в ресивер (так как для этого нужно очень большое сопротивление), а на улицу.
Новая порция кислорода поступает в систему опять же благодаря компрессору. Этот принцип работы пневматической подвески цикличен и повторяется много раз.
На каких автомобилях устанавливается?
В основном такая система монтируется на грузовые автомобили.
Это седельные тягачи, прицепы и прочая большегрузная техника.
Нужно это для того, чтобы обеспечить оптимальное положение кузова при подъезде на рампу.
Машины с такой подвеской более виброустойчивы, а значит, груз при транспортировке не разобьется.
Плюс ко всему при загрузке автомобиль не проседает, как это случалось ранее с рессорами.
Пневмоподвеска классифицируется в зависимости от количества контуров.
- одноконтурные;
- двухконтурные;
- четырехконтурные системы.
Одноконтурные
Система устанавливается только на одну ось.
Подушки на левом и правом колесе накачиваются равномерно и одновременно.
Обычно устанавливается на авто, где ранее использовалась рессорная подвеска. Это пикапы, мало- и среднетоннажные грузовики.
Система может быть ресиверной и безресиверной.
В первом случае кислород подается компрессором в «приемник», где содержится под давлением до 10-15 Бар. По команде водителя, в определенный момент воздух направляется в подушки.
На безресиверной системе этот процесс происходит намного дольше, поскольку компрессору нужно время для накачки обоих баллонов.
Двухконтурная
Может устанавливаться на обе либо на одну ось.
Система объединяет в себя два контура с воздушными магистралями и клапанами.
Ресивер и компрессор здесь общие. Так, один контур отвечает за регулировку передней оси, а второй – задней.
В случае установки системы на одну ось настраиваются отдельно левые и правые пневмобаллоны.
Четырехконтурная
Водитель может регулировать клиренс каждого колеса по отдельности.
Все они подключены к разным контурам, которые оснащены своими клапанами и не зависят друг от друга. Система обязательно подключается к ресиверу.
Основные плюсы
- Возможность регулировки клиренса.
- Независимость от общей загрузки автомобиля.
- Большая плавность хода. Баллоны в полном объеме поглощают все удары, возникающие при езде по неровным дорогам.
- Удобство управления. Настроить нужную величину клиренса можно из салона благодаря пульту управления.
- Неприхотливость в обслуживании.
Недостатки
Основной минус – это ремонтопригодность. Если баллон начал «травить», он подлежит только замене. Также система сильно боится морозов, поскольку баллоны сделаны из резины, которая твердеет при замерзании.
Устройство и принцип действия
Конструктивно в состав подвески, сделанной на пневматическом принципе, входят следующие элементы:
- Воздушный ресивер;
- Упругие пневматические элементы (предназначены для каждого из колес);
- Блок управления и группа датчиков;
- Воздушные магистрали;
- Компрессор (прибор для подачи воздуха).
Каждый из узлов выполняет определенную задачу:
- Воздушный ресивер — устройство, обеспечивающее регулирование дорожного просвета в небольшом диапазоне (без применения компрессора).
- Упругие пневматические элементы — главный исполнительный механизм, участвующий в установке и поддержании дорожного просвета. Регулирование возможно в двух режимах (автоматическом, ручном). Корректировка параметра происходит за счет изменения давления в элементах пневматической системы.
- Компрессор — устройство, подающее сжатый воздух к ресиверу. Это главный элемент пневмоподвески, ведь ее работа без сжатого воздуха невозможна.
- Пневмоэлемент — узел, который бывает индивидуальным или совмещенным со стойкой амортизатора. Пневостойки подходят почти для всех типов подвесок машин. Состоит устройство из группы элементов — штока, кожуха, манжеты и штока с поршнем.
- Воздушные магистрали объединяют разные узлы пневмоподвески в общую сеть.
- Датчики контролируют и передают разные параметры — уровень наклона, угол наклона кузова по отношению к покрытию, ускорение машины и прочие.
- Блок управления — центральное устройство, которое получает и обрабатывает информацию. Он же гарантирует регулировку подвески в автоматическом или ручном режиме.
Что такое пневматическая подвеска в автомобиле, её достоинства и недостатки
В списке оборудования автомобилей премиум-сегмента присутствует пневматическая подвеска. Она устанавливается как штатная составляющая, так и входит в список дополнительных опций. Но что представляет пневмоподвеска и в чем ее особенности, знает далеко не каждый, а дилеры не всегда указывают достоверную информацию относительно этого типа оборудования.
Пневматическая подвеска – разновидность подвесок авто, у которой вместо привычных упругих элементов – пружин, торсионов и рессор, для восприятия вибраций от дорожного полотна и предотвращение их передачи на кузов используется сжатый воздух, находящийся в специальных пневмоподушках.
Одной из особенностей автомобилей с пневмоподвеской является возможность корректировать высоту клиренса в зависимости от дорожных условий.
Пневматическая подвеска не является отдельным типом, она скорее выступает в качестве дополнения к уже существующим видам. Пневмоподвеска входит в состав зависимых, а также независимых рычажных подвесок и стоек МакФерсона.
Часто пневмоподвеска используется вместе с амортизаторами, оснащенными функцией регулировки жесткости. Вместе эти компоненты образуют адаптивную подвеску, используемую на моделях премиум-сегмента.
Конструкция
Основным составным элементом пневмоподвески являются эластические резиновые подушки (баллоны). Их устанавливают вместо упругих компонентов подвески – пружин или рессор, другие же составляющие подвески остаются неизменными – рычаги, амортизаторы.
Пневмобаллоны могут быть отдельным компонентом в подвеске, или же входить в состав амортизационной стойки (на подвеске МакФерсона), но в этом случае стойка называется уже пневматической.
Сжатый воздух, которым заполняются подушки, играет роль упругого элемента – он принимает на себя колебательные движения, получаемым колесом от дороги. За счет физического свойства газов сжиматься, происходит принятие вибраций, которые амортизатор затем гасит.
Поскольку подушки эластичные, то при заполнении воздухом, они меняют свою длину. Благодаря этому возможна регулировка клиренса.
Для правильного функционирования баллонов конструкция пневматической подвески включает в себя еще ряд составляющих. Простейшая пневмоподвеска состоит из:
- пневмобаллонов на всех колесах (отдельные или в составе пневматических стоек);
- компрессора;
- ресивера;
- осушителя воздуха;
- блока электроклапанов;
- системы управления;
- соединительных трубок;
Такой тип пневмоподвески можно приобрести отдельно и установить на любой автомобиль.
Составные элементы и принцип работы
Компрессор – ключевой элемент пневмоподвески, поскольку этот узел обеспечивает подачу сжатого воздуха. Это несложный по конструкции узел с приводом от электродвигателя.
Ресивер является накопителем сжатого воздуха. Благодаря этому узлу пневматическая подвеска может быстро перенастраиваться – менять дорожный просвет. Ресивер с компрессором связаны между собой не только трубками, а и системой управления, чтобы обеспечить поддержание давления воздуха в ресивере в автоматическом режиме. Для этого в накопитель устанавливаются датчики давления, благодаря которым система управления определяет количество воздуха и пополняет его при сильном расходе путем включения компрессора в работу.
Поскольку компрессор качает воздух из окружающей среды, то в конструкцию пневмоподвески обязательно входит осушитель, который устраняет влагу.
Блоком электроклапанов регулируется подача воздуха в подушки в зависимости от заданного режима. На каждый баллон приходится по одному электроклапану.
Работают электроклапаны от сигналов, поступающих с системы управления.
В простых пневмоподвесках (любительских, которые покупаются в магазине автоаксессуаров) блок управления представлен в виде пульта, устанавливаемого на приборной панели. Этим пультом водитель регулирует степень наполнения баллонов сжатым воздухом.
Но в такой конструкции не реализован автоматический режим поддержания уровня кузова. То есть, водитель накачивает подушки до требуемого режима и эксплуатирует авто. Единственное, что возможно при такой конструкции – установить нужный клиренс на ходу.
Работает такая пневмоподвеска очень просто – после запуска двигателя включается в работу компрессор, который нагнетает воздух в ресивер. После наполнения до нужного давления, водитель пультом подает сигналы на каждый из электроклапанов, поэтому воздух наполняет пневмобаллоны – автомобиль поднимается. После перекрытия подачи воздуха, заполненные подушки удерживают кузов на нужном уровне.
Пневматические подвески, используемые автопроизводителями
Заводские пневмоподвески, устанавливаемые автопроизводителями, конструктивно сложнее и включают в себя электронный блок управления со следящими устройствами – датчиками:
- положения кузова (передние, задние, левые, правые);
- ускорения кузова;
- ускорения колес;
Благодаря следящим устройствам подвеска способна самостоятельно поддерживать положение кузова относительно дорожного полотна независимо от условий движения и загруженности машины. За счет сигналов, поступающих с датчиков, блок управления «улавливает» изменение положения кузова и выравнивает его – на одних баллонах стравливает воздух, на других наоборот – увеличивает давление.
Самыми совершенными в эксплуатационном плане являются адаптивные подвески – с регулируемыми амортизаторами. Такая подвеска работает в автоматическом режиме. При этом она не только поддерживает уровень кузова, а и самостоятельно регулирует дорожный просвет в зависимости от скоростного режима движения, чтобы обеспечить наилучшую управляемость.
При этом адаптивная подвеска не является отдельным узлом, она взаимосвязана с блоком управления двигателем, АБС и другими системами. Это позволяет установкой нужного режима полностью перенастроить поведение авто – установить жесткость подвески, чувствительность рулевого управления, функционирование тормозов, работу мотора и трансмиссии.
Разновидности по количеству контуров
Пневматические подвески делятся на три типа по количеству так называемых воздушных контуров:
- С одним контуром. В конструкции используется только один электроклапан и два баллона, установленных на одной оси. Такая подвеска нашла применение только на грузовых авто.
- Двухконтурная. Включает в себя два электроклапана. Этот тип подвески применяется как на одной оси (каждый клапан отвечает за наполнение одного баллона), так и на двух мостах (клапан обслуживает две пневмоподушки, установленных на одной оси).
- Четырехконтурная. Включает 4 электроклапана, каждый из которых работает со своей подушкой.
Первые два типа подвески используется только на грузовых авто, а вот 4-х контурная применяется на легковых автомобилях.
Ещё кое-что полезное для Вас:
Положительные и отрицательные качества
Распространение на авто премиум-сегмента, пневматическая подвеска получила благодаря:
- Обеспечению плавного хода;
- Бесшумности работы;
- Повышению управляемости;
- Регулировке высоты дорожного просвета;
- Широкому диапазону настроек (в адаптивно подвеске).
Этими достоинствами, кроме последнего, обладает даже самая простая пневмоподвеска, которой можно укомплектовать любой автомобиль.
Но и недостатков у пневматической подвески немало, что и сказывается на ее распространении. Из основных негативных качеств можно выделить:
- сложность конструкции;
- ненадежность;
- занимает много места;
- низкая ремонтопригодность;
- подверженность воздействию агрессивных веществ (касается резиновых составляющих).
«Слабым» звеном в подвеске являются ее основные рабочие элементы – пневмоподушки. Они изготовлены из резины, поэтому «чувствительны» к химическим веществам, перепадам температуры. При этом баллон отремонтировать невозможно, поврежденный компонент только заменяется.
Видео: Сколько на самом деле стоит пневмоподвеска на Volkswagen Touareg?!
Пневматическая подвеска — достоинства и недостатки
Статья о пневматической подвеске — история создания, из чего состоит, достоинства и недостатки. В конце статьи — видео о подключении пневмоподвески. Статья о пневматической подвеске — история создания, из чего состоит, достоинства и недостатки. В конце статьи — видео о подключении пневмоподвески.
Сегодня пневматическая подвеска устанавливается на многие внедорожники и автомобили бизнес-класса. Зачастую среди владельцев авто возникают жаркие споры о недостатках и достоинствах «пневматики». Прежде, чем делать какие-либо выводы, стоит разобраться, каково устройство пневматической подвески, и чем она хороша и плоха.
Что такое «пневматика»
Безусловно, современные качественные амортизаторы позволяют сделать езду на автомобиле с классической подвеской достаточно комфортной, но это, пожалуй, и всё, что можно сказать о «классике». Какой бы упругостью ни обладали пружины и рессоры такой подвески, вся конструкция сохраняет высокую степень жёсткости. Это значит, что клиренс (расстояние между днищем и дорожным полотном) машины, оснащённой классической подвеской, остаётся неизменным.
Данный элемент был разработан и введён в эксплуатацию, чтобы обеспечить водителю большую степень удобства и качественный уровень безопасности во время езды.
Пневмоподвеска получила большое распространение на автомобильных прицепах и технике грузового типа. Впрочем, легковые машины бизнес-класса также часто оснащаются «пневматикой» — это придаёт модели особый статус и привлекает внимание тех, кто ценит безопасность и удобство, располагая при этом возможностью приобрести такую машину.
История создания
Попытки оснастить автомобиль подвеской, действующей на пневматической основе, начались ещё на заре автомобилестроения – в двадцатые годы прошлого века. К 1957 году конструкторам удалось довести систему до промышленного уровня: компания Дженерал Моторс начала устанавливать её на свой Cadillac Eldorado Brougham. Правда, в то время система не получила широкого распространения, а разработки были положены на полку с пометкой «не востребовано».
С ходом времени новые технологии позволили пересмотреть изначальную конструкцию, и пневматическая подвеска вновь вернулась в автомобилестроение, уже в обновлённом виде.
Разновидности пневматической подвески
Пневматические подвески различаются по числу контуров:
Одноконтурная пневматическая подвеска монтируется только на одну автомобильную ось, переднюю или заднюю. Такую систему чаще всего устанавливают на заднюю ось грузовых авто и седельных тягачей, чтобы в зависимости от степени загруженности автомобиля регулировать жёсткость задней колёсной оси.
Двухконтурная система обозначает, по сути, не одну, а две разновидности конструкции. Будучи смонтирована на обе оси, она, по сути, выполняет работу двух подвесок первого типа. А вот в случае, когда подвеска смонтирована на одну ось, по контуру на колесо, она будет регулировать положение каждого колеса на оси отдельно, независимо одно от другого.
Четырёхконтурная пневматическая подвеска, с одной стороны, самая сложная, и с другой – самая эффективная. На каждом колесе монтируется пневматическая подпора, которая регулирует его положение независимо от остальных. Давление в пневматических элементах в данном варианте конструкции, как правило, управляется единым электронным блоком.
Самостоятельная установка пневматической подвески не рекомендуется; безупречно работать будет только подвеска, установленная в заводских условиях. Особенно ярко это проявляется в случае четырехконтурной подвески. Некоторые автомобильные сервисы предлагают клиентам такую услугу, как установка пневматики, но стоить такая работа будет столько, что поневоле задумаешься, а не купить ли на эти деньги ещё один автомобиль, пусть даже и с классической подвеской.
Как устроена пневматическая подвеска
В самом простом варианте пневмоподвеска состоит из:
- пневматического элемента упругости;
компрессора, подающего сжатый воздух;
электронных датчиков состояния системы и положения автомобиля;
Роль основных механизмов, регулирующих и сохраняющих дорожный просвет, выполняют упругие пневматические элементы. Их работа регулируется автоматически или в ручном режиме путём изменения воздушного давления внутри элемента.
Основа работы подвески – сжатый воздух, который нагнетается в элементы компрессором. Электронные следящие датчики определяют положение кузова относительно дорожного полотна и скорость перемещения автомобиля. Получаемые данные направляются в управляющий блок, который регулирует давление воздуха в элементах подвески.
В небольшом диапазоне клиренс может регулироваться работой ресивера (воздушного приёмника). В этом случае компрессор в процессе не участвует.
Ручной и автоматический режимы работы пневматической подвески
Для регулировки положения автомобильного кузова пневматика может быть задействована в ручном или автоматическом режимах.
Ручной режим позволяет не только регулировать дорожный просвет, но и изменять жёсткость подвески.
Автоматический режим работы учитывают в своей работе наклон поверхности, по которой движется машина, скорость и ускорение движения. Если машина проходит поворот, система автоматически поднимает жёсткость стоек, находящихся под нагрузкой.
Достоинства и недостатки пневматической подвески
Любая конструкция имеет свои плюсы и минусы. Разберём, чем хороша и чем плоха пневматическая подвеска.
Преимущества пневмоподвески
- Способность поддерживать заданную высоту кузова автомобиля при различных нагрузках. Даже при неравномерной загрузке система поддерживает правильное положение машины относительно дорожного покрытия.
Значение дорожного просвета у автомобиля, на котором установлена пневматическая подвеска, можно изменять. Это особенно актуально в ситуациях, когда передвигаться приходится по бездорожью или по некачественным дорогам, на которые столь богата наша страна.
Пневматическая система обеспечивает автомобилю плавность хода. Водителю и пассажирам гораздо удобнее ехать в автомобиле с «пневматикой», нежели в машине с классической подвеской. Кроме того, пневматическая подвеска работает очень тихо.
Автомобиль, оснащённый пневматической подвеской, двигается плавно, без рывков. Кузов такой машины не раскачивается, в повороте крен машины минимален. Всё это способствует хорошей управляемости автомобиля на дороге.
Если пневматическая подвеска смонтирована на классическую штатную, заводские крепления и рессоры служат дольше.
У автомобиля с пневматической подвеской существенно увеличивается ресурс пробега. При соблюдении всех рекомендаций изготовителя такой автомобиль может спокойно пройти до 1 миллиона километров.
Недостатки пневматической подвески
- Первый минус пневмоподвески — пожалуй, это её стоимость. Современные системы оснащены массой вспомогательных функций, таких как пневмосигнал, автоматическое увеличение давления в шинах, и т.п. Это, естественно, не удешевляет конструкцию, поэтому в современном автомобилестроении пневматика ставится преимущественно на грузовики и авто бизнес-класса.
Оборудование требует постоянного ухода: пневматика не терпит грязи, пыли и песка, так что её приходится постоянно контролировать и очищать. Надо ли говорить, что в отечественных дорожных условиях это превращается в непростую процедуру?
Пневматические подушки практически не подлежат ремонту. Поэтому если пневматический элемент вышел из строя, его придётся менять.
На морозе пневматика функционирует с ограничениями, так что любители зимних поездок вряд ли смогут в полной мере оценить все достоинства этой конструкции.
Оценив достоинства и недостатки пневматической подвески, можно утверждать, что данная конструкция очень актуальна как для грузового транспорта, так и для легковых машин. Более того, постоянное улучшение характеристик делает пневматическую подвеску всё более востребованной и популярной.
Но, к сожалению, на данном уровне развития автомобильной промышленности приходится признать, что «пневматика» по карману лишь тем, кто готов вкладывать в автомобиль значительные денежные средства, причём скорее всего на неё обратят внимание автовладельцы, которые проживают в южных областях страны, где не так сильны морозы и не так много реагентов на дорогах.
Видео о подключении пневмоподвески:
Пневматическая подвеска
В новых моделях автомобилей электрические или механические системы в чистом виде уже не используются, так как комбинированное применение различных видов энергии и вариаций ее поглощения является особенностью современных марок автомобилей. Пневмоподвеска яркий тому пример. Тут совмещаются механические, пневматические и электронные элементы. Все детали задействованы для обеспечения легкой управляемости автомобиля и комфортной езды.
Существуют разные виды подвесок. Чаще всего используются механизмы с винтовыми пружинами и гидравлическими телескопическими амортизаторами. В случае с установкой на одну ось, происходит автономное управление колесами.
Пневмоподвески устанавливаются как на коммерческие авто, так и на машины класса премиум.
Гидропневматическая подвеска обеспечивает поддержание стабильного уровня кузова в зависимости от скорости движения. Электронный принцип регулирования жесткости обеспечивает микропроцессор, на который поступает сигнал от датчиков при движении на поворотах. Он также получает информацию о давлении в тормозной системе, ускорении, скорости машины и положения педали акселератора.
Некоторые автомобилисты проводят замену пневмы на пружины. Это снижает как стоимость обслуживания подвески, так и уровень комфорта автомобиля.
Что такое пневмоподвеска
Пневматическая подвеска это вид подвески авто, необходимый для более удобного управления, так как пневмоподвеска обеспечивает возможность регулировки жесткости задней оси. При помощи специальных баллонов с воздухом регулируется высота кузова по отношению к дороге.
У пневматической подвески автомобиля есть упругие компоненты, которые обеспечивают надежную опору на четыре колеса. Она легко монтируется на разные виды установок (жесткую балку или подвеску на рычагах).
Монтаж пневматической подвески на колеса автомобиля предполагает установку специальных пневматических баллонов из прочной резины, куда попадает воздушный поток и происходит определенный уровень давления. Поддержание жесткости подвески автомобиля гарантирует безопасную езду.
На сегодняшний день список машин с пневматической подвеской велик. Сюда входят легковые и грузовые автомобили mersedes, lexus, audi и многие другие. Используется также на полуприцепах и внедорожниках.
С помощью автоматизированной системы регулируется наклон кузова при определенном ускорении автомобиля, контролируется высота кузова и жесткость подвески с учетом веса груза в кабине.
Главные достоинства применения систем в том, что машина плавно едет, сохраняет устойчивое положение и не наклоняется вперед при резком нажатии на тормоз.
Для эксплуатации некоторых больших авто используют жесткие виды конструкций. В этом случае, улучшается шумоизоляция за счет использования сжатого воздуха.
Еще одно преимущество пневмоподвески – на транспортных средствах со встроенной пневматикой поверхность покрышек стирается равномерно.
К минусам можно отнести высокую цену и существенное изнашивание резиновых деталей в условиях бездорожья.
Конструкция может ломаться под воздействием неблагоприятных погодных условий (больших морозов и высокого уровня влажности). Подвеску сложно ремонтировать, поэтому обычно производится ее замена. Также негативно влияют реагенты, которые высыпаются на шоссе.
Как работает пневмоподвеска
У любой пневмоподвески есть определенные настройки и функциональные особенности. Их конкретные характеристики определяются моделью транспортного средства.
Главное предназначение пневмоподвески – удерживание необходимого положения кузова относительно дорожного полотна, а также способность сглаживать неровности дороги.
Особенностью действия системы в новых марках авто является то, что меняется уровень давления в пневмоподушках при изменении обстоятельств (состояния трассы, положения кузова). Если уровень давления высокий, упругий элемент может стать жестче, а величина клиренса автомобиля увеличивается. Во время снижения давления совершается обратная реакция.
Показатели, которые поступили от датчиков, направляются в систему контроля. Далее подается сигнал исполнительным элементам пневматической конструкции о необходимости повысить давление воздуха, а также направить его из контура, расположенного спереди или сзади и таким образом опустить в автомашине кузов к поверхности дороги на минимально возможную дистанцию в зависимости от скорости движения. Пневмоэлементы являются исполнительными механизмами подвески.
Существует 3 основных режима функционирования систем:
- Повышенный. Если машина медленно движется по дороге, то увеличивается клиренс. Водитель сам осуществляет переключение, сидя за рулем. Обычно такой режим применяется при передвижении по неровной дороге.
- Нормальный. Метод эксплуатации пневматических систем применяется во время движения машины на трассах с прочной и ровной поверхностью, когда скорость меньше 100 километров в час.
- Низкий. Во время передвижения по шоссе с прямым и твердым покрытием, когда скорость составляет выше 100 километров в час, применяется низкий способ. При этом водителем используется ручной режим переключения.
Автоматический режим регулировки осуществляется на поворотах. Происходит закачка в смежные подушки большого объема воздуха с целью снижения боковых кренов. После поворота выпускается часть газа через специальные клапаны.
С каждым годом создаются и выпускаются еще более усовершенствованные конструкции. Гидропневматическая подвеска работает по такому принципу: сглаживание при движении по ямам на дороге осуществляется путем сжатия газа под влиянием жидкости. Это адаптивный вид подвески, который может менять уровень упругости в зависимости от обстоятельств во время движения.
Типы пневмоподвесок
Пневматические подвески транспортных средств определенных марок монтируется производителем на заводе. Бытует два способа управления высотой кузова: автоматическое изменение уровня и ручная регулировка подвески.
Существует 3 основных вида пневматических подвесок:
- четырехконтурная;
- двухконтурная;
- одноконтурная.
Четырехконтурная разновидность – это самый лучший и одновременно тяжелый механизм, который выполняет разные функции. В его состав входят все те же составляющие, что и в одноконтурных и двухконтурных механизмах, однако при установке этого механизма происходит подпора всех четырех колес. Обычно используется электронная система регулировки. Она вместе с датчиками регулирует уровень давления в пневмокомпонентах в автоматическом режиме.
Особенности установки четырехконтурного вида подвески:
- устанавливается на 2 оси автомобиля;
- бывают лишь ресиверные установки;
- пневмоэлемент автономный, регулируется самостоятельно.
Плюсы четырехконтурной системы:
- нажав только 1 кнопку, можно поменять дорожный просвет;
- обеспечивает регулировку давления воздуха, положение кузова в зависимости от ситуации на дороге;
- автомобиль может раскачиваться в случаях, когда правая сторона с левой находятся не на одной высоте;
- когда есть цифровой контроллер, появляются новые возможности.
Контроль над дорожным просветом осуществляется с помощью цифровых индикаторов (контролеров).
Пользуются популярностью механизмы с пневмораспределителями и на пневматических кнопках. Стоимость этой системы намного выше, чем у других моделей, но цена оправдывает ожидания водителей.
Двухконтурный тип можно монтировать и на 2 и на 1 ось. Если устанавливается на одну ось, то основная характеристика следующая – управление колесами осуществляется автономно, когда задействованы две оси, принцип действия напоминает работу двух одноконтурных подвесок. Регулировка осуществляется кнопками или распределителями. Система контролируется встроенными манометрами, которые определяют уровень давления.
К достоинствам относят:
- увеличение грузоподъемности;
- уменьшение вероятности переворачивания транспорта на крутых поворотах;
- более равномерное распределение веса.
Такой тип подвески часто можно встретить на пикапах и грузовиках, перевозящих различный груз.
Также эта система устанавливается во время тюнинга машин марки ВАЗ. При этом можно получить хорошее соотношение стоимости и качества транспортного средства.
Одноконтурная система устанавливается лишь на 1 ось автомашины (сзади или спереди). При этом есть возможность управлять упругостью оси и высотой посадки, расположенной сзади, когда машина загружена. Такие пневматические подвески широко используются в седельных тягачах, пикапах и грузовых машинах. Такая система выполняет вспомогательную функцию и бывает со встроенным ресивером и без него.
Первый вид предполагает поставку воздуха от ресивера до достижения определенного уровня давления со стабильным удержанием величины. При отсутствии ресивера воздух направляется от компрессора непосредственно к пневмоэлементам, при этом уменьшение давления осуществляется с использованием специального клапана.
Основная задача устройства – повысить грузоподъемность. Во время действия механизм воздействует на величину клиренса в зависимости от потребности.
На автобусах для ослабления и уменьшения силы ударов на неровной поверхности трассы применяются рессорно-пневматические подвески. Для этих целей устанавливаются амортизаторы.
Конструкция классической пневмоподвески
Использование этой конструкции дает собственнику автомобиля ряд преимуществ. Устройство пневматической подвески отличается универсальностью, хорошей выдержкой и отличными эксплуатационными показателями.
Существуют отличия в конструкциях подвесок грузовых и легковых автомашин. Состав пневматических подвесок легковых моделей включает электрические двигатели, а у автобусов и грузовых авто – дизельные компрессоры. Принцип работы подушки направлен на уменьшение вибраций от дороги. На грузовиках, как правило, устанавливают двухконтурные и одноконтурные конструкции.
Главные детали пневматических подвесок – это пневмоэлементы, необходимые для регулировки клиренса автомобиля.
Несложные установки монтируются лишь на заднюю ось. Часто их устанавливают на кроссоверах больших размеров и универсалах.
Устройство пневматической подвески
- пневмокомпоненты;
- компрессор;
- ресивер воздушный;
- блок управления;
- датчики размещения кузова.
Пневмоэлементы
Упругие пневмоэлементы представляют собой работающие запчасти подвески, поддерживающие клиренс, осуществляют регулирование. Перемещение кузова вверх и вниз происходит с помощью смены уровня давления воздуха в пневмобаллонах.
Гидропневматическая подвеска– это система, не имеющая обычных жестких деталей(торсионов, пружин). Их заменяют гидропневматические сферы со специальной жидкостью и газом, разделенных пластичной и очень крепкой оболочкой.
Установки бывают выполнены в разных вариациях: устанавливаться отдельно(как автономный узел) или в виде подушки, соединенной с амортизатором. Второй тип конструкции называется пневматической амортизаторной стойкой.
Пневмоэлемент состоит из следующих деталей:
- поршневого штока;
- корпуса;
- манжетов.
Существуют типы пневмоподушек со встроенным клапаном по ограничению уровня давления.
Компрессор
Этот механизм поддерживает оптимальное давление воздуха в пневматической подвеске. Система подстраивает значение клиренса.
Представляет собой совокупность деталей, контролирующих поступление воздуха в пневмобаллоны. Он состоит из таких основных составляющих:
- осушителя, необходимого для предупреждения образования влажной среды в установке;
- электродвигателя, приводящего механизм в действие;
- электромагнитных клапанов, необходимых для направления газа под давлением по конкретному контуру.
Пневматические баллоны накачиваются попарно или отдельно каждый. Это зависит от количества встроенных клапанов.
Ресивер
Это связывающее звено между компрессором и пневматическими элементами. Представляет собой емкость из металла объемом 3-10 л. Она необходима для образования сжатого воздуха с целью формирования оптимального уровня давления в установке. Данный элемент устанавливать не обязательно. Но его использование характеризуется таким достоинством: нет необходимости в постоянной закачке воздуха с помощью компрессора. Когда в резервуаре падает уровень давление газа до конкретной отметки, электронный прибор подаст сигнал для работы компрессора.
Система управления
Блок управления предназначен для контроля над уровнем давления воздуха в пневмобаллонах. С этой целью в механизм встроены разные типы датчиков, которые контролируют функционирование подушки, угол поворота руля, высоту кузова, скоростью машины, размещение педали акселератора, качество дорожного полотна.
В зависимости от этих показателей, электронная система управляет позицией кузова автомашины и степенью демпфирования амортизаторов (в адаптивной конструкции).
Ручной и автоматический режимы эксплуатации пневматической подвески
Рассмотрим, какие бывают способы регулирования пневмоподвески. Существует автоматический и ручной режим управления дорожного просвета машины.
В первом варианте управляет процессом система управления в электронном режиме, а во втором водитель устанавливает клиренс.
Автоматические конструкции предназначены для контроля показателей скорости движения, ускорения, уровня наклона. Происходит передача сигналов от датчиков на исполнительные механизмы. На крутых поворотах управляющая система определяет уровень крена и регулирует жесткость подвески.
На работу подвески влияет скорость машины. Когда она увеличивается, клиренс самостоятельно падает, а если уменьшается, то вырастает.
Особенности ручного управления зависят от типа системы. Например, если есть пневматические стойки, изменяется жесткость и клиренс.
Зимняя эксплуатация
Пневмоэлементы обычно выдерживают температурный режим всех сезонов года на территории России. Но некоторые механизмы плохо работают в условиях больших морозов. Часто у водителей возникают проблемы, связанные с промерзанием конденсата в установке. По этой причине выходят из строя клапаны и разные датчики.
Методы устранения – вовремя убирать лишнюю влагу на деталях конструкции. Лучше не экономить на осушителе. Можно также приобрести раствор, который просушивает запчасти пневмоподвески.
Жителям северных регионов лучше остановить выбор на безресиверных конструкциях с механическими пневматическими клавишами. Ресиверные модели, которые регулируются электромагнитными клапанами, плохо переносят большие морозы.
Как это устроено: игры воздуха пневмоподвески
«Ситроен» уже почти 60 лет совмещает пневматику с гидравликой. Именно жидкость играет у «шевронов» главную роль, а воздух лишь помогает.
Ключевое отличие пневмоподвески — в упругом элементе. Вместо пружин и рессор здесь герметичная камера, наполняемая воздухом. Ее устанавливают на амортизатор сверху или рядом с ним. Характеристики от выбранного решения не зависят, основное внимание уделяется компоновке. Например, на «Ауди-А6» с передним приводом применялись разнесенные амортизаторы и подушки, а на той же машине с шильдиками quattro — единая пневмостойка.
Схема пневмоподвески
Пневмоподвеску применяют в двух случаях: для повышения комфорта и при большой разнице между снаряженной и максимальной массами автомобиля. У грузовиков она встроена в сложную схему пневматики наряду с тормозами (ЗР, 2012, № 7). У легковых в систему входят датчики уровня кузова, баллонресивер для хранения подготовленного воздуха, компрессор с осушителем и датчиком температуры, электронный блок управления, блоки электромагнитных клапанов, а также сами пневматические упругие элементы. Схема движения воздуха незатейлива. Компрессор засасывает его из атмосферы и, прогнав через осушитель, наполняет им ресивер емкостью 5–10 л. Здесь он хранится под давлением, доходящим в процессе работы до 20–23 бар. Для избавления от влаги используют абсорбирующие гранулы.
Помимо стандартного положения, часто предусмотрены еще два — повыше и пониже. Выбирает водитель, но окончательное слово за электроникой. При достижении определенной скорости (обычно 35–40 км/ч) машина автоматически опустится до нормального уровня. Продвинутые модели сами играют клиренсом в зависимости от скорости и рельефа дороги, не информируя водителя. На магистрали кузов приближается к дорожному полотну еще на 20–25 мм.
Основной плюс пневматической подвески — поддержание неизменного дорожного просвета и плавности хода независимо от нагрузки. Как только датчики фиксируют уменьшение расстояния от центра колеса до верхней кромки колесной арки, электронный блок открывает клапаны, впускает дополнительный воздух в камеры и автомобиль приподнимается. Надо немного опустить — наоборот, стравливает.
Конструкция пневматической стойки:
Конструкция пневматической стойки
1 — воздушная полость;
2 — верхняя часть корпуса;
3 — газовая полость амортизатора;
4 — манжета;
5 — двухтрубный гидравлический амортизатор;
6 — компенсационная полость амортизатора;
7 — поршень пневмокамеры;
8 — наружная направляющая манжеты.
По мере необходимости компрессор пополняет запас воздуха в ресивере. Небольшие утечки в системе допустимы, поэтому при длительной стоянке с выключенным двигателем машина под собственным весом опускается до минимального уровня. Разумеется, после пуска мотора компрессор поднимет давление. Однако при сильно изношенных элементах автомобиль может и не восстановить осанку: поскольку насос не рассчитан на постоянную работу, датчик температуры выключит его из-за перегрева. Примечательно, что даже на заглушенной машине, когда компрессор не работает, электроника регулярно просыпается и проверяет положение кузова. Выявленный крен устраняется просто: стойки равняются по самой нижней.
Тип и архитектура подвески значения не имеют. При желании комплектом камер, ресивером и компрессором оснастят хоть «Ладу», хоть «Ламборгини».
Иногда на универсалах, минивэнах и вседорожниках пневмоэлементами снабжают только заднюю ось. Подразумевается, что багажник (или третий ряд сидений) периодически принимает на себя повышенную нагрузку и, следовательно, машина сильно приседает на корму. Нажав клавишу в багажном отсеке, можно принудительно опустить заднюю часть, облегчив погрузку тяжелых вещей. Причем данная опция положена не только премиум-классу, но и, к примеру, вполне доступному «Ситроену-С4 Пикассо».
Именно жидкость играет у «шевронов» главную роль, а воздух лишь помогает. Плюсы те же: выдающаяся плавность хода, регулируемый дорожный просвет, оптимальная развесовка.
Однако чаще пневмоподвеской оборудуют все четыре колеса, давая возможность в зависимости от условий движения изменять дорожный просвет. Такая схема встречается не только на вседорожниках, но и в спорткарах. Идеальный вариант — отдельный контур и индивидуальное управление каждой камерой. Так удается эффективнее противодействовать продольному и поперечному кренам, что благотворно сказывается и на комфорте, и на управляемости.
Чтобы вывесить автомобиль с пневматикой на домкрате, предусмотрен особый режим подвески. Некоторым системам достаточно поднять машину в верхнее положение, а иногда управляющая электроника самостоятельно распознаёт ситуацию и принимает необходимые меры.