Как выбрать полировальную машину – какая фирма лучше?

Лучшие полировальные машины в 2022 году

Какая бы модель машины не была у вас, она нуждается в детальном уходе. В первую очередь на ум приходит двигатель, но уход включает и внешний вид. Случается, что поверхность автомобиля получает небольшие царапины и теряет яркость. Это случается из-за летящих камушков или по другим причинам. Для того чтобы уничтожить все эти следы, понадобится ряд инструментов или же полировочная машина. Такое устройство работает хлопчатобумажными или шерстяными кругами, благодаря чему убираются мелкие царапинки и недочёты покрытия.

Можно столкнуться с таким мнением, что вместо полировальной машины можно использовать болгарку. Но это в корне неверно. Ведь скорость вращения у болгарки до 3000 оборотов в минуту, а это почти максимальная черта у полировочного агрегата. Лучше использовать последнее устройство, чтобы ваше транспортное средство выглядело шикарно ещё долгое время. На данный момент можно встретить огромный ассортимент таких машин. Рассмотрим, как не запутаться в таком разнообразии и сделать правильный выбор.

Но перед этим стоит разобраться каковы критерии выбора полировальной машины:

  • Класс – бытовой, полупрофессиональный и профессиональный.
  • Мощность мотора – чем показатель выше, тем он быстрее двигается и лучше работает.
  • Диаметр устанавливаемых дисков – зависит от формы редуктора и вида корпуса.
  • Вид машинки – бывают угловыми, прямыми и прямыми с двумя ручками.
  • Вес устройства – для комфортабельной работы.
  • Число оборотов – от этого зависит скорость и качество работы.
  • Функции агрегата – чем больше полезных функций, тем лучше.
  • Комплектация – очень важно, чтобы всё необходимое было уже в комплекте с машиной и вам не пришлось дополнительно что-то приобретать.

Топ лучших полировочных машин для авто

  1. PATRIOT AG 180 – имеет высокое качество изготовления и сборку, хоть и производится в Китае. Машинка сделана из отличных по качеству материалов, благодаря чему она прослужит долгое время. Как бы сильно вы не сжимали инструмент, он будет вращаться с одинаковой скоростью. Многие пользователи отмечают, что полировочная машина может быть использована как профессиональное устройство. Её можно применять как полировочный и шлифовальный агрегат. Можно регулировать скорость вращения. Рукоятка достаточно удобная, чтобы вы не устали во время работы. Благодаря брони статора и ротора машина прослужит вам довольно долгое время. Резиновому сетевому кабелю не страшны ни низкие, ни высокие температуры. Можно прогибать его в любом направлении, на эффективность это никак не повлияет. Из преимуществ данного агрегата: не слишком шумный, много новейших функций, пользователи относят к профессиональным, отлично разбирается с краской, древесиной, пластиком и так далее. Из недостатков: достаточно дорогой, не во всех случаях работает правильно при управлении скоростью вращения.
  2. Huberth RP207183 – имеет маленький размер, благодаря чему захватывает самые труднодоступные места и делает всё необходимое. Но, несмотря на это, имеет ощутимый вес – больше 2,5 кг. Всё потому что двигатель машинки довольно мощный и скорость вращения управляется также с помощью электронной системы. Благодаря этой функции работа будет сделана аккуратно, никакие дефекты не возникают в процессе. Ещё одним плюсом считается то, что полировальная машинка держит одинаковое количество оборотов даже при самых серьёзных нагрузках. Запуск двигателя происходит очень плавно. Круги, с помощью которых полируется авто, крепятся на липучке и их нужно менять очень быстро. Управления скоростями имеет шестиступенчатую систему. Устройство годится для работы как на маленьких пространствах, так и на огромных площадях. Также здесь присутствует система охлаждения мотора. Что касается рукоятки, то она сделана максимально комфортно, чтобы вибрация не передавалась руке и не мешала работать. Плюсы данной модели: надёжный, прослужит долго, отличная цена, красивый дизайн. Минусы таковы: трудно отыскать в магазинах.
  3. Status PA180M – достаточно мощное устройство, где можно найти управление количеством оборотов. При этом по весу он довольно тяжёлый – более 3,5 кг. Из-за этого при работе будет ощутимая вибрация и, как следствие, быстрое уставание рук. Эластичный кабель сохраняет работоспособность при любых температурных скачках. Рукоятка комфортабельная, на приборе есть кнопка, с помощью которой можно контролировать запуск двигателя. Как и у предыдущих моделей, в этой тоже можно управлять количеством оборотов. Данная полировальная машинка оригинально благодаря своему устройству, потому что можно долгое время работать без пауз. Вместе с агрегатом продаётся всё необходимое. Преимущества данного устройства: сборка на высшем уровне, надёжность агрегата, чёткое управление оборотами, широкий комплект нужных предметов. Недостатки таковы: ощутимый вес машинки.
  4. Makita SA7000C – имеет прорезиненный пластиковый корпус, из-за чего удобно работать и не бояться, что соскочит. Считается профессиональным, согласно многим отзывам. Сборка довольно качественная, а двигатель запускается плавно и находится довольно высоко. При сильных нагрузках и нажатии на агрегат количество оборотов не меняется. Скорости регулируются с помощью кнопки и ступенчатой системой. Машинка весит довольно прилично и несильно вибрирует, но даже это ощущается в руках. Если возникнет необходимость, то можете разобрать устройство и сменить щётки мотора. Полировальная машина пригодна для больших работ и даже не нагревается при сильных нагрузках. Из-за этого её можно использовать достаточно долго. Плюсы модели: комфортабельность, надёжность и продуманность, используется для больших работ, простая управляемость оборотов, доступная инструкция на русском, лёгкость при обслуживании, можно долго работать. Минусы: огромный вес, неудобная рукоятка.

Итак, выбор полировальных машин зависит от качества, надёжности и удобства, а также нужно ориентироваться на личные предпочтения. Главное, чтобы машинка отвечала вашим критериям и прослужила долго.

Лучшие полировальные машинки для авто в 2019 году

Если вы хотите, чтобы ваш автомобиль как можно дольше радовал вас, нужно следить не только за ходовой частью, но и за его внешним видом. Постепенно привлекательность красочного слоя начинает теряться за счет чиркающих по нему камушков, вызывающих царапины. Для того, чтобы вернуть машине первозданный вид, вам пригодится агрегат под названием полировальная машинка для авто. Какую модель выбрать пользователю, никогда не имевшему опыта с подобными устройствами? Ответ на этот вопрос вы найдете в нашем рейтинге.

№10 – ЗУБР ЗПМ-240

Цена: 1 800 рублей

ЗУБР ЗПМ-240 — недорогая, но хорошая модель, оснащенная эксцентриковым механизмом. С его помощью вы сможете получить идеально гладкую заготовку в течение минимального количества времени. Интересно, что использовать ее можно не только с автомобильным кузовом, но и с домашним паркетом или же мебелью. За счет прорезиненной рукоятки машинкой легко управлять даже на максимальных оборотах — 3200 в минуту. Также в отзывах пользователи хвалят фиксируемую кнопку пуска, которую не нужно удерживать.

Читайте также:  Не могу поставить на учет купленный автомобиль, можно ли его вернуть продавцу?

Девайс стоит рекомендовать всем экономным пользователям — из-за специальных водоотталкивающих составов, нанесенных на верхний слой тарелки, часть полироли не впитывается, а потому весь материал идет строго по назначению. В отличие от многих бюджетных решений, присутствует надежная система защиты двигателя от перегрева. Слабая сторона аппарата — отсутствие тормоза двигателя при отключении питания.

№9 – Patriot AG 180

Цена: 4 400 рублей

Patriot AG 180 — продукт американской марки, но производится он в Китае. Модель отличается высочайшим качеством сборки и изготовления — все компоненты плотно подогнаны друг к другу, посторонних шумов во время работы нет. Вдобавок к этому машинка оснащена системой плавного спуска, которая облегчит эксплуатацию.

Примечательно, что аппарат можно использовать не только для полировки, но и для шлифования. Это стало возможным за счет присутствия ручной регулировки скорости вращения. В плане эргономики девайс тоже радует — рукоятка удобная, а потому в ладонь она ложится как влитая. К недостаткам отнесем короткий сетевой шнур.

№8 – RYOBI R18B-0

Цена: 3 650 рублей

Прибор от популярного на рынке японского производителя оснащен аккумулятором поэтому эксплуатировать его можно даже вдали от розетки. Однако, есть один нюанс — покупать его придется отдельно. Зато на дисках разработчик не пожадничал — вместе с аппаратом пользователь получает сразу два варианта — шерстяной и тканевый.

За счет орбитальной конструкции, машинкой удобно управлять, плюс она справляется с обработкой даже тонкого слоя краски. В качестве сборки сомневаться не приходится — присутствует присущая японской продукции выверенность во всех деталях, позволяющая говорить о долговечности прибора.

№7 – Sturm! AG919CP

Цена: 3 590 рублей

В отличие от других дешевых решений на рынке 2019 года данная машинка полностью соответствует заявленным характеристикам. Так, диск способен разгоняться до 4200 оборотов в минуту, а двигатель до 1400 Вт, что весьма неплохо для недорогого решения. Примечательно, что присутствует удобная система регулировки оборотов, которая позволит владельцу использовать прибор для различных целей — удаления мелких и свежих царапин или уже устаревшей ржавчины.

Даже на высоких скоростях решение практически не вибрирует. А вот в плане нагрева все не так радужно поэтому, если вы хотите, чтобы во время процесса прибор не сгорел, рекомендуем давать ему отдохнуть.

№6 – СПЕЦ БМП-1200

Цена: 3 999 рублей

СПЕЦ БМП-1200 — одна из последних новинок рынка, по праву заслужившая свое место в нашем топе лучших моделей полировальных машинок. Ее оснастили продвинутым двигателем на 1250 Вт, за счет которого максимальное количество оборотов тут — 4200 в минуту. Аппарат пригодится при удалении как мелких царапин, так и старой ржавчины. Кнопка включения расположена в области рукоятки, а потому дотянуться до нее можно без особых проблем.

За счет легкого веса девайса им можно пользоваться в течение длительного времени без дискомфорта. Ступенчатая регулировка мощности позволяет регулировать обороты, а функция тормоза, которой обладает двигатель, снижает до нуля шансы того, что вы случайно поранитесь во время работы. Из отрицательных сторон выделим отсутствие системы плавного запуска двигателя.

№5 – ЗУБР ЗПМ-1300Э

Цена: 5 450 рублей

ЗУБР ЗПМ-1300Э справляется с работой любой сложности за счет мощного двигателя, способного раскручивать диск до 3000 оборотов в минуту. При том, даже на максимальных значениях обороты держатся уверенно. Функционал утолит потребности даже профессионалов — есть фиксация шпинделя, регулировка частоты вращения, блокировка кнопки включения.

При работе прибор издает минимальный уровень шума и не греется, а конструкция ручки способствует надежному хвату. Минус такой же, как и у предыдущего конкурсанта — нет системы плавного запуска двигателя.

№4 – Интерскол УПМ-180/1300ЭМ

Цена: 4 780 рублей

Интерскол УПМ-180/1300ЭМ — одно из самых выгодных решений с точки зрения соотношения цены и качества. Все дело не только в наших патриотических чувствах, а в отличных характеристиках прибора. Так, мощность его двигателя равна 1200 Вт, присутствует система плавного пуска, а обороты сохраняются под любой нагрузкой. Вдобавок к этому, при включении мощность набирается постепенно поэтому неприятных рывков не будет.

Управлять машинкой удобно за счет ручки с угловым форм-фактором и грамотного расположения всех рабочих элементов. С заменой шлифовальных расходников проблем не возникнет даже у неопытного пользователя — они крепятся на липучки поэтому снять их предельно просто. К минусам отнесем значительный вес, который тут равен 3.1 кг.

№3 – Status PA180M

Цена: 5 990 рублей

Качественное решение, ставшее героем множества обзоров. В них особое внимание было уделено питающему кабель, который защищен неопреновой оболочкой. За счет последней, провод остается эластичным в любых температурных условиях. Способствует комфорту во время эксплуатации рукоятка с замкнутым контуром. Девайсом пользоваться не только удобно, но и безопасно — у выключателя присутствует система защиты от случайного запуска.

Конструкция выполнена продуманно — ее строение позволяет машинке работать на максимальных оборотах в течение длительного времени без перегрева. Что касается отрицательных сторон аппарата, то сюда отнесем его вес 3.5 кг и количество вибрации, издаваемое им во время работы, что в совокупности способствует быстрой усталости рук.

№2 – Makita SA7000C

Цена: 11 300 рублей

Популярная модель, которую многие причисляют к сегменту профессиональных. Это вовсе не случайно — решение оснащено всем, чтобы выполнять свою цель за минимальное количество времени и с комфортом для пользователя. Так, максимальное количество оборотов равняется 4000 в минуту, у двигателя присутствует плавный пуск, а прорезиненная конструкция способствует надежному хвату.

Несмотря на вес, который тут равен 3.3 кг и является главным недостатком, прибор вибрирует не очень сильно. Оценят пользователи и тот факт, что за данной машинкой не нужен особый уход — достаточно время от времени разбирать корпус и менять щетки. Присутствует система защиты от перегрева, позволяющая машинке работать на высокой мощности в течение продолжительного времени.

№1 – DeWALT DWP849X

Цена: 12 560 рублей

Если вы хотите купить хорошие полировальную машинку для автомобиля и вам не важно сколько она стоит, обратите внимание на DeWALT DWP849X. Решение выполнено из качественных материалов, изготавливается на немецком заводе. В конструкции присутствуют система плавного пуска и защита двигателя от перегрева. За счет этих моментов прибор прослужит вам гораздо дольше более дешевых аналогов. Регулятор скорости вращения у модели крупный поэтому им легко пользоваться даже в перчатках.

Читайте также:  Какая смазка для ШРУСа лучше

Позаботился производитель и о безопасности пользователя — для этого он оснастил свой продукт надежной защитой от случайного запуска. Комфорт достигается тем, что в комплекте идут сразу две рукоятки. Объективно говоря, высокая цена — единственный минус модели.

Какую полировальную машинку выбрать для полировки автомобиля?

Автомобильная краска выглядит привлекательно. К сожалению, со временем ее блеск пропадает, а цвет становится тусклым. Также трудно избежать небольших царапин. В таких ситуациях многие водители решают восстановить краску. Ручной полировщик не дает ожидаемого эффекта, поэтому многие люди пользуются электрическими приборами.

Доступные шлифмашинки для полировки автомобиля отличаются не только ценой, но и тем, как они работают, и общими возможностями. Какую полировальную машинку выбрать для полировки автомобиля, чтобы не испортить лак и добиться наилучшего результата? Стоит ли выбирать самое дешевое оборудование или стоит доплачивать более дорогому устройству? Как выбрать полировальную машинку? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье

Особенности при покупке полировальной машинки

Следующие особенности должны быть приняты во внимание при покупке машины для полировки кузова автомобиля:

  • Скорость.

Чем выше скорость, тем лучше она будет справляться с глубокими царапинами. Однако более высокие скорости часто приводят к большему нагреву и трению. Такая машинка требует большей осторожности при использовании на высоких скоростях. Идеальные скорости варьируются от 2000-4000 об / мин.

  • Вес

Так как вам нужно поднять машину, чтобы работать на автомобиле, важно, чтобы она была легкой. Если она слишком тяжелая, она может быстро утомить вас, и вы не сможете работать непрерывно. Убедитесь, что вы покупаете небольшой и легкий товар для лучшей маневренности.

  • Вибрация

Бюджетные полировальные машинки имеют тенденцию вибрировать при использовании. Однако слишком сильная вибрация может привести к плохим результатам. Если вы планируете выполнять очень точную работу, выберите продукт с минимальными вибрациями.

  • Цена

Цена полировального станка должна быть в пределах вашего бюджета. Более дешевые варианты обычно ставят под угрозу качество.

  • Управление

Поскольку выполнение работы может занять некоторое время, вам следует убедиться, что вы чувствуете себя комфортно. Двойная ручка подойдет лучше всего, так как вы можете держать машину обеими руками. Убедитесь, что рукоятка надежно закреплена.

  • Тип

Полировальные машинки обычно либо вращательные, либо орбитальные. Мы рекомендуем покупать орбитальные типы, так как они устраняют все дефекты, предотвращая при этом завихрение или образование полос.

Рейтинг ТОП-10 полировальных машин

После того как вы узнали, какая машина для полировки кузова автомобиля вам больше подходит, давайте посмотрим на лучшие полировальные машинки для авто.

DeWalt DWP849X

DeWalt — это хорошо известное имя, когда речь заходит о разработке надежных инструментов, и DeWalt DWP849X не является исключением. Разработанная для автомобильных профессионалов и автолюбителей, шлифмашинка для полировки автомобиля имеет мощный 12-амперный мотор.

Прочная шарикоподшипниковая конструкция делает ее одним из самых долговечных товаров в нашем списке. Кроме того, она оснащена уникальной системой управляемой отделки, которая выполняет функцию плавного пуска, а электронный модуль отлично поддерживает требуемую скорость и может достигать 600-3500 об / мин.

Общий вес системы 6,7 килограмм, что делает этот полировщик невероятно портативным и удобным для переноски.

Porter-Cable 7424XP

Porter-Cable была одной из первых компаний, запустивших в продажу полировщик. Porter-Cable 7424 — это одна из их последних инноваций с двигателем на 4,5 А, и движение «по орбите» идеально подходит для шлифования любых «завихрений», царапин или пятен с автомобиля.

Прочная шарикоподшипниковая конструкция повышает долговечность товара. Этот зверь работает на скорости 2500 -G800 об / мин. Скорости настраиваются и могут быть легко изменены с помощью триггера и ручки. Машинку можно использовать на самых разных поверхностях, поскольку «основа» имеет первоклассное качество. Кроме того, модель имеет ручку с двумя положениями.

Машинку легко использовать, поскольку она хорошо подходит для профессионалов и любителей автомобилей.

Torq TorqX

Random Orbital Polisher Kit занимает третье место в ТОПе полировочных машинок для авто. Это один из лучших инструментов для тех, кто только начинает учиться полировать и для тех, кто имеет небольшой опыт в использовании. Простые в использовании функции, представленные в этом аппарате, являются базовыми и могут быть понятны новичкам.

Оснащенная мощным двигателем 700 Вт, машинка обеспечивает достаточную мощность для удаления неприятных пятен или самых стойких царапин.

TorqX лучше всего подходит для чистки старых автомобилей, поскольку она эффективно удаляет разводы, «завихрения», пятна и дефекты поверхности автомобиля.

Прочная конструкция делает ее достаточно долговечной для длительного использования. Кроме того, она имеет функцию плавного запуска и может работать на различных скоростях от минимальной 1200 до максимальной 4200 об / мин.

Ryobi P435 One

RYOBI P43S One + Orbital Buffer идеально подходит для тех новичков, которые не хотят носить с собой длинный шнур, пока они восстанавливают свои автомобили. Этот орбитальный полировщик является беспроводным и работает на 18 В. литий-ионной батарее.

Кроме того, она обладает орбитальным действием, которое предотвращает появление полос или «завихрений», а также удаляет царапины с поверхности автомобиля.
Машинка чрезвычайно проста в использовании, потому что она просто включается или выключается нажатием кнопки, расположенной рядом с ручкой.

Makita

Makita 9237CX3 специально разработана для профессиональных отделочников, поскольку она обеспечивает точную работу и удаляет самые глубокие царапины с поверхности вашего автомобиля.

Мощный 10-амперный двигатель имеет скорость от 600 до 3000 об / мин., а регулятор скорости и триггер позволяют пользователю устанавливать желаемую скорость в соответствии с поставленной задачей.

Машина имеет плавный запуск и не требует начальной загрузки. Ручка прорезинена для лучшего сцепления и дополнительного комфорта. Также в комплект поставки входят крышки для проволочной сетки, предотвращающие попадание шерсти в двигатель, что увеличивает долговечность машины. Это лучшая полировальная машинка для авто. Она идеально подходит для долгой и утомительной работы по восстановлению внешнего вида любого автомобиля.

Black & Decker WP900

Black & Decker WP900- это быстрый и высококачественный полировщик, разработанный для работы в тяжелых условиях, он идеально подходит для любительской работы.

Читайте также:  Законные способы проверить полис ОСАГО на срок действия и подлинность по гос номеру, вин-коду или

Так как орбитальное действие хорошо подходит для удаления всех этих надоедливых пятен и царапин с поверхности автомобиля, не оставляя следов или «завихрений», поэтому мы рекомендуем его как профессионалам, так и любителям автомобилей.

Отличным дополнением является то, что у машины есть две прорезиненные ручки, которые позволяют выполнять работу с комфортом. Машинка работает на одной скорости 4500 об / мин.

WEN 10PMR

WEN 10PMR — это мощный полировщик с двигателем 0,75 А, разработанный для того, чтобы ваш автомобиль сиял как новый. Высокопроизводительный 120-вольтный мотор идеально подходит для любителей, потому что они могут легко освоить советы и приемы полировки автомобилей с помощью этой простой и удобной машины.

Полировщик работает с постоянной скоростью 3200 об / мин, и имеет двойную рукоятку, которая обеспечивает стабильную и точную работу.

Набор включает в себя две крышки для аппликаторов, две войлочные насадки, которые можно аккуратно хранить в литом футляре для переноски. Эта бюджетная полировальная машинка заслуженно занимает седьмое место в нашем рейтинге.

WEN 6010

Высокопроизводительный электродвигатель 120 В, 0,5 А идеально подходит для интенсивного нанесения воска и полировки. Универсальность полировщика не имеет себе равных, поскольку он может работать на самых разных поверхностях.

Он работает с постоянной скоростью 4000 об / мин, что делает этого зверя одним из самых быстрых в нашем рейтинге. Кроме того, машинка имеет две ручки для дополнительной безопасности и точности.

Нет необходимости удерживать кнопку включения, поскольку вы можете просто заблокировать ее для непрерывного рабочего процесса. Технология работы гарантирует, что ваш автомобиль будет сиять, не оставляя следов или «завихрений», и для каждого устройства доступны аппликатор и насадка из махровой ткани.

Meguiar 63500 DA Power System tool

Meguiar 63500 DA Power System tool — идеальный выбор для тех, кто только собирается приобрести новый инструмент для своего автомобиля. Устройство является насадкой для дрели, и его рекомендуется использовать с 3/8-дюймовым сверлом со скоростью вращения от 1200 до 2500 об / мин.

Кроме того, его можно использовать для самых разных поверхностей, включая автомобили, интерьеры, плитку и даже ковролин. Инструмент быстрый и простой в использовании.
Система DA Power легко устраняет окисление и другие дефекты вашего автомобиля.

Carrand 94001AS AutoSpa

Carrand 94001А5 Automotive Polisher — это орбитальный полировшик с двигателем 120 В. Если вы хотите сохранить ощущение «свежести из автосалона» своего автомобиля, Carrand идеально подходит для вас!

Мотор AutoSpa обладает низкими вибрациями, что делает его легким в использовании, а две рукоятки имеют форму, которая повторяет форму руки, чтобы поместиться в ладонях для надежного захвата. Кроме того, это облегчает выполнение подробной работы.

Двигатель работает с постоянной скоростью 3500 об / мин и эффективно удаляет легкие царапины, минеральные или водяные отложения и вихревые следы.

Постоянный автор статей журнала рейтинг автомобилей.

Что такое разболтовка колесных дисков и как ее измерить

Один из основных параметров колёсных дисков – это количество крепёжных отверстий и их расположение относительно оси колеса. Англоязычный термин PCD, в отечественном автосленге именуемый разболтовкой, содержит информацию о числе шпилек или болтов, а также диаметре окружности, в которую вписаны их центры.

Например, типичный размер для автомобилей ВАЗ будет обозначаться как PCD 4х98.

5 основных размеров дисков

Чаще всего встречаются диски, если не считать пришедший от старых моделей FIAT и некоторых других машин, вазовский PCD 4х98, на 4 и 5 болтов (шпилек).

Самые популярные разболтовки:

  • 4×100;
  • 4×108;
  • 5×100;
  • 5×108;
  • 5×112.

Хотя трудно судить о реальной распространённости конкретных размеров, существует и много других, используемых на достаточно известных массовых автомобилях.

Естественно, размером разболтовки параметры диска не ограничиваются.

Существуют другие, не менее важные:

  • диаметр центрального отверстия;
  • ширина;
  • вылет;
  • параметры закраин диска и многое другое.

Как самостоятельно измерить разболтовку диска

На самом деле, необходимость в измерительных процедурах возникает редко. Нужный параметр легко узнать из характеристик конкретной машины, а для любого диска он указан на маркировке изделия.

Но обозначение бывшей в употреблении детали могло быть уничтожено, поэтому определять разболтовку придётся с помощью линейки.

Измерять следует с максимально возможной точностью. Очень трудно, например, отличить диск 4×98 от 4×100. Часто бывает, что машины ВАЗ ездят с увеличенным PCD дисков, что неправильно и очень опасно.

Даже если колесо отцентрировано более-менее нормально и не бьёт на ходу, отсутствие полного прилегания фасок болтов крепления к гнёздам диска вызывает большие напряжения в металле, износ отверстий, усталостные явления в колёсных болтах и большую вероятность потерять колесо при езде.

Существуют два способа измерения – для чётного количества шпилек и универсальный.

При чётном числе достаточно наметить центры отверстий с максимально возможной точностью и определить расстояние между этими центрами для диаметрально противоположных болтов.

Придётся использовать штангенциркуль, обычная линейка даст слишком большую погрешность. Например, на диске надо взять размер между краями отверстий, у одного изнутри, у другого снаружи. Поскольку диаметры гнёзд под болты выполнены с высокой точностью, то это и будет искомым PCD.

Формула для расчета и таблицы совместимости

При нечётном количестве отверстий одним измерением обойтись не получится. В таком случае надо измерить расстояние между осями двух рядом расположенных болтов, после чего применить для вычислений простые формулы.

Допустим, расстояние равно какому-то числу X. Тогда, в зависимости от количества числа болтов от 3 до 5 используются следующий формулы:

  • 3 болта. PCD=1,155*X
  • 4 болта. PCD=1,414*X
  • 5 болтов. PCD=1,701*X

Формулы получены в результате простых геометрических манипуляций, каждый может лично проверить и получить более точные коэффициенты.

В качестве примерной справочной информации можно использовать таблицу совместимости моделей автомобилей по признаку одинакового PCD.

Как уже упоминалось выше, это никак не может означать полную взаимозаменяемость дисков, так как все прочие их параметры редко когда совпадают.

Размер дисков по PCDСамые распространённые автомобили, где он применяется
4×98Alfa Romeo 33, 155, 164, FIAT 124, 126, Brava, Cinquecento, Croma, Multipla, Palio, Panda, Punto, Seicento, Tempra, Tipo, Uno, Lancia Delta, Lada
4×100Старые модели Audi, Mini, BMW 3, Daewoo Espero, Lanos, Nexia, Daihatsu Charade, Cuore, Grand Move, Honda CRX, Civic, Accord, Integra, Jazz, Kia Spectra / Sephia, Mazda 121, 323, MX5, Mitsubishi Carisma, Colt, Lancer, Nissan Micra, Sunny, Opel Ascona, Astra, Calibra, Corsa, Kadett, Vectra, Zafira, Renault Clio, Espace, Kangoo, Megane, Twingo, Seat Ibiza, Toledo, Skoda Felicia, Suzuki Baleno, Toyota Corolla, Yaris, Volkswagen Golf, Jetta, Passat, Polo, Volvo 440
4×108Audi 80, 100, Citroen BX, ZX, Berlingo, Visa, Xantia, Xsara, Ford Escort, Fiesta, Ka, Mondeo, Peugeot 106, 205, 206, 306, 307, 405, 406, Partner, Saab 900, 9000, Volvo 850
4×114,3Daewoo Matiz, Honda Civic VTEC, Accord, Prelude, Hyundai Accent, Sonata, Mitsubishi Carisma, Colt, Galant, Lancer, Space Wagon, Nissan Almera, Primera, Suzuki Alto, Swift, Volvo S40, V40
5×100Audi A3, TT, Skoda Octavia, Subaru Forester, Impreza, Legacy, Outback, Toyota Avensis, Carina, Celica, Volkswagen New Beetle
5×108Citroen XM, Jumper, Ferrari, Ford Focus, Mondeo, Volvo 740, 760, 780
5×112Audi 100 CS, Quattro, Audi A4, S2, S4, A6, A8, Ford Galaxy, Mercedes Benz 280SL, 600SL, SLK, A, Vito, Volkswagen T1, T4
5×114,3Американские автомобили, Daihatsu Terios, Honda Odysee, CRV, Lexus, старые модели Mazda, Toyota RAV4
5×115Американские автомобили
5×120Range Rover, Rolls Royce
5×139,7Lada 4×4, Chevrolet Niva, УАЗ
Читайте также:  Venucia T70 - Nissan Qashqai на китайский лад

Следует иметь в виду, что диски, которыми комплектовались автомобили, могли сильно отличаться в зависимости от конкретной модификации модели и заказанной комплектации.

Все про разболтовку колесных дисков

Разболтовку колесных дисков можно смело отнести к небольшому тюнингу автомобиля. Для многих автолюбителей изменить внешний вид своего «железного коня», придать ему эксклюзивности, сделать узнаваемым в потоке других транспортных средств – это настоящая мечта.

Но, как правило, на серьезные изменения денег не хватает, а вот установка новых дисков – простой и вполне доступный вид тюнинга.
Но есть одна проблема — новички упускают из вида разболтовку колесных дисков.

Что это такое?
Почти у каждой марки (модели) автомобиля предусмотрена своя разболтовка дисков. Для обозначения параметра используется аббревиатура PCD, рядом с которой указываются числовые обозначения.
Простыми словами разболтовка – это диаметр, по которому сделаны отверстия для крепления колеса.
Как правило, автолюбители не уделяют внимания данному параметру и часто идут на установку дисков с несоответствующей разболтовкой.
Как следствие, колесо становится неправильно. Визуально выявить проблему сложно, но последствия могут оказаться весьма плачевными.

Маркировка диска
При выборе диска стоит учитывать не только его разболтовку, но и ряд других ключевых параметров.
Допустим, перед вами диск с параметрами — 6.5Jx15 H2 5х100 ET45 d54.1. Для малоопытного автолюбителя – это обычный набор цифр. На самом же деле здесь кроется полная информация об изделии:
6,5 – это ширина (W), измеряемая в дюймах (а не сантиметрах, как думают многие);
15 – это диаметр (D). Здесь единица измерений также дюйм;
5*100 – обозначение, которое указывает на число посадочных болтов (5) и диаметр (100).
Другой пример.

Именно диаметр нас и интересует больше всего (это и есть параметр PCD, о котором мы упоминали выше).
Размер PCD приводится в миллиметрах:
ЕТ45 – это параметр, по которому можно судить о вылете диска. По сути, это расстояние между плоскостью, которая прижимается к ступице и осью симметрии изделия. ЕТ45 означает вылет размером в 45 мм.

d54.1 – указывает диаметр центрального отверстия (DIA, измеряется в миллиметрах). Среди многих производителей стало модным завышать этот параметр.

В дальнейшем используются специальные кольца, которые исключают появление вибраций.
Что касается цифровых обозначений «J» и «H2», то они используются только специалистами.
Первый параметр дает информацию об особенностях конструкции боковых закраин, а второй – является условным обозначением кольцевых выступов на ободе (хампов).

Особенности измерений
Как мы уже упоминали, PCD – это диаметр окружности, на которой расположены специальные отверстия для крепежа колеса (мы уже рассмотрели пример с маркировкой диска).
Итак, у нас есть параметр PCD 5*100. С первым числом все ясно — оно указывает на количество болтов, используемых для крепления колеса.

Что касается диаметра окружности, то здесь можно воспользоваться простым методом расчета.
Возьмите штангенциркуль и произведите замеры между стенками отверстий, расположенными по соседству.
Далее к результату измерений прибавьте диаметр отверстия, в которое закручивается крепежный болт. В итоге вы получаете расстояние между центрами рядом расположенных отверстий (обозначим его «Х»).

Итак, для каждой разболтовки свой расчет:
для трех отверстий диаметр равен Х*1,55,
для четырех отверстий – Х*1,414,
для пяти отверстий – Х*1,701.

Получившееся число желательно сверить с данными в специальных таблицах производителя. Это позволит убедиться, что измерения правильные.
При этом учтите, что на стандартных стальных дисках размеры разболтовки не указываются – их маркировка выполняется с учетом внутреннего заводского кода.
Чтобы уточнить параметры точнее, можно обратиться к официальному дилеру.
У многих водителей возникает вопрос, как узнать разболтовку колесных дисков.
Ниже представлены параметры популярных марок автомобилей.
Автомобили ВАЗ.

Разболтовка дисков

Если вы любите читать автомобильные журналы и рассматривать новые модели автомобилей, то наверно замечали, что на автошоу они выглядят значительно лучше, чем те серийные образцы, которые предлагаются в салонах. Всё правильно, любое автошоу предназначено для того, чтобы производители показали свои новые разработки в выгодном свете и привлекли к ним внимание общественности.

Многие водители любят заниматься стайлингом своих авто. Мы уже писали на нашем сайте Vodi.su о самых разных видах стайлинга и тюнинга: подсветка дисков, эквалайзер на заднее стекло, увеличение мощности мотора. Вот хотелось бы поговорить про диски. Придать автомобилю спортивный вид можно за счет понижения клиренса и установки нештатных литых или кованных дисков с насаженной на них низкопрофильной резиной.

Казалось бы, что всё просто — снимаете старые диски, покупаете новые, прикручиваете их к ступице и наслаждаетесь новым видом своего автомобиля. Однако, нужно уметь правильно подбирать колесные диски, которые маркируются особым образом. То есть необходимо научиться читать маркировку колесных дисков.

Маркировка колесных дисков – основные параметры

На самом деле при выборе колесного диска нужно обращать внимание на многие параметры, а не только на ширину обода, количество отверстий под болты и диаметр.

Приведем простой пример. 7.5 Jx16 Н2 5/112 ET 35 d 66.6. Что означают все эти цифры и буквы?

Итак, 7,5х16 — это размер в дюймах, ширина обода и посадочный диаметр.

Важный момент — значок «х» означает, что диск неразъемный, то есть не штампованный, а скорее всего литой или кованный.

Латинская буква «J» указывает на то, что края обода приспособлены для моноприводных автомобилей.

Если бы вы искали диск для полноприводного авто, то нужно было бы искать диск с маркировкой «JJ».

Есть и другие обозначения — JK, K, P, D и так далее. Но именно типы «J» или «JJ» являются наиболее распространенными сегодня. В любом случае в инструкции должно быть указано, какие типы диска подходят для вашей машины.

Читайте также:  Можно ли переоформить машину, не снимая с учета, и какие есть способы перерегистрации ТС на

Н2 — это обозначение говорит о том, что на ободе есть два кольцевых выступа — хампа (Hamps). Они нужны для того, чтобы бескамерная резина не соскальзывала. Могут быть также диски с одним хампом (Н1), вообще без них или с выступами особой конструкции, соответственно они будут обозначаться СН, АН, FH. Стоит отметить, что если вы хотите установить покрышки Ранфлэт (RunFlat), то нужны будут диски именно Н2.

Что такое 5/112 мы рассмотрим ниже, потому что данный параметр как раз и показывает разболтовку диска.

ЕТ 35 — вылет диска. Этот параметр говорит о том, насколько плоскость приложения диска к ступице отклоняется от оси симметрии обода.

Вылет может быть:

  • положительным — область приложения выходит за рамки оси симметрии, причем в наружную сторону;
  • отрицательным — область приложения вогнута внутрь;
  • нулевым — ступица и ось симметрии диска совпадают.

Если вы хотите провести тюнинг, то на вылет диска нужно обращать особое внимание — отклонение от штатных показателей допускается, но не больше, чем на несколько миллиметров, иначе увеличится нагрузка как на сами диски, так и на ступицу, а соответственно на всю подвеску и рулевое управление.

D 66,6 — диаметр центрального отверстия. Если подобрать точно совпадающий диаметр не получается, то можно купить диски с большим диаметром центрального отверстия. В таком случае вам должны будут подобрать специальный комплект проставочных колец, за счет которых размеры можно будет подогнать под необходимый вам диаметр посадочного цилиндра на ступице.

Разболтовка колесных дисков

Если с размерами и особенностями конструкции всё более или менее понятно, то разболтовка у многих может вызывать вопросы.

В приведенном выше примере мы видим показатель 5/112. Это означает, что диск прикручивается к ступице с помощью 5-ти болтов, а 112 — это диаметр окружности, на которой размещены эти 5 отверстий под колесные болты.

Часто бывает так, что этот параметр для разных моделей отличается на доли миллиметра. Например на Жигули идут диски с разболтовкой 4/98. Если же вы купите диски 4/100, то визуально ничем отличаться он не будут, да и сядут на свое посадочное место без особых проблем. Но вот во время езды это несоответствие быстро напомнит о себе — появится биение, которое постепенно приведет к деформации диска, ступицы, ступичные подшипники быстро разобьются, пострадает подвеска, а вместе с ней и ваша безопасность. Вы также почувствуете вибрации руля. Если вовремя не принять мер, то колесо может просто оторваться.

Рассчитать разболтовку можно самостоятельно.

Для этого вам нужно:

  • посчитать количество болтов;
  • измерить расстояние между двумя соседними болтами с помощью штангенциркуля;
  • в зависимости от количества болтов полученное расстояние умножить на 1,155 (3 болта), 1,414 (4), 1,701 (5).

Если в результате этого несложного математического действия вышло дробное число, то его допускается округлить в большую сторону. Кроме того, у любого производителя имеются таблицы разболтовки и если у вас для Мерседеса вышел показатель 111, то в каталоге вы можете увидеть, что Мерседес не использует диски с такой разболтовкой, соответственно правильный выбор будет — 112.

Поэтому рекомендуем не прислушиваться к горе-консультантам в автомагазинах, которые будут вам доказывать, что лишний миллиметр или даже доля миллиметра особой разницы не играют. Требуйте подобрать вам диск того размера, как указано в инструкции.

Обратите также внимание, что даже при небольшом несоответствии затянуть болты полностью вы не сможете, отсюда и все беды связанные с биением диска.

При подборе дисков нужно также смотреть, подходят ли отверстия под диаметр ступичных болтов. Если же вы покупаете диск в комплекте со ступичными болтами или шпильками, то резьба тоже должна подходить. Все данные параметры можно узнать в многочисленных справочниках.

Приведем пример: мы подбираем диск на Mazda 3.

Воспользовавшись справочником из открытого доступа, находим:

  • разболтовка — 5х114,3;
  • диаметр ступичного отверстия — 67,1;
  • вылет — ЕТ50;
  • размер и резьба колесных шпилек — М12х150.

То есть даже если мы захотим подобрать диски большего диаметра и более широкие, чтобы автомобиль выглядел более спортивно и «круто», то все равно параметры разболтовки и вылета должны остаться прежними. Иначе мы рискуем разбить подвеску своей «Мазды Троечки», а ремонт выльется в непредвиденные расходы. В любом случае, если самостоятельно найти информацию не получается, можно обратиться в официальную станцию техобслуживания, автосалон дилера или магазин запчастей, у работников которых должна быть вся эта информация.

Разболтовка колесных дисков — как правильно ее сделать?

Всё, что нужно знать о разболтовке автомобильных дисков

Машина с дисками оригинального дизайна смотрится очень эффектно. Поэтому неудивительно, что большинство водителей хотят поменять эти элементы своих авто. Однако следует понимать, что такой тюнинг может негативно сказаться на технических свойствах «железного коня», а значит на безопасности езды. Эксклюзивные элементы можно устанавливать лишь при полной уверенности в их полном соответствии необходимым техническим характеристикам. Основная из них — так называемая разболтовка колёсных дисков.

При обозначении этой характеристики также применяют аббревиатуру PCD. По сути, разболтовка — это диаметр отверстий, предназначенных для болтов. К сожалению, далеко не все водители уделяют внимание этому важному моменту, и зря. Если при выборе дисков не учтена их разболтовка под определённую машину — они будут установлены не по оси. И опасность заключается в том, что часто невозможно визуально выявить отличия.

Во время движения колесо с неправильно подобранным диском создаст угрозу водительской и пассажирской безопасности. Появится повышенное биение, которое со временем будет разрушать элементы подвески и рулевого механизма. Самое страшное из возможных последствий — это вероятность того, что колесо просто-напросто открутится в процессе движения, что неизбежно приведёт к ДТП.

Читайте также:  Что делать, если страховая компания мало выплатила по ОСАГО?

Что такое разболтовка

Разболтовка –это параметр, предоставляющий данные о болтах диска. Он содержит информацию, на основе которой выбираются новые колесные диски на замену старым. Учитывая его, владелец автомобиля может быть уверен в том, что отверстия для болтов на новых изделиях соответствуют его машине.

Из этого параметра можно вынести три основных:

  • количество отверстий под ступичные болты, размещенных на диске;
  • расстояние между этими отверстиями;
  • диаметр, который формирует кольцо этих болтов.

На основе этих данных можно получить основную информацию о выемках для болтов на диске. Зачастую их количество варьируется от трех до шести, однако расстояние и диаметр крепежа может отличаться у каждого от производителя.

Разболтовка входит в маркировку колесных дисков. Если маркировка выглядит приблизительно так «9JX16 Н2 5/112 ET 35 D 66.6», то параметр 5/112 – именно то, о чем идет речь. Первая цифра показывает количество крепежных отверстий, а вторая – диаметр круга, который они составляют. Диаметр исчисляется в миллиметрах.

Поэтому разболтовка дисков – важный параметр, который стоит учитывать при их приобретении. Он позволит подобрать подходящую модель, соответствующую автомобилю по количеству отверстий под ступичные болты и их расположению . Не рекомендуется устанавливать на автомобиль варианты с отличающейся разболтовкой, ведь даже если их смогут установить, качество такой фиксации не будет соответствовать техническим нормам.

Величина вылета

Каждый владелец транспортного средства стремится сделать авто оригинальным и неповторимым с помощью тюнинга. Много сил и времени тратится на подбор дисков. Некоторые автомобилисты не смотрят на штатную маркировку, игнорируют требования и устанавливают низкопрофильные диски, забывая о том, что любые отклонения недопустимы. Несоответствие колёсных дисков приводит к тому, что автомобиль становится аварийным и напрямую угрожает жизни всех участников дорожного процесса.

После решения о тюнинге не стоит сразу бежать в магазин и покупать понравившиеся диски для своего авто, а следует рассмотреть несколько важных параметров выбора. Не стоит рассчитывать на помощь консультантов в магазине, многие из них просто некомпетентны в вопросах выбора и стараются просто реализовать деталь, особенно, если замечают, что вы в ней заинтересованы.

Чтобы избежать денежных растрат, необходимо выбирать диск строго по параметрам. Существует огромное количество мифов, при этом многие предрассудки абсолютно не имеют отношения к реальной ситуации.

Автомобилисты уверены, что вылет колёсного диска – это величина, которой обозначается выступающая часть диска над кузовной частью транспортного средства. На самом деле параметр несёт немного другую смысловую нагрузку. Любой диск в авто имеет привалочную плоскость, которая соприкасается со ступицей колеса при установке диска. В итоге вылет – это расстояние от привалочной плоскости диска до вертикальной оси симметрии диска.

Не стоит игнорировать параметр вылета. Он напрямую отвечает за безопасность езды в транспортном средстве. Если вы выбрали диски с неправильным вылетом, вы увеличили риск возникновения ДТП и преждевременного износа основных узлов. Так, неправильно подобранный параметр может обернуться преждевременным износом подвесок.

В основном автомобилисты, выбирая диски для своего авто, могут совершить три распространённые ошибки:

  • Слепо верят рассказам консультантов, надеясь получить высококвалифицированную помощь в выборе;
  • Игнорируют информацию о маркировке, которая нанесена на штатный диск от производителя авто;
  • Делают выбор только по параметрам внешнего вида, цвета, геометрических особенностей, других эстетических факторов.

Для того, чтобы приобрести подходящую деталь, необходимо правильно подсчитывать параметр вылета:

В формуле символом «а» обозначается расстояние между внутренней плоскостью и частью диска, которая соприкасается напрямую со ступицей, символом «b» обозначается параметр ширины профиля диска. Более наглядно указанная информация представлена на рисунке:

Все данные для расчёт параметра вылета возможно замерить вручную миллиметровой линейкой

Результат получается в миллиметрах. Вылет может быть положительным, отрицательным, либо соответствовать нулевому показателю.

Если вылет получился с плюсом — ось немного смещена от места закрепления, нулевой параметр — ось и плоскость полностью соответствуют и плотно прилегают, отрицательный параметр — плоскость находится за пределами оси.

Чаще всего на автомобилях встречается положительное значение вылета

Видео: проставки для дисков

Вылет является одним из важнейших критериев для подбора дисков. Он определяет расстояние между вертикальной осью симметрии диска и плоскостью соприкосновения диска к ступице.

Дисковый вылет бывает:

•положительным (вертикальная ось диска расположена сзади привалочной плоскости);

•нулевым (ось диска накладывается на привалочную плоскость);

•отрицательным (ось диска располагается спереди привалочной плоскости).

Параметры вылета дисков строго регламентированы заводом-изготовителем автомобиля, и напрямую связаны с кинематикой подвески. Изменение штатной величины вылета допускается не более чем на 5 мм.

Ниже представлены таблицы с указанием разболтовки, вылета и диаметра центрального отверстия дисков для популярных моделей авто.

Вылет диска (ET)

p, blockquote 11,0,1,0,0 —>

Вылет колеса, также как и разболтовка колесных дисков, весомый фактор, который необходимо учитывать при установке. При отрицательном его значении, большая часть диска, выступая наружу, может упираться в колесную арку на повороте. При положительном вылете диск в большей степени внутри. Поэтому, если вы подобрали диск без соответствия с вылетом, вы просто не сумеете его установить, поскольку детали подвески не допустят этого.

p, blockquote 12,0,0,0,0 —>

p, blockquote 13,0,0,0,0 —>

Видео — почему при покупке дисков следует проверять как разболтовку колесных дисков, так и их вылет ET (вынос / смещение):

p, blockquote 14,0,0,0,0 —>

p, blockquote 15,0,0,0,0 —>

Видео — для коррекции вылета колесных дисков могут быть использованы колесные проставки:

p, blockquote 16,0,0,0,0 —>

p, blockquote 17,0,0,0,0 —>

Маркировка

Независимо от того, штампованные или литые у вас диски, маркировка всегда будет одинаковой. Объясняется это тем, что все нормы и стандарты совпадают, что значительно упрощает разбор особенностей дисков. Для наглядности давайте на конкретном примере разберем и расшифруем все символы. Например, 5,9Jx15H2 ET40 PCD: 5/116 d 66.6. Для человека, который не разбирается в тонкостях строения дисков, эти цифры ни о чем не скажут. Но давайте по порядку. Параметры, указанные в примере означают следующее:

  1. 5,9 — ширина диска (в дюймах);
  2. 15 — диаметр колеса;
  3. 5/116 – разболтовка.

Разболтовка означает цифру болтов крепления и диаметр области их размещения. Как мы видим, в нашем случае болтов на автомобиле 4, а диаметр составляет 116 дюймов. В международной практике этот параметр называется Pitch Circle Diameter, из-за чего и соответствующее сокращение. Показатель ET40 понимается как непосредственный вылет диска, указанный в миллиметрах (у нас он составляет 40 мм).

Читайте также:  Регулятор напряжения генератора ВАЗ 2109 – установка и ремонт

К слову, он означает расстояние между ступицей и центром в ширине колеса. Если плоскости совпадают, то расстояние, точнее вылет будет нулевым. Если первая деталь не выходит за центр ширина диска, то вылет будет называться положительным. В противном случае будет иметь место отрицательный вылет. Данное сокращение используется немецкими производителями, но в остальных странах применяются другие слова. Французские компании обозначается вылет как Deport, а в Великобритании – Offset.

Можно ли поставить колесо с неподходящей разболтовкой?

На сегодняшний день есть возможность ставить на автомобиль колеса с разболтовкой, отличающейся от заводской. Для этого в автомастерской можно произвести переоборудование своего автомобиля. Но такое решение может нести пагубные последствия, как для состояния транспорта, так и для безопасности водителя.

Визуально определить, что на авто установлены колеса с неправильной разболтовкой, невозможно. Это станет понятно только в процессе движения: будет слышен звук биения колес, может произойти повреждение подвески и рулевого механизма, кроме того, увеличится риск откручивания ободов.

В некоторых автомастерских предлагают подгонку колес с диаметром центрального отверстия выше штатного при помощи центровочных колец. Но этот метод также не является безопасным.

Подготовка к регулировке

Чаще всего развал и схождение ВАЗ 2110 устанавливают на СТО, но можно это сделать самостоятельно. Прежде всего проверяют, есть ли люфт в подшипниках, не болтается ли рулевое управление. Заодно проверяют диаметр и отсутствие деформаций дисков, давление воздуха в шинах, износ протектора.

Схема передней подвески ВАЗ 2110 в сборе

Естественно, если колесо болтается, необходимо принять меры, а тому, которое имеет неправильный износ протектора, может потребоваться замена. Стоящие на земле колеса нужно подергать относительно вертикали. Обнаружив люфт, попросите, чтобы помощник нажал на тормоз, и снова проверьте люфт.

Если он исчез – нужна замена подшипника. Если после этого размер люфта не то что не сошел на нет, а уменьшился только незначительно, нужна проверка, ремонт, а иногда и замена подвески.

Схема ступицы переднего колеса

После этого вывесьте колесо, еще раз проверьте люфт. Возможно, что люфт исчез, но колесо проворачивается рывками или просто тяжело, тогда нужно немного расширить диаметр места установки подшипника.

При слышимом скрежете подшипнику необходима замена.

Вылет диска колес

Не менее важным, чем разболтовка, значением является вылет. В примере размера диска вылет составляет 20 мм. Это значит, что расстояние между серединой ширины диска и приволочной плоскостью — 20 мм.

Определить его можно согласно формуле ET=a-b/2, где b — общая дисковая ширина. На вылет диска не оказывают влияние такие факторы, как дисковый диаметр или его ширина, а также параметры шины.

Вылет колесного диска авто

Существует 3 типа значения вылета:

  • нулевой вылет достигается тогда, когда вышеуказанные 2 плоскости совпали;
  • положительный вылет достигается при расположении привалочной плоскости сзади центра колеса. При этом колеса расположены внутри;
  • отрицательный вылет возможен, когда привалочная плоскость располагается перед центром колес. Если установить обод с отрицательным вылетом, он будет выступать наружу, при этом рискуя задеть колесную арку.

Помимо немцев, которые чаще всего обозначают вылет буквами ET, можно встретить в продаже диски с надписью DEPORT (характерно для производителей комплектующих из Франции) и OFFSET, что характерно для остальных стран-производителей. При покупке нужно обязательно обратить внимание на сочетание изделия с автомобилем. Иначе подвесочные узлы и другие элементы станут непреодолимым препятствием на пути к установке.

Разболтовка колесных дисков: инструкция и таблица совместимости

Мало просто подобрать понравившиеся диски для вашего автомобиля. Каждая модель дисков обладает своими характеристиками, в том числе и разболтовкой. Что такое разболтовка колесных дисков, почему она важна и чем опасна неправильная разболтовка? Разберемся в этих вопросах детально.

Что такое разболтовка дисков

Разболтовка – это расположение крепежных отверстий на поверхности диска, через которые крепятся колеса к ступице. Крепежные отверстия расположены в определенных местах на заданном расстоянии. Формат разболтовки задается на заводе-производителе. В зависимости от модели автомобиля разболтовка отличается размером посадочных отверстий, расстоянием между ними и количеством.

В сокращении разболтовку обозначают аббревиатурой «PCD» , что расшифровывается как «Pitch Circle Diameter».

PCD не является самостоятельным обозначением и указывается в комплексе с рядом параметров. Например, для автомобиля Ford Focus размер диска выглядит так: 6,5Jx17H2 ET50 PCD: 3×108 d 63.3

6,5J – посадочный размер покрышки, указывается в дюймах;

17 – полный диаметр диска, указывается в дюймах;

H2 – кольцевые выступы колесного диска;

PCD 3×108 – разболтовка

ET50 – вылет диска, обозначается в миллиметрах;

d 63.3 – диаметр главного отверстия.


Значение PCD дает информацию о количестве отверстий на окружности диска и их диаметре.

Как измерить разболтовку дисков

Для изменения разболтовки дисков определитесь с точным количество крепежных отверстий под болты или гайки. Так как для разного количества отверстий применяется разный способ измерения.

Для уточнения разболтовки диска ознакомьтесь с техническими данными модели. В случае отсутствия информации рассчитать разболтовку можно самостоятельно:

1. Измерьте линейкой расстояние между дальними стенками соседних отверстий в миллиметрах , а потом добавьте к этому числу их диаметр. Вы получите расстояние которое будет равняться “N”.

2. Смотрим на количество отверстий и в зависимости от их числа умножаем получившийся “N” на нужный коэффициент.

3 отверстия – 1,55

4 отверстия – 1,414

5 отверстий – 1,701

6 отверстий – 2

10 отверстий – 3,326

3. После проведенных вычислений при получении дробного числа, округлите результат в большую сторону.

Формула расчета разболтовки:

PCD=Nx(коэффициент)

Иногда автомобильные компании не используют некоторые размеры разболтовок, например, Mercedes. В их спецификации отсутствует размер 111, поэтому если в ваших расчетах он получился таким, то округлите число до 112. Диапазоны возможных размеров для других марок узнайте заранее перед расчетами.

Помните, самостоятельное вычисление разболтовки проводится скорее для проверки и перестраховки, так как существует таблица совместимости. Она помогает вычислить PCD по марке и модели автомобиля.

Чем опасна неправильная разболтовка

При подборе PCD следует четко соблюдать замеры для вашей модели автомобиля. Например, значения в 98 и 96 мм находятся близко друг к другу, но предназначены для разных дисков.

Читайте также:  Всё, что нужно знать владельцу оружия о возможности обмена или возврата данного товара

Диск с неправильным PCD легко встанет на ступицу, но колесо будет установлено неровно относительно оси. Из-за этого не получится достичь нужного уровня затяжки болтов, а это приведет к разбалансировке и негативному влиянию на ходовые качества автомобиля.

Основная опасность кроется в невозможности на глаз определить неправильную разболтовку. Последствия проявляются только во время езды:

При наезде на ямы подкрылки цепляют колеса в местах соединения бампера и крыла.

Сильнее ощущаются неровности дороге из-за ужесточения подвески.

Слышен отчетливый стук колес во время езды, который приводит к локальному неравномерному износу шин.

Элементы подвески подвергаются дополнительной нагрузке, делая чувствительность руля более слабой.

Теряется надежность крепления колеса, впоследствии приводящая к его потере во время езды.

Подвеска быстрее приходит в негодность.

Непредвиденное изменение дорожного просвета из-за разбалансировки развала-схождения.

Запомните

Учитывать разболтовку автомобильного диска требуется в сочетании с остальными параметрами. Только комплексное соблюдение всех правил установки колесного диска поможет избежать технических проблем в будущем, а также поможет сохранить максимальную производительность деталей ходовой на протяжении всего срока службы.

Подбираем диски правильно: разболтовка, вынос, диаметры

Мы привыкли создавать сложности на ровном месте. Или наоборот, упрощать важное. Чаще всего это происходит от незнания, недостатка информации или нежелания знать. Не факт, что каждый третий водитель знает какая разболтовка дисков на его автомобиле. Однако по статистике каждый третий хоть раз за период владения менял штамповки на литые диски или наоборот. Подбор колёсных дисков по марке машины несёт в себе кучу мелких нюансов, а игнорирование простых правил выбора может обернуться крупной аварией.

О вкусах не спорят, поэтому резонность установки литых колёсных дисков вместо штатных стальных не рассматривается, а все покорёженное литье и разорванные дорогие слимы пусть останутся на совести Укравтодора. Если человек решил поменять стандартный диск на легкосплавный, его ничем не остановишь. Раз так, то подбор диска должен проводиться с учётом всех мелочей, а их хватает.

Все стандартные штампованные диски на вид одинаковые, на глаз мы можем заметить только количество крепёжных отверстий и диаметр, если есть с чем сравнивать. Все остальные параметры зашифрованы в маркировке, которую необходимо уметь читать.

Если в том месте, где пишется разболтовка на диске, нет маркировки, такие изделия обходим стороной, поскольку любой порядочный производитель даже кастомных колес обязательно укажет все параметры по подбору. Впрочем есть способы узнать разболтовку и самому, но об этом позже. Для начала — основные параметры.

При проектировании диска учитывается куча нюансов — применяемость резины, вес диска, предпочтительный материал, условия эксплуатации и много всего другого:

  • количество крепёжных отверстий и их конфигурация;
  • посадочный диаметр покрышки, не учитывает высоту закраин;
  • расстояние между центрами крепёжных отверстий, параметр PCD или С, о нем поговорим позже;
  • диаметр посадочного отверстия на ступицу ( DIA или d ), один из основных параметров при подборе, должен точно соответствовать ;
  • ширина диска;
  • вылет диска ( ЕТ );
  • особенности крепления, количество упорных колец для бескамерных покрышек (Н), количество хампов, которые не дают выпускать воздух из покрышки при сильных боковых смещениях;
  • тип профиля закраины обода ( J, JJ, F и другие).

Разболтовка дисков Форд Фокус 2

Понятнее будет, если мы возьмём в руки первый попавшийся диск и найдём, где пишется разболтовка. Как правило, её указывают ближе к ступичному отверстию, но определённых стандартов нет. Нам попался стандартный диск от Ford Focus II с маркировкой 6,5Jx17H2 ET50 PCD: 5х108 d 63.3 . На этом примере мы быстро поймём, что такое разболтовка дисков и как пользоваться маркировкой:

    6,5J . Ширина стокового диска — 6,5 дюймов, а один дюйм — это 254 мм. Уделяем внимание литере J. Она указывает на применяемость буртика диска для полноприводных автомобилей.

Вот и все параметры. Ничего сложного в подборе диска по параметрам нет, а базовые данные, которые для автомобиля оптимальны, всегда можно найти на заводском диске или же в таблице совместимости колёсных дисков по маркам и моделям автомобилей. Этих таблиц бесчисленное множество в свободном доступе, одна из которых, дополненная моделями 2018 года, находится здесь .

Как правило, параметры диска указываются ближе к посадочному ступичному отверстию

Важнее разобраться в том, что делать с диском, на котором не указано ничего: как узнать разболтовку и другие параметры, как узнать можно ли его ставить на конкретный автомобиль, об этом — дальше.

Pitch Circle Diameter — это и есть разболтовка, а по большому счёту, это один из многих важных параметров. Сложность вычисления PCD в том, что её нельзя вот так взять и измерить рулеткой. Хотя ничего сложного в определении разболтовки нет. Одно условие — нам необходим диск для замеров под руками.

Вычисляем PCD самостоятельно

Этим способом можно запросто посчитать разболтовку при покупке диска и гарантированно обезопасить себя от неприятных ситуаций с возвратами покупки продавцу. Если мы точно знаем допустимые параметры диска для своего автомобиля, сравниваем их с замерами:

  1. Считаем отверстия на диске.
  2. Штангенциркулем (рулетка не проходит) измеряем расстояние между крайними левыми точками соседних отверстий. Измеряем диаметр отверстия под болт или шпильку и складываем эти два параметра. В результате получаем расстояние между центрами отверстий.
  3. Умножаем расстояние между центрами на коэффициент, который зависит от количества отверстий:
    1. Для дисков с тремя отверстиями 1,55.
    2. Для колес с 4 отверстиями — 1,414.
    3. Если отверстий 5, коэффициент составит 1,701.
  4. Полученное число и есть параметр PCD, разболтовка или сверловка. Если число получилось дробное, округляем в сторону увеличения.

    Если же разболтовка указана производителем, просто сравниваем её по таблице с допустимыми значениями для своего автомобиля. Всем удачного выбора и ровных дорог!

    Что такое разболтовка колесных дисков: определение и правила выбора

    Вопросы, рассмотренные в материале:

    • Что собой представляет разболтовка колесных дисков
    • Как правильно подобрать диски по параметру разболтовки
    • Можно ли установить на авто диски с другой разболтовкой

    Если вы запланировали установку «литья» на свой автомобиль или сезонную замену колес, вам прежде всего необходимо учесть разболтовку — размерную схему крепления колес. Что такое разболтовка колесных дисков, почему она важна и что она в себя включает? Разберемся в этих вопросах детально.

    Что такое разболтовка колёсных дисков

    Любой автовладелец стремится улучшить свое транспортное средство, меняя его оригинальные части на новые, более эффективные, совершенствуя вид автомобиля путем тюнинга. Изменениям подвергаются и колесные диски, ведь их внешний вид и способ производства напрямую влияют на общий облик автомобиля.

    Колеса увеличенных размеров смотрятся эффектнее, нежели оригинальные. Улучшить экстерьер автомобиля — вполне естественное желание каждого владельца, но в этом случае важно, чтобы тюнинг негативно не отразился на эффективности работы автомобиля. Для этого следует подбирать запчасти, соответствующие требованиям безопасности и техническим характеристикам конкретного транспортного средства. И о привлекательном внешнем виде нужно говорить только после того, как будут обеспечены данные требования после монтажа.

    Под разболтовкой колесных дисков, обозначаемой как PCD, понимается требуемое для данных колес количество крепежных болтов и диаметр отверстий под них. Зачастую данные параметры остаются без внимания некоторых автовладельцев, поэтому у последних возникают трудности в процессе выбора новых колес для установки или замены. Руководствуясь параметрами разболтовки во время выбора, проблем с установкой новых колес вы избежите.

    Если необходимое количество болтов можно определить на глаз, то диаметр отверстий выяснить таким образом намного сложнее. В этом и заключается главная трудность разболтовки.

    Рекомендуем

    Неправильный подбор колесного обода и его последующая установка серьезно влияют на безопасность движения. В лучшем случае это приведет к быстрому износу элементов ходовой, в худшем же может закончиться аварией.

    Чем отличается разболтовка колесных дисков разных моделей

    Существует 3 вида колесных дисков, представленных сегодня на автомобильном рынке:

    • штампованные (стальные);
    • литые (легкосплавные);
    • кованые.

    Штампованные модели наиболее популярны среди автолюбителей по причине своей дешевизны. Кроме того, при появлении вмятин эти изделия можно рихтовать — они редко растрескиваются, для их ремонта не требуется дорогостоящие сварочные работы. Благодаря высокой прочности «штамповка» способна выдержать даже столкновение, поэтому рихтовка вполне допустима. Разболтовка штампованных изделий должна учитывать нормативные показатели.

    «Литье» обладает относительно малым весом и малой же долговечностью при их эксплуатации. Совместимость разболтовки колесных дисков этого типа обеспечивается в соответствии с предлагающимися таблицами. Штатные нормативы при разболтовке литых изделий также должны быть соблюдены.

    Кованые изделия имеют высокую прочность и достаточную жесткость, благодаря чему их сложно повредить. Даже вмятину оставить на этих колесных дисках будет крайне проблематично. Кроме того, данные модели надежно защищены от коррозии. Если вмятина все-таки появилась, ее можно устранить на сервисной станции методом прокатки.

    Разболтовку иногда еще называют сверловкой. Ее величина, зависящая от модели автомобиля, объема двигателя и года его производства, требуется для определения конкретных параметров. Определяется величина разболтовки с использованием специальной таблицы.

    Характеристики и размеры устанавливаются производителем. Они непосредственно влияют на работу автомобиля, поэтому важно в точности соблюдать как параметры сверловки, так и вылет колесного диска, и диаметр его центрального отверстия. Допустимо незначительное отклонение вылета, не превышающее 10 мм.

    Рекомендуем

    Данные таблиц, распространяющихся по интернету, не всегда соответствуют действительным параметрам. Поэтому для полной уверенности параметры разболтовки для каждой модели автомобиля следует проверять. Данные должны быть указаны в прилагающейся инструкции по эксплуатации автомобиля либо в другой имеющейся документации.

    Как определяют размеры разболтовки колесных дисков

    Маркировка каждого колесного диска устанавливается в соответствии с международными стандартами. На маркировке никак не учитываются ни изготовитель изделия, ни размеры изделия, ни способ его изготовления.

    Разберем конкретный пример.
    Для ED/Exiv предназначены колесные диски со следующими параметрами:

    • ширина от 6,0J до 7,5J;
    • вылет от ET35 до ET45;
    • радиус R14.

    Типоразмер будет выглядеть так:

    6,5Jx15 ET45 PCD5х100 DIA54, где

    • 6,5 (B) — ширина диска в дюймах (меньше ширины покрышки на 25-30%);
    • 15 (D) — монтажный диаметр в дюймах
    • 45 (ЕТ) — вылет в миллиметрах

    Вылетом называют расстояние между плоскостью крепления колесного диска и осевой вертикальной плоскостью. Когда плоскость крепления находится ближе к наружной поверхности колеса относительно осевой вертикальной плоскости, вылет считают положительным (ЕТ>0). Если плоскость крепления смещена вовнутрь относительно оси, вылет считают отрицательным (ЕТ

    Рекомендуем

    Диаметр центрального отверстия (DIA) должен выбираться в соответствии с диаметром выступа на ступице. Параметр DIA может быть больше. В таком случае, чтобы точно отцентровать деталь на ступице, потребуется дополнительное проставочное кольцо, которое подбирается уже в полном соответствии с размерами ступицы.

    Как узнать разболтовку колесных дисков самостоятельно

    Что такое разболтовка колесных дисков, мы выяснили. Теперь разберемся, как правильно определить разболтовку колеса на конкретном автомобиле. Для этого существует несколько способов, каждый из которых предполагает определенный алгоритм действий.

    Первая цифра в маркировке всегда означает количество крепежных болтов, которое определяется простым подсчетом. Диаметр под болты, обозначаемый второй цифрой, определить визуально намного сложнее.

    Поэтому данный параметр разболтовки рассчитывается по простым формулам в зависимости от количества болтов:

    • B=A×1,155, если количество болтов равно трем;
    • B=A×1,414, если количество болтов равно четырем;
    • B=A×1,701, если количество болтов максимально и равно пяти.

    Здесь A — это расстояние между соседними крепежными отверстиями, которое измеряется обыкновенной линейкой или штангенциркулем для большей точности. Зная эту величину, можно легко посчитать диаметр B.

    Следует сохранять максимальную точность в расчетах и замерах, поскольку возможные значения диаметров могут находиться достаточно близко друг к другу (например, 97 и 99 мм). При этом, колесо со значением 97 мм может оказаться несовместимым с креплениями под диаметр разболтовки 99 мм.

    Помимо этого, важно правильно определить размер центрального отверстия под ступицу. Не рекомендуется измерять диаметр линейкой, поскольку это может дать слишком большую погрешность.

    Как правило, все основные параметры указаны в техническом руководстве к автомобилю либо выбиты на оборотной стороне колесного диска. Если имеется аналогичное запасное колесо, можно посмотреть параметры на нем, не снимая действующее.

    Рекомендуем

    Однако на штампованных колесах зачастую параметры разболтовки не указываются, поэтому все данные можно узнать только из технической документации или у официального дилера автомобиля. Это нужно иметь в виду.

    Чем опасна неправильная разболтовка колесных дисков

    Важно правильно определять параметры разболтовки. Пренебрегать этим действием не следует, поскольку оно косвенно влияет на безопасность движения автомобиля. Установка колес без учета отклонений в ту или иную сторону означает, что колесо будет установлено неточно относительно оси. В результате этого не получится достичь требуемого уровня затяжки.

    Визуально определить правильность разболтовки невозможно. Последствия неправильной сверловки выявятся позднее в процессе езды по следующим проявлениям:

    • возникнет сильное биение в колесах;
    • обнаружатся повреждения в элементах подвески и в механизме руля;
    • увеличится риск того, что крепежные болты колеса открутятся.

    Можно видеть, что с точки зрения безопасности последствия весьма серьезные, способные привести к аварийной ситуации.

    Можно ли установить колесные диски с другой разболтовкой

    Колесные диски должны иметь разболтовку, рекомендуемую производителем автомобиля.

    Если на вашей машине установлены колеса с параметрами PCD 100×5, а вы захотели поставить колесо с PCD 98×4, лучше откажитесь от этой затеи. Возникает вопрос, почему специалисты не рекомендуют такую замену, ведь визуально разница будет не видна?

    Такое несоответствие разболтовки, пусть и не заметное для глаза, рано или поздно даст о себе знать. Дело в том, что полная затяжка одного из крепежных болтов немного уводит остальные отверстия в сторону. Болты при этом закрутятся, однако колесо в любом случае неплотно сядет на ступицу, что не даст возможность качественно затянуть крепеж.

    Следует учитывать опасность установки колеса с отличающейся разболтовкой. Если через некоторое время это выразится лишь в появившемся биении колеса, в дальнейшем биение усилится и в конце-концов разрушит и подвеску, и рулевой механизм автомобиля.

    Рекомендуем

    Возможен и более негативный сценарий. Вследствие плохой затяжки болтов они могут во время езды открутиться, что неизбежно приведет к потере колеса и к аварии.

    Российские модели ВАЗ снабжаются стандартными колесами с параметрами разболтовки 4×98. Такой PCD имеет существенный недостаток: крайне ограниченный выбор среди нестандартных колесных дисков. Соседней с «вазовскими» параметрами является разболтовка 4×100, однако она дает возможность существенно большего выбора из нестандартных изделий. Стоит ли рискнуть и поставить данные колеса на отечественный автомобиль?

    Выше мы уже выяснили, что такая замена не только нежелательна, но и недопустима. Даже небольшое отклонение в пару миллиметров не позволит достаточно хорошо затянуть весь крепеж. Безусловно, среди автолюбителей есть умельцы, сознательно идущие на такой риск. Они используют более длинные болты либо один из болтов вовсе не вкручивают. Это опасная практика, которая может обернуться серьезными неприятностями, вплоть до ДТП.

    Однако безопасный вариант решения этой задачи существует. Для установки на ВАЗ нестандартного колеса с разболтовкой 4×100 достаточно использовать специальные эксцентрические болты либо крепеж со смещенным центром. Данные метизы продаются во всех автомобильных магазинах, можно их найти и в интернете.

    Другим решением совместимости разболтовки может послужить использование шпилек типа ГБЦ, устанавливаемых на ВАЗ-2108. Данные шпильки особенны тем, что вкручиваются напрямую в ступицу. Колесный диск же при этом прижимается гайками, которые можно взять, например, от «Нивы».

    В качестве третьего решения можно расточить отверстия в ступице. Тогда на ступицу встанут колеса различной разболтовки — и 4×98, и 4×100.

    Разболтовка колесных дисков: таблица совместимости

    Разболтовка колесных дисков по маркам и моделям автомобилей наглядно показана здесь: Разболтовка колесных дисков: таблица совместимости.

    По данной таблице вы легко подберете колеса к вашему авто.

    Мнение автолюбителей про разболтовку колесных дисков

    1. «Машина сразу стала собраннее и жестче»

    Пользователь поставил на свою машину колеса 6,5х15 ET38 с шинами 195х65. Автомобиль сразу стал выше, однако при езде по неровностям передние колеса начали цеплять подкрылки в местах соединения крыла с бампером. Автор решил установить новые стойки с проставками и посмотреть на поведение машины, проехав груженым 200 км.

    Новые стойки от Ардео вместо старых изношенных сделали автомобиль более собранным и жестким. Рулить машиной стало легче, и крупные ухабы проходятся более аккуратно. Хотя мелкие неровности все-таки начали более отчетливо ощущаться.

    «Не пытайтесь натянуть не родные колесные диски!»

    Относительно разболтовки пользователь категоричен и не советует ставить, например, колеса 98×4 на автомобиль под 100×4. Результат в любом случае будет плачевным — болты нормально не затянутся, колеса начнут бить. В качестве отрицательного примера приводятся владельцы иномарок с параметрами 100×4, пытающиеся менять штатные колеса на отечественные с разболтовкой 98×4. Если неизвестна сверловка автомобиля, автор рекомендует ее узнать у продавца авто.

    «Лучше не рисковать и приобрести колесные диски с правильной сверловкой!»

    «Колесные диски с правильной сверловкой – слишком ответственный узел, риск здесь обязан быть минимальным!» — так считает пользователь.

    Убеждение в том, что колеса можно точно отцентровать по шпилькам, ошибочно. Приведем другую цитату автора: «Диск точится в центрах, впрочем, как и ступица. Даже в жигулях с живыми стоковыми железными дисками колесо очень четко встает по центральному отверстию и фаске на полуоси или ступице. На досуге подумайте, почему рекомендуется гайки/болты на колесе в диагональном порядке затягивать.»

    Рекомендуем

    Также не стоит недооценивать важность пластиковых переходных колец между колесом и ступицей. Использование этих элементов может продлить жизнь подшипников и покрышек.

    «Так ли ценны диски, которые хочется поставить?»

    В Москве и в Санкт-Петербурге распространена такая услуга: колесные диски пересверливают на специальном координатном станке. Автор узнал, что московская стоимость этой процедуры составляет 500 рублей за одно отверстие. Просверлить могут буквально все. Однако цена эта актуальна лишь для малолитражных легковых авто. Тяжелые транспортные средства весом с автобус потребуют совершенно других, не оправданных затрат. Ведь на любой ямке диск может лопнуть, и последствия будут катастрофическими.

    Учитывая дороговизну такой услуги, стоит ли этого желаемый колесный диск? Автолюбители ставят различные проставки со смещенными отверстиями. В результате проставки ломаются, выводя из строя подшипники. Что касается отзывов, среди них много положительных лишь до использования данных деталей. Отзывы на изделия после их эксплуатации автором обнаружены не были.

    Можно, конечно, поменять и ступицу, и тормозной диск. Но не проще ли подобрать подходящее по разболтовке колесо? Не легче ли продать не подошедшие колесные диски, перестав их мучить? Подобными риторическими вопросами задается пользователь.

    «Безопасность важнее всего!»

    На колесах с несоответствующей разболтовкой можно неспешно добраться до места, где будет возможность поставить правильные колесные диски. Ездить на «неправильных» колесах тоже никто не запрещает. Равно как не запрещена игра в русскую рулетку. Такую аналогию приводит автор.

Ссылка на основную публикацию