Какие предусмотрены штрафы за фаркоп без прицепа и другие нарушения при езде с этим транспортным

Какие предусмотрены штрафы за фаркоп без прицепа и другие нарушения при езде с этим транспортным средством?

Прицеп и фаркоп, применяют как дополнительное приспособление для автомобиля и используют для транспортировки различных видов груза.

Но использование таких средств регулируется законодательством и есть определенные нормативы.

В данной статье будет рассмотрено, какую ответственность понесет водитель за нарушение ПДД при использовании такого оборудования.

  1. Виды нарушений и ответственность
  2. Можно ли устанавливать фаркоп на легковой автомобиль?
  3. Нужна ли регистрация транспортного средства в ГИБДД?
  4. Спорные ситуации и способы их решения
  5. В каких случаях ДПС сможет доказать вину?

Виды нарушений и ответственность

  1. Штраф за езду с фаркопом без прицепа. В соответствии с первой частью статьи 12.5 КоАП РФ, водитель обязан нести ответственность за установку не предусмотренного для автомобиля дополнительного оборудования.

Согласно правилам, за езду на автомобиле, который имеет неисправности или условия при которых запрещается его эксплуатация, выносится предупреждение или наложение штрафа в размере 500 рублей.

  • Штраф, если у ТС нет номера. Согласно статье 12.2 КоАП, ее второй части «Управление ТС без государственных регистрационных знаков» – влечет наложение штрафа в размере 5 тыс. руб. или лишение права управления транспортным средством на срок от 1 до 3 месяцев.
  • За езду без категории. Если водитель транспортного средства не имеет категории «Е», штраф за такое нарушение будет составлять от 5 до 15 тыс. руб. (первая часть статьи 12.7 КоАП РФ).

    Теперь вы знаете, какой штраф придется заплатить, если нет категории данного ТС.

    За езду с самодельным ТС. Объем штрафа за самодельный прицеп без наличия необходимых документов будет аналогичен взысканию за незаконное использование заводского аналога. Согласно первой части статьи 12.1 КоАП РФ водитель будет обязан выплатить от 500 до 800 рублей штрафа (подробнее о том, за что может быть назначен штраф ГИБДД в размере 800 рублей, можно узнать тут).

    Также предстоит экспертиза ТС и исследования изделия в лаборатории на соответствие нормативным стандартам.

    За перегруз легкового приспособления. Согласно пункту 1 ст.23 ПДД перевозимый груз и распределение его нагрузки в прицепе не должны превышать величин, указанных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства. Перед началом и во время движения водитель должен контролировать размещение, крепление и состояние груза, во избежание его падения и создания каких-либо помех в процессе движения.

    Если размещение груза не соответствует необходимым требованиям, владелец автомобиля обязан устранить указанные нарушения либо вовсе прекратить дальнейшее движение. Учитывая статью 12.21 КоАП, за нарушение правил перевозки груза водителю выносится предупреждение или налагается штраф в размере 500 рублей.

    Можно ли устанавливать фаркоп на легковой автомобиль?

    Согласно закону от 10.12.1995 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Фаркоп, который будет выступать за пределы габаритов автомобиля, может оказать значительное влияние на исход ДТП. Так как при ударе в один только бампер авто получит средние повреждения, а при наезде на фаркоп авария приобретет более серьезные последствия.

    Исходя из этого, применение первой части статьи 12.5 КоАП будет вполне обоснованно.

    Нужна ли регистрация транспортного средства в ГИБДД?

    Как и для обычных транспортных средств, прицепам также присваивают индивидуальные номера. Для этого необходимо зарегистрировать прицеп в ГИБДД. Согласно п. 1 ст. 2 ПДД. Владелец механического ТС должен:

    1. Иметь при себе водительское удостоверение или временное разрешение на право управления данным транспортным средством.
    2. Регистрационные документы на данное транспортное средство.
    • Скачать бланк заявления в ГИБДД на постановку прицепа на учет
    • Скачать образец заявления в ГИБДД на постановку прицепа на учет

    Спорные ситуации и способы их решения

    Во избежание спорных вопросов владельцы транспорта с прицепами обязаны соблюдать следующие правила:

    1. Тягачи и прицепы регистрируются на таких же условиях, как и остальной транспорт.
    2. Езда с отсутствием регистрации разрешается только до 10 дней с того момента когда был приобретен прицеп.
    3. На прицеп устанавливаются фары, номера, необходима страховка и наличие специальной категории в ВУ.
    4. Нарушение правил во время езды с прицепом и без него расценивается равнозначно.

    Транспортные средства не будут проверяться в случаях если:

    • Если на фаркоп был выдан сертификат согласно требованиям Технического регламента Таможенного союза. Данный сертификат станет определенной гарантией, что штраф за фаркоп не будет взиматься.
    • Чтобы отделаться одним предупреждением необходимо постараться убедить сотрудника инспекции в том, что упущение будет исправлено в ближайшее время. Вероятные шансы на снисходительность будут иметь те автомобилисты, которые на протяжении последнего времени (около полугода) не попадались на глаза сотрудников ГИБДД.
    • Еще одним хорошим выходом из положения станет – съемный фаркоп. Обычно такое приспособление не выступает за габариты бампера, поэтому ему будет сложно ухудшить условия при возникновении ДТП. Если учитывать практику, можно заметить, что обычно в подобных ситуациях инспектора прислушиваются к доводам и остаются лояльными.

    Однако здесь фаркоп не смогут обозначить конструктивным изменением, так как сам автовладелец не вносил видимых изменений в конструкцию.

    Таким образом, если фаркоп выпускался предприятием предназначенным для вашего автомобиля и при этом присутствуют все указанные сертификаты, то его установку никто не станет запрещать. При монтаже фаркопа очень важно сделать акцент на промышленном варианте. В комплекте с ним будут идти документы, в которых указана модель транспортного средства.

    Конструктивными изменениями в автомобиле будет считаться удаление заводских деталей или же монтаж не предусмотренных. С учетом того, что изменения в конструкцию были совершены после снятия транспорта с конвейера или в случае небезопасного движения на дороге.

    Если говорить о самодельных устройствах, езда при их наличии строго запрещается.

    В каких случаях ДПС сможет доказать вину?

    Сотрудники ГИБДД предъявляют вопросы и претензии к водителю, основываясь на первую часть статьи 12.5 КоАП РФ. В ней прописано наказание за незаконную установку на автомобиль оборудования, которое не предусмотрено ее конструкцией. Почти все производители легковых автомобилей (за редким исключением) не предусматривают тот момент, что на их ТС могут установить фаркоп.

    В Техническом регламенте Таможенного союза приводятся обязанности и выставлена четкая характеристика касательно термина «конструктивные изменения». Под ним подразумевается демонтаж заводских частей или, напротив, установка не предусмотренных производителем:

    1. Элементы и составные части.
    2. Предметы оборудования.
    3. Другие вспомогательные приспособления.

    Применяя статью 2 Федерального закона 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», безопасность на дороге будет характеризоваться уровнем защищенности от ДТП.

    Чтобы не случилось, чрезмерные переживания по этому поводу будут лишними. Как показала практика, подобные штрафы за нарушение ПДД и наказания за установленный фаркоп водители отбывают довольно редко. В большинстве подобных случаев сотрудники Госавтоинспекции могут не обратить внимания на установленное устройство, вплоть до происшествия какого-либо другого резонансного события.

    Штраф за фаркоп (прицепное устройство) (Статья 12.5 КоАП РФ) (видео&смарт ответ)

    Но нужно ли регистрировать фаркоп в каждом случае и как это проходит? Когда выписывают штраф за фаркоп на легковом автомобиле? Кроме этого, в статье также будет детально рассмотрена ответственность водителей и даны ответы на вопросы относительно самой процедуры регистрации, необходимых документов.

    Когда водитель обязан зарегистрировать фаркоп, а когда нет

    Фаркоп, он же ТСУ (тягово-сцепное устройство), выступает специальным элементом транспорта, с помощью которого к нему подсоединяется прицеп.

    С 2015 стал действовать Техрегламент «О безопасности колесных транспортных средств». Им руководствуются, когда требуется изменить конструкцию ТС.

    С вопросом регистрации определяются исходя из оценки имеющихся документов и устройства.

    Когда завод-изготовитель изначально продумал место крепления, конструкция транспорта не изменится при его установке и отдельная регистрация фаркопа не нужна.

    При подтверждении этого факта и полном комплекте документов корректировать в ГИБДД свидетельство о регистрации не нужно.

    Эксплуатация вмонтированного устройства проводится при наличии:

    1. Паспорта (руководства по эксплуатации) с отметкой о возможности проведения монтажа. Оформляется производителем.
    2. Копии сертификата на фаркоп, где определено его соответствие Техрегламенту. В нем указывается, что при соблюдении всех требований к установке все надежно, и устройство может использоваться.
    3. Акта установки + лицензии сервиса. Оформляется организацией-установщиком. Это документальное подтверждение правильности установки.

    Даже если указанные документы на фаркоп есть, возить их в машине водителю нет необходимости.

    Присутствие оригинального устройства на транспорте не требует дополнительных действий от владельцев. При претензиях со стороны представителей ГИБДД документы в любой момент затребуют у производителя авто.

    Без документов и шанса их восстановления потребуется пройти в ГИБДД регистрацию изменений конструкции автомобиля.

    Порядок установлен пунктом 7.18 ПДД и ФЗ № 196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения».


    Документы на ТСУ

    Чтобы использовать тягово-сцепное устройство необходимы:

    • отметка о разрешении использования устройства в руководстве по эксплуатации ТС;
    • официальные бумаги, подтверждающие совместимость с моделью и маркой авто;
    • сертификат соответствия детали требованиям Технического регламента.

    Бумаги можно не возить с собой, а хранить дома. В случае остановки, сообщить сотруднику, что они есть, показать фото. Если инспектор выпишет постановление, предъявив эти документы, штраф можно оспорить.

    Какие документы необходимы для регистрации

    Для регистрации несколько раз обращаются в ГИБДД. Пакеты документов будут различаться: до момента установки и после.

    Вначале подготавливают такие документы:

    • заявление (формат бланка установлен);
    • копию паспорта на транспорт (предоставляется и в оригинале);
    • удостоверяющие факт соответствия фаркопа гостребованиям (оцениваются характеристики и вопрос безопасности);
    • свидетельство о регистрации транспорта.

    Когда фаркоп уже установлен, идут снова в ГИБДД. Регистрируют обновленную модификацию. Инспекторы проверяют правильность установки и насколько она безопасна: создается ли опасность для других лиц, участвующих в дорожном движении.

    • диагностическую карту;
    • договор, по которому приобретался прицеп (при наличии);
    • сертификат (нужно подтверждение качества устройства);
    • декларацию (выдается в сервисе, где проводили работы);
    • заявление (в нем указывается просьба зарегистрировать модификацию);
    • заключение проведенной экспертизы.

    За первым и последним документом обращаются к официальному сервисному центру либо в мастерскую.

    Нужна ли регистрация фаркопа в ГИБДД в 2019 году?

    В данном случае все зависит от самого фаркопа и от имеющихся на него документов:

    • Если документы на фаркоп есть, то водителю не нужно обращаться в ГИБДД для внесения изменений в свидетельство о регистрации. Можно просто установить фаркоп и спокойно эксплуатировать автомобиль с прицепом.
    • Если документов нет либо их невозможно восстановить, то установка фаркопа является изменением конструкции, которое следует зарегистрировать в ГИБДД.

    Примечание. Необходимые документы для фаркопа будут рассмотрены ниже.

    Например, если оригинальный фаркоп установлен на автомобиль на заводе, то никаких дополнительных действий при обращении в ГИБДД для постановки машины на учет предпринимать не нужно. Если у ГИБДД возникнут какие-то вопросы по поводу ТСУ в будущем, можно будет в любой момент запросить документы у автопроизводителя и отстоять собственную правоту.

    С другой стороны, если фаркоп изготовлен самостоятельно и просто приварен к кузову автомобиля, то это является изменением конструкции. Для его регистрации нужно обратиться в ГИБДД. Причем далеко не факт, что разрешение на установку в итоге удастся получить.

    Напомню, что алгоритм внесения изменений в конструкцию транспортного средства рассмотрен в отдельной статье:

    Он подразумевает, что автовладелец должен 7 раз обращаться в различные организации, т.е. довольно трудоемок.

    В связи с этим на практике возможен и такой вариант. Если тягово-сцепное устройство на машине уже установлено, а документов на него нет и восстановить их невозможно, то может оказаться проще, быстрее и дешевле купить новый фаркоп с документами, чем пытаться оформить в ГИБДД изменение конструкции автомобиля.

    Штрафы за незарегистрированный фаркоп

    Не допускается использование устройства, если он не фигурирует в ОТТС как допоборудование для автомобиля.

    Есть несколько вариантов, где возможно взять копию документа:

    1. В дилерском центре.
    2. На заводе, изготовившем машину.

    Такой информацией располагают только производители и импортеры.

    С фаркопом, но без прицепа водитель будет ездить, если конструкция автомобиля устанавливает прямой запрет добавления к нему прицепных ТС.

    При наличии категории «В» у водителя все же будут действовать ограничения. Предельная масса прицепа не должна превышать максимальную массу ТС и в совокупности 3,5 т. Для более тяжелых прицепов понадобится категория «Е».

    Штрафы возможны, когда ТСУ:

    • нестандартного образца или имеет поломки;
    • перекрывает оптику, номерной знак;
    • нарушены правила установки фаркопа (место или способ установки выбраны неверно).

    Если представитель ГИБДД не допускает постановки автомобиля на учет из-за фаркопа, нужно потребовать письменное объяснение. Затем пишется жалоба, адресуемая начальнику сотрудника.

    Ответственность предусмотрена по части 1 статьи 12.5 КоАП. Штраф здесь незначительный, всего 500 р. Воспользовавшись статьей 32.2 КоАП, водитель ограничится только половиной штрафа, если перечислит средства на протяжении 20 дней с момента его назначения.

    Конструктивные изменения транспорта требуют получения разрешения и регистрации. Иначе водитель создаст опасность на дороге.

    Порядок для установки фаркопа

    Для правомерного монтажа фаркопа согласно правовым нормам учитывают определенный порядок действий:

    • определяются с возможностью установки – легковой автомобиль должен быть рассчитан на буксировку прицепа, для тягово-сцепного устройства изготовителем подразумевается специальное место;
    • выбирают агрегат у производителя, согласовывая выбор с моделью и маркой автомобиля;
    • обращаются к автосервису для монтажа с дальнейшим оформлением бумаг;
    • получают документы для установки фаркопа, проходят его регистрацию в ГИБДД.

    Регистрировать устройство в ГИБДД не обязательно, если соблюдаются условия:

    • установка предусмотрена изготовителем транспортного средства;
    • на приспособление имеется паспорт и сертификат, доказывающий правомерность его монтажа;
    • устройство монтировано согласно инструкции без внесения изменений в конструкцию автомобиля, то есть сверление, сварка и иные действия не проводились.

    Регистрация фаркопа в ГИБДД подразумевается в ситуации, когда монтирование проводится самостоятельно или вносятся изменения в конструкцию машины. Стоимость регистрации варьируется в зависимости от типа автомобиля и стоимости самого устройства. Для оформления предоставляются документы:

    • заявку на регистрацию, ее форма для заполнения предлагается на месте;
    • двустороннюю копию ПТС;
    • документы на фаркоп;
    • свидетельство о регистрации легкового автомобиля.

    Ознакомьтесь Статья 27 ФЗ 114 о порядке выезда из РФ и въезда в РФ

    На основании заявки организуется экспертиза для установления возможности использования указанного устройства. Автовладелец должен по ее итогам собрать определенные документы:

    • диагностическую карту, подтверждающую безопасность используемого автомобиля;
    • договор о покупке фаркопа и иные бумаги, связанные с его использованием, включая сертификат;
    • декларацию от автосервиса, где монтировалось устройство;
    • решение экспертизы о возможности эксплуатации автомобиля.

    На основании приведенного перечня водителю выдается свидетельство, подтверждающее правомерность использования фаркопа.

    Можно ли избежать штрафа за фаркоп без регистрации

    Есть несколько вариантов, когда можно уйти от наложения административного штрафа:

    1. Убедить инспектора, что указанное им упущение будет незамедлительно исправлено.

    Иногда инспектор может ограничиться предупреждением, тем более статья 12.5 КоАП предусматривает подобную возможность. Больше шансов прийти к соглашению у вежливых водителей, долгое время не замеченных в нарушении ПДД.

    1. Фаркоп съемной конструкции. Когда он не так часто используется, это выход. Нет выступающих элементов — весомый аргумент.
    2. Заводское ТСУ или наличие креплений.
    3. Отсылка к пункту 77 Техрегламента. При выполнении требований этого документа — сертификации ТСУ и проведении оценки устройства — бояться проверок не нужно. Штраф исключен.

    Если установка не предусмотрена заводом

    Даже при таком раскладе есть выход из положения. Потребуется легализовать установку. С этой целью проводится экспертиза:

    1. Получите необходимые документы для подтверждения возможности монтажа на транспорт фаркопа.
    2. Пройдите экспертизу (через ГИБДД). Нужны документы, выданные автоцентром, и на транспорт.
    3. После завершения процедуры вносят коррективы в техталон и ПТС (модификация подтверждена и узаконена).

    ГИБДД даст бланки и перенаправит для прохождения экспертизы ТС.

    Как выбрать «правильный» фаркоп

    Внимание прежде всего уделяется документации. Покупается только сертифицированное изделие. Дополнениями выступают техпаспорт и сертификат соответствия.

    Учитывать нужно следующие моменты:

    1. Насколько фаркоп подойдет к конкретной марке автомобиля. У продавца сразу же нужно запросить документацию на устройство.
    2. Каким образом будет происходить закрепление устройства на транспорте (лучше посоветоваться со специализированными центрами, которые в дальнейшем займутся установкой фаркопа).
    3. Характеристики устройства (вес, размеры, конструкция). В некоторых случаях крюк соединения не подойдет под имеющийся прицеп — это важно учитывать.
    4. Будут ли характеристики соответствовать государственным требованиям.

    Нельзя, чтобы крепеж загораживал номер или создавал препятствия движению транспорта.

    Если купили фаркоп без документов

    Бывает, что у собственника транспорта не остается при себе документов на фаркоп. Зачастую такое бывает, когда:

    1. Документы утеряны (обычно это вина одного из прежних владельцев при перепродаже транспорта).
    2. Незаконное интегрирование устройства в конструкцию транспорта (без оформления соответствующей документации).
    3. Приобретение изделия у продавца без квалификации.

    Покупая б/у авто, следует быть особо внимательным к документации, в т. ч. и на фаркоп. Документы отсутствуют — нужно оформить или же демонтировать ТСУ, чтобы не нарваться на штраф за отсутствие разрешения на установку фаркопа. Проблемы появятся и с регистрацией транспорта.

    Документы на фаркоп легкового автомобиля

    В 2022 году в России действует технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств. Именно этому документу должны соответствовать транспортные средства и установленное на них оборудование.

    Рассмотрим пункт 77 раздела 4 главы V технического регламента:

    77. Транспортные средства не подлежат проверке в следующих случаях:

    1) при установке на транспортное средство компонентов:

    • предназначенных для этого транспортного средства и прошедших оценку соответствия в составе данного транспортного средства, что подтверждено документацией изготовителя компонентов;
    • предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации;

    Читать дальше: Комиссия за выдачу банковской гарантии налоговый учет

    2) при серийном внесении изменений в конструкцию на основании разработанной и согласованной в установленном порядке конструкторской документации, если на ее основе была выполнена оценка соответствия внесенных изменений.

    Итак, существуют 2 случая, при которых фаркоп можно не регистрировать в ГИБДД:

    • При серийном внесении изменений в конструкции. В данном случае речь идет об установке ТСУ на заводе.
    • При установке фаркопа в качестве дополнительного оборудования, если одновременно выполняются 2 условия:
    • Изготовитель предусмотрел установку фаркопа в эксплуатационной документации. В данном случае речь идет о руководстве по эксплуатации, которое выдается при покупке любого автомобиля. Откройте данный документ и найдите раздел, посвященный использованию прицепа. Если такой раздел есть, то все в порядке.
    • Фаркоп должен иметь документацию изготовителя, подтверждающую, что он предназначен для использования именно на автомобиле Вашей модели и прошел оценку соответствия.

    Таким образом, список необходимых документов для использования фаркопа:

    • Руководство по эксплуатации автомобиля.
    • Документы на фаркоп, подтверждающие, что он подходит для автомобиля нужной модели.
    • Сертификат на фаркоп, подтверждающий, что он соответствует требованиям Технического регламента.

    Обратите внимание, возить указанные документы с собой и предъявлять их сотрудникам ГИБДД Вы не обязаны. Их можно хранить и дома. Просто если у сотрудника ГИБДД возникнут вопросы по поводу фаркопа, сразу же скажите ему, что все необходимые документы у Вас есть и тягово-спцепное устройство установлено законно. Обычно этого бывает достаточно. Если полицейский все же решит оформить протокол, то Вы сможете оспорить его на основании имеющихся документов.

    Что делать, если фаркоп уже установлен

    Бывает, что оформление фаркопа не проводилось, при этом он есть на авто при отсутствии документов. Когда приобреталось устройство у официального производителя, проблем с восстановлением документации не возникает.

    Нужно выйти на контакт с поставщиком:

    • с помощью официального портала;
    • через региональное отделение (при его наличии);
    • написав письмо на установленный юридический адрес.

    Обычно покупателям продукции не отказывают — по просьбе высылают все копии документов.

    Другое дело, если ТСУ ручной сборки или же отправлять дубликаты документов по просьбе не захотели.

    Тогда следует действовать так:

    • При приобретении транспорта на вторичке нужно позвонить прежнему владельцу. Возможно, у него остался сертификат.
    • Направить в ГИБДД сообщение о запланированной регистрации модификации ТС.
    • Использовать транспорт до момента, как фаркоп успеют узаконить, нежелательно: будет админка.
    • Проверки нужно пройти и оформить документацию, подтвердив, что характеристики учитывают требования.

    Штраф за незаконную установку фаркопа в 2022 году

    Монтаж тягово-сцепного механизма должен производиться в соответствии с нормами ПДД и ТР ТС 018/2011, подробнее о которых будет рассказано далее. Также необходимо выяснить, нужно ли регистрировать установленный фаркоп. При несоблюдении правил водитель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 12.5 КоАП РФ. Штраф за незаконный фаркоп на легковом автомобиле в 2022 году составляет 500 рублей. В статье рассмотрено, относится ли монтаж фаркопа к конструкционным изменениям, перечислены правила установки ТСУ, разобраны особенности уведомления ГИБДД о выполненных работах, проведения экспертизы и регистрации.

    1. Правила установки фаркопа
    2. Буксируемый прицеп перекрывает номер
    3. Ответственность за незаконную установку фаркопа
    4. Скидка при уплате штрафа
    5. Вопросы читателей

    Правила установки фаркопа

    Фаркоп — устройство, без которого использование прицепа с ТС становится невозможным, поскольку тягово-сцепной элемент выполняет роль крепежа. Осуществить монтаж устройства может каждый автомобилист, для этого не потребуются специальные инструменты или знания, но необходимо помнить о правилах, за несоблюдение которых водитель может быть привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ.

    К ПДД имеется приложение, где закреплены неисправности и условия, с которыми не допускается использование автомобиля. В соответствии с п. 7.18 Приложения к ПДД эксплуатация ТС запрещена, если его конструкция была существенно изменена без уведомления и разрешения от органов ГИБДД.

    Чтобы разобраться, необходима ли регистрация фаркопа в органах Госавтоинспекции, следует обратиться к ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств».

    Согласно п. 6 указанного регламента под изменением конструкции ТС понимается удаление предусмотренных или монтаж не предусмотренных для конкретной модели частей, элементов либо предметов, влияющих на общую безопасность дорожного движения.

    Каждый автомобиль — это сложное с технической точки зрения устройство, при разработке и конструировании которого производителем учитывается множество факторов. Самовольное вмешательство в конструкцию может повлечь непредусмотренные ситуации.

    В соответствии с п. 75 ТР ТС 018/2011 для обеспечения безопасности эксплуатации автомобиля после внесения изменений в его конструкцию необходимо предварительное проведение экспертизы, которая должна установить возможность выполнения данных действий.

    Чтобы узнать, является ли установка фаркопа внесением изменений, необходимо обратиться к специальному документу ОТТС, в котором прописаны характеристики и условия использования конкретного легкового автомобиля.

    Если в пункте «Допустимая полная масса прицепа» имеется значение, конструкция ТС предусматривает установку фаркопа. Если в графе указано, что буксировка прицепа невозможна, его установка будет считаться изменением.

    Проверить, была ли конструктивно предусмотрена возможность установки ТСУ, можно по табличке с vin-номером:

    Первый ряд цифр — вес незагруженного автомобиля без пассажиров, второй — масса с прицепом. Если второе значение отсутствует, фаркоп устанавливать нельзя. В зависимости от автопроизводителя и модели машины табличка может меняться.

    В соответствии с п. 76 ТР ТС 018/2011 после изменения конструктивных параметров или частей требуется проверка. Исключением является установка компонентов в случаях, предусмотренных п. 77 рассматриваемого регламента:

    1. Элемент подходит для конкретного автомобиля, прошел оценку соответствия, о чем свидетельствует документация от производителя компонентов.
    2. Деталь является предусмотренной автопроизводителем.

    Таким образом, если установка фаркопа на легковой автомобиль предусмотрена производителем, а на деталь имеется сертификат соответствия, водитель не обязан получать разрешение, проводить экспертизу в органах ГИБДД и может обойтись без регистрации.

    Буксируемый прицеп перекрывает номер

    Согласно п. 1.2 ПДД прицеп — это транспортное средство без двигателя, используемое для движения вместе с другим механическим ТС. В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 на прицепах должны быть установлены государственные регистрационные знаки. Поэтому фактическое загораживание номера прицепом становится невозможным. Если номера не установлены либо ТС является незарегистрированным, водитель может быть привлечен к ответственности по ст. 12.1–12.2 КоАП РФ.

    Ответственность за незаконную установку фаркопа

    Действующее законодательство не предусматривает непосредственного штрафа за фаркоп. Водителю может быть назначен штраф за незаконную установку в случае нарушения п. 7.18 Приложения к ПДД, который был рассмотрен ранее.

    Ответственность в данном случае наступает по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ, санкция которой предполагает наказание в виде предупреждения или штрафа 500 рублей.

    Скидка при уплате штрафа

    В соответствии с положением, закрепленным ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ в первые 20 суток с момента вынесения постановления о назначении наказания плательщику предоставляется скидка в размере 50 %.

    Это означает, что штраф, полученный за несоблюдение правил установки ТСУ на легковой автомобиль, может быть оплачен со скидкой 50 % и его итоговый размер составит 250 рублей.

    Вопросы читателей

    Можно ли узаконить самодельный фаркоп, установленный на автомобиль?

    Ответ: Поскольку на самодельное крепление не выпускаются сертификаты, а автопроизводители не могли предусмотреть его первоначально, такая установка однозначно будет расцениваться как внесение существенных изменений. В соответствии с п. 75 ТР ТС 018/2011 для обеспечения безопасности эксплуатации автомобиля после внесения изменений в его конструкцию необходимо предварительное проведение экспертизы, которая установит возможность и допустимость монтажа ТСУ.

    Где можно получить ОТТС и сертификат соответствия?

    Ответ: Узнать, предусматривает ли конструкция ТС установку фаркопа, можно с помощью ОТТС, которые публикуются на официальном сайте Росстандарта. Сертификат соответствия на тягово-сцепные устройства можно получить у производителя. Не стоит пользоваться услугами компаний, которые за плату предлагают найти и предоставить сертификат: они выступают посредниками. Все крупные производители осуществляют поддержку через официальные сайты.

    Увеличивается ли штраф за прицепное устройство при совершении аналогичных правонарушений в дальнейшем?

    Ответ: Штраф за несоблюдение правил монтажа фаркопа на легковой автомобиль назначается в соответствии с ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ. Санкция не предусматривает изменение ответственности за многократное совершение правонарушений, поэтому размер штрафа не будет увеличиваться.

    Обязательно ли проводить демонтаж тягового устройства при движении без прицепа?

    Ответ: Действующим законодательством данный вопрос никак не урегулирован, поэтому обязанность снимать ТСУ у водителя отсутствует. Кроме того, производители выпускают устройства с полностью сварными шарами и их снятие невозможно.

    Устанавливать фаркоп на машину необходимо по правилам, предусмотренным ТР ТС 018/2011. Если монтаж элемента был заложен в конструкцию автопроизводителем ТС, а на деталь имеется сертификат соответствия, водителю не требуется уведомлять ГИБДД, обращаться для предварительной экспертизы и проводить регистрацию. В других случаях оформление становится обязательным, а за несоблюдение данного положения нарушителю грозит ответственность по ст. 12.5 КоАП РФ с наказанием в виде предупреждения или штрафа 500 рублей.

    Предусмотрен ли штраф за фаркоп без прицепа?

    Многие автомобилисты интересуются, предусмотрен ли штраф за фаркоп без прицепа. Фаркоп устанавливают на легковые или грузовые автомобили, чтобы обеспечивать работу тягово-сцепных механизмов, к которым относятся прицепы и трейлеры. Состоит механизм из 2 частей — поперечины и шарового узла. Поперечина ставится в специальные отверстия, которые являются уникальными для того или иного автомобиля. Выполняется в виде рамы или отверстия в кузове машины. Шаровой узел крепится к поперечине. Применяют устройство те автомобилисты, которые много ездят, особенно на дальние расстояния и перевозят грузы.

    Предусмотрен ли штраф за фаркоп?

    Фаркоп ставят не только для выполнения непосредственных функций, а и для того, чтобы защитить машину во время возможных дорожно-транспортных происшествий. Автомобилисты верят, что приспособление может принять на себя основную часть удара. Но все происходит наоборот. Кузов повреждается еще больше, поэтому механизм необходимо снимать, если он не используется по назначению. Фаркопы бывают съемными, сварными и фланцевыми.

    Любые изменения в конструкции автомобиля требуют от водителя обращения в ГИБДД, чтобы зарегистрировать новые механизмы. Фаркоп также необходимо регистрировать, если его нет в первоначальной комплектации авто. Но в большинстве случаев устройство уже установлено, соответственно, оно не считается механизмом, который меняет внешний вид автомобиля. Обращаться в ГИБДД относительно регистрации фаркопа не надо в таких случаях, как:

    1. Устройство имеет паспорт или сертификат.
    2. Механизм установлен по всем правилам, указанным в инструкции и паспорте.
    3. Конструкция была установлена на заводе.

    Разрешается и самостоятельная установка фаркопа, но при его покупке необходимо проверить наличие таких документов:

    1. Копия действующего сертификата.
    2. Паспорт, в котором стоят отметки о продаже и установке.
    3. Чек, который будет подтверждать оплату.

    Таким образом, обращаться в дорожную инспекцию, чтобы зарегистрировать новый механизм, необязательно. При себе автомобилист во время поездки должен иметь документы, которые подтверждают законность использования устройства. Это поможет избежать штрафа.

    Когда могут оштрафовать за фаркоп на легковом автомобиле?

    Рассмотрим, в каком случае предусмотрен штраф за фаркоп на легковом автомобиле. Если во время движения инспектор ГИБДД останавливает водителя для проверки, то имеет право просить документы и на фаркоп. При наличии угрозы безопасности или провоцировании опасных ситуаций, в том числе и дорожно-транспортных происшествий, автомобилиста могут оштрафовать. Сумма взыскания составляет 500 рублей. В некоторых случаях инспектор выписывает обычное предупреждение.

    Размер штрафа увеличивается, если конструкция была установлена самостоятельно и существенно изменила внешний вид транспортного средства. Согласно Кодексу об административных нарушениях, водителю грозит за фаркоп штраф до 5 тыс. рублей.

    Штраф за установку устройства на легковом авто в 500 рублей выписывается в следующих случаях:

    1. Взыскание за фаркоп предусмотрено за езду на легковом авто без прицепа.
    2. Устройство было установлено незаконно.
    3. Прицеп или трейлер закрывает во время езды номерной знак автомобиля.

    Незаконная установка — это проведение монтажа самодельного механизма, изменение конфигурации кузова авто без регистрации в автоинспекции. Езда на таком транспорте угрожает созданию аварий на дорогах, поскольку устройство может быть неправильно закреплено, неустойчиво, не проверено соответствующим органом.

    Езда с установленным фаркопом, но без прицепа способна спровоцировать следующие опасности на дороге:

    1. Может сильно пострадать автомобиль, который едет сзади.
    2. Возрастает в несколько раз опасность травмировать водителя и пассажира, сидящего спереди. Значительно увеличивается риск нанести повреждения пассажирам, которые сидят сзади.
    3. Кузова автомобилей во время столкновения страдают сильнее, чем без фаркопа.
    4. При неправильно подобранной модели устройства для конкретного типа автомобиля изменяется не только конфигурация кузова, но и функциональные возможности машины.

    Рекомендуется перед установкой проконсультироваться с экспертом. Лучше выбрать небольшие компактные фаркопы, что поможет избежать травм и аварий на дороге.

    Во избежание штрафа за незаконную установку стоит снимать фаркоп каждый раз перед выездом на дорогу, и когда не надо прикреплять прицеп. Если механизм приварен к авто, тогда надо ездить с прицепом.

    В ситуациях, когда фаркоп с трейлером или прицепом закрывает номерной знак, то штрафа не получится избежать. Номерные знаки спереди и сзади обязательно должны быть четко видны участникам дорожного движения. Переносить номерной знак с привычного места на другое, например, на перевозимый груз, запрещено. В противном случае инспектор имеет право выписать дополнительный штраф, поскольку номерные знаки должны крепиться в строго установленных местах.

    Как избежать штрафа за фаркоп?

    Как можно уклониться от взыскания за фаркоп:

    1. Надо доказать инспектору, что авто не находится в эксплуатации, а просто стоит в гараже или на стоянке. В этом случае транспортное средство не является угрозой для других машин и пешеходов на дороге.
    2. В первый раз инспектор должен устно предупредить водителя о нарушении, а только при повторном — выписать штраф.
    3. Во время остановки инспектором стоит сказать, что визит в отделение ГИБДД запланирован на ближайшие дни. Иногда это помогает, и сотрудник автоинспекции не выписывает штраф.
    4. Предоставить документальное подтверждение того, что устройство поставлено правомерно и правильно.
    5. Показать инспектору документы на фаркоп, вид которого соответствует марке автомобиля.

    Водитель должен быть спокойным в общении с сотрудниками ГИБДД, готовым к замечанию, что монтаж устройства проведен неправильно, и поэтому фаркоп создает угрозу для других авто на дороге. Немаловажно, чтобы автомобилист, выезжая на дорогу с прицепом, имел при себе соответствующие документы.

    Штраф за установку фаркопа на легковой автомобиль без прицепа

    Фаркоп – это специальное тягово-сцепное оборудование (ТСУ), которое используется с целью надежной фиксации прицепа. Российское законодательство четко регламентирует порядок применения подобных устройств. Также оно может квалифицировать установку фаркопа как внесение несанкционированных конструктивных изменений в транспортное средство, что влечет за собой административную ответственность. Ниже мы разберемся, когда использование тяговых устройств допустимо, а в каких случаях это считается правонарушением.

    Для чего необходим фаркоп?

    Прямое назначение фаркопа связано с буксировкой транспортным средством прицепов, трейлеров, а также автомобилей, масса которых не превышает 3,5 тонн. Он создает равномерное распределение нагрузки, которая образуется под влиянием веса и силы инерции.

    Классические варианты этого механизма представляют собой шаровую конструкцию, надежно зафиксированную на изогнутом металлическом выступе. В зависимости от разрешенной нагрузки различают три типа ТСУ:

    от 1500 до 2500 кг;

    от 2500 до 3500 кг.

    Фаркопы специального назначения представляют собой скобу, в которую помещается кольцевидная петля, находящаяся на дышле прицепа. Крепление конструкции обеспечивает металлический палец, продеваемый через кольцо в скобе.

    По типу монтажа выделяют следующие виды прицепного устройства:

    фиксированные – полностью сварные конструкции, выступающие конструктивным элементом бампера;

    съемные – самые распространенные, оснащаются защелкой для быстрого сложения крюка, в ряде случаев входят в заводскую комплектацию пикапов и внедорожников;

    фланцевые (условно-съемные) – требуют наличия особой площадки, на которой закрепляются с помощью болтов, допускается их снятие при необходимости.

    Правила установки фаркопа

    ТСУ фиксируется на раме или кузове транспортного средства. Многие автопроизводители заранее предусматривают место крепления фаркопа с отверстиями.

    Для установки потребуется демонтаж бампера, иногда нужно немного отогнуть теплозащиту и отпустить вниз глушитель. После удаления заглушек крепежных элементов следует совместить кронштейны с кузовом машины, поместить на место балку и выполнить обтяжку болтов. Затем теплозащита, глушитель и бампер возвращаются на прежнее место. Порядок монтажа фаркопа различается в зависимости от конкретной модели автомобиля и может потребовать сверления дополнительных отверстий.

    Порядок регистрации фаркопа

    Вопросы установки тягово-сцепных устройств регулирует техрегламент «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011, действующий с 01.01.2015. Большинство современных автомобилей предусматривает возможность размещения фаркопа. В таких случаях его установка не требует регистрации в ГИБДД. При этом устройство должно иметь сертификат соответствия техрегламенту и паспорт.

    Чтобы избежать проблем с законом, лучше устанавливать ТСУ в авторизованных центрах – в этом случае сохраняется гарантия официального дилера. Самодельный фаркоп таких преференций не дает.

    Возможность установки тягово-сцепного устройства должна быть предусмотрена автопроизводителем, а сам механизм – значиться в каталоге запчастей под оригинальным номером. При несоблюдении данных требований, отсутствии регистрации фаркопа действия автовладельца могут квалифицироваться как внесение конструктивных изменений в ТС.

    Узнать о том, допустима ли установка ТСУ на автомобиль, можно в руководстве по его эксплуатации, которое доступно на сайте производителя. Также в качестве источника информации можно использовать табличку с VIN-номером. В ней обозначено четыре варианта максимально допустимой массы:

    нагрузка на обе оси.

    Если представлено только три значения, значит, тягово-сцепное устройство не предусмотрено.

    Если выяснилось, что без регистрации не обойтись, нужно выполнить следующие действия:

    пройти экспертизу перед монтажом и после него:

    получить сертификат безопасности в авторизованной компании;

    обратиться в ГИБДД – здесь будет произведен осмотр машины и проверены документы:

    получить ПТС и техталон с отмеченным фаркопом.

    Штрафы за фаркоп

    Несмотря на свое утилитарное предназначение, ТСУ несет повышенную опасность при столкновении автомобилей. Особенно это касается самодельных и нестандартных конструкций. При ДТП фаркоп без прицепа не обеспечивает защиту, а создает еще большую ударную силу. По этой причине в соответствии со ст. 12.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за его неправильную установку.

    Ситуация квалифицируется как нарушение конструкции транспортного средства, которое напрямую влияет на безопасность передвижения. Подобный проступок наказывается взысканием в 500 рублей.

    Важно! Штраф на фаркоп на легковом автомобиле придется платить если сотрудник ГИБДД выявит, что:

    установлено нестандартное устройство;

    установлен незарегистрированный фаркоп;

    ТСУ перекрывает номер или фары;

    ТСУ размещено в не предназначенном для этого месте.

    Как избежать ответственности

    Если сотрудник ГИБДД заметил нарушение правил установки фаркопа, у автолюбителя есть законные способы избежать выплаты штрафа. Ст. 12.5 КоАП предусматривает наряду с денежным взысканием вынесение предупреждения, поэтому обещание инспектору все исправить может возыметь действие.

    Нет оснований для вынесения штрафа, если ТСУ было установлено автопроизводителем либо оно внесено в перечень дополнительного оборудования машины. Также не должно быть нареканий контролирующих органов применимо к механизму, сертифицированному по техническому регламенту. Вне подозрений находятся и съемные фаркопы, которые в любой момент можно демонтировать.

    Особенности продажи автомобиля с фаркопом

    Перед продажей авто нужно убедиться в правильности установки прицепного устройства и наличии регистрации (при необходимости). Если нарушения вскроются, можно получить штраф и потерять покупателя. В случае монтажа самодельного устройства, не соответствующего каталогу запчастей, перед продажей его лучше снять.

    Потенциальному покупателю также следует обратить внимание на ТСУ – он должен убедиться в законности размещения фаркопа.

    Приобретение тягово-сцепного устройства оправдано в случае, если оно имеет паспорт и сертификат, отвечает требованиям безопасности, а автомобиль подготовлен для его монтажа. При необходимости фаркоп следует регистрировать в ГИБДД, В иных случаях его установка может повлечь проблемы и штрафные санкции.

    Штрафуют ли за езду с фаркопом без прицепа

    Фаркоп – это одно из приспособлений специального типа, дополняющих транспортное средство. Комплектующий элемент применяется для прикрепления к машине трейлера или прицепа. Многих водителей интересует, какой штраф за фаркоп на легковом автомобиле могут наложить сотрудники ГИБДД.

    Что такое фаркоп

    Фаркоп – это специальное приспособление тягово-сцепного характера для средств транспортного типа. Цель использования агрегата – буксировка прицепов с различной конструкцией и трейлеров.

    В составе устройства две основные части: шаровый узел и поперечина. Первый элемент – крепление, устанавливаемое на балке средства передвижения, второй – запчасть механизма, фиксируемая в специально выделенных отверстиях. Эти выемки имеют уникальное расположение в каждом отдельном типе машины. Отверстия сделаны на раме или в кузове транспортного средства. Цель использования фаркопа – перевозка грузов небольшой массы (по сравнению с весом самого автомобиля) или длительные путешествия.

    Выделяют три вида конструкций:

    1. Сварная – устанавливается на заводе-изготовителе, поэтому ее нельзя снимать. Наиболее распространенный вид агрегата. Придает автомобилю непривлекательный вид.
    2. Съемная – устанавливается по необходимости и так же легко снимается.
    3. Фланцевая – монтируется на стандартную, заранее подготовленную площадку, предусмотренную на транспортном средстве. Должна иметь два или четыре гнезда для размещения.

    С таким креплением можно ездить на большие расстояния, прикрепив жилой прицеп. Особой популярностью приспособление пользуется у граждан, которые любят отдыхать на природе.

    Порядок регистрации прицепного устройства

    Чтобы не получить штраф в 2019 году за прицепное устройство для автомобиля, важно понимать, как провести регистрацию оборудования, и какова ответственность за нарушение этого требования закона по нормам российского КоАП.

    Важно знать! Если приспособление установлено заводом-изготовителем, оформлять документы на него не нужно. Отметка о том, что в машине предусмотрена возможность размещения устройства, должна стоять в бумагах на средство передвижения.

    Чтобы не получить штраф за прицепное устройство легкового автомобиля в 2019 году на приобретенный в отдельном порядке и незарегистрированный фаркоп, важно подготовить пакет документов для ГИБДД. В перечень бумаг входит следующее:

    • паспорт оборудования с отметками о моменте покупки и последующим размещении;
    • сертификат на закрепленный элемент (копия);
    • документ, подтверждающий оплату (квитанция).

    Чаще всего регистрировать фаркоп нет необходимости, поэтому штраф за фаркоп на легковом автомобиле не предусмотрен в 2019 году. Если такое требование возникло, автовладелец должен представить бумагу, что общая конструкция транспортного средства не была изменена в ходе установки элемента. Если подобные корректировки были внесены, такой фаркоп нельзя оставлять неоформленным.

    Основания на запрет установки

    В вопросе, можно ли ездить с фаркопом, важно изучить случаи, при которых данная самодельная конструкция устанавливаться не должна. Часто возникают ситуации, когда крепление устройства располагается за пределами транспортного средства, в результате чего может произойти ДТП.

    Иногда бывает так, что даже при небольшом столкновении машина цепляется за фаркоп впереди стоящего автомобиля. По итогу оба транспортных средства получают повреждения, что обуславливается только наличием прицепного устройства.

    Если у владельца автомобиля отсутствуют документы, подтверждающие, что механизм установлен заводом-производителем, при его обнаружении водителю выпишут штраф за фаркоп с багажником или без прицепа.

    Совет! Если устройство выпущено для конкретной марки автомобиля, нет необходимости его закрывать. Штраф за фаркоп также не будет выписан.

    Штрафы за незарегистрированную установку

    Если установленное на машину устройство влияет на вероятность возникновения аварийной обстановки на дороге или изменяет конструкцию транспортного средства, по нормам российского КоАП, штраф за фаркоп по статье 12.5 в 2019 рассчитывается в сумме от пятисот рублей до пяти тысяч.

    Исчисление размера денежной санкции определяется на основании уровня потенциальной опасности, возникающей из-за размещения конструкции. В некоторых ситуациях инспекторы ГИБДД могут ограничиться письменным предупреждением собственнику автомобиля, у которого будет обнаружено незаконное устройство.

    Можно ли избежать наказания

    Существует четыре ситуации, в которых выписанный за размещение фаркопа штраф признается незаконным при его обжаловании:

    • по нормам статьи 12.5 российского КоАП, инспекторы ГИБДД вправе вынести водителю предупреждение вместо штрафа, если владелец автомобиля сообщит, что в кратчайшие сроки исправит выявленное нарушение;
    • установление конструкции съемного типа – наличие такого устройства не позволит доказать, что оно влияет на заводские внешние характеристики транспортного средства;
    • фаркоп был размещен на автомобиле заводом-изготовителем;
    • у водителя имеются сертификаты, подтверждающие, что используемое устройство соответствует всем нормам.

    Важно знать! Автолюбителям, у которых на автомобиле установлен фаркоп, рекомендуется всегда возить с собой документы, свидетельствующие, что конструкция размещена с соблюдением всех правил, особенно если она не съемная.

    Устройство, предназначенное для буксировки других средств передвижения или перевозки трейлеров и прицепов, должно фиксироваться на машине с учетом всех положений законодательства. В противном случае, владельцу автомобиля могут выписать штраф. Размер денежной санкции варьируется от пятисот рублей до пяти тысяч в зависимости от степени потенциальной опасности, которую может представлять механизм. Поэтому автовладельцу нужно возить документы, подтверждающие законность установки агрегата на транспортном средстве.

    Штрафы за установку и использование фаркопа на легковом автомобиле в 2019 году

    Водители устанавливают на свое транспортное средство фаркоп, для получения возможности транспортировать небольшие прицепы. По этому автолюбителям необходимо знать когда назначается штраф за фаркоп на легковом автомобиле.

    Закон и обоснование нарушения

    Установив на свое автотранспортное средство фаркоп, нужно знать о том, почему могут назначить штраф за езду с этим элементом. Основной причиной является прямое нарушение закона – потому и следует наказание за вождение машины, оснащенной тяговым приспособлением, без прицепа.

    Дело в том, что самостоятельная установка детали является изменением конструкции машины, а правилами ПДД предписана регистрация всех установки всех дополнительных приспособлений на транспортное средство.

    Согласно правилам дорожного движения, компонент не должен выступать за пределы бампера транспортного средства. Такая деталь при столкновении нанесет вред следующему позади автомобилю.

    Внесение конструктивных изменений в автомобиль, регулируется частью 1 статьи 12.5 КоАП РФ. Она запрещает установку не предусмотренного заводом-производителем оборудования на транспортное средство. Также водитель может понести наказание за демонтаж приспособлений, установленных на заводе.

    Нужна ли регистрация фаркопа

    Перед тем как устанавливать дополнительное приспособление на транспортное средство, понадобится получить сертификат соответствия компонента предписаниям ПДД. Элемент не должен выступать за пределы бампера, и тем самым, не влиять на безопасность участников дорожного движения. После регистрации в ГИБДД, водитель получает документы, которые подтверждают законность внесенных изменений в конструкцию авто. За незарегистрированный фаркоп, сотрудник ГИБДД имеет право оштрафовать провинившегося автовладельца.

    Какой штраф за фаркоп

    Прежде чем вносить изменения в конструкцию авто, надо точно знать, сколько придется заплатить в качестве штрафа за фаркоп с прицепом. Эксплуатация такого автомобиля, провоцирует возникновение аварийной ситуации на дороге, и карается предупреждением либо штрафом в размере 500 рублей.

    Несмотря на то, что предусмотрен штраф за фаркоп, сотрудник госавтоинспекции при первом нарушении подобного рода, может вынести устное предупреждение. Однако, если все-таки водитель был наказан материально, он может заплатить вдвое меньшую сумму, если в течение 20 дней после получения наказания, оплатит штрафную квитанцию.

    Как избежать штрафа

    Правила дорожного движения регламентируют штрафы ГИБДД за езду с фаркопом. Сотрудники ГИБДД имеют право штрафовать, если самодельная или покупная деталь выпирает за пределы бампера, не имеет соответствующей документации, закрывает номер.

    Чтобы избежать штрафа за фаркоп дорожному полицейскому необходимо предоставить документацию, в которой подтверждается, что установленная деталь складного съемного типа зарегистрирована в ГИБДД, либо установлена на заводе, который выпустил автомобиль. В этом случае, сотрудник полиции не сможет оштрафовать водителя.

    Владельца могут оштрафовать за внесения в конструкцию автомобиля изменений. Чтобы избежать этой неприятной участи, потребуется зарегистрировать дополнительные приспособления. Ранее, до внесения изменений в ПДД, любая переделка авто каралась санкционированным изъятием денежных средств. Однако новый закон стал более лояльным к установке дополнительных приспособлений, важно, чтобы они отвечали требованиям безопасности. Если элемент предусмотрен конструкцией автомобиля, водителю достаточно предъявить инспектору документ, подтверждающий наличие этой детали в базовой конструкции машины.

    Является ли установка фаркопа изменением конструкции автомобиля

    Добрый день, уважаемый читатель.

    Фаркоп (или тягово-сцепное устройство) – специальный элемент автомобиля, предназначенный для закрепления прицепа. Если говорить простым языком, то фаркоп – это крючок, на который надевается прицеп. То есть если фаркопа нет, то и прицеп использовать невозможно.

    За последние годы законодательство претерпело множество изменений, в том числе касающихся и использования дополнительного оборудования, и читатели pddmaster.ru все чаще присылают вопросы по поводу того, насколько законным является использование фаркопа.

    Напомню, что за самовольное изменение конструкции в 2022 году можно получить не только штраф, но и аннулирование регистрации.

    Нужна ли регистрация фаркопа в ГИБДД в 2022 году?

    В данном случае все зависит от самого фаркопа и от имеющихся на него документов:

    • Если документы на фаркоп есть, то водителю не нужно обращаться в ГИБДД для внесения изменений в свидетельство о регистрации. Можно просто установить фаркоп и спокойно эксплуатировать автомобиль с прицепом.
    • Если документов нет либо их невозможно восстановить, то установка фаркопа является изменением конструкции, которое следует зарегистрировать в ГИБДД.

    Примечание. Необходимые документы для фаркопа будут рассмотрены ниже.

    Например, если оригинальный фаркоп установлен на автомобиль на заводе, то никаких дополнительных действий при обращении в ГИБДД для постановки машины на учет предпринимать не нужно. Если у ГИБДД возникнут какие-то вопросы по поводу ТСУ в будущем, можно будет в любой момент запросить документы у автопроизводителя и отстоять собственную правоту.

    С другой стороны, если фаркоп изготовлен самостоятельно и просто приварен к кузову автомобиля, то это является изменением конструкции. Для его регистрации нужно обратиться в ГИБДД. Причем далеко не факт, что разрешение на установку в итоге удастся получить.

    Напомню, что алгоритм внесения изменений в конструкцию транспортного средства рассмотрен в отдельной статье:

    Он подразумевает, что автовладелец должен 7 раз обращаться в различные организации, т.е. довольно трудоемок.

    В связи с этим на практике возможен и такой вариант. Если тягово-сцепное устройство на машине уже установлено, а документов на него нет и восстановить их невозможно, то может оказаться проще, быстрее и дешевле купить новый фаркоп с документами, чем пытаться оформить в ГИБДД изменение конструкции автомобиля.

    Документы на фаркоп легкового автомобиля

    В 2022 году в России действует технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств. Именно этому документу должны соответствовать транспортные средства и установленное на них оборудование.

    Рассмотрим пункт 77 раздела 4 главы V технического регламента:

    77. Транспортные средства не подлежат проверке в следующих случаях:

    1) при установке на транспортное средство компонентов:

    • предназначенных для этого транспортного средства и прошедших оценку соответствия в составе данного транспортного средства, что подтверждено документацией изготовителя компонентов;
    • предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации;

    2) при серийном внесении изменений в конструкцию на основании разработанной и согласованной в установленном порядке конструкторской документации, если на ее основе была выполнена оценка соответствия внесенных изменений.

    Итак, существуют 2 случая, при которых фаркоп можно не регистрировать в ГИБДД:

    • При серийном внесении изменений в конструкции. В данном случае речь идет об установке ТСУ на заводе.
    • При установке фаркопа в качестве дополнительного оборудования, если одновременно выполняются 2 условия:
      • Изготовитель предусмотрел установку фаркопа в эксплуатационной документации. В данном случае речь идет о руководстве по эксплуатации, которое выдается при покупке любого автомобиля. Откройте данный документ и найдите раздел, посвященный использованию прицепа. Если такой раздел есть, то все в порядке.
      • Фаркоп должен иметь документацию изготовителя, подтверждающую, что он предназначен для использования именно на автомобиле Вашей модели и прошел оценку соответствия.

    Таким образом, список необходимых документов для использования фаркопа:

    • Руководство по эксплуатации автомобиля.
    • Документы на фаркоп, подтверждающие, что он подходит для автомобиля нужной модели.
    • Сертификат на фаркоп, подтверждающий, что он соответствует требованиям Технического регламента.

    Обратите внимание, возить указанные документы с собой и предъявлять их сотрудникам ГИБДД Вы не обязаны. Их можно хранить и дома. Просто если у сотрудника ГИБДД возникнут вопросы по поводу фаркопа, сразу же скажите ему, что все необходимые документы у Вас есть и тягово-спцепное устройство установлено законно. Обычно этого бывает достаточно. Если полицейский все же решит оформить протокол, то Вы сможете оспорить его на основании имеющихся документов.

    Что делать, если документов на ТСУ нет?

    Если у Вас отсутствуют перечисленные выше документы на фаркоп, то обратитесь к производителю этого оборудования с целью получения копий. Уважающие себя организации предоставляют копии документов без особых проблем.

    • в электронной форме – через сайт организации;
    • лично – через официального представителя в Вашем городе;
    • по почте – заказным письмом.

    Если восстановить документы не удается, то остается либо вариант с покупкой нового сцепного устройства, либо официальное внесение изменений в конструкцию через ГИБДД.

    Примечание. Некоторые организации предлагают купить пакет документов на фаркоп. Рекомендую подобные предложения игнорировать, т.к. документы производителя есть только у самого производителя. Если такие документы будут выданы другой организацией, то они будут поддельными.

    Что делать, если планируется покупка фаркопа?

    Если Вы только планируете установить на машину тягово-сцепное устройство, то Вы обратились к данной статье вовремя.

    Рекомендую еще до покупки фаркопа обратиться к производителю и запросить у него необходимые документы. Если документация не будет предоставлена, то имеет смысл выбрать устройство другого производителя.

    Что делать, если фаркоп уже установлен?

    В первую очередь, рекомендую проверить, что у Вас есть сертификат соответствия и документ, подтверждающий возможность установки на автомобиль Вашей модели.

    Если хотя бы одного из документов нет, следует обратиться к производителю фаркопа и запросить их. Как показывает практика, производители без проблем высылают недостающие документы.

    Обратите внимание, если Вы покупаете автомобиль бывший в употреблении и имеющий фаркоп, то документы нужно забрать у предшествующего собственника. В противном случае ГИБДД может потребовать демонтировать оборудование перед регистрацией автомобиля.

    Подведем итоги данной статьи:

    1. Большая часть фаркопов сопровождается необходимыми документами, т.е. их установка может быть произведена без регистрации в ГИБДД.
    2. Если документы на сцепное устройство отсутствуют, то их следует запросить у производителя.
    3. Если получить документы невозможно, то остается либо демонтировать фаркоп, либо оформить его как изменение конструкции ТС.

    Какой штраф за фаркоп предусмотрен и в каких случаях

    1. Когда допускается установка
    2. Когда можно получить штраф
    3. Незаконная установка
    4. Есть фаркоп, но нет прицепа
    5. Не видно номерной знак
    6. Сколько придется заплатить

    Всем привет! Думаю, этот материал будет полезен и интересен всем тем, кто задумывается над вопросом установки ТСУ на собственный автомобиль. Ведь нашей темой станет штраф за фаркоп, смонтированный на легковом автомобиле.

    В частности люди часто спрашивают, какое наказание может повлечь за собой ТСУ, в каких случаях и конкретно за что. О процедуре регистрации фаркопа в ГИБДД мы уже говорили, потому просто советую пройти по ссылке и почитать соответствующую статью, а также принять участие в обсуждении актуальной темы.

    Фаркопы встречаются на многих машинах. И порой именно они становятся главной причиной остановки и выписки штрафов. Это привело к тому, что водители начали опасаться монтажа тягово-сцепного устройства, поскольку над ними якобы нависла угроза постоянно платить штрафы. Но давайте разберемся в ситуации более подробно и решим, стоит ли отказаться от ТСУ, либо все это выдумки, и при грамотном подходе ничего и никому платить не придется.

    Когда допускается установка

    Сразу скажу, что я буду говорить конкретно по ситуации в России. Как с этим делом обстоит в Украине или в Казахстане, я достоверно сказать не могу. Если вы владеете соответствующей информацией, обязательно оставьте отзывы и напишите подробно об этом в комментариях.

    Для начала скажу о новых правилах регистрации изменений на авто, которые действуют с 1 июня. Это частично коснулось и фаркопов, поскольку в некоторых случаях их установка позиционируется как изменение конструкции транспортного средства. На эту тему также есть материал, где рассказывается о сертификатах на ТСУ , о ситуациях, когда они необходимы и нюансах получения разрешительного документа. По сути без одобрения на машины не всегда можно установить фаркоп. Но это распространяется только на самодельные тягово-сцепные устройства, а также на конструкции, установка которых не предусмотрена на конкретные ТС. Подробнее вы узнаете и материала по ссылке, которую я оставил.

    В итоге сейчас дается до 3 дней на оказание услуги в ГИБДД по проверке документации и оформлению разрешительных документов, касающихся внесенных изменений.

    Хотя эти сроки называют недостаточно большими, из-за чего могут возникать задержки, ожидается их увеличение до 3-5 дней.

    Ситуация в 2019 году несколько поменялась. Не могу сказать, что внести изменение в конструкции автомобиля стало проще, но определенные шаги навстречу автомобилистам точно сделали. Да и далеко не всегда это касается тех, кто хочет поставить фаркоп. Если заводом-производителем машины предусмотрено использование ТСУ, никаких проблем у вас в дальнейшем возникнуть не должно.

    Фактически есть 2 ситуации, когда ТСУ монтируется без опасений.

    • Предусмотренная автопроизводителем установка. В конструкции большинства машин с завода заложена возможность монтажа тягово-сцепного устройства. Потому никаких дополнительных изменений вносить не придется. Под изменениями подразумевается сварка, сверление и пр. Это позволяет вам даже самостоятельно установить конструкцию;
    • Установка фаркопа осуществлялась через лицензированный и сертифицированный сервис. Тут выдается соответствующее постановление о внесении изменений, и конструкция одобряется со стороны ГИБДД. Вопрос более сложный и длительный, но без него порой другим способом законно поставить фаркоп не получится.

    Чего делать настоятельно не советую, так это пытаться собрать ТСУ своими руками и установить его на машину без предварительной проверки на соответствие.

    Эксплуатация машины с самодельным ТСУ увеличивает риск создания аварийных ситуаций и ДТП с печальным исходом.

    Теперь поговорим непосредственно о штрафах и обсудим сопутствующие темы.

    Когда можно получить штраф

    Далеко не каждый автомобилист может схлопотать штраф за установку на свое транспортное средство тягово-сцепного устройства. Тут нужно рассмотреть конкретные ситуации. Именно при их возникновении вы будете подвергнуты наказанию со стороны сотрудников ГИБДД.

    Здесь нам стоит обратиться к закону. А именно нас интересует статья 12.5 КоАП РФ. Именно она регламентирует наказания за целый ряд правонарушений, связанных с изменениями конструкции автотранспортного средства. Отдельного закона, регулирующего конкретно вопрос с использованием ТСУ, нет. Потому не ищите. Его не опубликовали в 2018 году, и ничего подобного в КоАП не появилось в текущем 2019 году. Зато есть четкий перечень ситуаций, в которых штраф наверняка будет выписан. Хотя иногда удается обойтись предупреждением. Зависит от вашего умения договариваться.

    Езда с фаркопом может спровоцировать остановку машины сотрудником ГИБДД и выписку штрафа, если он:

    • незарегистрированный;
    • авто едет без прицепа;
    • конструкция закрывает обзор на номерной знак.

    Теперь давайте подробнее посмотрим, о чем идет речь, и что за наказание предусматривается в таких ситуациях.

    Незаконная установка

    Чаще всего попадаются те, у кого установлен неоформленный элемент в виде тягово-сцепного устройства. То есть на узел нет документов.

    Тут выделяют 2 основные ситуации, которые трактуются как незаконная установка.

    • Самодельный узел. Народные умельцы у себя в гараже из подручных средств собирают тягово-сцепное устройство. Причем некоторые умудряются даже сделать неплохие съемные фаркопы . Но они все равно самодельные. Сертификатов нет, устройство без документов, а потому и монтировать подобные элементы запрещено;
    • Изменение конструкции авто. Проводятся с целью установить сертифицированное тягово-сцепное устройство. Более сложная ситуация, поскольку сам фаркоп легальный, его конструкция соответствует требованиям. Но на машину с завода нельзя была устанавливать ТСУ. Водитель не зарегистрировал внесенные изменения.

    Наказание в подобных ситуациях обусловлено тем, что при неправильном монтаже водитель машины с подобным ТСУ может спровоцировать опасную аварию.

    Есть фаркоп, но нет прицепа

    Полезное нововведение, которое практически поставило крест на монолитных ТСУ. Им на смену пришли съемные модели, а также широкое распространение получили фаркопы под квадрат .

    Если на авто установлено тягово-сцепное устройство по всем правилам и законам, но при этом к нему не прицеплен сам автоприцеп, это может спровоцировать определенные последствия.

    • При столкновении сзади идущего авто с задней частью машины, где стоит фаркоп, вероятность получить серьезные травмы у водителя и пассажиров ТС позади значительно возрастает. Намного безопаснее даже врезаться в сам прицеп. Потому действующий закон предусматривает необходимость обязательно убирать съемную часть ТСУ, если не используется прицеп;
    • Прочная металлическая конструкция способна буквально разрушить переднюю часть авто. Это уже вопрос к повреждению самого автотранспортного средства. Ущерб машине, которая врезалась в тягово-сцепное устройство, будет намного выше в сравнении со столкновением без наличия ТСУ.

    Сцепной шар в принципе может находиться на машине при движении без прицепа. Но тогда элемент обязан скрываться, иметь специальную складную конструкцию. Сейчас подобные узлы набирают популярность.

    При езде с прицепом никаких проблем и претензий к вам не будет.

    Не видно номерной знак

    Согласно действующим правилам и законам, оба номерных знака на авто должны хорошо просматриваться всеми участниками движения.

    Если же по какой-то причине выступающие элементы будут его закрывать, это квалифицируется как нарушение. Потому важно выбирать правильное ТСУ и учитывать возможности при его эксплуатации, осуществляя перевозку груза, вещей, тех же велосипедов и пр.

    Что грозит за проезд на красный свет — лишение прав или штраф и можно ли смягчить наказание?

    Проезд на красный – одно из самых серьезных нарушений ПДД, приводящее к гибели людей на пешеходных переходах и серьезным авариям.

    Многие водители, задумавшись, неосознанно пересекают перекресток на запрещающий сигнал, другие же нарушают правила сознательно, особенно в состоянии алкогольного опьянения, пролетая на красный на максимальной скорости. Какой штраф грозит нарушителю, могут ли за подобное действие лишить прав и если да, то на какой срок?

    1. Когда лишают прав и на сколько?
    2. Какие сопутствующие наказания могут налагаться?
    3. Какие факторы учитываются при определении меры наказания?
    4. Спорные ситуации
    5. Как проходит процедура?
    6. Как доказать свою невиновность в суде или свести наказание к штрафу?

    Когда лишают прав и на сколько?

    Статья 12.12 КоАП за проезд на красный сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика предполагает назначение совершенно незначительного штрафа в размере 1000р. То есть за первое нарушение прав не лишат, если нет отягчающих обстоятельств (например, нахождения за рулем в нетрезвом виде).

    Лишить права управления транспортным средством могут за повторное нарушение, то есть если в течение года за данное правонарушение водителя поймали дважды.

    Статья 12.12 КоАП в пункте 3 устанавливает наказание за повторное нарушение проезда на запрещающий сигнал светофора. Могут установить одну из двух мер наказания:

    • штраф в размере 5000 рублей;
    • лишение права на управление ТС сроком от 4 до 6 месяцев.

    Меру наказания выберет судья, опираясь на дополнительные факты:

    1. условия, при которых произошло правонарушение;
    2. количество штрафов у водителя до этого;
    3. дополнительные обстоятельства (например, если остановка перед полосой привела бы к экстренному торможению и представляла опасность для водителя).

    Часть 1 ст. 12.10 КоАП также устанавливает наказание за пересечение Ж/Д путей на красный сигнал:

    • штраф 1000 рублей – за первичное нарушение;
    • лишение прав на срок от 3 месяцев до 1 года – за повторное.

    Поэтому не стоит пытаться «проскочить» перекресток или проехать переезд, когда уже загорелся запрещающий сигнал – за подобные действия, совершенные в течение года дважды, можно лишиться права водить автомобиль.

    Какие сопутствующие наказания могут налагаться?

    Дополнительные проблемы могут возникнуть у водителя, если попытка «проскочить» на красный привела к ДТП. Степень ответственности будет зависеть от того, к каким последствиям привело правонарушение.

    Если произошел наезд на пешехода, который получил незначительные травмы — будет применяться ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ. Можно получить также несколько судебных исков:

    • от самого пострадавшего — о возмещении расходов на лечение;
    • о возмещении морального или иного вреда (например, упав, пешеход разбил телефон или фотоаппарат — сумму ущерба он может взыскать с виновника);
    • иск может выставить и страховая компания, если пешеход был застрахован от несчастного случая.

    Если здоровью пешехода или пассажиру/водителю другого автомобиля был причинен легкий вред или травмы средней тяжести, то водителя дополнительно будут судить по статье 12.24 КоАП РФ. Судья может выбрать следующую меру наказания:

    1. За получение пострадавшим легких травм (ушибов, синяков, вывихов) — штраф от 2500 до 5000 рублей, также могут лишить права на управление автомобилем/мотоциклом на срок от года до полутора лет.
    2. Если же ДТП привело к более серьезным последствиям — переломам, травмам головы, ранам, то штраф может быть либо существенным — от 10000 до двадцати 50000 рублей либо водителя могут лишить прав на два года.

    Ответственность за пострадавшего пешехода может быть и уголовная.

    Какие факторы учитываются при определении меры наказания?

    Для определения меры наказания судья может учитывать многие факторы, например:

    • дорожные условия, при которых произошло правонарушение;
    • погодные условия;
    • количество правонарушений у водителя до этого случая;
    • какой за год проезд на красный — второй или больше.

    Смягчающими могут быть погодные факторы (например, плохая видимость), затор на дороге, который привел к неосознанному нарушению водителем ПДД, количество правонарушений за год.

    При первичном пересечении перекрестка на красный выписывается штраф, при повторном, как правило, тоже — но штраф больше. Если же водителя поймали на третьем нарушении за год — практически гарантированно судья лишит его прав на срок до полугода.

    Спорные ситуации

    В спорных ситуациях действует презумпция невиновности (ст. 14 УПК РФ), то есть наказание назначается меньшее из возможных или не назначается вовсе.

    Если проезд на красный второй за год — лишение прав назначат только при условии отягчающих факторов:

    • много иных нарушений ПДД;
    • агрессивное поведение водителя при попытке его остановить сотрудником полиции;
    • нахождение водителя на момент совершения правонарушения в состоянии алкогольного опьянения.

    Если водитель докажет, что проезд перекрестка он начал на зеленый и не успел доехать вследствие возникновения препятствия — судья может выписать штраф, а не лишить прав, или вовсе отменить наказание.

    На практике непредумышленный проезд на красный доказать сложно. В качестве доказательства хорошо иметь записи с камер на улице или с видеорегистратора.

    Иногда бывают ситуации, когда сотрудник ДПС настаивает, что второе нарушение за год и грозит лишением прав, но вы уверены, что срок уже истек. В этом случае, при передаче документов в суд, будет выявлен точный срок последнего правонарушения и в связи с этим применена мера наказания. Если год истек — штраф будет 1000 рублей.

    Лишить прав по записям дорожных камер не могут. Даже при повторном за год пересечении перекрестка на запрещающий сигнал светофора водителю придет штраф — 5000 рублей.

    Как проходит процедура?

    Рассмотрим ситуацию, в которой при пересечении транспортным средством перекрестка на запрещающий сигнал светофора водитель был остановлен представителем дорожной полиции.

    1. Сотрудник ГАИ составляет протокол, в котором фиксирует факт нарушения, вносит в него данные водителя и транспортного средства. Затем по базе проверяет, не было ли уже подобных нарушений в течение года.
    2. Если правонарушение второе или третье за год — представитель закона может принять решение забрать права, взамен он должен выдать временное удостоверение, позволяющее управлять автомобилем до решения суда.
    3. Документы направляются в суд.
    4. Судья назначает дату судебного заседания, время которого должны сообщить водителю. Извещение направляется по почте и передается нарушителю лично в руки.
    5. На судебном заседании изучается протокол, составленный сотрудником ГИБДД, рассматриваются свидетельские показания, показания камер видеонаблюдения, фиксируется факт того, что правонарушение не первое за год.
    6. При наличии достаточного количества доказательств, судья выносит решение о лишении права управления транспортным средством на положенный по закону срок, после этого временное разрешение на управление автомобилем изымается. О последствиях езды без прав после лишения читайте тут.

    Как доказать свою невиновность в суде или свести наказание к штрафу?

    В каких случаях наказание может быть отменено или сведено к штрафу:

    • При условии, что за рулем автомобиля при повторном нарушении ПДД был не собственник, уже получивший штраф, а иное лицо.
    • В случае когда водитель начал проезд перекрестка на желтый свет или зеленый сменился на красный, а водитель не смог покинуть перекресток (например, вследствие того, что машина впереди очень замедлилась). Остановка на перекрестке опаснее, чем пересечение его на красный и при наличии доказательств (записи с видеорегистратора, свидетельских показаний) лишение прав может быть отменено.

    В любом случае, судье нужно будет предоставить доказательства, что пересечение перекрестка на запрещающий сигнал было вынужденным и не привело к созданию опасной ситуации. Только в этом случае наказание может быть смягчено.

    Таким образом, при систематическом нарушении ПДД в плане проезда на красный лишение права управления автомобилем или мотоциклом последует практически гарантированно. Если при повторном нарушении можно свести наказание к штрафу, пусть и существенному, то при следующих правонарушениях можно лишиться прав на достаточно долгий срок.

    Читайте также:  Масло Shell Helix – технические характеристики и особенности применения
  • Ссылка на основную публикацию