Кому в 2022 году придется заплатить повышенный транспортный налог

Изменения в транспортном налоге в 2022 году: новые льготы и правила прекращения налогообложения

Запрос сообщений о суммах транспортного налога

По действующим правилам организации самостоятельно исчисляют суммы транспортного налога и авансовых платежей по нему (п. 1 ст. 362 НК РФ). Однако для обеспечения правильности и полноты уплаты налога ИФНС не позднее 6 месяцев со дня истечения срока уплаты налога направляет компаниям сообщения о точной сумме исчисленного налога. При этом в настоящее время НК РФ не предусматривает возможности направления таких сообщений по запросу налогоплательщиков. Сообщения составляются по самому факту уплаты налога/наступления срока его уплаты, либо при ликвидации организации, либо при поступлении в ИФНС информации и сведений о пересчете ранее исчисленного налога (п. 4 ст. 363 НК РФ).

Начиная со 2 августа 2022 года (ст. 10 Федерального закона от 02.07.2022 № 305-ФЗ) порядок и основания направления плательщикам подобных сообщений будут изменены. С указанного момента сообщение о рассчитанном налоге будет выдаваться, в том числе, и по заявлению самого налогоплательщика-организации.

Организация сможет получить сообщение об исчисленной сумме налога в любом налоговом органе независимо от места нахождения транспортных средств и места их постановки на учет.

Сообщение об исчисленной сумме налога направят руководителю организации в срок не позднее 5 дней со дня получения ИФНС соответствующего заявления (п. 5 ст. 363 НК РФ). Форма заявления о выдаче сообщения об исчисленной сумме налога позднее будет утверждена ФНС России.

Новые льготы по транспортному налогу для юридических лиц

Ранее от уплаты налога были освобождены все весельные и моторные лодки с двигателем мощностью до 5 лошадиных сил включительно, зарегистрированные до дня вступления в силу Федерального закона от 23.04.2012 № 36-ФЗ (закон, определивший понятие маломерного судна). Федеральный закон от 02.07.2022 № 305-ФЗ данное освобождение от налогообложения распространил на правоотношения, связанные с исчислением транспортного налога за налоговый период 2022 года.

Региональным властям с 1 января 2022 года предоставлена возможность принимать законы, определяющие не только основания, но и конкретные правила предоставления налоговых льгот по транспортному налогу (ч. 3 ст. 356 НК РФ).

Напомним, с 2022 года в связи с отменой налоговых деклараций по транспортному налогу для организаций был введен заявительный порядок предоставления льгот по данному налогу (п. 3 ст. 361.1 НК РФ). Поэтому сейчас в целях применения льгот по имеющимся транспортным средствам организация должна направлять в ИФНС заявление по форме, утв. приказом ФНС от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@. С 2022 года субъекты РФ на основании региональных законов смогут вводить механизмы беззаявительного предоставления компаниям льгот по транспортному налогу.

Также с 1 января 2022 года вводятся новые правила расчета транспортного налога в случаях возникновения и прекращения у плательщиков права на налоговую льготу в течение налогового периода. В таких ситуациях налог будут рассчитывать с применением специального коэффициента. Данный коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к общему числу месяцев в налоговом или отчетном периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимаются за полный месяц (п. 3.3 ст. 362 НК РФ).

Прекращение уплаты транспортного налога

Одновременно с 1 января 2022 года для организаций вводится новый порядок освобождения от уплаты налога в отношении принудительно изъятых транспортных средств. Речь идет о транспортных средствах, право собственности организации на которые было прекращено в связи с их принудительным изъятием по основаниям, предусмотренным законодательством (к примеру, по решению суда или судебного пристава).

Напомним, сейчас порядок прекращения налогообложения данных транспортных средств не установлен, и момент такого прекращения определяется датой их снятия с регистрационного учета. С начала 2022 года момент прекращения исчисления налога на изъятый транспорт станет определяться моментом самого изъятия независимо от даты снятия транспортного средства с регистрационного учета.

Для прекращения уплаты налога в указанном порядке организации необходимо будет подать в ИФНС заявление, форму и формат которого позже утвердит ФНС России. С таким заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие принудительное изъятие транспортного средства. Однако если организация не представит подтверждающие документы, это не лишит ее права на прекращение уплаты налога с момента изъятия транспорта.

В таких ситуациях ИФНС самостоятельно запросит сведения, подтверждающие принудительное изъятие транспортного средства, у органов и должностных лиц, у которых имеются эти сведения. Орган/должностное лицо, получившие запрос налогового органа, исполняют его в течение 7 дней со дня получения.

Заявление организации рассматривается ИФНС в течение 30 дней со дня получения, но, если к заявлению не приложены подтверждающие документы, срок рассмотрения может быть продлен еще на 30 дней.

По итогам рассмотрения заявления плательщику направляется уведомление о прекращении исчисления налога. В уведомлении должны быть указаны основания прекращения исчисления налога, объекты налогообложения и период, начиная с которого прекращается исчисление налога.

В любом случае исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца, в котором транспортное средство было принудительно изъято у его собственника (п. 3.4 ст. 362 НК РФ).

Как рассчитывают транспортный налог для пенсионеров в 2022 году

По закону плательщиками данного сбора признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. Если пенсионер владеет автомобилем, на него распространятся действие налогового законодательства. Даже если он не пользуется машиной, давно отдал ее детям, не садится за руль по состоянию здоровья, но в органах ГИБДД есть данные, что ему принадлежит авто, налог платить придется. Его сумма во многом зависит от того, в каком регионе проживает пенсионер и есть ли у него дополнительные льготы.

«Федеральные льготы положены всем пенсионерам России, — заметила Базоева. — Речь идет о льготах по оплате коммунальных услуг, об уменьшении налоговой нагрузки по недвижимому имуществу, покупке проездных билетов для пенсионеров на городской транспорт, оплате лекарственных препаратов и других видах социальной помощи. Этот перечень общий для всех регионов страны. Но существуют и региональные льготы, к которым и относится транспортный налог. В силу того, что он отнесен к ведению местных властей, право на данную льготу и порядок ее использования определяются законами того субъекта РФ, в котором гражданин проживает».

От чего зависит размер налога на автомобиль для пенсионеров

Несмотря на то, что налоговый кодекс не исключает людей пенсионного возраста из категории плательщиков транспортного налога, закон позволяет региональным властям вводить для них послабления. Льготы по данному виду налогообложения имеют социальную направленность, потому к льготникам обычно относят инвалидов, пенсионеров, участников войны, лиц, имеющих госнаграды. Они освобождаются от уплаты в целом или частично.

При расчете налога учитывается, какой именно автомобиль в собственности у гражданина. Чем старше машина и чем «слабее» ее двигатель, тем ниже будет сумма платежа.

Читайте также:  Этиленгликоль – двухатомный спирт для высококачественных антифризов

По закону региональные власти могут использовать пониженные ставки при расчете сумм для владельцев авто с небольшой мощностью двигателя — до 150 л.с., и даже полностью отменить для них налоговое бремя. Однако упразднить транспортный налог вряд ли возможно, так как он служит важным источником пополнения местных бюджетов и должен направляться на ремонт и обслуживание дорожной сети.

Где узнать о льготах пенсионерам по налогу на автомобиль

Так как в каждом регионе существуют свои льготы и нормы расчета налога, чтобы получить актуальную информацию, пенсионеру необходимо обратиться в органы соцзащиты, МФЦ или администрацию по месту жительства. Также ответить на вопросы о расчете и льготах могут сотрудники местной налоговой службы.

Если есть возможность воспользоваться электронными сервисами, можно зайти на официальный сайт ФНС. Там есть раздел справочной информации о налогах и льготах и налоговый калькулятор, с помощью которого можно рассчитать сумму платежа с учетом послаблений, действующих в конкретном регионе.

Однако важно понимать, что сведения, которые предоставляются в открытом доступе на сайтах, носят рекомендательный характер. Если вы хотите получить официальную информацию из первых рук, обращайтесь с письменным заявлением в местную администрацию или в отделение ФНС по месту жительства.

«После обращения с письменным заявлением вам будут обязаны предоставить письменный ответ со ссылками на закон, — уточнила Базоева. — В случае если кто-то скажет, что вам льготы не положены, этот ответ может очень пригодиться».

Как рассчитать налог на машину пенсионерам

Самостоятельно рассчитывать ничего не нужно. Это делают налоговики, которые ежегодно рассылают налогоплательщикам уведомления. Документ приходит по почте или появляется в электронном виде в личном кабинете гражданина на сайте ФНС.

Для расчета в налоговой используют данные об имуществе граждан, которые поступают из государственных инстанций. Сведения об автомобилях предоставляют органы ГИБДД. Если пенсионер купил авто или продал, информация об этом оперативно придет в местную налоговую службу, уведомлять об этом налоговиков специально не нужно.

А вот если гражданин получил льготу, например, ему была установлена инвалидность или присвоен другой социальный статус, который дает право на налоговые послабления, об этом стоит уведомить ФНС, чтобы сумму налога оперативно пересчитали.

Уведомление с размером платежа должно поступить минимум за месяц до конечной даты оплаты, а это 1 декабря или следующий рабочий день, если дата выпадает на выходной. В электронном виде платежки обычно приходят раньше: в личном кабинете на сайте ФНС они появляются уже летом или в начале осени. По общему правилу граждане платят в текущем году за предыдущий. Это значит, что если пенсионер продал авто в этом году, от уплаты налога он не освобождается. Он должен будет внести платеж и в нынешнем году и даже в следующем, но в уменьшенном размере — только за те месяцы, в течение которых он еще владел машиной.

«Если за 30 дней до наступления срока оплаты вы не получили налоговое уведомление на свое налогооблагаемое имущество, вам необходимо проинформировать налоговые органы об этом — это ваша обязанность», — посоветовала Лара Базоева.

Если платеж не будет внесен вовремя, он перейдет в разряд налоговой задолженности. Узнать о задолженностях и погасить их можно с помощью электронных сервисов — сайтов «Госуслуги» и «Налог.ру». Для этого нужно быть зарегистрированным пользователем порталов с личным кабинетом и подтвержденной учетной записью.

Транспортный налог для юридических лиц: все, что нужно знать о начислении и уплате в 2022 году

Налог на транспорт платят все юридические лица, на которых зарегистрированы наземный, воздушный или водный транспорт. Но не все виды транспорта попадают под налогообложение. Все объекты налогообложения указаны в НК РФ, и платить налог нужно, иначе – пеня и блокировка счета компании. О том, как правильно рассчитывать и платить транспортный налог, мы расскажем в статье.

Транспортный налог – что это такое

Транспортный налог уплачивается почти за любое транспортное средство. В большинстве случаев юридические лица платят налог за автомобили. Однако есть и те компании, на которые зарегистрированы самолеты, вертолеты, морской или речной транспорт.

Уклонение от поставки на учет транспорта в госорганах не спасет от уплаты налога: ведь по закону незарегистрированное транспортное средство не может выполнять свою функцию (что для организаций контролируется серьезнее). Да и, кроме этого, при заключении договора купли-продажи право собственности переходит на покупателя. Никто не захочет платить налог за проданный транспорт – поэтому информация о продаже все равно попадет в ФНС или другие ответственные органы.

Прекратить оплачивать налог на транспорт можно лишь в случае снятия транспорта с регистрационного учета или его гибели. причем это можно сделать только по заявлению в ФНС. В 2022 году юридические лица обязаны сами сообщать в налоговую об имеющемся у них налогооблагаемом транспорте.

Ставки и сроки оплаты отличаются в разных регионах, где регистрировался транспорт. Единственное условие – ставки в регионах не могут превышать федеральные более чем в 10 раз.

Самым главным параметром при определении налога является мощность двигателя. Чем он мощнее – тем выше налог. Ставки устанавливаются в рублях на 1 лошадиную силу из мощности двигателя. Но для некоторого вида транспорта сумма налога может определяться по другим параметрам – например, от тяги реактивного двигателя и от валовой вместимости.

Какой движимый транспорт не облагается налогом

Не за весь зарегистрированный на компанию транспорт надо платить налог.

Транспортный налог не исчисляется на такие категории транспорта:

  • транспорт для инвалидов, если в организации числится инвалид, а также полученные через органы соцзащиты автомобили с мощностью двигателя до 100 л. с.;
  • сельскохозяйственная техника;
  • пассажирские и грузовые морские или речные и воздушные суда при основной деятельности организации: грузовые или пассажирские перевозки;
  • весельные и/или моторные лодки, мощность которых не более 5-ти лошадиных сил.
  • транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней служба.
  • самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
  • морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.

Кроме этого, компания не должна платить транспортный налог, если автомобиль находится в розыске. В этом случае главное – подать в налоговую документ об угоне автомобиля, официально заверенный. И если розыск был завершен, но транспорт так и не нашли, то налоговики также не смогут продолжать начислять транспортный налог (то есть розыск прекратился по окончанию срока его проведения).

Читайте также:  Какой есть штраф за передачу управления ТС лицу в состоянии алкогольного опьянения?

Ставки транспортного налога

Ставки транспортного налога устанавливают власти каждого отдельного региона. Узнать ставку налога в регионе можно на официальном сайте ФНС по этой ссылке.

Сроки оплаты транспортного налога

Начиная с 2022 года сроки уплаты налога стали одинаковы по всей РФ – это до 1 марта года, следующего за отчетным. То есть срок уплаты за 2022 год не должен быть позднее 1 марта 2022-го, а за 2022 – не позднее 1 марта 2022 года. Уплачивается налог надо по месту регистрации транспортного средства.

Авансовые платежи компании должны уплачивать, если в регионе установлена такая обязанность. Хотя большинство регионов все же ввели такую обязанность для юридических лиц. По факту в большинстве регионов РФ авансовые платежи установлены.

Скачать региональный документ о транспортном налоге можно по этой ссылке.

Начиная с отчетных периодов 2022 г. компании, которые должны перечислять авансовые платеж, должны уплатить авансовые платеж по транспортному налогу в единые сроки – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом. То есть, региональные власти больше не имеют право устанавливать свои сроки уплаты.

Например, авансовый платеж за II квартал 2022 г. нужно заплатить не позднее 31 июля 2022 года. А если срок уплаты выпал на нерабочий день, заплатить можно в рабочий день, следующий за сроком уплаты.

Как рассчитать сумму транспортного налога

Для расчета суммы налога необходимо знать:

  • налоговую базу по транспортному средству;
  • ставку налога;
  • время владения транспортом.

Формула для расчета транспортного налога выглядит так:

Налоговая база в 2022 году определяется для каждого вида транспорта по-разному:

  • транспорт с двигателем – мощность двигателя в лошадиных силах;
  • воздушные суда с реактивным двигателем – паспортная тяга;
  • водные несамоходные суда – валовая вместимость;
  • другой транспорт – единица транспортного средства.

Если автомобиль является дорогостоящим, то полученное значение необходимо умножить на специальный повышающий коэффициент:

  • 1,1 – автомобиль стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей и годом выпуска 2019 и позже;
  • 2 – авто стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей и годом выпуска 2017 и позже;
  • 3 – стоимость автомобиля от 10 миллионов до 15 миллионов рублей и годом выпуска 2012 и позже;
  • 3 – автомобиль стоимостью более 15 миллионов рублей и годом выпуска 2002 и позже.

Как перестать платить транспортный налог

Для того чтобы компания перестала платить транспортный налог, юридическому лицу надо подать заявление в ФНС, в котором указана причина отмены начисления транспортного средства.

К заявлению прикладывается документ, подтверждающий гибель или продажу транспорта. Так как причин для прекращения уплаты не так много, это может быть:

  • договор купли-продажи;
  • документ о розыске или прекращении розыска транспортного средства (если его так и не нашли);
  • акт об утилизации, если собственник решил уничтожить транспорт по своему желанию.

Транспортный налог перестает начисляться с первого числа месяца, следующего за месяцем гибели, продажи или кражи транспорта.

КБК транспортного налога для юридических лиц в 2022 году

При оплате транспортного налога бухгалтеру необходимо указать следующий КБК:

182 1 06 04011 02 1000 110

Такое значение указывайте и в декларации и при оформлении платежного поручения (поле 104).

Транспортный налог 2022: ставки, льготы и что будет, если не платить

На владельцев автомобилей в России наложена обязанность по уплате транспортного налога. Любое физическое или юридическое лицо, которое является собственником, раз в год получает от ФНС квитанцию с суммой налога, рассчитанной по специальной формуле. При этом существует ряд автовладельцев, которые освобождены от уплаты этого налога. А кому-то транспортный налог начисляют на машину, которая давно продана. Autonews.ru собрал все самые важные вопросы про транспортный налог.

Содержание

Что такое транспортный налог

Как только гражданин России регистрирует на себя автомобиль, данные об этом передаются в Федеральную налоговую службу. Последняя рассчитывается транспортный налог на автомобиль за финансовый год, учитывая точное количество дней владения с 1 января, и высылает квитанцию на адрес регистрации собственника. Происходит это примерно в августе-сентябре. Срок уплаты налога — до 1 декабря каждого года. То есть налог за 2022 год нужно будет оплатить до 1 декабря 2022 года [1].

Транспортный налог является региональным, то есть деньги от налога пополняют бюджет региона, в котором зарегистрирован собственник. Расходуется транспортный налог на дороги и дорожную инфраструктуру конкретного региона. Во многих субъектах транспортный налог является единственной возможностью отремонтировать разбитые дороги или спроектировать и построить новые.

Как рассчитывается транспортный налог

Основная методика расчета коэффициентов транспортного налога действует с 2003 года, и с тех пор она практически не менялась. Размер пошлины зависит от мощности автомобиля, поэтому суммы для разных категорий машин могут существенно отличаться. Все полученные средства направляют в региональную казну. Поэтому местные власти самостоятельно устанавливают коэффициенты транспортного налога, а также утверждают льготы и скидки для отдельных групп граждан.

Налоговым кодексом Российской Федерации установлены следующие ставки транспортного налога на одну лошадиную силу: до 100 л.с. — 2,5 рубля, от 100 до 150 л.с. включительно — 3,5 рубля, свыше 150 и до 200 л.с. включительно — 5 рублей, свыше 200 и до 250 л.с. включительно — 7,5 рублей и свыше 250 л.с. — 15 рублей.

То есть, например, если мощность автомобиля составляет 175 л.с., то он попадает под ставку 5 рублей за одну «силу». Таким образом, минимальный налог для него составит 875 рублей. Но эта сумма может расти в зависимости от региона. Указанные налоговые ставки могут быть увеличены местными властями, но не более чем в десять раз.

Стоит учесть, что собственник не может выбирать регион с самыми низкими коэффициентами — машину можно ставить на учет только там, где зарегистрирован сам владелец транспортного средства.

Как отличаются ставки налога в регионах

Самые низкие ставки сегодня действуют в Ингушетии: от 5 до 40 руб. за лошадиную силу. Маломощные автомобили дешевле всего обходятся жителям Крыма, а также Ханты-Мансийского автономного округа (Югра), где ставка на машины до 100 л. с. составляет 5 руб., а до 150 л. с. — 7 руб., но более мощные машины там обходятся дороже, чем в Ингушетии.

В Свердловской области автомобилисты платят за маломощные машины базовые 2,5 руб., но дальше ставки увеличиваются до средних по стране. Сюда же можно отнести Магаданскую область и Забайкальский край, где ставки на машины до 100 и 150 л. с. составляют соответственно 7 и 10 руб., но не так сильно увеличиваются с ростом мощности. Владелец автомобиля мощностью более 250 л. с. в Магадане заплатит по 45 руб. за силу, а в Забайкалье — по 65 руб., и это самые низкие ставки для мощных автомобилей после Ингушетии. Похожие условия (45 руб.) действуют в Приморье, но только для машин старше 10 лет.

Читайте также:  Можно ли вернуть косметику в магазин? Когда она подлежит возврату?

По 17 руб. за силу придется платить в Якутии за 200-сильный автомобиль, 20 руб. — на Чукотке и Алтае, а самые мощные автомобили проще содержать в Якутии, где ставка составляет всего 60 рублей. В Чечне она повышается до 91 руб., в Дагестане — до 105 рублей. А в условно «недорогом» Кемерово очень мощные машины рассчитают по ставке 135 рублей.

Ставки, близкие к максимально возможным, действуют в Москве [2], Санкт-Петербурге [3] и их областях [4], причем налоги на машины начального сегмента в Москве даже ниже. Если машины до 100 л. с. в Москве и области считаются по 12 и 10 руб. за силу соответственно, то в Санкт-Петербурге и области берут 24 и 18 руб. соответственно.

Налог на роскошь

Транспортный налог c повышенным налоговым коэффициентом вынуждены платить владельцы транспортных средств из списка роскошных машин. Такой список опубликован на сайте Минпромторга и обновляется каждый год в марте [5].

Дело в том, что роскошными в России считаются автомобили стоимостью от 3 млн рублей. Цены на новые машины растут постоянно, поэтому чиновники ежегодно добавляют в список роскошных новые модели и комплектации.

Повышенный коэффициент применяется только к нестарым автомобилям и автоматически отменяется по достижении определенного возраста. Для автомобилей стоимостью от 3 до 5 млн рублей включительно в течение первых трех лет применяется повышенный коэффициент 1,1. То есть обычный транспортный налог, рассчитанный по мощности двигателя, умножается на это число.

Автомобили с ценником от 5 до 10 млн рублей получили коэффициент 2. Платить повышенный налог собственникам таких машин придется в течение пяти лет. Машины дороже 10 млн рублей облагаются коэффициентом 3 на срок в 10 лет. Для автомобилей от 15 млн рублей предусмотрен такой же коэффициент, но уже на 20 лет.

Перечень автомобилей, на которые распространился повышенный транспортный налог в 2022 году
МодельКомплектацияЦена, руб.Налог, руб.*
Honda CV-R2.4 CVT Prestige3 099 90010 230
Hyundai PalisadeВсе версииот 3 199 000от 11 000
Hyundai Santa Fe3.5 АТ 4WD High-Tech3 009 00020 542,5
Kia MohaveВсе версииот 3 299 900от 20 542,5
Kia Sorento2.2 D DCT AWDот 3 149 90010 945
Toyota Fortuner2.7 АТ3 034 0008 217
Skoda Kodiaq2.0 TDI DSG 4×4 Scout, Sportline, Laurin&Klementот 3 181 0005 775
Subaru Forester2.5 CVTот 3 019 90010 175

* — Ставка для Москвы

Льготы на транспортный налог

Существует несколько категорий собственников, которые могут не платить транспортный налог или платить не всю сумму. Льготы на транспортный налог зависят от региона и предоставляются как физическим лицам, так и организациям. Например, в зависимости от региона льготы распространяются на владельцев электрокаров и машин на газу. Транспортный налог также не платят за автомобили полиции, скорой помощи, МЧС и некоторых дорожных служб.

Освобождены от налога владельцы автомобилей мощностью до 70 лошадиных сил. Налог не платят инвалиды, которые получили машины через органы соцзащиты. Освобождены от таких уплат и герои Советского Союза, ветераны труда, пострадавшие от радиации и облучения в связи с авариями или ядерными испытаниями, а также инвалиды 1-й и 2-й группы.

В некоторых регионах полностью освобождены от уплаты налога пенсионеры. В других регионах эта категория граждан пользуется скидками. В ряде российских городов пользоваться льготами могут матери-одиночки и родители в многодетной семье. Также государство может в индивидуальном порядке снизить налог владельцам машин, доход которых не превышает прожиточный минимум.

Не платить транспортный налог могут и владельцы угнанных машин. Освобождаются от уплаты налога и владельцы утилизированных и сгоревших автомобилей. Правда, для этого нужно проинформировать о случившемся с машиной факте налоговиков. Иначе они продолжат начислять пошлину.

Как проверить налог на машину

Обычно водителю не требуется самостоятельно рассчитывать сумму налога. Это делает налоговая служба на основе данных о мощности двигателя машины, а также сроках эксплуатации автомобиля. Проверить эти расчеты можно с помощью специального онлайн-калькулятора на сайте налоговой службы.

Кроме того, сумма транспортного налога по факту начисления появляется в личном кабинете налогоплательщика на сайте или в приложении ФНС, а также на Госуслугах.

Узнать сумму транспортного налога можно также лично посетив региональное отделение налоговой службы. Именно так стоит сделать, если до 1 декабря в почтовом ящике не оказалось квитанции на оплату. Согласно российскому законодательству, несвоевременное информирование или отсутствие квитанции не является причиной не платить налог на транспорт. Собственник автомобиля должен самостоятельно контролировать этот вопрос и платить налог в срок.

Как заплатить транспортный налог

Оплатить квитанцию транспортного налога можно в любом банке и с помощью любого банкомата по реквизитам, указанным в документе. Также по реквизитам налогового органа можно внести платеж через онлайн-приложения всех банков, не выходя из дома. Некоторые банки при этом берут процент за переводы по таким операциям. Чаще всего российские автовладельцы оплачивают бумажные квитанции по транспортному налогу через кассу Сбербанка.

Оплата транспортного налога также возможна через сайт Госуслуг, если в личном кабинете привязана информация об автомобиле. Оплатить налог можно и через личный кабинет в приложении или на сайте ФНС. Войти туда можно как через связанный подтвержденный аккаунт на Госуслугах, так и зарегистрировавшись отдельно. Заплатить налог в приложении ФНС можно как с помощью банковской карты, так и с помощью системы быстрых платежей Apple и Google.

Что будет, если не платить транспортный налог

Если не заплатить транспортный налог до 1 декабря, то налоговая служба начнет начислять пени за каждый день просрочки. Пеня — это как раз штраф за несвоевременную уплату налога. Если транспортный налог за 2022 год будет уплачен не 1 декабря 2022 года, а 10 декабря, то пеня будет начислена за 9 дней просрочки.

В случае если водитель проигнорировал ежегодную оплату транспортного налога, ФНС в течение трех месяцев направит ему соответствующее требование. На это должнику отводится 8 дней с момента получения уведомления. Если этого не будет сделано, то налог, штраф и пени, которые начисляются с первого дня просрочки задолженности, будут взыскивать через суд в принудительном порядке.

Скорее всего, необходимые средства будут списаны с банковской карты собственника автомобиля, а если их не хватит, то счет может быть заблокирован. Также приставы могут описать имущество должника и передать информацию о долгах в таможенные органы для препятствия выезда за границу. А водителей, которые решили скрыть от ФНС факт владения машиной, обяжут оплатить налог и прибавят к этой сумме 20%.

Читайте также:  Что относится к информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей?

Что делать если продал машину, а транспортный налог приходит

Часто после продажи автомобиля на имя бывшего собственника продолжает приходить транспортный налог. Дело в том, что заключения договора о купле-продаже автомобиля недостаточно для того, чтобы снять с себя все обременения, связанные с бывшей машиной.

Согласно Налоговому кодексу, оплачивать транспортный налог обязан тот, на чье имя машина зарегистрирована [6]. В законе налог привязан именно к факту регистрации автомобиля. Изменение регистрационных данных осуществляется на основании заявления нового собственника автомобиля. По закону он должен обратиться в ГИБДД для этого в течение 10 дней после покупки автомобиля. Потом еще 10 дней ГИБДД отправляет данные в налоговый орган, который перестает исчислять налог бывшему владельцу.

Нужно помнить, что новые собственники часто затягивают с перерегистрацией. Юристы рекомендуют включить обязанность покупателя выплатить продавцу начисленный после продажи транспортный налог, если новый собственник не переоформит на себя автомобиль в десятидневный срок прямо в ДКП. Но через 10 дней продавцу все равно нужно проверить сведения о регистрации автомобиля. И если данные не изменились, то стоит написать заявление о прекращении учета автомобиля и приложить договор купли-продажи.

Сегодня обмен данными между ведомствами осуществляется в электронном виде, но вмешаться может человеческий фактор. В любом случае, об ошибках и ложных начислениях после общения с ГИБДД стоит сообщить в налоговый орган. Перерасчет обычно производят за 10 рабочих дней.

Отмена транспортного налога

Многие депутаты и общественные деятели открыто выступают за отмену транспортного налога. Последний такой законопроект поступил в Госдуму в апреле 2022 года. Отменить транспортный налог хотят депутаты-справедливороссы. По их мнению, водители уже вносят свой финансовый вклад в казну посредством покупки бензина, в который заложены акцизы на топливо.

«Пользователь платит, когда едет. Этот механизм уже реализован в акцизах на нефтепродукты: пользуешься автомобилем, заправляешься бензином или дизтопливом — платишь в казну. Все. Одновременное существование транспортного налога и топливных акцизов — очевидный нонсенс. Почему люди должны платить дважды?» — удивляется глава партии Сергей Миронов.

В 2012 году идею отмены налога поддержал президент страны, в пользу такого решения высказывалось руководство Министерства транспорта, Федерация автовладельцев России. Несколько лет назад также было собрано большое количество подписей граждан за отмену транспортного налога на сайте российских общественных инициатив. Однако правительство уже оставило отрицательный отзыв о предложении Миронова, объяснив это тем, что транспортный налог идет в казну регионов, а акцизы пополняют федеральный бюджет. Отмена налога на транспорт приведет к тому, что региональные власти потеряют часть денег в дорожных фондах, а возмещение потерь приведет к новому повышению ставок на топливо и последующему росту цен на все товары.

«Это известная позиция Минфина. Акцизы составляют уже 30% в стоимости бензина, и собираются автоматически, в отличие от транспортного налога, собираемость которого не превышает 50%. Вклад транспортного налога и акцизов в формирование дорожных фондов несопоставим, и увязывать одно с другим, мягко говоря, некорректно», — отвечает на это инициатор отмены налога.

Сейчас документ находится в Госдуме и ожидает первого чтения.

Вместо госпошлины – транспортный налог: кто и когда будет его платить

Долгожданное нововведение для владельцев транспортных средств вступило в силу с 1 января. Теперь в стране вместо госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении введен транспортный налог. И что главное – он отвязан от техосмотра.

Кому платить

При этом, как пояснили в министерстве по налогам и сборам, физическими лицами, уплатившими до 1 января 2022 года государственную пошлину и получившими разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, транспортный налог будет уплачиваться пропорционально количеству месяцев, следующих за месяцем, в котором истек срок действия такого разрешения.

– Плательщиками транспортного налога являются как организации, так и физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, а в случае передачи транспортного средства в финансовую аренду плательщиком транспортного налога является лизингополучатель. Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами и организациями в Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Беларуси. Транспортный налог подлежит уплате физическими лицами и организациями за каждое транспортное средство вне зависимости от участия его в дорожном движении, – уточнили в ведомстве.

Также определен перечень транспортных средств, за которые транспортный налог их владельцами уплачиваться не будет. В частности, к таким транспортным средствам относятся те, год выпуска которых 1991-й и ранее либо сведения о годе выпуска которых отсутствуют, находящиеся в угоне, специально оборудованные для использования инвалидами, снятые с учета в ГАИ МВД до 1 июля 2022 года.

Сколько платить

Что касается размера ставки транспортного налога, то он зависит от разрешенной максимальной массы, вместимости транспортного средства либо определяется за одну единицу транспортного средства, сообщил член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Национального собрания Сергей Стельмашок:

– Введенный транспортный налог по сравнению с величиной госпошлины снижен на 25 процентов для физических лиц. Кроме того, для легковых автомобилей, имеющих разрешенную массу от 1,5 до 2,5 тонны, произведена дополнительная дифференциация ставок с шагом 250 килограммов, а не 500, как это было ранее. При отсутствии сведений о разрешенной максимальной массе транспортного средства ставки транспортного налога устанавливаются в размере минимальной ставки такого налога для соответствующего типа транспортного средства. Платить транспортный налог граждане будут ежегодно за фактический период владения автотранспортом в календарном году. К примеру, машина снята с учета и продана в марте. Соответственно, предыдущий собственник перестает платить налог с первого апреля. Новому владельцу налог начисляется с первого числа месяца, следующего за месяцем регистрации.

К слову, в обновленном Налоговом кодексе определена категория физических лиц, имеющих право на уменьшение суммы налога. Так, сумма транспортного налога, подлежащая уплате, уменьшается на 50 процентов в отношении транспортных средств, зарегистрированных за ветеранами Великой Отечественной войны, инвалидами I или II группы, лицами, достигшими общеустановленного пенсионного возраста, или лицами, имеющими право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста, а также на 25 процентов – для инвалидов III группы. При этом льгота по снижению ставки транспортного налога предоставляется при условии наличия у плательщика действительного водительского удостоверения соответствующей категории.

Читайте также:  Выгодно оформляем полис КАСКО на авто старше 10 лет

Когда платить

Полное или частичное освобождение от уплаты транспортного налога по транспортным средствам, не используемым в предпринимательской деятельности, вправе получить также физические лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Такое освобождение предоставляется физическим лицам местными Советами депутатов или по их поручению исполнительными и распорядительными органами.

По предварительным расчетам, ежегодные поступления от транспортного налога составят до 500 миллионов рублей. По словам первого заместителя министра финансов Дмитрия Кийко, это произойдет, когда система заработает в полной мере:

– Оценка с учетом потенциального количества плательщиков транспортного налога – около 450–500 миллионов рублей, когда система заработает в полной мере. Это 2022–2023 годы. В 2022 году будет переходный период, в который может быть собрано примерно 100 миллионов рублей. По 50 миллионов от физлиц и организаций. От госпошлины в среднем в год около 300 миллионов рублей, из этой суммы 60 процентов – от физических лиц, 40 процентов – от организаций.

Отметим, физическим лицам транспортный налог будет исчисляться налоговым органом. Уплата производится за истекший календарный год на основании извещения налогового органа, вручаемого такому плательщику не позднее 1 сентября. Законодательно установленный срок уплаты – 15 ноября года, следующего за истекшим. Что касается этого года, то физические лица, не получившие по состоянию на 1 января в установленном порядке разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, обязаны уплатить не позднее 15 декабря авансовый платеж в размере одной базовой величины. Извещение на такие платежи будет направлено налоговым органом не позднее 1 ноября 2022-го. Доплату транспортного налога за 2022 год потребуется произвести не позднее 15 ноября 2022-го. Извещение об уплате транспортного налога за 2022 год пришлют до 1 сентября 2023 года, срок его оплаты – до 15 ноября 2023-го.

Языком цифр

Ставка транспортного налога будет зависеть от массы машины. До 1,5 тонны – 61 рубль, 1,5–1,75 т – 81 рубль, 1,75–2 т – 102 рубля, 2–2,25 т – 122 рубля, 2,25–2,5 т – 142 рубля, 2,5–3 т – 162 рубля, свыше 3 т – 223 рубля.

Владислав Сычевич, «Рэспубліка», 4 января 2022 г.

Какие изменения ОСАГО с января 2022 года? Базовые ставки, стоимость полиса и новые правила

  1. Если вы где-то прочитаете или услышите, что в ОСАГО внесены изменения с 1 января 2022 года, то это неправда. Только 1 марта вступает в силу новый закон.
  2. Также если вы думаете, что полис в 2022 году подорожал из-за изменения страховых тарифов, то это тоже неправда. Базовые ставки и коэффициенты, действительно, изменились, но далеко не все в бóльшую сторону.
  3. Базовые ставки теперь имеют более широкий коридор – это значит, что в разных страховых компаниях конечная цена страховки может больше различаться.
  4. Молодым водителям стало быть невыгоднее, чем опытным и в возрасте.
  5. С 1 марта 2022 года при отсутствии техосмотра водителям может быть выставлен регресс (но не во всех случаях).
  6. А вот новый штраф за отсутствие диагностической карты отложили на 2022 года.
  7. Вступил в силу новый закон об удорожании ОСАГО для злостных нарушителей ПДД. Однако, сами повышенные коэффициенты не введены, поэтому новшество на практике не действует.
  8. Кроме того, планируется ещё ряд изменений, которые пока не начали действовать.

На многих ресурсах и изданиях вы можете услышать, якобы стоимость полиса ОСАГО на фоне последних поправок существенно выросла. Но это не совсем так. Хотя изменения в ценнообразовании страхования были и очень много. Изменились и базовые ставки страховки, и коэффициенты. Вот только не все в ущерб автолюбителям. О том, что говорят последние новости об обновлении закона Об ОСАГО, подорожал ли уже полис и будет ли стоить дороже далее в 2022 году, поправки в техосмотр и все последние новшества мы обсудим в этой статье.

С 1 января 2022 года в ОСАГО внесли поправки – это правда?

Нет. Если вы где-либо услышите или прочитаете, что законодательство автострахования обновилось с начала 2022 года, то это не соответствует действительности и является вымыслом.

Вообще, на сегодняшний день действуют 3 законодательных актах, так или иначе касающихся “автогражданки”:

  • Федеральный закон №40 Об ОСАГО – это самый главный по приоритетам правовой акт, регулирующий базовые основы закона о страховании, и он в последний раз изменялся 8 декабря прошлого года, никаких изменений с 1 января 2022 года не было,
  • Правила страхования – регулируют, собственно, порядок заключения договора ОСАГО и осуществления возмещения, и здесь последние новости об изменениях нас ожидали 20 ноября прошедшего года,
  • Указание Банка России о страховых тарифах – здесь перечислено всё то, что влияет на конечную стоимость полиса: базовые тарифы и различные коэффициенты.

По ссылкам в пунктах выше вы самостоятельно можете убедиться, посмотрев редакции соответствующих нормативных актов и законов, что никаких поправок именно с января 2022 года не было.

Однако, давайте теперь сравним, что и как работает в 2022 году по-новому, в отличие от прошлого. По порядку рассмотрим все обновления законодательства об ОСАГО.

Подорожала ли стоимость полиса ОСАГО?

И да, и нет. Дело в том, что изменились как базовые ставки цены на полис, так и коэффициенты, которые, складываясь по порядку, влияют на конечную стоимость страховки в бóльшую или меньшую сторону.

То есть конечная сумма, которую вы заплатите при покупке страховки ОСАГО, рассчитывается по определённой формуле: базовый тариф поочерёдно умножается на коэффициенты (сначала территориальный, затем мощности, возраста и стажа, КБМ и другие). Если коэффициент больше единицы, то он увеличивает стоимость полиса, если меньше, соответственно, уменьшает.

Так вот, сам базовый тариф как база для дальнейшего расчёта тоже не является фиксированной суммой. Страховым компаниям предоставлен выбор определять для расчёта для своих клиентов из тарифного коридора определённую сумму. Однако, не стоит думать, что все страховщики берут максимально возможную базовую ставку – конкуренцию никто не отменял.

Но сам этот тарифный коридор базовых ставок значительно расширился 24 августа прошедшего года, и в 2022 году, грубо говоря, стоимость полиса ОСАГО может варьироваться для конечного потребителя гораздо шире.

Давайте в сравнительной таблице рассмотрим, как это было и как стало!

Таблица новых базовых ставок в ОСАГО в 2022 году

Категория транспортаБазовая ставка в рублях
БылоСтало в 2022 году
Мототранспорт694-1407625-1548
Легковые, в том числе с прицепом (категории “В”, “ВЕ”), по следующим критериям:
организаций2058-29111646-3493
физлиц и ИП2746-49422471-5436
на которых работают в такси4 110-73992877-9619
Грузовые автомобили (категории “С” и “СЕ”), по следующим критериям:
массой до 16 тонн включительно2807-50532246-6064
массой более 16 тонн4227-76093382-9131
Автобусы (категории “D” и “DE”), по следующим критериям:
с количеством пассажирских мест до 16 включительно2246-40442134-4165
с количеством пассажирских мест более 162807-50532667-5205
Тракторы и самоходные машины899-1895872-1952

Таким образом, в таблице базовых ставок мы можем увидеть, что минимальный тариф стал ниже, а максимальный – выше. Соответственно, и конечная стоимость страхового полиса ОСАГО может быть в зависимости от притязаний страховой компании как дешевле, так и подорожать.

А теперь давайте рассмотрим изменения в коэффициентах. Они тоже произошли и немалые.

В 2022 году молодым водителям быть невыгоднее!

Всё дело в поправках в коэффициент возраста и стажа. К сожалению, он и без того почти всегда увеличивал стоимость полиса:

  • если вы моложе 30 лет, то в любом случае страховка для вас дорожает из-за этого коэффициента,
  • а вот со стажем проще – уже при наличии 3-хлетнего стажа этот коэффициент может немного уменьшить цену.

Но в любом случае почти всегда он увеличивает стоимость. Ниже в таблице вы увидите, что он во многих случаях выше единицы.

Но главное заключается в том, что коэффициент возраста и стажа в 2022 году стал дешевле для опытных и старших водителей и менее выгодным для молодых и неопытных. Смотрите сами:

Поясним: зачёркнутое – это значение коэффициента для данного возраста (в строках) и стажа (в колонках), которое было ранее. А не перечёркнутое – то, что действует по новым правилам ы 2022 году. В первой строке находите ваш стаж, а в колонке – возраст, и пересекаете их в нужной ячейке, получая применяемый в вашем случае коэффициент.

Неограниченный полис подорожал

Есть всего 2 значения коэффициента ограниченности полиса:

  • если у вас число допущенных к управлению вашим автомобилем лиц ограничено, то он равен единице – то есть никак не меняет цену страховки,
  • а вот “открытая” страховка ОСАГО стала дороже – если ранее только за сам факт неограниченного круга лиц на данном шаге базовая ставка умножалась на 1,87, то в 2022 году она перемножается на 1,94.

Коэффициент города подешевел

Ещё одна приятная новость – большинство коэффициентов в зависимости от региона использования транспортного средства снизились. Плохая новость – снизились они, к сожалению, очень незначительно (где-то буквально на одну сотую доли).

Например, если в Москве был 2 (то есть умножал на 2 стоимость полиса), то стал 1,9; то в Смоленске “подешевел” всего на 0,02 (с 1,2 до 1,18).

Полный список значений мы не стали публиковать в рамках статьи об изменениях ОСАГО в 2022 году, но вы можете посмотреть его в нашей специальной статье про соответствующий новый закон.

А значения всех базовых ставок и коэффициентов вы можете посмотреть в соответствующем официальном Указании Банка РФ о страховых тарифах.

Рассчитать стоимость страховки ОСАГО

Подорожает ли ещё цена страховки в 2022 году?

По состоянию на 10 Августа 2022 года поправок в соответствующее Указание Банка России о базовых страховых тарифах, а также изменения коэффициентов не планируются. Мы ежедневно мониторим информацию об изменениях в законодательстве Об ОСАГО и обновим статью, как только такие обновления появятся.

Новый закон о регрессе за отсутствие техосмотра с 1 марта 2022 года

И до указанной даты существовала норма, предусматривающая регрессное требование за отсутствие диагностической карты, но только для такси и некоторых других видов транспорта.

С 1 марта 2022 года если у вас не пройден (или аннулирован) техосмотр, вы стали виновником ДТП, а само происшествие произошло по причине неисправности вашего автомобиля, то страховщик может выставить вам регресс – то есть требование заплатить всю сумму денег, которую страховая возместила потерпевшему.

Такую поправку вносит новый Федеральный закон №122, вносящий изменения в статью 14 ФЗ Об ОСАГО, как раз и перечисляющую условия для возможности регрессного требования.

Таким образом, регресс по новому закону будет возможен при 3 условиях:

  1. в данном ДТП виноваты вы,
  2. столкновение произошло по причине вашего неисправного автомобиля,
  3. у вас отсутствует действующая диагностическая карта.

Если же авария случилась из-за нарушения вами какого-либо пункта ПДД (например, вы не уступили дорогу другой машине), то здесь ОСАГО будет работать в полной мере – выгодной для вас.

Штраф за отсутствие диагностической карты отложили

Другой новый закон вводил отдельный штраф за отсутствие техосмотра также с 1 марта 2022 года. На 2 000 рублей могли начать штрафовать водителей, у которых не было действующей диагностической карты.

Однако, из-за пандемии вступление в силу этой поправки отложили ещё на один год. Теперь начало действия штрафа запланировано на весну 2022 года.

Подорожание ОСАГО для нарушителей ПДД

Ещё одно новшество, которое вступило в силу в прошлом году, формально действует в полной мере в 2022, однако, фактически пока не применяется.

Речь идёт об особенном отношении страховщиков к грубым нарушителям определённых требований ПДД. Особенность такого отношения же проявляется в удорожании страховки ОСАГО в виде сильно завышенного нового коэффициента нарушений.

В большинстве случаев это грубые нарушения, которые влекут лишение прав либо вообще уголовную статью. К их числу относятся:

  • езда в нетрезвом состоянии,
  • отказ от медицинского освидетельствования,
  • вред, причинённый здоровью или жизни людей, в результате виновности в ДТП,
  • скрытие с места происшествия,
  • повторный проезд на красный сигнал светофора,
  • повторное превышение не менее, чем на 60 км/ч,
  • выезд на встречную полосу движения, в том числе неоднократный.

Однако, несмотря на то, что соответствующий новый закон в 2022 году носит статус действующего и вступившего в законную силу, фактически повышенный коэффициент, а вместе с ним более дорогой полис ОСАГО для таких нарушителей не применяется. Потому как в соответствующем Указании ЦБ РФ нет соответствующих значений новых коэффициентов.

Мы также писали об этом изменении в законодательстве в специальной статье.

Новая финансовая платформа 2022

Соответствующий законопроект также вступил в силу ещё в прошедшем году. И аналогично коэффициенту нарушений, в 2022 году новшество ещё не практикуется.

Речь идёт о специальной финансовой платформе, с помощью которой можно приобрести страховку ОСАГО, выбрав наиболее выгодную от различных страховых компаний. И это хорошая идея на фоне увеличившегося коридора конечных цен на полисы.

Однако, фактически на сегодняшний день такое введено только на двух площадках.

Новые лимиты выплат по европротоколу

Напомним также, что с недавних пор действуют полноценные максимальные выплаты в случае оформления ДТП по европротоколу. То есть вместо 100 000 рублей, как было ранее, вы можете теперь получить полную сумму страхового возмещения за ущерб – 400 тысяч. Однако, есть для этого дополнительные условия:

  • обстоятельства ДТП должны быть зафиксированы специальными техническими средствами,
  • либо фиксация должна быть произведена с помощью специального приложения, работающего через Госуслуги.

Какие изменения не вступили в силу, но планируются в 2022 году?

Теперь давайте рассмотрим ряд поправок, которые обсуждаются, но пока ещё не действуют. К слову, далеко не факт, что они начнут действовать уже в 2022 году – возможно, они никогда не вступят в силу.

  • Новый штраф за отсутствие страховки, равно как езду без неё в размере 5 000 рублей. На самом деле, инициатива поднять размер санкции существует уже давно. Но в 2022 года за неё взялись основательно, хотя в силу это ещё не вступило. Другие поправки предлагают сделать возможность назначения увеличенного штрафа ГИБДД за повторную езду без полиса, а также лишать прав за это.
  • Одним из коэффициентов, влияющих на подорожание страховки ОСАГО, сейчас учитывается мощность автомобиля. И его хотят заменить на коэффициент по марке машины. Как это изменит стоимость полиса, пока неизвестно. Но с большой долей вероятности он будет стоить немного дороже.
  • Телеметрия может появиться в автомобилях в России. Целью её служит автоматическое отслеживание программами страховщика манеры вождения человека. По результату этих данных страховка для аккуратного водителя, не прибегающего к экстренным торможениям и быстрым разгонам, не превышающего скоростной режим, не постоянно перестраивающегося из ряда в ряд может подешеветь.
  • Уже давно власти обсуждают идею объединить 2 вида страхования: ОСАГО и Каско. Однако, пока этого не произошло. Но речь, конечно же, идёт не о навязывании более дорогой страховки покупателям “автогражданки”. Просто если человек покупает полис Каско, он сможет включить прямо в него страхование ОСАГО.
  • Кроме того, в думе уже давно обсуждают отмену территориального коэффициента. В случае принятия соответствующего нового закона, стоимость полиса для жителей Москвы и, например, какого-либо уездного небольшого городка или даже посёлка России станет при прочих равных условиях одинаковой.

ОСАГО-2021: самое главное о важных изменениях 15:52, 21 января 2022 Версия для печати

В России полным ходом идет реформа «автогражданки». Если вы ничего о ней не слышали, то настоятельно рекомендуем ознакомиться с готовящимися изменениями, ведь их реализация приходится как раз на 2022 год.

Значительная часть изменений в сфере ОСАГО внедряется в российское законодательство последние полтора года. В середине 2022 года власти приняли целый ряд поправок в федеральный закон «Об ОСАГО», до реализации которых из-за пандемии COVID-19 дошло только сейчас. В 2022 году к этим поправкам присоединится ряд других мер, которые так или иначе повлияют на процесс оформления полиса обязательного страхования автогражданской ответственности. Чего же стоит ждать автомобилистам?

Нарушители заплатят больше

Самое главное новшество в работе ОСАГО — изменение принципа расчета коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Теперь страховые компании при определении стоимости договора «автогражданки» будут смотреть не только на возраст, стаж водителя и количество ДТП, в которых он стал виновником, но и на число грубых нарушений ПДД.

Это одно из тех нововведений, которые были приняты прошлым летом, но в полную силу заработают лишь в этом году. Благодаря им полис ОСАГО для лихачей должен подорожать. Какие же нарушения ПДД будут влиять на его стоимость? Только самые грубые. Платить по повышенному тарифу придется тем, кто был лишен водительских прав за езду в нетрезвом виде, а также кого наказали за проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу или превышение разрешенной скорости на 60 км/ч и более. Причем в «зачет» пойдут исключительно нарушения, зафиксированные неоднократно — то есть более одного раза.

Предполагается, что информацию о нарушителях страховщики будут получать из специальной базы ГИБДД. То есть страховая компания направит специальный запрос в Госавтоинспекцию, получит ответ о конкретном водителе и на основании этого примет решение о применении повышенного коэффициента. В общем, определенный шаг в сторону справедливости, пусть и шаг этот небольшой. Ведь, во-первых, как мы уже сказали, на стоимость ОСАГО будут влиять исключительно грубые нарушения. Тот, кто гоняет, но не подпадает под «лишенческую» статью или перестраивается через несколько полос, заплатит ту же сумму, что и раньше.

Во-вторых, чтобы зафиксированные нарушения сказались на стоимости «автогражданки», водителя обязательно должен остановить инспектор ДПС. «Письма счастья» с камер на цену полиса вообще никак не повлияют.

Наконец, в-третьих, хотя формально нововведения уже приняты, страховщикам еще нужно наладить регламент доступа к базе ГИБДД, а также дождаться соответствующего постановления правительства. Это должно произойти в 2022 году, но когда именно, пока неизвестно. «Взаимодействие с ГИБДД по обмену данными о грубых нарушениях ПДД сейчас находится в процессе отладки», — рассказали Дрому в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА). Там подчеркнули, что наличие неоднократных грубых нарушений станет лишь одним из тарифных факторов, которыми будут пользоваться страховые. «При этом базовая тарифная ставка по-прежнему определяется в рамках тарифного коридора, который для автомобилей физлиц находится в диапазоне от 2471 до 5436 рублей», — отметили в РСА.

Доплата за некоторые автомобили

Кроме лихачей изменения в ФЗ «Об ОСАГО» затрагивают еще несколько категорий автовладельцев. Во-первых, поправки подразумевают изменения ставок для юридических лиц на автомобили, которые планируется эксплуатировать с прицепами. То есть за то, чтобы на машинах с прицепами ездили наемные сотрудники, фирмам придется заплатить больше. Во-вторых, в пункте «г» поправок в Статью 9 Федерального закона сказано, что при определении базовой ставки страховая компания сможет учитывать «иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда».

Строго говоря, указание Банка России, позволяющее страховщикам применять такие факторы, характеризующие вероятность наступления страхового случая, заработало еще 5 сентября 2022 года. Что именно к ним относится, решает каждая страховая компания в отдельности. Можно было бы предположить, что в первую очередь в категорию риска и более дорогих тарифов попадают владельцы спорткаров. Но сами страховщики по своей практике отмечают, что в данную формулировку объединяются различные характеристики автомобилей. «Это не только мощность. Это может быть и цвет, и марка/модель, и тип ТС, когда, к примеру, речь идет о грузовом автомобиле, на который требуется в/у категории «В». Поэтому выделять исключительно мощность — некорректно. У нас обратная статистика: с учетом обязательного коэффициента ЦБ владельцы мощных (более 150 л.с.) легковых автомобилей оплачивают полис с повышающим значением 1,6, что уже делает цену вполне достаточной [для страховщика], — рассказал Дрому руководитель сервиса онлайн-страховок Prosto.Insure Артем Климов. — Вероятнее всего, подорожание ОСАГО может произойти адресно, для наиболее убыточных сегментов — регионов, водителей с высокой аварийностью и типов ТС, которые подтвердили высокую убыточность. Для менее убыточных категорий водителей и ТС, скорее, наоборот, будет заметное снижение стоимости полиса с целью привлечения подобных клиентов», — пояснил эксперт.

В РСА Дрому подтвердили данную практику. Так, средняя цена полиса «автогражданки» после вступления в силу новых правил практически не изменилась и составила 5437 рублей против 5409 рублей годом ранее. И это несмотря на то, что стоимость так называемой «корзины запчастей» (обновленные справочники средней стоимости автозапчастей, материалов и нормо-часа работ) за год выросла сразу на 23% из-за роста курсов валют. Таким образом, подобный индивидуальный подход к каждому автомобилисту можно считать скорее благом. По крайней мере, если водитель не часто попадает в ДТП.

Заявка на выплаты онлайн

Также в 2022 году у водителей может появиться возможность оформлять онлайн-заявку на выплаты по ОСАГО. Такая норма содержится в законопроекте, который в декабре 2022 года был принят Госдумой в первом чтении. Предполагается, что водителю будет необязательно отправлять документы по почте или являться в страховую лично, как сейчас — достаточно будет заполнить специальную форму в интернете. Причем такая форма должна появиться и на портале Госуслуг. Кроме того, автомобилистам не нужно будет предоставлять свое поврежденное имущество на осмотр — хватит и фотографий и видеосъемки повреждений, отправленных с помощью приложения «Помощник ОСАГО».

Изменения уже поддержали в Российском союзе страховщиков (РСА), предложив их, однако, доработать.

В частности, в РСА хотят, чтобы на первом этапе норма распространялась только на случаи компенсации материального ущерба и не затрагивала причинение вреда жизни и здоровью. «Кроме того, повреждения автомобилей в результате ДТП могут носить скрытый характер, а некоторые из них может установить только эксперт. Отдельного исследования требует и вопрос, все ли имеющиеся повреждения были получены в результате конкретной аварии. Поэтому представляется целесообразным дать страховщику право провести осмотр поврежденного автомобиля, если информация, полученная онлайн, не позволяет определить наличие страхового случая и размер выплаты», — пояснили корреспонденту Дрома в пресс-службе РСА.

Скорее всего, данные предложения найдут свое отражение в тексте законопроекта. Ожидается, что поправки будут представлены в середине января 2022 года, после чего Госдума рассмотрит законопроект во втором и третьем чтении, а затем — направит в Совет Федерации и на подпись президенту. Учитывая общий тренд на цифровизацию различных услуг, можно предположить, что новый сервис заработает уже в 2022 году.

Не прошел техосмотр — остался без выплат

Еще одни нововведения связаны не с самим ОСАГО, а с процессом получения диагностической карты. Уже 1 марта 2022 года в России изменятся правила прохождения техосмотра. Теперь водители смогут получить диагностическую карту только после посещения сервиса, авторизованного РСА и ГИБДД.

Сам техосмотр будет сниматься на камеру, а сотрудники сервиса должны будут в режиме реального времени внести в специальную базу фотографии и информацию об автомобиле и результатах процедуры. То есть техосмотр перестанет быть формальным.

Причем здесь ОСАГО? Все дело в том, что без прохождения техосмотра водители не смогут получить диагностическую карту. А она нужна для оформления полиса «автогражданки». Более того, если у автомобилиста нет действующей диагностической карты, страховая компания может предъявить регрессные требования и отказать ему в выплатах. Из-за этого, не исключено, что уже в феврале 2022 года водители будут массово обменивать свои диагностические карты на новые.

«Причина этого очень простая: дело в том, что даже в Москве [авторизованные] пункты технического осмотра есть. Но их количество недостаточное, чтобы обеспечить проверку 5 млн автомобилей, — пояснил Дрому координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Думаю, что если водители не найдут “обходные пути”, на пунктах техосмотра будут очереди. Лучше не участвовать в этом эксперименте, подождать до 2022–2023 года и посмотреть, чем это все кончится», — добавил эксперт. Он также добавил, что для водителей было бы лучше, если бы процедуру техосмотра можно было совместить с плановым техобслуживанием на обычной СТО.

В свою очередь в РСА считают, что процедура техосмотра ужесточается для борьбы с недобросовестными автомобилистами, которые покупают диагностическую карту без реального прохождения техосмотра. Кстати, в скором времени в РФ вернется и штраф за отсутствие техосмотра — 2000 рублей. Правда, заработает он лишь через год после введения новых правил — в марте 2022 года.

Штраф с камеры за отсутствие ОСАГО

Наконец, весьма вероятно, что в 2022 году водителям все же начнут приходить штрафы с камер за отсутствие полиса ОСАГО. Считать так есть несколько причин. Во-первых, Минюст и МВД планируют дополнить проект нового КоАП нормой, разъясняющей порядок оформления данных штрафов в автоматическом режиме. Предполагается, что штраф 800 рублей за отсутствие ОСАГО будет оформляться в отношении автомобилиста не чаще одного раза в сутки.

По закону полис ОСАГО должны иметь владельцы всех автомобилей, передвигающихся по территории РФ. Машины, зарегистрированные в других государствах, — не исключение. Однако на практике часто водители таких ТС просто игнорируют данное требование: штраф за отсутствие полиса ОСАГО составляет всего 800 рублей, а в случае ДТП водитель-иностранец просто предлагает другой стороне деньги наличными. Примечательно, что штрафы с камер за отсутствие полиса ОСАГО таких водителей фактически не коснутся: срок привлечения к ответственности должников из-за границы составляет всего два месяца, к тому же у Федеральной таможенной службы нет данных об автомобилях, зарегистрированных в странах ЕАЭС.

Во-вторых, систему рассылки «писем счастья» за отсутствие полиса «автогражданки» уже протестировали в августе 2019 года в Москве. Тогда водителям по почте приходили уведомления без штрафов. Затем эксперимент закончился, а бывший вице-премьер РФ Максим Акимов пообещал, что в первом квартале 2022 года новая система заработает. Из-за пандемии коронавируса планам не суждено было сбыться, но, учитывая, что информационная система ОСАГО работает, а страна уже научилась жить в условиях пандемии, есть вероятность, что в 2022 году штрафы с камер за отсутствие ОСАГО все же начнут приходить.

«Вся система готова. Скорее всего, в 2022 году все будет запущено в ограниченном режиме и в каком-нибудь отдельно взятом регионе,

— рассказал Дрому Петр Шкуматов. Одновременно координатор «Синих ведерок» добавил, что контролировать наличие ОСАГО нужно не только у автомобилей, но и у конкретных водителей. «Очень распространенной стала ситуация, когда в тебя въезжает представитель какой-нибудь среднеазиатской страны, [управляющий] такси без полиса ОСАГО. Потом он заявляет, что не собирается ничего возмещать, предлагает судиться, а сам — уезжает к себе на родину», — пояснил Шкуматов. Именно против таких автомобилистов, по словам эксперта, камеры, скорее всего, окажутся бессильными.

Добавим, что сейчас в России без полиса ОСАГО эксплуатируется примерно 2–4 млн автомобилей.

Как видите, в 2022 году ОСАГО претерпит целый ряд важных изменений. Однако законопослушным автомобилистам, скорее всего, беспокоиться не стоит: для них по большому счету ничего не изменится, а полис «автогражданки», возможно, даже станет несколько дешевле. Самое главное, что нужно сделать водителю — следить за действительностью не только полиса ОСАГО, но и диагностической карты. А вот властям следовало бы позаботиться о том, чтобы «автогражданку» приобретали все автомобилисты — в том числе и те, кто прибыл к нам из-за рубежа.

Тарифы ОСАГО в 2022 году

Главная цель реформы ОСАГО — сделать цену полиса более справедливой. Сейчас все платят плюс/минус одинаково. Есть лишь пять факторов, влияющих на стоимость: регион регистрации, мощность двигателя, возраст водителя, его стаж за рулем и как часто он попадает в аварии.

Этот набор факторов не менялся с 2003 года. И за это время многое изменилось. Самое главное — страховщики накопили статистику и могут пользоваться системами больших данных. То есть привязать стоимость полиса к реальному риску попадания конкретного водителя в аварию. Чтобы лихачи платили за полис больше, а аккуратные водители — меньше.

Основные изменения в тарифах ОСАГО

Взять и сразу поменять всю систему было бы неправильно. Тогда стоимость полиса стала бы резко меняться. Поэтому в ЦБ все делают постепенно. В частности, пошагово расширяют коридор тарифных ставок. За последние годы он расширился на 30% и вверх, и вниз.

— Банк России планирует расширить тарифный коридор ОСАГО, чтобы страховые компании могли назначать более низкий тариф аккуратным водителям и более высокий тариф — тем, кто водит рискованно и нарушает правила дорожного движения, — говорится в сообщении ЦБ.

Сейчас минимальная базовая ставка ОСАГО для физических лиц — 2471 рублей, а максимальная — 5436 рубля. Для юридических лиц и таксистов с лицензией свои ставки.

— В связи с высокой аварийностью, значительной разницей между уровнем водителей и существенной недооцененностью тарифов наибольшее расширение коридора предусмотрено для такси. Более широкий коридор позволит эффективно воздействовать рублем на недисциплинированных таксистов и снижать тариф аккуратным водителям, — пояснили в пресс-службе Центробанка.

Какие именно факторы влияют на цену ОСАГО

Подорожают ли полисы ОСАГО

В Центробанке считают, что актуальные тарифы сбалансированные. Сейчас на них влияет не только обозначенный коридор, но и страховые компании. Тем не менее завышать цены вряд ли будут. Рынок очень конкурентный. За хороших водителей идет борьба.

Тем не менее, чтобы избежать завышения цен, для страховых компаний установили потолок стоимости полиса. По этим правилам цена ОСАГО не может превышать базовый тариф с учетом региона более чем в три раза. К примеру, если вы живете в Москве (где региональный коэффициент — 2) и страховщик рассчитал базовый тариф для вас в 4000 рублей, то максимальная стоимость полиса для вас составит 24 000 рублей (4000 х 2 х 3). Минимальная — около 2 тысяч рублей (если вы старше 60 лет и аккуратно водите малолитражку).

Какие еще коэффициенты изменятся

Ранее в Центробанке внесли изменения и в другие действующие коэффициенты. В частности, по возрасту и стажу за рулем. Небольшие корректировки, исходя из статистики, были по всем возрастам. Всего в новой системе автомобилисты делятся на 58 категорий в зависимости от возраста и стажа вождения.

При этом региональный коэффициент пока трогать не стали. Его планируют отменить позже — на следующем этапе реформы в 2022 или в 2022 году. Как выяснилось, на основе многолетней статистики, место жительства на степень риска если и влияет, то только косвенно. Персональные качества водителя играют гораздо большую роль. Но быстро отказаться от нынешней системы будет сложно.

— Мы будем аккуратно и постепенно отходить от этих коэффициентов, — пояснил Владимир Чистюхин.

По его словам, это нужно, чтобы избежать резких колебаний стоимости. После отмены регионального коэффициента цена полиса в среднем будет снижаться для жителей тех регионов, где этот коэффициент высокий. И будет, наоборот, повышаться для жителей тех регионов, где он низкий. Напомним, сейчас максимальный региональный коэффициент составляет 2.0; минимальный — 0,6.

Осенью 2022 в Госдуме еще раз рассмотрят факторы, которые влияют на цену ОСАГО. В планах:

  • не принимать во внимание износ запчастей при расчете выплат;
  • отменить привязку цены ОСАГО к региону;
  • отменить привязку цены ОСАГО к мощности двигателя;
  • поднять суммы выплат при причинении вреда жизни и здоровью до 2 млн рублей;
  • еще одно расширение тарифного коридора.

Отметим, что по итогам рассмотрения законопроекта часть нововведений может отвалиться.

ОСАГО в 2022 году: какие изменения ждут автовладельцев?

Реформа ОСАГО стартовала осенью 2019 года. В 2022 году автовладельцев ждет очередная серия нововведений. При расчете базового тарифа ОСАГО страховщики теперь применяют повышающий коэффициент к нарушителям ПДД, езду без ОСАГО можно будет отследить по камерам, а с 1 марта вступят в силу новые правила техосмотра*.

Нарушения ПДД и повышающий коэффициент при расчете ОСАГО

Либерализация ОСАГО дает страховщикам возможность делать тарифы гибкими в рамках базовой ставки Центробанка России. На итоговую цену ОСАГО влияет множество фактов, среди которых пол, возраст водителя, стаж его вождения и многое другое. Теперь страховые компании при расчете стоимости полиса ОСАГО будут применять повышающий коэффициент для нарушителей ПДД.

В список нарушений вошли:

  • проезд на красный свет;
  • превышение скорости более чем на 60 км/ч;
  • движение по «встречке»;
  • управление автомобилем в пьяном виде.

Все нарушения хранятся в базе ГИБДД, доступ к которой получат страховые компании.

Штрафы с камер

Дорожные камеры теперь распознают автомобили без ОСАГО. Сумма штрафа с камеры составит 800 руб. за каждый выезд на дорогу без полиса ОСАГО. Причем, штрафовать водителей за езду без страховки можно раз в сутки. Система пока не запущена, но ее работа анонсирована на 2022 год. Сначала штрафовать с камер будут водителей в крупных городах.

Техосмотр

Для оформления ОСАГО водителям необходимо предоставить бланк техосмотра, правила прохождения которого меняются в марте 2022 года*. Цель нововведений – пресечь получение водителями диагностических карт, оформленных через интернет.

Техосмотр теперь возможен только в сервисах, авторизированных ГИБДД и Российским союзом автостраховщиков (РСА). Согласно новым правилам, сотрудники ГИБДД будут вносить в базу РСА всю информацию о машине, добавлять фотографии.

За отсутствие диагностической карты предусмотрен штраф до 2 тыс. руб. Это правило вступит в силу с марта 2022 года.

Диагностическая карта и страховые выплаты

До 1 ноября 2022 года в связи с пандемией и карантинными мерами автолюбители могли не оформлять диагностическую карту, приобретая полис ОСАГО в страховой компании. Отсрочка перестала действовать, и водители должны были пройти техосмотр на свои автомобили и предоставить сведения страховщикам.

Те, кто не сделал этого рискуют остаться без страховых выплат. В случае ДТП страховая компания имеет право предъявить виновнику аварии без диагностической карты требование регресса.

Оформление европротокола онлайн

В конце ноября прошлого года по всей России заработало бесплатное мобильное приложение «Помощник ОСАГО». С помощью сервиса можно отправить в страховую компанию электронное извещение о ДТП. Данные об участниках аварии приложение получает от портала Госуслуг и базы данных полисов ОСАГО.

С помощью сервиса можно быстро без вызова ГИБДД зарегистрировать ДТП, оформив европротокол онлайн. Важные условия: на мобильных телефонах водителей должен быть установлен «Помощник ОСАГО», а сами они не имеют разногласий по чьей вине произошла авария.

В мобильном приложении доступны оформления ДТП с фотофиксацией или без. Если приложить фото, то можно рассчитывать на выплаты до 400 тыс. руб., без фото — до 100 тыс. руб.

Госуслуги

Еще одна новинка: с 2022 года аварии можно будет оформить с помощью приложения «Госуслуги.Авто», которое скоро начнет свою работу.

ОСАГО уходит в онлайн

По данным РСА, в 2022 году было оформлено 17,8 млн полисов е-ОСАГО. То есть доля е-ОСАГО составляет около 50% от всех проданных за этот период полисов обязательной «автогражданки».

Электронный полис — это удобно. На сайте страховой компании «Согласие» узнать цену и оформить страховку можно за считанные минуты. Просто введите номер своего автомобиля в форму ниже:

*После публикации материала, 25 февраля, Правительство России отложило введение нового порядка техосмотра автомобилей на 1 октября.

Цены на ОСАГО в 2022 году: базовые тарифы и коэффициенты

В 2022 году водителей ожидает большое количество нововведений. Это касается как новых штрафов, правил прохождения техосмотра, так и стоимости ОСАГО.

В данной статье разберемся, подорожало ли ОСАГО в 2022 году и как выгодно оформить страховку онлайн.

Какие изменения в ОСАГО в 2022 году

Основная часть изменений в автостраховании вводится постепенно в течение прошлого года и текущего. Кратко отметим основные изменения в ОСАГО:

Нарушители заплатят больше

Одним из главных нововведений является индивидуализация тарифов ОСАГО.

Теперь страховые компании смогут рассчитать цену ОСАГО индивидуально под каждого клиента в зависимости от различных факторов: количества нарушений и аварий, пробега и марки авто, стажа вождения и т.д.

Онлайн заявка на выплаты по ОСАГО

В текущем году водители смогут оформлять заявку на выплаты по страховке онлайн. Водителю не нужно будет приезжать в страховую или отправлять документы почтой, достаточно будет только заполнить специальную форму в интернете.

Также не нужно будет предоставлять машину на осмотр после аварии. С помощью приложения «Помощник ОСАГО» водитель сможет отправить в страховую фото поврежденного авто.

Штраф с дорожной камеры за отсутствие ОСАГО

Еще в 2019 году в Москве провели эксперимент с фиксацией водителей без ОСАГО с помощью дорожных видеокамер. Теперь есть все предпосылки, что данное правило будет внедрено в 2022 году.

Решено принять норму, согласно которой водитель может получить штраф за отсутствие страховки не чаще одного раза в сутки. Сейчас сумма штрафа за вождение без ОСАГО составляет 800 рублей.

Из-за пандемии проект был отложен, но эксперты предполагают, что новые правила заработают к концу 2022 года.

Подорожало ли ОСАГО в 2022 году

Ранее рассказали, что по результатам опроса около 40% водителей отметили подорожание ОСАГО в 2022 году.

Но однозначно нельзя ответить на данный вопрос. Дело в том, что изменения произошли как в базовых ставках, так и коэффициентах, из-за которых цена может варьироваться в большую и меньшую сторону.

Стоимость полиса ОСАГО складывается из двух показателей: базовый тариф + коэффициенты.

Итоговая стоимость ОСАГО рассчитывается по формуле: базовый тариф умножается на коэффициенты (регион проживания, стаж вождения, КМБ и так далее).

Изменения в базовом тарифе ОСАГО

Страховые компании имеют право установить свой базовый тариф в пределах установленной законом нормы. Но в данном случае не все страховщики устанавливают самое высокое значение, поскольку конкуренция среди компаний большая, нужно привлекать клиентов более низкой ценой.

Теперь тарифный коридор стал шире и цена на ОСАГО для каждого отдельного случая может значительно отличаться.

Базовые ставки в ОСАГО в 2022 году

Согласно новым тарифам минимальная ставка по ОСАГО стала ниже, а максимальная – выше.

Изменения в коэффициентах ОСАГО

Коэффициент возраста и стажа будет работать не в пользу водителя. Для неопытных водителей ОСАГО будет дороже. Стаж вождения до 3 лет и возраст водителя до 30 лет повышают цену на страховку.

Зачеркнутые значения — действовали в 2022 году

Открытая страховка ОСАГО стала дороже

Если в договоре страхования число допущенных к управлению водителей ограничено, то в таком случае коэффициент не меняет стоимость полиса.

За неограниченное число водителей в ОСАГО коэффициент стал больше. Раньше значение было – 1, 87, а теперь – 1,94.

Коэффициент региона проживания стал ниже

В сторону уменьшения цены ОСАГО можно отнести коэффициент города, который стал ниже. Данный показатель основывается на регионе, где проживает водитель. Но снижение это незначительное и практически не отразится на снижении цены на страховку.

Например, коэффициент для Москвы снизился всего на одну сотую – показатель 1,9.

Как рассчитать цену ОСАГО онлайн

Рассчитать стоимость полиса ОСАГО каждый водитель может самостоятельно. Для этого нужно использовать онлайн калькулятор ОСАГО.

Лучше всего заранее рассчитать цену ОСАГО на агрегаторе страховок, где сервис выдаст самое выгодное предложение среди разных страховых компаний.

На сайте е-ОСАГО производится расчет по 15 самым надежным страховым компаниям, согласно рейтингу страховщиков ОСАГО в 2022 году.

На сервисе можно оформить ОСАГО онлайн быстро, без комиссий и навязывания дополнительных услуг.

Ссылка на основную публикацию