Состояние масла в АКПП: как определить самостоятельно
Вы ведь хотите, чтобы ваша АКПП ходила долго и не морочила голову дорогостоящими ремонтами? Чтобы мастера потом не приговаривали ее к капиталке с заменой всех расходников? Для этого есть только одно рациональное решение – проверка состояния масла в АКПП. Все просто – если в вашем организме кровь чистая, то и органы ваши чисты. То же и с коробкой передач; Если АТФ жидкость в трансмиссии чистая – целы и ее остальные агрегаты. А потому давайте же научимся состояние масла оценивать.
Точная оценка происходит по самым незатейливым качествам – цвету, запаху, чистоте масла и консистенции. Но для начала учтите, что недавно залитое масло вряд ли вам что-то подскажет. Видимые результаты будут только у масла примерно побегавшего более 10 тыс. км.
Цвет масла в АКПП
Не удивляйтесь, но свежее трансмиссионное масло далеко не всегда желтое, как в моторе. Чаще всего масло имеет как раз красный цвет, реже уже желтый. Встречаются и голубые, и зеленые жидкости, но для нашей задачи нам не так важен изначальный цвет. Нам важен именно оттенок масла.
Светлый оттенок масла
Если пробег после покупки нового авто или после замены АТФ жидкости в коробке уже перевалил за 10-20 тыс. км, а масло все еще чистое, то это скажет нам о том, что все в нашей коробке в порядке. В ней ничего не горит и не истирается. Будьте спокойны, но знайте, что ни что не вечно под луной. Поменяйте масло после 40-60 тысяч пробега.
Мутное масло в коробке
Другой разговор начинается, когда масло оказывается мутным. Это, во-первых, значит, что ваше масло близится к пенсии, и что оно неуклонно теряет свои свойства. А, во-вторых, что в коробке уже начался незначительный износ механизмов.
Если вы обнаружите заранее, что масло утратило свой былой блеск, то серьезных последствий не будет. Просто в обязательном порядке замените в коробке масло, и трансмиссия поработает еще долго. Если же вы спохватились, когда масло помутнело уже изрядно, велика вероятность того, что коробке вскоре понадобится “хирургическое” вмешательство, не говоря уже о замене жидкости.
Но стоит учесть, что порой такое масло может свидетельствовать и о неполадках системы охлаждения АКПП. Масло может стать мутным, если в него забросится охлаждающая жидкость, поэтому вам стоит проверить систему.
Черное масло в коробке
А вот это совсем плохо. Черное масло – сгоревшее масло. А если оно сгоревшее, значит у нас и сама коробка горит. С черным маслом вам обеспечен скорый визит в сервис, и, скорее всего, одной лишь заменой жидкости вы уже не обойдетесь.
А все начинается именно с мутного масла. Без замены оно все больше становится бестолковым, а механизмы все больше из-за этого разрушаются. А в итоге они вообще “горят” вместе с этим маслом. Поскольку такое масло уже не обеспечивает ни смазочных свойств, ни присадочных функций.
Запах масла в АКПП
К анализу цвета добавляем еще и наши органы обоняния. Поднесите масло поближе к носу. Да, запах не самый лучший, но все же хорошо, если жидкость не пахнет гарью. Если же пахнет – значит, опять же, масло горит. Даже если жидкость по цвету не выглядит подгоревшей, но пахнет “жареным”, лучше посетите сервис для диагностики и замены масла.
Ищем частицы в масле
Очень важный момент. Если в самой жидкости обнаруживаются посторонние частицы – грязь и металлическая пыль, а то и стружка, это знак того, что наша коробка серьезно поизносилась и требует ремонта. Если у вас масло находится в таком состоянии, скорее всего вы уже жалуетесь на некорректную работу трансмиссии.
И еще дело в том, что АКПП имеет свой масляный фильтр, который в себе эти продукты износа задерживает, но когда этот фильтр забьется, начнется масляное голодание коробки. Со всеми этими проблемами вкупе, мало не покажется никому, – ни вашей коробке, ни вашему кошельку.
Представьте, если этот фильтр настолько “устал”, что уже пропускает в систему масло с мусором (вы ведь это масло оттуда и взяли), то что творится с агрегатами внутри АКПП?
А ведь стоило просто вовремя заменить масло…
Откуда в масле пузыри?
Возможно и такое, что ваша АТФ жидкость окажется с нежной воздушной пенкой… Первая идея: вы недавно меняли масло? – По-моему вам его перелили, либо недолили. Ведь в трансмиссии всегда должен соблюдаться определенный уровень жидкости, превышение или недостаток которого очень вредно для коробки. А пузыри воздуха или пена об этом именно свидетельствуют. Вам нужно выставить правильный уровень масла в АКПП.
Но появление воздуха в масле может произойти и в результате неисправности масляного насоса или прокладок и сальников, пропускающих воздух в коробку. В общем, если масло пенится или пузырится, обратитесь в сервис, проблема может оказаться серьезной.
Вам могут быть интересны эти статьи:
Сегодня обратим внимание на процесс частичной замены масла в популярном…
Замена жидкости и необходимых расходных материалов. Рекомендации по интервалу следующей…
На момент поступления к нам автомобиль пробежал 73 тыс. км.…
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Нужно ли менять жидкость АКПП
Споры о необходимости замены жидкости ATF возникли не на пустом месте. Тем не менее вопрос: нужно ли менять масло в АКПП? – уже давно имеет технически обоснованный ответ. Рассмотрим процессы, влияющие на ресурс жидкости АКПП, а также основные правила замены.
Понимание принципа работы
Подробное устройство автоматической коробки передач мы уже рассматривали, поэтому остановимся только на самых важных моментах работы АКПП. В отличие от механической коробки передач, в коробке автомат при движении отсутствует постоянная связь между коленчатым валом и первичным валом АКПП. Для передачи крутящего момента от коленвала используется гидротрансформатор (аналогом ГДТ в механической коробке является сцепление). Входной вал ГДТ жестко соединен с маховиком коленвала, а выходной вал с трансмиссией и корпусом гидротрансформатора. Передача крутящего момента от входного вала к выходному осуществляется трансмиссионным маслом. Поскольку кратко описать принцип работы в понятиях довольно сложно, предлагаем посмотреть видео.
Когда скорости входного и выходного валов уравниваются, давлением жидкости блокируется входной вал и корпус ГДТ. Таким образом, мы получаем жесткую связку маховик-выходной вал КПП.
Почему жидкость ATF имеет ресурс
Рассматривать роль масла в коробке передач будем с учетом факторов, обуславливающих необходимость периодической замены жидкости ATF. Как было сказано выше, при уравнивании скорости вращения входного и выходного валов турбинное колесо прижимается к корпусу ГДТ. Для обеспечения достаточного коэффициента сцепления на корпусе турбинного колеса расположена фрикционная накладка, а на корпус ГДТ наносится фрикционный слой. При соприкосновении двух поверхностей происходит проскальзывание, что провоцирует отщепление микрочастиц поверхности фрикционов. А поскольку турбинное колесо вращается в масле, то отколовшиеся частицы попадают в жидкость АТФ.
Для понимания вреда, который наносят твердые частички, следует вспомнить о гидравлической клапанной плите. Именно в ней осуществляется вся магия по перенаправлению давления жидкости для замыкания/размыкания гидротрансформатора, смене передач. Блок управления АКПП управляет соленоидами, которые открывают либо закрывают необходимые каналы в гидроблоке. Для обеспечения необходимого давления масла каналы должны быть чистыми, соленоиды должны двигаться без заеданий и не зависать в определенных положениях. В обратном случае начинаются:
- толчки при переключении передач;
- пинки при смене режимов селектора АКПП;
- проблемы с включением передач и т.д.
Как вы уже догадались, пыль от фрикционных накладок загрязняет масло. В итоге в каналах скапливаются грязевые отложения, которые препятствуют нормальной циркуляции жидкости АТФ. Фрикционная пыль является сильным абразивом, а поэтому увеличивается износ мест перемещения соленоидов.
Износ фрикционных накладок, перегрев
Перемена передаточных чисел в АКПП происходит путем блокировки соответствующих пакетов фрикционов. Разумеется, при соприкосновении фрикционных и стальных дисков избежать частичного проскальзывания невозможно, что также добавляет частиц износа в масле.
Для улавливания продуктов износа в конструкции предусмотрен фильтр. Менять масло АКПП нужно обязательно с фильтром.
Вторым фактором, из-за которого жидкость ATF теряет свойства, являет перегрев. При работе происходит постоянное сжатие жидкости, что ведет к повышению температуры масла. Также отвод тепла осуществляется от трущихся пар планетарного редуктора. Неминуемо выделение тепла при проскальзывании стальных и фрикционных дисков, фрикционной накладки турбинного колеса и корпуса ГДТ. Примечательно, что чем больше износ фрикционных дисков, тем больше они проскальзывают, провоцируя тем самым увеличение температуры масла. Все эти факторы заставляют работать жидкость АТФ в очень тяжелых условиях, что со временем неминуемо приводит к потере определенных физических свойств (вязкости, плотности, теплоемкости и т.д.).
Почему современным АКПП замена масла нужна чаще
При незаблокированном ГДТ между входным и выходным валом КПП допускается проворачивание, так как связываются они только циркуляцией масла. Именно это дает автоматической трансмиссии всем известную плавность и мягкость, а также способствует общей износостойкости узла. Но в таком случае КПД коробки автомат довольно низок (75%-85%). В старых добрых автоматах конца ХХ века блокировка гидротрансформатора происходила на скорости 60-70 км/час. При таких скоростях крутящий момент подавляющего большинства двигателей не способен причинить АКПП вред, как бы водитель не управлялся с педалью акселератора.
КПД современных 6-ти, 8-ми ступенчатых АКПП может достигать рекордных 94-95%. Достигается это ранней блокировкой ГДТ. Муфта блокировки с проскальзыванием подключается настолько рано, насколько это возможно. В итоге мы получаем:
- улучшение разгонной динамики автомобиля за счет более полной передачи крутящего момента от коленвала к колесам;
- уменьшение расхода топлива, так как уменьшаются механические потери на перекачивания масла;
- больше фрикционной пыли в жидкости АТФ, что требует более частой замены масла АКПП.
Требования производителей АКПП
Многие старые, да и некоторые современные АКПП, имеют в руководстве по ремонту и эксплуатации положения, утверждающее, что масло в АКПП заливается на весь срок службы трансмиссии. Но даже в самой надежной АКПП, с «грубым» управлением и поздней блокировкой ГДТ требуется замена масла. Если вы желаете долгой жизни автоматической коробке, замену жидкости ATF следует проводить не реже чем каждые 100 тыс. км. Для современных автоматических трансмиссий срок замены масла сокращается до 80 тыс./км. При расчете срока замены учитывайте условия эксплуатации. Срок службы жидкости АТФ сокращают:
- постоянная динамичная езда с педалью «в пол»;
- частая езда в заносе, особенно на асфальте, цепком грунте либо покрытиях с изменяющимся коэффициентом сцепления;
- езда груженным либо с тяжелым прицепом;
- неправильная буксировка автомобиля.
Если ваш автомобиль используется в подобных условиях, срок замены масла АКПП лучше сократить до 80 тыс.км. Для современных автоматических коробок периодичность замены следует сокращать до 50-60 тыс. км.
Проверка состояния
На многих коробках передач не предусмотрен щуп, поэтому на таких авто проверить состояние масла можно, открутив болт сливного отверстия, которое, кстати, также нечасто предусмотренной конструкцией, либо сняв поддон. В остальных случаях состояние жидкости АТФ, а также уровень проверяется специальным щупом. Качество масла лучше всего определять капельным тестом. Для проверки вам нужно капнуть немного масла на чистую ветошь светлого цвета. Жидкость АТФ должна быть без горелого запаха, иметь вязкость и оттенок, близкие к новому маслу. Небольшое помутнение спустя несколько десятков тысяч километров допускается, но не более.
Если вы собираетесь проводить регламентные работы своими руками, рекомендуем прочитать, как заменить жидкость АКПП, а также что следует заливать в автоматическую коробку передач. Надеемся, теперь вопрос, нужно ли менять масло в АКПП – для вас решен.
Как понять, пора ли менять масло в АКПП?
Смена масла в коробке передач — это распространённая услуга, но даже не все начинающие автовладельцы задумываются о такой необходимости. Иногда к мысли об этом приводят уже первые проблемы в работе трансмиссии, когда речь должна заходить уже о ремонте.
Разберёмся сначала в том, какие функции выполняет масло в АКПП:
- оно смазывает трущиеся поверхности;
- охлаждает АКПП.
- передаёт крутящий момент.
Разумеется, от интенсивной работы масло начинает терять свои характеристики. Не стоит в этом плане доверять производителям, которые говорят, что жидкость прослужит всю жизнь АКПП. Это может быть так, но в таком случае через небольшой пробег (300 тыс. км) придётся менять уже саму коробку.
Как часто требуется замена?
Актуально менять гидравлическую жидкость в АКПП тем владельцам авто, которые купили б/у машину со значительным пробегом (показатель может быть ещё и намеренно занижен).
Характеристики отработавшего масла снижаются особенно сильно из-за таких факторов, как:
- перегрев (случается часто при использовании некачественного топлива);
- жёсткий режим эксплуатации (плохие дороги, буксование, взятие на буксир других авто, перевозка тяжёлых грузов, резкие старты, стояние в пробках, «рваный» ритм езды, жара, мороз);
- засорение металлической стружкой и другими следами износа трансмиссии.
Рекомендации по интервалу замены масла различаются. В первую очередь стоит ориентироваться на то, в насколько жёстких условиях эксплуатируется автомобиль. При езде по хорошему дорожному покрытию и в наиболее «бережном» для машины режиме такой показатель может составлять 100–150 тысяч км. Однако российские условия движения неидеальны, поэтому срок может сокращаться даже вдвое. Часто говорят об интервале 60–90 тысяч км. Для старых машин, до 2000 года выпуска, это время сократится ещё больше.
Имеет смысл ориентироваться не только на пробег, но и на время: если за два года автомобиль не проехал такого пути, жидкость всё равно рекомендуют сменить из-за смены температурных режимов и соответствующих воздействий на масло. Лучшим вариантом будет проконсультироваться с экспертом по Вашей марке авто.
Факторы, говорящие о необходимости замены
Есть несколько симптомов, которые могут сообщать о том, что масло требует замены или доливки:
- становится сложнее попасть в передачу;
- слышны посторонние звуки;
- в рычаге переключения чувствуются вибрации;
- на высоких передачах коробка-автомат начинает издавать воющий звук.
Эти признаки, как правило, означают уже неполадки в самой АКПП, так что потребуется уже и диагностика всей коробки.
Насколько трансмиссионную жидкость можно считать отработанной, можно определить и по её внешнему виду. В таком случае берут пробу. Если вещество прозрачное (при этом оно могло сменить цвет с розового на чёрный), оно считается ещё свежим. Помутнение означает уже необходимость замены. Металлические включения и запах гари — это признак того, что и масло считается отработанным, и сама КП стала разрушаться. Следует её проверить и при необходимости провести ремонт.
Требования по замене
Некоторые автовладельцы пытаются поменять жидкость самостоятельно, однако в современных моделях, особенно зарубежных известных брендов, это сделать не так просто. Гаражные условия для такой операции не подходят.
Поэтому требуется обратиться в автосервис за помощь к квалифицированным специалистам. Лучше всего заказывать такую услугу в профессиональных компаниях, которые не только проведут работу качественно, но и подберут необходимое масло — соответствующее типу АКПП, а не дешёвый аналог или подделку. При этом смешивать жидкость разного типа строго запрещается.
В некоторых моделях требуется также одновременная замена фильтра.
За сменой масла Вы можете обратиться к нам — автосервис «Икс-Авто», работающий в Санкт-Петербурге. Мы проведём все работы на профессиональном уровне. Также к нам можно обратиться за консультацией по периодичности замены и за диагностикой жидкости и самого агрегата.
Запишитесь на самом сайте, заполнив простую форму заявки. Также нам можно позвонить или заказать у нас обратный звонок. Ждём Вас!
Вас также может заинтересовать:
Записаться на ремонт
. или вы можете записаться по телефону (812)748-00-00
Ликбез по эксплуатации автоматических трансмиссий – первая часть (полная и частичная замена ATF, как проверить уровень масла АКПП, как и почему возникает вспенивание ATF и чем оно опасно)
ехнический директор СТО Вита-Моторс Сергей Ловцов продолжает обзор основных вопросов, связанных с эксплуатацией АКПП.
Проверка уровня масла в автоматической трансмиссии
Практически на всех автомобилях процесс измерения уровня масла (ATF – automatic transmission fluid) в АКПП начинается с запуска двигателя: в отличие от проверки масла в ДВС, уровень и наличие масла в АКПП проверяется на заведённом двигателе, чтобы насос коробки закачал масло в систему. АКПП должна стоять в положении паркинг («P»), реже (например, в автомобилях Jeep) в положении рычага переключения передач на отметке «N» (нейтраль): это необходимо для открытия клапана на радиатор охлаждения – во время проверки функционировать система смазки и охлаждения должна полностью, это важно!
Несмотря на то, что измерительный щуп имеет риски с отметками «Hot» и «Cold», правильно производить проверку уровня после достижения коробкой рабочей температуры (примерно после 30км пробега), поскольку отметка «Cold» даёт приблизительное значение. Не забывайте, что прогреть АКПП на холостых оборотах очень сложно, вернее долго – достижение двигателем рабочей температуры совершенно не означает прогрев трансмиссии, а значит, для надежности, лучше прокатиться.
Останавливаем автомобиль на ровной площадке и начинаем замер. Сначала вынимаем щуп и насухо протираем ветошью, затем опускаем его до упора в маслозаливную трубку (трубку щупа). Вынимаем и смотрим на риски, нанесённые на щуп – уровень должен соответствовать отметке «Max Hot» (самая верхняя отметка) или чуть ниже. На щуп обычно наносится также информация о применяемости масел для данной трансмиссии. Для выставления уровня (откачка или долив) используется трубка масляного щупа и тонкая воронка или шприц (в зависимости от задачи). Очень важно, чтобы уровень находился в рекомендуемом допуске! Состояние масла лучше проверять с помощью чистой белой тряпочки или кусочка белой бумаги – на металлическом щупе различить цвет и прозрачность ATF очень сложно, а на белом фоне очень легко определить состояние масла. Если определение состояния масла АКПП по цвету вызывает затруднения, имеет смысл взять новое масло и капнуть рядом с тем, которое вы взяли со щупа – разница будет очевидна.
На некоторых автомобилях, например Ford Explorer, уровень в АКПП проверяется через пробку в поддоне АКПП (щуп отсутствует), принцип измерение тот же – заведённый мотор и прогретая трансмиссия, откручивается пробка и уровень выставляется специальным инструментом (доливается), излишки выльются самостоятельно: т.е. перелить масла в этот тип трансмиссии сложно (но, конечно, некоторым «специалистам» удаётся). Все операции по контролю этого типа трансмиссий «Вита-Моторс» рекомендует проводить на сервисной станции, поверьте, специалисты сделают это быстрее в силу высокой квалификации.
Кстати, красный цвет (бывают и другие, но крайне редко) для масел АКПП используется лишь для простоты диагностики течи – его проще отличить от моторного масла. Красным бывает и синтетический антифриз (используемый на заводах Ford и GM), но перепутать его с маслом гораздо сложнее в силу консистенции и запаха.
Вреден ли повышенный или пониженный уровень масла в АКПП?
Несомненно, и перелив и недолив ATF крайне вредны для автоматической трансмиссии: косвенно на это намекают риски min и max на щупе коробки. Попробуем раскрыть смысл проблемы ниже.
Недолив – при нехватке масла в поддоне АКПП, масляный насос захватывает вместе с маслом воздух, создавая воздушно-масляный коктейль, а проще говоря, эмульсию, которая, имея в своём «арсенале» очень низкую теплоёмкость, ещё и становится легко сжимаемой, т.е. теряет свои основные рабочие свойства. Давление в агрегате критически падает, масло выдавливается из пятна контакта, снижая смазывание узлов коробки передач. Как следствие начинается перегрев АКПП, ведущий к разрушению основных узлов автоматической коробки.
Перелив – высокий уровень масла в автомате, как ни странно, ведёт практически к тем же последствиям, что и нехватка АТФ. Различие состоит лишь в том, что масло вспенивается вращающимися частями АКПП и происходит это не на холостых оборотах, как в случае с низким уровнем, а на высоких скоростях. Вспененное масло (ATF), увеличивается в объёме, ему уже не хватает места в корпусе автоматической коробки передач и оно начинает выплёскиваться через систему вентиляции АКПП (через сапун). Когда часть масла останется под машиной, его реальный уровень, разумеется, понижается. Как итог: повторение истории про низкий уровень, про него – чуть выше.
На практике, вспенивание масла (ATF) возможно и при нормальном уровне, причиной тому может быть подсос воздуха по корпусу трансмиссионного фильтра, который может иметь дефект (трещины) или не до конца одет на приёмную трубку АКПП. На некоторых моделях, Dodge RAM, например, от вибрации может открутиться болт крепления фильтра – как следствие – его перекос и появление щели для доступа воздуха.
А чем плох перегрев АКПП?
А все тем же: вспениванием ATF, которая при перегреве коробки работает в температурном режиме, на который не рассчитана.
Основные причины перегрева АКПП таковы:
- Забитые соты радиатора охлаждения АКПП снаружи, мусор/пыль/грязь: вентилятор не может протянуть сквозь радиатор необходимое количество воздуха для охлаждения. Рекомендуется регулярный осмотр АКПП и чистка, при необходимости, вместе с радиаторами кондиционера и двигателя.
- Забитый изнутри радиатор охлаждения АКПП изнутри – как правило, продуктами износа трансмиссии. Промывка радиатора АКПП рекомендуется при каждой замене масла в агрегате.
- Тяжелые условия эксплуатации – очень активная езда, буксирование прицепа, буксование в грязи/снегу и т.п.
Если предполагаются частые нагрузки на трансмиссию, «Вита-Моторс» рекомендует устанавливать дополнительный радиатор охлаждения АКПП. Его размер и наличие индивидуального вентилятора зависит от поставленной задачи – мастера «Вита-Моторс» помогут с выбором. Вариант полезного тюнинга – установка поддона АКПП увеличенного объема с дополнительными ребрами охлаждения.
Как определить объём и тип (марку) масла используемого в автоматической трансмиссии?
Ничего сложного в поиске этой информации нет, достаточно заглянуть в инструкцию по эксплуатации автомобиля. Если таковой не имеется (поищите на нашем сайте: мы публикуем оригинальные инструкции по эксплуатации: Tahoe, TrailBlazer, Chevrolet Express, Dodge Caravan, Cadillac SRX), тип масла (спецификация) практически всегда указан на щупе автоматической коробки передач. Объём масла, заменяемого при его стандартной (частичной) замене почти для всех американцев находится в пределах от 4 до 6 литров, что редко превышает 40-50% от общего объёма АТФ в АКПП. Почему? Всё просто – при обычной замене демонтируется только поддон для замены фильтра, при этом основная часть масла остаётся в каналах системы управления (в плите) и, разумеется, в гидротрансформаторе (лишь некоторые модели, например Ford Mustang 95 года, имеют сливную пробку гидротрансформатора).
Полная или частичная замена масла?
В принципе, частичная замена ATF считается допустимой, но до определённого момента: как правило, до пробега 100 тысяч миль. Продукты износа и масляные шлаки постепенно накапливаются в трансмиссии, мешая нормальному функционированию агрегата. Забиваются каналы управления, передачи включаются рывками (заедают соленоиды), увеличиваются нагрузки на планетарный механизм, тормозные ленты и т.д. Гидротрансформатор, работая по принципу центрифуги, тоже является накопителем «хлама»! Потому все специалисты, обслуживающие и занимающиеся ремонтом автоматических коробок передач, в том числе и мастера СТО «Вита-Моторс», рекомендуют периодически проводить процедуру полной замены ATF в АКПП с промывкой АКППна специализированном стенде. Эта процедура необходима, если масло в АКПП давно не менялось, имеет коричневый цвет, пахнет горелым и т.д.
Попробую наглядно объяснить, в чем преимущество полной замены масла АКПП на стенде. Эксперимент крайне прост: возьмите чашку чая, выпейте примерно половину, а оставшееся дополните кипятком. В быту такой эксперимент приведет к получению чашки слабого чая. В случае АКПП – кипяток – это свежая ATF, а остатки старого чая – старое горелое масло, оставшееся в узлах АКПП.
На практике выясняется, что даже три последовательных неполных замены ATF не могут полностью очистить АКПП.
Полная замена масла в АКПП на стенде выглядит примитивно и просто – выливаем чай, споласкиваем чашку и наливаем воду! Только, как вы сами понимаете, переливание воды/чая из чашки в чашку и вывешивание машины на подъемнике, снятие/установка поддона, откачивание масла и выставление уровня – процессы совершенно разные. Не только по описанию, заметьте, но и по трудоёмкости. Потому наверняка лучше один раз провести полную процедуру замены, чем раз в месяц посещать сервис для повторных процедур штатных замен. Кстати не забывайте, что движение автомобиля с автоматической коробкой передач, на не соответствующем нормативам масле, критически снижает срок эксплуатации АКПП!
Периодичность замены масла в автомате, как часто это следует делать?
На самом деле, это очень сильно зависит от стиля вождения: можно аккуратно “с головой” ездить не меняя масло в трансмиссии по 100000-150000км и не испытывать никаких проблем, а можно менять масло раз в неделю и угробить автомат за год эксплуатации. Трассовые пробеги, без постоянных обгонов, преимущественно на круиз-контроле – способствуют продлению ресурса АКПП. Напротив, рваная городская езда в спортивном стиле, разгоны/торможения, буксировка прицепа/автомобиля, буксование на льду/в грязи – снижают ресурс в геометрической прогрессии, равно как и езда на непрогретом агрегате. Первая замена масла в автоматической коробке передач рекомендуется на 50-70000 км пробега, с таким же интервалом можно произвести вторую замену АТФ. Далее же рекомендуется сократить пробеги от замены до замены масла и производить техническое обслуживание АКПП не реже одного раза в 30000км (максимум 40000км) или просто один раз в год, вне зависимости от пробега.
Если вдруг вы обнаружите внезапно изменившийся цвет масла вследствие тяжелой эксплуатации или по другой причине – не ждите регламентного пробега, немедленно меняйте ATF: практика показывает, что это дешевле и спокойнее, чем внезапный ремонт АКПП.
Можно ли заменить масло в АКПП самостоятельно?
Да, если есть желание и руки растут из нужного места, то никаких проблем не возникнет. Главное, если вы собираетесь это делать впервые, придерживаться общих рекомендаций по этой процедуре.
Приготовьте тару для слива отработанного масла, очиститель аэрозольный (в баллоне под давлением), ветошь, ну и, разумеется, необходимый набор инструмента. Также рекомендуем запастись герметиком (прокладки часто текут, к сожалению). Чтобы не облиться маслом при снятии поддона рекомендуется, через маслозаливную трубку (из неё торчит щуп), откачать максимально возможное количество масла. На сервисах используют вакуумные насосы, в домашних же условиях можно обойтись большим шприцем с длинной трубкой вместо иглы (например, от капельницы).
Откачали, теперь откручиваем поддон, аккуратно – там всё равно осталось масло. Снимаем поддон, сливаем остатки масла в подготовленную тару и приступаем к осмотру и очистке снятого поддона. Чаще всего на дне поддона закреплен магнит для сбора мелких продуктов естественного износа, выглядит это обычно, как мягкая железосодержащая кашица. Это нормально. Если же вы обнаружили крупные кусочки металла или пластика, обломки стопорных колец и т.п., готовьтесь к ремонту (от 2000$).
Допустим, однако, что в нашем примере всё идет без неожиданностей: мы начинаем очистку поддона, тем самым очистителем, который подготовили заранее. Отмываем, протираем насухо, проверяем на ровной плите (металлической линейкой) геометрию поддона, при малейшем сомнении – выравниваем. Это важно, потому что неровный поддон однозначно станет причиной течи, а, следовательно, мы вернемся к вопросу о ремонте, поскольку на сухую (без масла) не в состоянии работать ни один, даже самый надёжный агрегат.
Далее, демонтируем старый фильтр, устанавливаем новый, протираем насухо привалочную поверхность коробки и накладываем ровный слой герметика (на очищенную поверхность поддона в том числе). Ждём, пока герметик слегка схватится, прикручиваем поддон и ждём нормального высыхания (не полного, которое наступит через 24 часа!). Это важно, потому как свежее масло растворит часть герметика, которая не успела засохнуть и опять – течь в чистом виде.
Если вы используете прокладку поддона, то здесь тоже есть пара хитрых моментов – прокладки бывают очень разнообразны по конфигурации и материалу изготовления. Если прокладка пробковая, то рекомендуем использовать её исключительно на поддонах имеющих дистанционные втулки, исключающие выдавливание при случайной перетяжке крепежа (обязательно ознакомьтесь со спецификацией и затягивайте болты только рекомендуемым моментом).
Оригинальные прокладки (особенно металлизированные), в принципе, без проблем устанавливаются, аккуратно надо быть только с многоразовыми экземплярами, очень часто они выглядят достойно, но резина уже серьёзно задубела и не в состоянии обеспечить герметичность системы. Итак, поддон прикручен, прокладка установлена (или герметик застыл): берем тонкую воронку и через неё заливаем пару литров ATF и запускаем мотор.
Далее выставляем уровень так, как я писал в начале этой статьи («проверка уровня») – в соответствии с рисками на щупе. Есть нюанс по коробкам передач Форд, там просто попереключать передачи в АКПП для прогонки масла в системе недостаточно, требуется проехать на машине пару-тройку километров (можно и на подъёмнике). Всё остальное, как обычно – удерживая нажатой педаль тормоза переключаем все передачи в трансмиссии по очереди, останавливаясь на каждом положении секунд по двадцать, заканчиваем в положении паркинг («Р») и проверяем уровень.
О промывке радиатора охлаждения АКПП я писал выше, теперь поясню процедуру подробнее:
Отсоединяем шланги охлаждения АКПП, идущие к радиатору охлаждения, и на один из них одеваем ёмкость (чтобы не забрызгать всё вокруг), ко второму подносим баллон с очистителем и заливаем внутрь, даем откиснуть и продуваем воздухом под давлением. Убедимся, что система охлаждения продувается без проблем, устанавливаем трубки (шланги) на место. Внимание: проводить эту процедуру необходимо при снятом поддоне, когда масло слито!
Стоит ли использовать присадки к маслам в автоматическую трансмиссию?
Нет, не стоит этого делать, в маслах производителя всегда присутствует необходимый пакет присадок и, доливая любые «улучшители», вы лишь разбалансируете то, что просчитывалось специалистами на заводе.
В крайнем случае, когда вам рекомендуют на полный объём масла АКПП (около 10 литров в среднем) добавить около 300 грамм присадки, это – напрасно потраченные деньги – такая концентрация даже «супермегаприсадки» ничего не изменит! Если велик износ фрикционов или началось какое-либо разрушение в автомате, никакими чудо-средствами вы уже ничего не восстановите, считайте это просто сказками для неопытных пользователей.
Аналогично, нельзя использовать масла, не рекомендованные изготовителем: в маслах разных производителей для автоматических трансмиссий разных систем присутствуют различные пакеты присадок, необходимых для конкретной модели. Например, в АКПП корпорации Chrysler/Jeep нельзя использовать ничего, кроме «ATF+4» («ATF+3» ранее). Залив вместо этого Dexron-III вы просто спалите трансмиссию, а вот заливая в Шевроле/Кадиллак вместо Dexron масло для Крайслера – просто переплатите за ненужные «навороты» (хотя ничего не испортится). Специальные продукты производят также Mitsubishi и Hyundai, совершенно другого типа масла льются в вариаторные трансмиссии и т.д. Общий принцип таков: пользоваться надо тем, что указано в спецификации и покупать только в проверенных местах, игнорируя дешевые распродажи.
Аспекты замены масла в АКПП в вопросах и ответах
Автоматическая трансмиссия – один из наиболее сложных в техническом обслуживании и дорогостоящих агрегатов автомобиля. Несмотря на то, что производители уверенно заявляют о надежности и длительном эксплуатационном ресурсе АКПП, эта информация относительна. Заявленный пробег в 150 000 км возможен только при соблюдении большого количества условий и требований – регулярное прохождение ТО, периодическая диагностика, своевременная замена фильтров и трансмиссионного масла в коробке передач. Если проигнорировать хотя бы одно из требований, автоматическая трансмиссия может сломаться гораздо раньше, чем истечет гарантия на новый автомобиль. Сегодня мы совместно с экспертами Центра АТ рассмотрим: как часто надо менять масло в АКПП, какие риски при эксплуатации агрегата с изношенной рабочей жидкостью, какие факторы влияют на износ трансмиссии, сколько заливать масла и какое выбрать, чем полная замена отличается от частичной и стоит ли менять АТФ самостоятельно?
Стоит ли вообще менять масло?
В процессе эксплуатации трансмиссионное масло постепенно теряет первоначальные свойства, накапливая отложения и продукты износа. Это меняет химический состав и теплофизические характеристики жидкости. Даже качественный пакет антифрикционных, антиокислительных и моющих присадок со временем срабатывается и влечет потерю свойств, дополнительное загрязнение и падение производительности АКПП.
Именно по этой причине заверение о необслуживаемости автоматических коробок передач – сугубо маркетинговый ход, ведь дилерам выгодно, чтобы вы купили новый автомобиль, а не продолжали обслуживать старый. Производители АКПП придерживаются другого мнения и постоянно отмечают: от качественного и своевременного ТО зависит ресурс и эксплуатационные характеристики агрегата.
Если менять, то через сколько километров?
Возьмем в качестве примера среднестатистический автомобиль. По заверениям наших специалистов для нормальной работы узла следует менять трансмиссионное масло каждые 50-60 тысяч км пробега. Одновременно с заменой масла меняются и фильтры в коробке передач. Для моделей или комплектаций, оснащенных вариаторными коробками, интервал замены сокращается до 40-50 тысяч километров.
Владельцы автомобилей с роботизированными КПП с одним сцеплением должны заезжать на автосервис каждые 60-80 тысяч км, потому что у таких моделей износ масла происходит чуть медленнее. Это правило не касается авто с преселективными трансмиссиями двойного сцепления – Powershift и DSG. В противном случае высок риск загрязнения клапанов, каналов мехатроника и других важных комплектующих.
Важно!
Существует ряд ситуаций, которые можно назвать тяжелыми условиями эксплуатации. В них механики рекомендуют сократить интервал обслуживания масла на 20-30 %. К таким условиям относятся:
- Активная езда по оживленным городским улицам в режиме старт-стоп;
- Активная эксплуатация на грунтовых дорогах;
- Агрессивный стиль управления;
- Транспортировка тяжелых грузов и буксировка прицепа;
- Езда при высоких и низких температурах;
- Продолжительная езда на высокой скорости или максимальных оборотах двигателя;
- Резкие разгоны и торможения.
Какое масло подойдет моему автомобилю?
Чтобы ответить на этот вопрос, сделайте следующее:
- Осмотрите щуп передаточной коробки. Иногда на нем указывается необходимый тип или марка состава.
- Загляните под капот: у многих производителей там располагается табличка с актуальной информацией.
- Ознакомьтесь с руководством по технической эксплуатации вашей модели автомобиля.
- Свяжитесь с представителями производителя – в ближайшем дилерском салоне.
- Просмотрите специализированные форумы автоэкспертов или посетите сайт модели вашего авто.
При выборе трансмиссионного масла для конкретного бренда АКПП помните:
- Для АКПП Мерседес используется АТФ собственного производства немецкого концерна. Для определенной модели и комплектации выбирается одна из доступных модификаций смазки.
- Владельцы БМВ могут пользоваться маслами из серии ZF, рекомендованные производителем. Для различных автоматических коробок нужны разные модификации, ведь передаточная коробка у скромного седана и мощного паркетного внедорожника существенно различается.
- Владельцы Ауди и Шкода могут заливать масла от производителей – G-053 и G-055. В качестве альтернативы – ZF. Для дешевых комплектаций можно обойтись трансмиссионной жидкостью ESSO.
- Тойота и Ниссан используют масла собственной разработки.
- Для Шевроле подойдут масла Dextron 6, ZIC DEXRON-VI и Mobil DEXRON-VI ATF.
- В различные модели и комплектации КИА заливают состав Hyundai ATF SP-III. Как альтернативу можно использовать ZIC ATF SP-III.
Можно ли определить уровень масла самостоятельно?
Существуют несколько общих рекомендаций, позволяющих быстро и достаточно точно определить уровень масла в автоматической коробке передач:
- Измерения проводятся только на разогретой трансмиссии. Мало прогреть силовой агрегат, нужно обязательно довести коробку до рабочей температуры. Обычно для этого достаточно пробега в 20-30 км.
- Перегоните автомобиль на ровную площадку и переведите селектор АКПП в парковочный режим. Заглушать двигатель при этом не нужно, пускай он поработает на холостых оборотах примерно 5 минут.
- Вытащите масляный щуп трансмиссии. Нужно обязательно протереть его сухой и чистой ветошью, не оставляя ворса, мусора и грязи. После этого повторно вставляем ее до упора на 3-5 секунд и повторно извлекаем.
- На большинстве щупов присутствуют специальные метки, для определения уровня масла в горячем и холодном состоянии. Такие измерения производятся при полной смене АТФ в автоматической коробке передач. После описанного прогрева уровень масла на щупе должен находиться посередине между описанными отметками. Значительные отклонения не допускаются: это повод для посещения сервиса и проведения подробной диагностики АКПП.
Сколько масла мне понадобится?
Как показывает практика, максимальный объем заливается в гидромеханические и вариаторные АКПП, минимальный – в роботизированные. Это связано с тем, что конструкция роботизированной коробки передач очень похожа на механическую, и для слаженной работы всех механизмов требуется не более 3-4 литров АТФ, ключевая функция которой – смазка и охлаждение рабочих поверхностей.
Гидромеханические и вариаторные трансмиссии работают по совершенно иному принципу: масло выполняет роль рабочего механизма, передавая крутящий момент от двигателя к гидротрансформатору. Какое точное количество АТФ необходимо для нормальной работы узла, указывается в мануале к автомобилю.
Подытожим: для полной смены трансмиссионного масла вам понадобится от 6 до 8 литров жидкости. Модели и комплектации с небольшим объемом двигателя потребляют в среднем 7 литров АТФ, внедорожники с высокопроизводительными силовыми агрегатами – 9-10 литров. Стоит понимать, что в одной только гидромуфте используется 2-3 литра трансмиссионного масла. В самой АКПП – еще минимум 3-4 литра. Чтобы рабочая жидкость нормально циркулировала по системе через радиатор и обратно в коробку передач – понадобится около 2 литров АТФ.
Важно: при визите в специализированный автосервис необходимо иметь в запасе 2-3 литра чистого масла. При частичной замене недопустимо смешивать рабочие жидкости от разных производителей, так что у вас всегда должна быть возможность долить недостающий объем.
Полная или частичная замена: что лучше выбрать?
При регулярном техническом обслуживании коробки специалисты рекомендуют ограничиться частичной заменой. Чтобы заменить масло в коробке-автомат, нужно открутить сливную пробку или снять поддон АКПП. Важно помнить, что по такой технологии можно слить не более половины АТФ. Оставшаяся часть жидкости остается внутри, особенно в соленоидах, каналах гидроблока и бублике гидротрансформатора.
В условиях автосервиса частичная замена выполняется достаточно просто: автомобиль загоняется на подъемник, после чего мастер откручивает сливную пробку или демонтирует поддон целиком, сливая часть отработанной жидкости в специальную емкость. При замене желательно очистить стенки поддона от загрязнений, для чего можно воспользоваться специализированными средствами автохимии.
Полная замена масла необходима, если:
- Вы только что купили подержанный авто и не верите бывшему владельцу;
- Машина прошла более 100 тысяч километров с момента предыдущего обновления масла;
- Вы регулярно ездите на повышенных оборотах двигателя и перегреваете его;
- Возникли неполадки блока соленоидов, ухудшающие переключение передач.
Полная замена масла выполняется вытеснением, когда новая жидкость постепенно вытесняет из коробки отработанную АТФ. После предварительной диагностики и определения текущего уровня масла специалист подключает гидравлическую систему автоматической трансмиссии к промывочной установке. Обычно это делается через охлаждающие шланги АКПП. Для этого иногда требуется демонтировать радиатор, чтобы обеспечить доступ к штуцерам, отсоединить подающие трубки и соединить их с промывочной установкой.
Стоит ли менять масло самостоятельно?
В сети можно встретить немало мануалов, рассказывающих, как сменить масло в АКПП в условиях гаража. Теоретически все просто: определяем уровень АТФ, рассчитываем, сколько литров нужно долить, сливаем отработанную жидкость и заменяем ее новой. Важно понимать, что для длительной эксплуатации АКПП замену масла нужно совмещать с заменой масляного фильтра. Процедура требует демонтажа трансмиссии, чего не сделаешь самостоятельно. Нужно не только слить отработанное масло, но и оценить степень его загрязнения. Наличие большого количества взвеси, осадка, продуктов распада, пластмассы – следствие начинающихся неисправностей. Чем раньше вы обратитесь к специалистам, тем меньше риск комплексного ремонта в будущем. Именно по этой причине замена масла в специализированном автосервисе ВСЕГДА сопровождает диагностикой.
Как не уснуть за рулем, и как уснуть перед дальней поездкой?
Приветствую коллеги автомобилисты
Если вы устали — ни в коем случае не садитесь за руль. По статистике ГИБДД более 40% аварий происходят в ночное время именно из-за усталости водителя. К тому же вы подвергаете опасности как окружающих, так и себя. Но существуют такие ситуации, в которых длительные поездки вынуждены.
Ну начнем с того что мня друг попросил сгонят с ним за лодочным мотором который он нашел на Авито, об этом я писал в прошлой теме www.drive2.ru/b/2700750/…
т.к. за рулем и туда и обратно был я и пару раз чуть не уснул, и я знаю всплески адреналина, чувство когда на секунду закрываешь глаза а открываешь их на разделительной полосе… я решил создать эту тему…
добавлю, что езда, летом и зимой отличается кардинально…
Природой так устроено, что человек нуждается в пище, воде и сне. При отсутствии любой из этих потребностей человек не сможет жить. Безусловно, без сна можно прожить и четверо суток, но бдительность и реакция человека снизится к нулю. А проезжая часть является территорией повышенной опасности, внимание на которой должно быть максимальным.
Боремся со сном в дороге.
Если впереди Вас ожидает долгий путь, то настоятельно рекомендую ознакомиться с советами. помогающими побороть сон.
1. Хорошенько отдохните перед долгой поездкой. Вряд ли вы проедите большое расстояние, если изначально не будете бодрым и полным сил. Это один из важных пунктов, которым не стоит пренебрегать.
2. Часто чтобы взбодриться автолюбители включают кондиционер. Хороший способ, но при этом окна должны быть закрыты, чтобы не простудиться.
3. Хороший собеседник — один из лучших способов не заснуть за “баранкой”. Приятное общение на разносторонние темы не дадут заскучать. При этом дорога не будет такой утомительной и длинной, какой могла быть.
4. Если собеседника нет и Вы вынуждены ехать в одиночестве — радио вам в помощь. Бывалые водители советуют отрегулировать громкость на среднее значение и поставить не любимую музыку. к которой вы привыкли и обожаете, а наоборот, что-то раздражающее. Благодаря этому вы станете более возбужденным — а при таком состоянии уж никак заснуть не получится.
5. Впереди длинная дорога? Запаситесь хорошим зелёным чаем. Рекомендуем брать не в пакетиках, а именно листовой, натуральный. Пейте горячим и будете в тонусе. Любители чёрного чая могут тоже взять его. А вот кофе пить в дороге не советуем. Оно обладает сильным мочегонным эффектом и в дороге будет просто бесполезным, и, возможно, негативно скажется на впечатлениях от поездки.
6. Кола — хороший напиток, который заметно бодрит и отгоняет усталость на некоторое время. Кофеин, содержащийся в ней, как раз и помогает человеку не уснуть, но Вы сами понимать в бльших количествах он опасен. Если длительные поездки не редкость — не стоит употреблять постоянно Колу.
7. Физические упражнения — без них никуда. Сидячее времяпрепровождение ещё никому на пользу не шло. Природой заложено, что здоровье у человека без активного образа жизни не будет. Спорт — он всегда бодрит. Даже нужно было поставить этот пункт первым, как один из важнейших. Выйдите из машины, отожмитесь, сделайте пару приседаний — уже эти действия помогут не смыкать глаза около часа.
8. Упражнения для глаз также будут полезны и помогут снять чрезмерную напряжённость с них. Поморгайте в течение минуты. Используйте упражнение, при котором сначала смотрите на близкий предмет, потом на дальний. Но не забудьте остановить автомобиль при этих действиях, делать это за рулём не стоит.
9. Возьмите с собой в дорогу большую пачку семечек. Обычных, подсолнечных. Многим это помогает. Ведь от семечек трудно оторваться, а следовательно никак не заснуть. Есть и минус — после такой мини-трапезы по приезду на место назначения нужно будет произвести генеральную уборку салона.
10. Думаю всем ясно, если вы в пути уже больше 20 часов, то обязательно остановитесь. Сверните на обочину, заглушите мотор и поспите хотя бы пол часа. За это время восстановятся силы, и организм хоть чуть-чуть отдохнёт. Помните — вы не робот, даже у самого натренированного водителя существует предел, после которого внимательность падает и он незаметно засыпает даже при выполнении всех вышеперечисленных пунктов.
11. У каждого человека есть такие моменты, которые не хочется вспоминать. Или просто события, которые вызывают адреналин. Чувствуете, что начинаете дремать? Быстро вспоминайте эти события. И вы не уснёте.
12. Энергетические напитки — хорошее подспорье усталости. Пейте их в дороге. Но не забывайте, что они вредны. Чрезмерное употребление влечёт за собой ухудшение здоровья. Алкоголь и глюкоза тоже не допустит, чтобы вы уснули, но не забывайте правила дорожного движение — алкоголь запрещён. А за употребление плитки горького шоколада (в которой содержится глюкоза) никто права не заберёт.
13. При езде у человека должна быть правильная посадка за рулём. Чтобы внимание было сконцентрировано и готово к неожиданным ситуациям нужно следить за этой посадкой. Но когда водитель забывает о ней его тело переходит в другой режим (режим отдыха) тем самым у человека больше шансов заснуть за рулём!
Есть один, по словам опытных водителей, действенный рецепт, который не даст даже сомкнуть глаз. Это две ложки кофе и Кола. Попробуйте. Но только если у вас нет проблем с сердцем.
Эти двенадцать правил обеспечат Вам безопасную езду, при усталости. Чёткое соблюдение их позволит не подвергать опасности окружающих и самого себя.
Стоит отметить, что физические упражнения и короткий сон нужно проводить каждые 3-4 часа.
К сожалению, ДТП в наше время не редкость. Статистика в начале статьи показала, что 40 процентов аварий происходит именно в ночное время. Никто не застрахован от такого плачевного итога. Самое главное не растеряться.
А вот как уснуть перед дорогой, я хотел бы спросить совета у вас?
Комментарии 106
На 12 банках адреналина доехал до сочи за 40 часов, 2800км без остановки.нахрен оно надо было
Пункт 11 — вспомнить тёщу, и сразу сон проходит))
У меня сейчас тещи нет, да и бывшая была нормальная…
Бывают нормальные, не спорю)
перед поездкой на дальняк планирую выезд в 4 утра — самое оптимальное время для меня, удается проехать около 1500км без остановок(заправки не в счет). Пробовал выезжать в ночь, напряжно, под утро начинает клонить в сон, когда уже и не темно, но еще и не рассвело — самое дурацкое время. Позже выезжать тоже не айс, траффик начинается. В пути больше всего отвлекает ото сна горячий кофе из термоса, сигареты и открытая форточка, вредно конечно, но помогает, в отличии от энергетиков(для меня эффект нулевой). А вообще конечно оптимально, чтоб наверняка без напряга, не планировать дневной пробег далее 1000км.
Ну а так полностью согласен со статьей — самое главное — отдых перед дорогой, а когда чувствуешь усталость в пути, не нужно пытаться проехать еще “чуть-чуть” — остановитесь, разомнитесь, отжимание/приседание, а если чувствуете, что не помогает, то лучше поспать полчасика.
Стараюсь так же делать, но пока перетаскаешь сумки и заправишься время уже 6 утра, поэтому проезжаю примерно 1200-1300 за день
2 ложки растворимого кофе на баночку кокаколы- “чудо-шняжка”. Всякие адреналин-раши и бёрны отдыхают. Главное, чтобы мотор не стуканул от такого.
Я писал уже про это в теме
так я подтвердил и предупредил. проверенный рецепт!
спасибо за статью, добавил в закладки!
Надеюсь не пригодится, спать надо
Я семечки грызу, но при закрытых окнах и в пластиковый стаканчик где нибудь временно установленый например в ручку двери, а чтобы быстро уснуть есть народное средство зубок или два чеснока действует как снотворное☺. Удачи на дорогах!
чеснок есть или нюхать ? =)
Автор еще. Статья хорошая. Но энергетики тоже не всем подходят. Говорю по своему опыту. Ехал по городу как то, засыпал. Купил энергетик. Описываю реакцию организма своего. Мышцы взбодрились. Но мозг как засыпал, так и засыпал. Реакции было 0. Хорошо ночью ехал никого не было. Как упала у меня нога на педаль так я и ехал. Я все видел что происходить. Но мозг не подавал никаких импульсов на мои части тела. Я превышал скорость, я проезжал на красный, почти не тормозил. Я все видел и понимал, что если я разобьюсь, то я буду видеть как это произойдет. И оот этого было реально страшно. Больше энергетики не пил.
Спасибо, сам тащусь))), ставьте + и репост
Было у меня два дальняка в ночь. Первый в Анапу ехал из своего города Саратова. Как уснуть? Так как я начал к поездке готовиться заранее и вещи были собраны. То ночь и день до выезда посвятил отдыху. За день: вечером хорошо поужинал, принял теплую ванную, и лег спать где то в 21:30. Проснулся ровно через 8 часов. Если переспать хоть на час весь день будешь убитый. Позавтракал. Потом обед как положено. После обеда через час. Лег спать часа на два. Поужинал не слишком тяжелой пищей. Салатик съел и немного жареной картошки. Ну и часов в 22:00 я выехал. Первый сон был у меня в 10:00 следующего дня на дороге, на 45 минут. Честно, это был ад. Была жара, проснулся в поту. И последний сон был за 10 км до Анапы тоже на 45 минут. Выезжал из Анапы в Саратов, в день, первый сон у меня был только на подъездах к Саратовской области. Где то 900 км я проехал без сна.
А вот когда я ехал в Арзамас, то небыло у меня никакого сна, после работы я поехал в гараж, проверил задние полуоси, потом домой навернул щей, и отправился в ночь. По пути заехал на заправку, заправился и накупил сникерсов и баунти. Так как ехал после рабочего дня, то отдыха не было, была адовая дорога, я засыпал, за 7 часов дороги я скурил две пачки сигарет, умудрился летом простудиться, потому что чтобы не спать, я открыл окно и высунул голову чтобы взбодриться. Так и проехал 10 км. Потом был на дороге туман, а так как мозг спал, я в этот туман влетел на 110 и пронесся через него не сбавляя. Благо не было машин. Думал приеду, в Арзамас там хоть посплю часа два. Хренушки там. Мозг почувствовал утро и отказался спать. Забрал по работе вещь и помчался обратно. Штрафанули за не включеный свет. Приехал в Саратов в 16:00 и отрубился до 6 утра следующего дня.
Мой совет: отдохните перед дорогой, иначе чревато.
Может кому то пригодится
Ездию каждый день по 150 км, вечером когда еду домой всегда хочется уснуть за рулем, хорошо когда жена рядом не спит и трындит под ухо 🙂 иногда приходится останавливаться и выходить освежиться и покурить, иногда просто пью менералку и сон на время проходит.
Кстати когда еду по незнакомой дороге или по городу тогда совершенно спать не хочется.
я в дальней дороге грызу крендельки соленые или печеньки мелкие, и сытно и спать не хоЦЦа, и как после семечек машину не убирать! ))
Может семки на пол не не надо плевать?
А так все верно… еще можно курить…но я не курю…
20 лайфхаков, чтобы не заснуть за рулем. Советы для автомобилистов
Что следует делать, чтобы не задремать, а потом не очнуться в кювете, больнице или на том свете? Число аварий, когда водитель уснул за рулем, достаточно высоко. Советы для автомобилистов, которые помогут побороть сонливость на коротких дистанциях и дальних расстояниях.
Наверняка ты слышал много историй, когда водитель заснул за рулем и погиб. Поездка на автомобиле часто вызывает сонливость у водителя. Это ситуация очень опасна для водителя и его пассажиров, если таковые есть. Подобная беспечность может дорого обойтись. Если заснул за рулем, то вероятность аварии и ДТП очень высока.
Как определить, что ты уже засыпаешь? Ты перестаешь обращать внимание на дорогу и машины. Не можешь вспомнить только что игравшую песню и пройденный участок дороги. Стало лень ехать и включать поворотники. Глаза начинают болеть и двигаешься словно в туннеле. Начинаешь резко тормозить и вываливаться из полосы. Часто зеваешь и медленно моргаешь.
Если заметил эти признаки, то надо что-то делать. Советы как не заснуть за рулем от дальнобойщиков, автомобильных путешественников и опытных водителей.
Как не заснуть за рулем? Как не задремать в пути?
1. Главный совет перед поездкой на большие расстояния – это быть разумным. Накануне поездки следует хорошо выспаться и не употреблять алкоголь. Не стоит переоценивать возможности своего организма при поездке за рулем.
2. Сделай дискомфортные условия поездки, которые помешают быть расслабленным и сонным. Для этого подними спинку кресла прямо.
3. Отрегулируй климат контроль. Зимой убавь печку, а летом включи кондиционер или приоткрой окошко. Прохлада будет бодрить, а тепло клонить в сон.
4. Остановись и сделай зарядку. Энергично разомни взмахами руки, поприседай, покрути головой. Это поможет бороться со сном за рулем.
5. Включи энергичную музыку или радио. Подпевай песням и двигайся, чтобы не заснуть за рулем. Слушай аудиокниги и образовательные подкасты.
6. Переключай внимание на проезжающие машины, обращай внимание на знаки, любуйся достопримечательностями. Не концентрируйся на бегущей разметке дороги или полосе деревьев.
7. Протри лицо, шею и руки влажной салфеткой. Можно использовать для этого воду.
8. От дремоты хорошо спасает жвачка, когда ты активно двигаешь челюстями. Также подойдут для этого семечки. Хороши для перекуса цитрусовые фрукты и овощи.
9. Разговаривай с попутчиками, если таковые есть. Дорога покажется короче, а сон пропадет. Для этого главное брать разговорчивых попутчиков, которые будут не давать заснуть.
10. Выпей крепкого кофе или чай, чтобы не спать. Энергетические напитки хороши только в крайнем случае, ведь они нагружают сердце. Напитки пей медленно и не торопясь.
11. Вспомни себя после сытого обеда, когда хочется поспать. Не наедайся сильно, ведь это вызывает желание вздремнуть.
12. Используй резкие запахи, для борьбы со сном. Для этого подходят натуральные масла, цитрусовые и сосна.
13. Делай остановки каждые два часа. Останавливайся на заправках перекусить, попить кофе, размяться и развеяться.
14. Если сильно хочется спать за рулем, то остановись и вздремни 15 минут. После этого станет гораздо легче и будет меньше хотеться спать. Более долгий сон может вызвать фазу длительного сна.
15. Как не заснуть ночью за рулем? Ночью включи свет в салоне, который поможет бороться с сонливостью водителю.
16. Пей больше воды. Организм начнет прокачивать через себя жидкость и будет пытаться вывести ее из себя.
17. Можно снять на время обувь и носки. Этот массаж стоп взбодрит, как и охлаждение обнаженных ног.
18. Установи электронный сигнализатор усталости. Устройство даст сигнал, когда ты начнешь засыпать. Существуют компьютеры, которые отслеживают положение машины относительно дорожной разметки. Если оно меняется без указателя поворота, то система сигналит и останавливается на обочине.
19. Разминайся прямо за рулем. Подвигай шеей в разные стороны. Глубоко вздохни, чтобы наполнить легкие кислородом. Дай себе пару пощечин, чтобы взбодриться.
20. Выпей пару таблеток, которые предназначены для борьбы со сном за рулем. В их основе таурин, кофеин и витамины.
А какие лайфхаки и трюки используешь ты, чтобы не заснуть за рулем?
Как не уснуть за рулем – лучшие советы для водителей 16:33, 9 апреля 2022 Версия для печати
Статистика свидетельствует о том, что причиной 20% серьезных ДТП является снижение внимательности из-за усталости и засыпание за рулем.
Неуправляемая легковушка, движущаяся со скоростью 60-80 километров в час, способна натворить немало бед. А уж о несущихся по трассам фурах и говорить нечего. Давайте порассуждаем: если дальнобойщик, который едет со скоростью 100 километров в час, заснет хотя бы на три секунды, то успеет промчаться около 80 метров. Вывод определенный – однажды заснув за рулем, можно никогда не проснуться. Причем пострадаете не только вы, но и, скорее всего, другие участники дорожного движения.
Многие водители уверены, что способны зафиксировать первые признаки засыпания за рулем, отреагировать и предотвратить опасность. Однако, как отмечают немецкие ученые, опыты говорят о другом: даже водители-профессионалы зачастую переоценивают свои возможности, не замечают усталость и пропускают момент, когда их мозг отключается.
Но как понять, что вы засыпаете за рулем? По мнению специалистов, необходимо обращать внимание на детали. В частности, первый тревожный звонок – вы начали часто зевать, медленно моргать, клевать носом. Пропадает желание двигать руками и ногами. Еще один сигнал – вы перестали обращать внимание на дорожные знаки и пейзаж за окном. Глаза начинают концентрироваться на очень дальних участках дороги. Из-за усталости вы можете даже съезжать со своей полосы движения.
Особенно внимательным нужно быть по ночам. Ведь человеческий организм настроен на сон именно в темное время суток. Кроме того, обращайте внимание на свое состояние во время длительных поездок – они сильно выматывают. Если вы хотите садиться за руль перед долгой дорогой или ночным путешествием, то следует хорошо отдохнуть.
Самые действенные способы, которые позволят водителю взбодриться
По мнению специалистов, прямо перед непродолжительным сном можно выпить чашку кофе. Дело в том, что этот напиток начинает действовать не сразу, а примерно через полчаса. Так что вы проснетесь с двойным зарядом бодрости.
В целом кофе является известным психостимулятором. При этом нужно помнить, что кофеин просто использует ресурсы организма. Он сужает сосуды и увеличивает частоту сердечных сокращений.
Когда действие кофеина закончится, наступит обратная реакция. В итоге спать захочется еще больше.
Помогает в дальних поездках и зеленый чай. В его состав входят танины, которые стимулируют активность головного мозга. Но даже если от чая не будет особого толка, мочегонный эффект заставит водителя периодически останавливаться. Такой рваный темп определенно добавит концентрации внимания.
Прийти на помощь может и энергетический напиток. В их составе обычно содержится таурин, кофеин, экстракт гуараны. Впрочем, чрезмерное употребление энергетиков может привести к проблемам с энергетическим балансом организма. Также не следует злоупотреблять специальными «бодрящими» таблетками.
Еще один вариант – нужно заняться физическими упражнениями. Следует выйти из машины, сделать несколько гимнастических упражнений или совершить пробежку. После этого сонливость должна пройти.
Также во время остановок следует умываться холодной водой. Но этот способ эффективен в том случае, если его повторять раз в полчаса – не реже.
Если вас клонит в сон – слушайте музыку, она сильно бодрит. Причем лучше выбирать те песни, которые вас сильно раздражают. Негативные эмоции позволят хотя бы ненадолго встрепенуться.
Помогут не заснуть за рулем и веселые попутчики, которые будут разговаривать и спорить. Но здесь важно не переборщить, так как слишком оживленная дискуссия может отвлечь водителя и снизить его реакцию.
Также добавить энергии может легкая трапеза, состоящая из овощей и фруктов. Тяжелой пищи лучше избегать, так как это только лишняя нагрузка на организм. И борьбе с сонливостью такая еда не поможет.
Возьмите с собой в путь горчичники. Жжение позволит отыграть у сна еще некоторое время. Горчичник лучше всего расположить на спине – между лопаток.
Если в машине есть пассажир, то можно поставить перед ним задачу: сесть на заднее сиденье и в зеркало заднего вида внимательно следить за глазами водителя. Если они начнут слипаться, нужно немедленно дать об этом знать.
Водители с опытом дают совет возить с собой апельсин. Если вы начнете засыпать, нужно очистить плод и вдохнуть запах. Цедру следует разложить по машине. Этот способ также позволит немного продержаться без сна.
Серьезно взбодрить может и свежий воздух. Можно, к примеру, открыть окно автомобиля или поставить климат-контроль на 16-17 градусов.
Многие современные автомобили оснащены специальными системами, способными отслеживать состояние и поведение водителя. Или же их можно купить отдельно. Эти устройства будут подавать звуковой сигнал или направлять в лицо водителя струю холодного воздуха, если он начнет засыпать. Впрочем, данные системы еще недостаточно совершенны, так что полностью уповать на них не стоит.
Лучше не бороться, а подчиниться – мнение дальнобойщиков
Блогер-дальнобойщик Анатолий Кречетов уверен, что если вы ходите спать, не стоит себя заставлять ехать дальше. Лучше остановиться и отдохнуть.
«Я рассчитываю свои силы. Если я хочу спать – я лягу спать. И никто мне ничего против не скажет – как на работе, так и в легковой машине. Я не мазохист и над собой никогда не издеваюсь. Если меня рубит – я остановлюсь и посплю. И я всем говорю: парни, берегите свое здоровье, отдыхайте», – считает Кречетов.
Такого же мнения придерживается дальнобойщик Данил Рудей.
«Как не уснуть за рулем? Главный и правильный ответ – со сном бороться не надо. Если вы хотите спать – надо ложиться спать. Хотя бы на 15 минут – остановились, закрылись шторами, сделали себе уют. Даже 15 минут – лечь, закрыть глаза, успокоиться. Если вы небольшое время покемарите, вы все равно взбодритесь. Это проверено мной и другими людьми», – отметил Рудей.
Вывод можно сделать только один. В дороге внимательно следите за своим состоянием. И если вы утомлены и хотите спать – лучше не геройствовать. Остановитесь и отдохните – это самый простой и надежный способ, который позволит не заснуть за рулем.
Как не уснуть за рулем, если очень хочется?
Как говорит статистика: каждое 10-ое дорожно-транспортное происшествие происходит по вине сонного водителя. Из-за снижения внимания и заторможенной реакции человека за рулем происходят не только мелкие аварии, но и ДТП, уносящие жизни людей. Эксперименты показывают, что через 4 часа безостановочного нахождения за рулем скорость реакции снижается в 2 раза, а через 8 часов дороги мозг реагирует уже в 6 раз медленнее. Как предупредить опасное состояние и как с ним правильно бороться? Разберемся в этой статье.
Как определить, что вы засыпаете?
Оценить собственное состояние, когда сидишь за рулем достаточно сложно. Однако, есть несколько сигналов организма, позволяющих определить, что вы начали засыпать. Во-первых, концентрация внимания на частом моргании. В состоянии бодрствования человек моргает от 4 до 6 раз в минуту и не замечает этого. Как только вы поняли, что мысленно наблюдаете за собственными глазами, попробуйте быстро решить несложный математический пример. Скажем, умножить 25 на 5. Если расчеты даются с трудом, пора отдыхать.
Серьезным признаком критического уровня усталости являются галлюцинации. Визуальные образы, возникающие перед глазами, свидетельствуют о переходе мозга в режим сна. Поэтому, если вы видите необычных животных, перебегающих через дорогу, или в лесной чаще на обочине вам чудится многоэтажное здание, нажмите на педаль тормоза и не рискуйте жизнью.
Методы борьбы со сном, которые работают
Собираясь в дальнюю поездку на автомобиле, особенно в ночное время, заранее позаботьтесь о том, как не уснуть за рулем. Предлагаем 5 наиболее действенных способов:
- Выспаться. Банально, но перед долгой дорогой просто необходимо хорошо поспать. Независимо от того, по каким биологическим часам вы живете, 8 часов сна помогут не чувствовать себя уставшим целый день. Если ночь все же застала вас в пути, спите хотя бы по 20-30 минут каждые 3 часа.
- Разговоры с пассажирами. Постарайтесь не совершать длительные путешествия на машине в одиночестве. Общение с пассажирами — надежный способ взбодриться и не потерять контроль над управлением транспортным средством. Интересный попутчик не только «простимулирует» работу вашего головного мозга беседами, но и поможет своевременно заметить вашу сильную усталость. Однако, если ваш спутник перестал разговаривать и уснул в дороге, постарайтесь сами сделать остановку на отдых.
- Прохлада. Каждый человек знает, что спать в холоде неприятно, особенно, на сквозняке. Попробуйте открыть окно в пути или выставить кондиционер на низкую температуру, холодный воздух хорошо бодрит и проясняет сознание. Только не переусердствуйте.
- Разминка. Если погодные условия и место позволяют остановиться, найдите удобную площадку и сделайте несколько нехитрых упражнений. Простые приседания, наклоны, повороты корпуса и махи руками придадут тонус мышцам и «разбудят» уставшую голову. К сожалению, этот метод не придаст силы достаточной для многочасовой поездки, но 20-30 минут бодрствования вы точно выиграете.
- Умывание холодной водой. Еще один хороший способ, как не спать за рулем, придуман путешественниками давно. Опытные водители, обязательно берут в долгую дорогу канистру с холодной водой. При первых симптомах усталости нужно просто умыть лицо и намочить голову. Если воды под рукой не оказалось, используйте влажные салфетки. Умывание освежит сознание и на время подарит бодрость.
Неэффективные методы борьбы со сном
Многие автолюбители прибегают к менее действенным способам борьбы с усталостью за рулем. Эффективность их не доказана, но каждый водитель хотя бы раз в жизни испытал их на себе.
- Громкая музыка,аудиокниги и песни. Любимые аудиофайлы помогают переключить внимание с монотонного вождения на энергичную песню или сюжет произведения. Мелодии создают особое настроение, а песни заставляют вспоминать слова, тем самым стимулируя умственную деятельность. Но, к сожалению, наш мозг так устроен, что мы постепенно привыкаем даже к оглушительной музыке и увлекательная детективная история может, в конце концов, оказаться колыбельной…
- Кофе и курение. Бодриться с помощью большого количества кофе и сигарет способ не только не эффективный, но и опасный. Перегруженный интенсивной работой мозга организм испытывает сильный стресс, так что чашка крепкого кофе способна вызвать перевозбуждение нервной системы и повысить кровяное давление. Сигареты могут в действительности отвлечь водителя от усталости, но на ничтожно короткий срок.
- Энергетические напитки. В последнее время особенно популярным стало потребление за рулем так называемых «энергетиков». Напитки, содержащие кофеин, во многих странах мира признаны вредными для здоровья, а значит их нельзя рассматривать в качестве оптимального средства для борьбы со сном в момент управления транспортным средством. За видимым бодрствованием после приема такого рода стимуляторов прячется заторможенность реакции и потеря контроля над дорогой. Если вам важно пить за рулем, возьмите с собой простую воду или напиток на основе натуральных трав, таких как женьшень, элеутерококк или лимонник. Экстракты этих растений оказывают тонизирующий эффект, которого хватает на пару часов.
Современный автомобильный рынок предлагает массу электронных устройств, позволяющих предупредить засыпание за рулем. Специальный прибор, напоминающий перстень, завибрирует и издаст звуковой сигнал, если заметит, что движения человека стали медленными или неуверенными. Устройство «антисон» для фиксации на ухе водителя зазвенит, если голова водителя сильно наклонилась вправо или влево, назад или вперед. Комплексная система Eye Tracker отслеживает не только положение головы, но и век уставшего водителя. При появлении первых признаков усталости автомобиль сообщает об этом водителю с помощью голоса, звука или вибрации, передаваемой через датчик в водительском сиденье.
Независимо от того, какими методами, средствами и приборами вы пользуетесь в пути, самой важной рекомендацией специалистов по-прежнему остается соблюдение режима труда и отдыха. Для дальнобойщиков норма беспрерывного нахождения за рулем составляет 400 км в сутки, а водители легковой машины должны проезжать не более 500 км в день. Не пренебрегайте советами профессионалов, берегите себя и своих близких!
Не спать! 7 способов побороть сонливость за рулем
Около четверти всех аварий на дороге происходит по вине заснувшего водителя. Даже у хорошо отдохнувшего человека скорость реакции снижается в два раза через 4 часа непрерывной езды. 103.by расскажет, как понять, что появился риск засыпания за рулем, и какие меры предпринять, чтобы это не привело к трагедии.
Человек в процессе езды часто не замечает, что у него снизился уровень концентрации. Многие предупреждающие звоночки игнорируются, и тогда как следствие — «внезапное» отключение водителя за рулем.
Появление следующих признаков понижения концентрации внимания должны вас насторожить:
- Зевание
- Медленное моргание
- Расслабленность мышц
- Концентрация на монотонности (например, когда водитель длительное время не переводит взгляд с дорожной разметки)
- Кратковременные потери контроля
- Замедленная реакция на любые раздражители (дорожные знаки, вопросы попутчика)
Также необходимо учитывать, что у уставшего водителя может наблюдаться так называемый микросон (отключение внимания на 10-20 секунд при открытых глазах). Поэтому бороться с сонливостью нужно уже при ее первых признаках.
Совет №1: жуйте
Дальнобойщики делятся секретом, что не заснуть за рулем им помогают перекусы. Именно перекусы, а не плотные ужины, после которых еще больше клонит в сон. Для этого в дороге подойдет пища, которую можно достаточно долго жевать или рассасывать, при этом еда должна обладать выраженным вкусом (цитрусовые, кислое яблоко, орехи, сухофрукты, горький шоколад). Как показывает практика, эффективнее всего с сонливостью борется долька лимона, подложенная под язык.
Совет №2: пейте
Многие водители совершают распространенную ошибку — берут с собой в дорогу различные напитки на основе кофеина, чтобы суметь вовремя взбодриться. Но действие такого питья весьма краткосрочное (всего 1 час), а негативные последствия в виде учащенного сердцебиения и расфокусировки внимания длительные. Более того, на сильно уставшего человека ни один кофеинсодержащий напиток в должной мере подействовать не сможет.
Так что пить за рулем кофе, чай и энергетики абсолютно бессмысленно. В отличие от минеральной воды, воды со льдом и лимоном, цитрусовых соков, неспиртовых настоек женьшеня, эхинацеи и элеутерококка.
Совет №3: нюхайте
Один из способов, которые часто рекомендуют дальнобойщики, — использовать против сна резкие запахи. Конечно, можно просто купить ароматизатор, но, как показывает практика, к их запаху водитель быстро привыкает и уже максимум через 2 часа практически на него не реагирует.
Хорошей альтернативой могут стать натуральные эфирные масла. Пары капель на бумажной салфетке вполне хватит, чтобы эффективно отогнать сон на 1-1,5 часа. После этого можно использовать другое масло. К тонизирующим ароматам относятся все цитрусовые, эвкалипт, сосна, ель, корица, кардамон, гвоздика и тимьян.
Совет №4: общайтесь
Пассажир — пожалуй, лучший способ не дать водителю заснуть за рулем. Общение идеально помогает избавляться от сонливости, к тому же попутчик сможет контролировать состояние автомобилиста, следить за глазами и реакциями и вовремя растормошить его. Если за рулем придется провести четыре и более часов, лучше не только разговаривать, но и играть в логические игры. Даже простая игра в слова поможет мозгу работать в нужном режиме.
При этом пассажиры могут представлять и опасность для водителя. Происходит это в том случае, если они засыпают в машине. Поэтому сонных попутчиков лучше пересаживать на заднее сидение.
Совет №5: Двигайтесь
Заставить мозг проснуться помогает физическая активность. Поэтому если водитель чувствует, что постепенно проваливается в дрему, можно интенсивно подвигать плечами, сделать несколько наклонов головы. А лучше всего остановиться, выйти из машины и пару раз интенсивно присесть, наклониться, произвести несколько резких вдохов-выдохов. Такая зарядка займет всего 2-5 минут, а бодрости хватит еще на несколько часов дороги.
Кроме этого, во время остановки можно выполнить зарядку для глаз, даже не выходя из машины: последовательно переводить и фиксировать взгляд на руле, дальней точке дороги, в зеркале заднего вида, в боковом зеркале, на встречной полосе и так далее. И после того как глаза отдохнули, продолжать движение.
Совет №6: пойте
Очень хорошо для длительных поездок составлять свой плейлист, в котором не будет медленных и расслабляющих песен. Важно подбирать композиции со знакомыми текстами, ведь многим водителям помогает избавиться от сна пение.
Во время пения легкие начинают работать интенсивнее, а значит, кровь лучше насыщается кислородом, и это тоже оказывает бодрящее действие на организм. Если есть возможность, нужно на короткое время открывать в машине окно: свежий воздух усилит эффект.
Вдобавок вспоминать текст песни — работа для мозга, а пока он занят, засыпания не произойдет.
Совет №7: отдыхайте
Если все средства борьбы со сном не помогают дольше, чем на 30 минут, это значит, что организм уже предельно изможден. Продолжать езду в таком состоянии крайне опасно: что бы ни делал водитель, его мозг в ближайшее время все равно отключится. Даже если микросон займет 5-10 секунд, этого хватит для трагических последствий.
Лучшее, что можно сделать в такой ситуации, — остановиться у обочины и дать себе поспать хотя бы 15 минут.