Лишили прав в 2022 году

Лишили прав в 2022 году

Какие существуют причины и сроки лишения водительских прав в России, как проходит процесс лишения и имеет ли право водитель обжаловать его — в материале “Ъ”.

Причины и сроки лишения водительских прав

Лишение права управления транспортным средством — наказание за наиболее тяжкие нарушения в сфере безопасности дорожного движения. Различные нарушения влекут за собой определенные сроки лишения водительских прав. Самым снисходительным наказанием является лишение прав сроком от одного до трех месяцев, оно предусмотрено за следующие правонарушения:

— езда без номеров или их скрытие;

— отказ уступить дорогу автомобилю с включенными спецсигналами (скорая помощь, полиция и др.);

— неоднократное управление транспортным средством, не состоящим на учете в ГИБДД.

Лишение прав от трех месяцев до полугода предусмотрено за более серьезные нарушения, многие из которых создают аварийные ситуации и угрозу для жизни участников дорожного движения:

— превышение скорости на 60 км/ч;

— превышение скорости на более чем 80 км/ч;

— езда по встречной полосе;

— езда по односторонней дороге против движения;

— два проезда «на красный свет»;

— нарушение правил пересечения железнодорожного переезда.

Лишение прав от одного года до двух лет предусмотрено за самые серьезные нарушения ПДД, которые могут граничить с нарушением Уголовного кодекса:

— вождение в состоянии опьянения;

— передача управления пьяному водителю;

— оставление места ДТП;

— причинение легкого или тяжелого вреда здоровью человека;

— неправомерная установка спецсигналов;

— отказ от медицинского освидетельствования.

Также лишение права управления может назначаться и в качестве уголовного наказания — например, за совершение ДТП, в результате которого потерпевший погиб или получил тяжкий вред здоровью (ст. 264 УК РФ).

В 2022 году Минюст и МВД планируют ужесточить наказания для нарушителей в новом Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Как выяснил “Ъ”, будут усилены санкции за пьяное вождение: нетрезвого водителя можно будет лишить прав на срок до трех лет, если тот вез ребенка. На срок до полутора лет смогут лишить прав водителя, совершившего в течение года три грубых нарушения правил дорожного движения, таких как выезд на встречную полосу или проезд «на красный свет».

Процесс лишения водительских прав

Наказание в виде лишения прав назначается только судом (ст. 3.8 КоАП РФ). При этом госорган указывает точный срок, на который водитель лишается своего права, а также разъясняет обязанность сдать водительское удостоверение в подразделение Госавтоинспекции.

Законом прямо предусмотрена обязанность сдачи удостоверения в течение трех дней после вступления в силу соответствующего постановления суда (ч. 1.1 ст. 32.7 КоАП РФ). Если же этого не сделать — течение срока лишения права не начнется и пойдет только после изъятия (обнаружения) у водителя этого удостоверения или после подачи им в ГАИ заявления об утрате (порче, хищении и т. п.) удостоверения (ч. 3 ст. 32.7 КоАП РФ).

Сократить срок лишения водительских прав невозможно. За его истечением можно следить на сайте ГИБДД в разделе «Проверить водителя». Для возврата водительских прав после лишения водителю потребуется сдать соответствующий экзамен, уплатить все назначенные штрафы, а если лишение было назначено за управление автомобилем в состоянии опьянения — понадобится пройти соответствующую медицинскую комиссию и получить заключение об отсутствии пагубной привычки.

Что грозит водителю за езду без прав

Поскольку лицо, лишенное права управления, не может садиться за руль и управлять автомобилем, за это нарушение предусмотрено жесткое наказание. Так, ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ предусматривает наказание в виде штрафа в размере 30 тыс. руб. Также возможен административный арест сроком до 15 суток или обязательные работы сроком от 100 до 200 часов. При этом, если инспектор установит, что управляющий автомобилем водитель на самом деле лишен такого права, автомобиль подлежит задержанию (эвакуации) и перемещению на специальную стоянку (ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ). В конечном итоге также придется оплачивать услуги эвакуатора и хранение автомобиля на этой стоянке.

Что делать, если водительских прав лишили неправомерно

Если наказание в виде лишения водительских прав назначено при сомнительных доказательствах или незаконно, адвокаты советуют обжаловать постановление (жалобу необходимо подать в десятидневный срок с момента получения или вручения копии постановления). Обжалование доступно каждому водителю. При этом аргументация жалобы напрямую зависит от обстоятельств дела, поэтому сначала необходимо тщательно изучить как само постановление, так и все материалы дела, на которые ссылается суд.

Адвокат движения «Свобода выбора», эксперт партии «Автомобильная Россия» Сергей Радько:

«К сожалению, суды зачастую крайне формально подходят к рассмотрению таких дел и не уделяют достаточного внимания противоречиям в материалах дела и нарушениям, допущенным сотрудниками ГАИ при составлении первичных документов и протоколов. Например, если речь идет об обвинении в управлении автомобилем в состоянии опьянения, надо понять, каким образом это состояние было диагностировано и установлено, какие при этом приборы и методики использовались, прошли ли эти приборы соответствующую обязательную сертификацию и поверку. Если речь идет об отказе от прохождения медицинского освидетельствования, главным является оценка законности соответствующего требования инспектора о прохождении данной процедуры и оформления отказа, а также присутствие понятых при всех процессуальных действиях или ведение полной и достоверной видеозаписи всего процесса (которая может использоваться при отсутствии понятых). Однако в любом случае тактика действий зависит именно от конкретных обстоятельств каждого дела».

Среди возможных оснований для обжалования судебного решения чаще выделяют смягчающие обстоятельства, которые не были приняты во внимание в суде, неверную квалификацию правонарушения (по мнению водителя), ошибки при оформлении материалов инспектором, недостоверность сведений, наличие доказательств невиновности водителя либо процессуальные ошибки, позволяющие решить, что судебный процесс был проведен с нарушением законодательных норм.

Возврат водительских прав после лишения

  1. За что могут лишить водительских прав
  2. Возврат прав после лишения в 2022 году
  3. Теоретический экзамен после лишения
  4. Медицинская комиссия для возврата прав
  5. Необходимые документы
  6. Обращение в ГИБДД
  7. Стоимость восстановления водительских прав после лишения
  8. Досрочный возврат водительских прав после лишения

За что могут лишить водительских прав

Принять решение о лишении прав может только суд, в том случае если водитель:

  • Оставил место ДТП;
  • Пересек двойную сплошную;
  • Маневрировал в неположенном месте;
  • Проехал за “Кирпич”;
  • Сел за руль пьяным и т.д.

После принятия решения у водителя есть 3 дня на то, чтобы предоставить документы в ГИБДД (отсюда начинается отсчет срока лишения). Не стоит оттягивать с передачей ВУ, так можно только усугубить свое положение.

Возврат прав после лишения в 2022 году

Для начала необходимо правильно высчитать дату окончания наказания и день, когда пройдет половина срока.

Читайте также:  Штрафы за вождение велосипеда пьяным: можно ли ездить на ТС и какое наказание грозит?

Теоретический экзамен после лишения

Подтверждение теоретических знаний — обязательное условие для возврата водительского удостоверения. Лучше всего пройти тестирование в середине срока лишения, таким образом, в случае отрицательного результата у водителя будет время пересдать этот экзамен.

Тестирование не отличается от того, которое проводилось после учебы в автошколе. В экзамене есть 20 вопросов, на решение которых отводится 20 минут. За одну ошибку добавляется еще 5 вопросов, за две — 10 (ошибки в дополнительных вопросах — это пересдача). Есть всего несколько нюансов:

  • Подача заявления. Восстановление водительских прав после лишения начинается с оформления заявки на участие в теоретическом тестировании;
  • После сдачи водитель получит карточку, которую необходимо принести в отделении ГИБДД для возврата ВУ.

Записаться на прохождение тестирования по теоретическому курсу можно, обратившись с заявлением в отделение ГИБДД или отправив запрос через портал Госуслуги.

Медицинская комиссия для возврата прав

Прохождение мед. комиссии необходимо только для тех, кто был лишен прав по причине:

  • Управления ТС в нетрезвом состоянии (наркотики или алкоголь), нарушение должно быть зафиксировано сотрудником ГИБДД;
  • Отказа от проведения медосвидетельствования.

В медицинском освидетельствовании содержится заключение о том, что водитель не страдает от алкогольной или наркотической зависимости, а также не находится под воздействием психотропных веществ. Справка, полученная до совершения правонарушения, не имеет законной силы.

Дорогое ОСАГО? Восстанови КБМ сейчас

и перестань уже переплачивать страховщикам!

Сервис отправит заявку в РСА. Срок восстановления КБМ: от 12 часов. Узнать подробнее

Необходимые документы

Перед возвратом водительского удостоверения необходимо подготовить следующие документы:

  • Паспорт гражданина РФ;
  • Заявление с просьбой вернуть ВУ;
  • Квитанции, подтверждающие погашение задолженностей и штрафов;
  • Экзаменационная карта, подтверждающая прохождение теоретического экзамена;
  • Мед. справка (если ВУ изъято из-за вождения в нетрезвом виде).

Заявление на восстановление водительского удостоверения пишется на специальном бланке от руки. Готовую форму предоставляют сотрудники ГИБДД непосредственно в отделении. В заявлении указывается:

  • Персональные данные водителя (паспортные и контактные данные, сведения об изъятом ВУ);
  • Наименование отделения ГАИ;
  • Информация о нарушении (соответствующий пункт ПДД и административного кодекса);
    • Дата, время и место нарушения;
    • Информация о сотруднике, который составлял протокол;
    • Мера наказания за совершенное правонарушение.

Обращение в ГИБДД

С готовым пакетом документов водитель должен прийти в ГИБДД по адресу, куда сдавалось ВУ. Если на руках не будет одной из бумаг — получить права обратно не получится. Также стоит учитывать, если водительское удостоверение находится в другом населенном пункте (например, за срок лишения гражданин сменил место жительства) — рекомендуется за месяц до возврата отправить письменное заявление в ГАИ с просьбой перевести документ, либо обращаться по месту сдачи.

Стоимость восстановления водительских прав после лишения

За пересдачу экзамена ГИБДД госпошлина не взимается, как и за выдачу карточки ВУ. Однако, перед возвратом потребуется погасить все неоплаченные штрафы.

Полную сумму имеющихся штрафов можно узнать в отделении ГИБДД

Досрочный возврат водительских прав после лишения

Законодательством РФ не предусмотрена процедура досрочного возврата водительских прав. Единственный вариант вернуть ВУ раньше установленного срока — обжалование постановления суда. Для пересмотра дела необходимо подать апелляцию и нанять адвоката. Если по результатам повторного судебного заседания дело выиграет водитель, лишенный ВУ, то права на управление ТС вернут досрочно.

Если права не получилось вернуть, важно иметь ввиду:

  • Езда без водительских прав грозит административным арестом на 15 суток;
  • Использование поддельных документов грозит лишением свободы сроком до двух лет.

Возврат водительских прав после лишения — серьезная процедура, однако, в ней нет ничего сложного. Главное заблаговременно стараться не нарушать установленные правила, а если это случилось — лучше спокойно дождаться срока возврата и не принимать попыток обойти систему, ведь так можно лишь усугубить свое положение.

Лишение водительских прав в 2022 году

— Лишить водительских прав может только судья. Сотрудник ДПС имеет право составить протокол об административном взыскании. Его можно обжаловать в суде. Если Вы не согласны с доводами сотрудника, необходимо указать в примечании протокола — «Не согласен», — объяснила «КП» юрист Анастасия Никишина.

Иными словами, сотрудник дорожной полиции выступает инициатором решение о необходимости изъятия водительского удостоверения в 2022 году. В его компетенцию входит только оформление документов для передачи дела в суд, но не изъятие водительского удостоверения. Постановление о лишении права управления автомобилем выносит суд в качестве основного или дополнительного наказания. Отметим, что по нарушениям, зафиксированным камерами наблюдения, наказание не применяется вовсе.

За что могут лишить водительских прав?

Лишение прав предусматривает несколько статей КоАП РФ. Ниже приведен неполный список наиболее распространенных нарушений с классификацией в зависимости от срока наказания.

Лишение на срок до 3 месяцев предусматривает часть 1.1 статьи 12.1 за повторное управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке. Такое же наказание влечет нарушение части 2 статьи 12.2 за управление автомобилем без государственных регистрационных знаков либо с видоизмененными номерами.

На срок до 6 месяцев предусматривают лишение прав части 4 и 5 статьи 12.9 за превышение скорости на величину от 60 до 80 км/ч, либо свыше 80 км/ч. Аналогичное наказание грозит нарушителям статьи 12.10 за выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме, либо при запрещающем сигнале светофора. Лишиться прав на полгода можно в результате нарушения части 3 статьи 12.12 за повторный проезд на запрещающий сигнал светофора; части 4 статьи 12.15 за обгон по встречной полосе; а также по статье 12.16 за движение по дороге с односторонним движением в противоположном потоку направлении.

На срок до 1 года рискуют лишиться прав нарушители части 4 статьи 12.2, управляющие автомобилем с заведомо фальшивыми номерами.

На срок до 1,5 лет по статье 12.5 могут быть отстранены от управления водители, устанавливающие проблесковые маячки и их имитаторы (например, стробоскопы). Такое же наказание предусматривает статья 12.27 для участников ДТП, оставивших место происшествия.

Лишение на срок от 1,5 до 2 лет определено для нарушителей статьи 12.8, управляющих транспортным средством в состоянии опьянения.

Как узнать срок лишения водительских прав?

Как вернуть водительские права?

Еще в январе 2016 года вступили в силу поправки «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и отдельные законодательные акты РФ». Поправки расширяют перечень исполнительных действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем в отношении должников. В частности, за неуплату штрафов или алиментов установлена возможность временного ограничения должника в пользовании специальным правом управления транспортными средствами. Ограничение действует до исполнения требований в полном объеме либо до возникновения иных оснований для его отмены.

Читайте также:  Рейтинг лучших автосалонов Санкт-Петербурга 2022 года

В апреле 2018 года вступил в силу закон, вводящий новую меру пресечения для лиц, подозреваемых или обвиняемых в преступлении – «запрет на определенные действия». По новой статье Уголовного Кодекса 105.1 суд, в частности, может устанавливать запрет на управление автомобилем или другим транспортным средством, если преступление связано с нарушением ПДД и правил эксплуатации транспортных средств.

Сроки запрета зависят от тяжести преступления. При небольшой и средней тяжести запрет может быть наложен на срок до 12 месяцев, при тяжких преступлениях до 24 месяцев, и при особо тяжких до 36 месяцев. Отсчет срока, так же как в случае нарушения ПДД, начинается со дня вынесения постановления судом.

Решение об избрании меры пресечения выносит суд после рассмотрения ходатайства следствия. Водительское удостоверение изымается у обвиняемого или подозреваемого дознавателем, следователем или судом. Документ приобщается к уголовному делу и хранится в его составе до отмены запрета. Поскольку «запрет на определенные действия», по сути, разновидность меры пресечения, контролировать исполнение решений суда обязана Федеральная служба исполнения наказаний.

Деньги или новый автомобиль: на что может рассчитывать автовладелец, если гарантийный ремонт затянулся?

Защита прав потребителей-автовладельцев предполагает определенную специфику, так как легковая машина относится к технически сложным товарам (п. 2 Перечня технически сложных товаров). С одной стороны, это не умаляет права потребителя в случаях, если автомобиль оказался некачественным, но с другой, для предъявления отдельных требований предусмотрены специальные сроки.

Поясним, в соответствии с общими нормами Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I “О защите прав потребителей” (далее – закон о защите прав потребителей) покупатели, обнаружившие в товаре недостатки, вправе потребовать: замены на другой товар (этой же или другой марки), либо соразмерного уменьшения цены, за которую он был приобретен, либо незамедлительного бесплатного ремонта или компенсации его стоимости, либо возврата денег (абз. 1 п. 1 ст. 18 закона о защите прав потребителей). Предъявить такие требования граждане могут продавцу, изготовителю, импортеру, уполномоченным организации или ИП в течение гарантийного срока или срока годности товара (абз. 1 п. 1 ст. 19 закона о защите прав потребителей).

Однако, если товар является технически сложным, например, это легковой автомобиль, то требовать его замены на новый либо вернуть деньги покупатель может только в течение 15 дней с момента передачи товара покупателю (абз. 3 п. 1 ст. 18 закона о защите прав потребителей).

Предъявить эти два требования можно и после истечения этого срока, но только в нескольких случаях, предусмотренных законодательством:

  • обнаружен существенный недостаток товара (который нельзя устранить без несоразмерных затрат времени);
  • нарушены сроки устранения недостатков товара;
  • определена невозможность использовать товар в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней, при условии, если различные недостатки уже неоднократно приходилось устранять.

Соответственно, если одно из этих условий будет соблюдено, неудачную покупку можно вернуть и потребовать возврата денег или обменять машину на другую той же марки и модели, либо на автомобиль другой марки с перерасчетом покупной цены.

В то же время, нередкой является ситуация, когда гражданин не успел предъявить требование о возврате денег или замене автомобиля на новый в связи с истечением 15-дневного срока или не захотел этого делать, выбрав ремонт машины в качестве способа устранения выявленного недостатка. Кроме того, часто случается, что ремонт тянется слишком долго и его период превышает установленный законом 45-дневный срок (абз. 1 п. 1 ст. 20 закона о защите прав потребителей). Законом урегулирована и эта ситуация – за несоблюдение сроков ремонта продавец должен выплатить покупателю неустойку, но при этом определено, что покупатель в таком случае может предъявить и иные требования, установленные ст. 18 закона о защите прав потребителей, то есть в том числе потребовать вернуть товар или обменять его на аналогичный.

Но, как показывает практика, не всегда судьи соглашаются с тем, что покупатель, уже выбравший бесплатный ремонт как один из способов защиты своих прав, вправе впоследствии передумать и воспользоваться другими способами. А в отдельных решениях суды также ссылаются на конкретные обстоятельства, например, на недоказанность того, что выявленный у автомобиля недостаток является существенным. Таким образом владелец лишается возможности выбрать альтернативный способ защиты.

Стоит отметить, что с такими выводами не соглашается Верховный Суд Российской Федерации. Причем в одном из определений он, в частности, указал, что потребитель может в аналогичном случае потребовать предоставить новый автомобиль, а в другом – вернуть деньги. Рассмотрим данные дела подробнее.

Дело № 1

Суть спора

Спорное требование: Предоставить новый автомобиль, так как срок гарантийного ремонта превысил 45 дней.

Суд решил: Гражданин был вправе предъявить такое требование, так как это прямо предусмотрено законом о защите прав потребителей, дело направить на новое рассмотрение.

В конце августа 2013 года гражданин М. приобрел автомобиль, причем импортер установил на машину гарантийные условия – пять лет пользования или 120 тыс. км пробега, в зависимости от того, какое событие наступит раньше. В начале июля 2015 года покупатель обнаружил недостатки автомобиля – сначала нарушилось лакокрасочное покрытие на двери, а затем внезапно пришел в негодность двигатель.

Истец направил дилеру и импортеру претензии о безвозмездном устранении недостатков автомобиля – они получили документ 14 и 15 июля 2015 года соответственно. Но непосредственно в дилерский центр машина попала только 17 августа того же года: до этого момента длился процесс согласования, кто именно должен доставить автомобиль в центр – сам покупатель или дилер. Стороны сошлись на том, что это должен сделать все-таки последний, но дату и время доставки согласовывали дважды, так как в первый раз эвакуатор опоздал, и покупатель не смог передать автомобиль для ремонта.

Формы документов

28 августа 2015 года дилер сообщил покупателю, что ремонт автомобиля окончен. 31 августа М. попытался забрать машину, но выяснилось, что она все еще находится в покрасочном цехе. В тот же день гражданин направил дилеру и импортеру претензии с требованием заменить автомобиль на другой аналогичной марки.

Несмотря на то, что 3 сентября машину гражданину вернули по акту приема-передачи, он настаивал на ее замене, ссылаясь на нарушение сроков гарантийного ремонта. Поскольку импортер отказал М. в удовлетворении его требования, последний обратился в суд.

Позиции судов

Суд первой инстанции также отказал истцу в удовлетворении его требований (решение Балаковского районного суда Саратовской области от 17 декабря 2015 года по делу № 2-4866/2015). Он решил, что недостатки в процессе ремонта были устранены в пределах установленного законом о защите прав потребителей 45-дневного срока. По расчетам суда, началом срока должно было считаться 17 августа – он решил, что именно тогда были обнаружены недостатки.

Читайте также:  Что будет, если подделать электронный полис ОСАГО?

Суд также посчитал, что заявление требования об устранении недостатков товара препятствует тому, чтобы предъявить впоследствии другое требование – уже о замене автомобиля как технически сложного товара.

Позиция ВС РФ

Должны ли потребители уплачивать госпошлину по искам, связанным с нарушением их прав? Узнайте из материала “Судебная защита прав потребителей” в Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получить полный
доступ на 3 дня бесплатно!

С выводами нижестоящих судов не согласился ВС РФ, аргументация которого заключается в следующем (определение ВС РФ от 31 января 2017 г. по делу № 32-КГ16-31). Суд указал, что покупатель вправе обратиться к импортеру и отказаться от исполнения договора купли-продажи транспорта, потребовав его замену на автомобиль той же марки и модели – в том случае, если нарушен 45-дневный срок устранения недостатков товара. Он подчеркнул, что это прямо предусмотрено законом о защите прав потребителей (п. 1 ст. 18 закона о защите прав потребителей).

И по мнению ВС РФ, продавец все же нарушил этот срок, поскольку именно на нем лежит риск возможного нарушения сроков доставки крупногабаритного товара для устранения его недостатков – по смыслу п. 7 ст. 18 закона о защите прав потребителей. Поэтому, как указал Суд, то, что дилер доставил автомобиль для ремонта только 17 августа, не предполагает исчисления 45-дневного срока с этой же даты. ВС РФ посчитал необходимым учитывать другие даты – когда дилер и импортер получили претензии покупателя, а это произошло в июле, то есть за месяц до доставки автомобиля в дилерский центр. Следовательно, в данном случае 45-дневный срок действительно истек.

ВС РФ подчеркнул, что при новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенную позицию и разрешить спор в соответствии с требованиями закона.

Дело № 2

Суть спора

Спорное требование: Вернуть денежные средства, уплаченные за автомобиль, так как срок его гарантийного ремонта превысил 45 дней.

Суд решил: Гражданин мог потребовать расторжения договора после того, как срок гарантийного ремонта превысил 45 дней, причем он вправе по своему выбору попросить вернуть деньги или заменить автомобиль.

Гражданин К. заключил договор купли-продажи автомобиля 13 августа 2014 года, гарантийный срок на машину составлял 24 месяца. По акту приема-передачи 20 августа покупатель получил машину, но уже 12 сентября обратился в сервисный центр официального дилера, так как выявил в автомобиле недостатки (какие именно – не уточняется).

Автомобиль находился на гарантийном ремонте с 12 сентября по 26 декабря 2014 года. Обратим внимание, что данный срок превышает тот, который установлен законом – 106 дней вместо 45 дней (п. 1 ст. 20 закона о защите прав потребителей).

В связи с этим К. обратился с претензией к продавцу с требованием о замене машины, а если это невозможно, просил расторгнуть договор купли-продажи и вернуть ему деньги. Но дилер отказал гражданину в этом.

Затем К. уже в судебном порядке потребовал в числе прочего расторгнуть договор, вернуть уплаченную за автомобиль сумму, а заодно взыскать с продавца неустойку за нарушение сроков устранения недостатков автомобиля, неустойку за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя о возврате суммы, уплаченной за товар, и компенсировать моральный вред.

Позиции судов

Суд первой инстанции удовлетворил далеко не все требования истца – в частности, согласился с тем, что с продавца нужно взыскать неустойку за нарушение сроков устранения недостатков товара и компенсировать покупателю моральный вред, но расторгать договор купли-продажи и возвращать деньги гражданину он не стал. Суд обосновал свою позицию тем, потребитель вправе выбрать только один из указанных в законе способов защиты своего права. То есть, так же, как и в ранее рассмотренном деле, он решил, что если гражданин уже потребовал безвозмездно устранить недостатки товара – провести гарантийный ремонт, он не может одновременно отказаться от исполнения договора и потребовать возврата денег либо замены автомобиля. Именно таким образом суд истолковал положения ст. 18 закона о защите прав потребителей.

Спорным моментом также стало наличие существенного недостатка в автомобиле. Гражданин полагал, что сам факт превышения максимально допустимого срока для устранения недостатков уже свидетельствует о том, что недостаток является существенным. Из этого К. сделал вывод о том, что вправе требовать возврата уплаченной за автомобиль суммы. Суд же указал на недоказанность наличия в автомобиле существенного недостатка.

На стадии апелляции с выводами суда первой инстанции согласились.

Позиция ВС РФ

ВС РФ в данном деле также встал на сторону истца (определение ВС РФ от 14 февраля 2017 г. № 78-КГ16-79). Выводы судов о том, что истец, выбравший гарантийный ремонт автомобиля, лишен при этом права требовать расторжения договора, Суд назвал неправильным толкованием положений закона о защите прав потребителей. Он указал, что истец был вправе предъявить продавцу требования о возврате денег или замене автомобиля – по своему выбору, так как продавец нарушил сроки устранения недостатков. Соответствующее право предусмотрено законом – к иным требованиям, которые может предъявить покупатель при этом отнесены те, которые установлены ст. 18 закона о защите прав потребителей (ч. 2 ст. 23 закона о защите прав потребителей).

Суд согласился и с тем, что если срок выполнения гарантийного ремонта превысил 45 дней, выявленный недостаток автомобиля является существенным – ведь он не может быть устранен без несоразмерной затраты времени. Эта позиция отражена, к слову, в одном из постановлений Пленума ВС РФ (подп. “в” п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 28 июня 2012 г. № 17 “О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей”). Под существенным недостатком товара в документе понимается в том числе тот, который не может быть устранен без несоразмерной затраты времени, то есть более 45 дней. С учетом данного ограничительного срока должны заключаться письменные соглашения между сторонами о проведении ремонта, если же их нет – принимается в расчет минимальный срок, объективно необходимый для устранения данного недостатка обычно применяемым способом.

В результате Суд направил дело на новое рассмотрение – в апелляцию.

Мнения экспертов

Елена Михалевич, Адвокат Коллегии адвокатов города Москвы “Барщевский и Партнеры”:

“Положительной оценки заслуживает вывод, содержащийся в определении ВС РФ от 31 января 2017 г. № 32-КГ16-31 в отношении исчисления срока ремонта. ВС РФ посчитал, что доставка дилером неисправного автомобиля для ремонта более чем через месяц после получения требования покупателя не могло служить основанием для исчисления 45-дневного срока для устранения недостатков автомобиля со дня его доставки. И это несмотря на то, что договор купли-продажи в рассматриваемом случае устанавливал, что продавец обязуется произвести ремонт автомобиля в течение 45 дней с момента получения требования покупателя о ремонте и предоставлении автомобиля продавцу.

Читайте также:  Учет автомобиля в ГИБДД: порядок постановки и снятия с регистрации и нюансы процедуры

Как представляется, такая позиция позволит защитить потребителей от недобросовестного исполнения требований об устранении недостатков товара в установленные сроки. Ведь как показывает практика, доставка крупногабаритного товара для ремонта продавцом или дилером может затянуться не только на несколько дней, но и недель со дня предъявления потребителем требований. Право потребителя на устранение недостатков в установленные сроки не должно ущемляться в таком случае, а отвечать за нарушение сроков устранения недостатков обязан продавец (импортер, дилер)”.

Лада Горелик, Управляющий партнер Московской коллегии адвокатов “Горелик и партнеры”:

“Указанные определения имеют существенное значение для потребителей и практикующих юристов и будут способствовать формированию единообразной судебной практики.

Поскольку гражданин самостоятельно определяет способ защиты своего нарушенного права, предпочтительность выбора между заменой автомобиля и возвратом денег зависит от текущих потребностей самого гражданина, хотя в то же время принятие оптимального решения зависит от многих факторов.

Если диалог с клиентоориентированным продавцом, изготовителем складывается для потребителя удачно (что на практике бывает далеко не всегда), наиболее предпочтительным вариантом является возврат денежных средств. Например, если сумма, подлежащая возврату, уже неэквивалентна стоимости аналогичного автомобиля в связи с тем, что цена на него снизилась, экономически выгодным является именно получение денег. Денежное требование целесообразно предъявлять также в случае, если замена товара является технически невозможной (например, конкретная марка автомобиля уже не поставляется для российского рынка). В случае, если потребность в получении конкретного автомобиля для гражданина не отпала и вариант технически реализуем, целесообразно заявлять требование о замене товара”.

Таким образом, из двух рассмотренных позиций ВС РФ следует, что требования потребителя о возврате денег или замене автомобиля в случае затянувшегося гарантийного ремонта должны удовлетворяться и в случаях, когда ремонт машины затягивается в том числе из-за нерасторопности автодилера, и даже если автомобиль после долгого ремонта все же вернули покупателю по акту приема-передачи. Кроме того, потребителям следует учитывать, что существенным недостатком машины может считаться уже тот, на устранение которого потребовалось больше установленного законом 45-дневного срока.

Дилер или СТО: кто ответит за некачественный ремонт по гарантии

Иван Тронин* в 2017 году купил у ООО “АвтоПассаж” Ford Kuga за 1,5 млн руб. с двухлетней гарантией. Через год он прошел на станции техобслуживания дилера плановое ТО с заменой масла. Спустя три месяца машина сломалась. Когда ее привезли на сервис, выяснилось, что во время техобслуживания мастер неплотно закрутил масляный фильтр, из-за чего масло вытекало из двигателя.

Поскольку машина была на гарантии, дилер забрал ее для ремонта. Но машина простояла в сервисе больше предусмотренных законом 45 дней (п. 1 ст. 20 Закона о защите прав потребителей). Тронин отказался машины и потребовал вернуть деньги, но получил отказ. В ответе на его претензию ООО “АвтоПассаж” сообщило о готовности передать автомобиль и устранить недостатки. Тогда Тронин пошел в суд, где просил взыскать уплаченные за машину 1,5 млн руб., 280 954 руб. неустойки за превышение срока устранения недостатков, 150 000 руб. морального вреда и 50% штрафа от присужденной суммы.

При обнаружении недостатков в технически сложном товаре, если срок их устранения нарушен, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной суммы (абз. 10 ч. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей)

Чертановский районный суд Москвы назначил автотехническую экспертизу, которая установила: причина возникновения поломки – недостаток моторного масла в двигателе. Он, в свою очередь, появился после некачественного технического обслуживания автомобиля. В итоге суд первой инстанции решил: поломку машины нельзя назвать гарантийным случаем, поскольку она произошла по вине сотрудников станции техобслуживания, а не из-за конструктивного недостатка автомобиля. Суд отметил: причина возникновения недостатков эксплуатационная, а не производственная, что не позволяет провести гарантийное обслуживание. Поэтому в иске было отказано (№ 02-1235/2019).

Московский городской суд с таким выводом не согласился. Он отметил: неисправность автомобиля возникла в результате проведения гарантийного ремонта, а значит, считается гарантийным случаем. Поэтому суд второй инстанции отменил ранее вынесенный акт и принял по делу новое решение: взыскал с ООО “АвтоПассаж” 1,5 млн руб. за машину, 10 000 руб. морального вреда и 785 429 руб. штрафа (№ 33-1616/2020).

Дело прокомментировали Алексей Михальчик и Егор Войтанник, которые представляли интересы истца в этом процессе.

Важно, что апелляционный суд приравнял неисправность, возникшую в ходе ремонтных работ на сертифицированной станции техобслуживания, к неисправностям, возникшим по вине завода-изготовителя.

Алексей Михальчик, адвокат

Юрист Егор Войтаник напомнил позицию Верховного суда, согласно которой превышение максимально допустимого срока для устранения недостатков говорит о наличии в автомобиле существенного недостатка и дает основание требовать расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченной суммы (№ 78-КГ16-79).

По мнению Войтаника, не имеет правового значения, кто именно ремонтировал автомобиль – ведь собственник обратился для гарантийного ремонта в ООО «АвтоПассаж» в рамках гарантийного обслуживания. С ними не согласился юрист Павел Шеляпин: “В этом деле истец выбрал ненадлежащий способ защиты нарушенного права и ненадлежащего ответчика. Здесь должна идти речь не о недостатке товара (ст. 18 Закона о защите прав потребителей), а о недостатке оказанной услуги (ст. 29 Закона о защите прав потребителей). Поэтому истец не может заявлять отказ от исполнения договора купли-продажи авто, обращаясь к продавцу или производителю, – он должен требовать расторжения договора”. В аналогичных ситуациях Шаляпин посоветовал подавать иск сразу к двум ответчикам: продавцу машины и автосервису.

* – имя и фамилия изменены редакцией.

Ремонт без возврата

Дело происходило в Мурманске. Некий Борис Прищепа купил в 2015 году новенький “Ленд Ровер”. Но в 2016 году, в течение гарантийного срока, возникла неисправность. Необходимо было менять сажевый фильтр.

Дилер предложил клиенту произвести замену этой детали, но за счет самого автовладельца. Гарантийным случаем он эту неисправность не признал. Тогда автовладелец обратился в суд.

Тот назначил судебную экспертизу, по результатам которой было установлено, что недостаток носит производственный характер. И суд обязал дилера выполнить гарантийные обязательства, то есть произвести ремонт, а также заплатить Прищепе неустойку и штраф. Дилер все это выполнил и передал в апреле 2018 года отремонтированный автомобиль истцу.

Читайте также:  Синий дым из выхлопной трубы автомобиля

А в июле автовладелец потребовал от дилера расторжения договора купли-продажи, поскольку он более 600 дней не мог пользоваться своим автомобилем. Но дилер в этом ему отказал. Тогда Прищепа обратился в суд.

Суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, принял решение в пользу истца. Он исходил из того, что дилер нарушил срок устранения гарантийного недостатка автомобиля.

По мнению суда, Прищепа, отремонтировав автомобиль по решению суда, выбрал и реализовал свое право на устранение недостатка товара, однако это не препятствовало ему в дальнейшем предъявить требования о расторжении договора купли-продажи и возврате денежных средств из-за нарушения сроков устранения недостатков товара, которые прямо предусмотрены пунктом 1 статьи 18 закона о защите прав потребителей.

Однако с этим не согласился Верховный суд, куда обратился дилер. Как указано в решении, покупатель вправе, обратившись к продавцу, отказаться от исполнения договора купли-продажи транспортного средства, являющегося технически сложным товаром, и потребовать его замены на автомобиль той же марки. Но лишь при одновременном соблюдении нескольких условий. А именно: при нарушении продавцом сроков устранения недостатков товара и обращении покупателя о возврате уплаченной за товар денежной суммы до принятия им результата устранения продавцом заявленных недостатков товара.

В противном случае право на односторонний отказ от договора купли-продажи у покупателя отсутствует.

Право Прищепы восстановлено в полном объеме в судебном порядке. Гарантийный ремонт выполнен и автомобиль принят истцом, после чего эксплуатировался им в течение нескольких месяцев.

При этом не установлено, что в автомобиле после замены противосажевого фильтра проявились какие-либо новые недостатки либо повторно возник тот же дефект, что предоставляло бы потребителю право отказаться от исполнения договора купли-продажи.

Прищепа сделал свой выбор. Он принял отремонтированный автомобиль и продолжил его эксплуатацию. Таким образом права на отказ от договора купли-продажи у него уже не было. Он воспользовался одним из способов защиты и восстановления своего права. А одновременно применять два способа защиты закон не позволяет.

Это сродни тому, как дважды наказать кого-нибудь за одно и то же нарушение. Кроме того, действия автовладельца чем-то похожи на попытку разжиться за чужой счет. То есть, ему отремонтировали автомобиль, заплатили все издержки, которые были причинены из-за нарушения сроков ремонта. После этого он еще некоторое время машиной попользовался, а потом говорит, верните мне деньги и заберите свою машину. Хочу новую. то есть попользовался товаром, так ему еще и должны остались.

Таким образом Верховный суд напомнил, что возврат некачественного автомобиля – один из способов решения проблемы. И каждый выбирает по себе.

Гарантия и отношение официальных дилеров к ней

Всем привет!
Наткнулся на интересную статью, решил перенести сюда, информация показалась мне весьма полезной. Буду брать на вооружение! Пишите в комментариях, что вы думаете по этому поводу? Если осилите, конечно )

«Гарантийный» автомобиль совсем не обязательно обслуживать или ремонтировать у официального дилера.
За исключением случаев ремонта по гарантии вы НЕ ОБЯЗАНЫ ездить к официальному дилеру на обслуживание! Сомневаетесь? Вот отрывок из книги практикующего юриста Олега Павлова “Мои права в автосалоне и автосервисе”:

“Многие дилеры включают в договор условия, запрещающие производить какие-либо действия с машиной (установка сигнализации, магнитолы и т.п.), кроме как на авторизованном сервисе. Примеров таких незаконных условий, включаемых в текст договора с потребителем, встречается множество. Ниже приводится несколько пунктов, взятых из типового договора одного из московских автосалонов (нумерация не сохранена).

1)Гарантия распространяется на транспортные средства, техническое обслуживание и ремонт которых в течение гарантийного периода, установленного в соответствии с настоящим Положением, осуществляются в сервисе Гаранта.

Данное условие противоречит пунктам 1,2 статьи 16 Закона о защите прав потребителей (ЗоЗПП), так как обусловливает приобретение автомобиля обязательным приобретением услуг по техническому обслуживанию. Гарантийные обязательства продавца ставятся в зависимость от условий, не связанных с недостатками товара.

2)Гарантия распространяется на все дефекты и неисправности узлов, агрегатов и отдельных деталей транспортного средства, нормальное функционирование которых невозможно по вине изготовителя транспортного средства.

Данное условие чрезмерно сужает объем гарантийных обязательств по сравнению с правилами, установленными абзацем 2 пункта 6 статьи 18 ЗоЗПП и пунктом 2 статьи 476 ГК РФ. Согласно данным нормам, установленная изготовителем (продавцом) гарантия также распространяется на все дефекты, возникшие после передачи товара потребителю, если причиной этих дефектов не является: нарушение потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара; действия третьих лиц; действие непреодолимой силы.

3)Гарантия не распространяется на внесенные Клиентом изменения в конструкцию автомобиля (самостоятельное переоборудование), при этом гарантия утрачивается также на узлы, агрегаты и системы, работа которых зависит от узлов, агрегатов и систем, подвергшихся конструктивным изменениям.

Данное условие чрезмерно сужает объем гарантийных обязательств по сравнению с правилами, установленными абзацем 2 пункта 6 статьи 18 ЗоЗПП и пунктом 2 статьи 476 ГК РФ. Согласно данным нормам, продавец обязан доказывать причинно-следственную
связь между внесением изменений в конструкцию автомобиля (переоборудованием) и возникшей неисправностью (если неисправность вообще возникнет). Кроме того, подобным условием ограничивается установленное статьей 209 ГК РФ право собственника по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом.

4)Гарантия не распространяется на транспортное средство, технические и эксплуатационные характеристики которого, установленные изготовителем транспортного средства, были изменены путем вмешательства извне без согласия дилера.

Данное условие чрезмерно сужает объем гарантийных обязательств по сравнению с правилами, установленными абзацем 2 пункта 6 статьи 18 ЗоЗПП и пунктом 2 статьи 476 ГК РФ. Согласно данным нормам, продавец обязан доказывать причинно-следственную связь между изменением технических характеристик и возникшей неисправностью. Также ограничивается установленное статьей 209 ГК РФ право собственника по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом.

5)Расходные материалы, непосредственно использующиеся в процессе технического обслуживания транспортного средства, приобретаются у дилера.

Данное условие противоречит пункту 2 статьи 16 ЗоЗПП. Приобретение услуги обуславливается обязательным приобретением товаров. Потребитель лишается возможности приобрести расходные материалы в другом месте по более низким ценам.

6)Запасные части, непосредственно использующиеся в процессе гарантийного ремонта и ремонта транспортного средства, приобретаются у дилера.

Данное условие противоречит пункту 2 статьи 16 ЗоЗПП. Приобретение услуги обуславливается обязательным приобретением товаров. Потребитель лишается возможности приобрести запасные части в другом месте по более низким ценам.

7)Любые диагностические процедуры узлов и агрегатов транспортного средства оплачиваются Клиентом.

Данное условие противоречит пункту 2 статьи 13, абзацу 7 пункта 1 статьи 18 ЗоЗПП. Диагностические процедуры могут быть частью процесса устранения неисправности, возникшей не по вине потребителя. Согласно указанным нормам, такие расходы лежат на продавце.

8)Клиент обязан являться для прохождения очередного планового технического обслуживания и ремонта транспортного средства только на сервис дилера.

Читайте также:  Мойка двигателя паром – чистим без риска

Противоречит абзацу 2 пункта 2 статьи 16 ЗоЗПП. Гарантийные обязательства продавца ставятся в зависимость от условий, не связанных с недостатками товара. Ограничивает установленное статьей 209 ГК РФ право собственника по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом. Потребитель лишается возможности пройти техобслуживание в другом месте по собственному выбору по более низким ценам.

9)Клиент обязан не использовать и не устанавливать на транспортное средство без согласия дилера какие-либо детали, аксессуары, дополнительное оборудование и др.

Противоречит статье 209 ГК РФ. Существенно ограничивает право собственника свободно пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом. Также противоречит абзацу 2 пункта 2 статьи 16 ЗоЗПП. Гарантийные обязательства продавца ставятся в зависимость от условий, не связанных с недостатками товара.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О защите прав потребителей», условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Если при изучении конкретного договора у вас возникают сомнения в законности того или иного условия, которое вы считаете очень важным, лучше обратиться за консультацией к специалисту. Как уже упоминалось, условия, противоречащие закону, признаются недействительными. В подавляющем большинстве случаев дилер знает о неправомерности подобных положений, однако сознательно включает их в договор. Расчет здесь делается на невысокий уровень правовой грамотности клиента. Предполагается, что при прочтении договора у потребителя даже и мысли не должно возникнуть, чтобы обслуживаться в другом сервисном центре, на стороне установить сигнализацию и магнитолу или приехать на ТО со своими расходными материалами.

Помимо того, что это просто неэтично, такое поведение дилеров содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях: включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя.

Если о данном нарушении уведомить территориальный отдел Роспотребнадзора, приложив к заявлению копию договора, дилера оштрафуют на несколько десятков тысяч рублей. Большое количество незаконных условий, включенных в типовое соглашение, свидетельствует о недобросовестности дилера, о его стремлении ввести покупателя в заблуждение относительно его реальных прав и обязанностей.”

А вот слова Александра Смирнова, директора официального дилера Mitsubishi “Рольф Центр”, по поводу лишения гарантии за установку допоборудования на независимой СТО:

“Уважаемые господа! Попробую ответить на ваш вопрос по поводу гарантии. Мы (Рольф) не можем диктовать вам, где и как вам ставить дополнительное оборудование на свой автомобиль. Это ваше право. Мы можем только рекомендовать вам ставить его на наших дилерских центрах, т.к. считаем, что так для вас может быть удобнее: вы получаете автомобиль сразу со всем оборудованием.

После самостоятельной установки оборудования автомобиль не будет снят с гарантии автоматически, но если мы докажем, что неисправность автомобиля была вызвана неккоректной установкой и покажем это владельцу, только тогда конкретная гарантийная причина может быть нами опротестована и вы будете иметь возможность разобраться со своим установщиком. Надеюсь, что я ответил на ваш вопрос.”

А вот, к примеру, ответ на запрос из “Тойота Мотор”:

Вячеслав Арсентьев, консультант отдела юридического обеспечения ТУ “Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу”:

“Существует 2 вида гарантии — гарантия автосалона и гарантия по закону. Установление гарантийного срока автосалоном не является обязательным. Это условие прописывается в заключаемом договоре купли-продажи. А вот гарантия по закону остается у потребителя независимо от подписываемого им договора. Такая гарантия будет действовать в течение 2 лет после покупки автомобиля. Потребитель вправе требовать ремонта в случае обнаружения в автомобиле недостатков (ст. 19 закона “О защите прав потребителей”, ст. 477 ГК РФ). Таким образом, автосалон может лишить своей гарантии (к примеру, 5-летней), но останутся требования закона, которые он обязан соблюдать и осуществлять гарантийный ремонт в течение 2-летнего срока. И даже если установлено, что поломка произошла по вине автовладельца, в том числе из-за дополнительного оборудования, в случае последующих поломок производитель (автосалон) обязан принять автомобиль по гарантии. В случае лишения гарантии автосалоном, потребитель вправе обратиться в ТУ “Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу”, где обстоятельства каждого конкретного случая оценят наши специалисты и вмешаются в ситуацию”.

Юрист правозащитной организации “Традиция права” Анатолий Макаренко:

“То, что творят дилеры — чистой воды самоуправство! Дело в том, что гарантию устанавливает не продавец товара, а его производитель, в данном случае — иностранная компания. Снятие с гарантии — нарушение статьи 6 Закона о защите прав потребителей — “Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара”. Скорее всего, производители и сами не знают о такой практике. Но если все же вас сняли с гарантии, потому что вы поставили доп.оборудование в соседнем салоне, требуйте у дилеров письменное постановление, это подтверждающее. А с ним можно смело идти в суд. Существует огромный процент вероятности, что дело будет выиграно”.

Заместитель председателя “Общества защиты прав потребителей” Михаил Овчарок:

“Во-первых, цены на услуги в автосервисах могут быть оспорены потребителем, если данное обслуживание не занесено в сервисную книжку. А во-вторых, если сигнализацию, например, устанавливает не сервисный центр дилера, а третье лицо, то снять с гарантии всю машину никто не имеет права! Все сервисные центры идут на ухищрения, чтобы не выполнять своих обязательств. В случае если весь автомобиль потребителя сняли с гарантии после того, как он установил сигнализацию в другом автосервисе, обманутому клиенту нужно написать претензии дилеру, получить его ответ и потом обращаться в суд. В суде ответчик должен доказать, что установка того или иного оборудования не в его автосервисе привела к сбою в работе других механизмов машины — что само по себе невозможно. Наша организация готова представлять в суде интересы обманутых автомобилистов”.

Санкт-Петербургский городской клуб автомобилистов, и.о. директора Михаил Северный:

“Если мелкий ремонт или установка “допов” не связаны с вмешательством в конструкцию автомобиля, то это можно хоть самому делать. Дилеры постоянно нарушают наши права, еще и за предпродажную подготовку дерут бешеные деньги. По идее, в случае покупки по образцам, предпродажная подготовка входит в стоимость автомобиля, но это правило почему-то никто не соблюдает”.

Начальник Отдела пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции Федеральной антимонопольной службы Мария Кондратенко:

“Пока никаких жалоб на автодилеров к нам не поступало. Возможно, покупатели просто не знают обо всех своих правах. Но если нам напишут жалобу с подробнейшим указанием нарушений антимонопольного законодательства, ФАС обязательно проведет проверку деятельности того или иного салона”.

Комментарий юриста журнала “За рулем” на вопрос читателя:

Читайте также:  Какой минивэн выбрать: Mercedes-Benz Vito или Volkswagen Transporter T5

Покупая машину, позвонил в автосалон, узнал о моделях и ценах. Но на месте оказалось, что нужно доплатить за цвет, магнитолу, сигнализацию, подкрылки… Насчитали лишних 40 тысяч рублей. Когда же я сказал, что нужен «голый» автомобиль, пригрозили лишить гарантии, если магнитола и сигнализация будут установлены в другом месте…
ЕВГЕНИЙ, МОСКВА

Продавец, чем бы он ни торговал, не имеет права навязывать дополнительные услуги без вашего согласия! Отказать в продаже автомобиля, ссылаясь на то, что вы не хотите устанавливать дополнительное оборудование, он тоже права не имеет. Если же нештатное оборудование было установлено без вашего согласия и продавец требует произвести дополнительную оплату, вы вправе отказаться от исполнения договора или потребовать возмещения понесенных лишних затрат. Такое положение установлено статьей 16 Закона «О защите прав потребителей».

Гарантия – обязательство изготовителя (продавца) в течение определенного срока устранять за свой счет недостатки товара, возникшие по вине самого изготовителя. Поэтому лишить вас гарантии только из-за самого факта установки радиоаппаратуры в ином, чем автосалон, месте не могут. В гарантийном ремонте откажут, только если будет установлено, что проявившийся недостаток напрямую связан с установкой дополнительного оборудования. В этом случае вы сможете предъявить претензии по затратам на ремонт автомобиля к той организации, где было установлено соответствующее дополнительное оборудование.

Ответ на запрос одного из техцентров в ОПАР:

Рекомендуемая линия поведения при разговоре с менеджерами автосалонов относительно установки у них дополнительного оборудования (c форума Autoset):

1) Перед поездкой в автосалон узнать цены на оборудование и работы по его установке у независимых установщиков и продавцов. Это удобно и быстро можно сделать в интернете.
Иметь в виду, что может быть ситуация, что в салоне оф. дилера предлагаются модели систем, которых нет в свободной продаже — это специальная программа производителей оборудования для автосалонов — чтобы розничные продавцы не мешали автосалонам получать сверхприбыль. Обычно эти модели различаются чисто косметически, номером модели, упаковкой, 1-2 второстепенными функциями. Выбирая брелок ориентируйтесь на его внешний вид, и набор основных функций — это поможет вам определить реальную стоимость оборудования.

2) Понимать, что на установке дополнительного оборудования (автосигнализаций, магнитол, парктроников) автосалон или сервис официального дилера зарабатывает довольно большие деньги, с высоким процентом прибыли, и поэтому, скорее всего, будет активно убеждать вас установить все нужные и не очень нужные вам доп. системы у него.

3) Поскольку терять прибыль с установки допов оф. дилеру очень не хочется, то скорее всего Вам последовательно будет озвучено несколько постулатов, в которые оф. дилеру хочется, чтобы вы поверили. Доводы примерно такие:

Довод: Если вы установите допы не у нас, автомобиль полностью снимается с дилерской гарантии. Некоторые из дилеров говорят, что с гарантии слетит только электрика и электроника автомобиля.
Опровержение: Согласно законам РФ такого требования нет, достаточно чтобы сервис, производящий установку доп оборудования, имел сертификат на право осуществления этого вида деятельности.

Довод: Установка у официального дилера самая качественная, т.к. работники прошли обучение у производителя данного авто и обладают всем необходимым диагностическим оборудованием!
Опровержение: Обычно установка сигнализации у дилера очень быстрая, это происходит потому что их мастера набили руку на шаблонной типовой установке 3-4 моделей систем на несколько моделей машин одного производителя, соответственно делают они это очень быстро, не задумываясь, одинаково, блоки систем стоят в самых удобных для монтажа местах, не спрятаны, соединения не пропаяны. Диагностическое оборудования требуется только для диагностики неисправностей и “гашения ошибок” и сейчас практически все независимые центры по установки имеют свои мультимарочные сканеры, которые тоже с успехом это делают.

Довод: Если вы всё-таки поставите допы на стороне, то мы это сразу узнаем и при очередном ТО снимем машину с гарантийного обслуживания!
Опровержение: На самом деле практически в каждом городе есть несколько дилеров по одной марке авто. Единой базы по клиентам у них естественно нет и вряд ли она появится в обозримом будущем. Отличить установку оф. дилера от установки стороннего сервиса, если она хорошо выполнена однозначно невозможно, поэтому можно смело говорить, что допы ставились у другого оф. дилера, а документы вы принесете потом, когда найдете.

3) Если по-хорошему вы соглашаться не будете, вас начнут запугивать разными страшными вещами, возможно даже с приведением примеров из жизни. Менеджеры автосалонов для этого проходят специальный психологический тренинг, и владеют этими приёмами.

4) Обычно, если вам все-таки удаётся уехать из автосалона без допов, при следующих визитах к ним например на ТО, про вопрос снятия с гарантии уже никто не вспоминает, т.к. оф. дилеру тоже выгодно поменять по гарантии вам что-нибудь, т.к. эти работы и запчасти оплачиваются ему производителем авто.

5) Отдельная история с кредитными авто. Если вы оформляете кредит непосредственно в салоне дилера, то сотрудники кредитного и страхового отдела тоже правильно “запрограммированы” руководством для того, чтобы не отпустить новую машину без сигнализации. Будет ситуация замкнутого круга: чтобы купить машину в кредит необходимо ее застраховать в определенной страховой компании, чтобы ее застраховать, необходимо установить сигнализацию или иммобилайзер, соответственно сделать это необходимо в салоне дилера, до момента забора авто. Изменить ситуацию тут можно только обратившись в банк, представители которого не находятся в этом автосалоне, и соответственно их страховые компании допускают ситуацию установки систем безопасности после выезда авто за ворота автосалона.

6) При любом развитии событий не нужно устраивать истерик и грозить разборками, достаточно просто попросить сотрудника автосалона дать вам письменный отказ в поддержке гарантии. Эта просьба обычно снимает всё вопросы.

Как вернуть деньги за неисправный гарантийный автомобиль

По закону о защите прав потребителей покупатель может вернуть деньги за некачественный автомобиль, да еще и получить крупную сумму компенсации.

В статье расскажем две истории из судебной практики. В одной из них покупатель смог доказать правоту и вернуть деньги, а в другой — нет. Объясним, почему так вышло, и расскажем, при каких условиях можно добиться от автосалона возмещения.

История 1: как житель Краснодара купил машину за 847 тысяч, а отсудил 2,2 миллиона

Мужчина купил с рук Хендэ Солярис за 847 900 рублей. Производитель установил гарантию: 5 лет с даты покупки при своевременном техобслуживании.

Через какое-то время в машине сломался кондиционер. Водитель обратился в салон. Случай признали гарантийным, кондиционер заменили. Но на этом проблемы не закончились: прошло несколько месяцев, и сломался генератор. Его тоже заменили по гарантии.

Читайте также:  Лучшие виды крепления видеорегистратора в автомобиле

Через несколько недель машина снова сломалась, но на этот раз мужчина уже не хотел ее ремонтировать: ему надоело, что в новой машине постоянно что-то выходит из строя. Он обратился к производителю с требованием обменять автомобиль на аналогичный новый.

Производитель предложил провести проверку качества, но письмо с предложением пришло мужчине слишком поздно. К тому же, претензию водитель отправил в ООО «Хендэ мотор мануфактуринг рус», а ответила ему другая компания — ООО «Хендэ мотор СНГ». Он решил не тратить время на экспертизу от производителя и обратился сразу в суд.

Какие аргументы приводили стороны

Автовладелец в суде привел следующие аргументы:

  • машина ломалась несколько раз за короткий промежуток времени, значит, она бракованная;
  • он отправил производителю письменную претензию производителю, а ему по почте ответила какая-то другая компания;
  • производитель предложил пройти экспертизу 10 мая в 10:00, а письмо пришло 10 мая в 10:20, то есть мужчина физически не успел бы на осмотр.

В суде истец передумал обменивать машину на новую и требовал денежную компенсацию:

  • 847 900 рублей — за авто,
  • 115 000 рублей — за судебную экспертизу,
  • 50 000 рублей — за судебные издержки,
  • 2 297 809 рублей — в качестве неустойки за некачественный товар и поздний ответ на претензию,
  • 250 000 рублей — за моральный вред,
  • 12625 рублей — за диагностику, эвакуатор и почтовые расходы.

Всего — почти 4 миллиона рублей.

Производитель не согласился с аргументами водителя и суммой неустойки. Они заподозрили мужчину в мошенничестве: автомобиль он купил с рук, а не напрямую у дилера, так что якобы у водителя нет никаких доказательств, что брак заводской. От проверки качества мужчина отказался. Поэтому на момент получения претензии доказательств неисправности у производителя не было, от исполнения требований покупателя, по их словам, никто не уклонялся.

Что сказали суды

Районный суд назначил экспертизу, чтобы выяснить, действительно ли у машины есть заводские дефекты. Экспертиза показала, что брак есть. Производитель не явился на эту экспертизу, но это уже его дело, у суда не возникло поводов усомниться в ее выводах.

  • 847 900 рублей — за авто.
  • 790 000 рублей — в качестве неустойки (истец просил 2 миллиона, но суд счел сумму неразумной).
  • 415 725 рублей — штраф за уклонение от исполения требований потребителя.
  • 115 000 рублей — за судебную экспертизу.
  • 50 000 рублей — за судебные расходы.
  • 25 000 рублей — за моральный вред.
  • 5 545 — за причиненные убытки.

Получилось, что всего производитель должен выплатить истцу 2 249 170 рублей.

Производитель не согласился с решением районного суда и обратился в областной, но и там ему отказали. Тогда он подал жалобу в Верховный Суд, который признал постановления предыдущих инстанций справедливыми (Определение ВС № 8-КГ20-46).

Главный вывод

Так как мужчина во все документы был вписан в качестве собственника, он мог претендовать на гарантийное обслуживание. Производитель несвоевременно ответил на претензию и уклонялся от выплаты денег. Решения районного и областного судов остались в силе, мужчина получил 2 249 170 рублей.

История 2: как автовладелец потерял право вернуть дилеру купленную машину

В 2016 году в Мурманске мужчина купил новый «Ленд Ровер». Через год машина сломалась, потребовалась замена сажевого фильтра.

Салон отказался менять деталь по гарантии и предложил водителю ремонт за свой счет. Водитель не согласился и обратился в суд. Суд провел экспертизу и обязал дилера поменять запчасть по гарантии, а также выплатить неустойку и штраф. Дилер все требования исполнил и вернул отремонтированную машину в апреле 2018 года.

Мужчина авто после ремонта принял и даже поездил на нем несколько месяцев, а потом обратился в суд с требованием расторгнуть договор купли-продажи и вернуть деньги за авто. Его главным аргументом было то, что он не мог пользоваться автомобилем больше 600 дней.

Суд первой инстанции, а затем и апелляционный суд, приняли решение в пользу водителя. По их мнению, дилер нарушил срок гарантийного ремонта, а значит, мужчина мог вернуть деньги за некачественный товар.

Однако, дилер обратился с жалобой в Верховный Суд. Верховный Суд отменил решение предыдущих инстанций. По закону покупатель может потребовать возврата денег за некачественный товар, но только если он не принял результат устранения недостатков.

Потребитель может или потребовать возмещения денег, или воспользоваться правом на ремонт. В этом случае мужчина не обращался с претензией, дождался ремонта, подписал акт и ездил на машине несколько месяцев, значит, его все устраивало.

Защищать свои права сразу двумя способами закон не разрешает. Нужно выбирать: ремонт или возврат денег. Право на возврат мужчина потерял.

Когда можно добиться от автосалона возврата денег за некачественный автомобиль

Закон устанавливает несколько причин, из-за которых можно потребовать у салона новую машину или возврат денег:

У машины обнаружен существенный недостаток.

Существенный — это неустранимый, сложный в ремонте или неоднократно проявляющийся. К примеру, если у машины сломалась коробка передач — это существенный недостаток, его сложно устранить. А если перегорела лампочка — нет, устранить такой недостаток можно за пару минут.

Если неясно, является ли недостаток существенным, назначается экспертиза. Покупатель может заказать ее самостоятельно, если в итоге окажется, что он был прав, суд взыщет с автосалона деньги за процедуру.

Сервисный центр нарушил сроки ремонта.

Максимальный срок ремонта по закону — 45 дней. Если автомобиль ремонтировали дольше, можно подать претензию и потребовать возврат денег за товар. Но только если покупатель не принял результаты ремонта: мужчина из истории выше потерял право на возврат денег из-за того, что забрал отремонтированный автомобиль и подписал все акты.

Машина ломалась неоднократно, и из-за ремонта ей было нельзя пользоваться больше 30 дней в году.

Причем хотя бы один год во время гарантийного срока. Допустим, гарантия действует три года. В первый год машина была на ремонте 1 день, во второй — 2, а в третий — 32. В этом случае вернуть за нее деньги можно.

Не пропустите новые полезные публикации

Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.

Отлично!

Отправили на почту подборку интересных статей о важных изменениях в законодательстве

Как вернуть бракованный автомобиль обратно дилеру?

Автовладельцы, которые обнаруживали у своих «железных коней» серьезные недочеты, не понаслышке знают, как тяжело обменять бракованную машину на исправную или вернуть деньги. Дилеры редко признают вину за продажу бракованного авто, а ремонт по гарантии не всегда достаточно эффективен. Что же делать владельцу некачественного автомобиля в этой сложной ситуации?

  • Автомобили входят в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.
  • Одновременно они являются технически сложным товаром, согласно Перечню технически сложных товаров, введенному Постановлением Правительства РФ №924.
Читайте также:  Автомобили столкнулись когда один выезжал с парковки - кто виноват?
Возврат в течение двух недель после покупки

Вернуть новый автомобиль можно в течение 14 дней после покупки, если в этот срок обнаружен любой недостаток, любой, даже незначительный, дефект.

Согласно Закону о защите прав потребителей, при выявлении недостатков, если они не оговорены в договоре, в течение 14 дней с момента получения автомобиля (а не продажи), следующего за днем передачи ТС, вы вправе вернуть новый автомобиль в автосалон и потребовать возврата денег. Кроме того, Вы имеете право потребовать обмена на аналогичный автомобиль, но исправный. Вы вправе заменить его на другое авто с пересчетом стоимости. При этом, неисправность может быть весьма незначительной, например не работает стеклоочиститель.

Возврат в период гарантийного срока

Дилер обязан по вашему требованию вернуть вам деньги за автомобиль/обменять его на новый, если в течение гарантийного срока:

  • обнаружен существенный недостаток. Согласно преамбуле Закона о защите прав потребителей, существенный недостаток – это неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. Повторные ремонты одной и той же детали, неоднократные неисправности (которые выявлялись более одного раза), считаются существенным недостатком товара.
  • эксплуатация автомобиля была невозможна в течение 30 и более дней из гарантийного срока вследствие неоднократного устранения различных недостатков.

Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», в отношении технически сложного товара в качестве недостатка товара по пункту 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей следует понимать различные недостатки товара, на устранение которых в совокупности затрачивается время, приводящее к невозможности использования товара (работы, услуги) более чем тридцать дней в течение каждого года гарантийного срока.

Внимание. Имеется в виду не 30 дней подряд, а 30 дней в совокупности. Например, ваше авто было в ремонте 4 дня в апреле, 10 дней в мае, 1 день в сентябре, 15 дней в декабре. Итого 30 дней. Однако если перед началом ремонта вас письменно уведомили, что ремонт будет длительным и оговорили точные сроки, то при этом условии срок устранения недостатков товара, согласно ст. 20 Закона о защите прав потребителей, может длиться до 45 дней.

На автомобиль гарантийный срок обычно устанавливается 2-3 года.

Недобросовестные дилеры стараются уверить покупателя, что для возврата требуется невозможность эксплуатировать автомобиль по 30 дней в каждом гарантийном году. Например, если гарантия 3 года, то, по заверениям продавца, в ремонте машина должна быть в общей сложности не менее 90 дней. Однако, это не так.

Право на отказ от исполнения договора купли-продажи в отношении технически сложного товара предоставляется при невозможности использования технически сложного товара вследствие неоднократного устранения его различных недостатков в течение более тридцати дней каждого года гарантийного срока, то есть в любом году такого срока. В судебной практике есть случаи, когда на сторону покупателя при подобном трактовании закона становился Верховный суд.

Обязательно сохраняйте документы, подтверждающие дату и время нахождения вашей машины в сервисном центре, подтверждающие ремонт той или иной детали. Отсчет срока начинается с даты обращения, а не с даты начала ремонта! В окончательном заказе-наряде должна стоять подлинная дата возврата авто из ремонта, а не “задним числом”.
Без этих доказательств вы не сможете подтвердить в суде факт неоднократного обращения для устранения недостатка или факт нахождения автомобиля в ремонте более 30 дней за год.

Возврат после окончания гарантийного срока

Существенный недостаток автомобиля выявлен после окончания гарантийного срока? Вы имеете право в течение срока службы авто предъявить претензию производителю, согласно п.6 ст.19 Закона о защите прав потребителей. Обычно производители устанавливают срок службы 5-8 лет или определенный пробег (например, 150 000 км). Если срок службы не указан, то по умолчанию он составляет 10 лет со дня передачи товара продавца покупателю. Если день передачи установить невозможно, то срок службы исчисляется со дня изготовления.

Что делать, если дилер увиливает от своих обязанностей и отказывается признавать брак/ проводить гарантийный ремонт и т.д.?

Если вы покупали машину у официального дилера, напишите жалобу в российское представительство компании-производителя вашего автомобиля.

  • У каждого производителя есть отдел по работе с клиентами, где отслеживаются все жалобы и претензии. Конечно, обязать дилера расторгнуть с вами договор и вернуть вам деньги за бракованный автомобиль представительство не сможет. Но оно может сыграть на системе мотивации. Каждый дилер получает от представительства бонусы за соблюдение определенных условий. В том числе за отсутствие жалоб от клиентов. Под давлением представительства, с угрозой лишиться финансовых бонусов, дилерский центр может пойти вам навстречу.
  • Вполне возможно, что брак является характерным для модели вашей машины, и производитель отзывает и меняет эти автомобили. Дилеры не часто уведомляют клиентов о таких процедурах.

Если дилер отказывается признавать недостаток вашего автомобиля существенным, следует провести автотехническую независимую экспертизу в организации, имеющей лицензию на этот вид деятельности.

Внимание! Зачастую спорные моменты наступают при поломках 2-3-го года, когда уже есть определенный износ в деталях. Механики в ремонтной мастерской могут уверить вас, что случай не гарантийный, т.к. поломка произошла из-за износа деталей при эксплуатации. Но такой ответ может быть и необоснованным. Если стоимость ремонта существенно превышает расходы на экспертизу, задумайтесь о ее проведении.

Эксперты подтверждают заводской брак? Приложите копию заключения о браке к претензии к продавцу. Сохраняйте заключение, в случае отказа дилера оно поможет вам отстоять свои права в суде.

Важно! Во многих случаях дефектность детали надо устанавливать сразу. Не ремонтируйте ее, особенно за свой счет и в посторонних мастерских. Следует провести экспертизу, пока некачественная деталь находится на автомобиле.
Дождитесь заключения эксперта о браке. И только потом с этим заключением обращайтесь к дилеру (либо подавайте иск в суд). Помните, эксперты не дают заключений пост-фактум.

  • Составьте претензию в двух экземплярах, на имя генерального директора.
  • Перечислите недостатки вашего авто, укажите, почему они существенные. Приложите результаты экспертизы, если есть.
  • Требуйте возврата денег. Добавьте, что в случае просрочки возмещения убытков дилер будет обязан выплатить неустойку (пени) из расчета 1% от общей суммы, подлежащей выплате, за каждый день просрочки, начиная с 11 (одиннадцатого) дня после получения претензии по день фактической выплаты денежных средств, согласно ст.23 Закона о защите прав потребителей.
  • Кроме того, напишите, что вы в случае отказа обратитесь в суд, и в случае вашего выигрыша продавец будет обязан оплатить еще и штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке (50% от суммы).
  • Отправьте претензию заказным письмом, обязательно с уведомлением о вручении, либо вручите лично, в 2-х экзеплярах. Один из экземпляров, с печатью и подписью представителя организации, оставьте себе.
  • Укажите, что вы ждете удовлетворения требований претензии в течение 10 дней, согласно ст.22 Закона о защите прав потребителей.
Читайте также:  Учет автомобиля в ГИБДД: порядок постановки и снятия с регистрации и нюансы процедуры

При получении грамотно составленной претензии дилер вряд ли ответит отказом. Он постарается не доводить дело до суда.

Если вы получили отказ, или вовсе не получили ответа, обращайтесь в суд.

К исковому заявлению приложите все необходимые доказательства

  • договор купли продажи
  • паспорт транспортного средства
  • заключение экспертов
  • другие документы (чеки, заказ-наряды, претензию и ответ на нее)

Требуйте расторжения договора купли-продажи, возврата суммы, затраченной на покупку автомобиля, и компенсации процентов по кредиту, если кредит был взят для покупки автомобиля, согласно п.5 ст.24 Закона о защите прав потребителей.

Также требуйте взыскать с ответчика

  • неустойку за каждый день просрочки, начиная с 11-го дня получения им претензии,
  • компенсацию морального вреда
  • штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке

Случаи возврата автомобиля обратно продавцу через суд становятся все более распространенными. При этом автомобилисты сталкиваются с проблемами, решить которые под силу только профессиональным юристам. Подача иска без соответствующей юридической подготовки приводит к тому, что дилер выходит из воды сухим, а автовладелец вынужден еще и компенсировать судебные расходы. Сомневаетесь, что сможете правильно оформить претензию, составить исковое заявление – обратитесь к юристам.

Внимание! Если дело решается в пользу истца, ответчик обязан возместить судебные расходы истца (в т. ч. на представителя).

Если дилер долго ремонтирует машину на гарантии, ее можно заменить

Если автомобиль на гарантии сломался, а автоцентр не успел вовремя закончить ремонт, можно требовать замены на новую машину. Это правило действует в течение всего гарантийного срока: даже если после покупки прошло два года и есть приличный пробег. Главное, чтобы условия гарантии соблюдались.

Такое определение вынес Верховный суд, когда рассматривал иск автовладельца из Саратовской области. Это касается всех, у кого есть машина на гарантии или кто только собирается ее покупать.

В чём было дело?

Дело было так. В 2013 году мужчина купил автомобиль Хендай. Производитель дал на него гарантию 5 лет или 120 тысяч километров пробега. Через два года у автомобиля заржавела дверь и сломался двигатель. Покупатель обратился в автоцентр, чтобы машину эвакуировали с места поломки и отремонтировали. Все претензии он фиксировал, а ответы сохранял.

Автоцентр сначала не хотел за свой счет эвакуировать машину, а потом долго ее ремонтировал. Когда ремонт всё-таки закончили, покупатель отказался принимать автомобиль и потребовал заменить его на новый. Продавец с этим не согласился, областной суд в иске отказал, апелляцию оставили без удовлетворения.

Тогда автовладелец обратился в Верховный суд. Судебная коллегия разобралась в деталях и решила, что автовладелец имеет право на замену машины.

Неужели через два года можно заменить машину на новую?

Можно, если это технически сложный товар и продавец нарушил срок ремонта по гарантии.

Производитель дал официальную гарантию на пять лет. Это значит, что заводской брак и поломки не по вине владельца будут устранять бесплатно. Максимальный срок такого ремонта по договору и по закону — 45 дней.

Срок ремонта считают не с первого дня ремонта, а с момента обращения покупателя с претензией. 10 июля автовладелец потребовал эвакуировать автомобиль с неисправным двигателем к месту ремонта. Эвакуатор от автоцентра приехал 17 августа, а машину после ремонта отдали 3 сентября.

Фактически ремонт длился две недели, а формально — больше положенных 45 дней . Срок гарантийного ремонта нарушен, и покупатель имеет право поменять машину на новую или вернуть деньги.

Почему покупатель сам не пригнал машину на ремонт? И почему за это должен отвечать продавец?

Потому что у нас такой закон. Если товар весит больше пяти килограммов, к месту ремонта его должен доставить продавец. Это может сделать и владелец, но только по желанию или когда продавец в другом регионе.

Покупатель хендай не виноват, что машина сломалась. Он не захотел сам вызывать эвакуатор, оплачивать его, а потом через суд требовать деньги. Это его право по закону, и он им воспользовался: сообщил продавцу о поломке и попросил пригнать эвакуатор.

Если продавец забрал машину только через месяц — это его проблемы.

У меня машина на гарантии. Что мне делать?

Почитайте договор купли-продажи, чтобы знать срок гарантийного ремонта. Максимальный срок — 45 дней, но в договоре может быть и меньше.

Сначала читать, потом подписывать

Храните договор, акт и все документы о ремонте в сервисном центре, пока не закончится гарантия. Вовремя проходите техосмотр.

Если что-то меняете, храните старые запчасти. Если оплачиваете эвакуатор или платную стоянку на время ремонта, храните документы об оплате.

Все претензии, письма и уведомления в автоцентр — только письменно. Ответы тоже требуйте в письменной форме, фиксируйте звонки. Учтите, что ваши звонки тоже могут записать и предъявить в суде.

Если ремонт длится более 45 дней и вы хотите поменять машину, не забирайте ее из сервиса и обращайтесь в суд.

Это касается только автомобилей?

Условия о замене товара и возврате денег, если гарантийный ремонт затянулся, касаются любого технически сложного товара. Это прописано в законе и не зависит от производителя и марки товара или желания продавца.

Это ж так можно… и Айфон заменить?!

Но это не значит, что можно заменить любой сломанный холодильник, телефон, принтер или часы. Продавец попробует доказать, что поломка произошла из-за неправильной эксплуатации или хранения.

В истории с автомобилем всё было очевидно: пока действует гарантия, кузов не должен ржаветь, а двигатель — ломаться. Если бы автоцентр на неделю раньше забрал машину в ремонт, ее бы не пришлось менять.

Ссылка на основную публикацию