Машину продали, а налог приходит – что делать?

Начислили налог на проданное авто: как не платить и можно ли взыскать?

Налог и проданное авто

Транспортный налог платят все владельцы транспортных средств. Но как быть в ситуации, если автомобиль из вашего владения уже давно выбыл, а вы и знать не знали о том, что задолженность на проданную машину продолжает начисляться на вас, ведь уведомление из органа приходит раз в год, а бывают случаи, когда и единожды за несколько лет?! В этой ситуации, возможно, есть выход, как не платить налог либо взыскать его с покупателя. Но для этого нужно понимать ситуацию полностью. Что делать в таких случаях, мы рассмотрим в статье, согласно законодательству и несколько отличающейся от буквы закона практике, актуальной в 2022 году.

Почему приходит транспортный налог, если авто продано?

Итак, как мы указали, в первую очередь необходимо выяснить причину таких обстоятельств. От неё и будет зависеть, что делать дальше и куда обращаться. И таких ситуаций может быть несколько:

  1. налоговая инспекция начислила налог на проданное авто неправильно, и он пришёл вам ошибочно,
  2. покупатель не поставил машину на учёт в ГИБДД, вследствие чего в налоговом органе она числится ещё на вас,
  3. вы просто неверно считаете сроки, за которые приходит транспортный сбор.

Все эти случаи мы и рассмотрим ниже.

Можно ли просто не платить?

Нет. Инспекция в этом случае всё равно взыщет с вас необходимую для уплаты сумму. Здесь, можно сказать, действует своеобразная презумпция обязанности оплаты – пока вы не докажете, что не должны платить, вы считаетесь обязанными это сделать, иначе в отношении вас может быть возбуждено исполнительное производство с принудительным взысканием путём списания со счетов этой суммы и даже в счёт реализации имущества.

И такие сюжеты протекают, как правило, следующим образом:

  1. все начинается с того, что вам приходит налоговое уведомление с исчисленной суммой налога на проданную машину,
  2. в установленные сроки (до 1 декабря 2022 года за прошлый год) вы обязаны заплатить указанный сбор,
  3. если вы этого не сделаете добровольно, то налоговая вышлет требование об уплате,
  4. через некоторое время вы по почте получите судебный приказ из вашего местного суда о принудительном взыскании с вас задолженности,
  5. этот приказ вы можете отменить (безо всяких оснований – просто написать заявление в свободной форме на имя судьи, вынесшего документ) в течение 10 дней с даты получения,
  6. если вы отменяете приказ, то будет полноценное судебное заседание, о котором вас уведомят повесткой,
  7. по решению суда о взыскании возбуждается исполнительное производство, в рамках которого при принудительном исполнении с вас, помимо самого налога, удерживают также исполнительный сбор приставы (не менее 1 000 рублей).

Именно поэтому важно вначале понять, на каком основании вам вообще пришёл налог на проданный автомобиль и что с этим делать дальше: заплатить и забыть, вернуть в покупателя или обратиться в налоговую инспекцию. Именно это мы сейчас и выясним!

Начислили налог на проданную по договору машину – что делать?

Если вы сейчас держите налоговое уведомление или увидели на Госуслугах, личном кабинете инспекции или в других сервисах задолженность, то в первую очередь необходимо проверить, на кого зарегистрирован автомобиль на данный момент.

Сделать это можно на официальном сайте ГИБДД в разделе проверки автомобиля. Для этого просто вбейте VIN-код проданного авто и кликните по ссылке запроса проверки в блоке истории регистрации в ГАИ:

Далее смотрите последнее регистрационное действие – это поможет понять, переоформил ли покупатель машину на себя или ещё нет.

В примере на скриншоте выше человек продал автомобиль в январе 2022 года, а новый владелец поставил её на учёт на себя, о чём свидетельствует последняя запись.

Если же по настоящее время с даты, когда вы сами купили данный автомобиль, нет никаких других записей, то это значит, что покупатель не переоформил авто на себя, и потому вам пришёл транспортный налог.

Теперь давайте выясним, что делать в зависимости от тех или иных обстоятельств проданной машины.

Если покупатель не переоформил на себя

Первое, что нужно сделать в этом случае – прекратить регистрацию автомобиля на себя, чтобы налог перестал начисляться. Сделать это можно либо онлайн через Госуслуги, инструкцию мы приводили в нашей специальной статье, либо обратившись лично в ГИБДД. Также есть решение вопроса, если вы потеряли ДКП.

А вот что касается уже пришедшего налог, то здесь у нас для вас 2 новости – плохая и хорошая:

  • налог на проданный автомобиль, который, тем не менее, всё ещё зарегистрирован в ГИБДД на вас, приходит законно,
  • по тому же закону у вас есть возможность взыскать уплаченную сумму с покупателя, а в большинстве случаев – вовсе оспорить начисление за этот период времени на основании договора купли-продажи, но это уже на усмотрение налоговой.

И вот в чём здесь дело!

Логично было бы предположить, что сбор должен начисляться именно владельцу автомобиля, ведь если у нас нет транспорта, то и оплата транспортного налога кажется абсурдной. Но увы, у Кодекса, действующего в редакции, актуальной в 2022 году, своё мнение на этот счёт. Налог, даже если вы продали машину уже давно, продолжает приходить тому, на ком она стоит на учёте Госавтоинспекции.

Об этом говорит статья 357 НК РФ:

Налогоплательщиками признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьёй 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.

Как видим, платёж начисляется именно тому, кто числится собственником в ГИБДД. Это, вероятно, такое упрощение процедуры сделали для себя власти – ведь ГИБДД передаёт в налоговую инспекцию данные о перерегистрациях автомобилей, и в этом случае последнему ведомству ничего не нужно перерасчитывать.

Выход есть, и даже два.

Но первый из них не всегда рабочий, потому что основан не на законодательстве 2022 года, а на практике обращения в органы. Заключается он в том, что вам следует обратиться в налоговую по вашему месту жительства с заявлением о перерасчёте налога, приложив экземпляр ДКП в качестве подтверждения выхода из владения автомобиля.

Сделать это можно 2 способами:

  1. лично приехав с заявлением в инспекцию: для этого нужно взять с собой оригинал налогового уведомления (не обязательно), заявление в свободной форме, либо написать его на месте, а также экземпляр ДКП, предварительно сняв с него копию,
  2. через интернет-приёмную со сканами указанных документов, но этот способ несколько уменьшает шансы на успех – помните, что заявление вам удовлетворят только как жест доброй воли налоговой инспекции, но органы не обязаны этого делать, потому что налог на проданный автомобиль начислен законно – по регистрации на налогоплательщике.
Читайте также:  ТОПовые схемы финансового мошенничества. То, о чем вы и не знали

Второй способ – более действенный, но это не совсем метод не платить налог. Вам придётся сначала заплатить его, а затем вы можете вернуть деньги с покупателя. Немного ниже мы рассмотрим, на основании чего и как это сделать.

Если покупатель перерегистрировал

В этом случае причин может быть две:

  • либо налоговая допустила ошибку и насчитала налог, не проверив по базе, что собственник в ГИБДД – уже другое лицо,
  • либо вы неверно посчитали сроки начисления.

В первом случае речь идёт об ошибке инспекции. И для того, чтобы её исправить или в любом случае получить ответ, в чём причина пришедшего налога, нужно написать аналогичное описанному выше заявление, желательно также приложив копию ДКП.

Подать заявление можно несколькими способами:

  1. через личный кабинет на сайте ФНС, если вы зарегистрированы,
  2. посредством онлайн-обращения,
  3. привезя заявление лично, здесь также лучше записаться на приём заранее,
  4. либо направив через почту.

В ответ вы получите информационное письмо о причинах, почему вам пришёл налог на проданный автомобиль, и уже далее смотреть, что делать дальше.

Пришел налог на проданную машину, что делать

Приветствую друзья! Знаете ли вы, в какой чудесной стране мы живем? Живем мы с вами в стране, где чудеса происходят постоянно, везде и со всеми. Вот вам, для примера, чудо, которое иногда случается с человеком, продавшим машину. Машину человек продал, деньги получил, о машине своей уже и забыл, а в конце года происходит оно — чудо: человек получает извещение о том, что он не заплатил налоги. И, согласно старинному лозунгу, жить спокойно уже не может.

Сегодня мы поговорим о том, отчего в нашей жизни случаются чудеса. Точнее — одно такое чудо «продал машину, а налог приходит, что делать?»

Первым делом я порекомендую вам проверить налоговую задолженность на сайте УФНС www.nalog.ru или Госуслуги https://www.gosuslugi.ru . Сейчас очень многие сайты, в том числе онлайн-банкинга и даже Яндекс.Деньги дают возможность проверить различные виды задолженностей. Бывали случаи, когда налоговая инспекция выписывала квитанцию, отправляла ее по почте, но к тому времени, когда заказное письмо доходило до адресата, налоговую задолженность отменяли или корректировали.

Если же задолженность на сайте имеется, необходимо уяснить, что налоговая инспекция не знает о том, что имущество в виде принадлежавшего вам автомобиля сменило хозяина. И возмущаться несовершенством бюрократических процедур в нашей стране — то же самое, что возмущаться несовершенством дорожного покрытия или не самым комфортным климатом в наших широтах. Мы живем в стране чудес, поэтому нечего возмущаться тем, что они случаются. Нужно просто знать, что делать в сказке и жить счастливо.

Давайте попытаемся понять, почему в налоговой инспекции нет сведений о смене хозяина машины и, исходя из этого, определим порядок дальнейших действий. Причин, как правило, всего четыре:

  1. Автомобиль не менял владельца.
  2. Автомобиль сменил владельца, но зарегистрирован по-прежнему на вас.
  3. Данные из ГИБДД о снятии с учета данного транспортного средства не поступили в УФНС.
  4. Данные о смене владельца поступили, но из-за ошибки исполнителя извещение направлено вам.

Автомобиль не менял владельца

Мы уже рассматривали проблемы, с которыми сталкивается продавец, передавший машину новому владельцу по генеральной доверенности. И уяснили простой юридический казус — генеральная лицензия передает право на распоряжение имуществом, но само владение имуществом не передает. И все обязанности владельца остаются за доверителем. А, следовательно, и обязанность платить налоги на имущество остается у человека выдавшего доверенность.

Поэтому, если вы получили квитанцию для уплаты налога на проданный автомобиль, вспомните, не передавали ли вы его новому владельцу по доверенности. Если это так, то нечего на зеркало пенять. Налог, согласно действующему законодательству, обязаны платить именно вы, как владелец имущества.

Если вы с этим не согласны, немедленно связывайтесь с тем, кому передали в пользование свое имущество и договаривайтесь об уплате налога. Если пользователь платить не хочет, пригрозите отозвать доверенность или вообще снять машину с учета для утилизации. Пусть попробует потом объяснить сотрудникам ГИБДД, почему он ездит на чужом автомобиле, да еще и снятом с учета для утилизации…

А вот если у вас не сохранились контакты покупателя или он уже раз восемь перепродал ваш автомобиль, снимать с учета его придется в самом деле. Для этого следует обратиться в МРЭО, где заполнить заявление о снятии машины с учета для утилизации, с утерей документов и номерных знаков. Не забудьте оплатить госпошлину.

Автомобиль сменил владельца, но зарегистрирован по-прежнему на вас

Если же вы самым честным образом оформили договор купли-продажи, получили деньги, отдали ключи и забыть забыли о своем старом боевом коне, но в конце года налог все равно пришел, не удивляйтесь. Возможно новый владелец не поставил его на учет. Покупатель обязан в течении 10 дней зарегистрировать машину на себя, за нарушение сроков регистрации предусмотрен штраф 1500-2000 рублей. Но в жизни случаются различные ситуации, не предусмотренные законом. Новый владелец мог умереть, заболеть, быть похищенным пришельцами, да мало ли что случается в жизни. А налог вы будете платить до тех пор, пока автомобиль зарегистрирован на вас.

Поэтому через 10 дней после продажи машины обязательно необходимо выяснить в МРЭО на кого он зарегистрирован и не продолжаете ли вы числиться его владельцем. Если это так, то сразу же пишите заявление о снятии с учета, прикладывайте к нему договор купли-продажи, квитанцию об оплате госпошлины и будьте уверены, что с этой даты машина уже не будет вашей.

Данные из ГИБДД о снятии с учета данного транспортного средства не поступили в УФНС

В большинстве случаев, если через 10 дней после продажи вы убедились, что автомобиль зарегистрирован на покупателя или написали заявление о снятии машины с учета, как проданной по договору купли-продажи, ГИБДД доведет информацию о смене владельцев до УФНС самостоятельно. Но вы же помните о нашей чудесной стране?

Попросту говоря, информация могла не дойти до налоговой по 2974 причинам, которые я не буду перечислять, согласны? Что делать? Довести самостоятельно. Не пытайтесь проверить по какой из этих причин информация не дошла. Конечно, если вы зададитесь целью выяснить причину, вы ее найдете. Но потратите на это 2974 часа. Может быть и больше. А оно вам надо?

Читайте также:  Лучшие внедорожники с пробегом до 400 тысяч рублей 2022 года

Поэтому отправляемся в МРЭО, берем справку о снятии автомобиля с учета (посмотрите дату снятия, может быть налог начислен за период до снятия с учета), со справкой отправляемся в налоговую инспекцию своего района, берем талончик в очередь к своему инспектору, объясняем ситуацию, пишем заявление, к которому прикладываем в качестве доказательства справку ГИБДД, налог на эту машину больше не платим.

Данные о смене владельца поступили, но из-за ошибки исполнителя извещение направлено на вас

А может быть и так, что даже произведя все эти действия, через некоторое время вы обнаружите, что налоговая задолженность продолжает висеть на вас. Или в налоговой инспекции выяснится, что налог начислен на вас по ошибке.

Помните: государственная машина устроена таким способом, что у любого чиновника любого уровня есть руководитель, работа которого состоит в том, чтобы исправлять ошибки подчиненных и, буде такие выявятся, провести с ним работу по недопущению ошибок в дальнейшем. Традиции нашей страны требуют подобную работу проводить в виде разносов, наказаний и других физических и моральных воздействий на нарушителя, дабы и ему впредь неповадно было, и внукам заказал.

Поэтому, если вы узнаете, что налог требуют оплатить в результате ошибки нерадивого налогового чиновника, обращайтесь к руководителю отдела или инспекции. Пишите заявление, к которому приложите справку из ГИБДД. Как правило, уж таких действий бывает с запасом достаточно, чтобы ошибку исправили.

Разумеется, любые действия налоговой инспекции можно оспорить в суде, особенно если у вас на руках имеются доказательства, к которым относятся договор купли-продажи и справка МРЭО ГИБДД и вы убеждены, что налог вам начислен на период, когда автомобиль уже не был зарегистрирован на вас. Но эпопеи с судами, зачастую длящиеся годами, — это, как говорят, уже совсем другая история.

До свидания, дорогие мои читатели. Не забывайте подписываться на новинки блога, делитесь своими новыми знаниями с друзьями и знакомыми и приглашайте их на наши беседы.

Налог с продажи автомобиля

Содержание

  • Нужно ли платить налог при продаже автомобиля в 2022 году
  • С какой суммы берется налог
    • Расчет налога с продажи автомобиля
  • Как уменьшить налог с продажи авто
  • Когда не надо платить НДФЛ с продажи авто
  • Порядок уплаты налога
    • Сроки уплаты
    • Надо ли подавать декларацию
    • Отличия в налогообложении для ИП и юрлиц

НДФЛ с продажи машины не приходит по почте. Считать его сумму и следить за своевременной уплатой россияне должны сами, иначе получат большие штрафы, которые иногда исчисляются десятками тысяч. Но разобраться с декларациями 3-НДФЛ и прочими бюрократическими вещами самостоятельно не так просто.

В этой статье мы подробно расскажем, как правильно рассчитать, снизить и заплатить налог после того, как вы передали свою ласточку покупателю.

Нужно ли платить налог при продаже автомобиля в 2022 году

Любая сделка по продаже, будь то движимое или недвижимое имущество, в России облагается налогом – НДФЛ. Часть прибыли физлица обязаны отчислять в доход государства. Нашли покупателя, успешно завершили сделку – теперь нужно заплатить налог с продажи автомобиля (за исключением нескольких случаев, о которых расскажем ниже).

Размер налога стандартный – 13%. Если платить его в полном объеме, получается довольно внушительная сумма. Но есть несколько лайфхаков, которые помогут снизить и даже полностью обнулить платеж.

С какой суммы берется налог

Налог на продажу авто берется с полученного после сделки дохода, то есть с фактической стоимости машины. Например, вы продаете автомобиль за 500 тыс. рублей – с этой суммы и будет высчитываться налог.

Расчет налога с продажи автомобиля

Есть простая формула расчета НДФЛ: сумма продажи × 13% = налог . Например, вы продали авто за 800 000 рублей. Умножаем на 13%, получаем 104 000 рублей. Сумма большая, но ее можно снизить.

Как уменьшить налог с продажи авто

Есть два законных способа снизить НДФЛ после сделки. Выбрать можно любой из них, исходя из ситуации.

Способ №1: вычитаем из стоимости машины сумму, за которую сами купили автомобиль

Этот способ выгодно применять, когда вы продаете автомобиль дороже, чем покупали. Особенно он помогает сэкономить при продаже дорогих машин. НДФЛ начисляется с разницы в цене по следующей формуле: (сумма продажи – сумма покупки) х 13% = налог.

Например, вы решили продать Mercedes CLA, который покупали за 1,2 млн рублей. При продаже установили ценник в 1,5 млн рублей. Считаем: (1,5 млн – 1,2 млн) х 13% = 39 тыс. рублей.

Если бы мы считали обычным способом, налог бы составил 195 000 рублей. Экономия составила 156 000 рублей.

Способ №2: вычитаем из суммы продажи максимальный налоговый вычет

Этот способ выгодно применять при продаже недорогих машин или, если старый договор, по которому покупали машину вы, оказался утерян.

Формула расчета налога следующая: (сумма продажи – максимальный налоговый вычет) х 13% = налог.

Максимальный налоговый вычет в России равен 250 тыс. рублей. Если в результате вычета получился ноль, НДФЛ платить не надо.

Например, вы продаете Daewoo Nexia за 250 тыс. рублей. Считаем по формуле: (250 000 – 250 000) х 13% = 0.

Если машина стоит дороже 250 тыс. рублей, налог заплатить придется.

Например, вы продаете Chevrolet Aveo за 260 тыс. рублей. Сами покупали его когда-то за 280 тысяч. Первый способ не применить, так как сумма покупки превышает стоимость продажи, используем второй: (260 000 – 250 000) х 13% = 1 300.

Есть и другой метод снижения НДФЛ – нелегальный. Чаще всего его используют перекупщики – пишут в договоре меньшую сумму. Делать это автоэксперты не рекомендуют.

Виталий Глебко, автоюрист:

– Искусственное снижение платежа почти всегда подразумевает незаконные действия. Это происходит, когда в договоре купли-продажи указывают заниженную цену, а не такую, какая была в реальности. Это может привести к неприятным последствиям. Неуплата НДФЛ вследствие неправомерных действий или бездействий влечет 20% штрафа от укрытой суммы налога или даже 40%, если удастся доказать, что действия были умышленные. Покупатель при расторжении договора получит обратно не всю сумму, а только ту, что прописана в договоре.

Кроме того, если изначально согласиться на занижение суммы в договоре купли-продажи, потом вам же как продавцу придется оплачивать повышенный налог. Вот история из реальной жизни.

Гулия Королева, главный бухгалтер, налоговый консультант, г. Санкт-Петербург:

— Был в моей практике такой случай. Клиентка продавала автомобиль, которым владела менее трех лет. Когда она сама покупала этот автомобиль, в договоре, по просьбе продавца, была поставлена минимальная цена до 250 тыс. рублей, чтобы бывший владелец не платил подоходный налог. Да, мы имеем право на вычет в 250 тысяч. Но по итогу, ей все равно пришлось оплатить налог – чуть более 13 тыс. рублей. Мораль этой истории: если вас просят занизить сумму сделки, подумайте, а не аукнется ли вам это в будущем.

Когда не надо платить НДФЛ с продажи авто

Есть несколько случаев, когда сделка по продаже автомобиля не облагается налогом.

Читайте также:  Сальник хвостовика редуктора заднего моста – как и зачем его менять?

Случай №1: сделка не принесла прибыли

Если собственник остался в минусе после продажи своей ласточки или продал ее за столько же, за сколько когда-то приобрел, он ничего не обязан платить. Налог начисляется с полученного дохода, а здесь его просто нет.

Например, автомобилист брал подержанный Hyundai Solaris за 400 тыс. рублей, а продал за 350 тыс. НДФЛ в таком случае равен нулю. Единственное, что обязательно нужно сделать продавцу, – заполнить налоговую декларацию, чтобы доказать, что ничего не выиграл от сделки. Чтобы подтвердить это, к декларации следует приложить два договора купли-продажи.

Случай №2: продавец владел машиной три года и больше

НДФЛ при продаже автомобиля не платится, если машина использовалась три и более лет, даже если сделка принесла прибыль. Обращаться в ФНС с декларацией тоже не нужно.

Случай №3: прибыль от сделки не превышает 250 тыс. рублей

В России предусмотрена льгота для сделок с продажей машин — налоговый вычет. Она позволяет либо снизить сумму, с которой будет начисляться налог, либо полностью ее обнулить. Сумма налогового вычета, как было сказано выше, составляет 250 тыс. рублей. Если машина недорогая, после продажи ее бывший хозяин не будет платить налог.

Случай №4: если продавец подарил машину

Дарение считается безвозмездной акцией. Тот, кто вручает машину, ничего не продает, а значит, платить налог на прибыль не должен.

Налог придется вносить счастливому получателю авто, если он не связан с дарителем родственными узами и не является членом семьи: ребенком, родителем, женой, мужем, братом, сестрой.

Если вы решили подарить автомобиль своей девушке, она при получении машины будет обязана оплатить в налоговую 13% от рыночной цены ТС.

Например, вы вручаете Audi A6. Машина стоит 700 тыс. рублей. Умножаем эту стоимость на 13%, получаем налог 91 тыс. рублей.

Но есть небольшой плюс от такого подарка. При продаже машины сумму налога можно будет вычесть.

Например, вы пользовались подаренным авто меньше трех лет и продали новому владельцу за 750 тысяч. Считаем налог следующим образом: (750 000 × 13%) − 91 000 (уплаченный ранее налог) = 6 500 рублей.

Случай 5: если автомобиль достался в наследство

Тех, кто получил машину в наследство, а потом продал, интересует вопрос, надо ли платить налог с продажи автомобиля . Нет, это тоже безвозмездная сделка. Но если новый владелец решит продать ее раньше, чем через три года, государство возьмет с продавца те же 13%. Если у родственника, который покупал и передал в наследство ТС, сохранился договор купли-продажи, можно снизить налог. Также разрешается использовать вычет.

Нужно ли платить налог с продажи автомобиля тем, кто переехал в Россию? Да. Те, кто долго жил за границей, должны оплатить не 13% налога, а все 30%. Вычет, по закону, нерезидентам применить нельзя.

Порядок уплаты налога

Сначала в ФНС России подается налоговая декларация, затем вносятся денежные средства. Оплатить налог можно через сервис «Уплата налогов физических лиц». Он поможет сформировать платежный документ, с которым можно пойти в банк, или внести оплату по реквизитам банковской карты.

Сроки уплаты

Оплатить налог нужно до 15 июля следующего года. Например, вы купили машину в сентябре 2022 года, налог оплачиваете не позднее 15 июля 2022 года.

Надо ли подавать декларацию

Даже если вам удалось полностью обнулить платеж с помощью одного из способов, сообщать в ФНС о сделке придется. Единственное исключение из этого правила, когда вообще можно забыть о налоге с продажи и не подавать никакие документы, – это владение машиной больше трех лет.

Налоговую декларацию нужно подавать не позднее 30 апреля следующего года. Например, вы продали машину в декабре 2022 года, уже 30 апреля 2022 года следует подать декларацию.

Если вы проигнорируете это требование, ФНС выпишет штраф — 5% от суммы налога за каждый просроченный месяц (не более 30%). Скрыть сделку не получится — после оформления ГИБДД автоматически передает данные налоговой службе.

Даже если вы обнулили платеж, но не подали декларацию, вас оштрафуют на минимальную сумму — 1 000 рублей. Если сумма налога была крупная — больше 900 тысяч рублей, за это может грозить реальная уголовная ответственность. Узнать о долгах и проблемах с законом, не обращаясь в специальные органы, можно через сервис проверки владельца авто. Посмотреть пример отчета

Подать декларацию можно в письменном или электронном виде. Если будете заполнять от руки, готовый бланк можно будет отнести в налоговую лично либо отправить по почте до 30 апреля. Если будете заполнять электронную версию, документ автоматически уйдет в ФНС.

Чистый бланк декларации можно взять в налоговой инспекции, распечатать с портала ФНС или скачать на нашем сайте. Ниже прилагаем образец заполненной налоговой декларации и пустой бланк, который вы можете скачать и распечатать.

Поля нужно заполнять заглавными печатными буквами. Если какой-то показатель отсутствует, в ячейке необходимо поставить прочерк.

Заполнять налоговую декларацию в бумажном виде сложно. Гораздо проще сделать это в электронном формате. Сайт налоговой службы (nalog.ru) модернизировали так, что он сделает все за вас: нужно только внести личные данные и загрузить подтверждающие документы.

Сайт предлагает сформировать декларацию несколькими способами:

  • Через личный кабинет. Чтобы зайти в личный кабинет на сайте nalog.ru, нужно сначала зарегистрироваться либо зайти через аккаунт на Госуслугах, если он у вас есть. Вы удивитесь, но в личном кабинете уже будут храниться почти все ваши данные о местах работы и доходах. Вам нужно будет просто выбрать, какой налог хотите заплатить, и заполнить недостающие поля. Если вы уменьшаете платеж, придется подтвердить расходы и доходы ДКП распиской от продавца или квитанцией из автосалона. Идти лично в отделение налоговой не нужно.
  • Через программу «Декларация». На этом же сайте (nalog.ru) качаем специальную разработанную для заполнения 3-НДФЛ программу. В ней предусмотрены подробные подсказки. После внесения всех данных у вас сформируется файл с готовой декларацией.
Читайте также:  Что делать, если в колесо попал саморез

Отличия в налогообложении для ИП и юрлиц

Предприниматели платят НДФЛ с продажи транспортных средств, если машины использовались для бизнеса, а не в личных целях. Налог начисляется в зависимости от процентной ставки конкретного ИП и организации. Рассмотрим разные виды налогообложения:

  • Упрощенная схема налогообложения «Доходы». Если юрлицо с такой схемой налогообложения решит продать служебный транспорт, компании придется заплатить 6% налога. При этом уменьшить налог нельзя ни одним из способов. Для бизнесменов на этом спецрежиме такие льготы не предусмотрены. От налога они освобождаются только после длительного владения машиной.
  • Упрощенная схема налогообложения «Доходы минус расходы». У этой схемы все то же самое, но с одной поблажкой — можно вычесть первоначальную стоимость автомобиля, если ранее эта льгота фирмой не использовалась.
  • Спецрежим «Налог на профессиональный доход». Эту схему обычно используют самозанятые. Для них предусмотрена максимально низкая ставка налога — 4%, но это не касается НДФЛ на продажу авто. Если самозанятый бизнесмен решит продать свою машину, которую он использовал с целью получения прибыли, ему придется платить стандартный налог — 13%. Но его можно снизить любым способом.
  • Компания или ИП на общей схеме налогообложения. Если организация отчисляет в казну стандартные 13% налогов, тогда и ставка при продаже корпоративных машин будет такой же. Предпринимателям, которые не используют упрощенные схемы налогообложения, разрешено использовать оба способа уменьшения НДФЛ.

Опасное вождение в ПДД в вопросах и ответах

Опасное вождение [current-date:custom:Y]

Агрессивная езда никогда не приветствовалась исполнителями власти в лице сотрудников ГИБДД. И летом 2016 года появился соответствующий запрет в ПДД. Но штрафа за опасное вождение не было очень долго. В чём же заключается “закон об опасном вождении“, как избежать наказания за него в 2022 году, какая статья и пункт КоАП и Правил его регулирует и что вообще считается опасным управлением? Давайте выяснять по порядку!

Что считается опасным вождением?

Этот термин достаточно подробно разжёван в соответствующем пункте 2.7 Правил дорожного движения. Но от объёма текста он, к сожалению, не стал чётким и определённым.

Итак, опасная езда – это совокупность определённых манёвров, которая совершилась водителем более одного раза. Такие манёвры включают в себя:

  • перестроение с созданием помехи,
  • перестроение при интенсивном движении (даже если помеха не создавалась, то всё равно будет считаться опасное вождение), если манёвр совершается не для поворота или разворота, а также не для объезда препятствия или остановки,
  • несоблюдение дистанции,
  • несоблюдение бокового интервала,
  • если вы резко затормозили, а этого не требовалось во избежание ДТП,
  • если вы препятствовали обгону.

Есть 2 важных условия, при которых все перечисленные манёвры подпадают под термин “опасное вождение”:

  1. они должны быть совершены неоднократно – причём, комбинация из любых двух (даже разных) действий уже образует опасное вождение,
  2. такие действия должны повлечь реальную угрозу ДТП, в том числе с гибелью или ранениями людей.

Официальная трактовка соответствующего пункта ПДД выглядит следующим образом:

опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения ДТП, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и/или движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создаёт угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.

Таким образом, если вы в потоке автомобилей более одного раза: тормозили без причин, перестроились, создав помехи, перестраивались при интенсивном потоке, когда заняты все полосы движения, препятствовали обгону, слишком близко приблизились к впереди едущей машине или проехали слишком близко сбоку от другого авто, и тем самым создали угрозу ДТП, то по состоянию, актуальному на 2022 год, это и есть опасное вождение.

Типичные примеры агрессивной езды – подрезание другого авто или “учительствование”, когда вы опережаете/обгоняете и затем оттормаживаете другой автомобиль. Именно об этом, вероятнее всего, думали законодатели, вводя в ПДД данный термин.

Что не считается?

Определённо, под агрессивную езду не могут подпадать такие ситуации и манёвры водителя по определению термина:

  • перестроение без включённых поворотников,
  • поворот из второго ряда (в случаях, когда это запрещено Правилами),
  • “виляние” из стороны в сторону в пределах своей полосы (при наличии разметки),
  • несоблюдение дистанции или бокового интервала до стоящего впереди/сбоку автомобиля (в пробке, к примеру),
  • превышение скорости, равно как и слишком быстрый разгон со светофора,
  • дрифтинг,
  • и любые другие манёвры или нарушения ПДД, которые не перечислены прямо в условиях пункта 2.7.

Какой штраф?

Штрафа за опасное вождение по состоянию на 06 Августа 2022 года нет. Но он активно планируется. Так, уже разработан соответствующий законопроект о введении в КоАП нового штрафа за это нарушение. На данный момент он принят в первом чтении.

Данный проект закона предполагает введение в Административный кодекс новой статьи – 12.38. За штрафы в области дорожного движения отвечают все статьи с номером, начинающимся с 12 и сейчас нумерация идёт до 12.37.

Вот так будет звучать нововведённое наказание:

Опасное вождение – влечёт наложение административного штрафа в размере 5000 рублей.

Таким образом, штраф за опасное вождение может составить 5 тысяч рублей. Более никаких наказаний за это нарушение не планируется: ни лишения прав, ни административного ареста, ни дополнительных наказаний и мер обеспечения в виде эвакуации на штрафстоянку, конфискации чего-либо и других.

На данный момент проект штрафа за агрессивное вождение принят в первом чтении. Ему предстоит ещё 2 чтения, в рамках которых его примут либо отклонят. Посмотреть официальный текст законопроекта.

Можно ли будет получить штраф за опасную езду на камеру?

Нет. Мало того, что об этом пока ничего не говорится в официальных источниках, но камеры автофиксации просто не способны на 2022 год выявить такое технически сложное нарушение. Ведь, напомним, чтобы вынести наказание, должны быть соблюдены 2 важных условия:

  • каждый перечисленный в условиях опасного вождения манёвр должен быть совершён неоднократно в течение короткого промежутка времени,
  • такие манёвры должны создать угрозу ДТП.

Более того, факт создания помехи камера также не может уличить, потому как помеха обязательно должна сопровождаться изменением скорости и/или траектории движения того, кому она создана. Поэтому штрафа за агрессивную манеру езды камеры выносить не смогут.

Читайте также:  Как правильно совершить безопасный обгон: правила и рекомендации

А как можно будет получить?

Даже сотрудник ГИБДД на дороге не сможет выписать штраф за опасное вождение. Но это вовсе не значит, что запрет вводится только на бумаге, а по факту можно нарушать.

Здесь ситуация аналогична многим другим сложно уличимым нарушениям, и инспектор ДПС на дороге вправе будет только составить протокол. То есть, обнаружив опасную езду, вас всё равно остановит сотрудник и возбудит административное дело. Вот только рассматривать его он не уполномочен. А имеет на это право только его начальник.

Таким образом, порядок действий сотрудника ГИБДД на дороге будет выглядеть следующим образом:

  1. инспектор видит, что вы неоднократно нарушаете ПДД агрессивными манёврами (например, сначала перестроились, создав помеху, а потом подрезали),
  2. останавливает вас и составляет административный материал – протокол; протоколом возбуждается дело об административном правонарушении, куда вписываются все имеющие отношение к нарушению обстоятельства, а также ваши ФИО, данные инспектора, место, дата и время нарушения, место, дата и время рассмотрения дела, ваши объяснения,
  3. далее инспектор вас. отпускает в добрый путь с вручённой вам копией протокола, где указаны место, дата и время рассмотрения вашего нарушения ПДД и на которое вы обязаны явиться,
  4. экземпляр протокола, который остался у сотрудника, передаётся его непосредственному начальнику,
  5. начальник на разборе в назначенное время в вашем присутствии или отсутствии решает, вынести постановление или нет,
  6. если принято решение вынести постановление (это и есть уже назначенный штраф за опасное вождение), то его копия вручается вам либо высылается по почте, если вы не явились на разбор.

Какие критерии опасного вождения?

Хотя официальный текст ПДД и содержит четкие криетрии нарушения правил, все же касаемо агрессивного вождения непонятными остаются много фактов:

  • Какой промежуток времени должен пройти между двумя нарушениями, чтобы это в совокупности стало опасным вождением: 5 секунд, минута, день, месяц? Ответа на этот вопрос закон не даёт.
  • Должен ли инспектор доказать опасное вождение и как? Этот вопрос мы рассмотрим подробнее немного ниже.
  • Что считать интенсивным движением, когда нельзя перестраиваться? Законодательство 2022 года не содержит ни критериев такой интенсивности, ни даже определения. Более того, водитель всегда может сказать, что он собирался поворачивать или развернуться, и тогда это уже не нарушение.
  • Что такое безопасная дистанция и боковой интервал? В ПДД нет ответа на вопрос, “сколько мерить в метрах?”, равно как нет определения безопасности дистанции. Есть только прецедентность этих понятий – если не случилось ДТП, значит, они безопасны.
  • И главное – наличие такого условия, как угроза ДТП. Как его понимать? Если ДТП не было, значит ли это, что это не опасное вождение?

К сожалению, ответ на многие из вышеперечисленных вопросов не в пользу водителя. Как гласит КоАП, тот, кто рассматривает дело, принимает решение по своему личному убеждению. Посчитал инспектор, что движение интенсивное – штраф, не поверил, что вы перестраивались, чтобы развернуться – штраф, посчитал боковой интервал небезопасным – снова штраф.

Какое наказание за опасное вождение в 2022 году?

На дорогах, особенно в крупных городах, зачастую можно встретить так называемых «гонщиков» или «стрит-рейсеров». Они не обязательно ездят на быстрых и дорогих машинах, это может быть самое простое авто на последнем издыхании, из которого владелец выжимает последнее.

Предпринимаемые лихачами маневры, такие как игра «в шашки», подрезание, резкое торможение, препятствование обгону – долгие годы вызывают раздражение у адекватных водителей. Законопроект, который сможет ограничить подобные действия, уже прошел одно из трех чтений в Госдуме. Есть шанс, что в скором времени на нарушителей найдется управа и инспектора будут выписывать им довольно значительные штрафы за совершенные правонарушения. Однако на данный момент законодательство не предусматривает для них никакого наказания.

Что является опасным вождением

Летом 2016 года в правилах дорожного движения появился термин “опасное вождение”, описанный в пункте 2.7.

Приведенное определение – достаточно длинное и витиеватое, поэтому выделим ключевые моменты, опасное вождение означает, что водитель:

  1. многократно препятствует перестроению ТС с приоритетным правом движения (п. 8.4).
  2. осуществляет перестроения через полосы, занятые другими интенсивно движущимися ТС, без надобности – когда не требуется поворот, разворот, остановка, объезд препятствия (п. 9.4).
  3. не соблюдает дистанцию с впереди идущим авто и боковой интервал между соседними рядами движения (п. 9.10).
  4. осуществляет резкое торможение, не требующееся для предотвращения ДТП (п. 10.5).
  5. препятствует обгону (п. 11.3).

Иными словами, неоднократные действия (комбинация минимум двух маневров, следующих друг за другом), которые могут создавать опасность для людей, приводить к повреждению автомобилей, строений и иного имущества, считаются опасными. Ранее все они уже были описаны отдельными пунктами в ПДД, поэтому опасное движение – это собирательное обозначение целого ряда правонарушений.

Пробелы в законопроекте

Исходя из определения, данного в п. 2.7 ПДД, никак не регламентируются следующие моменты:

  • каким должен быть временной интервал, чтобы маневры считались следующими друг за другом;
  • с какой скоростью должен двигаться поток, чтобы можно было считать его интенсивным и не подходящим для перестроений;
  • какова величина безопасной дистанции, если она является таковой до тех пор, пока не произошло столкновение и ДТП;
  • как понять, представляют ли действия водителя опасность, если они не приводят к ДТП.

Пока перечисленные ситуации никак не оговорены в законе, поэтому их решение остается за рассматривающим дело дорожным инспектором, согласно КоАП. От того, как он интерпретирует действия водителя, будет зависеть получение штрафа.

Что не является опасным движением

Не подпадают под определение опасного движения все маневры и нарушения, не описанные в п. 2.7 ПДД, например:

  • несоблюдение дистанции в пробке;
  • динамичный старт со светофора;
  • превышение скорости и т.д.

Виды штрафов за опасное вождение

На данный момент единый штраф за опасное вождение отсутствует. Действуют лишь штрафы за оговоренные ранее нарушения по отдельности, в соответствии с ч. 3 ст. 12.14 и ч.1 ст. 12.15 КоАП:

  1. Воспрепятствование перестроению ТС с приоритетом – вынесение предупреждения или 500 руб.
  2. Перестроение без необходимости при интенсивном движении – 1500 руб.
  3. Нарушение дистанции и бокового интервала – 1500 руб.
  4. Резкое торможение без необходимости – 1500 руб.
  5. Воспрепятствование обгону – 1500 руб.

Штраф за опасное вождение

Впервые законопроект под номером 37057-7 об общем штрафе за опасное вождение находился на рассмотрении Госдумы в 2016 году.

Предполагалось, что выписывать штраф будут сотрудники ГИБДД, либо в качестве доказательной базы будут привлекаться записи с видеорегистраторов участников дорожного движения. Размер штрафа составлял бы 5000 руб., лишение прав за указанное правонарушение не предусматривалось.

Читайте также:  Дефлекторы капота и боковых окон автомобиля

Данный вид наказания должен был применяться сотрудниками инспекции в особых случаях – например, когда водитель пытается скрыться от преследования и вынужден нарушать ПДД одно за другим. В иных случаях использовались бы вышеописанные отдельные штрафы, поскольку инспектор, как правило, не может зафиксировать неоднократное совершение опасных маневров.

Будет ли данный проект реализован в ближайшее время – пока не понятно. Одновременно разрабатывается несколько законов о штрафах, первый из которых и займет место в статье 12.38 КоАП. Отметим, что для законопослушных водителей, в любом случае, ничего не изменится. Для любителей опасного вождения, возможно, тоже, поскольку инспекторам будет сложно фиксировать комплекс нарушений.

Штраф за фиксацию опасного движения камерами

Уже сейчас с уверенностью можно сказать, что штраф за агрессивное вождение не будет выписываться только на основании записей камер видеофиксации. Они недостаточно технически совершенны и не могут интерпретировать те или иные маневры водителей как комплексное нарушение.

Как получить штраф

Для того, чтобы получить штраф за опасное вождение, необходимо совершить несколько опасных маневров на глазах у инспектора ГИБДД. Остановивший авто сотрудник составит протокол, куда внесет все детали правонарушения, и направит его руководителю автоинспекции, вручив водителю копию с датой и временем заседания, на котором будет рассмотрено его дело.

Если водитель явится на заседание, то сможет принять в нем участие и привести аргументы в свою защиту. В ином случае ему будет направлена копия постановления.

Должен ли сотрудник доказать факт опасного движения

Согласно постановлению Верховного суда, одного протокола, составленного инспектором ГИБДД, недостаточно для того, чтобы доказать вину водителя. Дополнительно требуются свидетельские показания, фотографии или видеозаписи, зафиксировавшие факт нарушения. Тем не менее, если дело доходит до суда, то судья предпочитает встать на сторону дорожной инспекции, ведь ее сотрудники давали присягу и не могут давать ложные сведения.

Опасное вождение действительно нужно доказать, ведь в отношении водителя действует презумпция невиновности. Но как именно это будет происходить – покажет время. Вероятно, инспекторами будут привлекаться записи с камер видеонаблюдения и видеорегистраторов свидетелей.

Заключение

Таким образом, “полноценный” штраф за опасное вождение пока получить невозможно. КоАП не устанавливает его размер и не регламентирует ряд моментов, на основании которых должно выноситься решение о том, опасно ли вождение того или иного лица. Сотрудник автоинспекции может выписать только штраф за одно или несколько нарушений, составляющих опасное вождение. Но стоит учитывать и человеческий фактор. Известно немало случаев, когда подрезающих или не пропускающих машины лихачей довольно жестко осаждали оскорбленные водители, применяя для этого физическую силу или оружие. На дороге лучше вести себя вежливо, не создавать проблем себе и другим участникам дорожного движения.

Штраф за опасное вождение

Некоторые автовладельцы считают, что закон написан не для них. Они совершают запрещенное маневрирование на дорогах. Тем самым возникает опасность для другого транспорта и жизни людей. Узнаем, что такое опасное вождение и какой может быть назначен штраф за опасное вождение. И что включает в себя данное понятие.

Критерии опасного вождения

Агрессивные лихачи на дорогах не давали покоя нашим законодателям, так, в 2016 году в Думу был направлен законопроект, чтобы наказывать граждан, если их вождение угрожает безопасности окружающих.

Этот термин означает, что водитель неоднократно совершает различные незаконные маневры, представляющие угрозу не только для машин, но и для всех участников движения – пассажиров, пешеходов и других автовладельцев.

Перечислим наиболее встречающиеся признаки, позволяющие установить, что владелец авто управляет транспортом агрессивно:

  • внезапное торможение без видимых на это причин;
  • несоблюдение расстояния между бортами автомобиля;
  • создание препятствия для другого транспорта при обгоне;
  • не соблюдается дистанция с впереди идущим транспортом;
  • перестроение происходит в момент массового потока машин;
  • автомобилист перестраивается на другую полосу с нарушением правил;
  • водитель не уступил дорогу транспорту, имеющему преимущество движения.

Все эти маневры могут привести к дорожному происшествию с одновременным уроном имущества, и нанесением повреждений гражданам.

Административная ответственность для граждан регламентируется ст. 12.38 КоАП РФ, но этот пункт до сих пор пустует.

Уже с июля 2019 года планируется внести поправки в закон и виновников станут наказывать по всей строгости закона.

Квалификация нарушения

Обязанность фиксации правонарушения возложена на сотрудников ГИБДД. Требуется соблюдать определенную последовательность действий, они помогут добиться наказания для виновника.

Как все происходит:

  • автоинспекторы регистрируют каждое нарушение норм ПДД, совершенное водителем за короткий промежуток времени;
  • делаются не только фотоснимки, но и запись на видеокамеру или регистратор на авто;
  • сотрудник ГИБДД составляет протокол и направляет его в мировой суд для принятия решения.

Необходимо, чтобы на фотографиях и видеозаписи были запечатлены государственные номера автомобиля и сам факт происшествия. Если не получилось зарегистрировать момент, получается, что доказательства отсутствуют.

Если правонарушение будет зафиксировано установленными камерами автоинспекции без присутствия сотрудников службы, то к виновнику нельзя будет применить наказание по рассматриваемому нарушению.

Это связано с тем что:

  • современные средства видеофиксации не способны уловить сложные технические маневры на дорогах;
  • не везде установлены камеры, поэтому невозможно будет зарегистрировать неоднократность нарушений за короткий промежуток времени;
  • камера не сможет с достоверной точностью установить была ли создана помеха или другой опасный маневр.

Если опасное вождение зафиксировано лишь на камеру ГИБДД, то штрафа не будет.

Кроме того, закон полагает возможным сделать скидку в размере 50%, если штраф будет оплачен не позднее 20 дней после даты составления протокола.

Ответственность

Закон до сих пор находится на рассмотрении, пока поправки не действуют. Нужно ориентироваться на наказания, регламентируемые главой 12 КоАП РФ.

В зависимости от вида опасности нарушителю грозит:

ОписаниеНаказание
Не предоставлено преимущество другому автомобилюПредупредительные меры или штраф – 500 рублей
Перестроение из одной колонны в другую при сильной загруженности дороги1 500 рублей
Не соблюдалось расстояние между авто и боковой интервал между ними1 500 рублей
Зафиксировано внезапное торможение1 500 рублей
Создавались препятствия для обгона другому транспорту1 500 рублей

После вступления в силу новых поправок и добавления п. 12.38 КоАП РФ, максимальный штраф может достигать суммы – 5 000 рублей.

Дополнительного наказания закон не предусматривает, поэтому ни лишение прав, ни эвакуации автомобиля не должно происходить. Хотя и тут законодателя не пришли к единому мнению, некоторые просят ужесточить наказание за агрессию на дорогах, предлагают не только забирать ВУ, но и лишать свободы.

Читайте также:  Проверка и чистка датчика холостого хода своими руками

Подводные камни

В настоящее время отсутствуют точные критерии и параметры определения нарушения для его квалификации.

  • за какой именно промежуток времени должно фиксироваться нарушение (1 день, неделя, месяц или иной промежуток времени);
  • как определить уровень интенсивности движения, при котором запрещено перестроение или иные маневры;
  • правило измерения дистанции между автомобилями или боковыми поверхностями транспорта. Многие считают, если авария не произошла, значит – дистанция безопасная;
  • как определить угрозу ДТП. Получается, если столкновения не произошло, то и опасного вождения не было.

Очень много вопросов, а ответов на них нет. Все эти недоработки отрицательно скажутся на водителях.

Лучше всего, если регистрировать виды «опасного вождения» будут только опытные профессионалы автоинспекторов. Только их знания и опыт помогут правильно определить, какой маневр можно считать опасным, а какой оставить без внимания.

Фиксация правонарушения во многом будет зависеть от сотрудника дорожной службы. Они решают – виновен водитель или нет. Получается, что все автовладельцы не должны нарушать правил дорожного движения или же рассчитывать, что им на дороге попадется грамотный автоинспектор.

Что делать, если составили протокол

Гражданин имеет полное право пожаловаться на действия сотрудника дорожной службы. Обращение составляется в письменном виде и передается лично в дежурную часть, на экземпляре заявителя следует поставить отметку о приеме. Второй вариант – направить с уведомительным бланком заказным письмом.

Возможно, водителю придется в суде доказать свою невиновность, пригодятся любые доказательства правоты гражданина: запись видео регистратора, показания свидетелей.

Как считают некоторые эксперты – закон требует доработки, поэтому до сих пор законодатели не приняли окончательное решение о вступлении поправок в законную силу.

Новые штрафы и опасное вождение: что готовят для водителей 17:08, 28 февраля 2022 Версия для печати

Авторы проекта нового КоАП пересмотрят планы по резкому повышению штрафов, добавят возможность электронного обжалования и пропишут требования к установке знаков и камер.

В Министерстве юстиции отказались от резкого увеличения штрафов за нарушения ПДД — ранее такие планы прописали в проекте нового КоАП. Согласно документу, за превышение скорости на 20–40 км/ч планировалось штрафовать на 3000 руб. вместо 500 рублей, за 40–60 км/ч — 4000 руб. (сейчас 1000 руб.) и так далее вплоть до 10 000 руб. Штраф за нетрезвое вождение хотели увеличить с 30 000 до 40 000 руб., а права забирать не на два, а на три года. Если же пьяный водитель посадил в салон детей возрастом до 16 лет, то штраф планировали поднять до 50 000 рублей.

Однако, как признал заместитель министра юстиции России Денис Новак на заседании Общественной палаты, реакция общества вынудила членов рабочей группы пересмотреть свои предложения. Он заявил, что глава КоАП, посвященная нарушениям ПДД, «запросам общества не соответствует и будет изменена».

«Большую роль (в работе над проектом. — Ред.) сыграли представители МВД, которые руководствовались целью снижения смертности на дорогах, — сказал Новак. — Мы понимаем, что главная цель КоАП — как в этой части, так и в других — не собираемость штрафов, не фискальный характер, а безопасность жизни и здоровья людей, улучшение качества жизни. Задача в части ПДД требует комплексного решения: необходимо развивать инфраструктуру, вводить порядок того, как и где устанавливать дорожные знаки, а также устанавливать технические требования к комплексам фотовидеофиксации и требования к правилам их размещения — проект нового КоАП это предусматривает».

По словам Новака, проект нового КоАП будет предусматривать упрощенный порядок обжалования штрафов ГИБДД, которые выносятся в автоматическом режиме.

Проектом предлагается реализовать такую возможность через портал госуслуг. «Необходимы меры, которые внесут больше определенности для граждан: водители должны понимать, что правильно, а что нет», — сказал представитель Минюста.

Ведомство уже обратилось в правительство с просьбой перенести сроки внесения проекта на два месяца: на рассмотрение в правительство его внесут в мае, а в Госдуму — уже в июне. Сам документ, напомним, в случае принятия должен вступить в силу с 1 января 2022 года.

Дополнительное время членам рабочей группы необходимо на доработку проекта и обобщение всех предложений, поступивших в рамках общественных обсуждений. В Минюсте пообещали подготовить сводную таблицу по каждому предложению и соответствующее решение по всем идеям. Также время понадобится на сокращение количества видов нарушений — в Минюсте должны еще больше скорректировать и объединить схожие и дублирующие составы правонарушений.

КоАП упростит обжалование и накажет за газоны

Председатель всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов попросил доработать КоАП именно в части возможности обжалования штрафов. По его оценке, большинство из несправедливо выписанных штрафов за превышение скоростного режима водители просто не обжалуют, потому что «считают это бесперспективным». Также он указал на проблему взыскания штрафов с водителей, которые постоянно и осознанно нарушают ПДД: только неотвратимость наказания может отучить агрессивных автомобилистов от такой привычки.

Эксперт предложил прописать в КоАП норму, согласно которой штрафы за неправильную парковку, в том числе на газонах, должен оплачивать собственник транспортного средства.

А помимо действующих штрафов за парковку на газоне виновник должен оплачивать еще и стоимость восстановления самого газона. Сейчас, напомним, штраф за парковку на газоне в Москве для физических лиц составляет 5000 рублей, а для юридических — 300 000 рублей. При получении таких штрафов юрлица через суды в большинстве случаев переносят ответственность на физлиц-водителей, которые пользовались служебным транспортом.

Кодекс должен разобраться с опасным вождением

Кроме новых штрафов, Минюст обещает рассмотреть предложения Федерации автовладельцев России об опасном вождении. Экс-глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев считает, что в первую очередь в КоАП необходимо ввести раздельные понятия агрессивного и опасного вождения. В зависимости от последствий такого поведения на дорогах он предлагает рассматривать таких водителей как хулиганов за рулем. Такое разделение, по оценке эксперта, устранит большинство аварийных ситуаций на дорогах и решит основные проблемы с безопасностью.

«Водителя нужно наказывать по статье «опасное вождение», если он нарушил ПДД и из-за этого пострадали люди, — уточнил Канаев. — Агрессивное вождение — это просто неуважительное отношение к другим водителям, которое не повлекло никаких печальных последствий. А дальше у нас уже есть статья за хулиганство, ответственность за него может быть уже вплоть до уголовной. Поэтому таких водителей нужно наказывать именно за хулиганство. Однако выносить решения должны иметь право только судьи и только при наличии видеоматериалов. Так, можно несколько раз перестроиться на пустой дороге, а можно — на скорости 150 км/час в плотном потоке».

В числе критериев для привлечения автомобилистов к ответственности за хулиганство Канаев назвал также превышение скорости на 40 км/час, повторное пьяное вождение в течение года. А агрессивное вождение, по мнению эксперта, должно подразумевать более спокойные меры наказания.

«Необходимо найти единое решение по агрессивному вождению, — добавил Канаев. — Сейчас в группе риска из 60 млн водителей находится всего 5% — только их можно считать злостными нарушителями, которых нужно убирать с дорог. А из-за них страдают миллионы. Сейчас про водителей говорят так, словно большинство водителей только и мечтает нарушить ПДД, сбить пешехода. Но это не так».

Читайте также:  Уголовная ответственность за неуплату алиментов по статье 157 УК РФ. Могут ли посадить и как

Говоря о работе системы фотовидеофиксации, Канаев предложил Минюсту не только контролировать наличие обязательных предупреждающих знаков о работе камер на дорогах, но и ввести штрафы для ответственных организаций, которые эти знаки обязаны были установить, но не установили. Это, по его мнению, должно исключить попытки просто заработать и нажиться на штрафных платежах.

«К примеру, за месяц на участке без предупреждающего знака камера собрала штрафов на 2 млн рублей — их водители заплатят, но и ответственная организация пусть заплатит штраф за нарушение в десятикратном размере от общей суммы. Это уже 20 млн рублей — после такого никто не захочет устраивать такие ловушки», — предположил Канаев.

Коэффициенты риска и предупреждения вместо штрафов

Свою концепцию КоАП предложили и в Общероссийском народном фронте (ОНФ). Автомобильные эксперты, участники отрасли и правозащитники в рамках общественных обсуждений проекта предложили разделить автомобилистов на группы в зависимости от количества допускаемых ими нарушений и ДТП. Для этого каждый водитель получит свой индивидуальный коэффициент риска — ИКР. По такому же принципу страховые компании оценивают своих клиентов, предлагая им разные тарифы в зависимости от статистики аварий.

Самых ответственных предлагается в случае незначительных нарушений ПДД просто предупреждать и не наказывать штрафом, а самых злостных, напротив, штрафовать по максимуму и лишать возможности пользоваться 50-процентными скидками. Например, если водитель случайно запутался в знаках и проехал по выделенной полосе для общественного транспорта или повернул под красную стрелку, он отделается предупреждением, но его ИКР при этом увеличат.

Отдельный коэффициент предлагается присваивать не только каждому водителю, но и автомобилю в отдельности, то есть оценку будет получать собственник машины. Связано это с тем, что большинство фиксаций нарушений ПДД происходит при помощи камер, а управлять транспортным средством может любой человек, не обязательно собственник. Если водитель или автомобиль значатся в базе как злостные и имеют высокий ИКР, они будут даже за незначительные нарушения получать максимальные штрафы.

При этом концепция вводит понятия минимального и максимального штрафа по каждому типу нарушений. Например, для нарушений средней степени риска штраф может составлять 1500 руб., а максимальный — 5000 рублей. То есть нарушителю из высокой группы риска придется заплатить 5000 руб., а водителю с низким ИКР — только 1500 рублей с правом 50-процентной скидки. Собственник с нулевым риском при этом вообще отделается предупреждением. Однако во всех этих случаях ИКР будет повышен.

Штраф за опасное вождение

Еще с момента принятия правил дорожного движения существовала проблема с неадекватным поведением некоторых водителей на дороге, которое как бы не нарушает действующие правила, но при этом создаёт явную опасность дорожному движению. Последние несколько лет на законодательном уровне планировали ввести понятие и штраф за опасное вождение.

В 2016 году проект был внесен на рассмотрение в законодательный орган, где и был утвержден. В связи с этим уже в 2016 году в правила дорожного движения было внесено изменение, вносящее в пункт 2.7 понятие опасного движения. В том же году на рассмотрение было внесено предложение о добавлении новой статьи в административное законодательство, в которой должна была быть установлена ответственность. Этот законопроект был одобрен в первом чтении, но на сегодняшний день он все еще не вступил в силу.

Что признается опасным вождением

Закрепленное в ПДД определение вполне исчерпывающие и содержит широкий перечень действий. Согласно определению, под опасным вождением следует понимать многократное выполнение водителем целого ряда действий.

К ним следует относить:
  • любые движения, причиняющие ущерб имущественного или материального характера, а также создающие потенциальную угрозу возникновения вреда. Сюда относится как повреждение самих автомобилей, так и их грузов;
  • маневры, ставящие под угрозу безопасность дорожного движения, а также способные причинить вред жизни и здоровью остальных участников дорожного движения.

На практике конкретный перечень опасных действий просто огромен, поэтому в определение не дано их перечисление. Однако благодаря такому обобщению квалифицировать как опасную езду можно довольно большой список движений.

Важно отметить, что причиненный ущерб, либо же его вероятность должна быть действительной и реальной в жизни. Это означает, что непосредственно действия водителя должны или могут спровоцировать какие-либо неблагоприятные последствия. Потенциальные и воображаемые трудности остальных участников дорожного движения не могут служить основанием для признания опасного вождения.

Что может считать агрессивным вождением

Исходя из данного законодателем определения, можно составить примерный перечень действий, признаваемых как опасная езда.

На дороге наиболее распространены следующие из них:
  • отказ в предоставлении преимущества другим водителям, когда это необходимо, а также полное игнорирование правил. Например, перестроение без включенного сигнала поворотник на крайне близкой дистанции, а также завершение подобного маневра с подрезанием другого автомобиля;
  • непредставление преимущества при обгоне, либо создание препятствий водителю, планирующему начинать манёвр. Например, специальный выезд перед обгоняющим;
  • так называемые «шашки», когда водитель многократно и беспричинно совершает большое количество перестроений из ряда в ряд. Иногда возможен вариант с выездом на встречку;
  • несоблюдение требований ПДД по минимальной безопасной дистанции. Это в первую очередь касается водителя, находящегося позади. Также требование распространяется и на боковой промежуток между автомобилями;
  • резкое торможение, когда в этом нет явной необходимости.

ВНИМАНИЕ . Вышеперечисленный список является исчерпывающим. Поскольку внести все действия в закон довольно проблематично, в дальнейшем, исходя из практики и анализа, можно будет расширять определение, чтобы под ответственность можно было привлечь более широкий круг нарушителей.

Стоит отметить, что любое из вышеперечисленных действий должно совершаться водителем умышленно и целенаправленно.

Опасную езду можно охарактеризовать следующими признаками:
  • это целая череда или серия движений, совершаемых водителем. Между ними должен быть минимальный или короткий промежуток во времени. Так, нарушение правил перестроение несколько раз за день в разных местах города не будет признаваться опасным вождением;
  • между действиями водителя и наступившими последствиями (либо вероятностью их возникновения) должна присутствовать связь. Это означает, что вред был причинен именно из-за опасного вождения;
  • на сегодняшний день считается, что «потерпевшими» от опасного движения могут быть только водители, двигающиеся в одном направлении с нарушителем. В случае выезда на полосу встречного движения, содеянное должно быть квалифицировано по целому ряду статей КоАП РФ в зависимости от совершенного деяния.
Читайте также:  Автокредит в Сбербанке - процентные ставки и условия получения

Уже имеется объяснение по вождению в состоянии какого-либо опьянения. Несмотря на то, что с объективной стороны действия по управлению автомобилем в опьянении, а также опасное вождение схожи (поскольку внешне выглядит одинаково и вред может быть аналогичным), закон разделяет их между собой. Управление ТС в состоянии опьянения, по общему правилу, признается более опасным деянием и влечет большую ответственность.

Наши юристы знают ответ на Ваш вопрос

Бесплатная юридическая консультация по телефону: в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге, а также по всей России +7 (800) 350-56-12

Как выявляется опасное вождение

Предполагается, что первое время основная масса нарушений будет фиксироваться сотрудниками ГИБДД. Это связано с тем, что на сегодняшний день еще не создано устройств, способных эффективно и точно определять нарушителей в потоке. Исходя из определения понятно, что для привлечения к ответственности необходимо собрать доказательства в полном объеме, на которых будет видно целый ряд действий водителя. Наказать нарушителя при наличии записи только с 1 нарушением (неправильное перестроение) будет невозможно.

Также оказывать помощь смогут и рядовые автомобилисты. Они смогут предоставлять материалы с видео доказательством непосредственно в (ГИБДД). Главное, чтобы на видео попали все моменты, а также можно было различить государственный номер нарушителя. Уже отмечалось, что сотрудники ГИБДД рассчитывают на активную гражданскую позицию водителей, поскольку это повысит уровень безопасности на дорогах в общем.

Ответственность за опасное вождение

Штраф 2022 сколько платить за нарушение? Как говорилось ранее, проект о введении ответственности все еще не был принят. На сегодняшний день он находится на рассмотрении в государственной думе и пока еще не ясен срок его дальнейшего утверждения. В 2016 году проект успешно прошел 1 чтение, что значительно повышает шансы на принятие.

Проект документа находится в свободном доступе и каждый может посмотреть ход его продвижения. Изучив актуальную редакцию, можно увидеть, что планируется добавление новой статьи в административный кодекс, в которой будет установлена ответственность за опасное вождение.

ВНИМАНИЕ . Предполагаемая санкция будет выражаться в наложении штрафа 5 тысяч рублей. Ужесточение ответственности, также, как и ограничение в праве управления транспортным средством не предусмотрено.

Поскольку невозможно точно определить график работы государственной думы, еще рано говорить, когда вступит в силу закон. Можно точно утверждать, что это произойдет не ранее лета, поэтому все слухи о том, что инспекторы уже начали накладывать штрафы за опасное вождение являются ложью.

Отмена наложенного взыскания

Поскольку закон еще не принят, нельзя точно говорить о процедурах по отмене наложенного взыскания. Естественно, что в первое время будет совершаться много ошибок. Это будет происходить до того момента, пока не будет выработана судебная практика, а также не даны разъяснения сотрудникам ГИБДД.

Порядок обжалования во многом будет зависеть от конкретной санкции. На сегодняшний день не предполагается лишать водителей права на управление, поэтому применять наказание будут инспектора. Если добавят возможность по ограничению права управления, то все дела будут рассматриваться в судебном порядке.

Сегодня уже применяется штраф за несоблюдение дистанции водителем. Такие действия, совершаемые многократно могут быть признаны опасным вождением. Поэтому процедуру можно использовать аналогичную этой статье. За несоблюдение дистанции предусмотрен штраф 1500 рублей.

ВАЖНО . Для того, чтобы его оспорить потребуется наличие доказательств в виде записи, либо фотографий, а также поданное заявление. Его можно направить как инспектору, так и в суд.

Практика по этим делам исходит из того, что правонарушением считается совершенным только после наступления последствий – после столкновения автомобилей. В 9 из 10 случаев будет виновен водитель, находившийся позади, поэтому шансов обжаловать наложенный штраф практически нет, но такая возможность предусмотрена.

Штрафы ГИБДД за опасное вождение

За агрессивное и опасное вождение водителя могут оштрафовать. Госдума рассматривает специальный штраф за это нарушение, но в КоАП уже есть наказания для любителей дрифта, гонок в черте города и автохамов. Рассказываем, как штрафуют тех, кто любит подрезать и ведет себя на дороге неадекватно.

Штраф ГИБДД за опасное вождение

Статьи 12.4, 12.5 КоАП

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Что считается опасным вождением

Законодатель описал опасное вождение в п. 2.7 правил дорожного движения. К нему относится шесть основных нарушений.

Не уступать дорогу при перестроении. Водитель перестраивается в соседнюю полосу и создает помехи для тех, кто уже в ней едет — они вынуждены резко тормозить, возникает угроза ДТП.

Перестраиваться из полосы в полосу. Это запрещено делать при интенсивном движении, то есть в пробке. Когда все полосы заняты, менять ряд можно только для поворота, разворота, остановки или объезда препятствия, например машин, которые остановились из-за аварии.

Не соблюдать дистанцию. Водитель слишком прижимается к машине, которая едет перед ним. По закону он обязан соблюдать расстояние, которое позволит не врезаться при резком торможении.

Ездить между рядами. Боковой интервал часто не соблюдают мотоциклисты, которые ездят между машин.

Резко тормозить. Автохамы иногда обгоняют машину, а потом резко перед ней тормозят. По правилам водитель может так затормозить, только если пытается предотвратить аварию.

Мешать обгону. Вредный водитель может не давать себя обогнать. Для этого он увеличивает скорость, когда другая машина опережает его по соседней полосе. Если дорога двухполосная и второй водитель едет по встречке, такое поведение может привести к лобовому столкновению.

Эти ситуации считаются опасным вождением, если водитель допускает больше двух нарушений подряд и создает угрозу ДТП

Каковы критерии опасного вождения

Каждое из этих нарушений само по себе еще не означает опасного вождения. Чтобы классифицировать агрессивное поведение водителей, ввели два дополнительных условия.

Больше двух нарушений подряд. Водитель должен нарушить правило несколько раз одно за другим. С какой частотой должны быть нарушения, в законе не указано. По мнению законодателей, это создает опасность для других участников движения: они не могут спрогнозировать поведение водителя и адекватно среагировать, чтобы избежать аварии.

Угроза ДТП. Другое обязательное условие опасного вождения — водитель создает ситуацию, при которой другие участники движения вынуждены менять направление и скорость, иначе они рискуют попасть в аварию.

Какой штраф и за что

ГИБДД с 2016 года добивается, чтобы в КоАП внесли новую статью 12.38 об опасном вождении. В этом случае за агрессивное поведение на дороге будут назначать штраф — 5 000 рублей. Законопроект о новом штрафе прошел первое чтение в Госдуме, но пока не принят.

Читайте также:  Лучшие полироли для пластика салона автомобиля

Дарья Пономарева, судебный эксперт-автотехник «Авто МФЦ»
Прежде чем законопроект примут, он должен пройти глобальную процедуру согласования в разных инстанциях и ведомствах. Заседания по законопроекту неоднократно откладывались, потому что требовалось экспертное заключение по этому вопросу.

В административном кодексе уже есть наказания за отдельные нарушения:

  • перестраиваться в другую полосу и не уступать дорогу машине в этой полосе — 500 рублей по ч. 3 ст. 12.14 КоАП;
  • нарушать правила расположения машины на дороге: перестраиваться из полосы в полосу в пробке, не соблюдать дистанцию и боковые интервалы между машинами, резко тормозить, препятствовать обгону — 1500 рублей по ч. 1 ст. 12.15 КоАП.

Эти штрафы по закону можно оплатить со скидкой 50%, если успеть сделать это в первые 20 дней.

Как ГИБДД доказывает опасное вождение

По презумпции невиновности водитель не обязан доказывать, что он что-то нарушил. Это должны сделать сотрудники ГИБДД. Исключение — когда нарушение попало на камеру видеофиксации. Случаи опасного вождения сфотографировать невозможно, поэтому ГИБДД доказывает их в обычном порядке.

Протокол. Инспектор останавливает нарушителя и составляет протокол, чтобы зафиксировать нарушение. Копия остается на руках у водителя.

Постановление. Позднее ГИБДД вместе с водителем или в его отсутствие проводит разбор. По итогам автоинспекция отправляет водителю постановление об административном нарушении. Оно приходит по почте, но не всегда — лучше проверять свои штрафы.

Как оспорить. Если водитель не согласен с постановлением, он может подать жалобу на имя начальника подразделения ГИБДД, которое выписало штраф. Заявление можно отправить через сайт автоинспекции, на странице приема обращений. На это есть 10 дней с даты постановления. Другой вариант — подать жалобу в суд.

Опасное вождение

Автомобильная общественность России в конце января 2017 года с удивлением узнала, что в первом чтении Госдума приняла проект закона «Об опасном вождении». В таблице штрафов появится новая статья КоАП под номером 12.38, согласно которой за опасное вождение на водителя будет накладываться штраф в размере 5 000 рублей.

Стоит отметить, что дальнейшее рассмотрение этого закона состоится в Государственной Думе 4 апреля 2017 года.

Многие депутаты уже начали вносить свои поправки и предложения:

  • штраф заменить лишением прав, при условии, что опасное вождение привело к ДТП, в том числе с летальным исходом;
  • ужесточить наказание за повторное опасное вождение вплоть до лишения прав на неопределенный срок;
  • ввести более высокие штрафы для водителей-лихачей, которые постоянно нарушают ПДД и демонстрируют опасное поведение на дороге.

В принципе, на любом новостном агрегаторе или в поисковой системе можно найти все новости с тэгом «Опасное вождение». Но, скорее всего, народные избранники ограничатся штрафом в 5 тысяч рублей. Не исключено, что будет введен подпункт к этой статье про повторные нарушения. Некоторые из депутатов вообще предлагают лишать прав пожизненно — с одной стороны такие предложения вполне имеют право на жизнь, ведь уровень аварийности на дорогах ежегодно только повышается, несмотря на увеличение штрафов и ужесточение ПДД.

Определение понятия в ПДД

Запрет на опасное вождение вступил в силу еще восьмого июня 2016 года. В Правилах Дорожного Движения появился пункт 2.7, в котором детально расписывается данное нарушение. До этого момента каждое из нарушений рассматривалось по отдельности. Например, если водитель занимался стрит-рейсингом или пренебрег требованием ГИБДД про остановку и за ним происходила погоня, при составлении протокола буду рассматривать все совершенные нарушения:

  • превышение скорости;
  • проезд на красный свет;
  • перестроение в интенсивном транспортном потоке и так далее.

Сейчас же появилось четкое определение. Полностью статью мы приводить не будем, но рассмотрим основные понятия.

Итак, опасное вождение — это нарушение, при котором водитель нарушил одновременно несколько пунктов правил дорожного движения, при этом возникла опасность как для него самого, так и для других участников дорожного движения.

Какие это нарушения:

  • препятствование обгону;
  • резкое торможение;
  • перестроение при большой интенсивности дорожного движения;
  • несоблюдение обязательной дистанции во время езды, а также боковых интервалов;
  • не уступил дорогу другому автомобилю при перестроении из одной полосы в другую.

За все эти нарушения и без того предусмотрены штрафы 1500 и 500 рублей. Сейчас же инспектору не нужно будет составлять длинный список нарушенных требований ПДД, а просто описать всё коротко и ясно: «Опасное Вождение».

Условия для наложения штрафа

Чтобы максимально снизить произвол со стороны контролирующих органов, в ПДД и КоАП будут детально прописаны все те условия, при наличии которых вождение можно будет считать опасным. Так, если водитель совершает последовательные нарушения в течение короткого промежутка времени, например быстрые перестроения из ряда в ряд, чередующиеся с экстренным торможением, то он может получить наказание по этой статье.

Если он неоднократно создает такие ситуации на дорогах, когда угрозе подвергается жизнь и сохранность имущества других участников дорожного движения. Если он нарушает требования о боковых интервалах и дистанции, то есть идет на резкое сближение с другими транспортными средствами, пешеходами или дорожными конструкциями. Этот список можно продожить и далее.

Естественно, у опытных водителей может возникнуть ряд вопросов:

  • нарушения должны следовать друг за другом?
  • каков временной интервал между нарушениями?
  • каким образом это все будет фиксироваться?

Представим ситуацию, когда в плотном дорожном потоке водитель нарушает правила. Мы уже рассказывали на Vodi.su о правилах перестроения в плотном потоке. Если из-за их несоблюдения происходит столкновение — какие правила нарушены? Во-первых, водитель, очевидно, не предоставил приоритет при перестроении. Во-вторых, он пренебрег требованиями о минимально допустимой дистанции. В-третьих, создал аварийную ситуацию.

По каждому из этих пунктов предусмотрена своя статья в КоАП. Но теперь, в случае принятия закона «Об опасном вождении», все они будут классифицироваться согласно ст. КоАП 12.38 и на нарушителя будет наложен штраф 5 000 рублей. Если же статья будет принята с подпунктами про повторные или систематические нарушения, то водитель может лишиться прав пожизненно (хотя имеются серьезные сомнения, что такая мера будет одобрена).

В любом случае, закон еще будет проходить всестороннее рассмотрение и обсуждение. Автолюбителям же можно посоветовать придерживаться правил дорожного движения, особенно в плотных транспортных потоках. В таком случае удастся избежать как серьезных денежных штрафов, так и лишения прав.

Ссылка на основную публикацию