Сотрудник ДПС останавливает автомобиль и передает водительское удостоверение судебному приставу для проверки по базе должников. Имеет ли он на это право?
Периодически сотрудники ГИБДД и службы судебных приставов проводят рейды для выявления должников по административным штрафам. При этом сотрудник ДПС останавливает автомобиль и передает водительское удостоверение приставу для проверки его по базе должников. Имеет ли он на это право? Какие права водителя нарушаются? Как и куда можно оспорить действия сотрудника ДЛПС?
Эксперты еще не участвовали в решении этой проблемы
4 мая 2017, 14:30,
4 года назад
Рейтинг: 5
Рейтинг обращения определяется активностью обсуждения: числом комментариев и одобрений (лайков).
Так-так-так — юридическая помощь онлайн © 2022 .
© Фонд Так-так-так .
Для писем: info@taktaktak.ru
- Поддержать проект
- ВКонтакте
- 16+
Фонд «Так-так-так» является членом
Глобальной сети журналистских расследований
Присоединяйтесь к сообществу сознательных, социально активных людей, знающих и готовых отстаивать свои права.
- коррупция
- финансы
- авторское право
- алименты
- армия
- выборы
- гражданство
- дети
- договоры
- документы
- доступ к информации
- жилье
- ЖКХ
- здоровье
- избирательные права
- имущество
- Конституционные права
- лишение прав
- налоги и кредит
- наследство
- недвижимость
- образование
- пенсии
- полиция
- права потребителей
- правосудие
- предпринимательство
- прокуратура
- свобода слова
- свобода совести
- семья
- собрания, митинги
- собственность
- субсидии и льготы
- транспорт
- трудовые отношения
- уголовное право
- частная жизнь
- штрафы
- экология
- Адыгея респ.
- Алтай, респ.
- Алтайский край
- Амурская обл.
- Архангельская обл.
- Астраханская обл.
- Башкортостан респ.
- Белгородская обл.
- Брянская обл.
- Бурятия респ.
- Владимирская обл.
- Волгоградская обл.
- Вологодская обл.
- Воронежская обл.
- Дагестан респ.
- Еврейская авт. обл.
- Забайкальский край
- Ивановская обл.
- Ингушетия респ.
- Иркутская обл.
- Кабардино-Балкарская респ.
- Калининградская обл.
- Калмыкия респ.
- Калужская обл.
- Камчатский край
- Карачаево-Черкесская респ.
- Карелия респ.
- Кемеровская обл.
- Кировская обл.
- Коми респ.
- Костромская обл.
- Краснодарский край
- Красноярский край
- Крым
- Курганская обл.
- Курская обл.
- Ленинградская обл.
- Липецкая обл.
- Магаданская обл.
- Марий Эл респ.
- Мордовия респ.
- Москва
- Московская обл.
- Мурманская обл.
- Ненецкий авт. окр.
- Нижегородская обл.
- Новгородская обл.
- Новосибирская обл.
- Омская обл.
- Оренбургская обл.
- Орловская обл.
- Пензенская обл.
- Пермский край
- Приморский край
- Псковская обл.
- Ростовская обл.
- Рязанская обл.
- Самарская обл.
- Санкт-Петербург
- Саратовская обл.
- Саха (Якутия) респ.
- Сахалинская обл.
- Свердловская обл.
- Севастополь
- Северная Осетия – Алания респ.
- Смоленская обл.
- Ставропольский край
- Тамбовская обл.
- Татарстан, респ.
- Тверская обл.
- Томская обл.
- Тульская обл.
- Тыва респ.
- Тюменская обл.
- Удмуртская респ.
- Ульяновская обл.
- Хабаровский край
- Хакасия респ.
- Ханты-Мансийский авт. окр. – Югра
- Челябинская обл.
- Чеченская респ.
- Чувашская респ.
- Чукотский авт. окр.
- Ямало-Ненецкий авт. окр.
- Ямало-Ненецкий авт. окр.
Обязан-ли водитель выйти из машины по требованию инспектора? В каких случаях это требование законно
- Законно ли требование инспектора выйти из машины
- Когда водитель обязан выйти из машины?
Вы слышали когда-нибудь от инспектора фразу: «Выйдете из машины»? Такая ситуация является довольно распространенной на дорогах нашей страны. Чтобы понять в каких случаях данная просьба является законной, а в каких – нет, предлагаю прочитать вам эту статью.
Законно ли требование инспектора выйти из машины
Ни один инспектор не имеет права приказать вам выйти из машины. Он может только предложить выйти при наступлении определенных ситуаций:
Необходимо устранить технические неисправности транспортного средства;
Нарушение правил перевозки грузов;
Наличие у водителя признаков состояния алкогольного или наркотического опьянения, а так же при наличии болезненного состояния;
При сверке номеров агрегата;
Во время проведения осмотра, досмотра или личного досмотра;
Для оказания помощи пострадавшим;
При возникновении ситуации, когда жизни инспектора кто-то или что-то угрожает;
Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:
Выйти из транспортного средства в случаях:
– наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;
– для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
– для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
– когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
– необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
– когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.
Пункт 93.1 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664
В каких случаях водитель обязан выйти из машины
Конечно, просьба выйти из машины может стать обязанностью, но, опять же, это может быть только в отдельных случаях после составления протокола.
1 Вы будете обязаны выйти из своего транспортного средства тогда, когда будет составлен протокол об Административном задержании в соответствии со статьей 27.4 КоАП РФ.
1. Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.
2. Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)
Статья 27.4 КоАП РФ
2 Также причиной покинуть автомобиль в принудительном порядке будет служить составленный протокол о досмотре вашего автомобиля согласно статье 27.9 КоАП РФ.
3 Ну и конечно же если против вас будет составлен протокол об отстранении от управления транспортным средством, в соответствии со статьей 27.12 КоАП РФ, то вам придется покинуть салон своего автомобиля, хотите вы этого или нет.
Даже в случае, если есть необходимость составить протокол или квитанцию- постановление, все попытки выманить вас в патрульную машину делаются для того, чтобы при разговоре с вами «тет-а-тет» инспектору было проще оказывать давление и подводить разговор к денежному знаменателю. Тут имеет место психологический прием – «игра на чужом поле». Да и свидетели в вашей машине инспектору не нужны.
Кроме того, существуют моменты, когда не следует покидать салон автомобиля. Например, к такой ситуации можно отнести остановку транспортного средства на трассе, которая расположена на «глухом» месте (поля, леса и пр.) в темное время суток. В этой ситуации не следует глушить двигатель автомобиля, так как при наступлении непредвиденной ситуации, вам придется моментально среагировать и тронуться с места. Чтобы предотвратить экстренные случаи, лучше всего приоткрыть немного окно, заблокировать двери и попросить показать удостоверение, а также попросить продемонстрировать нагрудный жетон, который тоже неплохо было бы рассмотреть. Запомните, пока вы этого не сделаете – это всего лишь человек, одетый в форму инспектора ДПС.
Законно ли требование инспектора ГИБДД выйти из машины?
Требование выйти из авто
Требование инспектора ГИБДД выйти из машины для прохождения тех или иных проверок, пройти в патрульный автомобиль для составления административного материала и другие обоснования на 2022 год могут быть как законными, так и незаконными. Прежде всего, всё зависит от того, требование ли это вообще или же простая просьба. Но есть и другие нюансы и тонкости, когда требования сотрудника выйти из автомобиля могут быть законными, хотя, в большинстве случаев они не подкреплены правовыми актами.
Итак, инспектор ДПС на дороге — это не закон, как бы ни уверял Вас в этом он сам. Инспектор — это исполнительная часть закона. То есть это сотрудник, на которого возложена обязанность нести службу в целях предупреждения и пресечения нарушения в области дорожного движения. И сотрудник несёт исполнительную службу. Какими бы заверениями ни подкреплялись слова инспектора “Я здесь закон” и подобные, это неправда.
Исходя из этого, сотрудник обязан пресекать и предупреждать нарушения исключительно те, которые запрещены конкретными нормативно-правовыми актами. И делать это он может исключительно теми способами, которые прописаны для него в конкретных правовых актах. И, если запреты в области дорожного движения прописаны в большом ряде законодательных актов, то обязанности, права и конкретные процессуальные действия инспектора, в том числе требования — в основном, в трёх:
- Кодексе об административных правонарушениях,
- Административном регламенте, введённом Приказом №664 МВД,
- Федеральном законе “О полиции”.
Причём, Административный регламент по большинству пунктов дополняет или уточняет процессуальные действия, прописанные в КоАП.
Таким образом, если что-то даёт право инспектору требовать у Вас выйти из машины, пройти в патрульный автомобиль и так далее, это должно быть чётко отражено в одном из перечисленных правовых актов. В частности, закон “О полиции” предписывает следующее:
Статья 6. Законность.
1. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.
2. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.
.
4. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.
.
6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает контроль за законностью решений и действий должностных лиц полиции.
Мы не будем загружать Вас всеми ненужными пунктами из них, а просто и доступно объясним всего несколько случаев, когда инспектор имеет такое право. А теперь давайте обо всём по порядку!
Инспектор просит или требует?
Прежде всего следует выяснить, просит инспектор ДПС или требует выйти из машины. И чаще всего в его изначальных словах не будет звучать “требую” или “прошу” — он просто скажет: “Выйдите, пожалуйста, из машины“. Аналогичным образом он может попросить/потребовать открыть багажник, дверь машины, капот, заглушить машину, пройти медосвидетельствование и так далее.
Чтобы выяснить, просьба это или требование, просто спросите его напрямую об этом. В просьбе по закону Вы можете ему вполне отказать. В требовании тоже можете отказать, но только если оно незаконное (потому что, опять же, инспектор тоже обязан соблюдать закон, и незаконные требования ему запрещены). За отказ от законного требования сотрудника полиции наказание может быть довольно суровым — административный арест до 15 суток. Но об этом ниже.
Законно ли требование инспектора ГИБДД выйти из машины?
Как уже было сказано выше, требование инспектора незаконно, если не подкреплено законом — банально, но логично. Просто так сотрудник ГИБДД требовать выйти из машины не может.
Но всё же есть законные основания для такого требования, и их на 2022 год всего два:
- проведение досмотра транспортного средства,
- административное задержание водителя.
Пункт 207 Административного регламента:
207. Досмотр транспортного средства проводится после того, как водитель и пассажиры покинули салон автомобиля и за их поведением установлен контроль сотрудниками наряда.
Пункт 180 Административного регламента:
180. Для осуществления административного задержания (задержания) лицо доставляется в дежурную часть территориального органа МВД России, на стационарный пост, при которых имеется специально отведенное помещение для содержания задержанных лиц.
Оба этих требования должны быть подкреплены соответствующим материалом: протоколом досмотра транспортного средства или протоколом задержания.
В протоколе задержания должны быть обязательно указаны, помимо данных водителя и инспектора, основания и мотивы задержания. В протоколе досмотра должны быть просто указаны все данные. Ни досмотр, ни задержание незаконны без соответствующего протокола, поэтому и требование выйти из машины не может быть законным.
В остальных же случаях регламент, введённый Приказом №664, предусматривает, что инспектор может только предложить водителю выйти из автомобиля:
93. Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:
93.1. Выйти из транспортного средства в случаях:
наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;
для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.
Как видим, даже предложить выйти из машины сотрудник ГИБДД может только по определённым основаниям.
Законно ли требование инспектора пройти в патрульный автомобиль для составления протокола?
А вот требование инспектора ГИБДД пройти в патрульную машину для составления протокола, постановления или другого административного материала, незаконно. Нет обязанности у водителя выходить из своей машины и, тем более, садиться в патрульный автомобиль только для подписания, опроса и тому подобных процедур в рамках возбуждаемого административного дела.
По закону, если на Вас составляется материал о нарушении, Вы можете сидеть в своём авто, инспектор составит протокол или выпишет постановление и принесёт Вам на подпись.
Какое наказание за невыполнение инспектора выйти из машины?
А вот за отказ от законного требования инспектора ДПС, являющегося по форме организации сотрудником полиции, в 2022 году предусмотрено наказание по части 1 статьи 19.3 КоАП, которая предусматривает вилку наказаний в виде штрафа или административного ареста. Штраф может быть от 500 до 1000 рублей, а арест — до 15 суток.
1. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей
влечёт наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
И, собственно, немного о практической части незаконного требования выйти из машины или присаживаться в патрульный автомобиль инспектора ГИБДД. Дело в том, что не столь важно в данный конкретный момент, законно какое-либо требование сотрудника ГИБДД или незаконно, сколь важно то, что, если Вы не сможете убедить последнего в незаконности, то “присесть” на задержание Вы можете реально, а потом уже будете доказывать незаконность и привлекать такого сотрудника к ответственности.
Поэтому на любое незаконное требование нужно реагировать с минимальными для себя потерями в данный момент. Такие возможные потери и риски Вы должны оценивать самостоятельно. Поэтому иной раз не так уж и важно просто идти на принцип и не выходить из машины. Хотя, с другой стороны, безнаказанность порождает беззаконие, и это вполне применимо и к сотруднику ГИБДД, поэтому с любыми незаконными действиями и требованием в частности нужно бороться.
Обязан ли водитель выйти из машины по требованию инспектора?
Обязан ли водитель выйти из машины по требованию инспектора? В каких случаях это требование законно 🚔
Вы слышали когда-нибудь от инспектора фразу: «Выйдете из машины»? Такая ситуация является довольно распространенной на дорогах нашей страны. Чтобы понять в каких случаях данная просьба является законной, а в каких – нет, предлагаю прочитать вам эту статью.
🔍 Законно ли требование инспектора выйти из машины
Ни один инспектор не имеет права приказать вам выйти из машины. Он может только предложить выйти при наступлении определенных ситуаций:
• Необходимо устранить технические неисправности транспортного средства;
• Нарушение правил перевозки грузов;
• Наличие у водителя признаков состояния алкогольного или наркотического опьянения, а так же при наличии болезненного состояния;
• При сверке номеров агрегата;
• Во время проведения осмотра, досмотра или личного досмотра;
• Для оказания помощи пострадавшим;
• При возникновении ситуации, когда жизни инспектора кто-то или что-то угрожает;
П.п. «А» Пункта 70 Приказа МВД РФ от 02.03.2009 года № 185:
Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:
а) выйти из транспортного средства в случаях:
— необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
— наличия у водителя признаков опьянения (абзац 3 пункта 126 настоящего Административного регламента) и (или) болезненного состояния;
— для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
— для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
— когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции; (в ред. Приказа МВД России от 13.08.2012 N 780)
— когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника;
🔍 В каких случаях водитель обязан выйти из машины
Конечно, просьба выйти из машины может стать обязанностью, но, опять же, это может быть только в отдельных случаях после составления протокола.
1. Вы будете обязаны выйти из своего транспортного средства тогда, когда будет составлен протокол об Административном задержании в соответствии со статьей 27.4 КоАП РФ.
Статья 27.4 КоАП РФ:
1. Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.
2. Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)
2. Также причиной покинуть автомобиль в принудительном порядке будет служить составленный протокол о досмотре вашего автомобиля согласно статье 27.9 КоАП РФ.
3. Ну и конечно же если против вас будет составлен протокол об отстранении от управления транспортным средством, в соответствии со статьей 27.12 КоАП РФ, то вам придется покинуть салон своего автомобиля, хотите вы этого или нет.
Даже в случае, если есть необходимость составить протокол или квитанцию- постановление, все попытки выманить вас в патрульную машину делаются для того, чтобы при разговоре с вами «тет-а-тет» инспектору было проще оказывать давление и подводить разговор к денежному знаменателю. Тут имеет место психологический прием — «игра на чужом поле». Да и свидетели в вашей машине инспектору не нужны.
Кроме того, существуют моменты, когда не следует покидать салон автомобиля. Например, к такой ситуации можно отнести остановку транспортного средства на трассе, которая расположена на «глухом» месте (поля, леса и пр.) в темное время суток. В этой ситуации не следует глушить двигатель автомобиля, так как при наступлении непредвиденной ситуации, вам придется моментально среагировать и тронуться с места. Чтобы предотвратить экстренные случаи, лучше всего приоткрыть немного окно, заблокировать двери и попросить показать удостоверение, а так же попросить продемонстрировать нагрудный жетон, который тоже неплохо было бы рассмотреть. Запомните, пока вы этого не сделаете — это всего лишь человек, одетый в форму инспектора ДПС.
Инспектор просит выйти из машины. А если я откажусь?
Ситуация с необходимостью выходить из машины по требованию инспектора на первый взгляд довольно запутанная. С одной стороны, «законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами» (смотрим п.3.ст. 30 ФЗ «О полиции» ). За отказ предусмотрена достаточно суровая санкция — до 15 суток ареста. С другой стороны, в Административном регламенте ГИБДД нет такого пункта, согласно которому инспектор мог бы требовать водителя покинуть его авто без объективной на то причины (раздел «Права и обязанности должностных лиц при осуществлении федерального государственного надзора». Ключевой момент — «без объективной причины». Их может быть несколько:
- Проведение досмотра транспортного средства (например, похожая машина числится в розыске). В этом случае инспектор сначала составляет протокол о досмотре транспортного средства, в котором участвует водитель.
- Отстранение от управления транспортного средства (п. 224 Административного регламента ГИБДД). Сама формулировка предполагает то, что водитель должен будет покинуть салон авто, поскольку, оставаясь внутри, он может попытаться скрыться от инспекторов.
- Задержание транспортного средства. В КоАП РФ существует целый ряд статей, предусматривающих задержание авто. В этом случае машину эвакуируют на спецстоянку, где она находится до момента устранения причины задержания.
- Административное задержание водителя. Конкретных оснований для применения данной меры КоАП РФ не предусматривает, а лишь указывает, что она применяется в исключительных случаях и при наличии острой необходимости.
Итак, фраза: «выйдите, пожалуйста, из машины» — просьба, которая должна иметь под собой основание. Так что ничто не мешает напрямую спросить у инспектора, в чем причина. Если объяснения не последовало, вы вполне можете остаться в салоне. Только не забывайте, что в некоторых случаях согласие выйти из машины без демонстрации своих глубоких познаний в законодательстве может сэкономить ваше же время и избавить от дополнительной нервотрепки.
«Примерно года два назад в Москве меня остановили инспекторы ДПС, — рассказывает главный редактор zr.ru Артур Саруханов. — Проверили документы и попросили выйти из машины. Я не понял, в чем, собственно, дело, но подчинился. Оказалось, что у меня была залита незамерзайка, которая резко отдавала спиртом, а сотрудник ГИБДД, общаясь со мной через окно, заподозрил, что пахнет от меня. Благо, после того как я вышел из машины, все удачно разрешилось, и я поехал дальше».
Согласно п. 93 все того же Административного регламента, предложение выйти из машины может поступить вам в случаях:
- наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;
- для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
- для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
- когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
- необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
- когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.
Обратите внимание, что «предложение» в данном случае — то же самое, что требование. Так что не подчиниться вы не можете — все-таки перед вами представитель власти. А вот если вы видите, что инспектор действует, что называется, не по процедуре, смело снимайте его на камеру, просите включить регистратор в патрульной машине. В дальнейшем, если дело дойдет до суда, у вас на руках будут доказательства допущенных нарушений. Согласитесь, это гораздо разумнее, чем просто сидеть в машине и упорно доказывать сотруднику полиции, что он неправ.
- Ответы на многие вопросы, касающиеся взаимоотношений с инспектором ГИБДД, вы найдете в соответствующем разделе Парка документов «За рулем».
Нужно ли выходить из автомобиля по требованию инспектора ДПС
Можно ли проигнорировать требование сотрудника ДПС.
Напомним нашим читателям, что 20.10.2017 года вступил в силу Новый административный регламент МВД за № 664 от 23.08. 2017 г. Его появление было вызвано конкретной необходимостью, чтобы учесть все действующие изменения в законодательстве.
На наше удивление, несмотря, что документ в большей части касается только сотрудников Госавтоинспекции и других подразделений МВД РФ, он вызвал в сети бурю различных споров и множество домыслов среди водителей. Ведь новый документ по своей сути напрямую касается еще и каждого автолюбителя в стране. К нашему вниманию со своей стороны мы заметили, что некоторые эксперты и юристы увидели в данном регламенте ряд определенных моментов, которые могут в действительности угрожать правам водителей. Но на самом деле это друзья не так.
Например, сразу после вступления этого регламента в законную силу в Сети интернет граждане активно начали обсуждать такой для них момент, что теперь автолюбителям и всем автомобилистам могут запретить снимать на фото и видео сотрудников ГИБДД, поскольку в новом административном регламенте отныне отсутствует такой пункт, который разрешает участникам дорожного движения фиксировать на фото или видеокамеру все действия сотрудников ГИБДД. Но это друзья не так.
Недавно руководство Госавтоинспекции подробно разъяснило гражданам, в каких исключительных случаях сотрудники ДПС имеют право ограничить фото и видео-съемку. Однако, речь идет не об этом. Сегодня мы хотим поговорить еще об одном важном пункте данного регламента, который вызвал массу обсуждений в обществе, что конкретно привело автомобилистов и многих граждан к различным неправильным домыслам. Речь идет о пункте под номером 93 Приказа МВД РФ №664, который вступил в силу 20 октября 2017 года.
Вот господа выдержка из Нового административного регламента:
Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения следующее,-
п. 93.1.,- Выйти из транспортного средства в случаях:
– наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;
– для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
– для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
– когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
– необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
– когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.
Если сравнить этот конкретный пункт и подпункты Административного регламента МВД №664 с прежней редакцией документа действовавшей до 20.10.2017 года, то вы не найдете между ними ни каких различий. Но несмотря на это, ряд авторитетных интернет-изданий, а также телевизионных новостных передач вместе с известными радиоканалами сообщили вовсеуслышание о том, что теперь водители автотранспорта должны по требованию сотрудников ГИБДД сразу выходить из машины. Но это совсем не так. Где об этом конкретно говорится в Новом административном регламенте.
Кроме строчки “. сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения. “, больше ничего в данном регламенте нет. Но позвольте господа, само словосочетание ” вправе предложить ” не означает конкретное требование инспектора Госавтоинспекции выйти из машины. В большинстве случаев вы на вполне законных основаниях можете отказаться выходить из автомобиля.
То есть, согласно внутреннему административному регламенту (который, кстати создан для сотрудников МВД а не для всех автолюбителей, т. е. документ этот внутренний) инспектор вправе предложить автомобилисту выйти при необходимости из своего автомобиля. Соответственно, у любого их водителей по-прежнему остается право выбора,- выходить из машины или оставаться в ней. То есть, это личный выбор каждого водителя, а не обязанность, как поспешили отрапортовать многие известные СМИ.
Хотя все-таки надо сделать небольшую оговорку. Помните господа о том, что не во всех случаях вы имеете право оставаться в машине. Вот к примеру, согласно действующего законодательства Вы обязаны выйти из машины при составлении следующих процессуальных документов:
- – Административного протокола о задержании на основании статьи 27.4 КоАП РФ.
- – Протокола о досмотре автотранспортного средства на основании статьи 27.9 КоАП РФ.
- – Протокола об отстранении от управления автомобилем на основании статьи 27.12 КоАП РФ.
В том числе стоит также отметить, что в Новом регламенте есть пункт 93.3:
“Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов”.
Мы снова выделили главное словосочетание в административном регламенте МВД. Как видите друзья, согласно Нового регламента МВД РФ сотрудник ДПС вправе предложить водителю при необходимости занять место на заднем сиденье патрульного автомобиля. Но, согласно того же действующего законодательства Вы в праве от этого и отказаться . Это ваше личное дело, поскольку “вправе предложить” содержится и усматривается лишь предложение, а не конкретное требование со стороны сотрудника.
Может ли инспектор ГИБДД привлечь к ответственности за неподчинение сотруднику МВД, конкретно за отказ выйти из машины.
Наверное некоторые водители уже не раз сталкивались с такими намеками сотрудников ДПС, которые предупреждали их о том что, если они ослушаются данного требования сотрудника Госавтоинспекции, то водитель может быть привлечен к ответственности за неподчинение законному требованию представителя власти.
Но в большинстве случаев сотрудники ДПС просто чаще пугают водителей таким требованием. На деле привлечь водителя к ответственности за неподчинение сотруднику ДПС не представляется возможным. Особенно в тех случаях, когда речь идет о предложении инспектора ДПС выйти из машины. Так, согласно законодательства и нового регламента МВД №664, за отказ выйти из машины водитель не может быть привлечен к ответственности за неподчинение сотруднику полиции, поскольку предложение выйти из автомобиля не является требованием сотрудника ДПС, которое закон игнорировать запрещает.
Правда, это в тех случаях, если речь не идет конкретно об оформлении документов связанных, с задержанием водителя, с досмотром автомобиля или об отстранении от управления транспортным средством. В этих случаях отказываться от требования сотрудника ГИБДД выйти из машины вы не имеете права, поскольку при таких административных процедурах водители обязаны подчиниться представителям власти.
Когда надо выйти из машины по требованию инспектора
Когда инспектор ГИБДД просит выйти из машины, водитель обычно медлит это сделать. С собой не разрешают брать ничего, кроме документов личных и на авто. Шофер рискует стать жертвой произвола незадачливого инспектора, который может ещё и запугивать штрафом за неповиновение полицейскому. Но такие требования не всегда обусловлены необходимостью и часто нарушают законодательство. Когда стоит подчиняться, ответим по ходу статьи.
Имеет ли право сотрудник ГИБДД просить водителя выйти из машины.
Кто на дороге закон
Часто от автоинспекторов водитель слышит аргумент “Я — закон здесь”. Данное утверждение неверно. Сотрудник Госинспекции уполномочен пресекать нарушения и выявлять потенциальных правонарушителей. Деятельность полиции регламентируется исключительно федеральным законодательством и подзаконными актами министерств и ведомств. Наиболее важные из них:
- Кодекс об административных правонарушениях;
- Федеральный Закон “О полиции”;
- Административный регламент — дублер КоАП.
Причина необходимости покинуть машину должна быть прописана в одном из этих документов. Сотрудник ГИБДД не имеет права мотивировать её интересами службы, экономической составляющей или незаконными приказами начальства. Контроль за законностью и соблюдением нормативных документов возложен на федеральные и региональные управления Службы исполнения наказаний.
А настоящий ли это инспектор
Прежде чем выйти из машины по требованию сотрудника ГИБДД, необходимо убедиться в его подлинности. В период летних отпусков, зимних каникул или крупных мероприятий на загородных дорогах можно встретить фальшивых работников дорожной полиции. Поэтому бдительность никогда не помешает. Настоящий инспектор ГИБДД одет в форменную одежду от иссиня-чёрного до тёмно-чёрного оттенков и светоотражающий жилет зелёного цвета с аббревиатурой ДПС на спине. Куртка и брюки обязательно совпадают по цвету. На груди расположен жетон, который не должен создавать бликов и хорошо читаться даже на камере. Инспектор обязан сразу или по требованию водителя предъявить служебное удостоверение. Водитель не может брать его в руки, но у него должно быть достаточно времени, чтобы определить его подлинность по следующим признакам:
- Левая часть. Содержит цветную фотографию инспектора в форме с печатью МВД в правом нижнем углу. Справа от фото в верхней части располагается государственный герб Российской Федерации. В нижней части опубликован трёхбуквенный код региона прохождения службы и номер удостоверения. Между гербом и этими данными расположено обозначение МВД РОССИИ большими красными буквами. В нижней строчке левого поля находятся личный номер сотрудника и срок действия документа.
- Правая часть. На ней размещено название управления МВД с полной расшифровкой региона. Далее идёт надпись “Служебное удостоверение” с его номером. Комбинации на обеих половинах корочки обязательно совпадают. Под ним значатся личные данные инспектора — звание, ФИО, подробное название должности. Под ними находится виза начальника отдела или командира отряда. Нижняя строчка содержит сведения о праве сотрудника на личное оружие. Ближе к левому нижнему краю располагают дату выдачи документа.
Если хотя бы один из этих пунктов не выполняется, водитель имеет право игнорировать команды такого инспектора. Стоит автомобилисту покинуть автомобиль, как им завладеет подельник.
Законно ли само требование выхода из машины для составления протокола
В большинстве случаев нет. Многие автоинспекторы просят выйти из машины и пройти в служебный автомобиль для проведения следственных действий. Несговорчивых запугивают колоссальными штрафами или заключением на 15 суток за неповиновение инспектору. Но в большинстве случаев сотрудник дорожной службы просит совершить телодвижения незаконно. Согласно законодательству, просьба или требование покинуть личное авто обоснованы такими причинами:
- задержание автомобиля по оперативным сводкам;
- визуальное выявление дефектов автомобиля, которые угрожают безопасности движения; сверка номеров агрегатов;
- наличие постановления о досмотре транспортного средства;
- отстранение водителя от управления транспортным средством.
Инспектор должен чётко и понятно объяснить причину необходимости покинуть автомобиля, продемонстрировав документы. Исключение — плановые мероприятия, направленные на конкретный вид транспорта. Есть и загадочный пункт в перечне причин подобной просьбы. Речь идёт о создании опасности для жизни или здоровья полицейского. К ним относятся попытки шофёров задавить инспектора своим автомобилем. После подобной просьбы нарушитель станет послушным.
Выводы
Водитель имеет полное право игнорировать требование полицейского выйти из машины. Но важно правильно подобрать формулировку. Инспектору не составит труда принести алкотестер или составить протокол в автомобиле пострадавшего. Главное правило — взаимопонимание и вежливость.
Обязан ли водитель выходить из машины по требованию инспектора ДПС?
Зачастую, при остановке автомобиля якобы с целью проверки документов, инспекторы ГИБДД не ограничиваются изучением водительского удостоверения. Многие автолюбители сталкивались с просьбой, а иногда и требованием, открыть багажник или выйти из автомобиля. Имеет ли право автоинспектор потребовать от водителя выполнения вышеназванных указаний?
Правовые основы просьбы или требования
Любая просьба автоинспектора может относиться как к разряду законных, так и к разряду незаконных. В первую очередь, разберёмся с тем, что можно воспринимать в качестве обычной просьбы, а что уже будет требованием, основанным на законных обстоятельствах.
Автолюбитель не должен забывать, что права, обязанности и действия процессуального характера, которые может выполнять сотрудник ГИБДД, прописаны в следующих нормативно-правовых актах (НПА):
- Кодекс об административных правонарушениях.
- Административный регламент, введённый на основании Приказа МВД под номером 664.
- Федеральный законодательный акт «О полиции».
При этом главным документом является КоАП РФ. Каждый из последующих НПА только дополняют либо уточняют порядок процессуальных действий. Если инспектор ДПС требует покинуть автомобиль или пересесть в машину ГИБДД, такие действия должны законодательно подтверждаться одним из вышеназванных актов.
Владелец машины, в первую очередь, должен выяснить у полицейского, какой посыл несут его слова, является ли предложение покинуть салон машины просьбой, либо такое действие приравнивается к требованию.
Зачастую полицейский не говорит автолюбителю о том, что подразумевается под предложением выйти из машины на улицу. По этой причине автолюбитель должен сам задать инспектору ДПС соответствующий вопрос. Аналогичная ситуация возникает и в случае, когда полицейский предлагает открыть багажник, пройти медицинское освидетельствование, открыть дверь машины и так далее.
Если озвученное инспектором предложение — просьба, то водитель на законных основаниях может её проигнорировать. Требованию автолюбитель также может не подчиняться, но только в ситуации, когда достоверно известно о его незаконности.
В каких случаях требования покинуть машину законны
Согласно действующему административному законодательству существует только три ситуации, в которых водитель обязан выйти из машины по требованию инспектора. При этом каждый из этих случаев подробно прописан в КоАП РФ.
Первый вариант связан с составлением сотрудником ГИБДД протокола в отношении водителя о временном задержании согласно статье 27.4.1 КоАП. Когда автоинспектор составляет такой документ, гражданин должен быть доставлен в ближайшее отделение полиции. Если водитель отказывается покинуть салон автомобиля, тогда полицейские имеют законные основания применить физическую силу. Но только в случае оказания сопротивления. Такие действия законны и прописаны в статьях 18-20 закона «О полиции».
Второй вариант связан с оформлением сотрудником ГИБДД протокола досмотра автотранспорта на основании статьи 27.9 КоАП. У многих автолюбителей может возникнуть вопрос, зачем человеку покидать автомобиль для досмотра, ведь можно просто с помощью брелока открыть крышку багажника и пускай инспектор ДПС самостоятельно проводит это мероприятие. Загвоздка заключается в том, что самовольные действия полицейского без присутствия водителя или владельца автотранспорта классифицируются не как досмотр, а как обыск. На такую процедуру необходимо иметь официальное разрешение судебной инстанции.
Получается, что открывать багажник и двигать в нём вещи должен непосредственно гражданин. В противном случае действия ГИБДДшника могут быть признаны самоуправством.
Третий вариант связан с составлением протокола об отстранении гражданина от управления транспортным средством на основании статьи 27.12 КоАП. В данной ситуации всё понятно и просто. Когда инспектор ГИБДД отстраняет водителя от управления автомобилем, гражданин обязан покинуть салон транспортного средства.
Вышеназванные ситуации необходимо запомнить и только лишь при их возникновении беспрекословно выполнить требование полицейского.
А что будет если водитель откажется выполнять законные требования инспектора ДПС?
Тогда в отношении водителя составляется административный протокол по статье 19.3 КоАП ( неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции). Санкции данной статьи предусматривают денежное взыскание на сумму до 1000 рублей, либо арест правонарушителя на срок до 15 суток. Как видим отказ водителя выполнить законное требование автоинспектора может наказываться и очень сурово. Однако такое наказание должно быть подтверждено соответствующими протоколами досмотра ТС и протоколом задержания, содержащими, помимо личных данных водителя и сотрудника ГИБДД, ещё и мотивы, а также основания для задержания гражданина.
В любой неописанной выше ситуации в обязанности автоинспектора входит не предъявление требования, а только предложение гражданину покинуть салон машины. В регламенте дорожной полиции прописаны все ситуации, когда их сотрудник может обратиться к автовладельцу с такой просьбой. Вот этот перечень:
- С целью устранения неисправностей в машине, на которые указал автоинспектор;
- С целью устранения нарушений автомобилистом правил перемещения груза;
- С целью проверки возникшего подозрения о наличии у водителя алкогольного или иного типа опьянения;
- С целью сверки номеров, выбитых на узлах и агрегатах машины с номерами, прописанными в техническом паспорте;
- Для составления протокола или участия в действиях, носящих процессуальный характер;
- Для оказания необходимой помощи иным гражданам;
- Когда поведение водителя таит в себе угрозу для здоровья полицейского.
Выходить или не выходить?
Указанные выше ситуации прописаны в регламенте для полицейских. Поэтому каждый водитель должен самостоятельно принимать решение о том, выйти ему из машины или остаться в салоне автомобиля. К примеру, чтобы определить состояние опьянения дыхнув в «трубочку» водителю не обязательно покидать салон своей машины. Сделать эту процедуру можно и через окно.
А вот для сверки номерных знаков на кузове или двигателе водителю лучше выйти из авто. Естественно, всё в данной ситуации зависит от желания автолюбителя. Если человек доверяет полиции или ему, банально, лень покинуть салон машины, то и сверка номеров может пройти без его участия. Но, чтобы не допустить злоупотребления властью, лучше провести эту процедуру совместными усилиями. На основании вышесказанного, при таком варианте развития событий, выход из салона на улицу можно назвать правом гражданина, но никак не его обязанностью.
В ситуации, где автоинспектор не выставляет требование, а просит автолюбителя выйти из автомобиля, гражданин должен руководствоваться здравым смыслом в своих последующих действиях.
Большинство автоюристов советуют водителям реагировать положительно даже на просьбу полицейского. Но делать это не сразу, а спустя небольшой промежуток времени. Лучше всего с момента, когда в руках полицейского будут находиться документы автолюбителя. И дело здесь даже не в том, что водитель должен не провоцировать сотрудника дорожной полиции, а в том, что за переданными документами необходимо следить. Не редки ситуации, когда недобросовестные автоинспекторы заявляют, что документы водителем не передавались.
Важно понимать и всегда руководствоваться одной банальной истиной: полицейский при исполнении обладает гораздо большими правами, нежели автомобилист, у которого есть лишь обязанности. И сотрудник ГИБДД может на вполне законных основаниях превысить свои должностные полномочия.
Что может быть, если отказаться покидать салон автомобиля?
Когда водитель решил продемонстрировать автоинспектору владение юридическими терминами или знание законодательных актов страны, тогда он должен понимать, что и полицейские на дороге могут применить одну из следующих санкций:
- В отношении гражданина может быть составлен административный протокол по нарушению, которое и стало причиной для остановки транспортного средства, либо будет вынесено постановление о начале дела по административному правонарушению, если водитель полностью признает вину – это идеальный вариант;
- Все идентичные действия, описанные в предыдущих пунктах с одним единственным отклонением: время на оформление протокола или постановления увеличиться в несколько раз. Автоинспектор просто пойдёт на принцип и будет составлять документ столько, сколько ему захочется. А водитель потеряет своё личное время.
- Кроме заслуженного протокола об административном правонарушении, совершённым водителем, автоинспектор составит ещё несколько протоколов или выпишет парочку постановлений за те правонарушения, которых не было. Например, разговор по мобильном телефону или за передвижение с непристёгнутым ремнём. Подобные действия сотрудника ГИБДД никак нельзя назвать законными. Вот только доказывать это придётся уже на суде и вряд ли без соответствующих подтверждающих фактов это удастся сделать.
Но самым изощрённым наказанием для слишком грамотных автолюбителей является ситуация, когда гражданин отказался покинуть салон автомобиля и просто отдал полицейскому документы для оформления протокола. Через некоторое время сотрудник ГИБДД вернётся к машине нарушителя и принесёт на подпись документ, в котором прописан отказ автолюбителя от прохождения освидетельствования на употребление алкоголя или наркотических средств. Но ведь машина была остановлена просто за превышение скорости. Так откуда могла взяться подобная формулировка в протоколе?
Всё просто. Пока водитель наслаждался собственной маленькой победой над сотрудником ГИБДД и упивался собственными познаниями в юридической сфере, полицейский остановил ещё несколько машин. Далее, указав владельцам этих транспортных средств на ранее остановленный автомобиль, за рулём которого находится счастливый и довольный водитель, звучит фраза: «Там выпивший человек, который отказывается от освидетельствования. Подпишите протокол и можете ехать дальше».
Вот таким образом просто превысивший скорость человек превращается в злостного нарушителя. А дальше будет судебное разбирательство, где доказать невиновность будет практически невозможно. На основании решения суда, скорее всего, человек заплатит не маленький штраф, размер которого составляет тридцать тысяч рублей. Кроме того, гражданин не сможет сесть за руль на протяжении полутора или двух лет.
Есть ли у сотрудника ГИБДД законные основания для препровождения гражданина в патрульную машину?
При любом раскладе автоинспектор не имеет права требовать от гражданина проследовать в патрульный автомобиль для оформления любого типа административной документации. У водителя нет обязанностей покидать автомобиль, а тем более, пересаживаться в машину полицейских, чтобы подписать протокол или ответить на вопросы сотрудников ГИБДД. Согласно закону, если на гражданина составляется административный протокол, он может не присутствовать при его оформлении. Автоинспектор должен написать бумагу и принести её для подписи.
Все манипуляции, которые направлены на заманивание гражданина в полицейскую машину, могут быть связаны со следующими обстоятельствами:
- В процессе общения с глазу на глаз сотруднику дорожной полиции гораздо легче оказывать на человека психологическое давление;
- Приватное общение в салоне служебной машины подталкивает гражданина к даче взятки и урегулированию проблемы подобным способом;
- Отсутствие в служебном автомобиле посторонних лиц;
- В случае использования водителем ненормативной лексики или оскорбительных выражений в адрес сотрудников ГИБДД у последних будет возможность доказать такой факт при помощи аудиозаписи и видеофиксации, которые ведутся в салоне служебного автомобиля.
Идеальным местом для беседы с инспекторами можно назвать улицу и обязательно недалеко от патрульной машины.
Может ли инспектор ДПС требовать у водителя выйти из автомобиля?
Любая проверка документов инспектором ДПС – это всегда нервы и переживания для водителя. А если инспектор требует от нас выйти из автомобиля, это лишь накаляет ситуацию. Видимо, мы серьезно нарушили правила или по какой-либо другой причине гаишник хочет, чтобы мы вышли из машины. Поговорим поподробнее о том, вправе ли инспектор ДПС просить у водителя выйти из машины.
Большинство проверок документов со стороны инспектора ДПС проходит следующим образом. Гаишник подходит к автомобилю, мы из открытого окна протягиваем ему документы, а после проверки бумаг нас отпускают на все четыре стороны. Но, что делать в том случае, если гаишник приглашает нас в патрульную машину или просит выйти из машины.
В данном случае возникает конфликт действий. За неподчинение законным требованиям инспектора водитель может быть задержан, а ему в лучшем случае предъявят протокол об административном правонарушении. И всё же существуют определенные правила и нормы, согласно которым ведется работа каждого инспектора ГИБДД. Попросить покинуть водители салон автомобилей выйти из машины он может лишь в определенных случаях.
Просьба инспектора
По действующему законодательству сегодня нет каких-либо пунктов и правил дорожного движения, которые бы обязали водитель по просьбе инспектора покинуть салон автомобиля. Мы обязаны лишь передать документы для проверки, но никак не выходить из машины. Однако в определенных ситуациях инспектор всё же имеет право попросить водителя выйти из машины. Например, для устранения технической неисправности в автомобиле. Также законным будет требование инспектора покинуть салон автомобиля при наличии признаков опьянения у водителя, нарушения перевозки грузов, а также для проверки номеров автомобиля.
Также имеется соответствующий пункт, по которому водители должны покинуть салон автомобиля, если их поведение представляет определенную угрозу для безопасности сотрудника ГИБДД. Однако подобное обстоятельство возникает крайне редко, и в большинстве случаев не касается автовладельцев.
При этом в соответствии с 185 приказом МВД, по которому и определяются те ситуации, когда водитель должен покинуть салон автомобиля, оговаривается, что инспектор имеет право лишь предложить выйти из машины, но никак не потребовать подобного. Этот пункт правил ПДД рассматривался даже в Верховном суде, где подтвердили, что любую просьбу гаишника покинуть салон автомобиля можно всё же игнорировать. При этом угроза полицейского привлечь водителя за неповиновение их законным требованиям не будут иметь каких-либо серьезных законных оснований.
После составления протокола
И всё же не стоит думать, что у инспектора ГИБДД отсутствуют какие-либо возможности, и он никак не может заставить выйти из машины водителя. В первую очередь ему нужны соответствующие веские аргументы, для чего протокол составляется в письменной форме, и лишь после этого придется повиноваться требованиям водителя и выходить из машины. Водитель обязан покинуть салон автомобиля также при составлении протокола об его задержании, досмотре автомобиля или отстранении от управления машиной.
А вот если составлен протокол об административном правонарушении, покидать автомобиль не требуется. У водителя в данном случае будет иметься право пригласить инспектора ГИБДД в свой автомобиль для оформления документов. Причем вытолкать водителя из машины инспектор не имеет права, так как подобное будет являться нарушением законодательства, вплоть до привлечения к административной и уголовной ответственности уже сотрудника ДПС.
Избегаем конфликтов
И всё же, как лучше всего поступить в данной ситуации. Любой водитель понимает, что своим категоричным отказом покинуть салон автомобиля он вызовет лишь гнев у инспектора ДПС, а такой разъяренный сотрудник ГИБДД неизменно найдет повод, чтобы оштрафовать водителя. Поэтому мы можем лишь порекомендовать вам не стараться конфликтовать с инспекторами, а при наличии такой просьбы с его стороны попытаться узнать причину, для чего вам нужно выйти из машины. Если это формальный повод, то почему бы не пойти навстречу инспектору и не выйти из авто, что позволит разрешить ситуацию мирно, а вы отправитесь по своим делам.
При наличии у вас каких-либо сомнений в законности требования инспекторов ГИБДД вы можете осуществлять фото и видеозапись проверки документов и всех действий инспектора. В соответствии с действующим законодательством такая фото и видеосъемка полностью разрешается, причём не требуется спрашивать позволения на видеозапись у инспектора.
Подведем итоги
По нынешнему законодательству обязать водителям выйти из салона автомобиля инспектор ГИБДД может лишь в редких случаях. Например, при проведении досмотра авто, для устранения имеющихся технических неполадок и при отстранении от управления транспортным средством. Во всех этих случаях составляется соответствующий протокол, и лишь после этого водителю предлагают выйти из машины. А вот если гаишник просто при проверке документов требует покинуть салон, то вы должны знать, что его требования незаконны, и вы можете не подчиняться им, не рискуя при этом быть задержанным или получить серьезный штраф.
Обязан ли водитель выходить из машины по требованию инспектора ДПС
Согласно новому законодательству, в частности, закону о полиции ФЗ № 3, граждане обязаны содействовать сотрудникам полиции, госавтоинспекции. Данное правило распространяется и на водителей, также обязанности для них расписаны во втором разделе ПДД. При остановке на дороге инспектор может потребовать покинуть авто, зная свои обязанности и права, водитель должен покинуть ТС или остаться на месте.
Случаи, когда сотрудник ДПС вправе ПРЕДЛОЖИТЬ выйти из автомобиля
По законодательном нормам водитель обязан покинуть транспортное средство по предложению автоинспектора в следующих ситуациях (согласно пункту 93.1 Приказа МВД № 664):
- Сверка номерных указателей транспортного средства с документальными сведениями.
- Проведение личного досмотра гражданина либо осмотра транспортного средства.
- Предложение участвовать в разбирательстве в качестве понятого или свидетеля (действует по согласию гражданина).
- Автоинспектор предлагает устранить замеченную им неисправность или обнаруженные нарушения при перевозке груза.
- Если водитель находится под подозрением в употреблении алкогольных напитков, наркотических веществ.
- Предложение покинуть авто в случае, когда водитель несет угрозу окружающим.
- Инспектор может предложить выйти из машины, при странном поведении водителя, болезненном виде или для оказания ему медицинской помощи.
ВНИМАНИЕ! Водитель не обязан выходит из транспортного средства для обычной проверке документов. Но в российском законодательстве не запрещено покидать свое место и подходить к инспектору.
Список нарушений, при которых водитель обязан выйти
Предложение от инспектора выйти из транспортного средства может стать обязательным в следующих ситуациях:
- когда водитель нарушил ПДД, и требуется оформить штраф;
- когда водителя остановили и просят выйти для составления на него протокола административного задержания согласно статье 27.4 КоАП РФ с указанием причин задержания;
- когда требуется провести досмотр автотранспорта согласно статье 27.9 КоАП;
- когда автоинспектор потребует водителя прекратить управление авто и отстранит гражданина согласно протоколу нарушений по статье 27.12 КоАП.
ВАЖНО! В некоторых случаях, если водитель уверен в ненарушаемости им правил, то приглашение выйти из автомобиля и перейти в патрульную машину для составления протокола, может иметь основания для недобросовестных инспекторов разжиться денежными средствами. В своей машине патрульным легче надавить на гражданина и развести того на деньги, чем при свидетелях в личном авто или за рулем.
Отказ выйти из авто
Если водитель откажется выполнять требование инспектора ДПС при наличии грубого нарушения ПДД, то сотрудник автоинспекции вправе оформить гражданина по статье 19.3 КоАП за неповиновение законному требованию сотрудника полиции. В этом случае гражданину назначается штраф на сумму в 1 000 рублей либо арест до 15 суток.
Ситуации, когда водитель может остаться в автомобиле
На практике водитель остается на месте, если инспектор проверяет только документы, в остальных случаях требуется покинуть свое место. Если законных оснований и нарушений нет, то автомобилист может остаться на месте. Ситуации, когда водитель может остаться в автомобиле:
- проверка документов;
- незаконность просьбы автоинспектора (если его требование не похоже на перечисленное выше).
Заключение
Покинуть транспортное средство — это не обязанность автомобилиста, а его право. Оштрафовать за неисполнение могут в случае, когда ведется задержание или водитель грубо нарушил правила дорожного движения. В остальных случаях содействие сотруднику ДПС только ускорит процесс остановки и сэкономит время на разбирательство.