Можно ли ездить по договору купли-продажи без ПТС?

Можно ли ездить без ПТС на новой машине по ксерокопии без номеров

Нужно ли возить с собой ПТС?

Ответ на вопрос, нужно ли с собой возить в машине всегда ПТС, отрицательный. По состоянию на 2022 год в ПДД четко указан перечень требуемых от автомобилистов бумаг: водительские права, регистрационная бумага, полис страхования ОСАГО.

Под регистрационной бумагой подразумевается свидетельство о регистрации транспортного средства в формате А6 в розовом цвете.

ПТС – это не регистрационная бумага и он не подтверждает право владения на машину. ПТС – это просто паспорт на автомобильный транспорт, который предназначен для других целей.

Как ездить без ПТС, если он не оформлен

Случаи, когда владелец транспортного средства ездит на автомобиле с неоформленным паспортом, встречаются все чаще. Как правило, такая ситуация встречается при приобретении нового автомобиля через салон. Дилер выдает покупателю копию паспорта на техническое средство, утверждая, что оригинал будет передан ему через несколько дней. Это инициатива не дилера, а продавца, который предпочитает не передавать оригиналы документов до поступления оплаты. Однако на практике такая процедура может затянуться на несколько месяцев.

Можно ли ездить с копией ПТС? Здесь ответ будет однозначным – нет. Использование копии паспорта о праве собственности на транспортное средство не является документом, разрешающим пользование автомобилем до его постановки на государственный регистрационный учет. Кроме того, копия ПТС не годится для регистрации авто, что прибавляет собственнику проблем.

Соответственно, без государственной регистрации автомобиля, транспортное средство будет ездить без номеров. Езда без номеров – серьезное административное нарушение, которое может быть наказано не только штрафом, но и лишением права на управление автомобилем.

Возможно ли ездить без ПТС

Когда может потребоваться паспорт технического средства при передвижении на автомобиле? Рассмотрим далее в пунктах более подробно несколько ситуаций.

Без ПТС но с СТС

Когда транспортное средство регистрируется в службе ГАИ ГИБДД в его паспорт вносятся данные о новом собственнике.

Стс по правилам ПДД автомобилист должен всегда иметь при себе, когда он передвигается на машине и по первому требованию работника ГАИ ГИБДД предъявлять его.

После этого ему предоставляется свидетельство о регистрации, состоящее из:

  1. Номера документа, в котором можно посмотреть кто является собственником машины и данные о самом автомобиле.
  2. Государственного номерного знака, который был выдан по завершению регистрации ТС.
  3. Вин-номера.
  4. Марки и модели.
  5. Категории машины и ее типа.
  6. Года выпуска ТС.
  7. Номера, модели и мощности двигателя.
  8. Кузовного номера и номера шасси (при их наличии).
  9. Цвета кузова.
  10. Номера паспорта ТС.
  11. Разрешенной массы и массы ТС без нагрузки.
  12. Фамилии, имени, отчества и адреса, где проживает владелец.
  13. Даты предоставления бумаги.

Если свидетельство уже оформлено, то предъявлять ПТС и собственно возить его с собой не обязательно.

Без ПТС по договору купли-продажи

В приказе МВД №1001 указано, что владелец транспортного средства должен на протяжении 10 суток выполнить поставку недавно приобретенного транспортного средства с момента его покупки. В рамках этого срока он имеет право передвигаться на машине, и если его остановит инспектор ГАИ, то он должен предъявить договор купли-продажи.

Еще нужно при себе иметь паспорт технического средства, который подтверждает, что недвижимое имущество перешло во владение к покупателю и что управляющее машиной лицо действительно является его владельцем.

Если сотрудник ГАИ ГИБДД останавливает ТС и обнаруживается, что у автомобилиста нет ПТС или оригинала договора купли-продажи, то ему выпишут штрафное взыскание. А в некоторых случая водителей задерживают и машину отправляют на штрафстоянку до тех пор, пока ситуация не будет разрешена.

Без оригинала ПТС с его копией

Последнее время начали часто встречаться случаи, когда людям при приобретении машин выдается сначала ксерокопия ПТС. Происходит это потому что изготовитель не спешит с оформлением технического паспорта до покупки ТС.

А по закон РФ водить купленную машину без оригинала ПТС незаконно, так как только оригинал доказывает, что конкретный человек является владельцев машины.

По ксерокопии ПТС еще не получится:

  1. Оформить ОСАГО. А вождение машины без обязательной страховки на территории РФ запрещено и за это могут не только выписать штрафное взыскание, но и могут быть более серьезные последствия. Например, если вы без ОСАГО попадете в аварию, то оплачивать компенсационную выплату пострадавшему придется со своего кармана.
  2. Зарегистрировать машину в органе ГАИ ГИБДД. Для проведения этой процедуры нужны только оригиналы бумаг, включая полис страхования ОСАГО.

Без ПТС но со страховкой

На вопрос, законно ли передвигаться на машине без паспорта технического средства, но с действующим полисом страхования ОСАГО, ответить однозначно нельзя:

  1. Если 10 дней, отведенные на регистрацию машины в органе ГАИ ГИБДД не прошли, то автомобилисту по закону нужно предъявить инспектору паспорт технического средства, ОСАГО и договор купли-продажи. Поэтому в этой ситуации иметь при себе ПТС нужно обязательно.
  2. Если 10 дней, отведенные на регистрацию ТС в органе ГАИ ГИБДД прошли, то у автомобилиста уже на руках должно быть свидетельство о регистрации и обязательная страховка. В ПТС в этом случае уже нет необходимости.

Исходя из этого полис страхования не имеет юр. силы, так как свидетельствует лишь о том, что автомобилист купил страховку. А СТС и ПТС в отличие от него доказывают, что человек владеет по праву машиной и она допущена к эксплуатации. Таким образом к ОСАГО всегда должны прилагаться другие бумаги.

Если у водителя есть исключительно одна страховка, то как минимум ему выпишут штрафное взыскание.

Без ПТС по доверенности

Сегодня на транспортное средство реально сделать генеральную доверенность, благодаря которой можно не только ездить за ее рулем другому человеку, но и даже совершать с ним регистрационные операции и представлять интересы владельца в органах ГАИ ГИБДД, страховых учреждениях и других фирмах.

Если владельцем машины выступает физическое лицо, то доверенность должна быть нотариально заверена, а если юридическое лицо, то руководитель фирмы может оформить ее самостоятельно.

Доверенность – это документ, на основании которого можно выполнять некоторые действия с указанной машиной, но он не подтверждает собственность на ТС.

Передвигаясь на машине по генеральной доверенности водитель при себе всегда обязательно должен иметь СТС (если ТС уже стоит на учете в ГАИ ГИБДД) или паспорт технического средства и договор купли-продажи (если 10 – дневный срок для регистрации авто еще не истек).

Читайте также:  Какая Тойота лучше: Авенсис или Королла

Без ПТС на новой машине

Все новые машины чаще всего приобретаются у дилеров, занимающихся оформлением и предоставлением паспорта на ТС. Приобретение движимого имущества выполняется путем заключения между продавцом и покупателем договора купли-продажи.

Эта ситуация идентична рассмотренной ситуации в предыдущем пункте, касательно езды на машине по ДКП.

Что такое ПТС, и зачем он нужен?

Паспорт технического средства – это главный документ на автомобиль. В этом документе можно ознакомиться с информацией:

  1. О марке автомобиля, его модели и типе транспортного средства.
  2. О VIN номере авто, номере шасси и двигателя.
  3. Об объеме двигателя и о других его важных деталях, о мощности авто.
  4. О точной массе автомобиля.
  5. О цвете кузова авто.
  6. Данные о текущем и всех прежних владельцах машины.

Правилами дорожного движения установлено, что без ПТС ездить можно. Данный документ требуется только при переоформлении автомобиля на другого собственника или для оформления отдельных видов документов в ГИБДД.

Если транспортное средство приобретается в кредит, паспорт хранится в банке до тех пор, пока заемщик не выплатит всю сумму по своим обязательствам. В таком случае покупателю выдается заверенная копия, с которой он может оформить все необходимые ему документы.

Паспорт технического средства необходим и при оформлении купли-продажи авто. Перед тем как приступить к оформлению всех документов на праве собственности автомобилем, покупатель должен проверить у продавца наличие паспорта и подлинность. Некоторым мошенникам удается провести продажу автомобиля по копии ПТС. Конечно же, такая сделка признается недействительной в суде, а права нового владельца автомобиля аннулируется. Чтобы не оказаться в такой неприятной ситуации, необходимо уделить внимание проверке подлинности, но и всех остальных документов, требующихся для приобретения автомобиля.

Чтобы не приобрести автомобиль у мошенника, стоит сравнить VIN номера на автомобиле с данными, указанными в ПТС.

Инспектор требует предъявить паспорт ТС – обязан ли я?

Ответ на вопрос, обязан ли автомобилист предъявить ПТС инспектору ГАИ ГИБДД, отрицательный. Но на практике кроме договора купли-продажи его тоже часто требуют, чтобы окончательно убедиться, что он действительно законный владелец машины. Чаще всего такое мероприятие проводится, чтобы обосновать законность отсутствия у водителя полиса ОСАГО, оформление которого должно быть совершено в течение 10 суток и до того, как ТС зарегистрируют в ГАИ ГИБДД.

Однако, важно не забывать, что в пункте 2.1.1 ПДД указано, что в любом регионе РФ автомобилист совершенно не обязан давать на проверку инспектору ПТС.

Даже ДКП по закону предъявлять не нужно!

Если инспектор службы ГАИ ГИБДД требует предъявить договор купли-продажи, то это не обоснованное действие с его стороны, так как в пункте 2.1.1 ПДД отражен список бумаг, которые обязательно должны быть у автомобилиста.

Первые 10 суток, пока ТС не будет поставлено на учет, инспекторам нужно давать на проверку только свидетельство на машину (оформленное еще на прежнего владельца) и свои водительские права.

Но лучше понимать различие, когда инспектор требует, а когда просто просит показать документ. Когда водитель слышит, что хотят проверить его ПТС, ему лучше будет спросить, просьба ли это или требование:

  1. Если просьба, то можно отказаться выдавать документ и за это по закону никаких мер применено не будет.
  2. Если требование не обоснованное российским законом, то тоже можно не предъявлять и наказания за это тоже не будет.

Но согласно статистике не исключено, что инспектор в таком случае выпишет штрафное взыскание за отсутствие ОСАГО величиной 800 руб. или за несвоевременную постановку на учет тоже в размере 800 руб. Дальше автомобилисту останется только оспорить выписанные протоколы в суде, предъявив все доказательства.

Что будет, если ездить без ПТС, забытого или потерянного

Если водитель потерял свой паспорт на транспортное средство, он должен незамедлительно обратиться в местное отделение ГИБДД, где машина была постановлена на государственный учет.
В заявлении необходимо указать причину, по которой у водителя отсутствует паспорт на его автомобиль. Специалисты не рекомендуют писать в качестве причины «украли», так как до конца разбирательства по уголовному делу, ПТС водителю не выдадут.

После получения заявления, сотрудник ГИБДД осматривает автомобиль, получает паспорт, в котором проставляется о.

Если же водитель не потерял свой паспорт, но у него нет ПТС намеренно – это не нарушение закона. Правила дорожного движения не содержат требования о том, что водитель должен предъявлять паспорт на свое транспортное средство сотруднику полиции.

Можно ли ездить на автомобиле, если нет ПТС, но есть СТС

Если автомобиль без ПТС, но у владельца есть СТС (свидетельство о регистрации автомобиля), он может без опаски ездить на своем транспортном средстве, не боясь никаких последствий.

Сотрудники ГИБДД не проверяют ПТС, так как обязанность представлять такой документ российским законом не предусматривается.

Можно ли ездить по ПТС, но без СТС? Езда без свидетельства о регистрации машины не допускается. За это по закону полагается штраф.

Я передал ПТС, но не вписан – что будет?

Если автомобилист по доброй воле решил все такие предъявите инспектору службы ГАИ ГИБДД паспорт технического средства, при этом он в него не вписан, то естественно, что на этот момент будет обращено внимание. Именно для такой цели чаще всего и запрашиваются ПТС.

В этом случае может быть всего два варианта развития ситуации:

  1. Инспектор потребует вписать себя немедленно с указанием даты в ПТС.
  2. Инспектор не поверит автомобилисту, решит, что договор-купли продажи ненастоящий и выпишет штрафное взыскание.

К сожалению сделать что-то на месте будет очень сложно. Останется только оспорить постановление в судебном порядке в течение 10 суток, предоставив к жалобе доказательство в виде ксерокопий паспорта машины и договора купли-продажи.

Наказания за езду без паспорта автомобиля

Если паспорт технического средства производитель не оформил и не предоставил покупателю при покупке его оригинал, а вместо него выдана копия, то админ. наказание за это согласно законодательству предусмотрено следующее:

12.1 КоАП РФУправление машиной, которая не зарегистрирована согласно установленному порядку (не поставлено на учет в течении 10 дней, так как для этого нужен оригинал ПТС)На первый размер выписывается штраф величиной от 500 до 800 руб., а на второй – от 5 тыс. руб. или конфискация прав на 1 – 3 месяца.
12.2 КоАП РФЕзда на машине без регистрационных знаков (они предоставляются только после поставки ТС на учет, которую невозможно сделать без оригинала паспорта машины)Взыскается штраф величиной 5 тыс. руб. либо изымаются права на 1 – 3 месяца
12.3 КоАП РФНет в наличии бумаг, предусмотренных ПДДШтрафное взыскание величиной 500 руб.
12.37 КоАП РФНет полиса ОСАГОШтрафное взыскание величиной 800 руб.
Читайте также:  Фаркоп - что это такое в машине? Фото и предназначение

Исходя из этого, если у вас нет ПТС или вы ездите только с его ксерокопией и вас остановит инспектор ГАИ ГИБДД, то вы можете лишиться 10 тыс. руб., а иногда даже и водительского удостоверения хоть и на небольшой срок.

Если ПТС использовано для постановки машины на учет, то возить его все время с собой и предъявлять инспекторам не нужно. То есть и штрафов в этом случае никаких выписано не будет. А если нет ни паспорта, ни регистрации ТС нет, то применяется наказание согласно статьям, описанным выше.

Потеря ПТС, так же как и кража штрафным взысканием не наказывается.

Если собственник ранее зарегистрировал машину в органе ГАИ ГИБДД и купил на нее полис страхования ОСАГО, то паспорт ТС нужен дальше только для заключения договора дарения, купли-продажи или регистрации переоборудования авто. А вот если утерян или украден ПТС до того, как владелец поставил машину на учет, то может последовать ответственность за пользование ТС без прохождения регистрации, без обязательной страховки или без номеров.

Восстановить ПТС можно быстро и недорого. Величина гос. пошлины за предоставление дубликата выйдет 1,3 тыс. руб., а весь процесс в органе ГАИ ГИБДД займет максимум 120 минут. Поэтому, если вы потеряли паспорт или его украли, то побеспокойтесь о получении его дубликата в ближайшие дни.

Что будет за езду без ПТС

Несмотря на то, что по закону отсутствие у водителя ПТС не является основанием для назначения штрафа, использование средства транспорта без регистрации является административным нарушением.

  1. Если при проверке авто сотрудники полиции выяснят, что автомобиль не поставлен на государственный учет, водитель будет привлечен к административной ответственности. Размер штрафа устанавливается индивидуально в каждом отдельно взятом случае. Сумма штрафа находится в пределах 500-800 рублей. Если сотрудниками ГИБДД будет выявлено повторное нарушение закона, сумма штрафа будет увеличена до 5000 рублей. В качестве альтернативы, водитель может быть лишен права на управление транспортными средствами сроком до 3 месяцев.
  2. Если при проверке автомобиля сотрудники ГИБДД выяснят, что машина передвигается без номерных знаков (даже если они не читаемые или установлены в неположенном месте), водитель привлекается к административной ответственности. Сумма штрафа при этом составляет 5000 рублей. Водитель может быть лишен своих прав сроком до 3 месяцев.

Помимо обязанности уплатить штраф, водитель также может быть принужден к обязательной регистрации своего транспортного средства.

Если автомобиль ввозится в Россию из другой страны, его снабжают государственной таможенной декларацией (ГТД). При покупке машины в автосалоне заверенная копия документа передается покупателю. Он не заменяет ПТС, поскольку является пропуском на территорию РФ и позволяет в дальнейшем легализовать транспортное средство. На основании ГТС нельзя поставить автомобиль на учет в ГИБДД и приобрести полис ОСАГО.

Нужно ли включать поворотник на главной дороге?

Поворотник на главной

По Правилам не так много манёвров, при которых необходимо пользоваться поворотниками, к таковым относятся поворот, разворот, перестроение (включая обгон), остановку и начало движения на автомобиле. Но даже такая кажущаяся простота может вызвать небольшой ряд вопросов. Один из таковых — нужно ли включать поворотник на главной дороге, если эта самая главная дорога поворачивает, а мы двигаемся по ней, не съезжая на второстепенную?

И, если для многих ответ на него кажется очевидным — можно, то спешим Вас разочаровать, не всегда. Всё зависит от наличия самого манёвра поворота, ведь в ПДД не оговорено, что поворотник надо включать при любом кручении рулём (и не нужно этого делать).

Когда нужно включать поворотник на главной?

На самом деле, мы уже ответили на вопрос — поворотник нужно включать, когда мы совершаем манёвр. Сделать это необходимо заблаговременно, а выключить его сразу после завершения манёвра.

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой. При выполнении манёвра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.
.
8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения манёвра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением манёвра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.

На изображении выше два автомобиля: синий и зелёный — поворачивают. Это не должно вызывать у Вас сомнений. Дело в том, что знаки лишь устанавливают приоритет движения — они не решают, поворачивает ли главная дорога — вообще, главную дорогу рисуем мы у себя в уме — на самом деле есть лишь приоритеты и не более.

В данном случае осуществляется поворот с главной дороги. Но уже после поворота для водителя синего автомобиля это не будет иметь никакого значения, потому что приоритеты, расставляемые дорожными знаками, на него уже не действуют, ведь он проехал перекрёсток.

Таким образом, мы поворачиваем на другую дорогу, и это не главная поворачивает. Да, табличка направления движения может ввести Вас в заблуждение, ведь на ней чётко вырисовывается жирной полосой главная дорога. Но это две полосы со скруглениями, которые говорят о том, что при выезде с соответствующих направлений на перекрёсток водители имеют преимущество переде теми, кто выезжает с направлений, отмеченных схематично тонкими линиями.

Из всего этого делаем вывод, что на таком перекрёстке нужно включать указатели поворота.

Когда не нужно включать поворотники на главной?

Руководствуясь обратным, можно также легко сделать вывод, что указатели поворота нет надобности включать, если поворот этот мы не совершаем. И пример такого Вы можете увидеть на схеме ниже.

Как видно на рисунке, главная дорога протяжно поворачивает налево (для водителя синего авто). Фактически, водитель едет по ней прямо, а справа находится лишь примыкание к этой главной дороге другой дороги. То есть мы никуда не сворачиваем и движемся по одной и той же дороге, проезжая такой перекрёсток.

Читайте также:  Сравнение Skoda Yeti, Kia Sportage, Subaru XV и Suzuki SX4

Тема 8.1. Начало движения. Маневрирование. Указатели поворота

– Был в Китае, заметил странную вещь: все водители при перестроении включают поворотники, даже велосипедисты направление поворота всегда рукой указывают.

– А чего тут странного? Китай – не Россия, там за гомосексуализм длительные сроки дают, а особо настырных могут и расстрелять.

Анекдотов про не включенные поворотники и их владельцев – мягко говоря, людей не сильно вежливых, – существует великое множество. Но вряд ли вам захочется быть героем одного из них. Поэтому запоминаем: прежде, чем начать движение, а также перед перестроением, поворотом (разворотом) или остановкой включайте поворотники, а если они неисправны – махните рукой (как именно, мы расскажем чуть ниже).

Однако прежде, чем перейти к этой важной теме, поговорим немного о вашей безопасности.

На любом современном транспортном средстве, покинувшем конвейер завода-изготовителя, имеются зеркала. В автомобиле они обычно устанавливаются по бокам и одно в салоне.

Через левое зеркало водитель может наблюдать за ситуацией по левому борту от машины, через правое – за тем, что происходит ближе к обочине. Зеркало заднего вида настроено на просмотр обстановки позади автомобиля.

И вот вам сразу экзаменационный вопрос с подковыркой:

Допускается ли применять шторки и жалюзи на заднем стекле легкового автомобиля?

1. Допускается.
2. Не допускается.
3. Допускается только при наличии зеркал заднего вида с обеих сторон.

Или же другая более жизненная ситуация. Вы заехали в супермаркет, накупили продуктов на неделю вперед, которые в багажнике просто не поместились. Пришлось завалить коробками заднее стекло. Да так, что салонное зеркало потеряло свой функционал. Можно ли так делать?

Чаще всего ученики в автошколе отвечают, что нельзя. Но на самом деле ПДД это допускают. Правда, при одном условии. Если есть два боковых зеркала с обеих сторон автомобиля. Кроме того, существуют машины, в которых вообще салонное зеркало не предусмотрено конструкцией. Разве что на пассажиров на заднем сидении смотреть… В «Газели», например. Так что правильный ответ на задачу выше – 3.

Теперь пару слов уделим «слепым зонам». Слышали о таких?

«Слепые зоны» – это такие участки рядом с машиной, которые автомобилист не видит, глядя в зеркала заднего вида. Причем подобные неконтролируемые пространства могут появиться как сбоку, так и сзади автомобиля.

Представьте ситуацию: вы собрались перестроиться на левую полосу, посмотрели в левое зеркало – никого, в зеркало заднего вида – тоже никого. Выполняете маневр, и слева в вас въезжает автомобиль. В голове проносится: откуда ты взялся? Я же буквально пару секунд назад смотрел в зеркало. Сразу мысли о подставе. Но не всегда это так, иногда нужно просто правильно настроить зеркала и повернуть голову в сторону маневра.

Итак, выходит, что автомобиль, ехавший по левому ряду, находился в «слепой зоне», когда вы глядели по зеркалам. Но вина в ДТП все равно окажется за вами. Так как основная задача водителя: постоянно оценивать ситуацию вокруг своего транспортного средства. Только тот автомобилист ездит безопасно, который умеет прогнозировать ситуацию на несколько ходов вперед.

Теперь давайте рассмотрим порядок включения сигналов поворота.

За окном XXI век, но в экзаменационных билетах присутствует огромное количество вопросов, которые уже несколько устарели. Касаются они подачи сигналов поворота рукой, а не мигающими лампочками.

Впрочем, и в наши дни такая необходимость может произойти, если в транспортном средстве, например, неисправно электрооборудование или проще говоря, перегорел какой-то из указателей поворота.

Вытянутая в сторону левая рука (либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх) означает желание водителя начать движение, перестроиться налево, обогнать, повернуть налево или развернуться.

Сигналу правого поворота или перестроения поправее соответствует вытянутая в сторону правая рука.

Но если на мотоцикле сделать это можно без проблем, то на автомобиле водителю пришлось бы нарастить пару метров руки, чтобы дотянуться до окошка, поэтому придумали еще один сигнал: левая рука, согнутая в локте под прямым углом и поднятая вверх.

Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.

Включение указателей поворота или подача сигнала рукой производится заблаговременно. То есть не в момент совершения маневра! Иначе рискуете провалиться на экзамене в ГИБДД или стать виновником аварии.

Выключать поворотник на современных автомобилях нет необходимости. Разве что поворот оказался плавным. В это случае необходимо погасить указатели поворота сразу после окончания маневра. В других случаях достаточно вернуть руль в стандартное положение, и лампочка автоматически погаснет.

Однако подача сигнала рукой не может быть закончена автоматически. И тут нужно прекратить жестикулирование руками непосредственно перед началом маневра и дальше уже рулить двумя руками – так безопаснее!

При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.

Вы намерены остановиться сразу за перекрестком.
В каком месте необходимо включить указатели правого поворота?

1. До въезда на перекресток, чтобы заблаговременно предупредить других водителей об остановке.
2. Только после въезда на перекресток.
3. Место включения указателей поворота не имеет значения, так как поворот направо запрещен.

Конечно, по правилам сигнал поворота включается заблаговременно. Но если мы включим сигнал до въезда на перекресток, водитель черного автомобиля поймет этот сигнал буквально, что мы хотим повернуть направо. Знак «Поворот направо запрещен» он не видит. И он смело начнет движение. Мы же, понимая, что мы едем по главной дороге, вылетаем на перекресток и… Бум! Так что правильный ответ в этой задаче – 2.

И еще одно очень важное правило. Включение сигнала поворотника не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.

Поворот налево + обгон = ДТП, или О мерцающем преимуществе

Ситуация достаточно опасная и, мягко говоря, неоднозначная.

Неоднозначность вызывает формулировка абз. 3 п. 11.2 ПДД:

«Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево».

Главный вопрос заключается в определимости приоритета исходя из хронологической последовательности действий участников – начала обгона обгоняющим и включения левого указателя поворота обгоняемым (или подачи «механического» сигнала рукой).

Напомним, обгон включает в себя несколько стадий:

  1. перестроение (выезд) на полосу встречного направления (сторону проезжей части, предназначенную для встречного движения);
  2. фаза опережения одного или нескольких транспортных средств (самая «горячая» стадия обгона);
  3. перестроение (возвращение) на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Норма абз. 3 п. 11.2 ПДД несколько неконкретна, но единообразие судебной практики в этом вопросе формируется.

Читайте также:  Чем плохи дешевые зимние шины

Итак, наиболее дискуссионным является вопрос о содержательной стороне запрета выполнять обгон ТС, движущегося впереди по той же полосе с включенным левым указателем поворота.

Впереди – это где? Включённый сигнал поворота – это когда?

Ведь ситуацию возможно довести до абсурда, истолковывая норму исключительно формалистски.

Впереди где-то кто-то когда-то включает левый указатель поворота. Все обгоны запретим?

Представляется, если перед началом обгона сигнал левого указателя поворота объективно не мог быть не виден участником, намеревающемся совершить обгон, но, несмотря на запрет, установленный п. 11.2 ПДД, водитель приступил к обгону – это очевидное нарушение.

Если же обгоняющий до обгона (перед его началом) не мог определить (не «не мог бы», но именно «не мог»), включены ли указатели поворота ТС, движущегося впереди по той же полосе, и при этом непосредственно обгон не запрещён иными нормами Правил – нарушения п. 11.2 со стороны обгоняющего нет. Данная ситуация возможна при множественном обгоне (нескольких транспортных средств). В этом случае следует презюмировать включение указателей поворота поворачивающим во время обгона иным пользователем дороги, но не до его, обгона, начала. Именно так в основном и развиваются события – поворачивающий включает указатель поворота во время выполнения обгона иным участником, осуществляет поворот/разворот “не глядя”, тем самым создавая опасность для движения и препятствуя обгону.

Видимость указателей поворота – категория не вероятностная, но выражает реальную (не гипотетическую) возможность (осуществимость).

Обгоняющий не обязан отслеживать («сканировать») указатели поворотов ТС на стороне дороги, соответствующей направлению движения, после того, как приступил к обгону, и во всех его фазах вплоть до завершения. В то же время обгоняемому запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями (п. 11.3 ПДД). Под иными действиями следует понимать и маневрирование.

Если водитель, намеревающийся осуществить левый поворот/разворот, включил указатель поворота во время выполнения другим участником обгона, и приступил к манёвру, в случае ДТП в судебной практике обгоняемому инкриминируют нарушение п.п. 8.1 и 11.3 ПДД.

Здесь отчётливо вырисовываются ниточки причинно-следственной связи. Невыполнение поворачивающим требований п.п. 8.1, 11.3 ПДД – в прямой ПСС с ДТП.

Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения (п. 8.1 ПДД).

Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями (п. 11.3 ПДД).

Инкриминировать нарушение п. 11.2 обгоняющему в условиях, когда левый указатель поворота поворачивающего/разворачивающегося и одновременно обгоняемого ТС был включен после начала обгона – несправедливо и неправомерно. Искажение смысла п. 11.2 и иных норм Правил – недопустимо.

Небольшой исторический экскурс.

ПДД СССР, утверждённые Приказом Министерства внутренних дел СССР от 2 ноября 1979 г., отличались более внятными формулировками требований, включая обязанность маневрирующего (обгоняемого) уступить дорогу завершающему обгон.

11.6. При повороте налево (развороте) вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства должен уступить дорогу встречным и завершающим обгон слева попутным транспортным средствам.
14.6. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо и направо, завершающим обгон слева попутным транспортным средствам, а также трамваю попутного направления.
15.5. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо, а также завершающим обгон слева в попутном направлении.

Приведем примеры судебной практики:

Левый поворот и обгон. Установлена вина поворачивающего.

Решение Новониколаевского районного суда Волгоградской области от 08 июля 2019 года по делу № 2-15/2019.

«Исследовав в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что дорожно-транспортное происшествие с участием автомобилей под управлением водителей Алексеева В.А. и Субботина Ю.А. произошло по вине водителя Суботина Ю.А., нарушившего требования п. 8.1 Правил дорожного движения РФ, создавшего помеху для движения выполнявшему манёвр обгона автомобилю под управлением Алексеева В.А., при этом, доводы ответчика Субботина Ю.А., показания свидетеля ФИО11 о том, что Субботиным Ю.А. был включен указатель поворота налево, не свидетельствуют с безусловностью об отсутствии вины Субботина Ю.А. в совершении ДТП, так как доказательств своевременности включения указателя поворота Субботиным Ю.А. в ходе рассмотрения дела не представлено, из показаний Свидетеля №1 следует, что указатель поворота был включен Субботиным Ю.А. непосредственно перед столкновением, когда расстояние между автомобилями не превышало 10 метров, кроме того, даже при наличии включенного указателя поворота Субботин Ю.А. должен был убедиться в безопасности совершаемого им манёвра, что им сделано не было. Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что именно виновные действия Субботина Ю.А. явились причиной дорожно-транспортного происшествия и состоят в прямой причинно-следственной связи с возникновением вреда, причинённого Алексееву В.А.»

Обгон + разворот. Установлена вина разворачивающегося.

Постановление ВС РФ от 02 ноября 2022 г. №11-АД20-21.

«Из материалов дела усматривается, что 14 августа 2019 года, примерно в 14.00 часов, Миникеев А.А., управляя автомобилем «Audi А4», в нарушение требований п.8.1 Правил дорожного движения РФ, перед началом разворота не убедился в безопасности своего маневра, ввиду чего создал помеху и не уступил дорогу автомобилю «Toyota Land Cruiser» под управлением Голитарова А.Г., совершающему обгон.

Как усматривается из материалов дела, 14 августа 2019 года в 14 часов 00 минут на 1279 км +220 м автодороги «Москва -Челябинск» Миникеев А.А., управляя транспортным средством «Ауди – А4», в нарушение требований пунктов 1.3, 8.1 Правил дорожного движения, перед началом разворота не убедился в безопасности маневра, создал помеху другим участникам дорожного движения, не выполнил требование уступить дорогу транспортному средству «Тойота – Ленд Крузер» под управлением Голитарова А.Г., пользующемуся преимущественным правом движения, что привело к столкновению указанных транспортных средств.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: схемой место дорожно-транспортного происшествия (л.д. 20); письменными объяснениями Миникеева А.А. (л.д. 21); письменными объяснениями Голитарова А.Г. (л.д. 22); письменными объяснениями Голитаровой М.П. (л.д. 23); схемой организации дорожного движения на участке автодороги М-5 «Урал» (л.д. 35-39) и иными материалами дела, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.»

В другом случае Верховный суд согласился с мнением нижестоящих коллег, инкриминировавшим обгоняющему нарушение п. 11.2 ПДД.

Постановление Верховного Суда РФ от 11.02.2022 N 39-АД20-1.

«Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 14 октября 2018 года в 17 часов 00 минут на ул. Союзной, 73 в г. Курске, водитель Каргин В.В., управляя транспортным средством “Пежо 508” (принадлежащего Трофимову Р.В.), в нарушение требований пункта 11.2 Правил дорожного движения совершил выезд на полосу движения, предназначенную для встречного движения при совершении обгона транспортного средства “Ауди” под управлением водителя Приведенцевой М.В. с включенным сигналом поворота налево.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 2); схемой места совершения административного правонарушения (л.д. 3); письменными объяснениями Приведенцевой М.В. (л.д. 5); карточкой водителя и списком административных правонарушений Каргина В.В. (л.д. 9 – 12), которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах факт выезда Каргина В.В. в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, сомнений не вызывает, как подтвержденный совокупностью перечисленных выше и иных имеющихся в деле доказательств.»

Таким образом, при включении поворачивающим/разворачивающимся левого указателя поворота и реальной, не гипотетической (вероятностной) его видимости до начала обгона, участник, намеревающийся совершить обгон, не имеет для этого правовых оснований в силу запрета, установленного п. 11.2 ПДД. В случае отсутствия перечисленных условий и иных запретов, установленных ПДД, обгон является правомерным и обгоняемый в любом случае обязан выполнить требования п.п. 8.1, 11.3 ПДД. При этом произвести разбивку в пространственно-временной последовательности начала обгона и включения обгоняемым левого указателя поворота – достаточно сложно. Многое зависит от имеющихся доказательств – записей видеорегистратора, камер наружного наблюдения, показаний участников и иных лиц. В каждом конкретном случае необходимо установить все обстоятельства по делу, исследовать доказательства в совокупности и дать им соответствующую правовую оценку.

Главная дорога и указатели поворота

Остановимся на вопросе, который обсуждается и вызывает много споров, а именно, главная дорога меняет направление на перекрестке, включать или нет указатели поворота? А также рассмотрим ситуацию, когда мы собираемся съехать с главной дороги на второстепенную, но при этом продолжая движение прямо.

Нужно ли включать указатели поворота, если главная дорога меняет направление?

Обратимся к Правилам дорожного движения и посмотрим, что в них сказано по поводу указателей поворота. В Правилах присутствуют два пункта 8.1 и 8.2, которые в полной мере раскрывают правила применения указателей поворота.

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.

Из Правил следует, водитель перед выполнением маневра, обязан подавать сигналы световыми указателями поворота, при этом сигналы не должны вводить в заблуждение других участников дорожного движения.

Теперь обратимся к следующим определениям из Правил.

«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное
воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра
перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих
территорий.

«Главная дорога» — дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 — 2.3.7 или 5.1, по отношению к
пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные
материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с
прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка
с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

Здесь все понятно, нам нужно разобраться когда вместе со знаком 2.1 «Главная дорога» (дорога, на которой предоставлено право преимущественного проезда нерегулируемых перекрестков), применяется знак дополнительной информации 8.13 «Направление главной дороги» (Указывает направление главной дороги на перекрестке).

На снимке, главная дорога меняет направление на перекрестке.

Как следует из ГОСТ Р 52289-2004, знак 2.1 и знак 8.13 применяются не только когда главная дорога меняет направление.

ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.

5.3.2 Знак 2.1 с табличкой 8.13 устанавливают перед перекрестками, на которых главная дорога изменяет направление, а также перед перекрестками со сложной планировкой.

5.9.17 Табличку 8.13 «Направление главной дороги» применяют со знаками 2.1, 2.4, 2.5 для указания направления главной дороги на перекрестке, где она изменяет свое направление.

Рассмотрим, некоторые, возможные варианты применения знаков.

Если перед нами ситуация как на снимке и мы собираемся продолжить движение по главной дороге, мы обязаны включить левые указатели поворота.

Знак 8.13 «Направление главной дороги» указывает, что главная дорога на перекрестке меняет направление, следовательно мы будем выполнять маневр (поворот налево). Если нужно продолжить движение направо, на второстепенную дорогу, указатели поворота не включаем.

Вопрос для тех, у кого возникают сомнения, в необходимости включения указателей поворота в данном случае (объясняя тем, что продолжая движение по главной дороге, направление относительно ее не меняется).

Главная дорога на перекрестке, меняет направление? Меняет (поворот, ни что иное, как изменение направления движения), следовательно и водитель двигаясь по этой дороге, меняет направление движения на перекрестке, а именно выполняет поворот, который относится к маневру. А при выполнении поворота, водитель обязан включать указатели поворота.

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

и Венской конвенции 1968 года (приводится для ознакомления, на всей территории нашей страны действуют правила дорожного движения Российской Федерации).

3. Перед тем как повернуть или выполнить маневр, связанный с движением в сторону, водитель должен ясно и заблаговременно предупредить о своем намерении посредством включения указателя или указателей поворота своего транспортного средства или, при отсутствии таковых, если возможно, посредством соответствующего сигнала рукой. Сигнал, подаваемый при помощи указателя или указателей поворота, должен подаваться в течение всего времени выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения.

ВАЖНО! Указатели поворота, применяются для предупреждения остальных участников дорожного движения (водителей и пешеходов), о нашем намерении выполнить маневр, независимо на какой дороге находимся.

Часто на перекрестках встречается сочетание знаков, как на снимке. Если нам нужно продолжить движение в направлении второстепенной дороги (прямо), указатели поворота не включаем, так как направление движения мы не меняем.

Если посмотреть на следующий снимок, знак 8.13 информирует о том, что главная дорога меняет направление на перекрестке. Но в этой ситуации, невозможно говорить об однозначности включения или нет указателей поворота. Связано с тем, что не всегда соблюдаются требования ГОСТ при установке и размещении дорожных знаков (примеры здесь). Если обратиться к ГОСТ Р 52290-2004, то в нем указано следующее, на знаках изображения должны соответствовать реальной планировке пересечения и схеме организации движения.

ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования (с Изменениями N 1, 2)

3.7 На знаках 5.15.1, 5.15.2, 6.9.1-6.10.1, 6.14.2, 6.17 изображения и расположение стрелок, а на знаках 6.8.2, 6.8.3, 8.13 — изображения должны соответствовать реальной планировке пересечения и схеме организации движения.

Изменение направления главной дороги на перекрестке.

На следующем снимке, изображение организации движения на знаке 8.13 «Направление главной дороги», не вызывает сомнений. При движении в направлении главной дороги указатели поворота не включаем. Наверняка, в данном случае можно говорить о закруглении дороги малого радиуса, с примыканием второстепенной дороги к ней.

На изображении, еще пример сочетания знака 2.1 «Главная дорога» и знака 8.13 «Направление главной дороги».

Данный перекресток относится к перекресткам со сложной планировкой. Табличку 8.13 «Направление главной дороги» перед таким перекрестком могли и не размещать под знаком 2.1, но установили для возможности определения заранее, что главная дорога изменяет конфигурацию и водители могли выбрать верное направление для движения.
В таком случае, продолжаем движение по главной дороге без включения указателей поворота, но если мы собираемся двигаться в сторону второстепенной дороги, то будем выполнять маневр поворота и включим указатели поворота, в соответствии с тем же пунктом 8.1.

На снимках ниже, представлены примеры двух перекрестков с разных направлений. Таблички 8.13 «Направление главной дороги» как видим имеют различия. И эти примеры еще раз подтверждают, что порой тяжело однозначно оценить дорожную обстановку из-за организации дорожного движения ответственными лицами.

Если на первом и втором снимках знаки 8.13 «Направление главной дороги» имеют одну схему планировки, то на третьем изображение, конфигурация направления главной дороги немного иная.

Направление 1. Главная дорога в одном направлении.

Направление 2. Эта же дорога в обратном направлении.

Направление 3. Выезд на главную дорогу со второстепенной дороги.

Как и в первом примере, перекресток один, информация на знаках (табличках) 8.13 «Направление главной дороги», противоречит планировке перекрестка.

В завершении темы, если есть сомнения, в необходимости включения указателей поворота, еще раз пункт 8.2, Правил дорожного движения.

8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.

Пункт 8.2, явно говорит о том, что если указатели поворота, могут ввести в заблуждение остальных участников дорожного движения, то в таких случаях, допускается их не включать.

Если остались вопросы по включению указателей поворота на перекрестках, на которых главная дорога меняет направление или если у Вас другое мнение, пишите в комментариях или в группе ВКонтакте ШКОЛА-ПДД. Предлагаю ознакомиться с дорожной ситуацией которая вызывает споры: Поворот главной дороги.

Всем удачи и безопасной дороги! Безопасность, зависит от нас.

Когда можно не включать поворотник и вам за это ничего не будет

Само по себе движение исправного автомобиля на разумной скорости по ухоженному полотну дороги не представляет опасности. Но всё может разом поменяться с началом манёвра транспортного средства, будь то поворот, разворот или перестроение с обгоном. Любое изменение вектора перемещения авто в каждый момент должно быть сопряжено с конфигурацией трассы и положением на ней других участников движения. В противном случае всё может закончиться событием, обозначаемым печальной аббревиатурой ДТП. Для предвосхищения грядущих изменений в положении каждого из участников дорожного движения, которое следует учитывать остальным, и служат сигналы световыми указателями поворота, называемыми для краткости поворотниками. При этом их включение тогда, когда в этом нет необходимости, зачастую не менее опасно, чем их невключение вопреки Правилам дорожного движения.

Когда не нужно включать поворотник

Чтобы понять, когда сигнал светового указателя поворота можно или должно не включать, следует чётко уяснить, когда без включения поворотника просто нельзя обойтись. В ст. 8.1 ПДД водителю предписывается в обязательном порядке подавать сигналы о повороте, когда он начинает двигаться, совершает поворот или разворот, перестраивается, меняя ряд, или останавливается.

Световыми указателями поворотов оборудован любой автомобиль

При этом сама по себе подача светового сигнала о предстоящем повороте не является самоцелью. Следующий за сигналом поворотника манёвр ни в коем случае не должен создавать помехи другим участникам движения и становиться источником опасности. Кроме того, данный сигнал должен быть подан заблаговременно перед началом манёвра, а не одновременно с ним, и выключен тотчас же после его завершения.

А вообще-то мне всегда казалось, что включение поворотников должно быть для нормального водителя сродни желанию вымыть руки перед едой. То есть реализовываться на уровне подсознания, без вопроса «зачем?». Хотя, наверное, руки моют тоже не все…

Новенький

https://www.zr.ru/content/articles/912853-ukazateli-povorota/

Хотя требования, обозначенные в ПДД, выражены чётко, всё же на практике даже у опытных водителей иногда вызывает сомнения трактовка поворотов, подлежащих обозначению сигналами поворотников. Например, если главная дорога делает поворот под прямым углом налево или направо, а прежнее её направление продолжает второстепенная дорога, то у некоторых водителей создаётся впечатление, что продолжение следования по главной дороге не требует специального обозначения световым сигналом. Однако если учесть, что термин «главная дорога» определяет приоритеты в движении, но отнюдь не его направление, то станет понятной необходимость в обязательном порядке при повороте под прямым углом включить поворотник.

Если главная дорога поворачивает под прямым углом, поворотник включать нужно обязательно

То же самое происходит и в случае, когда приходится преодолевать Y-образный перекрёсток, после которого трасса распадается на две. Здесь водителю обязательно следует обозначить свой выбор одной из этих двух трасс соответствующим сигналом.

Но если главная дорога впереди делает плавный изгиб, а к ней примыкает второстепенная дорога, то водитель может продолжать движение по главной без всяких сигналов об изменении вектора передвижения. В случае же, если он хочет повернуть на второстепенную, то без включения поворотника здесь не обойтись.

При плавном изгибе главной дороги поворотник включать не следует

Правила дорожного движения, чётко обозначая случаи, когда необходимо включать поворотники, регламентирует и невключение светового указателя поворота:

  • если изменение направления дорожного полотна происходит без пересечения других дорог;
  • если движение осуществляется на трассе по криволинейной траектории, и полоса движения при этом не меняется.

Какие вопросы ? Вы задолбали! Однозначно, собрался повернуть руль — включи поворотник.

Александр

https://vazweb.ru/sovet/kogda-ne-nuzhno-vklyuchat-povorotnik.html

Видео: когда следует и когда не стоит включать поворотники

Некоторые водители считают, что ежели они не включают на своём авто поворотники, то, значит, они и не подают никаких сигналов другим участникам движения. На самом же деле невключённые световые указатели поворота являются недвусмысленным сигналом и знаком того, что автомобиль намерен продолжать движение по одной и той же траектории. Именно поэтому невключённые поворотники фигурируют в ПДД наравне с включёнными в качестве равноправных сигналов, предупреждающих участников движения о намерениях друг друга.

Как при повороте столкнуться с автомобилем на главной дороге и доказать невиновность

Летом 2018 года в Самарской области один водитель на своем Рено выезжал с проходной завода. Ему надо было пересечь дорогу и выехать на противоположную от проходной полосу, чтобы поехать налево. Уже завершая пересечение дороги, он столкнулся с Фольксвагеном, который внезапно вылетел на него слева с обочины.

Виновником аварии объявили водителя Рено: он выезжал с прилегающей территории на главную дорогу и должен был уступить всем, кто движется по главной.

Водитель Рено с этим не согласился — и обратился в суд.

Аргументы сторон

Водитель Рено. Претензии не признаю. Я ничего не нарушил. Да, я выезжал с территории проходной завода на главную дорогу, мне нужно было на другую сторону, я регулярно тут так езжу. Я убедился, что где-то в ста метрах слева от меня с небольшой скоростью едет автобус, других машин на дороге вообще не было. Я начал движение, почти пересек полосу, по которой ехал автобус, — и тут в меня врезался Фольксваген. Я не сразу понял, откуда вообще взялась эта машина. Оказалось, что водитель Фольксвагена ехал за автобусом и решил его обогнать справа по обочине. После обгона он вылетел на дорогу, где я завершал выезд. И в чем я виноват?

Водитель Фольксвагена. Да, я объехал автобус по обочине, потому что он еле тащился, но столкновение-то произошло на дороге, а не на обочине. Водитель Рено не убедился, что дорога свободна, и не уступил мне, когда я был на главной.

Сотрудники ГИБДД. Водитель Рено нарушил п. 8.3 ПДД. При выезде с прилегающей территории он должен был уступить дорогу всем транспортным средствам, которые уже движутся по главной. Он этого не сделал, создал аварийную ситуацию, поэтому мы составили в отношении него протокол и вынесли постановление по делу об административном правонарушении по ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ. Штраф — 500 Р .

Что сказали суды

Ну тут все очевидно. Водитель Рено нарушил требования знака «Уступи дорогу», в результате произошло столкновение с Фольксвагеном. Материалы дела не дают нам повода усомниться в правильности решения, принятого сотрудниками ГИБДД.

Более того, показания водителя Рено только подтверждают его вину. Он же прямо говорит, что это именно он нарушил правила — не уступил дорогу, выезжая с прилегающей территории на главную дорогу, а значит, он и спровоцировал ДТП.

Постановление ГИБДД оставляем в силе.

Мужчина с таким решением суда не согласился и пошел его оспаривать.

В ПДД четко указано: участники дорожного движения должны действовать так, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. Нарушил правила — отвечай.

Водитель Рено выезжал на дорогу с прилегающей территории. Он должен был уступить всем транспортным средствам, путь которых он пересекает. В п. 1.2 ПДД говорится: понятие «уступить дорогу» означает, что водитель не должен создавать помех другим участникам движения, имеющим право на первоочередное движение по дороге.

Этот мужчина, выезжая с прилегающей территории и пересекая дорогу, не убедился в том, что он не создает помех другим участникам движения.

Да, водитель Фольксвагена обогнал автобус справа по обочине и неожиданно выехал на главную дорогу. Но мы в рамках этого судебного заседания не проверяем его поведение на дороге. Мы рассматриваем дело о нарушении ПДД водителем Рено.

Считаем, что предыдущие решения обоснованны. Оставляем их в силе.

Председатель областного суда:

Водитель Рено нарушил ПДД. Это подтверждается и протоколом осмотра места происшествия, и схемой ДТП, и фотографиями, и видео. Все доказательства получены законно, с соблюдением всех требований. Водитель Рено даже подписал протокол об административном правонарушении, который составили сотрудники ГИБДД, и никаких замечаний в нем не указал, хотя мог.

Очевидно же: водитель самонадеянно предположил, что успеет пересечь дорогу и повернуть налево, хотя при таком маневре должен был пропустить всех, у кого есть преимущество в движении.

Около проходной, с которой он выезжал, даже установлен знак «Уступи дорогу». То есть все водители, выезжающие с этой прилегающей территории, обязаны уступить дорогу всем транспортным средствам — вне зависимости от того, с какой скоростью они движутся.

Все решения оставляю в силе.

Так дело дошло до Верховного суда.

Водитель Рено выезжал с прилегающей территории на главную дорогу. Он должен был уступить дорогу другим участникам движения, имеющим перед ним преимущество. Преимущество, по ПДД, — это право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

В процессе рассмотрения дела водитель Рено постоянно говорил, что Фольксваген двигался по обочине, поэтому у него не было преимущества на дороге. В материалах дела даже есть копия постановления, которым водителя Фольксвагена привлекли к административной ответственности — как раз за то, что он ехал по обочине.

Получается, что у водителя Фольксвагена действительно не было права преимущественного проезда: он двигался по траектории, движение по которой вообще не допускается. Значит, у других водителей не было обязанности уступить ему дорогу.

Жалобу водителя Рено удовлетворить. Все постановления и решения судов отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Что в итоге

Водитель Рено действительно не пропустил машину, которая двигалась по главной дороге. Тем не менее ему удалось прекратить дело об этом административном правонарушении, доказав, что на главную дорогу Фольксваген выехал с обочины. В решениях суда есть информация о фото- и видеоматериалах. Вероятно, именно записи видеорегистратора помогли доказать, что водитель Фольксвагена обгонял автобус по обочине.

Может возникнуть вопрос, зачем из-за штрафа в 500 Р судиться в течение полутора лет. Все дело в том, что на основании факта правонарушения страховая компания будет рассматривать, кто виноват в аварии: кому компенсировать ущерб, а кому нет.

В этой истории получается, что водитель Рено доказал свою невиновность, а вот водитель Фольксвагена согласился с постановлением за езду по обочине. Теперь уже водитель Рено или его страховая компания смогут требовать с водителя Фольксвагена компенсацию за поврежденный Рено. Но это уже совсем другая история.

Какие выводы можно сделать из этой истории

Купите видеорегистратор и соблюдайте ПДД.

Как вы считаете, кто виноват?

Однозначно, виноват обочечник.

Насчет правых, виноватых и тех, кто принимает решения по всему этому поводу.
Попал я как-то в ДТП. Вторым участником был трамвай. Я поворачивал с главной на второстепенную. Трамвай же, наоборот, выезжал со второстепенной на главную. Ну и встретились. И водитель трамвая и инспектор ГИБДД пытались убедить меня, что я должен был уступить трамваю, мол, трамваю всегда надо уступать. Показал им на знак “Уступи дорогу” и попросил еще раз правила перечитать. После чего инспектор заперся в своей машине с книжечкой с ПДД. В итоге виновным признали водителя трамвая.

Видится мне некоторая коллизия:
Есть случай №1: В данном случае выезжающий Рено по логике суда не виноват – ВВшка ехала по обочине, а та, хоть и является частью ПЧ, но не предназначена для движения ТС. И вроде как Рено не при чем (технически я согласен с таким решением);
Есть гора случаем №2: Летчики на спортах без включенных фар едут с очевидным превышением в сумерках из-за чего становится невозможным оценить дистанцию до них и время её преодоления ими же. Поворачивающие налево авто становятся непреодолимым барьером для этих пилотов и их признают виновными. Хотя А – летчик должен был навключать все свои световые опознавательные знаки (фары, габариты, жилетки, прочее), Б – летчик критически завышает скорость в городе. Т. е. “пострадавшая” сторона не выполняет требований ПДД и двигается в режиме который не коррелирует с ПДД, но вместе с тем остается “пострадавшей” стороной.

Я к тому, что по моему либо надо ужесточать меры воздействия на водителей для принуждения к строгому соблюдению ПДД, либо менять ПДД, чтобы такие случаи однозначно трактовались в пользу того, кто их соблюдает.

Обгон по обочине самое тупое, что можно было сделать в подобной ситуации. Вообще все обочечники знатные негодяи. Респект водителю Рено за настойчивость!

Интересно, а почему на картинке в заголовке у рено разбита левая половина, хотя, исходя из схемы ДТП, должна была быть разбита правая? Надо ее флипнуть 🙂

Артем, да не, всё там правильно на фотке) и замок на водительской двери, и руль видно с козырьком панели)

Отлично. У отца похожая ситуация: двигался (отец – авто#1) по главной дороге прямо, объезжал поворачивающий налево автомобиль совершил наезд, буквально полколеса на островок безопасности (за что получил штраф)(может это и не допустимо, но так проезжают (негласно) этот участок дороги уже лет 100, ибо велика вероятность образования огромных пробок, ввиду продолжительного пропускания встречного потока), “виновник”(авто#2) двигался на встречу также по главной, и на перекрестке при повороте им налево ( думая так же что успеет) произошло столкновение. Авто#2 повреждения: крыло переднее, авто#1 в утиль, крыло и переднее колесо крепкими оказались. Водитель авто #2 уже дошел до краевого суда, оспаривая невиновность, и никого не интересует, что у водителя авто#2 отсутствует страховка в десятом поколении, занимался извозом частным, без каких либо регистраций, пострадал пассажир, и относится к категории “я успею”.
Хотя учитывая ситуацию с обочиной, мне кажется водитель Рено тоже “успевала”, слабо себе представляю чтобы со ста метров можно вылететь с обочины и догнать поворачивающий транспорт. Здесь наличие ППД должно говорит нам о том какой дурак главнее, с целью минимизации ДТП: надо предусмотреть все, вне зависимости происходит движение по обочине, встречке, через две сплошных, боком и т.д. и т.п., а потом уже осуществлять выезд, поворот и т.д.

Что делать, если идет поворот главной дороги: сигнал поворота

  1. Что нужно знать о поворотном сигнале
  2. Когда поворотник включается
  3. Когда сигнал не включается
  4. Подводим итоги

Здравствуйте, друзья! Большинство автомобилистов еще до того как сели за руль знали, что перед поворотами нужно включать сигнал поворотника. Но до сих пор у некоторых возникает вопрос о правильности действий, если речь идет про поворот главной дороги. Отсюда споры — надо ли включать поворотник на главной дороге.

Здесь действительно ситуация неоднозначная. Одни утверждают, что когда идет поворот главной дороги поворотник включается обязательно. Другие же считают иначе. Двигаясь по главной, сигнал можно не подавать. И это не будет считаться нарушением.

Что нужно знать о поворотном сигнале

В правилах движения есть буквально несколько маневров, при выполнении которых водители обязуются использовать световые сигналы транспортного средства, сигнализирующие о повороте.

К этим ситуациям относится:

  • поворот;
  • разворот;
  • обгон;
  • перестроение;
  • остановка;
  • начало движения.

Но и тут все равно возникают сложности. Основная из них — это движение по главной дороге с поворотом.

Для многих автолюбителей ответ покажется очевидным. Но не торопитесь с выводами. Далеко не всегда все так очевидно, как кажется на первый взгляд.

Тут все зависит от того, имеется ли сам маневр поворота. В ПДД ведь не пишут, что сигнал нужно подавать при вращении рулевого колеса.

Когда поворотник включается

Многих интересует, нужно ли включать поворотник при движении прямо.

Фактически ответ на вопрос уже был. Сигнал поворота водитель обязан включать, когда совершается маневр. Список этих маневров уже представлен выше. Ознакомьтесь еще раз. Не помешает.

Причем активировать сигнал нужно заранее. Так другие автомобилисты, а также участники движения будут понимать ваши намерения. Как только маневр будет завершен, световой мигающий сигнал отключается. Это также важно, иначе можно ввести водителей в заблуждение.

Теперь представим ситуацию. Есть перекресток. На нем стоит квадратный знак, разделенный на 4 квадрата. При этом есть выделенная жирная полоса, указывающая на главную дорогу. Плюс сверху установлен знак в виде желтого ромба с белой окантовкой.

При подобных обстоятельствах водителя информируют о знаке приоритета. То есть машина совершает поворот с одной дороги на другую. Это не главная дорога поворачивает.

Оказавшись в подобной ситуации, выполняя поворот, водитель обязан включить сигнал поворота. Причем не важно, находится ли он со стороны главной, либо второстепенной.

Вполне логично, что при движении прямо на таком перекрестке никаких сигналов подавать не нужно. Следует лишь ориентироваться на сигналы светофора. Если движение осуществляется прямо и по главной, то другие автомобили обязаны пропустить. И наоборот.

Табличка с направлениями движений вводит в заблуждение некоторых автомобилистов. Ведь тут четко вырисовывается жирная полоса, сигнализирующая о главной дороге. Но фактически это 2 полосы, имеющие скругления. Они нужны для того, чтобы показать — при выезде с этих направлений (отмечены жирными линиями) на перекрестке у водителя есть преимущество перед теми, кто движется с направлений, отмеченных тонкой линией на табличке.

Какой из этого всего следует вывод? Очень простой. На таких перекрестках включать сигнал поворотника нужно в обязательном порядке.

Когда сигнал не включается

На перекрестке обычно так. Идет главная дорога и поворот направо. Тут мы всегда включаем сигнал. Либо с главной на главную водитель поворачивает влево. Здесь тоже мигающая лампочка активируется.

Но возьмем другой пример. Идет поворот главной дороги направо. Либо налево. Тут уже речь идет об изгибе дороги.

Важно понимать, что исключительно прямолинейным движение по дороге быть не может. Существуют разные препятствия, которые дорожные службы при укладке обходили и огибали.

Это означает, что у главной дороги могут быть изгибы в ту или иную сторону. Но изгиб — это не поворот.

Да, бывает так, что дорога идет с уклоном. То есть с изгибом. Она обозначается иногда табличкой в виде жирной изогнутой линии в сторону направления главной дороги, с примыкающей второстепенной дороге. К примеру, это может быть поворот на поселок, выезд со двора и пр.

Примыкающая дорога не делает из такого участка перекресток. Потому машина, осуществляющая движение по главной, маневр не совершает. Просто нужно подрулить влево или вправо, чтобы удержаться в своей полосе. Фактически автотранспортное средство движется прямо, не с небольшим уклоном.

Следовательно, включать поворотный сигнал в этой ситуации не нужно.

Именно непонимание разницы между перекрестком, а также дороги с уклоном и ведет к тому, что водитель не может сориентироваться — включать поворотный сигнал или нет.

Во второй рассмотренной ситуации мигающую лампу активируют лишь при условии, что автомобилист намерен с главной дороги съехать на примыкающую. Здесь обязательно нужно занять правую крайнюю полосу, прижаться к обочине, включить заблаговременно поворотник, и выполнить маневр.

Подводим итоги

В этих всех вопросах ключевым фактором является маневр. Если маневр совершается, то поворотник мы включаем. Если действий, соответствующих понятию маневра, не выполняется, тогда и дергать напрасно сигнал не нужно.

Ошибка многих заключается в том, что на перекрестках с главной дорогой они уверены в своем приоритете. Да, по правилам их должны пропустить. Но водители второстепенных полос должны понимать, что планирует сделать автомобилист с приоритетом.

Получается, если поворотник не включен, это автоматически означает, что транспорт намеревается двигаться прямо. Каким же сюрпризом будет, когда шофер совершит поворот, не подав никакого сигнала. Это потенциально ведет к ДТП или созданию опасной ситуации.

Не включив поворотник, автомобилиста могут привлечь к ответственности. Штраф здесь минимальный, и составляет 500 рублей. Либо вовсе обойдется предупреждением.

Запомните. На перекрестках с приоритетной разметкой главной дороги поворотник включается. Если это главная с изгибом, и есть примыкающая дорога, то включать сигнал не требуется. Это лишь введет других участников в заблуждение.

Есть вопросы? Допускали ли подобные ошибки? Получали штраф за включенный или невключенный сигнал?

Ждем ваших ответов, а также интересных историй из личного опыта.

Поворот главной дороги и «поворотник»

Последнее обновление: 29.05.2022
Комментариев нет

  • Выезжая на главную, будь осторожен
  • Через перекресток по главной дороге
  • Как безопасно выехать на главную дорогу
  • Как безопасно выехать на главную дорогу (продолжение)
  • Съезд с главной дороги
  • Как определить главную дорогу, если нет знаков
  • Съезд и поворот с главной дороги
  • Поворот главной дороги и «поворотник»
  • Поворот по главной дороге

Вопрос: Нерегулируемый перекресток, на котором главная дорога изменяет свое направление. Главная дорога поворачивает направо. Получается, что дороги слева и «прямо» за перекрестком — второстепенные. Нужно ли включать указатель поворота, если я еду по главной дороге?

Ответ. Да, нужно. В данном случае имеем поворот главной дороги направо. При движении по ней включение правого указателя поворота обязательно. И дело, вовсе не в статусе дороги (главная или второстепенная).

Пункт 8.1 требует перед ЛЮБЫМ поворотом обозначить направление движения автомобиля соответствующим указателем поворота. Исключение составляет лишь случай, когда дорога изгибается, и поворот – это единственное направление дороги.

Впереди по движению перекресток, и на нем нужно повернуть направо. В данном случае правый поворот совпадает с направлением (поворотом) главной дороги. Следовательно, Правила требуют включить правый «поворотник».

Также, двигаясь по главной дороге, следует включать указатель поворота в случае, когда главная дорога поворачивает на перекрестке налево. Только в этом случае «поворотник» уже будет левый. Требование ПДД то же самое.

Бытует мнение, что если едешь по главной дороге, даже если она поворачивает, то всем окружающим участникам понятно: — вы на главной, и «поворотник» можно не использовать. Т.е., зачем его включать, если и так все понятно?!

Главная дорога, обычно, наезженная, по ней проходит больший поток машин, она часто шире второстепенных дорог. И на второстепенных дорогах перед перекрестком установлены знаки 2.4 «Уступите дорогу» вместе со знаком 8.13 «Направление главной дороги».

Другими словами, когда едете по главной, есть некая уверенность, что с второстепенных дорог 100% уступят. А если они по любому обязаны уступить, то возникает вопрос: а зачем тогда включать «поворотник»?

Это мнение ошибочно, к тому же оно – просто мнение! Кроме этого мнения есть Правило, и оно прописано в пункте 8.1 ПДД.

Таким образом, руководствуясь не правилом, а мнением, требование пункта 8.1 включить указатель поворота часто водителями не выполняется, что нередко приводит к напряженным ситуациям, поскольку водителям, которые подъезжают к этому перекрестку с двух второстепенных дорог, до конца не понятно направление движения автомобиля на главной дороге.

Ситуация проясняется, когда тот уже заедет на перекресток, и траекторией собственного движения как бы «обозначит» свое направление: либо поедет прямо, либо повернет. Этот вопрос уже поднимался ранее в серии статей Главная дорога. Рекомендую к прочтению.

На любом повороте включение «поворотника» обязательно.

Еще нужно помнить о следующем. Перед поворотом Правила требуют занять соответствующее положение на проезжей части: для правого поворота – крайнее правое положение, для левого поворота – соответственно, крайнее левое положение. Это требование существенно и на повороте главной дороги, даже в том случае, если дорога двухполосная.

Если данным требованием пренебречь, то высока вероятность возникновения различных внештатных ситуаций, взаимного непонимания или, что хуже, столкновения (ДТП) в процессе поворота. Некоторые из них рассмотрены в статье Съезд и поворот с главной дороги.

Еще нужно помнить, что водитель, движущийся по главной дороге, независимо от своего дальнейшего направления движения, имеет преимущественное право проезда перекрестка по отношению к участникам, которые подъехали к перекрестку по второстепенным дорогам (пункт 13.9).

Но практика вождения подсказывает, что использовать свой приоритет целесообразно только тогда, когда есть твердая уверенность, что вам уступают дорогу.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 29.05.2020

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Нужно ли включать поворотники, если главная дорога делает изгиб

В дороге у водителя может случиться множество неоднозначных ситуаций, одна из них, когда главная дорога делает изгиб и не понятно включать ли поворотники или нет, чтобы предупредить другие машины о своих действиях. Главный вопрос – считается ли это за поворот? Давайте разбираться.

Когда согласно ПДД положено включать указатели поворота

Прежде всего, посмотрим, что говорится в ПДД. В статье 8.1 указывается, что водитель обязан подавать сигналы о повороте «перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой». Далее в пункте 8.2 замечается, что сигналы должны «производиться заблаговременно до начала выполнения манёвра и прекращаться немедленно после его завершения . При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения».

Как видим, закон обязывает водителя давать знать окружающим о своих планах, и использование сигналов является важным элементом поведения участников дорожного движения. Поворотники нужны как раз для того, чтобы автомобили могли «общаться» при совершении манёвров, и чтобы любое изменение поведения транспорта не стало сюрпризом для других машин и пешеходов. Вроде бы всё ясно? Но тогда вопросов бы не возникало – расположение дорог бывает разное. Теперь давайте рассмотрим на практике, как действовать, когда главная дорога изгибается.

Если главная дорога поворачивает под прямым углом

Классический случай – главное шоссе резко меняет траекторию под прямым углом. Этот вид изгиба считается самым опасным, и здесь водитель однозначно совершает поворот, как и указано в ПДД, так что не нужно быть докой в вождении автомобиля, чтобы доказать, что включать сигнал при таком крутом манёвре нужно в любом случае.

На Y-образных перекрёстках

Если перед водителем лежит Y-образный перекрёсток, т.е. дорога, словно дерево, расходится на две полосы и из одной трассы превращается в две, – здесь включать поворотники однозначно нужно. Вопросов не должно возникнуть, если руководствоваться простым здравым смыслом – автомобиль не имеет другого варианта, ему придётся придерживаться либо правой дороги, либо левой, и если он не сообщит иным участникам дорожного движения о своих будущих действиях, это может повлечь за собой аварийную ситуацию.

Когда главная поворачивает, а второстепенная идёт прямо

Случается, что автомобилю предстоит преодолеть перекрёсток со сложной структурой, и даже бывалые автомобилисты задумаются, прежде чем дать однозначный ответ на вопрос: следует ли здесь пользоваться поворотниками? Перед нами главная трасса поворачивает, а её прежнюю траекторию продолжает второстепенная дорога – как быть? Ответ: в такой ситуации, если водитель планирует оставаться на главном шоссе, то ему неизбежно придётся совершить поворот, а значит обязательно включить сигнал, как и написано в правилах.

Если поворот плавный

Если автомобиль движется по главной дороге с плавным изгибом, то здесь не происходит перестроения, поворота и разворота — манёвр слишком маленький для таких действий. Транспорт движется по другой траектории, чем во всех случаях, что мы рассмотрели выше, и участники движения в любом случае должны понимать, где в следующую секунду окажется автомобиль. А значит, в такой ситуации поворотник включать не нужно.

Ситуация не изменится даже если к такому изгибу примыкает второстепенная дорога, но она поворачивает вбок, а не идёт прямо, как в предыдущем примере. Если водитель продолжает движение по главной трассе с плавным уклоном, то он имеет право ехать по ней без сигналов, как предписывает ему дорожная разметка. Если он планирует повернуть на примыкающую, то да, здесь поворотник включить однозначно придётся.

Всё достаточно просто и логично, и в теории не должно ввести водителя в ступор. Двигаемся по главной дороге, и включаем поворотники, когда ситуация вынуждает нас кардинально изменять траекторию движения и коммуницировать с другими автомобилями. Рядом с любым изменением расположения дорог будет висеть соответствующих знак и он подскажет водителю как действовать.

Ссылка на основную публикацию