Как оспорить экспертизу ДТП
Автоюрист сэкономит ваши деньги. ⭐⭐⭐⭐⭐ 100% гарантия, оплата по факту. ☎ тел: +7 495 290-92-46.
- Оценка повреждений после ДТП: как не дать себя обмануть
- Не согласен с результатами оценки и предложенной суммой компенсации: что делать дальше?
- Несколько слов о независимой экспертизе
- Основания для оспаривания результатов независимой экспертизы
- Как обжаловать результат независимой экспертизы?
- Для чего назначается судебная экспертиза после аварии?
- Как оспорить судебную экспертизу после ДТП?
- Заключение
«Верили в справедливость», но оказались недовольны результатом первичной оценки повреждений автомобиля? Хочу огорчить – такая же ситуация может возникнуть в случае проведения независимой, а затем судебной экспертизы. В первом случае обычно все происходит из-за низкого уровня квалификации техников- оценщиков (мы говорили неоднократно о том, что к выбору экспертной организации следует подходить серьезно), а во втором причиной такого результата обычно оказывается занятость специалистов и отсутствие контроля со стороны заказчика. Давайте сейчас поговорим о том, как оспорить экспертизу после ДТП и защитить свои права.
Оценка повреждений после ДТП: как не дать себя обмануть
О том, что первичный осмотр транспортного средства выполняет экспонатная организация, сотрудничающая со страховой компанией, знает каждый водитель. Поэтому вполне логично, что наш разговор мы начнем именно с ответа на вопрос о том, как оспорить экспертизу после ДТП, проведенную страховщиком.
Основания, позволяющие оспорить заключение специалиста могут быть разные. Обычно это:
- неправильно определенный объем убытков;
- некомпетентность техника-оценщика, выполнявшего осмотр;
- отсутствие у эксперта лицензии (или ее просрочка);
- заинтересованность специалиста в результате;
- проведение экспертизы с нарушением установленных норм.
Каким бы ни был повод для обжалования, свои доводы заявителю придется доказывать документально. Для того чтобы оспорить результаты исследования необходимо провести независимую экспертизу по ДТП. Это основное доказательство, которое будет принято во время судебного разбирательства. Иск может быть подан не только пострадавшим в аварии, но и ее виновником.
Не согласен с результатами оценки и предложенной суммой компенсации: что делать дальше?
Заподозрив, что страховая компания предлагает заниженную сумму компенсации, не стоит расстраиваться. Дело не всегда доходит до судебного разбирательства.
Запомните! Страховщики отлично знают, когда к ним обращаются люди хорошо знающие свои права, а когда автовладельцы, не способные отстоять свои интересы.
Для начала следует выяснить, какие именно исследования проводил специалист. Эти данные помогут правильно собрать доказательную базу. На самом деле экспертизы бывают разными. В зависимости от сложности дорожно-транспортного происшествия эксперты могут проводить такие виды исследований:
- автотехническую;
- трассологическую;
- автотовароведческую и ряд других.
В каждом отдельном случае перед специалистом ставятся различные задачи. Получив необходимую информацию можно обращаться за помощью к автоюристу. Первичная консультация представляется совершенно бесплатно. Воспользовавшись ею автовладелец поймет, способен ли он сам отстаивать свои интересы, или без участия в деле профильного адвоката не обойтись.
В любом случае нужно будет внимательно изучить заключение эксперта. Если участник ДТП не согласен с перечнем выявленных повреждений и их характером, он может потребовать проведения дополнительного исследования. Особенно внимательно следует изучить указанную в документе информацию о аварии. Иногда незначительная на первый взгляд ошибка может стоить автовладельцу немалого количества недоплаченных средств. Попросите эксперта дать аргументированные разъяснения указанной в заключении информации.
Если страховая компания не захочет проводить повторное исследование и пересматривать сумму компенсации, придется воспользоваться услугами независимого эксперта. Их автовладелец вынужден будет оплатить из своего кармана. Не стоит бояться этих трат, так как опытный автоюрист поможет взыскать затраченные деньги с ответчика.
После получения заключения специалиста можно подавать досудебную претензию. Она пишется в простой форме, требует четких формулировок и ссылок на нарушенные ответчиком нормы законодательства. Если в течение 10 дней ответа не последовало, собственнику автомобиля придется обращаться в суд.
Несколько слов о независимой экспертизе
Деятельность независимых экспертов регламентируется Федеральным законом от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в РФ» №135-ФЗ. Процедура оценки состояния транспортного средства требует выполнения таких шагов:
- Осмотр авто. Специалист не только выявляет все видимые и скрытые повреждения, но и сравнивает номера узлов и агрегатов, проверяет комплектацию.
- Составление акта. В документе должны быть обязательно перечислены все выявленные дефекты. Только перепроверив полноту списка заказчик может смело подписывать бумагу.
- Формирование выводов и подготовка заключения. На данном этапе определяется стоимость необходимых для восстановления запасных частей и услуг механиков. Принимается во внимание особенность региона.
- Выполнение расчетов. Основной документ, которым руководствуется эксперт – Единая методика РСА. Кроме этого используются нормы ФСО1,2 и 3.
Место проведения осмотра оговаривается заранее. Если автомобиль не способен передвигаться своим ходом, специалист выезжает на место его стоянки.
Перед проведением процедуры эксперт и заказчик заключают официальный договор, в котором перечисляются вопросы, ответы на которые хочет получить собственник машины, сроки выполнения поставленных задач, стоимость услуг и другие важные моменты. Перед подписанием соглашения автовладельцу нужно будет предъявить:
- гражданский паспорт или другое удостоверение личности;
- бумаги, имеющие отношение к ДТП (это протокол осмотра места происшествия постановление о возбуждении административного дела (об отказе) и другие документы);
- СТС и ПТС;
- фотографии и видеоматериалы, отснятые на месте аварии.
Действующее законодательство РФ устанавливает критерии, которым должен соответствовать оценщик. Обязательным условием является наличие высшего профильного образования, сертификата, прохождение аттестации и участие в СРО. Министерство юстиции России ведет реестр таких специалистов. Поэтому, прежде чем доверить осмотр машины оценщику, нужно убедиться, что его личные данные в него включены.
Основания для оспаривания результатов независимой экспертизы
Независимую экспертизу по дорожно-транспортному происшествию может заказать любой участник ДТП. В соответствии с действующим законодательством России в случае заинтересованности эксперта в том или ином результате осмотра, составленный им акт будет признан недопустимым ложным доказательством. В результате такого специалиста могут привлечь к административной или уголовной ответственности (в зависимости от сложности ситуации) за предоставление заведомо ложного доказательства.
Оспорить независимую экспертизу можно в таких случаях:
- Заключение специалиста не соответствует реальной ситуации.
- При выполнении исследования были нарушены нормы действующего законодательства РФ. В такой ситуации заключение эксперта признается неправдивым и не сможет выступить в суде доказательством.
Участник аварии может оспорить заключение специалиста, если, по его мнению, в работе оценщика были допущены ошибки, а также во многих других случаях. Главное понимать, что предположений и подозрений не достаточно, их придется подтверждать фактами.
Обычно заказчиком стороннего исследования является владелец пострадавшего в ДТП транспортного средства, но не только он может обжаловать выданное специалистом заключение. За ходом проведения и результатом исследования нужно внимательно следить обоим участникам аварии, в противном случае «неприятные сюрпризы» могут ожидать как пострадавших, так и виновников.
У водителя, чьи действия привели к столкновению, может возникнуть желание оспорить заключение специалиста в таких случаях:
- Между суммой страхового возмещения, озвученной СК, и результатом независимого исследования оказывается существенная разница. Естественно, что виновник ДТП, может заподозрить наличие сговора между пострадавшим участником аварии и сторонним специалистом.
- В акт о независимом исследовании включены дефекты, которые были получены до дорожно-транспортного происшествия. Это случай, подтверждающий, что надо всегда внимательно читать протокол, оформленный на месте аварии сотрудниками ГИБДД и требовать, чтобы в него были внесены все полученные дефекты. Если перечень, указанный в обоих документах отличается, можно ходатайствовать о повторной проверке машины.
- Виновную сторону не уведомили о проведении независимой экспертизы и она не присутствовала при проведении осмотра. Понятно, что заказчик оценки мог и не знать о том, что виновнику надо сообщить о предстоящем мероприятии, но перед заключением договора эксперт обязан ему разъяснить порядок проведения осмотра и требования, которые должны быть при этом соблюдены. Поэтому, если Вы стали виновником аварии и Вам не сообщили о проведении стороннего исследования повреждений автомобиля, можете смело требовать проведения дополнительной экспертизы.
Как видим, основания для обжалования могут быть разными. Давайте теперь поговорим о том, как оспорить независимую экспертизу после ДТП.
Как обжаловать результат независимой экспертизы?
Если сторонняя экспертиза организация (специалист) не отреагировала на требование о проведении повторного исследования или отказалась его проводить, участник аварии имеет право оспорить сомнительное заключение. Решить проблему можно несколькими способами:
- Провести собственную независимую экспертизу по дорожно-транспортному происшествию. На основании полученных результатов составляется претензия. В документе указываются обнаруженные ошибки, неточности и нарушения процедуры.
- Написание рецензии заключения независимого эксперта. Готовить документ должен квалифицированный специалист. В рецензии должны быть указаны несоответствия и ошибки. Эту бумагу можно использовать в качестве доказательства при досудебном урегулировании спора или при судебном разбирательстве.
Если, несмотря на доводы, рецензия или заключение новой экспертизы не будут приняты во внимание, можно перейти к следующему этапу – подготовке иска.
Судья примет заявление к рассмотрению и назначит дату заседания. На основании результатов двух независимых исследований или экспертизы и рецензии к ней будет принято решение. Есть еще вариант исхода дела – назначение судебной экспертизы. Судья может принять об этом решение сам или удовлетворить ходатайство участников процесса.
Мы можем помочь!
Ниже часть выигранных дел с подтверждающими документами. Мы гарантированно поможем Вам в борьбе с нечестными страховщиками. Оплата только по факту и только при положительном исходе дела.
Законные способы оспаривания экспертизы по аварии: как действовать в суде
Автор: Нина Логинова. Эксперт в области административного, гражданского, семейного и трудового права. Образование высшее юридическое — окончила Уральский государственный юридический университет, факультет Юстиции. Опыт работы: помощник адвоката, стаж 17 лет. Оказываю юридическую помощь гражданам и организациям — даю консультации, составляю претензии, жалобы, исковые заявления, представляю интересы в суде, правоохранительных и иных государственных органах.. Дата: 19 ноября 2019. Время чтения 6 мин.
stevepb/pixabay
Оспорить оценку независимого эксперта можно путём подачи ходатайства судье. Заявителю будет предложено предоставить варианты компаний, из которых выберут одну и поручат ей подготовить заключение. При сомнениях в расчётах допускается запрашивать экспертизу несколько раз, пока судья не сочтёт результаты точными и не признает отчёт достоверным доказательством. Однако расходы на оплату работы всех оценщиков в конце процесса лягут на виновную сторону.
Оспорить независимую экспертизу по ДТП в суде можно, если заключение специалиста не соответствует фактическим обстоятельствам или не вызывает доверия.
Основания
Оценка представляет собой исследование, в процессе которого:
- производится осмотр транспортного средства;
- выявляются причины, послужившие поломкам и деформациям деталей;
- устанавливается продажная стоимость машины после дорожно-транспортного происшествия.
Заключение оформляется в виде отчёта, который послужит весомым доказательством в суде при взыскании материального ущерба, а также в страховой организации при оформлении выплаты.
На заметку! Оценочная компания, которая занимается такими работами, должна иметь сертификаты и давать только достоверные сведения. Иначе за недобросовестное заключение к оценщику возможно применение наказания по статьям 17.9 КоАП или 307 УК РФ.
Часто истец приносит на заседание отчёт, в котором имеются некоторые нестыковки:
- в акт включены неисправности машины, которые были ещё до столкновения, — при осмотре инспектор ГИБДД не указал их в протоколе;
- установленная стоимость ущерба значительно превышает лимит по ОСАГО — остальную сумму виновнику придётся доплачивать из своего кармана, поэтому необходимо проверить расчёты;
- ответчика не уведомили о проведении экспертизы, хотя он имеет право и хотел присутствовать;
- у оценщика нет свидетельства или сертификата на выполняемые работы;
- имеется подозрение на сговор — истец обратился к знакомому эксперту, который мог провести расчёты с выгодой для них обоих.
Под оспариванием принято понимать не подачу иска о признании недействительности заключения, а ходатайство об ещё одной независимой оценке для перепроверки данных, представленных в первом отчёте.
Как действовать
Существует несложный алгоритм, который используют, если возникают подозрения на необъективность мнения специалиста.
Шаг 1. Сравнить описания
Чтобы в дальнейшем оценить правдивость заключения эксперта, нужно знать истинное положение дел при ДТП. Инспектор или комиссар, описывая ситуацию, указывает состояние автомобиля и обстоятельства произошедшего в протоколе, приводит схему расположения и столкновения автомобилей. Сюда же заносятся доводы участников и свидетелей аварии.
Фото: centrst.ru, «Центр страхования»
Знать первоначальное описание ситуации нужно, чтобы сравнить детали с тем, что указал эксперт. Часто добавляются бамперы, зеркала или фары, которые не были задеты при столкновении, а повредились ранее. Однако если ответчик хорошо изучил нанесённый ущерб, а ему приписали лишние расходы, то не даст себя обмануть. Если есть подозрения, что выводы противоречат первоначальным сведениям о происшествии, то сразу можно просить о назначении ещё одной экспертизы.
Справочно! При оформлении европротокола при ДТП обстоятельства аварии фиксируются без вызова ГИБДД.
Шаг 2. Подать ходатайство
Если ответчик сомневается в заключении, просят у суда организовать новую экспертизу, пояснив причины своего недоверия (противоречие сведений, родство истца и оценщика и т.д.). Она поможет провести более детальный анализ случившегося и уточнить компенсационные выплаты. Иногда в ходе дела всплывают новые факты, которые могут значительно понизить степень виновности ответчика или сумму ущерба.
Судья предложит предоставить ему варианты оценщиков и выберет одного из них. При назначении судебной экспертизы сразу делается предупреждение исполнителю об ответственности за ложные показания, поэтому вряд ли он пойдёт на сговор с истцом ради выгоды.
Ходатайство составляется в свободной форме и приобщается к материалам дела. В содержании рекомендуется заявить о вызове эксперта на заседание в качестве свидетеля, чтобы он пояснил сомнительные моменты суду. Ответчику можно заранее подготовить меткие вопросы. Если оценщик будет путаться в показаниях или противоречить своему заключению, то на него возможно наложение наказания за ложные доводы.
Шаг 3. Оценка
Если судья удовлетворяет просьбу ответчика о повторной экспертизе, истец не должен препятствовать осмотру своего автомобиля. Ему необходимо подготовить полный пакет на машину, сообщить о времени проведения всем участникам — ответчику, представителю страховой компании и другим лицам, желающих присутствовать при заключении. Когда собственник выступает против процедуры, судьи делают вывод о ложности информации из первого отчёта и выносят решение не в пользу истца.
Фото: sud-mskexpert.ru, единая служба судебных экспертиз
В сложных ситуациях приводят рецензию на мнение исполнителя. Это не осмотр автомобиля, а анализ обоснованности, грамотности и законности составления заключения. Оно не является прямым доказательством, однако придаёт юридическую силу сведениям оценщика.
На заметку! Судебные экспертизы не работают бесплатно. Все расходы лягут на лицо, признанное виновным по результатам разбирательства.
Сроки анализа исполнителем полученных данных могут составлять 10-12 суток, поэтому заседание переносится на другой день.
Встречаются ситуации, когда судебные разбирательства тянутся несколько месяцев или лет, тем временем машина может быть уже продана. В этом случае алгоритм действий не меняется, однако придётся привлечь к экспертизе нового собственника автомобиля.
Данные о покупателе суду предоставляет истец, он же договаривается об осмотре.
Примеры из практики
Отследить мнение судей по просьбам дополнительных проверок можно на исках по возмещению ущерба к страховым компаниям. Последние отстаивают свою правоту по выплате заниженной стоимости любыми способами. Информация предоставлена сайтом sudact.ru.
Пример 1. Решение от 11 марта 2019 года по делу № 2—2/19. Организация по защите прав потребителей «Флагман», действующая от имени Нойкина И.В., подала иск на АО «Макс» для взыскания средств. Ранее страховщик уже сделал выплату. Однако истец с её размером не согласился и сам провёл независимую оценку, которая подтвердила, что выплаченных денег недостаточно для ремонта автомобиля.
Выводы эксперта истец представил суду. Ответчик выразил недоверие к расчётам и выдвинул ходатайство о назначении повторной оценки, которое и было удовлетворено. Однако результаты заключения не устроили его по причине поверхностных расчётов, которые привели к занижению ущерба. При допросе исполнитель не отрицал наличия технической ошибки.
Истец заявил о необходимости ещё одной оценки, судья удовлетворил просьбу. Теперь расчёты были произведены точно, а эксперт — свидетель, смог обосновать своё мнение. Это заключение было принято как достоверное доказательство. Суд удовлетворил иск заявителя.
Пример 2. Решение от 27 февраля 2019 года по делу 2—105/2019. Истец Конев А.И. в целях возмещения ущерба от ДТП обратился к страховщику СПАО «Ресо-гарантия» и виновнику происшествия Каминскому В.И.
Заявитель предварительно организовал получение независимой оценки. Ответчики посчитали сумму завышенной, поэтому возник спор. Судом назначена автотехническая экспертиза, результаты которой были оглашены на заседании. Однако ответчик Каминский В.О. ходатайствовал об организации ещё одной оценки, поскольку не был привлечён для участия в осмотре.
По решению суда готовилась дополнительная автотехническая проверка. Заранее назначенного эксперта предупредили об уголовной ответственности за предоставление ложных сведений, поэтому его заключение впоследствии приняли как доказательство. Окончательно суд встал на сторону истца.
Судьи охотно идут на неоднократное проведение оценок до момента, пока расчёты не станут наиболее достоверными.
В сюжете описана правильная процедура независимой экспертизы, на основании которой можно судить о точности расчётов, чтобы её обжалованию.
Особенности эксплуатации автомобиля в жаркую погоду.
Летом от жары страдают и люди, и автомобили. Вот несколько простых рекомендаций, которые помогут вам снизить риск получить перегрев или повреждение, и наслаждаться поездками в любую погоду.
Жару плохо переносит не только человек, но и машина. Ей вредна высокая температура.
Основную неприятность в жаркое лето может доставить перегрев двигателя из-за поломок в системе охлаждения. К ним относятся: утечка охлаждающей жидкости, неисправность помпы и термостата, неработающий вентилятор и т.д. Также имеется ряд факторов, которые снижают эффективность системы охлаждения и увеличивают риск перегрева силового агрегата. К ним относятся: загрязнённые соты радиаторов, работа мотора с повышенной нагрузкой, городские пробки, бездорожье. К перегреву приводит и работающий кондиционер, так как на двигатель от компрессора идёт дополнительная нагрузка.
От перегрева движка в сильную жару спасёт постоянный контроль за датчиком указателя температуры. Ну а до наступления жары стоит провести профилактическое обслуживание системы охлаждения двигателя: проверить уровень антифриза, при необходимости долить или заменить его (поскольку и охлаждающие жидкости имеют свои сроки годности), а также осмотреть и очистить от грязи радиаторы.
Эффективность тормозов в летнюю жару во многом зависит от качества тормозной жидкости. Статья из сообщества сам себе автомеханик. При летней эксплуатации авто температура кипения этой жидкости должна соответствовать рекомендациям производителя. Стоит помнить, что со временем тормозная жидкость поглощает влагу из воздуха и её свойства теряются. Именно по этой причине эксперты рекомендуют менять тормозную жидкость перед началом летнего сезона.
Даже если с тормозной жидкостью всё в порядке, в жару не стоит прибегать без нужды к резкому торможению. При резком торможении колодки сильно перегреваются, и их поверхность при соприкосновении с тормозным диском не обеспечивает необходимого эффекта. Определить перегрев колодок можно по изменяющемуся усилию на педали тормоза – выжимать педаль становится труднее.
Езда целый день в летнюю жару может сказаться на приборной панели – нередки случаи вздутия пузырей на пластике или даже деформации «приборки».
Если вашему аккумулятору больше трёх лет, подумайте над его заменой. Аккумуляторы испытывают большое напряжение при экстремальных температурах. Чем они старше, тем хуже они реагируют на слишком высокую или слишком низкую температуру.
Обязательно осмотрите вашу систему охлаждения, если её не проверяли в течение двух лет. Эта система очень важна для охлаждения мотора и для того, чтобы хорошо работал кондиционер. Ежегодно в системе кондиционера количество хладагента уменьшается на 10%. Вследствие этого уже через 3 года способность прибора к охлаждению может значительно ослабеть. В связи с этим лучше каждый год проверять работоспособность ключевых компонентов кондиционера.
Проверьте состояние покрышек. За давлением в шинах надо следить в первую очередь, особенно перед длительными поездками. Если покрышки износились и имеют трещины, в жаркий день это грозит большой неприятностью – они могут взорваться. И если это произойдёт на большой скорости, то может произойти серьёзная авария.
От жары сильно страдают кузов и его лакокрасочное покрытие, материал отделки салона – краска тускнеет, пластик пучится и трескается. Предохранить их помогут профилактические мероприятия: периодическая мойка с обработкой жидким воском и полировкой. Однако помните: мыть нужно только утром до наступления жары или вечером.
Если в жару вы едете далеко, всегда держите в машине побольше воды. Она нужна не только вам, а может очень пригодиться, если произойдёт утечка из радиатора.
Не рекомендуется включать кондиционер сразу на полную мощность, если машина долго стояла на солнце. Резкий перепад температур может, к примеру, привести к появлению трещин на лобовом стекле в том месте, где были сколы. Сначала лучше просто открыть на несколько минут окна, и только потом, когда салон немного охладится, включить систему кондиционирования, постепенно понижая температуру.
В сильную жару крайне не рекомендуется заливать топливо в бак до предела. Под воздействием высоких температур топливо расширяется и может вылиться через горловину бензобака. Если это произойдёт, то любая искра может привести к возгоранию.
Наибольшую опасность для автомобиля в жаркие дни таит в себе перегрев двигателя. Как правило, причина в том, что бачок охлаждающей жидкости пуст. Контролируйте его температуру на протяжении всего пути (датчик не должен показывать больше 100 °C).
Если двигатель на грани перегревания, можно попробовать включить печку на полную мощность и тем самым отвести часть тепла от двигателя в салон.
Если никак не удаётся справиться с повышенной температурой двигателя, можно пойти на небольшую хитрость: приподнять капот на пару сантиметров. Вентиляция приоткрытого моторного отсека значительно улучшится.
В жару вода из аккумулятора испаряется быстрее, и, чтобы избежать его перегрева и вскипания, нужно регулярно проверять уровень электролита.
Состояние дорог в летнее время ухудшается. Асфальт нагревается и размягчается, делая дорогу скользкой. Будьте предельно внимательны, ведь повреждённый асфальт увеличивает тормозной путь и может вызвать занос машины.
В жаркую погоду стоит помнить о том, что если кондиционер был включён, то нельзя глушить мотор сразу после окончания движения. Стоит выждать 2−3 минуты, и только потом выключить мотор. В противном случае система охлаждения может выйти из строя из-за чрезмерно высокого давления.
С одышкой и ползком: почему в жару машина плохо едет и что с этим делать?
Наверняка многие замечали, что в жару, которая сейчас во многих регионах России выжигает несчастное население, измученное нарзаном, машина едет как-то не так. Плохо машина едет в жару. Причём, как многие думают, полностью исправная машина. Некоторые начинают гадать, почему так происходит. Может, с ней всё-таки что-то не так? А может, ей просто тяжело? Отчасти верно и то, и другое. Машине на жаре действительно тяжело, и дело не только в системе охлаждения.
Просто физика, ничего личного
Начнём с наиболее важной причины ненормального поведения машины в жару. Как всем известно, бензин сам по себе не горит, горят его пары. А правильно горит только топливо-воздушная смесь – мелкодисперсная смесь атмосферного воздуха и жидкого топлива с небольшим включением парообразной фазы этого самого топлива. Оптимальным соотношением топлива и воздуха считается 14,7 к 1: на 14,7 кг атмосферного воздуха должен приходиться один килограмм жидкого топлива. Понятно, что это смесь идеальная, но в жизни приблизительно такие пропорции и соблюдаются в камерах сгорания. Мы сейчас не будем говорить про грубый и неинтеллектуальный карбюратор, который ушёл в прошлое, так что дальше – только про впрысковый мотор.
Итак, есть датчики, которые контролируют количество воздуха для подготовки смеси. Они бывают разными: обычно это или датчик массового расхода воздуха (ДМРВ), или датчик абсолютного давления (ДАД), который работает в паре с датчиком температуры воздуха (ДТВ). Эти датчики позволяют понять, сколько воздуха примет участие в приготовлении топливо-воздушной смеси. Но вот беда: содержание кислорода в воздухе сильно зависит от плотности воздуха, которая в свою очередь зависит от его температуры. И зависит сильно.
Датчик массового расхода воздуха на автомобиле
Нормальная плотность воздуха при нуле градусов на уровне моря – 1,29 кг/м3. Но, например, зимой при температуре -20 градусов она составляет 1,39 кг/м3, а в летнюю жару, которая, признаться, нас уже порядком достала, при температуре +35 градусов она составляет всего 1,14 кг/м3. Относительная разница между 1,39 и 1,14 просто огромная. Любая система датчиков, что ДМРВ, что ДАД с ДТВ, понимает, сколько воздуха поступает в мотор. Понятно, что в жару его плотность заметно ниже, а значит, и количество бензина на это количество воздуха тоже должно быть меньше. В итоге получается грустная картина: воздух вроде как идёт, но его не хватает.
Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ)
Датчик абсолютного давления (ДАД)
Форсунки в этой ситуации получают команду не лить слишком много бензина, чтобы не переобогащать смесь и сохранять её постоянный состав на уровне тех же 14,7:1. Водитель хочет улететь со светофора в горизонт, нажимает на газ, а в ответ – вялый разгон… Мотору не хватает горячего разреженного воздуха. И ничего с этим сделать нельзя, машина обречена на жаре ехать медленнее, чем в мороз. Но не совсем.
Если говорить про атмосферный мотор, то да. Тут почти ничего не сделаешь: он не может надуть себе в коллектор больше воздуха, чем туда может попасть из атмосферы. Ему просто нечем дуть, на то он и атмосферный. И такой мотор от жары страдает больше всех, потому что не имеет никаких компенсационных механизмов. Единственное,что ему может помочь – это чистый воздушный фильтр. Особенно это важно по той простой причине, что летом в воздухе больше пыли, и забивается он быстрее, чем зимой или хотя бы на влажных дорогах межсезонья. Поэтому чистый фильтр, конечно, сильно ситуацию не исправит, но хотя бы немного жизнь мотору облегчит.
С наддувными моторами чуть проще. Турбина может компенсировать недостаток плотности воздуха, хотя для этого на педаль газа всё равно придётся давить немного активнее (потому что максимальная мощность наддувного мотора на жаре тоже будет всё-таки ниже, чем в холодную погоду). Но сделает она это при одном условии: если интеркулер будет чистым. Тут охлаждение наддувочного воздуха обретает особенную важность. Чем грязнее интеркулер, тем сильнее турбомотор будет реагировать на жару. Можете считать это намёком на необходимость некоторых действий.
И всё-таки против физики не попрёшь. Низкая плотность горячего воздуха в любом случае заставит мотор работать не на полную мощность, и с этим придётся смириться. Однако есть другие вещи, с которыми стоит побороться.
«Кондей» и все-все-все
Мы все прекрасно понимаем, что кондиционер (или климат-контроль) отбирает существенную часть мощности двигателя. Особенно – малообъёмного атмосферного (то есть, самого распространённого в России). И не зря на некоторых автомобилях при нажатии на педаль газа (и при полном открытии дроссельной заслонки) кондиционер отключается автоматически.Это позволяет хоть как-то идти на обгон или опережение. Точных данных о том, сколько отбирает кондиционер, нет. Тут очень многое зависит от мотора и его состояния. Но приблизительно потеря мощности для среднего атмосферного мотора составит около четырёх лошадиных сил (из расчёта мощности кондиционера). Если вычесть эти цифры из пониженной от горячего воздуха мощности мотора, получается существенный недостаток лошадей. Теоретически в полностью исправном моторе мощностью 100 л.с. при включенном кондиционере и +35 за бортом остаётся около 85 л.с., но тут ещё многое зависит от состояния системы охлаждения.
Система охлаждения – штука нужная. Без неё двигатель не был бы термостабильной системой, которая и летом, и зимой работает при температуре 90-110 градусов (моторы бывают разными). Но вот ведь парадокс: системе охлаждения для работы нужна энергия, а взять её неоткуда, кроме как из мотора. И чем труднее приходится этой системе, тем больше мощности она забирает из мотора. Конечно, слишком много она не заберёт, некуда ей там её брать, но постоянно молотящие на максимальной скорости вентиляторы – это тоже потребители. Вентилятор отбирает ровно столько, сколько требуется его электромотору. Если взять нормальное напряжение в 14 вольт и ток, потребляемым мотором вентилятора в 40 ампер, то мощность потребителя получится (14*40) = 560 Вт. Это где-то около 0,76 л.с. Если вентилятора два, то можно умножить это число на два. Вроде, не так много, но опять же: есть предыдущие факторы, которые отлично суммируются.
Кроме того, если работает кондиционер и вентиляторы (которые активнее начинают работать с включенным кондиционером), вырастает нагрузка на генератор. А генератор сам по себе поедает очень много мощности – в среднем до 10 л.с. Правда, даже при минимальных потребителях он тоже забирает мощность, но в жару ему всё-таки приходится сложнее.
Чтобы как-то минимизировать все эти потери нужно всего лишь следить за чистотой и исправностью системы охлаждения. Если этого не делать, то потеря мощности в жару будет расти катастрофически.
Почти ничего не осталось!
При высокой температуре воздуха, особенно наддувочного на турбомоторах, существенно меняются углы опережения зажигания. Главным образом, для того, чтобы избежать детонации. Поэтому при неисправной системе охлаждения мотор работает с совсем уж неудобными ему углами, но позволяющими хотя бы избежать детонации. Мощность от этого падает ещё сильнее. В атмосферных моторах происходит то же самое, но чуть менее заметно.
Перегрев – это отдельная история. Это совсем уже нештатная работа, так что рассматривать эту ситуацию не буду. Но отмечу, что в некоторых моторах при перегреве включается режим продувки: часть цилиндров отключается, чтобы не угробить мотор окончательно. При этом никакой сигнализации о перегреве может не быть. И вот только если эта мера не помогла, стрелка стремительно побежит в красную зону, и даже загорится лампочка. А до этого ничего страшного водитель даже не заметит. Кроме того, что машина почти совсем не едет. Такое происходит обычно в пробках, но если, например, помпа полумёртвая, то может случиться и на трассе. Но в жару — всё-таки в пробках.
Ну и, наконец, АКП. Как известно, масло в автомате тоже приходится охлаждать. Делают это двумя способами: отдельным внешним радиатором или теплообменником. В первом случае нужно только нормально охлаждать радиатор, но он обычно стоит в пакете с радиаторами охлаждения и кондиционера. Такой «бутерброд» в жару греется очень сильно, особенно если его несколько лет не промывали. Грязь, которая копится между радиаторами, сильно усложняет жизнь всей системе охлаждения. Поэтому если нет желания терять мощность ещё заметнее, пакет радиаторов нужно мыть. Желательно — с разборкой, потому что иначе что-то сделать качественно там обычно сложно или даже невозможно. Кроме того, само по себе грязное подкапотное пространство ещё больше повышает температуру воздуха на впуске, что снижает мощность очень ощутимо, что особенно заметно в условиях отсутствия набегающего воздуха, то есть в пробках (см. первые абзацы).
С теплообменником дела обстоят похожим образом, но там, как правило, большее значение имеет исправность самой системы охлаждения. Антифриз, как ни странно, тоже имеет срок службы (хоть и довольно длинный), так что его нужно иногда менять, а систему – мыть. Грязное масло в АКП тоже не способствует снижению его температуры. Ну а всё грязное – это опять же потеря мощности на постоянную работу вентиляторов и дополнительная нагрузка на генератор.
Конечно, в жару машина всегда будет ехать хуже, чем в прохладную погоду. Но если приложить минимум усилий, динамика в жару не должна падать катастрофически сильно. Если это происходит, придётся либо проверять, в порядке ли техника, либо выключать кондиционер и ездить с открытыми окнами. Хотя надо признать, что «тупняк» водителя от сильной жары обычно опаснее, чем недостаток динамики от страдающего мотора. К сожалению, придётся идти на компромисс и выбирать меньшее из зол.
Названа пятерка лучших и худших автомобилей для поездок в жару
Аналитики CarPrice рассказали, в каких автомобилях система кондиционирования оставляет желать лучшего, и выявили машины, которые как нельзя лучше подойдут для поездок в жару.
В пятерку лучших вошли такие автомобили, как Chevrolet Lacetti, Kia Rio III, Chevrolet Aveo, Renault Mégane и Renault Logan.
У этих машин крайне редко возникают проблемы в работе системы кондиционирования.
Антирейтинг составили Geely CK, Lifan Breez, Chevrolet Rezzo, Hyundai i20, Opel Antara.
Быть внимательными эксперты советуют при покупке Ford Mondeo, рестайлинговой Toyota Corolla и Chevrolet Express. У этих автомобилей часто случаются утечки хладагента, поэтому необходимо проверять соединения патрубков радиатора кондиционера.
Поделиться в соцсетях
Добавить комментарий
vpravda.ru в соцсетях
Происшествия
Политика
Общество
Экономика
Спорт
Культура
© 2022 ООО “ИД “Волгоградская правда”
г. Волгоград.
Сетевое издание “Волгоградская правда.ру” зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер: ЭЛ № ФС77-72702 от 23 апреля 2018 года.
Учредители: администрация Волгоградской области, комитет по делам территориальных образований, внутренней и информационной политики Волгоградской области, общество с ограниченной ответственностью “Издательский дом “Волгоградская правда”.
И.о. главного редактора: Екатерина Валентиновна Голод.
Адрес электронной почты и телефон редакции: (8442) 43-60-49 , id-vpravda@ya.ru ; рекламная служба: (8442) 43-61-24; прием объявлений и извещений (8442) 43-61-12, +7-937-563-71-85, reklama@vpravda.ru, reklama@vlg-media.ru. Адрес редакции и издателя: 400131 , Волгоград , ул. Краснознаменская, 7 , (8442)43-60-49.
Телефон для связи: +7(937)714-46-33
Все права защищены ©ООО “ИД “Волгоградская правда”. Условия использования информации: для текстов – с обязательным указанием источника («Волгоградская правда» или vpravda.ru) и гиперссылкой, для фото, видео – только с письменного разрешения редакции.
Нажимая кнопку «Отправить» или «Сохранить» Вы подтверждаете свое ознакомление с Политикой конфеденциальности, а также подтверждаете своё согласие на Обработку персональных данных
Письма читателей не рецензируются и не возвращаются. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность рекламной информации. Все рекламируемые товары и услуги имеют необходимые лицензии и сертификаты. Материалы, отмеченные рубриками *Визитная карточка, *Актуально, публикуются на платной основе и являются рекламой.
Правда ли, что жара вредит техническому состоянию автомобиля?
Масла, резиновые уплотнители и прочие технические жидкости рассчитываются для работы в определенном диапазоне температур. И если наступает экстремальная жара, то ресурс технических узлов заметно сокращается. О том, как защитить машину при 30-градусной жаре, рассказывает технический эксперт сети «Бош Авто Сервис» Александр Котельников.
При какой жаре ездить на автомобиле уже небезопасно?
Производитель конкретного транспортного средства рассчитывает работоспособность автомобиля в экстремальных условиях. Основное — это температура, солнечная радиация, запыленность и влажность. Кроме того, бывают специальные рекомендации, например, для жарких климатических зон или для горной местности.
У большинства производителей в обычном исполнении автомобилей температурный диапазон укладывается от -30 до +45 градусов. Если региональные условия рынка выходят за этот интервал, то производители могут сделать автомобиль в специальном исполнении.
Причем плохо сказывается на автомобиле как низкая, так и высокая температура: под соответствующий диапазон применения разрабатываются резинотехнические изделия, смазки, подшипники, охлаждающие жидкости, прокладки, рассчитывается вязкость металлов, полимеры-пластики, электрические системы, топливо и т. д.
Для авто, как и для человека, чем выше температура, тем хуже рабочие условия. Для нашего организма оптимальная температура — около +20 градусов Цельсия. Конечно, это очень условно: при одной и той же температуре кому-то может быть жарко, а кому-то — холодно. Но при повышении температуры возрастает утомляемость, потеря внимания, сонливость.
Какая температура считается экстремальной для машин, подготовленных для эксплуатации в России, и требуется ли особое обслуживание?
Основная часть России находится в зоне умеренного пояса. Поэтому обычно наши условия подходят под обычное исполнение автомобилей. При пограничной эксплуатации и в особо жарких условиях специальное обслуживание обязательно и периодичность ТО возрастает иногда в два и более раз.
Что происходит с узлами и агрегатами при экстремальной жаре? Как ведут себя ГУР, ЭУР, автомат, кондиционер и пр. в жару?
В жарких условиях узлы и агрегаты автомобиля испытывают повышенные тепловые и механические нагрузки. Ухудшаются смазывающие свойства масел/присадок, следствием чего является ускоренное старение и окисление. Поэтому, если авто долго ездит в жарком климате, разумно заменить смазки и жидкости на специальные, предназначенные для такого климата и высоких температур. Нарушается структура и снижается долговечность манжет, сальников, уплотнений, прокладок. В электротехнике тепловые нагрузки могут вызывать ускоренное старение и короткие замыкания. Климатическая система автомобиля при постоянной работе будет терять свой ресурс из-за ускоренного износа. В целом рекомендуется при возможности снижать нагрузку на автомобиль и двигатель, иначе повышается риск столкнуться с перегревом узлов и агрегатов.
Какое обслуживание требуется, чтобы защитить машину?
У автопроизводителей могут быть специальные рекомендации по эксплуатации в жарких климатических условиях. Следует соблюдать эти правила. В России обычно не предлагаются автомобили в специальном или тропическом исполнении. Сами мы не имеем права что-то менять в конструкции автомобиля. Поэтому необходимо чаще проводить техническое обслуживание, проверочные и сервисные работы. Можно в целом рекомендовать какие-то простые вещи. Не держать авто длительное время под солнцем, при возможности закрывать его чехлами или ставить в тень. Заправлять качественный бензин, более стойкий к детонации. Дизельная солярка не должна терять своих смазывающих свойств при высоких температурах.
Важно следить за чистотой радиатора охлаждения и испарителем кондиционера, а также контролировать уровень охлаждающих и других жидкостей и герметичность систем.
В жару надо чаще менять щетки стеклоочистителя из-за ускоренного старения резины под действием ультрафиолета и температуры. Важно также защищать шины и лакокрасочное покрытие авто специальными составами, которые не только придают им красивый вид, но и отражают часть солнечной радиации. Стоит подумать о замене тормозной жидкости и использовать жидкость с повышенной температурной стойкостью.
Насколько падает ресурс двигателя и трансмиссии, если ездить при экстремальной температуре без обслуживания?
Ресурс зависит от очень многих факторов, поэтому каждый случай будет индивидуальным. Конкретные цифры здесь привести не удастся, но можно отметить общее правило: чем хуже условия работы агрегатов и их техническое состояние, тем быстрее они выйдут из строя.
ТОП-10 правил езды на автомобиле в жару
Статья о том, как ездить на автомобиле в жару — на что обращать внимание, советы, рекомендации. В конце статьи — интересное видео о нахождении в салоне машины в жару. Статья о том, как ездить на автомобиле в жару — на что обращать внимание, советы, рекомендации. В конце статьи — интересное видео о нахождении в салоне машины в жару.
Лето вызывает желание путешествовать, ездить на пикники, купаться, рыбачить, то есть в полной мере наслаждаться хорошей погодой и теплом. Вот только действительно жаркая погода представляет опасность и для автомобилей, и для их владельцев.
У автомобиля же, помимо выгорания пластиковых частей и обивки салона, могут отказать тормоза, перегреться двигатель и разнообразные датчики, что в совокупности приведет к аварийной ситуации.
Каким образом обезопасить себя и свой транспорт от подобных неприятностей? Какие правила при поездках в жару следует соблюдать?
1. Грамотная парковка
В данном случае речь идет не о соблюдении правил стоянки, а о том, как не превратить собственную машину в филиал Сахары. Собираясь в поездку, заранее следует подумать о месте парковки. Если путь лежит в центр города, где трудно найти свободное место для парковки, то рекомендуется запастись светоотражающим экраном, пленкой или шторками, чехлом для рулевого колеса, чтобы уберечь салон от перегрева.
Двигатель и прочие механизмы подобным образом не убережешь, поэтому водителю придется немного пожертвовать своим комфортом ради сохранения своего транспорта. Например, на работу выезжать раньше, чтобы занять на парковке теневые места. Узнать, в каких переулках допустимо правилами припарковать автомобиль и стараться максимально убирать его от прямых солнечных лучей. Также не стоит стесняться ироничных взглядов и обзавестись полноценным защитных чехлом, который надежно укроет весь автомобиль и защитит от любых природных катаклизмов.
Если в салоне имеются детские кресла, бустеры, сумки-переноски для животных, перед уходом из машины их желательно накрывать тканью или влажным полотенцем.
2. Ранние поездки
Все дела и поездки в жаркое время года рекомендуется планировать на утренние часы, когда температура находится на самом низком уровне. Во время длительного путешествия или командировки следует таким образом составлять маршрут, чтобы совершать самые длинные переезды в утренние или ночные часы. Полуденный же зной лучше пережидать в гостинице, отсыпаясь после или перед дорогой, или потратить на обед, шоппинг и прочие, не связанные с дорогой, дела.
3. Охлаждение салона
Все современные автомобили оснащены системой кондиционирования или климат-контроля, но не все водители применяют их правильно.
Так, садясь в нагретый салон, желательно сначала открыть двери и окна, чтобы дать воздуху проветриться, и лишь затем включать кондиционер. Эта процедура необходима не только для ускорения охлаждения салона, но и для предотвращения образования небольших трещин в уплотнителях ветрового стекла.
Причем ни в коем случае нельзя направлять дефлекторы на себя и на пассажира, так как это самый быстрый и легкий способ простудиться. Разница между уличной температурой и поддерживаемой в салоне не должна превышать 5 градусов, даже когда очень хочется охладиться как можно скорее, и вот почему:
- Чрезмерный перепад температуры негативно сказывается как на здоровье человека, так и на техническом состоянии автомобиля.
4. Много жидкости
Даже в комфортабельном кондиционированном салоне автомобиля в жаркую погоду водителю и его пассажирам необходимо пить достаточно жидкости. При температуре, превышающей +30 градусов, человеку требуется не менее 3 литров воды в день. Не желательно употреблять сладкие, газированные напитки, кофе, отдавая предпочтение зеленому чаю, морсам и обычной воде.
Напиток может быть охлажденным, но не ледяным, иначе это вызовет повышенное потоотделение и возможные проблемы с желудком.
Больше жидкости потребуется и автомобилю — например, кузов придется гораздо чаще мыть. Не только из-за пыли и грязи, но и из-за того, что пыльца, птичьи испражнения, разбившиеся о стекло или капот жуки на жаре будут намертво приклеиваться к автомобилю и намного труднее отмываться. Кроме того, грязный кузов имеет свойство быстрее нагреваться под солнечными лучами, тогда как отполированная поверхность будет отражать от себя солнечные лучи.
На жаре стремительно будет испаряться вода из аккумулятора, приводя к его перегреву и закипанию. Поэтому водителю следует тщательнее следить за уровнем электролита, чтобы не сломаться на дороге.
5. Охлаждающая система
На нее в жару оказывается повышенная нагрузка, поэтому нередки случаи, когда показатель температуры охлаждающей жидкости достигает красной зоны, а из-под капота начинается появляться пар. Некоторые неопытные водители опрометчиво открывают капот и расширительный бачок с антифризом, рискуя получить болезненные ожоги.
Поднимать капот можно не ранее чем через 10 минут после остановки автомобиля, после чего оставить его в таком положении минимум на полчаса до полного остывания охлаждающей жидкости. Лишь после этого, надев защитные перчатки, следует осторожно открутить крышку бачка и добавить соответствующее количество воды или охлаждающей жидкости.
Предотвратить такую ситуацию возможно, если своевременно увидеть стремление указателя температуры к окрашенной в красный цвет зоне, после чего включить обогрев салона. Для себя и пассажиров водитель может открыть окна, а вот охлаждающая система получит дополнительный обдув.
6. Перегрев двигателя
Кондиционер в автомобиле имеет не только неоспоримые преимущества, но и ряд недостатков. Например, его работа основательно повышает расход топлива, а также негативно влияет на систему охлаждения мотора. Именно поэтому при активно работающем кондиционере необходимо постоянно следить за температурой двигателя и сразу выключать его, если стрелка слишком близка к красной зоне.
Дополнительными факторами перегрева двигателя могут стать плохое качество охлаждающей жидкости, слабо функционирующий термостат, наличие воздушных пробок в охлаждающей системе, неработающий вентилятор или засор в рубашке радиатора.
Таким образом, технические осмотры автомобиля в летний период не менее важны, чем в считающийся более опасным зимний.
7. Специфика вождения
Действительно, зимний период куда больше пугает автомобилистов, особенно неопытных, сложностью поездок. Однако и летом не следует чересчур расслабляться за рулем, так как любая дорога всегда несет в себе определенные сложности.
Свежий, блестящий асфальт опасен по-своему: в жаркую погоду он имеет склонность покрываться незаметной глазу маслянистой пленкой, снова превращаясь в каток. Затяжная засушливая погода чревата мелкой пылью, затрудняющей видимость и пробирающейся во внутренности автомобиля.
Как бы ни было приятно лететь с ветерком по летней трассе навстречу морю и заслуженному отпуску, следует контролировать скоростной режим. Слепящее солнце, отблески от встречных автомобилей и собственной торпеды способны сыграть с водителем злую шутку, ослепив его всего на пару секунд, которых будет достаточно для создания аварийной ситуации.
8. Тормозная система
Когда на сильной жаре на скорости 100 км/ч и более при надавливании на педаль тормоза она словно бы выталкивает ногу обратно, некоторые водители испытывают панику, не понимая причину.
Надежное функционирование тормозов сильно зависит от качества тормозной жидкости, температура кипения которой должна соответствовать рекомендациям производителя. Не зря ее желательно проверять и менять перед наступлением летней поры, так как постепенно она поглощает влагу из воздуха, теряя свои полезные качества.
Более всего, согласно статистике, жара влияет на американские автомобили, оснащенные ABS. Отказ тормозов начинается уже на первом нажатии на педаль после завода двигателя, затем система осознает неисправность и автоматически отключается, оповещая водителя об этом мигающей на приборной панели лампочкой.
9. Уровень топлива
Любую предназначенную для нефтепродуктов емкость рекомендуется заполнять не более чем на 95%, так как при повышенной температуре топливо способно расширяться. Если не оставить пространство для «воздушной подушки», залив бак под завязку, то оно может либо перелиться через горловину и от малейшей искры возгореться, либо вследствие неравномерного поступления в бак вызывать ускоренный износ двигателя и деформацию крышки бензобака.
10. Состояние покрышек
Снижение давления в покрышках способствует их чрезмерному нагреву, что в свою очередь на жаре может привести к разрыву шины. Если такая неприятность случится на трассе и на приличной скорости, это может спровоцировать серьёзную аварию. Поэтому летом необходимо тщательно следить за покрышками, особенно если водитель склонен к агрессивному стилю вождения.
Регулировать максимально допустимое давление следует в остывших покрышках, так как в холодном и нагретом состоянии уровень может существенно разниться.
Заключение
Лето – всеми ожидаемый период, когда за короткие месяцы хочется успеть так много. Это время отпусков, поездок, приключений, а также жары, пробок, перегрева двигателя и прочих мелких неудобств, омрачающих радость от тепла. Поэтому автовладельцам не следует расслабляться и пренебрежительно относиться к своему транспорту, считая летний сезон намного легче в техническом плане.
Управление автомобилем в жару тяжело дается даже водителям с многолетним стажем, поэтому соблюдение ключевых правил и рекомендаций поможет не потерять концентрацию и избежать опасности на дороге.
Видео о нахождении в автомобиле в жару:
Лето за рулём: ТОП-10 советов для комфортной поездки в жару
Ученики автошколы почему-то считают, что осваивать автомобильное мастерство проще летом. Ни гололёда тебе, ни затяжных ливней с последующим аквапланированием (хотя с нашим климатом слово «лето» не всегда синоним «хорошей погоде»). Сиди себе за рулём, наслаждайся солнышком, обдуваемый прохладным ветерком из окошка. Только порой на улице стоит такая жара, что водитель ощущает себя, как в бане. Разве что веника не хватает. Как сделать поездки в теплое время года комфортными?
Пара часов под палящим солнцем – и вот салон автомобиля больше напоминает раскалённую духовку. Даже небольшая поездка в душной машине может вызывать серьёзные недомогания у тех, кто находится внутри. И если для пассажиров это лишь причина дискомфорта, то плохое самочувствие водителя может обернуться аварией. Ведь во время жары люди быстрее утомляются и сложнее концентрируют внимание. А автомобилисту ведь ещё необходимо ежесекундно оценивать происходящее на дороге, где, кроме него, также изнывают от жары другие участники дорожного движения.
Если вы не хотите превратиться в курочку-гриль в салоне собственного автомобиля, стоит соблюдать некоторые правила.
1. Паркуйте машину в тени
Правильно выбранное место для остановки или стоянки автомобиля – это уже половина успеха. Особенно, когда обстановка за окном напоминает засуху в пустыне Сахара. Обычно водителей спасает тень от деревьев или крытый паркинг. Однако в центре города таких «ништяков» может не оказаться. В этом случае салон от перегрева спасёт специальный светоотражающий экран, которым можно закрыть лобовое стекло.
А вообще в жаркое время года советуем по возможности совершать поездки ранним утром или на закате. Ведь нет ничего хуже стоять в пробке под полуденным солнцем. В этом случае даже кондиционер не сильно поможет. Как раз о нём мы и поговорим далее.
2. Пользуйтесь кондиционером правильно
Безусловно, если за окном 30 градусов жары, а в машине духота возникает соблазн врубить кондиционер на полную мощность. Только делать это сразу после посадки в машину не стоит. Для начала откройте окна и двери и дайте раскаленному воздуху выйти наружу. Лишь спустя несколько минут можно крутить тумблер кондиционера, причём постепенно. Резкий перепад температур грозит не только заложенным носом, но и появлением микротрещин в уплотнителях ветрового стекла. Кстати, дефлекторы нужно направлять в ноги и середину салона, а никак не в лицо. Если вы, конечно, не собираетесь прогулять работу, взяв больничный на пару недель.
По этой же причине температура в салоне не должна сильно контрастировать с уличной. Разницы в 5-7 градусов вполне достаточно, чтобы чувствовать себя комфортно и при этом не заболеть.
Учитывайте, что включенный кондиционер не только становится причиной повышенного расхода горючего, но и «напрягает» систему охлаждения двигателя, которая в жару и так работает на пределе. Поэтому при работающем кондиционере постоянно следите за датчиком на приборной панели. И если охлаждающая жидкость на грани кипения, не раздумывая выключайте кондиционер.
Также стоит запомнить, что в жаркую погоду нельзя глушить двигатель сразу после окончания поездки. Подождите несколько минут, чтобы давление в системе охлаждения воздуха снизилась, иначе она может выйти из строя.
3. Повесьте солнцезащитные шторки
Неплохой анти-нагревательный эффект дают обычные автомобильные солнцезащитные шторки. Стоят копейки, зато помогают снизить нагрев в салоне на целых 5-7 градусов. Крепятся они на присосках, поэтому в пасмурный денёк их легко снять. Зато в жаркую погоду пассажиры скажут вам спасибо!
4. Сила – в воде
Обязательно возите с собой пару бутылочек обычной питьевой воды. В стоячей пробке без возможности забежать в магазин вы по-настоящему оцените этот совет. Кстати, сладкую газировку, типа Coca-Cola, лучше не пить – жажда замучает еще сильнее.
Больше жидкости потребует и ваш «железный конь». Под палящим солнцем вода из аккумулятора будет быстро испаряться, что может привести к перегреву и закипанию силового агрегата. Чтобы не допустить выхода мотора из строя, водителю придется постоянно следить за уровнем электролита.
5. Соблюдайте чистоту
Не важно, светлый у вас автомобиль или тёмный, если он грязный, под солнечными лучами он будет нагреваться значительно быстрее. Ведь отполированная чистая поверхность отражает часть тепловых лучей. Кроме того, мошкара, разбившаяся о стекло вашей машины, будет намертво присыхать под палящим солнцем. Чтобы потом смыть подобные пятна, придется хорошенько поработать тряпкой. Так что в летнюю жару лучше почаще устраивайте автомобилю тропический ливень.
6. Следите за датчиком температуры охлаждающей жидкости
Помните, когда мы рассказывали про работу кондиционера в жару, мы подчеркивали, что необходимо следить за температурой системы охлаждения двигателя. Только включенный кондиционер – это не единственная причина поглядывать на приборную панель. Указатель температуры может «ползти» в «красную зону», например, из-за закончившегося антифриза или тосола, неисправного вентилятора или забитых радиаторов. Если вовремя не заметить проблему, можно «закипеть». Особенно это касается отечественных автомобилей.
Впрочем, предупреждён, значит вооружён. Теперь-то вы точно будете внимательно поглядывать на датчик температуры системы охлаждения двигателя, а значит, сможете исправить ситуацию своевременно.
Что нужно делать? Для начала откройте окна и включите «печку» на максимум. Да, придётся немного попотеть, но если из-под капота начнёт валить пар, вы просто не сможете дальше ехать. Зато теперь охлаждающая система получила дополнительный обдув.
Если «печка» проблему не решила, придётся поискать место для стоянки, чтобы открыть капот и дать мотору немного остыть. Кстати, глушить автомобиль не следует, а поднимать капот нужно только минут через 10-15 после остановки, иначе рискуете получить ожоги. После остывания советуем подлить охлаждающей жидкости до нужного уровня.
Дожидаться, когда силовой агрегат перегреется не допустимо – под воздействием жары запросто могут погнуться детали двигателя. В результате мотор может заклинить, и вы потратите не один десяток тысяч рублей на ремонт.
7. Меняйте тормозную жидкость перед летним сезоном
Надёжная работа тормозов во многом зависит от того, насколько качественную тормозную жидкость вы залили. Не просто так производители рекомендуют менять её перед наступлением лета, так как она постепенно поглощает воду из воздуха, утрачивая свои полезные свойства. Стоит также учитывать рекомендации автопроизводителей по поводу температуры закипания «тормозухи». Особенно, если за окном стоит 30-градусная жара.
8. Не переливайте топливо
В сильную жару не советуем заливать бензин до полного бака. Дело в том, что при повышении температуры на улице топливо может расшириться и перелиться через горловину бензобака. И тут достаточно будет маленькой искорки, чтобы в одно мгновение лишиться машины.
9. Профилактика ослепления
Солнышко – это не только приятности. Оно может коварно ослепить водителя на ближайшем повороте. Пока в глазах перестанут рябить солнечные зайчики, пройдет несколько секунд. За это время на дороге может случиться что угодно. Так что лучше запаситесь солнцезащитными очками. На всякий случай.
10. Проверьте состояние колёс
Достаточно одной плохо накаченной шины, особенно старенькой с трещинами, и вот в один жаркий день вы можете остаться на трёх колесах. Потому что одна покрышка лопнет. Причём часто подобная неприятность случается прямо на ходу. А значит, машину может легко занести. Так что следите за покрышками, если не готовы рисковать собственной жизнью.
Кстати, имейте в виду, что асфальт под воздействием высокой температуры раскаляется и размягчается, делая дорогу скользкой. Соответственно вам понадобится больше времени на остановку.
К счастью, сильная жара в наших широтах встречается нечасто. Да и вы теперь, зная и выполняя все вышеперечисленные правила, сможете по-настоящему наслаждаться дорогой под солнышком.
Пять проблем, которые возникают с автомобилем в жару
Опытные автомобилисты знают, что когда установилась жаркая погода, не стоит заправлять топливный бак под завязку.
Причем эта рекомендация становится вдвойне актуальной, если после заправки “до пробки” вы не отправляетесь в дорогу сразу, а ставите машину на парковку.
В этом случае кузов машины под прямыми лучами солнца начнет сильно нагреваться (до 50 – 60 градусов), а в топливном баке неизбежно возрастет внутреннее давление. Если бензин или солярка залиты под крышку, то капли горючего могут выдавливаться через вентиляционный клапан или через неплотно прикрытую крышку бензобака. И это еще самое меньшее из зол.
Худший сценарий – это пожар от случайной искры или окурка. Кроме того, в жару опасна также езда с полным баком по ухабистой дороге. Топливо может вытекать в этом случае через пробку или вентиляционный клапан. Если оно попадет на разогретые глушитель или элементы тормозной системы, не исключены опять-таки печальные последствия.
Ввиду того, что в состав шин входит большой процент природного каучука, его структура искажается под действием солнечной радиации.
Если в пятне нагрева на долгое время устанавливается температура более 50 градусов, этом может привести расслаиванию материала шины. Чаще всего на боковинах появляются характерные трещины, а сцепные свойства протектора ухудшаются.
Кроме того, высокая температура негативно влияет на обшивку салона. Расширяются стыки панелей, в результате чего провоцируются скрипы пластика. Кожаная обивка от прямого воздействия солнца тоже может со временем потрескаться. Наконец, жара опасна для лобового стекла, особенно когда на нем имеются сколы и трещины. Шансы получить большие трещины прежде всего на “лобовухе” увеличиваются, если подать на разогревшееся стекло холодный воздух из кондиционера или заехать на разогретом на солнце автомобиле на мойку.
Не секрет, что жарким летом вероятность перегрева тормозной системы повышается. Чаще всего это связано с использованием старой тормозной жидкости.
В запущенных ситуациях в каналах образуются воздушные пузыри, что может привести к ухудшению замедления или даже полному отказу тормозов. Кроме того, как известно, при частом и активном торможении в жару, в особенности на горных спусках, старая тормозная жидкость закипает быстрее.
Вместе с тем, именно в жару изношенные тормозные патрубки, выполненные на основе синтетических каучуков, могут дать течь, что опять-таки может стать причиной аварии. Наконец, на автомобилях без системы ABS в жару эффективность торможения снижается из-за перегрева или подклинивания поршней суппортов и цилиндров.
Проблемы с системой охлаждения двигателя начинают усугубляться в жару, как правило тогда, когда в радиаторе находится антифриз, который не меняли достаточно долго (более трех лет или 45 тыс. км).
В старом антифризетвыработаны антикоррозионные и антикавитационные присадки. Соответственно, жидкость более агрессивно воздействует на сальники и патрубки, вызывает коррозию металла и, что самое неприятное, начинает закипать.
Проблему закипания охлаждающей жидкости наиболее часто усугубляют механические повреждения радиатора или попросту его забитые ячейки. Другие частые виновники перегрева – неисправные термостат, крышка расширительного бачка, помпа, поломка охлаждающего вентилятора и разгерметизация системы охлаждения. В жару любая из этих неисправностей даст знать о себе быстрее, чем в холодные сезоны.
Принято считать, что аккумулятор получает экстремальные нагрузки исключительно зимой при так называемых “холодных” пусках мотора. Тем не менее, в сильную жару ресурс АКБ также стремительно снижается.
Дело в том, что при постоянных высоких температурах процесс саморазряда батареи протекает быстрее, что ведет к преждевременному старению АКБ и выходу из строя. Происходит также физическое испарение воды из электролита в банках АКБ.
В результате снижается уровень электролита и оголяются пластины. Соответственно, снижаются емкость батареи и выдаваемый ею пусковой ток. Кроме того, в жару клеммы батареи окисляются быстрее, что также нарушает эффективность работы АКБ и уменьшает срок ее службы.
Почему автомобили не любят летнюю жару
31.05.2019 Автор: Мастер Сервис 1359
Чем отличается эксплуатация автомобиля летом от эксплуатации зимой? Основное отличие – плюсовая температура, более того, жара. Этот очевидный фактор обуславливает особенности вождения, можно позволить себе погонять — льда-снега нет, сцепление с дорогой идеальное, можно идиллически-романтично катить в закат или лететь по ночному городу.
Однако этот же фактор — жара — определяет и особенности работы всех систем автомобиля, а также меры, которые стоит предпринять, чтобы не угробить авто летом.
Конечно, вы не можете повлиять на климат или погоду — вы же не Ирина Аллегрова. Но минимизировать потери от жары вполне по силам каждому водителю.
Заменить масло и съездить на ТО — можно, но необязательно, если еще рано. Что нужно сделать в обязательном порядке, так это проверить масляный, воздушный и салонный фильтры. Воздушный фильтр напрямую влияет на работу системы, отвечающей за “правильную” ТВС и ее воспламенение, и на качество моторного масла. Салонный фильтр отвечает за то, чем вы дышите во время движения.
Ну и раз уж вы залезли под капот, посмотрите на ГРМ и ремни навесного оборудования.
Кстати, некоторые специалисты советуют помыть двигатель после холодов — дескать, и зимний дорожный “рассол” смоете, и на чистом лучше видны все косяки, появившиеся за зиму.
Сколько раз за лето вы встречаете где-то среди бескрайних полей грустных водителей рядом с закипевшей машиной? Можете не отвечать.
Основная функция радиатора — охлаждать нагретую охлаждающую жидкость потоком воздуха с улицы. Если радиаторная решетка грязная, воздух не поступает и жидкость не остывает.
Чтобы не пополнить ряды озадаченных горе-водителей, проверьте и помойте радиатор до наступления жары (а если у вас есть кондиционер в авто, то оба). Кроме того, неплохо взглянуть на термостат, ведь он регулирует уровень антифриза в системе.
На антифриз тоже неплохо бы взглянуть — конечно, разбавленный водичкой антифриз не так уж страшен, ну кипнёте, как самовар, неприятно, но от этого никто не умирал еще.
Тормозная система боится жары больше остальных. При высокой температуре воздуха у тормозов два врага — изношенные диски / колодки и несвежая тормозная жидкость.
Если вы только-только поменяли “тормозуху”, беспокоиться не о чем. Если ТЖ пережила зиму, не поленитесь съездить замерить уровень воды в тормозной жидкости (максимально допустимый уровень водопоглощения — 3%). Слишком разбавленная тормозная жидкость начинает кипеть уже при 120 – 110°С, а закипевшая “тормозуха” приводит к тому, что тормоза испаряются вместе с ней.
Изношенные диски и колодки при экстремальном торможении (а мы ведь помним про летние покатушки с ветерком) перегреваются и мгновенно разрушаются в разы быстрее, чем целые. Обязательно проверьте состояние этих элементов!
Кроме того, было бы неплохо проверить тормозные суппорты — ушатанные зимним “рассолом” поршни и направляющие тоже могут аукнуться летом.
Такая полезная вещь, как ABS, в жару может подложить свинью: если вы ездите “дергано”, постоянно и резко жмете на тормоз, а тут еще жаришка 30+ — датчики ABS считают тормоза перегревшимися, а колеса заблокированными. И, естественно, не дают водителю нажать на тормоз. Поэтому тормозите плавно, не пугайте ABS.
Диск треснул от перегрева
После зимы стоит проверить пыльники рулевой рейки, рулевые наконечники — на всякий случай. А если что-то стучит-люфтит — тем более.
Особое внимание нужно обратить на масло гидроусилителя. Кроме того, что масло передает давление от насоса к поршню штока рейки, оно отводит тепло от элементов системы и смазывает их.
Масло должно быть относительно свежим, чистым и в достаточном количестве. Старое грязное масло нагревается гораздо быстрее и плохо справляется со своими задачами. Если масла мало, перегреваются и разрушаются металлические элементы, ну и гидроусилитель работает неэффективно. Жара усугубляет эти процессы. Поэтому в начале лета обязательно проверьте уровень и качество масла ГУР и, если нужно, замените его.
Температура 30+ — это перебор. Жару никто не любит — ни живые существа, ни машины. Ни провода.
Сама по себе высокая температура воздуха не станет причиной короткого замыкания или возгорания. Но может спровоцировать его, если в системе есть повреждения.
Аккумулятор тоже не в восторге от жаркого лета — его любимая температура 20°С. Если на улице (и, соответственно, под капотом) жарче, аккум “обезвоживается”, электрохимические процессы ускоряются, электролита становится меньше — батарея разряжается быстрее. Как видите, аккумулятор склонен быстренько саморазряжаться на жаре, поэтому в начале лета убедитесь, что с АКБ все в порядке и она работает в полную мощность.
Нельзя сказать, что жара сама по себе как-то критично влияет на элементы подвески или рулевого. Высокая температура и пыль, скорее, выступят усугубляющими факторами, если за зиму порвались пыльники, рассохлись сайлентблоки или разболтались наконечники.
Очевидно, но мы все-таки напомним: не забудьте “переобуться”, отбалансировать колеса и выставить развал — от этого много чего зависит.
Всякие мелочи: кондиционер, салон, стекла-кузов
Если в вашем авто кондиционера отродясь не было, у вас одной проблемой меньше. Если он есть, включите же его наконец) Желательно сделать это чуточку заранее, чем припечет. Включите кондер и проверьте, работает ли он и как работает. “Работает” — это значит, ощутимо холодит, а не просто дует из дефлекторов. А еще понюхайте — воздух из исправного кондиционера не пахнет. Если запах не очень, значит, испаритель оккупировали бактерии, и придется их выселять. Съездите на сервис или сделайте сами. Если, конечно, знаете, где находится испаритель.
Кроме всего прочего внимательно осмотрите стекла — на них не должно быть трещин. Как вы помните из школьного курса физики, горячий воздух расширяется. Если авто стоит на солнце, нагретый воздух внутри салона, может, и не выдавит стекло, но спровоцирует метаморфозу малюсенького скола в огромную трещину.
Что касается кузова, здравомыслящий человек добровольно на солнцепеке парковаться не будет. А еще отполирует кузов воском, который защищает лакокрасочное покрытие от выгорания.
Почему авто тупит летом
Вспомните себя в жару: все лень — есть, шевелиться, думать. И если вы думаете, что автомобиль сильно отличается от вас в этом плане, вы ошибаетесь. Работающие элементы любой системы авто и так нагреваются сами по себе, а тут еще горячий воздух везде — в цилиндрах, в подкапотном пространстве, снаружи и внутри салона. Логично, что машина теряет динамику:
- Двигатель работает на топливно-воздушной смеси, в которой воздуха в разы больше, чем топлива. Горячий воздух расширяется, в цилиндры его помещается меньше. Бензин наливается пропорционально воздуху, а значит его тоже поступает меньше.
- Сильно нагретый бензин больше склонен к детонации, поэтому блок управления выставляет более поздний угол опережения зажигания.
- Работает кондиционер — растет нагрузка на генератор и, соответственно, на двигатель. Кроме того, электронная начинка машины тоже требует топлива, а ЭБУ направляет ресурсы к жизненно важным системам авто в первую очередь.
- Если экстремально жарко, увеличивается пятно контакта покрышек с дорожным покрытием: резина становится мягче, асфальт тоже — и они взаимно залипают друг в друга.
Все это совершенно не способствует резвости авто. Неисправный автомобиль будет “тупить” еще сильнее — вы же знаете, что неисправности разных систем влияют на расход и нагрузку на двигатель.