Можно ли поставить машину на учет без страховки? Правила регистрации авто и оформление ОСАГО
Все без исключения автовладельцы должны зарегистрировать свое транспортное средство в ГИБДД.
Передвигаться на незарегистрированном авто незаконно и влечет за собой административную ответственность. Оформление ОСАГО – неотъемлемое условие для постановки на учет автомобиля.
Далее узнайте, что сначала — страхуют авто или ставят на учет и можно ли зарегистрировать без ОСАГО.
Что сначала: оформление ОСАГО или регистрация в ГИБДД?
В 2002 году в России принят Федеральный закон об ОСАГО. Согласно статье 4 указанного закона у владельца транспортного средства обязанность по страхованию своей гражданской ответственности возникает с момента приобретения транспорта в собственность. С даты заключения договора купли-продажи собственник в течение 10 календарных дней обязан поставить приобретенный автомобиль на учет. Можно ли зарегистрировать автомобиль без ОСАГО? Сначала оформляется ОСАГО, а потом автомобиль проходит регистрацию в ГИБДД.
Почему без полиса автомобиль не зарегистрируют?
Ответ прост: отсутствие страхования – нарушение закона. К этому можно добавить, что получение документа подразумевает прохождение технического осмотра транспорта, то есть машина должна быть тщательно проверена специалистами технических центров. Только после такой проверки можно получить полис ОСАГО.
Обязательно ли нужен бумажный полис?
С середины 2017 года внесены изменения в законодательство РФ (Приказ МВД России от 20.03.2017 г. № 139 «О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России по вопросам регистрации транспортных средств»). Из них следует, что страховка относится к документам, которые граждане вправе представлять по собственной инициативе.
Если автовладелец застраховал свое транспортное средство, но на руках полиса у него нет, то сотрудник ГИБДД должен самостоятельно проверить данную информацию.
Как застраховать авто?
Зарегистрировать в ГИБДД купленный или полученный другим способом во владения автомобиль нужно в течение 10 суток. За это время необходимо успеть заключить договор ОСАГО (пункт 2 статья 4 Федерального закона об ОСАГО). В эти десять дней можно передвигаться на незарегистрированном транспорте и без страховки, имея при себе договор купли-продажи ТС, но следует помнить, что в случае ДТП, если страховка не оформлена, возмещение ущерба ложится на плечи автовладельца (в случае его вины).
Особенности в оформлении на новое ТС
Получить полис ОСАГО на новый автомобиль, купленный в автосалоне, можно сразу на месте покупки. Для этого нужно поинтересоваться имеется ли такая услуга в автосалоне. Положительный момент: в одном месте можно сразу купить автомобиль и застраховать его.
Отрицательный момент — ОСАГО в автосалоне будет дороже, чем в страховой компании, так как застраховать транспорт предлагается по самому высокому тарифу. Разница в среднем составит около 20%. Еще можно не получить скидку за безаварийность за определенный период времени. Часто в автосалонах намерено делают ошибки при заполнении заявки на страховку не в пользу страхователя.
В полисе ОСАГО при покупке нового автомобиля поле, где указывается регистрационный номер, остается незаполненным. После постановки транспорта на учет, нужно еще раз обратиться к страховщикам за внесением полученных номеров.
Если новый автомобиль нужно перегнать на дальнее расстояние, оформляется транзитный страховой полис. Срок его действия 20 суток. Транзитные номера получают в отделении ГИБДД, а с ними идут оформлять полис.
На новый автомобиль проходить технический осмотр в течение 3 лет не понадобится.
Электронный полис не оформляется, потому что у нового автомобиля нет регистрационного номера и свидетельства о регистрации, информация о которых отражается в заявке на получение полиса.
Особенности для подержанного ТС
Использовать полис предыдущего владельца возможно, только если настоящий собственник вписан в документ в качестве лица, допущенного к управлению, либо полис не имеет ограничений по допуску лиц, которые могут управлять автомобилем.
Пользоваться старым полисом настоящий собственник может не более 10 дней, предусмотренных законодательством для постановки на учет транспортного средства в ГИБДД. Там этот документ не пройдет, так как в графе «владелец» должны быть вписаны актуальные сведения.
В отличие от нового автомобиля, на подержанный обязательно наличие диагностической карты для оформления ОСАГО. Прежде чем зарегистрировать транспортное средство, необходимо пройти технический осмотр. Его проходят в специальных технических центрах. По результатам осмотра выдается диагностическая карта. С полученным документом обращаются в страховую компанию.
Дальше собирается необходимый пакет документов для оформления страховки и любым удобным способом подается заявка в выбранную страховую компанию.
Страхование автогражданской ответственности – обязанность каждого собственника транспортного средства. Обойтись без этого документа при постановке на учет автомобиля не удастся. Соблюдайте десятидневный срок для оформления всех необходимых документов и становитесь законным владельцем транспорта.
Нужна ли страховка для переоформления автомобиля
Страхование автомобиля является обязательной формой защиты и поддержки автомобилистов. Все не любят платить страховку, считая её ненужной тратой. Но так происходит только до дня ЧП, когда для ремонта или покупки нового авто потребуется большая сумма. Бывает и такое, что после приобретения нового или бывшего в использовании автомобиля, денег на оформление полиса страхования уже не остаётся. Большей частью по этим причинам для многих автовладельцев всё ещё актуален вопрос, можно ли поставить машину на учет без страховки.
Переоформят ли машину без страховки
Оформить автомобиль с получением новых номерных знаков в ГИБДД без страховки невозможно. Такое условие обязательно для всех. Утешает в этой ситуации только то, что оформляется страховка довольно быстро.
Обойти этап страхования соблазн большой, поскольку процедура довольно затратная. Но требования закона в этой области прописаны чётко.
Поэтому те, кому удалось «забыть» сделать страховку, в дальнейшем вынуждены возвращаться к этому, чтобы «закрыть» возникшие проблемы:
- невозможность зарегистрировать авто на нового владельца;
- заплатить штраф.
Без ОСАГО новому собственнику надо платить административный штраф в размере 800 рублей. Но даже после его уплаты машина не пройдёт переоформление и водителю нужно идти в страховую фирму для оформления документов.
Бывает, что машина покупается не новая, а с рук. Автолюбители из провинции, где цены на машины выше, а качество предлагаемого ассортимента оставляет желать лучшего, едут, например, на авторынки Москвы или Владивостока, за желаемой моделью.
Разница в ценах бывает настолько велика, что окупает и стоимость поездки, и все косвенные траты.
В таком случае, когда авто перегоняют в другой регион к новому хозяину, оформление документов может производиться позже, или выйти за установленные законом сроки.
Эта процедура должна проводиться в срок до 10 дней с момента покупки транспортного средства. Этого должно быть достаточно, чтобы уладить все формальности. В период такого оформления никакие штрафы, связанные с регистрацией машины, не налагаются.
По истечении срока, автовладелец может быть привлечён к ответственности:
- Штраф от 500 до 5000 рублей.
- Лишение водительского удостоверения на 1 — 3 месяца.
Даже если будет страховка, но срок, установленный для переоформления, истёк, потребуется платить штраф, правда, в малых размерах. Крупные суммы и лишение прав могут применяться, если водитель ездит без номеров.
Какие документы нужны для оформления ОСАГО
Необходимый перечень можно уточнить в территориальном отделении ГИБДД, а также на его сайте.
Представленный список содержит базовые документы:
- чек про оплату государственной пошлины;
- водительское удостоверение и технический паспорт;
- свидетельство о регистрации от предыдущего собственника;
- полис ОСАГО, который действует на данный момент;
- договор покупки-продажи;
- паспорт гражданина.
Как видно, список объединяет практически весь имеющийся у автовладельца пакет документов на машину. Остаётся его дополнить паспортом и оплатить госпошлину.
Оформление полиса в другом регионе
Полис автострахования можно оформлять не только в регионе покупки машины, но и в других областях, невзирая на собственный адрес и другие факторы. Кроме того, даже переоформление транспорта можно проводить в чужом городе. Но тогда новые номера будут соответствовать номеру того региона, где проводится постановка автомобиля на учёт.
Некоторых водителей также интересует вопрос, нужна ли страховка при постановке автомобиля на учёт, если есть старый действующий полис от предыдущего владельца. К сожалению, новому собственнику уже нельзя пользоваться этим документом, поскольку он оформляется не на машину, а на автовладельца.
По желанию, в этом документе можно просто изменить владельца, но делать процедуру должны сотрудники страховой фирмы вместе с предыдущим владельцем. Без продавца менять данные запрещается.
Процесс внесения корректировок в полис довольно прост. Покупателю и продавцу с полисом надо обратиться в фирму, где оформлялся документ. По его заявлению меняется владелец автомобиля.
В случае, когда возраст нового собственника стал больше или стал меньше, чем у продавца, то нужно совершить доплату, исходя из коэффициентов. Продавец имеет право запросить возврат денег по страховке за неиспользованное время. К этому числу ещё добавляется 23%.
Можно ли для постановки на учёт сделать е-ОСАГО
Не так давно РСА внедрили современный метод страхования в режиме онлайн. Данная процедура называется е-ОСАГО, которая проводится непосредственно через сайт РСА. Этот метод быстрый и удобен, особенно если человек по ряду причин не может лично обратиться в компанию для автострахования.
В таком случае делается электронный полис. Через сайт проводится оплата, составление документов. После этого бланк приходит водителю на электронный ящик.
Такой вид оформления заменяет привычную процедуру. Причём, во время постановки на учёт, при себе можно не иметь самого полиса, поскольку работники автоинспекции проверяют всё через базу, где и отображается, застрахована ли машина.
Постановка на учёт
Оформление приобретения проводится не сразу. Постановка на учёт начинается со сбора всех документов. Само заявление оформляется в электронном форме, на сайте ГИБДД или пишется от руки на листе бумаги.
Кроме полиса потребуется несколько оплаченных квитанций:
- Госпошлина – 1800 рублей.
- Оплата номеров – 1500 рублей.
- Регистрация автомобиля – 300 рублей.
После сбора документов необходимо встать в очередь на приём, получить талон или записаться по телефону.
Для ускорения процесса рекомендуется встать в очередь через официальный сайт. Это позволит прийти на приём к назначенному времени, а не отстаивать живую очередь часами.
Само заявление подаётся лично специалисту по приёму документов. После этого инспектор проводит осмотр автомобиля на специализированной площадке, проверяется подлинность данных в техпаспорте. Если проблем не возникнет, то документы и новые номера отдаются водителю в пределах часа в соответствующем окошке.
В каких случаях нужно снимать машину с учёта
Ответственный водитель сразу после покупки машины переоформит её на своё имя, чтобы не вынуждать старого владельца платить по своим счетам. Но если продавцу не повезло, Законодатель предусмотрел для него выход из положения. Бывший собственник вправе самостоятельно снять уже проданное авто с регучёта по прошествии 10 дней с момента продажи.
По статистике, наиболее частыми причинами снятия машин с учёта, являются:
- налоги и штрафы, которые приходят по адресу бывшего владельца;
- покупатель не успел оформить машину на себя в установленный законом срок;
- планируется выезд за пределы страны на долгое время.
Чтобы снять машину с учёта нет необходимости часто обращаться в ГИБДД. Для упрощения задачи используется портал Госуслуги.
Разобравшись с порядком действий для постановки транспортного средства на учёт, можно выполнить процедуру правильно, не допуская ошибок, избегая штрафов.
Как ездить без ОСАГО, не нарушая закон
Все владельцы ТС должны позаботиться об оформлении обязательного полиса автострахования. Но что грозит, если этого не сделать? И как ездить без страховки не нарушая закон?
- Когда можно ездить без страховки и не нарушать закон
- Как перегнать машину без страховки с договором купли продажи
- Документы для перегонки автомобиля
- Временный или транзитный полис
- Как приобрести транзитный полис ОСАГО
- Стоимость
- Плюсы и минусы временной страховки
- Риски езды без страховки
- Вывод
Когда можно ездить без страховки и не нарушать закон
Единственная ситуация, когда водителю разрешено пользоваться автомобилем без страхового бланка, это приобретение ТС, при этом неважно – новая машина или нет.
Если покупка оформлялась в автосалоне, то там зачастую предлагают сразу же подписать договор услуг. Но хозяину машины могут не понравиться тарифы компании, которая работает с фирмой по продаже ТС. Либо гражданин просто планирует оформление договора в другой страховой. Как поступить в такой ситуации, не нарушая закон?
Некоторые страховщики пытаются запугать владельцев ТС тем, что нельзя пользоваться ТС без наличия действующего документа.
Как перегнать машину без страховки с договором купли продажи
Водителей интересует вопрос: сколько можно ездить без страховки? После подписания договора транспортным средством можно пользоваться в течение 10 дней без страховки. Это обосновано законом. Время отсчитывается со дня, когда был заключен договор купли-продажи. Под правило попадают не только новые ТС, но и поддержанные варианты, приобретенные не в автосалоне.
Документы для перегонки автомобиля
Если по новой машине только переоформляют документы, то перегнать ее на место регистрации можно несколькими способами, не нарушая закон:
- Составить доверенность, а затем заверить ее у нотариуса. С ее помощью можно ездить от имени прошлого хозяина.
- Подписать договор о безвозмездном пользовании ТС. После приобретения машины владельцем останется предыдущий хозяин. Это считается арендным договором, но при этом отсутствует материальная выгода. С таким документом можно ездить, при этом не потребуется нотариальное заверение.
- Предложить старому владельцу ТС вместе добраться до пункта назначения в роли пассажира. Если по пути повстречаются сотрудники правоохранительных органов, то можно сослаться на законодательство.
Это все возможные способы, которые отвечают на вопрос: как ездить без осаго, не нарушая закон? Но есть дополнительный легальный вариант: приобрести транзитную страховку.
Временный или транзитный полис
Как вести себя новому хозяину ТС, если уже прошло 10 суток после приобретения? Как не нарушать закон? Дальше ездить без обязательного бланка? Чтобы не получить штраф и не оказаться без машины, рекомендуется приобрести временную страховку.
Максимальный срок действия транзитного полиса – не больше 20 суток. Этого времени хватит для того, чтобы перегнать машину, поставить ее на учет и пройти процедуру техосмотра. Если хозяин ТС предполагает, что справится со всем значительно раньше, то бланк можно оформить на 10 и более дней. Транзитный вариант отличается от стандартного только сроками действия.
При оформлении полиса машину обеспечат транзитными номерами. После того как водитель поставит ТС на учет, можно будет произвести замену временного номера на постоянный и оформить обязательный ОСАГО.
Временную страховку легко удастся оформить как владельцу машины, так и третьим лица, которые занимаются перегоном. Если есть доверенность, то получить бланк может любой гражданин, не нарушая закон.
Как приобрести транзитный полис ОСАГО
Если покупка ТС оформляется через автосалон, то временный документ можно оформить там же после подписания основного договора. Это наиболее быстрый и удобный вариант.
Если в сделке участвовал агент или дилер, то хозяин ТС может заказать услуги страховщика напрямую или отправить запрос на оформление через сайт компании.
Или же помощь может предоставить страховой агент или брокер. Это удобно, т.к. увидеться с ним можно именно там, где захочется покупателю. Агент сотрудничает только с одной страховой фирмой, а работа брокера проводится сразу с несколькими компаниями параллельно. Следует внимательно подходить к выбору специалиста, легко можно столкнуться с мошенниками, которые используют поддельные бланки.
Стоимость
Цена временной страховки связана с:
- мощностью двигателя;
- стажем и возрастом владельца автомобиля;
- регионом, где приобретается документ.
Зачастую стоимость временного бланка – это приблизительно 20% от цены годовой обязательной страховки.
Плюсы и минусы временной страховки
Ключевой плюс при оформлении транзитного документа – его выдадут даже в том случае, если отсутствует диагностическая карта. Это не будет считаться нарушением закона. Второе преимущество – невысокая стоимость.
Из недостатков можно выделить то, что страховка мало действует, ее нельзя подлить (потребуется оформление нового соглашения).
Получится ли перегнать машину без полиса? Получится, но это большие риски, особенно, если необходимо будет преодолевать большое расстояние. Если водитель попадет в аварию, то он потратит значительно больше денег на ремонтные работы по ТС, чем мог бы отдать за временную страховку.
Риски езды без страховки
Практически каждый водитель хотя бы раз задавался вопросом: можно ли ездить на машине без страховки? Ответ следующий: нежелательно, т.к. это приведет к штрафам. Нельзя нарушать установленные законы. Автострахование является обязательной процедурой для всех владельцев машин.
В любом случае, если водитель не предоставит основания, которые по закону могут оправдать отсутствие ОСАГО, ему придется понести ответственность. Эвакуации не последует. Такие меры принимались до 2014 г. Ранее, если у автомобиля отсутствовал страховой полис, сотрудники ГИБДД снимали номерные знаки и отправляли ТС на территорию штрафплощадки.
Сейчас правила стали более упрощенными. Автомобиль изымать никто не станет, но штраф все равно будет назначен.
Если водителю выписали штраф, то в этот же день не может последовать повторного наказания. Нарушителю закона предоставляется возможность в течение суток приобрести полис ОСАГО.
Езда без страховки штрафуется на сумму 500-800 руб. Но это несравнимо с тем, какую сумму придется потратить, если произойдет аварийная ситуация на дороге. Без полиса вся ответственность за причиненные повреждения ляжет на виновника, он сам будет должен за все платить из личных денег.
Если ездить без ОСАГО, то последует денежное наказание. Это относится даже к тем, кто просто забыл страховку дома. По закону водитель должен погасить штраф в размере 500 руб. и в будущем не забывать хранить бланк в машине.
Размер наказания за забытую дома страховку может быть и более высоким. Все зависит от сотрудника ГИБДД, который занимается оформлением протокола. Если он сможет доказать, что документ не был забыт, а его просто нет, то штраф станет больше на 300 руб.
Такая же сумма будет выписана, если гражданин не числится в страховке ТС, которым он руководит. Подобное может случиться при экстренной ситуации, когда срочно нужно воспользоваться чужим автомобилем. Но лучше не нарушать закон.
Если владелец автомобиля предпочитает ездить, пользуясь просроченной страховкой, то сумма будет уже не 500, а 800 руб. За отсутствие внимательности придется заплатить. Аналогичный штраф будет назначен тем, кто вообще не оформлял страховку. Это относится к водителям, которые зарегистрировали ТС, но не захотели получать ОСАГО.
Вывод
Существуют легальные варианты, когда разрешается ездить без страховки, не нарушая закон. Но рекомендуется обратить внимание на транзитный документ.
Если гражданин будет управлять ТС без страховки, могут последовать штрафы от сотрудников ГИБДД. Нарушением будет считаться даже то, что бланк был случайно забыт дома. Чтобы избежать санкций, необходимо всегда держать страховку поблизости. В случае аварии это решит проблему без нервов и личных трат.
Нужна ли страховка при постановке автомобиля на учет в ГИБДД?
Регистрация автомобиля в ГИБДД – обязательная процедура, без которой ТС не допускается к эксплуатации на дорогах общего пользования. Постановка машины на госучёт входит в круг обязанностей её владельца, и сделать это он должен в десятидневный срок с момента заключения купчего договора. Одно из обязательных условий для регистрации автомобиля в органах госавтоинспекции – наличие у её собственника полиса ОСАГО. Это правило прописано в ФЗ №40, регламентирующем все законодательные аспекты, касающиеся обязательного автострахования. Но можно ли поставить машину на учёт без страховки, имеются ли такие исключения в действующих законодательных нормах?
Перечень документов для постановки машины на учёт
Чтобы поставить авто на регистрационный учёт, её собственник должен представить в территориальное управление ГИБДД определённый пакет документов.
Их список закреплён внутренним приказом по МВД №1001, и включает в себя:
- Паспорт ТС.
- При покупке автомобиля на вторичном рынке – свидетельство о регистрации, полученное от прежнего владельца.
- Общегражданский паспорт собственника машины.
- Правоустанавливающий документ на автомобиль – договор купли-продажи, нотариальное свидетельство о вступлении в наследство, дарственная.
Кроме того, обязательно предоставление полиса ОСАГО для постановки на учёт машины, кроме приказа МВД, прописана в следующих законодательных актах:
- ФЗ №40 – закон, регулирующий все правила получения и использования полиса ОСАГО.
- Правила ОСАГО – принятый правительственным постановлением дополнительный нормативный свод, являющийся дополнением к ФЗ №40.
Страховка может предоставляться, как в бумажном, так и электронном формате. Во втором случае не нужно распечатывать бланк Е-ОСАГО. Достаточно указать сотрудникам регистрационного отдела ГИБДД номер электронного полиса, и они сами, по компьютерной информационной базе проверят его наличие.
Как видим, страховка для постановки на учёт автомобиля – обязательный документ, без которого процедура невозможна.
Можно ли поставить автомобиль на учёт без страховки?
Имеются ли в законодательстве некие исключения из общих правил, позволяющие зарегистрировать автомобиль в ГИБДД, не предъявляя полиса обязательного автострахования. Ответ на этот вопрос однозначен – нет. Поставить автомобиль на учёт без страховки в любом случае не получится.
Страховка ОСАГО относится к числу обязательных документов, которые должен иметь водитель ТС при передвижении по дорогам общего назначения.
Не требуется оформлять обязательную страховку на отдельные категории техники:
- Трактора, экскаваторы и прочие ТС, передвигающиеся на гусеничном ходу.
- Транспорт, не предназначенный для развития скорости свыше 20 км/ч.
- Мопеды и скутеры, с объёмом двигателя до 50 см 2 , и конструктивной скоростью меньше 50 км/ч.
- Гужевые повозки.
Перечисленная техника может эксплуатироваться без ОСАГО, но она и не подлежит обязательной постановке на учёт в ГИБДД.
Скутеры и гужевые повозки не относятся к категориям ТС, которые допускаются для передвижения по дорогам общего назначения в качестве полноправных участников дорожного движения. Поэтому законодательство здесь не имеет исключений – страховка для постановки на учёт автомобиля в органах ГИБДД является обязательным документом.
Минимальный срок страховки для регистрации ТС
ФЗ №40 предусматривает возможность приобретения полиса ОСАГО с различными сроками действия. Стандартно он составляет 1 год, и позволяет ездить на застрахованном автомобиле круглогодично. Также имеются варианты ограниченного использования машины, например, только в летнее время.
Это сделано для удобства водителей, которые эксплуатируют свой автомобиль только в тёплое время года, ставя его зимой на консервацию. Так они могут сэкономить на страховке, не оплачивая те месяцы, в течение которых не пользуются своим автомобилем
Самый краткосрочный по времени вариант ОСАГО – транзитный. Он выдаётся на срок до 20 дней, и предназначается для перегона авто от места покупки до автостанции, где производится диагностический техосмотр, или до места постановки на регистрационный учёт.
Какой же вариант полиса необходим для постановки машины на учёт в регистрационных органах автоинспекции?
Закон здесь не делает различий между сроками действия полиса: страховка для постановки на учёт машины может быть оформлена и на весь год, и на 3 месяца.
Вывод
Подводя итог, ещё раз отметим, что ОСАГО – один из основных документов, необходимых для регистрации машины в органах ГИБДД. В отсутствии полиса в постановке на учёт будет однозначно отказано.
Нужна ли независимая экспертиза после ДТП и когда её проводить?
- Необходимость независимой экспертизы диктуется только недостаточностью страхового возмещения по ОСАГО.
- Ответ на вопрос, когда её проводить, логично вытекает на основании вышеуказанного – когда Вы узнаете, что Вам насчитали мало, тогда и решать, делать её или нет – после выплаты или выдачи направления на ремонт либо получения акта расчёта.
- У независимой оценки есть свои плюсы при наличии объективной необходимости в её проведении.
Независимая экспертиза автомобиля по ОСАГО после ДТП в 2022 году проводится для оценки стоимости причинённого машине ущерба. Но для того, чтобы понимать, нужна ли она в Вашем конкретном случае, когда и в каких случаях её делать, нужно понять, в каких целях она проводится и для чего вообще требуется.
Зачем нужна независимая экспертиза?
Как мы уже указали выше, для оценки стоимости причинённого материального ущерба транспортному средству. Но не просто оценки, а расчёта. Причём, она может быть инициирована не только самим владельцем автомобиля, но и страховой компанией.
По закону страховая по ОСАГО для определения, сколько нужно возместить в виде выплаты или ремонта, может провести 2 процедуры у автомобиля:
- простую оценку повреждений,
- более сложную независимую техническую экспертизу.
По существу эти 2 процедуры отличаются мало по порядку проведения. Но цель у них одна – получение калькуляции и итоговой суммы для возмещения. Независимая проводится по утверждённой законом Единой методике расчёта.
Несмотря на то, что экспертиза от страховой называется независимой, в том числе и по закону (ФЗ Об ОСАГО), она таковой по сути не является, так как проводится по инициативе и выбору страховой, хотя и делает её сторонняя организация.
А инициированная Вами отдельная экспертиза потребуется для противостояния против расчёта страховой – в суде или в досудебном порядке. Так, суд вообще не примет Ваш иск о недостаточности выплаты, если Вы не подкрепите его проведённым расчётом.
Нужно ли мне обращаться за независимой экспертизой?
Настоящая независимая экспертная оценка – это та, которую может быть страхователь, то есть Вы. В этом случае эксперт подсчитывает ущерб беспристрастно и ничего не забывая скалькулировать.
Многие автолюбители считают, что обращаться за такой экспертизой необходимо сразу после проведения оценки страховой компанией – особенно, если владельцу авто не понравилось то, что эксперт от страховщика, к примеру, не снял детали кузова, чтобы посмотреть скрытые повреждения, либо есть подозрение, что тот посчитал не всё. Но это совсем нецелесообразно. Ничего не мешает подождать выплаты, чтобы ожидания подтвердились. Или опровеглись, и страховая компания выплатила достаточно и даже более того.
Таким образом, определить тот факт, нужна ли Вам вообще независимая экспертиза, можно только после того, как Вы узнаете оценённую страховщиком сумму для возмещения. Это можно сделать после факта выплаты или выдачи направления на ремонт и согласования с автосервисом работ либо с заявлением о предоставлении акта расчёта.
В случае, если Вам выдали направление на ремонт, но недостаточность денег констатирована работниками СТОА, которые просят доплатить им, то проводить в этом случае независимую оценку смысла нет. Но есть смысл требовать от страховой ремонта. Более подробно данную процедуру мы описали в статье про направление на ремонт.
Когда делать?
Как мы уже указали выше, проводить независимую оценку ущерба рационально после того, как Вы узнали сумму ущерба. Сделать это можно сразу же после получения недостаточной выплаты.
Чтобы Вам проще было понять, как именно проводится экспертиза, предлагаем сравнить порядок выплаты страховой с дальнейшим ремонтом на эти деньги автомобиля и оспариванием выплаты, когда суммы недостаточно на полное восстановление машины.
Итак, если обычный порядок выплаты выглядит следующим образом:
- страховой случай – ДТП,
- обращение потерпевшего в страховую,
- осмотр автомобиля и калькуляция суммы возмещения,
- выплата или направление на ремонт,
- восстановление транспортного средства потерпевшим или сервисом от страховой в случае направления на ремонт.
То правильный порядок, когда требуется независимая экспертиза, будет выглядеть так:
- страховой случай – ДТП,
- обращение потерпевшего в страховую,
- осмотр автомобиля и калькуляция суммы возмещения,
- выплата или направление на ремонт, при этом, потерпевший выясняет, что выплаченной суммы недостаточно для проведения ремонта,
- назначение независимой экспертизы, инициированное потерпевшим (поиск подходящей организации и оплата услуг), с приглашением на неё представителя страховой компании,
- проведение экспертизы и новая калькуляция суммы ущерба,
- досудебное требование на основании калькуляции независимой экспертизы,
- в случае отказа страховщика урегулирования спора в досудебном порядке подача иска в суд,
- выигрыш суда, выдача последним исполнительного листа, по которому страховая обязана выплатить присуждённую сумму,
- ещё одна выплата от страховой по суду (как правило, разница между выплаченным и оценённым независимой экспертизой, а также “бонусы”, о которых мы поговорим ниже),
- восстановление транспортного средства потерпевшим или сервисом от страховой в случае направления на ремонт.
Сколько стоит?
Стоимость такой экспертизы колеблется в зависимости от ряда факторов:
- степени повреждения автомобиля,
- необходимости проведения оценки товарной стоимости,
- региона обращения.
В среднем, независимая оценка в Москве и Петербурге стоит в пределах 8-20 тысяч рублей в зависимости от вышеперечисленных факторов. В регионах цена может колебаться от 5 до 15 тысяч рублей.
Главное понимать, что уплаченная за это сумма возмещается в случае выигрыша суда или в досудебном порядке истребуется со страховщика.
Утеря товарной стоимости (УТС) проводится с целью дополнительной выплаты за то, что при продаже автомобиля после ДТП он немного теряет в цене. Возмещение УТС составляет по расчёту независимых контор в среднем 7-11% от всей суммы насчитанного ущерба.
Как правильно обращаться?
- Сначала Вам необходимо найти подходящую экспертную организацию. У неё должна быть соответствующая лицензия на осуществление такой деятельности.
- Далее Вы обращаетесь в выбранную организацию, где грамотный эксперт сначала просто посмотрит на автомобиль и скажет ещё до оплаты, стоит или не стоит делать независимую экспертизу на основании того, насколько по предварительной оценке можно насчитать с учётом повреждения машины.
- Следующим этапом будет назначение даты и времени проведения экспертизы. На неё Вам нужно будет пригласить представителя страховщика. Для этого правильно будет отправить на юридический адрес страховой компании телеграмму с указанием места, даты и времени проведения. Страховые редко направляют своих представителей на экспертизы, но иногда он присутствует.
- В “час пик” эксперт осматривает Ваш автомобиль, и затем ему потребуется около недели (может быть и меньше) для составления документов с расчётом. Вам нужно будет получить эти документы и ещё один их дубликат.
- Теперь необходимо направить страховщику досудебное требование, где своими словами указать все обстоятельства ситуации: что Вам была произведена выплата, её оказалось недостаточно, в связи с чем была инициирована независимая экспертиза, которая насчитала столько-то, потребовать возместить недостающую сумму денег, а также расходы на телеграмму и стоимость экспертизы, указать разумный срок (10-20 дней) для выплаты и написать свои банковские реквизиты либо желание получить наличными. К досудебному требованию приложить оригинал документов расчёта, кассовый чек на проведение экспертизы и квитанцию оплаты телеграммы.
- По прошествии этого срока плюс 3 банковских дня, если требуемая сумма не поступила на счёт, следует подавать иск в суд, куда уже приложить дубликат документов экспертизы. В этом случае лучше всего обратиться к автоюристу, проверенному по отзывам либо Вашими знакомыми/друзьями/родственниками, так как это дело уже немного сложнее досудебного требования, а расходы на юриста Вам тоже возместят в случае выигрыша суда, вероятность которого повышается при ведении дела хорошим и грамотным юристом. Впрочем, ничего не мешает обратиться к автоюристу ещё на этапе досудебного требования.
Плюсы независимой экспертизы
Главным преимуществом является тот факт, что она и вправду независимая. Если в теории есть основание полагать, что эксперт от страховой компании заинтересован в расчёте минимальной выплаты, то независимый эксперт – беспристрастный (тоже в теории, разумеется).
Другие плюсы даёт не сама экспертиза как таковая, а возможность “выбить” через суд дополнительные выплаты, к числу которых относятся:
- неустойка в виде расчёта 1% в день просрочки выплаты (или разницы между выплаченной суммой и рассчитанной независимым экспертом),
- штраф со страховой организации в пользу истца в размере 50% от суммы ущерба (либо такой же разницы) плюс все другие расходы, в том числе неустойка.
В судебной практике 2022 года, однако, применяется судьями нередко применяется статья Гражданского кодекса о разумном уменьшении обеих вышеперечисленных сумм, вплоть до самых минимальных.
К примеру, если Вам независимый эксперт насчитал ущерб 100 000 рублей, а страховая выплатила 50 000 с просрочкой 50 дней, за экспертизу Вы заплатили 10 000 рублей, то по закону Вам полагается:
- 50 000 рублей в виде недостающей к выплате суммы ущерба,
- 25 000 рублей в виде неустойки (1% в день от суммы ущерба умножаем на 50 дней просрочки),
- 10 000 рублей в счёт возмещения затрат на экспертизу,
- штраф в размере 42 500 рублей (50% от всех вышеперечисленных сумм).
На практике же судья по своему усмотрению может уменьшить сумму неустойки и штрафа до 10 000 рублей каждую и даже меньше.
Автотехническая экспертиза при ДТП
- Экспертиза качества ремонта автомобиля
- Трасологическая экспертиза
- Экспертиза механизма ДТП
- Экспертиза двигателя
- Экспертиза коробки передач
- Экспертиза фар
- Помощь при покупке авто
- Экспертиза лакокрасочного покрытия
- Экспертиза номеров агрегатовСправка о мощности ДВС
- Экспертиза деталей и узлов
Размер причиненного в результате аварии ущерба часто становится причиной споров между участниками ДТП. Самостоятельно найти согласие виновнику и пострадавшему бывает очень сложно. Независимая автотехническая экспертиза способна дать объективную оценку ситуации и степени вины каждого участника происшествия, определить реальный вред, причиненный всем транспортным средствам.
«Инвест Консалтинг» проводит в Москве и Подмосковье независимую автоэкспертизу различных типов машин с расчетом ущерба и выдачей заключения.
Обратившись к нам за независимой автотехнической экспертизой, Вы можете рассчитывать на объективную оценку ущерба, определение виновника ДТП и выяснение всех важных обстоятельств аварии. Наши специалисты работают с выездом на место происшествия и гарантируют максимально беспристрастный подход при проведении оценочных работ.
Когда нужна независимая автотехническая экспертиза при ДТП
Услуга автотехническая экспертиза при ДТП, выполняемой независимыми специалистами, оказывает неоценимую помощь в следующих случаях
- Если Вы попали в ДТП и желаете провести автотехническую экспертизу для получения выплат по своему страховому полису.
- Страховая компания виновника аварии выплатила существенно заниженную сумму компенсации, которая не покрывает расходы на ремонт машины.
- Автоэкспертиза необходима Вам для обращения в РСА, поскольку страховая компания виновника ДТП обанкротилась или у нее отозвали лицензию.
- Будучи виновником аварии, Вы считаете требуемую пострадавшим сумму компенсации слишком завышенной и хотите провести независимую экспертизу для определения реального ущерба.
- Транспортное средство пострадало при пожаре, падении строительных конструкций, стихийном бедствии или в другой ситуации.
- Вы планируете подать иск в суд по причине отсутствия у виновника полиса ОСАГО или заниженной суммы выплаты.
- Автоэкспертиза нужна для определения ущерба, нанесенного третьими лицами, для дальнейшего обращения в полицию и разбирательств в суде.
Заказать независимую автотехническую экспертизу.
Нажимая кнопку «Отправить», вы автоматически выражаете согласие на обработку своих персональных данных и принимаете условия Пользовательского соглашения.
Автотехническая экспертиза при ДТП – виды автотехнической экспертизы
Независимая автоэкспертиза после ДТП. Предусматривает детальное изучение аварии с тщательным определением всех параметров движения участников. Полученные данные сравнивают с нормами, распространяющимися на определенный участок дороги. Специалист выясняет особенности тормозного пути транспортных средств и наличие у водителей возможности избежать столкновения. Такая автотехническая экспертиза нередко используется компанией «Инвест Консалтинг» для решения спорных случаев на практике.
Транспортно-трасологическая экспертиза. Посвящается изучению различных следов на месте аварии и пострадавших транспортных средствах. Такая автотехническая экспертиза позволяет определить расположение машин в момент ДТП, траекторию их движения до и после столкновения. Также в ходе исследований специалисты выясняют, какие повреждения были получены автомобилями именно при аварии. Данный тип автоэкспертизы обычно проводится в комплексе с исследованием обстоятельств ДТП.
Автотовароведческая экспертиза. Используется для определения размера ущерба, нанесенного транспортному средству в ДТП. Сегодня данный вид автоэкспертизы является наиболее популярным, поскольку большинство споров между участниками аварии основаны на разногласии относительно размера компенсации. Такая автотехническая экспертиза позволяет узнать точную рыночную стоимость восстановления машины, количество годных для дальнейшего использования остатков и размер потери в товарной цене.
Экспертиза технического состояния транспорта. Предусматривает проверку транспортных средств на наличие неисправностей и причин их возникновения. Позволяет специалистам определить методы устранения неполадок и затраты на проведение ремонтных работ. Очень важно, чтобы автомобили оставались в неизменном после ДТП состоянии. Ведь такая независимая автоэкспертиза после ДТП позволяет выяснить, была ли поломка машины причиной аварии.
Дорожно-транспортная экспертиза. Предусматривает исследования определенного участка дороги, где произошла авария. В силу своей специфики данный тип независимой автоэкспертизы применяется на практике редко. Проводимые в ее рамках исследования включают изучение дорожной разметки, расположения знаков, ограждающих конструкций и других объектов. Автотехническая экспертиза такого рода применяется только тогда, когда есть подозрения, что причиной ДТП стала именно неправильная организация движения на определенном участке дорожного полотна.
Необходимые документы
Пакет документов, необходимый для проведения независимой автотехнической экспертизы специалистами «Инвест Консалтинг», зависит от вида выполняемых исследований. Стандартно при посещении нашего офиса предъявляются:
- паспорт заявителя, с которым заключается договор на проведение экспертизы;
- протокол осмотра места ДТП или справка об аварии;
- документы на подлежащий экспертизе автомобиль (ПТС, СТС).
- акт осмотра машины страховой компанией (при наличии).
Порядок проведения автоэкспертизы
Автотехническая экспертиза при ДТП. Организация любой автотехнической экспертизы, независимо от ее вида, осуществляется компанией «Инвест Консалтинг» следующим образом.
- Вы звоните нам и заказываете услугу с выездом специалиста на место происшествия или хранения поврежденного транспортного средства.
- После предъявления документов и обсуждения условий сотрудничества заключается договор на предоставление нами услуг.
- Специалист отправляется на место аварии и проводит тщательное исследование участка дороги и транспортного средства. Он фиксирует важные факты, необходимые для объективного проведения автоэкспертизы.
- Около 3–5 дней (в сложных случаях не более 14 дней) нашими специалистами выполняется анализ данных и проведение необходимых расчетов.
- Составляется заключение и передачей его заказчику. В дальнейшем, заключение может использоваться для подачи претензии страховой компании, составления иска в суд и других целей.
Действия при ДТП Часть 3 — Независимая Оценка (все нюансы)
Я уже давно не работаю в НО, поэтому не могу что-либо советовать, отнеситесь с пониманием, вся информация носит ознакомительный характер и возможно что-то поменялось за период от создания моих постов
В каждой сфере деятельности есть как свои плюсы, так и минусы. Вроде бы какая разница к какой организации независимой оценки (НО) обращаться, они ж все нормально насчитывают — а нет!
1) Никогда не соглашайтесь на НО, которую предлагает сама СК, ведь логично же, что уже меньше насчитают, а многие ведутся.
2) Никогда не соглашайтесь на дешевую экспертизу, так как она будет некачественной и потом вас будут разводить на дополнительные услуги автоюриста или еще хуже — не смогут в суде доказать, что их отчет правильный. Так вы просто выкинете деньги на ветер.
3) Никогда не соглашайтесь на бесплатную экспертизу — с вас потом будут удерживать % от выплат страховой и денег на ремонт уже не хватит.
По закону об ОСАГО ст.12 п.14 деньги, потраченные на независимую оценку подлежат возмещению страховщиком. Поэтому вы уже ничего не теряете, не скупитесь на нормальную оценку.
Порядок действия НО:
1) Отправляют телеграмму в СК или виновнику (если ущерб большой, то обоим) с извещением о том, что будет проходить независимая оценка и приглашение их на осмотр. На это нужно 3 дня.
2) В установленную дату проходит оценка, на которой присутствует сам оценщик, агент СК и виновник (если необходимо). Если ущерб большой, то необходима дефектовка на СТО, где мастер будет выявлять скрытые повреждения.
3) Отчет формируется 2-5 дней и необходимый пакет документов и чеков для СК.
4) Забираете отчет и документы из НО и отвозите в СК, ждете выплату в течении 20 дней.
Что еще нужно знать:
1) Если у вас автомобиль иномарка возрастом до 5 лет, отечественная — до 3 лет, пробег не больше 120 тыс.км, износ деталей меньше 40%, то вам полагается дополнительная выплата — утеря товарной стоимости (УТС) — это разница стоимости авто до ДТП и после уже восстановленного, так как ваше авто на рынке уже подешевело.
Например: ваш авто до ДТП стоил 500 тыс. руб., после ДТП уже отремонтированный авто будет стоить дешевле — 450 тыс. руб. Следовательно 50 тыс. руб — это УТС, которые должны вам доплатить.
2) Если СК не захочет выплатить вам деньги по заключению НО, то автоюристы легко доказывают правдивость отчета и СК помимо недоплаты обязана вам выплатить пеню и штраф, согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. №17.
3) Не соглашайтесь на предложение СК отремонтировать авто по ОСАГО, всегда берите выплатами, так как отремонтируют вам неизвестно где и непонятно как, да еще и детали непонятно какие поставят и гарантий никаких не дадут.
Как насчитывает выплаты СК:
1) Ставит износ на ВСЁ, как можно больше и даже на стоимость восстановительных работ.
2) Считают детали ремонтом, а не заменой, что существенно отражается в цене.
3) Считают по аналоговым деталям, а не по оригиналам (особенно любит Росгосстрах).
4) Стоимость работ устанавливается самая минимальная по городу.
5) Не проводят дефектовку, поэтому отчет составляется только по внешним повреждениям.
Как должно быть:
1) Износ должен ставиться более лояльный, но не более 50%.
2) Детали под замену, а не ремонтом.
3) Только по оригинальным запчастям, никаких аналогов.
4) Стоимость по закону должна быть среднерыночной.
5) Выявление и фиксация скрытых повреждений.
6) Для праворульных авто включается стоимость доставки деталей от страны производителя.
Насколько мне стало известно, с недавних пор теперь все страховые и независимые эксперты обязаны считать стоимость запчастей по единой утвержденной методике. Эта новость больше будет печальна для тех, у кого автомобили на гарантии и теперь нельзя производить подсчет по дилерским ценам(
Желаю не попадать вам в ДТП никогда!
Как провести независимую экспертизу авто после ДТП?
После любой аварии, важно правильно оценить ущерб, нанесенный автомобилю во время ДТП. Поэтому существует независимая экспертиза после ДТП по ОСАГО, после чего оплачивается ущерб, причиненный потерпевшему. Важно знать, существующие правила и последовательность экспертиз неподконтрольных органов.
Что нужно делать после аварии
Если невозможно уладить дело мирным путем и нанесенный ущерб превышает 100 000 рублей, следует вызвать сотрудников Госинспекции.
Оформляя справку о происшествии, а затем и в протоколе необходимо обозначить виновника происшествия:
- после определения виновника в происшествии, его страхователь оплатит нанесенный ущерб транспортному средству.
- сотрудник страховой компании делает оценку повреждений, описывает их характер и количество.
- в случае оформления европротокола, оба участника аварии оформляют извещение о происшествии, описывают в подробностях как все произошло, рисуют схему движения обоих машин.
- собирают показания у имеющихся очевидцев дтп.
Когда на месте невозможно установить степень повреждений транспортных средств, следует воспользоваться услугами станции техобслуживания страхователя. Хотя, наиболее правильным будет воспользоваться услугами независимой экспертизы. Российский Союз Автомобилистов предлагает делать оценку у независимого эксперта, не представляющего ни одного из страхователей. Пострадавший в аварии, получает компенсацию со страхователя виновника, а виновный восстанавливает свою машину за свои собственные средства.
ВАЖНО . Главными задачами независимой экспертизы является восстановление событий, изучение всех мельчайших подробностей для определения настоящего виновника аварии. Работу независимой экспертизы, регламентирует положение Центробанка Российской Федерации № 433 – П. Во время экспертизы, устанавливается техническое состояние машины, указываются и описываются повреждения и уточняет данные (начальную скорость движения авто, маршрут проезда и место нахождение машины после окончания аварии).
Когда завершается осмотр, эксперт пишет отчет, отражающий сумму понесенного ущерба, уточнить, кто является виновным, и кто потерпевшим в аварии. Может установить рыночную стоимость транспортного средства на момент аварии.
Почему следует воспользоваться оценкой независимой экспертизы
Страхователи, для проведения оценки нанесенного ущерба пользуются услугами компаний, сотрудничающих с ними на постоянной основе. Часто после осмотра, сумма нанесенного вреда уменьшается и сумма возмещения, соответственно, также снижается. Тогда возникает много дополнительных вопросов. Поэтому следует обратиться в неподконтрольную экспертную организацию.
Таким экспертам нет необходимости подавать неверные сведения, и занижать или завышать суммы возмещения. Чаще такой экспертизой пользуются потерпевшие, чтобы справедливо оценить ущерб и отремонтировать свою машину за счет страхователя.
ВНИМАНИЕ . Экспертизу следует проводить в надлежащие сроки, и ни в коем случае, не начинать ремонт. Имея на руках отчет технического заключения страхователя, и начав ремонтировать машину, потерпевший не сможет доказать свою правоту в случае, когда страховые выплаты значительно уменьшены.
Когда сумма окончательно определена, можно начинать ремонтировать автомобиль.
Для подачи заявления в независимую экспертизу, следует приготовить такие документы:
- технического паспорта на машину,
- справку о дорожно-транспортом происшествии и протокола инспектора ГИБДД (копии, заверенные в установленном порядке),
- если в договоре страхования имеется пункт об экспертном обслуживании, следует оформить направление на экспертный осмотр,
- другие документы, если таковые имеются, по происшествию.
Последовательность проведения независимой экспертизы
Проведение независимой экспертной оценки регламентировано законодательством страны, в котором четко оговорена последовательность действий.
- Выбрать независимую организацию.
- Заключить договор о проведении экспертизы.
- Оплатить проведение независимой экспертизы.
- Согласовать день и время проведения технического исследования автомобиля.
- Оформить уведомление на осмотр виновному в аварии, или заинтересованным лицам.
- Обязательно присутствовать при проведении осмотра.
- Оформление акта по соответствующей форме, фиксируются на фотографиях или видео обнаруженные места повреждений.
- Расчет суммы возмещения повреждений, учитывая рыночную стоимость запасных частей для восстановления машины.
- Получить отчет с выводами, для фиксации передачи оформляется акт приемки от заказчика и передачи от исполнителя.
- Для проведения самой экспертизы и выдачи отчета и других надлежащих нормативных актов дается три дня, день отправления уведомления и день проведения самой экспертизы не считается.
Освидетельствование пострадавшего автомобиля производится в присутствии лица, спровоцировавшего аварию и сотрудника страхователя. Для своевременного оповещения страхователя, следует отправить оповещение, телеграфом с обратным уведомлением за пять рабочих дней, до проводимого осмотра.
ВНИМАНИЕ . В случае непоявления страхователя на исследовании, при наличии почтовых чеков и уведомлений, возможно и без такового. Техническая экспертиза проводится в светлое время дня, или при дневном освещении.
Отчет должен содержать такие параграфы:
- цель проводимой технической экспертизы.
- фамилия и инициалы потерпевшего в аварии.
- сумма, подлежащая возмещению для ремонта автомобиля.
- сведения, полученные в ходе осмотра и список законодательных документов, которыми руководствуется эксперт.
- день, месяц и год аварии.
- сведения о страховых полисах участников происшествия и компаниях страхователях.
- компенсация, подлежащая возмещению по расчетам проведенной экспертизы.
- подписи технического эксперта, проводившего осмотр, и лица, руководящего организацией, утвержденные печатями.
Копия экспертного заключения сохраняется три года, после окончания проведения экспертных работ. Готовый акт забирает представитель страхователя. Сведения отражаются в графе «Отчет об определении рыночной стоимости ущерба от аварии». Каждую страницу нумеруют, сшивают и скрепляют печатями и подписями техника, производившего осмотр. Заказчику выдается свой экземпляр, с актом приема-передачи. Страхователь должен выплатить компенсационную сумму, на восстановление автомобиля. В случае отказа страховой компании оплатить необходимую сумму, де следует передавать в судебные органы. Тогда будет необходимо проведение еще одной экспертизы.
Стоимость – цена проведения независимой неподконтрольной экспертной оценки машины, участника аварии в 2022 году зависит от того:
- как сильно поврежден автомобиль,
- насколько сложные проводятся работы,
- виды экспертиз,
- насколько срочно необходимо провести работу (сумма за срочность, обычно 10-15 % от всей предоставленной работы).
Когда у машины есть незначительные повреждения (до пяти деталей), стоит такое заключение по Москве 3500 рублей. Если машина имеет объемные повреждения (более 20 деталей), цена варьирует от 7000 рублей.
ВАЖНО . Оплачивать все экспертизы должен потерпевший, но, если дело передается в судебные органы, и выносится решение в пользу потерпевшего, все суммы по проведению экспертных работ будут взыскиваться с виновного, для чего следует сохранять расходные ордера и кассовые чеки от организации, проводившей оценочную стоимость.
Когда у лица, пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии, страховой полис ОСАГО Ингосстрах, после обращения к страхователю, для проведения независимой экспертизы, страхователь Ингосстрах финансирует проведение технического осмотра и направляет к своим партнерам. Поэтому следует найти ближайший офис Ингосстраха и узнать, где проводится обследование, можно ли оформить выезд к поврежденному автомобилю, нужно ли платить, сколько, какие документы иметь при себе. После получения результатов исследований, в срок 5ти рабочих дней необходимо подать заявление на возмещение ущерба, или заявление на проведение восстановительного ремонта на СТО.
ВАЖНО . Часто компенсационные выплаты бывают значительно уменьшены, иногда сумма снижения доходит до 40% от необходимой суммы на восстановление. Тогда следует организовывать неподконтрольную экспертизу, не являющуюся партнером Ингосстраха. Процедура оформления досудебной претензии, соблюдается потерпевшим четко в оговоренных правилах, составляется заявление к страхователю, с требованием возмещения нанесенного ущерба, к которому прикладываются все необходимые документы из перечня.
Если, не работает досудебная претензия, следует начинать судебное разбирательство, оформляя исковое заявление в районный суд. Тогда, после решения судебных органов о выплате нанесенного автомобилю ущерба, страховщик обязан оплатить все издержки, которые понес застрахованный в ходе досудебного и судебного разбирательства.
После аварии – дороже
Ведь, как правило, наибольшее количество споров вызывает именно оценка такого ущерба. Автовладельцы хотят получить как можно больше, а страховщики заплатить как можно меньше.
Причем до того момента, как появилась единая методика оценки стоимости восстановительного ремонта, возникновение споров логично объяснялось. Один эксперт считает по одной методике, другой – по второй, а судебный по-третьей. Но, несмотря на то, что теперь порядок оценки прописан в законах и других нормативных актах практически досконально, вопросы по-прежнему возникают. Причем, как оказалось, сумму выплаты пострадавшему занижают сами судьи. Аргументы для этого они представляют довольно неожиданные.
Разбираться со столь сложными спорами приходится Верховному суду. А пострадавшему приходится дожидаться компенсации несколько лет.
Итак история эта началась с того, что некто Володин в конце апреля 2015 года, двигаясь на своем мотоцикле, попал под колеса автомобиля, которым управлял некто Фомичев. В ГИБДД установили, что виновником ДТП является Фомичев.
В результате аварии больше всего пострадал мотоцикл, который восстановлению не подлежал. При этом куплен он был буквально за три дня до аварии.
Надо сказать, что Фомичев был застрахован по ОСАГО с расширенным покрытием до миллиона рублей. Пострадавший Володин сначала обратился в свою страховую компанию за прямым возмещением ущерба. Однако страховщик отказался выплатить на том основании, что якобы водитель не представил документов о том, что он собственник мотоцикла.
При этом непонятно, что страховщик имел в виду: договор купли-продажи мотоцикла, а также свидетельство о его регистрации были предъявлены.
При этом при заключении договора с мотоциклистом и получении от него премии документов страховщику хватало. А для выплаты их недостаточно.
Также страховщик не назначил проведения технической экспертизы. Володин решил тогда провести независимую экспертизу за свой счет. Но на независимую экспертизу страховщик ни разу не направил своего эксперта, хотя его дважды приглашали телеграммой.
Между тем экспертиза установила, что повреждения мотоцикла таковы, что он не подлежит восстановлению. При этом эксперты указали, что стоимость этого транспортного средства на момент оценки составляет 1 миллион 156 тысяч рублей. А стоимость годных остатков – почти 149 тысяч.
Вычитаем одно из другого – получаем стоимость ущерба. То есть 1 миллион 7 тысяч рублей. Именно столько мотоциклист должен был получить в качестве компенсации за уничтоженную технику.
Однако по ОСАГО со своей страховой он мог рассчитывать на сумму не более 400 тысяч рублей. Но у виновника аварии ОСАГО было с расширением до миллиона рублей. Поэтому Володин обратился в страховую компанию виновника аварии за выплатой по расширенному лимиту. И тоже получил отказ. Якобы отсутствуют документы о стоимости восстановительного ремонта транспортного средства. То есть представленные результаты независимой экспертизы страховщика почему-то не устроили.
Володин обратился в суд. При этом потребовав уплаты неустойки и штрафа. Но Озерский городской суд Московской области решил, что мотоцикл, купленный по договору купли-продажи за 650 тысяч рублей, не может стоить дороже после трех дней его эксплуатации. А поэтому ущерб, штраф и неустойку высчитывал именно из этой суммы. С этим согласилась и апелляционная инстанция Московского областного суда.
Однако с таким решением не согласился Верховный суд. Под действительной стоимостью имущества понимается его рыночная стоимость, которая представляет собой текущую стоимость товара, определяемую на основе спроса и предложения в каждый конкретный момент на рынке. То есть определение судом стоимости на основе цены, указанной в договоре купли-продажи, нельзя признать правильным и соответствующим положениям закона, установил ВС.
Определение действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая или размера расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая, требует специальных познаний. Суд должен был назначить экспертизу. Но ни один из нижестоящих судов этим не озаботился.
На этом основании ВС отменил решение нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.
Действительно, сумма, указанная в договоре купли-продажи, может быть ниже рыночной. Например, продавцу срочно нужны деньги, и он продает свой мотоцикл по дешевке. Но это не означает, что покупатель купил дешевку. За те же деньги он не сможет приобрести точно такой же продукт, который достался ему с большой скидкой. А закон при гибели имущества требует компенсации в размере действительной его стоимости.
Просто о важном — порядок и сроки проведения независимой экспертизы после ДТП
Когда случаются ДТП, важно четко определить необходимые действия для разрешения ситуации с учетом выплат для ремонта транспортного средства.
Желание страховых компаний сэкономить на компенсациях может иметь негативные последствия для пострадавшего лица.
В статье рассмотрим, как происходит оценка авто после аварии страховой компанией, а также узнаем о сроках и проведении независимой экспертизы.
- Как происходит оценка авто после аварии страховой компанией?
- Нужно ли делать независимую автоэкспертизу и когда?
- Где и как можно ее сделать?
- Кто проводит?
- Правила и порядок процедуры
- Основания для назначения повторного комплексного исследования
Как происходит оценка авто после аварии страховой компанией?
В случае участия в ДТП, если водитель не является его виновником, возмещение ущерба должна покрыть страховая компания (СК) виновника аварии.
Страховой агент должен назначить оценочную экспертизу, осуществить которую может сама компания, если в ее штате есть эксперт-техник, имеющий специальное образование. Также страховая компания может обратиться в независимую фирму для проведения исследования. Данные действия являются частым явлением, и экспертиза проводится специалистами фирмы, с которой у СК заключен договор. Подробнее о том, чем руководствуется страховая компания при определении размера компенсации и почему занижает стоимость ремонта, читайте тут.
Осуществление осмотра или проведение независимой экспертизы должно осуществляться СК в течение пяти рабочих дней с момента получения заявления (п. 3.11 Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).
Оценка ущерба включает в себя выявление скрытых повреждений, которые имеют отношение к ДТП. Скрытые дефекты также должны быть внесены в акт.
Согласно 12 статьи ФЗ № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.02.2002 (далее ФЗ №40), в частности п. 21 после завершения экспертизы страховая компания должна осуществить страховую выплату пострадавшему в течении 20 дней (за исключением праздничных дней) или выдать направление на ремонт ТС.
Нужно ли делать независимую автоэкспертизу и когда?
Обратиться к независимой компании, которая сможет дать объективную оценку поврежденному ТС можно в случае несогласия с расчетами, полученными от страховщиков.
Если экспертиза не была организована СК в пятидневный срок, владелец в праве обратиться в независимую компанию и предоставить в последствии ее акт осмотра, результаты которого СК должна принять безоговорочно в качестве основания для назначения выплат (п. 3.12 Положения Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).
Независимая экспертиза может понадобиться для:
- расследования причины ДТП;
- установления скрытых повреждений;
- составления списка всех необходимых работ для ремонта транспорта после аварии.
Статья 12.1 ФЗ № 40 регулирует проведение экспертизы. Закон определяет ее цели, а также уточняет квалификацию лиц, имеющих право ее осуществлять.
Вместе со всеми необходимыми документами, заключение независимой компании должно быть предоставлено страховщикам в обязательном порядке согласно Правил ОСАГО:
- определение размера убытков, причиненных в результате ДТП;
- страховая фирма предлагает компенсацию, которая не соответствует сумме ремонта;
- сумма полноценного ремонта превышает максимальный порог выплат по ОСАГО (400 000 рублей);
- необходимость в объективной информации в расчетах для виновника ДТП (в случае, когда он не согласен с установленной суммой выплат).
Где и как можно ее сделать?
Осуществить независимую экспертизу лучше всего в узконаправленной компании, которая специализируется только на повреждениях после ДТП.
Поскольку отчет о проделанной работе достаточно емкий процесс, предполагающий перечень повреждений, детальное описание скрытых поломок, расчеты и другую важную информацию, ориентироваться лучше всего на экспертов, составляющих заключения для суда. Здесь велика вероятность отсутствия каких-либо ошибок и неточностей. Также, при необходимости обращения в суд, грамотно составленное заключение будет необходимо.
Критерии выбора независимой фирмы:
- Время существования предприятия на рынке. Чтобы избежать сотрудничества с недобросовестными фирмами, а также не стать жертвой неблагонадежных фирм (однодневок), стоит убедиться, что компания не один год занимается этой деятельностью.
- Возможность документального подтверждения сотрудничества. При обращении в экспертную компанию, необходимо поинтересоваться заключает ли она договоры на проведение работ и выдает ли чеки по факту их окончания. На компенсацию затрат по проведению независимой оценки можно рассчитывать только при наличии этих документов.
- Наличие положительной репутации среди клиентов. Можно изучить отзывы о работе компании и убедиться в ее надежности и профессионализме, а также уточнить процент успешно оконченных экспертиз.
- Квалификация и соответствие сотрудников установленным нормам законодательства.
Детальнее о том, как правильно выбрать независимого эксперта, мы рассказывали в этой статье.
Кто проводит?
Провести исследование может как государственное, так и коммерческое предприятие, соблюдая правовые нюансы квалификации сотрудников. К проведению экспертизы может быть допущен только специалист (техник-эксперт), внесенный в государственный реестр.
Требования к таким сотрудникам, с учетом требований к их профессиональным навыкам устанавливаются Приказом Минтранса России от 22.09.2016 № 277.
Эксперты несут ответственность за предоставление некорректной информации и в случае, если результаты недостоверной экспертизы повлекут за собой убытки, технический эксперт обязан их возместить в соответствии с 5-м пунктом статьи 12.1 ФЗ №40.
Компании, проводящие независимую экспертизу после ДТП должны являться членами саморегулируемой организации оценщиков и иметь полис обязательного страхования ответственности оценщика (согласно ст. 15.1 ФЗ №135 «Об оценочной деятельности в РФ»). В противном случае результат экспертизы будет считаться недействительным.
Правила и порядок процедуры
После выбора компании, где будет производиться исследование, оценочные работы производятся в определенном порядке.
- Заключение договора на оказание услуг. Здесь указываются общие права, обязанности сторон, а также сроки, в которые должна быть проведена экспертиза.
- Предоставление пакета документов заказчиком. Подробнее скажем, какие именно документы нужны для независимой оценки состояния авто. К ним относятся регистрационные документы на машину (свидетельство о регистрации транспортного средства и ПТС), копия паспорта заказчика, копия справки о ДТП. Дополнительно могут потребоваться: акт осмотра автомобиля страховщиками и заключение экспертной оценки, если такая имела место.
- Определение даты и времени проведения экспертизы. Процедура оценки состояния и подсчёта полученного в ДТП материального ущерба обычно занимает не более 3-х суток, при сложных деформациях кузова и повреждениях ТС до 8 суток.
- Уведомление участников ДТП и страхового агента о проведении независимой оценки. Сообщить о проведении независимой экспертизы лучше всего с помощью заказного письма с уведомлением (о том, как сообщить виновнику ДТП о проведении независимой экспертизы, читайте здесь). Документальное подтверждение действий заказчика поможет избежать неприятных ситуаций, если дело дойдет до суда. Экспертиза не потеряет своей законности даже в случае, если участники ДТП или представители страховой компании не будут присутствовать при ее проведении.
- Проведение осмотра автомобиля с фиксацией повреждений на фотокамеру. Этот этап является обязательным, т.к. станет фактическим подтверждением проведенных в будущем расчетов при предоставлении заключения в страховую компанию или суд.
- Проведение работ для калькуляции ущерба. Работы проводятся с помощью специального оборудования.
- Проведение расчетов для определения размера ущерба. Калькуляция производится в соответствии с Положением Банка России № 432-П от 19.09.2014 г.
- Получение заключения. Текст документа должен содержать список всех повреждений, которые были получены в результате аварии, опись технологии восстановительного ремонта, определение объема ремонтных и дополнительных работ и полную стоимость восстановительных работ.
- Скачать бланк договора о проведении экспертизы
- Скачать образец договора о проведении экспертизы
- Скачать бланк заключения экспертизы
- Скачать образец заключения экспертизы
Основания для назначения повторного комплексного исследования
Несмотря на то, что понятие «независимая экспертиза» не закреплено законодательно, оно упоминается в ФЗ № 40 об ОСАГО.
Оспорить независимую экспертизу довольно сложно. Это можно сделать если выводы, приведенные в заключении, не соответствуют фактическим обстоятельствам, а также при нарушении закона в ходе проведения экспертизы. В некоторых случаях приходится делать повторную экспертизу чтобы выявить недобросовестную работу после проведения ремонта на СТО, которое сотрудничает со страховой компанией. О проведении независимой экспертизы после ремонта автомобиля можете узнать тут.
Основания для проведения повторного исследования предусмотрены п. 2 ст. 87 АПК РФ:
- Наличие необоснованных выводов, недостаточной ясности заключения.
- Возникновение сомнений, противоречий в экспертном заключении.
Повторные действия может проводить тот же эксперт или другой специалист. В случаях, когда эксперт не имеет аккредитации в соответствии с требованиями закона, проведенное им исследование будет аннулировано.
Во время проведения независимой оценки после ДТП очень важно внимательно изучать представленные материалы и присутствовать во время диагностики. Прибегнуть к помощи самостоятельных компаний и получить объективную оценку стоимости нанесенного ущерба стоит для того, чтобы избежать недобросовестного подхода страховой компании и не оплачивать часть ремонта самостоятельно.