Можно ли заряжать аккумулятор на машине не снимая клеммы
Хорошая оснащенность современных автомобилей подразумевает подключение разнообразных потребителей к бортовой сети. Увеличение нагрузок заставляет обращать повышенное внимание на параметры источника питания. При соблюдении правил он выполняет свои функции бесперебойно на протяжении 5-10 лет и более того. Можно ли заряжать аккумулятор на машине, не снимая клеммы? В этой публикации приведены сведения о способах зарядки с рекомендациями, предотвращающими ошибочные действия.
- Для чего применяют упрощенную схему восстановления заряда
- Особенности эксплуатации
- Зарядка аккумулятора без ошибок: плюсы и минусы двух методик
- Разные способы зарядки, регламентные работы
- Соблюдение правил безопасности
- Выводы и дополнительные рекомендации
Для чего применяют упрощенную схему восстановления заряда
Демонтаж типового аккумулятора не вызывает затруднений при первом выполнении подобной процедуры. Вынимают ключ из замка зажигания. Убирают защитный чехол, освобождают винтовые крепления с крепежными планками. Первой снимают «минусовой» зажим-клемму, чтобы исключить пробой на корпус и скачки напряжения.
Но даже аккуратное выполнение стандартных правил не способно исключить проблемы. В электронике состояние фабричных и пользовательских данных сохраняется блоками постоянной памяти. Функциональность некоторых микросхем обеспечивают встроенные в плату источники питания, исправность которых никак не контролируется.
Коммутационные перепады также способны оказать негативное воздействие на записанную информацию. Ошибки проявляются следующим образом:
- исчезают настройки аудио и видео аппаратуры, климатических систем, положения кресла с электроприводом;
- нарушается работоспособность стеклоподъемников, иных электроприводов;
- затрудняется запуск двигателя.
Меньше проблем возникает с охранной сигнализацией, которая подключена к автономной системе питания. Однако не исключена полная блокировка бортового компьютера. Для восстановительных процедур придется посетить сервисный центр. Отмеченные факты объясняют популярность зарядки аккумулятора без снятия клемм.
Особенности эксплуатации
Производители советуют проверять напряжение аккумуляторных батарей на выходных клеммах каждые 3-4 месяца и чаще в зимний период. Следует помнить о сравнительно быстром уменьшении заряда при снижении температуры воздуха ниже нуля. Беспечные пользователи не выполняют контрольные операции, надеясь на эффективную работу автомобильного генератора.
Такой подход является ошибочным. В штатном режиме автомобильное электропитание ограничено уровнем 14±0,1V при любых оборотах двигателя. Эта защита необходима для соблюдения правил безопасности. Она предотвращает образование взрывоопасного водорода и других газов. Между тем для пополнения до максимальной паспортной емкости необходимо увеличить напряжение до 14,6±0,1V.
Зарядка аккумулятора без ошибок: плюсы и минусы двух методик
Первый действительно безопасный способ – использование дополнительного источника питания постоянного тока. «Дежурный» аккумулятор подсоединяют параллельно с применением проводов подходящего сечения. Выбирают модель с достаточной емкостью для поддержания напряжения 12V на протяжении всей процедуры. Желательно использовать жесткую фиксацию зажимов, которая предотвращает искрение или случайный разрыв цепи.
После этого можно отключить основную батарею, демонтировать для пополнения заряда. Основным недостатком является необходимость покупки дополнительного аккумулятора. Придется поддерживать его исправное техническое состояние, что увеличивает общие расходы и перечень обязанностей.
Для зарядки, не снимая с машины, пользуются следующим алгоритмом:
- ставят автомобиль в гараж, чтобы исключить негативные погодные воздействия;
- в холодную пору года необходимо выдержать время для прекращения образования конденсата на металлических поверхностях;
- вынимают ключ из замка зажигания, отключают радио и другие потребляющие устройства;
- снимают защитный кожух, откручивают пробки для выхода газов;
- подключают последовательно положительную и отрицательную клеммы (красное и черное цветовое обозначение соответственно);
- включают зарядное устройство в сеть 220V;
- устанавливают переключатели в нужный режим с учетом вида АКБ, выходного напряжения и тока зарядки;
- при наличии таймера выбирают временной интервал для автоматического отключения (55 А-ч от 7 до 9 часов);
- отсоединяют в обратном порядке клеммы, продолжают обычную эксплуатацию.
Разные способы зарядки, регламентные работы
Для восстановления функциональности АКБ пользуются несколькими технологиями. При зарядке постоянным током применяют временной график с поэтапным снижением силы с 5,5 до 1,25 А. Процесс отличается быстротой, хорошими результатами – до 100% исходного заряда.
Внимание! Активную зарядку надо тщательно контролировать, чтобы не создать опасную ситуацию.
В быту удобнее применять оборудование, поддерживающее постоянное напряжение. Сила тока в зарядной цепи проверяется встроенным прибором. При снижении до 190-210 мА автоматически отключается сеть питания 220V. Повышение уровня ускоряет процесс:
24 часовая зарядка аккумуляторной батареи 12 V в разных режимах | |
Напряжение на клеммах, вольт | Степень восстановления емкости в % |
14-14,5 | 75-80 |
15-15,5 | 85-90 |
16 | 95-100 |
Иногда необходимо срочное восстановление емкости. В такой ситуации пригодится зарядное устройство со специальным режимом Boost, либо с регулировкой силы тока. Устанавливают максимальное значение, которое не должно превышать номинал более чем на 25-30%. Если в техническом паспорте указано 4А, устанавливают до 5,2А. Превышение порога ускорит электролиз с возможным образованием дефектов на поверхности металлических пластин. Такой способ за 15-20 минут накопит заряд, которого хватит для пуска двигателя.
Важно! Частое применение ускоренного режима уменьшает ресурс аккумуляторной батареи.
Вместе с зарядкой проверяют состояние крепежных деталей и проводки, работу генератора и устройств автоматического поддержания нормального напряжения в бортовой сети. В обслуживаемых АКБ уточняют уровень жидкости во всех банках (выше пластин не менее чем на 10-12 мм). Удаляют следы коррозии и грязь. С помощью ареометра контролируют плотность электролита.
Контрольные цифры для типового аккумулятора 12V приведены в таблице:
Плотность электролита при +15°C в граммах на см куб. | Температура замерзания раствора, °C | Напряжение на клеммах АКБ с нагрузкой (без нее), V | Уровень зарядки АКБ, % |
1,12 | -8 | 8,5 (11,8) | 6 |
1,16 | -14 | 9,15 (12) | 31 |
1,19 | -24 | 9,6 (12,19) | 50 |
1,27 | -60 | 10,8 (12,66) | 100 |
Зарядка аккумулятора не с автомобиля выполняется с применением аналогичных схем. Необходимо сделать коррекции с учетом номинального напряжения, емкости, особенностей конструкции. Необслуживаемые модели создают в исполнении, которое не позволяет выполнять отдельные проверочные операции.
Соблюдение правил безопасности
Выделяющийся в процессе зарядки водород образует в смеси с кислородом взрывоопасное соединение. По этой причине обязательно надо обеспечить хорошее проветривание. Следует исключить доступ детей, посторонних лиц. Лучше выполнять такие процедуры не в жилом доме, а в гараже, ином техническом помещении.
Если не открыть заглушки в обслуживаемом аккумуляторе, газы способны создать чрезмерное давление вплоть до разрушения корпуса. Чтобы предотвратить поражение кислотой и другими вредными компонентами электролита следует пользоваться перчатками, очками, другими средствами индивидуальной защиты.
До выполнения работ надо исключить наличие поблизости открытого пламени, работающих станков, иных потенциально опасных предметов. Следует не превышать установленные инструкцией значения тока, напряжения и временные интервалы. Зарядное устройство подключают к сети питания через защитный автомат.
Выводы и дополнительные рекомендации
Новый автомобиль до передачи покупателю хранят на складе несколько месяцев. Не исключено, что параметры аккумулятора придется восстановить. Эта процедура исключит лишние проблемы в процессе эксплуатации. С учетом частого контроля имеет смысл задуматься о приобретении в собственность зарядного устройства.
Предпочтительно использовать демонтаж источника питания и вариант с дополнительным аккумулятором. Эта методика предотвратит возникновение ошибок и сбоев электроники, программного обеспечения. Своевременное качественное обслуживание продлит срок службы АКБ.
Глава 9 — Лоб в лоб
Содержание статьи открыть закрыть
Тема, на которую мы сейчас будем говорить – жизненно важная и довольно таки печальная. Почему? Потому что речь пойдет о лобовых столкновениях – аварии, которые сегодня чаще всего уносят жизни невинных людей или одаривают человека инвалидностью. И, как обычно, вся вина ложится на плечи одного из участников дорожного движения – в редких случаях такие аварии случаются по причине «неведомой силы». В любом ДТП есть виновники. Но если говорить о мелких происшествиях на современных дорогах, то это полбеды, а вот лобовое столкновение – это настоящая катастрофа, трагедия, ужас, беда (для кого-то даже вселенского масштаба).
Поэтому, прежде чем вы продолжите чтение этой главы, хотелось бы попросить вас об одном маленьком одолжении: Прочтите все, что будет написано ниже, с особой внимательностью! Отнеситесь ко всему сказанному серьезно. Ведь если вы усвоите всю информацию из данной главы, то в дальнейшем вам удастся сохранить жизнь не только себе и своим близким, но и другим людям, которые тоже являются участниками дорожного движения и также как и вы не планируют преждевременно уйти в «мир иной».
«Прочтите все, что будет написано ниже, с особой внимательностью»
Чтобы осознать всю серьезность и актуальность проблемы, можете отвлечься от чтения и зайти на youtube. Введите на сайте в строку поиска «лобовое столкновение». Посмотрите, сколько видеороликов с ДТП хранится на этом сайте. Включите несколько из них. Готов заверить, что вы будете под впечатлением и вцепитесь в чтение этой главы, что не супруга, ни муж, не родители, ни дети не смогут вас оторвать от книги.
Всему виной…
Ну что? Просмотрели парочку видеороликов? Да? Как впечатления? Ужасно, правда? Да уж, и действительно зрелище не для слабонервных. И оказаться в подобной ситуации вам, наверняка, не хочется. Поэтому для начала, перед тем как перейти к основной части, в которой рассмотрим способы, как избежать лобового столкновения, стоит уделить внимание причинам аварии подобного рода.
Как и в большинстве ДТП, причиной лобового столкновения являются необдуманные действия водителя и нарушение правил дорожного движения. А нарушают сегодня немало автовладельцев, не смотря на то, что к нарушителям сейчас применяют серьезные наказания, вплоть до лишения водительских прав или тюремного заключения (при серьезных авариях с летальным исходом).
Хочется отметить, что в ночное время, лобовое столкновение происходит по причине усталости и сонливости водителей. Многие автомобилисты любят ездить по ночным дорогам, но вот толком поспать они почему-то не удосуживаются. Конечно, если человек работает дальнобойщиком, то против начальства не попрешь – его не интересует: выспался ты сегодня или нет, – и в ночной рейс придется выйти. Но ведь многие водители-любители по собственному желанию отправляются в ночные поездки. И тут то и происходят трагедии на ночной дороге.
«…причиной лобового столкновения являются необдуманные действия водителя и нарушение правил дорожного движения»
В качестве примера, можно привести стандартную ситуацию, которая повторяется на дорогах изо дня в день. Водитель, естественно, толком не поспав днем, едет по своим делам по ночной дороге. Он устал за день, ужасно хочет спать, но у него есть дело, которое не терпит отлагательств и ему его нужно решить, мало того что утром, так и еще сделать это в другом городе – конференция, собрание предпринимателей или просто сходка автомобилистов. В общем, причины такой поездки нас совершенно не интересуют. Основное внимание на дороге и усталости водителя.
И так, водитель спокойно движется по дороге, иногда подбавляет газку, чтобы доехать до места назначения пораньше и успеть «дремануть» хоть пару минут, но сонливость берет верх. Глаза сами по себе закрываются, руки расслабляются, и автомобиль постепенно выезжает на встречную полосу. А там, как назло, навстречу, едет фура, да еще и груженая. Водитель грузовика сигналит движущемуся в лоб авто и даже не догадывается, что человек управлявший этой машиной уснул. В результате происходит лобовое столкновение.
Сразу хотелось бы пояснить, почему «управлявший». Потому что, когда водитель уснул за рулем, он одновременно перестал управлять автомобилем. Человек просто спит. О каком осознанном управлении может идти речь?
Однако не стоит думать, что «уснул за рулем» единственная причина лобовых столкновений. Встретиться лоб в лоб можно и по причине элементарного заноса на скользкой дороге. И это не обязательно должна быть заснеженная или обледенелая дорога. Достаточно небольшого ливня, чтобы значительно намочить проезжую часть. Но если занос и становиться причиной лобового столкновения, то только по другой причине – нарушение скоростного режима на определенном участке дороги. Именно превышение скорости становится основным виновником любого серьезного ДТП. К примеру, на скользкой дороге может занести, если водитель едет по закругленной дороге с большой скоростью или совершает необдуманный обгон или объезд препятствия.
«Именно превышение скорости становится основным виновником любого серьезного ДТП»
Еще одна распространенная причина лобового столкновения – это ослепление дальним светом. С данной проблемой сталкивался, наверное, каждый опытный водитель. Согласитесь, что первое время, как только были получены права и куплена собственная машина, вы иногда забывали переключить свет. Было, было и не стоит отрицать. Себя не обманете. Как в таких ситуациях происходит лобовое столкновение, наверняка, объяснять не нужно, так как представить себе это не трудно – то же самое, что ехать за рулем машины с закрытыми глазами (образно говоря).
Следующая причина – маневрирование в условиях ограниченной видимости. Под ограниченной видимостью можно понимать густой туман, мощный ливень или снегопад, задымление дороги от пожаров на торфяниках и т.д. По этому поводу, можете еще раз пересмотреть главу о вождении в туман, где все подробно описано о том, как себя вести на дороге при плохой видимости.
Необдуманный обгон – еще одна причина «лобовух». Кстати, именно эта причина сегодня относится к одной из главных виновниц лобовых столкновений. А рождение данной причины начинается с распущенности и неопытности современных водителей (в особенности новичков).
Гибнут не все
Хотя лобовое столкновение относится к самому тяжелому виду ДТП, страдают при происшествии не все. Больше всего достается водителю и пассажиру спереди. Пассажиры сзади могут отделаться ушибами, ссадинами, переломами или сотрясением мозга – однако жить они будут, однозначно. А вот сидящие спереди люди, при лобовом столкновении обычно либо гибнут сразу, либо в больнице из-за полученных травм. И это даже не смотря на то, что инженеры современных автопроизводителей всячески пытаются увеличить показатели безопасности новых авто. Но пока никому не удалось придумать полностью безопасную по всем параметрам машину.
Особую опасность для водителя и пассажира спереди представляют пассажиры сзади. Так уж принято во многих странах, что человеку, сидящему на заднем сидении автомобиля не обязательно пристегиваться ремнем безопасности. И в случае лобового столкновения, сидящие сзади пассажиры наваливаются всем своим весом на водителя и пассажира спереди. Стоит отметить, что при ударе, тело человека движется по инерции вперед ( т.е. в том направлении в котором двигалась машина). И в момент столкновения масса тела пассажиров сидящих сзади увеличивается в несколько раз. На эту тему шведы придумали что-то вроде шутливого предупреждения: вы водите за спиной слона! Конечно, «слона» не стоит понимать буквально.
«. пока никому не удалось придумать полностью безопасную по всем параметрам машину»
Наверное, вы подумали, что при лобовухе в основном страдает водитель, а пассажиры, сидящие позади, получают только легкие и совместимые с жизнью травмы? На самом деле нет. Не пристегнутый человек, сидящий на заднем сидении, при ДТП может вылететь через любое разбитое окно автомобиля. Не редко при лобовом столкновении пассажир с заднего сидения оказывался на капоте автомобиля/ей.
Как избежать лобового столкновения?
И так, с основными причинами аварии мы разобрались. Также поговорили по поводу того, кто больше всего страдает при лобовухе. Теперь стоит перейти к решению основного вопроса, который интересует миллионы, а может и миллиарды водителей по всему земному шару. Каждый водитель желает владеть ситуацией. И хотя на первый взгляд все кажется таким трудным и невыносимо сложным, однако научиться избегать лобового столкновения не так уж и трудно. Тем более что методы настолько просты, а решение проблемы банально, что по окончанию чтения данной части главы вы будете крайне удивлены. Вы обязательно задумаетесь над тем: «Почему же я всего этого не делаю и даже не вспоминаю о таких простых правилах? А ведь все это я знал, когда-то.»
Проблема современного человека, в нашем случае водителя, заключается в том, что за день он получат огромное, порой даже излишнее количество информации, которая «перебивает» память – забываются действительно нужные вещи. Поэтому сейчас, перед тем как продолжить читать, возьмите листик, ручку или откройте на компьютере «Блокнот» и записывайте все, что вы посчитаете нужным. Смысла тыкать вам пальцам и говорить: «Запишите это…и это…и вот это», смысла никакого нет. Поэтому сами решите, что для вас действительно важно и отметьте это удобным для себя способом.
И так, чтобы избежать лобового столкновения вы должны первым делом соблюдать скоростной режим. Отдельно хочется уделить внимание загородным дорогам и скоростным автомагистралям. Дело в том, что именно на таких участках дороги лобовуха наиболее опасна. Опасность выражается в высокой скорости движения потоков автомобилей. Чем выше скорость, тем тяжелее последствия лобового столкновения. Поэтому от лихачества желательно избавиться навсегда, и двигаться по дорогам только с той скоростью, которая разрешена дорожными знаками и ПДД.
Всегда учитывайте погодные условия. Не идите на обгон при густом тумане, когда видимость ограничивается всего несколькими метрами, при обильных снегопадах, сильном гололеде или при «стене» проливного дождя. Не спешите. Лучше двигайтесь спокойно и дождитесь пока погодные условия и видимость на дороге стабилизируются. Только тогда можете совершать обгон – не забывайте убедиться в том, что маневр безопасен для всех участников дорожного движения.
«Чем выше скорость, тем тяжелее последствия лобового столкновения»
Также не стоит при обгоне рассчитывать на везение. Как было сказано в одной из предыдущих глав, мысли на подобии «Успею! Проскачу!» должны навсегда покинуть ваш мозг. Даже думать об этом забудьте. А если такая мысль только появляется в голове, тресните себе ладошкой по лбу – айда и вылетит из мозга. Если видите, что явно не успеваете, то даже не пытайтесь идти на обгон – дождитесь подходящего момента. Ну и, конечно же, помните знаменитую фразу: «НЕ УВЕРЕН, НЕ ОБГОНЯЙ. ».
Перед поворотом, на закруглении дороги всегда сбрасывайте скорость. Проходите любое закругление придерживаясь обочины справа. Никогда не пытайтесь пройти такой участок дороги прижавшись к разделительно полосе. Запомните: «Любой поворот, закругление проезжей части требует снижения скорости!».
Обращайте внимание на поведение других участников дорожного движения. Например, если водитель встречного автомобиля уснул за рулем, то вы сразу это заметите – встречка начнет плавно медленно пересекать разделительную полосу или съезжать в кювет. Если вы заранее это заметите, то от лобового столкновения вы себя сможете спасти путем остановки или ухода от удара. Кроме того, можно нервно «по-бибикать» – вдруг уснувший водитель проснется и сможет предотвратить аварию.
Не стоит садиться за руль сильно уставшим и сонным. В противном случае есть вероятность, что виновником жуткой аварии станете именно вы – хорошо, если еще живы останетесь. Выспитесь и только тогда отправляйтесь в путь.
Это было неизбежно
Как бы это печально не было, но избежать лобового столкновения удается не всегда. Поэтому, каждый водитель должен быть заранее подготовлен к удару и знать как вести себя в случае если вот-вот случится ужасная авария.
Первым делом нужно постараться как можно быстрее затормозить. Делать это можно и педалью и ручником и вообще всем сразу. Главное здесь быстро остановиться. Чем меньше будет ваша скорость, тем легче будет удар. Но все действия в данной ситуации нужно принимать только тогда, когда до встречного автомобиля еще достаточно расстояния.
Если столкновения будет быстрым, то первым делом быстро уберите ноги с педалей и придвиньте их ближе к сидению. Таким образом, вы исключите возможность серьезных травм и переломов нижних конечностей.
«Чем меньше будет ваша скорость, тем легче будет удар»
При возможности пригнитесь в сторону пассажирского сидения спереди, таким образом, чтобы вы лицом смотрели вниз и были ниже уровня лобового стекла. Это необходимо для того, чтобы осколки и детали автомобиля, которые влетят через разбитое окно, не повредили вас. Большинство водителей погибают при лобовом столкновении именно из-за травм полученных обломком авто или осколками стекол.
Обязательно будьте пристегнуты ремнем безопасности. Если вы видите что авария неизбежна и вы забыли пристегнуться, то незамедлительно это сделайте и как можно быстрее, чтобы у вас было время сделать действия, описанные выше.
Есть и еще один совет, который помогает уйти от лобового удара, которого казалось бы избежать нельзя. Однако данный способ не поможет полностью избежать ДТП. Сам по себе метод включает следующие действия:
При неизбежном лобовом столкновении, необходимо попытаться вывернуть руль вправо, таким образом, чтобы встречный автомобиль ударился в вас по касательной в боковину авто. То есть, проще говоря, вы должны подставить свой бок, но при этом не допустить прямого удара в него, а только скользящий (касательный).
И в завершении хотелось бы сказать, что если уж вы и решили увернуться от лобового удара, то выкручивайте руль всегда вправо. Запомните: При возможности столкновения лоб в лоб выворачивайте руль только вправо! Ведь водитель встречки может очухаться в самый последний момент. И как вы думаете, куда он будет поворачивать? Естественно на свою полосу, которая по отношению к вам находится с левой стороны.
Как видите, все рекомендации по предотвращению лобового столкновения просты и выполнимы. Главное все запомнить, записать и изредка вспоминать или читать свои пометки – вы же пометили у себя в «Блокноте» или на листе бумаги важные моменты? Будем надеяться что ДА!
Как избежать лобового столкновения на автомобиле
Что приводит к тяжелым авариям на дорогах? Можно ли избежать трагического столкновения? Вот какие советы дают профессионалы.
Любая загородная дорога опасна – в частности, постепенным привыканием к скорости.
Если долго ехать по малозагруженной дороге, от монотонной езды наступает расслабление – и время реакции существенно увеличивается. Если среднее время сложной реакции – в ситуации, когда нужно немедленно принять решение, – 1,5 секунды, то при длительном расслабленном вождении оно возрастет до 4 секунд.
Маневрирование
Если водитель, начинающий какой-то маневр, не предупреждает о нем заблаговременно, он провоцирует других участников на резкие движения, – поясняет эксперт. – И даже если он, например, включил “поворотник” заблаговременно, то его сигналы видит водитель только одной, следующей непосредственно за ним, машины. Она резко уходит в сторону – и третья машина видит перед собой неожиданное препятствие.
Поэтому, по мнению специалистов, необходимо всегда обращать внимание на знаки – и быть особо осторожными перед пересечением дорог или примыканием второстепенной. Более того, стараться видеть ситуацию на дороге не только через свое лобовое – через стекло впереди едущего автомобиля. Другое дело, если ваша машина едет за внедорожником, грузовиком, фурой – очень важно держать максимально большую дистанцию. Действия этого водителя для нас абсолютно непредсказуемы – он видит препятствие, невидимое нам, и резко тормозит.
Неожиданное препятствие в полосе движения
На дороге случаются простые, потенциально опасные, экстремальные и аварийные ситуации. То есть в последнем случае мы не обсуждаем, как избежать аварии, – она, к сожалению, неизбежна. И главное – выбрать из многих зол наименьшее. К примеру, если сравнивать лобовое столкновение и съезд в кювет, то последнее безопаснее.
По поводу имеющегося мнения, что «лучше» врезаться во впереди стоящий автомобиль, чем вылететь на встречную.
Если у поворачивающей машины колеса уже повернуты влево – а большинство водителей стоят на поворот именно с повернутыми колесами, – от удара ее выбросит на встречную полосу. То есть – произойдет такое же тяжелое ДТП, но с другими участниками, – говорит эксперт.
И вспоминает, как в результате подобной аварии два года назад погиб российский актер Юрий Степанов. В стоящие на светофоре “Жигули”, в которых он ехал в качестве пассажира, на скорости врезалась Mazda. От удара ВАЗ выбросило на встречную полосу, где машина столкнулась с другим автомобилем.
Стоит ли выворачивать вправо?
Водитель, по мнению профессионалов, должен постоянно сканировать ситуацию вокруг машины, ежесекундно понимать, что происходит справа/слева, заранее оценивать потенциальную вероятность маневра. Потому что когда он внезапно обнаружит в полосе движения препятствие, у него может не остаться времени посмотреть в зеркала.
– Допустим, всем повезло – справа машин нет. Автомобиль объедет препятствие, человек за рулем отделается легким испугом. Если же справа кто-то движется, водитель, резко вывернувший в его сторону, вытолкнет эту машину с трассы, она вылетит в кювет, возможно, опрокинется. Снова пострадают люди. А не дай бог такое приключится в городе, и попутно ехавшую машину от удара бросит на остановку общественного транспорта.
Тормозить или нет?
Эксперт советует: теоретически, если есть хоть какая-то возможность, – нужно тормозить.
– С другой стороны, если скорость очень высокая, резкое торможение тоже может привести к неприятным последствиям. Например, на курсах экстремального вождения отрабатывают выход из заноса на скорости 60 км/ч – то есть при резком торможениидаже на “городской” скорости машину заносит! При 70 км/ч все происходит еще быстрее, и машину еще труднее контролировать. Водитель, который не умеет выходить из экстремальных ситуаций на дороге, ничего сделать с ней не сможет, автомобиль становится неуправляемым.
Если “в лоб” вылетает авто
По мнению эксперта, предсказать, что будет делать водитель, когда встречная машина выезжает в его полосу, нереально.
К сожалению, бывают ситуации, когда водитель не то что сделать – подумать не успеет. Если встречную машину в доли секунды вынесло в твою полосу движения – шансов избежать столкновения, увы, нет. Если же это увидеть заранее, то время на маневры остается, но и здесь можно ошибиться. Например, едет водитель и видит, что со встречной в его полосу выезжает машина. Он сигналит, мигает – машина все так же едет навстречу. Чтобы избежать столкновения, наш водитель принимает решение выворачивать влево – на свободную (!) встречную полосу. В этот момент заснувший за рулем водитель встречного авто просыпается, понимает, что он на “встречке”, и выворачивает обратно в свою полосу. Происходит лобовое столкновение.
Автомобиль
Правила дорожного движения говорят нам: в случае возникновения опасности водитель должен принять меры к снижению скорости, вплоть до полной остановки машины. Так тормозить или маневрировать?
В попутном столкновении при движении передним ходом водителя и пассажиров спасают подушки и ремень безопасности, – рассказывает специалист. – Это тот удар, который прогнозируется производителями, рассчитывается при проектировании авто. То есть все системы безопасности “заточены” именно под фронтальное столкновение с препятствием. Капот, моторный отсек – это сминаемая часть автомобиля, которая гасит удар. Мотор в современных машинах при таком ударе конструктивно должен уходить вниз, а не в салон. Ремень держит водителя, подушка безопасности его “принимает”.
Если же начать маневрирование, скорее всего, произойдет боковой удар.
– Что в этом случае защищает водителя? Жестяная дверь. Все. Боковые подушки, если они есть, эффективны лишь при незначительных ударах. Сравните “нос” машины, который должен “спасать” при столкновении с фронтальным препятствием, и жестянку, которая примет удар при боковом, – советует эксперт. Даже в автоспорте, по его словам, люди чаще всего гибнут – на раллийных каркасных машинах! – именно от боковых ударов.
Предотвращение лобового столкновения автомобилей
Лобовое столкновение – серьёзное ДТП. Аварии можно избежать, если грамотно спланировать свои действия и продумать заранее, как можно уйти от лобового столкновения в том или ином случае.
Причины, из-за которых происходят аварии и лобовые столкновения
Главная причина, почему случаются лобовые столкновения – один из двух автомобилей вылетает на встречную полосу. Причины этого следующие:
- Обгон. Неверная оценка скорости движущегося навстречу транспорта, ситуации на дороге, излишняя самоуверенность, оптические эффекты в туман и дождь, которые искажают зрительное восприятие расстояния, становятся причиной лобового столкновения при обгоне.
- Сон водителя встречного автомобиля. Такое случается с водителями большегрузных фур, дальнобойщиками. Автомобилист отключается прямо во время управления машиной. Характерные признаки: долгое нахождение на встречной полосе, когда нет препятствий для возвращения на свою полосу, неуверенная траектория движения – автомобиль виляет. Если на световые и звуковые сигналы водитель не реагирует, следует полагаться только на собственные силы, прикинув траекторию движения машины.
- Потеря управления – когда автомобиль заносит на дороге, и он вылетает на встречную полосу. Предугадать траекторию движения машины в этом случае сложно, поэтому, выбирая вариант действий, остаётся лишь надеяться на удачу.
- Другие причины.
Что делать, если навстречу несётся автомобиль
Как правильно избежать лобового столкновения, зависит от конкретных условий:
- состояния дорожного покрытия – асфальт, грунтовая дорога или щебёнка;
- времени года – зимняя и летняя резина ведут себя по-разному, к тому же имеет значение, обледенела ли дорога, либо идёт дождь или снег;
- от количества участников дорожного движения;
- от скорости, с которой автомобили приближаются друг к другу, и скорости попутного потока.
Играют значительную, если не главную роль, и способность водителя к быстрому реагированию и принятию решений, умение чувствовать машину и маневрировать в транспортном потоке.
Если совершается обгон
Водитель, который едет по своей полосе, должен оценивать скорость встречных авто, которые совершают обгон, выезжая на его полосу.
Ни в коем случае нельзя в критической ситуации в панике выруливать на встречную полосу без оценки ситуации, так как произойдёт столкновение с автомобилем, который вы пытались обогнать.
Если автомобиль стремительно приближается по встречной полосе и не успевает завершить манёвр, то есть вернуться на свою полосу, водителю едущей навстречу машины нужно начинать торможение на своей полосе. Резко или плавно тормозить, зависит не только от скорости встречной машины, но и от наличия транспортных средств, следующих сзади. При резком торможении велика вероятность, что водитель следующей машины не успеет быстро среагировать. И опасность больше не в том, что он нанесёт удар в область багажника, а в том, что этот удар спровоцирует занос авто и потерю управления. Вероятен вынос машины на встречную полосу.
Некоторые водители на полной скорости сразу же съезжают на обочину. Но торможение на обочине чревато последствиями из-за неподходящего для этого дорожного покрытия, имеющего меньший коэффициент сцепления. Из-за грязи, снега, щебня, попавших под колёса на высокой скорости, можно потерять управление.
Следует быть внимательным при приближении фур, которые ограничивают обзор. Из-за одной из них может резко выскочить легковушка, и исход ситуации будет в большей степени зависеть от быстроты реакции водителей.
Движение по встречной полосе без видимых причин
Если у водителя, движущегося навстречу, есть возможность вернуться на свою полосу, но он по каким-то причинам медлит, следует затормозить, подать ему сигнал дальним светом фар и гудком, тем самым обратив его внимание на предаварийную ситуацию. Водитель может не видеть встречного авто или уснуть за рулём. Эти действия должны помочь.
Если автомобилист всё равно не реагирует, вероятно, он по каким-либо причинам не может контролировать управление. Необходимо принять вправо или влево, отпустив педаль тормоза. Если состояние обочины хорошее, то рекомендуется свернуть на неё. Зимой и при отсутствии встречных машин лучший вариант – встречная полоса. Нельзя забывать про поворотник, так как автомобиль, создавший критическую ситуацию, может выполнить аналогичный манёвр, также попытаться уйти на обочину встречной полосы. Тогда столкновение всё равно произойдёт, но уже на обочине.
Можно свернуть на обочину слева, когда сделать это не мешают встречные авто, а правая обочина занята людьми или транспортом.
Многие водители выезжают на встречную полосу, пытаясь избежать столкновения, даже в том случае, если она не просматривается на достаточном расстоянии, например, на подъёме. Тогда есть риск попасть под встречный автомобиль.
Если после критической ситуации водитель начал возвращаться на свою полосу, рекомендуется прижаться ближе к обочине.
Автомобиль занесло
Если водитель авто теряет управление из-за заноса, то нужно сразу же тормозить и попытаться уйти от столкновения при помощи манёвра. Главное, не поддаться панике и не направить автомобиль на встречные машины или в лоб потерявшего управление транспортного средства.
Самая главная ошибка водителей в критической ситуации – увеличение скорости в надежде проскочить, такое поведение оправдано лишь в исключительных случаях.
Важно! Тормозить нужно правильно. Сначала тормозят, а только потом совершают желаемый манёвр. Крутить руль при нажатии на тормоз нельзя – машина уйдёт в занос.
Не стоит забывать и о безопасности сзади идущих автомобилей. Стоит предупредить их об опасности впереди сигналом аварийки, если на её включение хватит времени.
Если вы не успеваете завершить обгон
В первую очередь необходимо привлечь внимание водителя едущего навстречу авто дальним светом фар, моргнув 1 – 2 раза, тем самым дав ему понять, что необходимо притормозить. Это поможет выиграть время для дальнейших действий. Затем есть два варианта развития событий:
- Завершить обгон, подав сигнал поворотником, и быстро, но без резких движений, перестроиться на свою полосу. Логично поступить таким образом, когда обгон практически завершён. Например, обгонялась длинномерная фура, и автомобиль уже поравнялся с кабиной водителя.
- Отказаться от обгона. В этом случае включают левый поворотник, тормозят, чтобы пропустить вперёд обгоняемое транспортное средство, и возвращаются на свою полосу. Это лучший способ, чтобы избежать лобового столкновения, если осталось больше половины пути обгона. Увеличения скорости избегайте, оно не поможет предотвратить удара.
Действия не должны быть суетливыми и хаотичными. Возвращаясь на свою полосу, важно не подрезать попутный автомобиль.
На левую обочину машину можно направлять в исключительных случаях, так как она предназначена для встречных авто, и есть высокая вероятность, что машина, едущая навстречу, будет уходить от столкновения именно вправо.
Опытные автомобилисты советуют начинать обгон, несколько увеличив дистанцию между своим и едущим впереди авто. Так лучше видна ситуация на встречной полосе, и можно разогнаться, чтобы совершить обгон по встречной полосе на более высокой скорости.
Нужно ограничить количество обгонов:
- при плохой видимости: в туман, снегопад;
- при недостаточно качественном дорожном покрытии;
- при высокой скорости попутного транспортного потока и скромных технических возможностях собственного авто.
Обгон запрещен при плохих погодных условиях
Начиная обгон, следует заранее оценить плотность движения впереди идущих машин и возможность быстрого перестроения в свой ряд. Бывает, что впереди машины идут плотной колонной, и приходится обгонять не один, а несколько автомобилей сразу.
Что делать, если столкновения не избежать
Когда времени на манёвры не остаётся, нужно максимально замедлить движение автомобиля. Эксперты считают, что изменять направление движения, чтобы удар пришёлся по касательной, не стоит, так как последствия неминуемого лобового столкновения могут быть более серьёзными. При лобовом столкновении водителя и пассажиров спасают ремни и подушки безопасности. При ударе по касательной машина может подскочить над землёй и перевернуться, иногда не один раз. Возможно, она кубарем улетит в кювет. Травмы могут быть более значительными.
Главное, сгруппироваться перед столкновением: локтями защищают грудную клетку, ладонями закрывают лицо и глаза, ноги убирают от педалей, чтобы не получить повреждения сминающимся кузовом и не застрять между сиденьем и передней панелью.
Важно! Практически во всех случаях, чтобы избежать фатальных последствий лобового столкновения, необходимо тормозить, замедлить движение настолько, насколько это возможно. Даже если лобового столкновения избежать не удастся, авария на небольшой скорости даёт больше шансов на незначительные травмы.
Исход опасной ситуации во многом зависит от реакции водителей и тех секунд, которые ещё остались до лобового столкновения. Даже одна секунда может помочь избежать аварии или спасти жизнь. Если вы были в такой ситуации, поделитесь своим опытом в комментариях.
Можно ли уйти от лобового столкновения?
Сподвигло меня к этому разговору растущее в интернете количество рекомендаций по тому, как уйти от лобового столкновения.
Нет, я согласен, тема актуальная и говорить об этом надо, ведь любая информация, которая кому-то помогла остаться в живых в подобной ситуации, может быть очень полезной и для других. Только вот я не понимаю тех, кто пишет типа: ” успокойтесь, сориентируйтесь в действиях водителя встречного авто”, навроде того, куда он будет уходить, чтобы вам уйти в противоположную сторону.
Да если бы так бывало на самом деле, то лобовых столкновений просто бы не существовало в природе. С таким запасом времени, о котором пишут некоторые авторы можно не только уйти от столкновения, но и просто взять, к примеру, и остановиться на обочине.
Вся беда лобовых столкновений в том, что человек порою даже не успевает мысленно сказать” все…!”. Настолько это быстро происходит. Медики говорят, что человек даже не успевает почувствовать боль, просто ”выключили свет” и всё. И вряд ли, я так считаю, в этом случае существуют какие- то рекомендации для спасения. Да простит меня читатель за мою прямоту и писсимизм. Просто я на вещи привык смотреть реально.
Я сталкивался в своей практике с ситуациями, которые могли привести к лобовому столкновению. Их было, к счастью, не много, но этого достаточно, чтобы прийти к единственно правильному выводу: лучше в них не попадать. Это были случаи как раз подходящие под рекомендации авторов из интернета. Не так как это бывает в большинстве смертельных случаев, когда из- за встречной фуры, неожиданно выскакивает бешено несущийся автомобиль и всё происходит в одно мгновение.
В одном из случаев я уходил от столкновения с фурой, начавшей обгон буквально у меня перед носом. Но мне всё-таки хватило времени на , то чтобы рвануть руль вправо на обочину. Вот здесь важный момент для тех, кто, не дай бог, окажется в подобной ситуации.
В большинстве случаев обочины наших дорог засыпаны мелким гравием, попав на который, машину на большой скорости ,может развернуть и выбросить на встречку, спровоцировав тем самым целый ряд аварий.
В подобной ситуации очень важно знать, что попав на скорости на обочину с гравием, не пытайтесь сразу выпрыгнуть назад. Сто процентов машину или развернёт, либо она уйдет в раскачку, что одно другого не лучше. Старайтесь удержаться на обочине и держать руль прямо, потихоньку , гася скорость до самой минимальной, и только тогда выезжайте на дорогу.
Видимо скорость моя была всё-таки не настолько велика, или я всё же успел её пригасить, но повиляв немного задом, машина выровнилась, и я смог занять свою полосу на трассе.
Другой поучительный случай произошел, когда мы с моим водителем двигались по федеральной трассе. Начав обгон вереницы машин, я вдруг понимаю, что движущаяся навстречу фура приближается к нам гораздо быстрее, чем мы совершаем обгон.
С трудом дотянув до левого колеса обгоняемой фуры, мой водила в буквально смысле ныряет под неё. Что прозвучало нам в спину вместе с диким рёвом сигнала, я догадываюсь, но в той ситуации у нас это был единственный шанс. По звуку с которым пронеслась в это мгновение мимо нас встречная фура, я понял о снижении скорости с её стороны даже не шло и речи.
Поэтому начиная неуверенный обгон не думайте, что кто то на встречке сможет снизить скорость и дать вам возможность закончить манёвр. Звучит странно, но, тем не менее, я с этим столкнулся.
Исходя из всего вышесказанного я понял, что в случае с лобовым столкновением существует только одна рекомендация , которая может , в какой-то степени, спасти от лобового столкновения -это соблюдение скоростного режима всеми участниками движения.
Как уйти от лобового столкновения на трассе
Большинство аварий происходит на трассе в тёмное время суток. Оно то и понятно, видимость ограничена светом фар, скорость выше, все происходит за доли секунды.
Помню, как поехали мы вчетвером в соседний город. Я за рулем. Светло. Едем. Дорога пустая. 2 полосы. Впереди на обочине слева стоит машина (где-то расстояние 1 км.).
Заиграла музыка и я решил ее переключить. Как только я на долю секунды отвернул голову в сторону магнитолы и нажал на другую кнопку, слышу сзади: «А-ху-еть».
Смотрю, а в метрах 10-ти на моей полосе на встречу джип летит. Инстинктивно чуть беру правее и этот козел пролетел слева. Вот откуда он взялся? Всего доля секунды прошла как я отвлекся от дороги, хотя его не было впереди видно вообще.
Как избежать лобового столкновения на трассе
Поэтому, чтобы избежать аварии или хотя бы минимизировать масштаб трагедии нужно знать что и как делать. Самое главное это спокойствие и не поддаваться панике. Думаете будет лучше, если вы начнете причитать: «Нам капец! Мы все умрем! Ааааа». Нет, от паники ничего хорошего не будет. Поэтому, нужно просто быть всегда к этому готовым и мысленно уже в голове составить, вероятный, план действий.
Свет фар
Утырок все равно не услышит, а даже если услышит, то может не понять, что это вы сигналите и именно ему. Нужно семафорить фарами.
Тем самым, если утырок кого-то обгоняет, но не успел, то просемафорив ему, ваш сигнал заметит и тот водитель, которого этот утырок обгоняет, и, если он сориентируется, то примет вправо, тем самым расширив полосу, чтобы утырок проскочил.
Сигнал поворота
Включите правый сигнал поворота, чтобы утырок видел ваше намерение двигаться правее и чтобы ваши желания с ним не совпали. Притормаживайте правее, но не останавливайтесь. Приняв правее вы расширите еще больше место для утырка, а двигаясь вы сможете маневрировать. Остановившись — вы теряете контроль над ситуацией и остается только уповать на чудо.
Скорость
Снижайте скорость максимально быстро, учитывая погодные условия и состояние дорожного покрытия. Тормозить так, чтобы машина не пошла юзом и когда скорость снизится до 30-40км/час, то тогда уходить на обочину.
При резком торможении может выкинуть на встречку или в кювет, поэтому учитывайте сей факт.
Принять удар или спрыгнуть в кювет
Если кювет позволяет, то можно спрыгнуть в кювет. Если снизить скорость и правильно выбрать угол спрыгивания, то можно обойтись испугом и небольшой тряской.
Чтобы принять удар — нужно иметь решимость, принять ответственность за результат, ну, и, стальные яйца. Современные производители автомобилей заботятся о безопасности людей, поэтому разрабатывают пассивную безопасность, т.е. при лобовом столкновении передняя часть автомобиля складывается как гармошка, оставляя салон недеформированным. Но это современные автомобили!
Принимать лобовой удар еще опасно тем, что сзади может ехать на скорости другой автомобиль, который влетит в зад автомобиля. Поэтому посмотрите в зеркало заднего вида. Понятно, что доли секунды, но решение нужно принять быстро и сейчас. Нет времени — нужно действовать!
Принимать лобовой удар и страшно, и опасно, даже если вы снизите скорость до 40-50км/час, а утырок снизит так же? А вы уверены? Поэтому, если удара не избежать, то лучше снижать скорость и прыгать вправо в кювет. Шанс, что машина пройдет под нужным углом и не перевернется достаточно высок.
Согласитесь, что столкновение с легковушкой и с фурой немного отличается. Но решение должно быть быстрым и точным!
Читал, что нужно закрыть глаза руками, т.к. стекло разлетится и попадет в глаза. Современные стекла не разлетаются как обычное домашнее на осколки.
Еще, поднять ноги, чтобы не прищемило их при ударе. Т.е., время, чтобы поднять ноги на сидение есть, а сманеврировать нет? Комплектация у людей тоже разная и не все у нас спортивные, гибкие и быстрые, поэтому лучше маневрировать, чем пускать на самотек.
Несколько советов напоследок:
- Ожидать утырка и быть готовым действовать (он может не успеть завершить обгон, он может просто уснуть за рулем).
- Не превышайте скорость (Лучше через час дома, чем через полчаса в морге!).
- Держите дистанцию.
- Не плетитесь за кем-то, если это ухудшает обзор в надежде, что его первого припечатает, а вы успеете среагировать.
- Не уверен — не обгоняй.
- Не отвлекайтесь.
- Прогнозируйте развитие событий на трассе.
- Избегайте ночных поездок.
- Перед поездкой отдохните.
Надеюсь, все что я тут написал окажется для вас бесполезным, т.к. вы никогда не попадете в такую ситуацию, где за полсекунды нужно принять единственное верное решение и нести ответственность за его принятие не только перед собой.
Как не попасть в лобовое столкновение
А знаете ли вы, чем опасно лобовое столкновение? Это очень страшная авария, и чтобы избежать её, надо знать специальные приёмы ухода. И наверное, многие автомобилисты сталкивались с такой ситуацией, когда с встречной полосы навстречу им с бешеной скоростью нёсся автомобиль. Тогда столкновения удалось избежать или из-за благоприятного случая, или же водитель знал, как себя вести. А что делать тем, кто этого не знает?
Прежде всего, чтобы избежать лобового столкновения, водитель при встрече неожиданного препятствия должен обязательно затормозить или сбросить скорость, но действовать рулём надо только в самый последний момент
Последствия лобового столкновения
Лобовое столкновение
Лобовое столкновение — самое страшное, что может случиться на дороге. Тем более если скорость движения высокая. Поэтому в первую очередь следует её сбросить.
Это самая страшная авария, и водитель всячески обязан её избегать.
Типичная ситуация, а такой вот аварии можно было бы и избежать. Дорога освещена хорошо, видимость прекрасная, ничем не ограничена. День хотя и зимний, но всё хорошо видно и на дорогах не скользко. Почему же такое ДТП произошло?
Дело в том, что водитель легковушки начал обгон на подъёме. А как известно, на подъёме нельзя обгонять, так как не видишь дороги впереди себя, особенно если трасса немного заворачивает вправо. Что должен был сделать в этом случае водитель легковушки? Как уйти от лобового столкновения в такой момент? Конечно же, максимально сбросить скорость и постараться вернуться на свою полосу.
Часто такие виды ДТП заканчиваются трагически и особенно страдает автомобиль, который размером меньше. Закон физики — разные весовые категории. А водитель легкового автомобиля, что на видео сверху, был неопытен, это видно сразу. Он запаниковал и растерялся.
Кроме того, на грузовиках, если они сталкиваются с легковушками, имеется впереди прочная рама. Она не только реально защищает грузовой автомобиль, но и становится настоящим бичом для легковушек.
Если неожиданно перед вами появилось препятствие в виде той же легковушки, не повторяйте ошибки. Избегайте лобового столкновения, максимально сбросив скорость и в последний момент действуя рулём. Машину даже желательно направить в снег или кювет на обочину, но никак не сталкиваясь лоб в лоб.
Как и говорилось выше, при лобовом столкновении скорости сталкиваются.
И вот последствия такого страшного столкновения:
Кстати, при столкновении грузовика и легковушки, которые мы видели на ролике, водитель грузовика не должен был сигналить, а взять слегка вправо. Благодаря такому несложному приёму аварии можно было бы избежать.
Что делать, если столкновения не избежать
А если же уже поздно и никак не удаётся столкновения избежать? Что делать в такой момент?
Некоторые опытные водители советуют (если имеется в виду авария неподвижного транспортного средства с едущим), спрятать его за стоящей впереди машиной и избежать, таким образом, лобового столкновения.
Кроме этого, даже остановившись, следует знать, что при лобовом ударе подушки безопасности не сработают, если что, и обязательно нужно быть пристёгнутым ремнём безопасности.
Обгон в условиях плохой видимости может привести к лобовому столкновению
Теперь о том, как максимально слабо принять удар при лобовом столкновении на едущем авто. Первое, что нужно сделать, это постараться перевести удар по касательной. Другими словами, опять же сделать всё, чтобы избежать лобового столкновения, направляя удар в боковую часть. Если вы не запаникуете, то на это всегда найдётся время.
Что касается звукового сигнала или светового, то он тоже нужен. Именно это делал водитель грузовика, столкнувшись с легковушкой (смотрим видео выше), непрерывно сигнализируя тому об опасности. Часто это помогает, выводит водителя встречного транспортного средства из ступора. Громкий сигнал в такой момент может подействовать, как ушат холодной воды, опорожнённый на голову потерявшего себя водителя. К тому же таким образом вы предупреждаете и участников других транспортных средств об аварии.
Если уж лобового столкновения избежать не удалось, а вы пристёгнуты ремнём безопасности (это очень важно), закройте руками лицо, особенно глаза. Осколки стекла могут их поранить очень сильно.
Если в такой момент, когда столкновение неизбежно, вы не пристёгнуты ремнём, то необходимо лечь вбок на сидение пассажирское.
Также будет нелишним убрать ноги от металлических педалей.
Причины, из-за которых происходят аварии и лобовые столкновения
Лобовые столкновения на трассе чаще происходят зимой. Хотя и посыпают дороги нещадно реагентом, зимой погода переменчивая и поверхность дорожного покрытия часто покрывается ледяной коркой. Бывает и так, что возникают настоящие зимние колеи, особенно на дорогах местного, не федерального значения. Понятно, что безопасности движения это очень мешает. И такие вот элементы могут сыграть злую шутку, даже если вы водитель опытный.
Если у нас в России главной причиной лобового столкновения становятся плохие дороги, то, по мнению зарубежного издания Форбс, частой причиной такой аварии становится пьянство. Как известно, у выпившего, даже немного, водителя реакция заметно снижается и в экстремальных ситуациях он ведёт себя неадекватно. В тех же штатах по вине пьяных водителей происходит около половины всех ДТП.
Не только пьянство и плохие дороги, но и мобильный телефон становится причиной лобового столкновения. Как это ни странно, но молодые люди, да и не только они, за рулём говорят по телефону и даже смс-сообщения посылают. А как известно, при разговоре по мобильному аппарату риск аварии увеличивается в четыре раза, а при наборе сообщений — в шесть раз. То же и скорость реакции, которая снижается на 9%, если водитель говорит по телефону, и на целых 30%, если он пишет смс.
Обгон на опасных участках дороги может привести к лобовому столкновению
Неблагоприятные эмоции также могут стать причиной аварии. Часто водители выезжают на встречную полосу, услышав что-либо плохое, или в ярости на кого-то становятся неадекватными. Был случай схожий в столице, когда водитель на огромной скорости врезался в грузовик. Что его к этому побудило? Те же эмоции. Он узнал, что его соседи залили его квартиру и спешил спасти имущество, но, к сожалению, скончался на месте.
Наконец, обычное, никому не нужное лихачество приводит к авариям на дорогах и лобовому столкновению. Не секрет, что часто заложниками таких ситуаций становятся водители неопытные и молодые. Превышая скорость, они думают, что научились ездить. Но это не так. Лихачество приводит к летальным исходам и составляет, как причина, 13% всех случившихся аварий в мире.
Умение правильно обгонять
Все вышеперечисленные причины аварий ничто по сравнению с квалификацией водителя. Действительно, именно умение правильно ездить спасает многих людей от аварий, лобового столкновения и смерти.
Речь пойдёт не просто об умении ездить, а об умении правильно обгонять. И часто при неправильно совершённом обгоне водитель автомобиля выезжает на встречную полосу и сталкивается лоб в лоб с другой машиной.
Уход от лобового столкновения зависит именно от этого умения. И обгонять на трассе хочется практически всем автомобилистам, тем более если впереди едет тихоход.
Полезно будет посмотреть вот это видео, если читать нижеследующий абзац нет времени:
Технике обгона обучают ещё в автошколах. И первое правило гласит: не обгоняй, пока не убедишься, что навстречу вам не движется автомобиль или нет иных препятствий! Нельзя забывать, что, обгоняя, ваша машина может оказаться зажатой между двумя автомобилями, едущими с обеих сторон.
Кроме того, всегда есть вероятность, что и сзади идущий автомобиль в этот момент решит обгонять. Поэтому никогда нельзя забывать о поворотнике и всегда нужно за дорогой следить в зеркало заднего вида.
Каждый водитель обязан соблюдать следующие требования к совершению обгона:
- включать перед совершением обгона поворотник в ту сторону, куда хотим свернуть, чтобы предупредить всех участников движения о манёвре;
- знать, что, смещаясь влево на метр или полтора, пространство впереди должно просматриваться метров на сто;
- нельзя также забывать о запасе места для разгона, дабы минимизировать время пребывания на встречке;
- если вы едете на автомобиле с МКПП, следует подобрать такую передачу, которая бы давала возможность моментально ускориться;
- нужно всегда быть готовым к возможному отказу от обгона и возвращению в свой ряд;
- лучше отказаться от обгона, если вдруг на встречке появился автомобиль, а не искать интервала-пространства между ним и обгоняемой машиной;
- при обгоне следует вооружиться предельной концентрацией и внимательностью.
Правильный и безопасный обгон
Соблюдая все вышеприведённые правила, водитель обезопасит себя от самой страшной аварии, которая может произойти — лобового столкновения.
Видео — лобовое столкновение:
Как избежать лобового столкновения с автомобилем
Одно из самых страшных дорожно-транспортных происшествий – это лобовое столкновение. При этом, даже если оба автомобиля двигались с достаточно умеренной скоростью, последствия все равно могут быть катастрофичны, поскольку скорость обоих транспортных средств при лобовом столкновении суммируется. Т. е. если автомобили двигались со скоростью 50 км/ч каждый, столкновение вызовет такие же последствия, как если бы авто врезалось в стену на скорости 100 км/ч. На основании многочисленных исследований, такой удар будет иметь самые печальные последствия для водителя и пассажиров.
После столкновения и мгновенной остановки транспортного средства, водитель с пассажирами продолжают движение вперед по инерции. Именно поэтому получают серьезные травмы. К числу наиболее распространенных относится удар головой о стекло. Поэтому для водителя крайне важным навыком является умение уйти от лобового столкновения. В ряде случаев при невозможности избежать дорожно-транспортного происшествия полностью, имеет смысл предпочесть столкновение «по касательной» или же «контакт» с автомобилем, двигающемся в попутном направлении.
Первое, что нужно сделать при угрозе лобового столкновения
Как показывает практика, чем ниже скорость транспортного средства перед лобовым столкновением, тем менее серьезные последствия оно за собой влечет. Поэтому при малейшей угрозе столкновения, первое, что обязан сделать водитель – максимально снизить скорость своего автомобиля. На сегодняшний день многие автомобили оснащаются самыми совершенными системами, которые в автоматическом режиме ведут мониторинг дорожной ситуации. При опасном сближении или его угрозе подаст водителю соответствующий сигнал.
Кроме того, ряд систем, к примеру, CMBS, способны самостоятельно активировать систему экстренного торможения. Но при их отсутствии, слежение за ситуацией на дороге становится обязанностью водителя. Кроме соблюдения скоростного режима, стоит осознавать, что при угрозе лобового столкновения куда предпочтительнее оказаться в придорожных кустах или кювете, нежели подвергнуть собственную жизнь опасности, а автомобиль – серьезному разрушению. Естественно, не стоит пренебрегать использованием ремней безопасности, поскольку подушка безопасности рассчитана только на пристегнутого водителя.
Одним из важных моментов, которые позволяют уйти от лобового столкновения является опыт. Но совершенно необязательно проводить за рулем многие годы, достаточно пройти специальные курсы контраварийного или экстремального вождения. Такие занятия длятся максимум 6 дней, и дают водителю не только достаточный набор навыков, но и так необходимую «мышечную память», позволяющую действовать в экстремальной ситуации практически автоматически (рефлекторно). При невозможности пройти специальное обучение, можно проводить самостоятельные занятия на пустынных площадках. Несколько дельных советов о том, как уйти от лобового столкновения можно посмотреть на видео:
Правильная посадка в автомобиль и правило 2-х секунд
Правильная посадка в транспортное средство начинается с регулировки положения кресла. При его нормальном положении водителю доступно включение любой скорости и полное выжимание любой педали. Кроме этого, перед началом движения необходимо отрегулировать положение зеркал «под себя» – они должны обеспечивать максимально возможный обзор. Ни в коем случае нельзя начинать движение при замерзших стеклах, которые препятствуют нормальному обзору.
Правило двух секунд существует уже достаточно давно. Его основной принцип заключается в измерении дистанции до ближайшего автомобиля не в его корпусах или метрах, а в секундах. Для реализации этого правила на практике следует выбрать ориентир для автомобиля, движущегося впереди, и засечь время его прохождения. Если пройти выбранную дистанцию удается быстрее 2-х секунд, ее необходимо будет увеличить. Стоит знать, что при движении по скользкой дороге дистанция увеличивается в несколько раз.
На практике это дает возможность адекватно оценить надвигающуюся опасность и вовремя принять соответствующие меры для ее недопущения. Так называемое расстояние реакции для водителя, движущегося на скорости 60 км/ч составляет около 20-ти метров – такое расстояние успевает проехать автомобиль, прежде чем водитель успевает нажать на тормоз. К этому прибавляется и тормозной путь. В общем, дистанция должна получиться таковой, чтобы автомобиль успел снизить скорость и совершить маневр, уходя от лобового столкновения.
Простые правила, помогающие избежать лобового столкновения
- Стоит использовать любую возможность не попасть в лобовое столкновение – даже сугроб на обочине причинит меньше вреда, нежели встреча со встречным автомобилем.
- Если при движении по собственной полосе внезапно выскакивает встречный автомобиль, необходимо использовать любую возможность, чтобы перевести удар из лобового в касательный.
- Когда перед автомобилем появляется животное, столкновение с ним окажется менее травматичным, нежели с неподвижным предметом (столб или дерево), хотя автомобиль будет нуждаться в достаточно серьезном ремонте.
- При неизбежности столкновения, не следует подставлять боковую сторону автомобиля, поскольку гораздо меньшая ее жесткость провоцирует очень серьезную деформацию и последствия для пассажиров.
- При уходе от лобового столкновения следует знать, что не стоит маневрировать таким образом, чтобы под ударом оказался бензобак, поскольку вспыхнувший при этом пожар может практически мгновенно охватить оба автомобиля.
Достаточно часто лобовое столкновение является результатом неправильного обгона, перед совершением которого водитель не смог адекватно оценить ситуацию на дороге. Чтобы ответить на вопрос как избежать лобового столкновения при совершении обгона, имеет смысл перечислить простые правила:
- своевременное включение поворотника предупредит всех участников о совершении маневра;
- при смещении всего на один метр влево видимость вперед должна быть не менее 100 метров;
- следует позаботится о запасе места для разгона, чтобы время нахождения на встречной полосе оказалось минимальным;
- перед маневром следует выбрать ту передачу, которая позволит мгновенно набрать скорость;
- появление на «встречке» автомобиля – это повод отказаться от обгона и вернуться на свою полосу.
Навыки, помогающие предотвратить лобовое столкновение
Помимо банального соблюдения простейших правил и культуры на дороге (подавать сигнал поворота, избегать резких маневров), необходимо проявлять максимальную концентрацию и не отвлекаться на занятия посторонними делами. Принимать пищу, употреблять напитки или поднимать упавшие на пол веще во время движения недопустимо. Также, как и менять радиостанцию или разговаривать по телефону – все это существенно отвлекает от дороги.
Важно! При скорости 100 км/ч всего за одну секунду автомобиль проезжает 30 метров, и даже легкого ослабления внимания со стороны водителя достаточно для выезда на встречную полосу и совершения лобового столкновения.
Достаточное внимание необходимо уделять и наличию свободного пространства вокруг транспортного средства. При этом, дистанцию необходимо выбирать в соответствии с типом транспортного средства, находящимся спереди. Так, от мотоцикла лучше держаться подальше, поскольку тормозной путь у него меньше. Подальше стоит ехать и от грузовика, поскольку он существенно затрудняет обзор, а внезапную опасность можно заметить слишком поздно, когда лобовое/иное столкновение будет уже неизбежно.
Если аварии не избежать: как пассажиру машины подготовиться к удару
По статистике, систематические нарушения ПДД в 75% случаях приводят к аварии. Никто не гарантирует, что вы не станете участником ДТП, поэтому правила для минимизации ущерба знать нужно обязательно.
Лобовое столкновение
Такие столкновения возникают у лихачей при обгоне. При его выполнении вырвавшаяся вперед машина не успевает вернуться со встречной полосы в свой ряд, мчась с приличной скоростью во встречном направлении. К огромной кинетической энергии движения присоединяется разнонаправленно приложенные моменты сил.
Шансов на выживание в таком случае остается немного как водителю, так и его пассажирам. Если вы сидите на заднем сиденье, но пристегнуты, риск получения смертельных увечий снижается в 2-2,5 раза.
Непристегнутые пассажиры по инерции будут лететь вперед со скоростью машины до столкновения. Когда они врежутся в лобовое стекло, панель, спинку кресла и т.д., по закону физики в действие приходит сила тяжести и вес человека увеличится в десятки раз. Для наглядности – при скорости движения машины со скоростью 80 км/ч вес пассажира при столкновении вырастет в 80 раз.
Даже если вы весите 50 кг, удар вы получите в 4 тн. Сидящие на переднем сиденье ломают себе носы, грудные клетки и получают проникающие ранения брюшной полости при ударе о руль или панель.
Если вы не пристегнуты и находитесь на заднем сиденье, во время удара по инерции тело вылетит на передние сиденья и вы придавите пассажиров на них.
Главное, при неизбежности таких событий – защитить голову. При малой скорости автомобиля втиснитесь как можно плотнее в сиденье позвоночником. Напрягая все мышцы, упритесь руками в приборную панель или кресло. Голова должна быть опущена, чтобы подбородок уперся в грудь.
Во время удара голову сначала дернет вперед (тут она опирается на грудь), а потом назад — а там должен быть хорошо отрегулированный подголовник. Если же вы не пристегнуты, сидите сзади и скорость движения превышает 60 км/ч, прижмитесь грудью к спинке сиденья водителя или постарайтесь упасть вниз. Накройте ребенка своим телом.
Пассажиру, находящемуся впереди, перед столкновением необходимо завалиться набок, прикрыв голову руками, а ногами упереться в пол, распластаться на сидении.
Человек, сидящий посередине сзади, первым вылетит в лобовое стекло. Травма черепа при этом неизбежна. Вероятность смерти в 10 раз выше, чем у других пассажиров.
Боковой удар со стороны пассажира
Причиной удара сбоку может стать элементарный занос автомобиля, неправильный проезд перекрестка или высокая скорость на повороте.
Такой вид аварий наиболее частый и не менее травматичный, чем лобовой.
Ремни помогают здесь мало: они полезны при фронтальном ударе и наезде сзади (рассчитаны на движение вперед и вверх), в боковых направлениях тело они фиксируют слабо. Тем не менее, пристегнутые пассажиры в 1,8 раз меньше получают травмы.
Практически все отечественные автомобили не имеют необходимого запаса прочности кузова при боковом столкновении. Двери салона прогибаются внутрь, нанося дополнительные увечья.
Непристегнутые пассажиры сзади из-за удара хаотично ударяются о двери, окна автомобиля и друг о друга, отлетая на другой конец сиденья. Травмируются грудная клетка, руки и ноги.
При ударе в автомобиль сбоку крепко зажмурьтесь, руки согните в локтях и прижмите их к верхней части туловища в районе груди, сложив крест-накрест, пальцы сожмите в кулаки. Не пытайтесь ухватиться за потолочные и дверные ручки. При боковых ударах всегда есть риск зажатия конечностей.
Немного согнув спину, прижмите подбородок к груди (так уменьшится риск повредить позвоночник в шейном отделе), ноги следет согнуть в коленях, ступни свести вместе и упереться ими в панель.
Если предполагаемый удар грядет с вашей стороны, необходимо постараться отпрянуть в противоположную сторону и ухватиться за любую неподвижную часть, например, спинку сидения. Если вы сидите сзади, желательно лечь, пусть даже на колени соседа, а ноги поджать – так вы убережетесь от удара и смягчите его. Колени шофера вам не помогут, он сам должен сконцентрироваться. Поэтому на переднем сиденье следует подальше отодвинуться от места удара, упереться ногами в пол, руками попытаться защитить голову, предварительно втянув ее в плечи.
Удар сзади
При таком ударе пассажиры обычно получают хлыстовые травмы. При них голова и шея сначала резко дернутся назад, затем вперед. И это при любом местонахождении – спереди или сзади.
При отбрасывании назад от удара спиной о спинку кресла можно травмировать позвоночник, а голову – при соприкосновении с подголовником. При расположении спереди травмы будут похожими из-за удара о торпеду.
Пристегнутый ремень уменьшит вероятность гибели на заднем сидении на 25%, а спереди – на 50%. Если вы сидите сзади, не пристегнувшись, то можете сломать нос от удара.
Если вы уже знаете, что удар будет сзади, упритесь ногами в пол и зафиксируйте голову, прижав к подголовнику. Если его нет, сползите ниже и упритесь затылком в спинку. Такие действия помогут спастись от смерти, инвалидности и тяжелых травм.
Опрокидывание машины
Когда автомобиль переворачивается, пассажиров крутит в нем, как в снежном коме. Но если они были пристегнуты, риск травмирования уменьшается в 5 раз. Если ремни не задействованы, то во время опрокидывания люди травмируют себя и других, кувыркаясь в салоне. Увечья наносятся черепу, позвоночнику и шее из-за ударов о двери, крышу и сиденья авто.
При перевороте нужно сгруппироваться и вцепиться изо всех сил во что-то неподвижное, например, в спинку сиденья, кресла или за дверную ручку. Только не потолочную — они хлипкие. Ремень не отстегивать: он удержит в одном месте и не даст хаотично летать в салоне.
При переворачивании самое главное — не воткнуться головой в потолок и не повредить шею.
Больше половины россиян игнорируют ремни безопасности, сзади пристегиваются лишь 20%. А ведь ремень может спасти жизнь. Это важно даже для коротких поездок на небольшой скорости.
10 советов от опытных водителей как избежать лобового столкновения
Одним из самых опасных вариантов на дороге является лобовое столкновение. Помимо того, что после этого, как правило, автомобиль не подлежит восстановлению, также иногда и люди в нем тоже нередко после этого восстановлению не подлежат.
Поэтому опытному водителю следует уметь избегать лобовых столкновений и уметь выходить из подобной ситуации, в этом помогут советы от опытных автомобилистов.
Обратите внимание.Вполне разумно, при наличии такой возможности, пройти курсы экстремального вождения. Они дадут нужный практический опыт и подготовят к различным ситуациям.
Ездить по безопасным дорогам. Этот совет относится к превентивным мерам и может казаться чрезмерным, но в действительности он разумен. Трудно отрицать, что дорога является опасным пространством. Поэтому вполне целесообразно ездить там, где есть отбойники по центральной части дороги, а также выбирать такие дороги, где просто отсутствует возможность разгона до высоких скоростей.
Отказаться от обгона. Тоже вариант превентивной меры. Конечно, потребуется тратить больше времени на дорогу, но и безопасность повысится. Ведь обгон является потенциально опасным маневром.
Ездить по правому краю. Не самый надежный вариант профилактики, но тоже достойный рассмотрения. Не всегда есть возможность просчитать траекторию встречного авто, но оно имеет меньше шансов оказаться на правой стороне вашего ряда, чем на левой. Помимо этого, езда по правому ряду дает запас времени.
Реакция на обгон. Если перед вами возникает автомобиль, который обгоняет свой ряд, то нужно оценить обстановку. При потребности снизить скорость и посигналить фарами для оповещения этого авто.
Съезд на обочину. Здесь следует развить ситуацию выезда на обгон со встречного ряда. Когда такой автомобиль явно приближается к вам, но торможение не создает нужной дистанции, следует съезжать на обочину. При этом нужно дать сигнал поворотника. Тогда встречное авто может понять, что вы поворачиваете на обочину, а ему нужно продолжить ехать прямо.
Сон во встречном авто. Иногда дистанция довольно значительная и скорость не стремительная, но проблема в том, что во встречном авто водитель спит. Тогда специалисты советуют использовать звуковые и световые сигналы, дабы разбудить его. При потребности, нужно постараться объехать такое авто, но далее не оставлять ситуацию и все равно разбудить, оповестить других водителей.
Занос автомобиля. Если на встречке наблюдается занос, то иногда хватает просто остановить собственное авто. Как правило, занос завершается съездом на обочину или остановкой транспорта, так или иначе, дистанция, на которой длится занос, достаточно короткая.
Резкое ускорение. Иногда, особенно на близкой дистанции, полезнее выполнить ускорение, как бы проехать за автомобиль, в частности, если он в заносе и практически не управляем.
Сохранять самообладание. Немного пространный совет, но полезный. Речь идет о том, чтобы максимально сохранять управление авто и контролировать ситуацию на протяжении всей опасной части пути, в частности не выпускать руль и подобное.
Не оставлять авто. Согласно статистике, в автомобиле безопаснее, поэтому при вероятности столкновения покидать автомобиль не так безопасно и рационально, как может казаться.
В завершение отметим, что именно тренировка различных ситуаций является залогом грамотного поведения, поэтому каждому автомобилисту следует отработать свое поведение, которое будет максимально грамотным и не принесет вреда другим существам.