Налог на добавленный доход в нефтяной отрасли: ставка НДД, суть, объекты налогообложения
Когда вступил в силу налог на добавленный доход в нефтяной отрасли (НДД), с чего взимается, каких компаний он коснется?
Какие могут быть последствия для нефтяного бизнеса? Отвечает Маргарита Есипова, руководитель проектов по направлению «Налоги и право» Группы компаний SRG.
1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 199-ФЗ по НДД, которым в НК РФ введена новая глава 25.4 «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья».
Налогоплательщиками данного налога являются организации, осуществляющие разведку, добычу нефти, газа, газового конденсата. Целью введения НДД является создание благоприятных условий налогообложения тем налогоплательщикам, которые активно инвестируют в разведку и разработку новых месторождений.
Налоговая нагрузка прямо пропорционально увеличивается с ростом доходности конкретного участка недр, в чем заключается суть данной системы налогообложения. При этом согласно Налоговому кодексу НДД позволяет переносить и тем самым снижать налоговую нагрузку за счет ранее понесенных затрат на добычу за весь срок реализации инвестиционного проекта.
Историческим убытком признается отрицательный расчетный финансовый результат, определенный с 1 января 2011 года и по год, непосредственно предшествующий году начала исчисления НДД (включительно).
Маргарита Есипова
Такой механизм по замыслу законодателя позволяет перераспределить фискальную нагрузку и перенести основную ее часть на более поздние этапы разработки месторождений.
Кроме того, НДД предполагает снижение суммарной величины налогов, зависящих от валовых показателей, т.е. НДПИ и вывозной таможенной пошлины на нефть.
На размер нового налога влияет величина денежного потока от деятельности по разработке отдельного участка недр с учетом сложившихся на мировых рынках цен на углеводородное сырье (нефть) и фактически понесенных и оплаченных капитальных и операционных затрат на его добычу.
При этом особый порядок расчета НДПИ при применении НДД применяется к общему объему добытой нефти на конкретном участке недр, включая объем нефти, добытый из трудноизвлекаемых залежей на этом участке недр.
Одновременно с новым налогом будет реализовываться завершающий этап «налогового маневра», который предполагает равномерное обнуление вывозных таможенных пошлин с 2019 по 2024 годы, уплачиваемых при экспорте нефти и нефтепродуктов, и эквивалентное повышение ставок НДПИ при добыче нефти и газового конденсата.
Объектом налогообложения при НДД является дополнительный доход от добычи, представляющий собой разницу между расчетной выручкой и произведенными расходами, в том числе убытком.
Степень выработанности запасов нефти на участке недр, где осуществляется добыча, должна составлять меньше значения или равна значению 0,05.
Расчетная выручка рассчитывается как совокупная выручка от реализации. Фактическими расходами являются затраты, осуществленные в связи с производством и реализацией (включая расходы на освоение природных ресурсов, на оплату труда, содержание имущества, платежи за пользование недрами).
Порядок учета расходов подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика и действует в течение пяти последующих налоговых периодов.
Ставка налога на добавленный доход
В соответствии со ст. 333.54 НК РФ налоговая ставка по анализируемому налогу составляет 50%.
Законодатель также установил и минимальный размер НДД. Для участков недр в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, Ненецкого автономного округа, частично в границах Ямало-Ненецкого автономного округа минимальный налог равен нулю при соблюдении определенных условий.
Интересный факт: Введение законопроекта о налоге на добавленный доход в нефтяной отрасли обсуждался еще 2017 году как причина возможного роста цен на бензин.
В связи с этим, несмотря на достаточно высокую налоговую ставку – 50 %, данный налог может оказаться весьма выгодным с точки зрения налогового планирования в долгосрочной перспективе, так как позволяет нести налоговое бремя не во время инвестиционных процессов, а с появлением производственной мощности и реальной выручки от добычи полезных ископаемых.
По логике латания дыр
Первая – предсказуемость налогового режима. Да, налоговый режим для отрасли ужесточается постоянно, но никогда это не происходило так, как происходит сейчас. Возьмем налоговый маневр. С точки зрения нефтяных компаний он предполагает поэтапное ухудшение налоговых условий, но при этом в нем есть четкий план пошаговых изменений до 2024 года. Дополнительные изъятия были согласованы и запланированы, что позволяло выстраивать инвестиционную политику, весьма важную для отрасли с долгим возвратом капвложений.
Основной мерой в рамках маневра была замена экспортной пошлины на растущий НДПИ. НДД же рассматривался как экспериментальный налоговый режим. Предполагалось, что в отношении пилотных проектов эксперимент с НДД будет длиться как минимум 5 лет без изменений, после чего будет принято решение о его дальнейшей судьбе и возможном более широком применении. НДД принимался после детальных расчетов и почти десятилетних обсуждений. Его параметры были результатом сложного компромисса.
Компании уже сделали инвестиции на основе утвержденных долгосрочных параметров, активизировав разработку ряда активов в Восточной Сибири, ЯНАО и НАО, рентабельность которых в обычном налоговом режиме была ниже минимально приемлемого для инвесторов уровня. И что теперь? Условия применения НДД с подачи минфина могут радикально измениться. Что мы получим: всех искусственно “загонят” в новый НДД вместо льгот по НДПИ? А ведь еще недавно представители минфина сами называли НДД ошибкой. Таким образом, вместо налоговой предсказуемости мы видим “википедизацию” – налоговые правила переписываются, словно статья в “Википедии”.
Вторая ценность – ставка на долгосрочные цели развития. Нам часто говорят про необходимость смотреть в будущее и заниматься долгосрочным планированием. Но есть и другая логика: давайте заткнем текущие дыры, хоть и лишим себя перспектив. Изменение параметров НДД и другие новации, очевидно, приведут к пересмотру производственных программ в нефтяной отрасли. Ожидаемое снижение добычи нефти проектов в НДД за 2022-2030 гг. может составить 270 млн тонн, сокращение инвестиций – 2,3 трлн рублей. Мы постоянно слышим, что доля нефтяной отрасли в бюджетных доходах сокращается, но без нее бюджет пока немыслим. А провал в добыче нефти может привести к ощутимым, по некоторым оценкам до 2 трлн рублей, бюджетным потерям.
Нефтяников нередко представляют как “жирных котов”, забирающих себе всю прибыль в виде дивидендов. Конечно, никто не собирается представлять их нищими. Но вот всего один пример: объем инвестиций “ЛУКОЙЛа” за последние 10 лет превысил размер дивидендов в 5 раз.
Из чего исходит минфин? Из того, что добыча не может обвалиться, какие налоги не устанавливай? Но был же опыт 90-х годов, когда добыча рухнула более чем на 200 млн тонн. Что тогда стало с доходами, думаю, помнят многие. Еще один популярный тезис – зачем думать о будущем нефтедобычи, если скоро нефть никому не будет нужна? А зачем тогда США за последние 10 лет нарастили добычу в 2,2 раза, обогнав нас по этому показателю? Нас пытаются выдавить с международных рынков, где растет конкуренция, а мы отвечаем на это тем, что создаем новые трудности для нашей же индустрии? Интересно, кто и чем будет заполнять дыры, если они возникнут.
Третья ценность – “непотопляемость” Фонда национального благосостояния (ФНБ) как фонда для стабилизации бюджетной системы на период низких нефтяных цен. Вообще рост налогов на нефтяную отрасль объяснялся во многом необходимостью наполнения ФНБ. Средства из него должны тратиться на покрытие возможного бюджетного дефицита в период падения цен на нефть. Этого почему-то не происходит, хотя именно нефтяники во многом и наполнили ФНБ. Получается, что в период низких цен его оберегают как священную корову, тем самым частично лишая экономику перспектив развития.
Четвертая – открытость представителей власти. Инициативы минфина, несмотря на их очевидную значимость, по какой-то причине не проходили процедуру публичного обсуждения в рамках оценки регулирующего воздействия. Даже не все профильные министерства были поставлены в известность фактически до внесения законопроекта в Госдуму, не говоря уже про экспертное сообщество. Инициативы по вязкой нефти разрабатывались словно в режиме повышенной секретности, хотя традиционно все крупные налоговые изменения предварительно проходили хоть какое-то обсуждение.
Пятая ценность – стимулирование занятости и борьба с бедностью. Мало кто задумывается, но нефтяная индустрия – это крупный работодатель. Последние же предложения могут изменить судьбу многих проектов. Туманными становятся перспективы Восточно-Мессояхского и Новопортовского месторождений “Газпром нефти”. У “Татнефти” более 10% добычи приходится на вязкую нефть, закрытым может оказаться Ашальчинское месторождение и другие проекты. Только на Ярегском месторождении “ЛУКОЙЛа”, также попадающего в зону нерентабельности, работает более 10 тысяч человек. А ведь есть еще нефтепереработка, нефтехимия, энергетика и сотни подрядных организаций в других отраслях промышленности. При этом для вязкой нефти переход на режим НДД даже не предложен!
Нефтяная индустрия испытывает перегрузку из-за снижения мирового спроса, падения цен и санкций. Теперь можно добавить к этому и некоторые предложенные новации, писавшиеся будто бы в спешке. Неужели у некоторых чиновников склонность к экспериментам становится “фирменным стилем”?
Налог на профессиональный доход для самозанятых граждан (Федеральный закон от 27.11.18 № 422‑ФЗ)
Налог на профессиональный доход (НПД) позволяет самозанятому гражданину официально показать свою выручку и применить льготную налоговую ставку 4% или 6% (в зависимости от того, кто является его клиентами). Платить НПД могут люди, которые сами обеспечивают себя заказами, не работая по найму и не привлекая наемных работников. Также новый налоговый режим подойдет для владельцев недвижимости, сдаваемой в аренду. Сегодня в цикле «Налоговый кодекс для чайников» мы публикуем статью, посвященную налогу на профессиональный доход. В ней доступно, простым языком описаны порядок расчета и уплаты НПД, ставки налога и налоговые вычеты. Отметим, что налог на профессиональный доход регулируется не Налоговым кодексом, а Федеральным законом от 27.11.18 № 422-ФЗ (далее — Закон № 422-ФЗ).
- Когда и где вводится НПД
- Кто платит налог на профдоход
- При каких видах бизнеса нельзя платить НПД
- Ограничение по сумме доходов
- От чего освобождает уплата НПД
- Как стать плательщиком НПД
- Как рассчитать НПД и учесть вычет
- Как происходит начисление и уплата НПД
- Как отчитываться по НПД
- Что делать самозанятым гражданам, не перешедшими на уплату НПД
Когда и где вводится НПД
В Законе № 422-ФЗ сказано, что уплата налога на профдоход — это эксперимент, который продлится десять лет: с 1 января 2019 года по 31 декабря 2028 года включительно. Действует эксперимент не на всей территории России, а только в отдельных регионах.
В 2019 году к ним относились Москва, Московская и Калужская области, а также в республика Татарстан.
В январе 2022 году добавились еще 19 регионов: Санкт-Петербург, Волгоградская, Воронежская, Ленинградская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Ростовская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области; Красноярский и Пермский края; Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ и республика Башкортостан.
Во второй полование 2022 года к эксперименту присоединились все остальные субъенкты РФ.
Кто платит налог на профдоход
Уплата НПД является добровольной. В общем случае платить этот налог могут физические лица — граждане РФ и других стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в том числе индивидуальные предприниматели, которые получают профессиональный доход на территориях «экспериментальных» регионов.
Профессиональный доход — это доход от деятельности, при ведении которой у физлица нет работодателя и наемных работников, оформленных по трудовым договорам. Кроме того, к профдоходам относятся доходы от использования имущества.
Физлиц, которые получают профессиональные доходы, обычно называют самозанятыми гражданами. Примером могут служить помощники по хозяйству, садовники, кондитеры, которые занимаются выпечкой на дому, владельцы квартир, сдаваемых в аренду.
При каких видах бизнеса нельзя платить НПД
Самозанятые граждане лишены права на уплату НПД, если они занимаются следующими видами бизнеса:
- реализация подакцизных товаров и изделий, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации;
- перепродажа товаров, имущественных прав (за исключением продажи имущества, которое использовалось для личных, домашних и иных подобных нужд);
- добыча и (или) реализация полезных ископаемых;
- посреднические услуги на основании договоров поручения, комиссии или агентских договоров (за исключением случаев, когда посредник применяет ККТ, зарегистрированную доверителем, принципалом или комитентом);
- услуги по доставке товара и приему денег от покупателя (за исключением случаев, когда применяется ККТ, зарегистрированная продавцом товара).
Ограничение по сумме доходов
Платить НПД вправе лишь те физлица, чьи профессиональные доходы в текущем календарном году не превысили 2,4 млн. рублей. Ограничение действует и в том случае, если в начале года гражданин еще не был плательщиком данного налога, но уже имел профдоходы. В такой ситуации перейти на уплату НПД можно только при условии, что ранее полученные профессиональные доходы не превысили указанного значения.
Соответственно, как только доходы плательщика НПД окажутся больше установленного лимита, право на уплату этого налога теряется.
Бесплатно подать уведомление о переходе на УСН и сдать декларацию по УСН через интернет
Возврат к данному налоговому режиму возможен лишь в следующем году, когда отсчет профдоходов начнется с нуля. Добавим, что по Закону № 422-ФЗ величина дохода в 2,4 млн. рублей не может быть пересмотрена в сторону уменьшения вплоть до 31 декабря 2028 года.
От чего освобождает уплата НПД
Гражданин, который собирается платить налог на профессиональный доход, не обязан регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, если ранее у физлица не было статуса ИП, то получать его для уплаты НПД не надо. Но если человек уже зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, то при переходе на уплату налога на профдоход этот статус можно сохранить.
Плательщики НПД не должны перечислять налог на добавленную стоимость (за исключением НДС при импорте), налог на доходы физлиц и страховые взносы. Однако данное освобождение распространяется исключительно на профессиональные доходы. Если же человек одновременно получает и другие виды доходов (в том числе от работы по найму), то с них придется заплатить налоги и взносы в общем порядке.
Обратите внимание: обязанности налоговых агентов с плательщиков НПД не снимаются. Например, если самозанятый гражданин имеет статус ИП и арендует муниципальное имущество, то он обязан удержать и перечислить в бюджет НДС, независимо от того, платит ли он налог на профдоход. Помимо этого, плательщики НПД должны перечислять налоги в отношении личного имущества: земельный налог, транспортный налог и налог на имущество физлиц.
Также отметим, что период, в течение которого человек являлся плательщиком налога на профессиональный доход, не засчитывается в трудовой стаж. Однако если самозанятый гражданин будет добровольно перечислять пенсионные вносы, то в этом случае период уплаты НПД будет включен в стаж при назначении пенсии.
Как стать плательщиком НПД
Подать заявление в налоговую инспекцию
Заявить о своем желании стать плательщиком НПД можно тремя разными способами: через мобильное приложение «Мой налог», через веб-кабинет «Мой налог» и через уполномоченный банк.
Мобильное приложение «Мой налог» можно бесплатно скачать на сайте ФНС России и установить на смартфон, планшет или компьютер. Далее нужно отсканировать паспорт и сделать фото будущего плательщика НПД при помощи устройства, на котором установлен «Мой налог». Затем, используя данное приложение, следует пройти несложную процедуру регистрации. Дополнительно подавать заявление на бумаге с подписью самозанятого гражданина не надо.
Веб-кабинет «Мой налог» устанавливается на компьютере. Для регистрации в веб-кабинете надо указать ИНН и код доступа в личный кабинет налогоплательщика. Паспортные данные и фото будущего плательщика налога на профдоход в этом случае передавать не нужно. Дополнительно подавать бумажное заявление о регистрации в качестве плательщика НПД не надо.
Регистрация через банк происходит следующим образом. Самозанятый гражданин уполномочивает кредитную организацию на представление в налоговый орган заявления о постановке физлица на учет в качестве плательщика НПД. Банк, в свою очередь, подает в ИФНС заявление и подписывает его своей усиленной квалифицированной электронной подписью. Фото будущего плательщика НПД предъявлять не надо.
Дождаться уведомления о постановке на учет
Получив заявление о регистрации плательщика НПД, сотрудники ИФНС проверят данные, которые в нем указаны. При выявлении противоречий или недостоверных сведений в регистрации будет отказано. То же самое произойдет, если инспекторы обнаружат, что человек занимается бизнесом, при котором платить НПД запрещено. Наконец, отказ последует в том случае, если превышен лимит профессиональных доходов, полученных с начала года.
Если же все сведения в порядке и все условия соблюдены, то по закону ИФНС обязана направить плательщику налога на профдоход уведомление о постановке на учет. Уведомление должно поступить через приложение «Мой налог», либо через уполномоченный банк — в зависимости от того, каким способом было направлено заявление. ФНС России в письме от 28.12.18 № ЕД-4-20/25962@ проинформировала, что сообщения о регистрации плательщиков НПД будут рассылаться по электронной почте, либо в бумажном виде по адресу прописки (см. «Разъяснен порядок постановки на учет в качестве плательщика налога на профессиональный доход»).
Прекратить применение других налоговых режимов
Индивидуальные предприниматели, которые ранее применяли в отношении своих профессиональных доходов «упрощенку», «вмененку» или платили ЕСХН, обязаны отказаться от данных налоговых режимов. Для этого необходимо подать соответствующее заявление в инспекцию по месту жительства или по месту ведения предпринимательской деятельности. Срок на подачу заявления составляет один месяц со дня постановки на учет в качестве плательщика налога на профдоход. Если этот срок пропущен, то постановка на учет в качестве плательщика НПД будет аннулирована.
Подать уведомление об отказе от УСН, ЕНВД или ЕСХН через интернет Подать бесплатно
Отметим, что «упрощенщики», которые перешли на уплату налога на профдоход, не могут сохранить УСН в отношении тех доходов, которые не являются профессиональными (то есть доходов по тем видам деятельности, которые не переводятся на НПД). Другими словами, совмещать упрощенную систему и уплату налога на профессиональный доход запрещено. Об этом сообщила на своем сайте ФНС России. Этот вывод применим и к другим налоговым режимам — совмещать их с уплатой НПД нельзя.
Как рассчитать НПД и учесть вычет
Чтобы найти сумму налога на профессиональный доход, нужно взять налоговую базу, умножить на ставку, и уменьшить на величину налогового вычета.
Налоговая база
Налоговая база — это профессиональные доходы самозанятого гражданина, полученные им в течение одного календарного месяца. Закон № 422-ФЗ содержит перечень доходов, которые не учитываются при расчете суммы НПД — с них полагается заплатить налоги по иной системе налогообложения. Так, при расчете НПД не нужно учитывать любые доходы в натуральной форме, а также выручку, полученную:
- от продажи недвижимости и транспортных средств;
- от передачи прав на недвижимость (кроме аренды жилья);
- от продажи личного имущества,
- от реализации ценных бумаг, производных финансовых инструментов, паев и долей в уставном капитале организаций;
- от деятельности в рамках договора простого товарищества или доверительного управления имуществом;
- от оказания услуг по гражданско-правовому договору, если заказчиком является работодатель исполнителя, либо бывший работодатель, от которого самозанятый гражданин уволился менее двух лет назад;
- от уступки и переуступки прав требований;
- от арбитражного управления, от деятельности медиатора, оценщика, частнопрактикующего нотариуса и адвоката.
К тому же не надо учитывать доходы, которые уже были учтены в рамках какой-либо налоговой системы до перехода на НПД, даже если деньги поступили после такого перехода.
Ставка НПД
Для налога на профессиональный доход установлены две ставки.
Первая — в отношении доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг) физическим лицам без статуса ИП. Эта ставка равна 4% от суммы дохода.
Вторая — в отношении доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг) организациям, либо предпринимателям для их бизнес-деятельности. Эта ставка равна 6% от суммы дохода.
Согласно Закону № 422-ФЗ, указанные размеры ставок запрещено пересматривать в сторону увеличения вплоть до 31 декабря 2028 года.
Налоговый вычет
Налоговый вычет определяется следующим образом. Для доходов, полученных от физлиц, вычет составляет 1% от таких доходов. Для доходов, полученных от ИП и организаций, вычет составляет 2% от таких доходов. Суммарная величина вычета, рассчитанная нарастающим итогом с момента перехода на НПД, не может превышать 10 000 руб. за все время деятельности.
Самозанятый гражданин в течение первого месяца свой профессиональной деятельности получил от организации выручку в размере 100 000 руб., а от физических лиц — в размере 200 000 руб.
В этом случае сумма вычета будет равна 4 000 руб. (100 000 руб. × 2% + 200 000 руб. × 1%), а НПД к уплате в бюджет за первый месяц составит 10 000 руб.((100 000 руб. × 6%) + (200 000 руб. × 4%) – 4 000 руб.).
В дальнейшем налогоплательщик сможет применить вычет в сумме не более 6 000 руб. (10 000 руб. – 4 000 руб.).
Если гражданин снимется с учета в качестве плательщика НПД, и у него останется часть неиспользованного вычета, то при повторной регистрации в этом статусе остаток вычета будет восстановлен. Но если вычет получен в полном объеме (10 000 руб.), то второй раз воспользоваться правом на вычет уже нельзя.
ВАЖНО. В связи с пандемией действуют временные правила в отношении НПД, подлежащего уплате с 1 июля по 31 декабря 2022 года. В этот период к остатку «обычного» вычета добавляется 12 130 руб. Полученную сумму разрешено использовать без ограничений, то есть вне зависимости от величины выручки. Вычет направляется на погашение задолженности по НПД, либо на уплату текущего налога. Остаток вычета переносится на 2022 год в пределах лимита: не более остатка, который числился на 1 июня 2022 года. Тот, кто впервые стал самозанятым после 1 июня 2022 года, сможет перенести на 2022 год не более 10 000 руб. (см. «Новые «антивирусные» льготы: вычет для самозанятых, увеличение пособий на детей, скидка по аренде»).
Как происходит начисление и уплата НПД
Сумму НПД вычисляют налоговики на основании данных о величине профессионального дохода, полученного самозанятым гражданином в течение месяца. Такие данные гражданин обязан сообщить в ИФНС. Для этого ему нужно указать в приложении «Мой налог», сколько денег и от кого поступило к нему наличными, на карту или на банковский счет. Затем нужно сформировать чек и передать его покупателю в электронном или бумажном виде. Срок, отведенный для передачи чека, зависит от формы оплаты. Если это наличные или электронные средства платежа, то чек нужно направить сразу после расчета. При других формах оплаты — не позднее 9-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором состоялись расчеты. Чеки формируются в приложении «Мой налог», поэтому покупать ККТ самозанятому гражданину не нужно.
В случае, когда оплату от клиента принимает не сам самозанятый гражданин, а его посредник, который применяет при этом ККТ, отображать данные о доходах в приложении «Мой налог» не нужно — их туда заносят инспекторы. Обязанность по передаче чека покупателю тоже отсутствует.
Если самозанятый гражданин не хочет собственноручно заносить данные о своей выручке в приложение «Мой налог», он может поручить это банку, либо оператору электронной площадки. Список банков и операторов, которым можно передать такие полномочия, содержится в приложении.
По окончании месяца инспекторы вычисляют сумму НПД, и не позднее 12-го числа месяца, следующего за истекшим, сообщают ее гражданину. Перечислить эту сумму в бюджет налогоплательщик должен не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим. Если сумма к уплате менее 100 руб., то ее плюсуют к налогу за будущий месяц. Переплату можно вернуть или зачесть в счет будущих периодов.
Отметим, что если плательщик НПД не передаст сведения о полученной им выручке, или сделает это несвоевременно, то ему грозит штраф в размере 20% от суммы такой выручки. При повторном нарушении, допущенном в течение шести месяцев после первого, размер штрафа возрастет до 100% суммы выручки. Это следует из статьи 129.13 НК РФ.
Как отчитываться по НПД
Отчетность по налогу на профессиональный доход не установлена.
Что делать самозанятым гражданам, не перешедшими на уплату НПД
Если самозанятый гражданин не перешел на уплату НПД, потерял право на уплату этого налога, либо в его регионе данный налоговый режим не действует, то в общем случае ему необходимо зарегистрироваться в качестве ИП. Также нужно платить налоги в бюджет в рамках какой-либо системы налогообложения (например, основной или упрощенной). Исключение предусмотрено в отношении людей, оказывающих услуги физлицам для личных, домашних и иных подобных нужд. Они вправе встать на учет в налоговую инспекцию без получения статуса ИП (п. 7.3 ст. 83 НК РФ) . Но даже в этом случае самозанятые граждане обязаны платить НДФЛ.
Особняком стоят репетиторы, уборщики, домработницы, няни, а также те, кто ухаживает за стариками, больными и другими лицами, нуждающимися в уходе. Если такие услуги оказываются только физическим лицам, то до 31 декабря 2019 года включительно исполнители могли не регистрироваться в качестве ИП (ст. 2 и ст. 3 Федерального закона от 27.12.18 № 546-ФЗ ). До начала 2022 года перечисленные лица не платили НДФЛ в отношении доходов, полученных от соответствующей деятельности (подп. 70 ст. 217 НК РФ; ч. 13 ст. 13 Федерального закона от 30.11.16 № 401-ФЗ ). Не платили они и взносы на обязательное страхование (подп. 3 п. 3 ст. 422 НК РФ), и доходы от указанных услуг освобождены от НПД (подп. 9 п. 2 ст. 6 Закона № 422-ФЗ).
Начиная с января 2022 года, репетиторы, няни и другие названные выше специалисты должны получить статус ИП и перечислять налоги по общей или другой выбранной ими системе налогообложения, в том числе по НПД.
Обратите внимание: недавно зарегистрированные предприниматели могут в течение года бесплатно пользоваться веб-сервисом «Контур.Эльба», который позволяет вести всю необходимую бухгалтерию и сдавать отчетность через интернет.
«Налог на профессиональный доход»: кому и зачем нужен новый налоговый режим
С 2019 года в России в качестве эксперимента начал действовать новый налоговый режим «Налог на профессиональный доход». В Калининградской области новый режим начнет действовать с 1 июля 2022 года. Рассказываем, чем самозанятость отличается от ИП, зачем нужен новый режим и в чём его плюсы и минусы.
Кто такие самозанятые?
К самозанятым относятся те, кто работает сам на себя, у кого нет ни работодателя, ни наёмных работников. При этом максимальный доход лица не должен превышать 2,4 млн. рублей в год (200 тысяч рублей в месяц).
«На законодательном уровне отсутствует конкретный перечень непосредственно услуг, работ, которые могут стать объектами налогообложения в данном случае. Это значит, что на сегодняшний момент это касается и репетиторов, и кондитеров, и фотографов. Также отмечу, что это доходы от арендной деятельности или от оказания юридических услуг», — поясняет юрист регионального центра финансовой грамотности Ирина Ожиганова.
Как стать самозанятым?
«Предусмотрено максимально комфортное взаимодействие налогоплательщика и налоговых органов. Сдавать отчётность, как и использовать кассовую технику, не нужно. Практически вся деятельность и платежи осуществляются посредством мобильного приложения «Мой налог». Там же автоматически ведется учет доходов, формируются чеки. Работать можно без регистрации в качестве ИП, доход подтверждается справкой в приложении», — пояснил глава регионального минфина Виктор Порембский.
Зарегистрироваться можно на сайте ФНС, с помощью приложения «Мой налог», в банке или на портале госуслуг. Достаточно ввести свои паспортные данные и ИНН. Все дальнейшие расчёты также осуществляются с помощью приложения «Мой налог» — без дополнительных деклараций, отчётов и прочих документов. Там же можно оформить все необходимые справки о доходах для банков или оформления визы.
А что с налогами?
Налог на профессиональный доход или НПД составляет 4% (если вы работаете с физлицами) и 6% (если работаете с юрлицами).
Кроме того, самозанятым положен налоговый вычет до 10 тысяч рублей. Его расчёт происходит автоматически — ставка 4% уменьшается до 3%, ставка 6% уменьшается до 4%.
В целом, все расчёты происходят автоматически. От вас надо только формировать чеки по каждому поступлению. Сумму налога к уплате вы будете узнавать до 12 числа каждого месяца, заплатить его надо до 25 числа.
Кто не может стать самозанятым?
Не могут применять налог на профессиональную деятельность те, у кого есть работодатель или наёмные работники. Также существуют ограничения по виду деятельности.
Не все виды деятельности подходят под новый режим. Не могут считаться самозанятыми те, кто:
реализуют подакцизный товар;
получают доходы от добычи или продажи полезных ископаемых;
занимаются перепродажей чужих товаров или посреднической деятельностью;
ведут бизнес от имени другого лица или занимаются доставкой от другого лица с приёмом платежей;
имеют работодателя и/или наёмных работников.
По последнему надо уточнить, что если вы, например, работаете поваром, а в свободное время фотографируете свадьбы, вы имеете полное право зарегистрироваться в качестве самозанятого фотографа и платить налоги с этого дохода.
Как только лимит годового дохода в 2,4 млн рублей превышен, вы перестаёте считаться самозанятым и далее должны либо платить НДФЛ, либо (в случае ИП) переходить на другой режим.
Можно ли стать самозанятым, если у меня ИП?
Можно быть одновременно индивидуальным предпринимателем и самозанятым — одно другого не исключает. Но при этом, как уже говорилось, у вас не должно быть наёмных работников и вы должны отказаться от других налоговых режимов. То есть либо вы регистрируете новое ИП и сразу выбираете налог на профессиональный доход. Либо, если у вас уже есть ИП и вы работаете по другой схеме, вы можете её сменить.
Какие плюсы (и бонусы) у нового режима?
Главный плюс — это возможность легализовать свой доход, то есть стать «видимым» для государства и кредитных организаций. Это, в том числе, возможность получать кредиты, помощь от государства, размещать рекламу своей деятельности и пользоваться прочими плюсами официального заработка.
Повышение статуса в лице заказчиков. Крупные фирмы или госкомпании предпочитают обращаться к официалам, когда есть договор и все соответствующие документы. У «теневого» работника всё на честном слове, а это может быть опасно для заказчика. Если солиднее работаете, тогда и серьёзные клиенты потянутся за домашней выпечкой, тортиками или юридической консультацией.
Не стоит забывать, что платить налоги вообще должны все, так что если вы не оформили свою деятельность, то придётся платить НДФЛ, который составляет 13%. А это всё-таки больше 4-6% по НПД. Многие сейчас этого не делают (0% меньше и 4% и 13%), но усиление контроля со стороны налоговой — это скорее, вопрос времени, чем вероятности. Возможно, лучше легализовать свои доходы сейчас, чем отвечать за них потом.
О других плюсах мы говорили выше — максимально простая система регистрации и работы с системой, отсутствие обязательной кассы, а также освобождение от НДС для ИП, перешедших на новую систему.
Кроме того, при переходе на самозанятость вы освобождаетесь от уплаты взносов в страховые фонды.
В 2022 году самозанятые россияне могут получить налоговый капитал в размере 12 130 рублей (1 МРОТ) для уплаты налогов или погашения задолженности. Использовать его можно будет и в следующем году.
В конце мая Госдума приняла закон о распространении льгот для малого и среднего бизнеса на самозанятых граждан. Он даёт возможность самозанятым участвовать в программах, реализуемых с участием органов власти и местного самоуправления, АО «Корпорация «МСП» и получать кредитно-гарантийную, имущественную поддержку, участвовать в программах обучения и получать доступ к сервисам Портала Бизнес-навигатора МСП.
С более подробной информацией по вопросам поддержки можно ознакомиться в Центре поддержки предпринимательства Калининградской области по адресу: г. Калининград ул. Уральская,18, 4-й этаж, по телефону: +7 (4012) 994 588 и электронной почте info@mbkaliningrad.ru.
Среди региональных мер поддержки стоит отметить субсидию в 50 тысяч рублей на открытие своего дела. Получить её может гражданин, не имеющий работы и стоящий на учёте в Центре занятости. По словам регионального министра социальной политики Анжелики Майстер, сегодня уже одобрены 102 таких заявления, среди них есть и будущие самозанятые.
А минусы есть?
Минусы есть. Как уже говорилось, при переходе на специальный режим вы освобождаетесь от уплаты взносов в страховые фонды. В этом случае вы можете рассчитывать только на получение минимальной пенсии. Также вы не можете претендовать на оплату больничного листа, декретные и другие подобные выплаты. Если параллельно с самозанятостью у вас есть официальная работа, это всё вам не грозит. К тому же, никто не запрещает самостоятельно откладывать деньги на пенсию или делать отчисления в ПФР самостоятельно.
Также самозанятые не могут претендовать на имущественные вычеты, потому что они не платят НДФЛ.
Материал подготовлен в рамках программы регионального министерства финансов «Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области»
Налоги для работодателя — 2022: во сколько обходится сотрудник
Перед официальным открытием любого бизнеса будущему предпринимателю необходимо продумать, какие сотрудники ему потребуются и во сколько обойдется их содержание. В данной ситуации лучше воспользоваться калькулятором и просчитать все предстоящие расходы.
Любые организации или предприниматели, которые производят выплату заработной платы и иные вознаграждения физическим лицам, являются налоговыми агентами.
При выплате сотрудникам зарплаты налоговый агент обязан рассчитать сумму налога, удержать его и перечислить в бюджет. Согласно п. 4 ст. 226 НК РФ налог на доходы, то есть НДФЛ, удерживается из доходов работников при их фактической выплате. А вот в момент выплаты аванса этот налог не уплачивается.
Доходы физического лица для расчета налога на доходы могут выражаться в любом виде: в денежном, материальном и нематериальном.
Что нужно знать об НДФЛ
C 2022 года произошли некоторые изменения в уплате НДФЛ. И они коснутся тех компаний, в которых работают сотрудники с высокими зарплатами.
Ранее НДФЛ рассчитывался от фактических доходов сотрудников за месяц, «работала» единая ставка в размере 13 % для резидентов РФ. С 1 января 2022 года введена ставка НФДЛ стала прогрессивной. Это значит, что удерживаемая сумма будет зависеть от размера доходов (Федеральный закон от 23.11.2022 № 372-ФЗ).
Если размер годовой зарплаты превышает 5 млн руб., то на нее распространяется НДФЛ 15 %. При этом повышенная ставка применяется не на весь доход, а только на часть, которая выходит за рамки 5 млн руб.
Для нерезидентов РФ продолжает действовать НДФЛ в размере 30 %.
Уменьшение налога
Для уменьшения налога в Налоговом кодексе предусмотрены специальные вычеты:
- стандартный (применяется при наличии детей определенного возраста);
- социальный (применяется в случае предоставления документов на лечение или образование);
- имущественный (применяется при приобретении жилья).
Вышеуказанные вычеты оформляются в ИФНС или у работодателя. Вычет на детей предоставляется по заявлению работодателя с приложением необходимых документов.
В налоговую работодатель сдает отчеты 2-НФДЛ (ежегодно) и 6-НДФЛ (ежеквартально). Несмотря на то, что с 2022 года 2-НФДЛ отменяется, за 2022 год его придется сдать — до 1 марта. Правила заполнения формы описаны в Приказе ФНС РФ от 02.10.2018 N ММВ-7-11/566@.
О порядке заполнения формы 6-НДФЛ читайте в Приказе ФНС РФ от 14.10.2015 N ММВ-7-11/450@.
Взносы в фонды
Страховые агенты ежемесячно начисляют на ФОТ своих сотрудников взносы во внебюджетные фонды. Это обеспечивает застрахованным лицам права на получение пенсий, медобслуживания, пособия по временной нетрудоспособности, декретные.
Компании и предприниматели уплачивают взносы из собственных средств, не за счет средств работников.
Налоги с ФОТ сотрудников в 2022 году
НДФЛ по ставке 13 % уплачивают налогоплательщики-резиденты, у которых зарплата не превышает 5 млн руб. в год. НДФЛ по ставке 15 % рассчитывается с зарплат свыше 5 млн руб. Работники-нерезиденты уплачивают 30 % НДФЛ.
Страховые взносы во внебюджетные фонды начисляются и перечисляются по следующим тарифам, тарифы закреплены ст. 425 НК РФ:
- в Пенсионный фонд России (ПФР) — 22 %
- в Фонд социального страхования (ФСС) — 2,9 %
- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) — 5,1 %
- на страхование от несчастных случаев — от 0,2 до 8,5 % (ставка зависит от класса профессионального риска)
На работах с тяжелыми условиями труда, на подземных работах, в горячих цехах женщинам трактористкам-машинисткам, водителям локомотивных бригад (категории работников указаны в ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ) предусмотрены дополнительные тарифы страховых взносов (ст. 428 НК РФ).
Калькулятор страховых взносов
Для самостоятельного расчета взносов, в том числе за неполный год, воспользуйтесь бесплатным калькулятором взносов.
Обратите внимание на КБК по страховым взносам во внебюджетные фонды РФ на 2022 год.
Что изменилось в связи с действием прямых выплат
С 1 января 2022 года на прямые выплаты перешли оставшиеся регионы, и теперь работодатели избавлены от необходимости резервировать средства под выплаты и изымать их из оборота.
Работодатели назначает и выплачивает за счет собственных средств пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня, а за последующие дни нетрудоспособности «отвечает» региональное отделение ФСС, то есть выплачивает пособие за остальной период за счет средств бюджета фонда
Обязательные отчисления ИП в 2022 году
При любом режиме налогообложения ИП обязан производить систематические отчисления за самого себя. У ИП не бывает работодателя, ему не начисляется заработная плата, поэтому фиксированные платежи рассчитываются от доходов. Именно от величины полученного дохода зависит сумма взносов в фонды.
Еще в 2018 году страховую нагрузку ИП отвязали от величины МРОТ, после этого размер взносов стал фиксированным. В Федеральном законе от 15.10.2022 № 322-ФЗ указаны размеры страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и обязательное медицинское страхование (ОМС) вплоть до 2023 года.
По общему правилу ИП обязаны уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды:
- на собственное пенсионное и медицинское страхование;
- на социальное страхование работников, если они есть у предпринимателя.
Также ИП могут добровольно уплачивать страховые взносы на социальное страхование за себя, если хотят получать пособия из средств ФСС (например, пособие по беременности и родам, детские пособия, пособие по временной нетрудоспособности). Для этого нужно самостоятельно встать на учет в ФСС. О том, как это сделать, мы писали в статье «Больничный для ИП без работников».
Сумма страховых взносов, которую ИП нужно перечислить в ФСС, если он вступает с ним в добровольные правоотношения по социальному страхованию, в 2022 году составит 4 4516 руб.
Стоимость страхового года вычисляется по формуле: 12 792 (МРОТ) * 2,9 % (страховой тариф) * 12
Бухгалтерский и налоговый учет, расчеты по сотрудникам, отчетность в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат, валютный учет — все в одном сервисе.
В соответствии с п. 1 ст. 430 НК РФ страховые взносы на ОПС рассчитываются следующим образом:
- если доход ИП укладывается в пределы 300 000 руб., то фиксированный размер составляет 32 448 руб.;
- если доход ИП превышает 300 000 руб., то фиксированный размер составляет 32 448 руб. + 1 % от суммы дохода, превышающей лимит в 300 000 руб., но не более восьмикратного увеличения фиксированного платежа — 8 * 32 448 руб.
Предельный размер взносов на ОПС в 2022 году установлен на уровне 1 465 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 26.11.2022 № 1935).
Страховые взносы на ОМС для ИП в 2022 году составляют 8 426 руб.
Сколько нужно платить за одного сотрудника в месяц?
Изучив все налоги, давайте подсчитаем, сколько необходимо платить за одного сотрудника в месяц.
Если зарплата по трудовому договору составляет 20 000 руб. в месяц (до вычета налогов), то за год составит 240 000 руб.
Рассчитаем НДФЛ: 20 000 х 13 % = 2 600 руб.
На руки сотрудник получает 17 400 руб. (20 000 — 2 600).
Каждый месяц при неизменных условиях нужно будет платить взносы:
- на ОМС: 20 000 х 5,1 % = 1 020 руб.
- на ОПС: 20 000 х 22 % = 4 400 руб.
- на ОСС: 20 000 х 2,9 % = 580 руб.
- «на травматизм»: 20 000 х 0,2 % = 40 руб.
В общей сумме получается 6 040 руб. в месяц и 72 480 руб. в год.
Итого: расходы на одного сотрудника составят 26 040 руб. в месяц или 312 480 руб. в год.
Помимо зарплаты нужно также учитывать затраты работодателя на оборудование рабочего места каждого сотрудника. До недавнего времени считалось, что значительно экономят те, кто переводит сотрудников на удаленку. Однако Федеральный закон от 08.12.2022 № 407-ФЗ внес изменения в Трудовой кодекс и стало понятно, что удаленная работа накладывает на работодателей отдельные обязательства.
В частности, работодатель за свой счет обязан обеспечить работника, выполняющего свои трудовые функции из дома, оборудованием, которое ему нужно для полноценной работы, программно-техническими средствами, средствами защиты информации. Возможны варианты, когда работник использует свою технику, оборудование и программы, но тогда работодатель должен ему компенсировать затраты.
Опасная экономия
Многие предприниматели ищут различные возможности минимизации расходов на сотрудников. И на смену зарплатам в конвертах приходят новые варианты сокращения величины выплат с ФОТ. Но каждый из них несет определенные риски.
Заключение договоров ГПХ
Такой вариант минимизации расходов интересен работодателю тем, что отпадает необходимость предоставлять сотруднику гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом. Работодатель не обязан выплачивать пособия, он не тратится на создание условий труда. Единственное, что ему нужно от работника, — это результат работы.
Однако в большинстве случаев выплаты по договорам ГПХ все же облагаются страховыми взносами. При этом НДФЛ платится в любом случае, поскольку компания выступает в роли налогового агента при выплате доходов в пользу физлиц.
В п. 4 ст. 420 НК РФ указаны случаи, когда выплаты по договорам ГПХ не облагаются взносами. Речь идет о ситуациях, когда предмет договоров — переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права). Сюда же относятся договоры, связанные с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в пп. 1-12 п. 1 ст. 1225 ГК РФ, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, указанных в пп. 1-12 п. 1 ст. 1225 ГК РФ.
Суть риска состоит в том, что договоры ГПХ, фактически регулирующие трудовые отношения, могут быть переквалифицированы в трудовые (ст. 19.1 ТК РФ). Существует ряд признаков, на которые обращают внимание суды, признавая отношения трудовыми.
Следствие переквалификации договора — это начисление недоимки, штрафы, пени, ответственность за нарушение законодательства об охране труда и т.д.
Оформление сотрудников как ИП
Это еще один вариант минимизации расходов на сотрудников. Например, если взять ИП на УСН «доходы», то сумма выплаты фактической зарплаты составит 6 %, также нужно учитывать взносы на ОПС — 32 448 руб. и взносы на ОМС — 8 426 руб. Если доходы ИП превысят 300 000 руб. в год, то уплачивается плюс 1 % от суммы превышения.
С целью экономии работодатели даже компенсируют необходимые суммы в рамках 6 %, что для ИП тоже выгодно — по факту предприниматель получает полную сумму. При этом сотрудник-ИП лишается всех гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом.
Договор с ИП, так же как и в предыдущем случае, могут признать трудовым, если он содержит признаки того, что ИП по факту задействован в производственном процессе, ежедневно выполняет одни и те же обязанности наравне со штатными работниками, имеет рабочее место в офисе компании и пользуется ее оборудованием. Налоговая учитывает совокупность признаков и показания свидетелей. Если окажется, что компания действительно «спрятала» трудовые отношения в договорах с ИП, то последует доначисление налогов.
«Перевод» сотрудников в самозанятые
Об этой схеме стало известно сразу же, как только начал действовать налог на профессиональный доход, который позволил людям, работающим на себя, стать самозанятыми официально.
С 1 января 2022 года все без исключения регионы подключились к эксперименту с налогом на профессиональный доход. Те, кто зарегистрировался в качестве самозанятого, уплачивает налог в размере 4 % с дохода от сделок с физлицами и 6 % с дохода от сделок с ИП и юрлицами. Некоторые работодатели решили перевести часть сотрудников в плательщиков налога на профессиональный доход, то есть уволить их и переоформить с ними отношения, используя договоры ГПХ.
Работодатели поняли, что выгода от этого довольна большая: они перестают быть налоговыми агентами по НДФЛ в отношении работника, который стал самозанятым, и избавляются от обязанности уплачивать страховые взносы. Соответственно, никаких гарантий по Трудовому кодексу они тоже не обязаны соблюдать. Самозанятые сотрудники остаются без выходных пособий, оплачиваемого отпуска и пособий на случай временной нетрудоспособности.
Однако стоит учесть, что помимо явных признаков, которые могут свидетельствовать о реальном статусе «самозанятого» (например, ежедневное присутствие в офисе бывшего работника и использование им конкретного рабочего места), существуют еще положения самого закона о самозанятых. Они указывают на то, что работодатель может в рамках договора ГПХ сотрудничать с бывшим сотрудником, ставшим самозанятым, только при одном условии — если с момента увольнения этого сотрудника из компании прошло не менее двух лет.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Какую опасность несут в себе беспилотные автомобили
Уже в этом году в России начнется тестирование беспилотных автомобилей без инженера-испытателя в салоне, сообщил Минтранс. Правительство утвердило план поэтапного ввода таких транспортных средств в эксплуатацию на дорогах общего пользования.
Комплекс мероприятий предусматривает опытную коммерческую эксплуатацию высокоавтоматизированных транспортных средств в отдельных субъектах РФ. Реализация мероприятий позволит в период с 2022 по 2024 год создать необходимые правовые условия для внедрения ВАТС в транспортный комплекс. Обязательным условием является обеспечение безопасности участников дорожного движения и соблюдение установленных норм и правил, — говорится в сообщении ведомства.
Москва vs Россия
Реально беспилотные автомобили вовсе не диковинка: в США и Китае уже есть территории, где они катаются без водителя, правда, в тестовых зонах, но в абсолютно автономном режиме, отмечает лидер всероссийского движения автомобилистов «Синие ведерки» Петр Шкуматов. И эти транспортные средства подчиняются специальному регулированию, добавляет он.
В России ряд компаний (в частности, «Яндекс») тоже имеют опытно-конструкторские разработки таких машин, и для беспилотников уже наработан опыт, который позволяет им ездить по дорогам общего пользования без водителя. Так что в Москве (и, возможно, Санкт-Петербурге) полностью автономные беспилотники могут появиться довольно-таки быстро (даже в ближайшие месяцы), потому что для этого все готово — и автомобили, и вся инфраструктура, прогнозирует эксперт.
Но вот до других уголков России эти технологии доберутся еще очень нескоро. По одной простой причине: для этого необходимо, чтобы на беспилотные автомобили был соответствующий спрос.
На текущий момент они имеют смысл на высоконагруженных направлениях. Это означает, что, например, в Москве беспилотник высадил пассажира и тут же посадил другого. В этом случае его эксплуатация дает гораздо больше шансов на то, что он окупится и начнет приносить прибыль, нежели в какой-нибудь деревне, — пояснил эксперт «Ридусу».
Много нерешенных вопросов
Теоретически беспилотные машины на российских дорогах можно будет увидеть в перспективе ближайших трех-пяти лет. Или даже быстрее, но в виде единичных исключений. Для того чтобы эта техника действительно ездила, занималась перевозкой пассажиров или грузов, была органично вплетена в законодательство и в социум во всех смыслах, потребуется больше времени, считает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.
Пока с беспилотными автомобилями связано много нерешенных правовых, социальных и этических вопросов, напоминает он. Да и в целом, согласно женевской международной конвенции, до сих пор в машине должен находиться водитель, который отвечает за все, что с ней происходит. Россия участвует в этой конвенции и даже состоит в рабочей группе ООН, которая как раз занимается разработкой законодательства по беспилотникам.
Вот если завтра беспилотник кого-то задавит, кто будет за это отвечать? Компания, которая занимается их созданием, непосредственно человек, который выпустил эту машину на дорогу, разработчик программного обеспечения, страховая компания? И как мы оценим смерть человека? Пока на эти вопросы однозначного ответа нет, — указывает эксперт.
Россия, безусловно, отстает от общего прогресса в беспилотных технологиях, но насколько — трудно сказать, добавляет он. По его словам, помимо Москвы, такие авто пока ездят (со скоростью не больше 20-30 километров в час) только в наукограде Иннополис (возле Казани), где живет всего несколько сотен человек. И рассчитывать, что уже завтра или послезавтра по российским дорогам в большом количестве поедут беспилотники, все же вряд ли стоит. Хотя это не означает, что такого вообще никогда не будет.
Как дороги делить будем?
У беспилотников есть свои определенные технические возможности и ограничения, напоминает Максим Кадаков. Так, для них дорога с более или менее нормальной разметкой и дорога, заметенная снегом, — это две разные дороги. Точнее, вторая — уже не совсем дорога. И, в принципе, выпустить беспилотники на столичные магистрали действительно можно, но вопрос в том, не помешает ли это остальному движению?
Во-первых, искусственный интеллект очень часто перестраховывается, и в целом беспилотники передвигаются медленнее тех же столичных водителей. В некоторых местах заметно медленнее. Например, автопилот дольше тормозит перед пешеходными переходами и разгоняется.
Во-вторых, они иначе реагируют на нестандартные ситуации. Вот, допустим, встала неудачно посреди дороги какая-то машина — так, что ее не объехать. Что делают московские водители? Объезжают через «сплошную», потому что понимают, что в ближайшие полчаса эта машина не поедет. Что будет делать беспилотник? Видимо, стоять до бесконечности. И таких примеров может быть много.
Эти машины пока еще не все понимают. И очень легко беспилотники научить выполнять 95-98% стандартных функций, маневров и так далее. Но всегда остаются вот эти самые сложные 2-3%, особенно на наших дорогах с нашими странностями, с упавшими дорожными знаками, неработающими светофорами и другими катаклизмами, с которыми искусственному интеллекту пока очень тяжело справиться, — рассуждает эксперт.
Пока количество таких транспортных средств не будет превышать нескольких сотен, может быть, тысяч, особых помех остальному движению они не создадут, полагает Петр Шкуматов. Но вот когда подобных машин станет десяток тысяч, могут начаться такие необычные эффекты. Как именно это будет выглядеть, сейчас никто не сможет предсказать, но для улиц Москвы это не столь уж отдаленная перспектива — порядка пяти лет, считает эксперт.
Неизбежный минус
Первые кандидаты на массовую коммерческую эксплуатацию беспилотных автомобилей — службы такси. Собственно, «Яндекс» тому наглядный пример. Выгода здесь очевидна: беспилотник может ездить по городу почти 24 часа в сутки (без перерыва на обед и сон).
Возможно, будут оборудованы частично беспилотными технологиями автомобили каршеринга, допускает Петр Шкуматов. Например, человеку лень идти километр до ближайшей свободной машины, он нажимает на кнопку в приложении, и этот километр она сама к нему едет в беспилотном режиме, а потом уже водитель берет управление на себя.
Перспективны эти технологии и в магистральных грузоперевозках с отлаженными бизнес-процессами (там, где логистика строится по принципу «доедешь до ворот гаража, тебя встретят и проводят», внедрить беспилотники будет явно сложнее).
Все это порождает одну важную проблему: что делать с водителями, услуги которых станут не нужны? Сейчас в России на этой позиции работают почти семь миллионов человек, а всего в стране 72 миллиона рабочих мест. То есть примерно каждый десятый — водитель, рассказывает Максим Кадаков. И как кормить этих людей, если лет через 10-15 их вытеснят беспилотники?
Сегодня ответа на этот вопрос никто не знает, говорит Петр Шкуматов. Но научно-технический прогресс нельзя остановить, и рано или поздно мы все равно к этому придем, единодушно признают эксперты.
Основные плюсы и минусы беспилотных автомобилей
Беспилотные автомобили — уже далеко не недостижимые мечты технологов. Их разработкой начали заниматься давно, и вот-вот они ворвутся на дороги всего мира. Внедрение таких машин положительно скажется на жизни населения, выгодно это и для государств в плане экономики, снизится уровень ДТП и пробок. Но есть и свои минусы у “беспилотников”.
История
Над созданием беспилотных машин начали трудиться еще с 1980-х годов. Первые серьезные испытания были проведены военными специалистами в Германии, они опробовали микроавтобус, который был оснащен основанной на видеодатчиках роботизированной системой управления. Ему удалось набрать скорость 100 км в час, но все происходило на пустых улицах, отдаленных от реальных условий. И на самом деле это был не совсем беспилотный автомобиль, так как им удаленно управлял человек.
Следующими разработками серьезно начала заниматься компания Google. Она получила лицензию на испытание беспилотных автомобилей, но с условием присутствия человека, в случае опасной ситуации готового взять контроль над машиной в свои руки. Компания разработала способность прокладывать путь самостоятельно, ориентироваться на местности и реагировать на другие средства передвижения и людей. В 2012 году стало известно, что беспилотники Google прошли более 480 тыс. км без ДТП.
Плюсы
- Сокращение количества аварий. В большинстве случаев виновниками ДТП становятся водители, а не их транспортные средства. Они могут не справиться с управлением, отвлечься, быть уставшими, нарушить скоростной режим и так далее. Беспилотные машины не способны попасть в аварию по таким причинам, так как их движение управляется системой камер, умной электроникой, датчиками и сенсорами. На них не повлияет темнота, и принимать решения они способны гораздо быстрее человека. Беспилотники на расстоянии распознают объекты и заранее высчитывают траекторию движения.
- Меньше пробок. Известная проблема крупных городов — пробки и заторы, которые образуются по вине водителей, и лишь изредка из-за их средств передвижения. Беспилотники просто не способны ехать в третьем ряду на маленькой скорости, собирая за собой вереницу из более быстрых автомобилей. Так как будет меньше ДТП, количество пробок снизится автоматически.
- Нет проблем с парковкой. Парковка становится все большей проблемой в развитых городах. Беспилотники могут решить этот вопрос. Если для них не найдется свободного места, они просто продолжат колесить по городу в ожидании хозяина или новых пассажиров. Однако это поднимет уровень расхода топлива.
- Снижение затрат на транспортировку. За счет экономии топлива транспортировка грузов и пассажиров будет менее затратной. Также сроки доставки сократятся на более чем 2 раза. Например, обычному транспорту на перевоз груза требуется трое суток, потому что водителю необходим перерыв на сон, еду, отдых. Беспилотники доставят товар за 35 часов.
- Развитие дизайна. Автономные машины получат абсолютно новый вид, отличающийся от современных привычных автомобилей. Изменения коснутся как внешней стороны, так и внутренней. За счет отсутствия элементов рулевого управления уменьшится подкапотное пространство.
Минусы
- Цена. Факт высокой стоимости беспилотных машин совершенно очевиден, так как начиненная электроникой машина, способная перемещаться без водителя, не может иметь низкую цену. Позволят себе подобное далеко не все, и не каждый будет в восторге доверить свою жизнь бездушной самоходной железке, несмотря на ее высокий интеллект.
- Человеческий фактор. Да, беспилотному автомобилю не требуется водитель, но его разработкой занимаются все равно люди, способные допустить ошибку. Прошивка создается обычными программистами, детали выпускают работники заводов. По мере распространения таких машин их качество будет становиться хуже. Тем более программное обеспечение способны взломать хакеры, в итоге они смогут угнать автомобиль.
- Лишение работы. Большим минусом беспилотников является то, что их массовое внедрение лишит работы миллионы людей. Под угрозу, несомненно, попадают таксисты. Число безработных возрастет на 4 миллиона, если перевозки будут автоматизированной сферой деятельности. То же самое касается и грузового транспорта.
- Нет законодательной базы. При возможном ДТП с подобным транспортом определить, кто виноват с юридической точки зрения будет сложно из-за отсутствия законодательной базы по регулированию беспилотных машин. В настоящее время большинство стран запрещает использование такого средства передвижения, потому что работа над законами только началась.
- Риск увеличения вреда экологии. Всем известен вред выхлопных газов от обычных машин, а беспилотные при отсутствии парковочного места могут кружить по улицам очень длительное время. При этом топливо будет естественным образом попадать в воздух, загрязняя его вредными веществами больше, чем это происходит на данный момент. Есть беспилотные автомобили, работающие на топливных ячейках и электричестве, но и стоит такое удовольствие дороже.
- Нулевая приватность. Люди привыкли видеть в автомобиле свободу, они могут сесть за руль и отправиться куда душе угодно без отчета перед кем-либо. Беспилотники имеют неразрывную связь со службами, корректирующими их поведение на трассе и отслеживающими местонахождение. То есть чужой человек будет всегда знать, где находится владелец автомобиля.
Вывод
Беспилотные автомобили считаются транспортным средством будущего. Они имеют несомненные достоинства, ведь сокращается количество аварий на дорогах. От ДТП страдает множество людей: приходится тратить деньги на починку автомобиля, поправлять здоровье, а в самых тяжелых ситуациях дело заканчивается смертью. Беспилотники сводят вероятность их возникновения к минимуму. Люди могут не сразу принять новшество в своей жизни, и вряд ли такие машины полностью заменят обычные автомобили.
Если беспилотный автомобиль будет массово распространен, следует тщательно взвесить все плюсы и минусы перед его приобретением. Человеку, неспособному принять то, что он будет находиться под чужим контролем, лучше отказаться от покупки. А если же он хочет спокойно перемещаться по дороге и не зависеть от водителя, несомненно, им лучше обзавестись.
Почему беспилотные автомобили не нужны (и даже опасны) в России
Разбираемся, что мешает внедрению беспилотных автомобилей в нашей стране
Киношные терминаторы давно приучили нас к осознанию того факта, что одна машина может управлять другой машиной гораздо лучше человека. Да и упомянутые в этой саге времена давно наступили, однако автопилотов на улицах, в общем-то, не видать. Их постоянно где-то тестируют (Москва, Ленобласть, Татарстан и т.п.), но дальше занятных сюжетов для новостей дело явно не продвинулось. А почему?
Ожидаются похолодание и снег
Когда окружающая среда «понятна» роботам, то проблем у них, в общем-то, не возникает. Они уже давно спокойно считывают дорожные знаки, следят за разметкой, самостоятельно паркуются, соблюдают дистанцию, прокладывают маршрут, тормозят и т.п. А теперь вспомним реальную российскую ситуацию, при которой разметки не видать (грязь, снег, забыли нанести), светофор горит всеми огнями сразу, а во дворе никаких знаков вообще нет и не было. Или взять перекресток с «вафельной» разметкой, на которой запрещено останавливаться. Что-то подсказывает: робот, попавший там в пробку, не сможет оттуда уехать, пока пробка не рассосется. Шустрые хомо сапиенс постоянно будут влезать у него перед носом!
Висим?
У кого никогда не «зависал» компьютер? Таких, я думаю, просто нет. В условиях офиса проблема решается известными способами – от нецензурных выражений в адрес железяки до перезагрузки или вызова компетентного «гуру», который, в итоге, каким-то образом разруливает проблему. А теперь представим себе зависший комп, управляющий автомобилем – что будет с пассажирами? Необходимо многократное дублирование всех его систем, чтобы никакие спасительные комбинации типа Alt+Ctrl+Delete вообще не приходили в голову. А дублирование – это деньги. Наши с вами.
Я сам хочу рулить!
Известная картинка с автомобилем будущего изображает несущуюся по шоссе капсулу, в которой находится подобие кровати: человек просто спит. Но такая передвижная кровать нужна далеко не каждому. Личный автомобиль во все времена был эдаким символом свободы, способным по вашему зову покорять пространство. А в чем, извините, кайф от возможности спать посреди улиц или автобанов? Удовольствие от вождения уйдет в прошлое и будет вызывать недоумение у нового поколения: зачем это было нужно-то?
Впрочем, речь не только о личном транспорте. Очень может быть, что массовое нашествие беспилотников начнется с грузового транспорта, например – с караванов. Идет по какой-то заснеженной трассе караван из десятка фур: первой управляет хомо сапиенс, а остальные просто следуют за ним. Число дальнобойщиков сокращается на порядок. Только вот что скажут об этом сами дальнобойщики? Думаю, что они будут сильно недовольны.
Когда-то умел.
Сегодня беспилотный автомобиль, как правило, представляет собой самодвижущийся экипаж, в котором, на всякий случай, присутствует «универсальная защита» по имени человек. Но тут и начинается лукавство: так нужен человек или не нужен? Можно журнальчик полистать или надо все-таки на дорогу поглядывать? Есть и другая сторона медали: если, к примеру, большую часть времени ваш экипаж обходится без вашей помощи, то что при этом происходит с вашим водительским мастерством? И какой смысл уважаемому хомо сапиенсу в критический момент перехватывать управление у тупого робота, если он давно утратил былую сноровку?
Говорят, что пилоты на авиалайнерах иногда отключают автоматику именно для того, что освежить былые навыки. Вдруг понадобится, к примеру, приводниться в акватории Невы – робот точно испугается воды.
Кто виноват?
- Наконец, есть еще многогранная проблема времен Айзека Азимова с его законами роботехники. Грубо говоря, возникла нештатная ситуация: на дорогу выбежал обалдуй в капюшоне и смартфоне, справа автобусная остановка с кучей народа, а в машине три пассажира. Аварийное торможение уже не поможет – надо крутить баранку. А. в какую сторону?
- Решения до сих пор нет – тянутся бесконечные дискуссии. Договорились даже до каких-то «этических настроек», определяющих, кого в первую очередь надо спасать при аварии – столетнего пенсионера, обалдуя с айфоном, мамашу с коляской или себя самого? И, кстати, кого в итоге будут судить? Владельца машины, который вообще ей не управлял? Программиста? Автопроизводителя?
- Нет, с «человеческими» водителями всё выглядело как-то попроще.
Редакция рекомендует:
«Галогенки» Osram Night Breaker 200: как улучшить свет фар и ничего не нарушить
Как вернуть неокрашенному пластику кузова черный цвет?
Как победить коррозию? Эффективный способ для самостоятельного устранения ржавчины
Готов ли мир к беспилотным автомобилям?
Ex-редактор направления «Истории».
Согласно Intel, беспилотные автомобили добавят $7 трлн в мировую экономику и спасут сотни тысяч жизней в течение следующих десятилетий. Кроме того, они приведут всю автомобильную индустрию к банкротству, а многие таксисты и дальнобойщики потеряют работу.
Так готово ли общество к новым технологиям?
Что такое беспилотный автомобиль? Как он работает?
Беспилотный автомобиль – транспортное средство, оборудованное системой автоматического управления, которое может передвигаться без участия человека.
Система транспортного средства использует инфракрасные радары, LIDAR, датчики движения, камеры, GPS и сложные алгоритмы.
Машина считывает сигналы светофоров, дорожные знаки, разметку. Она даже анализирует велосипедистов, пешеходов и другие машины. Она ездит по правилам, придерживается скоростных ограничений и быстрее замечает препятствия.
Преимущества
Безопасность
Как только технология будет полностью разработана, сильно сократится число дорожно-транспортных происшествий, которые происходят из-за ошибки человека. По оценкам компании McKinsey & Company, повсеместное использование беспилотных автомобилей «на 90% сократит число аварий в США, предотвратит ежегодные убытки в размере $190 млрд и спасет тысячи жизней».
Благосостояние
Беспилотные автомобили могут уменьшить затраты на рабочую силу. Теперь путешественникам не надо сидеть за рулем, в дороге у них будет время отдохнуть или поработать. Пожилым людям или людям с ограниченными возможностями беспилотные автомобили предоставят большую мобильность. Отсутствие руля сделает салон более гибким.
Движение
К числу дополнительных преимуществ можно отнести более плавные поездки и отсутствие пробок.
Снижение расходов
Безопасное вождение сократит затраты на страхование транспортных средств. Отсутствие пробок и более плавное вождение (эффективный разгон и торможение) приведет к оптимизации расхода топлива.
Парковка
Обычные машины используются лишь 4-5% времени, оставшиеся 95-96% они стоят на парковке. Беспилотный автомобиль можно будет использовать регулярно, после выполнения одной поездки он может сразу же отправиться в другую. Это сильно сократит потребность в парковках.
Трансформация бизнеса
Компания Starship Technologies в 2016 году показала, как беспилотные технологии обладают потенциалом преобразовать бизнес. Их робот-доставщик пиццы может привозить еду из ресторана и оставлять ее под дверью, дорогу к дому клиента он ищет при помощи датчиков и камер.
Недостатки
Потеря рабочих мест в сфере перевозок
С ростом популярности беспилотных автомобилей многие таксисты и дальнобойщики потеряют работу. Сокращения также будут наблюдаться на заправках и в автосервисах. Пострадает также индустрия автомобильного страхования.
Проблемы с конфиденциальностью
Конфиденциальность тоже может стать проблемой, так как все будут обладать доступом к местоположению транспортного средства. Помимо этого существует риск взлома системы автомобиля. Многие также боятся террористических атак.
Задержанная реакция водителя
Как только беспилотные автомобили добьются полного доверия, водители будут обращать меньше внимания на дорогу. В случае необходимости вмешательства в критической ситуации их реакция будет более замедленной.
Этические и моральные соображения
Этические и моральные вопросы возникают в процессе программирования ПО, которое решает, как реагировать в случае неизбежного столкновения. Что выберет система – врезаться в автобус, в котором находятся десятки людей, или съехать с дороги и причинить вред пассажирам или прохожим.
Реакция на беспилотные автомобили
Безопасная организация движения зависит от взаимодействий между людьми. Сегодня восемь из десяти человек смотрят на водителя, прежде чем переходить дорогу. Но что произойдет, если за рулем больше не будет водителя?
Законодательство
В 1968 году 70 стран подписали Венскую конвенцию о дорожном движении, которая устанавливает принципы регулирования законов дорожного движения. Один из фундаментальных принципов заключается в том, что водитель полностью отвечает за поведение транспортного средства на дороге.
США и Китай – самые яркие примеры стран, не подписавших соглашение.
Фото: Consultancy.eu Насколько страны готовы к беспилотным автомобилям
Законодательство в США
В каждом штате свои законы для беспилотных автомобилей. За последние несколько лет 33 штата либо приняли законы для регулирования беспилотных автомобилей, либо издали исполнительные распоряжения, либо объявили инициативы по размещению беспилотных транспортных средств на общественных дорогах.
В июне 2011 года правительство штата Невада приняло закон, разрешающий использование беспилотных машин. Таким образом, Невада стала первым местом в мире, где беспилотные автомобили могут ездить по обычным дорогам.
В апреле 2012 года Флорида стала вторым штатом, где разрешено тестирование беспилотных автомобилей на дорогах, а Калифорния – третьим. В 2016 году их можно было встретить на улицах уже восьми штатов. Первая смертельная авария, в которой был задействован автопилот Tesla, подняла дискуссию о пересмотре установленных законов и стандартов.
19 февраля 2016 года в Калифорнии был представлен законопроект №2866, который позволял тестирование беспилотных автомобилей без водителя.
В декабре Автотранспортное управление Калифорнии запретило беспилотным автомобилям Uber ездить по улицам штата в связи с двумя строгими нарушениями. Uber немедленно переложил всю вину на «человеческую ошибку» и приостановил работу водителей.
Законодательство в Европе
Совет Европейского союза в Нидерландах одобрил тестирование беспилотных автомобилей на дорогах в 2015 году и обновил законопроект в 2017 году, согласно которому теперь были разрешены испытания без водителей.
В 2015 году правительство Швеции впервые рассмотрело вопрос о тестировании беспилотных автомобилей и пришло к выводу, что испытания можно проводить на шведских дорогах. В июле 2017 года оно подписало соответствующий закон.
В 2014 году правительство Франции объявило о намерении разрешить тестирование беспилотных автомобилей в 2015 году. На территории всей страны для испытаний было открыто 2000 км дорог.
Правительство Великобритании строит грандиозные планы на беспилотные транспортные средства. Оно хочет, чтобы страна была «на передовой линии» технологий, и верит, что индустрия в Великобритании в течение ближайших 17 лет достигнет £28 млрд.
В 2013 году правительство Великобритании разрешило тестирование беспилотных машин на общественных дорогах. Все беспилотные автомобили, проходящие испытания в Великобритании, классифицируются по-разному – в зависимости от степени автоматизации.
В 2018 году правительство страны объявило о желании пустить беспилотные автомобили в обиход к 2022 году.
Германия утвердила закон, который позволяет компаниям начать проведение испытаний беспилотных транспортных средств на общественных дорогах. Водителям разрешено убирать руки с руля и заниматься несложными задачами во время поездок – например, смотреть в телефон. Однако они должны быть готовы перенять контроль во время возможных чрезвычайных происшествий.
Законодательство в Азии
Китай серьезно намеревается конкурировать с другими странами в беспилотном сегменте. В декабре 2017 года Пекин стал первым китайским городом, где были разрешены испытания беспилотных автомобилей.
В июле 2015 года Транспортное управление Сингапура выделило 6 км дорог на тестирование новых автомобилей, спустя год эта дистанция увеличилась в два раза.
Готовы ли мы к новой технологии?
Правительство и гиганты индустрии продолжают изобретать технологии, которые могут усовершенствовать беспилотные автомобили. Но чтобы избежать общественных беспокойств, они должны немного сбавить темпы.
Автомобили без водителей – плюсы и минусы
Большая часть крупнейших мировых производителей автомобилей начали производить новейшие модели машин, которые имеют зависимость от водителя все меньше и меньше. В настоящее время уже существуют образцы, которые способны передвигаться без всякой помощи человека, и в ближайшем будущем такие средства транспорта уже никого удивлять не будут.
Время автомобилей-беспилотников наступит уже с началом новой декады, об этом утверждают много аналитиков и экспертов, и стремятся к этому большинство производителей — это Volvo, Mercedes, Honda, Nissan и Google, который не имеет отношения к строению автомобилей. Четырехколесные беспилотники, как и все в этом мире, имеют свои плюсы и минусы.
Давайте, выясним, какую пользу они могут дать:
1. Это возможность работы без человеческого фактора
В основном, во многих случаях виноватым в происшествии на дороге является именно водитель, а не его средство передвижения. Водитель может отвлечься, не сбросить скорость, неправильно справился с заносом и многое другое. А беспилотные автомобили не могут попасть в ДТП из-за вины водителя, потому как их езду на трассе контролируют множество систем — это датчики, сенсоры, камеры и умная электроника.
2. Это минимизация пробок
Пробки и заторы случаются также по вине автомобилистов, а не их средств передвижения, кроме тех случаев, в которых происходит поломка автомобиля на проезжей части. Сейчас избежать пробок помогает только магнитола с навигацией и пробками, предупреждая водителя заранее. А в будущем машины-беспилотники просто-напросто не смогут передвигаться в третьем ряду со скоростью 50 километров в час и собирать огромную вереницу автомобилей с более быстрыми скоростями. Еще фактор снижение числа аварий уменьшит и число заторов — это поврежденные автомобили, которые заняли одну либо сразу несколько полос для движения. Заторов будет меньше, и, следовательно, дороги будут свободнее.
3. Беспроблемная парковка
В довольно крупных городах припарковать машину с каждым днем становится все сложнее и сложнее, а беспилотные автомобили эту проблему могут откинуть. По прибытии в пункт назначения пассажир предоставляется возможность покинуть салон, а машина без водителя, если не найдет свободное место, может просто ездить по округе в целях ожидания возвращения хозяина либо появления места для парковки. Естественно, увеличивает расход бензина либо другого топлива, поэтому разработчикам этот нюанс беспилотников приходится продумывать и дорабатывать.
4. Революционное развитие дизайна автомобилей
Эти полностью независимые транспортные средства смогут приобрести абсолютно иной облик, как во внутренней, так и внешней стороне, ведь им не надо наличие тех приборов, которые требуются водителю, как например магнитола с навигацией и пробками, а еще плюсом будет уменьшение пространства под капотом благодаря отсутствию элементов для рулевого управления — потому как руль также больше не понадобится.
Перейдем к минусам беспилотных автомобилей:
1. Это их дороговизна
Понятно всем, что целиком и полностью напичканные машины электроникой, которые способны передвигаться самостоятельно без помощи водителя будут стоить в разы больше чем самые дорогие автомобили в мире. И конечно, не для всех такая роскошь будет позволительна, а многие, даже не захотят платить огромные за смутное удовольствие доверить собственную бесценную жизнь железному роботизированному автомобилю без души и чувств, насколько бы он не был интеллектуальным.
2. Человеческий фактор
Хотя, и беспилотные автомобили не требуют водителя, но всю электронику все так же изобретают люди, и ее прошивка выполняется обычными программистами. Естественно, в самом начале автомобильные гиганты начнут выпускать образцовые прошивки для того, чтобы привлечь покупателей, а потом по мере становления продукта массовым, его качество значительно снизится. Также огромная зависимость беспилотного автомобиля от обеспечения программами приносит ее риск большой зависимости от хакеров. Вполне реально, что полностью автономные машины могут подвергаться удаленному угону либо перепрограммированию.
3. Увеличение нагрузки на нашу экологию
Как мы уже упоминали, у автономных машин есть возможность самостоятельно парковаться либо колесить по ближайшим окрестностям в целях ожидания владельца. И выходит следующее: хозяин ушел на работу, и автомобиль работает как минимум 8 часов, сжигая топливо и деньги его хозяина, при этом также загрязняя природную среду. Да, есть беспилотники, которые будут в будущем передвигаться на электричестве либо топливных ячейках, а это значительно снижает показатели выбросов вредных веществ, но это топливо также необходимо оплачивать из своего кармана.
4. Отсутствие приватности
Обычный автомобиль дает полную свободу. Если вы владелец транспортного средства, то можно нажать на педаль и поехать куда необходимо, ни перед кем при этом не отчитываясь. А с беспилотными машинами дело обстоит иначе, здесь автомобиль соединен со службами, они корректируют поведение на дороге и, главная их цель — это отслеживание текущего места дислокации. Другими словами, можно объяснить так, что посторонний человек может всегда знать местонахождения авто, если он у вас беспилотный. Примером является корпорация Google, контролирующая машину из собственного парка беспилотников.