Все о маркировке стекол автомобиля
Дата публикации: 19 сентября 2018 .
Категория: Автотехника.
Вопрос смены ТС рано или поздно встает перед любым автомобилистом. Разумеется, все хотят пересесть в новый комфортабельный автомобиль только что из салона, однако такая финансовая возможность есть далеко не у каждого. Поэтому рынок б/у машин по-прежнему пользуется огромной популярностью.
Покупка авто бывшего в употреблении всегда связана с многочисленными проблемами. Каждый продавец пытается скрыть подробности «жизни» авто, особенно если ТС побывало в аварии. Разумеется, быстро раскрыть обман можно при полной диагностике, но, такая процедура не из дешевых, а оплачивается она чаще всего за счет покупателя. Однако совершенно не обязательно тратить деньги на такую процедуру, так как понять, что машина была в серьезной аварии можно и по ее стеклам. Если они разбились, то их гарантировано заменили. Но, восстановить заводскую маркировку невозможно. Поэтому зная расшифровку этих данных, можно без труда выявить обман.
Сегодня есть огромное количество производителей, которые занимаются изготовлением автостекол. Однако при производстве используется всего несколько видов материалов и разновидностей маркировок. Поэтому начнем разбираться по порядку.
Производитель
Изготовлением самых дорогих изделий, которые устанавливаются на автомобили класса «Премиум» занимаются фирмы Pilkington (Великобритания), Saint Gobain Sekurit (Франция), AGC (Япония) и Pittsburgh Plate Glass или сокращенно PPG (США). К самым известным производителям стекол для «Бизнес» класса можно отнести JAAN (Польша), Guardian (США) и Shatterprufe (ЮАР). Ну и наконец, за «Эконом» класс чаще всего отвечают фирмы XYG (Китай), China Southern Glass или сокращенно CSG (Китай), FYG (Китай), Starglass (Испания) и прочие.
Если взглянуть на две маркировки, приведенные в качестве примера, то отчетливо видно, что первый вариант был изготовлен компанией AGC, а второй – французской фирмой SGS. Иногда над товарным знаком дополнительно указывается логотип автопроизводителя (например, Volvo, Skoda и прочие).
Полезно! Если такой символ есть, то стекло является оригинальным. Когда логотип производителя авто отсутствует, это говорит о том, что изделие было произведено в Китае (то есть не оригинал).
Чуть ниже, как правило, располагаются буквенно-цифровые коды, которые говорят о соответствии данного изделия стандартам.
Стандарты
Существует два вида стандартов области применения конкретного стекла. Американский стандарт обозначается символами «DOT», «M» и «AS». Цифры после «DOT» обозначают сертификат производителя (конкретного завода), который подтверждает, что продукция полностью соответствует требованиям транспортного департамента США. Это означает, что по коду «ДОТ» можно установить совершенно точно, в какой стране произведено стекло и кем именно. Например, на маркировке ниже указано DOT473 и компания Pilkington. Если проверить код «473», то мы увидим, что продукция действительно принадлежит Guilin Pilkington, только произведена она в Китае.
Посмотреть все коды можно в файле ниже.
Идем дальше. Символом «М» и цифрами после него обозначают показатели цвета и толщины стекла.
Одним из самых важных американских стандартов можно назвать светопропускную способность материала (прозрачность). В зависимости от цифр, которые идут после «AS» существует всего три категории автомобильных стекол:
- AS1 – стекло можно использовать в качестве лобового, бокового и прочих. Это самые качественные изделия, которые отвечают всем стандартам по светопропускным способностям (не менее 75%) и искажению. Поэтому они также отвечают и ГОСТу РФ.
- AS2 – стекла этого типа можно устанавливать в любом месте, но только не в качестве лобового стекла. Такие изделия не проходили или не смогли пройти проверку на искажение, но светопропускные функции в норме.
- AS3 – можно использовать только для задних боковых стекол.
Также существует европейский стандарт качества, который можно легко определить по букве «Е» в круге. Также рядом с ним может находиться строчка, в которой указывается «43R» и несколько цифр. Это означает, что изделие отвечает стандарту ECE R43 Европейской омологации. Для того, чтобы уточнить определенную страну, выдавшей сертификат, достаточно запомнить значения их таблицы.
Полезно! На стекле может стоять сразу два кода, отвечающих одновременно за соответствие американским и европейским сертификатам. Это означает, что данное изделие было сертифицировано (но, не обязательно произведено) в ЕС для продажи в США или наоборот.
Также на маркировке можно встретить символ «ССС» в круге. Это говорит о том, стекла были изготовлены для Китайского рынка и отвечают стандартам качества этой страны. Если стекло было произведено для европейских потребителей, то помимо этого знака обязательно будет присутствовать и символ «Е».
Продолжаем изучать маркировку. Если снова взглянуть на картинку из примера, то можно заметить, что на ней также указываются разные надписи – Lamisafe и Tempered. Они расскажут, из какого материала было изготовлено изделие.
Применяемые материалы
Современные стекла используются по двум технологиям, каждая из которых обладает своими особенностями.
Многослойные стекла
Такие изделия чаще всего называют «триплексами» и ламинированными стеклами, так как в них может быть несколько слоев (обычно три), которые склеиваются между собой специальной пленкой в процессе нагревания. Из такого материала могут быть произведены как ветровые, так и боковые стекла и люки. На маркировке о многослойности стекла нам скажут слова Laminated или Lamisafe.
Такие изделия обладают массой преимуществ. Основные достоинства «триплексов»:
- Более стойко переносят удары.
- Если даже удар и произошел, то такое стекло не разлетится. На нем появится трещина, но «разрастаться» она не будет.
- Если в лобовое стекло даже на большой скорости попадет камень, то он застрянет в полимерной пленке и не дойдет до салона ТС. Таким образом, «триплекс» значительно безопаснее для водителя и пассажиров, сидящих в машине.
- Стекло этого типа настолько прочное, что злоумышленнику, решившему разбить его и попасть в салон, придется сильно попотеть.
- Благодаря своей многослойности этот материал намного лучше поглощает звуки. По тем же причинам «триплекс» дольше сохраняет тепло и отличается термо-устойчивостью.
Закаленное стекло
В этом случае речь идет о более дешевом аналоге, который принято назвать «сталинит». Он представляет собой стандартное стекло, которое прошло процесс закалки, путем нагревания при температурном режиме до 680 градусов. Благодаря тому, что после сильного нагрева материал охлаждается, происходит образование остаточного напряжения сжатия. Поэтому такие стекла считаются безопасными и устойчивыми к резким перепадам температур.
Это однослойные изделия, которые разбивается при ударе. Однако закаленное стекло распадается не на крупные осколки, а на мелкие гранулы с тупыми краями. Но, и это считается небезопасным для людей, находящихся в машине, поэтому чаще всего такие стекла используют в качестве боковых или задних.
На маркировке они отмечаются словами Therlite, Tempered, Toughened, Temperlit или ставится буква «Т». Также на ней часто можно найти несколько косых римских цифр, которые стоят с левой стороны, рядом с названием производителя и подтверждения прохождения сертификации.
Тип стекла
Косые (могут быть и ровными) палочки, как на картинке, расскажут об особенности стекла:
- I – говорит о том, что стекло уплотненное и изготовлено для использования в качестве лобового;
- II – стандартный многослойный материал (даже если на стекле не указано, что это «триплекс», можно ориентироваться по этому знаку, так как он говорит о материале изготовления);
- III – «триплекс» обработанный дополнительными материалами;
- IV – изделие изготовлено из пластика;
- V – стекло не может быть установлено в качестве ветрового, так как его светопропускная способность не доходит даже до 70%;
- VI – двухслойный материал, который применяется для всех стекол, кроме лобового.
Под всеми описанными символами находится информация о месяце и годе производства автомобиля.
Дата изготовления
Стандартного правила, согласно которому бы указывалась эта полезная информация, к сожалению, не существует. Однако есть три метода, которые используют заводы при указании даты и месяца производства изделия на маркировке:
- В первом случае указывается две цифры, разделенные косой палочкой или точкой. Тут все предельно просто. Первые два символа говорят о годе производства, а вторые – о месяце. Соответственно стекло на первом изображении появилось в январе 2005 года.
- Сложнее ситуация обстоит, если цифры составляет своего рода пирамидку и могут находиться друг от друга на разном расстоянии (вторая картинка). В этом случае символ, расположенный на самом верху говорит о годе производства. Соответственно это стекло было изготовлено либо в 2008, либо в 1998 году. Чтобы определиться точнее, можно найти информацию о годе начала производства конкретного поколения авто. Каждые 10 лет всегда происходит его смена, поэтому определить точный год не сложно. Цифры второго ряда «пирамидки» (их может быть несколько) складываются между собой. В нашем случае стоит просто 8. Она говорит о месяце производства стекла – август. Третья строчка отвечает за число месяца. Складываем цифры 20+1+8 и получаем 28. Значит, стекло было произведено 28 августа 2008 или, возможно, 1998 года.
- На третьем рисунке стоят точки и цифра 1. Она указывает на то, что стекло было произведено либо в 2001, либо в 1991 году. Если посчитать точки, то получается 3. Это означает, что месяц изготовления – март. Если бы точки стояли после цифры 1, то нужно было бы посчитать их и прибавить 6, тогда бы получился сентябрь.
С основными и наиболее распространенными символами маркировки разобрались. Но на стеклах часто встречаются и дополнительные непонятные символы.
Дополнительная маркировка
Иногда производители не указывают стандартные символы, которые говорят о качестве стекла, заменяя их изображениями (может быть указан и тот и другой вариант). Поэтому будет полезно узнать, что означают такие картинки.
Расшифровка будет следующей:
- 1 – говорит о том, что стекло обладает шумопоглощением;
- 2 – боковое стекло выполнено из «триплекса»;
- 3 – стекло оснащено встроенным подогревом;
- 4 – антибликовое покрытие, которое позволяет снизить отражение больше чем на 40%;
- 5 – «хомелеон» – помимо стандартной пленки при производстве использовался материал с содержанием серебра (благодаря этому удается рассеивать до 75% тепловой энергии);
- 6 – боковое стекло обладает более высокой прочностью;
- 7 – водоотталкивающий эффект;
- 8 – присутствует встроенная антенна;
- 9 – указывает на то, что стекло оснащено фильтром УФ-излучения (в солнечный день салон авто не будет превращаться в жаровню).
Также на стеклах нередко присутствует матовый номер (часто по краям от него стоят «звездочки»). Это специальная противоугонная маркировка в виде индивидуального VIN-номера, который должен соответствовать номеру кузова и мотора машины. Если такой знак есть и он отличается цифрами от двигателя, то, скорее всего, стекло «не родное».
Все о маркировке стекол автомобиля
Любая деталь, установленная на транспортное средство, имеет свой уникальный код. Относится это также ко всем светопрозрачным элементам. Набор символов, букв и цифр нужен для того, чтобы правильно подобрать деталь в случае необходимости. Однако есть еще несколько важных факторов, объясняющих, зачем нужна маркировка автостекол.
Маркировка о конструктивных особенностях стекла
Помимо основной информации, на стекло наносятся также данные в виде пиктограмм или надписей. Они свидетельствуют о конструктивных особенностях автомобильных стекол:
- Если нанесена картинка в виде уха или помечена надпись «Акустик», то стекло с шумопоглощающими свойствами. Иными словами, отличается повышенным КПД по шумовому поглощению. Как правило, такими стеклами оснащаются дизельные модели автомашин.
- Если написано Солар – стекло с теплоотражающими свойствами. Такой вариант имеет металлическое напыление, которое невооруженным глазом не заметное. За счет такого слоя отражается и рассеивается порядка 40 процентов теплоэнергии.
- Атермальное или «хамелеон-стекло» отмечается надписью IR. Данное стекло нередко отдает фиолетовым отливом, ведь между слоями добавлены ПЛВ бутиральная и серебряная пленки. Благодаря этому отражается и рассеивается до 70 процентов теплоэнергии. Понятно, что на обычные версии авто такие стекла ставить не будут. Они удел топовых комплектаций, да и то лишь некоторых немецких и французских машин.
Для чего нужна маркировка
С помощью маркировки на стёклах автомобиля производитель сообщает конечному потребителю всю необходимую информацию. Поэтому маркировку можно назвать способом передачи данных.
В основном маркировка заднего, бокового или лобового стёкол может понадобиться автолюбителю в 2 ситуациях.
- Покупка подержанного автомобиля. Проверка стёкол во многом даёт понять, какие детали были заменены и не обманывает ли продавец о факте отсутствия ДТП, аварий или каких-то серьёзных ремонтных работ в истории продаваемой машины.
- Приобретение запчастей. Если в результате ДТП или иной ситуации пострадали стёкла, требуется приобрести аналогичные новые.
Маркировка представлена в виде комбинации из букв, цифр, различных графических изображений.
Стандарты маркировок
Производители стекол для автомобилей используют, как правило, два типа маркировки:
- американский;
- европейский.
Американский тип маркировки должен быть изготовлен, согласно стандарта FMVSS 205. Все автостекла, как OE, которые поставляют на конвейер автозаводов, также и запчасти должны быть маркированы соответствующей информацией, которая подтверждает безопасность изделия. Есть маркировка в виде монограммы, которая известна, под названием «жук». Разные производители ставят разные маркировки, но независимо от этого они несут одинаковую информацию.
43R-00346 — Соответствие европейскому стандарту безопасности ECE R43 (Европейская омологация)
DOT-376 Сертификация производителя соответствует стандартам департамента транспорта США
Европейский тип маркировки. В Европе существуют стандарты безопасности, которые относятся к автомобильным стеклам, устанавливаемым на автомобилях, продаваемых на ее территории. Так как у них применяются законодательства различных стран, был разработан единый стандарт, принятый всеми странами – членами ЕС. Согласно стандарту, буква E должна находиться внутри монограммы. Некоторые компоненты автомобильных стекол, проданных и установленных в США, также содержат обозначения AS и европейскую маркировку.
А в России, как правило, согласно стандарта ГОСТ (5727-88) маркировка должна быть обозначены цифро-буквенным кодом, в котором зашифрована информация о типе изделия, виде стекла, толщине стекла и пленки, сорте изделия и технических условиях на конкретное изделие.
Применяемые материалы
Современные стекла используются по двум технологиям, каждая из которых обладает своими особенностями.
Многослойные стекла
Такие изделия чаще всего называют «триплексами» и ламинированными стеклами, так как в них может быть несколько слоев (обычно три), которые склеиваются между собой специальной пленкой в процессе нагревания. Из такого материала могут быть произведены как ветровые, так и боковые стекла и люки. На маркировке о многослойности стекла нам скажут слова Laminated или Lamisafe.
Такие изделия обладают массой преимуществ. Основные достоинства «триплексов»:
- Более стойко переносят удары.
- Если даже удар и произошел, то такое стекло не разлетится. На нем появится трещина, но «разрастаться» она не будет.
- Если в лобовое стекло даже на большой скорости попадет камень, то он застрянет в полимерной пленке и не дойдет до салона ТС. Таким образом, «триплекс» значительно безопаснее для водителя и пассажиров, сидящих в машине.
- Стекло этого типа настолько прочное, что злоумышленнику, решившему разбить его и попасть в салон, придется сильно попотеть.
- Благодаря своей многослойности этот материал намного лучше поглощает звуки. По тем же причинам «триплекс» дольше сохраняет тепло и отличается термо-устойчивостью.
Закаленное стекло
В этом случае речь идет о более дешевом аналоге, который принято назвать «сталинит». Он представляет собой стандартное стекло, которое прошло процесс закалки, путем нагревания при температурном режиме до 680 градусов. Благодаря тому, что после сильного нагрева материал охлаждается, происходит образование остаточного напряжения сжатия. Поэтому такие стекла считаются безопасными и устойчивыми к резким перепадам температур.
Это однослойные изделия, которые разбивается при ударе. Однако закаленное стекло распадается не на крупные осколки, а на мелкие гранулы с тупыми краями. Но, и это считается небезопасным для людей, находящихся в машине, поэтому чаще всего такие стекла используют в качестве боковых или задних.
На маркировке они отмечаются словами Therlite, Tempered, Toughened, Temperlit или ставится буква «Т». Также на ней часто можно найти несколько косых римских цифр, которые стоят с левой стороны, рядом с названием производителя и подтверждения прохождения сертификации.
Правило для всех
На основании специальной директивы 2001/92/CE 30 октября 2001 году странами, входящими в европейское сообщество, был принят порядок маркировки автостекол. Позже он автоматически стал обязательным для всех без исключения, не территории стран, в которых производятся стекла для авто. На основании этого документа на все прозрачные элементы, изготавливаемые для авто лицензированными предприятиями, наносится маркировка.
Автомобилестроительные компании не производят автостекла несмотря на то, что на них имеется фирменный знак, обозначающий марку авто и символ (название) производителя. Они заказывают их. В мире насчитывается большое количество заводов, изготавливающих прозрачные элементы, но только некоторые напрямую сотрудничают с производителями авто.
О чем говорит маркировка
Маркировка автостекол автомобилей означает следующее:
- В верхней части маркировки всегда помечается название фирмы-производителя. Например, Guardian или Бор.
- Вторая строка – обозначение ламинированности стекла (Laminated). Примечательно, что цифрой 1 отмечено бывает упрочненное лобовое стекло, 2 – обычное ламинированное, 3 – специальное, 4 – пластиковое.
- Третья строка содержит информацию о сертификации (согласно департамента транспорта США – DOT), внутренний код и соответствие ГОСТу по значению светопропускания. Как правило, расшифровка пропускания света отмечается AS1 или AS.
- Четвертая строка – информация о соответствии ЕСБ – евростандарту по безопасности. Отмечается цифровым значением и латинской буквой R.
- Последняя строка – информация о прозрачности стекла. Другими словами, это светопропускаемость. Если отмечено, например, 75 процентов min, то это говорит о том, что стекло пропускает не менее 75 %!света.
В боковой части маркировки указан бывает код страны латиницей «Е» и цифровым значением. Коды стран приведены ниже.
Таблица обозначений стран-производителей
О дате выпуска
Важнее уметь определять, а вернее расшифровывать, дату выпуска стекла. Как известно, единого обозначения года/месяца выпуска на стеклах не бывает, так как конкретный производитель ставит шифровку собственной задумки. Как правило, большая часть производителей отмечает месяцы точками, а годы – звездочками или цифрой.
Применяемые стандарты маркировок
Если говорить о маркировках автомобильных стёкол, то тут можно выделить 2 основных стандарта, которые используют производители автомобильного стекла. Это американский и европейский стандарт обозначения изделия.
- Американская маркировка. В этом случае продукция должна соответствовать стандарту FMVSS205. Стекло является деталью, которая обязательно должна быть промаркирована и содержать всю необходимую информацию, включая подтверждение качества и безопасности. Существуют метки в виде монограммы. Их часто называют жуками. У разных изготовителей свой способ идентификации, но все они содержат всегда одинаковый набор информации.
- Европейская маркировка. В европейских странах существуют свои стандарты безопасности, распространяющиеся на автостёкла и реализуемые на их территории. Учитывая наличие законов разных стран, для ЕС разработали общий единый стандарт, который утвердили все представители ассоциации. Их стандарт указывает на необходимость нанесения буквы E в монограмме. Некоторая продукция из Европы, которая продаётся и устанавливается в США, также может иметь европейскую маркировку.
В России есть свой стандарт. Это ГОСТ 572788. В этом случае маркировка представлена в виде цифробуквенного кода, в котором скрыта информация про тип, вид автостекла, его толщину, применяемую плёнку, сорт и пр.
Разобраться в особенностях расшифровки вовсе не сложно.
Расшифровка маркировки на стекле
Логотип или торговая марка говорит о том, кто производитель стекла или автомобиля. Нужно отметить, что необязательно указывать один логотип изготовителя, можно указывать просто компанию, которая является партнером производства стекол. Маркировка автомобильных стекол обозначается специальным способом и размещается в правом или левом, нижнем или верхнем углу. Для того, чтобы узнать что означает маркировка на лобовом стекле, нужно ознакомиться с нижеприведенной информацией.
Код европейской маркировки состоит из трех частей: буква Е и код страны внутри круга, номер директивы и номер расширения, а также тип стекла. Цифра внутри круга является кодом страны, которая разрешила применение стекла для установки на автомобиле.
- Товарный знак, наименование завода, фирмы-производителя. В нашем случае стекла изготовлены под марками Pilkington — транснационального концерна, одного из крупнейших производителей автомобильных стекол в мире и XYG — одного из крупнейших производителей автостекол в Азии.
- Обозначение расширенного типа автомобильного стекла. обозначаются наклонными римскими цифрами, которые означают:
- I – упрочненное ветровое стекло;
- II – ветровое обычное многослойное стекло;
- III — ветровое обработанное многослойное стекло;
- IV – стекло, которое изготавливают из пластика;
- V – другое (не ветровое) стекло, у которого коэффициент пропускания света ниже 70 %
- VI – двухслойное стекло с пропускным световым коэффициентом ниже 70 %!
- Код страны (Е), где автомобильное стекло прошло сертификацию.
- M – идентификатор номера материала, он указывает на свойства стекла и содержит такую информацию: толщину стекла, цвет, покрытие, характеристики креплений и стеклоцемента. Код M не стандартизирован, например компания Ford Motor Company использует буквы FM.
- Дата изготовления автомобильного стекла.
- Стекло прошло испытания на пропускание света и на проникновение. ASI — знак соответствия американскому стандарту, означает прозрачность, маркируется цифрами от 1 до 3, самое прозрачное автостекло имеет маркировку AS1.
AS — Американский Национальный Стандарт безопасности материалов для остекления автомобилей и автомобильного оборудования, который используют на магистралях.
- AS1 – размещают в любом месте на автомобиле. Стекло этого класса прошло тестирование в соответствии с ANSI Z26.1 на пропускание света и на проникновение. Исключение составляют солнцезащитные ветровые стекла, их обозначения на стеклах автомобиля наносят в верхних углах на ветровом стекле.
- AS2 — везде, кроме ветрового стекла. Эти стекла проходили тесты на пропускание света, но не на проникновение.
- AS3 – значение, которое запрещают размещать на автомобиле. Обозначение AS-3 применяются только к темным стеклам. Как правило, они не проходят тестирование на пропуск 70%!света и на проникновение. Этот вид стекол запрещают использовать в качестве ветровых и боковых стекол со стороны водителя, так как они не обеспечивают нужный обзор.
Дополнительные обозначения на лобовых стеклах:
Ламинированные боковые стекла обеспечивают безопасность
Расшифровка Кодов и Символов Маркировки Автостекол
Маркировка (омолагация) помогает определить производителя автостекла. Данные примеры помогут Вам понять и расшифровать все основные маркировки и значения символов и кодов на автостеклах вашего авто.
Расшифровка маркировки AGC Automotive
Автостекла AGC Automotive Replacement Glass проходят сертификацию соответствия согласно нормативам ЕС (европейский стандарт безопасности), в том числе ECE R43 (43-тьи Правила Европейской экономической Комиссии ООН). Символ сертификации или “знак E” подтверждает высокое качество стекла, а цифры рядом указывают страну, выдавшую разрешение: 1 – Германия, 2 – Франция, 3 – Италия, все цифры тут .
Каждая строка соответствуют маркировке=омологации для других рынков и стран. Все товарные позиции AGC, производимые под нижеследующими брендами, имеют свой уровень качества. Штамп может отличаться в зависимости от завода-изготовителя и характеристик конкретного стекла.
AGC AUTOMOTIVE – торговый знак AGC
- ‘‘ – стекло ветровое многослойное (ламинированное – триплекс)
- E6 43R – 008599 – знак официального утверждения по 43 Правилам ЕК ООН БОР – также торговый знак AGC
- WL – стекло ветровое многослойное (ламинированное – триплекс)
- T – стекло закаленное (Tempered)
- TINTED – теплопоглощающее (тонированное)
- AS1 M461 DOT 183 – соответствие американскому стандарту
- ANSI-Z26.1. E2 43R 000 887 – знаки официального утверждения по 43 Правилам ЕК ООН
- . . . . . 6 – дата изготовления (точки обозначают месяц, цифра – год изготовления) – февраль 2006 года разъяснения тут .
Маркировка – символы кода китайских стекол “Benson”
Компания Shenzhen Benson Automobile Glass (Шензень, Китай) крупнейший производитель автостекла для ВСЕХ марок автомобилей. Заводы Benson работают на современном оборудовании из Германии, Италии, Швейцарии и имеют сертификаты качества, как ISO/TS16949, ISO14001, GB9656, сертификат на продажу автостекол в РФ – значения символов кода (маркировка) на автостеклах “Benson” из Китая.
Качественная стекольная продукция фирмы “Benson” обладает амортизационными свойствами. Твердые и прочные автостекла проявляют мягкость при гашении ударов, защищая пассажиров и водителя автомобиля. Кроме ламинированных и закаленных стекол, компания выпускает всевозможные аксессуары для автомобилей.
Маркировка стекол “FY”, “Sekurit”, “Pilkington”, “XYG”
Китайская промышленная группа “Fuyao glass” осуществляет свою деятельность в двух направлениях: производство и поставка стекла на конвейеры автопроизводителей и поставка автостекла на вторичный рынок (FY владеет четырьмя заводами по производству стекол).
1. Товарныий знак производителя.
2. Тип автостекла:
Laminated – многослойное стекло
Tempered – закаленное стекло
3. Расширенный тип стекла:
- I – упрочненное ветровое стекло
- II – ветровое многослойное стекло
- III – ветровое обработанное многослойное стекло
- IV – стекло из пластика
- V – прочие (не ветровые) стекла с коэфф. пропускания света ниже 70%
- V-VI – двойное стекло с коэффициентом пропускания света ниже 70%, Отсутствие индекса – стекла с коэффициентом пропускания света не ниже 70%.
4. Код страны предоставившей официальное утверждение-сертификацию (но не изготовлено): 1-Германия, 2-Франция, 3-Италия, 4-Нидерланды, 5-Швеция, 6-Бельгия, 7-Венгрия, 8-Чехия, 9-Испания, 10- Югославия, 11-Англия, 12-Австрия, 13-Люксембург, 14-Швейцария, 16-Норвегия, 17-Финляндия, 18-Дания, 19- Румыния, 20-Польша, 21-Португалия, 22-Россия, 23-Греция, 24-Ирландия, 25-Хорватия, 26-Словения, 27-Словакия, 28-Беларусь, 29-Эстония, 31-Босния и Герцеговина, 32-Латвия, 37-Турция, 42-Европейское сообщество, 43-Япония.
Автомобильные стекла французского концерна Saint-Gobain под торговой маркой Sekurit:
5. Соответствие американским стандартам безопасности M, AS, DOT.
6. Соответствие европейскому стандарту безопасности ECE R43.
7. Число, месяц и год изготовления: цифра с точками обозначает год, сумма точек до цифры – месяц изготовления, сумма точек после цифры – месяц изготовления + 6.
В маркировке XINYI верхняя цифра – год (9=>2009), сумма цифр по центру – месяц (1+2+8=11 => ноябрь), десятичное число + сумма оставшихся цифр внизу – число месяца (10+1+2+4=17). 8. Соответствие китайскому стандарту безопасности CCC E000199/E000039.
Примеры Маркировки и Значений Кодов и Символов Автомобильных Стекл:
Расшифровка маркировки стекла БОР:
“БОР” — торговый знак Борского стекольного завода
- WL — стекло ветровое многослойное (ламинированное — триплекс).
- T — стекло закаленное.
- TINTED — атермальное светло-зеленое стекло с теплопоглощающими свойствами (тонированное).
- OVERTINTED — атермальное темно-зеленое стекло с усиленными теплопоглощающими свойствами (тонированное).
- AS1 M461 DOT 183 – соответствие американскому стандарту ANSI-Z26.1. Где М – код материала, а DOT – код завода-изготовителя.
- AS1 – качество оптической прозрачности стекла AS 1,2,3. AS 1 самое оптически чистое стекло.
- Е2 – омологировано и 001232 – номер омологационного сертификата.
- ARB (в ромбе) – знак для альянса Рено-Ниссан-Автоваз;
Точки внизу и цифра обозначает год выпуска (точки обозначают месяц, цифра — год изготовления). Оба стекла выпущены в 2014 году: л евое (после 4 одна *) в декабре 2014г., правое (после 4 две **) в ноябре.
Сумму точек находящихся слева от цифры мы отнимаем от 7, Если же точки находятся справа от числа, то к количеству точек мы плюсуем 6.
Год и месяц маркируется абсолютно одинаково для всех стекол автомобилей. Принцип маркировки даты всех стекол AGC одинаков: отличие – не все автопроизводители требуют маркировку номера производства в течение месяца (второй ряд точек, который без цифры).
Для понимания – если стоит цифра 0:
- . . . . . .(6)0 – январь(1) 2010 года.
- . . . . . (5)0 – февраль(2) 2010 года.
- . . . .(4)0 – март(3) 2010 года.
- . . . (3)0 – апрель(4) 2010 года.
- . . (2)0 – май(5) 2010 года.
- . (1)0 – июнь(6) 2010 года.
- 0 (1). – июль(7) 2010 года.
- 0 (2). . – август(8) 2010 года.
- 0 (3). . . – сентябрь(9) 2010 года.
- 0 (4). . . . – октябрь(10) 2010 года.
- 0 (5). . . . . – ноябрь(11) 2010 года.
- 0 (6). . . . . . – декабрь(12) 2010 года.
Карта водителя для тахографа – получение и предназначение
- GR.Cards
- Штрафы ГИБДД
- Партнеры
- Блог
- Справка
- Контакты
Для бесплатного использования тахографического онлайн-сервиса GR.Cards нужно пройти легкую регистрацию, нажав на кнопку ниже.
Если вы хотите сначала дочитать статью, закройте это всплывающее окно и возвращайтесь к регистрации попозже.
- Введение
- Что такое карта водителя для тахографа?
- Из чего складывается её рыночная стоимость?
- Как и где заказать карту водителя?
- Кто должен платить за её изготовление?
- Что водитель обязан делать с картой для тахографа?
Закон РФ и закон Евросоюза обязывают владельцев грузовых транспортных средств и автобусов оснащать свои транспортные средства тахографом. Это устройство фиксирует сколько времени водитель проводит за рулем, а сколько отдыхает. Данный закон создан во благо безопасности движения – чтобы водители не попадали в ДТП из-за переутомления.
Тахограф записывает на карту водителя информацию о том, сколько водитель был за рулем, а сколько отдыхал. Инспектор на дороге, в свою очередь, может попросить водителя показать (через распечатку с тахографа, или через считывание карты водителя) свою активность за последние несколько суток и выписать штраф, если водитель нарушил нормы труда и отдыха.
Нахождение за рулем без установленной в тахограф карты водителя приравнивается к езде без тахографа, а это является нарушением.
В России карты для тахографов бывают двух видов:
- Карты водителя для тахографа с блоком СКЗИ – предназначены только для работы на территории РФ.
- Карты водителя для тахографа созданного по правилам ЕСТР – предназначены для работы с тахографами, установленными для движения по странам ЕС.
На изображении выше вы можете увидеть чем отличаются эти карты друг от друга. Также вы можете найти эту информацию в статье Виды карт для тахографа и их отличия
Карта называется “картой водителя”, потому что является именной для того водителя, на которого она выпущена. Свою карту водитель ни в коем случае не должен передавать посторонним лицам, т.к. если другой водитель нарушит правила её использования или нормы труда и отдыха – штраф может быть выписан и на владельца карты.
Что значит СКЗИ. СКЗИ расшифровывается как средство криптографической защиты информации. Карта водителя для тахографа СКЗИ – это своего рода вид электронной подписи водителя. Вводя ПИН-код карты, водитель “ставит подпись”, что все дальнейшие действия, которые он совершает управляя автомобилем с тахографом, совершает именно он.
Более подробно о том, что такое СКЗИ мы рассказали в статье “Блок СКЗИ и электронная цифровая подпись”. Узнать о правилах и стоимости замены блока вы можете в статье “Замена СКЗИ в тахографе”.
Средняя рыночная цена на конец 2022 года, в зависимости от региона, колеблется в следующем диапазоне:
Для карт СКЗИ – от 3500 до 4000 рублейДля карт ЕСТР – от 3800 до 4500 рублей.
В стоимость карты заложены некоторые неочевидные расходы, поэтому давайте разберем стоимость более подробно:
- Цена изготовления карты на заводе. Здесь царит абсолютная монополия, поэтому цены регулируются тарифами завода, а не рыночной ситуацией. Ставка постоянно меняется, при этом для карт СКЗИ и карт ЕСТР эти ставки отличаются.
К базовой ставке добавляются обязательные расходы на заказ карты через оператора. То есть напрямую заказать карту водителя нельзя. Это необходимо делать через оператора, у которого есть специальное автоматизированное рабочее место АРМ. Это сделано с целью первичной обработки заявлений и приведения их в нужный вид, а также для создания сети пунктов выдачи карт, которые будут соответствовать требованиям ФСБ.
К озвученным выше расходам также добавляется стоимость заказа курьера от завода до пункта выдачи карты. Доставлять карты водителя никаким иным способом, кроме курьерской доставки нельзя. Поэтому, если вам обещают доставить карту в короткий срок – логично, что это может стоить дороже, потому что под вашу карту могут заказать отдельного курьера. Также логично, что чем дальше ваш регион от Москвы, тем дороже и дольше будет обходится доставка.
Оператор данных может предложить вам дополнительные услуги, например фото на карту водителя, заполнение заявления за вас, ускоренную доставку, расширенную гарантию или даже считывание данных с карты водителя. Эти услуги не являются обязательными или тарифицируемыми, поэтому цена на них устанавливается оператором.
Помимо вышеперечисленного оператор также добавляет свою рыночную наценку на изготовление карты водителя, так как имеет право выставить свободную рыночную цену на карту водителя. Но помните, что самая дешевая цена на карту водителя может повлечь за собой долгую доставку или ошибки в персональных данных на самой карте водителя, а это приведет к гораздо большим потерям, нежели скидка в несколько сотен рублей при покупке. Поэтому выбирайте с умом!
Карту водителя можно заказать у “оператора”, коим всегда выступает практически любая тахографическая мастерская на территории РФ. Полный список можно посмотреть на сайте “Росавтотранспорта”: https://rosavtotransport.ru/ru/activities/tachograph-control-ru/workshops/
Для заказа карты вам будет необходимо лично прийти в офис оператора данных, удостоверить свою личность и подписать заявление на выпуск карты. Из-за того, что карта именная, требуется частичная или полная предоплата данного товара. По этой же причине карта водителя обмену или возврату не подлежит.
Этот вопрос в законодательстве четко не урегулирован до сих пор. Формально, поскольку карта водителя является составной частью тахографа, а обязанность оснастить тахографами лежит на плечах владельца транспортных средств – именно владельцы транспортных средств обязаны приобрести и карту водителя.
С другой стороны – карта водителя является именной и никто кроме этого водителя ей пользоваться не имеет права. При смене работы водитель может продолжить использовать карту водителя.
Мы рекомендуем следующее – выпустить карту должен работодатель, но при увольнении водителю стоит возместить остаточную стоимость карты водителя т.к. он может продолжить ей пользоваться на другом предприятии.
Более подробно этот и другие вопросы по картам водителя мы разобрали в статьях:
Кроме того, что водитель транспортного средства оснащенного тахографом, обязан иметь карту водителя, есть еще некоторые правила её эксплуатации, также обязательные для исполнения:
- Водитель должен беречь карту от механических повреждений и электромагнитного воздействия на протяжении всего срока службы карты.
Водитель должен хранить конверт от карты в недоступной для посторонних месте. Так как в этом конверте содержится специальный код, который позволит разблокировать карту, в случае её блокировки (например при неправильно введенном pin-коде). Если карта все-таки заблокировалась – у нас есть инструкция как как самостоятельно разблокировать карту водителя.
Водитель должен каждый раз перед началом движения транспортного средства устанавливать карту в тахограф (Приказ №440 приложение 3 пункт 11.1).
Водитель должен каждый раз в конце рабочего дня вынимать карту из тахографа (Приказ 440 приложение 3 пункт 11.3).
Водитель должен считывать данные с карты не реже, чем раз в 28 дней. Для считывания этих данных вы можете воспользоваться нашей бесплатной программой для считывания данных с тахографа – скачать. Более подробно весь алгоритм изложен в статье: “название статьи”.
За месяц до конца срока годности карты водителя, а лучше еще раньше, водитель должен заказать новую карту для тахографа. В противном случае можно оказаться в ситуации, когда старая карта уже не действует, а новая ещё не готова.
Личная карточка водителя – образец на 2022 год
- Формы карточек водителя
- Основное предназначение личной карточки водителя
- Порядок ведения документа
- Где скачать бланк личной карточки водителя
- Итоги
Формы карточек водителя
Существует 3 разновидности личных карточек водителя, которые выполняют разные функции. Это личные карточки водителя:
- для тахографа;
- получения прав;
- ведения учета сведений о сотруднике-водителе с целью обеспечения безопасности дорожного движения.
Пластиковая карточка для тахографа оформляется для всех водителей транспортных средств, которые могут перевозить более 8 пассажиров, грузовых автомобилей, спецтехники. На таких цифровых картах хранится вся информация о времени работы и отдыха водителей. Право на выгрузку информации с карты, которая проводится регулярно, имеет как ее обладатель, так и контролер, служащий в компании по перевозке пассажиров.
Что делать с картой водителя для тахографа при увольнении? Ответ на этот вопрос есть к КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
Карточка водителя, оформляемая в период обучения вождению и служащая основанием для выдачи прав, на сегодняшний день уже не используется. Это связано с тем, что вся необходимая информация о прохождении обучения теперь заносится в электронную базу.
И третья разновидность личной карточки водителя как раз и является основной используемой сегодня на транспортных предприятиях. Именно об этой карточке пойдет речь ниже.
Основное предназначение личной карточки водителя
Все субъекты транспортной деятельности должны соблюдать основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения. С этой целью в соответствии со ст. 20 закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ они обязаны заботиться о правильной организации работы водителей.
Для предупреждения возникновения ДТП работодатели — субъекты транспортной деятельности должны вести учет всех необходимых сведений о своих работниках-водителях. Для этой цели на каждого сотрудника, управляющего в рабочее время автотранспортом, заводится личная карточка водителя.
В этой карточке отображаются сведения:
- о квалификации;
- общем стаже вождения данной категории транспорта;
- сроке работы у работодателя;
- сроке вождения вверенного транспортного средства;
- прохождении медицинского освидетельствования на опьянение;
- наличии административных нарушений в сфере дорожного движения и выполнения трудовой дисциплины;
- соблюдении режима сна и отдыха перед ДТП;
- участии в ДТП;
- соблюдении условий стажировки;
- наличии взысканий на протяжении последнего года;
- перерывах в выполнении своих обязанностей водителя.
О порядке проведения медосмотра при приеме на работу вы сможете прочитать в нашей статье «Медицинский осмотр при приеме на работу (нюансы)».
Порядок ведения документа
На сегодняшний день не утвержден единый унифицированный бланк личной карточки водителя, поэтому для занесения всех необходимых сведений о водителе автопредприятия используют самостоятельно разработанные формы. Чаще всего за шаблон принимается унифицированная форма Т-2, утвержденная постановлением Госкомитета статистики от 05.01.2004 № 1.
По этой форме ведется обычная личная карточка работника, в которой указываются сведения о трудовом стаже, квалификации и прочая информация. Для внесения специфической информации, касающейся только деятельности водителя, указанная выше унифицированная форма редактируется путем добавления необходимых таблиц и граф.
Личную карточку заполняет кадровик. Отметки в ней делаются на основании приказов и иных локальных актов компании. Также в документ заносятся сведения из предоставленных водителем документов о его квалификации по вождению определенного вида транспорта, допусках и общем стаже. С учетом специфики деятельности водителя в качестве источников информации используются также и прочие документы.
Где скачать бланк личной карточки водителя
В связи с тем, что данную форму документа необходимо разрабатывать самостоятельно, встает вопрос о том, где скачать универсальный бланк личной карточки водителя. Образец заполнения вы сможете скачать на нашем сайте.
Если вы хотите узнать, как составляется характеристика на водителя, вам стоит ознакомиться с нашей статьей «Характеристика на водителя с места работы – образец».
Итоги
Личная карточка водителя нужна для внесения информации, связанной со сферой профессиональной деятельности такого сотрудника. В этом регистре собираются все необходимые сведения, анализ которых поможет руководителю транспортного предприятия контролировать деятельность сотрудника с целью обеспечения безопасности дорожного движения.
Об оформлении документов, связанных с охраной труда водителей, читайте в статьях:
Как получить карту водителя для тахографа
Карта водителя для тахографа — это пластиковая карточка со встроенным микрочипом, которая контролирует работу человека, находящегося за рулем автотранспортного средства.
Что такое тахограф и зачем его необходимо устанавливать
Владельцы коммерческого автотранспорта, занимающиеся грузовыми и пассажирскими перевозками, в обязательном порядке должны оснастить каждый автомобиль тахографом. Приказ Минтранса России №440 от 28.10.2022 указывает, что устройство необходимо установить на:
- пассажирском транспорте, эксплуатируемом юрлицами и ИП, в котором число мест, помимо водительского, больше 8;
- грузовом транспорте грузоподъемностью более 3,5 тонн;
- автобусах, эксплуатируемых физическими лицами;
- пассажирском транспорте, осуществляющем регулярные перевозки пассажиров.
В приказе есть и длинный перечень исключений (не обязаны устанавливать прибор, например, троллейбусы, автокраны, машины скорой помощи и другие специализированные транспортные средства).
Тахограф (или самописец) представляет собой устройство, которое устанавливается в салоне автотранспортного средства и фиксирует такие показатели движения, как скорость, пройденное расстояние, время движения автомобиля в автоматическом режиме, пробег, время, которое водитель тратит на труд и на отдых. Эти приборы помогают проанализировать качество работы шофера и разрешить спорные ситуации, которые возникают в случае дорожно-транспортного происшествия.
В соответствии с приказом Минтранса РФ №440 от 28.10.2022 в России ТС оснащаются тахографами с блоком СКЗИ (программа криптографической защиты данных), для международных маршрутов используются ЕСТР (а водители используют карточки СКЗИ И ЕСТР). В законах и подзаконных актах нет определения, что такое карта водителя СКЗИ, понять это можно из названия, рекомендованный образец внешнего вида утвержден вышеуказанным приказом. Это пластиковый прямоугольник с микрочипом, вставляемый в тахограф для идентификации водителя перед каждым использованием ТС. Без карты самописец не эксплуатируется.
Кто устанавливает тахограф и обеспечивает водителей карточками
Такая обязанность лежит на работодателе — юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, осуществляющем грузовые и пассажирские перевозки с использованием транспортных средств, перечисленных выше. Он покупает оборудование, включающее и пластиковые свидетельства, за собственный счет и устанавливает его в соответствии со ст. 20 ФЗ-196 от 10.12.1995.
При желании работник вправе получить свидетельство самостоятельно; как получить карту водителя для тахографа частному лицу или организации, установлено в законодательстве, порядок дополнительно уточнен и на официальном сайте Минтранса.
Если трудоустроен работник, у которого такое пластиковое свидетельство уже есть, проходить процедуру заново не нужно. Карта является персонализированной, и в случае увольнения сотрудника работодатель, даже если потратил средства на оформление документа, не вправе отобрать ее у работника. Порядок взаимодействия в этом случае регулируется в контракте или коллективном договоре.
Алгоритм действий, как получить карту СКЗИ самостоятельно, установлен в новом Приказе Минтранса РФ №440 от 28.10.2022 (действует с 01.01.2022 по 01.01.2027). Для этого обращаются в организацию, изготавливающую и выдающую пластик (перечень опубликован на сайте ФБУ «Росавтотранс»), с заявлением и пакетом документов. Занимаются приемом заявлений и многофункциональные центры (МФЦ).
Чтобы узнать, где получить карту тахографа для водителя на международных перевозках (ЕСТР), обращаются к порядку выдачи, утвержденному Приказом Минтранса РФ №435 от 23.10.2020. В этом документе установлена одна организация — ФБУ «Росавтотранс».
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как получить карту водителя для тахографа. Используйте эти инструкции бесплатно.
Что такое карточка водителя
Водители, работающие в транспортных компаниях, сталкиваясь с необходимостью взаимодействовать с этим прибором, нередко не знают, для чего нужна карта тахографа и что это. Определенным категориям автоработников ее необходимо оформлять и получать в обязательном порядке (в зависимости от того, на каких ТС они работают).
Карточка водителя для тахографа обеспечивает идентификацию и аутентификацию с применением шифровальных средств. Она содержит в себе полную информацию о манере вождения, соблюдении норм трудового распорядка, скоростном режиме, соблюдаемом шофером, и времени, которое он потратил на поездку.
Информация с карточки является неоспоримым доказательством в суде, так как является персональной. В соответствии с «Требованиями к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства», утвержденными Приказом Минтранса РФ №440 от 28.10.2020, срок ее эксплуатации составляет три года, после чего она подлежит замене. Получить новую необходимо и тогда, когда действующая утеряна или украдена, пластик поврежден, появился дефект и она работает со сбоями, либо изменились персональные данные владельца. В случае увольнения с места работы тахокарту возвращают в бюро по выдаче.
Кому нужна карта водителя для тахографа
Не все водители автотранспорта вправе получить подобный пластиковый идентификатор личности. Он выдается, если водитель:
- имеет удостоверение на право вождения транспортного средства категорий «С», «D», «E»;
- проживает на территории Российской Федерации не менее 185 дней в году;
- старше 18 лет — для грузового транспорта весом менее 7,5 тонн, и старше 21 года — для пассажирского транспорта. Для пассажироперевозчиков необходимо иметь стаж работы не менее года.
Какие бывают водительские карты для тахографа
Пластиковые свидетельства различаются в зависимости от устройства, которым оборудовано транспортное средство. Если в салоне автомобиля установлен прибор, отвечающий требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажа во время международных перевозок, то выдается карточка водителя ЕСТР, то есть европейского образца. А если тахограф оборудован блоком, соответствующим нормам Технического регламента «О безопасности колесных ТС», то шофер получает тахокарту СКЗИ, то есть российский пластик.
Кроме того, существует несколько разновидностей карточек:
- водителя — дает доступ к прибору и позволяет работать с ним в рабочем режиме;
- предприятия — она предоставляет полный доступ ко всем необходимым данным;
- контролера — используется, когда устройство функционирует в режиме «Контроль»;
- мастерской — предназначается для калибровки, монтажа и наладки прибора.
Чем отличаются тахографы СКЗИ и ЕСТР
Для осуществления международных перевозок необходимо оформлять карту водителя для тахографа европейского образца ЕСТР, а при движении автотранспортного средства в пределах Российской Федерации — тахокарту СКЗИ. Выполняя по своей сути одинаковые функции, тахографы предполагают различные методы шифрования данных. Помимо этого, они имеют ряд существенных отличий:
- Чтобы воспользоваться картой СКЗИ, необходимо ввести пин-код, что не предусмотрено тахокартой ЕСТР.
- Карты имеют различные нанесенные на них водяные знаки и шрифты. На тахокарте ЕСТР текст напечатан на двух языках: русском и английском, а на картах СКЗИ — только на русском языке.
- Серийный номер карты ЕСТР начинается с латинских букв RUD, а СКЗИ — с нулей.
- Различна и цена, которую необходимо заплатить за оформление пластика. Затраты на тахокарту СКЗИ меньше.
- Перечень документов, необходимых для их оформления, во многом схож. Чтобы оформить пластик российского образца, дополнительно необходимо предоставить ИНН и официальное письмо-ходатайство от работодателя.
Где и как оформить карту водителя
Должностные лица, на которых возложена обязанность оснастить транспорт нужным оборудованием, нередко задаются вопросом: где сделать карту водителя для тахографа и что для этого нужно. Способов три:
- В офисе сервисного центра или лицензированной организации. С их перечнем знакомятся на сайте ФБУ Агентства автомобильного транспорта «РОСАВТОТРАНС».
- Заказать карту онлайн. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте аккредитованной организации, заполнить форму заявки и загрузить отсканированные копии документов.
- Обратиться с документами в ближайший МФЦ, расположенный в микрорайоне по месту жительства.
Какие документы необходимы для оформления тахокарты
Для оформления потребуется пакет документов, конкретно, какие документы нужны для оформления карты водителя для тахографа:
- заявление работника о выдаче;
- копия паспорта водителя и руководителя;
- копия водительского удостоверения;
- черно-белая фотография 3×4 см;
- копия СНИЛС;
- ОГРН работодателя (для СКЗИ).
Образец заявления
На обороте приклеивается фото работника, дается образец его подписи, отдельно заполняется согласие на обработку персональных данных.
Какова стоимость оформления водительских карточек
Вопрос, сколько стоит карта водителя для тахографа, уточняется у изготовителя или в МФЦ.
В среднем стоимость пластика ЕСТР колеблется в диапазоне от 3000 до 5000 рублей. Изготовление тахокарты СКЗИ обойдется несколько дешевле — в пределах 3000–4000 рублей. Как показывает практика, сервисные центры и лицензированные организации требуют полной предоплаты. В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ , расходы на изготовление тахокарт несут работодатели.
Срок изготовления тахокарты
Изготовление пластика занимает от 10 до 25 рабочих дней со дня приема заявления и полной оплаты.
Штрафные санкции, предусмотренные в 2022 году
Отсутствие в салоне грузовой машины тахографа, в соответствии со статьей 11.23 КоАП РФ, расценивается как административное правонарушение, которое влечет за собой штрафные санкции на всех лиц, причастных к перевозке. Для водителей предполагается штраф в размере от 3000 до 5000 рублей; за выпуск на линию, для сотрудников автотранспортного предприятия, которые выпустили машину в рейс, предусмотрен штраф в размере — от 7000 до 10 000 рублей, для ИП — от 15 000 до 25 000 рублей, а для юридических лиц — от 20 000 до 50 000 рублей. Санкции накладываются и за отсутствие тахографической документации, и за неправильную эксплуатацию устройства.
Во избежание штрафов компании-перевозчику следует в обязательном порядке установить в грузовом и пассажирском автотранспорте тахограф, где хранится карточка водителя.
В документообороте предприятия для внутреннего учета и контроля оборудования может использоваться ведомость выдачи.
5 способов оформления карт МАП. Купить или сделать самому? 09:05, 21 апреля 2022 Версия для печати
От многих перевозчиков поступают вопросы о применимости карт МАП и тахографов ЕСТР внутри страны. Ответы содержатся в российском законодательстве.
Информационный материал подготовлен юридическим отделом компании “Эксперт МАП”.
Сайт: https://kartochka-map.ru
Интернет заполнен различными компаниями, которые предлагают помощь в получении карт МАП, но сколько предложений, столько и различных решений. Некоторые организации предлагают услуги, заведомо зная, что потраченные Вами деньги будут выброшены на воздух. В данной статье изложена вся правда об этой отрасли и расставлены акценты, на которые следует обратить внимание будущим международникам.
“Европейцы” решили стать международниками: это же выгодно!
Действительно, это так.
Карта МАП имеет прямое предназначение – допуск автотранспортного средства к международным грузовым и пассажирским перевозкам, но важной особенностью этого документа является возможность использования аналогового контрольного устройства или электронного тахографа ЕСТР на дорогах нашей страны. Если Вы используете карточку на своем автотранспорте, то нет необходимости в замене штатного тахографа на устройство с НКМ. Об этом сообщается в Приложении №2 пр. Минтранса №36 от 13 февраля 2013 года.
Выгоды, которые Вы получаете от владения картой МАП:
1.1. Отсутствует необходимость в замене тахографа на отечественный со средством криптографической защиты информации. Вы можете использовать штатный аналоговый или цифровой европейский тахограф;
1.2. Стоимость владения европейским тахографом значительно дешевле. Отсутствует необходимость в периодической замене блока СКЗИ. Надежность штатного европейского тахографа на порядок выше российского устройства;
1.3. Отсутствие штрафов за режим труда и отдыха при владении аналоговым тахографом, т.к. у инспектирующих органов отсутствует специализированное оборудование, программы и база знаний для считывания шайб и анализа полученных данных;
1.4. Отсутствие штрафов за использование неисправного тахографа, который вышел из строя в рейсе.
2.1. Возможность оформления допуска к МАП дистанционно. Меньше встреч, нулевой риск заболеваемости, больше свободного времени;
2.2. Нет необходимости обучаться новому, водители работают с привычными контрольными устройствами.
3.1. Возможность осуществлять заграничные автомобильные перевозки;
3.2. Участие в тех конкурсах, которые раньше были недоступны;
3.3. Возможность повидать мир.
5 способов оформления допуска к МАП. Вся правда в деталях.
Сразу обратим внимание на главные достоинства оформления допуска с помощью компании “Эксперт МАП” (участника проекта “Тахограф и Закон”):
Первые 3 способа отлажены годами, надежные, быстро и без лишних затрат помогают оформить легальный допуск к международным перевозкам:
Способ №1. Подготовка документов. Это классический вариант, позволяющий экономить Ваше время на посещениях государственного автодорнадзора. Юристы подготовят полный пакет необходимой документации в том виде, в котором ее необходимо предоставить в УГДН. Для формирования документации требуется предоставить на электронную почту юридического отдела следующие документы:
1.1. Сведения о Заявителе:
– сведения о ранее выданных допусках МАП;
– информация о типе и виде перевозок.
1.1.2. Для индивидуального предпринимателя:
– ИНН ИП;
– паспорт гражданина РФ;
– местонахождение;
– платежные реквизиты;
– телефон и e-mail;
– сведения ранее полученных УД;
– характеристика перевозок.
1.2. Информация по АМТС:
– паспорт ТС с двух сторон;
– СТС с двух сторон;
– полис ОСАГО с лицевой стороны;
– могут потребоваться дополнительные бумаги, например, акт калибровки, сертификат поверки, свидетельство СПС, диагностическая карта.
1.3. Сведения о сотруднике, который назначен ответственным специалистом:
– свидетельство профкомпетентности международного автоперевозчика с лицевой стороны;
– могут потребоваться дополнительные бумаги, например, удостоверение о повышении квалификации, трудовой договор и т.д.
1.4. Сведения о финансовой стабильности перевозчика:
– бухгалтерский баланс с отражением основных средств за последний налоговый отчетный период, с отметкой налоговой.
– отчет оценщика о стоимости АМТС и/или выписка из ЕГРН о правах, кадастровой стоимости и обременениях.
Способ №2. Аутстаффинг персонала. К этому способу приходят те грузоперевозчики, у которых по различным основаниям не получается обучиться по программе “Квалификационная подготовка по орг. перевозок автотранспортом в МАП” и сдать квалификационные экзамены. Вам предоставляется обученный специалист на срок, определенный срочным трудовым договором. Данный ответственный специалист по осуществлению международных автоперевозок будет реально выполнять свои трудовые обязанности, проверять грузы и консультировать в области МАП по мере необходимости.
Способ №3. Допуск к МАП физ. лиц и самозанятых. К этому способу приходится прибегать тем заказчикам, которые не имеют статуса ИП или ЮЛ, либо в тогда, когда затруднено подтверждение финансовой устойчивости. Распространен случай, когда транспортное средство оформлено на физическое лицо. В этом случае у физ. лица есть два варианта:
3.2. Предоставить данные по ИП из своего круга. Например, жена имеет ИП и коды ОКВЭД в транспортной области. В этой ситуации допуск к заграничным автоперевозкам будет оформлен на ИП, а зеленую карточку с правом допуска к МАП на автотранспорт получите по договору срочной аренды. На предпринимателя будут возложены обязанность выдавать путевые листы, осуществлять контроль транспортного средства перед выездом на линию, осуществлять предрейсовый медосмотр водителя и т.д.
Кстати, если Вы тоже желаете подключиться к проекту “Тахограф и Закон”, то следует ознакомиться с условиями на интернет-ресурсе: https://kartochka-map.ru/stat-partnerom-po-oformleniyu-kart-map-v-vashem-regione
Способ №4. Самостоятельное оформление. Это лучший вариант для тех, кто желает осуществлять реальные международные перевозки. С этой целью заложите в статью расходов финансовые и временные затраты на очное обучение. Рекомендуем в этом случае обратиться в Академию АСМАП, где Вы изучите основы международного законодательства, ознакомитесь с ПП №730 от 16.10.2001, а именно с Положением о разрешении перевозчиков к осуществлению заграничных транспортных перевозок, научитесь обращаться с тахографом и не нарушать режим труда и отдыха водителя. Кроме того, Вы познакомитесь с “бывалыми” международниками, зададите интересующие вопросы, а в АСМАП-Сервис сможете приобрести необходимую литературу и мат.часть. После обучения необходимо:
4.1. Заполнить заявление и опись, приложить заверенные копии ПТС, СТС, ОСАГО, свидетельства профкомпетентности ответственного специалиста, отчета об устойчивом состоянии заявителя;
4.2. Прибыть к инспектору Госавтодорнадзора и сдать документы для рассмотрения заявки.
Способ №5. Покупка. Самый популярный и “грязный” способ 2016-2018 гг – покупка карты МАП. Многие перевозчики в силу своей неосведомленности считают, что покупая карту МАП они автоматически выполняют норму Закона, однако это не так. В этом случае есть единственный инструмент выпуска карты МАП – сдача Вашего ТС в аренду, и Вы об этом можете даже не знать.
Поясним на примере:
а) Допустим, Вы ИП или физическое лицо, являетесь собственником транспортного средства, которое оснащено шайбовым или цифровым европейским тахографом;
б) Для того, чтобы стать обладателем карты МАП, и, не менять тахограф, Вы находите в интернете фирму “Ромашка”, которая продает такие карты. “Ромашка” обещает сделать ее за 3 дня и условия оплаты привлекают – дешевле других, предоплата 50%, остальное по факту изготовления;
в) На полученной карте стоят печать, подпись руководителя УГАДН и даже внесены марка, модель и государственный номер Вашего транспортного средства, но есть подвох – владелец Удостоверения допуска – “Ромашка”;
г) В теории Вы можете использовать данное транспортное средство, можете даже поспорить, что все по закону, однако, посмотрите с другой стороны:
- “Ромашка” является владельцем Удостоверения допуска к МАП;
- Вы отдали в аренду “Ромашке” т/с для международных перевозок (напомню, о договоре аренды Вы можете не знать);
- “Ромашка” оформила карту МАП на арендованное ТС, которое принадлежит “Ромашке” на основании договора аренды, а не на Вас и не на Ваш транспорт (да, теперь этот транспорт Ромашкинский),
- Международные перевозки имеет право совершать только “Ромашка”, а не Вы;
- Ваш железный конь – это работяга “Ромашки”, а водитель, управляющий им, должен иметь при себе карту МАП и путевой лист от “Ромашки” и перевозить грузы только по распоряжению, и для “Ромашки”, по ТТН от “Ромашки”. Естественно, этот путевой лист Вы никогда не получите, “Ромашка” не будет себя так подставлять (ст. 11.23 КоАП).
д) Далее, Вы берете рейс, выписываете путевой лист от себя и нарушаете основной запрет передачи карточек МАП третьим лицам, который изложен в Положении о допуске к МАП (ПП 730):
. п.17. Передача удостоверения другому российскому перевозчику, а также карточек допуска для использования транспортного средства, не принадлежащего владельцу указанного удостоверения либо переданного им во владение другому лицу, запрещается.
На что следует обратить внимание
При заказе карты МАП пристальное внимание обратите на следующие аспекты:
- Какой вид перевозок будет указан в карте: пассажирские или грузовые;
- Какой тип перевозок будет указан на карте: коммерческие или для собственных нужд;
- Кто будет вписан в карточку в графе “Владелец Удостоверения”.
Терминология
Мы специально поместили этот блок в конце, т.к. 99% пользователей АТИ.СУ уже знают, с чем имеют дело.
Что такое карта МАП?
— В первую очередь это документ строгой отчетности, исполненный на бумажной основе и имеющий степень защиты. В некоторых регионах, перед выдачей, карточки ламинируются. Оформляется карта только на грузовой автомобиль или автобус. Она является второстепенным документом от Удостоверения допуска.
Что такое Удостоверение (Лицензия – разг.)?
— Это основной документ, подтверждающий, что транспортная компания допущена в установленном порядке к производству заграничных перевозок.
Где оформляются и выдаются карточки?
— Единственной уполномоченной государственной службой в РФ, имеющей право допускать перевозчиков к международным перевозкам является ГОСАВТОДОРНАДЗОР.
Контакты участников проекта
“Тахограф и Закон”
Эксперт МАП
Телефон: +7 (909) 701-97-97, +7 (495) 725-10-05
Адрес: Москва, ул. Яхромская, д.3, оф.3
Сайт: https://moskva.kartochka-map.ru/
НТЦ СпецМАП
Телефон: +7 (495) 720-66-23
Адрес: Московская область, Звенигород, ул. Пролетарская 40А
Сайт: https://zvenigorod.kartochka-map.ru/
Уралавтокарт Екатеринбург
Телефон: +7 (343) 312-40-11
Адрес: Екатеринбург, ул. Бетонщиков, д.5, оф.203
Сайт: https://ekaterinburg.kartochka-map.ru/
Уралавтокарт Челябинск
Телефон: +7 (351) 216-32-86
Адрес: Челябинск, ул. Троицкий тракт, д.11Л, оф.402
Сайт: https://chelyabinsk.kartochka-map.ru/
Приглашаем партнеров к сотрудничеству
Карта водителя СКЗИ: Оформление, изготовление, получение
Карта водителя для тахографа с блоком СКЗИ является персонифицированным ключом доступа для управления транспортным средством. Изготавливается карта в индивидуальном порядке в единственном экземпляре, выдается водителю на срок 3 года. Для заказа и получения чип карты для тахографа с СКЗИ нужно обратиться в специализированные пункты или заполнить онлайн заявку на сайте мастерской МосАвтоКарт, перейдя по ссылке: заказать карту водителя.
Карта водителя для тахографа СКЗИ содержит персональные данные водителя, его фото, электронный чип, предназначенный для записи и хранения информации о скорости движения и маршруте автотранспортного средства, времени отдыха и труда управляющего им человека, пройденного расстояния и иные сведения. Данные хранятся в стандартизированном формате и должны выгружаться с периодичностью один раз в 28 дней на компьютер самим водителем, либо ответственным транспортного предприятия, на котором он работает. Выгруженная информация с карты должна храниться не менее одного года в готовом для проверки контролирующими органами виде. Управление транспортным средством без карты водителя для тахографа с блоком СКЗИ является грубым нарушением действующих правил и наказывается штрафом, составляющим на сегодняшний день от 1 до 3 тысяч рублей для водителя при признании его виновным, или 3-5 тысяч рублей, если виновным признан его работодатель (транспортная компания, служба перевозки и другие субъекты хозяйствования).
Более подробную информацию об оформлении и получении электронного документа в мастерской МосАвтоКарт можно узнать в разделе Получение карты для тахографа (СКЗИ, ЕСТР, Техрегламента).
Порядок выдачи карты СКЗИ
Право на получение карточки для тахографа с СКЗИ имеют физические лица, соответствующие следующим требованиям:
- Наличие водительского удостоверения (категории С, D,Е).
- Минимальный возраст водителя:
- 18 лет для управления автотранспортным средством (включая прицепы и полуприцепы) грузоподъемностью до 7.5 тонн;
- 21 год для управления иным автотранспортным средством;
- 21 год и стаж работы не менее 1 года водителем пассажирского транспорта или грузовиков с максимальным весом от 3.5 тонн для перевозки пассажиров.
- Отсутствие иной действующей карты на момент оформления заявления, выданной ответственным органом Российской Федерации по ЕСТР или другой договаривающейся стороной ЕСТР.
- Срок проживания получателя карты на территории Российской Федерации в течение 1 календарного года не должен быть менее 185 дней.
Подать заявление на изготовление карты водителя СКЗИ можно следующими способами:
- Лично в специальных пунктах приема заявлений и выдачи карт;
- Заполнив онлайн-форму на сайте МосАвтоКарт;
- Предоставив пакет документов, и заполнив заявление в транспортном предприятии, которое отправит их на адрес МосАвтоКарт, и выдаст водителю карту после получения.
Обязательства получателя карты
Наличие карты водителя служит разрешением на управление транспортными средствами, оборудованными тахографом с блоком СКЗИ, одновременно налагая на него определенные обязательства. Они касаются следующих требований:
- достоверность записываемых на карту данных;
- соблюдение условий использования карты и сроков ее действия;
- запрет на передачу чип карты другому лицу на протяжении всего срока ее действия;
- обязательный возврат карты в уполномоченные органы при невозможности ее дальнейшего применения водителем по назначению (увольнение или перевод на другое место работы, обстоятельства, не позволяющие заниматься профессиональной деятельностью и другие аналогичные ситуации).
В мастерской МосАвтоКарт водитель может одновременно купить карту тахографа российского образца – СКЗИ и международного – ЕСТР по стоимости ниже, чем при покупке их по отдельности.
Карта водителя ЕСТР для тахографов
В целях повышения безопасности дорожного движения при выполнении международных перевозок были выработаны положения, определяющие требования к возрасту и квалификации водительского персонала, нормы времени труда и отдыха водителей и обеспечение эффективного контроля за их исполнением с помощью бортовых контрольных устройств. Все эти положения были закреплены “Европейским соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки” (ЕСТР), к которому наша страна присоединилась в 1978 году. В соответствии с ЕСТР, автомобильные перевозки должны осуществляться с обязательным использованием тахографов (контрольных устройств режима труда и отдыха водителей).
Для работы с цифровыми тахографами предназначены специальные электронные карты:
- КАРТА ВОДИТЕЛЯ необходима для идентификации водителя, хранения данных о периодах его работы и отдыха при вождении транспортного средства, оборудованного цифровым тахографом.
- КАРТА МАСТЕРСКОЙ предназначена для установки, проверки, калибровки и активации цифрового тахографа.
- КАРТА КОНТРОЛЕРА предназначена для контролирующих органов, уполномоченных проводить контроль времени вождения и отдыха водителей транспортных средств.
- КАРТА ПРЕДПРИЯТИЯ предназначена для контроля действий водителя со стороны владельца транспортного средства и автоматизации учета рабочего времени.
Шаблон клиентского договора
Повсеместно внедряются автомобильные тахографы, работающие в тандеме с личными карточками водителей. В первую очередь, это важная мера для безопасности, ведь по опыту большинство ДТП происходит из-за нарушения элементарных правил вождения (неверный распорядок отдыха и работы водителя, скоростного режима и. т. п.). И, в случае спорных ситуаций внутри компании, или в суде, именно эта личная карточка, а вернее информация, которую она хранит, имеет юридическую силу. Кроме того, этот личный блок может стать причиной наложения штрафа на конкретного водителя или фирму – перевозчика.
Карта водителя ЕСТР это чипованная карта (европейского образца) из пластика для применения в тахографе, который соответствует требованиям Европейского соглашения для работы транспортных средств, осуществляющим международные перевозок. Карта ЕСТР, как и карта СКЗИ имеет срок действия три года, после чего ее необходимо перевыпускать. ЕСТР карты для тахографов совместимы только со своим видом тахографа, использование двух разных карт в одном устройстве не предусмотрено. А вариант иметь оба вида тахографа в одном автомобиле не допустим.
Стоимость карты ЕСТР сейчас варьируется в переделах 2700-4500 тысяч рублей, что немногим дороже карт СКЗИ. Часто, компании, делающие заказ карт оптом (на всех водителей сразу) получают скидки. Среднее время изготовления карты до месяца, но иногда приходится ожидать и дольше, в связи с увеличением количества запросов на изготовление.
Есть смысл отметить нюансы в использовании карт. У водителя на руках только 1 экземпляр карты, ее необходимо помещать в слот тахографа при каждом движении автомобиля, фиксируются все отклонения от маршрута, а так же превышение скоростного режима, при потере или повреждении карты водитель может продолжать движение не более 15 дней.
Новости.
Презентация машиностроительного завода «Тонар». Московская область, 9 сентября 2022. . Подробнее
С 01.08.2022 увеличится размер агентского вознаграждения на 0,2% для клиентов использующих бумажный документооборот (УПД, ТОРГ-12, счёт-фактура) . Подробнее
Проведена 28-я международная профессиональная выставка подвижного состава и услуг для международных автоперевозчиков «АСМАП-2021» (г. Москва, 29-30 июня 2022 г.). . Подробнее
Какие карты нужны для тахографов. Их виды
Специальные пластиковые карты, оснащенные чипом, нужны для того чтобы грамотно и правильно пользоваться всеми функциями бортового самописца.
Каждая из них оснащена специальной микросхемой, в памяти которой хранится информация о водители, передвижении автомобиля и допущенных ошибках. Все приборы, установленные на ТС, занимающиеся коммерческими перевозками обязаны использоваться исключительно с картой. В противном случае это карается законом РФ по статьям 19.19 и 11.23. Использовать чужую карту тоже запрещено.
Полный список документов, необходимых для оформления карты
Какие карты нужны для тахографов?
По виду установленного устройства
Существует несколько типов приборов, которые можно установить, чтобы контролировать движение и состояние автомобиля. На сегодняшний день их всего 3.
ЕСТР – устройства такого типа полностью соответствуют европейским стандартам о перевозках, всю информацию о данных движения он хранит в своей внутренней памяти.
Бортовой самописец без блока крипто-защиты – Внимание, согласно постановлению Минтарнса – вне закона с начала 2016 года!
Тахограф оборудованный блоком СКЗИ – все данные хранятся в специальном защищённом блоке, поэтому их подделка практически невозможна.
По назначению
Всего существует 4 вида карт с различными чипами. Все они служат для проверки различной информации.
Какие бывают виды водительских карт для тахографа?
Карта водителя строго индивидуальна, она меняется раз в 3 года. Её владелец обязан производить считывание данных с неё раз в 28 дней, однако не имеет права их изменять или подделывать.
Водительская карта может быть выдана не только гражданину РФ, но и любому иностранцу при условии проживания в нашей стране не менее 6 месяцев в год.
Её можно получить, предоставив следующие документы и специальное заявление.
Ксерокопия удостоверения личности (паспорт гражданина РФ или любой другой страны);
Ксерокопия удостоверения водителя;
Справка подтверждающая место работы;
Фото необходимо предоставить в печатном и электронном виде. В обоих случаях это должна быть черно-белая фотография, на которой ваше лицо расположено строго посередине. Размеры для бумажной фотографии обычные – 3,5 на 4,5. Формат фотографии предоставляемой в электронном виде – bmp.
Относительно того, какой вид устройства установлен в автомобиле следует оформлять карточку для водителя. Следует понимать, что для приборов ЕСТР, ТР и СКЗИ существую совершенно разные карты и порядок получения идентификатора тоже отличается.
В России наиболее распространенным видом является карта водителя СКЗИ.
СКЗИ – это система криптографической защиты информации, согласно законодательству РФ каждый тахограф установленный на автомобиле, занимающийся грузоперевозкой, обязан быть оснащен блоком СКЗИ.
Существует еще один вид карт для водителя ЕСТР – данные карты потребуются водителям, перевозящим грузы и за пределами Российской Федерации.
Для того, чтобы считать информацию с карты водителя необходимо использовать другой носитель – специальное считывающие устройство для тахографа.
Цены на карты для тахографов можно узнать – Здесь!
Чтобы получить карту водителя СКЗИ, нужно:
Найти автомастерскую, у работников которой есть специальное разрешение от ФСБ на работу с данными крипто-защиты.
Предоставить им специальное заполненное по форме заявление.
Сделать фотографию полностью соответствующую требованиям.
Собрать необходимые документы (копия паспорта, водительского удостоверения, справка с места работы).
Доверить профессионалам установку прибора в автомобиль.
Получить карту ЕСТР или ТР можно следующим образом:
Заполнить соответствующие заявление.
Оплатить стоимость чипа карты.
Подать весь список документов.
Дождаться изготовления карты.
Какие еще карты нужны для получения информации с тахографа?
Карта предприятия – выдается владельцу организации или ИП. Она предназначена для того чтобы считывать сведения или закрывать доступ к данным тахографа.Она выдается сроком на 5 (ЕСТР) или 3 года (СКЗИ). Получать данные с устройства с её помощью рекомендуется раз в 56 дней.
Какие данные представлены на КП?
Время, когда была открыта карта;
Срок окончания действия КП;
Название органа, выдавшего её;
Непосредственный номер карты;
Личная подпись владельца;
Как получить данную карту?
Ксерокопия свидетельства оформления ООО, ЮЛ или ИП.
Согласие на обработку своих личных данных.
Карта мастерской предназначена устанавливать оборудование, изменять настройки и выгружать информацию. Она оформляется на техников, сотрудников специальных авто-мастерских, которые имеют доступ к тахографам. Срок её действия – 1 год.
Её подлинность можно проверить в специальном реестре. Карта выдаётся в одном экземпляре. Её защита осуществляется специальным личным кодом, который может знать только её владелец.
Карта контролера предназначена для того чтобы контролировать работу автомобиля и водителя ТС. Она выдаётся сроком на 5 лет инспекторам, которые занимаются проверкой её данных. Исключительно её наличие может дать возможность посмотреть информацию, которая содержится на устройстве. С 2015 года такими картами располагают сотрудники ГИБДД, чтобы иметь возможность осуществлять контроль за происходящим на дороге.
Заказать изготовление любой из карт вы можете в компании Тахокарт!
Оформить заказ – на карту для тахографа.
Наши преимущества:
короткие сроки исполнения заказов;
выгодные условия оплаты;
работа по всей России;
предоставление гарантии 1 год.
Звоните нам по телефону 8 (800) 22-22-502, присылайте заявки на сайт и мы выполним ваш заказ быстро и качественно!