Неисправности кондиционера автомобиля – что может оставить нас без прохлады?

    Вы здесь:
  1. Главная
  2. Уход за автомобилем

В статье рассмотрены все неисправности кондиционера автомобиля, их признаки, а также необходимые действия для восстановления работоспособности.

Содержание:

  1. Основные неисправности кондиционера
    – Неисправность компрессора
    – Неисправность конденсатора
    – Неисправность испарителя
    – Неисправность ресивера-осушителя
    – Неисправность терморегулирующего вентиля
    – Неисправность вентилятора
    – Неисправность датчика давления
  2. Заключение

Кондиционер обеспечивает комфорт нахождения в автомобиле летом. Принцип его работы заключается в циркуляции хладагента по замкнутой системе.

На испаритель, размещенный внутри салона, поступает хладагент в виде жидкости.

При превращении в газ происходит сильное охлаждение пластин испарителя, которые понижают температуру воздуха в салоне машины.

Нагревшийся газ поступает в конденсатор, где вновь превращается в жидкость, охлаждаясь в радиаторе.

Все автомобильные кондиционеры выполнены по одной схеме, хотя и могут различаться деталями конструкции. Соответственно, поломки также типовые.

Ниже представлены все часто встречающиеся неисправности кондиционера автомобиля.

Компоновка системы кондиционирования автомобиля.

Схема работы автомобильного кондиционера.

Основные неисправности кондиционера

Кондиционер состоит из нескольких узлов, все они могут выйти из строя. Определяется, какая именно деталь вышла из строя, по характерным признакам поломки.

Неисправность компрессора

Выход из строя механизма выдает себя характерным повышением шума. На корпусе видны потеки масла.

Чаще всего неисправность заключается в разгерметизации узла из-за износа прокладки, утечки хладагента непосредственно в магистрали.

Возможно появление трещины в корпусе, хотя такая поломка возникает редко.

Может износится сальник вала, в этом случае протечка происходит через него.

Для компрессора опасно попадание грязи в хладагент.

Если потеков масла нет, проверьте исправность электросети и приводной ремень, возможно, он ослаб или износился.

Компрессор кондиционера в разрезе.

Неисправность конденсатора

Узел представляет собой радиатор, в котором набегающим воздухом охлаждается хладагент, нагретый в салоне.

Основная неисправность – забивание пространства между пластинами радиатора грязью.

Это ухудшает охлаждение, система начинает перегреваться, эффективность кондиционера снижается. Радиатор нужно тщательно очистить.

Если из-под радиатора капает, возможно образование микротрещин, через которые утекает хладагент.

Радиатор, забитый грязью.

Неисправность испарителя

Выдает себя появлением в салоне неприятного запаха, появлением лужицы воды.

Основные причины: забившаяся трубка слива влаги, микротрещины из-за коррозии узла.

Неисправность ресивера-осушителя

Хладагент содержит влагу, которую нужно удалять для предотвращения коррозии в системе. Для этого в нее включают фильтр-осушитель.

Чаще всего поломка происходит из-за небрежной заправки кондиционера фреоном без соблюдения технологии.

Также к загрязнению водой системы может привести неправильный ремонт.

При неисправности осушителя кондиционер может самостоятельно отключаться. Также проверьте шланги, по которым подается фреон, они могут обмерзать.

Неисправность терморегулирующего вентиля

Агрегат поддерживает давление в системе в заданных пределах, не позволяя при его повышении разорвать трубки.

Через расширительный клапан в этом случае сбрасывается часть хладагента, понижая давление.

Если ТРВ вышел из строя, то на это могут указывать такие симптомы, как:

  1. Обмерзание льдом и инеем шлангов, подходящих к испарителю.
  2. Перебои в поступлении охлажденного воздуха.
  3. Периодическое самостоятельное выключение кондиционера или цикличность его работы.

Основные причины поломки:

  1. Загрязнение хладагента.
  2. Неправильная настройка узла.
  3. Повреждение деталей клапана.
  4. Попадание в хладагент воды или пузырьков воздуха.

Расположение терморегулирующего вентиля.

Неисправность вентилятора

Функция вентилятора – обдув радиатора кондиционера. Если в движении охлаждению его пластин способствует поток набегающего воздуха, то во время стоянки или при езде на малой скорости без вентилятора эффективность работы кондиционера падает.

Несмотря на это вентиляторы устанавливаются не всегда. На некоторых системах они не предусмотрены.

Поломка узла диагностируется по резкому повышению шума или отсутствию вращения лопастей.

Основные причины неисправности:

  1. Выход из строя подшипника.
  2. Механическое повреждение.
  3. Выгорание щеток.
  4. Отсутствие контакта.
  5. Поломка реле.
  6. Перегоревший предохранитель.

Неисправность датчика давления

Агрегат необходим для предотвращения полоски системы при значительном повышении давления в системе.

Поэтому важно, чтобы датчик был всегда исправен. Поломка детали выдает себя самопроизвольными отключениями системы кондиционирования, а также нестабильностью в ее работе.

Основные причины неисправности:

  1. Загрязнение узла.
  2. Окислившиеся или загрязненные контакты.
  3. Вышедшие из строя реле или предохранитель.

Заключение

Нужно отметить, что в ряде случаев при поломке разных деталей кондиционера симптомы неисправности будут похожи.

Лучше не пытаться исправить агрегат самостоятельно, а обращайтесь в сертифицированные автоцентры.

Ремонт кондиционера, а также его заправка фреоном требует соблюдения технологии, иначе легко, починив один узел, допустить загрязнения хладагента воздухом или водой, приведя к гораздо более тяжелой поломке.

Ксенон: выбор и установка ксенона в ПТФ

Все чаще на дорогах можно встретить автомобили с ксеноновыми противотуманными фарами. Они отлично освещают дорогу в условиях тумана, а также создают автомобилю эффектный внешний вид. А вот как выбрать и установить ксенон в противотуманки, если изначально в них стояли обычные лампочки?

Противотуманки, которые установлены самостоятельно, вызывает у автомобилистов противоречивые чувства: владельцы машин с ксеноновой оптикой с эйфорией рассказывают об улучшении светового потока на дороге, а водители встречных машин с ненавистью и руганью провожают встречные транспортные средства с “колхозным” ксеноном, который сильно ослепляет их.

Цель установки ксенона в противотуманки

Прежде чем взяться за переоборудование штатной противотуманной оптики, хозяин автомобиля должен тщательно проанализировать, с какой целью он собирается устанавливать ксенон в противотуманки.

Если главной причиной установки ксенона в ПТФ будет улучшение освещенности при езде в туман, то такая доработка должна производиться по определенным правилам.
Когда автомобилист пытается установкой ксенона в противотуманки поразить друзей или окружающих автолюбителей, то, возможно, проще и эффективнее будет использовать дневные ходовые огни .
Эти две цели практически несовместимы при установке ксенона, что объясняется принципом работы ксеноновых ламп, а также требованиями правил дорожного движения.

Принцип работы и свойства ксеноновых ламп

В основе работы ксеноновой лампы лежит свечение инертного газа (ксенона) под воздействием электрической дуги. В стеклянной колбе под большим давлением закачан инертный газ. При помощи высоковольтных импульсов напряжения (около 25 кВ) создается электрическая дуга. Для розжига таких ламп требуется специальный высоковольтный блок.

Оптимальная цветовая температура во время свечения достигает 4300 К, что сопоставимо с параметрами солнечного излучения (5000 К). Галогенки значительно уступают по этой характеристике (2800 К) газоразрядным конкурентам. Яркость свечения при этом составляет 3200 Лм у ксенона и 1450 Лм у галогенки.

Читайте также:  Подача искового заявления о возврате денежных средств за некачественный товар: юридические нормы обращения в суд

Плюсы и минусы ксенона

Ксеноновые лампы обладают рядом преимуществ. Среди основных достоинств ламп с ксеноном следует отметить:

— долгий срок эксплуатации, который составляет около 3 лет,
— большой показатель освещенности и высокая яркость ламп,
— низкая температура нагрева, благодаря чему стекло ламп не лопается при попадании на него воды,
— привлекательный внешний вид,
— низкое потребление электроэнергии.
Из недостатков ксенона необходимо указать на:

— сложную установку,
— необходимость замены второй лампы при выходе из строя первой,
— постоянный контроль регулировки фар (например, в Европе запрещено использовать ксеноновый свет без —автоматического корректора фар).
Особенности установки ксенона в противотуманки

Заменить галогеновую лампочку ксеноновым аналогом не составит большого труда. Однако при этом возникают некоторые трудности со световым потоком. О настройке противотуманок подробнее смотрите здесь .

Если противотуманная фара не предназначена для использования ксеноновой оптики, то самостоятельная замена ламп приводит к ослеплению водителей встречных транспортных средств.

Это происходит из-за того, что обычный рефлектор фары не подходит для ксенона. Лампы с инертным газом лучше всего работают только при установке линзовых противотуманок.

Они фокусирую пучок яркого света точно в направлении движения автомобиля на расстоянии 10-15 м, что и требуется для успешной работы противотуманок.

На каждой противотуманной фаре имеется обозначение, в котором зашифрован тип ламп, разрешенных к применению.

Латинская буква “Н” говорит о том, что фара может использоваться только с галогенной лампочкой.
Присутствие литеры “D” в обозначении свидетельствует о возможности установки газоразрядных ламп (в том числе и ксенона).
Соответственно установка ксеноновых ламп в первом случае негативно отразится на водителях встречного транспорта. Во втором варианте ксенон будет ярче освещать дорогу, не вызывая нареканий у шоферов встречного потока машин.

Если возникает мысль поменять рефлекторы на линзы, то могут появиться проблемы с подбором рефлекторов подходящего размера. В некоторых случаях при установке ксенона в ПТФ удастся с минимальными усилиями подогнать новую оптику к бамперу авто. В других случаях придется многое переделывать и применять герметики и разные переходники.

Выбор цвета свечения ксеноновых ламп

Ксеноновые лампы могут при свечении иметь разный цвет. Какой цвет для автовладельца предпочтительней, зависит от нескольких факторов.

С точки зрения максимального освещения дороги в туман лучше всего подходят желтые цвета. Они позволяют комфортно видеть дорожное полотно, но при этом не гармонируют со свечением штатной оптики авто.
Белый или синий цвет ксенона несколько уступают желтому оттенку по качеству свечения. Зато внешняя эффектность противотуманок будет на высоте. Особенно негативно отражается на дальности свечения в тумане синий цвет ксеноновых фар.
Дополнительное оборудование для работы ксенона

Чтобы обеспечить работоспособность ксеноновых ламп, требуются специальные электрические устройства, способные разжечь инертный газ в стеклянной колбе. Для розжига ксенона необходимо высокое напряжение порядка 25 кВ.

Главным врагом высоковольтного блока для розжига ксенона является влага. Поэтому монтировать эти важные элементы ксенонового света необходимо в самых сухих местах под капотом. Отсюда появляется требование к длине проводов, которые соединят противотуманки с блоком розжига ксеноновых ламп. Чем больше длина высоковольтных проводов, тем проще найти оптимальный вариант для важного электрического блока.

Можно ли ставить ксенон в противотуманки или дешевле обойтись без него

В сегодняшней статье мы подробно разберем, можно ли ставить ксенон в противотуманки. Можно мы сначала объясним, что это за технология?

Газоразрядные лампы на основе ксенона работают без нити накаливания. Внутри колбы размещены два электрода, а сама ёмкость заполнена газом ксеноном. С помощью специальных блоков розжига между электродами создается высокое напряжение, от которого газ начинает ярко сиять.

Сила светового потока намного превосходит привычное свечение от галогенных лампочек. При этом, ксеноновая оптика может работать до 3 тысяч часов, практически, не греется, не оказывает большой нагрузки на генератор.

Напомним, наша тема сегодня – можно или нет ставить ксенон в туманки. Главное назначение любой автомобильной оптики – создание условий хорошей видимости во время вождения, при любых неблагоприятных факторах: туман, слякоть, дождь, снег, сумерки, ночь и т.д. Фары на ксеноне в противотуманках, при правильной установке, могут «пробить» любые препятствия. Они отлично освещают дорожное полотно и прилегающую территорию, создавая нормальный обзор. Так, ксенон снижает риск ПДД и других аварийных ситуаций, способствуя повышению безопасности.

А еще, такая оптика выглядит очень презентабельно. Яркий сине-белый свет может улучшить внешний вид автомобиля, придать ему, несколько, космический вид. Многие автовладельцы в попытках «прокачать» тачку, самовольно пытаются поставить в противотуманные фары вместо галогенок ксенон. Однако, чрезмерно яркими или же неправильно отрегулированными фарами на ксеноне можно ослепить встречных водителей, что сведет на нет всю их потенциальную пользу.

Можно ли ставить ксеноновые лампы в противотуманки?

Согласно действующему российскому законодательству, ездить с ксеноном в противотуманках, если он не установлен в данном авто в штатном порядке, запрещено.

Что значит «в штатном порядке»? То есть, такие лампы в противотуманках предусмотрены заводом-изготовителем. Каждый производитель утверждает для автомобиля определенный тип ламп, что регулируется специальной маркировкой. Также, лампочки должны соответствовать фарам. Чтобы понять, можно ли ставить ксенон в ваши туманки, нужно уточнить эти данные в ПТС или ЭПТС.

Если ваши фары изначально (штатно) не предназначены для ксенона, автоинспектор или инспектор технадзора может и имеет право вас наказать. К слову, весьма сурово!

Согласно части 3, ст. 12.5 КоАП РФ данное нарушение карается лишением прав на 6-12 месяцев.

Маркировка ксеноновых фар следующая:

  • DC – можно ставить в фары ближнего света;
  • DR – можно ставить в дальний свет;
  • DCR – можно ставить на оба режима.

Противотуманки не относятся к головной оптике, их считают дополнительным светом. Однако, это не значит, что для них нет маркировки. Все внешнее световое оборудование, разрешающее установку газоразрядных ламп, к которому относятся и противотуманки, должно иметь аббревиатуру, начинающуюся с латинской «D».

Далее, чтобы окончательно разобраться, разрешен ли ксенон в туманках, обратимся к Техническому Регламенту ТС «О безопасности колесных транспортных средств».

Вот какие выдержки мы обнаружили в 465-страничном талмуде:

  1. Пункт 3.4 Основных положений к допуску ТС гласит: на световые приборы запрещено ставить рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного оборудования;
  2. По пункту 1.3. Маркировка фар головной и дополнительной оптики и класс источников света, внедренных в них, должны соответствовать (та самая буква D);
  3. В том же разделе. Адаптивные системы освещения, в том числе и противотуманки, с номинальным световым потоком более 2000 люмен должны быть оснащены автокорректором регулировки угла наклона фар.
Читайте также:  Новые выплаты по европротоколу до 100 тысяч рублей — когда вступят в силу?

Практически все современные газоразрядные лампы имеют световой поток, превышающий данную норму. Вот почему ставить их наобум нельзя.

Нужно ли ставить омыватель и автокорректор

Итак, разрешен ли ксенон в противотуманках (птф), мы выяснили. Если газоразрядные лампы не предусмотрены заводом-изготовителем, самовольно их ставить нельзя.

Автокорректор тоже обязателен, ведь ставить в противотуманки лампы с силой потока менее 2000 Lm нет смысла – вы не добьетесь хорошей видимости.

Для чего нужно дополнительно ставить омыватель или фароочиститель? Слой грязи на фарах неизбежно повлияет на силу света, а также на его направленность. В условиях высокой мощности свечения газоразрядной лампы, лед и пыль на ребрах фары будут искажать лучи. В результате, даже корректно настроенной лампой, можно ослепить встречных водителей.

Подробнее про наказание

Если автовладелец, зная, можно ли устанавливать ксенон в противотуманные фары (птф), самовольно их ставит, несмотря на запрет, конкретно, для его авто, его могут наказать. К слову, незнание закона тоже не освобождает от ответственности.

Но тут есть ряд нюансов.

  1. Противотуманка – это не основной свет, поэтому ее можно, и вовсе, не включать. Если на момент остановки автоинспектором она не горела, вы имеете право отказаться ее активировать, объяснив это отсутствием веской причины выполнить данное требование;
  2. Даже если вас остановили, когда ПТФ горели, и сотрудник ГИБДД заподозрил, что лампа работает на ксеноне, как он убедится, что маркировка не соответствует? Вы имеете право не разрешить нарушать целостность авто и не позволить ему выкрутить лампочку.

Однако, у сотрудника ГИБДД есть право проверить вашу машину на соответствие ее оптики правовым регламентам при остановке на стационарном посту. При этом, проверку выполняет только аккредитованный инспектор технического надзора. Если попадетесь в этих условиях – готовьтесь к суровому наказанию, вплоть до лишения прав, минимум, на полгода.

Почему так строго? Потому что, самовольно поставив в противотуманки ксенон, на авто для которого это не предусмотрено, вы внесли незаконные изменения в его конструкцию.

Стоит ли ставить ксенон в противотуманки?

Выше мы объяснили, можно ли ставить ксенон в птф, а сейчас порассуждаем, стоит ли это, вообще, делать. Штатное размещение тут можно даже не обсуждать – на заводе световые приборы регулируются правильно и максимально корректно. Никаких негативных факторов в работе газоразрядных ламп в таком случае вы не найдете. Однако, если ставить их самостоятельно, в результате некорректной настройки, можно не только не ощутить пользу, но даже, причинить себе и окружающим вред.

  • Свет от ксенона неизбежно рассеивается во все стороны, в то время как противотуманки, для создания хорошего обзора, должны светить вниз. Верхнюю границу распределения света в противотуманках с ксеноном, а именно она дает видимость в туман, выставить крайне сложно. Особенно на китайских ксеноновых источниках. В итоге, вместо дорожного полотна вы будете видеть белую стену. А это небезопасно и бессмысленно.
  • А еще, такой свет будет слепить, как встречных водителей, так и тех, кто едет параллельно с вами, через зеркала.
  • И еще один момент. Противотуманки, как известно, располагаются на корпусе низко. В такой позиции яркий свет, даже при малейших неровностях дорожного полотна, создает сильные тени. В итоге, водителю кажется, что впереди глубокие ямы, поэтому он едет медленно и нерационально.

Вот почему так важно грамотно сфокусировать световые пучки, правильно их направить на дорожное полотно и вбок, что можно только в штатном режиме.

Ну что же, надеемся, мы дали исчерпывающий ответ на вопрос, разрешен ли ксенон в противотуманных фарах в 2022 году. Наше мнение, кстати, совпадает с нормативно-правовым. Замените ксенон на светодиоды или поставьте хорошие галогенки. Первые дают нужный приятный рассеивающийся свет, к слову, не менее яркий, а вторые — проверены временем.

Когда пользоваться противотуманками?

Итак, ставить ксенон в противотуманные фары нельзя, давайте в этом месте обозначим точку. В заключение, обсудим, когда вообще можно включать данные источники:

  1. В темное время суток на неосвещенной дороге, в паре с фарами ближнего или дальнего света;
  2. При остановке или долгой стоянке в темном месте или при плохих погодных условиях;
  3. Если едете в тумане или при дожде/снегопаде, в паре с огнями ближнего или дальнего света;
  4. Вместо дневных ходовых огней днем. Также можно вместо фар ближнего света днем.

Наша статья подошла к финалу, мы объяснили, в каких случаях ксенон в противотуманных фарах использовать можно, и чем чревато нарушение этих требований. Вместо итога, давайте порассуждаем.

Люди пытаются ставить ксеноновые лампы в противотуманки, чтобы добиться высокой интенсивности световых лучей. С целью улучшить видимость в условиях плотного тумана. Однако, не все понимают, просто вкрутить газоразрядную лампочку – мало. Важно правильно настроить фары, оборудовать оптику дополнительными опциями, в конце концов, приобрести качественные лампы, которые не будут превышать допустимую силу светового потока. Без соблюдения этих условий ксенон в противотуманках сыграет роль бесполезного, бестолкового, а для других участников движения, еще и опасного, помощника.

Установка ксенона в противотуманки: что нужно знать

Наличие противотуманных фар (ПТФ) позволяет качественно улучшить освещение дороги в условиях плохой видимости (дождь, туман, повышенная влажность воздуха и т.д.). Также правильно настроенные ПТФ:

  • в паре с головным светом лучше освещают дорогу в непосредственной близости перед автомобилем;
  • портивотуманки дополнительно освещают обочину и т.д.

С учетом таких особенностей многие автолюбители устанавливают ПТФ на автомобили в случае их отсутствия. Более того, часто владельцы ставят ксенон в противотуманки вместо галогена. При этом важно учитывать целый ряд нюансов, устанавливая ксенон в ПТФ. Подробнее читайте в нашей статье.

Как улучшить противотуманки: ксенон вместо галогеновых ламп

Как правило, современные автомобили штатно оснащаются целым набором современной светотехники: диоды, ДХО, адаптивный ксенон в линзе и т.д. Также часто встречаются нештатные доработки, когда владелец ставит ксенон в головную оптику в сочетании с ксеноновыми противотуманными фарами.

  1. Прежде всего, противотуманные фары должны улучшать освещенность при езде в тумане.
  2. Если основная цель-улучшение внешнего вида, тогда проще и дешевле поставить диоды или ДХО;
Читайте также:  Какой огнетушитель должен быть в автомобиле

Также добавим, что добиться значительного улучшения внешнего вида и одновременно реализовать качественное освещение дороги при помощи ксенона в ПТФ не получится. Более того, установка ксенона в противотуманки и вовсе запрещена правилами дорожного движения, так как это является незаконным внесением изменений в конструкцию транспортного средства.

Однако при правильном подходе можно добиться результата, когда ксенон в туманках не будет слепить встречных водителей, а также не привлекать внимание сотрудников ГИБДД. Давайте разбираться.

Ксенон в противотуманках: какие лампы устанавливать

Сразу отметим, при замене штатных ламп на газоразрядные нужно учитывать особенности и принцип работы самих ксеноновых лампочек. Также необходимо принимать во внимание особенности работы и целевое назначение самих ПТФ.

Первое, принцип работы ксеноновых ламп основан на свечении инертного газа (газ ксенон) в результате воздействия электрической дуги. Газ закачан в стеклянную колбу под высоким давлением. Электрическую дугу создают высоковольтные импульсы, которые формирует специальный блок розжига.

При этом важно понимать, что в ПТФ даже в случае с галогеном изначально стоят не такие мощные и яркие лампы, как в головном свете. Причина заключается в том, что основная задача противотуманок не состоит в дальности освещения дороги. Для ПТФ важно светить максимально низко, освещая дорогу перед автомобилем так, чтобы световой поток «стелился» по дороге и не поднимался выше 30-50 см.

  1. На практике это означает, что для замены галогенок в туманках важно подбирать такие ксеноновые лампы, которые будут выдавать свечение, похожее не все тот же галоген. Оптимально по температуре свечения выбирать варианты около 3800К, которые будут давать «желтоватый» свет. В свою очередь, ставить яркие и мощные лампы с белым или голубым свечением не рекомендуется. В тумане такие лампы практически бесполезны.
  2. Также добавим, что если есть такая возможность, ксенон в противотуманных фарах однозначно лучше ставить в линзу. Установка линз позволит качественно настроить ПТФ, избежать ослепления других водителей, а также получить четкий световой пучок, направленный исключительно на дорогу (без паразитных засветок).

Плюсы и минусы ксенона в ПТФ

Приняв решение установить ксенон в противотуманные фары, важно учитывать как преимущества, так и недостатки. Что касается плюсов, можно выделить:

  • большой срок службы;
  • более высокую яркость ламп;
  • небольшой нагрев;
  • низкое энергопотребление.

С учетом того, что стекло туманок часто лопается при работе галогеновой лампы (например, от перепада температур при попадании в лужу), небольшой нагрев ксенона позволяет продлить срок службы фары в целом, а также дольше сохраняется прозрачность туманок.

Среди других недостатков, если стоит в ПТФ ксенон, можно выделить:

  • необходима точная регулировка туманок;
  • туманки, рассчитанные под галоген, нужно дорабатывать;
  • зимой туманки с ксеноном чаще обмерзают льдом;

Например, только некоторые авто имеют ПТФ с литерой D в обозначении. Такая литера означает, что в фару можно ставить газоразрядные лампы. На подавляющем большинстве авто противотуманная фара не предназначена для использования ксеноновых ламп (имеет обозначение H).

Дело в том, что конструктивно в ПТФ, рассчитанной под лампу накаливания, имеется рефлектор, который не подходит для нормальной работы с ксеноном. В результате, после установки ксеноновых ламп такие фары с рефлектором сильно слепят встречных водителей.

Также нужно быть готовым к тому, что если туманки на машину изначально были установлены неправильно (нештатная установка), в случае использования ксеноновых ламп избежать ослепления водителей встречных авто все равно не удастся даже с линзой. Важно сначала правильно установить ПТФ на авто, после чего поставить ксенон и тщательно отрегулировать фары.

Рекомендации

Устанавливая на машину ксенон, противотуманки также можно «модернизировать» при такой необходимости. Однако важно помнить, что увеличение яркости свечения потребует от владельца не только соблюдения всех рекомендаций, рассмотренных выше, но и более тщательной регулировки оптики. Также в процессе эксплуатации авто регулировки головной оптики и ПТФ нужно проверять на специальном стенде или периодически регулировать свет своими руками.

Что касается установки, многие неквалифицированные установщики стараются поставить блоки розжига ближе к фарам. В случае с ПТФ делать этого нельзя, так как туманки находятся близко к дороге, постоянно страдая от влаги. По этой причине нужно заранее подбирать длинные провода, чтобы поставить блоки подальше от туманок.

Также, приобретая ксенон ПТФ, лучше выбирать комплекты с тонкими блоками розжига (slim блок). С поправкой на меньшую мощность противотуманки, ксенон будет вполне нормально работать с тонким блоком. Такой балласт легче установить под капотом, особенно с учетом наличия еще двух блоков розжига для фар головного света. При этом блоки для головных фар опытные автолюбители обычно ставят стандартного размера.

Ксенон в противотуманные фары и другие элементы освещения

В последнее время стало более популярным применять ксенон в противотуманные фары. Вообще, это инертный газ, не имеющий ни цвета, ни вкуса, ни запаха. Не так давно он нашёл свое применение в лампах накаливания и, соответственно, для осветительной светотехники.

Ксеноновые лампы для авто – что это такое?

Принцип работы ксеноновых источников освещения заключается в следующем. Через специальную смесь инертного газа ксенона и солей металлов проходит высоковольтный электрический разряд, который возникает между электродами. Вся смесь газов находится в колбе под давлением. Данные обстоятельства как раз и генерируют свечение лампы, причем световой пучок таких осветительных приборов значительно сильнее, чем у других, даже галогенных.

Спектр излучения ксеноновых ламп наиболее приближён к солнечному, таким образом, получается эффект естественного, дневного освещения. Также нельзя не отметить, что срок службы этих фар в машине почти в десяток раз выше, чем у альтернативных вариантов, плюс ко всему ксеноновые лампы для авто еще и берегут зрение водителей. К недостаткам можно отнести необходимость в блоке розжига и ограниченность в применении, т.к. по европейским стандартам температура нагрева ксеноновых ламп должна быть не более 4800 К. Да и цена подобных осветительных приборов не из низких, поэтому позволить их себе может далеко не каждый автолюбитель.

Читайте также:  Что делать, если потерял ключи от машины

Ксенон в противотуманные фары и основные приборы освещения

Применение в автомобилях ксенон нашел и для ближнего, и для дальнего освещения, но наиболее популярным является первый вариант, потому что дальний свет будет мешать встречному потоку еще больше, чем обычные лампы накаливания. Если такой тип освещения установлен одновременно и на ближний, и на дальний свет, тогда это называется биксенон. Однако, это удовольствие не из дешевых, поэтому применяется нечасто.

Для того чтобы ксеноновые лампы для автомобиля работали полноценно и не тускнели, недостаточно просто заменить лампу накаливания, это весьма тонкий процесс, требующий ряда расчетов, а также установки и настройки специального устройства – блока розжига. Кроме того, эффективность освещения во многом зависит от качества установки, поэтому лучше доверить данный процесс профессионалам.

Также можно использовать ксеноновые лампы и в фонарях заднего вида, особенно это актуально в том случае, когда машина полностью покрыта тонировкой (ведь могут возникнуть некоторые сложности с парковкой, особенно в темное время суток).

Нашло широкое применение такое освещение и в дополнительных приборах – противотуманных фарах, а также габаритных огнях. Но это не считается первой необходимостью, и наличие таких функций рассматривается чуть ли не как роскошь. В любом случае, ксеноновое оборудование необходимо подбирать под конкретную модель авто, в зависимости от цоколя ламп.

Ксеноновые лампы автомобильные – границы грамотного использования

Ксеноновые лампы автомобильные, в основном, делятся по цветовой температуре: 4300 К, 5000 К, 6000 К. Причем, чем выше температура, тем меньше в них желтого цвета, зато больше голубого, а это способствует ухудшению видимости, особенно во время дождя или снега. Поэтому наиболее оптимальной считается температура до 5000 К, кстати говоря, в Европе ограничение температуры до 4800 К. Кроме того, повышение цветовой температуры способствует снижению яркости излучаемого света.

Следует предостеречь вас, необходимо быть крайне аккуратными с таким освещением, ведь ксеноновый свет гораздо ярче обычного и может ослепить водителей, двигающихся по встречной полосе, а это нарушение элементарных норм порядочности, а также это, возможно, приведет к весьма печальным последствиям, например, аварии. Как такового штрафа за использование такого вида освещения нет, особенно, если установлен ксенон в фонари заднего хода. Но помните, что вежливое поведения на дороге – это залог безопасного передвижения, абсолютно всех участников, в том числе и для вас самих.

Еще о ксеноне в ПТФ

Наверняка на дороге Вам не раз приходилось видеть (часто сквозь слезы от ослепления) такие вот автомобили:

В последнее время почему то стало модно ставить ксенон в противотуманные фары. Складывается впечатление, что эту моду подогревают продавцы ксенона, напрямую заинтересованные в увеличении продаж. Считается особым шиком ездить со включенными ПТФ вместе с фарами ближнего света, причем цвет всех фар должен быть одинаковым. Действительно, внешний вид автомобиля преображается: он выглядит агрессивнее, и становится более заметным на дороге, что днем повышает безопасность движения. Такое использование ПТФ не запрещено ПДД:

19.4
Противотуманные фары могут использоваться:
1. в условиях недостаточной видимости как отдельно, так и с ближним или дальним светом фар;
2. в темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар; вместо ближнего света фар в условиях, предусмотренных пунктом 19.5 Правил.

19.5
При движении в светлое время суток с целью обозначения движущегося транспортного средства ближний свет фар должен быть включен:

7. при движении вне населенных пунктов.

Более того, в Правилах нет запрета на использование ПТФ и фар ближнего света днем в пределах населенных пунктов. Их использование, повторюсь еще раз, именно днем и только! существенно повышает безопасность движения.

Однако, не будем забывать о том, что прямое назначение ПТФ — освещение дороги в туман, исходя из этого назначения спроектированы все противотуманные фары. У них также существует светотеневая граница (СТГ), и особое светораспределение внутри светового пятна. Установка ксенона в рефлекторные туманки однозначно размывает светотеневую границу и приводит к сильному ослеплению встречных водителей. Если днем это даже благо, то ночью ситуация меняется на противоположную — ездить с таким светом опасно, он резко увеличивает аварийность. Ослепленный Вами водитель может потерять ориентацию на дороге и выйти Вам в лобовую.

Господа, если ставите ксенон в ПТФ для красоты — пожалуйста, выключайте их при наступлении темноты, включайте вместо них ближний свет!
Есть другое красивое решение: замена
штатных рефлекторных ПТФ на линзованные, например, Hella Micro DE:

С ксеноном они светят просто замечательно,
при этом никого не ослепляя:

Наряду с автовладельцами, следующими за модой, есть вторая категория водителей, которым просто мало света от основной оптики. Эти люди задаются вопросом: как улучшить освещенность дороги с минимальными затратами? А что, если установить ксенон в противотуманные фары?

Несмотря на то, что субъективно света станет больше, комфорта и удовольствия от вождения не прибавится. Причиной этого является то, что протифотуманные фары расположены слишком низко (ведь они предназначены для передвижения в условиях тумана), свет от них как бы стелется по дороге, в таком свете все неровности дорожного полотна дают длинные тени, похожие на огромные ямы, перед которыми приходится каждый раз снижать скорость. Противотуманные фары должны светить максимум на 10-15 метров перед машиной, а для использования их в качестве дополнительных фар этого явно недостаточно, их немного приподнимают, и ослепление встречных гарантировано на 100%.

Все дополнительные фары (т.н. драйверский свет) имеют минимальную высоту установки 60 см от дорожного полотна, и ставить их можно не ниже решетки радиатора над бампером.

К тому же почти все противотуманные фары выполнены по рефлекторной (безлинзовой) технологии, и установленная в них ксеноновая лампа автоматически оказывается вне расчетного фокуса, т.к. дуга в ней слегка выгнута вверх и толще, чем нить галогеновой лампы:

Самые распространенные лампы для противотуманных фар — HB4, H11, H3. Все они имеют непрозрачный колпачок на торце лампы, задерживающий прямой свет от тела накала (кроме H3, где колпачок выполнен отдельно, и при установке ксенона его просто выламывают, т.к. ксеноновая лампа длиннее и он мешает её установке).

Читайте также:  Что делать, если загорается лампа давления масла?

Ксеноновая лампа такого колпачка не имеет, и при вдвое большей яркости дает паразитную засветку вперед и вверх от авто. Этот свет сильно ослепляет встречных водителей, а в туман дает “световую стену”, т.е. противотуманные фары перестают выполнять свою основную функцию — светить в тумане:

А вот так светят современные ПТФ в тумане:

СТГ четкая, кажется, что тумана вовсе нет.

Примерно так будут светить эти же туманки с ксеноном.

Раньше все противотуманные фары давали желтый свет. И светили они в туман гораздо эффективнее. К счастью, все хорошее когда-то возвращается, теперь есть даже специальные ксеноновые лампы Philips D2S для противотуманных фар, их маркировка 85122YX. Однако, лампа эта довольно дефицитная и предназначена для установки только в линзованную оптику с цоколем D2S.

Туман — это взвесь мельчайших капель воды в воздухе. Каждая капелька работает как призма, преломляющая проходящий через нее свет. Белый свет состоит из семи цветов радуги, каждый цвет имеет свою длину волны, соответственно, преломляется на определенный угол. Знакомая по школьному курсу физики картинка опыта Ньютона:

На самом деле, на этой картинке показано не все — выше красного цвета располагаются инфракрасные лучи, ниже фиолетового — ультрафиолетовые. Просто ни те, ни другие не видны человеческим глазом. Лучше всего в тумане распространяется инфракрасное излучение, т.к. оно проходит туман практически без преломления — т.е. с прибором ночного видения в тумане вы будете все видеть прекрасно, но это очень дорого

За ним следуют красные лучи. Этот цвет используется в противотуманных фонарях, устанавливаемых сзади автомобиля — их хорошо видно даже в очень сильный туман. Но красный свет нельзя использовать спереди авто, да и непривычен он для человеческого глаза. Ближе всех к красному — оранжевый, но он также непривычен для глаза, и уже используется в сигналах поворота, поэтому выбрали желтый свет: именно его устанавливали в противотуманные фары.

Автолюбителям со стажем хорошо известен эффект “световой стены”. Это когда включаешь дальний, и вообще перестаешь видеть дорогу: перед машиной появляется светящееся пятно (при сильном тумане этот эффект появляется и с ближним светом). С желтыми фарами этот эффект заметно слабее как раз по причине лучшей “пробиваемости” тумана желтым светом.

С ростом частоты излучения (в сторону синего цвета) ситуация резко ухудшается. Такой свет преломляется сильнее, им начинают засвечиваться соседние капли, и возникает эффект “световой стены”. Т.е. если решите ставить ксенон в линзованные противотуманки, лучше выбирать цветовую температуру ламп не выше 4300К, идеальный вариант для ПТФ — те самые лимонно-желтые лампы 85122YX.

Резюмируя все вышесказанное можно сделать следующие выводы:

— Противотуманные фары в качестве дополнительных фар не годятся из-за особенностей светораспределения и малой высоты установки. Для улучшения освещенности необходимо модернизировать именно основные фары.

— Ксенон должен устанавливаться исключительно в линзованную оптику

— Идеальный цвет для противотуманных фар — желтый.

Можно ли ставить ксенон в противотуманные фары?

Ксенон в ПТФ — отдельная тема для разговора о его целесообразности и, конечно же, разрешённости по ПДД, а также условий такой разрешённости. Если говорить в общем, то ситуация тут во многом аналогична фарам ближнего и дальнего света. А теперь давайте выясним, можно ли ставить ксенон в противотуманки по ПДД в 2022 году, какой штраф за ксенон в ПТФ и какие условия для его установки.

В прошлой статье мы уже рассматривали нюанс установки лампочек газоразряда (что и называется “ксеноном”) в головные внешние световые приборы. В частности, мы выяснили, что за него предусмотрено лишение прав, и оно незаконное. А законно только штрафовать водителя на 500 рублей, но в ряде случаев аннулировать регистрацию машины.

Законен ли ксенон в ПТФ в 2022 году?

Также, как и в прошлом материале, здесь мы обратимся за помощью к главному Техническому регламенту всех автомобилистов. Хотя прямой отсылки к нему в ПДД нет, но только в нём содержатся правила установки ксенона в противотуманные фары. Но давайте по порядку!

Правила дорожного движения мы обязаны знать и соблюдать. Пункт 3.4 Основных положений по допуску ТС к эксплуатации говорит нам о том, что:

3.4. На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.

И в этом случае не допускают к дорожному движению такие автомобили.

А вот типы световых приборов, в том числе противотуманки, и лампы, им соответствующие, определяет указанный выше Техрегламент.

1.3.8. Маркировка фар дальнего и ближнего света и противотуманных и классы установленных в них источников света должны соответствовать.

Все внешние световые приборы, к коим относятся и противотуманные фары, разрешающие установку в них ксенона, имеют тип, аббревиатура которого начинается с буквы “D“. С другой стороны, практически ни один тип противотуманки, в которой ксенон не установлен с завода, не начинается с неё. Исключение составляют разве что старые “японцы” и Audi Q7 несвежих поколений.

Это значит, что ксенон в противотуманных фарах не предусмотрен стандартно практически ни для каких ПТФ, которые с завода не комплектуются газоразрядными лампами. И устанавливать его в них нельзя.

Нужен ли омыватель фар и автокорректор для ксенона?

Второй момент — обязательное наличие автокорректора и фароочистителя для ксенона. Впрочем, дело тут не в самом ксеноне, а в мощности светового потока излучения, который почти у любых ксеноновых ламп составляет более 2 000 люмен. Это число — граница дозволенности отсутствия автокорректора и омывателя фар.

Но главное здесь в том, что без разницы, стоит ксенон в противотуманных фарах или же обычном головном свете с таким количеством светового потока. В Техрегламенте отдельно приводятся противотуманки с ксеноном:

1.3.7. Адаптивные системы переднего освещения, выполняющие функцию ближнего света, независимо от используемого источника света, фары ближнего света с источниками света класса LED, а также фары ТР ТС 018/2011 164 ближнего света и противотуманные с источниками света любого класса, имеющими номинальный световой поток более 2000 люмен, должны быть оснащены автоматическим корректирующим устройством регулировки угла наклона фар.

И самое интересное описано в примечании к пункту 1.3.7 Техрегламента:

Примечание: Сменные газоразрядные источники света категорий D1R, D2R, D3R, D4R, D1S, D2S, D3S, D4S и галогенные лампы накаливания категорий H9, H9B, HIR1 имеют номинальный световой поток более 2000 люмен.

При каких условиях автокорректор и омыватель не нужны?

Но есть ещё небольшой ряд типов газоразрядных ламп, которые иногда имеют мощность светового потока всё же менее 2 000 люмен. Для них не нужны омыватель ПТФ и автокорректор.

Читайте также:  Принцип работы инжекторного двигателя

К таким лампам относятся, к примеру, типы D8S и D6S. В целом, лампы, имеющие номинальную мощность менее 25 Ватт, нередко (но не всегда) светят пучком менее 2 000 люмен.

Однако, минус таких ламп заключается в том, что если Вы задались целью повышения видимости от противотуманок с ксеноном, то добиться таковой с лампами мощностью 25 Ватт и менее практически нельзя — они не светят.

Почему ксенон в противотуманных фарах бесполезен?

Начать следует в того, что ксенон всегда должен быть в линзах, которые сосредотачивают пучок света в одном направлении. Главное же преимущество рассматриваемых нами фар для тумана заключается в их рассеивании света. Да, ксенон в ПТФ можно поставить и без линз, чтобы он рассеивал свет, но это тоже не поможет, и ниже Вы узнаете, почему.

Свет с галогеновыми лампами из противотуманок рассеивается вниз, ксенон же рассеивается во всевозможные стороны, которые не ограничиваются его теневыми рамками. Проблема в том, что в случае с ксеноном из-за его физических характеристик не выставить верхнюю границу направления пучка света, а в ПТФ именно чёткое расположение этой границы обеспечивает видимость в туман за счёт того, что не слепит самого водителя. В случае же с ксеноном в противотуманках в сильный туман Вы просто будете видеть белую стену перед собой.

Впрочем, нужно отдать должное — в лёгкий туман, пасмурную погоду, ксенон с пучком света жёлтого цвета в ряде случаев освещает дорогу лучше галогеновых ламп именно в таких фарах.

Именно поэтому сегодня, 2022 год, многие автопроизводители, устанавливающие с завода ксенон в противотуманные фары, перестают даже называть эти фары противотуманными, а зовут “дополнительными фарами”.

И в любом случае, практически каждый “счастливый” владелец самопального ксенона в противотуманных фарах практически гарантированно подвергается регулярным проклятиям встречных автомобилей. Ведь газоразрядные лампы в таком источнике света, пытающемся рассеять свет, слепят гораздо сильнее фар ближнего света.

Штраф или лишение за ксенон в противотуманках?

В контексте наказания за ксеноновый свет в ПТФ всё аналогично запрещёнию такового в головном свете. Как мы уже упомянули выше, законодательство зачастую не разделяет прямо ПТФ и фары головного света, и Административный кодекс здесь не исключение. Он предусматривает наказание за несоответствие Основным положениям из ПДД, пункт 3.4 которых мы процитировали выше.

Но какое наказание предусмотрено за ксенон в противотуманных фарах: штраф или лишение прав? Вопрос неоднозначный, потому что на дороге Вас вполне могут лишить прав практически в 90 и более процентах случаев. Причём, даже в судах высших инстанций. Без прав за ксенон Вы можете остатся на общий промежуток времени от полугода до 1 года как за нарушение правильного цвета испускаемого фарами света и их режима работы Основным положениям правил (часть 3 статьи 12.5 КоАП). А ещё по этой ней же конфискуют противотуманки.

Но почему мы говорим только о практике?! Потому что в теории ни цвет фар при установке ксенона в противотуманки (если он белого, жёлтого или оранжевого цвета), ни даже режим их работы не нарушен. Согласно Техрегламенту существует только два режима:

  • постоянный,
  • проблесковый.

Если у Вас ксенон в противотуманках не мигает, то режим тоже не нарушен. И учесть также следует то, что для образования состава по такому правонарушению обязаны быть соблюдены оба условия.

Законное наказание (к сожалению, в большинстве случаев только в теории) — это штраф в размере 500 рублей по части 1 этой же статьи, которая предусматривает любые нарушения Основных положений ПДД, за исключением исключений (перечисленных в следующих частях этой статьи КоАП).

Аннулирование (прекращение) регистрации за ксенон в ПТФ

Отдельно следует отметить очень важный момент — аннулирование регистрации за установку ксеноновых ксенона в ПТФ. Такое вполне возможно, в том числе и на практике. Дело в том, что не подлежат регистрации ТС, в конструкцию которых внесены изменения (п. 3 Приказа №399).

В то же время пункт 51 того же Приказа предписывает, что в случае нарушений, выявленных у уже зарегистрированных машин, в виде внесения изменений в конструкцию, регистрация таких автомобилей подлежит прекращению (аннулированию) до устранения причин аннулирования.

Ксенон: нужен ли он в противотуманных фарах

Газоразрядные лампы, именуемые в автомобилистском обиходе ксеноном, обладают способностью источать свет, ослепительный во всех смыслах этого слова. Данное обстоятельство подвигает многих водителей на логическое умозаключение: чем ярче свет, тем успешней он борется с туманом. А отсюда полшага, точнее, полколеса до установки ксенона в противотуманки на авто. Но не всё так просто в подксеноновом мире. Чрезмерная яркость газоразрядного света чаще всего превращается из союзника одного водителя в злейшего врага другого, едущего по встречке. Имеются и другие нюансы, заставляющие представителей ГИБДД жёстко регламентировать установку ксенона в противотуманные фары (ПТФ) и всемерно пресекать всяческую вольницу в этом деле.

Зачем может понадобиться водителю установка ксенона в противотуманки

Яркий свет, который дают газоразрядные лампы, привлекает многих водителей, не удовлетворённых осветительной мощностью своих ПТФ в туманную погоду. Они думают, что простая замена галогенных или светодиодных ламп на ксеноновые в противотуманках разом решит эту проблему.

Ещё одна категория автомобилистов, которых затронуло модное поветрие установки ксенона в ПТФ, желает ослепительным светом, исходящим от их авто, подчеркнуть его «крутизну». Включённые фары ближнего света вкупе с ксеноновыми противотуманками придают автомашине в дневное время агрессивный вид, считающийся в определённой автосреде шиком. Кроме того, включение одновременно фар ближнего света и противотуманок, что в дневное время на запрещается ПДД, лучше обозначает движущееся транспортное средство и, значит, увеличивает его безопасность.

Читайте также:  Средство для химчистки салона автомобиля – не хуже автомойки!

Однако все эти надежды и расчёты мигом рушатся, если поставить ксеноновые светильники в непредназначенные для этого ПТФ и затем использовать их по прямому назначению, то есть бороться с сильным туманом. Каждый вид противотуманных фар имеет характерную для него светотеневую границу и способен по-своему распределять освещение внутри светового пятна. Если ксенон установить в противотуманку с банальным рефлектором, то такая фара будет размывать светотеневую границу, превращая туман перед лобовым стеклом в светящуюся стену. Кроме того, бьющий во все стороны чрезмерно яркий свет ослепляет встречных водителей и тех, кто движется параллельным курсом впереди через зеркала заднего вида, что чревато опасными последствиями.

Именно поэтому ксеноновые лампы необходимо устанавливать только в фары со специальными линзами, которые направляют световой поток вниз на дорожное полотно и вбок на обочину. Там находятся главные маркеры, помогающие водителю правильно ориентироваться в условиях плохой видимости. Грамотно сфокусированный поток света не пробивает стену из тумана, а выхватывает из него нужный для водителя в каждый момент движения участок дороги и при этом не ослепляет встречный автотранспорт, поскольку светит не далее 10–20 м перед машиной.

После того как поставил ксенон в головные фары и в ПТФ, настроил, решил проверить на себе, как получилось. Друга посадил за свою со включёнными фарами и ПТФ и проехался ему навстречу — слепит хорошо. Итог: поставил линзы и в фары, и в ПТФ: и свет отличный, и никто не кривится.

Serega-S

https://www.drive2.ru/users/serega-ks/

Данный аспект применения галогена в противотуманках является разочарованием для ещё одной группы автомобилистов, которые рассчитывают за счёт яркого света газоразрядных ламп повысить недостаточные, на их взгляд, осветительные свойства имеющихся у них головных фар. Кроме того, низкое расположение ПТФ даёт стелющийся вдоль дорожного полотна световой поток, который даже при небольших неровностях дороги порождает длинные тени, создающие иллюзию нахождения впереди глубоких ям. Это заставляет водителей постоянно снижать скорость без всякой реальной для этого необходимости.

Разрешён ли ксенон в противотуманках

Автомобиль, оборудованный газоразрядными лампами в фарах на заводе, однозначно вправе ездить, сияя ксеноном на законных основаниях. Штатные ксеноновые противотуманки дают широкий и плоский световой поток, надёжно выхватывая из тумана обочину и небольшой участок дорожного полотна впереди машины. Они чётко обозначают присутствие автомобиля для встречных водителей, при этом не слепя их.

Что об этом говорится в нормативных документах

С точки зрения закона, наличие ксенона в противотуманных фарах легально при наличии на них маркировок:

  • D;
  • DС;
  • DCR.

А если, например, противотуманку авто украшает литера Н, то в такую ПТФ следует ставить только галогенные лампы, но ни в коем случае не ксеноновые.

И хотя в ПДД ничего не говорится об использовании ксенона, в пункте 3,4 Техрегламента чётко указывается, что в любые автомобильные источники света надлежит ставить только лампы, напрямую корреспондирующиеся с типом фар.

Будет ли за их установку штраф, лишение прав или другое наказание

Из вышесказанного следует сделать вывод, что к противотуманным фарам предъявляются такие же требования, как и к фарам головного света, и что несоблюдение этих правил влечёт за собой запрет эксплуатации транспортного средства. За нарушение же этого запрета ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ предусматривает лишение права управления ТС в течение 6 или даже 12 месяцев. Вроде бы достаточно суровое наказание всего лишь за то, что водитель вставил в фары «не те» лампочки. Но если представить себе, к каким трагическим последствиям может привести ослепление встречного водителя, то такая строгость уже не скажется чрезмерной.

Купил машину с ПТФ и сразу понял, что 90% водителей, которые ездят в темное время суток при нормальной видимости (при отсутствии дождя, снегопада, тумана) с включеными 4-мя фарами, не совсем здоровы! А предуров-ксенорастов с колхозным ксеноном, который светит кругом, кроме дороги, надо истреблять!

Chernigovskiy

https://www.drive2.ru/users/chernigovskiy/

Как на деле обстоит ситуация с ксеноном

Как обычно, суровость законов смягчается возможностью их несоблюдения благодаря наличию обходных лазеек. Главная из них проявляется в трудности обнаружения нелегального («колхозного» в народной интерпретации) ксенона в ПТФ. Противотуманка не принадлежит к основному головному свету авто, являясь дополнительным, и поэтому водитель имеет право вообще её не включать по требованию автоинспектора, если она до этого не была во включённом состоянии, мотивируя это чисто декоративным или даже бутафорским, но в любом случае нерабочим её назначением.

Если противотуманка была замечена сотрудниками ГИБДД работающей, то и здесь доказать наличие в ней с ксенона зачастую проблематично. Водитель может сослаться на неумение достать лампу из ПТФ, а автоинспектор сам не имеет права нарушать целостность автомобиля. Более того, грубым нарушением считается самовольное изменение конктрукции автомобиля без согласования с ГИБДД, например, замена штатных фар на автомобиле другими. А если в фары остались в целости и сохранности, а заменены лишь лампы в них, то формально нарушения нет.

При этом следует иметь в виду, что сотрудники ГИБДД могут тормозить автомашину и проверять, насколько её оптика соответствует правовым нормам, исключительно на стационарных постах. Причём устанавливать это имеет право только инспектор технического надзора. Но если эти правила соблюдены, а маркировки вставленных в ПТФ с ксеноновых ламп и фар находятся в противоречии, водителю придётся отправляться в суд за штрафными санкциями.

Видео: как водители устанавливают ксенон

Высокая интенсивность светового потока, создаваемого газоразрядными лампами, вроде бы по умолчанию предназначена для борьбы с плотным туманом. Однако чтобы это произошло в действительности, необходимо соблюсти ряд обязательных условий, главное из которых — фары со специальными линзами. Без них ксеноновый светильник может превратиться для водителя в бестолкового и опасного помощника.

Можно ли ездить с ксеноном по закону — штрафы, лишение прав

В последние годы все больше автовладельцев самостоятельно устанавливают в фары головного и противотуманного света ксеноновые лампы. В этой статье мы разберемся, насколько такая самодеятельность оправдана и в каких случаях незаконна. Ну и заодно выясним, какой положен штраф за ксенон, установленный нештатно.

Читайте также:  Знак "Инвалид" ПДД: особенности получения и использования

Что такое ксенон и чем он отличается от обычных ламп

Прежде всего выясним, чем ксеноновая лампа отличается от обычной накаливания, в том числе и галогенной. Начнем с принципа действия.

Накаливания

Принцип работы лампы этого типа известен, пожалуй, всем: колба, заполненная инертным газом, внутри колбы – спираль из вольфрама. Подаем напряжение, спираль накаляется и начинает светиться. Инертный газ в колбе не дает спирали окислиться и перегореть.

Конструкция лампы накаливания

Цифрами на фото обозначены:

  1. Спираль (тело накала).
  2. Держатели-электроды.
  3. Колба, заполненная инертным газом.
  4. Цоколь.

Полезно! Галогенная лампа имеет тот же принцип, но благодаря примесям галогенов спираль светит ярче и служит дольше.

Ксеноновая

По принципу работы этот тип лампочек отличается от ламп накаливания в корне. Ксеноновая лампа тоже имеет колбу, но не имеет спирали. При подаче на лампу напряжения в колбе появляется дуговой разряд, который заставляет светиться ксенон – именно им наполнена колба.

Конструкция ксеноновой лампы

Цифрами на фото обозначены:

  1. Питающий проводник.
  2. Цоколь.
  3. Электроды.
  4. Колба, заполненная ксеноном.

Но отличия этих ламп, конечно, не только в принципе работы. Ксеноновая лампочка светит ярче, она экономичнее, долговечнее. Главное, из-за отсутствия спирали колба этого прибора создает практически сферический световой пучок, который можно откорректировать лишь отражателями специальной формы или линзовой системой. Таким образом, ксенон разрешен и эффективен только в фарах, специально разработанных под этот тип ламп.

Что такое биксенон

Бксеноновая лампа – это практически тот же ксенон, но благодаря специальной конструкции прибор может использоваться в качестве источника ближнего и дальнего света. Достигается это специальной шторкой, которая в режиме «ближний свет» отсекает часть светового потока, создавая необходимую для ближнего света светотеневую границу.

Различают биксеноновые лампы и биксеноновые фары (линзы). Первые представляют собой ксеноновую лампу со встроенным в нее механизмом – подвижной шторкой. Биксеноновая фара – это готовая оптическая система с подвижной шторкой. В такую фару можно вставить обычную ксеноновую лампу и получить «биксенон».

Обозначение типов ксеноновых ламп и фар автомобиля

В какие фары можно ставить ксенон, мы разобрались, но как отличить ксеноновую фару от обычной? Кроме того, даже фары для ксенона могут различаться по типу используемых ламп. Разобраться в этом вопросе несложно: достаточно знать международную маркировку, которая проставляется прямо на корпусе светового прибора:

  • С — для ближнего света, R — для дальнего света, СR — двухрежимного (ближний/дальний) с обычными лампами накаливания (Правила ЕЭК ООН № 112, ГОСТ Р 41.112-2005);
  • HС — для ближнего света, HR — для дальнего света, HСR — двухрежимного (ближний/дальний) с галогенными лампами (Правила ЕЭК ООН № 112, ГОСТ Р 41.112-2005);
  • DС — для ближнего света, DR — для дальнего света, DСR — двухрежимного (ближний/дальний) с газоразрядными источниками света, включая биксенон (Правила ЕЭК ООН № 98, ГОСТ Р 41.98-99).

Таким образом, для ксеноновых ламп пригодны лишь фары с маркировкой DC, DR и DCR. Причем ксеноновые лампы ближнего света можно устанавливать только в приборы с маркировкой DC DCR, а дальнего – с DR и DCR. Вполне очевидно, что ксенон нельзя использовать в фонарях с маркировкой HC (С), HR (R) и HCR (CR): они предназначены для ламп накаливания (в том числе галогенных) и оснащены абсолютно другой оптической системой.

В эту фару можно поставить ксеноновую лампу дальнего или ближнего света либо биксеноновую

Когда ксенон считается штатным?

Согласно словарю, штатный – внутренний, свойственный, принадлежащий чему-либо, встроенный во что-либо, входящий в комплект поставки. Таким образом, штатный ксенон – это тот, что предусмотрен заводом-изготовителем и согласован со всеми нормативными документами, регламентирующими требования к транспортным средствам и их узлам.

То есть ксеноновая фара, установленная на транспортное средство, должна быть не только сертифицирована, но и утверждена для использования на конкретном автомобиле (прописана в сопроводительной документации к ТС). Только в этом случае она будет считаться штатной, а ее эксплуатация не будет вызывать проблем с законодательством.

В каких статьях прописаны требования и ответственность

Прежде чем самостоятельно установить ксенон в фары и спокойно ездить, не боясь юридических последствий, стоит внимательно изучить целый ряд нормативных документов, которые приведены ниже:

  1. Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.
  2. КоАП РФ статья 12.4 часть 1.
  3. КоАП РФ статья 12.5 части 1 и 3.
  4. КоАП РФ статья 12.31 часть 3.
  5. Технический регламент ТС “О безопасности колесных транспортных средств”.
  6. ГОСТ Р 41.99-99.
  7. ЕЭК ООН N 99.

к содержанию ↑

Какой штраф за ксенон предусмотрен по закону

Итак, какой штраф предусмотрен законодательством за нештатный ксенон? Еще совсем недавно за «колхозный» ксенон в противотуманных фарах и фарах головного света наказание было одно – лишение водительского удостоверения сроком на 6-12 месяцев. Но в июне 2019 года ситуация несколько изменилась, поскольку вышло постановление Верховного суда РФ “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”:

  1. Согласно пункту 6 данного документа, «установка на передней части транспортного средства световых приборов с огнями красного цвета или световозвращающих приспособлений красного цвета, а равно световых приборов, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации», влечет административную ответственность по части 1 статьи 12.4 КоАП РФ. При этом управление транспортным средством, на передней части которого установлены указанные световые приборы или световозвращающие приспособления, а также выпуск на линию такого транспортного средства подлежит квалификации соответственно по части 3 статьи 12.5 КоАП РФ или части 3 статьи 12.31 данного кодекса.
  2. … при применении названных выше норм следует учитывать, что объективная сторона состава соответствующего административного правонарушения может иметь место только в случае одновременного несоответствия цвета огней и режима работы таких приборов требованиям, указанным изготовителем в эксплуатационной документации.
  3. … в случае же несоответствия только цвета или режима работы световых приборов, установленных на транспортном средстве, названным выше требованиям управление таким транспортным средством может быть квалифицировано по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ».

Открываем КоАП РФ статью 12.5 часть 1:

  • Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации» эксплуатация транспортного средства запрещена и влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Читайте также:  Средство для химчистки салона автомобиля – не хуже автомойки!

Итак, согласно приведенным выше выдержкам, лишение прав наступает лишь в случае, если «цвет огней и режим работы не соответствуют требованиям…». При установке даже «колхозного» ксенонового источника света цвет огней не изменяется, а не соблюдается лишь режим работы светового прибора. В этом случае, как вполне однозначно указано в постановлении Верховного суда, нарушение должно квалифицироваться по статье 12.5.1 КоАП РФ – штраф ГИБДД в размере пятисот рублей.

Важно! Самостоятельно устанавливая ксенон, мы самовольно вносим изменение в конструкцию автомобиля, что вместе со штрафом может повлечь принудительное прекращение регистрации автомобиля (КоАП РФ статья 12.5 часть 1).

Ну и не стоит забывать, что до 25 января 2015 года проверить автомобиль на наличие ксеноновых лампочек могли только на стационарном посту ГИБДД. Однако в 2019 это требование не действует, т. е. проверить фары автомобиля могут в любом месте.

Проверить соответствие фар лампам, в них используемым, инспектор может прямо на улице к содержанию ↑

Возможно ли легально установить ксенон в 2019, если стояли галогенные лампы

Предположим, мы решили оснастить свой автомобиль, на котором штатно стояли галогенные лампы, ксеноновым светом. Насколько реально это сделать без конфликтов с законом и, если реально, что конкретно придется для этого предпринять?

Прежде всего необходимо получить разрешение на замену галогенных фар ксеноновыми. Сделать это в 2019 году вполне реально. Отправляемся в экспертную службу ГИБДД, проходим экспертизу и получаем заключение о том, кто конкретно наше ТС может быть переоборудовано под ксенон.

Теперь с разрешением в ГИБДД. Точнее, в их подразделение технического надзора. Предъявляем заключение, пишем заявление на переоборудование ТС. Машину повторно осматривают и пишут еще одно заключение.

Получив разрешение, мы имеем право заменить штатные галогенные фары на специально предназначенные для работы с газоразрядными источниками света. Тут необходимо выполнение сразу нескольких условий:

  • световые приборы должны соответствовать типу света, с которым они будут использоваться: дальний, ближний или дальний/ближний (см. раздел «Обозначение типов ксеноновых ламп и фар автомобиля»);
  • оптика фар должна соответствовать типу ламп, которые будут в них использоваться: рефлекторная или линзованная);
  • фонари в обязательном порядке должны иметь омыватель фар и корректор светового пучка. И то и другое необходимо для исключения ослепления водителей встречного транспорта (без омывателя стекло быстро покрывается пылью и грязью, что сильно влияет на светотеневую границу);
  • световые приборы должны быть сертифицированы и разрешены к использованию в стране, где будет эксплуатироваться автомобиль;
  • фары должны быть правильно установлены и отрегулированы согласно ГОСТу.

Установить ксенон проще всего в лицензированном сервисном центре, который по окончании работ документально заручится в том, что все оборудование и проделанные работы соответствуют требованиям нормативных документов. Проще, но стоит это будет соответственно.

Важно! Переоборудование можно произвести и своими силами, чтобы не сильно тратиться. Но в этом случае придется закупать только лицензионное оборудование, поскольку все паспорта и сертификаты на него необходимо будет предъявить экспертам.

Все готово? Теперь снимаем ксерокопии со всех документов, заверяем их у нотариуса и снова в экспертную службу, но уже с новыми фарами. Опять проверка экспертами – все ли сделано правильно, сертифицированы ли фары и лампы, светят ли новые фонари так, как им положено: освещают дорогу и одновременно не слепят встречных водителей. Если все в порядке, получаем еще одно заключение.

Берем его и опять идем в технадзор ГИБДД. Здесь получаем диагностическую карту и отметку в паспорте на ТС об изменении конструкции.

Вот, в принципе, и все, легализация нашего ксенона прошла успешно. Легко и быстро: несколько месяцев беготни и ожидания плюс 8 000-15 000 рублей без учета расходов на переоборудование. Самое время задуматься, а стоило ли оно того?

Можно ли ставить в линзованные фары

Как мы выяснили выше, фары для ксеноновых ламп должны иметь специальную конструкцию. Они могут быть как с отражателями, так и с линзовой системой. Таким образом, в линзованные фары ставить ксеноновые лампочки можно, но при условии, что они имеют то же назначение и маркировку, что и используемая фара.

Более того, существуют «ксенонки», которые могу эксплуатироваться только с линзованными фарами. В качестве примера можно взять прибор D4S, который категорически нельзя устанавливать в безлинзовые фонари с отражателями, даже если последние предназначены для ксенона.

Эту лампу можно поставить только в линзованную фару

Требования, нормы и ограничения для противотуманных фар

Газоразрядные источники света могут быть установлены и в противотуманные фары. Нормы же и ограничения на их установку те же, что и на использование ксенона в фарах головного света:

  1. Противотуманные фары должны быть специально предназначены для работы с газоразрядными (ксеноновыми) лампами.
  2. Фонари противотуманного света должны быть оборудованы автокорректором и омывателем.
  3. Фары должны быть сертифицированы и разрешены к использованию в той стране, где эксплуатируется автомобиль.
  4. Фары с автомобилем идут штатно (см. раздел «Когда ксенон считается штатным?»).
  5. Если ксеноновые источники света устанавливаются нештатно, то изменение конструкции авто должно быть одобрено экспертами, а их разрешение на эксплуатацию переоборудованного ТС должно быть отражено в соответствующих документах.

Подведем итоги

С ксеноновым светом мы вроде разобрались, самое время подвести итоги. Что мы имеем?

  1. Ксенон, конечно, вещь хорошая, но только в том случае, если он «правильный». В противном случае кроме иллюминации он ничего не даст.
  2. «Колхозный» ксенон не только бесполезен, но и опасен: ослепив встречного водителя, мы рискуем как своей жизнью, так и жизнью других участников движения.
  3. «Неправильный» ксенон – большие проблемы с законом. Даже если мы и не лишимся прав, то можем «попасть» на крупный штраф + лишение регистрации ТС. Получить же повторную регистрацию с такой репутацией будет весьма сложно. Ну и, конечно, будут взникать постоянные проблемы при прохождении техосмотра.
  4. Узаконить ксенон хотя и сложно, но при желании можно. Конечно, это выльется в копеечку и отберет много времени и нервов, но задача вполне решаема.
  5. Запрет на ксенон в России – миф. Если фары штатные или установлены самостоятельно и легализованы, то вопросов не будет вообще.
  6. Теоретически с июня 2019 года избежать лишения прав за ксенон вполне реально. Как это будет работать на практике, посмотрим.
Читайте также:  Принцип работы инжекторного двигателя

к содержанию ↑

Как общаться с инспектором, чтобы избежать штрафа?

И напоследок несколько рекомендаций, как вести себя с сотрудником ГИБДД.

Прежде всего полное спокойствие и уверенность. Даже если мы нервничаем, этого не должно быть заметно. Напуганный водитель выглядит, по меньшей мере, подозрительно.

Ведем себя так, будто мы отлично знаем свои права, права инспектора и в курсе всех законов. Большинство (не все, слава Богу) инспекторов, почувствовав, что водитель «плавает», ведут себя более чем непорядочно. Но для этого, конечно, законы и свои права нужно знать. Что касается требований, то они прописаны в документах, перечисленных в разделе «В каких статьях прописаны требования и ответственность». Свои права и обязанности можно узнать, к примеру, здесь .

Наиболее полезные рекомендации общего характера по вопросу, как общаться с сотрудником ГИБДД, можно посмотреть здесь и здесь .

Вот и закончилась наша беседа о ксеноне и оптике для него. Теперь мы знаем, чем он отличается от галогена, какие преимущества и недостатки имеет и какие проблемы при неправильном использовании может вызвать. А ставить его на свой автомобиль или нет – дело сугубо личное.

Как установить ксенон в противотуманки

Противотуманные фары — неосновной источник освещения в автомобиле, который обеспечивает видимость на дороге при неблагоприятных погодных условиях. В качестве светоизлучающего элемента большинство автопроизводителей используют галогеновые лампы, которые дают сравнительно слабый уровень освещения. Для увеличения яркости многие водители устанавливают ксенон в противотуманки. Неправильный монтаж приводит к нарушению ПДД и ослеплению встречных водителей. Поэтому сегодня мы рассмотрим, как установить ксенон в противотуманки без нарушения законодательства.

Что нужно знать перед установкой

Секрет эффективности ПТФ заключается в направлении светового потока. Лучи рассеиваются в горизонтальной плоскости и накладываются на дорогу. При установке на заводе противотуманки выставляются под определенным углом наклона и настраиваются под световую границу. Точная регулировка позволяет водителю перемещаться при тумане без потери видимости. При этом автомобиль не слепит водителей, движущихся навстречу.

Законодательством не запрещено устанавливать газоразрядные лампы в противотуманные фары, если монтаж выполнен без нарушений общих требований. Некорректно смонтированное устройство может стать причиной запрета эксплуатации автомобиля сотрудниками ГИБДД. Для законной установки ксенона необходимо, чтобы фара была предназначена для газоразрядных ламп. Проверить совместимость можно по маркировке, которая нанесена на каждой ПТФ:

– «D» — конструкция предусматривается установку ксеноновых ламп;

– «H» — фара предназначена для установки только галогенок. Ксенон не допускается.

Если установить ксенон в ПТФ, которая предназначена под галогенки, то нарушиться фокусировка. Отражение и преломление света в хаотичном порядке приводит к нулевой эффективности в условиях тумана и ослеплению встречных автомобилей. Рекомендуемое решение для газоразрядных световых излучателей — линзованная оптика, которая фокусирует световой поток на расстоянии 10-15 метров. ПТФ с ксеноном должны оснащаться автокорректором, который плавно поднимает фары при включении и опускает их при выключении.

Подготовка к установке противотуманок

Перед приобретением комплекта ксенона определите, подходят ли штатные фары для установки газоразрядных ламп. Если они предназначены для галогеновых лам или ПТФ отсутствуют вообще, то купите линзованные противотуманки. Такие устройства образуют сбалансированный поток света, не требуют сложных работ по монтажу и регулировке. Если же штатные ПТФ подходят для установки ксенона, то следует подобрать комплект из ламп, блоков розжига, проводов. Оптимальная температура свечения 4300К — белый свет с лимонным оттенком. Если вы предпочитаете свечение белого цвета, то обратите внимание на элементы с маркировкой 5000К.

Электрическая схема подключения ксенона в противотуманки практически идентична включению галогеновых ламп. Главное отличие — в необходимости расположения блоков розжига. Наглядная схема на изображении ниже.

Установка ксенона в противотуманки

Для монтажа понадобится:

  • комплект ксенона;
  • ПТФ под ксенон (при необходимости);
  • проводка;
  • крепежные элементы — хомуты, двусторонний скотч, металлические фиксаторы;
  • крестообразная отвертка;
  • гаечные ключи.

Если противотуманки предусмотрены конструкцией автомобиля, порядок работ следующий:

  1. Снять плюсовую клемму аккумулятора.
  2. Снять бампер, если по-другому невозможно добраться до противотуманок. Для большинства моделей авто достаточно открутить болты, при помощи которых боковые стороны бампера крепятся к арке колеса.
  3. Отключить проводку электропитания и достать старые лампы. В некоторых конструкциях для извлечения лампочки необходимо отжать фиксирующую пружинку.
  4. Извлечь ксеноновую лампу из защитной колбы и установить на место галогеновой. Касаться газоразрядного элемента руками запрещено. Для работ используйте перчатки.
  5. Подключить ксеноновую лампу к блоку розжига и к штатному питанию ПТФ согласно схеме, представленной выше.
  6. Зафиксировать блок розжига в удобном месте при помощи металлических креплений, хомутов или двустороннего скотча.
  7. Закрепить проводку хомутами.
  8. Повторить процедуру со второй фарой.

Если требуется замена базовых ПТФ на линзованные, то к перечисленным выше действиям добавляются работы по демонтажу старой и установке новой фары. Технология монтажа отличается зависимо от конструкции авто.

Если противотуманные фары не предусмотрены конструкцией авто, то к выше перечисленным действиям добавляются работы по правильному подключению к бортовой электрической сети машины. ПТФ включаются только с габаритами. Поэтому подключение фар осуществляется через габариты с применением отдельного реле и кнопки. Для этого найдите провода, которые отвечают за включение габаритных огней. Через них подсоединяется реле и кнопка включения. Один контакт замыкается на массу, второй — служит для подачи питания с аккумулятора. Между кнопкой включения и реле устанавливается предохранитель, не менее чем на 15А. Наглядная схема представлена ниже.

Подытожим

Ксеноновые осветительные элементы в противотуманках не запрещены законом, при условии правильной их установки. Следуйте выше представленным инструкциям, и ваши противотуманные фары будут на 100% выполнять свои функции, не слепить водителей на встречной дороге, и соответствовать закону.

Ссылка на основную публикацию