Магнитная подвеска: назначение, устройство и работа электромагнитной ходовой части автомобиля
Подвеска автомобиля достаточно консервативна. Несмотря на совершенствование отдельных её составляющих, общий принцип построения не меняется. Упругие элементы и демпферы на гидравлических и пневматических элементах, сложная механика направляющего аппарата. Радикально улучшить работу тут можно только применив активное управление характеристиками, с большой скоростью отслеживая изменение профиля дороги и нагрузки.
Что надо знать об электромагнитной подвеске
Быстрее всего работают узлы и элементы, использующие электромагнитное взаимодействие между составными частями.
Такие устройства способны максимально оперативно реагировать на внешние воздействия, получая команды от электронного контроллера.
Принцип работы
Известно, что одноимённые полюса магнитов отталкиваются. Если магниты выполнены с электрической активацией, то такое устройство называется электромагнитом. Изменяя величину тока, проходящего по обмоткам электромагнитов можно регулировать силу их отталкивания.
Всё это позволяет использовать конструкцию из двух и более магнитов, как эффективную и быстродействующую пружину, поскольку внешний эффект совершенно идентичен стальной рессоре или её спиральному аналогу – пружине.
Получившаяся электромагнитная пружина обладает чрезвычайно полезным свойством мгновенной реакции на управляющее воздействие. Никаким другим способом добиться такой скорости невозможно, гидравлика и пневматика имеют задержки, измеряемые секундами, что для быстрого изменения мгновенной жёсткости неприемлемо.
Имея такой мощный инструмент в подвеске конструкторам остаётся только построить электронный блок управления, снабдить его нужным набором датчиков и разработать соответствующее программное обеспечение управляющего микрокомпьютера.
Теоретически такая задача легко выполнима, хотя на практике и выявляются определённые сложности. Как обычно, всё упирается в цену вопроса. Особенно если это касается крупносерийного производства. Можно создать идеально работающую систему, но в массовом выпуске она не будет обладать нужной конкурентоспособностью.
Ещё один путь внедрения электротехники в подвеску – это применение её в демпфирующих элементах более традиционной гидравлической конструкции.
Здесь можно поступить двумя способами:
- управлять электрогидравлическими клапанами, через которые перетекает рабочая жидкость амортизатора, уменьшение сечения переходного отверстия ведёт к повышению эффективной жёсткости узла и наоборот, амортизатор работает мягче, если масло в нём перетекает свободно;
- тот же эффект даст изменение свойств самой жидкости под воздействием внешнего электромагнитного поля, такие смеси существуют, в них используется принцип пространственной ориентации ферромагнитных частиц.
Второй способ даёт большее быстродействие, но и стоит дороже, поскольку подобные жидкости высокотехнологичны и сложны в производстве.
Виды магнитных подвесок
Разные компании в разработке пошли по своим направлением, руководствуясь внутренними программами и конечными целями.
Принято выделять концепции подвесок от американской компании Delphi Corporation, известной шведской фирмы SKF и идею профессора Bose, чьё имя в названии компании стало синонимом особо качественных акустических систем для автомобилей.
Delphi
Относительная простота этой системы не означает её примитивность или плохую эффективность.
Несмотря на то, что электромагниты здесь управляют только свойствами амортизаторной жидкости, точное воздействие на мгновенную жёсткость демпфера даёт подвеске совершенно новые свойства. Скорость изменения характеристик амортизатора здесь многократно выше, чем у традиционных активных гидравлических демпферов.
Это достигается специальной жидкостью, которая настолько точно и эффективно меняет свою вязкость под воздействием управляющего тока электромагнита, что особой надобности в изменении жёсткости упругого элемента не возникает.
Сильная зависимость работы подвески именно от свойств амортизатора известна давно, их подбору уделяется особое внимание в автоспорте, а там каждая секунда пребывания автомобиля на трассе имеет решающее значение. Характеристики пружин не так важны.
В амортизаторах электронной подвески Delphi использована разработанная компанией жидкость с микрочастицами, которые могут выстраиваться вдоль линий магнитного поля, резко меняя характер перетекания её через калиброванные отверстия.
Измеряемые микронами габариты частиц позволяют добиться большого быстродействия за счёт минимальной инерции. То же качество обеспечивает и минимальное потребление тока обмотками магнитов, что очень важно для общей экономичности автомобиля и упрощения силовой электроники.
Нужная информация снимается с датчиков подвески и других систем автомобиля, обрабатываясь в электронном блоке управления подвеской.
Шведская компания пошла другим путём. Не касаясь гидравлических амортизаторов, всё внимание было уделено скорости изменения характеристик упругого элемента.
Для этого в него была интегрирована специальная капсула, содержащая два мощных электромагнита. Меняя их поле взаимодействия можно настолько быстро реагировать на ситуацию, что данное устройство способно выступать в роли как упругого, так и демпфирующего элементов.
Ведь суть демпфирования состоит в динамическом изменении жёсткости, вплоть до смены знака вектора силы с отталкивания на притяжение. Таким способом компьютер может погасить любые колебания, лишь бы хватило быстродействия и диапазона изменения силы взаимодействия электромагнитов. А это уже вопросы технологического исполнения.
Потребляемая мощность здесь значительно выше, чем у чисто статического режима работы электромагнитов гидравлических активных амортизаторов.
Но до неприемлемых величин она не возрастает, реально сравниваясь с более традиционными потребителями вроде климатической системы или электрического отопителя, а чтобы избежать полного отказа подвески в случае поломок электрооборудования в подвеске сохранены традиционные пружины, частично резервирующие электромагнитное оборудование.
Много занимавшийся акустикой профессор Bose ближе к концу 20 века увлёкся идеей создания идеальной автомобильной подвески. Неудивительно что исполнительный элемент немного напоминает сильно увеличенную электромагнитную систему большого динамического громкоговорителя.
Но реально общего тут лишь применение устройства, теоретически представляющего собой линейный электродвигатель. То есть если сравнить это с разработкой SKF, то количество полюсов электромагнитов увеличено во много раз. Они расположены на штоке и статоре устройства, напоминающего телескопический амортизатор.
Магнитная отдача узла достаточно велика, это позволило отделаться приемлемой мощностью управления, зато быстродействие таково, что получившийся «динамик» способен гасить любые процессы, от стационарных до колебательных, работая как пружина и как амортизатор.
Достаточно сформировать и подать на обмотки управляющий сигнал, например, аналогичный внешнему воздействию, но с повёрнутой на 180 градусов фазой. То есть полностью погасить нежелательные колебания, наложив на них такие же, но в противоположном направлении в каждый отдельно взятый момент времени.
Такая подвеска настолько эффективна, что её можно считать эталоном среди всех электромагнитных устройств. Подвеска может обеспечить уникально большой рабочий ход, порядка 20 сантиметров, что для гражданских автомобилей чрезвычайно много, отличную стабильность положения кузова, чёткие реакции на любой профиль на любой скорости, отсутствие клевков и кренов.
Первые же презентации системы на тестовых автомобилях Lexus буквально ошеломили автомобильных журналистов, хотя эти машины и в стандартном исполнении обладают высочайшей плавностью хода.
Назначение элементов
Несмотря на глубокие различия в принципе действия, у всех электромагнитных подвесок много общих элементов:
- система датчиков, фиксирующих перемещение колёс относительно кузова, а также следящих за состоянием дороги на участках, которые колесу только предстоит преодолеть для заблаговременной реакции на неровности;
- датчики общего назначения, собирающие информацию о текущих параметрах движения, скорости, реакциях водителя и прочем;
- электронный блок управления с микрокомпьютером, собирающий, анализирующий и перерабатывающий информацию в сигналы управления;
- силовая электроника, формирующая мощные токи в обмотках электромагнитов;
- линейные электрические магниты, создающие необходимые механические усилия на штоки элементов подвески;
- исполнительные и направляющие узлы ходовой части.
Помимо видимых узлов в системе присутствует не менее технологичный программный продукт, под управлением которого всё и работает. Его роль в общем комплексе ничуть не меньше, чем у элементов подвески.
Достоинства и недостатки
Как и у большинства продуктов высоких технологий, недостаток у электромагнитной подвески один – высокая сложность.
Этот параметр формирует и цену, из-за чего до широкого внедрения разработок ещё далеко. Зато достоинств значительно больше:
- высочайшая плавность хода, недостижимая более простыми решениями;
- практически идеальная управляемость, из-за чего автомобиль обладает прекрасным сцеплением с дорогой в любых условиях;
- возможность полного устранения кренов, клевков и разгрузок осей, что позволяет максимально использовать тяговые, тормозные и боковые свойства шин, а также оптимизировать аэродинамику кузова;
- полная компенсация негативного влияния неподрессоренных масс на работу подвески;
В настоящее время по эффективности работы ни одна подвеска не может быть даже сравнима с электромагнитной.
Перспективы появления магнитных подвесок в будущем
Любое развитие технологий ведёт к снижению себестоимости систем в производстве. Поэтому применение активных подвесок будет расширяться, причём параллельно они обзаведутся и новыми функциями.
Например, уже сейчас ведутся работы по нескольким направлениям:
- активные электромагниты встраиваются в подвески рабочих кресел водителей на грузовых автомобилях, что ещё более повысит комфорт;
- системы технического зрения всё более тщательно изучают состояние дороги впереди автомобиля для максимально правильного реагирования;
- предсказание состояние покрытия может быть связано с системами навигации, в этом случае подвеска будет настраиваться в соответствии с разметкой дорожных карт и получать дополнительную информацию по спутниковой связи.
Ведущие фирмы мира понимают всю важность и перспективность новых разработок в этой области. Так труды покойного профессора Bose не задержались в рамках основанной им компании, а были выкуплены и стали основой для новой специализированной фирмы, в которую делаются значительные инвестиции. Результаты в виде серийного внедрения должны появиться достаточно быстро.
Подробная инструкция, как правильно заряжать необслуживаемый автомобильный аккумулятор
- Что представляет собой необслуживаемый аккумулятор
- Рекомендации по подбору зарядного устройства
- Как правильно заряжать: пошаговая инструкция
- Заключение
Вопрос, как правильно зарядить необслуживаемый аккумулятор автомобиля, вероятно, волнует многих автолюбителей. Связано это с тем, что подобные батареи в последнее время получили широкое использование, и в большинстве случаев устанавливаются на новые машины. Они сильно отличаются от собратьев обслуживаемого типа особым строением и отсутствием необходимости добавлять электролиты или измерять плотность.
Этот нюанс полностью отражает название, обслуживать его не потребуется. Аккумулятор практически полностью автономен. Но у водителей возникает ряд сложностей, когда дело касается необходимости подзарядить батарею. Разберемся, как правильно выбрать зарядное устройство. Узнайте все нюансы, возникающие при пополнении запаса АКБ.
Что представляет собой необслуживаемый аккумулятор
Как уже понятно по названию, необслуживаемому аккумулятору не требуется постоянное отслеживание уровня электролита с периодической его доливкой. Проще говоря, водитель приобретает полностью автономный продукт, для полноценной эксплуатации которого не нужно ничего делать. Пожалуй, звучит заманчиво, но разберем подробнее.
Необслуживаемые аккумуляторы полностью герметичны
Разделяют несколько видов АКБ:
- батареи, имеющие стандартный электролит жидкого типа, с запаянными или полностью отсутствующими пробками на корпусе под дистиллированную воду;
- гелевый аккумулятор. Он отличается содержанием порошка, изготовленного на основе оксида кремния. Сам электролит пропитывают, пока не образуется белый цвет, и только после помещают внутрь;
- полипропиленовые изделия, напитанные жидким электролитом.
Стоит сказать, что первыми представителями необслуживаемых АКБ стали свинцово-кальциевые модели. Они могли работать без воды до полутора-двух лет. Но реальную популярность не получили, поскольку быстро приходили в негодность.
Рекомендации по подбору зарядного устройства
Поскольку необслуживаемые аккумуляторы имеют ряд особенностей, заряжать их обычными зарядными устройствами нежелательно. Специально для данного типа АКБ есть автоматические зарядки.
Применение специализированного устройства поможет избежать форс-мажорных ситуаций. Главное, на что стоит обращать внимание при выборе конкретного прибора, это наличие автоматической поддержки заданного напряжения. Не лишним будет и автоматический контроль за величиной тока.
При полном восполнении заряда АЗУ выключается самостоятельно, предотвращая перезарядку.
Как правильно заряжать: пошаговая инструкция
При зарядке необходимо контролировать напряжение в клеммах и не допускать превышения максимального значения в 14 вольт. Правда, есть модели, допускающие максимум в 16 вольт.
При наиболее мощном показателе незамедлительно последует реакция воды внутри аккумулятора. Переходя в газообразное состояние, она выйдет в отверстие специального клапана, тем самым увеличив плотность и уменьшив уровень электролита в батарее.
Это может стать фатальным для дальнейшей полноценной эксплуатации, поскольку залить дистиллированную воду внутрь уже никак не получится. Именно поэтому при зарядке используют АЗУ.
Аккумуляторная батарея полностью герметична
Зарядить АКБ можно при помощи двух способов:
- Оставив батарею в машине при включенном двигателе и генераторе. Аккумулятор таким образом заряжается в автоматическом режиме. По правилу, чем больше оборотов, тем быстрее осуществляется заряд.
- Батарея заряжается от зарядного устройства. Данный способ наиболее популярен и безопасен, поскольку АЗУ самостоятельно рассчитывает число изначального тока, емкость и исходное состояние АКБ.
Инструкция, как правильно зарядить автомобильный аккумулятор необслуживаемого типа в домашних условиях:
- Необходимо подключить имеющиеся провода, соблюдая полярность. Плюсовый провод с плюсом, а минусовый – с минусом. Как правило, их специально обозначают разными цветами, красный – это плюс, черный – это минус.
- Установить постоянный ток. Данный показатель не должен превышать 10% от общего объема аккумулятора. Например, если общая емкость 80 А, следует установить уровень тока на 8 А. При полном разряде батареи необходимо начинать с 1–2 А.
- Перед подключением проводов к батарее проверьте, что зарядное устройство не включено в сеть.
- Только после полной проверки и подключения проводов можно включить АЗУ и выставить напряжение на 14,5 вольт. При наличии регулятора можно оставить ток на минимальном уровне.
- При зарядке уровень постоянного тока медленно снижается. Если он приблизится к показателю 14,4 вольт, достигается саморазряд тока в 200 мА, и процесс зарядки можно считать оконченным.
- В случае разрядки источника питания под ноль, следует уменьшить уровень напряжения до 12–13 вольт. Контроль уровень тока – на 5% от емкости аккумулятора.
Нельзя сказать точное время, которое потребуется на зарядку, поскольку оно зависит от разных факторов:
- уровня разряда;
- возраста АКБ;
- общего состояния батареи.
Заключение
Ответ на вопрос, как правильно заряжать необслуживаемый автомобильный аккумулятор, оказался не таким уж и сложным. Главное – внимательно отнестись к процессу зарядки и не пренебрегать основными правилами безопасности.
Вам уже приходилось заряжать аккумуляторы необслуживаемого типа от сети?
Инструкция как заряжать необслуживаемый аккумулятор
Технологии не стоят на месте, и на замену обслуживаемым аккумуляторам приходят необслуживаемые. Новые АКБ удобнее в использовании, и нет необходимости подливать дистиллированную воду, или измерять плотность электролита. Одними из самых популярных производителей таких батарей являются фирмы Bosch и Varta. Но можно ли заряжать необслуживаемый аккумулятор? Как правильно проводить зарядку автомобильного агрегата? Какие зарядные устройства использовать?
Необслуживаемые АКБ
В первую очередь нужно отбросить споры, и дать ответ на вопрос: «Заряжают ли необслуживаемый аккумулятор?» Ответ однозначный – да. И заряжать батарею не только можно, но и нужно! Зарядка является прямой необходимостью, особенно перед наступлением морозов.
Но необходимо правильно заряжать необслуживаемый аккумулятор, иначе он может прийти в негодность – нужно правильно подобрать зарядное устройство, выставить заряд, определить, когда он зарядится.
Отличия
Зарядить необслуживаемый аккумулятор автомобиля возможно так же, как и обслуживаемый, но есть отличия в процессе зарядки:
Узнай время зарядки своего аккумулятора
- В обслуживаемом, есть возможность посмотреть на сколько он зарядился. В рассматриваемом варианте такой возможности нет. Нужно очень строго следить за зарядом батареи по напряжению и токам, а также по индикатору на самом АКБ.
- Корпус герметичен и недопустима зарядка большими токами – необходимо постоянное напряжение.
При эксплуатации различий нет – всем аккумуляторам необходима подзарядка время от времени. Особенно вредны короткие поездки в зимнее время – батарее тяжело прокрутить стартер в мороз, поэтому расход энергии больше, а при поездках на небольшие расстояния генератор не успевает компенсировать расход энергии.
Решением проблем с автомобильным аккумулятором в зимнее время года, является слежение за состоянием заряда батареи – он должен быть на уровне 90-100%.
Зарядные устройства
Можно ли использовать стандартные зарядные устройства или необходимо подбирать отдельно? Ограничений по этому критерию нет, и можно заряжать необслуживаемый аккумулятор любыми зарядными устройствами.
Зарядное устройство для АКБ
Полностью подходят модели зарядников, использующиеся при зарядке малообслуживаемых АКБ. Рекомендуется использовать оборудование с контролем напряжения.
Есть устройства, называемые автоматическими зарядными станциями – они сами выбирают значения токов, и правильный способ зарядки. Используя устройства такого типа, нет необходимости следить за процессом зарядки, и батарея никогда не закипит – при полной зарядке подаются минимальные токи, или устройство отключается.
Зарядка
Какие действия необходимы при зарядке автомобильного необслуживаемого аккумулятора (на примере батареи Варта):
Зарядка аккумулятора Varta
В первую очередь необходимо определить остаточное напряжение, чтобы рассчитать время, требующееся для полной зарядки.
Важно: недопустимо заряжать батарею током, выше 15 А. Максимальное напряжение, подаваемое на клеммы – 15.5 В. При превышении этих показателей аккумулятор может закипеть, взорваться, вызвать возгорание. Поэтому необходим постоянный контроль за зарядом, и при необходимости — смена значений тока-напряжения. Обусловлено тем, что при кипении электролиту некуда деться (как в обслуживаемых), и он может взорваться.
Каждые 0.1 В необходимо заряжать батарею 1 час (до достижения параметра 12.7-12.8 В)
Процесс заряда необслуживаемого аккумулятора можно увидеть на видео.
Время заряда
Полностью разряженная батарея заряжается от 24 до 30 часов для полного заряда АКБ. Но полный разряд вреден для необслуживаемых аккумуляторов – от 1-2 последствий может и не быть, но если постоянно сажать, то он быстро придёт в негодность. При зарядке необходимо выставить значение тока, равное 1/10 от общей ёмкости батареи.
Если АКБ посажен частично, то для его зарядки должно хватить нескольких часов – 3-4 часа хватит, но зависит от того, насколько сильно посажен аккумулятор.
Есть режим ускоренной зарядки, которая применяется только в самых экстренных ситуациях – такой способ приводит к ухудшению качеств аккумулятора. На зарядных устройствах обозначается фразой «Boost». Если такая кнопка отсутствует, и зарядка регулируемая – значение зарядки выставляется максимум на 30% больше штатного. Способ представляет собой подачу большего напряжения и тока на батарею, за счёт чего ёмкость быстро восстанавливается.
Индикатор
В необслуживаемых аккумуляторах есть индикаторы заряда. Зелёное окошко означает, что батарея заряжена полностью, разряд обозначается чёрным цветом, а нехватка электролита – белым цветом.
Индикатор хороший инструмент, но не показывает точных значений (может загореться индикатор полной зарядки при 85% заряда) – если нужны точные показания заряда, то самый верный способ зарядки – с постоянным контролем, и с регулированием подаваемого при зарядке тока и напряжения.
Итогом можно сказать следующее: необслуживаемые автомобильные аккумуляторы можно, и нужно заряжать, но главное — делать это правильно. При правильной эксплуатации батарея прослужит долгое время, и не потребует замены, что позволит сэкономить автовладельцам немалые суммы.
Особенности зарядки необслуживаемых и обслуживаемых аккумуляторов.
Существует два вида стартерных аккумуляторных батареи, которые принято называть обслуживаемые и необслуживаемые. Вообще, как правило, обслуживаемые аккумуляторные батареи являются малообслуживаемые. Это означает то, что внутри аккумулятора находится кислота и обычному автолюбителю не рекомендуется заглядывать внутрь аккумулятора и связываться с химически активной жидкостью. Кислота является опасным веществом, так как оно попав на одежду вызывает расслоение тканей, то есть Вы испортите себе одежду. Попадая на кожу или открытые участки тела, необходимо промыть водой и желательно щелочным раствором. Вот поэтому не рекомендуем без определенных знаний и опыта залазить внутрь аккумулятора, лучше обратится на сервис.
РАЗНИЦА МЕЖДУ ОБСЛУЖИВАЕМЫМ И НЕОБСЛУЖИВАЕМЫМ АКБ.
Теперь давайте более конкретно разберем все-таки, в чем разница между обслуживаемым и необслуживаемым аккумулятором. Обслуживаемые имеют доступ к каждой секции (банке). То есть на верхней крышке корпуса есть 6 пробок. Выкрутив каждую пробку, мы имеем доступ в каждую секцию АКБ. Нам это позволяет контролировать уровень электролита, контролировать цвет электролита и следить за плотностью электролита. Конечно, нам это поможет удобно производить необходимые действия в плане обслуживания. Также, это дает нам произвести манипуляции с батареей, в случае если необходимо реанимировать аккумулятор, восстановить его, привести в надлежащий вид. В обслуживаемых аккумуляторах у нас для этого есть больше возможностей, чем необслуживаемых.
Необслуживаемые аккумуляторы. На корпусе такого АКБ верхняя крышка очень плотно запаяна, заклеена и не имеет никаких отверстий, которые позволили бы нам попасть внутрь аккумуляторной батареи. То есть, эти аккумуляторы полностью герметичны и попасть внутрь возможно только если просверлить отверстие. И таким образом мы уже можем увидеть что внутри аккумулятора находится.
Необслуживаемые так и называются потому, что произвести какие либо действия мы не можем, кроме как поставить на зарядку. Но, если вдруг, при неисправной работе электрооборудования автомобиля, в частности генератора, происходит сбой и перезаряд аккумулятора, то вода испаряется при кипении. Соответственно долить воду в аккумулятор мы не можем. Необслуживаемая АКБ может потерять свои свойства и просто прийти в негодность. Хотя, производители необслуживаемых батарей утверждают, что система клапанов, которая пришла на замену пробок, позволяет возвращать испарившуюся жидкость обратно в секции аккумулятора, без доливки воды вручную.
ЗАРЯДКА ОБСЛУЖИВАЕМОГО АККУМУЛЯТОРА.
Принципы зарядки для необслуживаемых аккумуляторов и обслуживаемых отличаются. При зарядке обслуживаемой АКБ, мы подключаем зарядное устройство к клеммам батареи. Только после этого включаем зарядное устройство в розетку, чтобы не было искры. Регулятором тока выставляем ток, который нам необходим для зарядки аккумуляторной батареи.
Значит, оптимальный режим заряда – это ток 1/10 от емкости аккумуляторной батареи. Если аккумулятор имеет 60 ампер/часов, то ток зарядки должен быть порядка 6 А. Если это 100 А/ч, ток зарядки 10 А. Такие токи являются оптимальными для зарядки АКБ.
При зарядке обслуживаемой батареи обязательно должны быть выкручены пробки, так как если аккумулятор начинает заряжаться, напряжение растет, происходит химическая реакция и начинается «кипение». В результате «кипения» скапливаются газы. И пары, выходя наружу, могут привести при искрообразовании к взрыву. Поэтому производить зарядку аккумулятора нужно только в проветриваемом помещении, где есть циркуляция воздуха. И конечно же ничего стараться не поджигать, не курить, чтобы не получилось какого-либо искрообразования во время зарядки АКБ. Если пробки будут закручены, при возрастании напряжения и обильном скоплении газов, если перепускные клапана в пробках не будут срабатывать, то может произойти взрыв аккумулятора!
ЗАРЯДКА НЕОБСЛУЖИВАЕМОГО АККУМУЛЯТОРА.
Если мы заряжаем необслуживаемую аккумуляторную батарею, в принципе условия те же. Точно также 1/10 емкости аккумуляторной батареи ставится ток. Но, очень аккуратно следует относится к напряжению. Поэтому желательно использовать для зарядки необслуживаемых аккумуляторов, зарядные устройства только автоматические. Где автоматически регулируется напряжение при зарядке. Но если такого не имеется, то следует выставить напряжение зарядки не более 14,5 В на обычном зарядном устройстве!
В этих аккумуляторах, поскольку пробки не выкручиваются, происходит обильное скопления газов. Автоматическое зарядное устройство будет автоматически отсекать чрезмерное напряжение. И не будет происходить перезаряд.
ПЕРЕЗАРЯД АККУМУЛЯТОРА.
Перезаряд вреден, в частности тем что происходит сильное «кипение» электролита, при этом испаряется вода и аккумулятор как говорят в народе: становится «сухим». То есть весь проводник, который нужен для того, чтобы проводить электрический ток, испаряется. Пластины оголяются, не контактируют с электролитом и это приводит тому, что аккумулятор выходит из строя. То есть, мы пытаемся запустить двигатель, а химической реакции вообще не подходит.
Соответственно, при зарядке обслуживаемой аккумуляторной батареи обязательно нужно контролировать уровень электролита и при необходимости доливать дистиллированную воду.
НЕДОЗАРЯД АККУМУЛЯТОРА.
Недозаряд приведет к тому, что аккумуляторная батарея со временем выйдет из строя. Что может быть причиной недозаряда? Причиной хронического недозаряда может быть неисправная работа электрооборудования автомобиля (реле зарядки, генератор). Чем вреден хронический недозаряд? АКБ работает постоянно в режиме «голода», он не успевает восстанавливаться. Учитывая манеру езды по городу наших водителей, у нас происходят частые пуски двигателя автомобиля, при пробегах на короткие расстояния. И в процессе такой эксплуатации аккумулятор итак не успевает полностью зарядится, даже при рабочем генераторе. А когда генератор ему ещё не дает нужный ток, то ситуация совсем плохая. Он очень скоро может выйти из строя и перестать выполнять свои функции.
Второй очень важный момент, если аккумулятор сел начинает происходить процесс сульфатации пластин. Отложение сульфатов препятствует прохождению электрического тока, аккумулятор теряет свою емкость и пусковой ток и в конце концов он приходит в негодность.
Гелевый аккумулятор для автомобиля не так остро реагирует на недозаряд, но не терпит перезаряда.
ВОТ СОБСТВЕННО И ВСЕ.
НАДЕЮСЬ ЭТА ИНФОРМАЦИЯ БУДЕТ ВАМ ПОЛЕЗНОЙ, И С ВАШИМ АКБ БУДЕТ ВСЕ В ПОРЯДКЕ.
Нужно ли заряжать необслуживаемый аккумулятор и как это сделать?
Необслуживаемые аккумуляторы появились на рынке уже довольно давно и прочно закрепились на нём, потеснив традиционные малообслуживаемые АКБ. Необслуживаемыми их называют потому, что они не требуют долива дистиллированной воды и электролита в процессе работы. По этой причине такие модели аккумуляторов не имеют пробок для доступа к банкам (аккумуляторным элементам). К этой группе относятся кальциевые аккумуляторные батареи. От читателей сайта приходило много вопросов о том, как заряжать необслуживаемый аккумулятор автомобиля. Сегодняшний материал будет посвящён этой теме.
А нужна ли зарядка необслуживаемой аккумуляторной батарее?
Среди начинающих автолюбителей бытует мнение о то, что если аккумулятор необслуживаемый, то и зарядка ему не требуется. Требуется не меньше, чем остальным АКБ. Ведь кальциевые необслуживаемые батареи отличаются тем, что не имеют (или имеют очень низкий) расхода воды. Легирование пластин кальцием смещает точку начала гидролиза воды на более высокое напряжение. В стандартных малообслуживаемых аккумуляторах гидролиз воды (разложение на кислород и водород) начинается при напряжении на клеммах 14,4 вольта.
О том, почему кипит аккумулятор на машине и причины этого явления вы сможете прочитать в материале по ссылке.
Как понять, что нужно зарядить аккумуляторную батарею. В некоторых случаях эта необходимость будет очевидной. К примеру, вы забыли выключить фары или музыку в автомобиле. К утру, вся ёмкость АКБ высажена и, если батарею не зарядить, то просто никуда не уедете. Кроме того, подзарядка может потребоваться в зимнее время, когда из-за низкой температуры и множества работающих потребителей тока (печка, обогрев, стёкол и зеркал) аккумулятор плохо восстанавливает заряд.
Так, что на вопрос, можно ли заряжать необслуживаемые автомобильные аккумуляторы, ответ утвердительный. Теперь несколько слов о том, как правильно заряжать необслуживаемый автомобильный аккумулятор.
Зарядка необслуживаемого аккумулятора?
Основное отличие будет заключаться в том, что у вас нет доступа к банкам для проверки плотности электролита. А однозначно судить о степени заряженности автомобильной аккумуляторной батареи можно только, измерив, плотность электролита с помощью ареометра. У большинства необслуживаемых аккумуляторов есть встроенный индикатор заряда. Но он показывает приблизительное значение. К примеру, при наборе 80% ёмкости индикатор может показать полный заряд. Поэтому полагаться на него не стоит.
Индикатор заряда АКБ
Про зарядку автомобильной аккумуляторной батареи мы писали не один раз. Здесь повторим только некоторые моменты. Можно заряжать АКБ с постоянным током или напряжением. Оба варианта подойдут для зарядки необслуживаемой батареи.
Если вам интересует вопрос, а нужно ли заряжать новый автомобильный аккумулятор после покупки, читайте статью по указанной ссылке.
Режим с постоянным током следует использовать, если аккумулятор был сильно разряжен. Такой режим заряда довольно долгий и требует постоянного контроля. Но батарея в этом случае получает максимальное восстановление ёмкости. Давайте, коротко рассмотрим основные этапы зарядки постоянным током:
- Первый этап. Выставляем ток заряда 0,1*Сн (номинальной ёмкости батареи). Например, 6 ампер для аккумулятора 60 Ач. Этим током заряд ведётся до напряжения на выводах АКБ равного 14,4 В. Естественно, чтобы устанавливать ток нужной величины, нужно зарядное устройство (ЗУ) с такой возможностью;
- Второй этап. При увеличении напряжения до 14,4 вольта активизируется электролиз воды и начинается «кипение» электролита. Для снижения интенсивности этого процесса уменьшаем ток заряда в 2 раза и продолжаем процесс заряда;
- Третий этап. Когда напряжение на выводах аккумулятора достигнет 15 вольт, нужно ещё в два раза снизить ток. После этого продолжаем заряд и периодически проверяем напряжение и ток. Если они не меняются, то АКБ можно считать полностью заряженной.
Здесь можно выделить следующие варианты заряда, которые отличаются величиной напряжения и степенью заряженности:
- Напряжение 14,4 вольта. Степень заряда аккумулятора через сутки примерно 80%;
- Напряжение 15 вольт. Степень заряда 90%;
- Напряжение 16 вольт. Аккумулятор будет заряжен практически на 100%.
Есть также ускоренная зарядка АКБ, которая может быть использована и для необслуживаемых АКБ. Заряд в ускоренном режиме может потребоваться, если аккумулятору нужно вернуть работоспособность очень быстро. Допустим, батарея села, а вам нужно срочно ехать. Ускоренная зарядка вернёт ему часть ёмкости необходимой для пуска двигателя.
У многих современных ЗУ присутствует режим зарядки Boost. При включении подаётся увеличенный ток и в течение 20 минут АКБ быстро набирает ёмкость. Если у вашей модели ЗУ есть регулировка тока, то режима Boost и не нужен. Просто ставите увеличенный ток, и всё. Не ставьте ток более 30% от штатного значения. То есть, если вы обычно заряжаете током 4 А, то не увеличивайте больше 5,5 А в режиме Boost. Это отрицательно сказывается на состоянии пластин и уменьшает срок эксплуатации батареи.
Советуем использовать ускоренную зарядку только в случаях экстренной необходимости. Если вы не торопитесь, то АКБ лучше заряжать в штатном режиме. Если злоупотреблять режимом Boost, то АКБ быстро выработает свой ресурс.
Как правильно зарядить необслуживаемый автомобильный аккумулятор
Сегодня на смену привычной свинцовой АКБ пришли необслуживаемые аккумуляторы, которые повсеместно устанавливаются на новые транспортные средства. Качественный необслуживаемый аккумулятор обеспечивает бесперебойную работу на протяжении всего заявленного срока службы (3-5 лет) и предполагает максимальную простоту использования во время эксплуатации. Главным преимуществом можно считать то, что кроется в названии такой АКБ — отпадает необходимость обслуживания аккумулятора автомобиля, то есть больше не нужно совершать периодические замеры плотности электролита и доливать дистиллированную воду.
В результате у многих автолюбителей возникает ряд вопросов, главными из которых являются темы касательно обслуживания и зарядки необслуживаемых аккумуляторов. Под обслуживанием следует понимать поддержание должного уровня заряда во избежание глубокого разряда АКБ. Далее мы рассмотрим, можно ли заряжать необслуживаемый аккумулятор для авто и как заряжать необслуживаемые аккумуляторы правильно.
Зарядка необслуживаемых автомобильных аккумуляторов
Начнем с того, что зарядка необслуживаемого автомобильного аккумулятора несколько отличается от зарядки свинцовых аналогов. Все дело в том, что технология изготовления необслуживаемых батарей может быть разной. Такие решения могут иметь обычный электролит, который заливается в корпус, но так называемы «банки» герметично закрыты, то есть конструктивно отсутствует доступ для долива воды. Материал изготовления пластин также отличается от используемых решений в свинцовых батареях.
Еще один тип батарей не имеет жидкого электролита внутри АКБ в том виде, в котором многие водители привыкли его наблюдать. Электролит в корпусе удерживается в специальном материале (полипропилен). Отдельно стоят так называемые гелевые аккумуляторы. Устройство подобных решений предполагает наличие электролита, который смешан с оксидом кремния. Указанный оксид кремния засыпается в виде порошка, в результате чего внутри корпуса аккумулятора образуется гель. Такой гель заполняет внутренне пространство корпуса гелевого необслуживаемого аккумулятора.
Что касается подзарядки, необслуживаемая АКБ также нуждается в периодическом пополнении заряда, как и обычная. В обоих случаях заряда только от генератора бывает недостаточно, особенно в режиме коротких поездок, когда потраченная на запуск ДВС энергия попросту не успевает восполняться. По этой причине дозаряжать АКБ специальным зарядным устройством просто необходимо, особенно перед наступлением холодов.
Любая батарея при низких температурах разряжается быстрее, в самом двигателе густеет смазка, топливо хуже испаряется. Вполне очевидно, что прокрутить коленвал стартеру в таких условиях намного труднее. Более того, на морозе на стартер подается больший пусковой ток. Если мотор летом запускался легко даже при условии наполовину разряженной батареи, то зимой аккумулятор может разрядиться уже на второй попытке запуска. С учетом данных особенностей следует полностью зарядить аккумулятор, то есть поднять заряд до максимума емкости АКБ. В этом случае зимняя эксплуатация не доставит владельцу проблем даже при условии затрудненного пуска ДВС в сильные холода.
Нюансы при зарядке необслуживаемого аккумулятора автомобиля
При зарядке батарей данного типа следует уделить внимание следующим моментам:
- отсутствие возможности произвести замеры плотности электролита при помощи ареометра;
- герметичный корпус, что не допускает быстрой зарядки большими токами;
В самом начале следует установить батарею на ровную, твердую и надежно зафиксированную поверхность, чтобы исключить вероятность опрокидывания во время зарядки.
Немного разряженный автомобильный аккумулятор легковой машины в таких условиях полностью зарядится через 3-4 часа. Отметим, что в ряде случаев при использовании ЗУ необходим контроль за процессом заряда. Полная зарядка наступает тогда, когда ток заряда снижается до отметки 0.2 А. Отметим, что заряжать АКБ током более 15 А запрещено! Также никак нельзя допустить повышения напряжения на клеммах необслуживаемого аккумулятора более чем показатель в 15,5 вольт
В случае глубокого разряда (аккумулятор полностью сел) потребуется больше времени (около суток или до 30 часов) для заряда. Добавим, что обычно глубокий разряд для необслуживаемых батарей недопустим. На практике 1 или 2 таких разряда не сильно отражаются на эксплуатационных свойствах аккумуляторов хорошего качества. На зарядном устройстве следует выставить напряжение, которое составляет 1/10 в А·ч от общей емкости конкретного аккумулятора.
С учетом вышеописанных рисков не рекомендуется заряжать аккумулятор прямо на машине, так как процесс зарядки (особенно полностью разряженной АКБ) потребует тщательного контроля. В случае осложнений должен быть реализован свободный доступ к самой батарее, а также должна иметься возможность быстро обесточить ЗУ. Если же вы решили зарядить батарею не снимая с авто, тогда обязательно отключите предполагающие такую возможность энергопотребители и выньте ключ из замка зажигания перед началом процесса зарядки. Добавим, что для заряда лучше использовать теплое помещение, а не подключать через удлинитель ЗУ к батарее прямо на улице при отрицательных температурах.
Как заряжать необслуживаемый аккумулятор
Автомобилисты все больше склоняются к использованию необслуживаемых АКБ. По заверению производителей подобные батареи не требуют повышенного внимания и при этом работают лучше обслуживаемых аналогов. Но автомобильные батареи вне зависимости от типа требуют периодической зарядки, чтобы сохранить работоспособность. Чтобы сделать это правильно, необходимо знать, как заряжать необслуживаемый аккумулятор, максимально сохранив емкость, качество.
- Как заряжать необслуживаемый АКБ
- Когда может возникнуть необходимость
- Как рассчитать время заряда
- Автоматические зарядные станции
- Что будет, если перезарядить
- Можно ли заряжать дома
- Заключение
Как заряжать необслуживаемый АКБ
Зарядка необслуживаемого аккумулятора производится двумя способами:
- Постоянным током.
В этом случае начальный ток не меняется, нужно изменять подачу напряжения. Например, постоянный ток 2А, напряжение в начале 15В, а к концу заряда 14.3 В.
- Постоянным напряжением.
В этом методе начальное напряжение не подвергается изменениям, достаточно менять показатели тока. Например, в начале процесса необходимо выставить напряжение 14.4В, а ток 10А. К концу ток может снизиться до 0.2А.
Инструкция зарядки выглядит следующим образом:
- Установить АКБ на ровную поверхность или оставить внутри авто.
- Подключить крокодилы от зарядника к АКБ согласно полярности.
- Оценить выдаваемое напряжение батарей. Если параметр меньше 11 вольт, значит батарея перенесла глубокий разряд и полностью восстановить ее емкость не получится.
- Примерно оценить время заряда батареи, используя выдаваемое напряжение.
- Подавать напряжение 12.6В, понаблюдать за устройством 30 минут. Если не произошел разогрев батареи, повысить до 14.4В.
- Следить за снижением параметров на амперметре. По достижению нижних пределов 0.5-1А, заряд прекратить.
Рекомендуется производить зарядку внутри теплого помещения. Если подзарядка необслуживаемого аккумулятора происходит в гараже, то можно не вынимать батарею. Главное отключить возможные источники потребления питания, чтобы качественно зарядить аккумулятор.
Когда может возникнуть необходимость
Даже когда производители необслуживаемых аккумуляторов утверждают, что подобный тип батареи полностью автономен, самостоятелен, не все получается настолько идеально. Можно перестать беспокоиться о состоянии закрытого автомобильного аккумулятора, если генератор автомобиля работает корректно также, как регулятор тока. В подобном случае батарея получает необходимое количество заряда, чтобы восполнить потери. Это обеспечивает необслуживаемым аккумуляторам долгий срок жизни.
Но в реальных условиях такие аккумуляторы сохраняют свою работоспособность около 2-3 лет. Это происходит по следующим причинам:
- По городу величина пробега, которая нужна, чтобы восстановить заряд АКБ, не совсем равна количеству запусков двигателя. Получается, чтобы зарядить на полную аккумулятор, требуется проехать без остановок около 100 км и более. Но в городе запуск двигателя и остановки происходят с периодичностью 30-35 км и меньше. В таких условиях эксплуатации аккумулятор недополучает половину требуемого заряда.
- За подачу корректного стабильного напряжения от генератора авто с переменным током отвечают реле, специальный регулятор. Но при случае неправильной работы этих элементов или полной поломке, элемент питания вовсе не получает заряд. Необслуживаемый АКБ разряжается, часто без возможности восстановления.
- В холодное время года емкость батареи подвержена снижению. С остальными факторами падение емкости может достигать 20% от общего объема.
Нельзя полностью следить за каждым аспектом работы машины, быть точно уверенным в правильной работе каждого элемента. Использование необслуживаемого аккумулятора при суровых условиях значительно сокращает его срок работы.
Важно! Необходимо тщательно следить за зарядом необслуживаемого аккумулятора. Дело в том, что данный тип батарей негативно переносит глубокий разряд. Из-за «необслуживаемости» его уже не получится восстановить.
Из-за того, что необслуживаемый аккумулятор закрыт, отсутствует доступ к банкам электролита, нет возможности восполнить плотность токопроводящей жидкости. А при большом токе электролит выкипает, что существенно снижает емкость батареи.
Получается, что необслуживаемый элемент питания требует еще более тщательного обслуживания по сравнению со своим аналогом. Его нужно заряжать в домашних условиях, чтобы поддерживать оптимальный уровень заряда, который помогает оставаться батарее рабочей, эффективной при использовании.
Как рассчитать время заряда
Чтобы точно рассчитать, на протяжении какого времени нужно производить восполнение заряда в необслуживаемом аккумуляторе, требуется точно знать его степень разряда. В этом вопросе может помочь вычисление емкости.
Например, всем известно, что у полностью заряженной батареи напряжение равно 12.6-12.7 Вольт. У разряженного элемента этот параметр равен 11.6-11.7 Вольт. Любой аккумулятор можно разрядить еще ниже, примерно до 10-11 Вольт, но это уже будет глубокий разряд, который нежелателен для любого вида АКБ, а особенно для необслуживаемого.
При грубом подсчете разница между напряжением заряженного и разряженного аккумулятора равно 1 В. Это будет величина полного разряда, т.е. 100%. Соответственно 0.1В это 10% от общего разряда. 50% разряду будет соответствовать напряжение 12.1-12.2 Вольт.
Теперь необходимо включить в расчёты емкость. Именно от ее значения зависит время заряда необслуживаемого аккумулятора. Например, при емкости 60А*ч 50% разряда означает растрату 30А. Для восполнения растраченной энергии необходимо подать определенное количество тока, который зарядит батарею. Важно понимать, что при подаче тока равным полной потере емкости можно повредить или полностью вывести из строя батарею.
Рекомендуется заряжать необслуживаемый аккумулятор током равным 10% от емкости. Например, при емкости 60А*ч ток заряда будет составлять 6А. Для восполнения утраченных 30А потребуется заряжать батарею не менее 5 часов.
Достаточно простой расчёт применим к любым АКБ. Главное грамотно, правильно рассчитать степень разряда батареи, что гарантирует правильность зарядки автомобильного аккумулятора.
Автоматические зарядные станции
Автоматические зарядные устройства для необслуживаемых аккумуляторов хороши тем, что такие станции делают все самостоятельно. Нет необходимости следить за током подачи, производить регулировку напряжения. Устройство само заряжает АКБ, периодически меняя все параметры.
Как правило, автоматический зарядник подает в первый час зарядки батареи максимальное значение тока, на втором часу работы снижает этот показатель в 2-3 раза, после 5 часов выставляет минимальное значение. При использовании зарядного устройства с автоматикой батарея не только правильно зарядится, но и не закипит, сколько бы она не была подключена. Некоторые модели полностью отключаются, когда батарея зарядится.
Что будет, если перезарядить
Многие думают, что при перезаряде необслуживаемого аккумулятора, батарея может просто взорваться. Это ошибочное мнение. Да, электролит в любой батарее при перезарядке вскипает. В обслуживаемом аккумуляторе банки открыты, этот процесс ничем не опасен, так как можно восполнить его плотность. При зарядке необслуживаемого такая возможность отсутствует и при закипании токопроводящей жидкости в батарее открывается клапан для сброса лишнего давления.
Совет! Необслуживаемую батарею рекомендуется заряжать только необходимое минимальное время для восполнения заряда. Лучше немного недозарядить, чем испортить АКБ безвозвратно.
Это помогает устранить опасность взрыва, порчи корпуса. Но в данном случае батарея потеряет часть своей емкости или даже выйдет из строя. Часть воды из раствора электролита выкипит, его плотность уже не будет соответствовать оптимальному режиму накопления и отдачи заряда. А произвести корректировку электролита не получится, так как у АКБ нет пробок.
Можно ли заряжать дома
Необслуживаемый тип аккумуляторов можно заряжать дома без опасений. Многие не рекомендуют заряжать автомобильные аккумуляторы в жилых помещениях, так как при закипании электролита в воздух выделяются вредные для здоровья вещества.
Но в необслуживаемом подобного не происходит, даже если есть вероятность перезаряда. Корпус батареи полностью герметичен. А если исключить возможность перезаряда, то вариант зарядки в домашних условиях безвреден.
Также существуют необслуживаемые АКБ с индикаторами заряда. Его нужно снять с зарядки, как окошко индикатора окрасится зеленым.
Заключение
Необслуживаемые аккумуляторы корректно работают, не требуют тщательного обслуживания, если автомобиль полностью исправен. Но не стоит забывать об автомобильном аккумуляторе, его подзарядке.
Как выполняется зарядка необслуживаемого типа аккумуляторов
Раньше постоянная доливка дистиллированной воды, периодическое добавление электролита, проверка уровня и плотности электролита были естественными задачами, стоящими перед автомобилистами.
Это необходимо было делать для того, чтобы поддерживать аккумулятор в исправном и работоспособном состоянии. То есть обслуживание велось полным ходом.
Но время идёт, технологии совершенствуются. Сейчас большинство АКБ, предлагаемых на рынке, относятся к необслуживаемому типу. И тут возникает вопрос, зачем же тогда говорить о работе с такими батареями, если обслуживать их не нужно.
В действительности всё не совсем так. В теории, как задумывали разработчики, за счёт применения новой конструкции и технологий удалось избавиться от проблемы активного испарения воды из состава электролита. Уровень жидкости практически не меняется в течение всего срока эксплуатации. А вот степень заряженности постоянно падает и растёт. Причём в определённых условиях генератор не успевает восполнить утраченную ёмкость, и приходится заряжать АКБ специальным оборудованием.
Именно зарядка необслуживаемых АКБ и является тем самым пунктом, позволяющих называть такие батареи скорее малообслуживаемыми. Хотя такого понятия официально не существует.
- Преимущества и недостатки
- Для чего их нужно заряжать
- Как выполняется зарядка
- Постоянным током
- Постоянным напряжением
- Проверка уровня электролита
- Расчёт времени заряда
- Последствия перезаряда
Преимущества и недостатки
Чтобы объективно взглянуть на необслуживаемые автомобильные аккумуляторные батареи, стоит изучить их достоинства и недостатки.
Классические АКБ с жидким электролитом и пробками для доступа к банкам знают и могут себе представить все. При работе с ними водителям приходится проверять уровень электролита, делать замеры его плотности. Также требуется доливать дистиллированную воду, реже заливается свежая порция готового электролита.
Минус здесь в том, что получить ожог кислотой было довольно просто, если не соблюдать элементарную технику безопасности.
Казалось бы, глядя на необслуживаемые аккумуляторные батареи, изучая их достоинства и недостатки, сильные стороны должны существенно превосходить слабые.
Необслуживаемыми АКБ называют батареи, у которых нет доступа к банкам (секциям) в виде специальных крышек. Их корпус полностью герметичный.
Это даёт чётко понять, что же значит необслуживаемый автомобильный аккумулятор. Но не совсем понятно, в чём его достоинства и недостатки.
К преимуществам относят такие факторы:
- длительное сохранение накопленного заряда;
- усовершенствованные пластины;
- герметичный корпус;
- наличие специальных клапанов для сброса избыточного давления;
- минимальная испаряемость рабочей жидкости;
- увеличенный срок эксплуатации;
- адаптированность к требованиям современных автомобилей.
Нельзя сказать, что срок службы у рассматриваемого необслуживаемого аккумулятора будет значительно выше, нежели у автомобильного открытого вида АКБ. Всё зависит от качества батареи, а также от соблюдения правил эксплуатации и содержания.
Хотя конструктивные особенности и практически полное отсутствие испарений воды позволяют производителям устанавливать более продолжительный срок службы, указанный на корпусе.
Выделить какие-то явные недостатки здесь сложно. Тот факт, что к банкам нельзя получить доступ, очень спорный. В этом зачастую просто нет необходимости. Доливать воду не нужно. Некоторые вскрывают корпус, затем путём пайки его восстанавливают. Но это крайняя мера, прибегать к которой не рекомендуется.
Также минусом можно считать стоимость. Необслуживаемые АКБ по объективным причинам стоят дороже своих обслуживаемых аналогов. Но опять же, повышение цены обусловлено соответствующими достоинствами и превосходством новой технологии.
Каждый сам для себя может теперь сделать выводы и решить, стоит переходить на необслуживаемые батареи, либо остаться верным старым добрым обслуживаемым АКБ.
Для чего их нужно заряжать
Теперь к вопросу о том, можно ли на деле заряжать необслуживаемые аккумуляторы, зачем и когда такая необходимость возникает.
В идеальных условиях заряжать такие АКБ не нужно. В теории, когда аккумулятор отдаёт свой заряд на стартер и способствует запуску двигателя, в работу включается генератор. Он питает всех потребителей бортовой сети, и АКБ тоже становится одним из них. То есть теперь уже батарея забирает энергию от генератора. За счёт этого удаётся компенсировать те потери, которые АКБ понесла при запуске мотора.
В действительности всё несколько иначе. Очень часто генератору не хватает времени, чтобы восполнить заряд в аккумуляторе.
На это влияет сразу несколько факторов.
- Условия эксплуатации. Большинство автомобилистов эксплуатируют машины примерно по одинаковой схеме. Это городская езда, когда в день редко преодолевается расстояние более 100 км. Причём поездки сопровождаются частыми остановками, повторными запусками двигателя. Чтобы АКБ зарядилась от генератора, нужно без остановки на средних оборотах проехать около 40–50 км. Зимой дистанция увеличивается до 80–100 км. Если не выполнять это условие, батарея не будет полностью заряжена. Последующие запуски и небольшие подзарядки приведут к тому, что АКБ полностью сядет. Приходится задействовать зарядное устройство.
- Неисправность генератора и его компонентов. Генератор может выдавать слишком большой ток заряда, либо же недостаточный. Чаще всего вина лежит на реле-регуляторе. С помощью этого устройства от генератора к АКБ подаётся необходимое стабильное напряжение. Если это условие не соблюдается, может возникнуть недозаряд.
- Погодные условия. Жара пагубно влияет на состояние батареи. Но разряд усиливается именно при отрицательных температурах. Это способствует ускорению саморазряда. Нередко после ночной стоянки зимой утром машина попросту не заводится.
Для необслуживаемых АКБ полный разряд недопустим, поскольку восстановить после этого батарею будет почти невозможно.
Если бы это была обслуживаемая батарея, в неё можно было бы залить электролит нужной плотности, дать аккумулятору постоять, и шансы на реанимацию повысились бы. Здесь всё иначе. Доступа к секциям нет.
Из-за этого следить за уровнем заряда приходится достаточно тщательно, чтобы не допустить глубокий разряд. Многие автомобилисты, зная эту особенность, берут за правило проводить профилактическую зарядку по 1–2 раза в месяц. Кто-то делает это реже, кто-то чаще. Всё зависит от состояния источника питания и условий эксплуатации.
Как выполняется зарядка
Теперь к вопросу о том, как правильно зарядить свой необслуживаемый аккумулятор.
Всего есть 2 метода. Это зарядка постоянным током либо постоянным напряжением.
В обоих случаях вы можете заряжать дома с помощью постоянного тока либо же напряжения, севший необслуживаемый аккумулятор.
Каждый вариант стоит рассмотреть отдельно.
Постоянным током
Для начала стоит поговорить о том, как нужно правильно заряжать необслуживаемые аккумуляторы методом постоянного тока.
Применять такой метод рекомендуется, если АКБ сильно разряжена.
Недостаток метода в его продолжительности. В остальном же это позволяет компенсировать утраченный заряд и вернуть АКБ её работоспособность.
Чтобы зарядить свой необслуживаемый АКБ самым обычным зарядным устройством, придётся тщательно контролировать все параметры. Потому лучше задействовать автоматические ЗУ.
Сам процесс выглядит следующим образом:
- На первом этапе нужно выбрать ток номиналом 10% от ёмкости батареи. Если АКБ на 70 Ач, тогда ток заряда будет 7 А.
- При таком токе нужно заряжать батарею, пока на выводах при измерении напряжения не будет отображаться около 14,4 В.
- Когда напряжение достигнет 14,4 В, в электролите начнётся процесс электролиза. То есть вода будет распадаться на водород и кислород. Такое выделение газов опасно для герметичного корпуса. Важно снизить ток заряда в 2 раза, чтобы уменьшить интенсивность бурления. Ток снижается до 3,5 А.
- На третьем этапе напряжение будет уже 15 В. В этот момент следует снизить ток ещё в 2 раза. То есть примерно до 1,75–2 Ампер.
- Затем с интервалом 10–15 минут проверяйте напряжение и силу тока. Если они остаются неизменными, зарядка закончилась.
Таким вот методом подзарядить дома любой необслуживаемый аккумулятор от своего автомобиля может каждый водитель.
Постоянным напряжением
Также в домашних условиях нередко выполняется зарядка необслуживаемого севшего аккумулятора от автомобиля методом постоянного напряжения.
При заряде напряжение выставляется на уровне 14,4 В. Но лучше сопоставить напряжение заряда с используемым типом АКБ.
Здесь можно привести несколько примеров:
- сурьмянистые АКБ заряжаются напряжением 14,4–14,6 В;
- у серебряных это 14,7–15,5 В;
- для кальциевых актуально 15,6–16,2 В;
- зарядка EFB выполняется при 14,5–15 В;
- если это AGM, тогда 14,2–14,8 В;
- для GEL нужно от 13,8 до 14,4 В.
Выставив необходимое напряжение, нужно следить за постепенно падающим током. Когда значения упадут примерно до 200 мА, зарядка считается завершённой.
Проверка уровня электролита
Что же касается того, как можно обслужить необслуживаемые аккумуляторы, то здесь стоит акцентировать внимание на некоторых нюансах.
Проверить уровень электролита можно 2 способами:
- С помощью отметок на корпусе. На многих АКБ такого типа есть прозрачные участки, через которые просматривается жидкость. На корпусе нанесены метки «Min» и «Max».
- Через индикатор. Уровень жидкости он отображает, но не совсем точно. Зато показывает степень заряда. Если глазок зелёный, всё хорошо. Если красный или чёрный, нужно заряжать. Если белый, тогда жидкости мало.
В теории долить дистиллированную воду даже в необслуживаемый аккумулятор можно. Но для этого придётся нарушить целостность корпуса. Делают это с помощью шила либо тонкого сверла. Применяется строго дистиллированная вода. Лучше брать в аптеках, а не на АЗС или в автомагазинах. Слишком много подделок. По факту там обычная водопроводная или просто очищенная фильтрами вода.
Не рекомендуется прибегать к таким мерам. Если уровень электролита опустился до критической отметки, самым верным решением станет утилизация и покупка новой АКБ.
Расчёт времени заряда
Если работать с автоматическими ЗУ, ничего рассчитывать не придётся. Аппарат сам отключится, когда зарядка закончится.
Но автомобилистам потенциально интересно знать, сколько времени потребуется на заряд. Тут нужно исходить из того, сколько ёмкости потеряла батарея.
Предположим, что напряжение упало до 12,1 В. Это соответствует заряду на 50%. Поскольку батарею ёмкостью 50 Ач нужно заряжать в течение 10 часов, подавая по 5 А в час, тогда для компенсации 50% ёмкости потребуется только 5 часов.
Последствия перезаряда
Перезарядить батарею современными автоматическими ЗУ сложно. Но если у вас старое зарядное устройство с ручным управлением, тогда это вполне вероятно.
Из-за перезаряда начинается процесс электролиза. То есть электролит кипит, выделяя газы водорода и кислорода. Если бы корпус был полностью герметичным, от внутреннего давления его бы разорвало. Но инженеры в необслуживаемых АКБ предусмотрели предохранительный клапан, открывающийся для сброса избыточного давления.
Да, если не прекратить зарядку, электролит начнёт испаряться, и восполнить его уже будет проблематично. Потому лучше следить за процессом заряда и своевременно отключать ЗУ.
Заряжать такие АКБ дома даже проще и безопаснее, нежели обслуживаемые аналоги. Важно лишь придерживаться инструкций и соблюдать технику безопасности.
Как правильно зарядить необслуживаемый аккумулятор
В этой статье мы поговорим про необслуживаемые аккумуляторы и как их правильно заряжать.
Технический прогресс не стоит на месте
Еще 10-15 лет назад автолюбителям приходилось регулярно обслуживать аккумулятор (проверять плотность электролита, проводить доливку дистиллированной воды и так далее).
На современном этапе обслуживаемые аккумуляторы уходят в прошлое. На их место пришли более современные и надежные (по заявлению производителей) необслуживаемые источники питания.
Все, что требуется от автолюбителей — контролировать уровень напряжения и своевременно производить зарядку. Вопрос лишь в том, как выполнять эту работу правильно.
В чем отличия обслуживаемых и необслуживаемых АКБ?
Сегодня все источники питания можно поделить на два вида:
Первые обслуживаемые аккумуляторы были свинцово-кальциевого типа. Их главное преимущество — способность работать в течение двух лет без доливки электролита.
Но был и минус — глубокий разряд оказывался «смертельным» для батареи. Всего несколько циклов заряда и разряда, и АКБ можно было нести на мусор.
В конце 90-х годов появились более современные — свинцово-кальциевые изделия. Их особенностью стала большая устойчивость к разрядам и отсутствие необходимости в доливке дистиллированной воды.
На следующем этапе появились свинцово-кислотные АКБ (их используют и сегодня).
Внешне обслуживаемый аккумулятор — моноблок, в котором есть несколько выходов с крышками на краях (для доливки жидкости).
Несмотря на все свои преимущества (большую емкость, долгожительство, стойкость к глубоким разрядам), аккумулятор требовал постоянного внимания.
Протекание электрохимических реакций приводило к «выжиганию» электролита и необходимости доливки дистиллированной воды.
В частности, главная проблема обслуживаемых источников питания — наличие сурьмы на токоотводе.
Последняя посредством химических реакций перемещается на катод и способствует снижению напряжения на выходе АКБ.
Результат — молекулярное разложение, а далее — активное выделение кислорода и водорода. Высвобождение газов происходит настолько активно, что возникает процесс «кипения».
Кроме этого, в процессе эксплуатации электролит неизменно находит себе пути наружу (крышки не могут быть герметичными вечно). Появившийся на поверхности состав должен быть нейтрализован щелочным раствором (к примеру, смесью воды с содой).
Как заряжать обслуживаемые аккумуляторы читайте ЗДЕСЬ.
2. Необслуживаемые аккумуляторы.
Современный вариант источников питания. Встречаются трех видов.
- С обычными электролитами внутри, корпус которых запаян со всех сторон. Возможность долива дистиллированной воды отсутствует.
- С жидким электролитом, которым пропитывается нетканый полипропилен.
- Гелевые аккумуляторы. Внутри герметично запаянного корпуса находится оксид кремния, который пропитан электролитом. Вся масса имеет белый цвет.
Особенность гелевых АКБ — отсутствие электролита внутри, роль которого берет на себя специальный тиксотропный гель.
К преимуществам таких АКБ можно отнести:
- отсутствие проблем с гелем, который не переливается за границы емкости аккумулятора и не требует доливки;
- отсутствие саморазряда и способность пережить большое количество циклов заряда и разряда;
- удобство применения, ведь не нужно думать о необходимости обслуживания аккумулятора и выполнения каких-либо сложных действий.
Но, как правило, на автомобилях используются необслуживаемые АКБ с обычным электролитом, так как, они имеют адекватную цену.
А гелевые аккумуляторы применяются там, где требуется продолжительное под нагрузкой, потребление электроэнергии. К примеру, на лодочных электромоторах, электромобиля, детских автомобилях и т.д.
Проблемы в эксплуатации необслуживаемых АКБ
Несмотря на явные преимущества, необслуживаемые аккумуляторные батареи имеют и ряд недостатков.
К ним можно отнести.
1. Проверка плотности и уровня электролита не представляется возможной. По этой причине определить реальное состояние источника питания и эффективность его работы невозможно.
Вы можете знать, что батарея работает со сбоями и выдает меньшее напряжение, но исправить это невозможно.
Что касается гарантируемого пятилетнего срока обслуживания (иногда больше), то часто он остается лишь в теории.
Аккумулятор отслужит весь срок лишь при корректной эксплуатации (к примеру, при своевременной зарядке, правильном хранении зимой и так далее);
2. При наличии утечек в проводке автомобиля, сбоях в работе генератора транспортного средства, выходе из строя выпрямителя или некачественном натяжении ремня генератора необслуживаемый аккумулятор изнашивается быстрее. Последующее устранение неисправности уже ничего не изменит.
В чем недостатки гидрометра?
Чтобы облегчить жизнь автолюбителям, производители предусмотрели в необслуживаемых АКБ специальный датчик заряда — так называемый гидрометр.
При повышении плотности (зарядке аккумулятора) индикатор поднимается, а при снижении (разрядке) — опускается.
Но у такого гидрометра есть и ряд недостатков:
- во-первых, он часто показывает неправильные данные, что вводит автолюбителей в заблуждение;
- во-вторых, поплавок устанавливается лишь в одной банке, поэтому держать процесс зарядки под контролем все равно приходится;
- в-третьих, информацию о зарядке можно получить при достижении емкости в 65%. При последующем заряде (до 100%) положение поплавка не меняется, поэтому точно узнать уровень заряда все равно не выйдет;
- в-четвертых, индикатор не дает необходимую информацию, если уровень электролита снизился до оголения пластин.
О чем нужно помнить перед зарядкой?
Перед тем, как приступить к самому главному и начать заряжать аккумулятор, оцените возраст аккумуляторной батареи.
Если источнику питания больше пяти лет, то «спасать» его и пытаться заряжать бесполезно. Даже если и выйдет что-либо, то работа АКБ не будет продолжительной. Единственная дорога для «старичка» — утилизация.
Будьте внимательны при выборе зарядного устройства, с помощью которого будете выполнять работу.
Лучший вариант — автоматическое ЗУ, когда управление процессом зарядки берет на себя специальная программа.
Специальная прошивка будет самостоятельно давать команды на изменения тока заряда и уровня напряжения. Кроме этого, важно правильно подключить АКБ к клеммам ЗУ.
В частности, красная клемма должна фиксироваться на «плюсе», а черная — на «минусе».
Если у клеммы нет цветного обозначения, то ориентируйтесь по гнездам зарядного устройства (на них нанесены соответствующие обозначения).
Автоматическое зарядное устройство — недешевое удовольствие, поэтому если зарядка проводится редко, то лучше обратиться за помощью на СТО или взять устройство у знакомого (друга).
И еще один важный момент. В процессе зарядки необслуживаемого АКБ выделяются вредные вещества, поэтому работу проводите в хорошо проветриваемой комнате.
Инструкция по зарядке аккумулятора
Сам процесс зарядки необслуживаемого АКБ выполняется по следующему алгоритму:
- Подключайте провода с соблюдением полярности (об этом упоминалось выше).
- Устанавливайте необходимый ток заряда. Он должен быть 10% от общей емкости АКБ. К примеру, если емкость составляет 70 Ампер/часов, то уровень тока не должен быть больше 7 Ампер. В случае, когда АКБ разрядилась до «нуля», начинайте зарядку с меньшего тока — 1-2 Ампера.
- При подключении проводов к АКБ убедитесь, что ЗУ отключено от сети.
- Как только все скоммутировано и проверено, можно включать зарядное устройство и выставлять уровень напряжения 14.5 Вольт. Если есть регулятор, то ставьте ток на минимальный уровень. Этого достаточно, чтобы запустить зарядку аккумулятора.
- В процессе зарядки АКБ уровень тока будет постепенно снижаться. Как только напряжение на аккумуляторе достигнет уровня 14.4 Вольт, величина тока достигнет параметра саморазряда — 200 мА. При этом помните, что для обслуживаемых АКБ основой показатель — номинальный ток зарядки (10% от емкости), а для необслуживаемых — напряжение.
- Если источник питания был разряжен до «нуля», то напряжение заряда стоит снизить до уровня 12-13 Вольт. При этом держите под контролем ток заряда, который не должен быть больше 5% от емкости источника питания. Если это значение больше, то напряжение стоит уменьшить.
Важно почитать: Почему не заряжается аккумулятор автомобиля, причины, способы устранения.
Важная информация
Заряжать необслуживаемое АКБ обычным зарядным устройством не рекомендуется, хотя и возможно.
Для этих целей желательно использовать автоматическое ЗУ. Почему так?
Так намного проще и безопасней. АЗУ само выставит необходимые параметры заряда.
Это значительно облегчит не только зарядку необслуживаемого АКБ, но и увеличит степень его заряда.
Давайте рассмотрим на примере.
Возьмем аккумулятор Bosch S4 026 70Аh 0092S40260, емкостью 72 А.ч., с рабочим напряжением 12В и пусковым током 680 А.
Устройство имеет обратную полярность и европейский тип клемм.
Если выставить зарядное напряжение в 14,5В, то за сутки Bosch S4 026 зарядиться где-то на 80%.
Если на клеммах ЗУ будет 15В, то за это же время, наш экземпляр зарядится приблизительно на 90%.
Если – 16 – 16,4В, то через сутки АКБ будет иметь заряд на 97%.
При этом во всех случаях значение тока не должно превышать 7,2, 1/10 от емкости.
Из вышесказанного выходит, что при использовании современных зарядных устройств, где возможно выставить максимальное напряжение зарядки не более 14,5В, необслуживаемое АКБ до 97% своего заряда будет заряжаться больше суток.
Это при условии, что АКБ частично разряжено. А в случае полного разряда, время зарядки необслуживаемой батареи может достигать 72 – х часов.
Также обратите внимание на то, что на начальном этапе зарядки сила тока может достигать 50А.
Поэтому рекомендуется использовать такие зарядные устройства, в схеме которых предусмотрено ограничивать зарядный ток двадцатью пятью амперами.
Определяем степень заряженности АКБ
В случае с необслуживаемыми батареями сделать точные измерения не получиться.
Как правило, степень заряженности определяется по показаниям напряжения, которые замеряются через 8 часов спокойного (не рабочего) состояния АКБ.
При температуре не менее 20 и не более 25 градусов, напряжение на клеммах должно быть 12,7 – 12,9В.
Смотрите таблицу ниже.
Можно ли замерить плотность в необслуживаемом АКБ
Теоретически сделать можно многое, а вот практически, к сожалению, нет. Тоже самое относится и к необслуживаемым аккумуляторным батареям.
Устройство их очень схоже с обычными батареями, за исключением того, что пробки их либо скрыты, либо запаяны (речь идет об АКБ в п.1.).
Теоретически можно все это поддеть и снять, а затем замерить плотность, но в данном случае пропадет герметичность, которую вы никак уже не восстановите.
Поэтому этот способ замера плотности в необслуживаемых батареях противопоказан и это основной недостаток этих устройств.
В данном случае придется ориентироваться только на гидрометр, если он есть или показатель напряжения.
Полезные рекомендации
Старайтесь не эксплуатировать необслуживаемую АКБ в режимах перезаряда и недозаряда. Перезаряд, это когда в электросети автомобиля напряжение больше 14,4В. Недозаряд – меньше 13,9В.
Хотя бы раз в два – три месяца проверяйте напряжение на клеммах АКБ.
Помните, что идеальными условиями для любого АКБ является холод. При + 5 градусов за полтора года любая заряженная и исправная батарея потеряет только 20% от полной емкости. При таких температурах саморазряд минимален.
Если позволяют условия, то необслуживаемую полностью заряженную батарею желательно поставить на постоянный подзаряд. Ток подзаряда, как правило, равен 200мА.
Вреда при этом не будет, а АКБ будет всегда на 100% заряжено.
Но не смотря на выше сказанное, многие автолюбители эксплуатируют необслуживаемую батарею не полностью заряженной. Как правило это 90%.
Делается это для того, чтобы обезопасить бортовую сеть автомобиля от скачков напряжения, которым могут возникнуть при выходе из строя реле регулятора или других устройств.
В этом случае аккумулятор играет роль конденсатора и поглощает переизбыток напряжения в сети, спасая этим электронику автомобиля. При этом сама батарея остается невредимой.
Важными элементами электросети автомобиля являются реле регулятор и генератор. Если они исправны, то вы никогда не получите в бортовой сети напряжение больше 15,1В.
Периодически проверяя работу этих устройств, вы значительно продлите срок службы любого аккумулятора, включая и необслуживаемого.
Итоги
Необслуживаемые аккумуляторы — это «палка» в двух концах. С одной стороны, нет никаких проблем с эксплуатацией. Что называется — поставил, попользовался и выбросил.
С другой стороны, при неправильной эксплуатации и ошибках при зарядке (ее отсутствии) ресурс источника питания может снизиться.
При этом сделать что-либо будет невозможно. Известны случаи, когда уже через 1-2 года службы некогда новые АКБ отправлялись на мусорку.
Так что задача хорошего автолюбителя — знать, как ухаживать за необслуживаемым аккумулятором, и своевременно производить его зарядку.
Только тогда покупка себя оправдает.
Как правильно зарядить необслуживаемый аккумулятор
В необслуживаемом аккумуляторе отсутствует возможность открыть пробки и долить воду или заменить электролит, поэтому основной технической операцией для таких устройств является своевременная подзарядка.
Эту процедуру следует периодически осуществить даже при наличии полностью исправного генератора. О том, когда следует проводить подобные мероприятия, а также об основных способах восстановления заряда АКБ от сетевых зарядных устройств, будет подробно изложено в этой статье.
Когда нужно ставить аккумулятор на зарядку
Если машина не заводится по причине недостаточно высокой частоты вращение электромотора стартера, то такое «поведение» автомобиля практически всегда указывает на необходимость срочной подзарядки АКБ. Чтобы исключить возможные неисправности проводки и или обмоток электродвигателя пускового устройства можно воспользоваться мультиметром.
Для точного определения величины напряжения без нагрузки, рекомендуется, прежде чем осуществлять измерительные работы, отсоединить отрицательный провод от батареи. Затем прибор переводится в режим измерения напряжения и соединяется щупами с клеммами аккумулятора. Если значение напряжения электрического тока составляет около 12 вольт, то необходимо срочно установить необслуживаемый аккумулятор на подзарядку.
Если автомобиль длительное время эксплуатировался в условиях, когда к электрической системе было подключено большое количество потребителей, то не следует дожидаться момента, когда заряд батареи достигнет критически низкого значения.
Например, если машина использовалась зимой с включенной печкой и системами дополнительного обогрева и освещения, то АКБ, однозначно, будет нуждаться в восстановлении заряда с помощью специального сетевого устройства.
При длительном простое автомобиля аккумулятор подвергается саморазряду. Такой эффект тем сильнее, чем выше влажность и холод. Если машина хранится под открытым небом, то батарея обязательно должна быть установлена на зарядку, перед тем как продолжить использовать транспортное средство.
Подготовка батареи к зарядке
Когда необходимо быстро восстановить ёмкость батареи до минимально возможного значения, при котором эксплуатация может быть возможна без опасения за работоспособность элемента питания, производят подключение ЗУ без снятия батареи с автомобиля. Таким образом удаётся сэкономить немалое количество времени, но безопасность такой операции нельзя обеспечить на высоком уровне.
Наличие электрического прибора в непосредственной близости от горюче-смазочных жидкостей и большого количества металла, легко проводящего опасное для жизни человека электричество, делают такой способ восстановления АКБ не самым безопасным. При зарядке аккумулятора без снятия с машины рекомендуется отключать не только «минус», но и положительный кабель электропроводки.
Намного безопаснее снять изделие с автомобиля, но, в этом случае, может понадобиться дополнительная подготовка батареи перед подключением зарядного устройства. Более того, кроме отключения проводов потребуется откручивать элементы крепления АКБ к автомобилю.
Если батарея эксплуатировалась длительное время, то не обойтись без очистки её корпуса от загрязнений. Клеммы аккумулятора могли сильно окислиться, поэтому их следует также подготовить, удалив налёт с помощью старой зубной щётки и раствора обычной соды.
Если АКБ стояла на холоде продолжительное время, то внутри могли образоваться кусочки льда, поэтому чтобы не испортить необслуживаемое изделие необходимо выдержать АКБ несколько часов в отапливаемом помещении.
Техника безопасности и меры предосторожности
Зарядить необслуживаемый аккумулятор совсем несложно, но эта процедура должна быть выполнена безопасно. При перемещении АКБ всегда существует риск уронить изделие на твёрдую поверхность. В результате падения аккумулятора могут не только разрушиться внутренние пластины, но и разгерметизироваться пластиковый корпус.
Внутри каждой банки находится, как минимум, пол-литра едкого вещества, которое попадая на кожу способно вызвать сильнейшие ожоги. Причинить вред раствор серной кислоты может и другим металлическим и неметаллическим предметам.
Кроме аккуратного перемещения изделия к месту подзарядки и обратно, необходимо полностью исключить вероятность падения на аккумулятор любых тяжёлых предметов, а также металлических изделий, вне зависимости от массы.
В первом случае, возможен также разрыв корпуса и разлив электролита, во втором – короткое замыкание проводником с малым сопротивлением может вызвать пожар или даже взрыв аккумуляторной батареи.
Перед зарядкой необходимо протереть корпус от влаги и грязи, что бы не произошло короткое замыкание и при необходимости зачистить клеммы.
Как правильно заряжать аккумулятор
Правильная зарядка позволит обеспечить восстановление необслуживаемого аккумулятора на 100%. В зависимости от применяемого режима работы зарядного устройства, процесс подключения и корректировки основных показателей заряда может заметно отличаться.
Зарядка постоянным током
Если восстановление батареи осуществляется постоянным током, то можно восполнить расход электроэнергии максимально быстро. Пользоваться таким методом следует только в случае крайней необходимости, ведь при повышенных характеристиках зарядного тока батарея может сильно нагреться.
Если есть не менее 10 часов свободного времени на подзарядку АКБ, то следует выставить регулятором такое количество ампер, которое будет равно 10% от номинальной ёмкости аккумулятора. Если продолжительность зарядки не имеет значения, то можно снизить значение силы тока вдвое. Такая зарядка будет осуществляться довольно медленно, но в максимально щадящем для батареи режиме.
Зарядка постоянным напряжением
Восстановление заряда постоянным напряжением больше подходит для кальциевых и AGM аккумуляторов. Такие источники питания запрещено восстанавливать при значении этого параметра менее 14,6 Вольт, поэтому для них выпускаются специальные приборы, в которых можно выбрать наиболее подходящий для этого типа батарей режим зарядки.
Для регулировки выходного напряжения в зарядных устройствах этого типа предусмотрен регулятор, а контролировать показатели можно по цифровому дисплею или аналоговому стрелочному вольтметру, которые встраиваются в переднюю панель устройства. Существуют также модели автоматического типа специально выпускаемые для этого типа аккумуляторных батарей.
Зарядка в автоматическом режиме
Автоматические зарядные устройства являются самыми популярными среди автомобилистов. Для зарядки обслуживаемых и необслуживаемых АКБ с их помощью достаточно подключить устройство к сети и к химическому источнику электричества.
Преимуществом таких моделей также является наличие автоматического отключения прибора после того, как заряд аккумулятора будет полностью восстановлен. В большинстве моделей предусмотрена светодиодная индикация, с помощью которой можно легко определить режим работы прибора.
Когда аккумулятор зарядится и как проверить
Проверить заряженность аккумулятора можно с помощью мультиметра. Полностью заряженный аккумулятор должен выдавать около 12,9 В. Значение на клеммах EFB и AGM батарей, может достигать 14,4 В. Если используются автоматически ЗУ, то по отключению прибора можно точно определить, когда батарея набрала максимальное значение электрического тока.
Обслуживание батареи после зарядки
Обслуживание батареи после зарядки сводится к тому, чтобы поддерживать корпус изделия в чистоте. Наличие влажности на верхней крышке изделия будет приводить к повышенному саморазряду и, при продолжительной стоянке автомобиля, потребуется снова подключать ЗУ к аккумулятору.
Время от времени необходимо также чистить клеммы АКБ от накипи. При значительном прослойке окислов, можно по ошибке диагностировать разряд батареи. По интенсивности работы стартера или других мощных приборов можно косвенно судить о состоянии батареи, но только в том случае, если отсутствуют видимые или скрытые повреждения проводки.
Периодический контроль за заряженностью даже новой батареи, также можно считать одной из мер профилактического обслуживания. Только если каждый раз своевременно обнаруживать, что значение заряженности аккумулятора падает, можно вовремя компенсировать потери электрической энергии, что будет способствовать долгой работе источника питания.
Остались вопросы или есть что добавить? Тогда напишите нам об этом в комментариях, это позволит сделает материал более полезным, полным и точным.