Страховая отказала в выплате по ОСАГО – подробный план действий
Согласно ФЗ №40 «Об ОСАГО», каждый автовладелец в РФ в обязательном порядке покупает полис страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). В случае ДТП страховая компания, выдавшая полис, должна быстро возместить материальный ущерб и вред здоровью/жизни третьих лиц, оказавшихся жертвами происшествия по вине ее клиента.
Однако даже при наличии законодательной базы и множества контрольных государственных органов, страховщики часто отказываются от выплаты страхового возмещения, когда туда обращаются пострадавшие в ДТП граждане. Главная причина отказов очевидна: суммы возмещения велики, и страховым компаниям невыгодно терять деньги. Поэтому они ищут лазейки в законодательстве и на законных и незаконных основаниях пытаются уйти от выполнения своих договорных обязательств.
В каких случаях вам могут отказать в выплате денежных возмещений по ОСАГО, как определить законность отказа, и как бороться с недобросовестными страховщиками? Разберемся в тонкостях законодательства и уловка страховых компаний, которые актуальны на сегодняшний день.
Законные п ричины отказа в выплате компенсации
В ряде случаев страховая компания имеет право на законных основаниях отказаться возмещать или компенсировать понесенный ущерб в ДТП. Согласно ФЗ №40, отказ допускается, если:
- факт ДТП сфальсифицирован, предоставлены умышленно искаженные данные по происшествию и застрахованным объектам (и это доказано);
- участники совершили аварию с использованием преступного замысла и действий (и это доказано);
- отсутствуют постановления и протоколы ГИБДД, из-за чего невозможно установить виновную сторону;
- ДТП произошло в результате природной или ядерной катастрофы, военных действий, народных волнений или беспорядков, прочих факторов непреодолимой силы;
- виновник ДТП уже выплатил пострадавшему ущерб;
- действующий полис участника ДТП просрочен;
- клиент страховой компании имеет задолженности по страховым взносам.
Кроме того, в отличие от РСА, страховая компания может отказать в выплате, если не найден или не определен виновник дорожного происшествия. Его необходимо разыскать, иначе вы не получите возмещения.
О наличии одной из перечисленных причин законного отказа, страховщик обязан сообщить страхователю в письменном виде. Во всех остальных случа ях по закону вы обязаны получить страховое возмещение, однако вып латы могут быть отсрочены до выяснения обстоятельств.
Незаконные отказы в возмещении по ОСАГО
Очень часто, пользуясь юридической неграмотностью или невнимательностью участников ДТП, страховщики отказываются возмещать ущерб по ОСАГО, давая логичные, но незаконные объяснения. К наиболее популярным причинам таких отказов относятся:
- совершение ДТП третьим лицом, который находился за рулем, но не вписан в полис ОСАГО;
- виновник дорожного происшествия находился в состоянии алкогольного опьянения;
- в справке о дорожном происшествии отсутствует указание на виновную сторону;
- вина водителя в ДТП не доказана (например, наезд на стоящее ТС), из-за чего административное дело не возбуждается;
- виновник установлен, но скрылся с места происшествия и не указан в справке о ДТП (выплата положена по закону);
- виновник не установлен (выплата откладывается, пока водитель не будет найден);
- виновная в аварии сторона оспаривает свою вину (выплата может быть отложена, но не отменена);
- на момент ДТП у виновника не было застрахована ответственность (просрочен полис);
- заявление о возмещении подано не собственником автомобиля;
- пострадавшая сторона не представила свой автомобиль для осмотра и диагностическую карту;
- требование о страховом возмещении подано несвоевременно.
Важно! Во всех перечисленных случаях страховые компании неправильно трактуют законодательство. В большинстве ситуаций, они обязаны возместить понесенный ущерб, а затем истребовать возмещение своих убытков с виновной стороны (страховщика виновного лица при прямом возмещении). Кроме того, страховщики часто ссылаются на условия, прописанные в договоре, но часто противоречащие законодательству.
Если вы хотите гарантированно получить возмещение понесенного ущерба по ОСАГО при дорожно-транспортном происшествии, постарайтесь также избегать глупых ошибок, которые создадут серьезные проблемы и вынудят потом долго и дорого судиться со страховщиками. В частности, не оставляйте автомобиль в неохраняемом месте на ночь, на автостоянке всегда включайте сигнализацию, не оставляйте в салоне запасные ключи и документы, не начинайте ремонт авто до осмотра повреждений представителями страховщика.
Отдельная тема: правильная фиксация и регистрация факта ДТП. Не соглашайтесь на предложения виновной стороны «порешать» вопрос без вызова инспекторов ГИБДД, заставьте работников автоинспекции принять заявление, составить протокол и акт выявленных повреждений. Указывайте только те повреждения, которые появились в результате столкновения, чтобы экспертиза не обвинила вас в мошенничестве. Помните: если не будет возбуждено административное дело о дорожном происшествии, и если не будут корректно и точно составлены документы, получить законные деньги не поможет ни один суд.
Если страховая компания отказывает в выплате по ОСАГО
По закону, у страховщика есть 30 дней на изучение ваших документов по ДТП, проведение экспертиз и выплату страхового возмещения понесенного ущерба. Иногда выплата может быть задержана на больший срок, если происшествие оказалось сложным и требует дополнительных экспертиз, возникли новые обстоятельства дела или подозрения в мошенничестве, деньги медленно перемещаются в банковской системе и т.д.
Обо всех отсрочках и продлении сроков страховая компания должна уведомлять вас письменно. Однако, если все же последует отказ, который покажется вам незаконным или безосновательным, у вас есть право обратиться в РСА, государственные контролирующие органы или суд.
Автомобильный омбудсмен
С 1 июня 2019 года в России появилась новая схема досудебного и судебного решения споров по страховому возмещению ущерба от ДТП и новая административная должность – финансовый омбудсмен. Этот человек будет выступать посредником в страховых спорах по ОСАГО с возмещением ущерба на сумму до 500.000 рублей. Его участие в разрешение споров для физических лиц бесплатно, а для страховщиков – бесплатно, если дело выиграет страховая компания, и 45 тысяч рублей – при выигрыше физического лица в суде.
Омбудсмен действует и принимает решения в соответствии с законодательством РФ. Стороны либо соглашаются на мировую в ходе досудебных переговоров, и тогда решения омбудсмена обязательны для исполнения, либо не соглашаются и могут оспорить их в суде.
Важно! У омбудсмена имеются полномочия рассматривать споры трехлетней давности и споры об изменении суммы возмещения (если не было решения суда), а также право требовать мотивированный ответ страховщика по отказу в страховом возмещении, выданному 3 месяца назад (ответ должен быть дан в пределах 15 суток).
Центральный банк РФ
В полномочия Центробанка России входит контроль над правомерностью действий страховых компаний по возмещению ущерба по ОСАГО. Вам необходимо обратиться туда с жалобой, указать информацию по полису автогражданки (номер договора, срок действия, реквизиты и условия), описать ситуацию и суть жалобы, сделать ссылки пункты договора и законодательную базу.
Центробанк проверит факт нарушения договорных обязательств СК и законодательства РФ, вынесет решение и постановит нарушения устранить, а возмещение выплатить в кратчайшие сроки.
В идеале, обращение в суд должно следовать после того, как страховщик проигнорировал решение Центробанка или финансового омбудсмена. Вам следует подать иск, если вы уверены в том, что страховая компания действительно отказывает вам в выплате возмещения незаконно, и дело может быть выиграно.
Юристы советуют обращаться в суд сразу, минуя омбудсмена и Центробанк, так как, в случае выигрыша спора, вы можете рассчитывать не только на быструю выплату возмещения материального ущерба, но и штрафа в вашу пользу. Сумма штрафа будет зависеть от вида страхового полиса, срока рассмотрения убытка и величины понесенного ущерба.
Но следует не забывать что судебный процесс – дело затратное, а проигрыш пора обернется для вас немалыми издержками (подготовка документов, экспертизы, адвокаты, опротестование решений и т.п.).
Таким образом, хотя страховые компании и берут высокие взносы по полисам ОСАГО, этот вид обязательного страхования защищает вас от серьезных финансовых потерь при возмещении материального и физического ущерба третьим лицам при возможном ДТП: все издержки должен заплатить пострадавшей стороне виновник дорожного происшествия.
Суммы, условия и вид страхового возмещения зависит от обстоятельств автоаварии: в частности, если нет пострадавших, в ДТП участвовали только два авто, и у сторон есть полисы ОСАГО, пострадавшая сторона может просто обратиться в свою страховую компанию и получить прямое возмещение. Страховщик погасит ущерб своими средствами, а затем выставит претензии страховщику виновной стороны.
При отказе страховщика в страховом возмещении ущерба (а законных причин отказа – очень мало), следует получить письменное объяснение отказа, и, если, оно нарушает законодательство о страховании ОСАГО, обратиться в контролирующие органы. Жалобу можно подавать финансовому омбудсмену или в Центробанк (если вы намерены решить спор миром), а затем в суд с полным пакетом документов и доказательств.
Страховая отказала в выплате и ремонте — что делать? Пошаговая инструкция
Отказ в страховой выплате
Если страховая отказала в выплате или ремонте по ОСАГО, то ещё далеко не всё потеряно. На самом деле, законных оснований для такого отказа у страховщиков очень мало. Что делать в таком случае, куда обращаться, какие и как правильно заполнять документы, мы рассмотрим в этой статье с пошаговыми инструкциями по отстаиванию Ваших прав, актуальными на 2022 год. В том числе, не доводя до суда или же путём судебного урегулирования. Ведь в последнем случае есть возможность получить дополнительные выплаты.
Мы уже рассматривали вопросы про то, как получить выплату от страховой компании вместо ремонта, что делать, если у одного из участников нет полиса ОСАГО, как правильно считать сроки возмещения и другие вопросы по этому виду страхования. Настало время выяснить, что делать, если страховая отказала в выплате!
Стоит ли обращаться к автоюристу?
Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Но с большой долей вероятности стоит. Дело в том, что судебный и досудебный процессы всегда содержат большое число процессуальных действий, ошибки в которых стоят отсутствия тех или иных доказательств. А страховые компании имеют своих юристов.
Тем не менее, порядок действий при отказе страховой в выплате или ремонте не так сложен. Просто ситуации бывают нестандартные в виде непопулярных оснований отказов (например, неявный третий участник ДТП, неочевидная виновность лица).
Ваш представитель всегда оценит прогноз по делу перед тем, как приступить к нему и брать с Вас оплату.
Вы можете задать вопрос автоюристу абсолютно бесплатно, и он сможет проконсультировать Вас конкретно по Вашему страховому случаю!
На какие нюансы следует обратить внимание при обращении к автоюристу, когда страховая компания отказала в выплате по ОСАГО:
- грамотный автоюрист по отказам страховой всегда изучит дело ещё на этапе знакомства с Вами перед заключением договора; если представитель сразу предлагает заключать договор, то это “неправильный юрист”,
- не все юристы одинаково полезны; изучите опыт и количество выигранных дел автоюриста конкретно по отказам страховой, сделать это можно просто поиском по фамилии представителя на сайтах rospravosudie.com и sudact.ru,
- цены на услуги автоюристов по отказам страховых компаний в выплате или ремонте сильно варьируются: в среднем от 4-5 тысяч рублей до 12-15 тысяч; в таких делах также часто принято давать “призовые” — определённую плату в случае выигрыша дела по его завершению.
При ведении дела Вам потребуется заключить с Вашим представителем договор, оплатить предоплату или полную сумму сразу и выписать доверенность (бланк доверенности ниже), которую можно заверить у Вашего работодателя или нотариально.
Когда отказ в выплате страховой законен?
Итак, по ОСАГО страхуется Ваша автогражданская ответственность. Это значит, что Вы застрахованы от вины в ДТП — страховая компания компенсирует ущерб вместо Вас, если Вы оказались виновником аварии.
Часть 25 статьи 12 ФЗ “Об ОСАГО” даёт страховщику право отказывать в такой компенсации в случаях, предусмотренных законом. Давайте рассмотрим случаи, когда отказ страховой компании в выплате основывается на законе.
Если у Вас неполный набор документов по ДТП
Мы уже рассматривали в отдельной статье, как правильно подавать полный список документов. Он зависит от того, причинён ли в ДТП вред только имуществу или же здоровью и жизни людей.
Если пакет документов неполный, то страховая компания имеет право законно отказать в ремонте или выплате.
Если не предоставить машину на осмотр страховой
Этот риск для водителя часто появляется при оформлении европротокола. Дело тут в том, что как в случаях, если ДТП оформлялось с помощью него, так и если без такового, водитель обязан не приступать к ремонту автомобиля и не утилизировать его (или то, что осталось от машины) в течение 15 календарных дней и по запросу страховой предоставить автомобиль на осмотр в течение этого срока.
Если этого не сделать — будет отказ в страховой выплате или ремонте, и он будет законен.
Бесплатная консультация автоюриста:
8 (499) 938-44-63 (Москва и область),
8 (800) 301-61-18 (вся Россия – звонок бесплатный)
Что делать при отказе?
Тонкость автозакона здесь заключается в том, что, согласно ч.20 ст. 12 ФЗ “Об ОСАГО” (здесь и ниже будет подразумеваться именно этот закон), просто сам факт ремонта авто или его утилизации ещё не обуславливает сразу же отказ. Последний возможен только в случае, если такое действие владельца машины не позволяет установить сам факт наличия страхового случая или же оценить размер возмещения страховой.
Но это также и не значит, что можете просто сразу сделать независимую экспертизу и по её результатам обратиться за выплатой. Как показывает практика, в таком случае Вы тоже получите отказ, причём, судебная практика в 2022 и прошлых годах поддерживает тенденцию — если Вы сделаете независимую экспертизу и отремонтируете машину без осмотра страховщика, то судьи поддержат решение страховой отказать Вам в выплате.
Как видим, доказывание обратного — довольно сложная процедура из-за неоднозначной судебной практики. Поэтому в этом случае лучше всего обратиться к автоюристу для оценки перспективы такого дела.
Если страховая не удовлетворила Ваше требование в компенсации, требуя привезти им автомобиль, а тот у Вас не на ходу, и Вы заявляли об этом прямо страховой, то тут отказ по состоянию на 2022 год будет неправомерен. Даже в том случае, если не на ходу машина оказалась не в результате ДТП. А, например, из-за пробитого колеса и отсутствия запаски. Вы вообще можете не называть причину этого, а просто сообщить о том, что автомобиль не на ходу.
В последнем случае читайте ниже инструкцию по отстаиванию своих прав в случае отказа в выплате или ремонте из-за непредставления машины.
Если полис ОСАГО поддельный
Очевидно, что когда полис у виновника оказался поддельным, то страховая не обязана выплачивать компенсацию за ДТП потерпевшему, и в этом случае также придётся обращаться за возмещением к виновнику. Но не всегда липовая страховка приводит к отказу. Такие случаи и что делать в таких случаях мы рассмотрели отдельно в статье про поддельный полис ОСАГО.
Если страховая — банкрот
Тогда придётся обращаться в Российский союз автостраховщиков, который уже страхует сами страховые компании от банкротства.
Порядок обращения в этот орган аналогичен обращению в страховую с тем же набором документов. Разница только в том, что гораздо менее вероятен отказ от РСА, чем от страховой, а также никакого ремонта — только выплата деньгами. Инструкция по обращению в этом случае находится на официальном сайте РСА.
Если Вы обратились не в ту страховую
Страховая отказывает в выплате, если Вы обратились не по адресу. Дело в том, что закон чётко регулирует, когда нужно обращаться в свою страховую, а когда — только к страховщику виновника.
Итак, в компанию, где оформляли полис ОСАГО Вы, нужно обращаться, когда:
- вред нанесён только автомобилям или другому имуществу, но нет пострадавших или погибших,
- у всех участников аварии есть действующий полис ОСАГО.
Если Вы требуете возместить вред, не покрываемый ОСАГО
Автогражданка страхует далеко не все риски водителя, а только основные. Есть ряд исключений, когда страховая может законно отказать в выплате или ремонте, и инструкции в этом случае просто не помогут.
Итак, отказ страховой правомерен в следующих случаях:
- Вы обратились за компенсацией морального вреда от ДТП,
- Вы обратились за возмещением упущенной выгоды, компенсацией потери рабочих часов,
- автомобиль во время ДТП участвовал в соревнованиях или проводил учебную езду,
- Вы требуете возместить вред, причинённый окружающей среде или редким или уникальным объектам, а также если в результате ДТП уничтожились наличные деньги, драгоценности, акции и объекты авторского права.
Все эти пункты регламентирует статья 6 нашего закона.
Когда страховая не имеет права отказать в выплате?
Между тем, большой ряд случаев не может быть основанием для страховщика мотивированного отказа в возмещении ущерба. К таким случаям относятся:
- пропуск срока обращения, в том числе при оформлении аварии по европротоколу,
- отказ страховой ехать к автомобилю, который не на ходу, и об этом указано в заявлении о выплате,
- если полис ОСАГО поддельный, но сам бланк принадлежит страховщику (подробнее в статье),
- если потерпевший водитель был пьян, отказался от свидетельствования и допустил любые другие нарушения, которые не влияют на его виновность в ДТП,
- если у Вас нет страховки ОСАГО — в этом случае Вам просто нужно обращаться в компанию виновника,
- если страховая требует документов, которых нет в обязательном списке, а Вы их не предоставлили,
- у Вас или виновника нет диагностической карты,
Обращаемся в страховую — пошаговая инструкция
Итак, что делать при наступлении страхового случая? На самом деле порядок действий прост:
1. Вам нужно собрать все документы по ДТП, заполнить извещение и написать заявление о страховой выплате.
2. Далее необходимо либо отвезти эти документы лично в страховую, но тогда требовать акт приёма документов (который Вам выдавать, собственно, не обязаны), снимать процесс сдачи документов по-одному на видео.
Но лучше отправить набор документов почтой заказным письмом обязательно с уведомлением о вручении, хранить чек отправки и уведомление. Далее при поступлении письма в страховую Вам придёт уведомление о вручении — его тоже нужно хранить, а также запомнить дату вручения — от неё начинается отсчёт срока возмещения.
3. Теперь нужно ждать 20 календарных дней (сюда не включены дни, которые официально считаются праздничными нерабочими) для выплаты или направления на ремонт. Также с даты получения письма с документами или вручения Вами их лично в руки в офисе у страховой есть 5 дней для осмотра автомобиля.
4. По результату этого срока возможны 3 варианта исхода событий:
- Вы получите выплату или направление на ремонт в течение 20 дней (либо немного позже),
- Вы получите мотивированный отказ в выплате или ремонте от страховой,
- страховая компания никак не отреагирует — не будет ни отказа, ни возмещения ущерба.
Последний пункт, собственно, равносилен отказу. Что делать в каждом таком случае, мы и рассмотрим ниже.
Получаем отказ и оцениваем перспективы
Итак, если Вас постигла неудача, и Вы столкнулись с одним из 2 последних пунктов в списке выше, то отчаиваться не стоит. Отказ страховой может оказаться вовсе не неудачей, а дополнительными “бонусами” при выигрыше дела, которые могут вылиться в суммы, превышающие саму стоимость возмещения ущерба от ДТП.
Что это за “бонусы”? Их мы подробно рассмотрим ниже, а здесь приведём кратко список:
- реальная сумма ущерба будет оцениваться независимой организацией, это значит, что она не будет занижена или менее занижена (из-за методики расчёта с учётом износа),
- по истечении 20 дней срока на возмещение страховая платит 1% за каждый день просрочки от суммы ущерба,
- в случае отказа досудебного урегулирования спора страховщику полагается штраф 50% от суммы выплаты в пользу истца,
- часто можно возместить небольшую сумму морального вреда.
И всё это без учёта того, что в случае выигрыша по отказу страховая компания возмещает Вам все текущие расходы, в том числе автоюриста, экспертизы, пересылки почты, телеграм и прочих, если они были.
Как понимаем, главное, что нам нужно — это выиграть суд. А для этого нужно понять, на основании чего нам отказали. Причин может быть масса.
И именно на этом этапе мы рекомендуем проконсультироваться с грамотным автоюристом, который пусть не возьмёт дело на себя, но сможет оценить Ваши риски и шансы доказать Вашу правоту.
Подаём в суд на страховую — пошаговая инструкция (+ досудебная претензия)
Итак, мы получили отказ от страховой в возмещении ущерба, и встаёт вопрос о том, что делать дальше. Мы разделим ответ на этот вопрос на 3 важных шага:
- независимая экспертиза,
- досудебное урегулирование вопроса,
- подача иска в суд за отказ.
1. Независимая экспертиза
Она делается для финансовой оценки ущерба — чтобы подавать иск страховой, нужно знать сумму денег, которую мы хотим взыскать. Она может не потребовать в случае, когда страховая компания сама оценила ущерб и выдала Вам акт оценки или экспертизы с известной суммой ущерба. Но она также может быть занижена.
Самостоятельно провести такую экспертизу, просто промониторив цены и составив их таблицу, нельзя — ни страховая, ни суд не примут такой расчёт.
Проведение независимой экспертизы платное и стоит в среднем от 5 до 15 тысяч рублей в зависимости от степени ущерба и ценообразования самой конторы. Эти расходы возмещаются в случае выигрыша суда.
- Для этого просто обратитесь к независимому эксперту, который сделает всё сам.
- Эксперт назначит дату и время экспертизы, она должна быть не ранее, чем через 5 дней после Вашего обращения. После этого Вам нужно отправить телеграмму на юридический адрес страховой компании и пригласить её представителя на экспертизу не ранее чем как раз эти самые 5 дней. Это необязательная процедура, но суды оценивают этот момент в положительную для Вас сторону. Чаще всего на практике представители страховой не приходят.
- По результату экспертизы Вам должны выдать чек, экземпляр договора на её проведение и самое главное — экспертное заключение с таблицей цен на запчасти и работы, фотографиями повреждений и итоговой суммой к возмещению. Все эти 3 документа важны и потребуются Вам в дальнейшем. Попросите дубликат экспертного заключения, а также возьмите с собой флешку или другой электронный носитель и попросите выгрузить на неё фото экспертизы — всё это Вам также понадобится.
Расчёт делается с учётом износа, увы. Износ может составлять не более 50% на автомобили старше 5 лет. Но считается он только на запчасти и комплектующие. Работы должны подсчитываться без учёта износа.
Также, если автомобиль не старше 5 лет, то эксперт по Вашему запросу (обязательно нужно попросить сделать это) может посчитать отдельно утерю товарной стоимости (УТС) авто. Это компенсация за сам факт ДТП, ведь при продаже в будущем из-за наличия в истории ДТП Ваша машина будет стоить на вторичном рынке дешевле.
УТС обычно составляет около 8-10% от суммы ущерба.
2. Досудебная претензия
Это важный этап в споре со страховой, и его нельзя пропускать. Дело об отказе страховой компании в ремонте или выплате относится к законодательству о защите прав потребителей, и здесь необходима обязательная попытка досудебного урегулирования спора.
Для досудебного урегулирования Вам потребуются следующие документы:
- оригинал заключения независимой экспертизы,
- все чеки для обоснования тех сумм, которые указаны в претензии,
- все те же документы, которые Вы подавали при обращении в страховую компанию, в результате чего страховая отказала в выплате и ремонте.
Как писать досудебную претензию?
На самом деле, ничего сложного здесь нет. Вам нужно описать характер ДТП, почему Вы обратились в страховую, на основании чего Вы считаете страховую неправой в отказе в возмещении ущерба и что конкретно Вы требуете.
Утверждённого официального бланка этого документа нет, Вы пишете его в свободной форме.
Все эти данные со ссылками на действующее на 2022 год законодательство мы приводим в образце. Скачать бланк досудебной претензии (формат DOC для заполнения на компьютере).
Далее претензию необходимо отправить заказным письмом с уведомлением о вручении на юридический адрес страховщика, отказавшего Вам в выплате или ремонте. После даты вручения у страховой есть 10 дней (указано в бланке претензии, можно увеличить в большую сторону) на удовлетворение “досудебки”, после чего Вы можете подавать иск в суд.
Эксперты рассказали, когда рост цен убьет спрос на авторынке
Российский авторынок в июне продолжил расти, однако уже не теми темпами, что прежде. И дело тут не только в более высокой базе прошлого года: с июня 2022-го, напомним, дилерские центры вернулись к работе после локдауна по всей стране.
Рост реализации по-прежнему сдерживает дефицит новых машин у дилеров, без которого продажи были бы заметно выше.
Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, за первый летний месяц россияне купили 157,8 тыс. автомобилей, что на 29% больше показателя годичной давности. По отношению же к июню “доковидного” 2019-го продажи автомобилей увеличились только на 10%. А всего с начала нынешнего года в нашей стране реализовано 870,7 тыс. новых машин – на 37% и 5% больше, чем в первой половине 2022-го и 2019 года соответственно.
По словам генерального директора сети автосалонов Fresh Auto Дениса Мигаля, одним из стимулов к покупке автомобиля стала отсрочка повышения утилизационного сбора, что, в свою очередь, позволило сдержать рост цен на новые машины. Помимо этого, распространение нового штамма коронавирусной инфекции и рост внутреннего туризма в сезон отпусков в очередной раз доказали, что личный автомобиль является самым безопасным и удобным средством передвижения.
Между тем, с началом отпускного сезона активность покупателей в автосалонах все же несколько снизилась.
По данным ассоциации “Автомобильные дилеры России”, в июне индекс контрактования новых автомобилей в дилерских центрах сократился на 2% по отношению к предыдущему месяцу, несмотря на внеплановые 10-дневные майские каникулы в этом году. Как отмечают в РОАД, проблемы с поставками новых автомобилей приводят к росту цен и нервозности, и такое состояние рынка, вероятнее всего, продлится до конца нынешнего года.
Как отмечает генеральный директор ГК “АвтоСпецЦентр” Андрей Терлюкевич, продажи в июне, как правило, поактивнее, чем в мае, однако большинство московских дилеров ощутили снижение трафика в дилерских центрах. В первую очередь на покупателей и спрос влияет сейчас не цена, а доступность автомобилей. А ситуация с поставками ухудшается, и негативная тенденция продолжится: это связано, в том числе, и с предстоящими каникулами на автозаводах.
“На рост цен на автомобили влияет, прежде всего, дефицит полупроводников и рост стоимости энергоресурсов и металла. Цены повышаются постепенно, шаг составляет 1-2%, резкие скачки цен происходят только на новые модели. Поэтому, если все запланированные автомобили до нас доедут, то в июле мы ожидаем продажи чуть выше июня”, – говорит Андрей Терлюкевич.
Ценовой беспредел
Действительно, автопроизводители повышают цены на свои модели с завидной регулярностью: только в июне это сделали 32 компании, а некоторые обновили прайс-листы аж дважды за месяц.
Как показывают данные мониторинга “Цена Авто”, за первую половину июля уже 14 автопроизводителей переписали ценники на ряд моделей, в том числе лидеры рынка – Lada, Kia, Hyundai, Renault, Skoda и Volkswagen. Не остались в стороне и китайские Geely с Haval, причем последний увеличил стоимость лишь одной модели – нового кроссовера Jolion, который совсем недавно поступил в продажу.
“Я не вижу существенных рисков в части повышения цен с 1 июля. Все уже настолько привыкли, что цены на автомобили и на другие товары повышаются регулярно, что очередной рост цен не вызывает каких-либо эмоций. Большинство клиентов приняли эту ситуацию как есть и дальше строят свои планы. Они готовы подождать и выбрать автомобиль, который точно им нужен, а не покупать то, что есть”, – рассуждает генеральный директор ГК “Автодом” Андрей Ольховский.
Что касается дальнейших перспектив российского авторынка, то в ближайшие месяцы положительная динамика продаж продолжит снижаться. Этому будет способствовать не только отпускной сезон и более высокая база прошлого года, но, прежде всего, сохраняющийся дефицит.
В этих условиях правительство в очередной раз решило отложить возобновление госпрограммы льготного автокредитования, хотя ранее планировало вернуть кредиты со скидкой от государства в августе, в канун парламентских выборов. Теперь же в Минпромторге говорят, что пока спрос на авторынке превышает предложение, господдержка ему не нужна, а значит, есть вероятность, что в этом году льготных автокредитов ждать уже не стоит. Впрочем, и с объявленной ранее индексацией утильсбора на автомобили в ведомстве пока тоже не спешат.
На этом фоне АЕБ улучшила свой прогноз на 2022 год с 2,1% до 9,8% роста, что означает продажу 1 млн 756 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей. При этом в ассоциации выражают надежду на то, что несмотря на ухудшение эпидемиологической обстановки в стране, полного локдауна и резкого падения продаж удастся избежать.
Как считает Андрей Ольховский, июль и август будут аналогичны классическим летним месяцам – у граждан, безусловно, смещаются приоритеты в расходовании накоплений, но с приходом сентября и возвращения из отпусков объемы контрактование и общая активность будут восстановлены.
“С учетом сохраняющегося кризиса полупроводников и дефицита автомобилей по этой причине, российский авторынок во втором полугодии может продемонстрировать нейтральную или отрицательную динамику.
Предпосылкой к этому может стать очередное повышение цен на новые авто, так как нестабильность курса рубля, задержки в логистике из-за новой волны распространения вируса, а также традиционная корректировка прайс-листов в соответствии с инфляцией ближе к осени могут повысить стоимость автомобилей еще на 8%. Несмотря на то, что цены уже достигли всех разумных пределов, спрос на них сохраняется, так как автомобиль становится выгодной инвестицией как раз благодаря постоянному увеличению стоимости”, – резюмирует Денис Мигаль.
В июле в России подорожали автомобили 20 производителей: какие именно и на сколько
Аналитики Авто.ру изучили прайс-листы производителей и выяснили, как изменились рекомендованные розничные цены на автомобили в июле 2022 года по сравнению с июнем. По итогам месяца подорожали машины 20 брендов.
Компания Audi начала вторую половину года с массового пересмотра цен. Самый сильный рост зафиксирован за Q5 и Q5 Sportback: их стоимость повысилась на 6 и 5,2% соответственно. В рублёвом эквиваленте это 247 000 — 300 000 ₽.
Для Audi это уже второе массовое подорожание в текущем году. Но в мае (относительно апреля) цены выросли на 21 модель бренда, а в июле — на 16. Остались прежними ценники на модели A3 (её обновлённая версия совсем недавно поступила в продажу), A8, S8, а также на кроссоверы Q3 и Q3 Sportback, SQ5, SQ7, SQ8. В среднем Audi стали дороже на 1,9%.
В топ-5 моделей, которые подорожали сильнее других, кроме трёх Audi попали ещё 2 премиальные модели: Genesis GV80 и G90. Кроссовер стал дороже на 200 000 — 300 000 ₽ в зависимости от модификации, седан прибавил 300 000 ₽ во всех исполнениях. Младший G80 скромно приплюсовал 50 000 ₽.
В абсолютных показателях максимальный рост цены — 420 000 ₽ — зафиксирован за бензиновым 340-сильным Audi Q8 в модификации Sport 55 TFSI. На 385 000 и 305 000 ₽ поднялись цены на модификации Sport 45 TDI и Design 55 TFSI соответственно. За ними — уже упомянутые выше Genesis, прибавившие по 300 тысяч.
Среди автомобилей непремиальных брендов заметно увеличились ценники на некоторые версии Volkswagen Touareg — плюс 157 000 ₽, Honda Pilot и Mitsubishi Outlander — плюс 100 000 ₽ каждый.
Из числа самых продаваемых в России моделей очередным резким скачком отметились разные версии Skoda Kodiaq. Компания постепенно поднимает цены на все комплектации. В июле под наиболее сильный «удар» попали версии Ambition, Hockey Edition и Style с дизельными моторами — плюс 98 000 ₽ и бензиновый Active — плюс 73 000 ₽.
Некоторые модели и их модификации всё-таки стали доступнее. Совсем немного — 4300 ₽ — потеряли Volkswagen Caddy, минус 30 000 ₽ — за Mercedes-Benz GLE купе, минус 50 000 ₽ — за дизельной Audi A7 Sport 45 TDI. Ощутимее сбросили цены разные версии Exclusive у Volkswagen Touareg — минус 152 000 ₽, универсал Mercedes-Benz E‑класса E 220 d 4MATIC (минус 130 000 ₽), A‑класс A 200 (минус 156 000 ₽) и заряженный кабриолет AMG E‑класса E 53 4MATIC+ Особая Серия (минус 200 000 ₽).
С начала года самые резкие скачки цен зафиксированы за JAC J7 и DongFeng 580 (плюс 17,6% каждый), Audi Q8 (плюс 16,8%), Genesis G90 (плюс 14,5%) и Audi A6 (плюс 14,2%). Среди самых продаваемых в России автомобилей сильнее всего подорожали Skoda Octavia (плюс 9,8%), Nissan Qashqai (плюс 9,4%), Geely Coolray (плюс 9,3%).
Средняя цена на новые автомобили за месяц выросла всего на 0,6%.
Прайс-листы переписали 20 автопроизводителей. Среди них автомобили масс-маркет брендов стали дороже на 1,9%. Премиальный сегмент прибавил 2,6%.
Неожиданно самый резкий рост цен зафиксирован за автомобилями УАЗ: эти машины подорожали почти на 3%, хотя в абсолютных показателях это только 35 000 ₽.
Кроме УАЗа, наиболее заметно поднялись цены на Genesis (плюс 2,5%) и Lada (плюс 2,2%), причём лидер российского рынка переписывает прайс-листы уже третий раз в этом году. Как и в случае с ульяновскими автомобилями, в абсолютных показателях Лады подорожали не очень сильно: не больше чем на 30 000 ₽.
Среди самых продаваемых в России брендов за пределами рейтинга остались Hyundai (плюс 0,7%), Nissan (плюс 0,5%), Volkswagen (плюс 0,4%), Toyota (плюс 0,4%) и Kia (плюс 0,3%). Китайские лидеры нашего рынка — Chery, Geely, Haval — прибавили 0,2–0,4%.
С начала года цены на новые автомобили выросли в среднем на 6,2%. Сильнее всего за 7 месяцев подорожали DongFeng (плюс 17,6%), Mini (плюс 12,6%) и Jeep (плюс 11,5%). Премиум-сегмент прибавил в цене 6,6%. «Масс-маркет» стал дороже на 6,1%.
Какие новые автомобили снова подорожали в России
Теперь она будет тянуться практически до центра города
Страшное ДТП произошло в Кабанском районе республики
Аналитики Авто.ру изучили прайс-листы производителей и выяснили, как изменились рекомендованные розничные цены на автомобили в 2022 году. За прошедшие 12 месяцев почти все модели, представленные на российском рынке, подорожали в среднем на 10%. Чаще других ценники переписывали в Mercedes-Benz — повышение цен по итогу года составило 25%.
Рекорд принадлежит внедорожнику Mercedes-Benz G-класса в версии G 350 d, цены на который менялись 6 раз на протяжении года. В итоге модель подорожала в полтора раза — на 3 560 000 рублей. В конце 2022 года немецкий внедорожник с 3-литровым дизелем на 249 л.с. оценивался минимум в 11 130 000 рублей.
«Заряженные» двухдверные BMW M2 подорожали почти на четверть: версия Competition прибавила 1 260 000 рублей, а M Special — 1 280 000 рублей. Цены на купе теперь стартуют с 6 160 000 рублей.
Не особо популярный у россиян Jeep Compass по итогам года попал топ-3 наиболее подрожавших моделей: цена кроссовера выросла примерно на полмиллиона рублей. Самая доступная версия — Longitude (2,4 л., 150 л.с.) теперь обойдется клиенту минимум в 2 619 000 рублей.
Среди популярных моделей, которые не попали в топ-20 самых дорогих (см. инфографику), больше чем на 10% подорожали: Kia Ceed (+ 12,7% или 155 000 — 210 000 рублей в зависимости от комплектации), Renault Duster (+ 11,6% или 98 000 — 124 000 рублей), Renault Arkana (+ 10,8% или 127 000 — 148 000 рублей), Kia Sportage (+ 10,3% или 155 000 — 175 000 рублей) и Skoda Kodiaq (+ 10,2% или 153 000 — 467 000 рублей).
Модели Lada за 12 месяцев подорожали в среднем на 5,8%. Сильнее всех — Lada Vesta (на 6,2% или 38 000 — 70 000 рублей). Largus стал дороже на 6,1% (38 000 — 51 000 рублей), «короткая» Lada 4×4 — на 5,8% (34 000 рублей), семейство Granta — на 5,5% (24 000 — 39 000 рублей), пятидверная Lada 4×4 — на 5,4% (34 000 рублей) и Xray — на 4,9% (33 000 — 53 000 рублей). Lada Niva с момента старта продаж подорожала на 1,5% (12 000 рублей).
Кроме того, существенно выросла цена на Volkswagen Touareg (на 9% или 288 000 — 495 000 рублей) и на Honda Pilot (на 12% или 402 000 — 467 000 рублей).
В денежном эквиваленте сильно подорожали большинство комплектаций BMW 7 серии и кроссоверы X5, X6 и X7. Последние прибавили в цене от 710 000 до 1 470 000 рублей. «Семерка» 740Ld xDrive в пакете M Sport Pro стала дороже на 2 300 000 рублей (плюс 25%), а 750Li xDrive M Sport Pro — на 2 010 000 рублей (+ 19,7%).
И еще несколько автомобилей, цены на которые за год резко выросли: Mercedes-AMG GLE 53 4MATIC+ (+ 1 240 000 рублей), Mercedes-AMG CLA 45 S 4MATIC+ Особая Серия (+ 870 000 рублей), Land Rover Range Rover (+ 529 000 — 830 000 рублей, в среднем — 7%).
Что будет с ценами на автомобили в России во втором полугодии 2022?
С начала 2022 года все производители, представленные на российском авторынке, неоднократно переписывали ценники. Объясняется это сразу несколькими причинами. В первый раз повышение цен было обусловлено ростом ставки НДС. В дальнейшем подорожание было связано с падением курса национальной валюты, инфляцией и пандемией коронавируса. Из-за нее часть предприятий временно перестала работать, вследствие чего производители стали испытывать острый дефицит комплектующих. Как оказалось, в 2022 году ситуация на российском рынке не изменилась. Более того, текущая тенденция показывает, что во втором полугодии цены на новые автомобили существенно вырастут.
Динамика цен
Компания «АвтоВАЗ», являющаяся самым востребованным производителем российского авторынка, может служить в качестве своеобразного маркера, на основе которого можно прогнозировать движение цен. Этот выбор можно объяснить двумя причинами. Во-первых, «АвтоВАЗ» имеет серьезную поддержку со стороны государства. Поэтому компания нередко до последнего удерживает цены на прежнем уровне. Во-вторых, удорожание автомобилей марки Lada заставляет многих покупателей обращать внимание на иностранные аналоги. То есть повышение цен не выгодно и самому «АвтоВАЗу».
Но несмотря на сказанное, к первому апреля 2022 года автомобили Lada дорожали 3 раза. Так, согласно опубликованной в начале марта информации, цены на российские модели изменились в среднем на 2-3%, а именно:
- Vesta — на 20 тысяч рублей;
- Granta — на 11 тысяч рублей;
- Granta Cross — на 16 тысяч рублей;
- Niva Legend (бывшая Lada 4х4) — на 14 тысяч рублей;
- Largus — на 14 тысяч рублей;
- XRay — на 15 тысяч рублей.
В начале года компания «АвтоВАЗ» из-за роста базовой ставки утилизационного сбора была вынуждена повысить цены на весь модельный ряд в среднем на 2-5%. Аналогичным образом подорожали практически все автомобили, представленные на российском рынке.
«АвтоВАЗ» не единственный в стране производитель, который по несколько раз за год пересматривает прайс-листы. При более детальном рассмотрении динамики цен становится понятным, что Волжский автозавод — один из немногих, кому действительно удавалось избегать подорожания автомобилей. Так, если обратиться к другой популярной в России марке Kia, то становится понятным, что цены на новые машины в нашей стране растут очень быстро.
Если сравнивать прайс-листы, опубликованные в октябре прошлого года и апреле текущего, то можно заменить, что корейские автомобили в среднем подорожали на 80-350 тысяч рублей. Причем в данном случае речь идет об относительно дешевых моделях:
- Ceed — с 1 139 900 до 1 394 900;
- Ceed SW — с 1 169 900 до 1 424 900;
- ProCeed — с 1 624 900 до 1 799 900;
- Cerato — с 1 136 900 (данные за 12.2020) до 1 221 900.
Похожую динамику демонстрируют модели марки Hyundai. Но корейская компания отмечает, что часть автомобилей подорожала из-за выхода на рынок машин 2022 года. Единственной моделью, которая выбивается из данной тенденции, стал Tucson. Но незначительное подорожание этого кроссовера (всего на 10 тысяч рублей) с начала года обусловлено тем, что в России пока продается автомобиль прошлого поколения. Цены на Solaris и Creta, которые являются представителями бюджетного сегмента, поднялись с начала года на 5 и 7 тысяч рублей, соответственно. То есть и в этом случае прослеживается та же динамика, которую показал «АвтоВАЗ».
Компания Renault, которую тоже можно считать одним из маркеров российского рынка, немного выбилась из приведенного графика. С начала года цены на французские модели увеличились на 0,8-5,4%, или на 8-47 тысяч рублей. Отчасти такая динамика обусловлена выходом на рынок Duster нового поколения. Именно он показал прибавку в цене на 47 тысяч рублей. Но бюджетные Sandero и Logan за первый квартал подорожали на 8-12 тысяч рублей, а Arkana — на 22 тысячи рублей.
Каких цен ожидать во втором полугодии?
В приведенном прогнозе не учитываются 2 составляющие, которые могут повлиять на цены: колебание курса рубля и изменения в логистике, обусловленные пандемией коронавируса или другими внешними факторами.
Если приведенная динамика сохранится, то к началу осени 2022 года цены на новые автомобили бюджетного класса в России поднимутся еще на 8% относительно апреля. Такие изменения произойдут с продукцией «АвтоВАЗа», Kia, Hyundai и Renault. С середины осени также можно ждать очередного подорожания новых автомобилей. Причем в этом случае сложнее определить, на сколько повысятся цены. Ближе к середине осени многие производители в России традиционно корректируют свои прайс-листы в соответствии с инфляцией. А ее размер сейчас предсказать сложнее.
Также нельзя в настоящий момент точно определить, на сколько подорожают автомобили среднеценового сегмента и премиальные модели. Цены на машины этих классов меняются иначе. Например, компания BMW в прошлом году была одним из немногих производителей, которая в течение нескольких месяцев не меняла прайс-листы. Остальные представители премиального сегмента дорожали на 1-2%. Подобная динамика наблюдается и в нынешнем году. Но сохранится ли она в ближайшие месяцы, предсказать сложно.
Почему в России всегда жалуются, что машины дорожают и все равно продолжают их покупать?
Ну и цены на новые автомобили! С ростом курса доллара они просто взлетели, сейчас даже не осталось машин дешевле 500 тысяч. Даже за миллион выбирать-то нечего, но у нас дефицит авто. Люди скупают все, что есть, несмотря на цены и кризис в стране. Как так выходит?
Несмотря на кризис, у нас сейчас огромный спрос на автомобили. Многие дилеры просто так без наценок не продают новые автомобили по официальному прайс-листу. Дилер докинет сотку допов и это будет еще очень- очень гуманно. На дешевые машины легко докидывали перед новым годом 200-300 тысяч рублей, а на машины премиум класса 2 миллиона!
Благо сейчас дилеры немного поумерили свой пыл, но скидок по-прежнему никто не делает. Вообще это уже повод для ФАС проверять дилеров. Почему они накручивают на дополнительное оборудование сумасшедшие деньги и отказываются продавать по официальному прайс-листу?
Впрочем, наши покупатели готовы покупать втридорога, а иногда и в 10 раз дороже, переплачивая за бесполезные опции в виде ковриков, сигнализаций и другого оборудования, чем и пользуются дилеры. Потому что люди действуют эмоционально, а не с холодным расчетом. Кому нужно, тот не будет переплачивать, а найдет за адекватные деньги себе автомобиль.
Несмотря на это, желающих купить в России машину, не убавлялось ни 10, ни 20 лет назад, ни сейчас. Как так? Я и сам удивляюсь. Вроде кризис, денег нет и все равно машины скупают только так. Дефицит, машин мало! Что кризис, что не кризис у нас всегда все стабильно. Вопрос только в объемах продаж. Вспомните предыдущие кризисы.
В России постоянно жалуются: ой какие дорогие цены стали на новые авто. Почитаешь тесты на Д2 и под каждым пишут в комментариях, что за эти деньги не будут покупать машину, дорого! И так каждый раз, несмотря на это машины как продавались с растущими ценами, так и продаются. Ничего не поменялось.
Помнится, когда например Solaris подорожал до миллиона. Многие писали: кому он нужен за эти деньги? А вот, очень даже нужен и это совсем недорого. Посмотрите на количество этих машин на улицах и все поймете сами.
Помню время, когда Solaris появился, цены тогда начинались от 420-450 тысяч. Минимальная же цена сейчас 820, в два раза выше! Теперь за миллион можно купить только в минимально комфортной комплектации, а максимальная стоит на 116 тысяч дороже. И так со всеми другими моделями и брендами.
Еще были времена, когда в России продавались новые Range Rover Evoque за 1.5 миллиона, то говорили: что это за мажоры покупают? А вот, это никакие не мажоры, а совершенно обычные граждане России. Правильно делали, что покупали. Потому что сейчас за эти деньги вы купите только б/у Эвок, или новый Duster. Например, тогда еще Mitsubishi L200 можно было купить за 750 тысяч, Toyota Corolla стоила 500-600, Duster же в максимальной комплектации стоил 600. И то у нас было нытье, что цены не для людей! Так что нечего ныть, все нормально с ценами.
Скоро выбирать за миллион будет нечего, да и сейчас уже практически не из чего выбирать. Даже ели выбирать обычный кроссовер за 2 миллиона, то вариантов мало. Хорошая комплектация стоит 2.5-3, а еще 3 года назад такие можно было купить на 500-800 тысяч дешевле. Если курс поползет дальше, то скоро Duster в базе будет стоить 3 миллиона, а мечта многих Россиян Land Cruiser потянет на 10, и вы будете эти машины охотно покупать.
Остается из недорогих машин только вариант б/у, но и они тоже сильно подорожали. Раньше можно было купить нормальный японский кроссовер за миллион, например Toyota RAV4, Mitsubishi Outlander, Nissan X-Trail, Honda CR-V. Теперь такие стоят на 300 тысяч дороже и с пробегами 150-200 тысяч. Более бюджетные автомобили подорожали на сотню, а вот дорогие премиум авто стали еще дороже. Некоторые даже подскочили на миллион, привет Porsche! Эксперты нас уверяли, что цены подскочили временно и скоро опустятся, когда покупатели перестанут истерить и скупать все подряд, но нет. Это Россия, тут ничего не дешевеет, а только дорожает каждый год.
Так что не ждите дешевых машин, дальше будет только дороже. Это не машины дорогие, а рубль дешевый. Спасибо автопроизводителям, что они еще привозят новинки и продают не особо популярные модели почти не накручивая ценник, а есть модели, которые вообще продают в минус. Для нас хоть есть разнообразие из чего выбрать. Сейчас цены на новые авто очень даже невысокие, так что нечего жаловаться. Потом будете с теплотой вспоминать эти времена, как хорошо было в 2022 году и машины стоили недорого.
Вообще автомобиль это самое худшее вложение денег, чтобы их сохранить. Авто всегда дешевеет и приносит одни убытки на содержание. Исключение только ретро автомобили, которые каждый год прибавляют в цене. Но это совсем другая история. Потому что автомобиль это просто одни растраты ради своих хотелок, так что лучше вообще не покупайте машину. Нет автомобиля – нет проблем.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить другие статьи на тему автомобилей в России, за репосты (нажать красную кнопку D под этой записью) всем огромное спасибо! Меня это мотивирует писать новые интересные фоторассказы).Самые свежие фото из автопутешествий, как всегда, в инстаграм @di_artphoto и Telegram @ skazka_travel а на Ютубе выкладываю видео из путешествий.
«Некоторые машины подорожают на 35%». Что дальше будет с ценами
Продажи новых автомобилей в России продолжают расти и вопреки изначальным прогнозам могут достичь уровня 2019 года. Об этом сообщили в Комитете автопроизводителей АЕБ, представив данные продаж по первому полугодию: россияне уже купили 870 749 автомобилей, что на 36,9% больше по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. По прогнозам комитета, в 2022 году продадут 1,756 млн легких и легких коммерческих автомобилей, что на 9,8% превысит показатели аналогичного периода предыдущего года. Таким образом эксперты скорректировали свой прогноз по росту продаж с 2,1% на 9,8%. При этом данные не включают продажи марок BMW и Mercedes-Benz, которые перестали делиться этими результатами.
Спрос на автомобили стабильный и высокий
Как утверждают производители, динамика рынка превысила ожидания в том числе из-за отсрочки повышения утилизационного сбора: это поддержало рынок и помогло замедлить рост цен на автомобили. Также цены помогли стабилизировать меры господдержки, включая программы льготного автокредитования — на их продление в ближайшее время производители очень рассчитывают. Свой негативный вклад в подорожание автомобилей внес рост цен на сырье и металлы, включая сталь.
«Ситуация с COVID-19 ухудшается, но мы надеемся, что полного локдауна удастся избежать. Несмотря на сложности с поставкой полупроводников и повышение цен на металл, нам представляется, что удастся не допустить резкого падения продаж в 2022 году, и в ближайшие месяцы мы увидим коррекцию», — сказал председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель.
По его словам, продажи автомобилей у дилеров остаются стабильными и «проблем с прибылью они не испытывают».
Почему автомобили все равно дорожают
Хотя в АЕБ перечислили множество причин, которые позволили сдержать цены, автопроизводители каждый месяц объявляют об очередных индексациях. Одним из ключевых факторов, влияющих на рост цен на автомобили в России, ослабление курса рубля, объясняют эксперты.
«Большинство автопроизводителей были вынуждены поднимать цены из-за курсовых колебаний, — уточнил Штерцель. — С другой стороны, важно понимать и ситуацию с утилизационным сбором. Да, его не стали поднимать, и мы надеемся, что этого не произойдет. Параллельно мы видим, что и рост цен замедляется. Мы смогли добиться хорошего уровня цен, и будет хорошо, если повышения утильсбора не произойдет хотя бы в этом году, что позволит нам стабилизировать цены».
В свою очередь, заместитель председателя комитета автопроизводителей и управляющий директор «Хендэ Мотор СНГ» Алексей Калицев рассказал, что производителям во втором полугодии очень помогла бы поддержка госпрограмм, направленных на конечного потребителя.
«Например, все массовые бренды успешно пользовались программой льготного автоавтокредитования. Сейчас она прекращена, и во второй половине года ее продление было бы очень актуально», — считает Калицев.
Автомобили уже подорожали на 10%
Машины за первые полгода подорожали в среднем уже на 5-10%, и пока смены тренда, по оценкам участников рынка, ждать не приходится. Более того, в конце года среднее повышение цен может составить 20%.
Как сообщил Autonews.ru операционный директор АГ «АВИЛОН» Александр Никонов, сейчас производители корректируют цены постепенно, поэтому в отрасли и не бывает непредвиденных повышений: влияние всех основных драйверов оценивают на долгосрочный период.
«По ряду брендов, рост цен в течение первого полугодия не наблюдался. Причиной стабильности в данном случае можно назвать отсутствие серьезных колебаний курса евро вверх по отношению к рублю. Однако в целом стоимость автомобилей за первое полугодие 2022 года выросла в среднем от 5 до 10%», — сказал представитель отрасли.
По прогнозам Никонова, во втором полугодии произойдет дальнейший рост цен. При этом производители также будут вносить корректировки ступенчато. Ведущими драйверами изменения стоимости по-прежнему будет оставаться нехватка новых автомобилей, инфляция, а также колебания курса валют к рублю.
Дефицит моделей, по словам операционного директора АГ «АВИЛОН», пока не побежден, и продлится на российском авторынке еще два-три квартала.
«В данный момент в наличии есть и популярные модели, но они представлены в достаточно небольшом количестве, и пока неизвестно, будут ли они в наличии через месяц. Мы надеемся, что ситуация с дефицитом изменится ближе к концу 2022 года. Все то отставание, которое отрасль копила в течение всего этого года, должна нагнать в производстве в течение третьего — четвертого кварталов. Поставки начнут приходить в норму, если дефицитные компоненты в течение ближайших трех месяцев выйдут на необходимый уровень», — считает участник отрасли.
В свою очередь генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич также считает, что цены продолжат расти. По его оценкам, это будет продолжаться минимум до конца текущего года как в массовом, так и премиум-сегменте.
«Пока спрос будет превышать предложение, каких-то изменений в части роста цен ожидать не стоит. На динамику ценообразования автомобилей в России влияет курсовая разница — еще не отыграны курсовые колебания 2014 года, — уверен Терлюкевич. — Дефицит автомобилей и высокий спрос сохраняются во всем мире, что также влияет на политику автопроизводителей по части ценообразования и позволяет повышать цены. Кроме того, на себестоимость автомобилей влияют рост стоимости метала и энергоносителей, а также комплектующих и электронных компонентов».
При этом Терлюкевич предупредил: ситуация с доступностью автомобилей не изменилась, и дефицит присутствует по большинству брендов, как и раньше.
«Усугубляет ситуацию непредсказуемость поставок. Многие автомобили, особенно технологически сложные, в дорогих топовых комплектациях сейчас приходят к нам без заказанных опций. То есть ты только по факту узнаешь, что получаешь. Особенно эта тенденция прослеживается в премиум-сегменте», — поделился проблемами участник дилерского сообщества.
Поскольку у дилеров пока нет проблем со спросом, на сами автомобили скидки отсутствуют. Вместо этого продавцы предлагают программы лояльности на собственные услуги.
«Мы предоставляем постоянным клиентам скидки на сервисное обслуживание, запчасти, допоборудование. На сами автомобили скидок сейчас практически нет», — подытожил представитель ГК «АвтоСпецЦентр».
Между тем генеральный директор ГК АВТОDOM Андрей Ольховский отметил, что автомобили дорожали всегда, просто не так существенно, как сейчас. Выход любой новой модели, по словам эксперта, сопровождался ростом цен, потому что нужно окупать инвестиции.
«Рост цен по итогам года может достичь 20% — это средний уровень. Безусловно, будут модели, где рост цен будет более 30-35%. Также будут автомобили, где рост по году не превысит и 10%, — считает Ольховский. — Очень широкий модельный ряд у всех производителей позволяет точечно выстраивать ценовую политику».
Полмиллиона не хватит. Как подорожали автомобили в России? («Автостат»)
В конце 2022 года большинство брендов, представленных на российском рынке, повысили стоимость своих автомобилей – 24 марки сделали это в ноябре, 22 – в декабре. С наступлением нового года этот процесс не остановился, а продолжился, подтверждая мрачные прогнозы о дальнейшем росте цен на легковые автомобили. С начала 2022 года* специалисты сайта «Цена Авто» зафиксировали появление обновленных прайс-листов на официальных сайтах 34 брендов. Как отмечают эксперты, помимо влияния экономических факторов (инфляция, колебания валюты), ситуация усугубляется предстоящим повышением утилизационного сбора и сохраняющимся дефицитом автомобилей на рынке.
«Гранта» уже дороже 500 тысяч
Так, весь модельный ряд российской LADA дорожал за этот период дважды – в январе (на 1,1 – 4,5%) и марте (на 0,8 – 2,8%). Например, лидер рынка и самый доступный автомобиль в России – Granta – с начала года стал дороже на 21 тысячу рублей. Теперь «Гранта» окончательно перешагнула ценовой порог в полмиллиона, и ее минимальная цена за версию в кузове «седан» составляет 510 900 рублей. Увы, но сейчас новых автомобилей в России за 500 тысяч уже не найти…
Еще сильнее выросли цены на семейство LADA Vesta. С января оно подорожало на 40 – 59 тысяч рублей в зависимости от модификации. Таким образом, третья по востребованности модель в стране сейчас предлагается к продаже от 723 900 рублей (за седан).
Добавим, что еще один российский бренд – УАЗ – также повысил стоимость всех моделей на 30 – 35 тысяч рублей (или на 2,2 – 3,6%).
«Корейцы» дорожают, но их все равно покупают
Говоря о бестселлерах рынка, нельзя не упомянуть о самой популярной иномарке – KIA Rio. Эта модель по итогам продаж в январе – феврале находится на втором месте в рейтинге, уступая лишь «Гранте». С начала года стоимость KIA Rio 2022 производственного года увеличилась на 15 тысяч и достигла 849 900 рублей. А за машину 2022 года производства придется выложить дополнительно 20 тысяч рублей.
В целом же большинство моделей KIA с начал года подорожали на 0,9 – 2,6%, а машины 2022 производственного года обойдутся дороже еще на 1,6 – 4,6%. Исключения составляют кроссовер Sorento, новый «большой» внедорожник Mohave и седан К900 – у этих моделей разница между автомобилями 2022 и 2022 года выпуска еще больше и составляет 4,7 – 8,0%.
Другой популярный в России «кореец», лидер сегмента SUV, кроссовер Hyundai Creta 2022 года выпуска подорожал на 30 – 67 тысяч. Цена на эту модель «в базе» сейчас стартует от 1 097 000 рублей.
Еще один бестселлер бренда – седан Solaris – в текущем году также получил прибавку к стоимости для автомобилей 2022 года выпуска – за них придется выложить на 15 – 30 тысяч больше, чем за машины 2022 производственного года. Новая стартовая цена для этой модели составляет сейчас 805 000 рублей.
По остальным моделям Hyundai наблюдается аналогичная ситуация: автомобили 2022 производственного года имеют более высокую стоимость, чем автомобили 2022 года выпуска. Здесь разница варьируется от 0,4 до 6,9%. При этом машины 2022 производственного года все еще можно найти по старым, «прошлогодним» ценам.
«Японцы» в погоне за курсом валют
Самый популярный «японец» в России – кроссовер Toyota RAV4 – за неполные три месяца стал дороже на 11 – 37 тысяч в зависимости от комплектации и сейчас доступен от 1 972 500 рублей. По сравнению со всем остальным модельным рядом, это была минимальная прибавка к стоимости (0,4 – 1,5%). Остальные модели Toyota выросли в цене куда существеннее, прибавив от 1,9% до 6,4%.
Среди других японских моделей, входящих в ТОП-20 по продажам, отметим кроссовер Mazda CX-5, который подорожал на 50 – 80 тысяч, или на 2,7 – 3,1%. Его новая стартовая цена составляет 1 759 000 рублей. Остальные модели Mazda выросли в цене не так сильно (на 1,7 – 3,1%).
У кроссовера Nissan Qashqai, также попадающего в первую двадцатку модельного рейтинга, с начала года произошло два изменения цены, в результате чего он стал дороже примерно на 65 тысяч рублей. Таким образом, сейчас этот автомобиль 2022 года выпуска можно приобрести по цене от 1 477 000 рублей. У остальных моделей Nissan рост цен варьировался в тех же пределах – от 0,9% до 3,3%. При этом здесь цена новый автомобиль также зависит от его года выпуска. Машины 2022 производственного года все еще можно купить по ценам декабря.
Так же, в зависимости от года выпуска, отличаются цены на новые автомобили у Mitsubishi – машины 2022 года обойдутся на 1,9 – 4,1% дороже машин 2022 производственного года, которые сохранили прежние ценники.
А вот у Subaru машины 2022 года выпуска получили прибавку к стоимости в размере 0,4 – 2,2%, из-за чего разница с машинами 2022 года оказалась не столь существенна – всего 0,9 – 1,7%.
Вне зависимости от года производства выросли цены весь модельный ряд Suzuki (на 1,5 – 3,0%) и Honda (на 2,5 – 4,1%).
Не все подорожали
Среди «европейцев» самым востребованным на рынке является лифтбек Volkswagen Polo. Его стоимость за базовую комплектацию сегодня составляет 929 900 рублей, что на 22 тысячи выше прежней цены (на 1,7 – 2,4%). У большинства остальных моделей марки рост цен был сопоставимый – от 1,4 до 2,9%.
А вот французский кроссовер Renault Duster в новом году уже дважды получал обновленные прайс-листы. В январе на официальном сайте производителя появились цены на машины 2022 года производства с начальной ценой от 912 000 рублей. Это на 22 – 47 тысяч выше цен на машины 2022 года выпуска. А с 11 марта российские дилеры Renault начали продажи нового поколения Renault Duster по цене от 945 до 1 460 тысяч рублей. Таким образом, минимальная стоимость модели выросла на 3,6%.
Что касается остальных моделей Renault, то в январе цены на машины 2022 года производства выросли для большинства моделей на 0,8 – 2,2%. За автомобили 2022 года выпуска тогда нужно было доплатить всего 0,1 – 0,2%. А вот в марте прибавку к стоимости получили уже автомобили 2022 производственного года (на 0,7 – 3,8%), тогда как стоимость машин 2022 года выпуска сохранилась на уровне января.
Также постепенно росли цены и на еще один популярный европейский автомобиль – лифтбек Skoda Rapid. С начала года он прибавил уже 45 тысяч, а его минимальная цена достигла 892 000 рублей. Остальные модели Skoda за это время подорожали на 1,7 – 5,3%.
Из других марок отметим Opel (все модели подорожали на 2,0 – 2,9%), Chevrolet (большинство моделей подорожали на 2,3 – 6,3%) и Peugeot (две модели подорожали на 2,5 – 8,3%).
Особняком здесь стоит французская марка Citroen, которая дважды с начала года обновляла прайс-листы, и оба раза некоторые модели становились доступнее (на 2,2 – 8,4% в январе, на 0,4 – 4,3% в марте), а другие – получали прибавку к стоимости (на 2,2 – 15,4% в январе, на 1,4 – 17,7% в марте).
А что с «китайцами»?
В сегменте китайских автомобилей первое место по популярности занимает Geely Atlas. За неполные три месяца этот кроссовер стал дороже на 35 – 50 тысяч и теперь его можно купить за сумму от 1 344 990 рублей. Еще две модели Geely, кроссоверы Coolray и Emgrand X7, с начала года тоже подорожали на 3,2 – 6,6%.
Второй по популярности «китаец», кроссовер Haval F7, в текущем году стал дороже на 30 тысяч (на 1,5 – 2,0%) и доступен сейчас от 1 529 000 руб. А вот внедорожники Haval H5 и Н9 получили более существенную прибавку к ценам – от 3,4% до 7,7%.
Из популярных «китайцев» отметим те, у кого рост цен затронул всю модельную линейку. Так произошло у Chery (на 3,3 – 7,4%) и Changan (на 0,5 – 0,8%).
Богатые тоже плачут
Естественно, рост цен не мог обойти стороной и премиум-сегмент, многие модели которого к нам везут из-за рубежа.
Самый популярный премиальный автомобиль в России – кроссовер Lexus RX. Самая доступная его версия, RX300, с начала года стала дороже на 73 – 144 тысячи, и сейчас предлагается к продаже от 3 761 000 рублей. По сравнению с другими моделями бренда, это минимальная прибавка к цене (на 1,9 – 3,6%). Большинство остальных моделей подорожали куда сильнее (на 2,1 – 15,1%). Приятное исключение здесь составляет лишь кроссовер Lexus UX, который на фоне всеобщего роста цен, пусть немного, но подешевел – все комплектации Lexus UX 200 и UX 250h стали доступнее на 4 – 16 тысяч (на 0,1 – 0,6%).
Еще одна популярная модель в премиальном сегменте – седан Mercedes-Benz E-Class. С начала года его цена в зависимости от комплектации выросла на 190 – 410 тысяч (на 4,1 – 5,2%) и сейчас стартует от 4 220 000 рублей. Примерно такой же рост цен (на 3,2 – 4,5%) произошел и у большинства других моделей Mercedes-Benz.
У остальных участников «большой немецкой тройки» разброс в ценовых прибавках был гораздо шире – у Audi от 1,9 до 14,9%, а у BMW в январе – от 1,8 до 13,9% и в марте – на 3,8%.
Стоит отметить, что еще две премиальные марки повысили цены более, чем на 10%. Это – Porsche (на 1,9 – 12,5%) и Genesis (на 4,0 – 11,2%). Правда, это касалось лишь отдельных моделей в отдельных комплектациях.
У других «премиалов» рост стоимости был более равномерный: Cadillac – от 2,2% до 2,8%, Jeep – от 3,7% до 7,3%, Volvo – от 1,5% до 7,6%, Infiniti – в феврале (на 3,2 – 8,7%) и в марте (на 0,8 – 1,4%).
Заметим, что данный обзор не претендует на полноту и всеохватность рынка, однако позволяет оценить основные тенденции ценовой политики российских представительств компаний.
* За период с 1 января по 21 марта 2022 года
АВТОВАЗ массово повысил цены на LADA четвертый раз в 2022 году
1 июля 2022 года на официальном сайте LADA обновилась стоимость (РРЦ, рекомендованная розничная цена) всех моделей LADA. В среднем по всему модельному ряду LADA прибавка в цене составила примерно 2,43%. С момента прошлого массового повышения цен на LADA прошло ровно 2 месяца. Во всех изменениях разобрался сайт Лада.Онлайн.
Пресс-служба АВТОВАЗа традиционно не называет причин повышения цен. Недавно стало известно, что АВТОВАЗ может повысить цены на LADA из-за роста цен на сталь .
Стоимость всех моделей LADA представлена в таблице:
Модель | май.21, р | июл.21, р | Разница, тыс.р | Разница, % |
---|---|---|---|---|
LADA 4×4 3 дв. (мин) | 619900 | 632900 | 13 | 2,10 |
LADA 4×4 3 дв. (макс) | 704900 | 717900 | 13 | 1,84 |
LADA 4×4 5 дв. (мин) | 675900 | 705900 | 30 | 4,44 |
LADA 4×4 5 дв. (макс) | 760900 | 790900 | 30 | 3,94 |
LADA Granta лифтбек (мин) | 541900 | 553900 | 12 | 2,21 |
LADA Granta лифтбек (макс) | 742800 | 764800 | 22 | 2,96 |
LADA Granta седан (мин) | 519900 | 531900 | 12 | 2,31 |
LADA Granta седан (макс) | 722800 | 744800 | 22 | 3,04 |
LADA Granta универсал (мин) | 548900 | 560900 | 12 | 2,19 |
LADA Granta универсал (макс) | 749800 | 771800 | 22 | 2,93 |
LADA Granta хэтчбек (мин) | 565500 | 577500 | 12 | 2,12 |
LADA Granta хэтчбек (макс) | 737800 | 759800 | 22 | 2,98 |
LADA Granta Cross (мин) | 640900 | 652900 | 12 | 1,87 |
LADA Granta Cross (макс) | 737900 | 759900 | 22 | 2,98 |
LADA Granta Drive Active (мин) | 709900 | 719900 | 10 | 1,41 |
LADA Granta Drive Active (макс) | 709900 | 726900 | 17 | 2,39 |
LADA Largus Cross (мин) | 862900 | 887900 | 25 | 2,90 |
LADA Largus Cross (макс) | 931900 | 956900 | 25 | 2,68 |
LADA Largus универсал (мин) | 702900 | 727900 | 25 | 3,56 |
LADA Largus универсал (макс) | 856900 | 881900 | 25 | 2,92 |
LADA Largus фургон (мин) | 704900 | 729900 | 25 | 3,55 |
LADA Largus фургон (макс) | 800900 | 825900 | 25 | 3,12 |
LADA Largus FL Cross (мин) | 899900 | 924900 | 25 | 2,78 |
LADA Largus FL Cross (макс) | 1015900 | 1040900 | 25 | 2,46 |
LADA Largus FL универсал (мин) | 724900 | 749900 | 25 | 3,45 |
LADA Largus FL универсал (макс) | 975900 | 1000900 | 25 | 2,56 |
LADA Largus FL фургон (мин) | 719900 | 744900 | 25 | 3,47 |
LADA Largus FL фургон (макс) | 888900 | 913900 | 25 | 2,81 |
LADA Vesta CNG (мин) | 943900 | 958900 | 15 | 1,59 |
LADA Vesta CNG (макс) | 974900 | 989900 | 15 | 1,54 |
LADA Vesta Cross (мин) | 891900 | 906900 | 15 | 1,68 |
LADA Vesta Cross (макс) | 1111900 | 1131900 | 20 | 1,80 |
LADA Vesta Sport (мин) | 1159900 | 1184900 | 25 | 2,16 |
LADA Vesta Sport (макс) | 1215900 | 1240900 | 25 | 2,06 |
LADA Vesta SW (мин) | 835900 | 855900 | 20 | 2,39 |
LADA Vesta SW (макс) | 1145900 | 1165900 | 20 | 1,75 |
LADA Vesta SW Cross (мин) | 950900 | 970900 | 20 | 2,10 |
LADA Vesta SW Cross (макс) | 1173900 | 1198900 | 25 | 2,13 |
LADA Vesta седан (мин) | 743900 | 758900 | 15 | 2,02 |
LADA Vesta седан (макс) | 1078900 | 1098900 | 20 | 1,85 |
LADA XRAY (мин) | 706900 | 730900 | 24 | 3,40 |
LADA XRAY (макс) | 929900 | 949900 | 20 | 2,15 |
LADA XRAY Cross (мин) | 817900 | 817900 | ||
LADA XRAY Cross (макс) | 1136900 | 1157900 | 21 | 1,85 |
LADA Niva Travel (мин) | 779900 | 796900 | 17 | 2,18 |
LADA Niva Travel (макс) | 941900 | 958900 | 17 | 1,80 |
LADA Niva (мин) | 770000 | 787000 | 17 | 2,21 |
LADA Niva (макс) | 903000 | 920000 | 17 | 1,88 |
Напомним, в этом году АВТОВАЗ первый раз поднял стоимость на автомобили LADA 15 января (в среднем по всему модельному ряду прибавка в цене составила примерно 2-5%), затем 15 марта (прибавка в цене составила примерно 2%) и 1 мая (+2%) .