Приказ №185 ГИБДД — отменили или нет?

Что представляет собой 185 Приказ ГИБДД

Что собой представляет 185 приказ ГИБДД и для чего он нужен

Подробно разбираем все разделы приказа

В 2022 году работа сотрудников ГИБДД и ДПС регламентируется 185 приказом ГИБДД. Это очень сильно упростило взаимоотношения между водителями и инспекторами. Каждый знает свои обязанности и права, может отстоять их, обращаясь к конкретному пункту одного единственного документа.

Ранее все действия и алгоритмы работы были прописаны в нескольких разных документах, что существенно усложняло жизнь. Каждый инспектор ГИБДД обязан знать положения Приказа 185, но и водителя неплохо ознакомиться с основными пунктами регламента.

Общее содержание документа

Приказ 185 ГИБДД является основным положением, где внесены требования по отношению к сотрудникам ГИБДД. Он достаточно объёмный, так как содержит все правила, которые были ранее прописаны в нескольких регламентах. Здесь есть правила работы сотрудника для различных жизненных ситуаций на дороге. В документ включены жесты и движения, которыми может пользоваться сотрудник при регулировке движения.

Разберем, из каких разделов состоит документ.

Как и во всех документах законодательства, есть несколько больших разделов:

  • Первый раздел поясняет все обязанности и права участников движения: водителей, пешеходов, инспекторов и других лиц. Здесь же находятся основные понятия и общие сведения.
  • Второй раздел обращен непосредственно к порядку работы инспекторов. Раздел содержит положения и требования к производимым действиям со стороны инспектора ко всем категориям участников движения.
  • Третий раздел предлагает ознакомиться с правилами поведения во время проведения административной процедуры, описан порядок и возможные действия со стороны сотрудника ГИБДД. Здесь прописан чёткий алгоритм, который должен соблюсти инспектор в конкретной ситуации на дороге, что сказать и какие действия предпринять. Например, при досмотре автомобиля или остановке пешехода, который переходит дорогу в неположенном месте.
  • Четвёртый раздел предусматривает контроль вышестоящих органов за самим инспектором и порядок.
  • Последний раздел содержит правила обжалования действий и решений, которые были приняты одним из должностных лиц.

В любом документе содержатся образцы заполнения различных форм, заявок и всей документации, которая может быть применена в работе должностного лица, в данном документе их изначально было 16. Часть приложений сейчас недействительны, так как закон прошёл процедуру доработки. Для инспекторов представлены такие документы как образцы протоколов, бланки для осмотра места происшествия, направление на медицинское освидетельствование, отстранение от права управления автомобилем и другие акты. В приложениях есть установленный порядок работы с оружием и правила применения силы в случае необходимости. Здесь же можно найти и описание регулировки движения.

Автовладельцу и любому другому участнику движения полезно ознакомиться со следующими данными из Приказа:

  • правила проведения медицинского освидетельствование на алкогольное опьянение и употребление наркотических веществ;
  • правила и регламент работы сотрудника с водителем, что он может требовать и как при этом разговаривать;
  • основные причины для остановки любого транспортного средства и разрешённое место остановки;
  • список полномочий инспектора;
  • правила поведения, одежда, форма, документы инспектора;
  • какими дополнительными методами и средствами может пользоваться инспектор при общении с окружающими;
  • регламент составления протокола и его нормы;
  • правила поведения водителя;
  • может ли быть изъято и в какой ситуации водительское удостоверение.

Перечисленные пункты и вся информация из закона может понадобиться не только водителю, но и пешеходу. На дороге бывают разные ситуации, и надо понимать алгоритм не только своих действий, но и права и обязанности сотрудника инспекции. Это необходимо для доказательства своей невиновности и избегания противоправных действия со стороны силовых структур.

Поведение инспектора и общение с ним

Если вы знаете, как должен выглядеть сотрудник ГИБДД, как вести себя и какие документы предъявить при остановке автомобиля, это может уберечь вас от многих проблем и обмана. Если должностное лицо не соответствует требованиям регламента, не предъявляет документов, вы имеете право заснять процесс общения на видео и доказать неправомерность действий в суде, если до этого дойдёт. Сотрудник инспекции обязан соответствовать регламенту, носить форму и значок, предъявить при обращении документы и представиться.

Пункты 30 и 19 подробно рассказывают о взаимоотношениях с участниками движения. Основные положения:

  • Сотрудник соблюдает правила формального общения, обращается на «Вы», вежлив, оперирует только фактами при остановке.
  • При обращении, вне зависимости от того, лично это происходит или при помощи каких-либо приспособлений, инспектор должен представиться, назвать должность и звание. После этого он уже может назвать причины остановки.
  • Участники дорожного движения, как водитель, так и инспектор или пешеход, при общении могут пользоваться техническими способами записи видео, фото, но противоположная сторона должна быть предупреждена об этом и не имеет права препятствовать.
  • В случае оформления протокола, водитель должен быть ознакомлен со своими правами и обязанностями, объясняются правила обжалования решения.
  • Если, по мнению водителя, инспектор не соблюдает свои полномочия, то он может попросить предоставить контактные данные вышестоящего руководства или непосредственного начальника. Обратиться к нему за разъяснением ситуации. Инспектор обязан предоставить водителю требуемую информацию в этом случае.

Приказ 185 официально запретил ставить пометки в документах водителя. Такие действия были ранее допустимы со стороны сотрудника, они могли «пометить» платёжеспособного нарушителя.

Пункт 30 Приказа облегчил жизнь и инспекторам, теперь они имеют право в случае жёсткой необходимости воспользоваться автомобилем водителя или привлечь его для предотвращения преступления, транспортировки пострадавших или медицинских средств.

Применение силы

Как указано выше, Приказ 185 и приложения в конце по пунктам прописывают правила работы с оружием. Прежде всего, сотрудник обязан предупредить об этом нарушителя, но это правило может быть опущено, если окружающим или другим сотрудникам грозит опасность. В случае причинения вреда после использования оружия, сотрудники силовых структур обязаны вызвать медицинскую бригаду для оказания помощи. Если были применены силовые методы по общению с нарушителем, то вышестоящее начальство и родственники должны быть уведомлены об этом в течение суток. Случаи применения оружия ограничены, использовать его можно не всегда, только лишь для защиты собственной жизни и безопасности окружающих.

Остановка ТС

Регламент поведения и причины остановки автомобиля или любого другого участника движения регламентируются в пунктах 63 – 76. Основания могут быть следующими:

  • было совершено нарушение, которое инспектор зафиксировал визуально или с помощью технических средств;
  • автомобиль, водитель или пассажиры подозреваются в нарушении, которое было обозначено в ориентировках;
  • требуется свидетель или понятой в медэкспертизе, ДТП или другой ситуации;
  • требуется автомобиль для оказания медпомощи или других нужд сотрудника, допустимых регламентом;
  • рейд по проверке документов водителя или груза;
  • остановка по подозрению на алкогольное или наркотическое опьянение;
  • проводятся регулирующие действия в потоке машин;
  • водитель остановлен по причине проведения плановых рейдов или других мероприятий.
Читайте также:  Перетяжка салона автомобиля кожей и алькантарой

Для остановки автомобиля инспектор применяет соответствующий жест и показывает место остановки. Запрещённые для остановки участки дороги могут быть использованы для остановки автотранспорта только для предотвращения преступления.

Если водитель не хочет выходить из машины, он имеет полное право показать документы изнутри. Но водитель обязан покинуть автомобиль в соответствии следующим ситуациям, которые прописаны в пункте 70:

  • автомобиль технически неисправен для продолжения движения или нарушены правила перевозки груза;
  • есть потребность в сверке VIN номера или кузова с данными в документах;
  • водитель выглядит болезненно или есть подозрение на использование психотропных веществ или алкоголя;
  • необходимость участия в качестве понятого или для оказания помощи инспектору;
  • требуется досмотр груза или автомобиля;
  • поведение водителя опасно по отношению к инспектору и окружающим.

Иногда требуется не просто покинуть автомобиль, но и сесть в автомобиль к инспектору. Это может быть в случае составления и подписания протокола по совершённому нарушению. Если водитель не подчиняется знакам остановки, звуковым, световым сигналам со стороны сотрудников ГИБДД, то последние могут принудительными способами остановить автомобиль.

Процедуры осмотра и досмотра

Осмотр автомобиля сопровождается проверкой документов, сверкой данных по номерам, VIN-номеру, данным кузова, шасси, двигателя и другой информации и сопоставления её относительно автомобиля и водителя. Такие действия могут производиться сотрудниками ГИБДД в случае, когда автомобиль соответствует информации с ориентировок, нарушениях или проведении рейдов. Если поступили ориентировки на конкретное лицо, а водитель очень похож, то инспектор вправе потребовать документы для проверки.

Важно знать регламент процедуры досмотра. Он может производиться, если:

  • Водитель подозревается в транспортировке запрещённых веществ, таких как яд, наркотики, оружие и другое.
  • Пассажир или водитель должны быть задержаны, так как подозреваются в нарушении.
  • Автомобиль по обоснованным предположениям несёт на себе следы преступления или же перевозит орудие преступления.

В случае осуществления досмотра присутствовать должен именно собственник транспортного средства и как минимум 2 понятых. Может производиться фото или видеосъёмка. По окончанию осмотра составляется протокол должностным лицом. Если пассажир или водитель задерживается, то составляется протокол о задержании или об аресте имущества.

Отстранение от управления

Пунктом 126 Приказа 185 перечислены причины отстранения водителя от управления:

  • есть неисправности в рулевой или тормозной системе;
  • водитель подозревается в употреблении алкоголя или психотропных веществ;
  • документы на право управления автомобилем, СТС или ОСАГО отсутствуют;
  • нет водительских прав или водитель лишён документа;
  • автомобиль необходим для оказания медпомощи, преследования или иных целей сотрудника ГИБДД, которые разрешены.

При отстранении от управления должен быть составлен протокол.

Освидетельствование на опьянение

Любой водитель должен быть ознакомлен с правилами отстранения от управления в случае подозрений на употребление алкоголя, наркотических или психотропных веществ, а так же на правила проведения медосвидетельствования в этом случае. Сотрудники ГИБДД обязаны соблюдать регламент.

Приказ 185 абзац 3 п.126 прописывает основания для инициации процедуры медицинского освидетельствования. Должны быть привлечены двое понятых. Фиксация наличия алкоголя может быть произведена только при помощи специализированного средства, на которое есть лицензия и документы. Инспектор может использовать его на посту ДПС, на месте остановки или в медпункте по причинам, перечисленным в пункте 136. По результатам проверки должен быть составлен протокол.

Негативные и положительные моменты для автовладельцев

Административным регламентом были ужесточены некоторые процедуры. Инспекторы ГИБДД могут проводить рейды в местах, где их сложно заметить. Если водитель неподобающе ведёт себя с инспектором, то последний может производить видеосъёмку.

В случае необходимости сотрудник может применить силовые меры или же обратиться к помощи других должностных лиц.

В случае неправильного поведения автомобилиста и грубого отношения к инспектору, тот может инициировать возбуждения административного дела в соответствии со статьёй 19.3 части 1 КоАП.

Тем не менее, изымать водительское удостоверение сотрудник ГИБДД не имеет права, это может сделать только суд. Он может назначить более строгое наказание за вождение без водительских прав или же отстранить от управления водителя, который был лишён прав, но не сдал документ в ГИБДД.

Причины задержки автомобиля так же изменились и включились в список новые, они регламентируются пунктом 136 Приказа 185 ГИБДД.

Данный приказ расширил список полномочий инспекторов ГИБДД, они могут останавливать различные виды транспорта и пресекать нарушения водителей. Регламент позволил чётко определить правила поведения не только водителя, но и самого инспектора при общении. В этом случае обе стороны могут защитить свои права в суде.

Дополнился документ и важными правилами эвакуации автомобиля. Теперь есть запрет на эвакуацию, если водитель рядом или же в машине ребёнок или животное. Штраф будет назначен в любом случае, но эти пункты позволяют избежать дополнительных трат или возможность несчастного случая.

Водителям нравится пункт, который запрещает инспекторам снимать номера с автомобиля или отстранять от управления транспортным средством без составления протокола.

Данный документ внёс порядок в правила общения между участниками дорожного движения и лицами, контролирующими этот процесс. Теперь каждое нарушение может быть рассмотрено судьёй на правомерность его назначения.

Видео

Отмена транспортного налога: последние поправки

Отменили или нет налог?

Отмена транспортного налога на 2022 год – очень обсуждаемая тема среди россиян. И в сети проходит совершенно различная информация об изменениях по этой таксе: об увеличении, уменьшении и даже полной отмене обременения. Всю правду на 2022 год мы и расскажем в этой статье!

Транспортный налог в 2022 году отменили – это правда?

Нет. Это не правда. Налог всё ещё действует, и его необходимо платить раз в год в зависимости от мощности мотора и региона проживания.

Инициатива в апреле 2019 года

В апреле (если быть точнее, ещё в марте) 2019 года Госдума внесла в Госдуму законопроект об отмене ТН. Основанием стало сразу несколько фактов:

  • поддержание инициативы об отмене сразу в нескольких общественных обсуждениях (голосовании Федерации автовладельцев и РОИ),
  • большая нагрузка за счёт транспортного налог, и в то же время низкая его собираемость,
  • поддержка Минтранса и Президента России в упразднении данного вида сбора.

Проект внесли на рассмотрение Госдумы и пока не приняли, но и не отклонили.

Новости об отмене с 1 сентября 2018 года

Это фейк и неправда. В середине августа 2018 года по сети прошла информация о том, что такой налог будет отменён с сентября этого года. У нас нет информации, что является первоисточником этих данных, но правда заключается в том, что никаких новых законов об отмене транспортного налога с 1 сентября 2018 не принималось и не обсуждалось.

Читайте также:  Европротокол при ДТП 2022: заполнение и оформление

Доказать этот факт достаточно просто:

  1. проверьте на официальном сайте опубликования правовых актов информацию об отмене налога по документам, которые бы вступали в силу с сентября – Вы не найдёте таковых,
  2. посмотрите регулярно и своевременно обновляющийся справочник правовой информации – статью 356 Налогового кодекса РФ, устанавливающую саму законность транспортного налога; как видите, он всё ещё актуален и не отменён.

Указ Президента об отмене

Однако, в интернете Вы найдёте самую противоречивую информацию об этом и целый ряд мифов. Согласно самому распространённому из них, Президент РФ Путин подписал некий указ об отмене транспортного налога как такового в России. И это касается абсолютно всех автовладельцев любых автомобилей.

То есть налог якобы отменён как таковой вовсе. А изменение было весной – в апреле 2018 года.

Это оказалось, к сожалению, неправдой – на самом деле, это очень извращённая и трансформированная новость пошла из двух источников:

  • комментария Медведева о том, что транспортный налог отменён для электромобилей, а регионы этим не пользуются,
  • нового закона 2022 года об амнистии по налогам до 2015 года.

Даже Налоговой службе пришлось прокомментировать такой поток фейковых новостей об отмене транспортного обременения.

Законопроект об упразднении

Но после того, как основная масса автолюбителей успокоилась, уже летом – в июне 2018 года издания вновь всполохнули информацией об изменениях – полной отмене транспортного налога. Речь теперь шла о новом законопроекте, который полностью исключает из соответствующего кодекса транспортный налог как статью пополнения бюджета. Речь идёт о главе 28 Налогового кодекса.

А вот это уже правда. Но отчасти! Такой законопроект, действительно, существует, и создан он был 5 июня 2018 года. Но на 07 Августа 2022 года он перенесён в архив по той простой причине, что 2 июля был отклонён уже в рамках предварительного рассмотрения.

Последние новости

  • Свежая новость: Министерство финансов выступило против отмены транспортного налога, обосновав это тем, что включение этого обременения в акцизы на топливо – а именно так предлагалось изменить налог изначально – сильно повлияет на рост цен на бензин и солярку. А это, в свою очередь, существенно повысит стоимость всех товаров, потому как их транспортировка станет теперь намного дороже.
  • Ещё одна причина, названная Минфином – на 2022 год средства от налога на легковые автомобили в России поступает непосредственно в бюджеты регионов, где он собирается. А те уже распределяют их в дорожные фонды. Таким образом, если транспортный налог отменить, то может ухудшиться качество дорог в регионах.
  • Ещё одна свежая информация заключается в том, что в мае 2018 года в Госдуму был внесён ещё один законопроект, который предлагает отменить транспортный налог на легковые электромобили в России. Сейчас он находится на рассмотрении и ещё не вступил в законную силу.
  • В феврале 2018 года Департамент налоговой политики направил письмо в Минфин с предложением рассмотреть вопрос отмены или снижения ставки по налогу на транспорт в отношении многодетных семей. На 07 Августа 2022 года изменений в этом плане также пока не произошло.
  • C января 2018 года действуют изменения в повышающих коэффициентах для дорогих автомобилей (но это не налог на роскошь, а именно транспортный налог). Изменения коснулись легковых автомобилей стоимость от 3 миллионов рублей. Новые коэффициенты со свежими поправками приводим в таблице ниже.
Ставки транспортного налога на дорогие машины после изменений января 2018 года

Стоимость автомобиляВозрастКоэффициент налога
3-5 миллионов рублейМенее 3 лет1,1
5-10 миллионов рублейМенее 5 лет2
10-15 миллионов рублейМенее 10 лет3
Более 15 миллионов рублейМенее 20 лет3

Для кого налог на транспорт отменён на сегодня?

Есть небольшая категория граждан и автомобилей, которые освобождены от уплаты транспортного налога. К ним относятся:

  1. автомобили инвалидов при условии, что мощность их двигателя менее 100 л.с. и они получены через соцзащиту, либо специально оборудованные машины для инвалидов,
  2. тракторы и небольшой ряд спецтехники, используемой в сельхоз целях,
  3. машины в угоне и розыске.

Всем остальным автовладельцам придётся уплатить налог на транспорт до 1 декабря текущего года.

Все изменения с 2022 года

Последняя поправка, принятая по части транспортного налога, опубликована ещё в сентябре прошлого года. И часть положений вступает в силу с 1 января 2022 года.

Среди наиболее значимых обновлений законодательства следующие:

  • отменены льготы для плательщиков “Платона” – грузовые автомобили массой свыше 12 тонн ранее платили меньше налога; с 2022 года же послабление из НК РФ убрали,
  • но есть и хорошие новости: если ранее получить иные льготы (например, инвалидам и другим участникам дорожного движения) можно было только при предоставлении заявления, то теперь они предоставляются при расчёте налоговым органом автоматически при получении инофрмации из Пенсионного фонда или органов соцзащиты; но и порядок предоставления послаблений по заявлению автовладельцев также сохранился.

Отменят ли транспортный налог в 2022 году

В последнее время, в российских СМИ всё активнее обсуждается возможность отмены с 2022 года транспортного налога. Основанием для этого служит поступивший на рассмотрение депутатов Думы соответствующий законопроект. Насколько реальная отмена транспортного налога в будущем году, и что может помешать этому?

  1. Законопроект об отмене транспортного налога внесён в Госдуму
  2. Отменят ли транспортный налог в РФ
  3. Что может помешать отмене транспортного налога
  4. Почему транспортный налог вызывает столько критики
  5. Заключение

Законопроект об отмене транспортного налога внесён в Госдуму

Транспортный налог относится к числу сборов, поступающих в местный бюджет субъектов Федерации. На эти деньги производится ремонт дорог общего назначения и ликвидация негативного воздействия автомобильных выбросов на окружающую среду. Оплачивать данный сбор обязаны все владельцы моторного транспорта, независимо от его категории и назначения. Под действие транспортного налога подпадают собственники легковых и грузовых авто, автобусов, спецтехники, мототранспорта, самолётов и плавсредств. Вычисление размера сбора производится в соответствии с таблицами налоговой ставки, принимаемыми каждым регионом в индивидуальном порядке.

В наступившем году, на рассмотрение депутатов Госдумы был подан законопроект за номером 10108327, предполагающий внесение очередных корректировок в Налоговое законодательство РФ. Они касаются полного исключения из кодекса главу №28.

В ней регламентированы все нюансы оплаты налога на транспорт:

  • Правила расчёта ставок.
  • Временные рамки для его оплаты.
  • Лица, обязанные совершать платежи.
  • Перечень налогооблагаемых объектов.

Инициаторами нововведений стала группа депутатов-единороссов, под предводительством А. Барышева. Согласно его мнению, данный региональный налог следует полностью отменить. Для компенсации потерь местных бюджетов, собираемую ранее сумму следует включить в акцизные сборы на автомобильное топливо. То есть, де-факто, налоговые послабления предлагается «компенсировать» увеличением цены на бензин и соляру.

Отменят ли транспортный налог в РФ

Согласно мнению ряда экспертов, законопроект об отмене транспортного налога позволит собственникам ТС сохранить значительную часть личного бюджета. Также перевод денежного потока из ведения местных властей в акцизы, позволит пресечь возможные злоупотребления при распределении расходных частей региональных бюджетов.

В случае одобрения законопроекта большинством депутатов, он вступит в силу уже с начала 2022 года. Для этого необходимо заручиться поддержкой думского большинства – то есть, фракции «Единороссов». В свою очередь, это возможно только при одобрении инициативы Барышева президентом РФ. Даже после принятия закона большинством голосов, он должен получить официальное «добро» В.В.Путина. Если президент не будет уверен в экономической целесообразности свежепринятого закона, он вправе наложить на него своё вето.

Что может помешать отмене транспортного налога

Традиционно, против подобных нововведений выступает Минфин, ради недопущения снижений налоговых поступлений старающийся склонить на свою сторону главу государства. Согласно предварительным оценкам, если закон об отмене транспортного налога будет принят, бюджеты субъектов РФ могут потерять до 100 млрд. рублей за год. Эти потери смогут частично компенсироваться увеличением акцизных сборов на топливо.

Такой вариант многие российские автомобилисты, согласно опросам социологических служб, считают более справедливым и уместным. Уплачивать транспортный сбор обязаны все без исключения собственники транспортных средств, независимо от частоты пользования автомобилем. В результате подобного подхода, одинаковые расходы несут и лица, ежедневно использующие своё авто, и те, кто выезжает на нём из дому 1-2 раза в неделю.

Соответственно, и вред, наносимый экологии и дорогам этими двумя категориями водителей, будет различный. Поэтому формула «больше ездишь – больше платишь», заключённая в акцизном сборе на топливо, будет более справедливой. Местный бюджет от этого также потеряет не столь много, ведь водители обычно заправляются именно в том регионе, где проживают и пользуются своим ТС.

Почему транспортный налог вызывает столько критики

Идея с отменой налога на транспорт далеко не нова, и подобные инициативы возникали в депутатской среде и раньше. Причина этого – большое количество критических замечаний, вызываемых главой №28 НКРФ. Основная претензия заключена в неизбирательном действии налога. Несмотря на то, что он должен компенсировать вред окружающей среде и дорожному покрытию от воздействия автомобилей, он абсолютно не зависит от интенсивности использования ТС.

Заключение

В настоящее время точно неизвестно, отменят ли транспортный налог, или нет. В случае поддержки поданного в Госдуму законопроекта, и замены его акцизом, можно говорить о более справедливом распределении налогового бремени среди автомобилистов.

Вечное бремя. Кому на самом деле выгодно сохранять транспортный налог?

Когда власти хотят повысить акциз на топливо, любимое прикрытие — отмена транспортного налога. Мы это не проходили в 2013 году, и вот опять.

Отменить транспортный налог с 2022 года предложил депутат Госдумы Андрей Барышев. Это уже третья инициатива, касающаяся реформирования этого налога, высказанная в ГД за минувшее лето, и одна из самых живучих идей за последние десять лет — аналогичные предложения возникают наверху каждый год, однако ситуация не меняется. Якобы в наших интересах: в случае его отмены нам придется платить еще больше. Но так ли это?

Как считается транспортный налог?

В России под обложение транспортным налогом попадают автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, машины на гусеничном ходу, морские, речные и воздушные суда. Некоторые категории транспортных средств освобождаются от уплаты этого налога. Например, это легковые автомобили, оборудованные для использования инвалидами, или же сельхозтехника.

Ставка налога зависит от мощности двигателя: чем он мощнее, тем больше приходится платить за каждую лошадиную силу. Например, базовая ставка на легковые автомобили в Москве начинается с 12 рублей за л. с. для двигателей мощностью до 100 л. с. и доходит до 150 рублей за каждую.

Как потопали, так и полопали?

«Полная замена транспортного налога доходами от продажи топлива (акцизом) приведет к более справедливому распределению бремени покрытия расходов, связанных с развитием дорожной инфраструктуры в стране», — пишет депутат-единорос Барышев в пояснительной записке к законопроекту.

«Расходы» — болезненное слово в эпоху коронавируса. Из-за пандемии доходы граждан и компаний резко упали, личный транспорт используется реже, чем в предыдущие годы: отчасти из-за локдауна, отчасти опять-таки из-за падения доходов. А транспортный налог, будь добр, уплати.

В такой ситуации более справедливой выглядит схема платить государству не за факт владения имуществом, а за интенсивность его использования: чаще пользуешься машиной — больше покупаешь бензина — больше платишь государству. Именно в этом логика отказа от транспортного налога в пользу повышения акциза на топливо. Почему же власть так держится за транспортный налог?

Так ли важен для бюджета транспортный налог?

Транспортный налог — региональный, то есть поступает в бюджет региона. Регион вправе решать, кому предоставлять льготы на уплату налогов, обычно, например, это многодетные семьи и/или индивидуальные предприниматели.

В бюджете региона транспортный налог занимает не очень много места. В прошлом году транспортный налог принес 1,6% от всех региональных налогов, или 175 млрд рублей, подсчитал аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Александр Осин. Конечно, от региона к региону эта цифра отличается, но, в любом случае, вряд ли можно говорить о критически большой потере в случае отмены налога. Тем более в условиях, когда поступления от акцизов в местные бюджеты растут уже сегодня.

Акцизы на топливо поступают и в федеральный, и в региональные бюджеты, причем с каждым годом пропорция распределения все больше меняется в пользу региональных бюджетов. В этом году регионы получат 66,6% топливных акцизов, в 2023-м — уже 91,6%, приводит пример Осин. Доля акцизов на топливо в доходах региональных бюджетов составила в прошлом году около 6,75%, добавляет аналитик.

Собираемость — принципиальный вопрос для принятия решения об отмене транспортного налога. Удивительно, но однозначного ответа нет. Минфин, критикуя инициативу депутатов Госдумы, заявил о хорошей собираемости. По данным ведомства, из 179,6 млрд рублей начисленного транспортного налога в 2019 году бюджеты получили 175,1 млрд рублей.

Однако годом ранее компания PwC опубликовала рейтинг эффективности региональной налоговой политики по итогам 2018 года, в котором указала, что в среднем по России годовая задолженность по транспортному налогу граждан составляет около 30% от объема годовых начислений, а в некоторых регионах этот показатель превышает 60%.

Акциз на топливо: цена для государства и потребителя

Акцизы на топливо были введены в России в 1994 году. Вначале они брались исходя из октанового числа, а с 2011 года — исходя из класса экологической безопасности. Чем ниже этот показатель, тем выше акциз.

В 2022 году акциз на бензин Евро-5 составляет 12 752 рубля за тонну, а на дизельное топливо Евро-5 — 8 835 рублей за тонну. «Исходя из оценки потребления бензина в РФ в 2022 году на уровне 35,5 миллиона тонн, а дизтоплива — в 76 миллионов тонн, получим, что консолидированные доходы от акцизов на бензин и дизтопливо составляют 1,13 триллиона рублей в год», — подсчитал Александр Осин.

А что значат акцизы для нас с вами?

Помните эту шутку? «Нефть дорожает — бензин дорожает. Нефть дешевеет — бензин дорожает. Будь как бензин!» А секрет бензина — в акцизах. Они постоянно растут. И именно поэтому мы видим удивительную ситуацию, что и цена на бензин в России идет вверх, вне зависимости от того, растет или падает цена на нефть на мировых рынках. «За последние четыре года ставка акциза выросла на 39%, что увеличило цену на бензин на 8%», — говорит руководитель департамента финансовых услуг сети автосалонов Fresh Auto Дарья Тимченко.

В розничной цене бензина АИ-92 доля акциза составляет в среднем 17,6%, а в цене «дизеля» — 12,5%, это расчеты на основе данных Росстата за 2018 год.

Акциз — далеко не единственный налог, который заложен в розничную цену бензина. Есть еще НДС (вместе с акцизом он составляет примерно 30,5% от розничной цены бензина АИ-92) и налог на добычу полезных ископаемых. Сейчас фискальная доля в розничной цене бензина в России составляет, по различным расчетам, от 70% до 80%. Остальные 20–30% делят между собой АЗС и нефтяные компании.

Каждый год мы с друзьями.

О том, что надо отказываться от транспортного налога в пользу акцизов, активно говорили еще в 2010 году. О том, что налог надо отменить, заявлял в 2012 году сам Владимир Путин, как только был в очередной раз избран президентом. Было даже решено, что транспортный налог будет отменен с 2016 года, и с этой целью с 2013 года начали повышать акциз на топливо. 2016 год наступил, а транспортный налог никуда не делся. Почему?

«В 2016-м тогдашний премьер Дмитрий Медведев заявил, что отмена „сильно ударит по интересам наших регионов“, — вспоминает генеральный директор федерального агрегатора техпомощи и эвакуации МЭТР Виталий Овчинников. — Потери он оценил в 145 миллиардов рублей, отметив, что „если мы лишимся такого источника, то у нас просто дорог нормальных не будет“. В том же 2016 году Госдума приняла закон о частичной отмене налога для большегрузных автомобилей».

Поводом сохранить транспортный налог стал шок на рынке деривативов на сырье и товарном рынке и последовавший кризис, считает Александр Осин. «Причина же в том, что любое снижение налогов фактически противоречило бы основному тренду в политике финансово-экономических властей РФ по крайней мере последних восемь лет».

Ловкость рук

На самом деле Дмитрий Медведев немного лукавил. На росте акцизов власти хорошо заработали, по крайней мере в тот год.

В 2016 году акцизы повышались дважды — в январе и апреле. Причем в тот период власти намеревались понизить акциз на топливо 5-го класса. Предполагалось, что акциз на бензин Евро-5 поднимется в январе 2016 года до 7 530 рублей за тонну, зато в 2017 году снизится до 5 830 рублей. Но потом в правительстве передумали. В феврале 2016 года было решено поднять цены второй раз за год, в итоге с апреля акциз на бензин Евро-5 вырос на треть, до 10 130 рублей, а ставка на 2017 год увеличилась до 7 430 рублей. Только за счет апрельского повышения правительство рассчитывало получить в бюджет дополнительные 89,3 млрд рублей.

Интересно, что тогда, в феврале 2016 года, комментируя повышение акцизов, министр финансов Антон Силуанов заявлял: «Это не должно привести к росту цен. Рублевая цена нефти снижается, на опте цена на бензин определяется методом net back, соответственно, и цена на бензин должна снижаться. Поэтому мы считаем, что автолюбители не должны почувствовать этого изменения».

К слову сказать, сейчас нефтяные цены тоже низкие. Нефть марки Urals подешевела за восемь месяцев 2022 года на треть и сегодня стоит на 25% ниже, чем годом ранее (август 2022-го к августу 2019 года). Но сейчас почему-то повышение акцизов стало угрожать инфляцией.

* Акцизы на 2022–2022 годы приводятся на основании закона об акцизах на топливо, подписанного Владимиром Путиным в сентябре 2019 года.

Старая песня о главном

Идея о реформировании транспортного налога вплоть до его отмены в счет акциза продолжает, тем не менее, звучать практически каждый год. Только этим летом в Госдуме родилось целых три предложения. Помимо Барышева с такой инициативой выступили и другие депутаты.

Евгений Федоров, депутат от «Единой России» и член комитета Госдумы по налогам, предложил освободить от уплаты транспортного налога тех, кто редко пользуется своим автомобилем. Его инициатива состоит в том, чтобы дать право не платить налог тем, кто не использует автомобиль больше шести месяцев. Правда, чтобы воспользоваться этим правом, придется сдать регистрационные номера на машину в автоинспекцию.

Василий Власов, депутат от ЛДПР, предложил отменить транспортный налог на автомобили российских марок, чтобы поддержать отечественный автопром, а также тех, кто вынужден пользоваться его продукцией. «Такие автомобили приобретают граждане с невысоким уровнем благосостояния», — объяснил свою позицию депутат.

Есть ли у депутатов шанс реализовать свои идеи? Что думают об этом эксперты?

Три причины сказать «нет»

«Наиболее эффективный вариант — полная отмена транспортного налога и перевод этой платы на акциз, тем более что рост акцизов — это и есть те самые деньги, заменяющие налог, — говорит Виталий Овчинников. — Частичные послабления, будь то отмена налога для „пассивных“ автовладельцев или скидки, ничего не дадут». Дарья Тимченко полагает, что отмена налога на авто российского производства действительно станет хорошим стимулом для роста продаж отечественных моделей.

Но есть и мнение, что отменять налог в текущей ситуации не следует. Аргументы противников сводятся к следующим пунктам:

1. Нельзя лишать региональные бюджеты дохода

Пусть это и меньше 2% всех доходов местного бюджета, но курочка по зернышку.

«В условиях падения нефтегазовых доходов бюджеты всех уровней, в том числе региональные, находятся в сложной ситуации, — обращает внимание управляющий партнер консалтинговой компании „ЮКЕЙ“, генеральный директор „Юкей-Аудит“ Евгений Южанинов. — Любые действия по отмене налогов еще более усугубят их положение».

Ряд экспертов использовали традиционный аргумент: отмена транспортного налога сократит размеры региональных дорожных фондов, что грозит неотремонтированными дорогами.

2. Цена на бензин вырастет

«По данным Минфина РФ, по итогам 2019 года поступление акцизов в региональные бюджеты составило 632 миллиарда рублей, а доходы от транспортного налога — 175,1 миллиарда рублей, — говорит Евгений Южанинов. — То есть, чтобы компенсировать региональным бюджетам потерю транспортного налога, поступления от акцизов придется увеличить почти на 30%».

В какой-то степени увеличение произойдет за счет уже запланированного увеличения доли регионов в распределении собранных акцизов (как мы писали выше, если в этом году в регионы направляется 66,6% всех собранных акцизов, то в 2022 году это будет уже 74,9%). Однако без увеличения суммы самих акцизов не обойтись.

«Спрогнозировать, насколько поднимется цена на бензин в результате такого роста акцизов, достаточно сложно», — говорит Южанинов. Но в том, что цена на бензин и «дизель» вырастет, можно не сомневаться.

3. Это вызовет инфляцию

Да, акциз на топливо можно рассматривать как косвенный налог на владение или пользование автомобилем. И действительно, в некотором смысле это более справедливый налог, ведь плата привязана к потреблению. Однако рост акцизов на топливо гораздо больше влияет на рост инфляции, чем рост транспортного налога. Остановимся на этом моменте подробнее.

Почему акцизы разгоняют инфляцию?

Повышение акцизов приведет к росту цен практически на все группы товаров, заявил Минфин. «Топливо так или иначе используется в транспортировке сырья, материалов, товаров. Поэтому затраты на него учитываются в себестоимости практически любого товара или услуги», — поясняет Евгений Южанинов.

Суть в том, что транспортный налог платит конечный пользователь — гражданин или компания, и в случае его повышения это станет нагрузкой только для владельца авто. Если же повысить акциз на топливо, то он будет учитываться при каждом производственном переделе — точно так же, как НДС.

«То есть при повышении акцизов возникнет мультиплицирующий эффект, который будет разгонять цены по всей цепи взаимодействующих друг с другом экономических агентов, — объясняет Александр Осин. — Каждый экономический агент будет учитывать и сам налог, и эффект от этого налога на ценах смежников и в условиях отсутствия объективных данных о таких ценах будет повышать налог с запасом, стимулируя инфляцию».

Насколько вырастет инфляция? На 20–30%, считает Осин.

«Для примера, повышение НДС всего на 2 процентных пункта до 20% с 1 января 2019 года, судя по статистике аналогичных мер в других странах и исходя из параметров администрирования этого налога в РФ, должно быть в среднесрочном периоде оценочно отыграно ускорением инфляции в РФ в размере от нескольких десятых до нескольких процентов в годовом исчислении, — продолжает эксперт. — Этого не происходит по причине кризисного шока и жесткой политики регулятора, а также на фоне общего ужесточения налогово-регулятивных условий в РФ в последние годы, несмотря на застой последних восьми лет».

Как решают вопрос за рубежом?

По-разному. Сказать, что транспортный налог — пережиток прошлого и в цивилизованном мире не применяется, уж точно нельзя.

Транспортный налог применяется в Германии, Франции, Италии, Великобритании. Только если в России величина налога рассчитывается, исходя из объема двигателя, а также стоимости автомобиля и его возраста, то в странах ЕС учитывается, помимо объема двигателя, также и объем выбросов СО2. Неслучайно иногда этот налог называют экологическим.

В некоторых странах, в их числе Франция и США, налог уплачивается при покупке автомобиля или же при постановке его на учет. Но редко в какой стране этим дело и ограничивается. Посмотрим на некоторые цифры на примере экологического налога во Франции.

В конце 2019 года во Франции повысили налог на автомобили, которые выбрасывают более 212 граммов СO2 на километр. Если раньше владельцы таких машин платили по 12 500 евро в год, то теперь они платят по 20 000 евро. О каких машинах идет речь? Вот пара примеров. Mercedes-AMG GLC 43 (390 л. с.) выбрасы­вает 234 грамма углекислого газа на километр, Jaguar F-Type R (575 л. с.) — 269 граммов, а 1500-сильный Bugatti Chiron — 516 граммов.

По подсчетам министерства финансов Франции, увеличение налога должно приносить в казну дополнительные 50 млн евро в год, которые власти хотят пустить на развитие экологически чистого транспорта.

А в США как раз реализована идея с акцизами: уплатив при покупке от 1% до 7% от стоимости автомобиля, последующие платежи в казну автовладелец делает, расплачиваясь за топливо на бензоколонке.

Так отменят ли транспортный налог с 2022 года?

Минфин уже выступил против отмены налога — как он выступал против все предыдущие годы. Ровно с той же аргументацией: региональные бюджеты и дорожные фонды лишатся денег, а «значительное увеличение ставки акциза на топливо приведет к росту цен практически на все товары». Удастся ли ведомству отстоять свою позицию и в этот раз? Ведь в пояснительной записке к законопроекту депутат Андрей Барышев отметил, что ранее сам Владимир Путин высказался за отмену транспортного налога. И это действительно так.

Впервые об отмене транспортного налога Путин заговорил еще в 2010 году, будучи премьер-министром. Потом в 2012-м, уже будучи президентом. С тех пор он возвращался к этой теме неоднократно, в последний раз — в связи с решением отменить налог с 2016 года. Текущая ситуация — падение доходов населения в связи с пандемией коронавируса — подходящая, чтобы вспомнить об этой инициативе, которая, безусловно, положительно сказалась бы на рейтингах власти.

Но, несмотря на это, большинство экспертов считает, что традиция отклонять законопроекты об отмене транспортного налога будет продолжена. Так, Евгений Южанинов напомнил, что в 2017 году в Госдуму было внесено аж пять аналогичных законопроектов и все они были отклонены. Тем более после очередной негативной резолюции Минфина.

Максимум, на что можно рассчитывать, — это на то, что «в связи с тяжелой экономической обстановкой и снижением уровня доходов населения в текущем году в связи с пандемией возможна временная отмена транспортного налога, например, за 2022 год», предполагает Дарья Тимченко.

«В существующих условиях я считаю более эффективным сохранение налоговой стабильности, — говорит Евгений Южанинов. — На мой взгляд, сейчас важнее не допустить роста или введения новых налогов».

Чтобы поддержать пострадавшие от «коронакризиса» отрасли, компании или группы населения, российское правительство выбрало путь адресной помощи, которая для бюджета более выгодна, чем снижение налога для всей группы налогоплательщиков, считает Евгений Южанинов.

Правда, вот ведь какое дело. Объяснение, что повышение акцизов вызовет инфляцию, вовсе не означает, что акцизы не будут повышаться. Исторический опыт подсказывает: будут. Но не ради компенсации транспортного налога, а просто так.

Планируется ли отмена транспортного налога в 2022 году?

  • Когда отменят (и отменят ли вообще) транспортный налог в России
  • Отмена транспортного налога в 2022 году: чем предлагается заменить ТН
  • Последние новости об отмене транспортного налога в 2022 году
  • Итоги

Когда отменят (и отменят ли вообще) транспортный налог в России

Идея отмены транспортного налога в России появилась в 2017 году. Периодически всплывает она в 2019 году и, по всей видимости, продолжит это делать в 2022-м. Такие предложения рассматриваются уже на протяжении ряда лет, потому что налог считается весьма неэффективным и несправедливым.

Первое обусловлено его плохой собираемостью. Она составляет всего 40–50%.

Второе связано с установленным порядком расчета. Сейчас основным фактором, от которого зависит размер налога, является мощность двигателя автомобиля в лошадиных силах.

Поэтому выходит, что владелец платит не за использование транспортного средства, а за факт владения им. Ведь вне зависимости от того, ездил автомобиль или стоял в гараже, налог начисляется одинаково. А это идет вразрез с сутью налога, который должен являться платой за пользование дорогами.

Все это и порождает различного рода инициативы по отмене транспортного налога (ТН) и его замене более эффективным инструментом. Не сомневаемся, что когда-то это все же произойдет, но в настоящий момент когда отменят транспортный налог в России,не ясно.

О том, как различаются принципы уплаты налога на транспорт для юр- и физлиц, читайте в статье «Порядок и сроки уплаты транспортного налога в 2019 – 2022 годах».

Отмена транспортного налога в 2022 году: чем предлагается заменить ТН

Наиболее активно обсуждается отмена транспортного налога с его включением в акцизы на бензин (в СМИ даже проходила информация о том, что подобный закон подписан президентом, но по факту она оказалась ложной). Смысл такой замены в том, что ТН будет уплачиваться автовладельцами прямо на АЗС — при заправке бака топливом. Затем некоторая часть акциза будет отчисляться в бюджет на соответствующие нужды. Это и собираемость налога повысит, и платить его будут те, кто ездит, а не все, у кого просто есть автомобиль. Все логично и справедливо. Главное, чтобы это не взвинтило цены на бензин.

Вторая идея предполагала отмену транспортного налога и введение экологического сбора. Последний предполагает плату не за мощность авто, а за его экологический класс. Правда, такая замена не решает вопрос справедливости налогообложения: платить, опять же, придется не за езду, а за владение автомобилем, и сумма платы за более старые и дешевые автомобили будет выше, чем за более современные авто класса «Евро-5» и «Евро-6».

Также есть вероятность того, что в жизнь воплотятся оба предложения, и тогда вместо одного транспортного налога мы получим два новых.

Последние новости об отмене транспортного налога в 2022 году

Сдвигов в вопросе об отмене транспортного налога в 2019 году не было, т. е. для 2019 года в расчете налога на транспорт все остается по-прежнему. Вероятность того, что транспортный налог отменят в 2022 году, тоже крайне мала.

По мнению законодателей, полностью отказаться от транспортного налога невозможно и необходимо искать альтернативные пути его замены. Связано это с тем, что данный налог эффективно наполняет бюджеты регионов, в т. ч. тех, которые испытывают трудности с финансированием.

О том, что нового в расчете налога на транспорт появилось в последнее время, читайте в материалах нашей одноименной рубрики.

Итоги

Транспортный налог пока не отменили, и его необходимо по-прежнему уплачивать, хотя он считается неэффективным и несправедливым.

Налог предлагают заменить экологическим сбором или включить его сумму в акцизы на бензин с уплатой его автовладельцами прямо на АЗС при заправке бака топливом.

Правительством высказывалось предложение вообще освободить от транспортного налога владельцев электромобилей. Но пока эта инициатива не нашла поддержки у депутатов.

Отменят ли транспортный налог в 2022 году

Вопросы, связанные с регулированием транспортного налога, оговорены в главе 28 НК РФ . Также ему посвящена статья 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ, вносящего изменения в Налоговый кодекс.

Отменили ли транспортный налог в 2022 году

Довольно долгое время на различных ресурсах обсуждается информация о том, что Владимир Путин подписал указ об отмене транспортного налога. Но отменен ли транспортный налог в 2022 году на самом деле? Ответ: нет. Документ, который многие воспринимают как указ президента об отмене транспортного налога, на самом деле носит название Федеральный закон от 28.12.2017 № 436-ФЗ. Помимо поправок к другим статьям НК РФ, в статье 12 идет речь о признании безнадежными долгов по этому виду налоговых обязательств, которые образовались по состоянию на 01.01.2015. Следовательно, корректнее сказать, что произведена отмена долгов по транспортному налогу в 2022 году.

Налоговая амнистия будет произведена автоматически. То есть владельцам ТС не придется никуда обращаться. Если автовладелец исправно платил по всем счетам и у него нет долговых обязательств перед ИФНС, на него не распространяется действие закона № 436-ФЗ, а возврат средств из бюджета не предусмотрен. Рассчитывать на списание долга могут физические лица и индивидуальные предприниматели. Следовательно, юридическим лицам все равно придется погасить все долги.

Как и когда платить

Поскольку отмена транспортного налога в 2022 году (Путин предоставил лишь амнистию) весьма призрачна, стоит поговорить о некоторых нюансах оплаты этого взноса. Согласно существующим нормам НК РФ, оплачивать его необходимо ежегодно до 1 декабря года, следующего за отчетным. Например, за 2018 г. необходимо заплатить до 01.12.2019. Сумма сбора зависит от:

  • региона проживания;
  • марки и модели ТС;
  • года выпуска;
  • мощности двигателя.

Узнать сумму можно, воспользовавшись специальным онлайн-калькулятором на официальном сайте ФНС.

Кроме того, налоговая служба должна присылать уведомление, в котором указана сумма платежа. Отправить этот документ налоговики должны не позднее чем за 30 дней до наступления последнего срока уплаты. Получив уведомление, владелец ТС может совершить платеж. Если по каким-либо причинам уведомление не получено до 1 декабря, не стоит надеяться на то, что ФНС окончательно забыла о платеже. Рекомендуется самостоятельно обратиться к налоговикам, это позволит в дальнейшем избежать начисления пеней и штрафов. Если же уведомление получено, но владелец ТС не торопится перечислять средства, ФНС имеет право взыскать средства в принудительном порядке.

Кроме того, согласно пункту 3 статьи 363 НК РФ , ФНС не может отправить уведомление более чем за три налоговых периода. То есть в нынешнем году ФНС может присылать уведомления за 2018, 2017 и 2016 годы.

Отмена транспортного налога 2022 в России: подводные камни амнистии

Амнистия по взносам за ТС коснется далеко не всех должников, как может показаться с первого взгляда. Разберемся, почему сложилась такая ситуация.

В 2022 году налоговики могут прислать плательщику уведомление, в которое могут быть включены взносы за 2018, 2017 и 2016 годы. Следовательно, суммы, не уплаченные до 2016 г., взыскать и так не получится. То есть в данном случае отмена транспортного налога (Путин подписал закон о налоговой амнистии) не имеет практического смысла.

Рассмотрим другой случай. Автовладелец не заплатил за свое ТС, и ФНС присылает соответствующее уведомление. После этого недобросовестный автолюбитель все равно не погасил долг, и его сумма стала превышать 3000 рублей. В этом случае налоговики имеют право в течение полугода обратиться в суд о взыскании средств. То есть ФНС еще сохранила право на взыскание крупных долгов. Более того, в судебном порядке может быть продлен трехлетний срок взыскания.

Если долг не превышает сумму 3000 рублей, налоговики могут в течение трех лет наблюдать за этой задолженностью. А когда она превысит установленный лимит, в течение полугода можно обратиться за взысканием.

Из этого можно сделать вывод, что амнистия коснется тех владельцев ТС, долг которых не превышает 3000 рублей.

Транспортный налог, отмена 2022: новости Госдумы

Несмотря на то, что принятый закон является лишь амнистией для должников, нельзя утверждать, что нет шансов, чтобы законодатели отменили транспортный налог в 2022 году. Ведь периодически в Госдуме поднимается этот вопрос. Например, в июне нынешнего года был внесен законопроект № 480908-7. В нем законодатели предложили отменить действие главы 28 НК РФ, а взамен включить сбор в стоимость топлива. Это позволило бы обеспечить более справедливый принцип налогообложения. Поскольку сумма уплаченного сбора напрямую бы зависела от частоты использования автомобиля. Несмотря на то, что это предложение получило весьма широкую поддержку общественности, проект был отклонен на стадии предварительного рассмотрения. Таким образом, закон об отмене транспортного налога с 2022 года в настоящее время остается лишь мечтой автолюбителей.

Закон об отмене транспортного налога в 2022 году для легковых автомобилей

Транспортный налог в России касается большинства автомобилистов нашей страны. Это вид обязательного платежа действует уже много лет и является кошмаром для владельцев автомобилей, подпадающих под действие закона об обязательном платеже ежегодного взноса в пользу государства.

С 2012 года ходили упорные слухи о его отмене, даже сам президент высказывался за отмену транспортного налога и поиск альтернативных решений, однако, регулярно это инициатива натыкалась на бюрократические барьеры различных уровней. Наконец-то, в 2022 году происходят серьезные сдвиги в лучшую сторону.

Отменили ли транспортный налог в 2022 году?

В нынешней форме транспортный налог не устраивает большинство населения нашей страны. Плата за пользование дорожной инфраструктурой взимается за весь год, однако, многие используют автомобиль лишь сезонно, или от случая к случаю.

Поэтому, чтобы угодить своему электорату, депутаты Государственной думы регулярно обсуждают возможность отмены транспортного налога в 2019 году. Как такового законопроекта еще не существует, однако, дискуссии по этому поводу ведутся постоянно. Его предлагают заменить другими видами платежей.

Совсем недавно президент России Владимир Путин выступил с инициативой об отмене традиционной формы транспортного налога для владельцев легковых автомобилей. Рассмотреть данную инициативу депутаты должны на осенней сессии собрания Госдумы, хотя ранее планировалось рассмотреть этой весной.

Основной причиной отмены транспортного налога является всеобщее недовольство автомобилистов формой сбора. Большинство выступает за справедливую плату, согласно количеству пользования автомобилем. Многие выступают за равноправие в этом вопросе. Остро также стоит проблема у тех, кто имеет несколько автомобилей, ведь они не могут одновременно пользоваться сразу всеми, а плату взимает государство за каждый в полной мере.

Из этого можно сделать вывод, что транспортный налог для легковых автомобилей не отменен, хотя не все потеряно.

Новая плата за пользование машиной

Совсем отменить транспортный налог легковых автомобилей государство не может, так как ежегодно он приносит в казну более 150 млрд. рублей. Резкая отмена вызовет большую дыру в бюджете страны, которая, в свою очередь, потребует сокращения затрат государства на развитие дорожной инфраструктуры.

Одним из возможных вариантов замены выступает:

  1. Включение суммы транспортного налога в стоимость бензина. Здесь легко найти справедливость, те, кто больше пользуется автомобилями, чаще заправляются, соответственно, приносят больший доход в казну, те, кто редко использует, наоборот, тратят меньше на налоги. Стоимость в данном случае предлагается увеличить на такую сумму, чтобы суммарно за год получать в среднем сумму нынешних сборов от транспортного налога.
  2. Минпромторг предложил изменить форму начисления налога, в зависимости от показателя экологичности транспортного средства. Ведомство предлагает обратить внимание на успешный европейский опыт, где владельцы более экологичных автомобилей платят меньше денег, чем владельцы ТС, у которых выброс выхлопных газов больше. Данная мера будет стимулировать также население на приобретение более экологичных автомобилей.
  3. Фискальный сбор начислять не с количества лошадиных сил в двигателе, которая измеряет мощность. Вместо этого основным показателем должен стать объем двигателя, что также напрашивается в качестве альтернативы.

Многие опасаются резкого повышения цен на все виды товаров, однако, если разложить величину транспортного налога, то повышение стоимости каждого литра бензина или дизельного топлива будет незначительным. Некоторые эксперты считают, что данную систему нужно вводить постепенно. Сначала провести эксперименты в отдельных регионах, а уже после переходить на федеральный уровень.

Отмена налоговой задолженности в 2022 году

Этот вид налога существует с 2002 года и для многих стал, хоть и неприятным, но привычным. Однако, некоторые люди не спешили оплачивать начисленные платежи и пени. Для этих людей во время обращения президента весной 2018 года прозвучала приятная новость о списании задолженности перед налоговой службой начиная с 1 января 2015 года.

Чтобы налоговая служба списала просроченную задолженность не нужно обращаться с какими-либо заявлениями в органы власти. Все должно происходить в автоматическом режиме, об этом должно прийти соответствующее уведомление. Данная мера касается не только простых граждан, но и индивидуальных предпринимателей. Информация об этом размещена в федеральном законе №436 от 28 декабря 2017 года.

На сегодняшний день ответственными плательщиками являются чуть больше 40% лиц, которые обязаны вносить плату за пользование легковым автомобилем, новые меры призваны увеличить сборы, за счет уменьшения количества уклонистов. Вырученные средства планируется потратить на дальнейшее развитие дорожной инфраструктуры.

Кто освобождается от уплаты налога?

Существует распространенное заблуждение, многие считают, что транспортный налог платят только владельцы автомобилей. Однако, согласно Налоговому кодексу владельцы других транспортных средств таких, как:

  • мотоциклы;
  • катера;
  • автобусы;
  • квадроциклы;
  • яхты;
  • вертолеты;
  • тракторы;

а также хозяева других транспортных средств обязаны платить взносы в казну государства.

Согласно Налоговому кодексу к льготным категориям транспорта можно отнести следующие транспортные средства:

  • Автомобили, полученные на безвозмездной основе гражданами от различных социальных учреждений по государственным программам для нуждающихся. К этой категории относятся легковые автомобили, переоборудованные для управления людьми с ограниченными возможностями, имеющие группу инвалидности и состоящие на учете в ГИБДД как инвалиды.
  • Освобождаются от уплаты легковые автомобили, находящиеся в угоне. Период без оплаты исчисляется датой подачи заявления в правоохранительные органы. Заканчивается он, когда сотрудники органов внутренних дел вернут автомобиль его владельцу.
  • Плавательные средства, предназначенные для промышленных работ, которые рассчитаны на передвижение по морским и речным водоемам.
  • Транспортные средства, которые используются в сельскохозяйственных целях. Такими целями считаются: перевозка скота, различных кормов, производимой продукции до магазинов и складов. К этой категории также относятся трактора и комбайны.
  • Катера и лодки, двигатель которых имеет мощность не превышающую величину в пять лошадиных сил.

Транспортный налог-2021: почему его хотят отменить, кому оплачивать и что будет, если не платить

В Налоговом кодексе с начала 2022 года действуют изменения, которые касаются и транспортного налога. О том, что такое транспортный налог, кто обязан его оплачивать, как сэкономить при уплате и что будет, если его не платить, читайте в статье.

На что идет транспортный налог и почему его хотят отменить

Транспортный налог — это налог, взимаемый с владельцев зарегистрированных транспортных средств. Транспортный налог был введен в России в 2003 году вместо дорожного. Он перечисляется в региональные бюджеты. Однако если дорожный налог шел на содержание и ремонт дорог, то транспортный можно тратить на другие нужды, например, на постройку школ, больниц или даже на зарплату губернатора. Его нельзя тратить только на материнский капитал, армию или на пенсию, выплачиваемую за выслугу лет.

Непосредственно на ремонт и содержание дорог идут деньги, которые автомобилисты платят за акциз на топливо. При введении этого акциза предполагалось, что транспортный налог будет отменен, а владельцы автомобилей будут платить только за езду: сколько ты проехал, столько и заплатишь. Так получилось, что россияне платят транспортный налог дважды, если не считать еще налога на роскошь, который возложен на владельцев машин дороже 3 миллионов рублей.

Поэтому недовольство граждан транспортным налогом стабильно последние несколько лет. Обсуждения о его отмене депутаты периодически инициируют, однако на лето 2022 года ситуация такая: сохраняется и акциз на топливо, и транспортный налог, который нужно заплатить за само владение автомобилем, независимо от того, ездят на нем или нет.

Как рассчитывается транспортный налог в 2022 году

Физическим лицам величину транспортного налога рассчитывает налоговая служба. Ее сотрудники узнают, как долго и кто является владельцем автомобиля и мощность его двигателя. Сумму налога хозяин автомобиля узнает в уведомлении. Уведомление можно получить по обычной почте или в личном кабинете на сайте налоговой инспекции nalog.ru. Юридические лица должны рассчитывать транспортный налог сами и могут оплачивать его частями несколько раз в год.

При расчете транспортного налога учитываются следующие показатели:

  • Мощность двигателя автомобиля, величину которой умножают на налоговую ставку, то есть на стоимость лошадиной силы.
  • Продолжительность владения автомобилем.
  • Повышающий коэффициент для автомобилей, чья стоимость выше 3 миллиона рублей.

Откуда берутся ставки транспортного налога

Каждый регион сам решает, как его жители будут платить транспортный налог. Налоговый кодекс регламентирует только правила начисления налога и общие ставки в России. Ставки устанавливают регионы самостоятельно в пределах, установленных статьей 361 Налогового кодекса РФ.

Так, регионы могут увеличивать или уменьшать ставки налога по своему усмотрению, максимум в 10 раз. Для автомобилей до 150 лошадиных сил можно уменьшать ставку вплоть до полного обнуления, поэтому во многих регионах с владельцев таких машин налог не берут.

Такая ставка применяется для расчета транспортного налога на примере Москвы:

Если регион не установил свои ставки, то используют указанные в налоговом кодексе. Хотя такое случается редко, потому как федеральные ставки ниже региональных. Для наглядности: по налоговому кодексу для автомобиля мощностью 200 лошадиных сил ставка составляет 5 ₽, а ставка в Санкт-Петербурге — 50 ₽, в Омске — 30 ₽, а в Ростовской области— 45 ₽.

Когда используется повышающий коэффициент

Повышающий коэффициент зависит от цены автомобиля и года его производства. Этот коэффициент уже назвали «налогом на роскошь». Он един для всей страны. Список моделей автомобилей, которые облагаются транспортным налогом с повышающим коэффициентом регулярно размещается на официальном сайте на сайте Минпромторга России, хотя обновления происходят с задержкой – актуальный перечень можно найти у нас на сайте тут. Причем в этом списке есть только такие модели, которые продаются на российском рынке официально. За ввезенный в Россию дорогой автомобиль не через официального дилера доплачивать не потребуется.

Как можно сэкономить на уплате налога в 2022 году

1.Проверить наличие льгот

Налоговые льготы для граждан, уплачивающих транспортный налог по уменьшенным ставкам или вообще освобожденные от уплаты налога, устанавливаются властями каждого региона. В каждом регионе они свои. На федеральном уровне от уплаты налога освобождены владельцы автомобилей, которые переделаны для пользования инвалидами. Также от налога освобождаются владельцы автомобилей с двигателем мощностью до 100 лошадиных сил, выданные органами соцзащиты.

Платить налог по льготной схеме гражданин может только на один зарегистрированный на него автомобиль. Получить льготу при оплате налога на авто с двигателем мощностью более 200 лошадиных сил могут только главы многодетных семей.

Если у человека нет льготы на транспортный налог, можно зарегистрировать автомобиль в регионе, где налог платят по меньшим ставкам, и оплачивать его там.

2.Уменьшить транспортный налог до покупки машины
  • Проверяйте ставки налога и характеристики авто до покупки. Ставка из-за одной лошадиной силы может быть значительно выше. Например, для 250 л .с. она составит 75 ₽, а для 251 л .с. — уже 150 ₽. На мощность машины не повлияет, а расходы вырастут.
  • Смотрите перечень дорогих автомобилей. Если авто попадает в список повышающих коэффициентов, расходы на оплату налогов будут выше. Отдайте предпочтение машине, не занесенной в этот перечень: автомобилю такого же класса и марки, но другой модели или года выпуска.
3.После продажи машины проследить, чтобы авто сняли с регистрации

Проследите, чтобы новый владелец авто снял машину с регистрации или снимите сами через 10 дней. Налоговые службы перестанут присылать уведомления об уплате налога.

4.Проверить уведомление

Обязательно проверяйте правильность начисления транспортного налога. Верно ли указана мощность двигателя, за какой период начислен налог и, наконец, не начислен ли он за проданный автомобиль.

Что произойдет, если «забыть» про уплату транспортного налога

Оплатить налог необходимо до 1 декабря. Если об этом «забыть», то с первого дня задолженности будут начисляться пени в размере 1/300 к ставке рефинансирования Центрального банка России, 4,25% на сегодняшний день.

То есть фактически владельцу автомобиля придется платить по 0,014% от суммы неоплаченного транспортного налога каждый день. При этом общая сумма пени не может быть больше суммы транспортного налога, а сумма пени, начисляемой каждый день, может меняться вслед за изменением ставки рефинансирования.

Срок давности взыскания неоплаченных налогов составляет 3 года. То есть у автовладельца налоговые органы вправе потребовать заплатить транспортный налог, штрафы и пени только за 3 последних года.

При задолженности более 30 тысяч рублей, должник может оказаться невыездным, также он может лишиться своего имущества, которое судебные приставы могут продать в счет неоплаченного налога.

Порядок взыскания задолженности регламентируется статьями 46, 47 и 48 НК РФ.

Что изменилось в 2022 году при оплате транспортного налога

С 1 января налог не начисляется на уничтоженные автомобили, а также на автомобили, попавшие в ДТП и непригодные для езды. Начисление налога прекращается с 1 числа месяца гибели автомобиля, владельцу надо подать соответствующее заявление. Также от налога освобождены разыскиваемые угнанные авто.

В 2022 году юридические лица не подают декларацию.Срок уплаты годового налога для них установлен до 1 марта следующего за истекшим годом, а авансовые платежи — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Так в 2022 г . платежи за транспорт и за землю надо внести в следующие сроки:

  • не позже 01.03.2022 — налог за 2022 г .;
  • не позже 30.04.2021, 02.08.2021, 01.11.2022 — авансы.

Срок уплаты транспортного налога для физических лиц — до 1 декабря.

Отмена транспортного налога

Разговоры и споры по поводу транспортного налога и его отмены не утихают на протяжении последних нескольких лет. Вопрос неоднократно поднимался в правительственных кругах, причем происходило это сразу по нескольким причинам: во-первых, государство обеспокоено загрязнениями, происходящими из-за автомобилей, во-вторых, нагрузка на водителей в последнее время стала неравномерной.

Законодательные органы предлагали облагать автовладельцев налоговыми выплатами, а также дополнительными платежами за топливные ресурсы. Водители негодуют и выступают против новшеств в государственном законодательстве.

Что такое транспортный налог в России сегодня

В 2015 году в систему транспортного налогообложения были внесены некоторые изменения. Теперь налог обязуются платить владельцы тех авто, которые вышли в продажу 15-20 лет назад, и считаются устаревшими.

Выводя сумму оплаты, учитывают:

  • мощность двигателя;
  • стоимость транспортного средства;
  • экологический класс автомобиля.

Владельцы старых и дорогих автомобилей будут вынуждены выплачивать повышенный налог. В определенных случаях процентная ставка будет увеличена в два, а то и в три раза. Нововведения пока не вступили в силу официально. В данный момент вычисление суммы налога ведется по следующим принципам:

  • В расчет идет возраст транспортного средства. Чем новее машина, тем меньше сумма выплаты. Тревогу бьют лишь водители, чьи авто были выпущены десять, а то и двадцать лет назад.
  • Цена транспортного средства. Такая социальная справедливость предусматривает выплату повышенных налогов водителями, стоимость авто которых переваливает за отметку средней. Если машина старая и дорогая, сумма налоговой выплаты будет крайне высокой.
  • Регион. Налоговые ставки разнятся в зависимости от регионов. Конечная сумма выводится органами районного управления. Ставка может быть повышена или понижена в 10 раз. Налог уменьшен для водителей, чьи автомобили работают на газу.

Судя по изложенным выше факторам, изменения касаются почти всех автовладельцев. Исключение составляют лишь водители электрических машин. Они полностью освобождаются от уплаты налога в связи с тем, что их «детища» не производят вредных выхлопов в атмосферу.

Транспортный налог в России в перспективе

Члены госдумы ратуют против транспортного налога. Вместо привычной выплаты они предлагают увеличить цены на бензин и прочие нефтепродукты. Нередки предложения изменить систему налогообложения, внося в учет лишь экокласс и двигатель автомобиля. Возможно, в ближайшем будущем предложения будут учтены, и водители не будет вынуждены платить налоговые сборы. Причин такого изменения в законодательстве сразу несколько:

  • Низкая собираемость. Согласно статистическим данным, план сбора выполняется всего на 35%. Отсюда и решение о повышении цен на нефтепродукты: без бензина ездить не удастся, и ни один водитель не сможет увильнуть от выплаты.
  • Видимая несправедливость. На сегодняшний день общая сумма выплаты зависит от объема двигателя. Однако мощные авто эксплуатируются крайне редко, в то время как машины со «средненькими» и даже слабыми двигателями постоянно встречаются на дорогах. Отсюда следует вывод, что маленькие двигатели засоряют окружающую среду куда сильнее, нежели модели с серьезными мощностями.
  • Сложности со сборами налога. Оплата платежа сегодня состоит из множества этапов: вычисление суммы, отсылка квитанции о необходимой оплате, процедуры с банком. Если налог будет заменен, государственным органам придется взаимодействовать лишь с компаниями, предоставляющими нефтепродукты. Процедура оплаты упростится и для водителей, которые будут оплачивать налог во время покупки бензина, избегая тем самым множество неудобств.

Все вышеперечисленные плюсы, возможно, подтолкнут органы власти к отмене обязательного налога. К тому же, владельцы старых авто будут мотивированы к приобретению моделей новых, более экологичных марок. С другой стороны, проблема не будет решена полностью из-за слишком высоких цен на рынке: электромобили стоят в разы дороже обычных машин.

Частичная отмена транспортного налога в 2022 году

На сегодняшний момент существует категория автовладельцев, пользующихся льготными условиями. Льготы утверждаются исключительно государственными органами. Рассматривается новый проект: возможно, налог будет урезан или вовсе отменен для водителей, передвигающихся на газовом топливе. Такое предложение обусловлено более высокой, по сравнению с другими топливами, экологичностью газа. Таким образом, власти хотят стимулировать водителей приобретать авто, ездящие на газовом топливе, и постепенно отказаться от привычного бензина.

Власти некоторых регионов вносят необычные предложения: отменить налог для многодетных семей. Если закон утвердят, родителям будет необходимо подать заявление и документально заверить статус многодетной семьи. Таким образом, они будут освобождены от налога совсем. Точно такая же льгота будет предоставлена и людям с ограниченными физическими возможностями.

Несколько лет назад вставал вопрос об отмене налогового обложения для водителей, мощность двигателей авто которых составляет меньше 150 л.с. Предложение было отклонено в связи с тем, что в некоторых регионах уже действует подобная льгота.

Скорее всего, транспортный налог будет в силе, хоть и понесет некоторые поправки. Отменять выплаты власти не желают из-за видимого сокращения бюджета. Альтернатива налоговому обложению – акциз, производимый посредством повышения цен. Однако он может повлечь за собой инфляционный скачок. Из-за этого стоимость остальных доставляемых и перевозимых товаров увеличится, что крайне нежелательно для экономической ситуации в стране.

Преимущества создавшегося положения на стороне водителей, которые используют автомобиль в редких случаях, для всех остальных (особенно для владельцев старых и поддержанных авто) налог – тяжелое бремя.

Отмена транспортного налога

Минфин против. Для чего в Госдуме предлагают отменить транспортный налог 17:11, 21 августа 2022 Версия для печати

В России его могут перестать взимать уже с 1 января.

В нижнюю палату парламента будет внесён законопроект, предполагающий отмену транспортного налога с 2022 года. Об этом NEWS.ru заявил автор инициативы, член комитета Госдумы по контролю и регламенту Андрей Барышев. Депутат предлагает заменить налог акцизом на топливо. Между тем Минфин пока не поддерживает этот законопроект.

Полная замена транспортного налога доходами от продажи топлива (акцизом) приведёт к более справедливому распределению бремени покрытия расходов, связанных с развитием дорожной инфраструктуры в стране, объяснил парламентарий.

Из-за эпидемиологической ситуации в России граждане стали меньше пользоваться транспортными средствами. Барышев уверен, что отмена налога является вполне конструктивной мерой, которая поможет справедливее распределить бремя финансирования расходов на строительство и ремонт дорог, а также прекратить избыточное налогообложение отдельных категорий лиц. Кроме того, по его суждению, данное нововведение будет стимулировать граждан пересесть на более экологичные виды транспорта.

Нужно снизить налоговую нагрузку на людей. Время достаточно сложное, экономический кризис. Этот налог должны были уже отменить. Топливный акциз будет поднят, а налог будет как бы зашит в стоимости топлива. Сколько едешь, столько платишь. Стоимость топлива уже вверх пошла, то есть это уже состоявшийся процесс. Акциз подняли, топливо подорожало, и мы, получается, платим двойной налог. Сегодня, в общем-то, государство принимает меры поддержки, и если это будет одна из мер, то это будет здорово.

Андрей Барышев,
член комитета Госдумы по контролю и регламенту

Тем не менее в настоящее время поддержка Минтранса и Минфина пока не получена. В случае успешного прохождения через парламент закон может вступить в силу с 1 января следующего года.

Если на уровне правительства будет принято решение отказаться от транспортного налога в пользу акцизов, то главный вопрос, который предстоит обсуждать, — как распределится сумма акцизов, сколько останется в местном бюджете, сколько уйдёт в федеральный центр, как средства акцизов будут распределяться по регионам, отмечает зампред комитета СФ по экономической политике Валерий Васильев.

Как правило, предварительная проработка инициативы кабмином или Минфином повышает шансы на успех законопроекта, поэтому говорить о перспективах принятия закона пока рано, утверждает старший юрист налоговой практики адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнёры» Торез Кулумбегов. Однако, продолжает он, президент РФ неоднократно высказывал идею отказаться от транспортного налога в пользу возмещения выпадающих доходов за счёт акцизов на топливо, что тоже является сильным аргументом в поддержку инициативы.

По словам Кулумбегова, сейчас также прорабатывается вопрос о том, чтобы изменить порядок взимания транспортного налога через введение так называемого дифференцированного платежа («умного» транспортного налога) с использованием различных автоматизированных систем данных. Всё это свидетельствует о том, что ведётся активная работа в отношении модификации транспортного налога, но во что конкретно это выльется, покажет время.

— Весь мир и Россия в том числе по мере развития цифровых технологий и цифровизации всего на свете перейдут — это уже не гипотеза, а совершенно понятное консенсусное мнение всех мало-мальски понимающих людей — на плату за автомобили и пользование дорогами, предельно похожую на то, как мы платим за электричество: сколько потребили, в данном случае сколько проехали, столько и заплатили. По какой ставке платить? По какой дороге едешь, по шикарной или по просёлочной, по часу пик едешь или в тихое время, на электромобиле или на тяжёлом грузовике — за то и платишь. Так человечество и будет постепенно с ходом развития цифровых технологий двигаться, и Россия в том числе, потому что у нас технологии далеко не на последнем уровне. К этому идёт весь мир.

Михаил Блинкин,
директор Института экономики транспорта и транспортной политики

А вот брать и корёжить транспортную систему, отменять налог и возмещать потерянные доходы акцизом — это конфликтная и с точки зрения бюджета совершенно не безобидная вещь, полагает Блинкин.

— Мы привыкли к тому, что этот транспортный налог идёт в дорожные фонды субъекта Федерации, тут кто-то потеряет, а кто-то найдёт. Зачем в это влезать, если всем в конечном счёте придётся переходить на эти цифровые технологии? Я думаю, что это совершенно не по делу и несвоевременно, — резюмировал специалист.

Ссылка на основную публикацию