Рейтинг лучших беспилотных автомобилей

Представлен рейтинг компаний рынка беспилотных автомобилей

International Robotics Center представила рейтинг ведущих компаний — участников рынка беспилотных автомобильных технологий, основанный на оценках 27 российских и зарубежных аналитиков, специалистов, учёных и журналистов.

При составлении рейтинга аналитики International Robotics Center исходили из деления рынка на пять основных групп: автопроизводителей, производителей комплектующих, разработчиков вычислительных устройств, систем ИИ, а также сервисные компании, предлагающие различные схемы использования автороботов.

В первую группу вошли известные бренды: Mercedes, BMW, Toyota и другие, являющиеся агрегаторами решений. Вторую группу составили компании Tier – 1, Tier – 2, разработчики комплектующих и компонентов. В их числе Valeo, Bosch, ZF-TRW, Continental. В третьей группе — разработчики вычислительных устройств, включая Intel, NVIDIA и AMD, для которых этот рынок не является профильным. Представители четвертой группы — разработчики систем ИИ, пришли на рынок, главным образом из ИТ. Они предлагают новые схемы и подходы к ведению бизнеса, которые позволяют, например, оптимизировать подходы к разработкам, сокращать время разработок и т. д.

Пятая группа — транспортный сервис. Её представители (Uber, Lyft, Gett и другие) с одной стороны, используя автомобили, обвес и ПО, являются потребителями продукции компаний остальных групп, а с другой, системными интеграторами или разработчиками узких и специфических решений.

Из-за условности сегментации отдельные участники исследования присутствуют сразу в нескольких номинациях.

В итоге в группе автопроизводителей лидером рейтинга стал концерн Volkswagen. На втором месте Daimler. На третьем месте — Tesla. В шаге от тройки лидеров находится BMW Group. Так что лидерство немецких компаний в этом сегменте является очевидным фактом.

В группе производителей комплектующих наивысшие баллы тоже получили немецкие корпорации — Bosch и Continental. Замыкает тройку лидеров Delphi Corporation, присоединившаяся к совместной инициативе BMW и Intel/Mobileye по разработке технологии беспилотного вождения к 2022 году.

Среди производителей электроники азиатские разработчики оказались слабее американцев, занявших весь пьедестал: NVIDIA, Intel и Qualcomm.

В наиболее престижной номинации разработчиков искусственного интеллекта безоговорочную победу одержала Mobileye, продукцией которой в настоящее время пользуется большинство автопроизводителей в мире. В последнее время к ней приблизилась российская компания Cognitive Technologies — единственный участник рейтинга из отечественных разработчиков.

  • 1. Volkswagen (Audi, Porsche, Skoda, Bentley и др.)
  • 2. Daimler (Mercedes Benz, Mercedes-Maybach, Smart и др.)
  • 3. Tesla
  • 4. BMW Group (BMW, Mini, Rolls-Royce)
  • 5. Renault-Nissan (Renault, Nissan, Infinity, Mitsubishi Motors)
  • 6. Toyota (Toyota, Lexus, Daihatsu, Hino Motors и др.)
  • 7. Ford
  • 8. Geely (Geely, Volvo)
  • 9. GM (Buick, Cadillac, Chevrolet, GMC)
  • 10. Hyundai (Hyundai, Kia)
  • 11. PSA (Peugeot, Citroen, Opel)
  • 12. FCA (Fiat, Chrysler, Alfa Romeo, Dodge, Jeep и др.)
  • 13. Honda (Honda, Acura)
  • 14. Tata Motors (Tata, Daewoo, Jaguar, Land Rover)
  • 15. Suzuki
  • 16. Mazda
  • 1. Bosch
  • 2. Continental
  • 3. Delphi
  • 4. Denso
  • 5. Mobis
  • 6. Magna
  • 7. Hella Group
  • 8. ZF-TRW
  • 9. Valeo
  • 10. Autoliv
  • 11. Visteon
  • 12. Infineon Technologies
  • 13. Clarion
  • 14. Texas Instruments
  • 15. Velodyne
  • 16. Hitachi
  • 1. NVIDIA
  • 2. Intel
  • 3. Qualcomm
  • 4. Samsung
  • 5. AMD
  • 6. Xilinx
  • 7. Panasonic
  • 8. LG
  • 9. NXP
  • 10. Fujitsu
  • 11. Toshiba
  • 12. Hitachi
  • 13. Murata Electronics
  • 14. Denso
  • 15. Sony
  • 1. Mobileye (Intel-Mobileye)
  • 2. Cognitive Technologies
  • 3. Baidu
  • 4. nuTonomy
  • 5. Nauto
  • 6. Cruise Automation
  • 7. Drive.AI
  • 8. AIMotive
  • 9. IBM
  • 10. Uber ATG (Uber)
  • 11. Lyft
  • 1. Uber
  • 2. Lyft
  • 3. Gett
  • 4. Sidecar
  • 5. ZipCar
  • 6. Getaround

Лучшие автомобили-беспилотники в 2022 году

Беспилотные автомобили в 2022 году не носят звания концепт-каров и являются вполне реальными. Технологии развиты настолько, что на дороге практически не отличишь автомобиль, управляемый живым водителем от беспилотника. Планируется, что к 2025 году такие машины станут не редкостью и перестанут вызывать удивление.

Причин, почему мир помешался на автоматизированных ТС несколько:

  1. Необходимость снижения количества ДТП из-за ошибок водителей.
  2. Потребность разгрузить парковки в мегаполисах.
  3. Банальное удобство эксплуатации.

И это не говоря уже об особой категории граждан, которые физически или психологически не способны управлять автомобилями.

Что умеет беспилотник

Беспилотные машины позволят не только уменьшить количество временных и энергетических затрат на вождение, но и семье обойтись всего одним транспортным средством. И действительно, когда водитель добрался до точки назначения, около 90% времени машина занимает место на парковке, когда остальным членам семьи приходится приобретать другой автомобиль, чтобы получить такую же свободу передвижения или вовсе пересаживаться на городской транспорт.

Стремясь избавиться от этой и других проблем, инженеры-конструкторы наградили беспилотники следующими возможностями:

  1. Автомобиль самостоятельно привезёт пользователя из точки А в точку Б, после чего либо припаркуется в другом месте, дожидаясь команды хозяина, либо поедет за вторым пользователем. При этом будет автоматически построен оптимальный маршрут передвижения на основании данных электронных карт и ситуации на дорогах.
  2. Исключит штрафы за нарушения ПДД за счёт встроенных функций регулятора скорости и правил дорожного движения. Такой автомобиль замечает даже знаки, установленные на обочинах, невидимые обычному водителю.
  3. Распознает других участников дорожного движения, избегая столкновений благодаря встроенным датчикам, которые не зависят от окружающей обстановки или погоды на дорогах.

Поездка в таком автомобиле превращается в настоящее удовольствие. Теперь владелец тратит меньше времени и сил на вождение, получив возможность уделить его себе или работе. А заботы о транспортировке грузов, детей в школу и тёщи в поликлинику можно доверить «умному» автомобилю.

Плюсы и минусы беспилотных автомобилей активно обсуждаются обывателями и специалистами. Но верным является одно – они являются будущим автомобилестроения, а их появление на дороге – уже не за горами.

Первые беспилотные эксперименты

Еще в 30-х годах прошлого столетия Generals Motors представила два прототипа первых беспилотных автомобилей на выставке Futurama World’s Fair. Один вариант управлялся посредством радиоволн, а второй – предлагал просто изменить трассы по типу скейтбордных. Сдвигаясь к обочине, автомобиль должен был сразу вернуться на середину трассы. В то время такое предложение вызвало настоящий восторг среди обывателей.

Спустя 20 лет компания предложила первый смарт-кар в титановом корпусе, с автоматизированной системой торможения и магнитными датчиками. Последние снова подразумевали изменение самого концепта дорог будущего, оснащая их специальными проводами, регулирующими движение автомобиля.

Прошло ещё 40 лет, и, в 90-е уже компания Citroёn представила полностью автоматизированный Mercedes Vario со встроенной системой автопилота. Такой автомобиль отличался манёвренностью и разгонялся до 130 км/ч.

Как устроен беспилотный автомобиль

Устройство беспилотников 2022 года – практически одинаковое во всех моделях, потому представим его на примере Toyota Prius, над которым поработала компания Google.

Читайте также:  Восстанавливаем пружины своими руками

По всему корпусу автомобиля расположены датчики и сенсоры, непрерывно сканирующие окружающую обстановку, создавая 3D карту местности. Специальная видеокамера, встроенная в лобовое стекло, фиксирует свет фар других машин и определяет препятствия впереди (пешеходов, велосипедистов и др.). Особый датчик движения, вмонтированный в заднее крыло, фиксирует расположение машины на карте, а радары, вмонтированные в передний и задний бамперы предназначены для определения расстояния до объектов.

Соответственно, в бортовом компьютере беспилотного автомобиля, встроена специальная программа, осуществляющая сбор данных, поступающих от датчиков, а также их обработку.

Как работают беспилотные автомобили

Всего существуют 6 уровней автономности беспилотных автомобилей, определяющие степень участия водителя в их управлении. Считаются с нулевого уровня, когда машина полностью находится под управлением водителя.

Принцип работы беспилотного автомобиля пятого уровня полностью подразумевает работу автопилота, вместо живого водителя за рулем. Лидары (лазерные радары), камеры и датчики самостоятельно управляют машиной, не только определяя её местонахождение на карте, но и наличие препятствий, а также возможность ДТП.

Объяснение работы беспилотных автомобилей 6 уровней автономности можно определить следующим заложенным алгоритмом:

  1. Лидар генерирует объемную карту местности.
  2. Бортовой компьютер считает эти данные и выдаёт команды, как и куда стоит двигаться машине.
  3. Автопилот не только сам определяет траекторию движения, но и постоянно реагирует на изменение дорожной обстановки.

На основании полученных данных, беспилотники 2022 года самостоятельно развиваются, беспрестанно анализируя получаемую информацию. В результате получаем настоящий искусственный интеллект, который не нуждается в человеческом участии.

Перспективы беспилотного транспорта

Будущее беспилотных автомобилей – уже не просто футуристические планы. Многие логистические компании рассматривают оснащение автопилотом автомобили для перевозки грузов. И действительно, такие машины позволят не только экономить на зарплате водителям, но и сократят затраты топлива и время на расчёт оптимального маршрута из точки А в точку Б, не говоря уже о доставке.

При этом развитие беспилотных автомобилей не стоит на месте. Согласно последним исследованиям AT Kearney, они давно превзошли даже профессиональных водителей. Даже несмотря на аварию со смертельным исходом, которая произошла с Tesla в 2016 году, считается, что техническое оснащение беспилотников способно на 70% снизить количество ДТП.

Время, когда беспилотные автомобили появятся на отечественных дорогах не за горами, и уже совсем скоро они перестанут быть диковинкой в транспортном потоке. Но просто запустить автоматизированное авто на дорогу недостаточно – необходимо и само полотно приспособить к такому виду транспорта. Также потребуется внести изменения в особенности страховой и законодательной базы, заставить пешеходов носить специальную одежду или аксессуары, которые предоставят возможность автомату легче определять их наличие на дороге.

Специалисты утверждают, что 2025 год – время, когда беспилотные автомобили начнут массово использоваться на дорогах всего мира. А тем временем нам остаётся только ждать и следить за развитием новых смарт-каров.

Лучшие беспилотные автомобили

В 2022 году беспилотники уже пробуют себя в транспортном потоке, и обыватели уже определили, какие из них являются лучшими. Среди беспилотных автомобилей в России выделяют модели Yandex и Uber, которые уже успели удивить своими возможностями смарт-каров.

Что касается топ-5 лучших беспилотных автомобилей в мире, то в список вошли автомобили следующих компаний:

  • Waymo.
  • Tesla.
  • Яндекс.
  • Mercedes (Daimler AG).
  • General Motors.

Беспилотные технологии являются чем-то новым в мире, а потому весьма критично воспринимаются как экспертами, так и простыми обывателями. Тем не менее их развитие остановить невозможно, и теперь стоит ждать не только технологических совершенствований беспилотников, но и концептуальные изменения законодательства в сфере страхования, налогообложения и кадров.

Лучшие машины с автопилотом

Мы часто слышим о машинах с автопилотом, но на самом деле абсолютно «самостоятельных» автомобилей еще не существует. Инженеры делят беспилотную технику на 5 уровней, где 5 – полноценный автопилот, а 0 – машины без автоматических опций. Сейчас технологии «зависли» на отметке 2-3.

Максимум, на который способны машины с интеллектуальным управлением – самостоятельную парковку, переход с одной дороги на другую и удержание полосы. Мы в редакции Joy-pup изучили модели самых «умных » беспилотных автомобилей известных концернов и делимся с вами.

1. Стильная и независимая: Tesla Model S

Первое место в рейтинге занимает детище Илона Маска – Tesla Model S. Это невероятно умный автомобиль с 3 уровнем самодостаточности. Машина с автопилотом Enhanced Autopilot оборудована 12 сверхзвуковыми датчиками и 4 камерами, за счет которых и осуществляется управление.

Машина умеет самостоятельно:

  • парковаться;
  • встраиваться в полосу;
  • ездить по улицам города;
  • переходить с одной трассы на другую;
  • останавливаться при обнаружении препятствия.

Планы на будущее: Компания Tesla Motors уверенным шагом идет к 5 уровню самодостаточности. По мнению инженеров фирмы, серьезный прорыв произойдет в ближайшие 2-3 года.

Интересно! В беспилотной машине останется руль, ведь компания не хочет лишать автомобилистов радости вождения.

2. Роскошный седан Audi A8

Еще один представитель 3 уровня — Audi A8. Система машины позволяет водителю убрать руки с руля, откинуться на сиденье и наслаждаться поездкой. Но максимальная скорость для таких «вольностей» — всего 60 км/ч.

Для сбора информации и управления автомобилем используются сверхзвуковые и лазерные датчики, камеры и радар. Благодаря этому, автомобиль «знает» о том, что происходит вокруг. Однако в сложных ситуациях водителю придется взяться за руль.

Машина может самостоятельно:

  • парковаться (даже без водителя в салоне);
  • ездить по улицам города;
  • останавливаться перед препятствиями;
  • осуществлять маневры средней сложности.

Ауди А8 можно было бы сравнить с Tesla, но есть несколько нюансов! Полный автопилот работает только на скорости до 60 км/ч и на дорогах, где встречная полоса отделена жестким ограждением.

Планы на будущее: Сейчас компания Audi дорабатывает автопилот, «учит» его самостоятельно заезжать в гараж и двигаться в пробках.

3. Умная роскошь: Mercedes-Benz S-Class

Компания Mercedes-Benz тоже работает над автомобилями с автопилотом. В плане самостоятельности машины бренда не дотягивают до Tesla или Audi, но уже вплотную приблизились к 3 уровню автономности.

Сейчас в немецких автомобилях стоит система Intelligent Drive, которая получает всю необходимую информацию с радара, камер и датчиков.

Машины данной серии способны самостоятельно:

  • обрабатывать информацию о маршруте;
  • регулировать скорость;
  • останавливаться, если водитель отпустил руль или уснул;
  • перестраиваться из полосы в полосу;
  • останавливаться при обнаружении преград.

Планы на будущее: Сейчас перед инженерами компании стоит цель сделать систему Intelligent Drive более «самостоятельной». Компания планирует завершить разработку автопилота 3 уровня уже в 2022 году.

Читайте также:  Как правильно надеть чехлы на сиденья автомобиля

4. Self-Driving Car от Google

Ключевым лидером на рынке беспилотных автомобилей стала компании Google со своим проектом Waymo. Инженеры бренда еще в 2011 году успешно протестировали свое оборудование на машинах Toyota, Lexus и Audi. Сейчас фирма начала выпуск Self-Driving Car.

Электрокары от Google могут самостоятельно:

  • регулировать скорость;
  • перестраиваться в другой ряд;
  • тормозить перед препятствиями;
  • предсказывать траекторию движения объектов;
  • парковаться.

В автомобилях Self-Driving Car отсутствует не только руль, но и педали газа и тормоза.

Планы на будущее: сейчас, цифровой гигант обкатывает и дорабатывает свою систему, но уже в 2022 году планирует наладить серийный выпуск беспилотных машин.

Чего стоит ждать?

Разработкой машин с автопилотом занимаются многие компании, среди которых Nissan, Uber, Volvo, BMW, Ford и т.д. Но пока их системы имеют только 2 уровень самодостаточности. Ближе всего к созданию полностью беспилотной машины подошли Google, Tesla Motors и Audi. Именно у этих компаний есть реальный шанс сделать автомобиль с 5 уровнем самодостаточности в ближайшие несколько лет.

Рейтинг 18 компаний, которые уже готовят беспилотные автомобили

Машины, способные ездить без водителя, сегодня ещё представляются большинству людей как что-то из ряда вон выходящее. Но многие производители анонсируют массовый выпуск автономных автомобилей уже в ближайшие пару лет. Кто сделает это первым? Каковы шансы основных игроков? Navigant Research предоставила обзор отрасли с детальным анализом лидеров беспилотного направления.

Недавно онлайн-сервис такси Lyft объявил о начале сотрудничества с компанией Ford, чтобы совместно разрабатывать платформу, которая позволит подключать беспилотные автомобили к системе вызова такси. Эта новость демонстрирует, насколько быстро развивается сфера автономных машин. Благодаря растущей конкуренции компании изучают новые тактики, которые позволят им в числе первых вывести свой продукт на рынок.

Navigant Research провела оценку всех игроков и составила рейтинг, который показывает, каковы шансы разных компаний вывести на рынок автомобили с системами автоматизации второго, третьего и четвёртого уровня в ближайшие 10 лет.

Компании оценивались по 10 критериям: цель, стратегия выхода на рынок, партнёры, стратегия производства, технология, возможности продукта, продажа, маркетинг и система продаж, качество и надёжность, ассортимент, жизнеспособность. По результатам оценки в каждой из категорий компаниям присваивался общий балл по 100-балльной шкале. Ниже, в порядке возрастания рейтинга, представлены 18 компаний, которые могут первыми выйти на рынок с системой автономного вождения:

18. Baidu

Китайская интернет-компания Baidu проводит открытые испытания собственной технологии автономного управления с 2015 года. В ноябре 2016 года Baidu приглашала всех желающих прокатиться на модифицированных электромобилях, оборудованных системой автономного вождения, но испытания продолжались всего неделю. У компании есть разрешение на испытание своей системы в Калифорнии, США.

В прошлом месяце Baidu объявила о создании $1,5-миллиардного фонда поддержки автономных машин. Она планирует выпустить ограниченное число автомобилей с автономным управлением для использования в качестве маршрутного такси уже в 2018 году. Массовое производство беспилотных машин запланировано на 2022 год.

Общий балл, присвоенный Baidu в отчёте Navigant Research — 47,1 из 100 возможных, отмечая, что компания расторгла партнёрский договор с BMW в ноябре прошлого года.

17. nuTonomy

Бостонский стартап NuTonomy, созданный на базе MIT в 2013 году, потихоньку делает большие шаги на рынке беспилотных автомобилей. В августе 2016 года nuTonomy стала первой компанией, создавшей парк беспилотных такси в рамках экспериментальной программы в Сингапуре. С тех пор стартап сотрудничает с Lyft.

В течение 2016 года NuTonomy сумела привлечь $20 млн от венчурных инвесторов, среди которых числится правительство Сингапура и венчурный фонд Fontinalis Partners, учреждённый Биллом Фордом (Bill Ford), председателем правления корпорации Ford.

Общий балл nuTonomy – 51,6 из 100.

16. Uber

Несмотря на то, что запуск компанией беспилотного автомобиля в Питтсбурге осенью прошлого года привлёк немало внимания, Uber занимает относительно низкую позицию в рейтинге Navigant. Uber разместила производство в Питтсбурге, переманив специалистов по роботехнике из Carnegie Mellon в 2015 году.

В декабре 2016 Uber стала объектом публичных разбирательств с Департаментом транспорта штата Калифорния. Это произошло после того, как компания испытывала беспилотные машины в Сан-Франциско, не получив разрешения. Uber пришлось покинуть Калифорнию и перебраться в Аризону, так как Департамент транспорта аннулировал регистрацию её 16 беспилотных автомобилей Volvo XC90.

В январе Uber заключила соглашение о партнерстве с Daimler. «Этот договор послужит для Uber страховкой на тот случай, если разработанная компанией технология не пойдёт в производство или если расходы на собственный парк автомобилей окажутся слишком высокими», — отмечается в отчёте Navigant.

Waymo (проект Google) подала на Uber в суд, обвинив сервис по вызову такси в краже интеллектуальной собственности, связанной с разработкой лазерного радара.

Общий балл Uber – 54,5 из 100.

15. Honda

Honda придерживается консервативного подхода к беспилотным автомобилям. Компания уделяет больше внимания не работе над полной автоматизацией управления, а расширению дополнительных функций в выпускаемых моделях. В своём отчёте Navigant указала, что Honda получила разрешение на тестирование беспилотных авто в Калифорнии, но в 2016 году испытания проводились только на закрытых полигонах.

При этом, компания Waymo рассматривает возможность сотрудничества с Honda, которая, скорее всего, предоставит свои автомобили для испытаний системы Waymo.

Общий балл Honda – 55,1 из 100.

14. ZF

Немецкий концерн ZF по производству комплектующих для машин занимает на удивление высокое место в рейтинге Navigant. Количество баллов ZF возросло после того, как его глава Штефан Зоммер (Stefan Sommer) объявил на выставке CES-2017, что ZF совместно с NVIDIA начинает коммерческое внедрение платформы PX2it в систему интеллектуального управления ProAI. Таким образом, ZF станет первой компанией, использующей в своём производстве компьютерную платформу NVIDIA. Система ProAI должна появиться в автомобилях выпуска 2022 года.

Кроме того, в 2015 году концерн ZF приобрёл компанию TRW, поставщика систем автоматизированного управления из Мичигана, США.

Общий балл ZF — 64 из 100.

13. Toyota

Несмотря на то, что Toyota занимает более консервативную позицию по беспилотникам, японский производитель вкладывает огромные средства в технологии автономного вождения. Примером служит пятилетняя программа инвестиций в Toyota Research Insistute размером в $1 млрд. Институт был создан специально для разработки автомобиля, не способного вызвать ДТП. Недавно TRI объявил о начале партнёрства с Luminar – стартапом, разработавшим оптический радар LiDAR.

В отчёте Navigant указано, что Toyota, будучи одной из крупнейших и наиболее доходных компаний автомобильной отрасли, располагает необходимыми ресурсами и опытом для создания полностью автономного автомобиля.

Читайте также:  Не остановился по требованию инспектора ДПС — что за это будет?

Общий балл Toyota – 64,2 из 100.

12. Tesla

Вы не ошиблись,Tesla действительно не попала в десятку лидеров в отчёте Navigant. Несмотря на то, что компания значительно преуспела в разработке автопилота, у Navigant возникли обоснованные сомнения в её способности обеспечить автономность машины.

В настоящее время Tesla устанавливает на свои машины новое оборудование, которое совершенствует систему автопилота. ТЕхнология будет переименована в «Автопилот 2» и заложит основу для полной автоматизации управления. Компания утверждает, что автомобиль Tesla проедет в беспилотном режиме от Лос-Анджелеса до Нью-Йорка уже в первой половине 2018 года. Со времени первой установки системы «Автопилот» в 2015 году число аварий автомобилей Tesla сократилось на 40%.

Но в отчёте Navigant говорится, что система автопилота от Tesla успела столкнуться с целым рядом проблем, включая аварию со смертельным исходом. Национальный департамент безопасности на дорогах признал систему «Автопилот» невиновной в аварии, поскольку у водителя было достаточно времени, чтобы предотвратить столкновение. Однако зафиксировано немало случаев, когда водители нарушали правила пользования автопилотом и отвлекались на другие занятия, пока система была активирована.

Navigant также скептически оценивает способность Tesla обеспечить полную автономность четвёртого уровня без использования лидара – датчика, который выпускает лазерные лучи для обнаружения препятствий на пути следования.

Общий балл Tesla – 64,5 из 100.

11. PSA

Концерн PSA – второй по величине производитель автомобилей в Европе, планирующий вывести на дороги полностью автономные автомобили уже в 2022 году. В октябре 2015 года четыре беспилотных автомобиля автопроизводителя проехали 580 км по Франции, от Парижа до Бордо.

В 2016 году концерн ZF объявил, что будет поставлять камеры, радары и программное обеспечение для автомобилей PSA с функциями автопилота. Эти автомобили появятся на дорогах в 2018 году.

Общий балл PSA – 65,3 из 100.

10. Hyundai Motor Group

Hyundai уже применяет системы содействия управлением автомобиля, включая систему удержания машины в полосе движения (например, на Elantra выпуска 2016 года). Hyundai планирует разработать набор функций автопилота для машин компании к 2022 году, но выпуск полностью автономных авто возможен не ранее 2030 года.

На выставке CES-2017 Hyundai продемонстрировала прототип автономной версии своего электромобиля Ioniq.

Общий балл Hyundai – 66,4 из 100.

9. Delphi

Компания Delphi, поставщик электронного оборудования для автомобилей, намерена представить свой беспилотник в 2022 году. Автономная Audi с системой Delphi, изображённая на фото выше, в 2015 году сумела пересечь США.

В ноябре 2016 года Delphi также заключила сделку с Intel, обязавшись закупать их сверхмощные процессоры для своих систем автоматического вождения. Intel, в свою очередь, недавно приобрела компанию Mobileye за $15,3 млрд.

«— Delphi занимает самую высокую позицию в нашем рейтинге среди поставщиков автомобильных комплектующих. За последние 3 года компания стремительно выдвинулась в первые ряды разработчиков систем автопилота», — говорится в отчёте.

Общий балл Delphi – 70,7 из 100.

8. Volvo

Volvo заявила о планах сделать свои машины «безопасными» к 2022 году, за счёт поэтапного внедрения функций полуавтономного управления автомобилем. В этом году, в рамках программы Drive Me, шведский автопроизводитель привлёк обычные семьи для тестирования беспилотных автомобилей Volvo в Гётеборге и в Лондоне. Volvo также проведёт «эксперимент с использованием автопилота» в Китае, где 100 волонтёров смогут испытать беспилотные Volvo XC90 на дорогах общего пользования, но компания пока не сообщила, когда начнутся тесты.

В августе Volvo и Uber заключили договор на $300 млн о производстве автономных машин, которые в настоящее время проходят испытания в штате Аризона.

Общий балл Volvo – 73,4 из 100.

7. Waymo

Waymo заключила договор о партнёрстве с Fiat Chrysler и, по слухам, обе компании намерены до конца 2017 года запустить службу роботизированных такси. По заявлениям Waymo, компания собирает всё оборудование на собственных предприятиях, что позволило ей снизить цену на лидары на 90%. Оптические датчики-лидары стоят недёшево – цена профессиональных систем может доходить до $75 тыс. за штуку.

Waymo также сообщила о начале партнёрства с Lyft, Avis и Intel.

Общий балл Waymo – 73,4 из 100. Аналогичный балл получила Volvo, но Waymo лидирует по уровню реализации.

6. BMW

BMW выпустила систему содействия вождению для автомобилей класса «люкс», включая представленный на фото выше BMW 7 серии и 5 серии. Пакет Driver Assistant Plus предлагает такие опции, как предупреждение о сходе с полосы движения, помощь на парковке и в пробке.

BMW планирует выпустить полностью автономное авто в 2022 году, для чего компания уже объединилась с Intel и Mobileye.

Общий балл BMW – 75,2 из 100.

5. Volkswagen Group

Volkswagen Group начала разрабатывать беспилотные системы после победы в гонке автомобилей-беспилотников DARPA Grand Challenge в 2006 году. Одна из компаний концерна, Audi, первой получила разрешение на эксплуатацию беспилотных автомобилей в штате Невада в 2012 году, а затем и в Калифорнии.

В 2015 году автомобиль Audi A7 проехал в беспилотном режиме 885 км от Кремниевой долины до Лас-Вегаса. Недавно Audi объявила о сотрудничестве с NVIDIA, чтобы к 2022 году вывести на рынок самоуправляемые машины.

Общий балл Volkswagen Group – 75,9 из 100.

4. Daimler

Daimler заняла четвёртое место благодаря системам полуавтономного управления, установленным в Mercedes S-Class и E-Class. Кроме того, в 2015 году большегрузный тягач Mercedes с полуприцепом вошёл в историю, став первым беспилотным грузовым автомобилем, проехавшим по шоссе общего пользования. Daimler намерена выпустить свои автономные грузовики на дороги в 2022 году.

«– Daimler, скорее всего, останется лидером в разработке технологий, однако позиционирование брендов как премиальных делает их менее доступными для основной категории потребителей», — говорится в отчёте.

Общий балл Daimler – 77,7 из 100.

3. Renault-Nissan Alliance

Автомобильный концерн выпустил систему ProPILOT для автономного вождения, которая уже устанавливается в машинах японского производства. Renault-Nissan также планирует внедрить ProPILOT в Европе, США и Китае. Цель производителя – постепенно расширять беспилотные возможности ProPILOT, чтобы обеспечить полностью автономное управление к 2022 году.

В настоящее время Nissan изучает возможность использования call-центров, операторы которых смогут принимать на себя управление в тех случаях, когда автопилот в машине не может справиться с ситуацией на дороге.

Общий балл Renault-Nissan – 82 из 100.

2. General Motors

GM инвестировал в несколько крупных проектов, связанных с созданием беспилотников. В январе 2016 года автомобильный производитель из Детройта вложил $500 млн в проект Lyft. В июле 2016 года GM приобрёл за $581 млн стартап Cruise Automation, занимающийся беспилотными технологиями. В сентябре того же года Cruise объявил, что готов к массовому производству самоуправляемых автомобилей.

Читайте также:  Амортизатор подвески авто - их виды, работа и неисправности

В декабре генеральный директор GM Мэри Барра (Mary Barra) заявила, что компания начинает тестировать беспилотные электромобили Chevy Bolt в штате Мичиган. А также проводит испытания своих автомобилей в Сан-Франциско и Скоттсдейле, штат Аризона.

В интервью Business Insider Барра сообщила, что первым беспилотником для общественного пользования станет электромобиль Chevy Bolt. Сейчас GM сконцентрирован на испытании автомобилей в разных дорожных условиях для обеспечения их безопасности.

«— В основном, все разговоры сводятся к подсчёту километров, которые проехала машина без водителя. Но дело не в километрах, дело в опыте и обучении систем автомобиля.»

Общий балл General Motors – 84,8 из 100.

1. Ford

Компания Ford работает над созданием беспилотного автомобиля с тех пор, как впервые приняла участие в гонках беспилотников DARPA Grand Challenge в 2005 году. Автопроизводитель из Детройта намерен создать парк беспилотных авто к 2022 году. В этом году Ford утроит количество экспериментальных автономных машин на испытаниях в Аризоне, Мичигане и Калифорнии, доведя парк до сотни авто.

В 2016 году Ford и Baidu вложили $150 млн в компанию Velodyne, производящую лидары. В феврале Ford инвестировал $1 млрд (инвестиция будет осуществляться постепенно, в течение 5 лет) в стартап Argo AI, занимающийся секретными разработками в области искусственного интеллекта. Средства пойдут на проект беспилотного автомобиля. В прошлом месяце Ford также объявил о том, что будет сотрудничать с Lyft.

Общий балл Ford – 85 из 100.

Рейтинг лучших беспилотных автомобилей

Фраза «беспилотные автомобили» многими людьми воспринимается в нынешнее время как отрывок из контекста бестселлера или фрагмент фантастического фильма. На самом деле технологический процесс не стоит на месте, прогрессирует и усовершенствуется. Особо масштабно прогресс ощутим в развитии транспортной промышленности, и автономные машины на сегодня уже далеко не фантастика. В сферу развития беспилотных машин мировыми корпорациями вкладываются существенные инвестиции, ключевой задачей которых выступает выпуск транспортных средств, функционирующих без малейшего вмешательства человека. Проанализируем реалии и перспективные моменты в развитии беспилотного автотранспорта в мировом аспекте, статус технологий в Российской Федерации на фоне классификации автономности. Расскажем о лучших беспилотных автомобилях, которые уже вошли в историю.

Экскурс в историю

Идея производства беспилотных авто родилась в середине прошлого века. Велась работа в этом направлении также и советскими учёными, но точные сведения отсутствуют. Но тонкий намек на возможность подобных разработок даёт книга великого сказочника СССР Николая Носова «Незнайка в Солнечном городе».

По его улицам курсировали беспилотные такси. Вызвать его можно было к каждому столбу, оборудованному специальной кнопкой. На панели в автомобиле были расположены клавиши с названиями городских улиц. После выбора точки назначения машина везла пассажиров по кратчайшему пути. Но для поездки за город было необходимо садиться за руль транспортного средства.

Постепенно работы по автономным автомобилям были свернуты вследствие отсутствия технологической базы и некомпетентности специалистов того периода. К ним вернулись в 21-м веке, когда произошёл прорыв технологической отрасли. Полностью же автономными машины могут стать к 2030 году. Но уже сейчас идут активные тесты автомобилей разных уровней автономности. О них далее.

Уровни автономности

Ещё в 2014 году всемирное сообщество автомобильных инженеров с известным многим стандартом SAE обнародовало определение «уровень автономного управления транспортным средством». Эта градация подразумевала шестиуровневую систему эволюции беспилотных движущихся систем в будущем. В 2016 году сообщество NHTSA усовершенствовало, приняло и опубликовало уровни автономности беспилотных автомобилей по стандарту SAE, которые принято считать на сегодня официальной градацией. Современная градация подразумевает деление беспилотных автомобилей на шесть категорий, которые маркируются цифрами от 0 до 5, с ранжированием по критерию вмешательства человека в систему управления транспортным средством. Рассмотрим подробно каждый из уровней.

Отсутствие автоматизации

Стандартные автомобили, которыми управляет современный человек, встречаемые на автотрассах, почти в стопроцентном объёме относятся к нулевому уровню автономности. Согласно стандарту, этот уровень имеет название «отсутствие автоматизации», так как практически все действия по управлению машиной осуществляются непосредственно человеком, даже если автомобиль оборудован современными системами предупреждения об опасности или конструкцией непредвиденного торможения.

Помощь водителю

Первый уровень автоматизации градуирует транспортные средства, модифицированные современными системами, которые помогают водителю при парковке, имеют функцию круиз-контроля и тому подобное. В этом случае автовладелец действительно в некоторых ситуациях может положиться на компьютеризованное самоуправление машины, однако регулировка скорости, ускорения или торможения остаётся прерогативой водителя.

Частичная автоматизация

Второй уровень, или «фрагментарная автоматизация» – это ранг самоуправляемости машины, который до недавнего времени был фантастикой, однако сегодня уже является реальным достижением инженеров и технологов автомобилестроения.

Cadillac CT6 2019

Ко второму уровню относится автотранспорт, модифицированный ультрасовременными режимами, при которых в определённых ситуациях машина может взять функцию управления на себя, включительно с педалями и рулём, однако контроль над функционированием должен осуществлять человек. Частичное самоуправление автомобиля компьютеризированными системами позволяет водителю отвлечься на непродолжительное время от непосредственного управления машиной. Именно машины этого уровня сейчас соревнуются за звание «лучшего самоуправляемого автотранспорта» и будут предоставлены дальше в рейтинге лучших автоматизированных автомобилей 2019 года.

Обусловленная автоматизация

К третьему уровню предусматривается причисление автотранспорта, который способен реагировать самостоятельно на динамические изменения на автотрассе, поменять полосу движения, прореагировать на препятствие, при этом автовладелец в любое мгновение сможет принять процесс управления на себя. Выход автотранспорта этой категории в эксплуатацию возможен примерно через пять лет, однако, учитывая его высокую опасность, производители пытаются пропустить этот ранг, переходя сразу на четвёртую ступень автоматизирования.

Высокая автоматизация

Автономность масштабного или четвёртого уровня самоуправления автотранспорта предусматривает выпуск машин, которые способны самостоятельно передвигаться по шоссейным дорогам, не требуя помощи водителя, при этом человек в любой момент, как и в предыдущих случаях, может взять управление на себя. Несмотря на высокий уровень автономности, машины этого ранга могут требовать помощи водителя в ситуациях, когда сталкиваются с чем-либо «неизвестным» или «нераспознанным», а также на участках дороги сложной категории. Автомобили четвёртого уровня на сегодня относятся к машинам будущего, а их выход в свет планируется не ранее, чем через восемь лет, хотя некоторые разработчики прогнозируют их появление уже в 2022 году

Лучшие производители беспилотных автомобилей

  • Tesla. Основатель возрождённого производства автономных машин. Он предлагает модели S и X. Автомобили оборудованы 8 камерами полного обзора. Безопасность обеспечивают ультразвуковые сенсоры и система предотвращения столкновений с пешеходами. Контроль показаний осуществляет мощный бортовой компьютер от NVIDIA. На текущий момент водитель имеет в собственном распоряжении функционал автопилота и некоторых беспилотных опций.
  • На следующей строке рейтинга – субподряд General Motors Cadillac. Модель 2019 года CT6 получила автономную систему Super Cruise. Она доступна по ограниченной сети интерстейт магистралей. На них авто имеет высокую степень автономности. Водителю за рулём предстоит вмешательство при перестроении между полосами. Казалось бы, во время движения по такому шоссе можно вздремнуть. Но инфракрасные камеры среагируют на это мгновенно, останавливая машину.
  • VW/Porshe/Audi на троих создали систему помощи водителю на дороге. Она не привязана к определённым трассам. Главный фактор успеха – разборчивая дорожная разметка. Точка перехода от помощи на активной полосе до анализатора пробок – 60 км/ч. Технология ещё не донца доработана, но со временем Audi A6 и A8 получат больше автономных опций.
  • На некоторых моделях BMW – третья, пятая и седьмая серии – с 2019 года применяется технология Driving Assistant Pro. Программа следит за глазами шофёра, использованием гарнитуры мобильного во время движения. Контроль прохождения трассы возможен только на дороге с чёткой разметкой.
Читайте также:  Как научиться ездить задним ходом на автомобиле

Завершение

О беспилотных автомобилях говорят во всём мире, так как большинство экспертов и профессионалов видят за ними большое будущее. И действительно, создание автономного транспорта, по мнению профессионалов и инженеров, снизит количество ДТП на дороге в результате абсолютного исключения человеческого фактора в процессе управления.

Топ-10 концептов беспилотных автомобилей будущего

Будем ли мы водить машины или они нас будут возить? Вот основной вопрос на ближайшие 5-10 лет всего мирового автопроизводства. Рассмотрим это на примере топ-10 беспилотных электрокаров будущего, многие из которых уже через несколько лет появятся в серийном производстве.

#10. Nissan IDS

Беспилотное управление и нулевые выбросы в атмосферу – основа Nissan IDS. Полностью доверяя бортовому компьютеру, сам стиль движения автомобиля будет напоминать манеру вождения водителя. Именно это является отличительной чертой Nissan IDS от других концептов.

Встроенный в бортовой компьютер искусственный интеллект полностью отвечает за безопасность передвижения, а управление возможно при помощи голоса и жестов. Режим автономной езды Piloted Drive запоминает и повторяет ваш стиль вождения.

Салон характеризуется следующим образом:

  • кресла отделаны кожей.
  • спокойная и мягкая подсветка.
  • сидения установлены под углом.

В ближайшие годы произойдут революционные изменения в управлении автомобилями. Ручное вождение или беспилотность – станут выбором, который вы делаете. Вы сможете выбрать – наслажаться управлением автомобилем, или любыми полезными делами и развлечениями, когда машина едет в автономном режиме.

Благодаря электромотору, инженерам удалось уменьшить простраство для двигателя под капотом и расширить место в салоне автомобиля. Интерьер Nissan IDS может меняться в зависимости от выбранного режима вождения – например при беспилотном режиме передние сиденья поворачиваются к задним, для удобного общения пассажиров. При выборе режима Piloted Drive, руль убирается и появляется дополнительная панель с информацией.

Благодаря световым приборам и дисплеям – пешеходы предупреждены о включенной системе беспилотного управления, а пассажирам передается информация о наличии других транспортных средств на дороге.

#9. NIO Eve

Самый быстрый электрокар – за 2,7 сек он разгоняется до 100 км/ч. Это является рекордом для машины, у которой установлен электрический двигатель. Стеклянная крыша и водительское кресло, которое трансформируется в беспилотном режиме в кровать – еще несколько “фишек” NIO Eve от китайского автопроизводителя NextEV.

Особенностями NIO Eve являются:

  • Четыре электромотора, каждый со своей коробкой передач.
  • Можно проехать 427 км без подзарядки.
  • Наличие четырех дисплеев для отображения информации.
  • Для водителя установлен прямоугольный руль, как для спорткаров Формулы-1.
  • Для облегчения кузова и шасси в NIO Eve используется углепластик. На боковых обтекателях расположены по одной литий-ионной батарее.

Есть ручной и беспилотный режимы. Автономное управление и поведение машины основаны на системе NOMI – это самообучаемая система искусственного интеллекта, которая “подстраивается” под привычки и задачи владельцев смарткара и делает поездку максимально комфортной. Благодаря форме кузова, машина имеет высокое аэродинамическое сопротивление, что позволяет ей двигаться с максимальной скоростью – 313 км/ч. Серийный выпуск намечен на 2022 год.

Удобные кресла NIO Eve выполнены из углеводородных волокон и отделаны натуральной кожей. Комфорт и уют в машине гарантирован.

Официальный сайт NIO Eve: nio.io/visioncar

#8. Chevrolet FNR

Сложно представить более интересную и необычную машину. Дизайн электрокара от GM напоминает капсулу из фильмов про фантастику, двери имеют форму крыльев – как у стрекозы. Колеса приводятся в движение при помощи магнитов и могут поворачиваться на 180 градусов.

Chevrolet FNR является беспилотником, но если водитель захочет порулить самостоятельно, в салоне предусмотрена приборная панель, похожая на деталь космического корабля. Разработчики создали не просто электрокар, они разработали футуристическую модель машины, которая напоминает о фантастических фильмах.

Chevrolet FNR – стеклянная капсула с кристально-лазерными фарами и магнитными подвесными двигателями, как будто только что “выехавшая” к нам с киноэкрана Матрицы или нового фильма о Джеймсе Бонде.

  • сканер сетчатки глаза вместо зажигания.
  • управление при помощи жестов.
  • автоматическая беспроводная зарядка.
  • почти горизонтальное ветровое стекло.
  • управление с помощью искусственного интеллекта.

Атмосфера в салоне напоминает звездолет, однако это не мешает чувствовать себя там уютно.

Официальный сайт: Нет сайта модели

#7. Toyota Concept-i

Отличительной особенностью автомобиля является наличие системы искусственного интеллекта. В бортовой компьютер встроен Yui – агент, главной задачей которого является создание максимально естественной взаимосвязи авто с человеком. Очень рекомендуем вам посмотреть видео о Toyota Concept-i – это настоящее мини-кино с полноценным сюжетом, яркими персонажами и историей. Заодно в ролике вы можете увидеть взаимодействие бортового искусственного интеллекта с пассажирами – таким образом вы можете заглянуть вперед, в будущее на 5-10 лет!

Concept-i может вести диалог с человеком с помощью голоса, света и голограмм. Также Yui может выводить некоторые слова на боковые двери. Toyota Concept-i является беспилотником, но разработчик сохранил руль и педали для управления. Интересные детали автомобиля:

  • каплевидная форма для улучшения сопротивления.
  • подъемные двери как у спорткаров.
  • наличие электродвигателя, которого хватает на 300 км.

Постоянно самообучаемый искусственный интеллект Yui может подстраиваться под водителя, менять климат, переключать настройки и распознавать эмоциональное состояние человека. Yui не просто изучает вас и делает поездку комфортной именно для вашей семьи, он может даже предвидеть ваши ожидания – и, например, в нужный момент предложить вам подходящую музыку. Это просто фантастика, которая уже через несколько лет станет доступной!

Читайте также:  За какие нарушения ПДД возможна пересдача: перечень и штрафы за них

Официальный сайт Toyota Concept-i: toyota.com/concept-i

#6. Audi Aicon

Беспилотный автомобиль не имеет руля и педалей, а также подушек безопасности. Это объясняется тем, что в будущем такие машины под управлением искусственного интеллекта, по замыслу разработчиков, не будут попадать в ДТП. Электрокар может развивать скорость до 130 км/ч, а одной зарядки хватит, чтобы преодолеть 800 км.

Неповторимая и уникальная машина вызывает только одно желание – сесть и поехать куда глаза глядят. Точнее электрокар сам повезет куда нужно. Можно закрыть глаза, назвать точку назначения и наслаждаться мягкой ездой. Отличительными особенностями концепта являются:

  • отсутствие руля и классической приборной панели, что создает ощущение открытости и простора.
  • отсутствие ремней безопасности на креслах.
  • полная автономность.
  • комфортность и полная оцифрованность салона.

Обычные фары и осветительные приборы отсутствуют как спереди, так и сзади автомобиля. Вместо этого есть полностью цифровые поверхности дисплея, содержащие сотни треугольных сегментов пикселей. Это трехмерные формы символа Audi AI. Большие поверхности и множество пикселей обеспечивают универсальную графику и визуализацию информации в любом цвете. Сегменты освещения слева и справа выглядят как глаза и могут быть расширены, чтобы стать похожими на широкие зрачки или прищуриться для агрессивного внешнего вида.

Плавные формы, красивый и стильный дизайн, современные технологии – все это легло в основу неповторимого электрокара будущего Audi Aicon.

#5. Lexus LS+

Для создания данной модели был взят за основу Lexus LS 5, представленный в начале 2017 года. Изюминкой нового концепта является радиатор с подвижными заслонками: по необходимости они могут открываться или закрываться. Благодаря этому воздух равномерно распределяется по мотору и охлаждает его.

К другим отличительным особенностям относятся:

  • «острые» фары треугольной формы, частично освещаемые лазерами.
  • камеры вместо боковых зеркал.
  • автономную систему управления.

Благодаря беспилотному режиму гарантируется безопасное передвижение по городу в потоке машин. Технология Highway Teammate контролирует вождение, помогает машине перестраиваться с одной полосы на другую, сохранять дистанцию с другим транспортом.

Плавные изгибы, вытянутая форма и супер-современные технологии – это современный, изысканный и неповторимый Lexus LS+.

#4. Rolls-Royce 103EX

Полностью автономный и беспилотный автомобиль, который отличается роскошью и изысканностью. Отсутствие руля и педалей компенсируется визуальным водителем, а бортовой компьютер говорит нежным и приятным женским голосом.

Rolls-Royce 103EX – автомобиль для любителей шика и роскоши, в создании которого используются только натуральные и дорогостоящие материалы:

  • дерево.
  • слоновая кость.
  • шерсть.
  • кожа.

Электрокар оснащен подвижной крышей. После того, как пассажиры займут свои места, двери и верхняя часть машины автоматически закрываются. Колеса расположены в специальном отсеке и при движении создается впечатление, что машина парит в воздухе.

Полное отсутствие механики в салоне создает настоящую роскошь и непередаваемую красоту. Описать такое словами невозможно – это нужно только видеть.

#3. Renault Trezor

Оригинальный и необычный кузов автомобиля состоит из шестигранных элементов, которые придают изысканный внешний вид. Концепт не предназначен для ежедневного использования – красное лобовое стекло искажает цвета окружающей среды.

Необычным является способ открытия двери. Здесь нет ничего традиционного и привычного. Попасть в салон можно только через крышу – для этого поднимается «колпак» и часть стекла.

Характеристики Renault Trezor:

  • беспилотное управление.
  • углепластиковый кузов.
  • сенсорный дисплей с защитой Gorilla Glass.
  • мощный электрический мотор.

Идеальный баланс достигается благодаря правильному размещению литий-ионных батарей – спереди и сзади. Необычный силуэт, узкие фары и обтекаемые формы снизижают аэродинамическое сопротивление. Красная фурия для романтиков и экстремалов!

#2. BMW Vision Next 100

Седан с передним приводом выполнен в элегантном и необычном стиле, внешне напоминает каплю воды. В качестве сырья для создания модели используются возобновляемые и перерабатываемые материалы.

Отличительной особенностью автомобиля является его «зализанность» ­­– здесь нет выступающих деталей, благодаря чему коэффициент аэродинамического сопротивления составил всего 0,18. У большинства современных автомобилей он равен 0,30. Передние двери открываются как в суперкарах, а задние напоминают крылья чайки.

К интеллектуальным системам управления относят:

  • автопилот-помощник.
  • экран для проекций.
  • датчики, анализирующие ситуацию на дороге.

Создатели данной модели считают, что автомобиль является не только средством передвижения, но и помощником владельца. BMW Vision Next 100 предоставляет водителю любые нужные данные, а также ограждает его от лишней информации. Умная машина – лучший друг человека.

#1. Mercedes-Benz F 015

Концерн Mercedes-Benz в начале 2015 года представил уникальный автомобиль, который воплощает в себе лучшие технологии будущего. Внешне машина достаточно необычная – минимум классики с привычным для всех дизайном и максимум современных идей.

Особенностью F15 является наличие беспилотного управления. В салоне пассажирские кресла расположены лицом друг к другу. А наличие новейших технологий не даст заскучать. Разработчики Mercedes-Benz позиционируют автомобиль в качестве помощника человеку.

Интересные функции Mercedes-Benz F 015:

  • трансляция информации на экран.
  • возможность сканировать обстановку.
  • предупреждения о поворотах при помощи светового сигнала.
  • фантастическая яйцевидная форма характеризуется плавными линиями, благодаря которым снижается сопротивление при разгоне.

Автороботы ускоряются

Конкуренция на российском рынке решений для робомобилей усиливается: на днях о выходе в этот сегмент автомобильного рынка объявил Сбербанк. А нынешний лидер «Яндекс» для более активного развития выводит свой беспилотный бизнес в отдельную компанию. Однако у машин без водителей на пути остается еще немало препятствий

Беспилотный транспорт в мире развивается высокими темпами, хотя многие до сих пор считают, что автомобиль без водителя — это нечто из области футурологии. По оценкам аналитической компании Gartner, если в 2018 году в мире насчитывалось 137 тыс. автомобилей, оснащенных оборудованием для автономного вождения, то в 2019-м их стало в два с лишним раза больше — 332 тыс., а через три года будет достигнута отметка 745 тыс. единиц (см. график 1).

Аналитики Gartner говорят в данном случае об автомобилях так называемого третьего уровня автономности, которые способны работать без постоянного контроля со стороны человека.

В целом беспилотные функции автомобилей принято классифицировать по пяти степеням автономности: на первом уровне машина немного помогает водителю (например, это может делать функция адаптивного круиз-контроля, которая в автоматическом режиме поддерживает дистанцию до впереди идущего автомобиля). На втором уровне система уже помогает водителю гораздо больше и в определенном случае может взять управление на себя, но водитель должен быть готов в любой момент забрать управление обратно. Третий уровень предполагает, что машина может ехать в автономном режиме гораздо дольше, водитель здесь «в резерве», он должен быть готов взять управление на себя, но не моментально, как на втором уровне. Четвертый уровень предполагает, что система берет на себя полный контроль за дорогой, позволяя водителю просто отдыхать. Ну и пятый уровень — это полная автоматизация: в такой машине даже нет водительского кресла.

Читайте также:  Что говорится в уголовном праве о побоях средней тяжести и как быть, если произошло их

Согласно недавнему докладу Autonomous Vehicle Technology Report 2022, подготовленному исследовательской компанией Wevolver, в мире сейчас нет работающих технологий пятого уровня автономности. Речь пока идет о стремлении достигнуть хотя бы четвертого уровня беспилотности, когда водитель может полностью отвлечься от дороги. И такие системы проходят успешные испытания: необходимое базовое оснащение автомобиля для этого уже имеется, речь идет об устройствах, которые вполне успешно могут отслеживать обстановку на дороге — оптические камеры, радары (ультразвуковые датчики), лидары (лазерные датчики), а также датчики движения, которые соотносят получаемые данные с системой спутниковой навигации и цифровыми картами дорог.

Дело остается за решением таких ключевых условий распространения беспилотного транспорта, как повсеместное появление умной дорожной инфраструктуры, которая должна взаимодействовать с передвигающимся без человека транспортным средством, а также средствами коммуникации, которые способны моментально, без задержек, обмениваться данными с робомобилями. Ну и по-прежнему не завершена большая работа по легализации беспилотного транспорта — принятию множества нормативных актов, определяющих, кто будет отвечать, если у беспилотника на дороге что-то пойдет не так.

Когда эти препятствия будут преодолена, перед беспилотниками откроются большие перспективы. Аналитики прогнозируют, что массовый переход на беспилотные автомобилям в мире может произойти к 2030 году, к этому времени не менее десяти процентов всех автомобилей как в пассажирских, так и в коммерческих перевозках станут беспилотными, а рынок связанных с ними услуг будет исчисляться триллионами долларов. Например, по прогнозам специалистов банка UBS, через десять лет объем одного лишь рынка беспилотных такси в мире превысит два триллиона долларов. При этом благодаря беспилотным технологиям поездки будут на 80% дешевле, более того, они даже будут дешевле проезда на метро, что сделает их еще более массовыми.

Новый сильный игрок

Понимая высокий потенциал этого рынка, мировые компании ведут ожесточенную борьбу за беспилотные технологии будущего. Тон здесь задают уже не традиционные лидеры мирового автопрома, а создатели роботизированных решений. «Рынок беспилотных авто устроен не так, как классический автопром. Здесь ключевую роль играют разработчики интеллектуальных систем и умных комплектующих, которые в большинстве своем не имеют собственной линейки беспилотных моделей, — рассказывает Валерий Емельянов, аналитик “Фридом Финанс”. — Есть всего четыре компании, которые имеют полный цикл создания автороботов: это немецкие Volkswagen, Mercedes и BMW, а также американская Tesla. Но не менее перспективно смотрятся разработчики универсальных автопилотируемых систем, созданные с прицелом на то, что их можно устанавливать на модели любой марки или как минимум на широкий набор моделей. Сюда можно отнести Google, который владеет старейшим автопилотом Waymo — эдаким Android для автомобиля».

В России создание беспилотных автомобилей тоже идет довольно активно. К примеру, свои разработки и прототипы беспилотных автомобилей имеют КамАЗ, ГАЗ, «Волгабас», активность проявляют и независимые производители систем для беспилотников, такие как Cognitive Technologies, Avrora Robotics, Vist Group, Starline. Но пока безусловным российским лидером беспилотных систем является «Яндекс», который плотно занимается беспилотными технологиями с 2016 года. «Яндекс» активно испытывает свои беспилотные автомобили как на полигонах, так и на дорогах общего пользования, имеет парк из 130 робомашин, общий пробег которых оценивается в 6,5 млн километров, причем не только по России, но и по дорогам США и Израиля.

Год назад банк UBS прогнозировал, что выручка «Яндекса» от сегмента беспилотников при благоприятном сценарии развития этих услуг в России уже в 2022 году может составить от 170 млн до 1,4 млрд рублей. Позже, к 2030 году, стоимость беспилотного бизнеса компании, который может также распространиться и на другие страны, составит более 2,6 млрд долларов, а если компания будет активно заниматься еще и коммерческими грузоперевозками, то этот показатель может вырасти до 6,4 млрд долларов. Впрочем, специалисты делали эти оценки в прошлом году, предполагая, что сильную конкуренцию «Яндексу» пока составить некому. Однако ситуация меняется: на рынок беспилотных решений в России выходит заметный конкурент — Сбербанк.

Операционная система для беспилотника

Объявлено, что дочерняя компания Сбербанка в области беспилотных автомобилей будет называться Sber Automotive Technologies (SberAutoTech); cогласно официальному сообщению, она формируется на основе департамента Сбербанка SberDigitalAuto. Госбанк имеет гораздо более скромный опыт в развитии беспилотных технологий, к освоению этого рынка он приступил только в прошлом году, когда создал совместное предприятие с авторитетным российским разработчиком Cognitive Technologies под названием Cognitive Pilot. Но деятельность этого СП до сих пор была связана с узким сегментом решений для самоуправляемой сельскохозяйственной техники.

Однако сейчас Сбербанк всерьез берется и за массовые беспилотные автомобили. Как рассказали «Эксперту» представители Сбербанка, SberAutoTech планирует выпустить первые беспилотные автомобили на дороги общего пользования уже к концу текущего — началу следующего года. «SberAutoTech сфокусируется на создании новой платформы для автономных средств передвижения, а также автомобильной операционной системы, которая включает в себя продукты и сервисы, позволяющие существенно повысить безопасность и комфорт водителей и пассажиров, — рассказали в пресс-службе Сбербанка. — Тестовая эксплуатация решений на базе автомобильной операционной системы Сбербанка начнется в 2022 году».

Наблюдатели согласны, что разработка комплексных программных решений для беспилотной «экосистемы» могут быть сильным конкурентным преимуществом новой компании. «Самая сильная сторона бизнеса SberAutoTech — это доступ к кадровому резерву самого Сбербанка, который имеет большой портфель IT-проектов, и не только в финансовой сфере, — отмечает Валерий Емельянов. — SberAutoTech, скорее всего, будет фокусироваться не столько на самом автопилотировании, сколько на вспомогательном автомобильном софте для синхронизации бортовых систем с интернетом, с городскими сервисами, АЗС, гарантийными службами, автосервисами, ГИБДД и так далее. Ну а в дочерний бизнес компания выделена для того, чтобы повысить мобильность в принятии решений, сделать это подразделение более автономным, а руководство — более мотивированным на результат: выплачивать им бонусы предполагается акциями самой компании».

Представители Сбербанка отказались объявить сумму инвестиций в новую компанию. Однако наблюдатели сомневаются, что это сразу будут значимые суммы. «Размер инвестиций в SberAutoTech на первом этапе вряд ли будет большим, — продолжает Валерий Емельянов. — В свое совместное предприятие Cognitive Pilot Сбербанк и партнеры вложили порядка 30 миллионов долларов, или около 1,7 миллиарда рублей. Думаю, и в этот раз цифры будут сопоставимыми. Если проект “выстрелит” и его решат масштабировать, суммы могут вырасти кратно. А пока это, скорее, многообещающий стартап, у которого неплохие шансы внести свой вклад в построение систем типа “умный город”».

Читайте также:  Как узнать, где застрахована машина по ОСАГО?

Готовность к автороботам

Почти одновременно с появлением SberAutoTech «Яндекс» объявил о выделении своего направления беспилотников в отдельную компанию, которая будет называться Yandex Self-Driving Group (Yandex SDG). По словам представителей «Яндекса», в новую компанию предполагается инвестировать 100 млн долларов, но в будущем инвестиции могут быть увеличены. «Выведение “Яндексом” направления беспилотных автомобилей в отдельную компанию не призвано, на мой взгляд, искать кардинально новые технические решения. Эта мера, вполне возможно, связана с поиском и привлечением новых инвесторов», — комментирует Вадим Большаков, руководитель направления разработки ИТ-компании «Атол».

«Мотивы для выделения Yandex SDG из службы “Яндекс.Такси” те же, что и у Сбербанка с их SberAutoTech: создать оптимальные условия для развития этого бизнеса, — соглашается Валерий Емельянов. — При этом у “Яндекса” более масштабные амбиции. Через выделение Yandex SDG он намерен создать службу роботакси, причем с прицелом даже не на российский, а на весь европейский и в перспективе мировой рынок».

Впрочем, будущее как SberAutoTech, так и Yandex SDG зависит от появления благоприятных условий для использования беспилотных автомобилей в России. В нашей стране беспилотники официально разрешено испытывать в Москве и Татарстане с декабря 2018 года, с февраля этого года список разрешенных для тестов регионов существенно расширен. Но до сих пор, в отличие, например, от США, за рулем самоуправляемой машины должен находиться инженер, который в случае непредвиденной ситуации может взять управление на себя. Весной этого года Владимир Путин поручил правительству доработать комплекс мероприятий по тестированию и поэтапному вводу беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования без водителя за рулем. Игроки рынка разработали план, предлагая к декабрю 2022 года разрешить полноценную эксплуатацию беспилотников, в том числе для платной перевозки пассажиров и грузов, а к декабрю 2023-го полностью снять запрет на использование беспилотников без водителя. Этот план пока официально не одобрен, но поддерживается рядом представителей правительства РФ.

Недавно международная консалтинговая компания KPMG составила рейтинг стран с точки зрения готовности к использованию беспилотного автотранспорта, где Россия из 30 позиций заняла всего 26-е место. В общем рейтинге Россия получила низкие баллы прежде всего за низкий уровень развития законодательства, а также неготовность дорожной инфраструктуры. Взять, к примеру, развитие важных для беспилотников сетей связи пятого поколения (они обеспечивают минимальную задержку сигнала, что критически важно для беспилотных машин), развитие которых в России до сих пор буксует. «Для того чтобы широкое появление беспилотного транспорта стало возможным, необходимо активное развитие инфраструктуры связи, в частности покрытия сетей 5G, — напоминает Герман Бородов, директор по работе с ключевыми клиентами “Билайн Бизнес”. — Но мы еще очень далеки от того, чтобы на территории нашей страны оно стало ковровым. В частности, сети 5G должны базироваться на определенных частотах, наиболее перспективные сети диапазона 3,4–3,8 гигагерц используются силовыми ведомствами, а в России сейчас акцент сделан на диапазон 4,4–4,99 гигагерц, но это может привести к более медленному развитию сетей нового поколения, увеличению стоимости подобных проектов и, главное, к тому, что пока эти сети не смогут быть однозначно полезными для конечного пользователя».

В России использование беспилотников пока возможно не на дорогах общего пользования, а на закрытых территориях. «Пока нет законодательной базы, использовать беспилотный транспорт на дорогах общего пользования нельзя, но, например, в горнодобывающей отрасли — возможно, — отмечает Дмитрий Клебанов, управляющий директор компании “Цифра Роботикс”. — В частности, наши роботизированные самосвалы “БелАЗ” уже перевезли более миллиона тонн горной массы на разрезе в компании СУЭК. Мы оцениваем рост рынок беспилотного транспорта для промышленности примерно в 30 процентов в год».

Представители логистических компаний также говорят, что использование беспилотников может быть экономически более выгодным по сравнению с традиционным автомобильным транспортом: согласно подсчетам, самоуправляемые грузовики могут экономить до 60% затрат на перевозку грузов. «Применение беспилотников при доставке грузов клиентам и для автоматизации складских процессов — это будущее логистики, — убежден Денис Вавилкин, руководитель отдела информационных систем логистической компании “Даксер”. — Интенсивность грузовых потоков можно будет значительно увеличить благодаря круглосуточной работе автономных машин. Они уже сейчас демонстрируют свою перспективность в бизнесе, и, если разработчикам удастся сделать его более доступным и надежным, роботизированные авто вполне могут заменить обычные автомобили в логистической отрасли. Время доставки можно будет планировать с точностью до минуты, что особенно актуально для больших городов, где формат “точно в срок” может стать реальным». «Беспилотный транспорт мог бы способствовать автоматизации и приносить экономический эффект. Следующим шагом может стать работа беспилотного транспорта между предприятиями», — продолжает Олег Гребенько, заместитель директора операционного управления по спецтранспорту группы компаний AsstrA. «Нет сомнений в том, что у беспилотников большие перспективы. С их помощью со временем можно будет решить многие отраслевые проблемы, среди которых — нехватка водителей и непростые условия их труда», — указывает в свою очередь Денис Бэнэвиз, руководитель отдела методов, процессов и инноваций логистической компании FM Logistic.

При этом у российских компаний есть шансы конкурировать с зарубежными разработчиками если не в сфере аппаратных решений для беспилотников, то как минимум в области программного обеспечения. «Сильная сторона российских разработок в области беспилотных автомобилей — программное обеспечение, именно этот компонент системных решений позволит нам претендовать на лидерские позиции на глобальном рынке, — убеждён Андрей Селезнев, директор по развитию бизнеса компании Sollers Engineering. —Поэтому российским игрокам в области разработки технологий для беспилотного транспорта разумно начинать работу на национальном рынке и объединять усилия с ведущими мировыми разработчиками в дальнейшем».

За ними будущее: конструкция беспилотных автомобилей и лучшие производители

  1. Особенности конструкции
  2. Беспилотные автомобили от ведущих производителей
  3. NISSAN IDS
  4. NIO EVE
  5. CHEVROLET FNR

Широкое распространение беспилотных автомобилей ближе, чем может показаться на первый взгляд. Уже к 2025 году они перестанут быть диковинкой, а в 2030 году ведущие производители планируют запустить их массовый выпуск. Однако большинство людей все еще слабо понимает, что собой представляют беспилотные автомобили. Сегодня мы расскажем о принципах работы беспилотных авто и самых известных автоконцернах, которые готовы похвастаться первыми «ласточками».

Читайте также:  Правка двери автомобиля – реставрация своими руками

Особенности конструкции

В отличие от классических машин беспилотные авто могут самостоятельно передвигаться в рамках заданного направления. Проще говоря, из пункта А в пункт Б. Для этого, он выбирает наиболее оптимальный маршрут. В процессе выбора маршрута принимаются ко вниманию не только данные карт, но и сведения из интернета о степени загруженности дорог, пробках и авариях.

Беспилотный автомобиль самостоятельно регулирует свою скорость. Он притормаживает на тех участках дороги, где это необходимо. Например, перед поворотами, дорожками для пешеходов и светофорами. На автострадах и шоссе он увеличивает скорость. Кроме того, беспилотный автомобиль, основываясь на своих данных, ищет свободное парковочное место, и самостоятельно паркуется. И самое главное: беспилотное авто безошибочно распознает любые преграды.

Туман, снег, дождь и прочие неблагоприятные погодные условия для него не помеха. Он четко реагирует на сигналы светофора, дорожные знаки и маневры других машин при любых условиях. Несмотря на то, что пока спектр эксплуатационных возможностей беспилотных автомобилей несколько ограничен, инженеры и разработчики в самом ближайшем будущем планируют существенно модернизировать их функционал. Система управления беспилотным авто должна мгновенно реагировать на любые изменения ситуации на дорогах, избегая скопления машин, и снижая риск возникновения ДТП.

Беспилотные автомобили от ведущих производителей

Рассмотрим самые популярные беспилотные электрокары, которые совсем скоро могут появиться на наших улицах.

NISSAN IDS

Характерной чертой этого чуда инженерной мысли является беспилотное управление и отсутствие каких-либо вредных выбросов в атмосферу. Разработчики утверждают, что пассажирам NISSAN IDS можно полностью довериться бортовому компьютеру, который сам определит скорость и характер движения. По своей манере вождения он напоминает классический автомобиль, благодаря чему NISSAN IDS совершенно не выделяется в потоке других машин.

NISSAN IDS оснащен встроенным бортовым компьютером с высоким интеллектом. На него возложены функции обеспечения безопасности движения. Управление бортовым компьютером простое и интуитивно понятное. Давать команды можно при помощи жестов и голоса. Несколько режимов управления позволяют запомнить характерные движения водителя, и в точности их повторять.

Салон NISSAN IDS отделан кожей, установлена приятная глазу подсветка. Благодаря установке инновационного двигателя инженерам автоконцерна удалось значительно уменьшить пространство между силовыми агрегатами и капотом. Это позволило увеличить место в салоне.

При беспилотном режиме кресла пассажиров могут трансформировать в направлении друг к другу. Это сделано для комфорта пассажиров авто. В этом случае убирается рулевое колесо, а вместо него появляется расширенная панель управления. Пассажирам мгновенно передаются сведения о наличии других автомобилей на дороге.

NIO EVE

На данный момент NIO EVE, по праву, считается одним из самых быстрых беспилотных электрокаров своего поколения. Для разгона на 100 км/час ему потребуется всего 2,7 секунды. Это рекорд для автомобиля с встроенным электрическим двигателем. Отдельного внимания заслуживает восхитительная стеклянная крыша и сидение водителя, которое при активизации беспилотного режима может трансформироваться в полноценное спальное место. Да уж, китайские разработчики постарались обеспечить водителю максимальный комфорт.

NIO EVE оснащен четырьмя электромоторами, каждый из которых имеет свою коробку передач. На нем спокойно можно проехать более четырехсот километров без подзарядки. Салон оснащен четырьмя большими дисплеями, которые являются частью общей панели управления. На них отображается вся необходимая информация. Для водителя установлен прямоугольный руль. Зачастую такие можно встретить в болидах «Формулы-1».

Основу конструкции NIO EVE составляет углепластик, который был использован для облегчения кузова и шасси.

Автономное управление базируется на инновационной системе искусственного интеллекта, которая адаптируется к привычкам и манере вождения владельца автомобиля. Это позволяет сделать поездку максимально комфортной.

NIO EVE может похвастаться отличным аэродинамическим сопротивлением, и разгоняется до 312 км/час. Массовый выпуск NIO EVE должен начаться осенью 2022 года.

CHEVROLET FNR

Уникальный в своем роде автомобиль, который отличается ни с чем не сравнимым дизайном и инновационными эксплуатационными характеристиками. Внешне CHEVROLET FNR напоминает авто из научно-фантастических фильмов или супергеройских блокбастеров. CHEVROLET FNR имеет обтекаемую форму капсулы с двумя дверями в форме крыльев. Колеса двигаются благодаря мощным магнитам. Они могут поворачиваться на 180 градусов.

CHEVROLET FNR изначально был предусмотрен, как беспилотный автомобиль, однако если у водителя возникнет желание порулить, он может это сделать, воспользовавшись специальным режимом. В целом, CHEVROLET FNR похож на космический корабль. В данном случае инженеры создали не просто ультрасовременный электрокар, это настоящий футуристический автомобиль, который, возможно, является предвестником будущего.

Кристально-лазерный фары и подвесные двигатели способны привести всех в неописуемый восторг. Отдельного внимания заслуживает сканер сетчатки глаза вместо привычного зажигания, горизонтальное ветровое стекло и мгновенное управление с помощью искусственного интеллекта.

А вы верите в то, что совсем скоро беспилотные автомобили появятся на наших улицах? Высказывайтесь на этот счет в комментариях.

Битва беспилотников — и здесь Яндекс против Google!

  • Беспилотник от «Яндекс»
  • Беспилотник от Google
  • Какое из беспилотных авто лучше?

Прототип беспилотного автомобиля появился давно, но серьёзно разработкой «транспорта будущего» начали заниматься лишь в последние годы. В «беспилотную гонку» включились не только ведущие автопроизводители, но и «Альфа и Омега» сети Интернет – компании Яндекс и Google.

Беспилотник от «Яндекс»

В мае 2017-го беспилотный автомобиль Яндекс предстал на суд публике – видеоролик о том, как испытывается автомобиль, был выложен в сеть Интернет.

На ролике ясно видно, как автомобиль с пустым водительским сидением уверенно держит курс по дорожному полотну, останавливается и «сажает» пассажиров, маневрирует в искусственно созданных городских условиях и объезжает препятствия.

Машина-«беспилотник» создавалась с использованием индивидуальной технологии «Яндекса» – цифровой картографии, навигации в реальном времени, сканировании пространства и фиксации объектов. Сервисы поисковой системы оказались связаны — к примеру, система, отслеживающая одинаковые картинки в результатах поисковой выдачи, сейчас ориентирована на то, чтобы «узнавать» знаки на дороге и искать незанятые парковочные места.

Несколько лет сервисы поисковой системы отслеживали дорожные обстоятельства, пробки и другие особенности дорог с помощью анонимного сбора информации. Сейчас беспилотные автомобили такси Яндекс еще на этапе тестирования имеют под собой основательную базу информации, которую могут использовать.

Напомним, что «Яндекс.Такси» – это сервис такси-перевозок, который запустили в 2011 году. Разработка беспилотников должна в перспективе привести к полной автономности сервиса и повышению качества езды и безопасности пассажиров.

Кроме обычного такси, компания собирается разработать и беспилотный микроавтобус, который перевозил бы около 10 человек. Однако на данный момент подробностей о проекте нет.

Читайте также:  Правда ли, что объединят ГИБДД и ППС?

Беспилотник от Google

Несколько лет беспилотный автомобиль Google являлся секретным проектом компании, но не так давно на испытания и разработку была получена лицензия. Сейчас транспорт, который запускает компания, имеет полное право на тест-поездки по обычным дорогам. Однако допуск пока еще ограничен лишь одним штатом США – Невада.

Сейчас «беспилотники» от «Гугл» намотали по дорогам общего пользования свыше 300 тыс. километров. Машинам еще далеко до полной автономности, но на данный момент эти автомобили работают в основном самостоятельно — роль человека в управлении сведена к минимуму.

Чтобы исключить погрешности и непредвиденные инциденты, разработка ведется не только в плане технического и электронного оснащения. Важный момент – тщательно проработанная карта земной поверхности, ведь от ее точности зависит определение местонахождения автомобиля.

Кроме того, перед запуском беспилотника разработчики несколько раз самостоятельно курсируют по маршруту, определяя его особенности и сложность, чтобы позже «научить» машину решать проблемы самостоятельно. Все данные заносятся в память транспортного средства – при автономном движении искусственный интеллект сравнивает старые данные с новыми. Это позволяет определить, где человек, а где «стационарный» объект, например, почтовый ящик.

Какое из беспилотных авто лучше?

Сейчас трудно говорить о том, чей проект беспилотного автомобиля лучше. В теории все гладко, но на практике работы еще слишком много.

Разработки Google выглядят более масштабно — автомобили уже пустили по реальным дорогам, пускай и в режиме тестов. Однако стоит учитывать и фактор дорог – то, что лучше в американских или европейских условиях, ничего не значит для России.

По крайней мере, беспилотники от «Яндекс» изначально «затачиваются» под отечественные дороги. Как заявили представители компании, собранные с навигаторов и интернет-сервисов данные о дорогах российских городов тщательно анализируются, и на их базе строится работа автономных такси.

Возможно, в общем и целом беспилотники от Google лучше, но в России с её дорогами сомнительного качества все же стоит делать ставку на «Яндекс».

Разработками в области беспилотных авто занимаются многие автомобильные компании – причем не только производители легковых авто «ловят момент». Грузовые машины с автопилотом – это огромный рывок в будущее, поэтому даже «КАМАЗ» работает над тем, чтобы внедрить технологию автономного пилотирования в свои автомобили. Посмотрим, что из этого получится!

Машины с автопилотом — вот что оставит вас без работы!

Автономный автомобиль построен по принципу живого организма. У него есть сенсоры, отвечающие за ориентирование в пространстве, за реакцию на внешние факторы. У него есть сила, заключенная в двигателе. И самое главное — у него есть мозг, который постоянно принимает решения: ехать, тормозить, перестроиться, повернуть и так далее по списку. Этот мозг не может стать умным сам по себе — нейронную сеть необходимо обучать, причем делать это постоянно. Чем качественнее обучение, тем умнее мозг автономного автомобиля.

Еще раз: управляет автомобилем без водителя не компьютерная программа, написанная человеком, а специальным образом обученная нейронная сеть (искусственный интеллект). А обучение машины вождению — гораздо более тяжелая задача, чем обучение тому же ремеслу человека. Причем ожидания от автономных автомобилей в обществе явно выше средних: такой должен попадать в ДТП на порядок реже, чем среднестатистический автомобиль, управляемый человеком. И для того, чтобы оправдать эти ожидания, машины надо учить в «боевых» условиях.

Вспомните, как проходит обучение человека вождению. Сначала новичка тренируют на площадке, а потом, по мере накопления опыта, выпускают с инструктором на дороги общего пользования. Автономные машины уже переросли свою «площадку», то есть специальным образом оборудованные полигоны, и готовы к обучению в условиях ­реального дорожного движения.

Вот здесь и начинаются вопросы. Первый и главный: кто будет нести ответственность за смерть человека вследствие наезда на него роботизированного автомобиля, в кабине которого никого нет, а сам автомобиль никем из людей не управляется? Кто сядет в тюрьму в результате такого инцидента? Программист? Но он скажет, что не имеет отношения к обучению нейронной сети, и то, что она по ошибке начала давить людей, не его вина. Владелец автомобиля? Но, простите, в чем вина собственника? В том, что он владеет экспериментальным транспортным средством?

Так кто будет отвечать? На этот вопрос нет ответа, а во внесенном в Госдуму законопроекте указано, что отвечать будет страховая компания. И, возможно, кто-нибудь еще, если следственные органы смогут расследовать подобное дело, ­аналогов которому в истории еще не было.

Позволю себе предположить, что единственным ответчиком в этой ситуации будет страховая компания, которая выплатит за жизнь один миллион рублей — именно эта минимальная сумма прописана в законопроекте. Вряд ли компании-владельцы беспилотных автомобилей будут страховать свою ответственность на бóльшую сумму, если можно страховать на меньшую.

Рассмотрев аналогичные законопроекты в той же Германии, мы увидим радикальные отличия: минимальная страховая сумма для автономного транспорта составляет там два миллиона евро! То есть в сто пятьдесят раз больше, чем в России. Всё понятно без лишних слов.

Но давайте заглянем чуть дальше в будущее и предположим, что машины действительно научились ездить самостоятельно. Многие эксперты говорят о перспективе «2025» — к этому году на дороги будут допущены правильно обученные и сертифицированные автономные автомобили. Во многих из них даже не будет привычного руля. Эдакая самодвижущаяся капсула. Не нужен водитель, во время поездки можно употреблять алкоголь совершенно законно и без последствий. Или спать. Красота?

Бесспорно! Если бы не один подвох. На сегодняшний день профессия водителя — одна из самых массовых в России. Кручением баранки у нас зарабатывает семь миллионов человек. Это только прямые рабочие места. Если же вспомнить про сопутствующую инфраструктуру, АЗС, сервис, придорожные кафе и отели и всё остальное, то мы получим, что почти четверть рабочих мест может быть утеряна в результате наступления эры беспилотных автомобилей. И, судя по тенденциям, эти рабочие места могут быть утеряны очень быстро и без надежды на какое-либо восстановление в перспективе.

Апологеты беспилотного транспорта напоминают, что когда-то исчезла профессия извозчика — и мир не перевернулся. Да, но извозчики переучились на водителей и остались в сфере перевозок, а нынешних водителей выбросят на улицу. И скажут: не вписались в рынок.

Ссылка на основную публикацию