Рост цен на автомобили, страховку и ТО в 2022 году

ОСАГО-2021: самое главное о важных изменениях 15:52, 21 января 2022 Версия для печати

В России полным ходом идет реформа «автогражданки». Если вы ничего о ней не слышали, то настоятельно рекомендуем ознакомиться с готовящимися изменениями, ведь их реализация приходится как раз на 2022 год.

Значительная часть изменений в сфере ОСАГО внедряется в российское законодательство последние полтора года. В середине 2022 года власти приняли целый ряд поправок в федеральный закон «Об ОСАГО», до реализации которых из-за пандемии COVID-19 дошло только сейчас. В 2022 году к этим поправкам присоединится ряд других мер, которые так или иначе повлияют на процесс оформления полиса обязательного страхования автогражданской ответственности. Чего же стоит ждать автомобилистам?

Нарушители заплатят больше

Самое главное новшество в работе ОСАГО — изменение принципа расчета коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Теперь страховые компании при определении стоимости договора «автогражданки» будут смотреть не только на возраст, стаж водителя и количество ДТП, в которых он стал виновником, но и на число грубых нарушений ПДД.

Это одно из тех нововведений, которые были приняты прошлым летом, но в полную силу заработают лишь в этом году. Благодаря им полис ОСАГО для лихачей должен подорожать. Какие же нарушения ПДД будут влиять на его стоимость? Только самые грубые. Платить по повышенному тарифу придется тем, кто был лишен водительских прав за езду в нетрезвом виде, а также кого наказали за проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу или превышение разрешенной скорости на 60 км/ч и более. Причем в «зачет» пойдут исключительно нарушения, зафиксированные неоднократно — то есть более одного раза.

Предполагается, что информацию о нарушителях страховщики будут получать из специальной базы ГИБДД. То есть страховая компания направит специальный запрос в Госавтоинспекцию, получит ответ о конкретном водителе и на основании этого примет решение о применении повышенного коэффициента. В общем, определенный шаг в сторону справедливости, пусть и шаг этот небольшой. Ведь, во-первых, как мы уже сказали, на стоимость ОСАГО будут влиять исключительно грубые нарушения. Тот, кто гоняет, но не подпадает под «лишенческую» статью или перестраивается через несколько полос, заплатит ту же сумму, что и раньше.

Во-вторых, чтобы зафиксированные нарушения сказались на стоимости «автогражданки», водителя обязательно должен остановить инспектор ДПС. «Письма счастья» с камер на цену полиса вообще никак не повлияют.

Наконец, в-третьих, хотя формально нововведения уже приняты, страховщикам еще нужно наладить регламент доступа к базе ГИБДД, а также дождаться соответствующего постановления правительства. Это должно произойти в 2022 году, но когда именно, пока неизвестно. «Взаимодействие с ГИБДД по обмену данными о грубых нарушениях ПДД сейчас находится в процессе отладки», — рассказали Дрому в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА). Там подчеркнули, что наличие неоднократных грубых нарушений станет лишь одним из тарифных факторов, которыми будут пользоваться страховые. «При этом базовая тарифная ставка по-прежнему определяется в рамках тарифного коридора, который для автомобилей физлиц находится в диапазоне от 2471 до 5436 рублей», — отметили в РСА.

Доплата за некоторые автомобили

Кроме лихачей изменения в ФЗ «Об ОСАГО» затрагивают еще несколько категорий автовладельцев. Во-первых, поправки подразумевают изменения ставок для юридических лиц на автомобили, которые планируется эксплуатировать с прицепами. То есть за то, чтобы на машинах с прицепами ездили наемные сотрудники, фирмам придется заплатить больше. Во-вторых, в пункте «г» поправок в Статью 9 Федерального закона сказано, что при определении базовой ставки страховая компания сможет учитывать «иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда».

Строго говоря, указание Банка России, позволяющее страховщикам применять такие факторы, характеризующие вероятность наступления страхового случая, заработало еще 5 сентября 2022 года. Что именно к ним относится, решает каждая страховая компания в отдельности. Можно было бы предположить, что в первую очередь в категорию риска и более дорогих тарифов попадают владельцы спорткаров. Но сами страховщики по своей практике отмечают, что в данную формулировку объединяются различные характеристики автомобилей. «Это не только мощность. Это может быть и цвет, и марка/модель, и тип ТС, когда, к примеру, речь идет о грузовом автомобиле, на который требуется в/у категории «В». Поэтому выделять исключительно мощность — некорректно. У нас обратная статистика: с учетом обязательного коэффициента ЦБ владельцы мощных (более 150 л.с.) легковых автомобилей оплачивают полис с повышающим значением 1,6, что уже делает цену вполне достаточной [для страховщика], — рассказал Дрому руководитель сервиса онлайн-страховок Prosto.Insure Артем Климов. — Вероятнее всего, подорожание ОСАГО может произойти адресно, для наиболее убыточных сегментов — регионов, водителей с высокой аварийностью и типов ТС, которые подтвердили высокую убыточность. Для менее убыточных категорий водителей и ТС, скорее, наоборот, будет заметное снижение стоимости полиса с целью привлечения подобных клиентов», — пояснил эксперт.

В РСА Дрому подтвердили данную практику. Так, средняя цена полиса «автогражданки» после вступления в силу новых правил практически не изменилась и составила 5437 рублей против 5409 рублей годом ранее. И это несмотря на то, что стоимость так называемой «корзины запчастей» (обновленные справочники средней стоимости автозапчастей, материалов и нормо-часа работ) за год выросла сразу на 23% из-за роста курсов валют. Таким образом, подобный индивидуальный подход к каждому автомобилисту можно считать скорее благом. По крайней мере, если водитель не часто попадает в ДТП.

Заявка на выплаты онлайн

Также в 2022 году у водителей может появиться возможность оформлять онлайн-заявку на выплаты по ОСАГО. Такая норма содержится в законопроекте, который в декабре 2022 года был принят Госдумой в первом чтении. Предполагается, что водителю будет необязательно отправлять документы по почте или являться в страховую лично, как сейчас — достаточно будет заполнить специальную форму в интернете. Причем такая форма должна появиться и на портале Госуслуг. Кроме того, автомобилистам не нужно будет предоставлять свое поврежденное имущество на осмотр — хватит и фотографий и видеосъемки повреждений, отправленных с помощью приложения «Помощник ОСАГО».

Изменения уже поддержали в Российском союзе страховщиков (РСА), предложив их, однако, доработать.

В частности, в РСА хотят, чтобы на первом этапе норма распространялась только на случаи компенсации материального ущерба и не затрагивала причинение вреда жизни и здоровью. «Кроме того, повреждения автомобилей в результате ДТП могут носить скрытый характер, а некоторые из них может установить только эксперт. Отдельного исследования требует и вопрос, все ли имеющиеся повреждения были получены в результате конкретной аварии. Поэтому представляется целесообразным дать страховщику право провести осмотр поврежденного автомобиля, если информация, полученная онлайн, не позволяет определить наличие страхового случая и размер выплаты», — пояснили корреспонденту Дрома в пресс-службе РСА.

Читайте также:  Nissan Murano 1 поколения горький опыт от владения этим монстром

Скорее всего, данные предложения найдут свое отражение в тексте законопроекта. Ожидается, что поправки будут представлены в середине января 2022 года, после чего Госдума рассмотрит законопроект во втором и третьем чтении, а затем — направит в Совет Федерации и на подпись президенту. Учитывая общий тренд на цифровизацию различных услуг, можно предположить, что новый сервис заработает уже в 2022 году.

Не прошел техосмотр — остался без выплат

Еще одни нововведения связаны не с самим ОСАГО, а с процессом получения диагностической карты. Уже 1 марта 2022 года в России изменятся правила прохождения техосмотра. Теперь водители смогут получить диагностическую карту только после посещения сервиса, авторизованного РСА и ГИБДД.

Сам техосмотр будет сниматься на камеру, а сотрудники сервиса должны будут в режиме реального времени внести в специальную базу фотографии и информацию об автомобиле и результатах процедуры. То есть техосмотр перестанет быть формальным.

Причем здесь ОСАГО? Все дело в том, что без прохождения техосмотра водители не смогут получить диагностическую карту. А она нужна для оформления полиса «автогражданки». Более того, если у автомобилиста нет действующей диагностической карты, страховая компания может предъявить регрессные требования и отказать ему в выплатах. Из-за этого, не исключено, что уже в феврале 2022 года водители будут массово обменивать свои диагностические карты на новые.

«Причина этого очень простая: дело в том, что даже в Москве [авторизованные] пункты технического осмотра есть. Но их количество недостаточное, чтобы обеспечить проверку 5 млн автомобилей, — пояснил Дрому координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Думаю, что если водители не найдут “обходные пути”, на пунктах техосмотра будут очереди. Лучше не участвовать в этом эксперименте, подождать до 2022–2023 года и посмотреть, чем это все кончится», — добавил эксперт. Он также добавил, что для водителей было бы лучше, если бы процедуру техосмотра можно было совместить с плановым техобслуживанием на обычной СТО.

В свою очередь в РСА считают, что процедура техосмотра ужесточается для борьбы с недобросовестными автомобилистами, которые покупают диагностическую карту без реального прохождения техосмотра. Кстати, в скором времени в РФ вернется и штраф за отсутствие техосмотра — 2000 рублей. Правда, заработает он лишь через год после введения новых правил — в марте 2022 года.

Штраф с камеры за отсутствие ОСАГО

Наконец, весьма вероятно, что в 2022 году водителям все же начнут приходить штрафы с камер за отсутствие полиса ОСАГО. Считать так есть несколько причин. Во-первых, Минюст и МВД планируют дополнить проект нового КоАП нормой, разъясняющей порядок оформления данных штрафов в автоматическом режиме. Предполагается, что штраф 800 рублей за отсутствие ОСАГО будет оформляться в отношении автомобилиста не чаще одного раза в сутки.

По закону полис ОСАГО должны иметь владельцы всех автомобилей, передвигающихся по территории РФ. Машины, зарегистрированные в других государствах, — не исключение. Однако на практике часто водители таких ТС просто игнорируют данное требование: штраф за отсутствие полиса ОСАГО составляет всего 800 рублей, а в случае ДТП водитель-иностранец просто предлагает другой стороне деньги наличными. Примечательно, что штрафы с камер за отсутствие полиса ОСАГО таких водителей фактически не коснутся: срок привлечения к ответственности должников из-за границы составляет всего два месяца, к тому же у Федеральной таможенной службы нет данных об автомобилях, зарегистрированных в странах ЕАЭС.

Во-вторых, систему рассылки «писем счастья» за отсутствие полиса «автогражданки» уже протестировали в августе 2019 года в Москве. Тогда водителям по почте приходили уведомления без штрафов. Затем эксперимент закончился, а бывший вице-премьер РФ Максим Акимов пообещал, что в первом квартале 2022 года новая система заработает. Из-за пандемии коронавируса планам не суждено было сбыться, но, учитывая, что информационная система ОСАГО работает, а страна уже научилась жить в условиях пандемии, есть вероятность, что в 2022 году штрафы с камер за отсутствие ОСАГО все же начнут приходить.

«Вся система готова. Скорее всего, в 2022 году все будет запущено в ограниченном режиме и в каком-нибудь отдельно взятом регионе,

— рассказал Дрому Петр Шкуматов. Одновременно координатор «Синих ведерок» добавил, что контролировать наличие ОСАГО нужно не только у автомобилей, но и у конкретных водителей. «Очень распространенной стала ситуация, когда в тебя въезжает представитель какой-нибудь среднеазиатской страны, [управляющий] такси без полиса ОСАГО. Потом он заявляет, что не собирается ничего возмещать, предлагает судиться, а сам — уезжает к себе на родину», — пояснил Шкуматов. Именно против таких автомобилистов, по словам эксперта, камеры, скорее всего, окажутся бессильными.

Добавим, что сейчас в России без полиса ОСАГО эксплуатируется примерно 2–4 млн автомобилей.

Как видите, в 2022 году ОСАГО претерпит целый ряд важных изменений. Однако законопослушным автомобилистам, скорее всего, беспокоиться не стоит: для них по большому счету ничего не изменится, а полис «автогражданки», возможно, даже станет несколько дешевле. Самое главное, что нужно сделать водителю — следить за действительностью не только полиса ОСАГО, но и диагностической карты. А вот властям следовало бы позаботиться о том, чтобы «автогражданку» приобретали все автомобилисты — в том числе и те, кто прибыл к нам из-за рубежа.

ОСАГО в 2022 году: главные изменения и стоимость

Не читайте перед обедом новости про реформы в автомобильном законодательстве – потеряете несколько часов, чтобы разобраться, какие законы приняли, какие обсуждают в первом чтении, а какие просто придумали для имиджа партии. При этом в информационном потоке проскакивают реальные изменения в законах для автовладельцев – например, второй год в России полным ходом идет очередная реформа системы ОСАГО. Matador.tech собрал достоверную полноценную информацию по ключевым изменениям ОСАГО в 2022 году.

Отметим, что законодательство в области «автогражданки» продолжает ужесточаться. Какие-то изменения сделают жизнь автолюбителей удобнее – прежде всего, за счет новых технологий, а иные наверняка ударят по кошельку. Но для отдельных водителей ОСАГО может и подешеветь. Узнайте, к какой группе страхователей относитесь вы.

Читайте также:  Как изменить пройденный автомобилем путь или подмотка спидометра

Основные изменения в ОСАГО-2021

Крупные изменения в ОСАГО готовились с середины прошлого года, когда в законодательство об обязательном автостраховании был внесён пакет поправок. Из-за эпидемии коронавируса их реализацию отложили, и теперь – в 2022-м году – они вступят в силу. Причем к ним присоединится и ряд новых мер.

Главные изменения в ОСАГО-2021:
  • Учет грубых нарушений ПДД при расчете стоимости ОСАГО.
  • Повышение цены полиса для водителей и транспорта из «групп риска».
  • Прием онлайн-заявок на компенсацию по страховому случаю.
  • Отказ в выплате при непройденном техосмотре.
  • Автоматическая фиксация автомобилей без страховки.
Учет грубых нарушений ПДД при расчете стоимости ОСАГО

Главное изменение, которое произойдет в 2022 году, заключается в том, что снова поменяются коэффициенты ОСАГО. Теперь при расчете стоимости полиса страховые компании будут учитывать наличие у водителя грубых нарушений ПДД.

Раньше для того чтобы рассчитать стоимость полиса, страховщики принимали во внимание стаж, возраст водителя и наличие произошедших по его вине ДТП. С этого года в калькулятор включат надбавку для злостных нарушителей — тех, кто в предыдущий страховой период серьезно нарушал правила.

Данная поправка принята специально для лихачей, пренебрегающих безопасностью на дороге. Поэтому повышенная ставка вводится только за самые грубые нарушения: проезд на красный свет, выезд на встречку, превышение скорости более чем на 60 км/ч .

Чтобы водитель считался лихачом, нарушения должны быть неоднократными. Более того, в зачет пойдут только такие факты, которые были зафиксированы непосредственно сотрудником ДПС. Информацию с дорожных камер учитывать не будут.

При расчете стоимости каждого конкретного полиса страховщики смогут получать сведения о «благонадежности» водителей из соответствующей базы ГИБДД. Правда, процедура еще не отлажена.

Российский союз автостраховщиков объявил, что базовая ставка ОСАГО в 2022 году не изменится. Так называемый «коридор» для рядовых автомобилистов остался прежним (от 2500 до 5500 рублей).

Повышение цены полиса для водителей и транспорта из «групп риска»

Страховка ОСАГО в 2022-м году подорожает для отдельных групп автовладельцев, входящих в «зону риска». Причем производить оценку будут сами страховые компании — по своему усмотрению.

Поправки в закон о гражданском автостраховании позволяют страховщикам учитывать «иные факторы» при расчете базовой ставки. Эти факторы, по новому законодательству, должны «существенно» влиять на вероятность нанесения ущерба при эксплуатации транспортного средства.

Говоря простыми словами, страховка подорожает для тех водителей и таких машин, которые чаще попадают в ДТП и причиняют больше вреда. А ставка повышается для того, чтобы страховые компании не несли убытки при работе с такими клиентами.

Кого могут коснуться подобные изменения:

  • юридических лиц, использующих автомобили с прицепом;
  • владельцев грузовых машин, для управления которыми достаточно прав категории B;
  • водителей, входящих в группу с более высокой аварийностью;
  • собственников транспортных средств, часто участвующих в авариях.

Таким образом, подорожание будет точечным. Оно может коснуться владельцев автомобилей определенных марок и моделей. Вполне возможно, что некоторые водители, наоборот, получат «послабления».

По данным РСА, после введения изменений в 2022 средняя стоимость ОСАГО году выросла незначительно — с 5410 до 5440 рублей. И это несмотря на то, что автомобильные запчасти за год подорожали на 23%.

Прием онлайн-заявок на компенсацию по страховому случаю

В текущем году у водителей должна появиться возможность подавать заявку на компенсацию по ОСАГО онлайн — посредством специальной формы в интернете. Уже анонсирован запуск сервиса «Помощник ОСАГО», с помощью которого в страховую компанию можно будет отправлять фото и видео повреждений. Однако поправки еще находятся на рассмотрении.

Сегодня для того, чтобы оформить выплату по ОСАГО, водителю необходимо лично приезжать в страховую компанию либо высылать документы почтой. Это бывает не совсем удобно, требует дополнительных сил и времени.

Если поправки примут, оформление заявки будет происходить в электронном виде — на соответствующем сайте. Также онлайн-форма должна появиться на портале «Госуслуги». Чтобы подать заявление на выплату, достаточно будет ввести все данные и приложить подтверждения (фотографии и видео).

В РСА нововведение поддерживают, но предлагают доработать закон. Российский союз автостраховщиков против того, чтобы норма распространялась на случаи, когда в ДТП пострадали люди. Кроме того, у пострадавших автомобилей часто имеются скрытые повреждения — а значит сведений, предоставленных онлайн, может быть недостаточно. На этот случай у страховщика должно быть право дополнительно осмотреть автомобиль.

В доработанном виде изменение, скорее всего, вступит в силу в течение 2022 года.

Отказ в выплате при непройденном техосмотре

В марте 2022 г . меняются правила проведения техосмотра. Точнее, контроль над этой процедурой в России существенно ужесточается — что повлияет и на получение полисов ОСАГО.

С этого года техосмотр в нашей стране перестает быть формальностью. «Купить» его станет невозможно, а проходить придется обязательно в авторизованном сервисе, действующем под эгидой ГИБДД либо РСА. Процедура каждого осмотра отныне снимается на видеокамеру, а результаты вносятся в специальную государственную базу.

Только после прохождения такой процедуры водителю будет выдаваться диагностическая карта, без которой оформить полис ОСАГО не получится.

А главное: если у водителя, пострадавшего в ДТП, нет диагностической карты, страховщик вправе отказать (и, скорее всего, так и сделает) в компенсации ущерба.

Таким образом, «живой» техосмотр для ОСАГО с 2022 года станет необходимостью.

Автоматическая фиксация автомобилей без страховки

В этом году, по всей вероятности, дорожные камеры начнут автоматически выявлять автомобили без ОСАГО.

До настоящего времени проверить полис ОСАГО у водителя мог только инспектор ДПС. В ряде случаев отсутствие автостраховки выявляется уже после произошедшего ДТП. Однако еще в 2019 году власти провели эксперимент по автоматической фиксации «уклонистов» с помощью обычных камер. Он был признан успешным, но полноценное внедрение системы отложили из-за пандемии.

В 2022 году систему, наконец, запустят. Возможно, сперва это произойдет в ряде регионов, а затем будет масштабировано на всю страну.

Ожидается, что штраф за отсутствие полиса останется прежним — 800 рублей. При этом, нарушителей будут штрафовать каждый день (если они ежедневно попадают в зону действия камер) — но не чаще одного раза в сутки.

Читайте также:  Как пишется претензия на возврат денежных средств за возврат товара?

Впрочем, эксперты считают, что новая система останется бессильной против водителей-иностранцев, зарабатывающих извозом на территории России.

Добросовестным водителям бояться нечего

Все изменения, которые произойдут с системой ОСАГО в 2022 году, касаются, прежде всего, злостных нарушителей ПДД и уклоняющихся от исполнения закона об автогражданской ответственности. Для добропорядочного автомобилиста практически ничего не изменится, хотя и он может попасть в «группу риска» или столкнуться с очередями на техосмотре.

Отметим, в 2022 году можно купить ОСАГО на автомобиль через интернет без каких-либо хлопот. Для удобства на нашем сайте есть сервис онлайн-автосрахования, который позволяет не только приобрести полис не выходя из дома, но и сравнить тарифы и конечную стоимость у разных компаний.

ОСАГО в 2022 году: к чему готовиться водителям

Реформа системы обязательного автомобильного страхования была запущена еще осенью 2019 года, а принять новые правила автогражданки планировали в три этапа. Большая часть нововведений официально вступила в силу летом 2022 года. Однако из-за пандемии не все пункты программы были выполнены в срок, и многое заработает только в 2022 году.

Страховщики при заключении договора ОСАГО смогут повышать тариф водителям, которые серьезно нарушили ПДД. Так, больше придется заплатить тем, кого поймали за проезд на красный свет, превышение скорости более чем на 60 км/ч, выезд на полосу встречного движения и управление автомобилем в нетрезвом виде.

Все эти нарушения хранятся в специальной базе ГИБДД, доступ к которой должны были обеспечить сотрудникам страховых компаний. Но в итоге система обмена информации будет иной и заработает только в 2022 году, хотя по документам она должна была быть запущена еще полгода назад, сообщили в РСА (Российский союз автостраховщиков).

«Будет определенная форма запроса и определенная форма ответа. МВД будет просто выдавать информацию, попадает человек под повышенный коэффициент из-за нарушений или нет. У полиции есть свой алгоритм, который они сейчас дорабатывают и автоматизируют. Страховщикам не будут указывать конкретных нарушений, не будут указывать, сколько их. Страховая компания получит по запросу четкий ответ: «да» или «нет». И на этом основании станут принимать решение о коэффициенте», — объяснил Autonews.ru исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

Помимо технических аспектов доступа к базе, необходимо также внесение изменений в постановление правительства, которое регламентирует порядок информационного взаимодействия РСА с ГИБДД. Наладить совместную работу сотрудники полиции и страховщики планируют в 2022 году.

В марте 2022 года полностью изменятся правила прохождения техосмотра, который напрямую привязан к оформлению полиса ОСАГО. Чтобы пройти техосмотр в 2022 году, водители должны будут поехать исключительно в авторизованный РСА и ГИБДД сервис. Сотрудники последнего должны будут в режиме онлайн внести в базу данных техосмотра всю информацию об автомобиле в моменте — фотографии с опознавательными элементами и координаты машины.

Таким образом, власти хотят избавиться от «серых» схем получения диагностических карт, которые зачастую оформляются через интернет или прямо в офисе страховой компании за определенную сумму, не глядя на реальное техническое состояние автомобиля. С марта 2022 года получение диагностической карты усложнится, а недобросовестных страховщиков и техцентры будут наказывать большими штрафами.

Штрафы за отсутствие техосмотра предусмотрены и для водителей. Сумма наказания будет увеличена до 2 тыс. руб. Однако взимать штрафы начнут не сразу, а лишь спустя год после вступления в силу всех новых правил — с марта 2022 года. При этом представители РСА уверены, что такое наказание для водителей без техосмотра будет справедливым.

«На сегодняшний момент штрафы за отсутствие техосмотра распространяются только на общественный транспорт, легковые такси и специальный грузовой транспорт. На остальные виды автомобилей физических лиц штрафа нет, поэтому идут большие злоупотребления в этой части — фактически люди проходят техосмотр только для заключения договора ОСАГО. Бывают ситуации, когда техосмотр заканчивается через неделю после заключения договора ОСАГО, и никто не будет его продлевать после. А делать диагностический осмотр автомобиля необходимо», — считает заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов.

По его словам, доля транспортных средств старше 10 лет в России составляет более 50%. Такие машины,: согласно действующим правилам, должны проходить техосмотр раз в год. Штрафы, по мнению представителя РСА, как раз будут стимулировать водителей проходить обязательную диагностику.

Кроме того, в 2022 году какая-то часть водителей рискует остаться без страховых выплат в случае ДТП. Дело в том, что до 1 ноября 2022 года в России действовала карантинная отсрочка предоставления в страховую компанию диагностической карты. Страховщикам разрешили из-за пандемии выдавать полиса ОСАГО без техосмотра. Но к ноябрю водители были обязаны сделать диагностику и уведомить об этом свою страховую компанию.

Если автомобилист не сделал все вышеперечисленное, у него могут быть большие проблемы: в случае ДТП по его вине страховая компания имеет право предъявить к нему требование регресса и взыскать через суд все выплаты. Действующий полис ОСАГО помехой не станет, так как данная норма законно дана страховщикам как инструмент возмещения убытков по вине водителей, не прошедших положенный диагностический осмотр.

«Может получиться даже так, что техосмотр пройден, но страхователь не проинформировал об этом. В ряде компаний говорят, что не будут в таком случае предъявлять претензии. А другие могут посчитать иначе. Это решение на усмотрение страховой. В данном случае важно, как будет развиваться судебная практика, если она будет. Но по закону регресс возможен и за не информирование», — объяснили в РСА.

Уже неоднократно сообщалось о том, что дорожные камеры в крупных городах научились распознавать в потоке автомобили без ОСАГО. Еще в период карантина и введения штрафов за езду без электронных пропусков эксперты высказывали предположения, что эти же камеры начнут вычислять номера машин без автогражданки.

Автомобилистам даже озвучили сумму штрафа с камеры — 800 руб. за каждый выезд без страховки. Штрафы за езду без ОСАГО водители будут получать один раз в сутки. Пока система «писем счастья» за езду без страховки еще тестируется, но с большой вероятностью именно в 2022 году она будет официально запущена сперва в крупных городах, а после — в регионах.

Рынок покупателя: как изменится спрос на автомобили в 2022 году

Вот уже который месяц подряд автопроизводители поднимают рекомендованные розничные цены на новые модели. Некоторые дорожают сразу на 5%, 10%, а то и почти на 15%. Рынок перегрет из-за дефицита предложения, обвала рубля и общей нестабильности. Однако ситуация постепенно стабилизируется, и уже можно делать краткосрочные прогнозы. В июне, когда только отменили карантин и в автосалонах выстроились очереди, казалось, что за лето ажиотажный спрос будет удовлетворен. Так же думали и в сентябре, но очереди не исчезли до сих пор. Впрочем, скоро эта ситуация должна измениться: покупательская активность пойдет на спад, а в салоны вернутся скидки — и для этого есть несколько причин.

Читайте также:  УАЗ Патриот в обвесе General Performance

Насыщение спроса

Во-первых, постепенно возобновляются поставки, перебои с которыми из-за приостановки производства и проблем с логистикой ощутил на себе весь рынок. Понятно, что поступают не все модели и не во всех комплектациях — нельзя, как год назад, прийти в салон с намерением купить красный Hyundai Solaris на автомате и сразу на нем уехать. Но на каком-то Hyundai Solaris ты, скорее всего, уедешь. А еще месяц назад не смог бы.

Летом дефицит машин превратил рынок покупателя в рынок продавца: если раньше дилеры конкурировали между собой за клиентов, то теперь уже покупатели борются за товары. Поэтому некоторые продавцы стали диктовать свои условия — например, купить машину можно только с одновременным приобретением каско в салоне, либо только с широким списком дорогостоящих опций, либо только в кредит. Однако по мере заполнения складов покупатели все менее охотно будут идти на уступки.

Дефицит машин превратил рынок покупателя в рынок продавца: если раньше дилеры конкурировали между собой за клиентов, то теперь уже покупатели борются за товары

Во-вторых, из-за колебаний валют цены на авто еще вырастут, и это тоже скажется на спросе. Так, в ноябре рекомендованные розничные цены на ряд моделей повысились на 5% в месяц, что в случае с некоторыми машинами премиум-брендов составляло 900 000 рублей. Скоро покупатель поймет, что за ценой ему не угнаться.

В-третьих, на волне ажиотажа потребители уже «отъели» часть спроса 2022 года: во втором полугодии автомобили приобрели все, кто планировал, и даже те, кто не планировал. В кризисные времена россияне по традиции скупают дорогие товары, опасаясь, что деньги буквально за ночь превратятся в фантики. Многие берут кредиты, чтобы что-то приобрести: количество заявок, подаваемых через «Авто.ру», в 2022 году удвоилось, об аналогичном росте говорят и дилеры. Но к весне, когда приедут машины, деньги уже кончатся: ведь цены выросли, а доходы — нет. Это значит, что дилерам придется делать скидки на неходовые модели или комплектации и придумывать способы привлечения покупателей в автосалоны.

Ажиотаж на вторичке

Тем не менее интерес к личному транспорту еще долго будет высоким. Весной 2022 года спрос на рынке вырос в том числе из-за страха перед вирусом: собственный автомобиль позволяет минимизировать количество контактов. И судя по эпидемиологической обстановке, такой мотив для покупки сохранится и в 2022 году. Но поскольку далеко не все могут позволить себе новый автомобиль, нас ждет рост спроса на вторичку. Он и сейчас превышает предложение в разы, на онлайн-площадках ликвидные подержанные модели уходят буквально за пару часов. При этом некоторые машины с пробегом сейчас могут стоить дороже, чем три года назад, когда их покупали новыми.

Но нужно понимать, что типовой цикл владения автомобилем составляет около пяти лет. То есть сейчас на вторичный рынок должны выйти машины, купленные после кризиса 2014 года, — а таких совсем немного, поскольку тогда образовалась, скажем так, автомобильная демографическая яма. Это значит, что срок владения личным транспортом в ближайшие годы увеличится: машины будут стареть, а пробег — расти. Если раньше многие не рассматривали авто старше 3–5 лет с пробегом свыше 50 000 км, то сейчас эти цифры начали смещаться к 10 годам и 150 000 км. Эта тенденция, в свою очередь, приведет к повышению спроса на ремонтные услуги.

Будущее рынка

В ближайшие 3–5 лет можно ждать заметных перемен в дилерском бизнесе. Первая тенденция, которую мы уже наблюдаем, — автовладельцы все реже продают машины самостоятельно, предпочитая доверять этот процесс профессионалам. Вторая — растущая популярность электромобилей. Поскольку они не нуждаются в дорогостоящем сервисе, дилеры со временем могут лишиться возможности получать высокую маржу с ремонта, что трансформирует всю экономику обслуживания. Кроме того, в ближайшие годы объем выпускаемых автомобилей может снизиться за счет развития каршеринга.

Изменятся и сами машины. Если раньше их покупали за то, как они ехали, то сейчас — за всевозможные фичи: интегрирован ли музыкальный стриминговый сервис, умеет ли мультимедийка распознавать профили разных пользователей и так далее. То есть сервисы вокруг автомобиля стали важнее самого автомобиля.

Еще один намечающийся тренд — продажа автомобилей производителями. Ряд компаний сообщают о планах самостоятельно заняться реализацией машин. Дилерский салон станет точкой выдачи и обслуживания автомобилей, а продавать их будет производитель. Бренды хотят коммуницировать с потребителем напрямую, потому что салоны перестали быть местом, где принимается решение о том, какой автомобиль купить, — теперь это происходит в интернете.

Переход авторынка в онлайн — вопрос не очень далекого будущего. Пока автомобиль — слишком важное приобретение для российского потребителя, чтобы его можно было приобрести дистанционно, особенно если речь идет о подержанных машинах. Однако тенденция уже наметилась, и онлайн-сервисы вокруг покупки авто пользуются большой популярностью. Так, заметно растет спрос на отчеты об автомобиле по VIN-коду, которые объединяют информацию от производителей, станций техобслуживания, страховых компаний, ГИБДД и других источников. По ним можно узнать, попадала ли машина в ДТП, есть ли у нее юридические ограничения, какое количество владельцев указано в ПТС и многое другое. Такие сервисы делают процесс покупки более прозрачным и комфортным. Благодаря им скоро купить машину можно будет не вставая с дивана.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

Автострахование ОСАГО 2022

С 1 марта 2022 в федеральный закон «Об ОСАГО», вступил в силу ряд поправок, изменивших процесс оформления страхового полиса. В этой статье расскажем чего ожидать автолюбителям от ОСАГО в 2022 году. Новые правила внесли изменения:

Читайте также:  Можно ли стоять для движения прямо под стрелку светофора?

Базовая ставка и тарифный коридор ОСАГО в 2022 году

Новые правила стали действовать по отношению к базовым тарифам (ТБ). Для автолюбителей стали более выгодными показатели КБМ – бонус-малус, а также снизилась стоимость коэффициента города. Плохие новости ждут молодых автолюбителей, потому что изменились показатели КВС.

Тарифный коридор установленный Центробанком РФ в 2022 стал шире, поэтому конечная цена ОСАГО зависит от страховщика. Цена ставки не изменится без роста показателей страхования. Сейчас базовый тариф складывается из возраста и стажа водителя, коэффициента города, бонус-малуса, мощности двигателя.

Стоимость базовой ставки для транспортных средств категории “B” в рублях:

  • Юридическим лицам – 1646 – 3493.
  • Гражданским лицам и ИП – 2471 – 5436.
  • Таксистам – 2877 – 9619.

Самые актуальные данные в нашей системе расчета

Изменения коэффициентов страхования

Нарушители ПДД заплатят больше

С 2022 года тарифы на страховой полис различаются для законопослушных автолюбителей и нарушителей. Теперь страховщики будут своего рода поощрять с помощью КБМ. За каждый год безаварийной езды стоимость последующего договора ОСАГО будет уменьшаться на 5%. Если же в соглашение вступает несколько человек, КБМ рассчитывается для каждого, а окончательная стоимость берется по максимальному значению.

Бонус-малус присваивается по классу вождения, от которого и зависит коэффициент. При первом заключении договора вам присвоят 3 класс вождения, а процент “доверия” страховщика повышается с каждым годом вождения без аварий. Если у водителя чистая история страховых случаев, будет оформляться ОСАГО по более дешевому тарифу. При непредвиденных обстоятельствах вы можете самостоятельно восстановить КБМ.

Страховые компании могут повысить базовый тариф, если страхователь часто привлекался к административной ответственности. Чаще всего коэффициент будет сильно завышен если были совершены следующие нарушения:

  • пересечение двойной сплошной, выезд на встречную полосу;
  • вождение в состоянии опьянения;
  • отказ от медосвидетельствования;
  • повторное превышение скорости более 60 км/ч;
  • повторный проезд на красный свет светофора.

Снижение стоимости коэффициента города!

Стоимость договора значительно изменится в зависимости от места прописки. Территориальный коэффициент (КТ) – больше в крупных городах из-за интенсивности движения. Например, в столице КТ имеет значение 2.0, а в Подмосковье уже 1.7! Если регистрировать транспортное средство в небольшом городе можно сэкономить практически в 2 раза. Поэтому перед оформлением договора сверьте стоимость ОСАГО в регионах.

В 2022 году ОСАГО невыгодно молодым водителям!

Стоимость ОСАГО для новичков в 2022 году станет больше. Если водителю меньше 22 лет или его стаж менее трех лет, цена полиса будет выше на 65-80% из-за изменений КВС. Для опытных автолюбителей, КВС стал дешевле и выгоднее.

Неограниченный полис стал дороже!

В 2022 изменился множитель КО для оформления неограниченного полиса ОСАГО:

  • 5 водителей – ограниченный полис. Показатель не изменился, по-прежнему – 1.
  • Неограниченный полис. Минувшее значение 1,87 сохраняется только для юридических лиц. Для остальных, базовая ставка умножается на новый коэффициент 1,94.

ОСАГО на новый автомобиль

Если вы хотите поменять транспортное средство в этом году, будьте внимательны к изменениям КМ – мощности двигателя. Сетка условного деления изменилась и при покупке нового ТС, вы можете перейти в другую категорию. Например, если вы меняете машину с 70 л.с. на более мощную с двигателем в 151 л.с., то стоимость автогражданки станет на 1,6 дороже, без учета других коэффициентов.

Коэффициент мощности в 2022

Новые требования к техосмотру

С марта 2022 года получить диагностическую карту станет сложнее. Вступили в силу новые правила прохождения ТО и получения диагностической карты, перед оформлением обязательного страхования. Автовладелец обязан обратиться в центр ГИБДД и сервис российского союза автостраховщиков (РСА). Представители этих органов отмечают большое количество неисправных транспортных средств на дорогах, что ведет к серьезному риску возникновения страховых случаев.

Водитель столкнется с проблемами, если отсутствует ТО:

  • Штраф. Сумма наказания увеличена до 2 000 рублей.
  • Страховщик может отказать в выплате.
  • Взыскание убытков через суд. Страховая может использовать право регресса, даже если у страхователя было ТО, но он не проинформировал об этом.

Электронный помощник ОСАГО

Новое мобильное приложение изменило возможности регистрации ДТП. Оформление аварии теперь возможно без вызова инспектора ГИБДД, потому что “протокол” можно оформить онлайн. Электронный помощник уже функционирует на всей территории РФ.

Приложение “Помощник ОСАГО” можно использовать если участники происшествия не имеют разногласий по обстоятельствам, а также зарегистрированные в единой системе идентификации и аудентификации портала Госуслуг. В 2022 аварию уже можно оформить и через приложение “Госуслуги.Авто”.

Протокол можно оформить с девайсов каждого участника аварии, даже если нет связи. Приложение позволяет выбрать вариант оформления ДТП:

  • Фотофиксация – выплата до 400 тыс. рублей.
  • Без фотоотчета – выплата до 100 тыс. рублей.

Вывод: ОСАГО теперь будет дороже?

В новом 2022 году вступило в силу достаточно много поправок, но это вовсе не влечет за собой увеличение стоимости ОСАГО. Тарифный коридор на базовую ставку и коэффициенты страхования существенно не изменился. Цена на автогражданку не измениться для безаварийных водителей, а в некоторых случаях станет даже дешевле.

ОСАГО станет дороже для автолюбителей моложе 22 лет или без опыта вождения. Также стоит внимательно следить за свежим ТО и наличием диагностической карты – без этих документов ОСАГО будет дорогим, а также могут предъявить штраф.

Какие изменения ОСАГО еще ждать?

В 2022 году уже обсуждается ряд новых поправок в закон “Об ОСАГО”. В разработке есть несколько инновационных законопроектов, которые пока не вступили в силу:

  1. Увеличение штрафа за езду без страховки. Санкцию планируют поднять до 5 000 рублей, а за повторное нарушение сумма будет увеличена, а у виновного могут даже изъять права.
  2. Замена коэффициента мощности. Новый показатель возможно будет определять цену полиса по марке машины. Как это повлияет на конечную стоимость пока не известно.
  3. Телеметрические системы в страховании. Страховщики смогут отслеживать манеру вождения дистанционно. Будет оцениваться соблюдение скоростного режима, экстренные торможения и разгон. Для аккуратных водителей полис станет еще дешевле.
  4. Отмена территориального коэффициента. Новый закон уровняет условия страхования для жителей всех регионов.

Офисы Санкт-Петербургского Центра Страхования

На сколько уже выросли цены на бензин в 2022 году и чего ждать во втором полугодии?

С самого начала текущего года цены на топливо продолжают расти. Естественно, подорожание бензина и газа ведет за собой увеличение цен буквально на все товары и услуги, которыми мы пользуемся каждый день, поэтому важно понимать причины такого положения дел и как будет меняться стоимость топлива в дальнейшем. Мнения экспертов о том, будет ли продолжать расти ценник на бензин во втором полугодии, разделились.

Читайте также:  Какое наказание за оставление места ДТП

Динамика цен на бензин в 2022 году

Итак, как вели себя ценники на бензин в первой половине текущего года:

  1. Повышение ставок топливных акцизов началось в январе 2022 года, когда произошел первый плановый скачок на 4% после внесения соответствующих поправок в Налоговый кодекс. Данное событие и спровоцировало увеличение розничной стоимости бензина.
  2. Согласно данным Росстата, весной средняя отпускная цена топлива АИ-92 равнялась уже 45,12 рубля, а АИ-95 — 48,75 рубля за 1 литр.
  3. В мае повышение достигло отметки 6,24%, если сравнивать с весенней ситуацией прошлого года, и 0,3% по отношению к апрелю 2022 года. Следовательно, темп роста стоимости горючего превысил границу годовой инфляции — 6,02%.
  4. Летом цена горючего увеличилась до 45,20 и 48,88 рубля соответственно. А дизель стал дешевле на 1 копейку (49,7 руб. за 1 литр).

Получается, что на текущий момент нефтеперерабатывающие заводы подняли стоимость бензина на 20-25% по сравнению с началом 2022 года.

Причинами повышения оптовых расценок стали такие факторы:

  • увеличение топливных акцизов;
  • подорожание перевозки топлива;
  • рост мировых тарифов на нефть;
  • повышение спроса на горючее.

Напомним, что после стремительного подорожания топлива в 2018-м, между российским правительством и нефтяными компаниями была заключена договоренность о заморозке оптовой стоимости. Однако реализовывать горючее на внутреннем рынке по фиксированным ценам для предприятий не было выгодно.

Экспортные цены сильно превосходили внутренние, из-за чего бизнес переориентировался в основном за рубеж. Результат — дефицит и подорожание.

По мнению замминистра энергетики, другой важной причиной этой динамики стало сильное увеличение спроса на бензин по всей стране. В определенных регионах он поднялся на 5% по сравнению со средним значением, характерным для летнего периода. Вероятнее всего, это произошло из-за ограничения международного авиасообщения, в результате чего россияне проводят отпуск преимущественно внутри страны и больше передвигаются автомобилями.

Будет ли еще дорожать топливо – прогнозы до конца 2022 года

Глава «Российского топливного союза» уверяет автомобилистов, что паниковать не нужно, т.к. заметного скачка стоимости горючего на автозаправочных станциях не предвидится. Если цены и поднимутся, то не выше уровня инфляции.

По прогнозу главного аналитика группы компаний «ТелеТрейд», до сентября АИ-95 не будет стоить больше 51 руб. за литр, а цена АИ-92 не превысит 47 руб. за литр.

Одной из мер в рамках борьбы с подорожанием бензина стали изменения в порядке биржевых торгов горючим. С мая 2022 года нефтяные компании обязаны планировать поставки на биржу за 1 месяц, чтобы потом независимые АЗС имели возможность приобрести его по рыночной стоимости. Таким образом должны сдерживаться и розничные цены, говорят эксперты.

Чем больше независимые автозаправки смогут покупать нефтепродуктов, тем сильнее увеличится предложение. Это ослабит ажиотаж и давление монополистов.

Также правительство может на какой-то период запретить отечественным компаниям экспортировать горючее. Однако есть риск, что это обернется негативом: НПЗ уменьшат объем переработки топлива в РФ, что приведет к очередному дефициту и скачку цен.

К сожалению, стоимость топлива – это не единственная проблема автомобилистов. В последнее время сильно ухудшилось и его качество, а также обслуживание на АЗС (особенно много жалоб в Росстандарт поступает на недолив).

В Минэнерго назвали ошеломляюще высокую реальную цену на бензин

По расчетам замглавы Минэнерго Павла Сорокина, о которых он рассказал агентству «Рейтер», бензин мог бы стоить намного больше сегодняшнего ценника, а сдерживают цену на него только усилия власти.

Как работает демпфер цен на бензин в этом году

Замминистра энергетики РФ Павел Сорокин в интервью агентству «Рейтер»рассказал об эффекте работы демпфирующего механизма, сглаживающего колебания цен на бензин вслед за ценами на нефть, и даль оценку того, какие ценники были бы на бензоколонках без этого эффекта.

«Сейчас демпфер компенсирует почти 20 тыс. рублей на тонну бензина, то есть около 15 рублей за литр. На столько выше была бы цена на заправке, если бы не данный механизм», – цитирует Павла Сорокина сайт Минэнерго, где опубликован текст интервью.

Как сообщил Павел Сорокин, сейчас темп роста цен на АЗС близок к темпам инфляции. И если считать по Росстату, то превышение лежит в пределах нескольких десятых процента, а если по ФНС, то — ниже инфляции, если — по мониторингу Минэнерго, то также ниже.

По данным Росстата, на начало августа Аи-92 стоил на АЗС в среднем 45,72 рубля, Аи-95 49,47 рубля. И, отметил замминистра, нерегулируемая цена бензина, по расчетам Минэнерго, должна составлять 60,72 рубля за литр 92-го и 64,47 рубля за литр 95-го. Бензин Аи-98 таким образом мог бы стоить выше 70 рублей за литр – по состоянию на 2 августа его продавали в среднем по 56,53 рубля.

По словам Павла Сорокина, одна из задач власти: «создать условия, чтобы нефтяные компании могли вкладывать дополнительные доходы в инвестиции на долгосрочном горизонте. Основная задача, чтобы эти деньги работали в России и на благо граждан страны».

«Принимаются меры, чтобы обеспечить понижательную динамику оптовой цены для того, чтобы создать достаточность маржи на АЗС, — объяснил заметситель министра. — Для этого и демпфер был откорректирован, что позволило избежать существенного роста цены в опте, вне зависимости от внешнего рынка и роста экспортной альтернативы. Были повышены нормативы биржевых торгов, сейчас дополнительно рассматривается еще добавление по одному процентному пункту на квартал», — констатировал он.

Павел Сорокин также обратил внимание на донастройку демпфера. По его словам, она произошла, потому что до этого демпфер индексировался на 5% в год, а цены росли медленнее, то есть инфляция была ниже. Произошла переиндексация демпфера, что негативно влияло на экономику переработки.

Теперь же произошел возврат демпфера на уровни фактической индексации цен за 2019-2022 годы, что позволило сегменту вернуться в экономически обоснованные параметры и создать доходность и «даже в какой-то степени премиальность» внутреннего рынка. Тем самым, удалось предотвратить переток продуктов с внутреннего рынка на экспорт, — пояснил логику действий властей Павел Сорокин.

Читайте также:  Какой максимальный и минимальный срок лишения водительских прав? Как он исчисляется?

Можно заиметить, что, вероятно, не все потребители были обрадованы превращением внутреннего рынка бензина в премиальный. Ведь эту премию платят нефтяным компаниям именно они. Однако достаточно убедителен и Павел Сорокин, в том, что указанная премия теоретически могла оказаться гораздо выше. Правда, вряд ли нашлось бы много согласных ее платить.

Цены на бензин ниже американских, как, впрочем, и доходы

Справедливую цену на бензин определить очень сложно, отмечает ведущий аналитик управления анализа рынков «Открытие Брокер» Андрей Кочетков. Тем более, если речь идет о России. Данный актив формирует свою стоимость с учетом акцизов, демпферов и прочих налоговых мер. В итоге к рыночному ценообразованию бензин не имеет какого-либо отношения.

Для сравнения, рассказывает эксперт, можно взять среднюю цену бензина в США — около 0,93 доллара, и среднюю цену в мире (с допущениями) около 1,58 доллара. В Москве АИ-95 будет стоить около 0,72 доллара за литр. То есть можно говорить, что в России бензин стоит достаточно дёшево. Американская цена бензина в отечественной валюте, это около 69 рублей. Таким образом, в правительстве справедливо говорят о том, что без усилий властей цена на бензин была бы гораздо выше.

Однако в эти расчеты можно внести параметр курса рубля, продолжает Андрей Кочетков. Мы довольно долго привыкали к тому, что цена барреля нефти колеблется в диапазоне 3000-3500 рублей с некоторыми отклонениями. На текущий момент бочка нефти стоит более 5000 рублей. То есть цена на нефть отличается от привычной на 40% и более. Соответственно, курс доллара играет одну из ключевых ролей в формировании бензиновых цен. Укрепление рубля при определённом значении как раз и дало бы нам текущую цену на потребительском рынке. Однако этого не происходит, и лишь различные меры регулирования удерживают бензин от вертикального взлета цены.

Впрочем, считает аналитик, невыгодная для производителей разница периодически сказывается на объемах предложения, а ползучая инфляция топливных цен все равно происходит. Поэтому справедливую цену на бензин можно определять лишь теоретически — величинами, которые снизу ограничены прибылью производителей, а сверху — покупательской способностью, но к реальной рыночной ситуации это не имеет какого-либо отношения. В то же время, уже при сегодняшних ценах можно говорить о появлении экономного поведения у потребителей, заключает Андрей Кочетков.

Сказанное экспертом уместно дополнить сопоставлением, соглсно которым, средний доход населения России в 2022 году составил 35 361 рубль в месяц (около 490 долларов, данные Росстата РФ); в США в текущем году средняя зарплата составляет 984 доллара в неделю, или 4265 долларов в месяц, правда, это до уплаты налогов (данные американского Бюро трудовой статистики). С оговорками по поводу покупательной способности и тех же налогов, разница будет в несколько раз не в пользу доходов россиян.

А все-таки он дорожает

Демпферный механизм был запущен в 2019 году как рыночная альтернатива существовавшим до этого прямым административным ограничениям розничных цен на горючее, напоминает шеф-аналитик TeleTrade Пётр Пушкарёв. Он действительно за эти годы показал свою эффективность. Если внутренние цены топлива меньше экспортных, производителям полагается бюджетная компенсация за поставки по стране. Это экономически ограничивает стремление наращивать экспорт в ущерб таким поставкам. В случае же превышения внутренними ценами внешних, нефтяники, наоборот, увеличивают отчисления в казну. Данная практика сглаживает сильные колебания розничных цен, позволяя избегать резких скачков стоимости топлива для потребителей.

В последние месяцы, при резком повышении мировых котировок энергоносителей, данный механизм действительно ограничил рост цен на АЗС. Однако, уверен аналитик, он не является панацеей, способной вовсе предотвратить подорожание. Оно вызвано и наращиванием экспорта, и повышенным весенне-летним спросом на бензин, и общей инфляцией. К 10 августа розничные цены бензина АИ-95 поднялись с начала года примерно на 6%: с 48 до 50,8 руб. за литр. По Аи-92 увеличение составило около 5%: с 43,7 руб. до 45,8.

Сдержать цены на заправках помогает временный запрет на биржевые продажи топлива не производителями, а также на покупки связанными с ними лицами, отмечает аналитик. Он также указал на эффективность ежеквартального повышения нормативов продажи бензина на бирже его производителями, о чем говорил замглавы Минэнерго: его повышение с 11% до 12% окажет сдерживающее воздействиие на рост розничных цен.

Кроме того, подтверждает Пётр Пушкарёв, взлет нефтяных цен приостановился. Осенью подойдет к концу традиционный автомобильный сезон, а через некоторое время и сельхозсезон. Выходят из ремонта ряд НПЗ. Поэтому вероятно, предполагает аналитик, что рост цен бензина за год будет выше общей потребительской инфляции, но все же не превысит 11-12%. По Аи-95 цены к концу года могут оказаться на уровне 53-54 руб. за 1 литр, по Аи-92 — 46-47 руб, прогнозирует он.

Что не так с российскими ценами на бензин

Запрет экспорта топлива снизит доходы бюджета

Растущие ценники на заправках продолжают беспокоить чиновников. Фото РИА Новости

РФ снизила объем экспорта бензина за первое полугодие более чем на 25%. А рост внутренних цен в рознице явно не превышает средний уровень инфляции. Тем не менее правительство грозит нефтяным компаниям запретом на экспорт бензина. Чего же добивается от нефтяных компаний Минэнерго и курирующий его вице-премьер Александр Новак? Ответ на этот вопрос должен был проясниться в понедельник на совещании Новака с представителями ведущих нефтяных компаний.

На момент сдачи номера в печать итоги совещания не прояснились. На встречу пригласили руководителей профильных ведомств, нефтяных компаний и Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), а также Российский топливный союз (РТС, объединяет розничных операторов топливного рынка, в его составе значительная доля частных сетей АЗС).

Нефтяные компании России сократили экспорт бензина в январе–июне 2022 года на 25,4% – до 2,813 млн т, сообщает таможенная служба.

Среди явных проблем нефтяного рынка можно назвать рост оптовых цен и региональные различия в доступе к бензину и дизтопливу. Правда, эти различия объясняются не столько розничными ценами, сколько многократными региональными различиями в зарплатах.

Больше всего бензина на свою зарплату могут купить жители территорий Крайнего Севера и обе российские столицы. Возглавили его, как и ранее, Ямало-Ненецкий автономный округ и Москва, где на среднюю зарплату можно приобрести более 2 тыс. л бензина марки АИ-92 в месяц. Жители Чукотки, Магаданской области и Ненецкого автономного края могут купить более 1,5 тыс. л в месяц. Меньше 600 л бензина марки АИ-92 могут купить жители Тамбовской области, Республики Северная Осетия – Алания, Карачаево-Черкесии, Ингушетии, Чечни, Кабардино-Балкарии и Дагестана.

Читайте также:  Опорный подшипник подвески переднеприводных автомобилей

Аналитики также указывают на значительный разброс цен на автомобильное топливо в российских регионах: от 42,74 руб. за литр бензина марки АИ-92 в Челябинской области, до 60 руб. за литр на Чукотке. Отметим, на начало августа средняя цена на бензин марки АИ-92 сложилась на уровне 45,72 руб. за литр, АИ-95 – 49,47 руб., АИ-98 – 56,82 руб., на дизельное топливо – 50,35 руб. за литр.

В ряде регионов РФ топливо дорожало с опережением инфляции. Так, выше общероссийского уровня темпы роста были зафиксированы в 35 регионах. Наиболее существенно – более чем на 10% – цены на бензин марки АИ-92 выросли в Республике Тыва, Республике Алтай и Ямало-Ненецком автономном округе, указывают в РИА Новости.

На последней неделе июля цены на топливо росли во всех регионах страны, кроме Дальнего Востока и Сибири, свидетельствуют данные ЦДУ ТЭК. Однако в большинстве регионов рост цен не превышал 20 коп. Тем не менее розничные цены на бензин по всей России растут 11-ю неделю подряд, сообщают в организации.

Биржевые индексы цен на бензин марки АИ-92 на прошлой неделе обновили рекордные значения, следовало из данных Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи. Так, биржевая стоимость Аи-92 составила 57,6 тыс руб за тонну. Стоимость бензина марки Аи-95 понизилась за день на 0,16%, до 58,7 тыс руб за тонну. Стоимость дизельного топлива выросла до 51,4 тыс руб. Стоимость бензина марки Аи-92 по итогам торгов в пятницу составила 56,8 тыс руб за тонну. Бензин АИ-95 составил 58,8 тыс. руб. за тонну. Его рекордная цена 22 июля составила 60 тыс. руб. за тонну. В целом с небольшими остановками стоимость бензинов на СПбМТСБ повышается с середины декабря 2022 года. Общий рост биржевых цен на бензин в 2022 году составил примерно 30%.

Подчеркивается, что ситуация на российском топливном рынке осложняется тем, что многие НПЗ этим летом закрыты на ремонт. Участники рынка говорят о рекордном для страны числе одновременных ремонтов НПЗ.

Интересно, что очередной виток роста цен на топливном рынке произошел на фоне изучения кабмином возможности временного эмбарго на вывоз бензина из России. В частности, в конце июля Минэнерго предложило правительству выпустить поручение о запуске в ускоренном порядке процедуры запрета экспорта бензина. Вице-премьер Александр Новак рассказывал, что Минэнерго продолжает рассматривать возможность запрета экспорта бензина, даже несмотря на приостановку роста биржевых цен, поскольку давление на рынок остается.

Глава Минэнего Николай Шульгинов рассказывал, что запрет на экспорт бензина будет вводиться в случае сохранения биржевых цен на рекордных уровнях (см. «НГ» от 23.07.21).

К слову, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщала, что нефтяные компании РФ уже сократили экспорт бензина: в мае 2022 года на 24,9% по сравнению с маем прошлого года – до 235 млн долл. Объемы снизились на 30,6% – до 407,6 тыс. т. В январе–мае 2022 года объем экспорта сократился на 18,8% – до 2,489 млн т (см. «НГ» от 01.08.21).

Шульгинов напоминал также, что на рынке действует демпфирующий механизм. Напомним, благодаря ему производители топлива получают повышенные выплаты для сдерживания цен на внутреннем рынке. Так, если экспортная цена бензина и дизельного топлива выше условной внутрироссийской, государство компенсирует часть этой разницы нефтяникам, чтобы они не повышали цены в России. Если же российские цены оказываются выше экспортных, нефтяные компании передают в государственный бюджет часть средств от сверхприбыли от внутренних продаж. Однако «НГ» уже писала (см. «НГ» от 23.06.21), что, несмотря на демпфирующий механизм, цены на автозаправках уже в первый месяц лета росли со скоростью около 1% в неделю.

Эксперты считают, что запрет экспорта бензина может увеличить предложение продукта на внутреннем рынке, а также вызовет заметное снижение оптовых цен. «Введение запрета на экспорт автобензина может увеличить предложение продукта на внутреннем рынке на 120 тыс. – 350 тыс. т, или на 4–11% от уровня текущего спроса. В этом случае произойдет очень заметное снижение оптовых цен на продукт – на 6–7 тыс. руб. за тонну, а возможно, и более», – пишут аналитики группы «Петромаркет», добавляя, что падение оптовых цен негативно отразится на маржинальности российских НПЗ.

Если под запрет экспорта, кроме автобензина, попадет еще и нафта, это может привести к сокращению объемов переработки нефти в стране на 35%, или на 8,5 млн тонн в месяц. «Если запрет экспорта коснется не только нафты, но и автобензина ниже 5-го класса, переработке нефти в РФ грозит еще большее сокращение», – резюмируют в «Петромаркете».

Цены на топливо все же растут быстрее инфляции: инфляция составляет 4,5% с начала года, а стоимость бензина за тот же период выросла на 5,4%, напоминает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

Эксперт считает, что если не предпринять мер, то за весь год рост стоимости бензина может составить уже около 10%. «Кроме того, стоимость топлива значительно влияет на динамику всех цен в стране – через цены на доставку товаров. В разных категориях продуктов питания и товаров первой необходимости вклад стоимости доставки в конечные цены составляет 5–25%. А это значит, что чем больше будут расти цены на бензин и дизель в России, тем больше будет расти инфляция, будут увеличиваться цены в магазинах», – рассуждает Деев.

Запрет экспорта бензина – это одна из крайних мер, которую правительство предпринимало раньше в 2018 году на короткий период, считает главный инвестиционный стратег «БКС Мир инвестиций» Максим Шеин. «Запрет на экспорт насыщает внутренний рынок топлива и в результате снижаются сначала оптовые цены, а затем и розничные на АЗС. Проблема в другом: в стоимости бензина более 60% – это налоги и акцизы, порядка 10% – прибыль производителя, около 10% – прибыль розничного продавца (АЗС), остальное – себестоимость продукции. Здесь еще важно снижать уровень фискальной нагрузки, чтобы цены пошли вниз», – подчеркивает он.
Полный запрет экспорта бензина не приведет к резкому снижению цен внутри страны, а последствия будет иметь довольно неприятные, отмечает аналитик компании «Альфа-Капитал» Денис Бадьянов: «Да, в течение нескольких месяцев хранилища будут заполнены топливом, а потом возникнет дефицит самих емкостей для хранения, их аренда станет дороже. Современная система создана так, чтобы был постоянный обмен: наполнение – продажа – новое наполнение. Потребитель практически не заметит изменения цен. Зато бюджет ощутит недопоступление денег от продажи нефти за рубеж». Эксперт считает, что стабилизировать цены внутри страны нужно заранее (пока цены на топливо растут медленней инфляции). «Для этого правительство может снова пересмотреть механизм демпфера либо сохранить экспорт топлива в приемлемом диапазоне», – говорит аналитик.

Читайте также:  Что делать, если лишили водительских прав и нужно ли проходить медкомиссию? Советы автовладельцам

Позднее вечером в понедельник ТАСС сообщил, что решение о запрете экспорта бензина, которое в настоящий момент активно обсуждается в правительстве, не было одобрено и принято на совещании нефтяников с вице-премьером Александром Новаком. Как сообщил источник агентства, во время совещания со стороны властей звучали рекомендации компаниям увеличить объем предложения на бирже, в том числе за счет резервов, обеспечить их равномерные и регулярные поставки. Все это может способствовать снижению цен.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Почему дорожает бензин?

Вслед за восстановлением мировой экономики растет и спрос на сырье, а также на бензин. В июле 2022 года оптовые цены на бензин в России достигали рекордных значений, а в августе они по-прежнему находятся на уровнях близких к максимальным.

Finam.ru рассказывает, почему дорожает бензин, и как российское правительство борется с ростом бензиновых цен.

Власти решили не принимать кардинальных мер для регулирования цен на бензин

Рекордных значений цена бензина А-92 достигала 22 июля – 57,5 тыс рублей за тонну на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. Во вторник, 10 августа, она по-прежнему близка к максимуму и составляет 57,2 тыс рублей за тонну.

Высокие бензиновые цены привлекли внимание властей, и в понедельник, 9 августа, заместитель председателя правительства Александр Новак провёл совещание с представителями нефтяных компаний и исполнительных органов власти, а также с экспертами отрасли. Они обсудили ситуацию на рынке и приняли меры для снижения биржевых цен на бензин. Новак отметил, что правительство рассчитывает на скорое понижение оптовой стоимости бензина на бирже, поэтому радикальных мер для сдерживания, таких как запрет экспорта нефтепродуктов, пока вводить не будет. Однако этот вариант всё еще возможен, если ситуация с бензиновыми ценами на внутреннем рынке продолжит ухудшаться.

Среди принятых мер по сдерживанию цен: увеличение объема биржевых торгов бензином на 5 тыс тонн в сутки. В июле на бирже продавали 28-26 тыс тонн бензина в сутки. Объем предложили увеличить за счет накопленных запасов топлива. Для бесперебойного и сбалансированного обеспечения рынка бензином Новак поручил Минэнерго скорректировать график ремонтов нефтеперерабатывающих заводов. Кроме того, топливо могут временно запретить продавать на бирже не производителям.

Новак также отметил, что розничные цены на бензин остаются в пределах инфляции, которая в России находится на уровне 6,5%. При этом в июле 2022го экспорт российского бензина снизился на 14,6% по сравнению с июлем 2022 года.

Россиянам предложили ездить экономнее

Подорожание бензина бьет и по кошельку водителей, поэтому им уже посоветовали сменить манеру вождения. В интервью радио Sputnik вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин поделился секретами, как сэкономить на топливе.

Автоэксперт считает, что можно перевести автомобиль на газ вместо бензина, установив специальное оборудование, которое окупится со временем. Шапарин также рекомендовал водителям ездить аккуратнее: отказаться от резких стартов и торможений, которые увеличивают потребление топлива, и не превышать скорость 120 км/ч (разрешенная скорость – 130 км/ч). По мнению специалиста, скорость выше названной приведет к тому, что авто придется чаще заправлять бензином, останавливаясь на АЗС и теряя время и деньги.

Почему дорожает бензин, и что будет с ценами дальше?

Эксперты сходятся во мнении, что рост бензиновых цен – мировой тренд. Бензин дорожает вслед за глобальными ценами на нефть, спрос на которую вырос после пандемии.

Сергей Кауфман, аналитик ФГ “ФИНАМ”, называет основные причины роста цен на бензин: сильный спрос в сезон отпусков на фоне высокой активности внутреннего туризма, ремонт на ряде НПЗ и рост экспортных цен.

“Основной рост приходится на оптовые цены, а в рознице стоимость бензина увеличивается темпами, близкими к инфляции. Сейчас правительство активно следит за динамикой цен, как в рознице, так и в опте. В случае ухудшения ситуации, вероятно, будет введён запрет на экспорт бензина, что, по закону спроса и предложения, неизбежно приведёт к снижению биржевых цен. Пока что правительство на фоне приостановки роста биржевых цен в последний месяц ограничилось более мягкими мерами – запретом на продажу бензина трейдерами и рекомендацией по увеличению объёмов торгов бензином на 5000 тонн в сутки (в июле объём торгов составлял 28 000 – 36 000 тонн в сутки). На наш взгляд, совокупность данных мер вместе с концом сезона отпусков, завершением ремонта НПЗ и небольшой коррекцией цен на нефть в мире могут привести к снижению оптовых цен на бензин в пределах 5-10% на горизонте нескольких месяцев. Розничные цены пока продолжат рост темпами, близкими к инфляции, так как в текущих условиях ряд независимых АЗС всё ещё остаются убыточными”, – говорит эксперт.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Нефтяникам дали месяц на стабилизацию цен на бензин

Правительство по итогам совещания у вице-премьера Александра Новака 9 августа приняло решение пока не вводить запрет на экспорт бензина, рассказали «Ведомостям» источники, знакомые с итогами обсуждения. Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша подтвердил, что такое решение было принято.

По его словам, одним из условий отказа от жестких регуляторных мер на рынке топлива, которые на совещании озвучил Новак, стало увеличение объемов торгов бензином на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) на 5000 т в сутки. В июле в сутки продавали по 28 000-36 000 т.

Присутствовавшие на совещании представители нефтяных компаний, по его словам, согласились с этим. Инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов считает, что это скорее психологическая планка и нефтяным компаниям для реального снижения цен на бензин придется поставлять на биржу даже большие объемы топлива.

Читайте также:  Диагностируем шаровую своими руками

Другой источник «Ведомостей» уточняет, что нефтяникам дали время до сентября, чтобы стабилизировать ситуацию с оптовыми ценами на бензин.

Российские нефтеперерабатывающие заводы уже значительно сократили экспорт в пользу поставок на внутренний рынок, выяснили «Ведомости». В июне и июле НПЗ сократили экспорт бензина как минимум вдвое к предшествующим месяцам текущего года, следует из данных ЦДУ ТЭК (есть у «Ведомостей»). В июле они вывезли за рубеж 120 200 т бензина 5-го экологического класса – это на 13% ниже показателя июня 2022 г. На автомобильное топливо класса «Евро-5» приходится около 80% поставляемого за рубеж бензина.

Основной экспортер топлива – «Сургутнефтегаз», на него в июле пришлось 62,4% поставок бензина на экспорт (75 000 т). Он же сильнее всех сократил продажи за рубеж. В январе – июне «Сургутнефтегаз» экспортировал 64% произведенного топлива (810 000 из 1,26 млн т), а в июле – лишь 39% из 193 000 т.

Доля экспорта в производстве у остальных поставщиков также сократилась: у «Газпром нефтехим Салават» – с 31 до 12%, у «Фортеинвеста» – с 27 до 4,1%. В продажах «Роснефти» экспорт бензина в июле составил 1,4% против среднего 2,6%, «Газпром нефти» – 2,1% против 4,6%. «Лукойл» и ТАИФ в июле не экспортировали бензин вообще, следует из данных ЦДУ ТЭК.

Страны ОПЕК+ продлили сделку до конца 2022 года

В течение июля стоимость наиболее востребованных Аи-92 и Аи-95 несколько раз устанавливала ценовые рекорды. 22 июля оптовая цена бензина Аи-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) пробила отметку в 57 500 руб./т, Аи-95 – 60 000 руб./т, достигнув нового исторического максимума. В тот же день министр энергетики Николай Шульгинов заявил, что министерство уже обратилось в правительство с просьбой ускорить процесс введения временного эмбарго на экспорт бензина. Источник «Ведомостей», знакомый с предложениями Минэнерго, уточнил, что речь идет о запрете экспорта на три месяца для бензинов марок Аи-92 и Аи-95.

Сразу после заявления Шульгинова стоимость топлива на бирже пошла вниз, теряя в среднем по 0,5% в неделю против роста на 1–1,5% с начала июля. Поставки на внутренний рынок после угроз главы Минэнерго резко нарастил «Сургутнефтегаз», выяснили «Ведомости». 22 июля компания продала на СПбМТСБ 5200 т бензина, превысив обязательный норматив биржевых продаж более чем в 5 раз. В целом за июль компания лишь дважды – 7 и 9 июля – продавала на бирже более 4000 т за день.

Правительство пытается стабилизировать цены внутри страны на фоне роста спроса на бензин в период отпусков, а также плановой остановки НПЗ на ремонты. Ограничение на экспорт бензина не вводилось с 2011 г. К такой радикальной мере власти не стали прибегать даже весной 2018 г., когда рост цен достигал 5% ежемесячно. Вместо этого предпочли договориться с нефтяными компаниями о временной заморозке цен в опте.

Сегодня уже действует несколько рыночных механизмов сдерживания внутренних цен на моторное топливо. Это введенный в 2019 г. демпфер, сглаживающий негативный эффект от скачков цен на нефть на мировом рынке, и требование для НПЗ продавать часть топлива на бирже (норматив по бензину составляет 11% от общего объема производства). Весной 2022 г. из-за роста цен на моторное топливо в России правительство было вынуждено вносить корректировки в оба механизма – параметры демпфера были изменены для увеличения выплат нефтяникам при продаже на внутренний рынок, а обязательный норматив по торговле бензином на бирже вырос с 10 до 11%.

По оценкам исследовательской группы «Петромаркет», запрет экспорта бензина может увеличить объем предложения на внутреннем рынке на 120 000–350 000 т в месяц (4–11%), в результате оптовые цены упадут на 6000–7000 руб./т. Но снижение оптовых цен, по словам генерального директора «Петромаркета» Ивана Хомутова, негативно отразится на доходности российских НПЗ. Потери в маржинальности составят порядка 30%.

«И это не единственная проблема, – предупреждает Хомутов. – У НПЗ появятся стимулы снизить производство бензина, одновременно нарастив выпуск нафты (лигроин) под экспортные поставки». При этом запрет на экспорт нафты ударит уже не только по НПЗ, но и по газоперерабатывающим и нефтехимическим заводам. Около 1,75 млн т в месяц этого продукта, по оценкам Хомутова, окажутся невостребованными: мощности нефтехимических предприятий в России позволяют переработать всего 400 000–600 000 т нафты в месяц. Отсутствие возможности хоть куда-то пристроить избыточную нафту не оставит производителям иного выхода, кроме как сократить объемы переработки нефти, считает Хомутов. В результате, по оценкам «Петромаркета», загрузка НПЗ сырьем может снизиться на 35%, или на 8,5 млн т, в месяц.

Вице-президент Независимого топливного союза (объединяет не принадлежащие нефтяникам АЗС) Дмитрий Гусев называет меру по запрету экспорта «элементом ручного регулирования» рынка. «Она действительно позволит временно снять проблему роста оптовых цен на бензин. Но не решит ее в долгосрочной перспективе. Правительство уже вынуждено вносить изменения в нормативы биржевых торгов, в механизм демпфера. А это значит, что рыночные механизмы в текущей ситуации не работают», – говорит он. По словам Гусева, для насыщения внутрироссийского рынка моторным топливом нужна глобальная «донастройка» налоговой системы – в том числе в части повышения рентабельности переработки нефти и розничных продаж через АЗС. Ситуация не изменится, пока не будут созданы долгосрочные условия, в том числе при поддержке Минфина, для рентабельной переработки нефти внутри страны вместо экспорта сырья за рубеж. Любые ограничения в такой ситуации лишь снизят объемы переработки нефти в России, уверен он.

Представитель «Роснефти» сказал, что компания сегодня наращивает выпуск бензина на своих НПЗ даже в условиях отрицательной рентабельности производства. Он добавил, что доля «Роснефти» в совокупном объеме биржевых продаж составила с начала года 46% по автобензинам и 42% по дизтопливу, что значительно выше установленных нормативов.

В «Лукойле», «Газпром нефти», «Татнефти», «Сургутнефтегазе», «Фортеинвесте», «Нефтехимсервисе» на момент подписания номера в печать не ответили на запросы.

Ссылка на основную публикацию