Рынок новых легковых автомобилей в 2022 году

АЕБ пересмотрела прогноз российского авторынка на 2022 год

Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала данные о продажах новых легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России в I половине 2022 года. Продажи выросли на 36,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 5,1% по сравнению с 2019 годом. Всего за январь–июнь 2022 года было продано 870 749 автомобилей.
За июнь 2022 года дилерам удалось реализовать 157 808 автомобилей, что на 28,7% больше, чем в 2022 году, и на 9,8% больше показателей 2019 года.

«Отмечается приятный рост с допандемийным годом. Первое полугодие 2022 года показывает значительно лучшую динамику по сравнением с 2022 годом, что объясняется ситуацией локдауна прошлого года», — сказал на первой полугодовой конференции Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) председатель Комитета автопроизводителей Томас Штэрцель.

Основными трендами полугодия, по его словам, стало то, что:

  • рынок восстанавливается лучше, чем ожидалось;
  • сохраняется превышение спроса над предложением;
  • стабильная ситуация и высокая доходность у дилеров;
  • меры господдержки внесли значительный вклад в поддержку спроса;
  • сохранение утилизационного сбора на текущем уровне позволяет избежать дополнительного роста цен.

«В связи с впечатляющими результатами первого полугодия АЕБ изменяет свой прогноз роста рынка с 2,1% на 9,8% на 2022 год. Всего будет продано 1,75 млн автомобилей», — сказал Штэрцель. Прогноз АЕБ основан на том, что рынку удастся избежать полного локдауна.

Главные вызовы, которые производителям предстоит преодолевать в этом году, — это:

  • глобальная нехватка полупроводников;
  • значительный рост цен на материалы, в том числе на металл;
  • повышение цен на услуги;
  • негативное влияние последствий пандемии на локальных поставщиков автокомпонентов.

«В 2022 году российский автомобильный рынок пройдет по верхней границе нашего прогноза начала года в 2-5%», — говорит аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Судя по прогнозу АЕБ, рынок останется на уровне 2019 года, что все равно предполагает падение во втором полугодии на 5% к 2019 году и на 8% к 2022 году, когда было продано 1,76 и 1,6 автомобиля соответственно, продолжает эксперт.

Проблема дефицита автомобилей из-за нехватки полупроводников не уйдет до конца года, спрос будут поддерживать покупатели, которые, опасаясь роста цен, будут продолжать покупать автомобили, считает Беспалов.

За январь-июнь стоимость автомобилей в России выросла в среднем на 7%, но отдельные модели дорожали на 20%, так как именно на этот период пришлась основная коррекция цен из-за девальвации и удорожания комплектующих из-за их дефицита, писала газета «Коммерсант».

«Рынок останется на уровне прошлого года, рост на 2-5% возможен, если поставки автомобилей сохранятся в том же объёме, что и сейчас, к тому же рынок поддержат продажи автомобилей китайских брендов, опять же в случае, если будет ввезен заявленный объем», — считает Андрей Терлюкевич, генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр».

«Росту рынка во втором полугодии может помешать дефицит автомобилей, который из-за нехватки комплектующих будет только усилиться. С другой стороны спрос превышает предложение, люди торопятся совершить покупку по максимально выгодной цене. Так что в целом, снижения продаж во втором полугодии мы не ожидаем», — считает Андрей Павлович, председатель правления АГ «АВИЛОН».

Объем продаж по итогам года вряд ли будет выше 1,7 млн новых автомобилей, скорее даже ближе к 1,65 млн единиц, говорит Андрей Ольховский, генеральный директор «АВТОDOM». Рост продаж будет у тех брендов, которые смогут наладить поставки автомобилей и обеспечат комплектующими свои производства, например, китайских автопроизврдителей.

Премиальный сегмент будет восстанавливаться быстрее, чем массовый, продолжает Ольховский, так как объем автомобилей в штуках значительно меньше и, соответственно, будет проще получить нужное количество комплектующих.

Российский авторынок: статистика первого полугодия

Подведены итоги продаж новых автомобилей в России за первые шесть месяцев этого года. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в первом полугодии реализована 871 тысяча легковушек и легких коммерческих автомобилей, то есть на 36,9% больше, чем в первой половине карантинного 2022-го. А по сравнению с тем же периодом 2019-го рост составил 5,1%. Причем в это количество также включена статистика компаний Mercedes и BMW, которые публикуют свои данные только раз в квартал. На кроссоверы и внедорожники пришлось 46% спроса (400 тысяч машин, по данным АЕБ), а на легкие коммерческие автомобили — 5,8% продаж (51 тысяча). Также официально реализовано 552 электромобиля.

В свою очередь, агентство Автостат подсчитало, что денежная емкость российского авторынка в первом полугодии выросла примерно в полтора раза и достигла 1,5 трлн рублей, ведь машины у нас постоянно дорожают. А на самом деле емкость даже больше, ведь внушительные дилерские накрутки на некоторые модели в расчетах не учитываются.

Понятно, что основными факторами роста продаж стали прошлогодний провал и отложенный спрос. Прибавка могла быть еще более существенной, если бы не дефицит автомобилей. Однако даже в таких условиях не все компании смогли показать рост продаж. Например, Nissan продемонстрировал падение спроса на 2%! Такая же динамика у Хонды, но она уже в начале 2022 года покинет российский авторынок. В минусе Lifan, Isuzu и Jaguar. Провал Chevrolet связан с потерей Нивы, а марки Zotye, Chrysler и smart ушли из России. Зато в ударе крупные китайские компании: Haval и Geely увеличили объем продаж более чем вдвое, а Chery — впятеро!

Российским бестселлером остается Лада Гранта: 71 тысяча машин за шесть месяцев. Семейство Kia Rio не удержалось на втором месте пьедестала, хотя и занимало его несколько месяцев, но по итогам полугодия там обосновалась Лада Веста (57 тысяч). Самым популярным кроссовером уже несколько лет остается Hyundai Creta (39 тысяч). А седан Kia K5 опередил Тойоту Camry.

Основываясь на итогах первого полугодия, в АЕБ обновили прогноз на этот год. Предполагается, что в 2022-м спрос вырастет примерно на 10% относительно 2022 года и достигнет 1 млн 756 тысяч новых автомобилей.

Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в первой половине 2022 года (в сравнении с тем же периодом 2022-го)

Читайте также:  Лишение прав за три грубых нарушения ПДД
Марка6 месяцев 2022, шт.6 месяцев 2022, шт.Динамика
Лада200219132596+51%
Kia10834481219+33%
Hyundai9107263943+42%
Renault7006851535+36%
Volkswagen5394940363+34%
Skoda5279134217+54%
Toyota4665541646+12 %
Nissan2533525745–2 %
Mercedes-Benz2466216939+46%
ГАЗ2380219848+20%
BMW2338317110+37%
Haval162356663+144%
Chery152352887+428%
Mazda1509611878+27 %
УАЗ1317612284+7%
Mitsubishi1207211608+4 %
Lexus105058537+23%
Geely93714499+108%
Audi90396152+47 %
Ford83064511+84%
Suzuki48493183+52%
Volvo46152517+83%
Peugeot41281572+163%
Subaru34662248+54%
Porsche34632338+48 %
Land Rover33582802+20%
Changan24182234+8%
Citroen23301209+93%
Mini15831104+43%
FAW1457713+104%
Genesis1335670+99%
Cheryexeed1220
Infiniti1168663+76%
Cadillac1159515+125%
Opel87059+1375%
Jeep845653+29%
Honda708723–2%
Fiat591486+22%
Lifan434638–32%
Isuzu332406–18%
GAC317
IVECO260137+90%
Jaguar223444–50%
Chevrolet1508291–98%
Brilliance8565+31%
Zotye36111–68 %
Foton3126+19%
Chrysler212–83%
smart149–98%
Dongfeng449
Datsun7462

Топ-25 самых популярных автомобилей в России в первой половине 2022 года (в сравнении с тем же периодом 2022-го)

Эксперты рассказали, когда рост цен убьет спрос на авторынке

Российский авторынок в июне продолжил расти, однако уже не теми темпами, что прежде. И дело тут не только в более высокой базе прошлого года: с июня 2022-го, напомним, дилерские центры вернулись к работе после локдауна по всей стране.

Рост реализации по-прежнему сдерживает дефицит новых машин у дилеров, без которого продажи были бы заметно выше.

Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, за первый летний месяц россияне купили 157,8 тыс. автомобилей, что на 29% больше показателя годичной давности. По отношению же к июню “доковидного” 2019-го продажи автомобилей увеличились только на 10%. А всего с начала нынешнего года в нашей стране реализовано 870,7 тыс. новых машин – на 37% и 5% больше, чем в первой половине 2022-го и 2019 года соответственно.

По словам генерального директора сети автосалонов Fresh Auto Дениса Мигаля, одним из стимулов к покупке автомобиля стала отсрочка повышения утилизационного сбора, что, в свою очередь, позволило сдержать рост цен на новые машины. Помимо этого, распространение нового штамма коронавирусной инфекции и рост внутреннего туризма в сезон отпусков в очередной раз доказали, что личный автомобиль является самым безопасным и удобным средством передвижения.

Между тем, с началом отпускного сезона активность покупателей в автосалонах все же несколько снизилась.

По данным ассоциации “Автомобильные дилеры России”, в июне индекс контрактования новых автомобилей в дилерских центрах сократился на 2% по отношению к предыдущему месяцу, несмотря на внеплановые 10-дневные майские каникулы в этом году. Как отмечают в РОАД, проблемы с поставками новых автомобилей приводят к росту цен и нервозности, и такое состояние рынка, вероятнее всего, продлится до конца нынешнего года.

Как отмечает генеральный директор ГК “АвтоСпецЦентр” Андрей Терлюкевич, продажи в июне, как правило, поактивнее, чем в мае, однако большинство московских дилеров ощутили снижение трафика в дилерских центрах. В первую очередь на покупателей и спрос влияет сейчас не цена, а доступность автомобилей. А ситуация с поставками ухудшается, и негативная тенденция продолжится: это связано, в том числе, и с предстоящими каникулами на автозаводах.

“На рост цен на автомобили влияет, прежде всего, дефицит полупроводников и рост стоимости энергоресурсов и металла. Цены повышаются постепенно, шаг составляет 1-2%, резкие скачки цен происходят только на новые модели. Поэтому, если все запланированные автомобили до нас доедут, то в июле мы ожидаем продажи чуть выше июня”, – говорит Андрей Терлюкевич.

Ценовой беспредел

Действительно, автопроизводители повышают цены на свои модели с завидной регулярностью: только в июне это сделали 32 компании, а некоторые обновили прайс-листы аж дважды за месяц.

Как показывают данные мониторинга “Цена Авто”, за первую половину июля уже 14 автопроизводителей переписали ценники на ряд моделей, в том числе лидеры рынка – Lada, Kia, Hyundai, Renault, Skoda и Volkswagen. Не остались в стороне и китайские Geely с Haval, причем последний увеличил стоимость лишь одной модели – нового кроссовера Jolion, который совсем недавно поступил в продажу.

“Я не вижу существенных рисков в части повышения цен с 1 июля. Все уже настолько привыкли, что цены на автомобили и на другие товары повышаются регулярно, что очередной рост цен не вызывает каких-либо эмоций. Большинство клиентов приняли эту ситуацию как есть и дальше строят свои планы. Они готовы подождать и выбрать автомобиль, который точно им нужен, а не покупать то, что есть”, – рассуждает генеральный директор ГК “Автодом” Андрей Ольховский.

Что касается дальнейших перспектив российского авторынка, то в ближайшие месяцы положительная динамика продаж продолжит снижаться. Этому будет способствовать не только отпускной сезон и более высокая база прошлого года, но, прежде всего, сохраняющийся дефицит.

В этих условиях правительство в очередной раз решило отложить возобновление госпрограммы льготного автокредитования, хотя ранее планировало вернуть кредиты со скидкой от государства в августе, в канун парламентских выборов. Теперь же в Минпромторге говорят, что пока спрос на авторынке превышает предложение, господдержка ему не нужна, а значит, есть вероятность, что в этом году льготных автокредитов ждать уже не стоит. Впрочем, и с объявленной ранее индексацией утильсбора на автомобили в ведомстве пока тоже не спешат.

На этом фоне АЕБ улучшила свой прогноз на 2022 год с 2,1% до 9,8% роста, что означает продажу 1 млн 756 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей. При этом в ассоциации выражают надежду на то, что несмотря на ухудшение эпидемиологической обстановки в стране, полного локдауна и резкого падения продаж удастся избежать.

Читайте также:  Вода в двигателе: ничего страшного или лучше не заводиться до просушки?

Как считает Андрей Ольховский, июль и август будут аналогичны классическим летним месяцам – у граждан, безусловно, смещаются приоритеты в расходовании накоплений, но с приходом сентября и возвращения из отпусков объемы контрактование и общая активность будут восстановлены.

“С учетом сохраняющегося кризиса полупроводников и дефицита автомобилей по этой причине, российский авторынок во втором полугодии может продемонстрировать нейтральную или отрицательную динамику.

Предпосылкой к этому может стать очередное повышение цен на новые авто, так как нестабильность курса рубля, задержки в логистике из-за новой волны распространения вируса, а также традиционная корректировка прайс-листов в соответствии с инфляцией ближе к осени могут повысить стоимость автомобилей еще на 8%. Несмотря на то, что цены уже достигли всех разумных пределов, спрос на них сохраняется, так как автомобиль становится выгодной инвестицией как раз благодаря постоянному увеличению стоимости”, – резюмирует Денис Мигаль.

Российский авторынок в первом полугодии заметно вырос

Chery Tiggo 8 Pro отмечает здесь успех не модели, но марки в целом: 428% роста. Это наилучший показатель в Топ-25 брендов. Заметим, ассортимент Chery в России состоит только из кроссоверов. На внедорожники и кроссоверы приходится 45,9% рынка легковушек.

Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) опубликовал статистику продаж в России за первое полугодие 2022 года. За шесть месяцев реализовано 870 749 легковушек и лёгкого комтранса, что на 36,9% больше, чем в первом полугодии 2022-го. Напомним, что весь 2022-й завершился падением рынка на 9,1%, и наши читатели, прогнозируя развитие ситуации в 2022-м, больше всего голосов отдали за дальнейшее снижение. Но пока прогноз не оправдался, а рынок начал восстанавливаться после сложного прошлого года.

Продажи новых легковых автомобилей и лёгкого коммерческого транспорта в России по маркам за июнь и первое полугодие 2022/2022 годов¹ (данные АЕБ)
МаркииюньМаркиянварь-июнь
20212020%20212020%
Avtovaz (Lada)40 09628 020+43Avtovaz (Lada)200 219132 596+51
Hyundai*19 20413 373+44KIA108 34481 219+33
KIA18 80117 007+11Hyundai*91 07063 852+43
Renault*13 26510 704+24Renault*70 06851 535+36
VW10 2207553+35Škoda52 79134 217+54
Skoda10 0637282+38VW50 76138 061+33
Toyota*75417364+2Toyota*46 65541 646+12
ГАЗ ком.авт.*46373760+23Nissan25 33525 745–2
Nissan41004267–4Mercedes-Benz23 80716 246+47
Haval35091444+143ГАЗ ком.авт.*23 80219 848+20
Chery2955659+348BMW23 38317 110+37
УАЗ*28162770+2Haval16 2356663+144
Mitsubishi27561671+65Chery15 2352887+428
Mazda23402642–11Mazda15 09611 878+27
Geely20691042+99УАЗ*13 17612 284+7
Ford ком.авт.*17701088+63Mitsubishi12 07211 608+4
Audi1687956+76Lexus10 5058537+23
Lexus14572023–28Geely93714499+108
Suzuki1021604+69Audi90396152+47
Volvo1005562+79Ford ком.авт.*83054432+87
Peugeot*906300+202Suzuki48493183+52
Subaru660294+124Volvo46152517+83
Citroen*590232+154Peugeot41281572+163
Porsche564469+20Subaru34662248+54
Land Rover522340+54Porsche34632338+48
VW ком.авт.*461354+30Land Rover33582802+20
Changan400535–25VW ком.авт.*31882302+38
FAW392236+66Changan24182234+8
Genesis301127+137Citroёn*23301209+93
Cheryexeed300MINI15831104+43
Opel*25624+967FAW1457713+104
Infiniti231104+122Genesis1335670+99
Cadillac196103+90Cheryexeed1220
Jeep175118+48Infiniti1168663+76
FIAT*111113–2Cadillac115959+1375
Honda98221–56Opel*870693+23
GAC74Mercedes-Benz ком.авт.*855653+29
Isuzu*7071–1Jeep845723–2
Lifan6692–28Honda708486+22
Jaguar5084–40FIAT*591638–32
Iveco*4732+47Lifan434406–18
Chevrolet1237–68Isuzu*332
Brilliance611–45GAC317137+90
Zotye510–50Iveco*260444–50
Foton*25–60Jaguar223264–43
Chrysler1Chevrolet15065+31
Ford*13Brilliance85111–68
DFM85Zotye3626+19
Hyundai ком.авт.*33Foton*3191–98
Avtovaz (NIVA)2+228Hyundai ком.авт.*212–83
Datsun1560Chrysler279–99
Ford*149–98
smart1449
DFM8+027
Avtovaz (NIVA)+7
Datsun462
Итого157 808122 622+28,7Итого870 749635 959+36,9
1. Продажи лёгких коммерческих автомобилей включены в общие цифры продаж по брендам и маркам, если присутствуют в продуктовой линейке (отмечены *); указаны отдельно по некоторым маркам. Ком. авт.

Как индикатор настроений можно рассматривать не только массовые сегменты рынка, но и всякую экзотику. Например, продолжился подъём российского рынка электромобилей. В абсолютном выражении он ещё очень и очень мал. Но зато темп изменений тут очень наглядный. Если за весь 2022 год в России куплено 756 новых «электричек», то лишь за первые шесть месяцев 2022-го — уже 552 штуки.

25 наиболее продаваемых моделей легковых автомобильных марок в России за июнь и первое полугодие 2022/2022 годов (данные АЕБ)
МестоМодельиюньМодельянварь-июнь
20212020%20212020%
1Lada Granta14 13311 478+23Lada Granta71 20849 922+43
2Lada Vesta11 9328442+41Lada Vesta57 03142 615+34
3Hyundai Creta73156417+14Kia Rio44 75036 164+24
4Hyundai Solaris72063811+89Hyundai Creta38 80029 554+31
5Kia Rio64347873–18Hyundai Solaris33 54118 444+82
6Volkswagen Polo60804991+22Lada Niva30 10819 439+55
7Lada Niva53994232+28Volkswagen Polo28 52721 341+34
8Skoda Rapid PA II49221533+221Skoda Rapid PA II23 3091760+1224
9Renault Duster48752557+91Lada Largus VP21 05315 527+36
10Lada Largus VP39823376+18Renault Duster19 71512 086+63
11Volkswagen Tiguan35632152+66Toyota RAV419 10316 057+19
12Kia K53343Volkswagen Tiguan18 93813 448+41
13Toyota Camry32942084+58Renault Logan16 82612 170+38
14Lada Xray26981772+52Kia K515 276
15Toyota RAV426622635+1Toyota Camry14 91611 366+31
16Renault Logan25482208+15Kia Sportage14 42210 872+33
17Skoda Karoq24261737+40Lada Xray13 8828651+60
18Hyundai Santa Fe2213876+153Renault Sandero13 56510 927+24
19Kia Seltos21001415+48Skoda Karoq11 3474973+128
20Renault Sandero20682466–16Skoda Kodiaq11 2518728+29
21Kia Sportage19712104–6Renault Kaptur10 1478537+19
22Renault Arkana18891609+17Nissan Qashqai965410 281–6
23Skoda Kodiaq18561497+24Kia Seltos96134010+140
24Renault Kaptur17571804–3Mazda CX-596108849+9
25Lada Largus VU1700817+108Renault Arkana93547236+29

Интересно, что как первое полугодие, так и отдельно июнь в 2022 году превзошли показатели продаж не только соответствующих периодов 2022 года, но и 2019-го. Полугодие вообще вышло благоприятнее, чем ожидалось. Правда, новая волна эпидемии, равно как подорожание металла и проблемы с поставками полупроводников вызывают беспокойство. И всё же АЕБ позитивно смотрит на вторую половину года. Ассоциация даже пересмотрела в лучшую сторону свой прогноз на итоги всего 2022-го: предсказан суммарный рост рынка легковушек в России на 9,8%, до 1 756 000 автомобилей. В начале года прогнозировалось куда более скромное значение годового роста, только на 2,1%.

Продажи новых автомобилей в России за 2022 год

Продажи новых машин

в 2022 году (январь – август)

Продажи новых машин

в 2022 году (январь – август)

Всего продаж

Всего на рынке России в 2022 году было реализовано 870 747 автомобилей. Что можно узнать по статистике продаж автомобилей в России в 2022 году? Давайте рассмотрим марки-лидеры по продажам в 2022 году.

Лидером на автомобильном рынке России в 2022 году являются автомобили марки Lada. Благодаря доверию покупателей к бренду, транспортные средства марки Lada были реализованы в количестве 160 123 единиц. Кроме этого бренда в ТОП-5 вошли Kia (89 543 автомобиля), Hyundai (71 868 автомобилей), Renault (56 803 автомобиля) и Volkswagen (43 268 автомобилей).

Самыми же продаваемыми моделями в 2022 году в России стали автомобили Lada Granta. В 2022 году было реализовано 57 968 автомобилей Lada Granta. На втором месте идут автомобили Lada Vesta с показателем в 45 099 автомобилей. Также в ТОП-5 вошли такие автомобили как Kia Rio (38 316 автомобилей), Hyundai Creta (31 485 автомобилей), Hyundai Solaris (26 335 автомобилей).

Итоги продаж автомобилей в России

МаркаянварьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрьИтого
1Lada21 85728 27233 77937 93138 284160 123
2Kia15 05116 51620 05719 10118 81889 543
3Hyundai10 94913 84215 33315 48316 26171 868
4Renault8 53410 17111 65913 95712 48256 803
5Volkswagen6 1667 3409 99710 0399 72643 268
6Skoda6 0367 0299 73710 3659 56142 728
7Toyota5 3337 64010 2788 5147 34939 114
8Nissan3 2724 7505 7053 6813 82721 235
9ГАЗ2 1023 2504 5214 9114 38119 165
10Mazda2 1533 2102 6892 4942 21012 756
11Haval1 5672 1582 8333 0013 16712 726
12Chery1 9141 9982 3982 9802 99012 280
13Mercedes-Benz3 0763 8804 80211 758
14BMW2 8473 5924 44710 886
15УАЗ1 3051 5772 7332 5462 19910 360
16Mitsubishi9371 9652 2302 0742 1109 316
17Lexus1 4281 2272 4912 0361 8669 048
18Audi1 0851 4021 6251 7291 5117 352
19Geely5551 2031 7321 8112 0017 302
20Ford9101 0701 4091 6071 5406 536
21Suzuki4106639318939313 828
22Volvo4445577988929193 610
23Peugeot3924977368437543 222
24Porsche4125157037295402 899
25Land Rover4485276336036252 836
26Subaru4045236746225832 806
27ChangAn2633954854334422 018
28Citroen2132863714624081 740
29Genesis571702453212411 034
30Cadillac131176302208146963
31Infiniti104180234228191937
32Mini186234287707
33Honda82108139162119610
34Fiat768611312382480
35Lifan8364767768368
36Isuzu4341276784262
37GAC2721686364243
38Iveco4032405942213
39Jaguar4324193651173
40Chevrolet1726433517138
41Brilliance13182217979
42Zotye94610231
43Foton87112129
44Smart11
N/A3405417949 5549 250166 874187 353
Общие продажи101 322127 787158 213160 699155 852166 874Н/ДН/ДН/ДН/ДН/ДН/Д870 747

Примечания

  1. Данные предоставлены из официальных источников: АЕБ, АСЕА, Automotive News, GoodCarBadCar, Focus2move, а также из официальных данных автопроизводителей.
  2. Общие продажи и список марок может отличаться, т.к. данные предоставлены по маркам на портале VERcity.
  3. N/A – статистика по моделям, отсутствующие в каталоге VERcity. Грузовые автомобили, специальная техника и тд.
  4. Все данные собраны из открытых источников и не имеют подтверждения у официальных цетров. Данные предоставлены только в ознакомительных целях. В случае любых нарушений сообщите нам (auto@vercity.ru), после получения запроса, он будет обработан в срок от 2 до 5 рабочих дней.

Общая статистика продаж автомобилей в России

На портале VERcity мы публикуем проверенные данные от ассоциаций и производителей машин, чтобы вы могли:

  • Изучать вкусы российских автолюбителей и прогнозировать их поведение в кризисных условиях.
  • Использовать данные графиков и таблиц для продвижения новых моделей на рынок.
  • Удовлетворить личный интерес и узнать интересные факты об автомобильной отрасли.

Мы ведем статистику автомобилей в России, начиная с 2005 г. Поэтому на портале вы легко найдете данные за любой месяц из указанного периода. После завершения очередного отчетного квартала мы обновляем информацию, чтобы держать вас в курсе событий.

Статистика продаж автомобилей в России в июле 2022 года

Самые популярные автомобили в России в июле 2022 года. Следом за традиционно занимающей первое место Ладой, продавшей 32,0 тыс. авто (+3%), расположились: KIA – 17,1 тыс. (-5%), Hyundai – 13,3 тыс. (-7%) и Renault – 11,2 тыс. (-3%).
Тройка лидеров по концернам выглядит так: Avtovaz-Renault-Nissan, VW Group, Hyundai Group.
По динамике продаж среди крупных производителей впереди Chery – 248%, этот результат позволил китайской компании войти в десятку лидеров. В отстающих Skoda – -36%.
Из модельного ряда на первом месте Lada Granta – 10,9 тыс. продаж (-5%), далее следуют Lada Vesta – 10,2 тыс. (+4%) и KIA Rio – 5,6 тыс. (-20%).

В целом за 7 месяцев 2022 года продано 954 тыс. автомобилей, что на 28,5% больше чем за аналогичный период 2022 года.
Вслед за Ладой, продавшей 232,2 тыс. авто (+42%), идут: KIA – 125,4 тыс. (+26%), Hyundai – 104, т1ыс. (+34%) и Renault – 81,3 тыс. (+29%).
Среди моделей лидируют: Lada Granta – 82,1 тыс. (+34%), Lada Vesta – 67,3 тыс. (+28%) и KIA Rio – 50,4 тыс. (+17%).

Самые продаваемые машины в Москве в мае (актуальные данные смотрите позже): KIA Rio – 1073 шт., Skoda Rapid – 844, Hyundai Solaris – 715, Hyundai Creta – 665, Toyota Camry – 602, Volkswagen Tiguan – 492.
Всего продажи составили 19,4 тыс. автомобилей (в 3 раза больше мая 2022 года), за пять месяцев – 93,2 тыс. (+42%).

Самые продаваемые машины в Санкт-Петербурге в мае (актуальные данные смотрите позже): Skoda Rapid – 320 шт., Volkswagen Tiguan – 272, Volkswagen Polo – 271, Hyundai Solaris – 270, Lada Vesta – 267.
Всего продано 8,0 тыс. автомобилей (в 2,3 раза больше мая 2022 года), за пять месяцев – 40,0 тыс. (+36%).

Комментарии Томаса Штэрцеля, Председателя Комитета автопроизводителей АЕБ: “Как мы указали в июньском пресс-релизе, в этом месяце рынок переживает небольшой спад по сравнению с прошлым годом. В июле 2022 года было продано 136040 легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 4,1% меньше, чем в июле 2022 года после снятия ограничений, связанных с пандемией. В январе – июле 2022 года было продано 957160 автомобилей, что все же на 28,9% больше, чем за аналогичныйпериод прошлого года.
В ближайшие месяцы можно ожидать дальнейших корректировок, связанных с ограничивающими эффектами сокращения производства во всем мире из-за нехватки электронных компонентов”

Статистику продаж новых автомобилей за август смотрите после 7 сентября 2022 года.

На рынке подержанных легковых автомобилей, согласно аналитической компании “Автостат”, перепродажи в мае 2022 года (актуальные данные смотрите позже) составили 565 тыс. авто, это на 53% больше мая 2022 года. Всего за 5 месяцев реализовано 2,3 млн. машин, что на 28% больше предыдущего года.

Предпочтения посетителей сайта Green Way в вопросах и ответах.

Вопрос: “Какую марку Вы предпочтёте при прочих равных условиях?”.

  • 46% Hyundai
  • 41% Ford
  • 13% Renault

Вопрос: “Стоит ли покупать китайские автомобили?”. Ответы: 53% – не стоит, 47% – стоит.

Вопрос: “Какой автомобиль Вы купите при прочих равных условиях, российский или китайский?” разделил аудиторию ровно пополам – 50 на 50. Можно предположить, что на результаты в значительной степени повлияли ответы владельцев российских машин, которых гораздо больше, чем китайских.

Oб автомобилях и ценах – новости за 2022 год.

  • В июле 20 брендов переписали цены своих моделей. Так машины KIA подорожали на 0,9 – 1,9 процентов; Hyundai на 1,0 – 2,6; LADA на 1,4 – 4,4; Renault на 0,1 – 1,7; Skoda на 0,6 – 4,1; Honda на 2,2 – 2,7; Mazda на 1,7 – 2,6. Смотреть подробнее.
  • В России начали продавать места в очереди у дилеров на покупку дефицитных машин. Цены на подобные услуги достигают 50-70 тысяч рублей на фоне повышенного спроса на автомобили. Дилеры и прогнозируют дальнейшее усиление дефицита машин.
    Как это делается говорит директор дилерского центра “Ауди Авилон” Ренат Тюктеев: “Переоформление контракта на другое лицо – вполне распространенная операция. В качестве первого шага покупатель всегда авансирует автомобиль небольшой денежной суммой. Перед финальной доплатой будущий покупатель окончательно решает, на кого будет оформлен автомобиль.”Смотреть подробнее.

Продажи марок новых легковых автомобилей в России в июле 2022 года

Для сортировки щёлкните по заголовку столбца

  • * Продажи легких коммерческих автомобилей включены в общие цифры продаж по брендам и маркам, если присутствуют в продуктовой линейке

Самые продаваемые модели новых легковых автомобилей в России в июле 2022 года

Для сортировки щёлкните по заголовку столбца.

Итоги продаж новых автомобилей в 2022 году

Статистика продаж автомобилей в России в 2022 году

В потоке новостей начала мая как-то не получила должного внимания информация об итогах продаж новых автомобилей в 2022 году. Вполне возможно, было достаточно других информационных поводов, которые преобладали в это время, либо просто было скромные результаты продаж в первом квартале не способствовали росту интереса.

Как мы помним, в апреле прошлого года вся страна в ее подавляющем большинстве ушла на удаленную работу, а работа сферы услуг, предоставление которых было возможно только в очном режиме, была, фактически, под запретом. На этом фоне, рынок продаж новых автомобилей продемонстрировал драматическое падение, когда было реализовано всего 39 тыс. новый автомобилей, – это минимальный объем ежемесячных продаж за последние несколько лет – до этого никогда в последние годы в месяц не продавалось меньше 100 тыс. новых машин, а среднемесячный объем продаж колебался в районе 150 тыс. единиц. Тем особенно было интересно отследить, как будут идти продажи новых машин в этом году.

В первые три месяца этого года продажи шли хуже, чем в предыдущие годы, – за весь первый квартал было реализовано на 12 тыс. машин или 2,8% меньше, чем в первом квартале 2022 года, что не вызывало оптимизма у экспертов. Так, например, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель сообщал, что «в целом ситуация на рынке не вызывает удивления. Покупательский интерес несколько снижается по мере роста цен, в некоторых случаях по-прежнему наблюдается дефицит в предложении определенных моделей. Неопределенность с повышением утилизационного сбора также не помогает рынку. Наибольшее замедление продаж наблюдается в массовом сегменте».

Однако, всё изменилось именно в апреле. Давайте посмотрим на графики динамики продаж:

Если по итогам 1 квартала 2022 было падение продаж на 2,8%, то уже по итогам первых четырех месяцев года рост составил 23,3%. Особенно эта цифры выглядит впечатляюще после падения на 19% за аналогичный период прошлого года. Более того, объемы продаж за январь-апрель лишь немногим недотягивают до аналогичных в 2019 году, уступая им всего 0,2%.

В целом, это хорошие новости не только для автомобильного рынка, но и для сопутствующих ему отраслей, включая банковский сектор и страхование.

Очевидно, что именно продажи апреля развернули динамику первого квартала. Посмотрим, как это выглядит на графике.

Объем продаж в апреле 2022 года составил почти 152 тыс. автомобилей. Эта цифра включает в себя продажи автомобилей немецкими автоконцернами за 1 квартал, т.к. помесячные данные по ним отсутствуют. Это почти в четыре раза больше, чем в апреле 2022 года – чистый прирост продаж составил 290%, и на 2,5% больше, чем в первые четыре месяца 2019 года, хотя и чуть меньше, чем в 208 году. Продажи апреля не достигли пиковых значений квартальных месяцев, однако, на фоне общей динамики продаж, эти цифры вполне в тенденции предыдущих лет.

Кто впереди?

Бессменным лидером продаж является автомобили российского автоконцерна АвтоВАЗ – продажи этой марки занимают 22,6% от продаж всех автомобилей на рынке, и в 2022 году эта доля выросла на 1,2 процентных пункта. Общий объем продаж марки составил 122 тыс. автомобилей увеличившись по сравнению с прошлым годом на 30%.

Второе и третье место занимают корейские автопроизводители KIA и Hyundai с объемами продаж 70,7 (+25,8%) и 55,6 (+26,3%) тыс. автомобилей. В целом лидеры в марках довольно стабильны уже несколько лет, поэтому здесь вся интрига возникает лишь в том, чьи темпы роста или падения более высокие.

Или нет? Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что наибольший темп роста продемонстрировала марка Skoda – с приростом в 38% эта марка не только продала 33,2 тыс. автомобилей, но и обошла в рейтинге марку Toyota, чей темп роста в группе лидеров оказался наименьшим и составил 6,6% с объемом продаж 31,8 тыс. автомобилей. На продажи марки Skoda большое позитивное влияние оказал выход новых рестайлинговых моделей, а то время, как модельный ряд Toyota представлен автомобилями, которые пользовались особым спросом в 2022 году.

Стоит отметить, что в период сильного падения продаж в прошлом году именно продаж марки Toyota, практически не изменились по количеству относительно предыдущего года, в то время как лидерами по падению в группе наиболее продаваемых марок были корейские автопроизводители. Вполне возможно полагать, что клиентский сегмент данных марок сильно дифференцирован и по-разному реагирует на экономические потрясения.

Какие марки были наиболее востребованы у потребителей в апреле?

Картинка, примерно, та же самая, однако, несложно заметить, что непосредственно в апреле серьезный рывок сделали корейские автопроизводители KIA и Hyundai, тем роста которых был наибольшим в группе лидеров – 341% и 534% соответственно. Этот рост, в том числе, способствовал увеличению доли в объеме продаж. Причем настолько, что доля практически всех остальных производителей снизились.

Наиболее популярные модели

Ниже в таблице представлены ТОП-25 наиболее популярных моделей в 2022 году по объему продаж.

Больше всего продаются модели Lada Granta и Lada Vesta. Тем не менее, марки корейских автопроизводителей KIA и Hyundai также весьма популярны.

Более детально и более подробно посмотреть и проанализировать данные о продажах новых машин теперь можно и на нашем сайте в новом разделе Рынок автомобилей в России – Статистика продаж .

Что дальше?

Уверен, этот год будет богат на интриги в продажах новых машин. Во-первых, будет интересно посмотреть, каковы будут продажи мая – с высокой долей вероятности можно утверждать, что они будут выше, чем в мае 2022 года, но вот темп роста, скорей всего, уже будет ниже, чем в апреле. Ключевой вопрос – на сколько?

Также далее будет интересно понаблюдать за продажами в летний и осенний периоды – в 2022 году в эти месяцы наблюдался, достаточно, высокий спрос на машины, который большинство экспертов связывали с фактом отложенных покупок – можем ли утверждать, что высокий темп роста апреля и ожидаемый рост мая – это, всего лишь, смещение отложенного спроса с будущих месяцев, или продажи машин так себя не ведут?

Может ли быть такое, что высокий рост апреля был связан с ожиданиями потребителей относительно дальнейшего роста цен на новые автомобили и снижение доступности автокредитов вслед за повышением Центральным Банком России ключевой ставки два раза в течение месяца?

Ответы на эти вопросы мы узнаем уже достаточно скоро. И будем следить за динамикой продаж в том числе на нашем сайте.

Статья подготовлена и одобрена by эксперт страхового рынка Максим Чернов

Эксперты и дилеры дали прогноз по продажам и ценам на автомобили в 2022 году

За 11 месяцев 2022 г. продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) упали более чем на 10%. При этом в ноябре уходящего года по сравнению с ноябрем прошлого этот показатель вырос на 5,9%. В 2022 г., по оценкам экспертов «Автостата», объем российского авторынка может составить 1,35 млн новых легковых машин, что будет соответствовать падению на 5 – 6% относительно текущего года.

Агентство Russian Automotive Market Research, напротив, ожидает в 2022 г. рост продаж новых легковых автомобилей, который может составить от 2,0% до 4,4%.

Динамика продаж на российском рынке будет зависеть, главным образом, от ситуации с пандемией коронавируса и сроков снятия карантинных мер, прогнозирует партнер «Автостата» Игорь Моржаретто. «Если предположить, что это произойдет ближе к лету, то можно предположить, что рынок начнет восстанавливаться со второго полугодия. Можно предположить, что падение по следующему году тоже будет, но будет тоже небольшим — например, 5%», — говорит он.

Прямое влияние на стоимость автомобилей оказывает курс рубля: если он продолжит падать, то в следующем году увеличение средневзвешенной цены на новые легковые автомобили в России может достичь 10%, прогнозируют эксперты «Автостата». За последние шесть лет средневзвешенная цена нового авто в России выросла на 66%. При этом по состоянию на ноябрь в текущем году увеличение составило лишь 6,5%, что ниже темпа роста курса доллара. Для сравнения: в 2015 г. средневзвешенные цены выросли на 20% по отношению к показателю 2014 г.

СМИ узнали о повышении утилизационного сбора на авто до 30%

«Это объясняется изменением структуры самого рынка, он сместился в сторону продаж более доступных моделей», — сказал директор агентства «Автостат» Сергей Целиков. Согласно статистике АЕБ, лидерами продаж на российском рынке за десять месяцев текущего года стали автомобили концернов «АвтоВАЗ», KIA и Hyundai.

«Импортеры всегда четко следят за изменением курса валюты и оценивают это в долгосрочной перспективе. В 2022 году с января по октябрь цены на автомобили выросли в среднем от 3 до 15%. Среди основных факторов роста можно отметить колебания курса, инфляцию, обновление модельного года», — отмечает операционный директор «Авилона» Алексей Гуляев.

Традиционная индексация цен на новые автомобили по многим брендам произойдет 1 января. Гуляев считает, на этот процесс могут оказать влияние и сопутствующие факторы. Например, в этом году на индексации цен в январе частично сказался и рост утилизационного сбора. Согласно сообщениям РИА «Новости» и «Коммерсанта», в ноябре с инициативой повышения утильсбора [выступил] Минпромторг: с начала 2022 г. правительство может его увеличить на 25-30% для всех видов транспорта.

По словам Моржаретто, возможное повышение утильсбора в первую очередь скажется на цене ввозимых в Россию иномарок. «Ставки утилизационного сбора для автомобилей, собранных в России, производителю компенсируются, соответственно увеличение сбора на них скажется лишь опосредованно. Что касается иномарок, которые ввозятся сюда по прямому импорту, — там цена вырастет в среднем на 50-100 тыс. в зависимости от параметров автомобиля», — говорит Моржаретто.

В свою очередь генеральный директор ГК «Автоспеццентр» Денис Петрунин прогнозирует более сдержанный рост цен на автомобили по сравнению с уходящим годом. «Сейчас большинство автопроизводителей привязаны к курсу евро и в большей степени на ценообразование влияет бивалютная корзина бренда. В любом случае цены на автомобили продолжат расти в 2022 году, но более сдержанными темпами, чем в 2022, т.к. слишком быстрый рост цен второй год подряд заморозит спрос», — считает он. Петрунин подчеркивает, что локальные бренды будут расти в цене меньше, чем импортные, а нишевые бренды продолжат свою стагнацию и постепенно покинут российский авторынок.

Локдаун, карантинные меры во многих регионах и последовавшие за ними нарушения в цепочках поставок автомобилей привели к дефициту на рынке. Автопроизводители пока не смогли произвести товарные автомобили в количестве, достаточном для полного удовлетворения текущего спроса, говорит директор по развитию компании «Рольф» Владимир Мирошников.

«Большинство автопроизводителей исходит из того, что в будущем году российский авторынок покажет умеренный рост, и в соответствии с этим прогнозом планируют поставки. Будет продолжаться и постепенный рост цен. Можно прогнозировать, что ощутимый виток подорожания на рынке произойдет в начале будущего года», — отмечает он. Но есть и другой фактор, который вносит долю неопределенности в следующем году — это ситуация с коронавирусом. Чем быстрее она разрешится в большинстве стран, тем стабильнее будут поставки и тем меньше будет дефицит автомобилей на рынке, добавляет Мирошников.

Дефицит на рынке сохранится в начале 2022 г., ситуация может измениться к концу I квартала — началу II квартала, прогнозирует Алексей Гуляев. Отчасти дефицит на рынке усилило и беспокойство покупателей из-за колебаний курса рубля: многие решили поспешить с покупкой автомобиля. В свою очередь эксперты агентства «Автостат» оценивают объем автомобильного рынка в России в 2022 г. в 1,35 млн новых легковых машин, что будет соответствовать падению на 5 – 6% относительно нынешнего года.

Другим следствием дефицита на рынке станет отсутствие традиционных для новогоднего времени скидок на автомобили, подчеркивает Мирошников. «В этом году ситуация особая, поскольку на складах многих брендов дефицит, распродаж в этом году не будет. С другой стороны, клиенты понимают, что цены будут расти и что выгоднее приобрести автомобиль сейчас по текущим ценам, чем ждать дальнейшего повышения, поэтому высокий спрос в декабре сохранится», — отмечает директор по развитию компании «Рольф».

С ним соглашается и Гуляев: скидки на автомобили в начале года, как правило, обусловлены распродажей машин предыдущего года выпуска. «В текущей ситуации по некоторым брендам есть риск войти в 2022 год вообще без автомобилей. Поэтому если есть потребность купить автомобиль, то лучше это делать сейчас, так как до I квартала возможно еще одно подорожание, а поставки автомобилей до сих пор не стабилизировались», — подчеркивает операционный директор АГ «Авилон».

Российский авторынок в первом полугодии заметно вырос

Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) опубликовал статистику продаж в России за первое полугодие 2022 года. За шесть месяцев реализовано 870 749 легковушек и лёгкого комтранса, что на 36,9% больше, чем в первом полугодии 2022-го. Напомним, что весь 2022-й завершился падением рынка на 9,1%, и наши читатели, прогнозируя развитие ситуации в 2022-м, больше всего голосов отдали за дальнейшее снижение. Но пока прогноз не оправдался, а рынок начал восстанавливаться после сложного прошлого года.

Продажи новых легковых автомобилей и лёгкого коммерческого транспорта в России по маркам за июнь и первое полугодие 2022/2022 годов¹ (данные АЕБ)
МаркииюньМаркиянварь-июнь
20212020%20212020%
Avtovaz (Lada)40 09628 020+43Avtovaz (Lada)200 219132 596+51
Hyundai*19 20413 373+44KIA108 34481 219+33
KIA18 80117 007+11Hyundai*91 07063 852+43
Renault*13 26510 704+24Renault*70 06851 535+36
VW10 2207553+35Škoda52 79134 217+54
Skoda10 0637282+38VW50 76138 061+33
Toyota*75417364+2Toyota*46 65541 646+12
ГАЗ ком.авт.*46373760+23Nissan25 33525 745–2
Nissan41004267–4Mercedes-Benz23 80716 246+47
Haval35091444+143ГАЗ ком.авт.*23 80219 848+20
Chery2955659+348BMW23 38317 110+37
УАЗ*28162770+2Haval16 2356663+144
Mitsubishi27561671+65Chery15 2352887+428
Mazda23402642–11Mazda15 09611 878+27
Geely20691042+99УАЗ*13 17612 284+7
Ford ком.авт.*17701088+63Mitsubishi12 07211 608+4
Audi1687956+76Lexus10 5058537+23
Lexus14572023–28Geely93714499+108
Suzuki1021604+69Audi90396152+47
Volvo1005562+79Ford ком.авт.*83054432+87
Peugeot*906300+202Suzuki48493183+52
Subaru660294+124Volvo46152517+83
Citroen*590232+154Peugeot41281572+163
Porsche564469+20Subaru34662248+54
Land Rover522340+54Porsche34632338+48
VW ком.авт.*461354+30Land Rover33582802+20
Changan400535–25VW ком.авт.*31882302+38
FAW392236+66Changan24182234+8
Genesis301127+137Citroёn*23301209+93
Cheryexeed300MINI15831104+43
Opel*25624+967FAW1457713+104
Infiniti231104+122Genesis1335670+99
Cadillac196103+90Cheryexeed1220
Jeep175118+48Infiniti1168663+76
FIAT*111113–2Cadillac115959+1375
Honda98221–56Opel*870693+23
GAC74Mercedes-Benz ком.авт.*855653+29
Isuzu*7071–1Jeep845723–2
Lifan6692–28Honda708486+22
Jaguar5084–40FIAT*591638–32
Iveco*4732+47Lifan434406–18
Chevrolet1237–68Isuzu*332
Brilliance611–45GAC317137+90
Zotye510–50Iveco*260444–50
Foton*25–60Jaguar223264–43
Chrysler1Chevrolet15065+31
Ford*13Brilliance85111–68
DFM85Zotye3626+19
Hyundai ком.авт.*33Foton*3191–98
Avtovaz (NIVA)2+228Hyundai ком.авт.*212–83
Datsun1560Chrysler279–99
Ford*149–98
smart1449
DFM8+027
Avtovaz (NIVA)+7
Datsun462
Итого157 808122 622+28,7Итого870 749635 959+36,9
1. Продажи лёгких коммерческих автомобилей включены в общие цифры продаж по брендам и маркам, если присутствуют в продуктовой линейке (отмечены *); указаны отдельно по некоторым маркам. Ком. авт.

Как индикатор настроений можно рассматривать не только массовые сегменты рынка, но и всякую экзотику. Например, продолжился подъём российского рынка электромобилей. В абсолютном выражении он ещё очень и очень мал. Но зато темп изменений тут очень наглядный. Если за весь 2022 год в России куплено 756 новых «электричек», то лишь за первые шесть месяцев 2022-го — уже 552 штуки.

25 наиболее продаваемых моделей легковых автомобильных марок в России за июнь и первое полугодие 2022/2022 годов (данные АЕБ)
МестоМодельиюньМодельянварь-июнь
20212020%20212020%
1Lada Granta14 13311 478+23Lada Granta71 20849 922+43
2Lada Vesta11 9328442+41Lada Vesta57 03142 615+34
3Hyundai Creta73156417+14Kia Rio44 75036 164+24
4Hyundai Solaris72063811+89Hyundai Creta38 80029 554+31
5Kia Rio64347873–18Hyundai Solaris33 54118 444+82
6Volkswagen Polo60804991+22Lada Niva30 10819 439+55
7Lada Niva53994232+28Volkswagen Polo28 52721 341+34
8Skoda Rapid PA II49221533+221Skoda Rapid PA II23 3091760+1224
9Renault Duster48752557+91Lada Largus VP21 05315 527+36
10Lada Largus VP39823376+18Renault Duster19 71512 086+63
11Volkswagen Tiguan35632152+66Toyota RAV419 10316 057+19
12Kia K53343Volkswagen Tiguan18 93813 448+41
13Toyota Camry32942084+58Renault Logan16 82612 170+38
14Lada Xray26981772+52Kia K515 276
15Toyota RAV426622635+1Toyota Camry14 91611 366+31
16Renault Logan25482208+15Kia Sportage14 42210 872+33
17Skoda Karoq24261737+40Lada Xray13 8828651+60
18Hyundai Santa Fe2213876+153Renault Sandero13 56510 927+24
19Kia Seltos21001415+48Skoda Karoq11 3474973+128
20Renault Sandero20682466–16Skoda Kodiaq11 2518728+29
21Kia Sportage19712104–6Renault Kaptur10 1478537+19
22Renault Arkana18891609+17Nissan Qashqai965410 281–6
23Skoda Kodiaq18561497+24Kia Seltos96134010+140
24Renault Kaptur17571804–3Mazda CX-596108849+9
25Lada Largus VU1700817+108Renault Arkana93547236+29

Интересно, что как первое полугодие, так и отдельно июнь в 2022 году превзошли показатели продаж не только соответствующих периодов 2022 года, но и 2019-го. Полугодие вообще вышло благоприятнее, чем ожидалось. Правда, новая волна эпидемии, равно как подорожание металла и проблемы с поставками полупроводников вызывают беспокойство. И всё же АЕБ позитивно смотрит на вторую половину года. Ассоциация даже пересмотрела в лучшую сторону свой прогноз на итоги всего 2022-го: предсказан суммарный рост рынка легковушек в России на 9,8%, до 1 756 000 автомобилей. В начале года прогнозировалось куда более скромное значение годового роста, только на 2,1%.

Леонид Попов, 7 июля в 08:26. Фото фирм-производителей

Реальные продажи машин в 1 квартале упали в 3 (!) раза сильнее, чем по статистике. Почему?

По данным АЕБ, продажи в России в первом квартале 2022 года снизились на 2,8%, или всего на 11 тысяч машин. Однако эти цифры, представленные в открытом доступе, не совсем точно отражают действительность: в них посчитаны автомобили, отгруженные дилерам, а не выданные покупателям. Для более объективной оценки ситуации давайте взглянем на статистику числа регистраций новых автомобилей в ГИБДД в первом квартале. Это позволит выяснить сразу несколько фактов: какова реальная динамика продаж относительно прошлого года и какие бренды сильнее других завышают цифры продаж. Заодно можно взглянуть на долю «прошлогодних» машин в структуре продаж каждого бренда, но поскольку речь идет о первом квартале года, эта статистика будет интересной далеко не везде – в этот период все распродают остатки машин предыдущего года выпуска. Куда любопытнее узнать, насколько показательна общая заявленная рыночная динамика.

Как мы уже поясняли в одном из прошлых материалов, расхождение в объемах машин, отгруженных дилерам и поставленных на учет, – явление не то чтобы крайне удивительное или ненормальное. Во-первых, у разных брендов может быть разная модель работы с дилерами: например, крупные дистрибьюторы популярных марок могут иметь обширные складские запасы, а при малых масштабах продаж основная часть машин может приезжать под покупателя. Во-вторых, ситуация зависит от спроса: при его повышении число зарегистрированных машин может быть даже больше числа отгруженных из-за распродажи складов, а падение спроса вызывает обратную динамику. В-третьих, отгруженная дилеру машина так или иначе приносит прибыль бренду – отсрочка платежа и другие «поблажки» изменяют лишь сроки продажи автомобиля и постановки его на учет. Однако бывает и такое, что расхождение между «желтыми» машинами, отправленными дилерам, и реально проданными оказывается слишком большим. Иногда доходит до забавного: по собственным заявленным данным бренд показывает прирост, а по статистике регистраций демонстрирует падение. В общем, как раз на то, какие бренды «желтят» больше других, и будет любопытно взглянуть.

Но перед тем как погрузиться в продажи отдельных брендов, давайте оценим общую рыночную ситуацию – здесь цифры оказываются не менее интересными. По данным АЕБ, в первом квартале продажи относительно аналогичных периодов прошлого года (АППГ) колебались незначительно. В январе они снизились на 4,2%, в феврале показали прирост в 0,8%, а в марте снова подсели на 5,7%. Итоговый заявленный показатель первого квартала – минус 2,8% относительно АППГ, или 387 322 машины против 398 518 в абсолютном выражении. А вот число поставленных на учет в ГИБДД новых автомобилей говорит, что данные АЕБ слишком оптимистичные. Здесь цифры несколько иные: 346 511 автомобилей в этом году против 375 627 в прошлом, что дает нам падение уже на 7,7%. Иными словами, реальное сокращение авторынка почти в 3 раза (в 2,75, если быть точными) выше, чем заявленное. Само собой, здесь тоже есть незначительные погрешности. Например, из самого очевидного – то, что машины, купленные в конце марта, могут встать на учет в апреле. Однако итоговых результатов это не отменяет: фактическое падение рынка заметно сильнее, чем то, что озвучено официально.

Ну а теперь, обозначив общий тренд на снижение продаж, давайте взглянем, как это снижение распределилось среди участников рынка. А начнем «ревизию» с премиум-брендов.

Премиум-сегмент

Можно начать в алфавитном порядке, чтобы сразу наткнуться на ту самую любопытную нестыковку. Audi занимает четвертое место в премиум-сегменте по объемам продаж, причем как «желтых», так и «белых». При этом число зарегистрированных в начале года машин даже превышает данные, поданные в АЕБ: 4510 штук против 4112. Здесь сказывается то самое затоваривание складов и отложенный спрос: в начале года покупатели начали покупать прошлогодние машины, чтобы получить максимальную выгоду от «старых» цен и скидок за год в ПТС. Это наглядно подтверждается цифрами: 2,5 из 4,5 тысяч зарегистрированных машин – прошлогодние. Но это не так удивительно для первого квартала. Самое интересное здесь другое: по данным АЕБ, Audi закончила квартал с приростом продаж в 4%, а вот статистика регистраций в ГИБДД говорит ровно об обратном: минус 15%. Вот такая занимательная математика в начале года.

Следующий интересный факт демонстрируют BMW и Mercedes-Benz. По данным АЕБ, марка занимает второе место по объему продаж с результатом в 10 886 машин, слегка уступая Mercedes-Benz с его 11 406. А вот по данным о регистрациях баварцы занимают уверенное первое место: на учет встало 10 466 автомобилей, в то время как результат Mercedes – 8845 автомобилей. При этом ситуация у Mercedes та же, что у Audi: при заявленном АЕБ приросте в 10% зарегистрировано в первом квартале 2022 года на 7% меньше машин, чем в прошлом, и почти 80% этого объема – автомобили 2022 года выпуска. Впрочем, у BMW эта доля абсолютно такая же, но вот объемы «честнее». Здесь прирост регистраций даже превышает данные АЕБ: если официально бренд закончил год «в нулях», то по постановкам на учет наблюдается прибавка в 3%. На честном третьем месте в сегменте закончил год Lexus. У японцев статистика, конечно, тоже несколько приукрашена: 13% против 3%, но доля прошлогодних машин чуть ниже, чем у немцев: 3406 машин из 4708, или 73%.

Из более скромных премиум-брендов хорошими результатами могут похвастать Porsche, Genesis и Cadillac. Немцы, конечно, тоже слегка не дотягивают до заявленного прироста в 16%, но +10% по числу регистраций – все равно очень неплохо. Вдобавок доля прошлогодних машин здесь низкая – всего треть. Корейцы в разы уступают Porsche по объемам продаж, но зато прирост клиентских машин даже выше, чем дилерских, а доля прошлогодних автомобилей тоже составляет около 30%. Ну а Cadillac демонстрирует самые впечатляющие процентные прибавки: +73% по данным АЕБ и +44% по расчетам ГИБДД. Расширение модельного ряда кроссоверов моделями XT6, XT5, XT4 приносит свои плоды, пусть продажи и прирастают в основном за счет скидок на прошлогодние экземпляры.

У остальных игроков сегмента ситуация отрицательная. Само собой, в разной степени: так, если Volvo при заявленном росте в 6% потеряла в регистрациях 8%, то Jaguar «честно» просел примерно на 70%, продав около сотни машин за квартал. У Jeep и Mini теория и практика тоже сходятся, а вот Infiniti «бравирует»: заявлен прирост в 1%, но на учет встало на четверть меньше машин, чем в прошлом году. Вдобавок абсолютно все они были 2022, а то и 2019 года выпуска – посмотрим, появятся ли свежие поставки в следующем квартале.

Отдельно отметим просадку в продажах автомобилей люкс-класса. Здесь сохранил уровень только Rolls-Royce: за первые три месяца 2022 года зарегистрировано 38 машин против 40 годом ранее. При этом Bentley потеряли треть объема: 42 машины против 66, а у Lamborghini и вовсе 4 проданных спорткара против 34 в прошлом году – то есть, снижение составило почти 90%.

А еще здесь же, в дорогом сегменте, стоит взглянуть на продажи электромобилей. До революции нам пока далеко: в первом квартале года зарегистрировано 307 электрических машин. Правда, в прошлом году их было всего 53, так что фактически мы имеем прирост, в 6 раз. Причем этот прирост обеспечила не только Tesla с 67 проданными машинами против 15, но и новинки сегмента в лице Porsche Taycan и Audi E-Tron.

Porsche Taycan Turbo S

Средний и бюджетный сегмент

А вот в среднем и бюджетном сегментах, которые точнее отражают реальную рыночную ситуацию, похвастаться хорошими результатами почти некому. В «честном» плюсе – только Mazda и Lada. Японцы не только успешны, но и прозрачны: число регистраций почти в точности совпадает с числом проданных машин, и неважно, что более 80% из них – прошлого года выпуска. Ну а прирост Lada не очень удивителен, на фоне роста цен и снижения реальных доходов все больше покупателей обращаются к самым бюджетным автомобилям на рынке. Вдобавок в начале года дилеры не только выдавали самые ходовые модели, но и распродали часть складов, так что прирост по числу регистраций вдвое превысил официальную динамику по отгрузкам – 10% против 5%. При этом даже у абсолютного и вечного лидера доля прошлогодних машин в первом квартале составила 45% – это можно держать в уме при оценке результатов других марок.

Корейские бренды, как и в прошлых годах, имеют некоторое расхождение в отгрузках и постановках на учет. Так, Kia, по данным АЕБ, закончила год с нулевой динамикой относительно АППГ, а вот зарегистрировано было на 12% меньше машин, чем годом ранее. Примерно такой же «зазор» у Hyundai: минус 3% по отгрузкам и минус 14% по машинам, выданным покупателям. Доля прошлогодних машин у Hyundai-Kia почти такая же, как у Lada: 45-50%.

Неплохо закончила год Skoda: пусть +9% из пресс-релиза АЕБ не нашли своего подтверждения в отделениях ГИБДД, но прирост все равно есть, пусть и формальный, на уровне 1%. Тем более что и доля «старых» машин у чехов не выше, чем у других – 42%. Так что итоги года можно считать очень неплохими, особенно на фоне многих других. Например, Subaru просела по регистрациям на 11%, Nissan – на 31%, а Mitsubishi и вовсе на 44%, причем у всех них результаты близки к официально заявленным. Даже Toyota показала небольшой и «честный» спад на 15%, все равно оставшись при этом в пятерке самых популярных брендов. А вот Volkswagen пошел по корейскому пути: АЕБ заявила о снижении продаж на 8%, а по регистрациям недосчитались сразу 21%. Зато успешной распродажей складов на фоне постоянно растущих цен отметился УАЗ: отгрузки дилерам в первом квартале сократились на четверть, а на учет встало столько же машин, что и в прошлом году. Правда, оценивать результаты здесь бессмысленно еще и потому, что 2/3 машин ушли «на работу» к юридическим лицам.

Результаты некоторых брендов в таблице стоит снабдить комментарием о коммерческой линейке: прежде всего это Citroen, Peugeot и Opel. Огромная разница между данными по отгрузкам и регистрациям обусловлена тем, что АЕБ включает продажи легких коммерческих автомобилей в общий объем, а в регистрациях они не учтены. Та же ситуация у Foton, Renault, Hyundai и Toyota, но у этих брендов коммерческая линейка не перекашивает итоговые цифры. На статистику Datsun уже можно не смотреть: бренд официально прекратил продажи в январе, так что АЕБ исключила его из списка, и сейчас идет распродажа складских запасов. А вот для того, чтобы более наглядно оценить ситуацию по Chevrolet, мы даже посчитали отдельно «настоящий» Chevrolet, официально продающий в России только Tahoe и Traverse, и «узбекский» Chevrolet, реализующий Cobalt, Nexia и Spark. Подробнее о том, как в России снова появились бюджетные Chevrolet, мы рассказывали в материале о самых дешевых автомобилях российского рынка. Если вкратце, то обретшее независимость предприятие Uz-Auto договорилось с GM о продажах машин под американским брендом, и к нам снова поехали давно знакомые «бюджетники», причем не только из Узбекистана, но и из Казахстана.

Что будет дальше?

Показатели первого квартала, несомненно, интересны, но во втором квартале нас ждет настоящая чехарда с цифрами. Причина тому – карантинные ограничения, начавшиеся с прошлого апреля. Напомним, что, по данным АЕБ, рынок в первом квартале минувшего года вырос на 1,8%, а в апреле рухнул сразу на 72,4%, до жалких 39 тысяч машин, и по итогам полугодия продажи сократились на 23,3%. Очевидно, по итогам второго квартала и первого полугодия следует ожидать крайне ярких показателей, которые на практике будут объясняться эффектом низкой базы, вызванного карантином и приостановкой работы дилерских центров в апреле-мае. Реальная же картина будет ясна только к концу года.

Ссылка на основную публикацию