Статистика продаж легковых автомобилей в России

Статистика продаж автомобилей в России в июле 2022 года

Самые популярные автомобили в России в июле 2022 года. Следом за традиционно занимающей первое место Ладой, продавшей 32,0 тыс. авто (+3%), расположились: KIA – 17,1 тыс. (-5%), Hyundai – 13,3 тыс. (-7%) и Renault – 11,2 тыс. (-3%).
Тройка лидеров по концернам выглядит так: Avtovaz-Renault-Nissan, VW Group, Hyundai Group.
По динамике продаж среди крупных производителей впереди Chery – 248%, этот результат позволил китайской компании войти в десятку лидеров. В отстающих Skoda – -36%.
Из модельного ряда на первом месте Lada Granta – 10,9 тыс. продаж (-5%), далее следуют Lada Vesta – 10,2 тыс. (+4%) и KIA Rio – 5,6 тыс. (-20%).

В целом за 7 месяцев 2022 года продано 954 тыс. автомобилей, что на 28,5% больше чем за аналогичный период 2022 года.
Вслед за Ладой, продавшей 232,2 тыс. авто (+42%), идут: KIA – 125,4 тыс. (+26%), Hyundai – 104, т1ыс. (+34%) и Renault – 81,3 тыс. (+29%).
Среди моделей лидируют: Lada Granta – 82,1 тыс. (+34%), Lada Vesta – 67,3 тыс. (+28%) и KIA Rio – 50,4 тыс. (+17%).

Самые продаваемые машины в Москве в мае (актуальные данные смотрите позже): KIA Rio – 1073 шт., Skoda Rapid – 844, Hyundai Solaris – 715, Hyundai Creta – 665, Toyota Camry – 602, Volkswagen Tiguan – 492.
Всего продажи составили 19,4 тыс. автомобилей (в 3 раза больше мая 2022 года), за пять месяцев – 93,2 тыс. (+42%).

Самые продаваемые машины в Санкт-Петербурге в мае (актуальные данные смотрите позже): Skoda Rapid – 320 шт., Volkswagen Tiguan – 272, Volkswagen Polo – 271, Hyundai Solaris – 270, Lada Vesta – 267.
Всего продано 8,0 тыс. автомобилей (в 2,3 раза больше мая 2022 года), за пять месяцев – 40,0 тыс. (+36%).

Комментарии Томаса Штэрцеля, Председателя Комитета автопроизводителей АЕБ: “Как мы указали в июньском пресс-релизе, в этом месяце рынок переживает небольшой спад по сравнению с прошлым годом. В июле 2022 года было продано 136040 легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 4,1% меньше, чем в июле 2022 года после снятия ограничений, связанных с пандемией. В январе – июле 2022 года было продано 957160 автомобилей, что все же на 28,9% больше, чем за аналогичныйпериод прошлого года.
В ближайшие месяцы можно ожидать дальнейших корректировок, связанных с ограничивающими эффектами сокращения производства во всем мире из-за нехватки электронных компонентов”

Статистику продаж новых автомобилей за август смотрите после 7 сентября 2022 года.

На рынке подержанных легковых автомобилей, согласно аналитической компании “Автостат”, перепродажи в мае 2022 года (актуальные данные смотрите позже) составили 565 тыс. авто, это на 53% больше мая 2022 года. Всего за 5 месяцев реализовано 2,3 млн. машин, что на 28% больше предыдущего года.

Предпочтения посетителей сайта Green Way в вопросах и ответах.

Вопрос: “Какую марку Вы предпочтёте при прочих равных условиях?”.

  • 46% Hyundai
  • 41% Ford
  • 13% Renault

Вопрос: “Стоит ли покупать китайские автомобили?”. Ответы: 53% – не стоит, 47% – стоит.

Вопрос: “Какой автомобиль Вы купите при прочих равных условиях, российский или китайский?” разделил аудиторию ровно пополам – 50 на 50. Можно предположить, что на результаты в значительной степени повлияли ответы владельцев российских машин, которых гораздо больше, чем китайских.

Oб автомобилях и ценах – новости за 2022 год.

  • В июле 20 брендов переписали цены своих моделей. Так машины KIA подорожали на 0,9 – 1,9 процентов; Hyundai на 1,0 – 2,6; LADA на 1,4 – 4,4; Renault на 0,1 – 1,7; Skoda на 0,6 – 4,1; Honda на 2,2 – 2,7; Mazda на 1,7 – 2,6. Смотреть подробнее.
  • В России начали продавать места в очереди у дилеров на покупку дефицитных машин. Цены на подобные услуги достигают 50-70 тысяч рублей на фоне повышенного спроса на автомобили. Дилеры и прогнозируют дальнейшее усиление дефицита машин.
    Как это делается говорит директор дилерского центра “Ауди Авилон” Ренат Тюктеев: “Переоформление контракта на другое лицо – вполне распространенная операция. В качестве первого шага покупатель всегда авансирует автомобиль небольшой денежной суммой. Перед финальной доплатой будущий покупатель окончательно решает, на кого будет оформлен автомобиль.”Смотреть подробнее.

Продажи марок новых легковых автомобилей в России в июле 2022 года

Для сортировки щёлкните по заголовку столбца

  • * Продажи легких коммерческих автомобилей включены в общие цифры продаж по брендам и маркам, если присутствуют в продуктовой линейке

Самые продаваемые модели новых легковых автомобилей в России в июле 2022 года

Для сортировки щёлкните по заголовку столбца.

Российский авторынок: статистика первого полугодия

Подведены итоги продаж новых автомобилей в России за первые шесть месяцев этого года. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в первом полугодии реализована 871 тысяча легковушек и легких коммерческих автомобилей, то есть на 36,9% больше, чем в первой половине карантинного 2022-го. А по сравнению с тем же периодом 2019-го рост составил 5,1%. Причем в это количество также включена статистика компаний Mercedes и BMW, которые публикуют свои данные только раз в квартал. На кроссоверы и внедорожники пришлось 46% спроса (400 тысяч машин, по данным АЕБ), а на легкие коммерческие автомобили — 5,8% продаж (51 тысяча). Также официально реализовано 552 электромобиля.

В свою очередь, агентство Автостат подсчитало, что денежная емкость российского авторынка в первом полугодии выросла примерно в полтора раза и достигла 1,5 трлн рублей, ведь машины у нас постоянно дорожают. А на самом деле емкость даже больше, ведь внушительные дилерские накрутки на некоторые модели в расчетах не учитываются.

Понятно, что основными факторами роста продаж стали прошлогодний провал и отложенный спрос. Прибавка могла быть еще более существенной, если бы не дефицит автомобилей. Однако даже в таких условиях не все компании смогли показать рост продаж. Например, Nissan продемонстрировал падение спроса на 2%! Такая же динамика у Хонды, но она уже в начале 2022 года покинет российский авторынок. В минусе Lifan, Isuzu и Jaguar. Провал Chevrolet связан с потерей Нивы, а марки Zotye, Chrysler и smart ушли из России. Зато в ударе крупные китайские компании: Haval и Geely увеличили объем продаж более чем вдвое, а Chery — впятеро!

Читайте также:  Что нужно знать при составление протокола о нарушении ПДД

Российским бестселлером остается Лада Гранта: 71 тысяча машин за шесть месяцев. Семейство Kia Rio не удержалось на втором месте пьедестала, хотя и занимало его несколько месяцев, но по итогам полугодия там обосновалась Лада Веста (57 тысяч). Самым популярным кроссовером уже несколько лет остается Hyundai Creta (39 тысяч). А седан Kia K5 опередил Тойоту Camry.

Основываясь на итогах первого полугодия, в АЕБ обновили прогноз на этот год. Предполагается, что в 2022-м спрос вырастет примерно на 10% относительно 2022 года и достигнет 1 млн 756 тысяч новых автомобилей.

Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в первой половине 2022 года (в сравнении с тем же периодом 2022-го)

Марка6 месяцев 2022, шт.6 месяцев 2022, шт.Динамика
Лада200219132596+51%
Kia10834481219+33%
Hyundai9107263943+42%
Renault7006851535+36%
Volkswagen5394940363+34%
Skoda5279134217+54%
Toyota4665541646+12 %
Nissan2533525745–2 %
Mercedes-Benz2466216939+46%
ГАЗ2380219848+20%
BMW2338317110+37%
Haval162356663+144%
Chery152352887+428%
Mazda1509611878+27 %
УАЗ1317612284+7%
Mitsubishi1207211608+4 %
Lexus105058537+23%
Geely93714499+108%
Audi90396152+47 %
Ford83064511+84%
Suzuki48493183+52%
Volvo46152517+83%
Peugeot41281572+163%
Subaru34662248+54%
Porsche34632338+48 %
Land Rover33582802+20%
Changan24182234+8%
Citroen23301209+93%
Mini15831104+43%
FAW1457713+104%
Genesis1335670+99%
Cheryexeed1220
Infiniti1168663+76%
Cadillac1159515+125%
Opel87059+1375%
Jeep845653+29%
Honda708723–2%
Fiat591486+22%
Lifan434638–32%
Isuzu332406–18%
GAC317
IVECO260137+90%
Jaguar223444–50%
Chevrolet1508291–98%
Brilliance8565+31%
Zotye36111–68 %
Foton3126+19%
Chrysler212–83%
smart149–98%
Dongfeng449
Datsun7462

Топ-25 самых популярных автомобилей в России в первой половине 2022 года (в сравнении с тем же периодом 2022-го)

Авторынок России: итоги 2022 года

Прошлый год выдался на редкость непростым для всей автомобильной индустрии. Из-за пандемии и проблем с поставками комплектующих из Китая множество заводов по всему миру приостанавливали выпуск машин (иной раз даже неоднократно). Во многих странах дилерские центры принудительно закрывали, а несколько крупных производителей даже объявили о том, что плановые обновления модельного ряда переносятся на неопределенный срок. Во втором полугодии 2022-го мировые рынки, включая российский, постепенно оживали, автомобильные заводы пытались наверстать ранее запланированные объемы производства, но полностью нивелировать последствия весеннего обвала так и не удалось.

По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2022 году авторынок России просел на 9,1% по сравнению с 2019-м. Продано только 1 млн 599 тысяч новых легковушек и легких коммерческих автомобилей против 1 млн 760 тысяч годом ранее (минус 161 тысяча автомобилей). Российский автомобильный рынок падает второй год подряд, хотя пятерка лидеров среди брендов за это время не изменилась: как и прежде, первые места рейтинга у нас занимают Лада (сбыт отечественных машин просел на 5% по сравнению с результатом 2019 года), Kia (падение продаж достигло 11%), Hyundai (минус 9%), а также Renault и Volkswagen, которые по итогам 2022-го потеряли 11% и 5% соответственно.

Однако шестое место теперь занимает не Toyota, a Skoda, которая, несмотря на все трудности, смогла показать аж семипроцентный рост продаж. Кроме того, в плюсе оказались BMW (опередив Mercedes!), Suzuki, Cadillac, Mini, Isuzu, а также китайские бренды Haval, Geely, Chery, Changan и FAW. Все остальные марки в прошлом году просели. А из крупных игроков рынка самое заметное падение спроса показала марка Mitsubishi (минус 30%).

Российским бестселлером вновь стала Лада Гранта: продано 126 тысяч машин. Кроме нее 100-тысячную планку на этот раз взяла только Лада Веста (107 тысяч), а седаны и хэтчбеки Kia Rio в прошлом году разошлись относительно скромным тиражом в 88 тысяч экземпляров. Среди кроссоверов по традиции лидирует Hyundai Creta (73 тысячи), причем она продолжила набирать популярность на российском рынке, хотя полноценного рестайлинга мы так и не дождались. Кроме того, Volkswagen Polo, который со сменой поколения превратился в пятидверный лифтбек, в прошлом году оказался популярнее седана Hyundai Solaris, а кроссовер Toyota RAV4 поднялся с пятнадцатого на восьмое место рейтинга и обошел Volkswagen Tiguan.

Любопытно, что российский рынок новых автомобилей в сравнении с другими странами пострадал не так уж сильно. Из-за отсутствия серьезных «ковидных» ограничений во втором полугодии 2022-го Россия по объему продаж в Европе вышла на четвертое место. Однако на быстрое восстановление рынка рассчитывать все-таки не стоит. В АЕБ прогнозируют повышение спроса в 2022 году только на 2,1%, до 1 млн 632 тысяч новых машин. Причем основной прирост, скорее всего, придется на второе полугодие, когда покупатели привыкнут к новым ценам, которые на рубеже годов растут сильнее, чем обычно.

Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в 2022 году (в сравнении с 2019-м)

Марка2022 год, шт.2019 год, шт.Динамика
Лада343512362356–5%
Kia201727225901–11%
Hyundai163441179124–9%
Renault128408144989–11%
Volkswagen105785111989–5%
Skoda9463288609+7 %
Toyota91598103597–12%
Nissan5635264974–13 %
ГАЗ5116963910–20%
BMW4272141520+3%
Mercedes-Benz4049143627–7%
УАЗ3648738892–6 %
Mitsubishi2815339938–30 %
Mazda2639230576–14 %
Lexus2058622395–8 %
Haval1738112284+41%
Geely154759602+61 %
Audi1524716333–7%
Datsun1477222426–34%
Ford1413130306–53%
Chery114526358+80%
Chevrolet938023123–59%
Volvo80258846–9%
Suzuki79617731+3%
Changan71022805+153 %
Land Rover64118663–26%
Subaru62407686–19%
Porsche57116023–5%
Peugeot45164712–4%
Citroen325732660%
FAW26921519+77%
Mini25402524+1%
Infiniti18923479–46%
Jeep15491841–16%
Honda15081836–18%
Cadillac1424975+46%
Lifan13843960–65%
Fiat130913120%
Genesis12862276–43%
Jaguar9631738–45%
Isuzu961831+16%
Dongfeng9421548–39%
Opel58113—*
IVECO415427–3%
Brilliance253266–5 %
Cheryexeed226
Zotye1581373–88%
Foton135189–29%
smart56746–92 %
Chrysler3645–20 %
Hawtai69
SsangYong4
* Продажи были возобновлены в декабре 2019 года
Читайте также:  Что будет, если в бензобак попадёт олифа? Так себе сценарий…

Топ-25 самых популярных автомобилей в России в 2022 году (в сравнении с 2019-м)

Продажи новых автомобилей в России за 2022 год

Продажи новых машин

в 2022 году (январь – декабрь)

Продажи новых машин

в 2019 году (январь – декабрь)

Всего продаж

Всего на рынке России в 2022 году было реализовано 1 598 825 автомобилей. Что можно узнать по статистике продаж автомобилей в России в 2022 году? Давайте рассмотрим марки-лидеры по продажам в 2022 году.

Лидером на автомобильном рынке России в 2022 году являются автомобили марки Lada. Благодаря доверию покупателей к бренду, транспортные средства марки Lada были реализованы в количестве 352 334 единиц. Кроме этого бренда в ТОП-5 вошли Kia (201 727 автомобилей), Hyundai (163 441 автомобиль), Renault (128 196 автомобилей) и Volkswagen (105 785 автомобилей).

Самыми же продаваемыми моделями в 2022 году в России стали автомобили Lada Granta. В 2022 году было реализовано 127 781 автомобиль Lada Granta. На втором месте идут автомобили Lada Vesta с показателем в 107 281 автомобиль. Также в ТОП-5 вошли такие автомобили как Kia Rio (88 064 автомобиля), Hyundai Creta (73 537 автомобилей), Volkswagen Polo (58 455 автомобилей).

Итоги продаж автомобилей в России

МаркаянварьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрьИтого
1Lada22 98426 13434 53910 05516 66330 24831 70928 83635 30437 03038 06440 768352 334
2Kia14 95517 10719 8084 3348 00817 00718 03819 81820 40221 21721 01220 021201 727
3Hyundai11 39714 38515 8192 4436 49313 40614 34217 47818 39715 45817 46916 354163 441
4Renault8 20610 06313 6093 1245 63410 69811 60410 89714 00714 35613 85212 146128 196
5Volkswagen6 6537 91910 7133 3123 8597 90711 20011 84211 12010 29410 86410 102105 785
6Skoda5 9455 2009 8563 0412 8937 28212 3299 0019 61610 1019 6669 70294 632
7Toyota6 4058 23912 5872 5654 4867 3648 8977 1328 4948 0528 1999 17891 598
8Nissan4 9385 7257 5621 0392 2144 2675 3153 8525 6235 8734 9245 02056 352
9ГАЗ2 5683 8164 7132 2722 7193 7603 5923 8564 4515 0325 5408 85051 169
10BMW3 6213 6213 6381 0801 7483 4024 1103 9814 4704 2054 2974 54842 721
11Mercedes-Benz2 7043 3774 5811 0891 7603 4283 8303 7114 1713 8163 8994 12540 491
12УАЗ1 9422 6092 7428621 3592 7702 6192 9103 8053 6664 1097 09436 487
13Mitsubishi1 5393 3034 4241685031 6712 2922 6243 0943 0082 8392 68828 153
14Mazda1 8992 1843 5027399122 6422 4652 0981 7192 2652 9533 01426 392
15Lexus1 1111 2082 2446771 2742 0232 4231 9291 2591 8062 2332 39920 586
16Haval1 2281 2201 5994257471 4441 8321 7301 4221 6041 6282 50217 381
17Geely7787539355114801 0421 3381 7262 1782 0162 0151 70315 475
18Audi8791 3321 7306506059561 2861 2481 4451 3711 8031 94215 247
19Datsun1 4031 5621 9121718541 5601 8151 3031 51190485392414 772
20Ford3686151 1595337351 1011 7111 1141 5731 6471 2182 35714 131
21Chery4174578152363036598641 1241 4901 4901 4972 10011 452
22Volvo281637784921615627738228329251 0301 1268 025
23Suzuki5216217873013496046517737898328558787 961
24ChangAn2414315732232315356539011 0217808716427 102
25Land Rover4216818971892743403673946017127358006 411
26Subaru368514839961372945076047656706348126 240
27Porsche2533697892042544696217805624203856055 711
28Mini24924925560991922342262562312372522 540
29Infiniti10417423722221041542102631821842361 892
30Honda10790233175522122015085126791251 508
31Cadillac601111812634103123140245155901561 424
32Lifan1461231516561921041241381691081031 384
33Genesis11013418776361278910814077541481 286
34Jaguar741211122033847078829393103963
35Isuzu104455857717113576731158373961
36DongFeng82861015045857585105898752942
37Chevrolet376510091637364052684454558
38Iveco202023251732392946362999415
39Brilliance1613153711143027413640253
40Dacia876031116629212
41Zotye361520151510112412158
42Foton3581456825262321135
43Smart2912211431356
N/A6839271 3442634641 0231 6031 6141 6361 4581 4221 72914 166
Общие продажи105 972126 332166 21441 15266 641129 648150 101145 436163 309162 416166 013175 5911 598 825

Примечания

  1. Данные предоставлены из официальных источников: АЕБ, АСЕА, Automotive News, GoodCarBadCar, Focus2move, а также из официальных данных автопроизводителей.
  2. Общие продажи и список марок может отличаться, т.к. данные предоставлены по маркам на портале VERcity.
  3. N/A – статистика по моделям, отсутствующие в каталоге VERcity. Грузовые автомобили, специальная техника и тд.
  4. Все данные собраны из открытых источников и не имеют подтверждения у официальных цетров. Данные предоставлены только в ознакомительных целях. В случае любых нарушений сообщите нам (auto@vercity.ru), после получения запроса, он будет обработан в срок от 2 до 5 рабочих дней.

Общая статистика продаж автомобилей в России

На портале VERcity мы публикуем проверенные данные от ассоциаций и производителей машин, чтобы вы могли:

  • Изучать вкусы российских автолюбителей и прогнозировать их поведение в кризисных условиях.
  • Использовать данные графиков и таблиц для продвижения новых моделей на рынок.
  • Удовлетворить личный интерес и узнать интересные факты об автомобильной отрасли.

Мы ведем статистику автомобилей в России, начиная с 2005 г. Поэтому на портале вы легко найдете данные за любой месяц из указанного периода. После завершения очередного отчетного квартала мы обновляем информацию, чтобы держать вас в курсе событий.

АЕБ пересмотрела прогноз российского авторынка на 2022 год

Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала данные о продажах новых легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России в I половине 2022 года. Продажи выросли на 36,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 5,1% по сравнению с 2019 годом. Всего за январь–июнь 2022 года было продано 870 749 автомобилей.
За июнь 2022 года дилерам удалось реализовать 157 808 автомобилей, что на 28,7% больше, чем в 2022 году, и на 9,8% больше показателей 2019 года.

«Отмечается приятный рост с допандемийным годом. Первое полугодие 2022 года показывает значительно лучшую динамику по сравнением с 2022 годом, что объясняется ситуацией локдауна прошлого года», — сказал на первой полугодовой конференции Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) председатель Комитета автопроизводителей Томас Штэрцель.

Основными трендами полугодия, по его словам, стало то, что:

  • рынок восстанавливается лучше, чем ожидалось;
  • сохраняется превышение спроса над предложением;
  • стабильная ситуация и высокая доходность у дилеров;
  • меры господдержки внесли значительный вклад в поддержку спроса;
  • сохранение утилизационного сбора на текущем уровне позволяет избежать дополнительного роста цен.

«В связи с впечатляющими результатами первого полугодия АЕБ изменяет свой прогноз роста рынка с 2,1% на 9,8% на 2022 год. Всего будет продано 1,75 млн автомобилей», — сказал Штэрцель. Прогноз АЕБ основан на том, что рынку удастся избежать полного локдауна.

Главные вызовы, которые производителям предстоит преодолевать в этом году, — это:

  • глобальная нехватка полупроводников;
  • значительный рост цен на материалы, в том числе на металл;
  • повышение цен на услуги;
  • негативное влияние последствий пандемии на локальных поставщиков автокомпонентов.

«В 2022 году российский автомобильный рынок пройдет по верхней границе нашего прогноза начала года в 2-5%», — говорит аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Судя по прогнозу АЕБ, рынок останется на уровне 2019 года, что все равно предполагает падение во втором полугодии на 5% к 2019 году и на 8% к 2022 году, когда было продано 1,76 и 1,6 автомобиля соответственно, продолжает эксперт.

Проблема дефицита автомобилей из-за нехватки полупроводников не уйдет до конца года, спрос будут поддерживать покупатели, которые, опасаясь роста цен, будут продолжать покупать автомобили, считает Беспалов.

За январь-июнь стоимость автомобилей в России выросла в среднем на 7%, но отдельные модели дорожали на 20%, так как именно на этот период пришлась основная коррекция цен из-за девальвации и удорожания комплектующих из-за их дефицита, писала газета «Коммерсант».

«Рынок останется на уровне прошлого года, рост на 2-5% возможен, если поставки автомобилей сохранятся в том же объёме, что и сейчас, к тому же рынок поддержат продажи автомобилей китайских брендов, опять же в случае, если будет ввезен заявленный объем», — считает Андрей Терлюкевич, генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр».

«Росту рынка во втором полугодии может помешать дефицит автомобилей, который из-за нехватки комплектующих будет только усилиться. С другой стороны спрос превышает предложение, люди торопятся совершить покупку по максимально выгодной цене. Так что в целом, снижения продаж во втором полугодии мы не ожидаем», — считает Андрей Павлович, председатель правления АГ «АВИЛОН».

Объем продаж по итогам года вряд ли будет выше 1,7 млн новых автомобилей, скорее даже ближе к 1,65 млн единиц, говорит Андрей Ольховский, генеральный директор «АВТОDOM». Рост продаж будет у тех брендов, которые смогут наладить поставки автомобилей и обеспечат комплектующими свои производства, например, китайских автопроизврдителей.

Премиальный сегмент будет восстанавливаться быстрее, чем массовый, продолжает Ольховский, так как объем автомобилей в штуках значительно меньше и, соответственно, будет проще получить нужное количество комплектующих.

Покупали и будем покупать: авторынок России в цифрах

В 2022 году Россия заняла 4-е место по продажам новых легковушек в Европе. Впереди Германия (2,92 млн машин, падение за год на 19,1%), Франция (1,65 млн, —25,5%) и Великобритания (1,63 млн, —29,4%). За нами Италия (1,38 млн, —27,9%) и Испания (0,85 млн, —32,3%).

А российский рынок закончил прошлый год со снижением продаж на 2,3%. На 2022‑й Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) прогнозировала примерно такой же минус, а мы предполагали падение примерно на 5%.

Как это было

Первый квартал показал рост почти на 2% вопреки всем прогнозам. Второй квартал выдал такие результаты, что на его фоне самый кризисный 2009‑й оказался не худшим, что случалось с российским авторынком. В апреле спрос просел почти на три четверти (-72,4%), в мае — вдвое (-51,8%). Июнь принес снятие львиной доли ограничений, и снижение составило только 14,6%.

Эксперты заговорили о том, что по итогам 12 месяцев стоит ожидать падения на 25% при оптимистичном сценарии. А пессимисты прочили —50% и больше.

На пандемию наложился очередной виток ослабления рубля — российская валюта начала падать по отношению к доллару и евро с начала года и к середине осени потеряла около трети. Дилеры стали переписывать ценники втрое чаще. Сложилась парадоксальная ситуация: взять кредит выгоднее, чем пытаться копить. Потребительский заем без обеспечения реально взять дешевле 10–11% годовых. По фирменным программам автопроизводителей ставки еще ниже, вплоть до беспроцентной рассрочки. А подорожание машин за год явно выше!

И кредиты берут активно. По предварительной оценке агентства «Автостат» и Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в ушедшем году доля сделок с привлечением займов достигла 45%. Больше было только в благополучные 2008 и 2013 годы, когда кредитные продажи составляли 46%. Сейчас это вынужденный шаг, ибо по-другому сложно.

Как только снова открылись автосалоны, россияне бросились пристраивать деньги. С июля по ноябрь продажи росли, достигая плюса в 7%. В новостях замелькало давно забытое слово «дефицит»: аукнулся простой заводов в карантинные месяцы. Ажиотаж выправил статистику: падение за первое полугодие на 23,3% сократилось к концу декабря до 9,1%.

Кросс-купе Renault Arkana вышло на рынок в середине 2019‑го с диапазоном цен 1–1,5 млн рублей, а через полтора года подорожало до 1,21–1,64 млн. Базовая версия прибавила больше 20%! Некоторые Мерседесы подорожали в течение 2022 года на 25% и больше, а внедорожник G350d стал абсолютным рекордсменом: за год +50% к цене!

Кто удивил

Уровень развития рынка можно косвенно оценить по доле, которую занимает модель-лидер. Последние два года это Лада Гранта, оттянувшая на себя 8,3–8,5% всех продаж в стране. Меньше было даже в 2015‑м (8%), когда народ не успел отойти от шокирующего обвала рубля. А больше — только в 2001–2007 годах, когда на рынке безраздельно властвовал АВТОВАЗ. Всё закономерно: когда рынку плохо, а покупатель небогат, на первое место по объемам продаж выходят самые дешевые машины.

Еще меньше сократились продажи Фольксвагенов (-4%), а Skoda вообще выросла на 7% — благодаря многочисленным новинкам. Toyota подвела своим падением, и у нас стало на один бренд меньше с продажами свыше 100 000 машин. Японцев вдобавок обошли удачливые чехи.

BMW реализовал то, на что не хватило сил год назад: оставлен позади Mercedes, причем марка BMW оказалась лидером премиум-сегмента и вышла в топ‑10 брендов по продажам.

Китай продолжает удивлять. Локализованные Haval (+41%) и Geely (+61%) «сожрали» Audi и при сохранении таких темпов в следующем году потеснят Lexus. Chery и Changan сильно проигрывают им по абсолютным продажам, зато в процентном выражении более успешны: +80% и +153% соответственно. Всего же, если к данным АЕБ добавить приблизительные результаты брендов GAC и JAC, в России было продано около 58 тысяч китайских автомобилей. Это почти в полтора раза больше, чем дилеры пристроили годом ранее (40 тысяч). Похоже, россияне избавляются от предрассудков семимильными шагами — или на другие машины денег не хватает?

Самый популярный на российском рынке «китаец» — Geely Atlas белорусского производства (7311 штук). Далее идут тульский Haval F7 (6782) и импортный Chery Tiggo 4 (5715).

Что мы покупали

В топ‑25 вернулся Nissan X‑Trail. Седан Kia Optima в нем бы удержался, не смени он имя при переходе из одного поколения в другое. А так Оптимы и К5 вошли в статистику двумя разными строчками. Суммарно их продали 19 860 штук, и было бы у них 24‑е место «абсолюта». А вылетел бы Mitsubishi Outlander.

Audi осталась единственной маркой, ввозящей к нам большие классические универсалы. Версию Avant за год выбрали 22 покупателя А4 и еще 15 машин — покупатели А6.

Из основных ниш рынка Mercedes сумел опередить BMW только силами Е‑ и S‑классов. В обоих случаях перевес отнюдь не подавляющий. Неформальный по меркам представительских седанов Lexus LS выбрали всего 11 человек. Странно, ведь даже немолодой Jaguar XJ приглянулся девятерым.

В таблице с подробной раскладкой по месяцам и моделям несложно увидеть то, на что любят пенять АЕБ — так называемые «приписки». Данные учитывают не фактические передачи клиентам или, к примеру, постановки на учет, а отгрузки дилерам или предзаказы. По отдельным моделям в декабре результаты интригующе большие.

В топ‑25 половина моделей (12 штук) относится к одному альянсу: Лада, Renault, Nissan и Mitsubishi. В целом на рынке доля этого гиганта 36,4%.

Замысел представительств понятен: побольше машин впихнуть в статистику уходящего года. Их, конечно, продадут, никуда они не денутся. Но, строго говоря, эти продажи должны идти следующим периодом. Так, нарисовался «ажиотажный спрос» на Cheryexeed TXL (226 машин за ноябрь-декабрь), Geely Tugella (260 за декабрь), Land Rover Defender (235 за декабрь). «Дэф» за два месяца вообще заказали больше людей, чем Discovery 5 за весь год (261 против 250). Есть и другие модели, у которых в последнем месяце продажи вдруг оказываются в полтора-два раза выше ноябрьских.

Редкий случай: у нас все оказалось гораздо позитивнее, чем в Европе. И не только в ней. Индию, например, «закрыли» настолько жестко, что в апреле там продали ровно ноль новых машин. А в Европе в апреле продажи обвалились в 4,2 раза по отношению к апрелю 2019‑го. В мае ограничения начали постепенно снимать, и падение сократилось до 2,1 раза. В отдельных странах по весне фиксировалось снижение на 80% и более, а по итогам всего года европейский рынок недосчитался четверти клиентов (минус 24,3%).

После такого года хочется сказать: куда уж хуже? И перестать волноваться за будущее. Переживем!

АЕБ прогнозирует небольшой рост продаж в 2022 году — на 2,1%, до 1,63 млн автомобилей. Не вмешался бы снова COVID‑19…

  • Теперь вы можете укомплектовать автонабор соответственно своим потребностям и пожеланиям. В интернет-магазине «За рулем» представлены брендовые товары, получившие наивысшую оценку за качество.
  • Для тех, чья профессия и интересы связаны с транспортом и туризмом, у нас есть раздел нормативной и специальной литературы.

Самые продаваемые автомобили в России и мире. Статистика продаж в 2022 году.

Когда задумываешься о покупке машины, задаешься вопросами: а что покупают другие люди, авто каких марок предпочитают, какие модели автомобилей самые популярные и продаваемые в России и в мире сейчас.

Ведь большой объем продаж обычно свидетельствует о каких-либо преимуществах популярной марки или определенной модели над остальными. Этим преимуществом, например, может быть цена автомобиля, его качество или их соотношение. Хотя, обычно, ценовая доступность автомобиля совершенно не подразумевает его хорошее качество.

Тем не менее, знание рейтингов продаж автомобилей позволяет сделать определенные выводы.

При подготовке этого материала были использованы пресс-релизы AEB (Association of European Businesses) со статистикой продаж автомобилей в России, информационные отчеты аналитического агентства АВТОСТАТ, обзоры рейтингов продаж машин в мире консалтингового проекта Focus2Move.com, информация из других открытых интернет источников.

Топ 10 рейтинга продаж новых авто в России в 2022 году.

10 место. Renault Logan – 32 628 шт. продано в 2022 году.

Машина малого класса в кузове седан, разработана авто-корпорацией Renault. В Европе модель автомобиля продается как Dacia Logan (Dacia – дочерняя компания концерна Renault), в Турции – как Renault Symbol. В России в 2022 году продавались рестайлинговые варианты модели 2018 года: Logan и Logan Stepway. Stepway отличается от оригинальной модели повышенным клиренсом и отдельными деталями дизайна. Автомашины российской сборки выпускает, расположенный в Тольятти, завод АвтоВАЗ, входящий в бизнес-группу Renault Dacia-Lada.

Цены: Стоимость нового автомобиля в 2022 году, в зависимости от версии и комплектации, колеблется в диапазоне:

690 000 – 994 000 руб.

Достоинства по отзывам автовладельцев:

  • надежность и выносливость подвески
  • хорошая проходимость по бездорожью
  • просторный салон для этого класса машин
  • большой багажник

Недостатки:

  • низкая шумоизоляция
  • плохое качество сборки
  • некачественная окраска кузова
  • по отзывам некоторых владельцев: неудобные кресла

9. Volkswagen Tiguan – 32 982 шт.

Компактный кроссовер немецкой корпорации Volkswagen Group. В 2016 кроссовер был признан комитетом Euro NCAP самым безопасным автомобилем в своем классе. Автомобиль также входит в топ-рейтинг мировых продаж 2022 года, 8 место рейтинга. В отчетном периоде в российской продаже находилась модель 2 поколения, начала выпуска 2015 года. Сборка осуществляется на заводе Volkswagen Group Rus в Калуге. В декабре 2022 стартовало производство рестайлинговой версии машины.

1 799 900 – 2 969 900 руб.

Преимущества:

  • хорошая управляемость
  • удобный и комфортабельный салон
  • хорошая шумоизоляция
  • высокая динамичность

Недостатки по отзывам владельцев:

  • жестковатая подвеска
  • маркая тканевая обивка на дверях
  • высокая цена на автозапчасти

8. Toyota RAV4 – 36 433 шт.

Японский компактный кроссовер корпорации Toyota Motor Corporation. Самый популярный кроссовер в мире – 2 место мирового рейтинга продаж в 2022. Полный цикл производства RAV4 пятого поколения организован на заводе ООО «Тойота Мотор», в поселке Шушары Санкт-Петербург, с сентября 2019. Автозавод выпускает автомашины для покупателей России, Белоруссии и Казахстана.

1 972 500 – 2 869 500 руб.

Достоинства:

  • брутальный дизайн
  • удобный салон
  • хорошая проходимость
  • надежная подвеска

Недостатки модели российской сборки:

  • некачественная мультимедиа
  • плохая звукоизоляция
  • неудачное расположение части кнопок управления
  • недостаточная вместимость бардачка, карманов в дверях

7. Lada Largus – 37 166 шт.

Результат сотрудничества АвтоВАЗ и альянса компании Renault-Nissan, адаптированная версия для России универсала Dacia Logan MCV первого поколения. Выпускается с 2012 года в нескольких модельных вариантах: пяти или семиместные универсалы – Largus, Largus Cross и Largus фургон. С 2022 года продаются рестайлинговые версии моделей.

699 900 – 995 900 руб.

Плюсы:

  • просторный и теплый салон
  • надежность
  • простата обслуживания
  • хорошая подвеска

Минусы:

  • КПП (не хватает 6-ой передачи)
  • большой расход бензина
  • низкая шумоизоляция
  • плохое качество сборки

6. Hyundai Solaris – 49 280 шт.

Российская версия южнокорейского автомобиля малого класса Hyundai Accent. Машины для России выпускает автозавод Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус, расположенный в городе Сестрорецк Санкт-Петербург. В 2022 году седан претерпел рестайлинг второго поколения, выпускающегося с 2014 года.

820 000 – 1 251 000 руб.

Достоинства:

  • большой багажник
  • удобный салон
  • низкий расход бензина
  • дизайн

Недостатки:

  • качество окраски
  • плохая шумоизоляция
  • завышенная цена
  • качество отделки салона

5. Volkswagen Polo – 58 455 шт.

Российский Volkswagen Polo лифтбек 2022 года – это рестайлинг модели Škoda Rapid, выпускающейся с 2012. Отличается от оригинала деталями внешней облицовки кузова, передними панелью и бампером, панелью капота, которые перенесли с нового Volkswagen Jetta и задней панелью. С продающимся с 2017 года в других странах мира Polo (Mk6), российский Volkswagen Polo, по сути, имеет общее только название. Машины выпускает завод Volkswagen Group Rus в Калуге.

929 900 – 1 326 900 руб.

Плюсы:

  • экономный расход топлива
  • вместительный багажник
  • яркая головная оптика
  • хорошая управляемость

Минусы:

  • жесткая подвеска
  • низкое качество материалов отделки
  • плохое качество сборки
  • тесный для крупных людей

4. Hyundai Creta – 73 537 шт.

Самый продаваемый компактный кроссовер в России с момента начала своих продаж. Выпуск модели для России и стран СНГ начат в августе 2016 года на санкт-петербургском заводе Хендэ Мотор. С апреля 2022 выпускается рестайлинговая версия первого поколения машины с новым дизайном решетки радиатора и другими незначительными изменениями.

1 127 000 – 1 674 000 руб.

Плюсы:

  • просторный салон
  • небольшой расход топлива
  • высокий клиренс
  • хорошая управляемость

Минусы:

  • низкое качество сборки
  • ржавчина на сколах
  • «сверчки» в салоне
  • маленький бардачок

3. Kia Rio – 88 064 шт.

Легковой автомобиль малого класса авто-корпорации Kia Motors, входящей в группу компаний Hyundai Motor Group. В статистику продаж включены два варианта моделей: Rio седан и Kia Rio X-Line в кузове хэтчбек. В Rio X увеличен дорожный просвет до 195 мм, укреплена подвеска. Производство моделей 4 поколения в России началось 4 июля 2017 года на заводе Хендэ Мотор в Санкт-Петербурге. В 2022 продавались уже рестайлинговые версии машин.

869 900 – 1 284 900 руб.

Преимущества по отзывам владельцев:

  • низкий расход топлива
  • качественная подвеска
  • достаточен бензин марки АИ-92
  • хорошая управляемость

Недостатки:

  • плохая шумоизоляция
  • дешевый пачкающийся материал отделки салона
  • вибрация кузова
  • снижение устойчивости автомашины на большой скорости

2. Lada Vesta – 107 281 шт.

В статистике за 2022 год учтены продажи всей линейки моделей машин малого класса под брендом Lada Vesta, выпускаемых компанией АвтоВАЗ. А именно:

  • Vesta седан – производство с 2015 года.
  • Vesta SW – авто в кузове универсал, начало выпуска 2017.
  • Vesta Cross – пятиместный седан повышенной проходимости.
  • Vesta SW Cross – пятиместный универсал повышенной проходимости.
  • Vesta Sport – седан в комплектации Luxe с форсированным двигателем объемом 1,8 л и мощностью 145 л.с., машина может разогнаться до 193 км/час, в продаже с 2019.

Модели Lada Vesta почти полностью разработаны инженерами АвтоВАЗа, из заимствований – радиатор и тормоза, спроектированные в альянсе Renault–Nissan. По результатам краш-теста российского рейтинга пассивной безопасности автомашин ARCAP газеты «Авторевю», в 2016 году, автомобиль набрал 15,1 баллов из 16 и завоевал четыре звезды из четырех.

869 900 – 1 284 900 руб.

Достоинства по отзывам автовладельцев:

  • вместительный и удобный салон
  • хорошая управляемость и проходимость
  • привлекательный дизайн
  • высокий клиренс

Минусы:

  • большой расход топлива
  • низкое качество сборки и отделки
  • шум в коробке переключения передач
  • скрип в салоне и подвеске

1 место. Lada Granta – 126 112 шт. продано в 2022 году.

В статистику продаж в России за 2022 год включены все варианты моделей Granta в кузовах: седан, универсал, хэтчбек, лифтбек, а также вседорожная версия Granta Cross. Самая дешевая линейка новых автомашин, продающихся в России. Совместный проект автопроизводителей АвтоВАЗ и Renault. Машины малого класса, выпущенные в 2011 году, были основаны на платформе Lada Kalina. В 2018 году был проведен рестайлинг первого поколения.

510 900 – 730 800 руб.

Преимущества:

  • хорошее соотношение цена-качество
  • экономичная эксплуатация
  • вместительный багажник
  • удобная эргономика салона

Недостатки по отзывам владельцев:

  • низкое качество сборки и отделки
  • шумная КПП
  • скрипы в салоне

Рейтинг продаж новых автомобилей в России в 2022 году по моделям.

Статистика продаж авто по моделям приведена согласно данным отчетов Ассоциации европейского бизнеса – АЕБ. Ниже, расположен рейтинг (топ 25) самых продаваемых автомашин в России в 2022 году. Продажи новых легковых авто отражены по двум последним годам, учтена динамика изменения покупки лидеров продаж автомобильного рынка – падение или рост.

Продажи новых автомашин в России по маркам.

Самой популярной продаваемой маркой легковых машин в российской продаже в 2022 году стала отечественная Лада, на втором месте – KIA, на третьем расположилась марка Hyundai. Вот полный список автомобильных марок, бывших на рынке, в порядке убывания их успехов:

МаркаПродано, шт.
1Lada (Лада, АВТОВАЗ)352334
2Kia (Киа)201727
3Hyundai (Хёндэ)163244
4Renault (Рено́)128408
5Volkswagen (Фольксваген)100171
6Skoda (Шко́да)94632
7Toyota (Тойота)91598
8Nissan (Ниссан)56352
9BMW (БМВ)42721
10Mercedes-Benz (Мерседес-Бенц)38815
11УАЗ36487
12Mitsubishi (Мицуби́си)28153
13Mazda (Мазда)26392
14Lexus (Лексус)20586
15Haval (Хавейл)17381
16Geely (Джили)15475
17Audi (Ауди)15247
18Datsun (Датсун)14772
19Ford (Форд)14131
20Chery (Чери)11452
21Volvo (Вольво)8025
22Suzuki (Сузуки)7961
23Changan (Чанган)7102
24Land Rover (Лэнд Ро́вер)6411
25Subaru (Субару)6240
26Porsche (Порше)5711
27Peugeot (Пежо)4516
28Citroen (Ситроэн)3257
29FAW (ФАВ)2692
30Mini (Мини)2540
31Infiniti (Инфинити)1892
32Jeep (Джип)1549
33Honda (Хонда)1508
34Cadillac (Кадилак)1424
35Lifan (Лифан)1384
36Fiat (Фиат)1309
37Genesis (Генезис)1286
38Jaguar (Ягуар)963
39DongFeng (Дунфэн)942
40Opel (Опель)581
41Chevrolet (Шевроле)558
42Brilliance (Бриллианс)253
43CheryExeed (Чери Эксид)226
44Zotye (Зоти)158
45Foton (Фотон)135
46Chrysler (Крайслер)36

*По данным годового пресс-релиза АЕБ. В столбце «Продано» указано количество купленных новых автомашин конкретной марки за 12 месяцев года. Всего продано новых легковых авто за 2022 год, включая легкие коммерческие автомобили, 1 598 825 единиц, что на 9,1% меньше чем в 2019.

Статистика продаж авто в России 2022 года (первое полугодие: июнь, май, апрель, март, февраль и январь)

Российский автомобильный рынок подводит итоги продаж первого полугодия 2022 года и делает любопытные выводы исходя из статистики. Эксперты впервые за много лет заговорили о дефиците, который помешал покупателям приобрести больше новых автомобилей. Но даже в таких условиях многие крупные компании умудрились уйти в «минус». Среди аутсайдеров – покидающая Россию – Honda, остающийся весьма пассивным Nissan и традиционно страдающие от отсутствия большого спроса Lifan, Isuzu и Jaguar. В лидерах – китайский автопром, показавший за 6 месяцев текущего года увеличение продаж авто вдвое (Geely, Haval), а в отдельных случаях – даже в пять раз (Chery).

Самыми же продаваемыми новыми автомобилями на российском рынке остается техника Lada: более 200 тысяч реализованных авто, что на 51% больше аналогичного периода прошлого года. Конечно, такой рост во многом обусловлен ковидными «причинами», поэтому красивыми процентами готовы похвастать и многие другие марки:

  • Hyundai – +32%;
  • KIA – +33%;
  • Skoda – +54%;
  • Ford – +84%;
  • Genesis – +99%.

При этом по количеству проданных авто Лада опережает своего ближайшего конкурента Киа ровно вдвое, и эта тенденция имеет все шансы сохраниться во втором полугодии.

Весьма показательным выглядит тот факт, что почти каждый второй проданный автомобиль в России является кроссовером или внедорожником – это 46% всего рынка или порядка 400 тысяч машин. На этом фоне крайне неубедительно выглядит сегмент электрокаров: всего 552 реализованных электромобиля, но важным уточнением к этой статистике становится то, что речь идет исключительно о новой технике, приобретенной в салонах.

Самой продаваемой моделью в первом полугодии стала отечественная Гранта (71208 шт.) На второе место вышла Лада Веста (57031 шт.), которая сместила Киа Рио (44750 шт.) В сегменте кроссоверов лидерство продолжает удерживать Hyundai Creta (38800 шт.), а вплотную за «корейцем» следует обновленное семейство Лада Нива Legend/Travel (30108 шт.) Интересным наблюдением также можно считать серьезный успех модели Kia K5, которая прибавила по отношению к предыдущему отчетному периоду +105% (15277 шт.) и обошла по продажам традиционно популярную в России Toyota Camry (14916 шт.)

Сводная таблица: Топ-25 самых популярных автомобилей проданных на российском рынке за первые 6 месяцев 2022 года

АвтомобилиПерая половина 2022 годаПерая половина 2022 годаРазница
Lada Granta712084992243,00%
Lada Vesta570314261534,00%
Киа Рио447503616424,00%
Хендай Крета388002955431,00%
Хендай Солярис335411844482,00%
Лада Нива Legend/Лада Нива Travel301081943955,00%
Фольксваген Поло285272134134,00%
Шкода Рапид2330910495122,00%
Lada Largus универсал210531552736,00%
Рено Дастер197151208663,00%
Toyota RAV-4191031605719,00%
Фольксваген Тигуан189381344841,00%
Renault Logan168261217038,00%
Kia K5/Optima152777462105,00%
Toyota Camry149161136631,00%
Киа Спортейдж144221087233,00%
Лада XRAY13882865160,00%
Renault Sandero135651092724,00%
Skoda Karoq113474973128,00%
Шкода Кодиак11251872829,00%
Renault Kaptur10147853719,00%
Nissan Qashqai965410281–6%
Kia Seltos96134010140,00%
Мазда CX5961088499,00%
Рено Аркана9354723629,00%

Сводная таблица: Топ-15 самых популярных автомобильных марок в России (по результатам первого полугодия 2022 года)

ПроизводителиПерая половина 2022 годаПерая половина 2022 годаРазница
Лада20021913259651,00%
Kia1083448121933,00%
Hyundai910726394342,00%
Renault700685153536,00%
Volkswagen539494036334,00%
Skoda527913421754,00%
Toyota466554164612,00%
Nissan2533525745–2%
Mercedes-Benz246621693946,00%
ГАЗ238021984820,00%
BMW233831711037,00%
Haval162356663144,00%
Chery152352887428,00%
Mazda150961187827,00%
УАЗ13176122847,00%

Всего за январь-июнь 2022 года в России было продано порядка 871 тысячи легковых автомобилей, кроссоверов и внедорожников. Рост по сравнению с 2022-ым составил 36,9%, хотя и показатели 2019-го тоже были превзойдены – +5,1%. Согласно выводам экспертов, рынок восстанавливается после серьезной просадки, вызванной пандемией Covid-19, тогда как многие дилеры активно пользуются высоким спросом и используют завышенные наценки. И это несмотря на постоянное удорожание автомобилей, которое уже официально увеличило денежную емкость российского авторынка до 1,5 трлн. рублей.

Аналитики отмечают, что имеющаяся динамика превосходит ожидания, но серьезным фактором риска остается возможное ухудшение эпидемиологической обстановки. Дилеры же настроены оптимистично и не готовятся к новому локдауну. Такого же мнения придерживается Ассоциация европейского бизнеса, которая прогнозирует, что по итогам 2022 года в РФ будет продано около 1,75 миллиона новых автомобилей, что составит рост в размере 9,8%.

Еще одной угрозой для этих планов некоторые эксперты видят рост цен, но на борьбу с этим уже брошены госпрограммы, плюс российские чиновники отказались от повышения утилизационного сбора. Интересно, что еще в начале года прогнозы по объемам продаж были куда более скромными: всего +2,1%. Сами же дилеры объясняют увеличение цен курсовыми колебаниями, которые не дают стабильной картины даже в ближайшей перспективе. Вместе с тем, с началом лета рост цен замедлился, тогда как с начала года новые машины в среднем подорожали на 5-10%.

Самый продаваемый кроссовер на российском рынке, правда на фото изображено абсолютно новой поколение Креты, которое только недавно начала свои продажи в России.

Вторичный рынок автомобилей: как пандемия изменила автобизнес в России

Общий обзор вторичного авторынка в России

По сравнению с 2019 годом на конец 2022 года глобальный авторынок показал отрицательную динамику по количеству продаж автомобилей. Общемировые продажи составили порядка 77,7 млн авто, что на 14% меньше предыдущего года. Однако авторынок России в 2022 году вошел в ТОП-10 по общемировым продажам, несмотря на то что по сравнению с 2019 годом просел на 9,1% (рис.1).

Рис. 1. Топ-10 мировых авторынков в 2022 году, млн шт.

Источник: «ForAuto-2021. Автомобильный рынок: итоги и прогнозы»

По данным специалистов «Автостат», в конце 2022 года в России эксплуатировалось 45 миллионов легковых автомобилей. Для сравнения: 10 лет назад в 2011 году насчитывалось порядка 33 миллионов автомобилей. То есть за 10 лет, с 2011 по 2022 год, число легковых автомобилей на российских дорогах выросло почти на 36%. Однако если в 2011 году легковых автомобилей старше 10 лет насчитывалось порядка 50%, то в настоящее время их почти 60%. Основную долю в общем объеме легковых автомобилей в России занимают легковушки в возрастной категории от 11 до 15 лет (23%) (рис.2).

Рис. 2. Возрастная структура легковых автомобилей в России в 2011 – 2022 гг., %

Источник: Автостат

За прошедший 2022 год автобизнес России столкнулся с дефицитом как новых, так и подержанных машин. Вторичный рынок становится популярнее благодаря росту цен на новые машины, падению доходов и образовавшемуся дефициту на первичном авторынке. В 2022 купили почти 5,5 млн автомобилей с пробегом (новых – 1,46 млн). Рынок подержанных легковушек вырос на 1,7% по сравнению с 2019 годом, тогда как продажи новых легковых авто упали почти на 10% (рис.3).

Рис. 3. Динамика продаж новых и подержанных автомобилей в России, млн.шт.

Источник: Автостат, АЕВ

По состоянию на конец 2022 года в России на один купленный новый автомобиль приходилось 3,8 подержанных автомобилей (1:3,8) (рис.4).

Рис. 4. Соотношение продаж новых и подержанных легковых автомобилей за 2022 год, тыс. шт.

Источник: Автостат

Самый большой разрыв в продажах новых и подержанных авто зафиксирован в апреле-мае 2022 года, когда в связи с пандемией большинство дилерских центров не работало. Это привело к тому, что на один проданный новый автомобиль приходилось порядка 4,9 с пробегом. Тем не менее, уже в декабре 2022 года продажи новых автомобилей и подержанных находились в соотношении 1:3,5, как и в начале 2022 года.

Регионы-лидеры по продажам подержанных автомобилей

По состоянию на конец 2022 года на каждую 1000 жителей России было продано 48 автомобилей, в число которых входило 10 новых и 38 подержанных авто. По регионам России самое большое количество новых автомобилей на 1000 жителей было продано в Санкт-Петербурге и Москве, а подержанных – в Дальневосточном и Сибирском федеральном округе (рис.5).

Рис. 5. Продажи новых и подержанных автомобилей на каждую 1000 жителей в федеральных округах России по состоянию на начало 2022 года, шт.

Источник: Автостат

По сравнению с 2019 годом незначительный рост продаж автомобилей с пробегом зафиксирован в нескольких регионах: г. Москва (+5,38) и г. Санкт-Петербург (+3,04), Свердловская область (+3,3), Республика Татарстан (+2,9) и Челябинская область (+2,8) (рис.6).

Рис. 6. Топ-10 территорий по продаже автомобилей с пробегом за 2019 – 2022 гг, тыс. шт.

Источник: Автостат (анализ)

Данные «Автостата» позволяют говорить о том, что по итогам 2022 года средневзвешенная цена подержанного легкового автомобиля в России составила 550 тыс. рублей. Это на 10% больше, чем в 2019 году.

Средневзвешенная цена автомобиля с пробегом массового сегмента в прошлом году достигла 450 тыс. рублей, увеличившись на 10%. Аналогичный показатель в премиум-сегменте вырос чуть сильнее – на 11% до 1,46 млн рублей. Стоит отметить, что средневзвешенная цена б/у автомобиля рассчитывается с учетом объемов продаж по модели и году выпуска (без учета модификаций).

Сегмент автомобилей в возрасте от 3 до 7 лет показал рост стоимости порядка 15 – 20%. Самый большой рост цен на «вторичке» был на «свежие автомобили» в возрасте от 3 до 5 лет. А вот более возрастные машины (10, 15, 20 лет) показали прирост всего около 5%.

Эксперты считают, что рост цен и дефицит автомобилей у дилеров вынудили россиян перейти на вторичный рынок, что привело к нехватке и подержанных машин в России. Другими словами, повышение цен на новые автомобили, а также их дефицит стали основными драйверами переориентации потребителей на ассортимент вторичного рынка.

При этом уже сейчас автоэксперты отмечают, что хороших предложений на «вторичке» практически не осталось.

Кроме того, подержанные машины в России к концу 2022 года подорожали в годовом выражении на 9%, а их средняя стоимость на конец декабря 2022 года составляла 666,4 тыс. рублей. По мнению специалистов, это связано с курсом рубля и нехваткой на «вторичке» качественных и «честных» автомобилей, а также наплывом перекупщиков. По сути, рост цен и объема продаж автомобилей с пробегом, в основном, произошел в декабре 2022 года, когда только за один последний месяц года было продано более 530 подержанных машин. Это на 16,6% больше, чем в декабре годом ранее.

ТОП автомобильных брендов по продаже «вторички»

В течение 2022 года на вторичном рынке лидерство удерживал отечественный автомобиль Lada, спрос на который, правда, по сравнению с предыдущим годом, уменьшился на 4,7%. Если в 2019 году было продано порядка 1 346,5 тысяч этих авто, то в 2022 году – 1 283,5 тысяч. В общем объеме продаж автомобилей с пробегом эта марка занимала долю в 23%.

Следующее место по объему продаж на вторичном рынке, как и в 2019 году, занимает автомобиль марки Toyota. Автомобили этой марки были проданы в России в количестве 619,7 тыс. шт., что на 3,7% или 597,6 тыс. шт. больше, чем годом ранее.

На третьем месте по объему продаж находятся автомобили марки Nissan. Всего в 2022 году авто этой марки на вторичном рынке было продано 315 тыс. шт., что на 3,8% больше, чем в 2019 году. Годом ранее было продано 303,9 тыс. шт. (рис.7).

Рис. 7. Доля Топ-5 марок автомобилей в общих продажах на вторичном рынке в России, %

Источник: Авито Авто.

В Топ-5 самых продаваемых автомобилей с пробегом в России вошли также авто марок Hyundai и KIA. Продажи подержанных автомобилей Hyundai в 2022 году показали рост 7,3%, по сравнению с предыдущим годом. Таким образом, если в 2019 году было продано 284,5 тыс. шт., то в 2022 году – 305,2 тыс. шт. Что касается KIA, продажи авто этой марки также увеличились в 2022 году по сравнению с предыдущим на 12,8% и составили 298,8 тыс. шт.(табл.1).

Таблица 1. Топ-10 марок легковых автомобилей с пробегом, проданных в России за 2019 – 2022 гг.

Всего по России

Из 10 лидирующих марок автомобилей на вторичном рынке России только две марки показали отрицательную динамику продаж по сравнению с 2019 годом – отечественная LADA (-4,7%) и FORD (-1,4%). Все остальные марки-лидеры продемонстрировали положительный рост продаж в 2022 году по сравнению с предыдущим. Наибольший рост наблюдался у марки KIA (+12,8%).

Самым популярным среди россиян в 2022 году был автомобиль Ford Focus, который, правда, по сравнению с предыдущим годом снизился в продажах на 1,8%. LADA 2114 также была востребована у жителей России и тоже показала отрицательную динамику продаж по сравнению с 2019 годом – минус 8,9% (рис.8).

Рис. 8. Топ-5 самых популярных моделей автомобилей на вторичном рынке России в 2019 -2022 г., тыс.шт.

Источник: Автостат

Далее следует Hyundai Solaris, KIA Rio и Toyota Corolla, показавшие рост продаж по сравнению с 2019 годом на 8,2%, 15,2% и 1,6% соответственно.

Самый большой прирост в продажах по сравнению с 2019 годом показал автомобиль KIA Rio (+15,2%), а самое сильное падение отмечено у отечественной LADA 2107 (-12,3%).

Эксперты Автостата в Топ-10 востребованных моделей автомобилей на вторичном рынке включили также Lada 2107, которая сократилась в продажах по сравнению с 2019 годом со 118,4 тыс. до 103, 8 тыс., или на 12,3%; Lada 2170 Priora – 102,2 тыс. (-3,8%); Lada 2190 Granta – 94,4 тыс. (+12%); Lada 2121 Niva – 90, 8 тыс. (-0,1%); Lada 2110 – 83,3 тыс. (-14%) и Renault Logan – 79,2 тыс. (+1,3%) (рис.9).

Рис. 9. Топ-20 самых популярных моделей автомобилей на вторичном рынке России в 2022 г., тыс. шт.

Источник: Авито Авто (анализ)

Как и в 2019 году, самыми популярными на вторичном рынке России были кроссоверы и внедорожники из сегмента SUV, продажа которых в 2022 году составила 1,49 млн. Второе место по продажам заняли средние авто из сегмента С – продано порядка 1,42 млн., а третье место – у компактных автомобилей класса В – 1,05 млн. (рис.10).

Рис. 10. Сегменты Топ-5 на вторичном рынке автомобилей в 2019 – 2022 гг., млн шт.

Источник: Автостат (анализ)

Седаны являются наиболее предпочтительным автомобилем по типу кузова на вторичном рынке в 2022 году. Их доля занимает 42% в общем объеме рынка подержанных автомобилей. Второе место занимают универсалы с долей 33%, на третьем месте хэтчбек/лифтбек -22% (рис.11).

Рис. 11. Соотношение легковых автомобилей с пробегом по типу кузова на вторичном рынке, %

Источник: Автостат

Прогноз развития вторичного авторынка в России

По сравнению с 2019 годом увеличиваются продажи подержанных автомобилей через официальных дилеров. Так, если в 2019 году общий объем продаж составил порядка 700 тыс. автомобилей, то уже в 2022 году, несмотря на закрытие весной 2022 года большинства дилерских центров в связи с пандемией, через официальных дилеров было реализована 789 тыс. авто с пробегом. Это на 14% больше предыдущего года. По сути, каждый 7 подержанный автомобиль реализуется через официальных дилеров.

Отметим, что у дилеров более 85%, или 690 тыс. автомобилей с пробегом, приходится на марки массового сегмента, которые в 2022 году показали рост на 20% по сравнению с предыдущим годом. При этом автомобили с пробегом премиум-класса показали отрицательную динамику продаж в 2022 году, сократившись на 12% по сравнению с 2019 годом.

Итоги первых трех месяцев 2022 года показывают, что цены на подержанные автомобили растут быстрее, чем на новые.

Согласно данным Авто.ру, за первые три месяца 2022 года подержанные автомобили подорожали на 5,2%. Цены на новые выросли на 3,8%. Представители дилеров отмечают более высокий рост цен. Так, в «Рольфе» говорят о подорожании машин в возрасте до 10 лет на 10,7% в I квартале по сравнению с началом года. В «Авилоне» фиксируют рост на 30% год к году, в «Прагматике эксперте» – 20% за I квартал.

Дилеры связывают рост цен на подержанные автомобили с дефицитом новых машин и их постоянное удорожание. Соответственно, при отсутствии выбора продавцы устанавливают выгодные им ценники, и стоимость трехлетних машин становится выше их исходной цены.

Самыми востребованными на рынке остаются автомобили в возрасте до двух-трех лет с небольшим пробегом и одним хозяином. Их покупают практически сразу после появления на рынке. При этом доступность «трехлеток» сократилась: их стали реже сдавать в trade-in, увеличился срок эксплуатации. По мнению дилеров, покупатели стали менее охотно расставаться с автомобилями из-за сокращения доходов.

Рост цен на вторичном рынке ускорился еще в 2022 году. И, если общий объем продаж подержанных машин в РФ в 2022 году, как было сказано выше, вырос на 1,7%, то в I квартале 2022 года – на 3,3% до 1,2 млн штук. Продажи новых автомобилей в этот же период падали.

Специалисты Авто.ру составили прогноз развития рынка подержанных автомобилей до 2023 года в России (рис.12).

Рис. 12. Прогноз развития вторичного рынка автомобилей

Источник: Авто.ру.

Высока вероятность, что продажи на вторичном рынке авто будут сокращаться, в первую очередь, в силу его насыщения в 2022 году. Большой спрос на автомобили с пробегом в предыдущем году оказали влияние на снижение количества предложений на вторичном рынке, поэтому необходимо определенное время для того, чтобы рынок стабилизировался. Эксперты спрогнозировали рост цен на новые автомобили, соответственно, поднимутся цены и на авто с пробегом. Но повышение цен на вторичном рынке прогнозируется как незначительное по причине увеличения срока эксплуатации и пробегов авто. Одновременно с ростом срока владения будет наличествовать дефицит ликвидных вариантов автомобилей с пробегом.

Итоги продаж новых автомобилей в 2022 году

Статистика продаж автомобилей в России в 2022 году

В потоке новостей начала мая как-то не получила должного внимания информация об итогах продаж новых автомобилей в 2022 году. Вполне возможно, было достаточно других информационных поводов, которые преобладали в это время, либо просто было скромные результаты продаж в первом квартале не способствовали росту интереса.

Как мы помним, в апреле прошлого года вся страна в ее подавляющем большинстве ушла на удаленную работу, а работа сферы услуг, предоставление которых было возможно только в очном режиме, была, фактически, под запретом. На этом фоне, рынок продаж новых автомобилей продемонстрировал драматическое падение, когда было реализовано всего 39 тыс. новый автомобилей, – это минимальный объем ежемесячных продаж за последние несколько лет – до этого никогда в последние годы в месяц не продавалось меньше 100 тыс. новых машин, а среднемесячный объем продаж колебался в районе 150 тыс. единиц. Тем особенно было интересно отследить, как будут идти продажи новых машин в этом году.

В первые три месяца этого года продажи шли хуже, чем в предыдущие годы, – за весь первый квартал было реализовано на 12 тыс. машин или 2,8% меньше, чем в первом квартале 2022 года, что не вызывало оптимизма у экспертов. Так, например, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель сообщал, что «в целом ситуация на рынке не вызывает удивления. Покупательский интерес несколько снижается по мере роста цен, в некоторых случаях по-прежнему наблюдается дефицит в предложении определенных моделей. Неопределенность с повышением утилизационного сбора также не помогает рынку. Наибольшее замедление продаж наблюдается в массовом сегменте».

Однако, всё изменилось именно в апреле. Давайте посмотрим на графики динамики продаж:

Если по итогам 1 квартала 2022 было падение продаж на 2,8%, то уже по итогам первых четырех месяцев года рост составил 23,3%. Особенно эта цифры выглядит впечатляюще после падения на 19% за аналогичный период прошлого года. Более того, объемы продаж за январь-апрель лишь немногим недотягивают до аналогичных в 2019 году, уступая им всего 0,2%.

В целом, это хорошие новости не только для автомобильного рынка, но и для сопутствующих ему отраслей, включая банковский сектор и страхование.

Очевидно, что именно продажи апреля развернули динамику первого квартала. Посмотрим, как это выглядит на графике.

Объем продаж в апреле 2022 года составил почти 152 тыс. автомобилей. Эта цифра включает в себя продажи автомобилей немецкими автоконцернами за 1 квартал, т.к. помесячные данные по ним отсутствуют. Это почти в четыре раза больше, чем в апреле 2022 года – чистый прирост продаж составил 290%, и на 2,5% больше, чем в первые четыре месяца 2019 года, хотя и чуть меньше, чем в 208 году. Продажи апреля не достигли пиковых значений квартальных месяцев, однако, на фоне общей динамики продаж, эти цифры вполне в тенденции предыдущих лет.

Кто впереди?

Бессменным лидером продаж является автомобили российского автоконцерна АвтоВАЗ – продажи этой марки занимают 22,6% от продаж всех автомобилей на рынке, и в 2022 году эта доля выросла на 1,2 процентных пункта. Общий объем продаж марки составил 122 тыс. автомобилей увеличившись по сравнению с прошлым годом на 30%.

Второе и третье место занимают корейские автопроизводители KIA и Hyundai с объемами продаж 70,7 (+25,8%) и 55,6 (+26,3%) тыс. автомобилей. В целом лидеры в марках довольно стабильны уже несколько лет, поэтому здесь вся интрига возникает лишь в том, чьи темпы роста или падения более высокие.

Или нет? Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что наибольший темп роста продемонстрировала марка Skoda – с приростом в 38% эта марка не только продала 33,2 тыс. автомобилей, но и обошла в рейтинге марку Toyota, чей темп роста в группе лидеров оказался наименьшим и составил 6,6% с объемом продаж 31,8 тыс. автомобилей. На продажи марки Skoda большое позитивное влияние оказал выход новых рестайлинговых моделей, а то время, как модельный ряд Toyota представлен автомобилями, которые пользовались особым спросом в 2022 году.

Стоит отметить, что в период сильного падения продаж в прошлом году именно продаж марки Toyota, практически не изменились по количеству относительно предыдущего года, в то время как лидерами по падению в группе наиболее продаваемых марок были корейские автопроизводители. Вполне возможно полагать, что клиентский сегмент данных марок сильно дифференцирован и по-разному реагирует на экономические потрясения.

Какие марки были наиболее востребованы у потребителей в апреле?

Картинка, примерно, та же самая, однако, несложно заметить, что непосредственно в апреле серьезный рывок сделали корейские автопроизводители KIA и Hyundai, тем роста которых был наибольшим в группе лидеров – 341% и 534% соответственно. Этот рост, в том числе, способствовал увеличению доли в объеме продаж. Причем настолько, что доля практически всех остальных производителей снизились.

Наиболее популярные модели

Ниже в таблице представлены ТОП-25 наиболее популярных моделей в 2022 году по объему продаж.

Больше всего продаются модели Lada Granta и Lada Vesta. Тем не менее, марки корейских автопроизводителей KIA и Hyundai также весьма популярны.

Более детально и более подробно посмотреть и проанализировать данные о продажах новых машин теперь можно и на нашем сайте в новом разделе Рынок автомобилей в России – Статистика продаж .

Что дальше?

Уверен, этот год будет богат на интриги в продажах новых машин. Во-первых, будет интересно посмотреть, каковы будут продажи мая – с высокой долей вероятности можно утверждать, что они будут выше, чем в мае 2022 года, но вот темп роста, скорей всего, уже будет ниже, чем в апреле. Ключевой вопрос – на сколько?

Также далее будет интересно понаблюдать за продажами в летний и осенний периоды – в 2022 году в эти месяцы наблюдался, достаточно, высокий спрос на машины, который большинство экспертов связывали с фактом отложенных покупок – можем ли утверждать, что высокий темп роста апреля и ожидаемый рост мая – это, всего лишь, смещение отложенного спроса с будущих месяцев, или продажи машин так себя не ведут?

Может ли быть такое, что высокий рост апреля был связан с ожиданиями потребителей относительно дальнейшего роста цен на новые автомобили и снижение доступности автокредитов вслед за повышением Центральным Банком России ключевой ставки два раза в течение месяца?

Ответы на эти вопросы мы узнаем уже достаточно скоро. И будем следить за динамикой продаж в том числе на нашем сайте.

Статья подготовлена и одобрена by эксперт страхового рынка Максим Чернов

Ссылка на основную публикацию