Устройство сцепления автомобиля

Устройство сцепления автомобиля

  • Главная
  • Блог
  • Ремонт и обслуживание
  • Трансмиссия
  • Что такое сцепление: типы и основные функции
  • Новинки мира авто
  • Новости автомобильного рынка
  • Популярное
  • Двигатель
  • Кузов
  • Салон
  • Система охлаждения
  • Трансмиссия
  • Фильтры
  • Шины и диски
  • Электрооборудование

Что такое сцепление: типы и основные функции

Сцепление — элемент трансмиссии, который участвует в передаче крутящего момента от двигателя к колесам, меняя его величину и направление. Оно разъединяет и плавно соединяет двигатель с другими элементами трансмиссии, обеспечивает переключение передач на автомобилях с механической коробкой. Без него обычный запуск двигателя будет фатальным как для ДВС, так и для КПП.

Устройство сцепления

Если рассматривать узел в общих чертах, можно сказать, что сцепление состоит из трех основных деталей:

  • маховика;
  • диска сцепления (или ведомого диска);
  • нажимного диска.

Маховик участвует в запуске мотора со стартера, обеспечивая плавную работу коленвала и передавая крутящий момент на ведомый диск сцепления. При отжатой педали сцепления ведомый диск плотно зажат между маховиком и нажимным диском, за счет силы трения это обеспечивает работу трансмиссии. При нажатии на педаль ведомый диск отодвигается, сцепление выключается, а крутящий момент от ДВС уже не передаётся на колеса.

по типу привода (модели с гидравлическим, механическим или электрическим способом управления);

  • по типу трения (механизм может работать в масляной ванне или без нее);
  • по количеству ведомых дисков;
  • по типу расположения пружин;
  • по режиму включения.

Самые распространённые сегодня – модели с одним или несколькими фрикционными, то есть работающими за счет силы трения (без дополнительной смазки), дисками. По числу ведомых элементов они могут быть однодисковыми, двухдисковыми или многодисковыми (три и более).

Материал, который используется для изготовления фрикционов напоминает тот, что применяется в тормозных колодках. Если раньше в обоих случаях в состав добавлялся асбест (на металлических дисках были асбестовые накладки), то сейчас используются именно безасбестовые варианты.

В Европе запрещено производство фрикционных дисков с добавлением асбеста. Во время работы механизма асбестовая накладка стирается, образуя пыль, опасную для здоровья.

На современные легковые авто чаще устанавливаются однодисковые сцепления. Они оптимальны для двигателей малой и средней мощности.

Сухое двухдисковое сцепление

Двухдисковые модели подходят для грузового транспорта и легковых машин с мощным мотором. За счёт особенностей конструкции они долговечнее однодисковых, но и стоят дороже, так что использовать их на маломощных авто просто нецелесообразно.

Многодисковые сцепления используются в строительной и тяжелой грузовой технике, мощных спортивных и тюнингованных авто, в том числе и в полноприводных.

Плавная работа сцепления обеспечивается проскальзыванием дисков при уменьшении сжимающего их усилия. Точная передача крутящего момента — плотностью соединения ведущей и ведомой поверхностей.

При больших нагрузках и длительной эксплуатации рабочие поверхности стираются, а сцепление начинает «буксовать». При неисправном сцеплении диски разъединяются не полностью, а нормальное переключение передач нарушается.

Что входит в комплект сцепления?

Комплект сцепления для автомобилей ВАЗ 2108-2115

Стандартный комплект сцепления для автомобиля продается в сборе и состоит из трех основных деталей:

  • Корзина сцепления в сборе
    Чугунный нажимной диск, прикрепленный к металлическому литому корпусу, внутри которого диафрагменная пружина. От её формы и характеристик зависит, с каким усилием ведущий диск отводится от ведомого.
  • Выжимной подшипник
    Через систему привода он связывается с педалью сцепления. Когда вы нажимаете на педаль, усилие передается на диафрагменную пружину, а ведущие и ведомые элементы разъединяются.
  • Ведомый диск
    Участвует в работе трансмиссии, если педаль сцепления не выжата. Фрикционные накладки с обеих сторон обеспечивают зацепление с остальными элементами механизма. Часто именно ведомый диск первым выходит из строя.

Принципы работы

При работе двигатель внутреннего сгорания вырабатывает крутящий момент, который передается на вращающийся маховик. Сцепление служит «связующим звеном» между ДВС и коробкой передач, с которой этот самый крутящий момент передается на колеса.

Когда водитель не нажимает на педаль сцепления, ведомый диск плотно прижат к ведущей поверхности, тем самым вращающий импульс передаётся на первичный вал КПП. При нажатии на педаль ведомая поверхность разъединяется с ведущей, а крутящий момент останавливается. Система готова к переключению передач.

  1. при нажатии на сцепление останавливается ведомый диск, а, следовательно, и первичный вал.
  2. шестерня передач на первичном валу переводится в нужное положение рычагом КПП.
  3. когда вы отпускаете педаль сцепления, вращающий импульс передается на вторичный вал.
  4. со вторичного вала через полуоси, карданную и главную передачу крутящий момент передается на колеса.

Выжатая педаль сцепления помогает затормозить, не останавливая при этом сам двигатель.

Ведомая и ведущая поверхности вступают в зацепление не в верхнем, а в среднем (рабочем) положении педали. Если в этот момент резко отпустить сцепление, есть большая вероятность, что авто заглохнет.

На каждом транспортном средстве рабочее положение педали индивидуально. Это важно учитывать, если вы пересаживаетесь с одного автомобиля на другой.

Сцепление автомобиля, виды, устройство, принцип работы

В статье речь пойдет про сцепление, как основного узла трансмиссии автомобиля, какие виды и классификации бывают, их устройство, принцип работы, основные неисправности.

Двигатель и трансмиссия

В автомобилях основными составляющими являются силовая установка и трансмиссия.

Первый компонент обеспечивает создание вращательного движения за счет преобразования энергии сгорания, второй изменяет значения полученного вращения и передает его на ведущие колеса.

Но если двигатель состоит из ряда механизмов и систем, объединенных в одну конструкцию, то трансмиссия включает в себя несколько отдельных, но взаимодействующих между собой узлов.

Назначение сцепления, основные виды

Одним из составных частей трансмиссии является сцепление, выступающее связующим звеном между мотором и основным узлом трансмиссии — КПП.

Коробка передач обеспечивает изменение передаточного числа вращательного движения, и состоит она из набора шестерен, посаженных на валы.

Смена передаточного числа обеспечивается за счет ввода в зацепление определенных шестеренок, но в условиях постоянно поступающего от мотора вращения вывести из зацепления одни шестерни и ввести другие – невозможно.

Чтобы это сделать, необходимо прервать передачу вращения на трансмиссию, и делается это при помощи механизма сцепления.

Причем разрыв передачи вращения осуществляется в двух режимах. При движении на скорости, поскольку и двигатель, и составные части трансмиссии уже вращаются, смена передаточного числа не требует плавного разъединения и возобновление передачи вращения.

Читайте также:  Вешалка автомобильная – обеспечиваем себе комфорт в дороге

Но при старте с места, для исключения рывков и снижения нагрузки на мотор и КПП необходимо плавное наращивание передачи вращения. И это тоже обеспечивает сцепление.

В общем, сцепление в конструкции авто обеспечивает кратковременный разрыв передачи вращения от силовой установки на трансмиссию с возможностью плавного его восстановления.

С момента появления транспортной и специализированной техники, оснащающейся двигателями внутреннего сгорания, было придумано несколько вариаций этого узла.

Основное разделение между ними ведется по тому, за счет чего ведется передача.

Здесь виды сцепления делятся на:

  • Фрикционные;
  • Гидравлические.

Еще есть и электромагнитные, но по сути, они являются лишь разновидностью фрикционного типа.

Конструкция и принцип действия фрикционного сцепления

Фрикционные обеспечивают передачу вращения за счет сил трения. Сейчас такой тип является одним из самых распространенных.

При этом существует немало модификаций его с разными конструктивными особенностями. Поэтому сцепления фрикционного типа можно разделить по нескольким критериям:

  • Вид трения;
  • Число потоков передач вращения;
  • Количество ведомых дисков;
  • Тип управления.

В целом все сцепления фрикционного типа работают по одному принципу, различие же между ними сводится лишь к определенным конструктивным особенностям.

Для большего понимания того, как функционирует сцепления этого типа, коротко рассмотрим конструкцию и принцип действия одного из самых распространенных – однодискового, «сухого», которое применяется на самой разной технике, оснащаемой механической КПП.

Основными элементами его являются два диска – ведущий и ведомый. Первый жестко связан с двигателем (прикручен к маховику), второй – соединен с первичным валом КПП.

При этом ведомый диск в процессе работы должен смещаться по валу, поэтому соединен он с валом не жестко, а посредством шлицевого соединения.

Ведущий диск – название условное, поскольку конструкция его включает в себя непосредственно сам диск, корпус, с которым он соединен направляющими, пружины, обеспечивающие прижим диска.

В народе эту составляющую еще часто называют «корзиной» и «феродо» (нарицательное название от компании, занимающейся выпуском запчастей, включая элементы сцепления).

Особенность конструкции «корзины» заключается в том, что диск имеет возможность перемещаться по направляющих относительно корпуса, но пружины удерживают его на максимальном удалении от корпуса, который уже и крепиться жестко к маховику.

Также в конструкции диска входят элементы, которые позволяют осуществлять его перемещение относительно корпуса (диафрагменная пружина или специальные лапки).

Ведомый элемент представляет собой круглый диск, закрепленный на ступице (с проделанным отверстием со шлицами), по обеим сторонам которого закреплены (наклеены, приклепаны) специальные накладки, обеспечивающие повышение трения (фрикционные).

Отметим, что диск со ступицей соединен не напрямую, а посредством специальных демпферов.

Принцип работы у этого типа узла такой: корпус ведущего диска крепиться к маховику. Между корзиной и маховиком помещен ведомый диск.

Поскольку пружины постоянно отжимают ведущий элемент от корпуса, ведомый находится зажатым, то есть, в обычном состоянии вращение передается постоянно.

На первичном валу установлена направляющая втулка, на которой размещен выжимной подшипник, выполняющий роль основного элемента управления.

Посредством вилки этот подшипник связан с приводом. Водитель, воздействуя на привод, обеспечивает перемещение подшипника по втулке.

При этом он начинает давить на диафрагменную пружину или лапки, благодаря чему ведущий диск по направляющим смещается относительно корпуса и ведомый диск высвобождается – происходит прерывание передачи вращения.

Этот принцип работы заложен практически во все виды фрикционного типа, несмотря на их конструктивные особенности.

Разновидности сцепления

Вышеописанный вид имеет так называемый «сухой» тип трения. То есть, все конструктивные элементы какой-либо смазки не имеют, мало того – она вообще не допускается, поскольку это может повлиять на сцепные свойства взаимодействующих поверхностей дисков.

Но существуют виды, у которых составляющие находятся в масляной ванне – так называемое «мокрое».

Но такой тип на авто практически не используется, хотя его можно встретить в конструкции некоторых мотоциклов.

В целом, суть работы этого сцепления не отличается от «сухого», с единственной разницей, что картер, в котором располагаются составные элементы, заполнен маслом.

По количеству потоков.

Что касается количества потоков, то здесь сцепления фрикционного типа делятся между собой на однопоточный и двухпоточные.

В первом случае вращение от двигателя передается только на один элемент. В описанном выше типе им выступает первичный вал КПП.

Но на спецтехнике нередко используется двухпоточное сцепление.

Отличительной особенностью от однопоточного является передача вращения на два вала. Но для этого в конструкцию добавлен еще один ведомый диск.

Чаще всего оно встречается на тракторах (второй поток обеспечивал вращение вала отбора мощности).

Что касается легкового автотранспорта, то этот тип нашел применение в авто с роботизированной КПП (о нем более подробно – чуть ниже).

По количеству ведомых дисков.

Относительно количества ведомых дисков, то помимо однодискового есть также двухдисковые и многодисковые сцепления.

Первый вариант двухдискового сцепления используется на двухпоточном типе. В нем вращение от одного ведомого диска передается на вал КПП, а от второго – на ВОМ.

Такое конструктивное исполнение позволило повысить функциональность техники (к примеру, на тракторах благодаря валу отбора мощности удается агрегатировать его с разнообразными механизмами).

Но двухдисковое сцепление может быть и однопоточным (вращение от двух ведомых дисков передается только на один элемент – вал КПП).

Такая конструкция нашла применение на грузовом транспорте (в большинстве случаев, хотя этот тип можно встретить и на спортивных авто, а также некоторых мотоциклах), где из-за высоких мощностей моторов требуется передача высоких крутящих моментов.

Многодисковые же сцепления представляют собой пакет дисков – ведущих и ведомых, чередующихся между собой. Этот пакет помещен в корзину, состоящую из двух барабанов – ведущего и ведомого.

В остальном суть конструкции этого типа не отличается от обычного сцепления – диски соединены с соответствующими барабанными, прижимаемых друг к другу пружинами, благодаря чему между дисками возникает трение.

При задействовании привода один барабанов отходит, благодаря чему и прерывается поток. Этот тип сцепления можно встретить только на мотоциклах.

Читайте также:  Где производят автомобили Volvo

По типу привода.

Для управления узлом применяется несколько типов приводов:

  • Механический (передача усилия от педали на вилку подшипника делается при помощи системы рычагов или троса);
  • Гидравлический (усилие передается посредством двух цилиндров – главного и рабочего, соединенных между собой трубопроводом, заполненным жидкостью);
  • Электрический (применяется в системах с автоматическим управлением сцеплением. Воздействие на элементы сцепления здесь ведется посредством электродвигателей с сервоприводами);
  • Комбинированный (привод сочетает в себе несколько из вышеперечисленных типов, к примеру, гидромеханический).

Дополнительно на спецтехнике нередко применяются разнообразные усилители привода.

Особенности сцепления РКПП

Теперь немного о сцеплении, используемом в трансмиссии с роботизированной КПП.

Конструктивно оно очень похоже на двухдисковый двухпоточный тип, но таковым не является. Его называют просто двойным. А все это из-за особенностей конструкции КПП.

В таком узле присутствует два ведомых диска, который зажаты между маховиком и двумя ведущими дисками (один из них промежуточный).

Каждый из ведомых дисков взаимодействует со своим первичным валом КПП (которых в конструкции коробка – два, и расположены они на одной оси, по сути, один вставлен во второй).

Особенность работы такого сцепления заключается в том, что при наличии двух потоков, одновременно они не задействуются.

В роботизированной коробке имеются так называемые ряды парных и непарных передач, и на каждый из них вращение передается от своего диска сцепления.

То есть, если включена непарная передача, то зажатым оказывается только один из ведомых дисков, а второй находится в свободном состоянии (им вращение не осуществляется).

При смене передачи (переход на парную) диски меняются местами, то есть бывший ранее свободным зажимается, а второй – отпускается. Управляется этот тип сцепления электрическим автоматическим приводом.

Электромагнитный тип

Отдельным типом фрикционного сцепления можно считать электромагнитное.

Конструктивно оно очень схоже с обычным однодисковым «сухим» сцеплением. Но у него отсутствуют элементы, осуществляющие прижим ведущего диска – пружины.

Вместо них, этот диск соединили с электромагнитом, а в его корпус вмонтировали якорь.

Суть работы этого типа сцепления такая: при подаче напряжения на электромагнит, образуется магнитное поле, которое притягивает магнит к якорю. А поскольку он жестко связан с ведущим диском, то это притягивание сопровождается перемещением последнего и зажимом ведомого элемента.

Этот тип сцепления обладает так называемым непостоянно замкнутым режимом включения. То есть, в отличие от обычных видов, где ведомые диски зажаты постоянно, здесь он находится в свободном состоянии и зажимается только после подачи напряжения на электромагнит.

Гидравлическое сцепление

Второй, достаточно распространенный вид сцепления – гидравлический. Он нашел применение на авто с автоматическими КПП и вариатором.

Если в фрикционном типе усилие на трансмиссию передается за счет сил трения, то в гидравлическом это делается благодаря создаваемому потоку жидкости.

Такое сцепление состоит из двух лопастных колес – ведущего (насосного) и ведомого (турбинного), помещенных в корпус, заполненный рабочей жидкостью.

Между ними дополнительно установлен реактор – еще одно колесо, обеспечивающее перенаправление жидкости.

Суть работы очень проста: ведущее колесо связано с маховиком и вращается вместе с ним. При этом за счет лопастей создается поток жидкости, который попадает на лопасти турбинного колеса (связанного с валом КПП), что и приводит к его вращению.

Реактор, используемый в конструкции, увеличивает скорость движения потока, тем самым повышая крутящий момент на ведомом колесе.

«Слабые места» сцепления

Это основные виды сцепления, который применяются на транспорте. Сказать однозначно, какой из типов самый лучший – невозможно, поскольку в каждом из них есть свои определенные недостатки.

Так, во всех фрикционных типах сцепления «слабым местом» являются ведомые диски. За счет все того же трения, фрикционные накладки постепенно стираются и требуется их замена (обычно меняется диск в сборе).

Возможно также повреждение других рабочих поверхностей, разрушение пружин, может износиться выжимной подшипник.

Неисправности нередко случаются с элементами привода. При этом, чем сложнее конструкция такого сцепления, тем выше вероятность поломки.

Что касается гидравлического сцепления, то в нем передача усилия осуществляется без жесткой связи элементов (но это не совсем так, поскольку в конструкции присутствует механизм блокировки), что в значительной мере повышает надежность основных рабочих элементов.

Но у него тоже есть «слабые места» — подшипники и сальники. При их выходе из строя, нарушается работоспособность всего сцепления. Также возможно разрушение лопастей колес.

Дополнительно это тип сцепления очень «боится» несоответствие уровня рабочей жидкости.

В целом, все неисправности любого типа сцепления сравнительно легко устраняются, но есть одна существенная проблема – добраться до него для проведения ремонта очень сложно, и для этого приходится полностью снимать коробку передач.

Как работает сцепление, каковы его типичные неисправности, и как их избежать

Важным элементом механической трансмиссии является сцепление, которое служит для кратковременного отсоединения двигателя от трансмиссии. Кроме того, сцепление является своеобразным демпфером, защищающим двигатель от перегрузок. Как оно работает, и как продлить его жизнь?

Как работает сцепление?

В большинстве легковых автомобилей с механической коробкой передач используется сухое однодисковое сцепление. Его конструкция довольно проста: это два взаимно прилегающих диска – ведущий (корзина) и ведомый, выжимной подшипник и система привода. В однодисковом варианте первичный вал коробки передач входит в шлицевую муфту в центре ведомого диска, а поверхности маховика двигателя, накладок ведомого диска и нажимного диска корзины плотно прилегают друг к другу. За счет этого и обеспечивается передача потока мощности от двигателя к коробке передач, причем исправное сцепление спокойно “переваривает” всю мощность, развиваемую двигателем.

В обиходе ведущий диск сцепления, включающий в себя нажимной диск (с гладкой блестящей поверхностью), диафрагменную пружину (лепестки в центре) и кожух, называют корзиной

При нажатии на педаль сцепления выжимной подшипник воздействует на пластинчатые пружины корзины, из-за чего поверхности ведомого и ведущего дисков рассоединяются. Соответственно, происходит отключение первичного вала от маховика – то есть, физическое рассоединение двигателя и коробки передач, что позволяет переключить передачу или включить “нейтралку”. При включении сцепления (отпускании педали) выжимной подшипник перестает давить на пластинчые пружины, и диски снова смыкаются, а демпферные пружины в центральной части ведомого диска гасят крутильные колебания, возникающие в движении.

Читайте также:  Лучшие аудиосистемы автомобилей

Хорошо видны четыре демпферные пружины ведомого диска сцепления, а также изношенные фрикционные накладки

При нормальной работе сцепления оно не привлекает к себе внимания. Но при его неисправности водитель, к примеру, не сможет включить передачу или тронуться с места. Какие же возможны проблемы?

Какие неисправности могут возникнуть при работе сцепления?

Итак, с какими же проблемами в работе сцепления можно столкнуться на практике? Во-первых, это неполное выключение сцепления — как говорят опытные водители, оно “ведёт”. При нажатии педали поверхности маховика и ведомого и ведущего дисков в таком случае не размыкаются полностью, и попытки переключить передачу сопровождаются хрустом и скрежетом кареток сихронизаторов, ведь полного разъединения коробки передач и мотора не происходит.

Обратная неприятность – пробуксовка сцепления: то есть, его неполное включение. При этом поверхности маховика, ведомого диска и ведущего диска, наоборот, неплотно прилегают друг к другу и проскальзывают, из-за чего может возникнуть характерный запах горелых фрикционных накладок ведомого диска, а попытка резко набрать скорость приводит лишь к увеличению оборотов коленчатого вала. От двигателя на колёса при этом передается лишь небольшая часть мощности – до тех пор, пока износ поверхностей не становится критическим.

Если сцепление «буксует», вместо автомобиля «разгоняется» только стрелка тахометра

Наконец, возможны и такие неисправности, как возникновение вибраций и посторонних призвуков при включении-выключении сцепления.

Из-за чего возникают неисправности сцепления?

Обычно каждая возникшая проблема со сцеплением имеет свою предысторию. К примеру, сцепление может начать буксовать из-за сильного износа на больших пробегах автомобиля, когда фрикционные накладки ведомого диска износились, а рабочие поверхности корзины и маховика имеют выработку.

Во-вторых, сцепление можно просто “сжечь” — например, по неопытности или после длительных перегрузок. Такое, к примеру, бывает у любителей длительных выездов “враскачку” на бездорожье или в глубоком снегу, а также у поклонников резких стартов с педалью газа в пол.

Устройство и принцип действия сцепления

Про такое узел автомобиля как сцепление знают наверняка все. И многие знают, что нужно оно для возможности безопасного переключения передач и при начале движения автомобиля. Но как же устроено сцепление, этот довольно капризный в освоении в автошколе узел?

Ранее, в статье «Сцепление автомобиля», мы говорили о предназначении и классификации сцеплений. Теперь рассмотрим подробнее устройство и принцип работы самого распространенного типа сцепления — фрикционного сухого однодискового.

Устройство фрикционного сухого сцепления

Сухое фрикционное сцепление состоит из следующих основных частей:

– Маховик;
– Нажимной диск («корзина» сцепления);
– Ведомый диск (диск сцепления);
– Выжимной подшипник (подшипник выключения сцепления) и нажимная муфта;
– Детали привода сцепления.

Маховик. Маховик закреплен непосредственно на коленчатом валу двигателя и именно через него производится передача крутящего момента на трансмиссию. Сегодня обычно используются двухмассовые маховики: одна его часть крепится на коленвале, а вторая играет роль ведущего диска сцепления — на ней закреплены фрикционные накладки, за счет которых обеспечивается вращение ведомого диска. Части маховика соединены через пружины, выполняющие функции демпферов, снижающих уровень вибраций.

Нажимной диск («корзина»). Этот узел состоит из корпуса (который по форме напоминает корзину, за что и получил свое название) и непосредственно нажимного диска, соединенного с корпусом через пружину (или пружины). Пружины постоянно прижимают нажимной диск к ведомому диску, за счет чего и производится передача крутящего момента от двигателя коробке передач. В «корзине» могут использоваться несколько пружин, расположенных по кругу, однако сейчас чаще применяется одна пружина (диафрагма), состоящая из ряда тангенциальных (расположенных по радиусу) пластин. С одной стороны пластины соединены с корпусом, а в центре — с выжимным подшипником. Корзина жестко закреплена на маховике, вращаясь с ним как единое целое.

Ведомый диск. Расположен между маховиком и нажимным диском, его ступица надета на первичный вал коробки передач. Диск имеет сборную конструкцию: его основу составляет металлический диск, на котором с двух сторон находятся фрикционные накладки. Также в диске предусмотрены демпфирующие пружины, которые смягчают удары и делают передачу крутящего момента более плавной.

Выжимной подшипник и нажимная муфта. Это подшипник особой конструкции, который упирается в центральную часть диафрагменной пружины и производит ее сжатие при выжимании сцепления. Выжимной подшипник здесь необходим по простой причине: корзина вращается вместе с маховиком, и если бы не было подшипника, нажимная муфта подвергалась бы сильному износу. Наличие подшипника решает эту проблему, так как муфта давит на его внешнюю часть, которая не вращается, а усилие на пружину передается через внутреннее кольцо.

Детали привода сцепления. Это компоненты включения и выключения сцепления. Сюда входят вилка выключения сцепления (с ее помощью движется нажимная муфта), тросы (механический привод), гидроцилиндры и трубки (гидропривод), педаль и т.д.

Принцип работы фрикционного сцепления

Работа сухого однодискового фрикционного сцепления очень проста и сводится к следующему. Сцепление постоянно включено — это обеспечивается диафрагменной пружиной (или рядом пружин), которая прижимает нажимной диск к ведомому диску и к маховику. В таком положении весь узел сцепления вращается как единое целое, и крутящий момент полностью передается на коробку передач.

При переключении передач сцепление выключается: при нажатии на педаль пружина сжимается (с помощью привода сцепления, нажимной вилки, муфты и выжимного подшипника), ее пластины, закрепленные в «корзине», действуют как рычаги, и отводят нажимной диск от ведомого диска. В этот момент передача крутящего момента от двигателя коробке прекращается и можно переключить передачу.

После включения нужной передачи педаль сцепления отпускается, пружина возвращается в исходное положение, прижимая нажимной диск к ведущему диску и к маховику — передача крутящего момента возобновляется.

Однако главное преимущество и все возможности сцепления проявляются в момент начала движения автомобиля. Сцепление устроено таким образом, что диски могут прижиматься друг к другу с различным усилием, а поэтому передача крутящего момента может производиться в такой степени, в которой это необходимо. Если слегка отпустить педаль сцепления, то диски будут прижаты друг к другу слабо и проскальзывать, соответственно, и крутящий момент будет передаваться на коробку и колесам не полностью — так становится возможным трогание с места и плавный разгон автомобиля.

Читайте также:  Можно ли мыть двигатель на автомойке - и как это сделать правильно?

Двойное сцепление в автомобилях с АКП

В автомобилях с автоматической коробкой передач педали сцепления нет, однако само сцепление присутствует, но управляет им автоматика. При этом в разных типах «автоматов» работают различные типы сцепления. Например, в роботизированных АКП применяется двойное сцепление, которое имеет ряд принципиальных отличий от сцепления, описанного выше.

Двойное сцепление содержит два комплекта пластин, образующих фрикционные муфты, одна из которых отвечает за передачу крутящего момента к первичному валу нечетного ряда передач, вторая — к первичному валу четного ряда передач.

Двойное сцепление работает в масляной ванне (поэтому оно относится к «мокром» типу), в нем используется пакеты из нескольких фрикционных дисков (то есть, это многодисковое сцепление). В нормальном положении пластины разомкнуты и удерживаются с помощью пружин. Сжатие дисков (как переключение передач в АКП) осуществляется с помощью масла, подающегося под давлением в гидроцилиндры муфт.

Другие статьи

Винты, болты и гайки, разложенные по столу или в пластиковой емкости, легко теряются и повреждаются. Эту проблему при временном хранении метизов решают магнитные поддоны. Все о данных приспособлениях, их типах, конструкции и устройстве, а также о выборе и применении поддонов — читайте в этой статье.

В подвесках грузовых автомобилей, автобусов и другой техники предусмотрены элементы, компенсирующие реактивный момент — реактивные штанги. Соединение штанг с балками мостов и рамой осуществляется с помощью пальцев — об этих деталях, их типах и конструкции, а также о замене пальцев читайте в статье.

Многие модели автомобилей МАЗ оснащаются приводом выключения сцепления с пневматическим усилителем, важную роль в работе которого играет клапан включения привода. Все о клапанах включения привода сцепления МАЗ, их типах и конструкции, а также о подборе, замене и ТО данной детали — узнайте из статьи.

При ремонте поршневой группы двигателя возникают сложности с установкой поршней — выступающие из канавок кольца не позволяют поршню свободно войти в блок. Для решения этой проблемы используются оправки поршневых колец — о данных приспособлениях, их типах, конструкции и применении узнайте из статьи.

Получил новые номера, но не прикрутил их. Что «соврать» инспектору ДПС, чтобы не остаться без прав?

Автомобиль без номераМолодой человек купил машину — первую в своей жизни. В первый раз прошел процедуру, связанную с регистрацией, впервые получил номера. Бросил их на заднее сиденье и поехал домой — решил поставить их у себя во дворе. Там, где никто ему не помешает… Как вы уже поняли, до дома он не доехал.

Остановившему его инспектору ДПС парень показал права, документы на машину (СТС и ПТС) и даже новые номера предъявил. Рассказал все «как на духу»: мол, ехал домой, чтобы взять инструмент и прикрутить номера в спокойной обстановке.

Инспектор ДПС как будто вошел в положение — штраф на месте выписывать не стал. Только лишь вызвал на разбор в ГИБДД.

Первый вопрос: чем может закончиться для водителя беседа в отделении? И тут же второй: а можно было на месте доказать инспектору, что «не верблюд» или, по меньшей мере, отделаться «легкой кровью»?

Первым делом вспомним, что говорит на этот счет закон? Читаем часть 2 статьи 12.2 КоАП РФ: «управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, а равно управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.

Таким образом, результатом беседы в отделении полиции для нашего читателя может быть выписанный на его имя штраф в размере пяти тысяч рублей или «повестка» в суд, где его, скорее всего, лишат прав на месяц (больше — это уже чересчур жестоко). Жестко!

Можно ли избежать столь строго наказания? Некоторые наши читатели утверждают, что инспектор может (должен) войти в положение начинающего (еще не опытного) водителя. Но «свято» верить в то, что «гаишник» — тоже человек, как вы понимаете, не приходится. А потому приходится «вертеться». В смысле, изворачиваться…

Говорить правду — ту, что рассказал нам и, соответственно, инспектору ДПС читатель, — себе же хуже! Говорят, может «проканать» история об отвалившемся на предыдущем перекрестке номере и намерении водителя найти место для парковки, чтобы прикрутить его обратно. Действительно, он же не может остановиться посредине проезжей части или припарковаться у тротуара под знакам «Остановка запрещена»!

В случае аналогичном нашему это вряд ли поможет. Ну хотя бы потому, что на автомобиле отсутствует не один номер, а оба.

Если вы не умеете «вешать лапшу на уши» незнакомым людям (а тем, более представителю власти), при получении номеров, засуньте их под лобовое стекло (одну «жестянку» — под ветровое, другую бросьте на заднюю полку). В этом случае можно рассчитывать на то, что вас накажут по части 1 статьи 12.2 КоАП РФ — за «управление транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками…». Эта провинность наказывается предупреждением или штрафом в размере 500 рублей.

Если вам дорога «каждая копейка», вы можете пойти на хитрость, заявив полицейскому, что номеров на автомобиле нет, потому что он… не зарегистрирован. И вы в этот момент как раз едете это делать.

Напомним, согласно пункту 2.1.1 ПДД водитель при остановке должен предъявить сотруднику ГИБДД водительское удостоверение, регистрационные документы на автомобиль и полис ОСАГО.

Если автомобиль зарегистрирован, у вас на руках должно быть свидетельство о регистрации ТС, а в ПТС должны быть вписаны соответствующие данные (включая госномер). Если вы говорите «гаишнику», что авто еще не поставлено на учет, у вас на руках есть только права, договор купли-продажи и ПТС. Встает вопрос о том, нужно ли предъявлять автоинспектору ПТС, который выдаст вас «с головой»?

Читайте также:  Тормозная жидкость, ее классификация и требования к ней

Мы узнавали: ПТС не входит в число «регистрационных документов» на машину, поэтому предъявлять его сотруднику ГИБДД не обязательно. Да, он наверняка будет вас «разводить» на то, что по закону, человеку, только что купившему авто, но еще не зарегистрировавшему его, предъявлять ПТС обязательно, но нигде в ПДД этого нет.

После того как все ПТС в России станут электронными, а у каждого инспектора «на руках» будет планшет, подключенный к нужным ему базам данных, такой «развод» не пройдет. Но пока этого не произошло, можно попробовать. Разумеется, показывать инспектору только что полученные номера тоже не нужно. Вы сами знаете, почему…

Получил новые номера, но не прикрутил их. Что «соврать» инспектору ДПС, чтобы не остаться без прав?

Остановившему его инспектору ДПС парень показал права, документы на машину (СТС и ПТС) и даже новые номера предъявил. Рассказал все «как на духу»: мол, ехал домой, чтобы взять инструмент и прикрутить номера в спокойной обстановке.

Инспектор ДПС как будто вошел в положение — штраф на месте выписывать не стал. Только лишь вызвал на разбор в ГИБДД.

Первый вопрос: чем может закончиться для водителя беседа в отделении? И тут же второй: а можно было на месте доказать инспектору, что «не верблюд» или, по меньшей мере, отделаться «легкой кровью»?

Первым делом вспомним, что говорит на этот счет закон? Читаем часть 2 статьи 12.2 КоАП РФ: «управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, а равно управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.

Таким образом, результатом беседы в отделении полиции для нашего читателя может быть выписанный на его имя штраф в размере пяти тысяч рублей или «повестка» в суд, где его, скорее всего, лишат прав на месяц (больше — это уже чересчур жестоко). Жестко!

Можно ли избежать столь строго наказания? Некоторые наши читатели утверждают, что инспектор может (должен) войти в положение начинающего (еще не опытного) водителя. Но «свято» верить в то, что «гаишник» – тоже человек, как вы понимаете, не приходится. А потому приходится «вертеться». В смысле, изворачиваться…

Говорить правду – ту, что рассказал нам и, соответственно, инспектору ДПС читатель, – себе же хуже! Говорят, может «проканать» история об отвалившемся на предыдущем перекрестке номере и намерении водителя найти место для парковки, чтобы прикрутить его обратно. Действительно, он же не может остановиться посредине проезжей части или припарковаться у тротуара под знакам «Остановка запрещена»!

В случае аналогичном нашему это вряд ли поможет. Ну хотя бы потому, что на автомобиле отсутствует не один номер, а оба.

Если вы не умеете «вешать лапшу на уши» незнакомым людям (а тем, более представителю власти), при получении номеров, засуньте их под лобовое стекло (одну «жестянку» – под ветровое, другую бросьте на заднюю полку). В этом случае можно рассчитывать на то, что вас накажут по части 1 статьи 12.2 КоАП РФ – за «управление транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками. ». Эта провинность наказывается предупреждением или штрафом в размере 500 рублей.

Если вам дорога «каждая копейка», вы можете пойти на хитрость, заявив полицейскому, что номеров на автомобиле нет, потому что он… не зарегистрирован. И вы в этот момент как раз едете это делать.

Напомним, согласно пункту 2.1.1 ПДД водитель при остановке должен предъявить сотруднику ГИБДД водительское удостоверение, регистрационные документы на автомобиль и полис ОСАГО.

Если автомобиль зарегистрирован, у вас на руках должно быть свидетельство о регистрации ТС, а в ПТС должны быть вписаны соответствующие данные (включая госномер). Если вы говорите «гаишнику», что авто еще не поставлено на учет, у вас на руках есть только права, договор купли-продажи и ПТС. Встает вопрос о том, нужно ли предъявлять автоинспектору ПТС, который выдаст вас «с головой»?

Мы узнавали: ПТС не входит в число «регистрационных документов» на машину, поэтому предъявлять его сотруднику ГИБДД не обязательно. Да, он наверняка будет вас «разводить» на то, что по закону, человеку, только что купившему авто, но еще не зарегистрировавшему его, предъявлять ПТС обязательно, но нигде в ПДД этого нет.

После того как все ПТС в России станут электронными, а у каждого инспектора «на руках» будет планшет, подключенный к нужным ему базам данных, такой «развод» не пройдет. Но пока этого не произошло, можно попробовать. Разумеется, показывать инспектору только что полученные номера тоже не нужно. Вы сами знаете, почему.

Что грозит за ложные показания при ДТП

Ложь участника или свидетеля аварии может быть выгодна виновнику ДТП. Это помогает избежать наказания или получить выплату от страховой компании. Бывает, что инспекторы ГИБДД и сами страховщики заинтересованы в нечестных показаниях. Рассказываем, как распознать такие ситуации и какая ответственность за ложные показания.

Наказание за ложные показания или подделку документов о ДТП

Статьи 12.1, 12.7, 12.8, 17.9 КоАП. Статьи 159.5, 303, 307, 327 УК

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Оглавление

  • Если солгал участник аварии
  • Если солгал свидетель
  • Ответственность за фальсификацию документов при ДТП
  • Махинации со страховкой и ответственность за них
  • Ответственность за поддельные документы

Что будет, если солгал участник аварии

Когда инспектор опрашивает участников после ДТП, один из них может соврать. Он попытается описать аварию так, как выгодно ему.

Зачем врать. Ложь может быть выгодна тому, кто хочет уйти от ответственности — административной и уголовной. А еще страховая может выставить виновнику регрессный иск, то есть потребовать возмещение по страховой выплате. Такой иск страховая вправе подать на виновника, если, например, тот причинил вред здоровью потерпевшего и не был вписан в полис.

Читайте также:  Несовершеннолетний без прав за рулём: какой штраф и что ещё грозит?

Ответственность. По словам юриста Игоря Мирзоева, нарушителю ПДД, который говорит неправду, ничего не грозит, так как это можно расценивать как защитную позицию. Виновнику ДТП это сойдет с рук, если у потерпевшего не было регистратора и он не смог найти свидетелей.

Что будет, если солгал свидетель аварии

Кто считается свидетелем. Свидетелем Административный кодекс называет человека, знакомого с обстоятельствами дела, которые устанавливают правоохранители. В Уголовном кодексе формулировка похожая: тот, кому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для расследования.

В качестве свидетеля ДТП водитель привлекает прохожих и других водителей. Сотрудник ГИБДД, который опрашивает свидетелей, обязан зафиксировать показания всех свидетелей и приобщить к материалам административного расследования.

За вранье при опросе на месте ДТП — штраф. Если свидетель при опросе сообщил недостоверные сведения и впоследствии это будет доказано, он получит штраф — до 1 500 рублей. Ложь такого свидетеля можно обнаружить, если показания других свидетелей отличаются.

Опросить свидетелей сотрудник ГИБДД может уже и после того, как участники ДТП разъехались. Если при опросе участников и свидетелей не остается спорных моментов или возражений, все данные заносятся в протокол — расследование можно считать завершенным. Длится такое расследование до месяца.

Административное расследование ДТП и опрос свидетелей нужны чаще всего, если в аварии люди получили легкий или средний вред здоровью, например, пострадавший сломал палец.

За вранье в суде — уголовная ответственность. Если в аварии люди получили тяжкий вред здоровью или погибли, дело будет рассматривать суд. Ложь свидетеля при опросе инспектором на месте, следователю при расследовании или при показаниях в суде может стоить ему штрафа до 80 000 рублей либо ареста до 3 месяцев.

Если ложь свидетеля носит обвинительный характер, наказание строже — до 5 лет заключения. Например, свидетель сообщил инспектору или следователю, что погибший при лобовом столкновении сам выехал на встречную полосу. В действительности было наоборот — на встречную полосу выехал выживший виновник. Если это установят, свидетель станет обвиняемым по новому уголовному делу.

Если до вынесения приговора по уголовному делу свидетель признает свои показания неверными, ответственность с него снимается. Сделать он может это в любой момент — назначить встречу со следователем или признаться на судебном заседании.

Ответственность за фальсификацию документов при ДТП

Если участник ДТП или должностное лицо, которое расследует дело, сумели изменить обличительный документ, например схему ДТП или признания свидетеля, положено наказание. В уголовном кодексе предусмотрено четыре вида.

Участнику дела или инспектору ГИБДД — до 4 месяцев ареста. Такое наказание предусмотрено по гражданским или административным делам, для следующих лиц:

  • участники дела;
  • лица, которым поручено рассматривать дело. Например, инспектор ГИБДД;
  • те, кто составляют протоколы, например, инспектор ГИБДД на месте ДТП.

Административное дело рассматривает сотрудник ГИБДД, принимая решение — выписывать ли штраф. Гражданские дела рассматриваются в суде.

Следователю, прокурору или защитнику — до 5 лет заключения. Реальный срок за фальсификацию могут получить следователь, адвокат или прокурор по уголовному делу. Такое может произойти, если, например, родственники обвиняемого сумели заинтересовать следователя и тот привлек подставных свидетелей, использовал их лживые показания и так добился свободы для обвиняемого.

Если дело тяжкое — до 7 лет заключения. Такой срок получают те, кто пытался изменить доказательства вины за тяжкое или особо тяжкое преступление. Например, следователь может надавить на сотрудников технической экспертизы и те составят заключение об исправности машины. А в реальности авария произошла по причине, например, заведомо неисправных стеклоомывателей. В результате погиб человек.

Такое же наказание получит участник процесса, чьи действия привели к тяжким последствиям. По данным прокуратуры Нижнекамска, это могут быть:

  • длительное содержание лица под стражей,
  • незаконное осуждение,
  • необоснованное оправдание виновного.

Следователю за привлечение к ответственности невиновного — до 4 лет заключения. Таким способом накажут «оперативника», который пытался вменить вину невиновному, например, заставил подписать признание.

Махинации со страховкой и ответственность за них

Фиктивное ДТП. Нечестный водитель заявляет повреждения машины как полученные при ДТП. Водитель и все, кто принимают решение о сумме выплат — в сговоре. Например, оценщик фальсифицирует документы о повреждениях, а менеджер их подписывает и направляет все бумаги в отдел по выплатам. Штраф за такое — до 500 000 рублей или срок до шести лет плюс штраф до 80 000 рублей.

Фиктивный угон. Машину продают на запчасти и получают компенсацию за угон. Доказать факт мошенничества в таких ситуациях бывает сложно. Штраф за такую аферу — до 120 000 рублей либо срок до двух лет.

Подставной водитель. После ДТП вместо водителя за руль садится владелец авто — тот, чьи данные в полисе ОСАГО. Если обнаружится, что владелец авто передал управление машиной тому, у кого нет прав, он получит штраф — 30 000 рублей.

А если водитель был еще и пьян, владельца оштрафуют на 30 000 рублей и аннулируют права на два года. Доказать это поможет только видеозапись.

Подробнее о таких «рокировках» и штрафах за них читайте в другой нашей статье.

Умышленный вред машине. Автомобиль получает незначительные повреждения, например, царапину. После этого водитель сам на этом месте делает вмятину, чтобы «усилить» эти повреждения и получить выплату. Наказание и статья уголовного фиктивный угон — до 120 000 рублей либо тюрьма сроком до двух лет.

Страховщик направляет в «свой» сервис. Здесь выгодно сразу трем сторонам: водителю, страховому менеджеру и сотрудникам станции техобслуживания. Схема такая: менеджер выписывает сумму ремонта намного больше реальной его стоимости. Водитель получает компенсацию больше, чем мог бы, например, 150 000 рублей, вместо 70 000. Разницу в 80 000 рублей менеджер и водитель делят пополам. В сервисе машину чинят на реальную сумму. Затем ремонтники подписывают документы, что починили «дорого». Штраф за эту авантюру — до 500 000 рублей или срок до шести лет плюс штраф до 80 000 рублей.

Читайте также:  Обязательно ли включать «аварийку» при остановке по требованию сотрудников ДПС

Ответственность за поддельные документы на машину

Обычно злоумышленники подделывают:

  • полис ОСАГО. Подделывать полис ОСАГО может быть выгодно, чтобы при проверке инспектор не оштрафовал за его отсутствие на 800 рублей;
  • права. Их чаще всего подделывают после лишения или чтобы не сдавать экзамены в ГИБДД;
  • диагностическую карту. Карту выгодно подделать тому, кто хочет купить полис ОСАГО, но машина из-за многих неисправностей не может пройти техосмотр;
  • свидетельства о регистрации ТС. Машины с поддельным СТС стоят намного дешевле, таких сделок много на границах России со странами СНГ.

Как общаться с полицией и не стать жертвой полицейского произвола. Советы юриста Комитета против пыток Альберта Кузнецова

В Саранске 13 марта прошла лекция руководителя нижегородского отдела расследований Комитета против пыток Альберта Кузнецова. Он рассказал о том, как общаться с полицией и не стать жертвой полицейского произвола. С разрешения правозащитника «7х7» публикует тезисы его выступления.

Фото Марины Тимофеевой

«Законны ли действия полицейского, решаете не вы»

— В России государство — единственный субъект, которому можно применять насилие. Гражданам не разрешено, государству — разрешено. Государство дает определенные основания своим представителям применять насилие.

Полицейский может воспользоваться этим правом тогда, когда не выполняют его законные требования. Возникает вопрос: как определить, законные ли требования полицейского или нет? Многие думают, что это можно посмотреть в законе и все объяснить правоохранителю, тогда он скажет: «Да, я нарушаю закон, простите!» Так не бывает, мы с вами не наивные люди.

Если вы не выполняете законные требования полицейского, он может применить к вам насилие. Это самая частая схема, с которой люди сталкиваются в повседневности: подходит полицейский, человеку кажется, что его требования неадекватны, он их не выполняет, к нему применяется насилие. Очень часто правоохранители заранее предупреждают о намерении применить физическую силу. Человек потом идет в Комитет против пыток и жалуется на произошедшее. Потом формально эти действия оказываются законными.


Альберт Кузнецов. Фото предоставлено героем публикации

Это парадокс. Действительно, требования могут быть абсурдными, и мы можем понять, почему человек, которого избили, не выполнил в данном случае требования полиции. Но всегда нужно держать в голове: все действия полицейских оцениваются постфактум. Законные ли действия сотрудника или нет, решаете не вы, не человек, к которому просто подошли, а его руководство, прокуратура или суд. Более того, правоохранитель может нанести повреждение до средней степени тяжести, например сломать руку.

Любое общение с полицейскими нужно фиксировать

— Когда полицейский озвучивает вам явно незаконные требования, он понимает, что они незаконны. Он либо совершает проступок, за что понесет дисциплинарное наказание, либо превышает должностные полномочия, за что может лишиться свободы, если об этом кто-нибудь узнает. В таком случае он уже потенциальный преступник.

Часто правоохранитель отказывается от совершения преступления, зная, что его могут поймать за руку. Поэтому, если вы хотите чувствовать себя увереннее, любое общение с полицейским желательно фиксировать. Можно вести видеозапись, аудиозапись, делать фото.

Если вы попадаете в ситуацию, где можете стать жертвой правонарушения, и у вас есть предчувствие, что сейчас может что-то случиться, вы должны сразу подумать, как это будете доказывать.

Что делать, если средств фиксации нет

— Факт насилия, повлекший причинение повреждений, нужно зафиксировать. Соответственно, нужно идти в бюро судебно-медицинской экспертизы и снимать побои. Если туда попасть не удалось, идите в травмпункт. Но важно помнить, что задача врача — оказать помощь. Фиксировать повреждения — не его специализация. Тем не менее поход в травмпункт будет лучше, чем вообще отсутствие каких-либо медицинских документов.

Универсальный способ фиксации телесных повреждений — вызов скорой помощи. Ее можно вызвать, например, в автозак или отдел полиции, если есть мобильный телефон. По каждому приезду скорой составляется сигнальный листок. В нем отмечается, зачем вызывали врачей, имелись ли повреждения, какие это повреждения. Врачи не обязаны осматривать пострадавшего и фиксировать побои, но очень выручит, если показать им травмы и попросить зафиксировать их в сигнальном листке. Его копию потом можно получить, обратившись на станцию скорой помощи.

Наконец, можно пойти к участковому врачу, рассказать о повреждениях и попросить занести их в медкарту. У него тоже нет обязанности вас осматривать на предмет наличия телесных повреждений, но можно показать, пожаловаться и попросить зафиксировать побои.

Если полицейский совершает незаконные действия, а вы не можете это доказать, то, значит, все делается законно. Не пойман — не вор.

Так устроена вся правоприменительная практика: нет доказательств вины — значит, человек не совершал преступления.

«Лучше что-то сделать, чем спустить все с рук»

— Где искать доказательства, если вы стали жертвой ненасильственного преступления и не зафиксировали его (угрозы, оскорбления и так далее)? Первый способ — сообщения очевидцев. Возможно, кто-то видел или слышал ваш конфликт с полицейским. Попросите у очевидца контактные данные, которые в дальнейшем можно предоставить следователю. Тогда его можно будет вызвать в качестве свидетеля. Или можно попросить человека написать объяснение. С точки зрения уголовного процесса это не является доказательством, тем не менее это тоже основание для вывоза на допрос.

Что делать, если сотрудник полиции вам нахамил, у вас нет никаких повреждений, но вы бы хотели, чтобы его привлекли к ответственности? В таком случае может помочь обращение к его руководству. Нет критерия оценивания этих объяснений. Но лучше что-то сделать, чем спустить все с рук. В отношении полицейского могут провести служебную проверку, а по ее итогу назначить дисциплинарное взыскание.


Лекция Альберта Кузнецова в Саранске. Фото Николая Артёменко

Не могу понять, кто передо мной — полицейский или нет

— Если вы не можете идентифицировать человека как сотрудника полиции, то юридически вы не обязаны следовать его требованиям, можете оказывать сопротивление. Если к вам подбегают неизвестные люди и начинают вас заламывать, то объективно на вашу жизнь и здоровье совершается посягательство. Вы можете защитить себя, если вы сомневаетесь, что это действительно правоохранители.

Если нападающим все же оказался настоящий полицейский, который захотел задержать вас на законных основаниях, в рапорте он потом может соврать, что подошел, представился, попросил пройти с ним, а вы начали сопротивляться. Прокуратура или суд в этом случае, при отсутствии доказательств обратного, поверит рапорту. При плохом стечении обстоятельств для вас может наступить серьезная ответственность. Лучше заранее подумать, сможете ли вы доказать, что не имели возможности идентифицировать этого человека как сотрудника полиции.

Если вы сомневаетесь, полицейский перед вами или нет, но уверены, что быстро бегаете, то в данном случае это самый лучший вариант избежать более тяжких последствий.

«Полицейскому дали приказ вас задержать — он вас задержит»

Читайте также:  Осторожно! Мошенничество в интернете. Разбираем все виды

— Работа правоохранителя и его должностные обязанности регулируются инструкцией. Когда вы начинаете объяснять полицейскому, что инструкция, которую он выполняет, не соответствует закону, ему априори все равно на вашу точку зрения. По закону ответственность несет тот, кто эту инструкцию составил. Полицейскому дали приказ вас задержать — он вас задержит.

Не нужно разговаривать с теми, кто что-то делает, нужно говорить с теми, кто что-то решает.

Поэтому, если к вам подходит полицейский и что-то требует, выполняйте его требование. Потом его можно обжаловать в суде или прокуратуре. Если действия полицейского признают незаконными, то вы можете получить компенсацию. Она, правда, мизерная. А полицейский может лишиться своей доплаты и получить дисциплинарное взыскание. Это отобьет у него желание нарушать права и научит профессиональнее относиться к службе.

Если больше наших граждан научатся отстаивать свои права, то правоохранители будут меньше совершать преступлений или прочих нарушений. Доверие к ним повысится. Все будут в плюсе.

Полную версию лекции можно посмотреть здесь.

Комитет против пыток — общественное объединение, которое расследует жалобы на применение пыток, занимается юридической помощью пострадавшим и оказывает помощь в получении компенсации или проведении медицинской реабилитации людей, подвергшихся пыткам. Комитет не имеет отношения к ликвидированным организациям-иностранным агентам со схожими названиями.

Представители комитета работают в Нижнем Новгороде, Оренбурге, Краснодарском крае, республиках Северного Кавказа, Башкирии и Москве.

Ответственность за передачу руля другому человеку

В жизни каждого автовладельца возникают ситуации, когда обстоятельства требуют, чтобы за рулём его автомобиля оказался сторонний человек – родственник, друг и или знакомый. В принципе в этом нет ничего предосудительного, но закон жёстко регулирует подобные случаи. Цель правового регулирования ясна – защитить автомобилистов от правонарушений, связанных с добровольной, но непредусмотрительной передачей автомобиля в чужие руки.

Тем не менее подобные случаи были, есть и никуда не денутся в будущем.

Каково же наказание предусмотрено за передачу руля третьему лицу, согласно действующему законодательству? Этот вопрос будет актуальным для многих владельцев транспортных средств, поскольку законы в данной сфере меняются столь часто, что уследить за нововведениями зачастую крайне затруднительно.

Кому можно передавать руль без последствий

Первое и вполне очевидное условие – это наличие водительского удостоверения у того, кому вы планируете доверить свою машину.

Второе имеет юридическое обоснование, связанное с относительно недавним введением обязательного страхования водителями своей автогражданской ответственности. В соответствии с новыми правовыми нормами, институт доверенностей благополучно канул в лету, а единственным документом, позволяющим ездить на автомобиле третьему лицу, является полис ОСАГО. А вернее, наличие в нём фамилии того, кому владелец ТС доверяет управление автомобилем.

Впрочем, заключение договора без ограничения круга лиц, которые могут быть допущены за руль, превратит ваше автотранспортное средство в автомобиль, управлять которым может любой человек (см. ограничение №1). Понятно, что настолько доверчивых автовладельцев стоит поискать. Но есть и такие, которые не готовы делиться своей машиной ни с кем. И они в случае возникновения острой необходимости рискуют больше всех.

Кому запрещено управлять чужим транспортным средством

Согласно элементарной логике, в число лиц, которым запрещено садиться за руль чужого автомобиля, должны водить все, кроме избранных, вписанных в страховку. В действительности правила дорожного движения специально оговаривают все случаи, когда вступает в силу данный запрет. В соответствии с пунктами правил ДД, запрещено:

  • передавать руль гражданам, лишённым водительского удостоверения;
  • материальным наказанием грозит также передача руля человеку без наличия прав (невзирая на то, забыл ли он их взять с собой, или никогда не имел);
  • то же относится к гражданам, находящимся за рулём в рьяном состоянии;
  • штраф грозит и за передачу руля собственником авто несовершеннолетнему;
  • аналогичный запрет действует, если лицо, которому планируется передать автомобиль, демонстрирует явные признаки переутомления.

Во всех остальных случаях действует правило полиса ОСАГО, при этом нарушение этого правила не будет иметь последствия для автовладельца – только для третьего лица.

Штрафные санкции

Если говорить о штрафах за подобные правонарушения, то они регулируются кодексом административных правонарушений. Сколько конкретно составит штраф за передачу права управления автомашиной лицу, не имеющему на это законного основания, зависит от конкретных обстоятельств, при этом придётся учитывать множество чисто юридических нюансов.

Если собственник автомобиля – юридическое лицо, штрафные санкции будут применены в отношении должностного лица, ответственного за эксплуатацию ТС, находящихся на балансе организации. Если таковая должность в штате не предусмотрена, штраф будет выписан на руководителя фирмы.

А теперь рассмотрим каждый конкретный случай нарушению норм, указанных в ПДД.

Если третье лицо управляло автомашиной, будучи пьяным

К сожалению, в нашей стране и само явление пьянства достаточно распространено, и нетрезвые водители встречаются нередко.

Менталитет русского человека таков, что во многих случаях он не только не прочь сесть за руль, будучи пьяным, но и вполне лояльно относится к тому сомнительному обстоятельству, что его машиной управляет нетрезвый родственник или друг. Не стоит говорить, что в последнем случае ответственность при возникновении неприятных последствий, угрожающих жизни всех без исключения участников дорожного движения, ложится и на лицо, находящееся за рулём, и на автовладельца, даже если он человек совершенно не пьющий.

Чтобы не допустить подобное поведение, отечественное законодательство предусматривает жёсткую меру ответственности за передачу собственником руля автомашины лицу, пребывающему в момент остановки сотрудником ДПС в состоянии алкогольного опьянения.

Читайте также:  Как проверить датчик Холла – простая методика, доступная всем

Эта норма закреплена статьёй 12.08 КоАП (часть 2), предусматривая наказание автовладельцу за передачу руля АС нетрезвому водителю лишением ВУ на 1.5-2.0 года или тридцатитысячным штрафом. Нюанс заключается в том, что подобное наказание применяется независимо от факта, имел ли пьяный водитель ВУ или сел за руль, не имея документа, предоставляющего право управлять автотранспортным средством.

Подобному же наказанию может подвергнуться и лицо, не являющееся юридическим владельцем автомобиля. То есть остаться без прав может и человек, управляющий машиной по доверенности и предоставивший её нетрезвому водителю. И хотя в настоящее время доверенность не является таким же значимым документом, каким он был до 2012 года, данная норма закона осталась без изменений.

Есть определённые тонкости с вопросом, касающимся условий трактовки данного правонарушения. Так, если инспектор ГИБДД остановил автомобиль, которым управлял пьяный водитель, а собственник находился на соседнем сиденье – в этом случае последнему наказания не избежать.

Но если автовладелец в этом момент находился вне автомобиля, он вполне может утверждать, что, когда предоставлял машину третьему лицу, человек, которому он доверил руль, был абсолютно трезвым. Если он сумеет это доказать, то сможет уйти от ответственности. Другое дело, что обычно подобные дела в суде решаются в пользу государства. Основная сложность заключается в установлении точного времени, когда произошла передача ключей от машины. Решением этой проблемы занимается судебная экспертиза, но о точности используемых методов говорить не приходится.

Если же автовладелец сумеет-таки убедить судей в том, что на момент передачи автомобиля его друг или родственник не был пьяным, никакие штрафные санкции в его отношении применены не будут.

Если для владельца самое грозное наказание за передачу руля АС пьяному – лишение прав, то в отношении нетрезвого нарушителя вилка санкций несколько шире:

  • штраф или лишение ВУ;
  • административный арест при отсутствии на момент остановки водительского удостоверения.

Отметим, что состояние наркотического опьянения или нахождение водителя под воздействие психотропных препаратов по тяжести приравнивается к езде пьяным, поэтому наказания здесь будут идентичными.

Если третье лицо не имеет ВУ

Столь же неоднозначна ситуация и в случае, когда руль автомашины передан лицу, не имеющему корочки ВУ.

Согласно пункту 2.07 ПДД, управлять автотранспортным средством без наличия прав может только лицо, проходящее обучение на курсах вождения. Во всех остальных ситуациях лицо, управляющее автомобилем без наличия документа, подтверждающего, что он имеет право управлять автотранспортом соответствующей категории, является правонарушителем. И хотя подобная трактовка не выглядит многозначной, здесь тоже имеются свои нюансы.

Рассмотрим наиболее распространённые случаи передачи руля человеку без прав:

  1. Обучение вождению ребёнка. Для большинства родителей это вопрос не только практический, но часто из области престижа: они не сомневаются, что смогут обучить своё чадо навыкам водительского мастерства ничуть не хуже инспектора автошколы. Разумеется, видят они в таком подходе и сугубо меркантильный интерес: стоимость обучения нынче немалая. Осознают ли они свою степень ответственности? Совсем неочевидно, если учесть, что в случае, когда за этим занятием их застанет инспектор ГИБДД, автовладельцу придётся раскошелиться дважды: один штраф будет выписан за неправомерную передачу руля, другая санкция предусмотрена за управление автотранспортным средством несовершеннолетним, поскольку в этом случае материально ответственным лицом считается родитель. Так что передача руля несовершеннолетнему отпрыску без прав – это уже двойное правонарушение. Примечательно, что данная норма закона применима и в отношении ТС, относящихся к категории М. Это означает, что даже если вы подарите подростку скутер, ездить на нём он не сможет ввиду отсутствия прав.
  2. Передача лица совершеннолетнему человеку, который, будучи остановлен сотрудником ДПС, не смог продемонстрировать свои права. А вот здесь уже ситуация неоднозначная, поскольку формально, в отличие от предыдущего случая, у автовладельца могут иметься «отмазки». В общем-то, статистика ГИБДД свидетельствует об этом более чем убедительно: оказывается, более чем 50% владельцев ТС, передавших их лицу без ВУ, были абсолютно убеждены, что с этим проблем не будет. Действительно, вполне можно убедить автовладельца, что права просто забыты дома, или соврать, что они в полном порядке. В конце концов. Можно даже продемонстрировать корочку, не вдаваясь в такие детали, как истёкший срок действия или пригодность для совершенно другой категории ТС. Так что при передаче руля АС лицу, не имеющему легального водительского удостоверения, всегда можно аргументировать такое решение. Правда, доказать свое видение ситуации будет чрезвычайно сложно, даже при наличии опытного адвоката.

А теперь поговорим о собственно наказании за подобное правонарушение. Как и в случае с передачей руля пьяному, санкциям будут подвержены и владелец авто, и то лицо, которое управляло ТС без водительского удостоверения.

Учитывая специфику статьи, мы не будет останавливаться на рассмотрении последствий для водителя, но рассмотрим все нюансы, касающиеся собственника машины.

На данный момент наказание за передачу управления автомашиной лицу без наличия в момент остановки водительских прав (при условии, что это лицо было лишено ВУ, согласно пункту 3.0 ст. 12.07 КоАП) предусматривается в виде трёхтысячного штрафа.

Если у находящегося за рулём автомашины лица не было ВУ при себе, собственник автомобиля отделается более лёгким наказанием (500 рублей, ст. 12.03 того же пункта).

Но не исключены варианты, когда наказания автовладельцу можно избежать. Одну из них мы уже упоминали – если собственник автомашины не ведал об отсутствии водительской корочки и может этот факт доказать.

Второй случай – если третье лицо оказалось за рулем автомашины, не имея разрешения владельца. С юридической точки зрения это угон, за что провинившегося смогут посадить за решётку на 5 лет. Так что если в действительности угон отсутствовал, подставлять своего знакомого под угонную статью ради того, чтобы избежать штрафа, выглядит дико. И такие случаи действительно крайне редки.

Если вы не хотите иметь неприятности, которые сделают тоньше ваш кошелёк, обязательно проверяйте наличие ВУ у того, кому вы планируете доверить свою автомашину. И не просто наличие, но и соответствие категории, и возможность просрочки.

Читайте также:  Осторожно! Мошенничество в интернете. Разбираем все виды

Если третье лицо не вписано в «автогражданку»

Наличие «автогражданки» — требование обязательное для всех собственников автотранспортных средств. Но далеко не всегда имеется возможность вписать в этот документ всех лиц, кому вы можете доверить управление свои автомобилем, если того потребуют текущие жизненные обстоятельства.

Передача руля лицам, не вписанным владельцем машины в страховку, допускается только в исключительных ситуациях:

  • если в автомашине находится человек, нуждающийся в срочной медицинской помощи. Хотя юридически это тоже правонарушение, сотрудник ГИБДД, скорее всего, отнесётся к такой ситуации с пониманием, ограничившись устным предупреждением;
  • второй допустимый вариант – это так называемый «открытый» полис, предоставляющий право управления автомобилем всем лицам без исключения (при наличии прав и регистрационного свидетельства). В этом случае никаких санкций не будет, независимо от факта, будет присутствовать в машине её владелец, или нет. Но если любой из перечисленных документов отсутствует – собственник авто может раскошелится на 500 рублей.

Если третье лицо управляет автомобилем, у которого вообще отсутствует «автогражданка», водителя могут оштрафовать на 800 рублей, если ОСАГО есть, но водитель туда не вписан – на 500 рублей. Если автомашиной управляет человек, не имеющий ВУ, оно рискует расстаться с суммой номиналом в 3000 рублей.

Отметим, что для собственника, передавшего руль автомашины лицу, не вписанному в страховку, никаких наказаний действующим законодательством не предусмотрено.

Смягчающие обстоятельства

Хотя КоАП РФ не содержит пунктов, предусматривающих наличие смягчающих обстоятельств для собственника ТС, неправомерно передавшего его третьему лицу, в некоторых случаях он может быть признан невиновным:

  • если лицо, которому он доверил управление своей машиной, намеренно ввело владельца в заблуждение, показав ему ВУ, которое в этот момент было недействительным. Правда, этот факт нужно ещё доказать. А если водитель оказался несовершеннолетним, уйти от ответственности владельцу не удастся, поскольку у несовершеннолетнего заведомо отсутствует ВУ, и эта отговорка здесь неприменима;
  • если в момент передачи авто третьему лицу оно было трезвым, а впоследствии самовольно приняло дозу спиртного и село за руль;
  • когда автотранспортное средство было позаимствовано у владельца без его ведома, а он не стал квалифицировать ситуацию как угон (поскольку это уже криминальная статья).

Можно ли обжаловать наложение штрафа

Если собственник автомашины не согласен с постановлением, выписанным сотрудником ГИБДД за неправомерную передачу руля, он может оспорить это решение.

В этом случае нужно написать заявление, указав обстоятельства наложения (кем наложено взыскание, когда и за какое правонарушение), подробно аргументировать собственное видение ситуации, подтвердив свои доводы документально (фотографиями, видеоматериалами, свидетельскими показаниями, результатами медицинского освидетельствования).

На передачу заявления для рассмотрения (в гражданскую судебную инстанцию или в ГИБДД на имя вышестоящего должностного лица) автовладельцу даётся десять календарных дней с момента получения постановления об уплате штрафа.

Если ваши аргументы будут убедительными, шансы на положительное решение вопроса будут высокими.

Получил новые номера, но не прикрутил их. Что «соврать» инспектору ДПС, чтобы не остаться без прав?

Сводка происшествий (события, происшествия)

К странице.
Страница 1 из 3123>

Бандиты отняли у гаишника Infiniti

В Петербурге бандиты напали на сотрудника ГИБДД и украли у него дорогую иномарку. Инцидент произошел на этих выходных, передают «Ведомости». По словам представителей правоохранительных органов, четверо преступников за рулем BMW и Mercedes-Benz блокировали машину инспектора МРЭО ГИБДД. А машина, между прочим, была не простой, а марки Infiniti, стоимостью порядка $75 000. Затем бандиты угрожая физической расправой высадили инспектора из-за руля и скрылись в неизвестном направлении.

Интересно откуда у инспектора ГИБДД деньги на финик стоимостью 75 бачей?

А бандиты наверное обознались. Хотя по таким машинам работают профессионалы, по идее бандиты о владельце должны были знать многое, по крайней мере, что он СМ точно.

15 лет
В принципе реально под пенсию при зарплате в 10000 р. если не женица, не пить, ни есть, не одеваться и т.д. (смешной смайлик!)

PS/ Чёта у меня смайлики не нажимаюца .

Вернер Мёльдерс
Ник в ответ
Посмотреть профиль
Отправить личное сообщение для Вернер Мёльдерс
Посетить домашнюю страницу Вернер Мёльдерс
Найти ещё сообщения от Вернер Мёльдерс
Валентиныч
Ник в ответ
Посмотреть профиль
Отправить личное сообщение для Валентиныч
Найти ещё сообщения от Валентиныч

Ежели посмотреть на цены в интернете – то ИНФ 2001 года стоит лимон, а новее – дороже вот сами посмотрите , если не верится. Родители, говоришь, работяги – значит либо типа “накопил”, либо взял в кредит. По нашей милицейской зарпате даже лимон накопить ой как трудно, даже если ездить два раза в год в Гондурас на боевые действия и при этом ничего не есть, не пить, не одеваться. А ему ещё за ИНФ надо платить налог (минимальный объём движка – 3.5 литра, и, соответственно, не менее ста лошадей) ежегодно и страховку. Которая тож при таких объёмах выйдет совсем недешёвой.
Поехали дальше. Ситуация с кредитом. Брать лимон на 5 лет (насколько я знаю, автокредит больше, чем на 5 лет не дают) – под 12% это, грубо говоря, 120 штук в год (при зарплате даже в 20 штук – ползарплаты отдай) только проценты + погашение основного долга 200 штук в год, итого получается, что в месяц нужно платить 10+16 – 26 штук рублей.
И это если брать за миллион (всего-то. трёх рублей не хватает – аз б тоже метнулся, взял). А если машина 2007 года? 75-79-80 тыс убитых енотов. Три лимона с хвостиком?? нюню. Простой старлей. инспектор МРЭО. нюню.

ЗЫ: У меня знакомый бизнесмен, который имеет процент от двух серьёзных бизнесов, купил себе КИА Соренто – корейское чудо удмуртского разлива. Вот он может себе позволить за него платить и КАСКО (79 штук в год), и дорожный налог (один из самых дорогих в России), и кредит.

Ссылка на основную публикацию