В каких странах левостороннее движение на дорогах

Ответы на любые вопросы

  • Причины, влияющие на выбор направления
  • Традиции передвижения
  • Как направление повлияло на дизайн транспортных средств?
  • Почему в Англии левостороннее движение?
  • Какое движение в России правостороннее или левостороннее?
  • Видео: по какой части дороги двигаются в разных странах?

Для заядлых путешественников не секрет, что во многих государствах вектор трафика на дорогах отличается от привычного им способа. Перед поездкой за рубеж важно помнить, в каких странах левостороннее движение, особенно если планируете брать напрокат машину.

Причины, влияющие на выбор направления

Исторических свидетельств о том, как перемещались наши предки, практически не осталось. Видимо, эта тема казалась очевидной, поэтому летописцы и обыватели не считали важным делать записи относительно этого. Законодательно же правила поведения на транспортных путях государства впервые урегулировали лишь в XVIII веке.

На данный момент 28% трасс во всем мире ориентированы налево, по ним передвигается 34% населения планеты. Причины, по которым эти территории сохранили традиционные для себя способы регламентирования трафика, следующие:

  • Исторически они были колониями или зависимыми регионами Великобритании и Японии;
  • В качестве основного транспорта использовались повозки, на которых кучер сидел на крыше.

Список регионов активно менялся после утраты Соединенным Королевством статуса «империи, где никогда не садится солнце» и окончания Второй Мировой Войны. Последняя страна перешла на новую ориентацию в 2009 году, это было Независимое Государство Самоа.

Полный список, актуальный на 2018 год:

  1. Австралия и Новая Зеландия, включая внешние территории и государства в свободной ассоциации (Кокосовые, Норфолк, Рождества, Токелау, Кука, Ниуэ);
  2. Континентальная юго-восточная Африка (Кения, Мозамбик, Замбия, Намибия, Зимбабве, Тонга, Танзания, Уганда, ЮАР, Свазиленд, Лесото, Ботсвана, Малави);
  3. Бангладеш;
  4. Ботсвана;
  5. Бруней;
  6. Бутан;
  7. Великобритания;
  8. Заморские территории Соединенного Королевства (Ангилья, Бермуды, Святой Елены и Вознесения, Кайманы, Монтсеррат, Мэн, Питкэрн, Теркс и Кайкос, Фолкленды);
  9. Британские и Американские Виргинские о-ва;
  10. Восточный Тимор;
  11. Гайана;
  12. Гонконг;
  13. Индия;
  14. Индонезия;
  15. Ирландия;
  16. Независимые страны Карибского моря;
  17. Кипр;
  18. Маврикий;
  19. Макао;
  20. Малайзия;
  21. Мальдивы;
  22. Мальта;
  23. Микронезия (Кирибати, Соломоновы, Тувалу);
  24. Науру;
  25. Непал;
  26. Нормандские о-ва;
  27. Пакистан;
  28. Папуа — Новая Гвинея;
  29. Самоа;
  30. Сейшелы;
  31. Сингапур;
  32. Суринам;
  33. Таиланд;
  34. Фиджи;
  35. Шри-Ланка;
  36. Ямайка;
  37. Япония.

Традиции передвижения

С появлением транспортных средств поменялись и правила езды. Повозками с одной лошадью и возницей на передних козлах было удобнее управлять рабочей рукой, как более сильной, и при этом сохранять маневренность слева.

Такой вид транспорта был обычным для Франции, и во время правления Наполеона левостороннее движение распространилось во все регионы его завоеваний.

Как направление повлияло на дизайн транспортных средств?

В связи с отличиями в поведении на трассе, в зависимости от ориентации, разные страны используют автомобили, у которых руль находится на дальней от обочины стороне. При этом расположение рычагов управления сохраняется одинаковым во всех моделях.

Однако для удобства специализированных машин это правило может быть нарушено. Например, у служебного транспорта сотрудников почты место водителя находилось с ближней к тротуару стороны, чтобы почтальон доставлял письма и посылки, не выходя из авто. Так в СССР с 1968 годы выпускался Москвич 434П с правым рулем.

Ещё одним важным аспектом, связанным с направлением дорожного движения является переезд через границу в государствах с противоположными принятыми правилами движения. В таких случаях может быть простое смещение на трассе, если дорога узкая, как между Лаосом и Таиландом, или масштабный лабиринт путей, если речь идет о масштабных разъездах, как, например, между Макао и Китаем.

Почему в Англии левостороннее движение?

Поскольку письменных свидетельств того, как ездили по дорогам в древности, нет, исследователи обращаются к методам археологии. У старой каменоломни неподалеку от Суиндона, в графстве Уилтшир, обнаружили следы улицы эпохи Римской империи, степень просадки грунта которой указывала на левостороннее движение.

Первым законодательным актом, регулировавшим правила передвижения по городу, стал закон в 1756 году, который обязывал транспорт ехать по левой части Лондонского моста, нарушителей же ожидал штраф в целый серебряный фунт. Позже, в 1776 году был принят «Дорожный акт», распространивший правило на все улицы Англии.

Поскольку именно англичане стали первой железнодорожной державой, многие страны до сих пор имеют аналогичное движение в метро и на станциях железных дорог при обратных правилах для автомобилей.

Какое движение в России правостороннее или левостороннее?

Долгое время на территории России не существовало правил, которые бы указывали людям, как именно они должны управлять повозками, чтобы не столкнуться друг с другом. В 1752 году первая русская императрица Елизавета приказала возницам двигаться вдоль правой части улиц внутри городов.

Так и повелось, во всей Российской Федерации принято правостороннее движение. Однако в крупных городах можно встретить отдельные участки, на которых меняют направление потока машин, что, как правило, связано с удобством развязки в конкретном месте.

Примерами таких мест являются:

  • Улица Лескова в Бибиревском районе Москвы;
  • Набережная реки Фонтанки в Питере;
  • Улицы Семёновская и Мордоцвева во Владивостоке (август 2012 г. – март 2013 г.).

Любопытно наблюдать, как политические и экономические причины повлияли на то, в каких странах левостороннее движение, а в каких – правостороннее. Один простой пункт, по которому люди не могу договориться и прийти к единому решению, создает различия в экономических тенденциях, задает крупные задачи для архитекторов и администраций городов и регионов.

Видео: по какой части дороги двигаются в разных странах?

В данном ролике Олег Говорунов расскажет, почему в разных странах принято передвигаться по разным сторонам дорог:

Если на машину упало дерево.

Кто возместит ущерб и как добиться компенсации?

Если автомобиль был поврежден из-за падения на него дерева, автовладелец вправе рассчитывать на компенсацию. Давайте разберемся, в каких случаях удастся добиться возмещения ущерба и что для этого потребуется. Данные рекомендации можно будет применять и при падении на машину сосулек, наледи и пр. (читайте об этом также в материале «Если лед с крыши стал причиной травмы или повредил автомобиль»).

Читайте также:  Самые большие грузовики в мире в 2022 году

Кто ответит за повреждение машины?

Отвечать за повреждение автомобиля будет лицо, ответственное за уход и содержание зеленых насаждений, а именно за их своевременный спил и поддержание в неаварийном состоянии. Поэтому потребуется определить, в чьем ведении находилась территория, на которой был припаркован автомобиль (торгово-развлекательного центра, многоквартирного дома, муниципального образования и пр.). С учетом принадлежности территории ответчиком может быть собственник здания, организация, осуществляющая функции управления в многоквартирном доме, администрация соответствующего образования и т.д.

Рассмотрим наиболее распространенную ситуацию, когда машина была припаркована у многоквартирного дома.

Обязанности по содержанию дворовых территорий, включая расположенные на них объекты озеленения, возложены на лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, – ТСЖ, жилищный кооператив, управляющую компанию (например, ГБУ «Жилищник» конкретного района Москвы).

Поясним. Контролировать состояние зеленых насаждений обязаны организации, в ведении которых находятся эти территории. Для проведения санитарной рубки и обрезки деревьев, кустарников землепользователь организует обследование по уходу за зелеными насаждениями (например, п. 6.1, п. 8.5.2 и п. 9 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений г. Москвы, утвержденных Постановлением Правительства от 10 сентября 2002 г. № 743-ПП).

Согласно ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества, в том числе придомовой территории. При этом в силу ст. 161 ЖК РФ свою обязанность по содержанию общего имущества собственники реализуют посредством управления многоквартирным домом, которое должно обеспечивать безопасные и благоприятные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества и решение вопросов пользования им, а также предоставление коммунальных услуг жильцам.

В каком случае автовладельцу удастся получить компенсацию?

Взыскание ущерба будет возможно при одновременном доказывании трех элементов:

1) факт причинения ущерба и его размер;

2) противоправное поведение причинителя вреда;

3) наличие причинно-следственной связи между данными обстоятельствами.

Какие доказательства нужно собрать, чтобы не лишиться права на компенсацию ущерба?

1. Доказательство того, что машина была припаркована в месте, где парковка не запрещена.

Для этого следует вызвать сотрудника полиции. Он зафиксирует происшествие и укажет в протоколе, где был припаркован автомобиль и какие ему были причинены повреждения.

Обратите внимание: ответчик может быть освобожден от ответственности, если автомобиль находился в не предусмотренном для парковки месте при наличии предупреждающих знаков (например, ленточных ограждений, объявления об опасности оставления автомобиля в связи с аварийным состоянием дерева).

2. Доказательство того, что автомобиль не был поврежден в результате форс-мажорных обстоятельств (стихийные погодные условия).

Сбор доказательств предполагает получение справки о погодных условиях в Управлении по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Если в справке отражено, что в день происшествия не было сильного ветра, способного привести к падению неаварийного дерева, презюмируется его ненадлежащее состояние.

Если дерево не было сразу спилено и выкорчевано, следует обратиться к специалисту для проведения дендрологической экспертизы. Она с точностью покажет состояние дерева: было ли оно трухлявым, требовало ли специального лечения или подлежало корчеванию.

Фиксация указанных доказательств важна, поскольку падение дерева в связи со стихийными погодными условиями является форс-мажорным обстоятельством, исключающим вину ответчика в причиненном ущербе.

Расходы на проведение экспертизы и получение справки могут быть в последующем взысканы с ответчика.

3. Доказательство того, что дерево не было спилено умышленно, например недругом-соседом.

После сообщения сотруднику полиции о случившемся вам направят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Этот документ будет доказывать отсутствие вины третьих лиц в умышленном повреждении дерева и транспортного средства.

В случае же установления вины третьих лиц в падении дерева требования о взыскании ущерба могут быть предъявлены только к ним.

4. Доказательства размера причиненного ущерба.

Для составления акта осмотра повреждений и калькуляции ущерба следует обратиться в экспертное учреждение. Обязательно известите об этом ответчика и предложите ему принять участие в осмотре повреждений. Это можно сделать, передав ему уведомление лично «под штамп», путем направления телеграммы или почтового отправления. В последнем случае убедитесь, что корреспонденция получена ответчиком к назначенной дате.

В случае ненадлежащего извещения ответчика суд может признать акт осмотра и калькуляцию, составленные в его отсутствие, ненадлежащим доказательством.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела в суде может быть также назначена судебная экспертиза.

Как получить компенсацию до суда?

После сбора доказательственной базы следует направить ответчику претензию. Данный этап не является обязательным, однако в случае добровольного удовлетворения ваших требований вы сможете получить компенсацию без существенных затрат времени и дополнительных издержек.

Кроме того, если вами будут заявлены требования, предусмотренные Законом о защите прав потребителей (о чем будет сказано далее), предъявление претензии станет необходимым условием для взыскания с ответчика штрафа и неустойки.

Как подать иск в суд?

Если ответчик отказался удовлетворить ваши требования, придется обращаться в суд. Исковое заявление подается по месту нахождения ответчика в районный суд (если размер исковых требований превышает 50 тыс. руб.), либо мировому судье (если размер исковых требований менее 50 тыс. руб.). В случае если вы предъявляете требования в порядке Закона о защите прав потребителей, иск может быть подан по вашему месту жительства.

Что включить в сумму иска?

  • Стоимость восстановительного ремонта.
  • Расходы, сопутствующие процедуре взыскания ущерба: на оплату услуг юриста, проведение экспертизы, получение справки о погодных условиях и пр.

Неустойку, компенсацию морального вреда, штраф в размере 50% от взысканной судом суммы. Их удастся получить лишь при успешном доказывании того факта, что на отношения автовладельца и ответчика распространяется Закон о защите прав потребителей.

Если поврежденные детали пришлось заменить на новые, более дорогие, можно указать в иске полную стоимость восстановительного ремонта?

Полное возмещение вреда предполагает восстановление поврежденного имущества до состояния, в котором оно находилось до нарушения права его собственника. При этом на потерпевшего не может быть возложено бремя поиска деталей, узлов и агрегатов с той же степенью износа, что и у подлежащих замене, поэтому они меняются на новые. Неосновательного обогащения (т.е. обогащения за счет замены поврежденных деталей на новые) собственника не происходит, даже если после ремонта стоимость имущества выросла (п. 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 10 марта 2017 г. № 6-П).

Читайте также:  Какое можно понести наказание за легкую степень тяжести вреда здоровью? Все об уголовной ответственности за

То есть истец не обязан учитывать степень износа подлежащих замене деталей для определения размера компенсации. Взыскать ущерб с ответчика можно исходя из стоимости новых запчастей.

Какими могут быть размеры неустойки и компенсации морального вреда?

Судебная практика свидетельствует о том, что данные суммы могут быть взысканы только по искам, предъявленным в порядке Закона о защите прав потребителей.

Речь идет о неустойке в размере 3% от стоимости восстановительного ремонта. Она подлежит взысканию с ответчика за каждый день неисполнения требования потребителя о компенсации ущерба (ст. 28 Закона о защите прав потребителей).

Размер компенсации морального вреда будет зависеть от степени нравственных и физических страданий истца в связи с нарушением своих обязательств ответчиком (например, нравственные страдания при виде разбитого автомобиля, необходимости траты личного времени на ремонт и передвижение на общественном транспорте и пр.).

Суммы неустойки и компенсации морального вреда могут быть снижены судом с учетом принципов соразмерности и справедливости.

Как доказать, что на отношения истца и ответчика распространяется Закон о защите прав потребителей, чтобы взыскать неустойку, компенсацию морального вреда и штраф?

Обоснованием такого подхода является позиция Верховного Суда РФ, выраженная в Определении от 16 января 2018 г. № 46-КГ17-38:

  • «Граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, относятся к потребителям услуг, оказываемых товариществом собственников жилья при управлении многоквартирным домом, в связи с чем на данные правоотношения распространяется Закон о защите прав потребителей
  • В обоснование исковых требований о взыскании неустойки, компенсации морального вреда и штрафа истец ссылается на то, что причинение ущерба его имуществу стало возможным из-за ненадлежащего оказания ТСЖ “На набережной” услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, а именно обязанности по очистке крыши дома от снега и наледи…
  • С учетом вышеизложенного падение наледи с крыши дома, которое причинило ущерб имуществу истца, свидетельствует о ненадлежащем качестве оказания ответчиком услуг истцу.
  • Согласно пункту 1 статьи 13 Закона о защите прав потребителей за нарушение прав потребителей исполнитель несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
  • На основании статьи 14 (пункты 1, 2, 3) Закона о защите прав потребителей вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме. Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет. Вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению исполнителем.

Таким образом, согласно данной норме права само по себе возникновение обязательства ответчика из причинения вреда не исключает возможности квалификации правоотношений сторон как правоотношений потребителя и исполнителя услуг, а следовательно, применения положений Закона о защите прав потребителей».

Следует отметить, что практика судов даже после вынесения данного определения ВС РФ остается противоречивой и не всегда допускает применение положений Закона о защите прав потребителей.

В любом случае для взыскания неустойки, компенсации морального вреда и штрафа потребуется дополнительно доказать, что истец:

1) является потребителем услуг управляющей компании;

2) является собственником квартиры и проживает в многоквартирном доме, управление имуществом в котором производит ответчик;

3) уплачивает платежи, в том числе на поддержание в должном состоянии придомовой территории. При этом ущерб автомобилю должен быть причинен в пределах придомовой территории.

Что делать, если на машину упало дерево

Каждое лето в Москву приходит ураган: ветер крушит рекламные щиты, вырывает деревья, столбы и разрушает крыши. Если на машину упало дерево, то, как правило, она уже не подлежит восстановлению. Но взыскать ущерб с ответственных служб чаще всего можно. Даже в случае небольших повреждений и царапин пострадавшему автомобилисту имеет смысл добиваться компенсации. Для этого нужно знать несколько нюансов.

За состоянием зеленых насаждений следят коммунальные службы, которые должны вовремя подпиливать сгнившие части деревьев и убирать ветки и листву, мешающие движению, электрическим проводам либо бьющие в окна домов.

Однако сильный ветер может повалить даже здоровые деревья, а дожди — подмыть грунт. Кроме того, деревья иногда падают из-за ремонтных работ, связанных с рытьем канав, заменой бордюров или укладкой асфальта. Еще повредить деревья и корни может работающая уборочная и другая коммунальная техника.

Ни в коем случае не стоит пытаться очистить автомобиль от веток, листвы и обломков. Источник повреждения должен оставаться в том же самом месте, даже если возникло препятствие для движения других машин. Сразу же после обнаружения происшествия необходимо максимально подробно снять на фото и видео, зафиксировать все повреждения автомобиля, разломы и оставшийся от дерева пень.

Помимо повреждений придется сделать обзорные снимки места происшествия так, чтобы в кадр попали название улицы и номер дома. Фотографии нужно делать с различных ракурсов. Кроме того, желательно найти свидетелей и взять у них контактные данные.

Выбор службы, которую нужно вызвать на место происшествия, зависит от обстоятельств. Если автомобиль двигался, когда на него упало дерево, это дорожно-транспортное происшествие, оформлением которого занимается ГИБДД. Если же дерево упало на стоящий автомобиль, придется вызвать полицейский наряд из местного ОВД. Проще всего это сделать, набрав на телефоне 112 или 102.

Помимо вызова сотрудников полиции, стоит поискать владельцев территории, на которой все произошло: например, руководство стоянки или торгового центра, а во дворе дома — представителей обслуживающей организации и местного ТСЖ.

Читайте также:  Зарядное устройство для АКБ из блока питания — полезный и недорогой девайс за полчаса

Полицейские должны составить акт осмотра места происшествия, в котором указывают предварительную причину падения дерева (например, сильный ветер, провал грунта, обильное налипание мокрого снега, дорожные работы), а также максимально подробно описывают полученные автомобилем повреждения. Кроме того, в документе должно быть прописано время, место и обстоятельства случившегося.

Важный нюанс: не стоит писать в протоколе о том, что размер ущерба является незначительным, даже если на этом ради упрощения дела настаивают полицейские. Подписавшись под этой формулировкой, водитель практически теряет шансы на полноценную компенсацию. После оформления бумаг нужно получить в полиции справку о факте причинения ущерба с теми же сведениями.

Для оценки ущерба придется воспользоваться услугами независимой экспертизы. На саму экспертизу нужно вызвать представителя службы, ответственной за территорию. Эксперты осмотрят автомобиль и вынесут вердикт, во сколько обойдется ремонт.

Также можно провести экспертизу дерева, которая может подтвердить, что за насаждением должным образом не следили. Наконец, следует получить справку в Гидрометцентре о том, что в день повреждения машины в городе действительно был сильный ветер или ураган, — такой документ могут потребовать как в страховой компании, так и в суде. Подавая судебный иск, нужно включить в него все понесенные расходы.

Звоните в страховую компанию сразу же, если обнаружили разбитую машину. Оператор подскажет правильный алгоритм действий и назовет список нужных документов. Кроме того, у него нужно уточнить порядок и место эвакуации автомобиля.

Полный пакет документов нужно отвезти в офис страховой компании и заполнить заявление на получение выплаты. Взамен представитель компании выдаст копию заявления с датой и отметкой о его принятии, а также список принятых страховщиком документов. После того как формальности будут улажены, страховщик выдаст направление на осмотр машины или сразу отправит ее в ремонт. Расходы на эвакуацию также компенсирует страховщик.

Здесь алгоритм другой. Для начала нужно дождаться результатов независимой экспертизы, после чего подать требование о возмещении ущерба организации, ответственной за обслуживание территории. В качестве ответчика может выступать районная администрация, ДЭЗ, ЖЭК, ТСЖ либо владельцы автостоянки или торгового центра, на территории которого упало дерево.

Если ответчик проигнорирует требование, придется подавать в суд, причем помимо непосредственного ущерба организация должна будет компенсировать также расходы на перемещение и оценку автомобиля и все судебные издержки. На этом этапе автомобиль можно отправить в ремонт, обязательно сохранив все чеки и заказ-наряды.

Но помните, что если автомобиль был припаркован в месте, где стоять нельзя, шансов на успех практически нет. Кроме того, ответчик может сослаться на особые погодные условия, например объявленное перед происшествием штормовое предупреждение с рекомендацией не ставить машину под деревьями.

Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации

ВС объяснил, как отсудить ущерб при падении дерева на автомобиль

Неблагоприятный прогноз погоды не оправдывает безделье коммунальщиков, допустивших падение дерева на припаркованные автомобили, — такое разъяснение сделал Верховный суд РФ, рассматривавший жалобу автовладельца из Москвы.

Высшая инстанция считает, что в подобных спорах водителям будет не лишним заказать экспертизу у специалиста-дендролога, а в качестве аргумента, что в инциденте виновата вовсе не погода, стоит сослаться на факт, что другие деревья при усиленных порывах ветра не пострадали.

Впрочем, отмечает Верховный суд РФ, при подобных разбирательствах бремя доказывания непричастности к нанесённому ущербу ложится на коммунальщиков, а не на пострадавшего истца.

На автомобиль жителя Москвы упало дерево. Земельный участок, где произошёл инцидент, обслуживается ГБУ «Жилищник Рязанского района». Комиссия «Жилищника» пришла к выводу, что дерево повалено в результате сильного порыва ветра, — до 24 м/с — а ранее оно не признавалось аварийным или подлежащим обрезке.

Однако автомобилист сделал независимую экспертизу, которая сочла, что лиственница имела корневую гниль, поэтому она подлежала обязательному удалению из зеленного фонда города.

Стоимость восстановительного ремонта автомобиля составила около 400 тысяч рублей, которые владелец и пытался отсудить с коммунальщиков.

Суд первой инстанции его иск удовлетворил. Он исходил из того, что ГБУ «Жилищник Рязанского района» является организацией, обслуживающей земельный участок, на котором произрастало упавшее дерево, а потому на нём лежит обязанность по содержанию дворовых территорий, в том числе по контролю за состоянием зелёных насаждений, уборке деревьев, представляющих угрозу для жизни и здоровья граждан, а также имуществу.

Установив, что ущерб истцу причинён в результате ненадлежащего исполнения ответчиком обязанностей, а также принимая во внимание, что ответчик доказательств отсутствия своей вины в причинении ущерба не представил, суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований.

Но Мосгорсуд такую позицию не поддержал. Отменяя решение и отказывая в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции сослался на факт падения дерева из-за неблагоприятных погодных условий. Поэтому, по мнению Мосгорсуда, коммунальщики не должны оплачивать ремонт машины, ведь их вины в крушении лиственницы нет.

Автовладелец дошёл с жалобой до высшей инстанции, и она объяснила нюансы подобных споров.

«Выводы суда, в том числе и апелляционной инстанции, об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также требований и возражений сторон», — напоминает высшая инстанция.

Так, районный суд удовлетворился заключением дендролога о гнилых корнях упавшего дерева, в связи с чем оно представляло опасность не только для имущества, но и здоровья граждан. В связи с чем первая инстанция возложила ответственность за ЧП на коммунальщиков.

Отменяя решение суда, Мосгорсуд сослался лишь на наличие обстоятельств непреодолимой силы (неблагоприятные погодные условия в день происшествия) как на основание для освобождения ГБУ «Жилищник Рязанского района» от ответственности за причинение вреда имуществу.

При этом суд апелляционной инстанции не привёл в своём определении каких-либо доказательств как наличия обстоятельств непреодолимой силы, так и причинно-следственной связи между неблагоприятными погодными явлениями в день происшествия и наступившими последствиями в виде повреждения имущества истца, удивился ВС.

Читайте также:  Где по закону нельзя мыть автомобиль ( во дворе, речке или озере)

«Представленное в материалы дела и исследованное судами электронное предупреждение ГУ МЧС России по Москве о неблагоприятных погодных явлениях не может служить доказательством повреждения имущества истца в результате обстоятельств непреодолимой силы, поскольку содержащаяся в нём информация является лишь прогнозом неблагоприятных погодных явлений и не подтверждает их наступление», — отмечает ВС.

К тому же, как следует из протокола судебного заседания, вопрос о принятии и исследовании справки метеобюро Москвы и Московской области о погоде как нового доказательства судом апелляционной инстанции не решался, что исключает использование этого документа в качестве доказательства возникновения чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.

Кроме того, суд апелляционной инстанции не указал мотивы, по которым он отверг заключение специалиста-дендролога об опасном состоянии лиственницы. Также непонятно почему Мосгорсуд не принял довод о том, что растущие рядом с упавшей лиственницей деревья остались на месте и не были повреждены сильным ветром.

Между тем оценка доказательств, отражение её результатов в судебном решении и мотивировка выводов суда относительно установленных и опровергнутых по делу обстоятельств являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом, указывает ВС.

Он считает неправильным, что Мосгорсуд не уточнил юридически значимые обстоятельства и не определил, какой именно стороне следует доказать причины падения дерева.

«Обосновывая свои выводы положениями статьи 1064 Гражданского кодекса, устанавливающей общие правила презумпции вины лица, причинившего вред, суд апелляционной инстанции констатировал недоказанность истцом факта ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств по содержанию зеленых насаждений на придворовой территории жилого дома. При этом суд не привёл доводов, по которым он отступил от общего правила распределения бремени доказывания по делам, возникающим из деликтных правоотношений», — поразился ВС.

Он объяснил, что суду следовало дать правовую оценку вопросу о виновности в бездействии ответчика и наличии либо отсутствии причинно-следственной связи между этим бездействием и убытками, причинёнными истцу, с учётом всей совокупности представленных в дело доказательств.

Таким образом, пришла к выводу высшая инстанция, суд апелляционной инстанции допустил существенные нарушения норм материального и процессуального права. В связи с чем ВС отменил апелляционное определение и направил его на новое рассмотрение.

Ствол на крыше

Обслуживающая организация в переговоры с автовладельцем вступать не стала. Тогда он отправился в суд. Районный суд с ним согласился, хотя и немного уменьшил сумму компенсации. Организация под названием “Жилищник” опротестовала это решение в городском суде и нашла там полное понимание. Какие компенсации? Гроза же была и ветер сумасшедший. Это стихия и форс-мажор, за которые никто не отвечает.

Тогда гражданин оспорил такое решение в Верховном суде РФ. Там посчитали доводы жалобы достойными внимания и с точки зрения закона разъяснили, что такое стихия, форс-мажор и кто ответит за раздавленную деревом машину.

Понятно, что такие толкования ситуации по статьям кодексов Верховный суд делает для своих коллег, но разъяснения могут помочь многим гражданам, попавшим в аналогичную ситуацию.

Итак, все началось в городе во время сильной грозы. На автомобиль, припаркованный во дворе многоквартирного дома, во время непогоды упало дерево и сильно его исковеркало. Хозяин машины написал возмущенное письмо коммунальщикам, которые проглядели и вовремя не спилили гнилое дерево.

Те ему даже отвечать не стали. Тогда гражданин отнес в районный суд иск к местному “Жилищнику”. В иске он попросил компенсировать ему ремонт машины – почти 300 тысяч рублей, расходы на проведение экспертизы, нотариуса и представителя в суде.

Суд с гражданином согласился, правда, сумму компенсации за ремонт уменьшил с учетом износа машины на сто тысяч рублей.

Городской суд, куда коммунальщики обжаловали это решение, отменил его и сказал, что в ущербе вообще никто не виноват.

Гроза и шквалы ветра – это форс-мажор. Никто кроме собственника за побитый автомобиль не платит.

Верховный суд с таким выводом городских коллег не согласился. Вот его аргументы.

Есть интересный документ МЧС – приказ под названием “Опасные метеорологические явления” (номер 329 от 8 июля 2004 года). Там сказано, что такое “природные чрезвычайные ситуации”.

Например, это ветер больше 25 метров в секунду на равнине, а в горах и у моря – больше 35 метров в секунду.

Судя по справке Гидрометцентра, в тот день в городе был целый комплекс опасных явлений – дождь, гроза, град и очень сильный ветер с порывами до 28 метров в секунду.

Районный суд, когда вставал на сторону гражданина, в своем решении записал: есть причинно- следственная связь между бездействием коммунальщиков, которые не убрали вовремя потенциально опасное дерево, и ущербом истцу в виде разбитой машины.

Горсуд, отменив такое решение, сказал: нет оснований для вывода, что коммунальщики не убрали опасное дерево, так как на нем нет “видимых признаков аварийности и сухости”. Так что платить коммунальщики не должны и вообще за грозу они не отвечают.

Верховный суд РФ напомнил коллегам про статью 56 Гражданского процессуального кодекса, в которой говорится, что каждая сторона должна доказывать обстоятельства, на которые ссылается. В 1064-й статье уже Гражданского кодекса говорится, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина возмещает тот, кто его причинил. “Лицо, причинившее вред” освобождается от возмещения, если докажет, что вред нанесен не по его вине.

По этому поводу был даже специальный пленум Верховного суда (номер 25 от 23 июня 2015 года). На котором было сказано следующее: бремя доказывать невиновность лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

Читайте также:  Какое наказание полагается за массовое или групповое избиение человека по ст. 116 УК РФ?

Из всего сказанного Верховный суд делает следующий вывод. Вина причинителя вреда, которая может заключаться в том, что он не исполнил свои обязанности, предполагается до тех пор, пока лицо, не исполнившее обязанность, не докажет обратное.

В нашем случае точно установлено, что дерево росло на территории, которую этот “Жилищник” обслуживал. Пострадавший гражданин в суде доказывал, что коммунальщики за деревьями не следили. В деле есть городской закон “О зеленых насаждениях”, в котором говорится, что коммунальщики должны вовремя убирать старые и больные деревья, а для этого регулярно за ними следить. Точнее, должны следить специалисты, а коммунальщики – их указания выполнять.

В нашем деле получилось, что городской суд освободил коммунальщиков от положенной по закону их обязанности доказывать, что они деревья на своей территории регулярно обследовали и убирали опасные, старые и сухие. Более того, апелляция это бремя доказывания переложила на пострадавшего гражданина.

Кстати, в районный суд истец представил снимки упавшего на его машину дерева, на которых ясно видно, что вся сердцевина дерева гнилая. Этот факт суд почему-то не заметил. Верховный суд сказал, что в нарушение 56-й статьи Гражданского кодекса апелляция не предложила ответчику представить доказательства своей невиновности. А в нарушение 79 статьи Гражданского процессуального кодекса не поставила вопрос о проведении экспертизы упавшего дерева, чтобы установить, здоровым оно было или больным.

Верховный суд постановил: спор апелляция должна пересмотреть с учетом его разъяснений.

На машину упало дерево – что делать?

Практически каждый месяц ко мне, как адвокату, поступают вопросы от граждан, автомобили которых пострадали от упавших на них сухих деревьев или веток с них. При этом граждан практически всегда интересуют одни и те же вопросы: Куда обращаться? Кто виноват в произошедшем и как установить этого виновника? Как правильно возместить ущерб, нанесённый автомобилю?

К сожалению, рассматриваемые происшествия регулярно и практически ежедневно происходят по всей территории России. Связано это не с тем, что у нас в городах произрастает большое количество многолетних деревьев, а с тем, что за этими деревьями неудовлетворительно следят наделенные такими полномочиями муниципальные службы.

В этой статье, я постараюсь ответить на упомянутые выше вопросы, расскажу о порядке необходимых действий после такого инцидента и приведу примеры из своей судебной практики по аналогичным делам, для того чтобы Вы могли представить свои перспективы в судебном споре, сроки рассмотрения таких дел и порядок возмещения ущерба.

В интернете присутствует большое количество красиво оформленных статей на эту тему. Однако подавляющее большинство из них является измененными текстовыми копиями одних и тех же публикаций, написанных не юристами, а фриланцерами с целью не информирования граждан, а – наполнения своего сайта текстами для продвижения в интернете. Толку от них мало.

Что делать при обнаружении поврежденной машины

Итак, какой алгоритм первоочередных действий должен быть у автомобилиста, когда с ним проходит такая неприятная ситуация? Все зависит от того, ехал или стоял автомобиль в момент приземления на него сухой ветки или древесного ствола.

  • Если Ваша машина двигалась по проезжей части – для фиксации происшествия, которое будет относиться к ДТП необходимо будет вызывать ГИБДД.
  • Если транспортное средство пострадало не в движении, а, например, во время стоянки во дворе многоэтажного дома или вдоль проезжей части – необходимо позвонить в полицию и на место прибудут сотрудники ППС для фиксации происшествия.

В любом из перечисленных случаев сотрудники правоохранительных органов составят протокол и схему происшествия, сделают фотографии поврежденной машины и упавшего дерева.

Однако, надеяться только на полицию не стоит. Вам необходимо постараться собрать максимум доступных доказательств:

  • Сделайте фотоснимки упавшего дерева, веток, древесного сухого пня, фотографии с привязкой на местности для определения места происшествия.
  • Посмотрите нет ли на фасадах соседних домов видеокамер, и, если они есть – попробуйте попросить переписать видеозапись на свой носитель.
  • Поговорите с находящимися на улице людьми, работниками расположенных поблизости заведений, и, если будут свидетели – запишите их контактные данные.
  • Если это оживленное место, придя домой попробуйте найти его на компьютере в панорамных снимках Яндекс и Google карт. Вполне возможно там Вы увидите снимок сухого дерева, сделанный проезжающей мимо машиной фотофиксации за несколько месяцев до инцидента.

Кто виноват в падении дерева на машину, и кто возместит ущерб?

Следующий этап работы, который должен сделать автовладелец либо адвокат, автоюрист, ведущий его дело – определить виновника происшествия. Общепринято, что виновником такого инцидента всегда является то лицо, в чьём ведении находится земельный участок с упавшим деревом.

Это могут быть как муниципальный земельный участок, земельный участок находящийся в частной собственности, территория под управление ТСЖ или управляющей компании, и т.д.

Как самостоятельно определить – кто является ответственным за данную территорию? Самый простой, быстрый и общедоступный способ – зайти на сайт Росреестра и посмотреть на публичной кадастровой карте принадлежность участка и его границы.

Если посмотреть судебную практику по таким делам, то можно увидеть, что в подавляющем большинстве случаев упавшее дерево относится к муниципальной территории, следить за которой обязан Департамент благоустройства района. Такой ответчик для судебного спора считается неплохим вариантов, так как отвечать он будет бюджетными средствами, которые в казне всегда найдутся.

Итак, на вопросы: кто виноват? кто возместит ущерб? кто отвечает и кто будет ответчиком по спору о возмещении ущерба от падения дерева на машину? – ответ всегда один – собственник земельного участка в лице уполномоченного органа (Департамента благоустройства, ТСЖ и др.).

Куда обращаться – экспертиза, претензия и суд

Что следует делать после того, как происшествие зафиксировано, доказательства собраны и виновник определен? Не тянуть время и заказывать экспертизу! Дело в том, что для определения причины падения зеленого насаждения необходимо осмотреть его эксперту. И сделать это лучше как можно быстрее.

Читайте также:  Авто в лизинг без первого взноса в 2022 году

Так, например, в моей судебной практике были случаи, когда уже на следующий день после происшествия, собственник земельного участка избавлялся и от упавшего дерева, и от сухого пня, выкорчевав его с корнем. Такой поворот событий, конечно же, может осложнить доказательственную базу в судебном процессе.

Поэтому, не откладывая на потом, обращаемся в экспертную организацию, которая имеет в своем штате экспертов-биологов для проведения экспертизы по определению причины падения дерева. Как правило, эксперт выезжает на место, осматривает место происшествия, делает фотоснимки, соскоб со ствола и берет необходимые образцы.

Целесообразно сразу же сделать и вторую экспертизу – по определению стоимости восстановительного ремонта автомобиля. Эксперт установит сколько Вам понадобится денег на ремонт машины (если она подлежит восстановлению) или сколько стоит Ваш автомобиль (если автомобиль восстановить нельзя).

Уже на этапе проведения экспертизы целесообразно обратиться за помощью к адвокату или автоюристу, который профессионально занимается такими делами, и, в том числе, может оказать содействие в подборе экспертной организации и сопровождении экспертиз в ней.

После получения заключений двух экспертиз, о которых речь шла выше, можно написать досудебную претензию в адрес виновника Вашего ущерба. Претензия по делам такой категории не является обязательной процедурой, но её написание иногда позволяет сэкономить время на разрешение спора. Особенно имеет перспективу направление претензии в случае, если причинителем вреда является частное лицо или коммерческая организации. Муниципальные и государственные службы, как правило, претензионный порядок разрешения спора игнорируют.

Подача искового заявления в суд

Доверить написание иска и сопровождение дела в суде в делах такой категории лучше адвокату или автоюристу. Ведь это не дела, например, о расторжении брака, где гражданин может вполне справиться и сам без помощи юриста. Здесь будет все намного сложнее!

Судебная практика показывает, что дела такой категории, как правило идут в судах на протяжении нескольких месяцев (в среднем полгода). В таких судах ответчики часто ставят под сомнения и причину падения дерева, и стоимость затрат на восстановления. Как итог этих сомнений – назначение судебной экспертизы для разрешения возникших противоречий.

Однако, если Вы заручились грамотными досудебными экспертными заключениями – бояться судебной экспертизы Вам не стоит, так как в 90% случаев судебный эксперт подтвердит правильность точки зрения своего коллеги, выполнявшего предыдущую экспертизу.

Из своей судебной практики по таким делам хотелось бы выделить такие интересные моменты:

  • Часто бывает, что ответчик не оспаривает установленный факт того, что упавшее дерево было сухим или имело иную патологию, но пытается парировать утверждениями о том, что в день происшествия была плохая погода, дул сильный ветер, снег оседал на ветках деревьев и т.д. Однако, все эти доводы не перечеркивают вину ответчика, выразившуюся в том, что на его территории находилось опасное древесное насаждение. Погодные условия в таком случае явились не причиной происшествия, а только косвенно поспособствовали развитию неблагоприятных событий.
  • Также часто ответчики указывают в свою защиту на то, что мол пострадавший сам виноват в произошедшем, так как он неправильно припарковал автомобиль или сделал это в неположенном месте. Однако, совершение пострадавшим водителем административного правонарушения, связанного с неправильной парковкой – это отдельная история, за которую он понесет свою ответственность. Падение же дерева на машину, припаркованную не по правилам, в любом случае несет имущественный вред автовладельцу, который должен быть возмещен ответчиком в полном объеме. Судебная практика идет по такому пути.

Порядок возмещения ущерба после суда – когда будут деньги?

Итак, суд позади и у Вас на руках решение и исполнительный лист о возмещении ущерба от падения дерева на автомобиль, компенсации затрат на адвоката и экспертизу. А что делать дальше? Ответ на этот вопрос зависит от того, кто в Вашем деле был ответчиком.

  • Если ответчиком был муниципалитет или госорган – исполнительный лист с приложением реквизитов своего расчетного счета следует сдать в территориальное подразделение Федерального казначейства. В этом случае деньги Вы получите точно, но по срокам можете их прождать несколько месяцев.
  • Если ответчик ТСЖ, коммерческая организация – узнайте где у него открыт расчётный счет и сдайте исполнительный лист со своими реквизитами в этот банк. Если на счету есть или бывают деньги – банк перечислит их на указанные Вами реквизиты.
  • Если ответчиком является гражданин, то исполнительный лист придётся нести в службу судебных приставов, и там уже как повезет. Есть деньги, имущество у такого человека – решение суда будет исполнено быстро. Если ничего нет – придется ждать и надеяться годами.
Похожие ситуации: яма на дороге, открытый люк, сосулька с крыши дома

Всё вышесказанное относится к возмещению вреда пострадавшему автовладельцу от падения дерева на его транспортное средство. Но автомобиль может получить повреждение и при других схожих обстоятельствах. Давайте вкратце их перечислим:

  • Машина во время движения может попасть в открытый люк, яму на дороге, ухаб и другое незапланированное препятствие. В этом случае ответчиком будут дорожные службы или водоканал. Пострадавший должен вызвать на место ГИБДД, сделать фотосъемку, найти свидетелей, провести экспертизу стоимости ремонта автомобиля и обратиться в суд за возмещением ущерба.
  • На машину может упасть во время её стоянки какой-либо предмет с крыши расположенного рядом дома: сосулька, шифер, кирпич и т.д. В этом случае вызываем ППС, находим свидетелей, при необходимости делаем экспертизу целостности крыши дома и обращаемся в суд к собственнику дома, ТСЖ, управляющей компании.
  • На машину может упасть какой-либо предмет, выкинутый из окна жилого дома беспечным гражданином. Эта ситуация сложна в доказывании и самый главный ключ к успеху в таком суде – наличие доказательств: видео с камер, свидетелей.

Подводя итог, можно сделать следующий вывод: любое повреждение Вашей машины не по Вашей вине должно нести за собой ответственность для лица, по вине которого наступил ущерб. Но для привлечения такого лица к материальной ответственности необходимо приложить максимум усилий по сбору доказательств его вины.

На ваш автомобиль упало дерево или столб. Что делать?

Кто виноват?

Не стоит, уважаемые автомобилисты, если у вас нет каско, “входить в панику” и хвататься за голову, полагая, что вам предстоят серьезные расходы. Это, конечно, проблема крайне неприятная, особенно для тех, кто только что приобрел новенькую машину в кредит. Но соберитесь и приготовьтесь к серьезной борьбе! Многое зависит от ваших действий именно сегодня.

Читайте также:  Не только найдет, но и поможет. Оператор «ЭРЫ-ГЛОНАСС» запустил сервис «Помощь на дорогах»

Единственный случай, когда никто не несет ответственности за причиненный вашему имуществу вред – это время действия обстоятельств непреодолимой силы. Например, если было штормовое предупреждение или объявление стихийного бедствия, а вы его проигнорировали и всё равно припарковались около потенциально опасного объекта. Просто плохая погода или сильный ветер не являются обстоятельствами непреодолимой силы.

Помните, что за каждым деревом, крышей, столбом, рекламным щитом закреплено ответственное лицо, и если оно вам известно, то обязательно пригласите его на осмотр поврежденного автомобиля.

Кого вызывать?

Главное уточнение: ничего не трогайте! Вам, разумеется, хочется прибрать место происшествия, как-то приободрить поврежденного “железного друга”, но поборите в себе это желание. Всё должно оставаться как есть.

В первую очередь вам нужно определить, кого вызвать на место происшествия. Если в момент падения дерева или рекламного щита вы ехали на своей машине, то есть она была в движении, то данное событие считается дорожно-транспортным происшествием и необходимо сразу вызвать сотрудников ГИБДД. Если же ваш автомобиль стоял, и вдруг на него упало дерево или глыба льда, вызывайте сотрудников полиции.

До приезда полиции или сотрудников ГИБДД найдите свидетелей, и чем больше, тем лучше. Они должны видеть, что автомобиль получил повреждения именно от сосульки (дерева, рекламного щита – нужное вписать), а не при “ДТП-перевертыше”. Вы смеетесь, а адвокат виновника наверняка попробует воспользоваться этой лазейкой. Перепишите данные свидетелей: ФИО, адрес и телефон. Сфотографируйте все повреждения вашего автомобиля и место происшествия с нескольких ракурсов.

Как оформлять?

Приехавшие на место происшествия представители правоохранительных органов обязаны составить акт осмотра. Сотрудники ГИБДД составляют протокол о ДТП, полиция – протокол и акт осмотра. Внимательно прочитайте акт осмотра/протокол. В нем должны быть обязательно указаны все повреждения вашего автомобиля и причина их появления. А также потребуйте от представителей власти внесения в протокол записи о возможных скрытых повреждениях авто и информацию о том, что имеется фото- и видеозапись места происшествия.

Что делать дальше?

При наличии возможности восстановить свою машину за свой счет, не дожидаясь компенсации, не торопитесь ее использовать и приступать к ремонту. Сначала проведите экспертизу в независимой экспертной организации.

Если речь идет о дереве, одновременно с экспертизой настоятельно рекомендую отправить запрос в гидрометеослужбу для подтверждения, что в день происшествия не было стихийного бедствия, урагана, сильного порыва ветра, метели, которые могли бы стать причиной падения дерева, столба и т.п.

Далее вам необходимо выяснить, кто же виновник, кто несет ответственность за благоустройство территории или кто является собственником дома. Ими могут быть ТСЖ, ДЕЗ, ЖЭУ и т.д. Бывает еще, что здание в частной собственности, тогда разбирательство пойдет с юридическим лицом.

Если же вам не удалось определить ответчика или подозреваемые, в лице указанных выше организаций, разводят руками, типа “мы тут не при делах, это не наш участок, а чей – и понятия не имеем”. Сразу предъявляйте им письменное требование в адрес администрации города или района, а она в свою очередь и отправит вашу претензию по принадлежности, о чем вас должным образом уведомит. Да, и не забудьте к своему требованию приложить копию заключения эксперта.

Однако в случае оформления падения столба или дерева на ваш автомобиль в качестве ДТП, после рассмотрения дела вам как потерпевшему лицу сотрудники ГИБДД обязаны выдать копию протокола и постановления о привлечении к административной ответственности виновного, а также справку о ДТП, в которой и будет указано ответственное лицо.

В случае отказа ответчика в удовлетворении вашего требования о возмещении ущерба или вовсе отсутствия от него письменного ответа по истечении месяца с момента подачи вашего письменного требования, смело обращайтесь в суд с исковым заявлением и всеми необходимыми прилагающимися к нему документами.

Что еще важно знать

Если пострадавших нет, то экспертизу вам придется проводить за свой счет, однако в случае удовлетворения вашего требования, в соответствии с Законом “О защите прав потребителей” ответчик обязан возместить понесенные вами расходы на проведение такой экспертизы. Если же упавшее дерево причинило кому-то вред, то экспертизу уже проводит полиция в рамках уголовного дела.

Все мы прекрасно знаем, как работают наши коммунальные службы. Поэтому, во избежание подобных ситуаций, просто паркуйтесь подальше от домов, с крыш которых может упасть глыба льда, от старых деревьев (в особенности тополей), от мусорных бачков, в которых может загореться мусор и от всего прочего, что ненадежно держится. И тогда будет менее вероятным, что на вашу машину что-то может упасть или обрушиться. Берегите свой автомобиль и оставайтесь на связи с Kolesa.ru.

Случай из практики

выпускающий редактор Kolesa.ru

Несколько лет назад на мою машину весной упала сосулька. Прилетела ровно в середину крыши – неприятное повреждение. Повезло в том плане, что не задеты были боковые стойки, а кроме того, у здания, с крыши которого упала сосулька, был частный собственник. Я сразу пошел к нему с предложением без волокиты оплатить мне ремонт. Тот, посовещавшись с юристом, понял, что действительно проще разойтись миром.

Я, конечно, рисковал, но не взял расписку и просто уехал. Через пару дней оценил ремонт на СТО и вернулся к собственнику здания с калькуляцией на ремонт. Тот, конечно, всю сумму не отдал, “зажал” 20 тысяч, мол, зато быстро и наличными. Но и я оказался не так прост: сумму назвал на 20 тысяч больше, чем мне реально насчитали. Так что отделался, можно сказать, легким испугом, отъездил на этой машине еще два года и благополучно продал. Но такое везение, к сожалению, случается нечасто.

Читайте также:  Лучшие б/у малолитражки

Ветер дунул, дерево упало: кто ответит за ущерб машине

Антон Сергеев* припарковался у беседки рядом с лесополосой в районе одного из хуторов Старооскольского городского округа. Как только мужчина вышел из машины, из-за порыва ветра на нее упало дерево.

Непредвиденный случай

Сергеев обратился к оценщику, установил размер ущерба и через суд потребовал возместить его. Если бы власти вовремя вырубали сухие деревья, такой ситуации не произошло бы, объяснял истец. Старооскольское лесничество не смогло доказать, что упавшее дерево было здоровым. Не принял Старооскольский городской суд Белгородской области и ссылку на сильный ветер: максимальные порывы в тот день были до 16 м/с, а по нормам МЧС для чрезвычайных ситуаций сильный ветер начинается с 25 м/с. В итоге первая инстанция назначила свою экспертизу и взыскала в пользу Сергеева 116 000 руб. ущерба (дело № 2-1024/2019).

Белгородский областной суд отменил это решение и в иске отказал. Во-первых, пояснил он, непонятно, было дерево сухим или больным. Во-вторых, не доказано, что машина пострадала именно потому, что лесничество вовремя не убирало сухостой. Наконец, такой сильный ветер – это обстоятельство непреодолимой силы, на которое ответчик никак не мог повлиять. Риск случайного повреждения имущества в этом случае несет собственник, указала апелляция (дело № 33-4955/2019).

Первый кассационный суд общей юрисдикции, как и городской, обратил внимание на то, что по нормативам МЧС источником чрезвычайной ситуации природного характера может быть ветер от 25 м/с. То есть ссылаться на непреодолимую силу как на основание освобождения лесничества от ответственности в рассматриваемом случае нельзя. При этом апелляция не оценила, имела ли место грубая неосторожность автомобилиста. Если она была, то лесничество не обязано возмещать ущерб полностью, напомнила кассация и вернула дело в облсуд (дело № 88-978/2019).

При повторном рассмотрении апелляция установила, что лесничество не обязано проводить «лесопатологический мониторинг» и вырубать сухостой. Более того, состояние деревьев в тот момент, когда одно из них упало на автомобиль истца, было удовлетворительным. Областной суд решил, что ответчик не виноват в произошедшем. Это непредвиденный случай: дело в погоде и неосмотрительности водителя. Не нужно в сильный ветер парковаться около деревьев (дело № 33-380/2020).

Отменить это решение в первой кассации не удалось, поэтому Сергеев пошел в Верховный суд.

ВС не смог понять, правомерно ли припарковался водитель

Компенсировать ущерб должен тот, кто организовал площадку, на которой стояла машина, указала коллегия под председательством Сергея Асташова.

Первая инстанция и апелляция решили, что истец припарковался на асфальтированном месте для сбора твердых бытовых отходов рядом с беседкой для отдыха. Но в деле оказалась противоречивая информация, поэтому ВС не смог понять, что это за участок – парковка для отдыхающих в лесу, где можно оставлять мусор, или все-таки площадка для твердых коммунальных отходов. Важно определиться, можно ли там оставлять машины, подчеркнули судьи.

На третьем круге областному суду снова придется сравнить реальную скорость ветра в тот день с нормативами МЧС. А кроме того, проверить, предупреждали ли граждан о возможных неблагоприятных природных последствиях и пытались ли соответствующие службы эти последствия предотвратить (дело №57-КГ20-17-К1). Судебное заседание в апелляции назначено на 20 мая.

На что еще можно сослаться в таких делах

Если истец оставил автомобиль в месте, которое не предназначено для стоянки, шансов на возмещение ущерба у него нет, говорит Вячеслав Климов, помощник адвоката Адвокатское бюро Asterisk Адвокатское бюро Asterisk Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры – high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции 12 место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 35 место По выручке × .Что касается погодных условий, то они не были чрезвычайными, считает юрист.

Ольга Рогачева, адвокат АК Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Уголовное право × , отмечает, что по общему правилу ущерб от падения дерева на авто возмещается управляющей компанией, если дерево было в зоне ее ответственности, или страховой, если машина от этого застрахована.

Если падение дерева или его части произошло под воздействием дополнительной природной нагрузки (ветра, снега и т.п.) и судебная экспертиза это подтвердит, требование о возмещении вреда не удовлетворят.

Ольга Рогачева, адвокат АК Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Уголовное право ×

Как доказательства в таких спорах можно использовать акт обследования территории на предмет выявления «аварийных» деревьев (его составляет комиссия при управляющей компании), информацию из журнала работ по уходу за зелеными насаждениями и предупреждение с сайта МЧС, рассказывает адвокат.

Как отсудить у УК стоимость ремонта машины, пострадавшей от урагана

30 мая 2018 года в центральной части России был ураган — о нем даже вышел сюжет на Первом канале. Ураган повалил тысячи деревьев, повредил крыши домов, пострадали люди.

В этот день в Казани один мужчина приехал домой и, как обычно, припарковал свою машину во дворе. Внезапно начавшийся ураган повалил одно из деревьев, оно упало прямо на машину и нанесло ей серьезные повреждения.

Мужчина вызвал полицию и сотрудников ЖКХ, чтобы зафиксировать происшествие. Те все сфотографировали и внесли в протокол. Также хозяин автомобиля получил заключение специалистов по поводу упавшего дерева: оно было гнилое. За состояние деревьев во дворе отвечает управляющая компания. Она должна была заранее спилить гнилое дерево, но не сделала этого. Независимый оценщик оценил стоимость ремонта машины в 366 тысяч рублей.

Читайте также:  Светодиодная подсветка своими руками

УК, естественно, за ремонт машины платить отказалась, заявив, что дерево упало из-за урагана, а это форс-мажор . Просто кому-то не повезло, так бывает.

Мужчина с этим не согласился и пошел в суд. Дело дошло до Верховного суда.

Аргументы сторон

Собственник автомобиля. Управляющая компания не следила за состоянием деревьев во дворе, хотя это была ее зона ответственности. Я попросил квалифицированного специалиста провести экспертизу. Он определил, что дерево было с полусгнившими корнями, оно рано или поздно все равно упало бы. Просто в этот день был сильный ветер — и мне не повезло, что дерево упало именно на мою машину. Но дерево упало не из-за разбушевавшейся стихии и не просто из-за несчастного случая, а из-за халатности УК. Поэтому она должна возместить мне ущерб: 366 тысяч рублей.

УК. Действительно, 30 мая 2018 года был ураган. Полстраны пострадало. И никто не возмущается. Все понимают, что это чрезвычайная ситуация, форс-мажор . Поэтому мы никому ничего не должны. И вообще, машину надо парковать на специально отведенном месте, а не там, где этот мужчина поставил свой автомобиль. На том месте не было никакой разметки, подтверждающей, что это парковка.

Что сказали суды

Автомобиль стоял в не оборудованном для парковки месте рядом с деревьями. Специальные службы в тот день предупреждали население о сильном ветре и о том, что парковаться рядом с деревьями не надо. УК ни в чем не виновата. В иске мы отказываем.

Собственник автомобиля не согласился с таким решением. Он регулярно парковался на том месте, и вопросов ни у кого не возникало. Дом и придомовая территория обслуживаются УК. Если бы УК не относилась халатно к своим обязанностям, то давно бы обнаружила, что дерево гнилое и представляет опасность. Он подал апелляцию.

Нет никаких сомнений, что в тот день в Казани был ураган. По данным МЧС, скорость ветра достигала 28 м/с. А если скорость ветра выше 25 м/с, то это уже официально чрезвычайная ситуация.

УК не виновата в том, что владелец поставил свою машину под это дерево. Он же видел, какой сильный ветер на улице. Должен был думать.

Истец ссылается на то, что УК была обязана следить за деревьями во дворе дома, который она обслуживает. Это так. Истец представил заключение эксперта-дендролога , который утверждает, что корневая система дерева была недоразвита. Почва вокруг дерева была выложена асфальтом, это мешало корням нормально развиваться, и они начали гнить. Но разве это означает, что дерево было сухостоем и его требовалось удалить? Мы считаем, что это не доказано.

А вот УК, между прочим, представила документы, которые подтверждают, что в 2017 году она вызывала специалистов для осмотра деревьев в том дворе. Правда, они не приехали, потому что им надо было еще предоставить для этого транспорт. Но УК же их вызывала, а транспортное обслуживание сторонних специалистов не входит в ее обязанности. И кстати, именно эта УК ничего во дворе не асфальтировала. Двор асфальтом залила предыдущая управляющая компания.

Эта УК ни в чем не виновата. Оставляем решение районного суда в силе.

Собственник автомобиля пошел в Верховный суд.

Дерево упало на автомобиль во дворе, обслуживанием которого занимается эта УК. Этот факт установлен, никто не пытается его опровергнуть.

В тот день был ураганный ветер. С этим ни одна из сторон также не спорит.

Суды невнимательно прочитали заключение эксперта-дендролога , а он там сообщает важную информацию о состоянии рухнувшего дерева. Основной причиной падения дерева были дефекты его корневой системы. Да, ветер тоже сыграл свою роль, но не был прямой причиной.

Дерево росло в 65 сантиметрах от бордюрного камня. Это грубейшее нарушение норм благоустройства дворов. Вокруг дерева был асфальт, это мешало нормальному воздухообмену и поступлению влаги к корням. Поэтому корневая система была недоразвита и ствол дерева мог упасть в любой момент.

Да, асфальт вокруг дерева положила предыдущая УК. Но сейчас-то за придомовую территорию и деревья на ней отвечает действующая УК, она об этом с жильцами заключила договор. Вина того, кто не исполняет свои обязанности по договору, предполагается до тех пор, пока не будет доказано обратное.

УК не смогла доказать, что следила за состоянием деревьев. Поэтому мы отменяем апелляционное определение и отправляем его обратно. Переделывайте.

Хорошо, давайте изучим документы еще раз.

На фотографиях с места происшествия четко видны гнилые корни дерева. Дендролог считает, что причина сгнивших корней — асфальтированный участок под деревом.

Возражения УК о чрезвычайной погодной ситуации в этот день не доказывают, что именно ураган был причиной падения дерева. Внешне дерево было нормальным: не сухостойным, не аварийным. Кора была целая, оно казалось очень даже живым и здоровым.

Но УК обязана была ежегодно проводить плановые осмотры деревьев во дворе при участии квалифицированных специалистов. Такие мероприятия не проводились. Да и соседние деревья ведь не пострадали от сильного ветра, упало только это дерево — со сгнившими корнями.

Значит, УК не проявила должной степени заботливости и осмотрительности, как того требует гражданский кодекс. Пусть теперь компенсирует собственнику автомобиля ущерб в размере 366 000 Р , услуги оценщика — 10 000 Р , расходы по уплате госпошлины — 6800 Р . Всего — 382 800 Р .

Что делать, если на машину упало дерево?

Что делать, если на машину упало дерево? как пишет АВТОВЗГЛЯД www.avtovzglyad.ru/articl…mashinu-upalo-derevo.html
Мало кто всерьез предполагает, что на его машину может упасть что-то опаснее птичьего помета. ДТП – да, от этого застраховаться невозможно. А вот дерево или, скажем, сосулька на крышу – это вряд ли, думает большинство.
Именно от неготовности к подобной ситуации пострадавший от «нападения дерева» порой делает непоправимые глупости и чинит потом машину за свой счет. А действовать, чтобы потом не кусать локти, нужно следующим образом.
Ничего не трогать!
Итак, вы вышли утром из дома и обнаружили, что поперек крыши вашего авто с комфортом расположилось дерево. Для начала – ни в коем случае не бросайтесь на помощь своему «железному коню»! Не нужно судорожно пытаться спихнуть с него ветки. Все самое плохое уже произошло и хуже ему уже не будет. Скидывать с машины «источник повреждения» до составления официального протокола нельзя ни в коем случае. Поэтому вызываем полицию и терпеливо ждем, ничего не передвигая и не трогая.
ГИБДД ни при чем
Нюанс: вызывать нужно не ГИБДД, а наряд из местного ОВД. Дело в том, что гаишники занимаются оформлением исключительно дорожно-транспортных происшествий. А ДТП, согласно Правилам, может произойти лишь в результате движения одной или нескольких машин. То есть наш случай с деревом это не «дорожно-транспортное», а просто – «происшествие». Поэтому набираем на телефоне номер 112 и излагаем оператору что произошло и где произошло. Чем точнее назовете адрес произошедшего, те проще наряду будет вас отыскать.
Дождавшись приезда сотрудников полиции, обязательно проследите, чтобы в протоколе было правильно зафиксировано: в результате чего и чем именно были нанесены повреждения вашей собственности. Само собой, и перечень повреждений тоже должен быть вписан в протокол максимально подробно. При оформлении протокола ни в коем случае не соглашайтесь подписываться под утверждением, что размер ущерба для вас незначительный или что вы не имеете ни к кому претензий. Это, фактически, перечеркнет надежды на компенсацию материального урона в случае, если, не дай бог, придется потом судиться с организацией, ответственной за содержание зеленых насаждений.

Читайте также:  ГАЗ-66 против Unimog в условиях сложного российского бездорожья

В конце концов от полицейских вы должны получить справку о факте причинения ущерба вашей собственности (машине). В бумаге (отнеситесь к этому максимально внимательно!) должно быть без ошибок отражено следующее: дата, время и место происшедшего, при каких обстоятельствах оно произошло, а также полный список пострадавших деталей машины. И, соответственно, от чего именно они пострадали. То есть – максимум конкретики. Полицейским все равно, а автовладелец потом будет изрядно измучен дрязгами со страховщиками, если в справке из ОВД перепутают, например, данные госномера машины или ее марку-модель. Ровно как в случае нестыковок в сведениях о владельце поврежденной машины.
И еще один момент. Если есть свидетели произошедшего несчастья – обязательно запишите их и имена-фамилии (в идеале – паспортные данные) и контактные телефоны. Постарайтесь получить их согласие свидетельствовать, в случае чего.
Видео не только для друзей
Сейчас фото- видеокамера есть практически в каждом телефоне. Поэтому рекомендуем зафиксировать на фото и видео свою машину, ее повреждения, расположение относительно проезжей части и окружающих предметов – все с разных ракурсов. Идеально, если в кадр при этом будут попадать приметные ориентиры. Табличка адреса на стене дома, например. Или характерный, легко узнаваемый вид улицы. Кстати, тут может очень помочь установленный в машине видеорегистратор, умеющий работать и в отсутствии хозяина.
На поклон к страховщику
Если машина застрахована по КАСКО, одновременно с вызовом полиции звоните и в свою страховую компанию, уведомив тем самым ее о происшествии. Хотя еще перед этим звонком стоит перечитать страховой договор в части, описывающей подобные ситуации. Это поможет обезопасить себя от отказа в выплате в случае, если страховая вздумает придраться к несоблюдению вами каких-нибудь формальностей при оформлении.
Но вот первые формальности улажены. Принимайте решение об эвакуации машины или начале ее ремонта, только, как уже говорилось, освежив в уме правила страхования и проконсультировавшись с представителем своей компании-страховщика. Если ваша машина стоит, например, с разбитыми стеклами, то после удаления дерева-злодея имеет смысл переместить ее на охраняемую стоянку или гараж – во избежание вандализма и/или «разукомплектации» под покровом ночи.
Предварительно уточнив перечень документов, требуемых страховщику для выплаты вам компенсации, соберите их и, приехав в страховую, заполните заявление. Обязательно запишите номер вашего страхового дела и не забудьте потребовать у оформляющего вас представителя компании копию вашего заявления с датой и отметкой о принятии его. Точно также необходимо будет получить перечень принятых страховщиком от вас документов, – тоже с датой и подписью уполномоченного сотрудника.
Далее нужно получить в страховой компании направление на осмотр авто – с датой и временем и местом, и в указанный срок представить машину под светлы очи эксперта. Люди опытные в общении с ушлыми страховщиками рекомендуют вообще стараться в максимальной степени перевести диалог с компанией в эпистолярную форму. Дабы в случае возникновения каких-либо «процедурных вопросов» со сроками оформления, препятствующих выплате, у вас всегда были железные аргументы, подкрепленные штампами «Почты России».
Дела судебные
Если же КАСКО у вас нет, а машина пострадала — придется идти в суд. Но не сразу. Сначала восстанавливаем авто за свой счет, сохраняя все чеки и заказ-наряды. Вплоть до чека за услуги эвакуатора. И после этого подаем в суд на организацию, ответственную за содержание зеленых насаждений, в зоне ответственности которой все и произошло. Апеллируем к ненадлежащему исполнению ею обязанностей по содержанию растительности, коварно напавшей на вашу собственность. Тут хватает нюансов. Например: находится ли упавшее дерево на балансе местных озеленителей или его некогда высадили без их ведома? Если так, то компенсацию вам вряд ли удастся получить…

Ссылка на основную публикацию