Водительское удостоверение нового образца: расшифровка, особые отметки

Особые отметки в водительском удостоверении

Водительские права представляют собой главный документ, подтверждающий право человека по управлению определенным транспортным средством. Все водительские права с одной стороны схожи, но с другой – имеют свои отличия.

Разница заключается в том, что конкретный водительский документ дает право на управление только определенной категорией/подкатегорией транспортных средств и не больше.

Все существующие варианты категорий/подкатегорий водительских прав мы подробно рассмотрели в рубрике «Категории», поэтому сегодня поговорим немного о другом.

В нашем материале Вы узнаете все нюансы, связанные с графой «Особые отметки» водительского удостоверения и значения этих самых отметок.

Начиная с 2016 года оформляются водительские удостоверения в которых содержится сразу две графы «Особых отметок». Обе графы расположены на тыльной стороне водительского документа:

  1. Крайний столбец в таблице (№12) налагает ограничения, которые относятся к определенным категориям транспортных средств.
  2. Графа (№14) «Особые отметки», находящаяся под таблицей, налагает ограничения по всем открытым категориям прав.

До недавнего времени в нашей стране оформляли водительские удостоверения другого типа. Они включали в себя всего лишь одну графу «Особые отметки». До сих пор большое количество таких водительских прав находится в обращении, поэтому ниже мы рассмотрим особые отметки, которые вносятся или вносились как в новые права, так и в права «старого» образца.

Особые отметки в новых правах в 2017 году

Отметка АТ

Отметка АТ дает право на управление транспортными средствами, оборудованные исключительно автоматической коробкой передач («автоматом»).

Такая Отметка АТ может заноситься как в графу №12 (в таком варианте она относится к одной категории/подкатегории), так и в графу №14 (в таком случае она относится сразу ко всем категориям/подкатегориям).

Отметка MS

Отметка MS относиться исключительно к подкатегории B1 и не одной другой. Такая отметка дает право на управление исключительно трициклами или квадрицикламии, оборудованными конструкцией мотоциклетной посадки или мотоциклетным рулем.

Отметка AS

Отметка AS противоположна по своему смыслу предыдущей отметке MS. Отметка AS дает право на управление трициклами/квадрициклами у которых нет мотоциклетного руля или посадки мотоциклетного типа.

Отметка ML

Отметка ML входит в категорию М и обозначает, что у водителя существуют медицинские противопоказания по управлению мопедами в этой категории. Таким образом, ML напрямую запрещает управлять ТС категории М.

Отметка МС

Отметка МС – дает право на управление транспортными средствами только с ручной коробкой передач.

Отметка APS

Отметка APS – дает право только на управление транспортными средствами, которые в обязательном порядке оборудованы парктроником, то есть акустической парковочной системой.

Отметка GCL

Отметка GCL – дает право на управление транспортными средствами в случае, когда водитель носит очки или контактные линзы, то есть приборы, корректирующих зрение.

Отметка HA/CF

Отметка HA/CF – дает право на управление транспортными средствами водителю, в обязательном порядке использующим медицинские изделия для корректировки потерянного слуха.

Водительский стаж

Такая отметка проставляется исключительно в случае замены водительских прав. Такой маркер показывает, в каком году человек впервые получил водительские права.

Дубликат

Отметка «Дубликат» проставляется в водительских правах, выдаваемых вместо утерянных/украденных документов. На практике никакого значения отметка не имеет.

Медицинская справка обязательна

Отметка проставляется в водительских правах, когда человек страдает отклонениями в здоровье. Если такая отметка стоит – управлять автомобилем можно только тогда, когда при себе присутствует действующая медицинская справка.

Если медицинская справка отсутствует – такой случай приравнивается к ситуации, когда у водителя вообще нет права на управление транспортным средством. Штраф в такой ситуации может составлять от 5000 рублей до 15000 рублей.

Особые отметки в «старых» правах (старого образца)

Трамвай, троллейбус

Существуют специфичные правила сдачи квалификационных экзаменов, которые разрешают ставить отметки троллейбус, трамвай и после выдачи удостоверения – соответственно и управлять такими транспортными средствами.

Начиная с 2016 года, такая специализированная отметка определена отдельными категориями Tm и Tb.

Отметка о категории E

Отметка о такой категории бывает следующих типов:

  • E-B;
  • E-C;
  • E-D;
  • E-BC;
  • E-BD;
  • E-CD;
  • E-BCD.

Отметки по категории E дают право на управлении соответствующими транспортными средствами:

  • «В» – ТС с прицепом с минимальной массой 1000 кг и максимальной массой всего транспортного состава – более 3500 кг.
  • «С» – ТС с полуприцепом/прицепом, в котором не менее двух осей и с минимальным расстоянием между осями в 1 м.
  • «D» – сочлененный автобус.

С 2016 года такие особые отметки оформлены в виде отдельных категорий BE, CE, DE.

Комбинации подкатегорий дают право на управление ТС одновременно из двух подкатегорий. К примеру, E-BD дает право на управление и легковым автомобилем + прицепом весом более 1 тонны, и одновременно сочлененным автобусом, но не дает права на управление автомобилем + полуприцеп/прицеп, оборудованном не менее двумя осями с минимальным расстоянием между ними в 1 метр.

Управление ТС, подкатегория которого не зафиксирована в удостоверении водителя, приравнивается к управлению автомобилем человеком, у которого вообще нет прав. Штраф в таком случае от 5000 рублей до 15000 рублей.

Очки/линзы обязательны

Такую отметку ставят в водительских правах людей с отклонениями норм зрения. Отметка может оформляться в виде записи «очки обязательны», либо записи «линзы обязательны». Соответственно проставленной отметке человек в первом случае обязан носить очки при вождении, во втором случае – контактные линзы. Отметка «очки или линзы обязательны» предоставляет больше возможностей, так как позволяет управлять транспортным средством либо в очках, либо в линзах.

Отсутствие медицинских препаратов, корректирующих зрение (при наличии такой отметки), может привести к штрафу от 5000 рублей до 15000 рублей.

Начиная с 2016 года такая отметка выглядит как GCL.

Ручное управление

Отметка «ручное управление» тоже оформляется в том случае, когда человек имеет отклонения в здоровье. Такая отметка требует специального оборудования по ручному управлению автомобилем, то есть специальных устройств заменяющих либо дублирующих педали транспортного средства.

С 2016 года такую особую отметку обозначают как MC.

Группа крови

Отметка группа крови обусловлена правилами выдачи водительских удостоверений. Хоть водитель и не может изменить свою группу крови, но возможно такая отметка может спасти ему жизнь в критической ситуации.

Нам интересно, какие отметки стоят в вашем водительском удостоверении и почему они там появились? Делитесь своими знаниями в комментариях.

Задавайте Ваши вопросы здесь и наш автоюрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы.

Расшифровка водительского удостоверения образца 2014 года

Правильная расшифровка водительского удостоверения позволяет понять, какими видами транспортных средств (ТС) водителю разрешено управлять. Кроме категорий, немаловажное значение имеют особые отметки, которые применяются в индивидуальном порядке для каждого владельца документа. Содержание удостоверения во многом зависит от подготовки и состояния здоровья конкретного автомобилиста.

Водительское удостоверение нового образца

Обновление внешнего облика российского водительского удостоверения, когда в нём дополнительно появились 9 категорий, произошло в 2009 году согласно Приказу МВД №365 от 13.05.09 г. Но уже в 2014 году согласно Приказу МВД №6 от 9.01.14 г. количество категорий было доведено до 16. Данная необходимость была вызвана появлением новых видов ТС и произошедшими изменениями в ПДД.

Читайте также:  Лучшие автомобильные компрессоры

Современное российское водительское удостоверение (ВУ) имеет все необходимые обозначения согласно Венской конвенции дорожного движения 1968 года. Документ обладает юридической силой на территории всех государств, ратифицировавших данный международный нормативно-правовой акт. Благодаря наличию на лицевой стороне перевода на английский язык сотрудники зарубежной дорожной полиции могут прочесть данные владельца документа.

На лицевой стороне ВУ указывается наименование документа и следующие данные гражданина, которому они выданы:

  1. Фамилия.
  2. Имя и отчество.
  3. Дата и место рождения (указывается только название региона).
  4. В графах 4a и 4b указываются даты начала и завершения срока действия прав. Графа 4c содержит номер подразделения ГИБДД, в котором удостоверение было выдано.
  5. Серия и номер документа. Каждое ВУ имеет уникальные серию и номер, по которым можно проверить подлинность документа на официальном сайте ГИБДД.
  6. Фотография водителя, которая изготавливается в момент выдачи документа.
  7. Личная подпись водителя. Она должна быть такой же, как в паспорте.
  8. Название региона РФ, на территории которого были выданы права.
  9. Открытые категории на управление теми или иными видами ТС.

На различных форумах нередко задают вопрос, что значит двойная запись выдачи ВУ, которая обнаруживается при проверке подлинности документа на сайте ГИБДД. Если права получены согласно действующим правилам, в результатах проверки можно увидеть дату рождения водителя и период действия прав. Они должны быть идентичны данным в оригинале документа.

Двойной записью является расхождение сведений в электронной базе и на пластиковом носителе. Такая картина возникает, когда ВУ получено незаконным путём. Мошенники берут серию и номер реально существующего удостоверения, по которым проводится проверка на подлинность, и используют их при изготовлении подделки, указав данные гражданина, заказавшего у них водительские права. Следовательно, двойная запись свидетельствует о том, что у вас в руках фальсифицированный документа.

Информация на обратной стороне

Обратная сторона российских водительских прав содержит полную информацию об открытых категориях, а также об ограничениях, применяемых в отношении владельца документа. Здесь же можно узнать об общем стаже вождения.

Расшифровка категорий

На оборотной стороне документа размещена таблица со всеми 16 категориями, действующими на территории РФ. Открыта должна быть минимум одна из них, о чём свидетельствуют записи в графах 10 и 11. При наличии нескольких действующих категорий указывается срок действия прав по каждой из них. Графа 12 предназначена для обозначения каких-либо ограничений, которые действуют по отдельно взятым категориям.

Последняя, 14, графа отведена для следующих сведений:

  • начало стажа вождения;
  • серия и номер предыдущего ВУ, которое было заменёно на новое;
  • общие ограничения по всем категориям (например, необходимость использования очков при управлении ТС или обязательное наличие медицинской справки).

Правильно расшифровать категории водительских прав вам поможет следующая таблица.

КатегорияВид ТСПояснение
ММопеды, скутеры и лёгкие квадрициклыРабочий объём силового агрегата до 50 см³.
А1Лёгкие мотоциклыРабочий объём силового агрегата до 125 см³
АМотоциклыРабочий объём силового агрегата более 125 см³.
В1Квадрициклы и трициклыРабочий объём силового агрегата более 50 см³.
ВЛегковые автомобили и небольшие грузовикиМаксимальная разрешённая масса ТС – до 3,5 т. Количество мест для пассажиров – не более 8.
ВЕЛегковые автомобили в составе с прицепомМасса прицепа более 0,75 т.
С1Грузовые автомобили лёгкого типаПолная масса – 3,5-7,5 т.
С1ЕГрузовые автомобили лёгкого типа, оборудованные прицепомМасса прицепа – более 0,75 т
СГрузовикиПолная масса ТС – от 7,5 т.
СЕГрузовики, оборудованные прицепомМасса прицепа – более 0,75 т.
D1Автобусы небольших размеровКоличество сидений для пассажиров – 8-16.
D1ЕНебольшие автобусы, оборудованные прицепомМасса прицепа – более 0,75 т.
DАвтобусыКоличество сидений для пассажиров – более 16.
Автобусы, оборудованные прицепомМасса прицепа – более 0,75 т.
ТВТроллейбус
ТМТрамвай

При расшифровке категорий очень важно не путать квадрициклы с квадроциклами. Несмотря на созвучные названия и некоторое внешнее сходство, они являются совершенно разными видами транспорта. Квадрициклы имеют автомобильный руль и аналогичные сидения, поэтому для их вождения достаточно получить в ГИБДД водительское удостоверение категории В1 или В.

Квадроциклы, имеющие мотоциклетный руль и аналогичную верхнюю посадку, относятся к самоходным машинам. Чтобы ими управлять, необходимо получить в Гостехнадзоре удостоверение тракториста-машиниста категории А1.

Особые отметки

Далее рассмотрим, что означают особые отметки в водительских правах нового образца. Их обязательное использование было вызвано эксплуатацией новых видов ТС, а также изменениями в ПДД. Например, на дорогах начали появляться квадрициклы, а для управления скутером или мопедом необходимо сдать экзамен в ГИБДД и получить права на вождение.

Особые отметки – это не цифры на водительском удостоверении, а специальные аббревиатуры с использованием букв латинского алфавита. Под каждой такой комбинацией скрывается определённая информация, которая распространяется только на владельца документа. Несоблюдение требования об особых отметках расценивается как управление ТС без прав, за что грозит наказание в виде штрафа в размере 5-15 тысяч рублей.

Расшифровка особых отметок

А теперь подробнее разберёмся, какие особые отметки ставят в водительском удостоверении нового образца, которое выдается с 2014 года.

Если документ был выдан ранее 2014 года, в нём особых отметок может не быть.

Однако они могут появиться при замене водительского удостоверения или открытии новой категории после прохождения соответствующей подготовки, если на то будут законные основания.

Как уже говорилось выше, 14 пункт в водительском удостоверении может содержать особые отметки, которые распространяются на все открытые у водителя категории. Чаще всего их необходимость вызвана состоянием физического здоровья. Согласно действующему законодательству пригодность гражданина к управлению ТС должна быть подтверждена результатами медицинского осмотра.

Отметка GCL в графе 14 свидетельствует о наличии у водителя проблем с органами зрения. В этом случае врач выдаёт заключение о допуске водителя к управлению ТС, но при условии обязательного использования средств для улучшения зрения. Руководствуясь результатами медосмотра, сотрудники ГИБДД выдают права с отметкой GCL.

Под средствами для улучшения зрения подразумеваются очки и линзы. Таким образом, ВУ считается действительным только при их использовании. Если автомобилист пренебрегает требованиями отметки GLC, любой инспектор ГИБДД имеет право составить на него протокол об административном правонарушении за управление ТС без прав.

Отметка ML в водительском удостоверении ставиться в графе 12 в случае, если у автомобилиста имеются противопоказания к управлению мопедами и скутерами по состоянию здоровья, но при этом ему не запрещается водить автомобиль. Необходимость этой отметки вызвана тем, что управлять двухколёсными транспортными средствами с объёмом двигателя до 50 см³ можно при любой открытой категории, не только М.

Отметка AS в правах ставится при открытии категории В1, но при отсутствии М или А. При её наличии можно управлять квадрициклами и трициклами, но только в случае, если они оборудованы автомобильной рулевой системой, а не мотоциклетной. Ограничение в данном случае вводится в связи с тем, что у водителя есть только навыки управления с использованием рулевого колеса, а также педалей акселератора, тормоза и сцепления.

Отметка АТ в водительском удостоверении говорит о том, что владелец документа имеет право управлять только транспортными средствами, которые оборудованы автоматической трансмиссией – вариатором, роботизированной или гидромеханической коробкой передач, не требующей постоянных ручных переключений во время движения. Подобные агрегаты предназначены для облегчения процесса вождения, что не осталось без внимания законодательства.

Кандидат в водители может сдать экзамен на автоматическую коробку передач по своему усмотрению. При намерении всегда пользоваться только АКПП можно пройти практическую часть обучения на автомобиле с автоматизированной трансмиссией и на ней же сдать экзамен на автодроме и по городу. При успешном прохождении испытаний в облегчённых условиях автомобилисту выдадут ВУ с отметкой АТ напротив категории, на которую он проходил подготовку. В дальнейшем он не сможет эксплуатировать автомобиль с механической КПП.

Чтобы не ограничивать себя только автомобилями с АКПП, необходимо снять ограничение АТ. Для этого следует заново пройти практическую подготовку на машине с механической коробкой передач, а затем успешно сдать экзамен инспектору ГИБДД на автодроме и по городу. Подтверждать свои знания ПДД в данном случае не требуется.

Ограничения по состоянию здоровья

При наличии каких-либо ограничений по состоянию здоровья в ВУ в графе 14 может стоять отметка о том, что медицинская справка обязательна. Это означает, что водитель обязан подтверждать свою пригодность к управлению ТС чаще, чем раз в 10 лет. Для этого не нужно обращаться в ГИБДД для замены прав. Данная отметка требует наличия при себе медицинской справки с актуальным сроком действия при непосредственном вождении автомобиля. При её отсутствии удостоверение считается недействительным.

Иные отметки

Графу 13 современных водительских прав занимает штрихкод. Он предназначен для быстрой проверки подлинности документа с использованием специального сканирующего устройства. Одновременно он служит средством защиты от подделок. Без доступа к программному обеспечению ГИБДД невозможно правильно зашифровать информацию в штрихкоде, поэтому любая проверка сканером обнаружит подделку.

Класс водителя, который может присуждаться работодателем при достижении определённого стажа работы, в современном ВУ никак не обозначается. При переходе на новое место работы присвоенный профессиональный класс может указываться только в характеристике от работодателя.

Заключение

Водительские права, выдаваемые с 2014 года, содержат большой объём важной информации. Каждый автомобилист должен уметь ее правильно расшифровывать, чтобы случайно не оказаться в рядах нарушителей ПДД. Работодателям при найме водителей необходимо обращать внимание не только на категории, но и на все особые отметки. Это поможет найти подходящего профессионала.

Практикующий юрист с 10 летним стажем. Специализации: уголовное право, страховое право, административные правонарушения.

Расшифровка категорий водительского удостоверения нового образца

Категории в водительском удостоверении нового образца указаны на обороте документа — их 16. Эти категории нужны, чтобы подготовка водителей точно соответствовала транспорту, на котором они будут ездить. Рассказываем о категориях прав 2022 года, как их получить и сколько это стоит.

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Оглавление

  • Новые категории прав
  • Как выглядит новое удостоверение
  • Расшифровка категорий
  • Подкатегории прав
  • Расшифровка категорий для езды с прицепом
  • Как открыть новую категорию
  • Что если удостоверения не соответствует типу ТС

Новые категории водительских прав в 2022 году

В 2022 году новых категорий не появилось. C 2013-го действуют 6 новых категорий в правах:

  • М,
  • А1,
  • С1,
  • D1,
  • C1E,
  • D1E.

Как выглядит новое водительское удостоверение

Внешний вид. Первые российские права были желто-розовыми, двух видов:

  • бумажные 148×105 мм;
  • ламинированные 85×55 мм.

С 2009 года выдают новые ламинированные права 85,6×54 мм, они розовые.

Данные о водителе. Вот что есть в документе:

  • фотография,
  • фамилия, имя и отчество владельца;
  • дата и место рождения;
  • дата выдачи и срок действия прав;
  • подразделение, выдавшее удостоверение;
  • номер документа;
  • регион, где живет водитель;
  • открытые категории — латинскими буквами;
  • подпись.

На лицевой стороне удостоверения основная информация о водителе

Сзади информация об открытых категориях и крупный номер прав. Отметка AS позволяет водить мототранспорт, у которого сиденье и руль, как у машины

Расшифровка водительского удостоверения нового образца

Категория

Вид транспорта

Вес прицепа

Машина до 3,5 т и до 8 мест

более 750 кг, но меньше веса авто
без нагрузки. Общая масса машины с прицепом не более 3,5 т

Грузовик массой более 3,5 т

Автобус от 8 мест

Подкатегории водительских прав

Категория

Вид транспорта

Вес прицепа

Мотоцикл с двигателем не более 125 см³

Трицикл или квадрицикл

Грузовик массой от 3,5 до 7,5 т

Грузовик массой от 3,5 до 7,5 т

более 750 кг, но меньше веса авто без
нагрузки.
Общая масса машины с прицепом не более 12 т

Автобус на 8-16 мест

Автобус на 8-16 мест

более 750 кг, но меньше веса авто
без нагрузки.
Общая масса машины с прицепом не более 12 т

Квадрицикл — маломощный автомобиль. В отличие от квадроцикла, на нем стоят ремни безопасности, педали газа, тормоза и сидения, как у авто. Квадрициклы регистрируют в ГИБДД , а квадроциклы — в Гостехнадзоре.

Расшифровка водительских категорий нового образца для езды с прицепом

Категория

Вид транспорта

Вес прицепа

более 750 кг, при этом масса
машины с прицепом более 3,5 т

Грузовик более 3,5 т

Как открыть новую категорию прав

Достичь 16-21 года и получить нужный стаж. Получить права может водитель определенного возраста и с нужным стажем вождения — других ограничений нет. Условия такие:

Категория

Условие

стаж вождения с категориями
В, С и D — год

стаж вождения с категориями
С, D или С1, D1 — год

Пройти обучение в автошколе. Знания и количество часов обучения для разных категорий отличаются. Например, обучение на категорию «А» занимает около 130 часов, а на категорию «D» — почти 300. Обучение на категорию «В» займет 190 часов.

В зависимости от категории цена обучения меняется: чем сложнее и крупнее техника, тем больше навыков управления придется освоить. Плюс стоимость горючего — мотоцикл будет потреблять за час учебной езды меньше топлива, чем КАМАЗ с прицепом. Вот средние цены на обучение в Москве:

Категория

Цена, руб.

Сдать экзамен в ГИБДД. Экзамен состоит из трех частей:

  1. теория — знания об устройстве транспорта, на котором планирует ездить курсант, о правилах дорожного движения, безопасности на дороге и первой помощи при ДТП;
  2. площадка — набор упражнений, который имитирует реальные ситуации на дороге. Например, объезд препятствий, заезд в гараж или парковка. Этот набор постоянно дорабатывается. С 1 апреля 2022 года планируется убрать эту часть из процесса получения прав;
  3. езда по городу с инспектором.

Если ученик пройдет все испытания успешно, то в тот же день получит права.

Какие категории прав открываются автоматически. Если гражданин уже получил права категории «А», «В» или «С», ему автоматически открываются подкатегории. Такое возможно, если водитель получил права до введения подкатегорий — до 5 ноября 2013 года.

Категория

Подкатегория открывается автоматически

“Выделенка”: правила поведения

В связи со стремительным увеличением числа так называемых выделенок или полос “А” на российских, и в особенности московских, дорогах остро встал вопрос об ограничениях, связанных с этими полосами, а также о санкциях за их несоблюдение. Как ездить и не нарушать? Что грозит за нарушение?
Ответы на эти и другие вопросы читайте в данной статье, подготовленной специалистами компании “Гарант”.

Мы благодарим за содействие в подготовке материала пресс-службу ГУОБДД МВД России и лично референта пресс-службы Лейбова Дмитрия Андреевича.

Что такое “выделенка”?

Напомним, что маршрутное транспортное средство – это транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

Для движения таких ТС на дороге иногда выделяют отдельную полосу. На нее наносят специальную разметку – это горизонтальная разметка 1.23 “А”.

Отметим, что в ПДД четко определено, что полоса для маршрутных ТС в обязательном порядке обозначается дорожными знаками 5.11 (дорога с полосой для маршрутных ТС), 5.13.1 и 5.13.2 (выезд на дорогу с полосой для маршрутных ТС), 5.14 (полоса для маршрутных ТС).

В настоящее время ведется активная работа по обустройству таких полос, и часто бывает, что разметка 1.23 на дороге уже есть, а упомянутых знаков еще нет. В таком случае данная полоса пока еще не является полосой для маршрутных ТС – то есть формально по ней можно двигаться и другим водителям. Однако требования разметки при этом необходимо соблюдать – заезжать на такую полосу через сплошную запрещено (ответственность за нарушение дорожной разметки – предупреждение или штраф – 300 руб.).

Каковы ограничения “выделенки”?

На дорогах с полосой для маршрутных ТС движение и остановка других транспортных средств на этой полосе запрещены.

Однако если такая полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Также в таких местах разрешено заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части, но только при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам.

Обратите внимание: пересекать сплошную линию для заезда на выделенную полосу нельзя при любых условиях. Для посадки-высадки пассажиров у обочины придется искать разрывы.

Правила на остановках и около них

Напомним также о положениях ПДД, касающихся остановок маршрутных ТС.

В местах остановок маршрутных транспортных средств запрещены развороты. Также ближе 15 м от мест их остановки, обозначенных разметкой 1.17, запрещены остановка и стоянка. При отсутствии такой разметки нельзя осуществлять остановку или стоянку ближе чем в 15 м от указателя места остановки маршрутных ТС. Однако в указанных случаях допускается остановка для посадки или высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств.

При этом в населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки.

Ответственность за нарушения

За нарушение правил движения по дорогам с выделенной полосой “А” в настоящее время привлекут к ответственности по ч. 1 ст. 12.16 (Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги) КоАП РФ. В качестве санкции в ней предусмотрено предупреждение или наложение административного штрафа в размере 300 руб.

Будьте внимательны! При указанных нарушениях на дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств неприменима ч. 1 ст.12.15 (Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда) КоАП РФ (по которой предусмотрен штраф 500 руб.). Она применяется при нарушениях положений раздела 9 (Расположение транспортных средств на проезжей части) ПДД. В этом разделе ни слова не говорится о полосе для маршрутных ТС. Несмотря на это, известны случаи, когда водителей пытались привлечь к ответственности именно по этой статье КоАП РФ. Но суды и руководство Госавтоинспекции разъясняют, что это неправильно, и отсылают именно к ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ.

За нарушение правил остановки или стоянки в местах остановки маршрутных ТС, а равно ближе 15 м от них могут привлечь к ответственности по ч. 1 ст. 12.19 КоАП РФ. Санкция – предупреждение или наложение административного штрафа в размере 100 руб. Если при этом были созданы препятствия для движения других транспортных средств (ч. 4 этой же статьи) – могут вынести предупреждение или наложить административный штраф в размере 300 руб., а транспортное средство, если оно стоит без водителя, отправить на спецстоянку (ч. 1. ст. 27.13 КоАП РФ).

Штрафы с 1 июля 2012 года

  • вводится в качестве отдельного состава правонарушения ответственность за движение или остановку на полосе для маршрутных ТС в нарушение ПДД. Штраф для Москвы и Санкт-Петербурга составит 3 тыс. руб. (ч. 1 2 ст. 12.17 новой редакции КоАП РФ), а для остальных регионов – 1,5 тыс. руб. (ч. 1 1 ст. 12.17 новой редакции КоАП РФ);
  • повышается штраф за остановку/стоянку транспорта в местах остановки маршрутных ТС, а равно ближе 15 м от них. Для Москвы и Санкт-Петербурга он составит 3 тыс. руб. (ч. 6 ст. 12.19 новой редакции КоАП РФ), а для остальных регионов – 1 тыс. руб. (ч. 3 1 ст. 12.19 новой редакции КоАП РФ). Транспортное средство, если оно стоит без водителя, будут отправлять на спецстоянку (ч. 1. ст. 27.13 новой редакции КоАП РФ), при этом перемещение и хранение автомобилей на спецстоянках станут для нарушителей платными (ч. 11 ст. 27.13 новой редакции КоАП РФ).

Движение и маневрирование по выделенной полосе для маршрутного транспорта

В целях оптимизации дорожного движения правила дорожного движения Российской Федерации (далее в статье – ПДД РФ) устанавливают для водителей транспортных средств специальный режим движения по «автобусным» полосам.

За въезд, выезд и движение по полосе, выделенной для маршрутного общественного транспорта, вопреки предусмотренным ограничениям предусмотрена административная ответственность.

В статье рассмотрен порядок осуществления движения и маневрирования по выделенной полосе, отведенной для автобусов и иного маршрутного транспорта, даны разъяснения основных спорных ситуаций, с которыми часто сталкиваются водители, привлекаемые к административной ответственности за выделенную полосу.

При возникновении у гостей нашего сайта каких-либо сложностей или затруднений при подготовке и подаче жалобы на незаконные действия сотрудников подразделений ГИБДД МВД РФ, а также при появлении после ознакомления с данной статьей дополнительных или уточняющих вопросов рекомендуем обращаться в службу поддержки по указанным выше телефонам или через форму обратной связи либо задать вопрос в комментариях к этой статье.

Подробности читайте в статье:

Как организовано движение по выделенной полосе

Для обеспечения эффективности перевозок пассажиров в условиях загруженной транспортными средствами городской сети организаторы дорожного движения предусмотрели возможность выделения на дорогах общего пользования специальных полос.

В водительской среде их называют «автобусными полосами», однако в ПДД РФ такие части дороги именуются иначе: полосами, предназначенными для движения маршрутных транспортных средств.

Такие полосы обозначаются горизонтальной дорожной разметкой № 1.23.1 в виде буквы «А» и отделяются от остальной части дороги сплошной линией.

Дорожные знаки, которые устанавливаются на участках дороги с выделенной полосой

Дорога с полосой для маршрутных т/с № 5.11.1

Конец дороги с полосой для маршрутных т/с № 5.12.1

Выезд на дорогу для маршрутных т/с № 5.13.1-5.13.2

Полоса для маршрутных т/с № 5.14

Конец полосы для маршрутных т/с № 5.14.1

Организация движения маршрутных транспортных средств общего пользования может осуществляться двумя способами.

Первый способ предполагает наличие выделенной полосы с расположенными рядом полосами дороги, предназначенными для движения транспортных средств в попутном направлении с маршрутками.

При втором способе – общественный транспорт движется навстречу остальному потоку.

По выделенной полосе, попутно с общим потоком, может двигаться весь подвижной состав, предназначенный для пассажирских перевозок: автобусы, троллейбусы, легковые такси.

На дорогах с рассматриваемой в данной статье полосой, обозначенных вышеуказанными знаками 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2 и 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств (на этой полосе), за исключением:

транспортных средств, используемых в качестве легкового такси;

В случае, если полоса для маршрутных транспортных средств располагается справа, то по ней разрешено также движение велосипедистов.

В случаях, когда «выделенка» разграничена с соседней полосой прерывистой разметкой, весь общественный транспорт может выезжать за ее пределы, что позволяет ему быть более маневренным в общем дорожном потоке.

Когда выезд на выделенную полосу разрешен

Регламентация правил движения по рассматриваемой полосе содержится в пункте 18.2 ПДД РФ.

Автомобильный транспорт, не относящийся к категории маршрутного, имеет ограниченное право въезда, выезда и движения по выделенной полосе.

При наличии прерывистой разметки допускается маневрирование на выделенную полосу в следующих случаях:

при въезде на дорогу;

для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части дороги.

Перечисленные маневры и действия не должны создавать помех для движения общественного транспорта и велосипедистов, которые в данном случае имеют преимущественное право на движение.

Кроме этого в случаях, когда полоса для маршрутных транспортных средств отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее.

Если рассматриваемую полосу от остальной части дороги отделяет сплошная линия горизонтальной дорожной разметки 1.1,1.11, то въезд на нее и маневрирование на ней запрещены.

Споры с ГИБДД при движении по выделенной полосе

Специально выделенные для общественного транспорта полосы имеют своей целью создание наиболее благоприятных условий для движения и маневрирования автобусов, троллейбусов, маршрутных такси, транспортных средств, используемых в качестве легкового такси и велосипедистов.

Но следует отметить, что в условиях современных городов при высокоплотном и интенсивном дорожном движении конфликт между нормами ПДД РФ, защищающими интересы пассажиров и водителей маршрутного транспорта с одной стороны, и остальными автовладельцами, с другой, неизбежен.

Часто водителям по ряду причин нужно выехать на полосу общественного транспорта, не попав при этом под жезл сотрудников ГИБДД.

Если выезд на «выделенку» был совершен на гране «фола», то первое, что нужно сделать: включить на автомобиле аварийную сигнализацию.

Все остальные действия будут зависеть от вариантов развития ситуации. Если нарушение было зафиксировано сотрудником ГИБДД, то вам, при включенной аварийной сигнализации, будет легче объяснить причину остановки.

Нередко, из-за своей невнимательности, водители въезжают на выделенные полосы, движутся по ним и попадают под видеофиксации камеры ГИБДД или жезл инспектора ДПС.

Любые попытки доказать невиновность и оспорить нарушение без осмотра маршрута движения и приобщения фото и видео материалов к административному производству – напрасная трата сил и времени.

Причем зафиксировать причины, по которым водитель неумышленно оказался на маршрутной полосе, следует безотлагательно..

Для этого необходимо при составлении протокола об административном правонарушении заявить ходатайства: о проведении осмотра, о приобщении фотосъемки и материалов видеорегистратора. Также требуется дать письменные пояснения по существу нарушения и приобщить их к материалам дела.

Подробности в статье:

Если оспорить вину в нарушении ПДД РФ на месте остановки не удалось и сотрудник ГИБДД составил протокол об административном правонарушении, то мы рекомендуем подготовить и направить в установленном порядке жалобу.

Об обжаловании постановлений читайте в статье:

Если выезд на полосу, по которой организовано движение общественного транспорта был зафиксирован камерами, работающими в автоматическом режиме, то в адрес собственника автомобиля в трехдневный срок, с момента вынесения постановления о штрафе, высылается его копия.

При несогласии с фактом или обстоятельствами, указанными в постановлении ГИБДД, его обжалуют в порядке, рассмотренном в статье: Обжалование постановления ГИБДД по видеофиксации

Штраф за выезд на выделенную полосу маршрутного транспорта

Нарушения правил движения и маневрирования по «автобусным» полосам влечет за собой административную ответственность в виде штрафа, а в некоторых случаях, и в виде лишения прав управления транспортными средствами.

Квалификация и размер наказания за нарушения на автобусной полосе зависит от действий нарушителя.

Рассмотрим подробнее каждую из статей и их частей, предусматривающих административное наказание за выделенную полосу.

Маневрирование через полосу для маршрутных транспортных средств при поворотах направо, налево или разворотом, то есть, если водитель выполняет поворот без предварительного перестроения на «выделенку», то его действия подпадают под часть 1.1 статьи 12.14 КоАП РФ и квалифицируются, как нарушение правил маневрирования с назначением штрафа в размере 500 рублей или вынесением предупреждения.

Выезд на встречную полосу общественного транспорта, которая всегда отделена от остальной дороги сплошной линией разметки, квалифицируются по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей или лишения прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Аналогичные действия, совершенные повторно в течение года, наказываются лишением права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи – наложением административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

За создание помех транспорту общего пользования, под которыми подразумеваются остановка или движение по выделенной полосе, квалифицируется по части 1.1 статьи 12.17 КоАП РФ с назначением наказания в размере 1500 рублей.

Аналогичные действия, совершенные в Москве и Санкт-Петербурге наказуемы штрафом в размере 3000 рублей.

Оставленный без присмотра на полосе для маршрутных транспортных средств автомобиль подлежит эвакуации на штрафную стоянку.

Какой штраф за езду по автобусной полосе и остановку на ней?

Среди водителей гуляют разные мнения относительно автобусной полосы. Одни утверждают, что можно объехать пробку по выделенной линии. Другие советуют ездить по автобусной зоне только в субботу и воскресенье. Третьим вообще нет разницы – ведь дорога одна общая. Между тем, за движение по полосе “A” грозит штраф. А в ряде случаев и лишение прав. Что за чем следует и так ли всё критично – давайте обсудим.

Какой действующий в 2022 году штраф за автобусную полосу?

Нарушителей в регионах оштрафуют на 1 500 рублей, а водителям Москвы и Санкт-Петербурга придётся раскошелиться на 3 000 рублей.

В чём собственно правонарушение? Речь о несоблюдении п. 18.2 ПДД:

“На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2 и 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе…”

Исключения приводятся в этом же пункте:

  • по автобусной полосе без штрафа имеют право ездить школьные автобусы,
  • такси,
  • машины для перевозки свыше 8 пассажиров,
  • велосипедисты.

Таким образом, если ваш автомобиль не подпадает под исключения, и вы едете или остановились на полосе с обозначением “А” – грозит штраф за нарушение п. 18.2 ПДД. Автовладельца из региона в 2022 году оштрафуют на 1 500 рублей (ч. 1 ст. 12.17 КоАП РФ).

Повышенный штраф в Москве и Санкт-Петербурге

Пойманным нарушителям в городах федерального значения грозят финансовые санкции в два раза больше.

При выезде или остановке на выделенной полосе – штраф в размере 3 000 рублей (ч. 1.2 ст. 12.17 КоАП РФ).

Отметим, что с 7 ноября 2022 года в Москве изменились правила разрешенного доступа к автобусным полосам. Раньше водители могли передвигаться по ним по выходным и праздничным дням. А с указанной даты это отменили. То есть с 7 ноября автомобилям вообще запрещено ездить по маршрутным линиям с разметкой “А”. Исключение – специальные таблички. Власти хотят снизить нагрузку на автобусные полосы. И заодно сократить время пассажиров на ожидание нужного им маршрута на остановке.

Запрет не касается машин экстренной помощи, коммунальщиков, официальных легковых такси и велосипедистов.

Действует ли скидка?

Да, и это приятная новость.

Движение автомобиля по выделенной полосе не относится к категории грубых правонарушений ПДД, которые отмечены в ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ. Это значит, что скидка сохраняется.

Если вам выписали штраф за езду по линии с разметкой “А”, вы можете оплатить его с 50% скидкой в течение 20 дней. Отсчёт начинается с момента получения постановления. Таким образом штраф в 1 500 рублей превратится с дисконтом в 750 рублей.

Где оплачивать штрафы ГИБДД со скидкой:

  • На официальном сайте ГИБДД;
  • Через личный кабинет сайта Госуслуг;
  • С помощью электронных сервисов (СбербанкОнлайн, Яндекс.Деньги);
  • Через терминал оплаты;
  • В кассе банка.

Вышеназванные способы не требуют копию постановления и банковские реквизиты ГИБДД для оплаты.

Эвакуируют ли автомобиль на штрафстоянку?

Зависит от ситуации на дороге.

Для лучшего понимания рассмотрим два примера:

Пример №1

Вы едете по дороге, съезжаете направо и перестраиваетесь на автобусную линию.

  • Если впереди есть камеры – штраф придёт вам по почте.
  • Если впереди дежурят инспекторы ГИБДД, они зафиксируют правонарушение и остановят вас для составления протокола. И сразу выпишут штраф в виде постановления об административном правонарушении. После этого вы поедете дальше. На штрафстоянку автомобиль не заберут.

Пример №2

Вы припарковали автомобиль на остановке и убежали по делам.

Если машина создает препятствия для движения общественного транспорта, а поблизости окажется инспектор ГИБДД, он составит протокол о задержании ТС. Если вы не появитесь к этому времени, протокол напишут под видеозапись или в присутствии двоих понятых. Сразу после этого автомобиль опломбируют, погрузят на эвакуатор и увезут на штрафстоянку. Если погрузчик не начал эвакуацию физически, а вы вернулись – погрузку отменят. Но штраф вам придётся заплатить.

Если висит знак “Кирпич”, есть ли лишение прав?

Нет, права не отнимут.

“Кирпич” – это запрещающий дорожный знак. Он предупреждает водителей о недопустимости движения в определенном направлении со стрелкой вниз.

И здесь мы рассмотрим две ситуации:

  1. Если вы проехали под знак 3.1 “Въезд запрещен” над автобусной полосой – штраф составляет 1 500 рублей, а для Москвы и Санкт-Петербурга сумма возрастает до 3 000 рублей (ч. 1.1-1.2 ст. 12.17 КоАП РФ);
  2. Если знак “Кирпич” располагается над маршрутным рядом – значит есть запрет двигаться по дороге для всех, кроме общественного транспорта. Автобус проехать может, а вот такси или велосипедист – нет.

Таким образом, вас не могут лишить прав за проезд под “кирпич” по линии маршрутного транспорта, но штраф в любом случае сохраняется.

Если это встречная автобусная полоса?

Это такие ситуации, когда вы движетесь на автомобиле в противоположном общественному транспорту направлении. То есть зарулили на выделенную встречку. Перед началом такой дороги висит знак 5.11.1, вот так он выглядит:

Здесь применяются куда более серьезные наказания по ст. 12.15 КоАП РФ.

Риски для автовладельцев:

  • Если вы выехали на автобусную встречку с целью объехать препятствие на дороге – штраф в размере от 1 000 до 1 500 рублей (ч. 3 ст. 12.15 КоАП РФ);
  • Не объезжали препятствие впереди, а просто выехали на автобусную линию встречного направления – штраф в 5 000 рублей или лишение водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев (ч. 4);
  • Если вы нарушили во второй раз – грозит лишение водительских прав (ч. 5);
  • Если повторное нарушение зафиксировали камеры – только оштрафуют на 5 000 рублей.

А теперь внимание! Наказание за выезд на встречную полосу для автобусов не зависит от региона – Казань, Москва или Орёл. В ГИБДД смотрят только на причину совершения манёвра. Также в расчет берется количество подобных нарушений на счету водителя.

Фиксируют ли камеры в 2022 году это нарушение?

Да, особенно часто в Москве, Казани и Санкт-Петербурге.

Происходит следующее: Вы движетесь по запрещенному ряду с обозначением “А” или остановились на участке дороги. Если камера выхватила ваш автомобиль, она автоматически зафиксирует нарушение п. 18.2 ПДД. Вслед за этим вам насчитают штраф и вскоре придёт “письмо счастья”. А доказательством будет фото с госномером вашей машины на запрещённой для движения зоне.

Будет ли новый штраф в 2022 году?

Нет, всё остаётся по-прежнему.

О чём идёт речь? В конце января 2022 года на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов появилась предварительная версия нового КоАП РФ с изменениями. На момент написания нашей статьи, 19 ноября 2022 года, текст проекта не утверждён. Он находится на стадии размещения. Ещё не было даже стадии ОРВ – оценки регулирующего воздействия, не обсуждался проект и в Правительстве РФ, а значит официально не опубликован.

Что изменится? Да ничего! Новый проект Кодекса меняет разделы, то есть в нашем случае статья 12.17 перебралась в раздел 21.17 КоАП РФ. Однако размер штрафа за движение и остановку на полосе общественного транспорта остаётся таким же.

Есть ли штраф за остановку в автобусном ряду и сколько?

Оштрафуют только в случае невынужденной остановки или с пересечением сплошной линии разметки.

То есть в соответствии с п. 12.4 и 8.2 ПДД, нельзя останавливаться на обочине выделенной полосы ближе чем на 15 метров от остановки общественного транспорта. Нарушили? Готовьтесь оплачивать штраф: в регионах 1 500 рублей, а в Москве и Питере – 3 000 рублей.

Но есть одно НО, которое закреплено в обоих пунктах и за которое не будет наказаний.

“…кроме остановки для посадки и высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств или транспортных средств, используемых в качестве легкового такси”

Выдержка из п. 8.2 ПДД:

“Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам”.

Иными словами, если вам нужно забрать или высадить пассажира, придётся съезжать направо, т.е. на полосу с отметкой “А” ближе к тротуару. Автомобиль не должен мешать проезду условного автобуса. Если это правило соблюдается – вас не могут оштрафовать за остановку на полосе общественного транспорта. Совсем иначе, если вы бросите машину и уйдете гулять. Тогда могут отвезти ТС на штрафстоянку, о чём мы сообщали выше.

Можно ли пересекать автобусную линию, если нужно повернуть направо?

Представьте, что вы подъезжаете к перекрёстку и вам нужно повернуть направо. Впереди прерывистая линия, которая отделяет автобусную зону от полосы движения других автомобилей. Что делать?

Вновь процитируем положения п. 8.2 ПДД:

“Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на неё”.

То есть инструкция, как действовать при данном манёвре и не получить за него никаких штрафов, содержится в самих Правилах. Значит, вы обязаны включить поворотник и перестроиться на линию “А” в аккурат по пунктиру. И в таком случае вы ничего не нарушите. А если инспектор ГИБДД считает иначе, укажите ему на процитированный выше пункт ПДД.

Нарушением будет обратная ситуация, когда вы начнёте поворот со “своей” полосы, не съехав для совершения манёвра в автобусный ряд. Вот за такой фокус водителю грозит наказание в виде штрафа от 1 000 до 1 500 рублей – в силу ч. 2 ст. 12.16 КоАП РФ.

Кроме того, в 2022 году запрещено пересекать сплошную линию разметки. Поэтому, если иначе повернуть направо нельзя, то, значит, нельзя. Это касается чаще всего съездов на прилегающие территории – здесь бывают ситуации, кода справа автобусная полоса, а возможности пересечь её нет, везде только сплошная разметка.

Пришло несколько штрафов за один проезд – что делать?

Оспорить повторные штрафы, увы, не получится.

Размышления некоторых водителей: раз они едут по выделенной полосе и нарушение зафиксирует одна камера, больше одного штрафа не придёт –можно спокойно ехать дальше… Как бы не так!

Видеокамеры могут быть развешаны через каждые 100-200 метров. Если одна зафиксирует нарушение на одном участке, а вы продолжите ехать по линии для автобусов – через 100 метров “включится” другой прибор. Камеры работают в автоматическом режиме. Поэтому сколько раз вас уличат в нарушении – столько штрафов и придёт в виде “писем счастья”.

Можно ли обжаловать штраф за автобусную полосу?

Да, если вы уверены, что ничего не нарушили.

Сделать это можно в одной из трёх инстанций:

  • В центре автоматической фиксации нарушений ПДД (с камер),
  • Через ГИБДД,
  • В суде.

Чаще всего приходится подавать иск в суд, поскольку при обращении в ГИБДД ситуация остаётся прежней.

Как подать жалобу?

Оспаривание штрафа за проезд по выделенной полосе начинают с обращения в ГИБДД. Причём нужно успеть подать жалобу в течение 10 дней с момента получения постановления.

Порядок действий:

  1. Оформление жалобы.
  2. Сбор доказательств. Здесь нужно аргументировать, почему водитель совершил манёвр, то есть в случае крайней необходимости нужна запись с видеорегистратора, которая докажет, что впереди действительно был объект.
  3. Отправка жалобы и документов в отделение ГИБДД. Выбирайте, как лучше сделать: отнести лично или отправить ценным письмом с описью и уведомлением. Также есть вариант передать документы через представителя (по нотариальной доверенности).
  4. Жалобу рассмотрят в течение 10 дней после её регистрации в отделении. После этого вам придёт официальный ответ ГИБДД.

Если наказание оставят в силе – обращайтесь в суд.

Распространённые основания для отмены наказания

Сразу скажем, что оснований всего пять.

  • Если вы съехали на автобусную линию в результате крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП РФ) и сможете доказать это. Например, если впереди вдруг появился пешеход. Вам предстоит доказать, что вы пересекли сплошную полосу с целью избежать наезда на человека. В случае с попутным движением по выделенке штрафа можно избежать. А вот если вы заехали на встречную полосу автобусной зоны при крайней необходимости, будет грозить не 5 000, а максимум 1 500 рублей штрафа. При этом вы сохраните удостоверение водителя.
  • Если вы перестроились по пунктирной линии с целью высадить или забрать пассажира, помех остальным участникам движения не создавали (как мы выяснили выше, это не является нарушением ПДД).
  • Повернули направо и съехали в ряд маршрутного транспорта по той же пунктирной линии. Тоже без помех автобусам.
  • Выехали на выделенку с парковки или со двора, не пересекая сплошную линию разметки.
  • Если нет никаких знаков и разметки о том, что линия исключительно для муниципального транспорта.

Помните! Каждое утверждение придётся обосновывать, иначе суд не примет ни одно из них в качестве доказательства вашей невиновности. Если дело сложное, лучше посоветоваться с юристом.

Штраф за езду по выделенной полосе в 2022 году

Необходимость упорядочить интенсивность дорожного движения, обеспечить возможность беспрепятственного передвижения маршрутных такси и общественного транспорта привела к выделению специальных полос для таких видов ТС. Особенно это актуально в густонаселенных городах, где присутствие большого количества автомобилей приводит к созданию заторов, сбою в графике движения городских автобусов, троллейбусов пр.

Наказание за езду по выделенной автобусной полосе в Москве, Петербурге и регионах

Движение по автобусной полосе для обычных автомобилистов допускается только в особенных случаях. Если такого исключения нет, а водитель оказывается на описываемом участке дороги, его ожидают взыскания.

Штраф за езду по автобусной полосе назначается в соответствии с главой 12 КоАП «Административные нарушения в области правил дорожного движения». Передвижение по данному участку при условии отсутствия оснований к такому действию рассматривается статьей 12.17 указанного документа. В ней речь идет об определении меры наказания тем участникам ДД, которые не предоставили преимущество маршрутному ТС или авто, на котором включен звуковой или световой спецсигнал.

Часть 1.1. Рассматривает нарушение, которое заключается в движении (или остановке) авто по полосе, предназначенной для маршрутных транспортных средств. Мера наказания, которая будет применяться к нарушителю, заключается в выплате штрафа величиной 1500 рублей.

Часть 1.2. Рассматривает то же нарушение ПДД, но совершенное в определенных регионах, к которым относятся Москва и СПб. В такой ситуации величина взыскания будет выше, штраф составит 3 тыс. рублей.

Стоит отметить, что параллельно с описанной мерой наказания при определенной ситуации может использоваться и другая статья КоАП.

Если автомобилист совершил выезд на выделенную полосу, которая определяет движение в обратном направлении, наказание назначается исходя из статьи 12.15 КоАП (если при нарушении не была пересечена сплошная линия). Штраф составит от 1 до 1,5 тыс. рублей.

Взыскание в указанном размере будет иметь место только в том случае, если была необходимость объехать препятствие. Если же ее не было, то наказание определяется частью 4 этой же статьи и заключается в наложении штрафа размером 5 тыс. рублей или лишении права управлять транспортным средством на протяжении от 4 до 6 месяцев. Зафиксировать факт нарушения может и инспектор ГИБДД, и камера.

Другие штрафы, с которыми может столкнуться водитель, выезжая на автобусную полосу:

непредставление преимущества в движении общественному транспорту – 500 руб. (ст. 12.17 ч. 1 КоАП РФ);

помеха движению транспорта при остановки у края полосы (нарушение правил остановки) – 2000 руб. (ст. 12.19 ч. 4), в Петербурге и Москве – 3000 руб. (ст. 12.19 ч. 6).

Кто может ездить по автобусной полосе: допустимые исключения из общих положений ПДД

По полосе общественного транспорта, согласно действующей редакции ПДД, имеют право ездить такие ТС:

маршрутные транспортные средства, относящиеся к коммерческому типу;

такси. Стоит учитывать, что наличия одной только лицензии на такой вид деятельности будет недостаточно. Транспортное средство должно обязательно иметь специальную окраску, утвержденную в том регионе, где машина используется, световой фонарь на крыше, а также быть оборудованным таксометром. При условии, что такси функционирует в пределах Москвы, номера должны быть выполнены в желтом цвете;

велосипедисты. Следует понимать, что проезд допускается только в случае, если такая автобусная полоса является крайней справа.

Для тех автомобилистов, которые управляют обычными транспортными средствами, допускается выезжать на выделенную полосу только при условии, что такое действие вызвано необходимостью повернуть направо. Данный маневр со стороны водителя не будет считаться нарушением в случае, если обычную полосу и автобусную разделяет прерывистая линия.

А вот так будет штраф.

Также автомобилист имеет право на выезд на автобусную полосу в следующих случаях:

при выезде на нее с придомовой территории;

при наличии необходимости остановиться у края проезжей части. В такой ситуации нужно следить за тем, чтобы автомобиль не создавал помехи для транспорта, который имеет право передвигаться по автобусной полосе. Также на месте въезда (как и в случае с поворотом) должна присутствовать прерывистая дорожная разметка.

Автобусная полоса предназначена для передвижения по ней определенных видов транспорта, среди которых значатся маршрутные ТС, автобусы, перевозящие школьников, такси и велосипедисты. Рядовой автомобилист должен понимать и знать исключения, при наличии которых он может выехать на такой участок дороги. В противном случае он будет привлечен к административной ответственности и выплатит сумму штрафа, установленную КоАП РФ.

Какой штраф за выделенную полосу для автобусов в 2022 году

Благодаря выделенным полосам общественный транспорт не стоит в дорожной пробке и удобен для пассажиров. Если водитель обычной легковушки объедет по ней пробку, он получит штраф за выделенную полосу для общественного транспорта. Рассказываем, какой штраф за автобусную полосу, можно ли его обжаловать и когда выезд на выделенку разрешен.

Штраф за выезд на полосу общественного транспорта

Статья 12.17. КоАП

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Оглавление

  • Что такое полоса для общественного транспорта
  • Какой штраф за езду по полосе
  • Может ли такси ездить по полосе
  • Штраф за парковку на остановке
  • Как обжаловать штраф

Что такое выделенная полоса для общественного транспорта

По ПДД автобусная полоса — это часть дороги только для пассажирского транспорта. Выделяют ее специально, чтобы горожане без машин быстрее добирались на работу и обратно домой в час пик.

В каких случаях разрешается выезжать на автобусную полосу. По этой полосе могут ехать:

  • троллейбусы и автобусы, в том числе «Газели», едущие по конкретному маршруту;
  • школьные автобусы;
  • легковые такси;
  • велосипедисты, если полоса находится справа.

Как обозначается автобусная полоса. Такую полосу на дороге видно по знакам или разметке. На знаках изображен автобус и направление движения. Часто знаки дублирует заглавная буква «А» на асфальте.

Обычно эти знаки дублируются разметкой — заглавной буквой «А». Буква означает, что полоса только для общественного транспорта

В каких случаях можно двигаться по этой полосе остальному транспорту. Такое разрешено только в трех случаях:

  • чтобы перестроиться для поворота, если полоса отделена от остальной дороги прерывистой линией;
  • для посадки и высадки пассажиров у правой обочины;
  • при въезде на главную дорогу с прилегающей или второстепенной.

Заехать на полосу можно для поворота, посадки и высадки пассажиров, при выезде на главную дорогу

Как камеры отслеживают выезд на полосу общественного транспорта. Часто на полосу смотрят камеры ГИБДД. Бывают стационарные — их крепят на столбах. Есть те, что устанавливают в кабинах пассажирского транспорта. Подробней о таких камерах мы писали в статье про штрафы по видеофикскции.

Если камера увидит, что машина едет по автобусной полосе, то снимет нарушение и отправит в ГИБДД. Там фото рассмотрит инспектор и, скорее всего, выпишет штраф.

Почему над автобусной полосой бывает знак «кирпич». Как правило, «кирпич» дополнен табличкой с указанием полосы — это значит, что полоса только для пассажирского транспорта.

Что означают «молоточки». Эта дополнительная табличка указывает на время действия знака. Например, полоса может быть выделенной для автобусов только по рабочим дням.

Оба сочетания знаков и табличек могут висеть над полосой для пассажирского транспорта. Левый запрещает общее движение, правый — уточняет, когда полоса закрыта для всех

Какой штраф за езду по автобусной полосе

В Москве и Петербурге штраф за проезд по автобусной полосе — 3000 рублей.

В остальных регионах — 1500 рублей.

Кто может выписать штраф. Зафиксировать нарушение может камера или инспектор. В крупных городах камеры ставят в кабину общественного транспорта — автобус едет и фиксирует все, что происходит перед ним и позади него.

Можно ли в выходные ездить по выделенной полосе. Да, если знак «Полоса общественного транспорта» дополнен табличкой, на которой указаны будние дни. В Москве с сентября 2022 года полностью закрыто 73 полосы для проезда любого транспорта, кроме общественного. С ноября закрыли еще 14.

Может ли такси ездить по выделенной полосе

Да, легковые такси могут передвигаться по полосе для автобусов. Выделенки для такси нет, но за проезд по автобусной полосе штраф таксист не получит.

Есть ли штраф за остановку на автобусной остановке

Да, штраф за такое — 1000 рублей.

Исключения — если остановка нужна для посадки или высадки пассажиров либо маневр был вынужденным. Остановка считается вынужденной, если:

  • водителю стало плохо;
  • сломалась машина;
  • на дороге возникло препятствие.

В этом случае правила остановки водитель не нарушит. О штрафах за остановку в неположенном месте читайте другую нашу статью.

Как обжаловать штраф за выделенную полосу

Почему выписывают ошибочные штрафы. Во время нарушения водитель мог находиться на отдыхе в другой стране, а машина — в гараже. Камера или инспектор иногда ошибаются. Это бывает в трех случаях:

  • камера неверно распознала номер, а инспектор не сверил номер с маркой и моделью авто;
  • из-за плохой погоды знак или разметку не было видно,
  • водителю пришлось объезжать препятствия, например, упавшее дерево по запрещенной полосе.

Из-за ошибки техники или человека водитель получит несправедливый штраф.

Порядок обжалования. Обжаловать штраф можно в срок до 10 дней со дня, когда инспектор выписал постановление. Дату можно посмотреть в бумажном документе либо при проверке на сайте «Штрафы ГИБДД».

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Дата в красной рамке — день, когда инспектор оформил штраф

Жалобу необходимо оформить на имя начальника отдела, сотрудник которого оформил штраф. Узнать это можно по телефону — он указан на постановлении.

Ответ на жалобу обязаны дать в течение 10 дней

Какие документы понадобятся. Если вас не было месте нарушения, которое вам вменяют, соберите доказательства. Это могут быть билеты на самолет или показания людей, которые были с вами. Если были в командировке — приобщите к жалобе командировочное удостоверение, билеты на транспорт, чеки из гостиницы и справку из бухгалтерии.

К доказательствам не забудьте прикрепить копии документов на машину: прав, полиса, свидетельства о регистрации.

Запомнить

  1. Штраф за автобусную полосу в 2022 в Москве — 3000 рублей. В Петербурге столько же. В остальных городах — 1500 рублей.
  2. Езда по выделенной полосе разрешена автобусам, троллейбусам, школьным автобусам, легковым такси и велосипедистам.
  3. Другой транспорт тоже может заехать на полосу и остановиться, чтобы высадить пассажиров. Но если встать надолго, оштрафуют на 1000 рублей.
  4. Если водитель не согласен со штрафом, он может его обжаловать. На это у него есть 10 дней со дня постановления.

Движение по полосе общественного транспорта – правила и нюансы 2022

Поговорим о том, что такое автобусная полоса и кому разрешено ей пользоваться. Разрешено ли передвигаться по этой полосе в выходные и праздничные дни. Особенности движения по полосе для общественного транспорта автомашин такси. Рассмотрим все штрафы, которые можно получить за “выделенку”.

Что такое полоса для общественного транспорта

Согласно правилам дорожного движения по полосе для маршрутных транспортных средств могут двигаться автобусы, троллейбусы, велосипедисты, а также школьные автобусы и легковые такси.

На наличие полосы для общественного транспорта указывает знак 5.14:

Действие знака распространяется на ту полосу дороги, над которой он размещен. Знак действует до ближайшего перекрестка или до отмены (знак 5.14.1). Если выделенная полоса продолжается после перекрестка, знак ставят повторно.

Если полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах автомобили должны перестраиваться на нее. В таких местах также разрешается заезжать на эту полосу для посадки и высадки пассажиров у правого тротуара. Обязательное условие в этом случае – отсутствие помех с вашей стороны маршрутным транспортным средствам.

Дополнительно “выделенку” обозначают буквой “А” на дорожном полотне. Места для остановок маршрутных ТС выделяют желтым зигзагом.

На наличие автобусной полосы также указывают следующие знаки.

Знак 5.11.1 – Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств. По такой полосе маршрутные транспортные средства движутся навстречу общему потоку автомобилей.

Знаки 5.13.1 и 5.13.2 – Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств.

Кто может ездить по «автобусной» полосе

Согласно закону, передвигаться по выделенной полосе могут:

  • рейсовые автобусы,
  • троллейбусы,
  • маршрутные такси,
  • легковые такси.

Водителю обычного автомобиля разрешается временное движение по выделенной полосе в случае:

  • поворота, перед которым нужно перестроиться в правый ряд. Если вы забудете это сделать, получите штраф в размере 500 рублей за создание угрозы для других участников дорожного движения (ст. 12.14 КоАП РФ).
  • выезда на автобусную полосу со второстепенной дороги или прилегающей территории.
  • посадки и высадки пассажиров у края проезжей части.

Общие требования при таких маневрах:

  • наличие прерывистой линии разметки;
  • отсутствие помех для общественного транспорта с вашей стороны.

Езда по выделенной полосе в выходные дни

Среди водителей бытует миф, что в выходные в Москве и Санкт-Петербурге разрешено ездить по «выделенке» всем без исключения. Штрафы потом становятся сюрпризом и тяжелым грузом для семейного бюджета.

По правилам по автобусной полосе может передвигаться только общественный транспорт. Исключения составляют случаи когда действие знака “Полоса общественного транспорта” ограничивается по времени дополнительными информационными табличками.

Информационная табличка 8.5.2 указывает на то, что знак “автобусная полоса” действует только в рабочие дни. В выходные «выделенка» доступна всем водителям.

8.5.3. “Дни недели”. Указывает дни недели, в течение которых действует знак. По автобусной полосе по указанным дням разрешается ездить только общественному транспорту. В остальное время полоса доступна всем.

8.5.4 “Время действия”. Указывает время суток, в течение которого действует знак.

Кроме перечисленных, со знаком “автобусная полоса” применяются таблички 8.5.5-8.5.7 “Время действия”. Указывают дни недели и время суток, в течение которых действует знак.

Размер штрафа за полосу общественного транспорта

Нарушение при выезде на автобусную полосу может зафиксировать инспектор или камера. Сотрудники ГИБДД выписывают штраф на месте. Если нарушение зафиксировала камера, постановление придет по почте.

За движение по полосе для маршрутных транспортных средств или остановку на указанной полосе вам грозит штраф в размере 1500 рублей.

Если такое нарушение допущено в Москве или Санкт-Петербурге – штраф составит 3000 рублей (статья 12.17 КоАП РФ).

При выезде на автобусную полосу, по которой транспортные средства движутся во встречном направлении, согласно п. 4 ст. 12.15 КоАП, грозит наказание в виде штрафа 5 000 рублей или лишение права управления от 4 до 6 месяцев.

При повторном выезде на встречную полосу права отберут на 12 месяцев. Однако, если нарушение зафиксировала камера, отделаетесь штрафом 5 000 рублей.

Если вы остановились на “выделенке” и оставили машину, она может оказаться на штрафстоянке.

Штраф за “автобусную полосу” не отменят, даже если:

  • вы объезжали “пробку”,
  • пропускали другой автомобиль,
  • стояли на “аварийке” на автобусной полосе вместо своей.

Обойтись без штрафа или обжаловать его можно лишь в двух случаях:

  1. Выезд на “выделенку”, обусловленный крайней необходимостью (ст. 2.7 КоАП РФ). Например, вы выехали на автобусную полосу во избежание ДТП, когда из-за поворота на вас вылетела машина.
  2. Вы ехали по автобусной полосе в разрешенное обычным водителям время.

Можно ли такси ездить по выделенной полосе

Хотя с 2012 года легковым такси разрешили передвигаться по автобусной полосе (п. 5.14 ПДД), некоторые таксисты боятся выезжать на нее. Причина этому – штрафы. Давайте разберемся.

Право пользоваться автобусной полосой распространяется на такси при условии, что оно работает легально. Для этого нужно получить лицензию (разрешение на таксомоторные перевозки) и оборудовать машину в соответствии с законом.

Вы можете передвигаться по автобусной полосе в Москве с подмосковной лицензией — это полностью законно.

Такси от обычной машины на дороге отличают:

  • фонарь оранжевого цвета на крыше,
  • лента в виде черных квадратов в шахматном порядке по бокам кузова (в народе “шашечный пояс”),
  • таксометр.

С 1 июля 2018 года в Москве лицензии будут выдавать только на автомобили с кузовом желтого цвета (согласно Закону Москвы “О легковых такси”; последние лицензии, выданные до вступления статьи 2.1 в силу, на тот момент закончатся). Для водителей из Подмосковья этот закон не действует, машина может быть любого цвета и легально передвигаться по выделенной полосе.

Если вы работаете нелегально или автомобиль не отвечает всем требованиям, за выезд на “выделенку” вам грозит штраф.

Бывают случаи, когда штраф получает такси, оборудованное по всем правилам. Причина может скрываться в реестре. Если вашу лицензию туда не внесли, вы вне закона.

С этим часто сталкиваются таксисты с подмосковной лицензией. Чтобы не попадать в такие ситуации сразу после оформления разрешения проверьте, есть ли оно в реестре.

Сделать это просто:

  • зайдите на сайт мэра Москвы;
  • введите в форму поиска: номер ТС или номер лицензии, наименование перевозчика или несколько параметров сразу.

Результаты можно распечатать и положить к дорожным документам на всякий случай.

Проверка штрафов для юр. лиц

В качестве вывода

Если вы таксист с лицензией и ваш автомобиль соответствует требованиям, перечисленным в законе, перемещаться по полосе обществественного транспорта вам можно. Если при этом вы схлопотали штраф – обжалуйте его.

В любом спорном случае обращайтесь в ГИБДД по месту нарушения для обжалования. В Москве это ЦАФАП ОДД ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве, находится по адресу ул. Садовая-Самотечная, д.1. Вопросы обжалования мы подробно рассмотрели в отдельной статье.

Есть дополнительные вопросы по ПДД или обжалованию штрафа за автобусную полосу? Задайте их автоюристу. Это бесплатно.

Не пропустите новые полезные публикации

Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.

Отлично!

Отправили на почту подборку интересных статей о важных изменениях в законодательстве

Штраф за езду по автобусной полосе: что надо знать о выделенках

Выделенные полосы для общественного транспорта превратились в ловушки для автомобилистов. Даже после того, как водители привыкли к тому, что на дорогах стало на одну полосу меньше, опасность быть оштрафованными у них осталась. Объясняем, почему от выделенок лучше держаться подальше.

Штраф за езду по автобусной полосе

Каждый регион вправе самостоятельно определять, можно ли обычным водителям ездить по выделенкам и в какие именно дни.

В Москве и Санкт-Петербурге штраф за езду по автобусной полосе составляет 3000 рублей. В регионах — 1500 рублей. Его можно оплатить со скидкой 50%.

Важное обновление статьи

В конце 2022 года в Москве полностью запретили выезд на автобусные полосы, чтобы улучшить ситуацию с общественным транспортом и избежать случайных штрафов среди автомобилистов.

Приведенная в статье информация уже не актуальна.

Сложно уследить за правилами

Выделенные полосы отделяют от дорог сплошной одинарной линией разметки, а для наглядности рисуют на них большие буквы «А». Чтобы водителям было понятнее, что проезд по ним разрешен только по выходным, над полосами устанавливают дорожные знаки «рабочие дни», а также «кирпичи», запрещающие проезд.

В Москве первая автобусная полоса появилась в июле 2009 года на Волоколамском шоссе, в начале января 2011 года спецполосу открыли на проспекте Андропова. Изначально столичные власти разрешили автомобилистам проезд по полосам для общественного транспорта по субботам и воскресеньям.

Однако в дальнейшем водителям оставили только один льготный день для езды по выделенкам — воскресенье. И началась большая путаница. О том, что движение для частного автотранспорта закрыто с понедельника по субботу включительно, водителей стали предупреждать дополнительные таблички с текстом перед съездами на такие полосы. Но водители сначала их не замечали либо просто не обращали на них внимания.

В итоге долгое время неосведомленные автомобилисты не могли понять, почему им приходят пачки штрафов за езду по выделенным полосам по субботам, причем с каждой камеры прилетает по отдельному постановлению.

За проезд через сплошные тоже штрафуют

Кроме крупного штрафа в 3000 руб. неправильное пользование выделенкой может принести еще и большое количество 500-рублевых постановлений. Ведь многие водители считают, что во время льготного периода заезжать на выделенку и съезжать с нее можно в любом месте, пересекая сплошную линию. Это не так: согласно ч. 1 ст. 12.16 КоАП России такое нарушение влечет предупреждение или административный штраф в размере 500 рублей. Очевидно, что на основании материалов с дорожных камер водители всегда получают только штрафы.

Выделенки упираются в поворотную полосу

Если точно не знать, куда ведет автобусная полоса, можно попасть в ситуацию, когда с нее просто нельзя съехать в нужном месте без штрафа. Так, часто оказывается, что выделенки сворачивают с главной дороги, а ехать прямо запрещает разметка в виде сплошной линии. Перед водителями встает дилемма — уходить на ненужный съезд либо получить гарантированный штраф в 500 рублей, который, правда, можно будет оплатить со скидкой 50%.

Можно получить штраф за остановку в пробке

На выделенных полосах встречаются остановки для общественного транспорта, где стоянка и остановка личных автомобилей запрещена. Запрет обозначают дорожными знаками 3.27.

Согласно ч. 1 ст. 12.19 КоАП нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в Москве и Санкт-Петербурге наказывается штрафом 2500 рублей, в остальных городах — 500 рублей.

Иногда автомобилисты вынужденно встают на таких участках в пробках — если такое «нарушение» заметит камера, а отсматривающий материалы эксперт не сможет правильно оценить дорожную ситуацию, можно получить «письмо счастья». Правда, есть шанс такой штраф все-таки оспорить.

Есть «выделенки», на которые никогда нельзя заезжать

С 2019 года в Москве стало появляться все больше дорог, где движение по выделенкам запрещено в любой день. В их числе — участки от проспекта Мира до Ярославского шоссе, на Можайском шоссе, улице Воздвиженка и Кутузовском проспекте. Также по выходным запретили ездить по выделенкам на Нахимовском и Ломоносовском проспектах, Минской улице, на участке от Нижегородской улицы до Рязанского проспекта.

Также оказалось, что нельзя выезжать на автобусные полосы в районе центральных улиц: Большой Каменный мост, Лубянская площадь, площадь Тверская Застава, Театральный проезд, Охотный Ряд, Моховая улица, улицы Покровка, Маросейка, Варварка, Славянская площадь, улицы Пречистенка, Солянка и Солянский проезд, улицы Сретенка и Большая Лубянка, улица Малая Дмитровка, Долгоруковская улица, Баррикадная улица, Большая Никитская улица и другие.

В праздничный день тоже можно получить штраф

Государственные праздничные дни официально приравниваются к выходным дням. Но можно ли в таком случае считать такой день воскресеньем для выделенных полос и дорожных камер — большой вопрос. В Москве некоторые автомобилисты рассуждают по той же логике, что и в ситуации с самыми дорогими платными парковками в пределах Садового кольца.

Там час стоянки стоит 380 рублей, а платить приходится даже в воскресенье, когда на остальных улицах парковка бесплатна. Но, к примеру, в новогодние праздники даже в таких районах городские власти разрешают за стоянку не платить. Однако такая логика не будет распространяться на автобусные полосы в центре, которые всегда закрыты для проезда.

Получается, что запутаться легко, а выучить все направления выделенных полос просто нереально. Так, на данный момент в столице действует более 60 выделенных полос для общественного транспорта общей протяженностью более 350 километров.

В конце 2022 года к ним добавили еще 40 км. В итоге проще стало игнорировать выделенки, чем каждый раз подолгу высматривать предупреждающие знаки, которые, кстати, не всегда вовремя устанавливают.

Что с автобусными полосами в области

В скором времени полосы для общественного транспорта должны выйти за пределы столицы. Так, летом 2022 года начались дорожные работы и нанесение специальной разметки на выделенных полосах Ярославского шоссе, которые продлят в Московскую область. Плюс ко всему власти прорабатывают варианты вывода выделенок за территорию города и на других важнейших вылетных магистралях.

Как обозначают выделенки: знаки и разметка

Выделенки обозначают знаком 5.14 с изображением автобуса — его действие распространяется на полосу, над которой он расположен. Он действует вплоть до ближайшего перекрестка или до его отмены знаком 5.14.1. Дополнительно о наличии автобусной полосы говорит буква «А», нарисованная на асфальте.

При отделении от основной проезжей части прерывистой линией разметки водителям разрешается перестраиваться на выделенную полосу для поворота. Кроме того, на таких участках разрешена посадка и высадка пассажиров, но лишь в случае отсутствия помех для общественного транспорта.

Табличка 8.5.2 с «молоточками» указывает на то, что выделенка действует только по рабочим дням, а по выходным выезд на такую полосу не штрафуется. Плюс ко всему предусмотрены таблички 8.5.3 и 8.5.4, информирующие водителей о днях недели и времени работы выделенных полос.

Кому можно и нельзя ездить по выделенкам

По автобусным полосам легально может передвигаться общественный транспорт, а также маршрутные такси, операторы которых заключили официальное соглашение с городскими властями.

Кроме того, по выделенкам разрешают ездить таксистам, имеющим соответствующую лицензию, «шашечки» на кузове автомобиля и номерные знаки желтого цвета. Также по выделенным полосам может передвигаться техника коммунальных служб, но только в случаях необходимости их уборки. Наконец, санкции не применяются в отношении водителей скорой помощи, оперативных служб и школьных автобусов.

Депутаты Госдумы периодически выступают с предложением пустить на полосы для движения общественного транспорта автомобили с полностью электрическими силовыми установками, владельцев которых в Москве уже освободили от уплаты транспортного налога. Инициаторы считают, что такая мера даст дополнительный стимул популяризации экологически чистого транспорта. Впрочем, дальнейшего хода такие проекты пока так и не получили.

Как и в случае с мотоциклами, водителям которых тоже планировалось разрешить выезжать на выделенки. При этом еще два года назад московские власти заявили, что не собираются поддерживать данную инициативу, как и аналогичное предложение по автомобилям сервисов каршеринга. Так, глава столичного Дептранса Максим Ликсутов назвал такой проект «крайне небезопасным», подчеркнув, что по таким полосам должен ездить исключительно общественный транспорт и профессиональные водители.

Ссылка на основную публикацию