Все изменения в ПДД в 2022 году со ссылками на закон и пояснениями

Правила дорожного движения РФ

Последнее обновление: 28.06.2021

ПДД 2022, 2022 с комментариями онлайн

Официальный текст Правил дорожного движения Российской федерации (ПДД 2022—2022 онлайн) с комментариями (пояснениями) и иллюстрациями, в действующей редакции с последними изменениями от 1 июля 2022 года.

Содержание ПДД находится ниже. Текст Правил дорожного движения содержит комментарии (комментарии выделены цветным курсивом ) и иллюстрации (картинки).

С последними изменениями ПДД РФ (с кратким содержанием) можно ознакомиться в разделе Изменения ПДД РФ вступившие в законную силу.

Дорожные знаки (по ГОСТ Р 52289-2019 и ГОСТ Р 52290-2004)
Дорожная разметка (по ГОСТ Р 51256-2011 и ГОСТ Р 52289-2004)

Продолжается обсуждение проекта изменений поправок для мобильных пешеходов (вводится понятие СИМ — средства индивидуальной мобильности), начавшееся еще в 2022-м году. Под этот проект попадают скейтборды, самокаты, в том числе с электроприводом, роликовые коньки, гироскутеры, моноколеса и прочие аналогичные средства передвижения.

Другим проектом изменений предложено откорректировать Перечень неисправностей ПДД, при которых запрещается эксплуатация ТС. В действующий перечень будут внесены новые условия по применению шин, по соответствию фар и огней световой сигнализации, подтеканию эксплуатационных жидкостей и т.д.

Проекты изменений в настоящее время утверждены и проходят проверку. Ориентировочная дата начала действия изменений — март 2022 года.

Комментарии (пояснения) к ПДД позволяют найти ответы на большинство вопросов, которые возникают не только во время подготовки к экзаменам в ГИБДД, но и у автомобилистов со стажем, так как с ноября 2010 года Правила дорожного движения претерпели существенные изменения и периодически корректируются по настоящий день.

Детальное пояснение дорожных знаков ПДД (для чего применяются, где устанавливаются, зона действия, в т.ч. штрафы за нарушение их требований, если таковые предусмотрены КоАП РФ) и дорожной разметки ПДД, а также некоторые рекомендации по движению на обозначенных участках, вы найдете на странице Дорожные знаки и дорожная разметка ПДД.

Решение билетов по ПДД РФ для категорий АВМ и подкатегорий А1В1 с комментариями (пояснениями) и ответами (в режиме тестирования) находятся в разделе Экзаменационный тест ПДД.

Содержание: Правила дорожного движения РФ

  • 1. Общие положения
  • 2. Общие обязанности водителей
  • 3. Применение специальных сигналов
  • 4. Обязанности пешеходов
  • 5. Обязанности пассажиров
  • 6. Сигналы светофора и регулировщика
  • 7. Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки
  • 8. Начало движения, маневрирование
  • 9. Расположение транспортных средств на проезжей части
  • 10. Скорость движения
  • 11. Обгон, опережение, встречный разъезд
  • 12. Остановка и стоянка
  • 13. Проезд перекрестков
  • 14. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств
  • 15. Движение через железнодорожные пути
  • 16. Движение по автомагистралям
  • 17. Движение в жилых зонах
  • 18. Приоритет маршрутных транспортных средств
  • 19. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами
  • 20. Буксировка механических транспортных средств
  • 21. Учебная езда
  • 22. Перевозка людей
  • 23. Перевозка грузов
  • 24. Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов
  • 25. Дополнительные требования к движению гужевых повозок, а также к прогону животных
  • 26. Нормы времени управления транспортным средством и отдыха
  • Предупреждающие знаки
  • Знаки приоритета
  • Запрещающие знаки
  • Предписывающие знаки
  • Знаки особых предписаний
  • Информационные знаки
  • Знаки сервиса
  • Знаки дополнительной информации (таблички)
  • Дорожная разметка
  • Основные положения по допуску к эксплуатации
  • Перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация ТС

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Поправки в КоАП РФ с 16 апреля: региональные штрафы ниже низшего предела, санкции за реабилитацию нацизма, увеличение штрафов за культивирование наркосодержащих растений

vectoroksana / Depositphotos.com

КоАП является одним из самых часто изменяемых федеральных нормативных правовых актов – только с начала 2022 года было принято 19 федеральных законов, вносящих поправки в отдельные статьи кодекса. 7 из них начнут действовать с 16 апреля. Они касаются:

  • возможности снижения размера штрафа, установленного региональным законом, ниже низшего предела (Федеральный закон от 5 апреля 2022 г. № 69-ФЗ “О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”);
  • ответственности за публичное оскорбление памяти защитников Отечества, унижение чести и достоинства ветеранов, а также за публичную реабилитацию нацизма (Федеральный закон от 5 апреля 2022 г. № 58-ФЗ “О внесении изменений в статьи 3.5 и 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”);
  • детализации ответственности за невыполнение предписаний Банка России (Федеральный закон от 5 апреля 2022 г. № 76-ФЗ “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”);
  • увеличения штрафов за правонарушения, связанные с растениями, содержащими наркотические средства или психотропные вещества (Федеральный закон от 5 апреля 2022 г. № 84-ФЗ “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”);
  • усиления санкций за нарушение правил эксплуатации спецтехники (Федеральный закон от 5 апреля 2022 г. № 71-ФЗ “О внесении изменения в статью 9.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”);
  • расширения перечня субъектов, наделенных правом на обжалование решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении (Федеральный закон от 5 апреля 2022 г. № 83-ФЗ “О внесении изменения в статью 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”);
  • уточнения состава правонарушения, связанного с обращением донорской крови (Федеральный закон от 5 апреля 2022 г. № 82-ФЗ “О внесении изменения в статью 6.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”).

Рассмотрим указанные поправки более подробно.

Штраф ниже низшего предела

Появится возможность назначения административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта РФ об административных правонарушениях. Ранее это допускалось только в отношении штрафа, установленного конкретной нормой самого КоАП РФ. Но Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях не раз указывал на то, что предусмотренная кодексом возможность назначения административного наказания ниже низшего предела только в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, порождает предпосылки для дискриминационного правоприменения (постановления КС РФ от 18 апреля 2017 г. № 12-П, от 6 июня 2017 г. № 15-П, от 4 декабря 2017 г. № 35-П и т. п.).

С подробной схемой назначения административного наказания можно ознакомиться в системе ГАРАНТ . Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Указанные поправки коснутся как правил назначения административного наказания юрлицам, так и гражданам и должностным лицам – через них будет обеспечен принцип равенства лиц, совершивших административные правонарушения, перед законом. При этом в целях обеспечения возможности применения рассматриваемого правила к случаям совершения гражданином административного правонарушения, предусмотренного региональным законом об административных правонарушениях, минимальное пороговое значение административного штрафа для физлиц и должностных лиц, при котором допускается назначение штрафа ниже низшего предела, будет понижено.

Читайте также:  Для чего используют гидравлические масла

Так, начиная с 16 апреля судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и решения по делам об административных правонарушениях, смогут назначать наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта РФ об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее 4 тыс. руб., а для должностных лиц – не менее 40 тыс. руб. (ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ). Для случаев сокращения размеров штрафов, предусмотренных статьями КоАП РФ, эти значения составляют 10 тыс. и 50 тыс. руб. соответственно.

Минимальный порог административного штрафа, при котором штраф ниже низшего предела может быть назначен юрлицам, не изменится – не менее 100 тыс. руб. (ч. 3.2 ст. ст. 4.1 КоАП РФ). Кроме того, появится и аналогичная имеющейся в отношении назначаемых по статьям КоАП РФ штрафов оговорка о том, что в любом случае размер административного штрафа не должен быть менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц, а также юрлиц соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта РФ об административных правонарушениях (ч. 2.3, ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ).

Напомним, штраф ниже низшего предела может быть назначен при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением юрлица, личностью и имущественным положением физлица, привлекаемых к административной ответственности (ч. 2.2, ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ).

Санкции за публичное унижение чести и достоинства ветеранов и публичную реабилитацию нацизма

С 16 апреля вступят в силу поправки в ст. 13.15 КоАП РФ, устанавливающую ответственность за злоупотребление свободой массовой информации – изменения коснутся не только состава правонарушения, но и размера штрафных санкций. Так, наряду с публичным распространением выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, либо публичным осквернением символов воинской славы РФ, в том числе совершенных с применением СМИ или Интернета, наказанию будут подлежать публичное оскорбление памяти защитников Отечества либо публичное унижение чести и достоинства ветерана Великой Отечественной войны. При этом штрафные санкции для юрлиц за такие деяния будут достигать 3-5 млн руб. (сейчас – от 400 тыс. до 1 млн руб.). Также появится возможность конфисковать предмет административного правонарушения.

Аналогичные указанным размеры штрафов начнут применять за публичное распространение информации, отрицающей факты, установленные приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, либо одобряющей преступления, предусмотренные указанным приговором. Одновременно появятся санкции и за публичное распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, о ветеранах Великой Отечественной войны, в том числе совершенные с использованием СМИ или Интернета.

Отметим, административные санкции за указанные деяния для юрлиц будут действовать наряду с уголовными наказаниями за аналогичные действия физлиц. К тому же, с 16 апреля соответствующие уголовные санкции тоже будут ужесточены. Такой подход, по мнению законодателя, позволит обеспечить комплексную защиту исторической памяти и неотвратимость ответственности лиц, виновных в реабилитации нацизма.

Невыполнение законного предписания Банка России

Будет скорректирована ст. 19.5 КоАП РФ в части ответственности за невыполнение в срок законного предписания Банка России. Если сейчас всем поднадзорным юрлицам за такое нарушение грозит одинаковый размер штрафа – 500-700 тыс. руб., а должностным лицам – 20-30 тыс. руб., то с 16 апреля значительно снизятся размеры штрафов за невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России, вынесенного при осуществлении надзора за деятельностью:

  • кредитного потребительского кооператива, общее число членов которого не превышает 3 тыс. физических и (или) юридических лиц, с размером активов не более 100 млн руб.;
  • сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, общее число членов и ассоциированных членов которого не превышает 3 тыс. физических и (или) юридических лиц, с размером активов не более 100 млн руб.;
  • жилищного накопительного кооператива.

Административный штраф для должностных лиц указанных кооперативов будет составлять 5-10 тыс. руб., а для юрлиц – 50-100 тыс. руб. (ч. 9.1 ст. 19.5 КоАП РФ). Аналогичные размеры штрафов установлены за непредставление или нарушение порядка либо сроков представления указанными кооперативами отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и (или) необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации. Исключение предусмотрено для случаев, если в соответствии с законодательством РФ Банком России при осуществлении надзора за их деятельностью дается законное предписание об устранении нарушения.

Предполагается, что поправки будут способствовать повышению устойчивости малых участников финансового рынка, снижению рисков их банкротства, а также выравниванию диспропорций административной ответственности по отношению к крупным финансовым организациям.

Увеличение штрафов за правонарушения, связанные с наркосодержащими растениями

С 16 апреля возрастут санкции за:

  • непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов и мест хранения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст. 10.4 КоАП РФ);
  • непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст. 10.5 КоАП РФ);
  • незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст. 10.5.1 КоАП РФ).

Так, штрафы за непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов и мест хранения указанных растений увеличатся с 3-4 тыс. до 5-10 тыс. руб. Непринятие землевладельцем или землепользователем мер по уничтожению дикорастущих растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, после получения официального предписания уполномоченного органа будет грозить штрафом для граждан в размере 3-4 тыс. руб., для должностных лиц – 5-10 тыс. руб., для юрлиц – 50-100 тыс. руб. (сегодня – 1-2 тыс., 3-4 тыс. и 30-40 тыс. руб. соответственно).

Читайте также:  Шины для бездорожья – во что «одеть» внедорожник летом?

В свою очередь, наказание за незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, будет изменено только для граждан – сумма штрафа возрастет с 1,5-4 тыс. до 3-5 тыс. руб. Срок административного ареста (до 15 суток) и размер штрафных санкций для юрлиц (100-300 тыс. руб.) не изменятся.

Внесение изменений обусловлено увеличением количества соответствующих административных правонарушений, что, в свою очередь, свидетельствует о неэффективности применяемых наказаний. Реализация поправок позволит привести меры ответственности в соответствие со степенью общественной опасности правонарушений.

Ужесточение ответственности за нарушение правил эксплуатации спецтехники

Увеличатся размеры штрафов за нарушение обеспечивающих безопасность жизни и здоровья людей, сохранность имущества, охрану окружающей среды правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин, прицепов к ним, оборудования. Речь идет о таких видах транспорта, надзор за техническим состоянием которых осуществляют органы регионального госнадзора в области технического состояния самоходных машин и других видов техники (ст. 9.3 КоАП РФ). Штраф для граждан за нарушение правил и норм эксплуатации спецтехники возрастет с 100-300 руб. до 0,5-1 тыс. руб., для должностных лиц – с 0,5-1 тыс. руб. до 3-5 тыс. руб.

При этом из перечня наказаний исчезнет предупреждение. А альтернативная штрафу санкция для физлиц в виде лишения права управления транспортными средствами на срок от трех до шести месяцев сохранится.

Отметим, прежние размеры штрафов были установлены в 2007 году и до настоящего времени не пересматривались. Между тем, уже наметилась тенденция роста числа рассматриваемых правонарушений, поэтому актуализация ст. 9.3 КоАП РФ своевременна и оправданна.

Расширение перечня лиц, которые вправе обжаловать вступившее в законную силу решение

С 16 апреля право на обжалование вступившего в законную силу решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении дополнительно получит руководитель коллегиального органа, созданного в соответствии с законом субъекта РФ и вынесшего постановление по делу об административном правонарушении. Напомним, сейчас такое право имеется только у должностного лица, вынесшего соответствующее постановление (ч. 4 ст. 30.12 КоАП РФ).

Отсутствие у коллегиального органа, созданного в соответствии с региональным законом, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, полномочий по обжалованию решений суда в порядке надзора препятствует справедливому разбирательству дела судом, предполагающим окончательность и стабильность судебных актов, вступивших в законную силу, и их исполнение. Внесенная поправка призвана исправить эту ситуацию и реализовать через обжалование в порядке надзора решения судьи в вышестоящий суд конституционную гарантию граждан на судебную защиту их прав и свобод.

Уточнение нормы об ответственности субъектов обращения донорской крови

Корректировка вызвана необходимостью приведения диспозиции ч. 1 ст. 6.31 КоАП РФ в соответствие с нормами Федерального закона от 20 июля 2012 г. № 125-ФЗ “О донорстве крови и ее компонентов”. Предыдущая редакция этого закона предусматривала ответственность за несоблюдение субъектами обращения донорской крови и ее компонентов требований безопасности технического регламента о безопасности крови. Но в связи с утверждением Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2019 г. № 797 Правил заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов Постановление Правительства РФ от 26 января 2010 г. № 29 “Об утверждении технического регламента о требованиях безопасности крови, ее продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии” признано утратившим силу.

Следовательно, теперь ответственность по КоАП РФ должна применяться не за несоблюдение требований безопасности технического регламента о требованиях безопасности крови, ее продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии, а за несоблюдение установленных кабинетом министров правил заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов.

Санкции за указанное нарушение для субъектов обращения донорской крови и (или) ее компонентов останутся прежними – предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 2-3 тыс. руб., на юрлиц – 20-30 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Анализ корректировок КоАП РФ последних лет показывает, что чаще всего законодатель прибегает к поправкам в целях актуализации устаревших норм и приведения мер ответственности в соответствие со степенью общественной опасности правонарушений, в целях соотнесения положений кодекса с меняющимися нормами федеральных законодательных актов, детализации составов правонарушений и дифференциации санкций, а также установления новых мер ответственности, отвечающих современным угрозам.

Не исключено, что до конца апреля будут приняты и другие федеральные законы, вносящие изменения в отдельные статьи КоАП РФ.

Какие штрафы отменили на сегодняшний день? Официальные источники

Отмена наказаний в КоАП – достаточно редкое явление для водителей России. Тем не менее, иногда такое происходит. Не обошло это дело стороной и 2022 год – на сегодняшний день официально отменён всего один штраф ГИБДД. Но другие наказание также упразднены или смягчены либо Верховным судом РФ, либо упразднением соответствующей обязанности в ПДД, а вместе с ней и ликвидацией штрафа. Итак, какие же санкции для автолюбителей убрали из Кодекса?

Как штрафы ГИБДД становятся недействительными?

На сегодняшний день законодательно есть 3 официальных источника, уполномоченных для искоренения той или иной санкции:

  • Госдума может отменить любой штраф из Федерального КоАП, выдвинув соответствующий законопроект, который должен будет пройти 3 чтения и быть принят и подписан Президентом России,
  • Правительство страны может официально убрать соответствующую обязанность из Постановлений и прочих подведомственных правовых актов – например, из ПДД,
  • Верховный суд также имеет официальное право диктовать те или иные нормы по наказаниям, и нижестоящие инстанции обязаны прислушиваться к его мнению.

Как видим, отмена штрафов – это не просто удаление их из Кодекса. Это также вовсе не отданный сотрудникам ГАИ какой-либо приказ сверху в виде запрета привлекать к ответственности водителей за какое-либо нарушение – такое не имеет официальной юридической силы именно для полноценного аннулирования наказания.

Теперь давайте непосредственно взглянем, какие же санкции убраны сегодня официально!

Читайте также:  Как снять секретку с колеса без ключа?

Какие наказания отменены в 2022 году?

Их несколько, и начнём мы с самого популярного по запросам у автолюбителей и вызвавшего в определённой степени ажиотаж в автосреде.

Штраф за букву “Ш”

И это как раз тот случай, когда отменена сама обязанность в ПДД. Объясним подробнее!

В Основных положениях Правил ранее существовала (и сейчас есть) предписание устанавливать определённые знаки на автомобиль водителям при определённых условиях. Например, знаки “Инвалид”, “Начинающий водитель”, “Тихоход” и другие. Вплоть до декабря 2018 года в этом же списке знаков были “Шипы”. Однако, соответствующим официальным Постановлением Правительства РФ данная табличка убрана из документа.

В КоАП же существует штраф за любые нарушения Основных положений ПДД в размере 500 рублей. Но раз обязанности клеить букву “Ш” у водителей больше нет, то и санкции за это не положено. Таким образом, штраф за знак “Шипы” по состоянию на 2022 год отменён и не действует. У нас есть специальная статья на эту тему.

За ксенон

А вот здесь говорится больше о смягчении действующего наказания, нежели о полной отмене штрафа ГИБДД.

И в данной ситуации ранее крылся парадокс – даже, если быть точнее, самодурство исполнительной власти: КоАП официально предусматривал только штраф за это, а вот суды думали иначе. Дело в том, что за ксеноновые или светодиодные лампы в фарах, которые предназначены для галогеновых лампочек, ранее почти во всех случаях лишали прав.

Речь идёт о путанице (намеренной или случайной – не важно, а важна только сложившаяся судебная практика), когда судьи применяли часть 3 статьи 12.5 КоАП, которая и предусматривала лишение за запрещённый цвет фар одновременно с нарушенным их режимом работы.

Между тем, как в случае ксенона, так и светодиодов цвет чаще всего не был запрещённым – он белый, что разрешается ПДД (но если речь о синем или фиолетовом оттенке, то уже запрещено). Но и режим работы может быть либо проблесковым, либо постоянным – то есть при установке несоответствующего типа ламп в галогеновую фару режим тоже не менялся.

В угоду решения такого парадокса в июне 2019 года Верховный суд РФ разъяснил, что суды поступали до сих пор неправильно, и потому лишение прав отменили, а штраф сделали должным наказанием за данное нарушение. Впрочем, о полной отмене речи всё же не идёт – вас всё ещё могут лишить прав за ксенон и LED. Но при обжаловании такого постановления шансов выиграть дело и переквалифицировать на штраф гораздо больше.

Какие штрафы отменили на сегодняшний день? Официальные источники

Отмена наказаний в КоАП – достаточно редкое явление для водителей России. Тем не менее, иногда такое происходит. Не обошло это дело стороной и 2022 год – на сегодняшний день официально отменён всего один штраф ГИБДД. Но другие наказание также упразднены или смягчены либо Верховным судом РФ, либо упразднением соответствующей обязанности в ПДД, а вместе с ней и ликвидацией штрафа. Итак, какие же санкции для автолюбителей убрали из Кодекса?

Как штрафы ГИБДД становятся недействительными?

На сегодняшний день законодательно есть 3 официальных источника, уполномоченных для искоренения той или иной санкции:

  • Госдума может отменить любой штраф из Федерального КоАП, выдвинув соответствующий законопроект, который должен будет пройти 3 чтения и быть принят и подписан Президентом России,
  • Правительство страны может официально убрать соответствующую обязанность из Постановлений и прочих подведомственных правовых актов – например, из ПДД,
  • Верховный суд также имеет официальное право диктовать те или иные нормы по наказаниям, и нижестоящие инстанции обязаны прислушиваться к его мнению.

Как видим, отмена штрафов – это не просто удаление их из Кодекса. Это также вовсе не отданный сотрудникам ГАИ какой-либо приказ сверху в виде запрета привлекать к ответственности водителей за какое-либо нарушение – такое не имеет официальной юридической силы именно для полноценного аннулирования наказания.

Теперь давайте непосредственно взглянем, какие же санкции убраны сегодня официально!

Какие наказания отменены в 2022 году?

Их несколько, и начнём мы с самого популярного по запросам у автолюбителей и вызвавшего в определённой степени ажиотаж в автосреде.

Штраф за букву “Ш”

И это как раз тот случай, когда отменена сама обязанность в ПДД. Объясним подробнее!

В Основных положениях Правил ранее существовала (и сейчас есть) предписание устанавливать определённые знаки на автомобиль водителям при определённых условиях. Например, знаки “Инвалид”, “Начинающий водитель”, “Тихоход” и другие. Вплоть до декабря 2018 года в этом же списке знаков были “Шипы”. Однако, соответствующим официальным Постановлением Правительства РФ данная табличка убрана из документа.

В КоАП же существует штраф за любые нарушения Основных положений ПДД в размере 500 рублей. Но раз обязанности клеить букву “Ш” у водителей больше нет, то и санкции за это не положено. Таким образом, штраф за знак “Шипы” по состоянию на 2022 год отменён и не действует. У нас есть специальная статья на эту тему.

За ксенон

А вот здесь говорится больше о смягчении действующего наказания, нежели о полной отмене штрафа ГИБДД.

И в данной ситуации ранее крылся парадокс – даже, если быть точнее, самодурство исполнительной власти: КоАП официально предусматривал только штраф за это, а вот суды думали иначе. Дело в том, что за ксеноновые или светодиодные лампы в фарах, которые предназначены для галогеновых лампочек, ранее почти во всех случаях лишали прав.

Речь идёт о путанице (намеренной или случайной – не важно, а важна только сложившаяся судебная практика), когда судьи применяли часть 3 статьи 12.5 КоАП, которая и предусматривала лишение за запрещённый цвет фар одновременно с нарушенным их режимом работы.

Между тем, как в случае ксенона, так и светодиодов цвет чаще всего не был запрещённым – он белый, что разрешается ПДД (но если речь о синем или фиолетовом оттенке, то уже запрещено). Но и режим работы может быть либо проблесковым, либо постоянным – то есть при установке несоответствующего типа ламп в галогеновую фару режим тоже не менялся.

В угоду решения такого парадокса в июне 2019 года Верховный суд РФ разъяснил, что суды поступали до сих пор неправильно, и потому лишение прав отменили, а штраф сделали должным наказанием за данное нарушение. Впрочем, о полной отмене речи всё же не идёт – вас всё ещё могут лишить прав за ксенон и LED. Но при обжаловании такого постановления шансов выиграть дело и переквалифицировать на штраф гораздо больше.

Читайте также:  Какой штраф грозит за проезд на красный свет и будет ли другое наказание? Фиксируют ли

Какие штрафы отменили на сегодняшний день? Официальные источники

Об жаловать штраф онлайн

Прикрепите документы в зависимости от ситуации:

Мне не привезли телефон с установленным приложением «Социальный мониторинг», хотя я уведомил, что у меня телефона нет

  • Согласие на лечение на дому / постановление санитарного врача
  • Информация об обращении в техподдержку (дата, номер обращения)
  • Иные документы, подтверждающие причины обжалования штрафа


Не пришло СМС об установлении приложения «Социальный мониторинг»

  • Согласие на лечение на дому / постановление санитарного врача
  • Детализация СМС-уведомлений, поступивших на телефон (предоставляет мобильный оператор)
  • Иные документы, подтверждающие причины обжалования штрафа


Проблемы с установкой приложения «Социальный мониторинг»

  • Согласие на лечение на дому / постановление санитарного врача
  • Информация об обращении в техподдержку (дата, номер обращения)
  • Скрин копии экрана
  • Модель телефона / смартфона
  • Иные документы, подтверждающие причины обжалования штрафа


Не приходили пуш-уведомления от приложения «Социальный мониторинг»

  • Согласие на лечение на дому / постановление санитарного врача
  • Детализация уведомлений, поступивших на телефон (предоставляет мобильный оператор)
  • Иные документы, подтверждающие причины обжалования штрафа


Не устанавливал(а) приложение «Социальный мониторинг»

  • Согласие на лечение на дому / постановление санитарного врача
  • Иные документы, подтверждающие причины обжалования штрафа

Технические проблемы с отправкой ответов на пуш-уведомления

  • Согласие на лечение на дому / постановление санитарного врача·
  • Информация об обращении в техподдержку (дата, номер обращения)·
  • Скрин копии экрана
  • Иные документы, подтверждающие причины обжалования штрафа

Штраф вынесен после окончания карантина

  • Согласие на лечение на дому / постановление санитарного врача
  • Иные документы, подтверждающие причины обжалования штрафа


Не ответил(а) на одно-два пуш-уведомления

  • Согласие на лечение на дому / постановление санитарного врача
  • Иные документы, подтверждающие причины обжалования штрафа


Не ответил(а) на ночные пуш-уведомления

  • Согласие на лечение на дому / постановление санитарного врача
  • Иные документы, подтверждающие причины обжалования штрафа

Не давал(а) согласия на лечение на дому

  • Иные документы, подтверждающие причины обжалования штрафа

Был(а) на приеме врача, делал(а) КТ

  • Копия постановления о вынесении штрафа (при наличии) или его дата и номер / скрин-копия начисления по УИН
  • Согласие на лечение на дому / постановление санитарного врача
  • Документы, подтверждающие нахождение на приеме врача, в КТ центре
  • Иные документы, подтверждающие причины обжалования штрафа

В последний день карантина ходил(а) закрывать больничный лист

  • Копия постановления о вынесении штрафа (при наличии) или его дата и номер / скрин-копия начисления по УИН
  • Согласие на лечение на дому / постановление санитарного врача
  • Документы, подтверждающие нахождение на приеме врача
  • Иные документы, подтверждающие причины обжалования штрафа

Не болел(а) COVID/ОРВИ, не контактировал(а) с заболевшими

  • Копия постановления о вынесении штрафа (при наличии) или его дата и номер / скрин-копия начисления по УИН
  • Согласие на лечение на дому / постановление санитарного врача
  • Иные документы, подтверждающие причины обжалования штрафа

Находился(ась) на стационарном лечении

  • Копия постановления о вынесении штрафа (при наличии) или его дата и номер / скрин-копия начисления по УИН
  • Согласие на лечение на дому / постановление санитарного врача
  • Документы, подтверждающие нахождение на стационарном лечении
  • Иные документы, подтверждающие причины обжалования штрафа

Неправильно указаны фамилия, имя, отчество, иные данные

  • Копия постановления о вынесении штрафа (при наличии) или его дата и номер / скрин-копия начисления по УИН
  • Согласие на лечение на дому / постановление санитарного врача
  • Иные документы, подтверждающие причины обжалования штрафа


Другая ситуация

  • Согласие на лечение на дому / постановление санитарного врача
  • Документы, подтверждающие причины обжалования штрафа

Верховный Суд отменяет штрафы за нарушение самоизоляции

В связи с распространением на территории России коронавирусной инфекции правительством был введён ряд ограничений, направленный на предотвращение распространения болезни и максимальное сохранение здоровья граждан. Был введён карантин, запрет на выход без острой необходимости и, конечно, обязательное ношение масок.

За отсутствие маски введён и штраф. Дела об административных нарушениях доходили до суда, попытки оспорить судебные решения крайне редко приводили к нужному “правонарушителю” результату. Тем не менее, санитарно-эпидемиологическая обстановка улучшается, желание снять маски нарастает, а вместе с ним растёт и количество правонарушений. Вот только теперь Верховный Суд встаёт на сторону ответчиков.

Суть дела

Гражданин Чистополя, что в Татарстане, 23.04.2022 года в 22:45 находился на улице около чужого дома без разрешения, чем нарушил правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, что регулируется ч.1 ст.20.6.1 КоАП.

В связи с этим постановлением судьи Чистопольского городского суда Республики Татарстан, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики и постановлением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции, Гражданин признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.

Гражданин и его адвокат подали жалобу в Верховный Суд с просьбой признать незаконными вынесенные по делу судебные акты. И Коллегия ВС пошла навстречу заявителям.

Коллегия напомнила, что в соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 КоАП невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.

Несмотря на то, что на территории Татарстана был принят ряд документов, несколько ограничивающих свободу действий граждан, Верховный Суд решил, что принятые судебные акты подлежат отмене.

Позиция Верховного Суда

Также ВС указал, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность. При этом в Конституции закреплено, что никто не может быть наказан за деяние, которое в момент его совершение не признавалось правонарушением. В случае, если после совершения правонарушения вводится закон, смягчающий ответственность за данное деяние, то применяться будет именно он. В таком случае, закон будет иметь обратную силу.

Читайте также:  Возврат госпошлины ГИБДД

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное “, – уточняет Верховный Суд.

Решение о наложении штрафа на Заявителя было принято 12 мая, через два дня после того, как Постановление Кабинета Министров РТ “О мерах по предотвращению распространения в РТ новой коронавирусной инфекции” было признано утратившим силу. То есть с граждан была снята обязанность не покидать места проживания до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки.

Согласно материалам дела постановление о назначении административного штрафа Заявителем не исполнено.

Так, Верховный Суд принял решение отменить принятые в отношения Заявителя постановления по делу об административном нарушении.

Читайте далее:

Что делать если проиграли суд? Читайте в статье!

Штрафы за нарушение самоизоляции: все по полочкам от юриста

По многочисленным просьбам решил выразить свою точку зрения относительно штрафов за нарушение режима самоизоляции в Москве.

Сразу отмечу несколько важных моментов.

1. Речь пойдет о городе Москве. Если будут вопросы по другим регионам, задавайте, попробую на них ответить.

2. Я исхожу из того, что нормы являются действующими, включая Указ мэра Москвы, и не выношу на обсуждение законность данных норм. Акцентирую на этом внимание, поскольку многие мои коллеги разделились во мнениях по поводу законности введения норм, кто-то из адвокатов даже подал в суд.

Но я исхожу из того, что акты приняты, никто пока их не оспорил, следовательно, они действует в отношении всех субъектов, на которых распространяют действие нормативно-правовые акты, регулирующие режим самоизоляции.

3. Это лишь мое мнение на происходящее, как юриста с уже достаточно большим опытом работы. Конечно же, юридическая техника подготовленных в достаточно сжатые сроки нормативных актов вызывает немало вопросов и даже споров по применению этих норм. По моему мнению, даже сами органы исполнительной власти не до конца понимают, где и какую норму применять. Скорее всего, данные вопросы будут рассмотрены уже в судебном порядке.

4. Мы не будем глубоко обсуждать уголовно-правовую ответственность за нарушение самоизоляции, а лишь немного осветим её.

Теперь давайте к нормам.

Какие документы регулируют режим самоизоляции граждан?

Для начала обозначим федеральные нормы, а уже далее поговорим о региональных, а конкретно о г. Москве.

1. Указ Президента РФ от 02 апреля 2022 года. Про этот Указ Вы должны знать достаточно хорошо, ведь именно им введены нерабочие дни с сохранением заработной платы (это, скорее всего, будет отдельная тема для поста) с 04 апреля до 30 апреля включительно. Но мы про него вспомнили не из-за нерабочих дней, а из-за того, что именно этим Указом Президент РФ наделил высших должностных лиц субъектов РФ определять границы реализации комплекса ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, включая реализацию ограничительных и иных мероприятии в рамках действия Указа.

2. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 01.04.2020) “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”. Данный ФЗ предоставляет Правительству РФ право устанавливать обязательные для исполнения граждан и организации правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (далее по тексту – ЧС).

3. Постановление Правительства РФ от 02.04.2022 N 417 “Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации”. Как раз, данным Постановлением были утверждены Правила поведения для граждан и для организаций при введении режима повышенной готовности или ЧС. Данные правила обязательны для исполнения.

4. Теперь о региональных нормах, а именно об Указе мэра Москвы № 42-УМ от 10.04.2022 г. Хорошо, что я начал читать данный Указ с его первой редакции, поскольку он значительно прибавил в «весе» и сейчас он уже на 35 страницах. Вот, как раз, это и есть основной документ, который обязал граждан самоизолироваться (о понятийном аппарате данного Указа мы поговорим чуть позже). Именно в Указе мэра Москвы приостанавливается деятельность организаций согласно списку, который является приложением № 3 к Указу, и, как следствие, приостанавливается посещение помещений, где осуществляется деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей (далее по тексту – ИП) за исключением лиц, обеспечивающих охрану, содержание объектов, выплату зарплаты и иных, если их присутствие требуется в связи с технологическими особенностями работы предприятия. Список организаций довольно значительный и охватывает большинство секторов занятости.

С нормативно-правовыми актами, регулирующими режим самоизоляции, вроде разобрались. Их, конечно, гораздо больше, но мы выделили самые основные и действовали дедуктивным методом. Теперь стоит разобраться с нормативной базой, которая регулирует ответственность за нарушение режима самоизоляции. Здесь пойдем по тому же принципу: от федеральных норм к региональным.

1. Наш любимый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020). В нем мы выделим две основные статьи:

a. Ст. 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Нарушение данного вида в период ЧС или при возникновении угрозы распространения заболевания на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантин) влечет наложение административного штрафа:

i. от 15 тыс до 40 тыс на граждан;

ii. от 50 тыс до 100 тыс на должностных лиц;

iii. от 50 тыс до 150 тыс, либо приостановление деятельности до 90 суток на ИП;

iv. от 200 тыс до 500 тыс, либо приостановление деятельности до 90 суток на юридических лиц

Если действия (бездействие) привели к причинению вреда здоровью человека или смерть, то штрафы значительно выше.

b. Ст. 20.6.1. Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения. Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой осуществляется угроза возникновения чрезвычайной ситуации влечет наложение административного штрафа

i. Предупреждение или штраф от 1 тыс до 30 тыс на гражданина;

ii. От 10 тыс до 50 тыс на должностных лиц;

Читайте также:  Электропривод крышки багажника – срабатывает в любую погоду!

iii. От 30 тыс до 50 тыс на ИП;

iv. От 100 тыс до 300 тыс на юридические лица

Если действия (бездействие) привели к причинению вреда здоровью человека или имуществу, то штрафы значительно выше.

2. Как и договаривались, движемся от федеральных к региональным нормативным актам. Перейдем теперь к Кодексу города Москвы об административных правонарушениях, а именно к статье 3.18.1

a. Ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы. Нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы. Невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции влечет наложение административного штрафа:

i. 4 тыс (5 тыс повторное) на граждан

b. Ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы. Также штраф предусмотрен для организаций за неисполнение требований о временной приостановке работы

i. От 30 до 40 тыс на должностных лиц

ii. От 200 тыс до 300 тыс на юридические лица

3. Как указывал вначале статьи, немного коснёмся уголовно-правовой ответственности. Так, законодатель ужесточил ответственность, предусмотренную статьей 236 УК РФ.

Наконец-то мы разобрались с нормативно-правовой базой и, посмотрев на все вышеуказанные нормы и ответственность за их нарушение, Вы наверняка уже захотели остаться дома и исполнять требование Указа мэра Москвы. Но давайте разберемся, где и какая норма может быть применена.

Сначала для статистики. До введения нормы 20.6.1 КоАП (пока нет правоприменительной практики) органы исполнительной власти штрафовали граждан по статье 6.3. КоАП РФ. Но кого могли привлечь по этой статье? По моему мнению, данная статья не совсем относится к ситуации, которая развивается в нашей стране, а также к мерам, введённым Указом мэра Москвы, и, скорее всего, может быть применена к гражданам, у которых положительный тест на вирус. Допускаю, что, при прочих равных, под эту категорию попадают и лица, которые находятся на обязательной самоизоляции.

Для кого предусмотрена обязательная самоизоляция?

  • Лица, у которых положительный результат на вирус;
  • Лица, прибывшие из стран с отрицательным положением по вирусу. Страны, входящие в этот список, можно посмотреть в Указе, а именно в пункте 9.2. Указа мэра Москвы;
  • Лица, проживающие с гражданами, указанными в пункте 1 данного перечня;
  • Лица в возрасте старше 65 лет;
  • Лица, имеющие хронические заболевания. Список можно посмотреть в Приложении № 5 к Указу мэра Москвы.

Кроме того, в отношении таких лиц может быть применена ответственность, предусмотренная КоАП города Москвы, ведь там достаточно четко указано, что гражданина можно привлечь за нарушение самоизоляции.

А что со всеми остальными?

Все остальные попадают под понятие «не покидать места проживания (пребывания)».

Как мне кажется, как раз-таки из-за данного понятия и возникло достаточно много дискуссий и обсуждений. Мы очень долго общались со cтаршим партнером нашей юридической компании Лекс Альянс Шершневым Романом на данную тему и пришли к выводу, что именно отсутствие четкого понятийного аппарата в Указе привело к состоянию неопределённости граждан.

Давайте отметим, что нельзя покидать места проживания (пребывания), кроме следующих случаев:

1. Если Вам требуется неотложная медицинская помощь и в случае иной прямой угрозы жизни и здоровью;

2. Если Вы следуйте к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена Указом мэра Москвы;

3. Если Вы следуtте к месту приобретения товаров на расстоянии, не превышающим 100 метров от места проживания (пребывания);

4. Если Вы выгуливайте домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания);

5. Если Вы выносите отходы до ближайшего места накопления отходов.

Означает ли, что граждан, которые не находятся на режиме самоизоляции, а находятся на режиме «не покидать место проживания (пребывания)», нельзя привлечь к ответственности?

К сожалению, а может и к счастью, нет. Давайте разбираться почему, и какая мера ответственности может ждать граждан.

Действительно, Указ мэра Москвы разделил граждан на две категории (глобально): на самоизолированных и граждан, находящихся на режиме «не покидать место пребывания». Если на самоизолированных распространяется КоАП РФ (ст. 6.3. и 20.6.1.), а также КоАП г. Москвы (ст. 3.18.1), то к лицам, пребывающим на режиме «не покидать место проживания (пребывания)», я бы отнес только две статьи, а именно ст. 20.6.1. КоАП РФ и 3.18.1 КоАП г. Москвы.

Давайте начнем со статьи 3.18.1 КоАП г. Москвы. Вы можете спросить, так там же идет речь о самоизолированных, но это не совсем так. Кроме того, что там указано, что ответственность наступает за нарушение режима самоизоляции, там также написано, что ответственность наступает за невыполнение требований, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности.

С учетом того, что мэр Москвы ввел режим повышенной готовности и в своем Указе обязал граждан соблюдать режим «не покидать место проживания (пребывания)», получается, что нарушение данного требования введет к привлечению к ответственности, предусмотренной КоАП г. Москвы.

Конечно, возникает много вопросов относительно того, что такое «место проживания (пребывания)», а также юридической техники, которая использована при формулировке. Как можно толковать данное словосочетание, ведь если толковать расширительно, тогда получается, что место проживания (пребывания) будет г. Москва, а, следовательно, любой гражданин, передвигаясь по городу, не будет нарушать место проживания (пребывания).

Это лишь гипотеза. Думаю, что органы исполнительной власти будут трактовать буквально эту формулировку. Кроме того, необходимо учитывать не букву и дух закона, но и смысл, который хотел заложить мэр Москвы в свой Указ, и при таком подходе, мы однозначно придём к мнению, что в формулировке «не покидать место проживания (пребывания)» имеется ввиду то место, где Вы находитесь и живете.

Но если по статье 3.18.1 КоАП г. Москвы мы подискутировали, то по статье, которая была внесена в КоАП РФ путем внесения поправок, все однозначно. Речь пойдет о статье 20.6.1. КоАП РФ.

Так, в статье 20.6.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой осуществляет угроза возникновению чрезвычайной ситуации. Что за такие правила поведения? Вот здесь, как раз, мы возвращаемся к нормативной базе в самом начале статьи, а именно Постановлению Правительства РФ, которое установило обязанность граждан и организаций соблюдать акты, вынесенные главами субъектов РФ о введении режима повышенной готовности, то есть, например, для Москвы – это Указ мэра Москвы.

Читайте также:  Как убрать брошенный автомобиль со двора

И опять, возвращаемся к понятию «не покидать место проживания (пребывания)», которое мэр Москвы закрепил в своем Указе. Следовательно, двигаясь по логической цепочке, мы приходим к выводу, что ст. 20.6.1 КоАП РФ может быть применена к гражданам, которые нарушили режим «не покидать место проживания (пребывания)».

1. К гражданам, которые находятся на обязательной самоизоляции, могут быть применены следующие виды ответственности:

a. Ст. 6.3. КоАП РФ;

b. Ст. 20.6.1. КоАП РФ;

c. Ст. 3.18.1. КоАП г. Москвы.

2. К гражданам города Москвы, кто нарушает режим «не покидать место проживания (пребывания)», могут быть применены следующие виды ответственности:

a. Ст. 20.6.1. КоАП РФ;

b. Ст. 3.18.1. КоАП г. Москвы.

3. К гражданам обеих категории может быть применена статья 236 Уголовного кодекса РФ при определенных условиях, включая, но не ограничиваясь, действия, повлекшие вред жизни и здоровью других граждан.

Кроме того, хочу обратить внимание, учитывая специфику привлечения к ответственности по региональному КоАП, Премьер-министр РФ наделил сотрудников правоохранительных органов полномочиями по привлечению граждан к административной ответственности по КоАП г. Москвы.

Кроме того, с 15 апреля 2022 года заработал пропускной режим для жителей столицы. Так, если Вы используете любой вид транспорта, включая, общественный и личный, Вы обязаны получить пропуск. Сейчас про пропуска рассказывают «на каждом шагу», поэтому не буду акцентировать внимание на этом вопросе, но, если требуется об этом рассказать, пишите в комментариях. Единственное, отмечу, что в настоящий момент при пеших передвижениях (по уважительным причинам и в соответствии с целями, закрепленными в Указе мэра Москвы) не требуется пропуск.

Таким образом, при анализе действующих актов, мною были сделаны выводы, что, если Вы нарушаtте Указ мэра Москвы, включая и режим самоизоляции, и режим «не покидать место проживания (пребывания)», к Вам может быть применения соответствующая ответственность.

Пока разбирался в этой теме, на глаза попалась шутка, что необходимо учить русский язык, ведь режим самоизоляции носит добровольный характер, а с учетом введенной ответственности говорит о добровольном характере не приходится.

Хотел еще добавить, что кроме ответственности, мы все должны подойти к этому вопросу сознательно и ответственно и не нарушать Указ мэра Москвы, ведь если мы все начнем соблюдать требуемый режим, то происходящее вокруг быстрее закончится, и мы вернемся к обычному ритму жизни.

Всем здоровья и хорошего настроения, управляющий партнер ЮК Лекс Альянс Артур Леер

Штрафы-2021: за что придется заплатить владельцам жилья

С 1 января 2022 года вступило в силу несколько законов, которые изменят жизнь владельцев квартир и домов. За нарушение новых норм россиян ждут санкции, пени, штрафы и даже уголовное наказание.

Рассказываем, сколько и за что придется заплатить российским гражданам в этом году.

До 5 тыс. руб. за нарушение пожарной безопасности

Одним из главных нововведений 2022 года в плане штрафов для владельцев жилья стали обновленные правила пожарной безопасности. «За нарушение запрета на хранение личных вещей на чердаках, технических, цокольных этажах, в подвалах, на установку неоткрывающихся решеток на окна и приямки для окон подвалов, пользование неисправным газовым оборудованием и приборами, которые своевременно не прошли техобслуживание, теперь можно получить штраф от 2 тыс. до 5 тыс. руб. Если нарушения повлекут за собой причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, то речь идет об уголовной ответственности с лишением свободы», — рассказала адвокат Виктория Данильченко (Коллегия адвокатов Виктории Данильченко).

Штраф можно получить и за оставленный без присмотра открытый огонь в жилых помещениях, в том числе на балконах и лоджиях, а также за парковку возле дома автомобиля, если он закрывает место вывода на фасад патрубков для пожарной техники или крышку колодца пожарного гидранта, уточнила Данильченко.

Штрафы коснутся и владельцев частных домов, которым теперь придется готовить пищу на огне исключительно в специально отведенных для этого местах (подойдет, например, мангал). «Причем этот мангал должен находиться в 5 м от любой надворной постройки, а в радиусе 2 м не должно находиться горючих веществ. Чтобы не получить штраф за разведение костров на участке, теперь нужно вырыть яму глубиной не менее 30 см и шириной до метра, а до любой постройки должно быть не меньше 50 м», — объяснила юрист.

Читайте также:

До 250 тыс. руб. за вредный мусор

С 1 января 2022 года вступили в силу правила обращения с отходами производства и потребления электрических ламп, а также их накопление и использование отходов, которые могут причинить вред здоровью граждан, животных и растений, рассказала руководитель комиссии по ЖКХ Общественного совета при Минстрое Ирина Булгакова. Она уточнила, что за несоблюдение требований к охране окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке и утилизации отходов производства предусмотрена административная ответственность:

  • для граждан — в размере до 2 тыс. руб.;
  • для должностных лиц — до 30 тыс. руб.;
  • для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для юридических лиц — до 250 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Читайте также:

Индивидуальные неустойки за коммуналку и счетчики

С 1 января 2022 года возобновляется взыскание неустоек по оплате задолженности за коммуналку. «С этого года к оплате может быть предъявлена задолженность, возникшая до введения моратория, то есть до 6 апреля 2022 года. Если задолженность образовалась в период моратория — с 6 апреля по 31 декабря 2022 года, — то пени начислят только начиная с 31 дня просрочки платежа», — пояснила адвокат Ирина Орешкина (адвокатское бюро «S&K Вертикаль»).

В качестве своеобразного штрафа можно рассматривать расчет платы за жилищно-коммунальные услуги по повышенному нормативу. К этому стоит приготовиться собственникам, которые вовремя не проведут поверку электросчетчиков. «С апреля 2022 года ресурсоснабжающие организации для расчета оплаты потребленных коммунальных услуг были вынуждены принимать показания приборов учета с истекшим сроком поверки. С начала нового года, если срок поверки истек, а новая так и не была проведена, то по истечении трех месяцев потребителя переводят на оплату с повышающим полуторным коэффициентом», — пояснила эксперт.

Читайте также:  Антикоррозийная обработка автомобиля

Читайте также:

От 500 руб. за нарушение благоустройства

В 2022 году в новом КоАП появится статья, наказывающая за нарушение правил благоустройства населенных пунктов. По ней смогут штрафовать, например, за порчу скамеек и газонов, автохлам во дворе, мойку машин в неположенном месте. «Документ будет принят ближе к концу года. Известно, что каждый регион будет устанавливать собственные ограничения, поскольку невозможно прописать в федеральном законе единые нормы для страны. Предполагается, что штрафные санкции будут накладываться за мойку машин в реке, парковку на газонах и тротуарах, хранение автохлама во дворах многоквартирных домов. Размер штрафов на данный момент неизвестен, но нижняя граница уже точно будет 500 руб.», — пояснила Данильченко.

Читайте также:

До 40% больше по налогу за имущество

С этого года изменится и механизм расчета имущественного налога. Теперь базой расчета будет служить кадастровая стоимость объекта как максимально приближенная к рыночной. «Результатом станет существенный рост налога на имущество. Понижающие коэффициенты использовать уже будет нельзя, а просрочка уплаты обойдется налогоплательщику в 20% суммы начисленного налога. Если просрочка была умышленной, штрафные санкции возрастут до 40%. Впрочем, признаки этой самой умышленности в законах не раскрыты. К санкциям также относятся ежедневно начисляемые пени в размере 1/300 от произведения продолжительности просрочки», — дополнила адвокат Ольга Сулим (представитель коллегии адвокатов «Сулим и партнеры»).

Новые штрафы и сроки из-за коронавируса: кого и за что могут наказать

С апреля 2022 года появились новые виды ответственности, которые могут привести к потере денег и свободы из-за коронавируса. Теперь могут оштрафовать даже за выход из дома, а за репост слухов из интернета — отправить на исправительные работы или посадить.

Вот что изменилось в административном и уголовном кодексе из-за коронавируса. Все эти нормы уже работают.

Штрафы за нарушение санитарных правил

В статью КоАП о санитарных правилах добавили еще два состава. Если раньше статья была общей, состав — один, а штрафы для граждан не превышали 500 Р , то теперь даже за незначительные нарушения могут оштрафовать на 15 тысяч.

Новые нарушения и штрафы в статье 6.3 КоАП РФ

СоставДля гражданДля должностных лицДля ИПДля юрлиц
Нарушение санитарных правил в режиме ЧС, при угрозе распространения опасной болезни или в период ограничений и карантина15 000—40 000 Р50 000—150 000 Р50 000—150 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток200 000—500 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток
Невыполнение требований санэпиднадзора15 000—40 000 Р50 000—150 000 Р50 000—150 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток200 000—500 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток
То же самое, если из-за нарушения кто-то заболел или умер, но под УК это не попадает150 000—300 000 Р300 000—500 000 Р или дисквалификация на 1—3 года500 000—1 000 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток500 000—1 000 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток

То есть одно и то же нарушение в обычной ситуации обойдется в 500 Р гражданину или в 10 тысяч фирме, а из-за коронавируса штрафы автоматически вырастают в десятки раз.

Ограничительные мероприятия — это особый режим работы магазинов, кафе и предприятий, ограничения на передвижение по городу, поездки в транспорте. То есть под эту статью однозначно попадут те, кто обязан соблюдать карантин, даже если они здоровы. Например, если семья вернулась из Таиланда, все должны сидеть дома и не ходить даже за продуктами: постановление об этом выдадут в аэропорту. Наличие симптомов не имеет значения.

Юристы спорят, можно ли штрафовать за нарушения при режиме повышенной готовности. И законно ли ограничение свободы передвижения, если нет режима ЧС и не было постановления Роспотребнадзора о персональном карантине. Спорить на этот счет можно сколько угодно, но штрафы уже выписывают.

Получить штраф можно даже за несоблюдение дистанции: это правило установлено главным санитарным врачом для всех регионов. Такие случаи тоже уже есть. Хотя есть и случаи отмены штрафов из-за неправильной квалификации нарушения.

Если собираетесь вынести мусор, погулять с собакой или совершить утреннюю пробежку в безлюдном парке, имейте в виду, что теперь это может стоить очень дорого. Даже если у нарушения не было вообще никаких последствий: никто не заразился и не умер. И если нарушитель не знал о таком штрафе, его тоже запросто могут наказать. Незнание теоретически поможет избежать уголовной ответственности, но не избавит от административной.

Штраф за несоблюдение правил поведения в режиме повышенной готовности

Режим повышенной готовности — это когда есть угроза возникновения чрезвычайной ситуации, но ее еще не объявили. Зато уже как бы готовятся, поэтому вводят ограничения. Например, их может ввести мэр Москвы своим указом — что он и сделал.

Если установлены правила поведения при режиме повышенной готовности, за их нарушение можно получить штраф по статье 20.6.1 КоАП РФ.

Если во время прогулки вы и не попадаете под статью 6.3 КоАП РФ, то запросто попадете под статью 20.6.1. Штрафы по ней меньше, но тоже немаленькие.

За что и на сколько штрафуют по статье 20.6.1 КоАП РФ

Вид нарушенияДля гражданДля должностных лицДля ИПДля юрлиц
Несоблюдение правил поведения в режиме повышенной готовности или ЧС — кроме ст. 6.3 КоАП1000—30 000 Р или предупреждение10 000—50 000 Р30 000—50 000 Р100 000—300 000 Р
То же самое при повторном нарушении или если есть вред здоровью или имуществу15 000—50 000 Р300 000—500 000 Р , или дисквалификация на 1—3 года500 000—1 000 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток500 000—1 000 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток

Запреты при режиме повышенной готовности могут быть разными в зависимости от региона. В Москве и Московской области нельзя гулять с собакой дальше 100 метров от дома, в магазинах должна быть разметка для соблюдения дистанции между людьми, не могут работать кафе, салоны красоты и пункты приема металлолома, а работодателям запрещено допускать к работе сотрудников с температурой.

За любое такое нарушение, даже без умысла или по неосторожности, можно получить штраф. Состав — формальный, то есть достаточно факта, а последствия не важны.

В Москве составлять протоколы при нарушениях по статье 20.6.1 могут разные ведомства — например департамент торговли и услуг, инспекция по контролю за недвижимостью, административно-техническая и дорожная инспекция. Решение о сумме штрафа принимает суд.

Чтобы не было споров насчет законности штрафов за нарушение режима повышенной готовности в регионах, Москва и область ввели еще и свои штрафы — по 4—5 тысяч рублей. И активно их используют, несмотря на споры юристов.

Берегите здоровье и кошелек

Пока юристы продолжают спорить, а адвокаты раздают советы насчет незаконности ограничений и неправильной квалификации нарушений, помните о своей безопасности и беспокойтесь о личном бюджете.

Сейчас модно найти побольше противоречий в нормативных документах, доказать незаконность какого-то указа или превышение полномочий. Незнакомый юрист пишет где-то в телеграм-канале, адвокат возмущается в личном блоге на Ютубе. А постановление вручают конкретному человеку, у которого может не быть ни сил, ни времени, ни возможности для оспаривания штрафа. Да и юристы часто бывают неправы — или их мнение ничего не значит.

На 15 апреля в России почти 25 тысяч заболевших коронавирусной инфекцией. Только в Москве уже выписаны сотни штрафов — больше чем на миллион рублей.

Сейчас действительно важно оставаться дома, посещать только ближайшие магазины, делать покупки через интернет, отказаться от встреч с друзьями и прогулок с детьми. Соблюдайте эти требования ради себя, а не ради государства.

Уголовная ответственность за нарушение санитарных правил

За нарушение санитарно-эпидемиологических правил может наступить уголовная ответственность. Это действует только для физических лиц. Чтобы нарушителя наказали по статье уголовного кодекса, нужно доказать, что заболело сразу много человек или возникла такая угроза. В случае с коронавирусом доказать это будет не так уж сложно: угроза заболевания может возникнуть, даже если к работе допустили водителя или курьера с температурой.

Раньше угроза заболевания в этой статье УК не упоминалась.

Виды уголовной ответственности и наказаний по ст. 236 УК РФ

НарушениеВарианты наказаний
Нарушение санитарных правил, если случилось массовое заболевание, отравление или есть такая угрозаШтраф 500 000—700 000 Р , лишение права занимать определенные должности или вести деятельность на 1—3 года, ограничение свободы на срок до 2 лет, принудительные работы на срок до 2 лет, лишение свободы на срок до 2 лет
То же самое, если умер один человекШтраф 1 000 000—2 000 000 Р , ограничение свободы на 2—4 года, принудительные работы на 3—5 лет, лишение свободы на 3—5 лет
Если умерли два человека и болееПринудительные работы на 4—5 лет, лишение свободы на 5—7 лет

Наказание по статье 236 УК РФ можно применить, если угроза заболевания или смерть наступили по неосторожности. Достаточно легкомыслия и небрежности — и вот уже светит реальный срок. Например, владелец детского кафе решил провести день рождения, потому что родители очень просили. Кафе запрещено работать, но его все-таки открыли для 20 человек. А потом выяснилось, что среди гостей была семья, которая вернулась из Испании. Они заболели, заразили знакомых, а те — своих близких.

Или врач приехал из-за границы и вышел на работу. Через неделю выяснилось, что он болен, но к тому времени заразились еще 30 коллег, 20 пациентов, а все отделение пришлось закрыть на карантин.

Если служба доставки отправит к клиентам больных курьеров, а директор магазина допустит к работе продавца, который неделю назад вернулся из Таиланда, это тоже повод для огромного штрафа по УК.

Есть мнения, что такая ответственность касается только людей, которые имеют отношение к какой-то юридически оформленной деятельности: владельца кафе, организатора учебных курсов или директора салона красоты. Потому что санитарные правила установлены именно для них, а не для обычных граждан. И хотя есть требования и для обычных людей — такие документы тоже утверждает главный санитарный врач, — но в их названии нет слов «санитарно-эпидемиологические правила».

И все-таки риск попасть под статью есть даже у обычного человека. По крайней мере, в согласии на домашнее лечение коронавирусной инфекции указано, что пациент предупрежден об ответственности по статье 236 УК РФ.

В статье 236 УК РФ упоминается понятие «массовое заболевание». Но сколько именно человек для этого должны заболеть, не указано. Обычно массовое заболевание — это когда количество пациентов больше, чем может принять врач за день. Или случаев заболевания больше, чем обычно регистрируют. Точная квалификация — на усмотрение суда. Вред здоровью при этом может быть любой тяжести — даже легкий.

Уголовная ответственность за фейковые новости о коронавирусе

Фейковые новости — это когда под видом достоверного сообщения распространяют ложную информацию. Если это угрожает безопасности или причиняет вред, можно получить административный штраф.

Но теперь за ложную и вредную информацию ввели еще и уголовную ответственность. О ней — в новых статьях 207.1 и 207.2 УК РФ.

Новые наказания за фейковые новости

НарушениеВарианты наказаний
Публичное распространение ложной информации об обстоятельствах, которые представляют угрозу жизни и безопасности людей, о мерах по обеспечению безопасности, приемах и способах защитыШтраф 300 000—700 000 Р , обязательные работы на срок до 360 часов, исправительные работы на срок до года, ограничение свободы на срок до 3 лет
Публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, если есть вред здоровью человекаШтраф 700 000—1 500 000 Р , исправительные работы на срок до года, принудительные работы на срок до 3 лет, лишение свободы на срок до 3 лет
То же самое, если кто-то умер или есть тяжкие последствияШтраф 1 500 000—2 000 000 Р , исправительные работы на срок до 2 лет, принудительные работы на срок до 5 лет, лишение свободы на срок до 5 лет

Если опубликовать пост с завышенными данными о заболевших или сообщить о якобы планируемом режиме ЧС и закрытии Москвы на карантин — можно попасть под уголовную статью и потерять сотни тысяч рублей. Последствиями могут быть материальные потери, ущерб здоровью людей или нарушение условий жизнедеятельности. То есть никто реально не пострадает, а статью все равно применят.

Пост в телеграм-канале, репост в соцсетях, пересылка сообщения в родительском чате, статья в личном блоге или советы в видеоролике — все это могут счесть публичным распространением. Будьте осторожны, не поддавайтесь панике и проверяйте информацию в надежных и официальных источниках:

Красиво. Если не можешь бороться с вирусом, борись с населением.

Изменения, внесённые 01.04.2022 в ст. 20.6.1 КоАП незаконны:
“Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации”
В новом изложении некий режим повышенной / пониженной / обычной готовности вводится на основании угрозы. И вот почему я считаю, что закон сырой:
– нет законодательно закреплённого термина “УГРОЗА возникновения ЧС”;
– нет законодательно определённой методики определения наличия либо отсутствия “УГРОЗЫ”, нет градации её степеней;
– законом не обозначены лица, уполномоченные принимать решение относительно наличия “УГРОЗЫ”, а также зона их ответственности за возможные последствия.
С режимом ЧС и карантином всё чётко и понятно: он либо есть, либо его нет, на основании соответствующих указов и положений от конкретно определённых лиц.
Поскольку определение УГРОЗЫ не закреплено законодательно, её наличие является субъективным мнением, а субъективный фактор не может быть положен в основу какого бы то ни было закона. Как следствие, все штрафы и ограничения нелегитимны.

Ущемлять данное Основным законом право (на свободу передвижения) ради другого права (на здоровье) можно только в особых режимах (ЧС, например).
Прокуратура, подмахнув законодательной власти, реагируя на заявления общественников, в материалах проверок признаёт законность ущемления данных Конституцией основных прав вне особых режимов, то есть, создаёт прецедент: народ можно загонять в стойло в любое время по одному лишь желанию властей.

Митрополиты в регионах пропагандируют экстремизм, продолжая призывать к посещению церквей. Неплохо бы привлекать их к ответственности как лиц, призывающих к массовым нарушениям санитарного режима по ст.236 ч.1 УК РФ “Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо создавшее угрозу наступления таких последствий”. Именно как физические лица, а не должностные, поскольку они действуют на основе личных убеждений, нарушающих Закон, а не на основании должностных полномочий (таких полномочий у них нет).

Важно, чтобы перед законом были все равны, а не кто-то равнее!

Только без рук

Напомним, что еще в июле прошлого года Пленум Верховного суда выпустил постановление о применении и толковании так называемой “автомобильной” 12-й главы Кодекса об административных правонарушениях. В этом постановлении в том числе говорится о том, что под автоматическим режимом следует понимать работу технического средства без какого-либо непосредственного воздействия на него человека. Такое средство должно быть размещено в стационарном положении либо на движущемся по утвержденному маршруту транспортном средстве. Оно должно быть сертифицировано в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке.

Если нарушение было зафиксировано с помощью технических средств, которые не работали в автоматическом режиме, либо с использованием других технических средств (например, телефона, видеокамеры, видеорегистратора), то в данном случае особый порядок привлечения к административной ответственности не применяется. То есть в таком случае необходимо установить того, кто нарушил правила. Для чего оформить протокол и провести административное расследование.

После этого решения Верховного суда, соответствующие поправки были внесены в КоАП. Причем после него суды в массовом порядке стали отменять подобные дела.

Однако что-то пошло не так. И Верховному суду до сих пор приходится разбираться со штрафами, вынесенными в упрощенном порядке на собственников автомобилей благодаря активному, но не совсем правомерному использованию различных электронных помощников. Сразу несколько таких дел Верховный суд отправил на новое рассмотрение в районные суды.

Так, например, некто Хамидгалеев был привлечен за нарушение пункта 2.5 Правил пользования городскими парковками и размещения на них транспортных средств без осуществления оплаты.

Согласно постановлению должностного лица от 2 декабря 2017 года, административное правонарушение зафиксировано специальным техническим средством фотосъемки, – работающим в автоматическом режиме аппаратно-программным комплексом “ПаркНет”. Поэтому Хамидгалеев привлечен к административной ответственности без составления протокола об административном правонарушении.

Однако Верховный суд указал, что в нарушение требований статьи 26.1 КоАП судебными инстанциями не проверено, относится ли программно-аппаратный комплекс к специальным техническим средствам, имеющим функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствам фото- и киносъемки, видеозаписи, а также не установлено, функционировал ли указанный комплекс в автоматическом режиме (без участия человека (оператора). Постановление должностного лица также не содержит таких сведений. Поэтому ВС отменил все решения по этому делу и направил его на новое рассмотрение в районный суд.

Примечательно, что после принятого в июле прошлого года постановления Пленума Верховного cуда Госавтоинспекция перестала выносить в упрощенном порядке штрафы автовладельцам за нарушения, выявленные с помощью таких устройств. Но местные администрации за нарушения в области благоустройства территорий продолжают использовать такие средства и выносить по ним наказания в автоматическом порядке. Как считают адвокаты, такая практика продолжится и далее. И отменять такие решения по-прежнему будет Верховный суд. Так что собственникам автомобилей, чтобы обжаловать такие решения, придется идти от начала и до конца судебной цепочки.

Ссылка на основную публикацию