Задели машину во дворе (что делать виновнику и потерпевшему)

Ударили машину по дворе и скрылись – что делать и можно ли получить выплату по ОСАГО?

  1. Даже если машину ударил другой автомобиль во дворе и скрылся, то это всё равно ДТП. Верховный суд указал, что на прилегающей есть дороги.
  2. Есть целый ряд неочевидных способов найти виновника аварии.
  3. Но даже если виновник скрылся, и его не нашли, можно получить выплату по ОСАГО в определённых случаях.

Дорожно-транспортные происшествия происходят не только на оживленных трассах, но и в спокойных местах. Одним из наиболее частых видов ДТП является повреждение автомобиля выезжающим транспортном во дворе или на стоянке. Подобный случай однозначно классифицируется как авария, а, значит, подпадает под действие страхового полиса. Что же делать, если припаркованную во дворе машину ударили и скрылись? Можно ли в таких случаях обращаться по страховке ОСАГО, как найти виновника и нужно ли вызывать ГАИ?

Стукнули машину – это ДТП или нет?

Подобный случай – это ДТП со всеми вытекающими последствиями, но только в случае, если удар инициировал другой автомобиль – ударил ваше транспортное средство. Если же стоящую машину стукнули прохожие хулиганы, на неё упал снег, дерево или иные, не связанные с транспортными средствами предметы/лица, то это не ДТП.

Если стоячий автомобиль был поврежден другим транспортным средством, то обнаружившему ущерб владельцу необходимо выполнить полный перечень действий, предусмотренных соответствующими пунктами 2.5 и 2.6.1, а именно:

  • никуда не уезжать и не двигать с места припаркованный автомобиль на месте ДТП;
  • проверить лобовое стекло на предмет оставленных записок;
  • включить “аварийку” и выставить знак аварийной остановки;
  • выполнить фото- и видеофиксацию повреждений машины;
  • отогнать автомобиль, если последний мешает проезду других участников дорожного движения,
  • и вызвать уполномоченных сотрудников полиции, о подведомственности которых и поговорим ниже.

Нужно ли вызывать ГИБДД?

Если ваш припаркованный авто ударила другая машина (по крайней мере, повреждения говорят об этом), то подобная ситуация однозначно классифицируется как ДТП. Поэтому, если виновник покинул место ДТП, пострадавшему в обязательном порядке следует позвонить в полицию и описать ситуацию.

ДПС говорят вызывать участкового

Возможно, они правы. Если во дворе автомобиль стукнул прохожий, либо причинителем ущерба является организация или лицо, не использовавшее транспортное средство, то следует вызвать участкового для фиксации ДТП. Именно он и определит, выдав соответствующую информацию позднее о владельце источника ущерба (в случае с упавшими со зданий предметами, сошедшим на стоящую машину снегом или упавшим деревом).

В некоторых случаях диспетчер рекомендует потерпевшему вызвать участкового полицейского вместо наряда ГИБДД и в том случае, если событие подпадает под определение ДТП. Объяснение у ГИБДД одно – так как событие произошло во дворе, то это не дорога и, соответственно, не ДТП. И в этом инспектор не прав – Верховный суд ещё несколько лет назад установил, что на прилегающих территориях есть дороги.

В такой ситуации звоните сразу по другим номерам – если звонили в дежурную часть, то по 02, и наоборот. А также запишите номер входящего вызова. Желательно записать на телефон запись разговора для дальнейших доказательств в суде.

Я ударил чужой автомобиль – что делать?

В случае, если во время передвижения по дворам был задет чужой автомобиль, следует попробовать произвести такие действия:

  1. Просмотреть лобовое стекло с целью обнаружения контактов владельца автомобиля.
  2. Постучать по колесам, чтобы вызвать срабатывание сигнализации и привлечь внимание собственника.
  3. Опросить близлежащих людей на предмет знакомства с хозяином авто.

Если ни один из методов не увенчался успехом, то придется оставить все свои дела и самостоятельно позвонить в ГИБДД. Диспетчер полиции произведет дальнейшее инструктирование, например, попросит сфотографировать повреждения и явиться в отделение для официального оформления ДТП.

Никогда нельзя просто оставлять записку на пострадавшем автомобиле с вашими контактами, а нужно именно вызвать ГАИ и оформить происшествие формально. Только в этом случае можно избежать лишения прав, ведь владелец стукнутой машины может вам и не позвонить, а вызвать сотрудников вместо вас.

Ударили авто и оставили записку – решить самим или вызвать ГИБДД?

В данной ситуации однозначного решения вопроса нет. Если повреждение автомобиля незначительное, то имеет смысл воспользоваться контактами, указанными в записке, и решить ситуацию полюбовно.

В любом случае, вы можете оформить ДТП и позднее, но в этом случае желательно не ездить на битой машине – она должна также стоять в том же месте во дворе.

Как найти виновника?

Если виновник поцарапал стоячий автомобиль и покинул место ДТП, то следует в обязательном порядке вызывать ГИБДД или участкового. Именно уполномоченные сотрудники должны заниматься поиском нарушителя и привлечением его к ответственности.

Однако, как показывает опыт, сотрудники не слишком стремятся выполнять свои должностные обязанности, поэтому потерпевшему стоит самостоятельно:

  • отыскать свидетелей дорожно-транспортного происшествия;
  • просмотреть близстоящие автомобили на предмет работающих авторегистраторов;
  • поискать камеры на магазинах, находящихся вблизи места аварии,
  • прогуляться по соседним дворам – очень часто виновники таких ДТП не очень усердствуют с сокрытием следов, и вы можете обнаружить следы краски вашего припаркованного во дворе авто на чужих повреждениях.

При успешном обнаружении машины и номерного знака нарушителя шанс на получение денежного возмещения многократно увеличивается. В этом случае фотографируйте и снимайте на видео следы повреждения, отвезите их копии инспектору ИАЗ ГИБДД, который занимается вашим делом, и передайте их ему.

Если виновник не уехал – что делать?

В случае, если виновник аварии не уехал и полностью признает свою вину, то правилами разрешено решение материального вопроса на месте. Для этого сторонам необходимо составить европротокол и поставить на документе подписи. В дальнейшем потерпевший вправе обратиться напрямую в страховую организацию и потребовать возмещение ущерба.

Важно! Европротокол по новым правилам оформления ДТП нужно составлять обязательно – даже если вы договорились о прямом возмещении ущерба виновником. Вам просто не нужно будет относить свой бланк в страховую и заявлять (иначе будет неосновательное обогащение). Европротокол возможно заключить исключительно при ДТП, ущерб от которых составляет менее 400 000 рублей для Москвы и Петербурга или 100 000 рублей для остальных регионов. В противном случае сторонам конфликта придется вызывать наряд ГИБДД.

Читайте также:  Защита самого себя: обжалование постановления об административном правонарушении ГИБДД

Можно ли возместить по ОСАГО и как?

Возмещение ущерба по ОСАГО в ситуации, когда автомобиль стоял вблизи дороги во дворе и был поцарапан, возможно в одном из нижеперечисленных случаев:

  • водитель, ударивший машину во дворе и скрывшийся с места аварии, был найден, и у него имеется действующий полис обязательного страхования;
  • автомобиль нарушителя идентифицирован по госномеру или другим признакам, и у собственника авто есть страховка ОСАГО;
  • во время ДТП пострадали люди.

Если у потерпевшего оформлено КАСКО, он в любом случае получит выплату, если оформит происшествие.

Нарушитель обнаружен

При правильной работе органов ГИБДД нарушитель будет оперативно установлен и найден, даже если ДТП произошло глубокой ночью. В подобной ситуации потерпевший вправе рассчитывать на финансовую компенсацию, если:

  • у нарушителя имеется оформленный полис ОСАГО;
  • найденный водитель официально признан виновником аварии (в отношении него вынесено постановление или определение).

Получить страховую выплату в ситуации, когда виновник найден, возможно по следующей схеме:

  1. запросить у правоохранительных органов копию постановления и документы, подтверждающие виновность второй стороны.
  2. написать заявление на возмещение ущерба в страховую организацию.
  3. передать в СК все документы и заявление.

Госномер ТС нарушителя зафиксирован камерами или свидетелями

Если виновник ДТП скрылся с места аварии, но номер его автомобиля известен, то, согласно действующей в 2022 году практике судов, ответственность будет нести собственник машины.

Дело в том, что Гражданский кодекс РФ предписывает возможность взыскания ущерба с владельца источника повышенной опасности в тех случаях, когда причинитель вреда не установлен. Данную ситуацию мы подробно описали в статье о скрывшемся с места ДТП виновнике.

В ДТП имеются пострадавшие

Согласно статье 18 ФЗ №40 в 2022 году финансовое возмещение потерпевшему осуществляется даже в тех случаях, когда виновник скрылся или у него отсутствует полис. Однако имеются и недостатки:

  • компенсация выплачивается лишь лицам, пострадавшим физически, то есть речь идёт только о таких стоящих припаркованных автомобилях, в которых сидели люди (водитель и/или пассажиры);
  • повреждения автомобиля не будут учитываться при расчете страховой выплаты.

Для получения компенсации пострадавшему лицу следует собрать все справки о состоянии здоровья, документы о лечении и бумаги из ГИБДД. После этого необходимо обратиться в РСА с заявлением о возмещении ущерба.

В итоге: что делать, если припаркованную машину стукнули?

В ситуации, когда дверь или любой иной элемент кузова стоящего на тротуаре или проезжей части автомобиля были повреждены, владельцу ТС необходимо оформить ДТП по все правилам и дождаться приезда уполномоченных сотрудников ГИБДД.

Если же виновник аварии дожидается потерпевшего и полностью признает свою вину, то стороны вправе разрешить конфликт полюбовно, составив европрокотол при оценочной сумме ущерба не более лимита.

Что делать, если задел машину, не заметил и уехал?

Главная » ДТП » Оформление ДТП » Что делать, если задел машину, не заметил и уехал?

Любой водитель, садясь за руль своего автомобиля, надеется, что его поездка будет успешной. Но, к сожалению, от дорожно-транспортных происшествий никто не застрахован.

Развитие событий сразу после столкновения зависит от того, насколько спокойно отнеслись участники ДТП к этому неприятному происшествию.

Не совсем адекватная реакция на сложившуюся ситуацию может привести к тому, что действия водителя будут носить противоправный характер.

Оставление места аварии можно причислить к самым серьезным административным нарушениям. За такое нарушение предусмотрено наказание в виде лишения прав управления автомобилем.

Хотя бывают ситуации, когда водитель покидает место аварии не специально, а потому как не заметил, что стал участником дорожно-транспортного происшествия.

Как быть, если не заметил, что задел машину во дворе

Давайте попробуем разобраться, что означает «неумышленное покидание места ДТП».

Неумышленно можно покинуть место аварии только в том случае, если вы просто не заметили этого факта.

Как можно не заметить того, что стал участником ДТП? Это может произойти по нескольким причинам:

  • погодные условия привели к плохой видимости на дороге;
  • во время столкновения в машине играла громкая музыка;
  • в момент аварии не было никаких посторонних звуков.

Если вы уехали с места аварии, то именно вам придется доказывать, что никакого умысла не было, а вы просто не заметили произошедшего. В том случае, если вам будет сложно доказать свою правоту, то следует обратиться к адвокату, который попытается доказать, что вы покинули место ДТП неумышленно.

Как будет квалифицировано ваше действие, зависит от того, как ситуацию увидит суд. Возможно, вы действительно из тех водителей, которые ни при каких обстоятельствах не покинули бы место аварии. Но так сложились обстоятельства, что вы даже не поняли, что что-то произошло.

Неумышленное оставление места ДТП доказать всегда довольно сложно.

Да и полицейские, скорее всего, сразу заподозрят что-то неладное. Что обычно думают сотрудники правоохранительных органов, когда сталкиваются с подобной ситуацией?

Конечно,они думают о том, что у виновника аварии были причины скрыться: он был пьян, был под воздействием наркотиков или совсем не имел права управлять автомобилем. А это уже довольно серьезное нарушение.

Рассмотрим пример. Выезжая со двора, вы сдавали задом, и задели припаркованный автомобиль. Вы даже этого не заметили, так как столкновение было легким.

Но данную ситуацию хорошо рассмотрел сосед. В силу высокой человеческой ответственности, он сообщил об этом событии собственнику поврежденного автомобиля.

Конечно же, были вызваны сотрудники ГИБДД. Когда вас найдут, то вы будете отрицать данный факт. Но следы на вашей машине и записи камер видеонаблюдения станут доказательством вашей вины.

Тот факт, что после столкновения вы не остановились, а мирно продолжили свой путь, могут свидетельствовать о том, что вы действительно не заметили произошедшего, то есть уехали с места аварии неумышленно.

В данной ситуации вам, скорее всего, ничего не грозит, а ущерб потерпевшему будет выплачен страховой компанией. Хотя если вас не могли долго найти, да еще и отсутствуют записи с видеокамер, то именно вам придется оплачивать ремонт машины.

Читайте также:  Статья 123 УК РФ – незаконное производство аборта

Кроме этого, вам придется понести заслуженное наказание – административный арест сроком на 15 суток или лишение водительских прав сроком на 1,5 года.

В данном случае лучше сразу по возвращении на место происшествия, признать свою вину (не страшно, если вы сделаете это на второй день, главное, чтобы вы вообще вернулись).

В том случае, если у данного происшествия были очевидцы, и они дали показания, то ваша машина будет объявлена в розыск, а также вас пригласят в ГИБДД.

Кстати, обратите внимание на такой немаловажный факт, как способ извещения о прибытии в ГИБДД.

Если вам просто бросят письмо в почтовый ящик, то такое действие будет неверным. А вдруг вы не следите за своей почтой. В этом случае все действия, связанные с данным процессом без вашего присутствия, будут признания незаконными.

Но если вы получите заказное письмо, в котором вас вызывают в ГИББД, и письмо будет с уведомлением, то лучше, не оставлять данное «приглашение» без внимания. В данном случае все действия по вашему делу будут законными.

Но если за последующие после аварии три месяца вас не смогут найти, то дело будет закрыто. При этом ваш автомобиль уже не будет числиться в розыске.

Наказание за неумышленное оставление места ДТП

За умышленное и неумышленное оставление места аварии, водители несут одинаковое наказание.

Конечно, это может показаться несправедливым, но дело в том, что в нашем законодательстве вообще нет понятия «неумышленное оставление».

Что будет, если задел машину и уехал?

Как избежать наказания, если не увидел, как задел машину и уехал, читайте тут.

За такое нарушение предусмотрено административное наказание:

  • административный арест сроком до 15 суток;
  • лишение водительских прав сроком от 1 года до 1,5 лет.

Но если у вас все-таки получится доказать, что ваши действия не были умышленными, и вы даже не подозревали, что стали виновником аварии, вам придется заплатить штраф в размере 1 тысячи рублей. Иногда, в легком случае, вам могут вынести предупреждение. Насколько правомерным будет такое наказание, может решить только суд.

Непреднамеренное покидание места аварии, если происшествие незначительное.

Чтобы не получить наказание за оставление места ДТП, постарайтесь доказать, что ваши действия были неумышленными, а обнаруженные повреждения машины, не столь значительны.

Что означает понятие «незначительная авария»?

В результате такого происшествия автомобилю потерпевшего был причинен незначительный ущерб. Кроме того, в результате аварии никто не пострадал.

Доказать незначительность повреждений может независимый эксперт. Если данный фак будет доказан, то вам грозит только устное предупреждение.

Каков срок давности в деле об оставлении места происшествия?

Срок давности имеет любое административное нарушение. То есть, если виновный не будет привлечен к ответственности в определенный срок, то он останется безнаказанным.

В соответствии с кодексом об административных правонарушениях, в деле об оставлении места ДТП предусмотрен срок давности в 3 месяца.

То есть, если прошло три месяца и вас все же нашли, никакой суд уже не может привлечь вас к ответственности.

Но если в результате аварии есть пострадавшие или погибшие, то виновный в ДТП, скрывавшийся в течение 3 месяцев и все же обнаруженный сотрудниками правоохранительных органов, понесет заслуженное наказание, но уже в соответствии с Уголовным кодексом.

Почему закон наказывает тех водителей, которые покидают место аварии?

Когда происходит дорожно-транспортное происшествие необходимо разобраться в его обстоятельствах и лицах, ставших виновными в создании аварийной ситуации.

Но если кто-то из участников ДТП скрылся, то сотрудники ГИБДД не смогут:

  • понять, каковы обстоятельства произошедшего ДТП;
  • установить причинно-следственные связи;
  • выяснить, кто действительно является виновником аварии и реанимировать виновного водителя в будущем.

Если один из участников покинет место аварии, ему будет трудно доказать, что в случившемся нет его вины. У настоящего виновника появляются все шансы «списать» свою вину на сбежавшего водителя.

Как избежать наказания, если задел машину и уехал

Водителю, сбежавшему с места аварии, в которой есть погибшие или пострадавшие, просто нереально доказать, что он уехал неумышленно.

Если же ущерб был незначительным, то в этой ситуации такие доказательства вполне реальны.

Когда вы уже узнали, что по вашей вине пострадал автомобиль другого водителя – возместите ему ущерб.

Таким образом, вы покажете свое раскаяние в случившемся и желании взять на себя материальные расходы по восстановлению поврежденного авто.

Такие действия могут быть причислены к смягчающим обстоятельствам.

В дальнейшем убедите суд в том, что:

  • вы понимаете всю тяжесть своего нарушения;
  • раскаиваетесь в содеянном;
  • признаете свою вину.

Например, если вы покинули место аварии по причине того, что даже не почувствовали произошедшего, так как была плохая видимость из-за тумана – возьмите справку в местной метеостанции.

Что сделать для того, чтобы не остаться без прав?

Избежать максимального административного наказания за оставление места аварии можно. Для этого даже есть несколько способов.

Аварии не было

Вам необходимо всеми правдами и неправдами доказывать, что ДТП вообще не было. То есть, доказывая следующее, вы подтверждаете, что не заметили происшествия и уехали с места аварии неумышленно.

В каком случае все же можно избежать наказания по КоАП РФ:

  • автомобиль потерпевшего получил незначительные повреждения;
  • из-за погодных условий дорога плохо просматривалась, кроме этого была большая загруженность трассы транспортными средствами;
  • ситуация с ДТП не совсем понятна;
  • нет очевидцев произошедшего.

Веские доказательства неумышленности действий

Также, чтобы доказать свою невиновность настаивайте на том, что вам просто пришлось уехать, так как машина мешала свободному проезду другого автотранспорта.

Действие в условиях необходимости

Докажите сотрудникам ГИБДД, что покинули место аварии, так как вы везли роженицу в роддом или больного с сердечным приступом, прочее.

Если вы сможете документально доказать какой-то из перечисленных аргументов, то может быть суд и примет ваши объяснения во внимание, и наказание будет более мягким.

Что делать если поцарапал чужую машину

Стоянка автомобиля во дворе всегда уязвима: там нет условий для безопасной парковки, и очень часто въезжающие и выезжающие автомобили не имеют места для нормального маневра. В результате часто происходят микроаварии, когда одна машина задевает другую, нанося ей мелкие или ощутимые повреждения.

Читайте также:  Отличие лизинга от кредита - для физических и юридических лиц. Пример.

Что делать, если при парковке или выезде, вы поцарапали чужую машину во дворе? Как правильно решить возникшую проблему? Какие способы законны, и кто должен платить за ущерб?

Как следует вести себя, если поцарапали чужую машину?

Во дворе, где обычно при паркован о много машин, всегда слишком мало места для маневра и слишком малое расстояние между припаркованными автомобилями. То есть, созданы все условия, чтобы невнимательный или неопытный водитель зацепил, поцарапал или ударил машину соседа.

В этой ситуации есть несколько правильных выходов:

  • Если хозяин машины оказался на месте, следует предложить ему договориться миром и обсудить денежную компенсацию за нанесенный ущерб. Этот способ подходит для ситуаций, когда автомобилю нанесено небольшое повреждение.
  • Если повреждение машины – достаточно серьезное, а хозяин не желает договариваться или называет неадекватную сумму компенсации, нужно вызвать ГИБДД (поддонное столкновения расценивается как ДТП) и зафиксировать происшествие в протоколе с составлением акта описания места происшествия, перечня повреждений и протокола. В этом случае, помимо возмещения ущерба, вам придется дополнительно заплатить штраф.
  • Если хозяина машины нет на месте, лучше всего дождаться его и попытаться решить проблему, либо сразу вызвать автоинспекторов.
  • Если у вас нет времени дожидаться хозяина поврежденного авто, оставьте ему записку на лобовом стекле со своим телефоном для связи и предложением возместить ущерб. Но помните: если владелец травмированного авто вызовет ГИБДД, инспекторы могут расценить ваше отсутствие как бегство с места ДТП (статья 12.27 КоАП РФ). Кроме того, нет гарантии, что в списке повреждений пострадавший не укажет старые царапины и дефекты, не имеющие к вам никакого отношения.

Таким образом, если вы просто слегка зацепили соседнюю машину дверью, ущерб минимален, а пострадавший автовладелец готов идти на контакт, вызова сотрудников ГИБДД и оформление ДТП не имеет смысла – лучше решить эту мелкую проблему между собой. Если же ущерб велик, а стороны не могут договориться, вызов автоинспекторов обязателен – на основании документов по ДТП пострадавшая сторона имеет право обратиться к страховщику виновника за возмещением ущерба или в суд.

В то же время, не забывайте: решение проблемы по взаимному согласию не предусмотрено законом. Если у владельца поврежденного авто позже появятся к вам дополнительные претензии, будет трудно доказать суду, что вы уже решили эту проблему без свидетелей и составления документов. Поэтому вызов ГИБДД – наиболее надежное решение.

Почему нельзя уезжать с места ДТП

Поскольку случайное повреждение чужого автомобиля во дворе или на парковке приравнивается к полноценной аварии, ваше отсутствие на месте происшествия (и отсутствие записки с контактами для связи) будет расценено как бегство с места ДТП.

Вы попадете под подозрение даже в том случае, если не заметили, как зацепили чужое авто: незнание не освобождает от ответственности: после просмотра видео с камер наблюдения и опроса свидетелей, вас найдут, и придется доказывать, что ваш отъезд не связан со злым умыслом.

А предъявят вам бегство с места ДТП (статья 12.27 КоАП РФ), а это – достаточно тяжелое правонарушение, которое наказывается очень жестко: не считая штрафов, вам грозит лишение водительских прав на 1.5 года или административный арест до 15 суток. Причем только сотрудники ГИБДД решают: сбежали вы, или все же уехали из-за занятости, и записка на лобовом стекле поврежденной машины для них не показатель.

Запомните! Для суда неважно, сбежали ли вы с места ДТП, уехали из-за занятости или просто не заметили, что зацепили чужой автомобиль. Доказать свою невиновность вам будет трудно, и потребуется очень опытный адвокат, чтобы отстоять вашу правоту.

Более того, если вы уехали с места столкновения, не дождавшись владельца машины или сотрудников ГИБДД, вам может отказать в возмещении ущерба еще и ваша страховая компания, и вам придется восстанавливать чужую поврежденную машину за свой счет.

Поэтому всегда оставайтесь на месте происшествия, какой бы тяжести урон ни был нанесен другому автомобилю во дворе. А идеальный вариант избежать претензий закона – остаться на месте и самим вызвать ГИБДД, особенно, если владелец авто отсутствует.

Кто платит за нанесенный ущерб

Если ваша машина поцарапала или помяла чужое авто во дворе, виновником естественно, считаетесь вы. При мелком повреждении проще заплатить пострадавшему автовладельцу сразу. Для возмещения серьезного ущерба существует ваша страховка ОСАГО.

Вот для ее оформления и необходим вызов ГИБДД: на основании составленного инспекторами протокола и списка зафиксированных повреждений, пострадавшая сторона имеет возможность или сразу вызвать вашего страховщика на место происшествия, или обратиться затем к страховой компании за возмещением понесенного при ДТП ущерба.

Если у вас нет страховки – это трудная ситуация. Во-первых, она у вас обязана быть (за отсутствие полиса ОСАГО полагается штраф), а во-вторых, сотрудникам ГИБДД придется возбудить дело об административном правонарушении, после чего пострадавшая сторона может обратиться в суд с ходатайством о взыскании с вас средств на восстановительный ремонт поврежденной машины.

Важно помнить, что ваша страховая компания может отказаться выплачивать страховое возмещение пострадавшей стороне по ОСАГО, если вы совершили ДТП в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, автомобиль был неисправен, за рулем сидели не вы, или вы сбежали затем с места происшествия. В этих случаях вам придется восстанавливать поврежденное авто за свой счет.

В заключении стоит отметить, что нанесение даже незначительного ущерба чужому автомобилю при парковке во дворе или выезде считается полноценным ДТП и требует возмещения ущерба пострадавшей стороне. Существует несколько правильных сценариев поведения, если вы зацепили или поцарапали чужую машину: вы можете лично договориться с автовладельцем о компенсации, либо вызвать ГИБДД, оформить протокол происшествия и подключить к возмещению ущерба своего страховщика по полису ОСАГО.

Но чего вам нельзя делать, так это уезжать с места происшествия, так как вас потом могут наказать по статье 12.27 КоАП. Если вы не хотите платить серьезные штрафы, лишиться ВУ на 1.5 года или получить арест на 15 суток, всегда дожидайтесь владельца авто и договаривайтесь с ним. А лучше сразу вызывайте ГИБДД и оформляйте протокол: лучше заплатить штраф и возмещение по ОСАГО, чем потом доказывать в суде свою невиновность и восстанавливать чужую машину за свой счет.

Читайте также:  Полировка автомобиля после покраски своими руками

Что такое опасное вождение?

Шашечникам, учителям, обочечникам, междурядникам и другим принципиальным товарищам посвящается.

В ближайшее время в ПДД введут понятие “опасного вождения”, а в статьях двенадцатой главы кодекса об административных правонарушениях появятся соответствующие наказания. Наказания будут жёсткие, от 5000 рублей. Итак, термин

Опасное вождениенеоднократное совершение одного или совершение нескольких следующих друг за другом действий, связанных с нарушением Правил, выражающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения; перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия; несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства; несоблюдении бокового интервала; необоснованном резком торможении; препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.

Рассказываю на видеороликах, сделанных правительственной комиссией по обеспечению безопасности дорожного движения. Сначала смотрим, ниже критикуем.

ШАШКИ— перестроения при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.

УЧИТЕЛЯ— необоснованное резкое торможение перед другим транспортным средством или воспитательство

УПЁРТЫЕ — сознательное препятствование обгону.

ТОРОПЫГИ — Торопыги дышат в спину и не соблюдают безопасную дистанции до движущегося впереди транспортного средства. Про них тоже есть видеоролик. Почему именно Кайен показан в роли торопыги непонятно, возможно у авторов роликов комплекс неполноценности. Но факт остаётся фактом — так делать нельзя, это опасное вождение. Торопыга здесь выступает также в роли борца с леворядными тошнотами, хотя авторы видео винят его только в несоблюдении безопасной дистанции.

НЕРВЯКИ или ПОДРЕЗАЛЫ— невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения также считается опасным вождением. Видео объясняет.

ГРЯДКИ— Несоблюдение бокового интервала также считается опасным вождением. На видео показан мотоциклист, но к этой терминологии также приходят обочечники и прочие товарищи, которые из двух размеченных рядов делают три и более. Как быть с неразмеченными дорогами?

КРИТИКА
Я давно слежу за развитием истории с введением термина и штрафов за опасное вождение. На сегодня у меня есть вопросы к каждому пункту и к концепции вообще, поскольку каждый из пунктов УЖЕ ЕСТЬ В ДЕЙСТВУЮЩИХ ПДД.

Шашки и нервяки — П.8.1 ПДД: Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения. П.8.4: При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

Торопыги и грядки — П.9.10: Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения. П.9.9: Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 — 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов.

Учителя и упёртые — П.8.1: Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения. П.11.3: Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями.

С одной стороны всё это прописано в ПДД и правительство можно обвинить в изобретении велосипеда, но тут важный момент в том, что ужесточена ответственность. Опасное вождение оно не про нарушение ПДД, а про создание угрозы жизни. То есть если ты просто нарушил статью про обочины, то с тебя 1500 рублей, а если сделал это в плотной городской пробке, будь готов выложить 5000 и более. Понимаете? “Сам себе дурак” это сумасшедший, душевнобольной или просто истеричка, а дурак, опасный для других — это преступник.

Какая будет правоприменительная практика и фиксация угадать сложно, поскольку субъективизма хватает и в нынешних ПДД и в этих новых инициативах. Для борьбы с нарушителями в законе всё есть, но вместо простого повышения штрафов общественники и правительство оборачивают это в термины опасности для жизни. Скептики считают, что если сейчас ПДД не выполняются в основной массе своих требований, то и с введением новых статей и пунктов выполняться не будут. Оптимисты? Оптимисты эту терминологию разработали и рассчитывают на снижение показателей смертности и общее улучшение ситуации на дорогах.

Опасное вождение в ПДД в вопросах и ответах

Опасное вождение [current-date:custom:Y]

Агрессивная езда никогда не приветствовалась исполнителями власти в лице сотрудников ГИБДД. И летом 2016 года появился соответствующий запрет в ПДД. Но штрафа за опасное вождение не было очень долго. В чём же заключается “закон об опасном вождении“, как избежать наказания за него в 2022 году, какая статья и пункт КоАП и Правил его регулирует и что вообще считается опасным управлением? Давайте выяснять по порядку!

Читайте также:  Можно ли ехать по трамвайным путям? В каких случаях?

Что считается опасным вождением?

Этот термин достаточно подробно разжёван в соответствующем пункте 2.7 Правил дорожного движения. Но от объёма текста он, к сожалению, не стал чётким и определённым.

Итак, опасная езда – это совокупность определённых манёвров, которая совершилась водителем более одного раза. Такие манёвры включают в себя:

  • перестроение с созданием помехи,
  • перестроение при интенсивном движении (даже если помеха не создавалась, то всё равно будет считаться опасное вождение), если манёвр совершается не для поворота или разворота, а также не для объезда препятствия или остановки,
  • несоблюдение дистанции,
  • несоблюдение бокового интервала,
  • если вы резко затормозили, а этого не требовалось во избежание ДТП,
  • если вы препятствовали обгону.

Есть 2 важных условия, при которых все перечисленные манёвры подпадают под термин “опасное вождение”:

  1. они должны быть совершены неоднократно – причём, комбинация из любых двух (даже разных) действий уже образует опасное вождение,
  2. такие действия должны повлечь реальную угрозу ДТП, в том числе с гибелью или ранениями людей.

Официальная трактовка соответствующего пункта ПДД выглядит следующим образом:

опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения ДТП, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и/или движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создаёт угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.

Таким образом, если вы в потоке автомобилей более одного раза: тормозили без причин, перестроились, создав помехи, перестраивались при интенсивном потоке, когда заняты все полосы движения, препятствовали обгону, слишком близко приблизились к впереди едущей машине или проехали слишком близко сбоку от другого авто, и тем самым создали угрозу ДТП, то по состоянию, актуальному на 2022 год, это и есть опасное вождение.

Типичные примеры агрессивной езды – подрезание другого авто или “учительствование”, когда вы опережаете/обгоняете и затем оттормаживаете другой автомобиль. Именно об этом, вероятнее всего, думали законодатели, вводя в ПДД данный термин.

Что не считается?

Определённо, под агрессивную езду не могут подпадать такие ситуации и манёвры водителя по определению термина:

  • перестроение без включённых поворотников,
  • поворот из второго ряда (в случаях, когда это запрещено Правилами),
  • “виляние” из стороны в сторону в пределах своей полосы (при наличии разметки),
  • несоблюдение дистанции или бокового интервала до стоящего впереди/сбоку автомобиля (в пробке, к примеру),
  • превышение скорости, равно как и слишком быстрый разгон со светофора,
  • дрифтинг,
  • и любые другие манёвры или нарушения ПДД, которые не перечислены прямо в условиях пункта 2.7.

Какой штраф?

Штрафа за опасное вождение по состоянию на 06 Августа 2022 года нет. Но он активно планируется. Так, уже разработан соответствующий законопроект о введении в КоАП нового штрафа за это нарушение. На данный момент он принят в первом чтении.

Данный проект закона предполагает введение в Административный кодекс новой статьи – 12.38. За штрафы в области дорожного движения отвечают все статьи с номером, начинающимся с 12 и сейчас нумерация идёт до 12.37.

Вот так будет звучать нововведённое наказание:

Опасное вождение – влечёт наложение административного штрафа в размере 5000 рублей.

Таким образом, штраф за опасное вождение может составить 5 тысяч рублей. Более никаких наказаний за это нарушение не планируется: ни лишения прав, ни административного ареста, ни дополнительных наказаний и мер обеспечения в виде эвакуации на штрафстоянку, конфискации чего-либо и других.

На данный момент проект штрафа за агрессивное вождение принят в первом чтении. Ему предстоит ещё 2 чтения, в рамках которых его примут либо отклонят. Посмотреть официальный текст законопроекта.

Можно ли будет получить штраф за опасную езду на камеру?

Нет. Мало того, что об этом пока ничего не говорится в официальных источниках, но камеры автофиксации просто не способны на 2022 год выявить такое технически сложное нарушение. Ведь, напомним, чтобы вынести наказание, должны быть соблюдены 2 важных условия:

  • каждый перечисленный в условиях опасного вождения манёвр должен быть совершён неоднократно в течение короткого промежутка времени,
  • такие манёвры должны создать угрозу ДТП.

Более того, факт создания помехи камера также не может уличить, потому как помеха обязательно должна сопровождаться изменением скорости и/или траектории движения того, кому она создана. Поэтому штрафа за агрессивную манеру езды камеры выносить не смогут.

А как можно будет получить?

Даже сотрудник ГИБДД на дороге не сможет выписать штраф за опасное вождение. Но это вовсе не значит, что запрет вводится только на бумаге, а по факту можно нарушать.

Здесь ситуация аналогична многим другим сложно уличимым нарушениям, и инспектор ДПС на дороге вправе будет только составить протокол. То есть, обнаружив опасную езду, вас всё равно остановит сотрудник и возбудит административное дело. Вот только рассматривать его он не уполномочен. А имеет на это право только его начальник.

Таким образом, порядок действий сотрудника ГИБДД на дороге будет выглядеть следующим образом:

  1. инспектор видит, что вы неоднократно нарушаете ПДД агрессивными манёврами (например, сначала перестроились, создав помеху, а потом подрезали),
  2. останавливает вас и составляет административный материал – протокол; протоколом возбуждается дело об административном правонарушении, куда вписываются все имеющие отношение к нарушению обстоятельства, а также ваши ФИО, данные инспектора, место, дата и время нарушения, место, дата и время рассмотрения дела, ваши объяснения,
  3. далее инспектор вас. отпускает в добрый путь с вручённой вам копией протокола, где указаны место, дата и время рассмотрения вашего нарушения ПДД и на которое вы обязаны явиться,
  4. экземпляр протокола, который остался у сотрудника, передаётся его непосредственному начальнику,
  5. начальник на разборе в назначенное время в вашем присутствии или отсутствии решает, вынести постановление или нет,
  6. если принято решение вынести постановление (это и есть уже назначенный штраф за опасное вождение), то его копия вручается вам либо высылается по почте, если вы не явились на разбор.
Читайте также:  Минимойка для автомобиля - как не ошибиться при выборе

Какие критерии опасного вождения?

Хотя официальный текст ПДД и содержит четкие криетрии нарушения правил, все же касаемо агрессивного вождения непонятными остаются много фактов:

  • Какой промежуток времени должен пройти между двумя нарушениями, чтобы это в совокупности стало опасным вождением: 5 секунд, минута, день, месяц? Ответа на этот вопрос закон не даёт.
  • Должен ли инспектор доказать опасное вождение и как? Этот вопрос мы рассмотрим подробнее немного ниже.
  • Что считать интенсивным движением, когда нельзя перестраиваться? Законодательство 2022 года не содержит ни критериев такой интенсивности, ни даже определения. Более того, водитель всегда может сказать, что он собирался поворачивать или развернуться, и тогда это уже не нарушение.
  • Что такое безопасная дистанция и боковой интервал? В ПДД нет ответа на вопрос, “сколько мерить в метрах?”, равно как нет определения безопасности дистанции. Есть только прецедентность этих понятий – если не случилось ДТП, значит, они безопасны.
  • И главное – наличие такого условия, как угроза ДТП. Как его понимать? Если ДТП не было, значит ли это, что это не опасное вождение?

К сожалению, ответ на многие из вышеперечисленных вопросов не в пользу водителя. Как гласит КоАП, тот, кто рассматривает дело, принимает решение по своему личному убеждению. Посчитал инспектор, что движение интенсивное – штраф, не поверил, что вы перестраивались, чтобы развернуться – штраф, посчитал боковой интервал небезопасным – снова штраф.

Опасная езда в ПДД — что означает и какие штрафы предусматривает?

В правила дорожного движения регулярно вносятся различные изменения, насколько они хороши и эффективны, покажет время, но знать о происходящих изменениях должен каждый автолюбитель.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 350-37-25 . Это быстро и бесплатно !

В частности в июне 2016 года была внесена очередная поправка, которая в первую очередь коснулась «агрессивных» водителей. Именно в этой поправке впервые появился такой термин как «Опасное вождение», однако не совсем понятно, что кроется под этой фразой и чего стоит опасаться водителю.

На этой почве в автомобильном сообществе появилось много споров и дискуссий и что бы окончательно понять значение введённых правок, давайте разберёмся, что же такое «Опасная езда».

Понятие опасного движения в ПДД

Согласно действующих правил дорожного движения, опасная езда – это неоднократное последовательное совершение одного или нескольких действий, в ходе которых может возникнуть аварийная дорожная ситуация или дорожно-транспортное происшествие.

Какие нарушения относятся к опасному движению?

Действия водителя можно классифицировать как «Опасное вождение» в следующих случаях:

  1. Игнорирование транспорта, имеющего на дороге преимущество, проще говоря, невыполнение требования «уступи дорогу». Под транспортом, имеющим преимущество, подразумеваются кареты скорой помощи, пожарные автомобили и полицейский транспорт.
  2. Выполнение действий, направленных на создание препятствий при выполнении обгона.
  3. Не соблюдение безопасной дистанции и боковых интервалов между автомобилями в движении.
  4. Не обоснованном резком торможении. Оправданием в данном случае может быть то, что водитель стремился избежать ДТП.
  5. Постоянное перестроение при всех занятых полосах.
  6. Отдельное внимание уделяется ситуациям, в ходе которых возникает опасность причинения вреда жизни и здоровью, а так же риск связанный с нанесением материального ущерба.

Как фиксируется нарушение?

Один из главных предметов для спора не только среди водителей, но и инспекторов и даже среди пешеходов, которых как ни крути, а новый закон так же касается напрямую.

Проблема заключается в следующем:

  1. Совершение противоправных действий, классифицируемых как «опасная езда» возможно где угодно и когда угодно, а поставить на каждый перекрёсток инспектора ГИБДД просто нереально.
  2. Вопрос так же возникает и обоговоренных безопасных интервалов, каким образом будет происходить замер, и где вообще указан этот «безопасный интервал».

На сегодняшний день предлагается производить фиксацию и доказательство факта нарушения с использованием следующих способов:

  • Фиксация нарушений с помощью технических средств, таких как автомобильные видеорегистраторы. Хотя фактически конечно можно заснять агрессивного водителя хоть на телефон в любом случае это будет лучше, чем ничего.
  • Не редко уже после дорожно транспортного происшествия можно будет оправдать себя если найти записи с уличных камер. Речь идёт не только о тех, что устанавливаются на перекрёстках, но и вполне могут пригодиться записи с частных камер расположенных на магазинах и домах.

Как определяется опасное движение инспектором ГИБДД?

Ещё один повод для споров и конфликтов, ведь многие автовладельцы попросту опасаются неправомерных действий со стороны сотрудников ГИБДД. Каким же образом инспектор будет определять факт опасного вождения?

Среди ответов на данный вопрос, которые дают уполномоченные лица, встречаются следующие формулировки:

  1. Поводом для остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД может послужить неадекватное и агрессивное поведение водителя в потоке. Например, если автомобиль резко перестроился из одной полосы в другую, при этом, не убедившись, что его пропускают и тем самым замедлил полосу движения и создал опасность дорожно транспортного происшествия. На самом деле вариантов огромное множество и каждый водитель периодически сталкивается с ними на дороге.
  2. Так же под пристальное внимание сотрудников попадут так называемые «учителя», любители покататься по обочине, лихачи, играющие в «шашки» в потоке и т.д.
  3. Сложностью определения таких правонарушений является то, что фактически, если нет фиксации, то одни лишь слова инспектора в принципе не могут иметь вес, т.к. презумпцию невиновности никто, конечно же, не отменял. Следовательно, под наказание попадут только те водители, которые «засветят» своё нарушение на фиксирующие устройства. В итоге мы имеем не совсем эффективный механизм наказания виновных, но при этом исключается превышение должностных полномочий со стороны инспекторов.
Читайте также:  Какой автомобиль лучше: Chevrolet Captiva или Ford Kuga

Наказание и штрафы за опасное вождение

Учитывая общую «размытость», и достаточное количество исключающих факторов, наказание за такую провинность планируют достаточно серьёзное, точнее стандартного штрафа в 500 рублей показалось мало, в связи с тем, что зачастую опасные манёвры на дороге действительно таят в себе значительную угрозу, и на сегодня есть следующие данные:

  • В денежном эквиваленте нарушение будет наказываться штрафом до 5000 рублей, в зависимости от совершённых действий.
  • На рассмотрении так же инициатива, в особых случаях лишать водителя права управления транспортным средством.
  • Так же, есть информация, согласно которой в исключительных случаях может быть возбуждено уголовное дело со всеми вытекающими последствиями, хотя в данном случае речь, скорее всего, идёт о тех случаях, когда из-за агрессивного поведения водителя происходит дорожно транспортное происшествие с пострадавшими.

Вопрос в том, что данный законопроект требует серьёзной доработки и вот тогда, возможно, он начнёт работать на пользу обществу.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 350-37-25 (Москва)
+7 (812) 309-53-42 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно !

Бесплатная онлайн-консультация автоюриста

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 350-37-25 (Москва)
+7 (812) 309-53-42 (Санкт-Петербург)

Опасное вождение в правилах дорожного движения

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет об изменениях, которые вносятся в правила дорожного движения с 8 июня 2016 года. Начиная с этой даты текст правил будет дополнен новым абзацем, запрещающим опасное вождение.

Рассмотрим понятие опасное вождение, а также действия водителей, которые могут быть квалифицированы, как опасное вождение. Приступим.

Понятие опасное вождение в ПДД

Понятие опасное вождение вносится в пункт 2.7 ПДД:

опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.

Понятие довольно громоздкое, поэтому рассмотрим его по частям.

Нарушения, которые относятся к опасному вождению

В приведенном понятии, есть несколько нарушений, которые относятся к опасному вождению:

1. Невыполнение требования уступить дорогу транспортному средству при перестроении (пункт 8.4 ПДД).

2. Перестроение при интенсивном движении (пункт 9.4 ПДД).

3. Несоблюдение безопасной дистанции и бокового интервала (пункт 9.10 ПДД).

5. Препятствование обгону (пункт 11.3 ПДД).

Все перечисленные нарушения уже были описаны в правилах дорожного движения, поэтому для законопослушных водителей термин “Опасное вождение” не несет абсолютно ничего нового.

Условия, при которых вождения является опасным

1. Водитель должен совершить несколько нарушений следующих друг за другом. При этом может иметь место как многократное нарушение одного из пунктов (например, несколько перестроений), так и нарушение разных пунктов (например, перестроение + резкое торможение).

2. Водитель должен создать ситуацию, при которой движение его автомобиля или попутных транспортных средств создает опасность для людей и имущества.

На самом деле термин получился достаточно сложным, поэтому у водителей могут возникнуть сложности с определением того, является ли движение наблюдаемого автомобиля опасным. При этом возникают следующие вопросы:

А. Нарушения должны следовать друг за другом. Это понятие никак не конкретизировано, поэтому интервалы между нарушения могут быть весьма значительными.

Б. Некоторые из перечисленных нарушений можно зафиксировать только в случае возникновения дорожно-транспортного происшествия. Например, пункт номер 3 (безопасная дистанция и боковой интервал). Дистанция и интервал будут безопасными до тех пор, пока не произойдет столкновение. Даже если водитель будет ехать в миллиметре от бампера предыдущего автомобиля, но не допустит столкновение, дистанция будет считаться безопасной.

В. Нарушения должны создать угрозу гибели или ранения людей, повреждения имущества. Однако остается непонятным, как определить, создают ли действия водителя угрозу, если столкновение транспортных средств не произошло.

Штраф за опасное вождение

Текущие изменения вносятся только в правила дорожного движения, поэтому никакое дополнительное наказание за опасное вождение не вводится. Таким образом, за все допущенные нарушения, входящие в “Опасное вождение”, могут быть наложены штрафы по соответствующим статьям КоАП:

Не уступить дорогу ТСпредупреждение или 500 рублейстатья 12.14, часть 3
Перестроение при интенсивном движении1 500 рублейстатья 12.15, часть 1
Несоблюдение дистанции и бокового интервала1 500 рублейстатья 12.15, часть 1
Резкое торможение1 500 рублейстатья 12.15, часть 1
Препятствование обгону1 500 рублейстатья 12.15, часть 1

Для чего введен термин “Опасное вождение”?

Судя по всему, новое понятие “Опасное вождение” в ближайшее время будет добавлено и в кодекс об административных правонарушениях. Соответственно, многократное нарушение правил дорожного движения повлечет более суровое наказание, чем несколько нарушений по отдельности. В настоящее время существует законопроект, предусматривающий введение наказания за опасное вождение.

А как Вы относитесь к новому понятию “Опасное вождение”? Станет ли движение по российским дорогам безопаснее после введения данного термина?

Опасное движение – новые изменения в ПДД

Определение «опасное движение» еще не совсем понятно для всех участников дорожного движения, но закон уже вышел и вступил в силу. Так, опасное вождение – это достаточно длинное и поверхностное определение, которое весьма активно обсуждается жителями нашей страны, также к нему применяются немалые штрафы. В данной статье будет подробно рассмотрено, что собой представляет «опасное движение».

О необходимости штрафов либо еще более жестких санкций (например, лишение прав) за относительно агрессивную езду говорится давно. Эта тема берет начало уже более чем двадцать лет назад. Но термин «опасное вождение» был предложен для введения в закон ПДД совсем недавно.

Читайте также:  Техосмотра автомобиля: порядок, документы, диагностическая карта, сроки прохождения

Термин преобразовали и сократили, сделали более точным и понятным для водителей. Теперь в силу вступили обновленные ПДД, которые категорически воспрещают водителю всякое опасное вождение.

Что означает определение «опасное вождение»

Нововведение в ПДД представлено в виде проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменения в ПДД РФ».

Согласно пункту 2.7, водителю запрещается опасное вождение, которое происходит в систематическом совершении одного или нескольких, последующих друг за другом маневров, заключающихся:

  • в нарушении при перестроении требования уступить дорогу автомобилю, который пользуется преимущественным правом на дороге;
  • в перестроении при скоростном движении, когда все полосы движения заняты, кроме следующих ситуаций: поворот налево/направо, разворот, остановка/объезд препятствия;
  • нарушение безопасной дистанции до движущегося автомобиля спереди;
  • не поддерживание боковой дистанции между машинами;
  • в резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия;
  • в препятствии обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и движение других участников движения на дороге в том же направлении и с той же скоростью, создает угрозу аварии;
  • в повреждении транспортных средств, сооружений, грузов или причинения другого материального ущерба.

Из прочитанного выше мы можем сделать вывод, что вождение считается опасным лишь при выполнении какого либо крайне опасного маневра на дороге во второй раз (при одноразовом выполнении нарушение закона не совершается).

Рассмотрим поподробнее на примерах:

  1. Вы действительно можете создать помеху тому водителю, который движется по полосе, а вы как раз собираетесь в нее перестроиться. Помехой будет считаться, если вы заставили данного водителя изменить скорость, направление движения.
  2. Попытка перестроиться в другую полосу при весьма плотном движении (идет речь о замедленном движении во время пробки, когда машины стоят очень близко друг к другу, а водитель пытается «втиснуться» в полосу, где движение идет несколько быстрее, хотя расстояние между машинами не более одного метра).
  3. Слишком близкая дистанция между впереди едущим автомобилем (хотя такая дистанция по факту не существует) только в случае, если происходит ДТП.
  4. Опять-таки штраф за несоблюдение расстояния между боковыми машинами (хотя точного расстояния фактически нигде не написано), зато штраф существует.
  5. Очень резкое торможение без каких-либо на то оснований.
  6. Препятствие водителю, следующему сзади для обгона вашего автомобиля.

Разобравшись с правилами, стоит отметить, что все достаточно просто.

Когда инспектор ГИБДД имеет право оштрафовать водителя

Тщательно прочитав пояснительную записку, можно сделать вывод, что термин «опасное вождение» позволяет наказать нарушителя штрафом в том случае, когда он совершил многократное количество нарушающих маневров за очень маленький период.

Рассмотрим пример: если вы за 1 минуту в плотном потоке машин успели 2-3 раза перестроиться из ряда в ряд, оттормозить автомобиль, который следовал сзади, – это будет считаться «опасным движением».

Однако в законе говорится о том, что никто не может быть наказан, пока его вина не доказана. В данном случае нужно, чтобы нарушения были зафиксированы. Поэтому если на вас составили протокол, но никаких доказательств нарушения нет, то вы вполне можете обжаловать его. Однако при этом никто не станет отменять наказание для вас.

Сложность также возникает и в том, что сейчас существуют нарушения, которые визуально никак не фиксируются, однако за них давно штрафуют. В список таких штрафов можно внести:

  • непристегнутый ремень безопасности у водителя либо пассажира;
  • фары запрещенного цвета;
  • темная или съемная тонировка стекол автомобиля и тому подобное, для чего не требуется прибор измерения скорости.

Какой именно штраф предусмотрен за опасное движение

Законом установлен показатель в 5 тысяч рублей. О лишении прав пока речь не идет.

Немного из истории…

Оказывается, что внедрение штрафа за «опасное движение» не новое, потому что во времена СССР оно уже имело место. Тогда было несколько проще: обычная ситуация, которая заставляла других участников дорожного движения слишком резко тормозить или изворачиваться от нарушителя во избежание аварии, уже считалась «опасным вождением».

Но наказание отсутствовало, так как в то время не было ни видео, ни фотофиксаторов, поэтому все сошло на нет.

Штраф за опасное вождение

Еще с момента принятия правил дорожного движения существовала проблема с неадекватным поведением некоторых водителей на дороге, которое как бы не нарушает действующие правила, но при этом создаёт явную опасность дорожному движению. Последние несколько лет на законодательном уровне планировали ввести понятие и штраф за опасное вождение.

В 2016 году проект был внесен на рассмотрение в законодательный орган, где и был утвержден. В связи с этим уже в 2016 году в правила дорожного движения было внесено изменение, вносящее в пункт 2.7 понятие опасного движения. В том же году на рассмотрение было внесено предложение о добавлении новой статьи в административное законодательство, в которой должна была быть установлена ответственность. Этот законопроект был одобрен в первом чтении, но на сегодняшний день он все еще не вступил в силу.

Что признается опасным вождением

Закрепленное в ПДД определение вполне исчерпывающие и содержит широкий перечень действий. Согласно определению, под опасным вождением следует понимать многократное выполнение водителем целого ряда действий.

К ним следует относить:
  • любые движения, причиняющие ущерб имущественного или материального характера, а также создающие потенциальную угрозу возникновения вреда. Сюда относится как повреждение самих автомобилей, так и их грузов;
  • маневры, ставящие под угрозу безопасность дорожного движения, а также способные причинить вред жизни и здоровью остальных участников дорожного движения.

На практике конкретный перечень опасных действий просто огромен, поэтому в определение не дано их перечисление. Однако благодаря такому обобщению квалифицировать как опасную езду можно довольно большой список движений.

Важно отметить, что причиненный ущерб, либо же его вероятность должна быть действительной и реальной в жизни. Это означает, что непосредственно действия водителя должны или могут спровоцировать какие-либо неблагоприятные последствия. Потенциальные и воображаемые трудности остальных участников дорожного движения не могут служить основанием для признания опасного вождения.

Читайте также:  Как не купить машину-перевёртыш и чем она опасна

Что может считать агрессивным вождением

Исходя из данного законодателем определения, можно составить примерный перечень действий, признаваемых как опасная езда.

На дороге наиболее распространены следующие из них:
  • отказ в предоставлении преимущества другим водителям, когда это необходимо, а также полное игнорирование правил. Например, перестроение без включенного сигнала поворотник на крайне близкой дистанции, а также завершение подобного маневра с подрезанием другого автомобиля;
  • непредставление преимущества при обгоне, либо создание препятствий водителю, планирующему начинать манёвр. Например, специальный выезд перед обгоняющим;
  • так называемые «шашки», когда водитель многократно и беспричинно совершает большое количество перестроений из ряда в ряд. Иногда возможен вариант с выездом на встречку;
  • несоблюдение требований ПДД по минимальной безопасной дистанции. Это в первую очередь касается водителя, находящегося позади. Также требование распространяется и на боковой промежуток между автомобилями;
  • резкое торможение, когда в этом нет явной необходимости.

ВНИМАНИЕ . Вышеперечисленный список является исчерпывающим. Поскольку внести все действия в закон довольно проблематично, в дальнейшем, исходя из практики и анализа, можно будет расширять определение, чтобы под ответственность можно было привлечь более широкий круг нарушителей.

Стоит отметить, что любое из вышеперечисленных действий должно совершаться водителем умышленно и целенаправленно.

Опасную езду можно охарактеризовать следующими признаками:
  • это целая череда или серия движений, совершаемых водителем. Между ними должен быть минимальный или короткий промежуток во времени. Так, нарушение правил перестроение несколько раз за день в разных местах города не будет признаваться опасным вождением;
  • между действиями водителя и наступившими последствиями (либо вероятностью их возникновения) должна присутствовать связь. Это означает, что вред был причинен именно из-за опасного вождения;
  • на сегодняшний день считается, что «потерпевшими» от опасного движения могут быть только водители, двигающиеся в одном направлении с нарушителем. В случае выезда на полосу встречного движения, содеянное должно быть квалифицировано по целому ряду статей КоАП РФ в зависимости от совершенного деяния.

Уже имеется объяснение по вождению в состоянии какого-либо опьянения. Несмотря на то, что с объективной стороны действия по управлению автомобилем в опьянении, а также опасное вождение схожи (поскольку внешне выглядит одинаково и вред может быть аналогичным), закон разделяет их между собой. Управление ТС в состоянии опьянения, по общему правилу, признается более опасным деянием и влечет большую ответственность.

Наши юристы знают ответ на Ваш вопрос

Бесплатная юридическая консультация по телефону: в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге, а также по всей России +7 (800) 350-56-12

Как выявляется опасное вождение

Предполагается, что первое время основная масса нарушений будет фиксироваться сотрудниками ГИБДД. Это связано с тем, что на сегодняшний день еще не создано устройств, способных эффективно и точно определять нарушителей в потоке. Исходя из определения понятно, что для привлечения к ответственности необходимо собрать доказательства в полном объеме, на которых будет видно целый ряд действий водителя. Наказать нарушителя при наличии записи только с 1 нарушением (неправильное перестроение) будет невозможно.

Также оказывать помощь смогут и рядовые автомобилисты. Они смогут предоставлять материалы с видео доказательством непосредственно в (ГИБДД). Главное, чтобы на видео попали все моменты, а также можно было различить государственный номер нарушителя. Уже отмечалось, что сотрудники ГИБДД рассчитывают на активную гражданскую позицию водителей, поскольку это повысит уровень безопасности на дорогах в общем.

Ответственность за опасное вождение

Штраф 2022 сколько платить за нарушение? Как говорилось ранее, проект о введении ответственности все еще не был принят. На сегодняшний день он находится на рассмотрении в государственной думе и пока еще не ясен срок его дальнейшего утверждения. В 2016 году проект успешно прошел 1 чтение, что значительно повышает шансы на принятие.

Проект документа находится в свободном доступе и каждый может посмотреть ход его продвижения. Изучив актуальную редакцию, можно увидеть, что планируется добавление новой статьи в административный кодекс, в которой будет установлена ответственность за опасное вождение.

ВНИМАНИЕ . Предполагаемая санкция будет выражаться в наложении штрафа 5 тысяч рублей. Ужесточение ответственности, также, как и ограничение в праве управления транспортным средством не предусмотрено.

Поскольку невозможно точно определить график работы государственной думы, еще рано говорить, когда вступит в силу закон. Можно точно утверждать, что это произойдет не ранее лета, поэтому все слухи о том, что инспекторы уже начали накладывать штрафы за опасное вождение являются ложью.

Отмена наложенного взыскания

Поскольку закон еще не принят, нельзя точно говорить о процедурах по отмене наложенного взыскания. Естественно, что в первое время будет совершаться много ошибок. Это будет происходить до того момента, пока не будет выработана судебная практика, а также не даны разъяснения сотрудникам ГИБДД.

Порядок обжалования во многом будет зависеть от конкретной санкции. На сегодняшний день не предполагается лишать водителей права на управление, поэтому применять наказание будут инспектора. Если добавят возможность по ограничению права управления, то все дела будут рассматриваться в судебном порядке.

Сегодня уже применяется штраф за несоблюдение дистанции водителем. Такие действия, совершаемые многократно могут быть признаны опасным вождением. Поэтому процедуру можно использовать аналогичную этой статье. За несоблюдение дистанции предусмотрен штраф 1500 рублей.

ВАЖНО . Для того, чтобы его оспорить потребуется наличие доказательств в виде записи, либо фотографий, а также поданное заявление. Его можно направить как инспектору, так и в суд.

Практика по этим делам исходит из того, что правонарушением считается совершенным только после наступления последствий – после столкновения автомобилей. В 9 из 10 случаев будет виновен водитель, находившийся позади, поэтому шансов обжаловать наложенный штраф практически нет, но такая возможность предусмотрена.

Есть ли штраф за опасную езду

Стране необходим закон, позволяющий укротить хулиганов, опасная езда которых становится причиной возникновения аварий. В данный момент государственными органами рассматривается возможность наложения штрафов за экстремальный вид вождения. Под это понятие попадают несколько видов нарушений правил дорожного движения.

Характеристики опасного вождения

Ничего нового законодатели страны не придумали, за основу закона об опасном вождении берутся соответствующие правила дорожного движения Европейских стран. Под определение агрессивной езды попадают несколько опасных видов маневрирования.

Читайте также:  Можно ли раскрасить автомобиль в цвета полиции, скорой или пожарной служб?


«Опасное вождение»– это совокупность действий, преднамеренно совершаемых участником дорожного движения, которые сопровождаются нарушениями ПДД. Агрессивная езда это:

  • невыполнение требования уступить дорогу спецтранспорту, оборудованному проблесковым маячком и сиреной (автомобилям скорой помощи, пожарной безопасности, МЧС, полиции);
  • невыполнение требований знака дорожного движения, указывающего на необходимость уступить дорогу транспорту, имеющему преимущество;
  • частые перестроения, сопровождающиеся подрезанием;
  • рывок с места с пробуксовкой;
  • движение на красный свет;
  • разворот через сплошную полосу;
  • остановка на перекрестке (кроме поломки);
  • несоблюдение скоростного режима, дистанции, бокового интервала при обгоне и параллельном движении;
  • резкое торможение (за исключением аварийной ситуации);
  • создание препятствий для обгона.

За несколько типичных опасных маневров, характерных для водителей южных городов России, сотрудники ГИБДД наказывают штрафом по другим статьям. В их число входят:

  • движение по тротуару, пешеходной зоне (ст. 12.15 КоАП);
  • перестроение через сплошную линию, на пешеходном переходе;
  • обгон справа.

Законом предусмотрено наказание за активное проявление агрессивных эмоций, нецензурную брань, попытки перейти к рукоприкладству. Сложность введения штрафа состоит в том, что для того, чтобы наказать водителя, инспектор должен быть свидетелем совокупности нарушений, совершаемых друг за другом за короткий промежуток времени. В то же время внесение в ПДД статьи, позволяющей наказывать за опасную езду, позволит устранить распространенные ситуации, возникающие на дорогах повсеместно.

Примеры агрессивной езды

Штраф за агрессивное вождение в России необходим. Несколько видов нарушения ПДД можно наблюдать ежедневно как в больших городах, так и в маленьких населенных пунктах:

  • Резкое необоснованное торможение. Является частой причиной аварий. В России штраф за подобное действие не налагается, вина за столкновение ложится на водителя идущей сзади машины. Этим часто пользуются мошенники, подставляя под удар свои авто. В любом случае приехавшие на место сотрудники ГИБДД сочтут, что виноват тот, кто не соблюдал дистанцию. Доказывать, что впереди идущая машина несколько раз подряд резко сбрасывала скорость и создавала препятствие для обгона, бесполезно, если только все эти действия не будут зафиксированы регистратором.
  • Невыполнение требований сотрудников полиции прекратить движение. Штраф за опасное вождение подойдет для ситуации, когда преступник, уклоняясь от погони, совершает подряд несколько маневров, ведущих к столкновению с машинами, пешеходами, порче чужого имущества. До сих пор наказание за подобные действия производилось за каждое отдельное нарушение. Изменения в ПДД позволят объединить совокупность моментов в понятие опасное вождение и ввести штраф.
  • Подрезание. Самый распространенный опасный маневр, при котором риск столкновения авто максимален. Происходит, когда один из участников движения пытается найти лазейку между машинами, идущими сплошным потоком. Маневрируя, он стремится ускорить прохождение загруженного участка дороги.
  • Резкий разворот влево из крайнего правого ряда. При этом машина может дернуться, резко сменив направление без включения сигнала поворота. Остальным участникам движения остается только полагаться на интуицию и скорость реакции. Мотивация у водителя при этом достаточно простая, как правила, он просто забыл перестроиться заранее.
  • Мотоцикл, движущийся по обочине, тротуару.

Как фиксируется

Доказать факт состоявшегося противоправного деяния можно несколькими способами, предоставив прибывшему на место аварии полицейскому видеосъемку с места происшествия или свидетельские показания.

Подать жалобу на человека, чье агрессивное вождение было зарегистрировано камерой в авто, можно:

  • лично инспектору;
  • почтовым отправлением;
  • на сайте ГИБДД.

Жалоба должна быть оформлена так, чтобы было понятно, в какое время и где были совершены хулиганские действия, сопровождавшиеся нарушением ПДД. В заявлении обязательно указываются номера машин участников инцидента и контактные данные свидетелей.

Фиксирование нарушений происходит также при помощи специального технического оснащения. На улицах многих населенных пунктов круглосуточно работают видеокамеры системы городской общественной безопасности. Полицейские автомобили также оборудованы камерами. Полученные с них записи будут использоваться для привлечения к административной ответственности водителей, хулиганствующих на дорогах.

Важно знать! Вынужденные резкие маневры, вызванные экстренной необходимостью, такие как торможение, предотвращающее столкновение, не могут считаться нарушением.

Существует ли штраф за преднамеренно опасное вождение

В России понятие «опасное вождение» появилось в 2016 году. Законопроект несколько раз откладывался. На данный момент в КОАП существуют статьи, описывающие отдельные виды агрессивного поведения водителей авто, и регламентирующие способы наказания за подобные проступки. Штраф за преднамеренно опасное вождение должен появиться в РФ с 2019 года.

Таблица 1. Сколько заплатит дорожный нарушитель за отдельные типы хулиганской езды.

Классификация проступкаВзыскание
Слишком часто перестраивался в сплошном потоке движущегося транспортаПредупреждение либо протокол с требованием оплатить 500 руб.
Не соблюдал боковую дистанцию между рядами1500
Допустил резкое торможение
Создавал препятствие для обгона

Во многих странах Европы за опасную езду взимается штраф. Кроме этого полицейские имеют право изъять у нарушителя водительское удостоверение. В этих государствах нет понятия «опасная езда», здесь участников дорожного движения наказывают за «агрессивное вождение».

Будут ли изменения в ПДД

Государственная дума намерена рассмотреть законопроект и ввести штраф за опасное вождение в 2019 году. Как будут наказывать людей, практикующих агрессивный стиль езды, зависит от допущенного ими нарушения. Предполагается, что новый закон вступит в силу с 1 июля текущего года. Сумма штрафа составит 5000 рублей.

Обязательные условия для привлечения к ответственности:

  1. Во время движения машины были зафиксированы неоднократные нарушения ПДД. Могут совершаться разные действия либо несколько раз подряд одинаковые.
  2. Водитель авто создал на дороге ситуацию, которая могла привести к гибели людей, порче чужого имущества.

Важно знать! Закон, позволяющий наказывать людей, не умеющих уважать остальных участников дорожного движения, необходим.

Его введение позволит навести порядок на дорогах. Чтобы избежать негативных последствий, достаточно ехать спокойно и не провоцировать своими действиями окружающих на встречную агрессию. После внесения изменений в ПДД инспектор будет вправе остановить водителя, слишком часто перестраивающегося из ряда в ряд и проверить его документы.

Ссылка на основную публикацию