Как потерпевший может прекратить уголовное дело по побоям?
Здравствуйте. Как потерпевший может прекратить уголовное дело по побоям?
Адвокат Антонов А.П.
Добрый день!
Согласно ст.116.1 УК РФ, нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, и не содержащих признаков состава преступления, предусмотренного статьей 116 настоящего Кодекса, лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, —
наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев, либо арестом на срок до трех месяцев.
Согласно ст.20 Уголовно-процессуального кодекса, в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления уголовное преследование, включая обвинение в суде, осуществляется в публичном, частно-публичном и частном порядке.
Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 115 частью первой, 116.1 и 128.1 частью первой УК РФ Российской Федерации, считаются уголовными делами частного обвинения, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, и подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым. Примирение допускается до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора, а в суде апелляционной инстанции — до удаления суда апелляционной инстанции в совещательную комнату для вынесения решения по делу.
Уголовные дела частно-публичного обвинения возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя, но прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат. К уголовным делам частно-публичного обвинения относятся уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 116, 131 частью первой, 132 частью первой, 137 частью первой, 138 частью первой, 139 частью первой, 144.1, 145, 146 частью первой, 147 частью первой, 159 частями пятой — седьмой УК РФ Российской Федерации, а также уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 159 частями первой — четвертой, 159.1 — 159.3, 159.5, 159.6, 160, 165, 176 частью первой, 177, 180, 185.1, 201 частью первой УК РФ Российской Федерации, если они совершены индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо если эти преступления совершены членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности. К уголовным делам частно-публичного обвинения не могут быть отнесены уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 159 — 159.3, 159.5, 159.6, 160, 165, 176 частью первой, 177, 180, 185.1, 201 частью первой УК РФ Российской Федерации, в случаях, если преступлением причинен вред интересам государственного или муниципального унитарного предприятия, государственной корпорации, государственной компании, коммерческой организации с участием в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) государства или муниципального образования либо если предметом преступления явилось государственное или муниципальное имущество.
Руководитель следственного органа, следователь, а также с согласия прокурора дознаватель возбуждают уголовное дело о любом преступлении, указанном в частях второй и третьей настоящей статьи, и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. К иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором не известны.
Таким образом, уголовное дело будет прекращено по заявлению потерпевшего.
Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!
Что нужно делать, если вам нанесли побои?
В жизни каждого гражданина общества случались случаи, когда он сталкивался с незаконными действиями против близких, или становился свидетелем преступления какой-либо тяжести.
Так мы можем обратить внимание, что не являются таким уж редким фактором преступления против здоровья человека и хулиганство. Супруги ссорятся и не могут прийти к обоюдному компромиссу, что приводит к драке, в которой каждый хочет кулаками отстоять свое мнение.
Уличные бродяги или хулиганы совершают разбой, нападая на прохожего, чтобы отнять у него кошелек, часы или какой-нибудь еще ценный предмет. Также это могут быть противозаконные действия некоторых сотрудников, казалось бы, культурных учреждений.
И, все же, если конфликта избежать не удалось, куда нужно обратиться? Что же делать, если вы стали свидетелем или участником противоправных действий? Как же действовать, если вы или ваши близкие участвовали в драке или их избили. Как правильно зафиксировать побои? Куда подавать заявление о побоях? На все эти вопросы, вы можете найти ответы в данной редакционной статье.
Общая информация
Побои – это совершение насилия и причинение физической боли, но не повлекших за собой слишком серьезных последствий.
Другими словами – это повреждения, причиненные телу.
Телесные повреждения – это опасные для общества противоправное причинение вреда здоровью человека, выражающиеся в нарушении нормального функционирования органов и тканей человеческого организма. Другими словами, это причинение человеку боли, попытка повлиять на него силой.
Будь то бытовая ссора или нападение хулиганов, террористический акт, кто бы ни был обидчик, нанесший вред здоровью человека, он должен понести наказание за причиненный вред, а пострадавший должен получить первую медицинскую помощь и, если требуется, то быть госпитализированным. Для этого вам необходимо:
- получить профессиональную медицинскую помощь;
- консультацию сотрудников правоохранительных органов, которым нужно сообщить об инциденте незамедлительно;
- обратиться за правовой помощью.
Когда нужно снимать побои? Куда идти и через сколько?
Куда обращаться? Где фиксируют побои?
Если поблизости есть травм пункт, и вы чувствуете, чтоб вполне в силах дойти туда самостоятельно, то вам необходимо направиться туда и обратиться к дежурному врачу или расспросить в регистратуре о том, куда обращаться в первую очередь.
Если побои имеют среднюю или высокую степень тяжести, то нужно обратиться в дежурную регистратуру за экстренным номером телефона 03 или вызвать милицию, набрав номер дежурной части либо экстренный номер — 02. Участковый, прибывший по месту вызова, обязательно вызовет доктора.
Где взять справку о побоях? После осмотра доктор окажет вам первую медицинскую помощь, а впоследствии будет выдана справка снятия побоев, в которой будут описаны:
- все ваши телесные повреждения;
- характер их нанесения и тяжесть;
- точное время вашего обращения за помощью.
Это и есть фиксирование побоев. Далее, вам необходимо лично написать заявление в дежурной полицейской части и дать, обязательно, объяснения. При этом вы предоставите справку, выданную вам врачом. Заявление должно быть заверено дежурным.
ЗАЯВЛЕНИЕ(образец) о причинении побоев
Прошу привлечь Соколова Олега Ивановича к уголовной ответственности за причиненные мне побои 15.01.2015 года в 21-00, находясь по адресу: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 14 у подъезда, когда я собиралась зайти в дом.
Соколов Олег Иванович, находясь в состоянии алкогольного опьянения, беспричинно начал оскорблять меня, и нанес мне побои кулаком по лицу, порвал мне куртку стоимость 8000 (восемь тысяч) рублей. После чего я обратилась в травмпункт №28 15.01.2015 в 22.00.
Об уголовной ответственности по ст. 306 Уголовного кодекса РФ за заведомо ложный донос в совершении преступления мне известно.
«__» ________ 2015г. _________ /А.И. Демидова/
Как составлять заявление?
Что же мы должны знать о заявлении в полицию за нанесение побоев?
Вы должны, обязательно, указать, когда и кем был нанесен вам ущерб, где это происходило, описать произошедшие события и указать суд, в который вы направляете заявление.
Если личность нападавшего вам не известна, то вы можете узнать о ней из материалов предварительного расследования у полицейских.
Если же вам известна личность, то укажите известные вам данные и в заключительной части своего заявления, обязательно, обратитесь к суду за просьбой об возмещении материального ущерба и моральной компенсации, приобщить к материалам уголовного дела, которое заведут на нападавшего, материалы предварительного расследования полицией. Так же выразите просьбу признать частного обвинителя пострадавшим и гражданским истцом.
К заявлению, в конечно итоге, должна прилагаться справка с медицинским заключением (судебно-медицинское исследование), которую приложит по окончанию всех процедур дежурный полицейский. К заявлению прилагается и его копия с копией судебно-медицинского заключения для вручения виновному.
Пример заявления, как его писать, вы можете найти на столе в учреждении и по примеру составить свое заявление указав как можно подробнее о случившемся инциденте. Если же заявление, увы, не оказалось на дежурном столе, то по первому требованию вам могут предоставить бланк формы заполнения и пример.
Судмедэкспертиза побоев проходит в специальном бюро, которое получило лицензию на данный вид деятельности, после написания заявления в отделении, поскольку ее должен контролировать сотрудник следственных органов. Справка о снятии побоев играет важную роль и является залогом того, что пострадавший сможет добиться справедливости.
Образец справки из травмпункта о снятии побоев:
Как доказать побои?
Самым верным и надежным способом доказать собственную правоту станет обращение в соответствующие органы, сотрудники которых выполнят необходимые процедуры в полном соответствии с законом.
Будет произведен опрос свидетелей, лица, которое нанесло побои, и всех остальных, кот может иметь прямое либо косвенное отношение к расследованию.
Таким образом, обращение в полицию станет достаточным основание для получения всех необходимых доказательств, которые могут понадобиться в суде.
Скачать бланк искового заявления в суд о нанесении побоем.
Как забрать заявление?
В жизненных ситуациях мы попадаем в различные переделки, но итог их бывает разным. Так он может быть не только негативным, но и привести к хорошему и обоюдно приятному завершению. Так, если вы помирились с обидчиком или получили достаточную моральную и физическую компенсацию от него, то вы можете забрать свое заявление из суда.
Для этого все, что требуется сделать, это написать встречное заявление о том, что побои не являются тяжкими, и к обвиняемому претензий не имеете. Для этого в Уголовном Кодексе предусмотрена статья о примирении потерпевшего с обвиняемым.
Бывали случаи, когда обе стороны примирялись прямо в зале суда. Когда можно простить побои и забрать заявление – личное дело каждого человека, и никто не вправе повлиять на решение со стороны.
Если же кто-то производит на вас давление со стороны, заставляя забрать заявление, то это, так же, может расцениваться, как противозаконное действие, и вы имеете абсолютно полное право заявить об этом в соответствующие органы.
В любом случае, что бы ни происходило в жизни, каждый человек должен помнить, что отличает нас от наших братьев меньших.
Это цивилизованность и гуманизм.
Нам дан дар речи, чтобы мы могли мирным путем решить любой вопрос и конфликт, чтобы не прибегать к силе и кулакам. Всегда стоит стараться избегать агрессии к окружающим и пытаться ограничивать общение с людьми, которые проявляют к вам негатив.
Заявление о побоях в полицию
Побои – многократное нанесение ударов, различающихся по силе, что принесло пострадавшему физическую боль. Вне зависимости от тяжести вреда здоровью избивавший нарушает закон, за что ему грозит административная или уголовная ответственность. Рассмотрим, как составить заявление о побоях и какие последствия ожидают виновного.
Обращение в полицию
Необходимо обратиться в полицию и составить заявление, указав в нем такие сведения:
- название отделения полиции, адрес;
- ФИО, адрес и телефон заявителя;
- описание обстоятельств: дата избиения, ФИО виновного (если он неизвестен – указать, что побои нанес незнакомый человек), причина избиения;
- дата обращения в травмпункт;
- адрес проживания виновного, если он известен, а также информация о его привлечении к ответственности за побои в прошлом при наличии таких данных;
- просьба ознакомиться с показаниями свидетелей при их наличии;
- просьба привлечь виновного к ответственности;
- просьба проинформировать о принятом решении;
- приложения (справка о побоях с датой оформления);
- дата, подпись.
Можно сначала написать заявление, а затем пройти судебно-медицинскую экспертизу: полиция самостоятельно направит пострадавшего к эксперту. Но если пострадавший испытывает сильную боль и нуждается в неотложной помощи, то он может самостоятельно зафиксировать побои.
Одновременно следует составить заявление о неразглашении своих персональных данных. Это предотвратит передачу личной информации подозреваемому.
Если человек, совершивший нападение, начал угрожать, необходимо составить новое заявление в полицию по части угроз.
Обращение в мировой суд
Если травмы пострадавшего несильные, то их могут квалифицировать как побои или как легкий вред здоровью. Такие дела рассматриваются в мировом суде. Если полицейские запросили материалы из травмпункта и не обнаружили среднего или тяжелого вреда здоровью потерпевшего, то они сообщат заявителю о необходимости обратиться в суд.
Потерпевшему потребуется составить иск, указав в нем такие сведения:
- наименование суда, адрес;
- ФИО, паспортные данные, адрес заявителя;
- описание обстоятельств: дата, место избиения, ФИО виновного, причина избиения и т. д.;
- просьба принять к производству уголовное дело;
- просьба вызвать в суд указанных свидетелей;
- просьба привлечь виновного к ответственности, обязать его выплатить моральный ущерб;
- перечень прикладываемых документов;
- дата, подпись.
К иску потребуется приложить копию паспорта, акт медицинского освидетельствования.
Заявитель может в любой момент до удаления суда в комнату совещания примириться с виновным. Так, практика показывает, что женщины часто забирают заявления, написанные в порыве гнева на мужа. В таких случаях появляется вопрос об основаниях, с которыми обратилось потерпевшее лицо. Если женщина составила заявление о ложном совершении преступления в отношении нее, то она рискует столкнуться с уголовной ответственностью за заведомо ложный донос. Если пострадавшая примирилась с мужем, то дело прекратят за примирением сторон.
Потерпевшему не могут отказать в принятии заявления, если свидетелей произошедшего нет. Уполномоченные лица могут найти их в ходе расследования. Иногда возникают другие доказательства – например, видео с уличных камер. Но если доказательства и свидетели отсутствуют, то доказать факт избиения пострадавшему будет сложно.
Чем грозит избиение виновному
Если избивший совершил правонарушение в первый раз, а пострадавший не испытал значительного ущерба для здоровья (например, он не вышел на больничный, так как в состоянии продолжать работать), то виновного привлекут к административной ответственности по ст. 6.1.1 КоАП РФ.
Возможное наказание:
- штраф в 5-30 тысяч рублей;
- арест на 10-15 суток;
- обязательные общественные работы на 60-120 часов.
Если избивший нанес существенный вред здоровью потерпевшего, то ему грозит уголовное наказание. Ответственность устанавливается по статьям 111-116 УК РФ.
Так, намеренное причинение здоровью тяжелого вреда, что повлекло за собой потерю зрения, слуха или иного органа, психическое расстройство, продолжительную нетрудоспособность, грозит виновному лишением свободы на период до 8 лет по ст. 111 УК РФ.
Причинение состоянию здоровью тяжелого или среднего вреда в аффекте по ст. 113 УК РФ влечет за собой исправительные/принудительные работы, лишение или ограничение свободы на период до 2 лет.
Намеренное причинение здоровью пострадавшего тяжелого вреда при превышении пределов самообороны влечет за собой принудительные/исправительные работы, тюремное заключение или ограничение свободы на период до 1 года.
Побои по ст. 116 УК РФ наказываются обязательными, исправительными или принудительными работами, арестом до 6 лет или тюремным заключением до 2 лет.
Судебная практика
1. 6 декабря 2022 года в больницу Волгограда обратилась 47-летняя местная жительница с жалобами на перелом черепа и другие травмы. Сотрудники больницы проинформировали об этом правоохранительные органы. Было выяснено, что в избиении виноват сожитель пострадавшей, между которыми в новогоднюю ночь произошла ссора. Поначалу женщина продолжала ходить на работу, но спустя несколько дней ее самочувствие ухудшилось, и она обратилась в больницу. Сотрудники МВД при задержании мужчины выяснили, то тот ранее был судим, нигде не трудоустроен. Ему грозит уголовное наказание по ч. 2 ст. 111 УК РФ вследствие намеренного причинения здоровью тяжкого вреда.
2. 14 января 2022 года московская полиция возбудила уголовное дело на девушку – водителя такси – которая ударила пассажира электрошокером по причине его нежелания расплачиваться наличными. Мужчина оплатил за поездку через приложение на смартфоне и попытался выйти, но таксистка заблокировала двери и потребовала наличные, после чего ударила его электрошокером. Пострадавший получил медпомощь, а девушке грозит наказание по ст. 116 УК РФ «Побои».
Какие критерии психического здоровья личности являются главными: основные психологические понятия
г.Мурманск, ул.Свердлова д2 к4, 183031
Регистратура т.(8152) 60-34-02
+7-900-943-03-64
Приемная т.(8152) 60-24-01
+7-900-943-03-74
ФАКС (8152) 41-06-84
email mopnd@rambler.ru
Режим работы диспансерного отделения по адресу Свердлова 2/4:
Понедельник-пятница: 08.00 – 19.00
Суббота: 10:00 – 14:00
Воскресенье: выходной
Психическое здоровье
Психическое здоровье – это состояние психологического и социального благополучия, при котором человек реализует свои возможности, эффективно противостоит жизненным трудностям и стрессу, осуществляет продуктивную осознанную деятельность и вносит свой вклад в развитие социума.
В первую очередь это реализуется за счет стабильного, адекватного функционирования психики, а также основных психических познавательных процессов: памяти, внимания, мышления.
Всемирная организация здравоохранения заявила, что психические расстройства затрагивают около 12% всего населения земного шара – примерно 450 миллионов или каждый четвертый человек во всем мире страдает от психических заболеваний.
Показателями психического здоровья являются:
- эмоции
- мышление
- память
- темперамент
- характер
Факторы, которые разрушают психику человека:
- Вредные воздействия окружающей среды.
- Физические болезни.
- Генетически запрограммированные модели поведения.
- Различные зависимости и привыкания.
- Вредные привычки, такие как, алкоголь, курение, наркотики.
Все эти факторы способны в той или иной форме оказывать влияние на людей, вызывая тяжелые болезни.
Чем характеризуется психическое здоровье?
1. Умение выстраивать отношения с окружающими. Эти отношения в основном позитивные, доверительные. В эту же категорию относят способность любить – принимать человека таким, какой он есть.
2. Желание и способность работать. Это – не только профессиональная деятельность, но и творчество, вклад в общество. Создавать то, что ценно для самой личности, его семьи, общества.
3. Способность «играть». Игра – довольно широкое понятие в отношении взрослого человека. Что она в себя включает:
- свободное использование метафор, иносказаний, юмора – игра символами;
- танец, пение, спорт, некоторые виды иного творчества – быть не сторонним наблюдателем, а активным игроком.
4. Автономия. Здоровый человек не делает того, чего ему не хочется. Он самостоятельно делает выбор и несет за него ответственность.
5. Понимание этических норм. Осознавать смысл и необходимость следования им, однако является гибким в этом отношении – в определенных обстоятельствах он может позволить себе изменить линию поведения (в пределах разумного).
6. Эмоциональная устойчивость. Она выражается в способности вынести накал эмоций – чувствовать их, не позволяя им управлять собой. В любых обстоятельствах находиться в контакте с разумом.
7. Гибкость применения защитных механизмов. Каждый человек сталкивается с неблагоприятными жизненными обстоятельствами, и, будучи носителем такого нежного конструкта, как психика, применяет средства ее защиты. Здоровая личность выбирает эффективные методы и в разных ситуациях осуществляет выбор в пользу наиболее подходящего.
8. Осознанность, или, иначе говоря, ментализация. Здоровый психически человек видит разницу между истинными чувствами и чужими навязанными установками, способен проанализировать свои реакции на слова другого.
9. Способность к рефлексии. Вовремя обратиться к самому себе, проанализировать причины тех или иных событий в собственной жизни, понять, как поступить дальше.
10. Адекватная самооценка. Реалистичная самооценка, самовосприятие себя согласно действительным чертам характера и особенностям, отношение к себе с теплом, реальное понимание слабых и сильных сторон характера.
Как сохранить свое психическое здоровье?
- Правильное питание.
- Физическая активность.
- Принимайте свои чувства.
- Управляйте своими эмоциями.
- Знайте свои слабые места.
- Развивайте свои таланты и интересы.
- Учитесь делать близким людям приятные сюрпризы.
- Научитесь улыбаться.
- Преодоление зависимостей.
- Стрессоустойчивость.
- Изменить образ мышления.
Важно:
- по возможности оградить себя от негативной информации – перестать смотреть душещипательные передачи, общаться с негативно настроенными людьми и т.д;
- искать положительные стороны в окружающих обстоятельствах;
- перестать критиковать все подряд от соседей и начальства до правительства;
- не поддаваться унынию, какими бы тяжелыми не представали обстоятельства;
- не сравнивать себя с кем бы то ни было – разве что с самим собой вчера и сегодня;
- положительно воспринимать жизнь во всех ее проявлениях.
Следует помнить о том, что позитивное мышление основывается не столько на событиях окружающего мира, сколько на реакции на них, а её мы в силах изменить.
Психически здоровые люди стремятся сбалансировать и развивать различные стороны своего «я» — физическую, психическую, эмоциональную и духовную. Они ощущают целесообразность своего существования, контролируют свою жизнь, чувствуют поддержку окружающих и сами оказывают помощь людям.
Психологическое здоровье – залог успешной жизни
Что такое здоровье?
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов» (Всемирная Организация Здравоохранения)
Категория здоровья складывается из трех компонентов:
- физического;
- психического;
- социального.
Физическое здоровье, как правило, определяется удовлетворенностью человека функционированием своего организма (отсутствием болевых симптомов).
Труднее определить психическое и социальное здоровье. Очень сложно найти критерии психического и социального благополучия. Обычно человек жалуется окружающим на трудности в жизни и трудности общения, на проблемы психологического и социального характера. Таким образом, «здоровье» рассматривается, как мера способности человека быть активным и автономным субъектом собственной жизнедеятельности.
Что такое психологическое здоровье?
Психологическое здоровье – это отсутствие сильно выраженных отклонений душевной жизни человека, мешающих его социально-психологической адаптации, достижению целей и задач, которые человек ставит перед собой.
Психологическое здоровье — более широкое понятие по отношению к психическому здоровью. Нарушения психического здоровья — психозы, неврозы и другие расстройства, требуют, в большинстве случаев, компетентного вмешательства психиатра. Нарушения психологического здоровья — это лишь стойкие негативные изменения в работе психических процессов, склонность к дискомфортным психическим состояниям, расстройства характера, наличие аддиктивных зависимостей, проявление весьма необычных интересов и склонностей. К психологическому нездоровью относят также комплексные расстройства в душевной жизни, например излишнюю склонность к психологическим защитам.
Основные критерии психологического здоровья
- адекватное восприятие окружающей среды;
- осознанное совершение поступков;
- активность, работоспособность, целеустремлённость;
- способность устанавливать близкие контакты, полноценная семейная жизнь;
- чувство привязанности и ответственности по отношению к близким людям;
- способность составлять и осуществлять свой жизненный план;
- ориентация на саморазвитие;
- целостность личности.
Психологически здоровый человек разумен, открыт к сотрудничеству, защищен от ударов жизни и вооружен необходимым инструментарием, чтобы справляться с жизненными вызовами в изменяющемся мире, способен формировать позитивные личностные силы, обеспечивающие полноценную жизнь.
3 уровня психологического здоровья:
— Креативный, высший уровень психологического здоровья бывает у людей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции, они успешно ориентируются в этом мире потому, что хорошо усвоили и приняли его законы.
— Адаптивный, средний уровень , проявляют люди в целом адаптированные к социуму, однако имеющие повышенные тревожность, притязательность, законы жизни в основном понятны, но выполнение некоторых вызывает трудности. Таких людей можно отнести к группе риска, поскольку они не имеют запаса прочности психологического здоровья.
— Дезадаптивный, низший уровень психологического здоровья наблюдается у людей с нарушением баланса процессов:
— поведение при разрешении конфликта характеризуется, прежде всего, стремлением человека приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям. Неконструктивность его проявляется в негибкости стиля поведения, попытках полностью соответствовать требованиям окружающих.
— поведение, наоборот, характеризуется активно-наступательной позицией, стремлением подчинить окружение своим потребностям. Это, когда человек «в любой монастырь идет со своей молитвой». Их девиз: «Нам все равно как, лишь бы по-нашему».
К признакам низкого уровня здоровья также относятся: непонимание своих потребностей, эмоций, способностей, конфликтов и нежелание их осознавать; игнорирование и искажение реальности с помощью защитных механизмов, ее замена фантазиями, ложью; неумение установить баланс своих и чужих потребностей, неуважение либо к потребностям других, либо к своим, эгоцентрический смысл жизни (обладание и разрушение), использование других как средства достижения своих целей, неспособность к самоотдаче и любви, забота только о самом себе и др.
Психолог А. Маслоу (Abraham Maslow) о психологическом здоровье
«Психологическое здоровье не только наполняет человека субъективным ощущением благополучия, оно само по себе правильно, истинно и реально. Именно в этом смысле оно «лучше» болезни и «выше» ее. Оно не только правильно и истинно, но и более правдиво, ибо здоровый человек способен увидеть больше правды, и более высокой правды. Недостаток психологического здоровья не только угнетает человека, но его можно рассматривать как своеобразную форму слепоты, когнитивной патологии, равно как форму моральной и эмоциональной неполноценности. Нездоровье – это всегда ущербность, ослабление или утрата способности к деятельности и самоосуществлению».
Таким образом, психологическое здоровье – это неотъемлемая часть здоровья человека. Узнать больше о формировании и поддержании психологического здоровья можно в наших статьях:
Статью подготовила: медицинский психолог Шахрай Е.О.
О психическом здоровье (критерии)
Жизнедеятельность человека как сложной живой системы обеспечивается на разных, но взаимосвязанных между собой уровнях функционирования. В самом общем приближении можно выделить три достаточно специфичных уровня рассмотрения: биологический, психологический и социальный. И на каждом из названных уровней здоровье человека имеет особенности своего проявления.
Здоровье на биологическом уровне предполагает динамическое равновесие функций всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды. Если вопросы профилактики здоровья, укрепления защитных сил организма и лечения болезней с давних пор находятся в поле внимания традиционной медицины, то наши представления о сущности и путях обеспечения здоровья, связанного с психологическим уровнем, пока еще не могут быть признаны удовлетворительными.
Вопросы здоровья на этом уровне так или иначе связаны с личностным контекстом рассмотрения, в рамках которого человек предстает как психическое целое. Верно найденные на них ответы в конце концов помогут нам понять главное: что такое здоровая личность. Чем более гармонично, как подчеркивал крупнейший российский психиатр С. С. Корсаков, соединены все существенные свойства, составляющие личность, тем она более устойчива, уравновешена и способна противодействовать влияниям, стремящимся нарушить ее цельность. Благополучие в психическом здоровье личности может быть нарушено доминированием определенных и негативных по своей сути черт характера, дефектами в нравственной сфере, неправильным выбором ценностных ориентации.
Переход от психологического к социальному уровню достаточно условен. Психологические свойства личности просто не существуют вне системы общественных отношений, в которую она включена. Человек предстает на этом уровне прежде всего как существо общественное. И соответственно здесь на передний план выходят вопросы влияния социума на здоровье личности. Психическое здоровье испытывает воздействие со стороны различных социальных связей, в том числе семьи, общения с друзьями и родственниками, работы, досуга, принадлежности к религиозным и другим организациям и др. Причем последствия этих воздействий могут носить как благотворный, так и негативный характер. Только люди со здоровой психикой обычно чувствуют себя активными участниками социальной системы. Запущенность воспитания и неблагоприятные условия окружающей среды становятся причиной различных форм неадекватного поведения человека в обществе, криминального развития личности. Личность может деградировать или измениться, если изменится ее отношение к людям, к труду или коллективу. Только устойчивость и постоянство активных отношений позволит личности поддерживать собственную надежность и противостоять воздействиям среды, преодолевать сопротивление внешних условий, бороться с препятствиями и достигать в конечном счете поставленных целей, осуществлять реализацию своих намерений. Реализация идеи психического здоровья на социальном уровне потребует от общества пересмотра укоренившихся в нем, но не оправдавших себя традиций и приоритетов в сфере воспитания и образования, профессиональной занятости, организации досуга и отдыха, индустрии питания и др.
В проблеме психического здоровья вопрос о критериях оценки последнего является ключевым. Понятно, что каким‑то одним критерием не исчерпать всей сути вопроса. Вместе с тем в литературе немало примеров, когда для характеристики психического здоровья предлагаются какие‑то отдельные признаки его выраженности. Среди них особого внимания заслуживает критерий психического равновесия. С его помощью можно судить о характере функционирования психической сферы человека с различных сторон (познавательной, эмоциональной, волевой). Аномалии в развитии личности наиболее ярко заявляют о себе в проявлениях ее дисгармонии, утрате равновесия с социальным окружением, т. е. в нарушении процессов социальной адаптации, сопряженных с социумом. Этот критерий органично связан с двумя другими: гармоничностью организации психики и ее адаптивными возможностями. Что касается психического равновесия, то от степени его выраженности зависит уравновешенность человека с объективными условиями, его приспособленность к ним. Причем сама по себе уравновешенность не выступает как застывшее в своем проявлении равновесие, а разворачивается в поступательном движении жизненно важных биологических и психологических процессов. При этом, по мнению В. Н. Мясинцева, уравновешенность человека и адекватность его реакции на внешние воздействия имеют большое значение в плане разграничения нормы и патологии. У человека неуравновешенного, неустойчивого фактически нарушено равновесие, гармоничное взаимодействие между свойствами, лежащими в основе его личностного статуса. Только у психически здорового, т. е. уравновешенного человека, мы наблюдаем проявления относительного постоянства поведения и адекватности его внешним условиям.
И все‑таки идея комплексного подхода к оценке психического здоровья человека представляется наиболее перспективной. В литературе можно встретить отдельные попытки охарактеризовать основные проявления здоровой психики с помощью совокупности критериев. Относительно них можно сделать, по крайней мере, два общих вывода. Во-первых, наряду с очевидным разбросом мнений просматривается и определенная повторяемость в выборе ряда критериев психического здоровья. Это можно воспринимать как свидетельство того, что они наиболее точно характеризуют состояние психического здоровья. Во‑вторых, трактовать приведенные перечни критериев следует не более чем их некоторые совокупности, ибо в них не заложен какой‑либо классифицирующий признак, который позволил бы придать им возможную внутреннюю организацию. Попытаемся перечислить наиболее часто называемые критерии психического здоровья, распределив их в соответствии с видами проявления психического (свойства, состояния, процессы).
Среди свойств личности это – оптимизм, сосредоточенность (отсутствие суетливости), уравновешенность, нравственность (честность, совестливость и др.), адекватный уровень притязания, чувство долга; уверенность в себе, необидчивость (умение освобождаться от затаенных обид), трудолюбие, независимость, непосредственность (естественность), ответственность, чувство юмора, доброжелательность, терпеливость, самоуважение, самоконтроль.
В сфере психических состояний в их число обычно включают: эмоциональную устойчивость (самообладание); зрелость чувств соответственно возрасту, совладание с негативными эмоциями (страх, гнев, жадность, зависть и др.); свободное, естественное проявление чувств и эмоций; способность радоваться; сохранность привычного (оптимального) самочувствия.
Из психических процессов чаще упоминаются: максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности (адекватность психического отражения); адекватное восприятие самого себя; способность концентрации внимания на предмете; удержание информации в памяти; способность к логической обработке информации; критичность мышления; креативность (способность к творчеству, умение пользоваться интеллектом); знание себя; дисциплина ума (управление мыслями).
Особое значение среди критериев психического здоровья личности придается степени ее интегрированности, гармоничности, консолидированности, уравновешенности, а также таким ее составляющим, как духовность (познание, стремление к истине); приоритет гуманистических ценностей (доброта, справедливость, и др.); ориентация на саморазвитие, самообогащение.
С позиций самоуправления здоровая личность характеризуется ярко выраженной целеустремленностью (обретением смысла жизни), волей, энергичностью, активностью, самоконтролем, адекватной самооценкой.
Социальное здоровье личности находит отражение в следующих характеристиках: адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация (равновесие) к физической и общественной среде, направленность на общественно полезное дело, культура потребления, альтруизм, эмпатия, ответственность перед другими, бескорыстие, демократизм в поведении.
С другой стороны, можно говорить и о характерных признаках психического нездоровья, неблагополучия. Среди них есть наиболее типичные, и их тоже можно упорядочить в соответствии с приведенной выше логикой рассуждения.
Подобными свойствами личности являются: зависимость от вредных привычек; уход от ответственности за себя; утрата веры в себя, свои возможности; пассивность («духовное нездоровье»). К психическим состояниям обычно относят чувственную тупость; беспричинную злость; враждебность; ослабление как высших, так и низших инстинктивных чувств; повышенную тревожность. В сфере психических процессов чаще упоминаются: неадекватное восприятие самого себя, своего «Я»; нелогичность; снижение когнитивной активности; хаотичность (неорганизованность) мышления; категоричность (стереотипность) мышления; повышенная внушаемость; некритичность мышления.
В целом такая личность достаточно дезинтегрирована; ей присущи утрата интереса, любви по отношению к близким; пассивная жизненная позиция. В плане самоуправления она отмечается неадекватностью самооценки; ослабленным (вплоть до утраты) или, напротив, неоправданно гипертрофированным самоконтролем; ослаблением воли. Ее социальное неблагополучие проявляется в неадекватном восприятии (отражении) окружающего мира; дезаптивном поведении; конфликтности; враждебности; эгоцентризме (выливающемся в жестокость и бессердечие); стремлении к власти (как самоцель); вещизме и др.
Какие критерии психического здоровья личности являются главными: основные психологические понятия
Здоровье человека не исчерпывается физическим здоровьем. Причиной ухудшения здоровья могут служить негативные факторы социальной среды, личностно значимые ситуации, стресс на которые реагирует психика человека.
Экология человека (как научная дисциплина), по В.П. Казначееву, являясь частью социальной экологии, изучает закономерности взаимодействия человека с окружающей средой, сохранение его здоровья и развития психических возможностей.
Б.Г. Ананьев (1969 г.) в системе человекознания выделял четыре основных понятия: биологический индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность. На каждую из этих сущностей человека оказывает специфическое воздействие физическая и социальная среда.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предложила здоровье человека рассматривать по трем компонентам: физическому (соматическому), психическому и социальному. Обратим внимание на два последних.
1. Психическое (ментальное) здоровье, согласно определению ВОЗ, рассматривается как состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой потенциал, справляться с жизненными стрессами, продуктивно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. Содержание этого понятия не исчерпывается медицинскими и психологическими критериями, в нем всегда отражены общественные и групповые нормы, регламентирующие духовную жизнь человека.
В медицине и в психологии разные подходы к проблеме психического здоровья. Традиционная медицинская (психиатрическая) модель рассматривает психическое здоровье как меру вероятности развития психической болезни («негативное» определение здоровья как отсутствия болезни). Здесь здоровье рассматривается с позиций психических нарушений и аномалий личности как отклонений от нормы (Б.Д. Карвасарский и др.). Считается, что психическое здоровье не может быть сведено к комфортности самочувствия (состоянию душевного благополучия), рассматриваемого клиницистами в качестве субъективной самооценки. Необходимо отметить, что понятие «норма», используемое в медицинской модели, не может быть полноценным критерием психического здоровья уже потому, что всякие нормы являются следствием культуры и традиций определенного общества, характерных для определенного исторического периода. Человек, значительно отклоняющийся от стандартов своего сообщества, рискует быть признанным психически больным.
В предложенной психологами в 60-е годы XX века концепции «позитивного психического здоровья» в центр поставлен анализ здорового функционирования личности как позитивного процесса, обладающего самостоятельной ценностью и содержательно описываемого через понятия самореализации, самоактуализации (К. Гольдштейн, А. Маслоу, Ш. Бюллер), полноценного человеческого функционирования (К. Роджерс), аутентичности (Дж. Бюдженталь), стремления к смыслу (В. Франкл).
В качестве основных критериев психического здоровья психологи обычно называют следующие:
1) соответствие субъективно отражаемых образов объектам действительности и характера реакция – внешним раздражителям, а также значению жизненных событий;
2) адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности;
3) адаптивность в микросоциальных отношениях (с ближайшим окружением человека – в семье, с близкими, друзьями, коллегами);
4) способность самоуправления поведением, разумного планирования жизненных целей и поддержания активности в их достижения и др. (см., например, Головин С.Ю. Словарь психолога практика).
Отметим, что перечисленные характеристики в большей степени свидетельствуют о степени совершенства и зрелости личности, нежели о психическом здоровье. Кроме того, перечни черт, характерные для модели позитивного здоровья, не позволяют ответить на практический вопрос о механизмах поддержания и восстановления психического здоровья при его нарушениях.
С точки зрения возможности диагностирования психического здоровья психологическими методами нам импонирует позиция И.Л. Левиной, которая под психическим здоровьем понимает «максимальную степень проявления индивидуальности личности при адекватном уровне ее адаптации к внешней среде и отсутствии психических расстройств» [7, с. 181]. При этом индивидуальность рассматривается исследователем как «комплексное понятие, включающее адекватные возрасту: эмоциональность – способность адекватно выражать чувства и эмоции в различных жизненных ситуациях; интеллектуальность – процесс извлечения, усвоения информации, умения перерабатывать и применять ее в соответствии с полученными знаниями; личностные характеристики – процесс осознания себя как личности, которой присуще самоощущение, самооценка, самопознание и самореализация» [там же].
Уровень психического здоровья человека в каждый момент его жизни определяется многочисленными социальными, психологическими и биологическими факторами. Ухудшение психического здоровье связано с быстрыми социальными изменениями, стрессовыми условиями на работе, социальным отчуждением, рисками психического и физического насилия и т.д.
2. Социальный компонент здоровья рассматривается как состояние благополучия, удовлетворенности социальными отношениями, адекватное восприятие социальной действительности, принятие и выполнение социальных норм общества [10]. Социальное здоровье определяется моральными требованиями и нравственными принципами, которые и являются основой социальной жизни человека [3]. Это значит, что человек, здоровый физически и психически, но пренебрегающий принципами нравственности и морали, является нравственно неполноценным, нездоровым [6]. Обратим внимание на необходимость различать рассматриваемое в данной статье социальное здоровье (Social Health) – как социальный компонент здоровья отдельного человека и общественное здоровье (Public health), под которым понимается здоровье популяции, общества в целом, являющееся предметом здравоохранения как науки.
Соотнесем критерии психического и социального здоровья (наиболее часто приводимые в литературе по психологии здоровья) с основными группами психических явлений – процессами, состояниями и свойствами.
Психические процессы: максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности (адекватность психического отражения); адекватное восприятие самого себя; способность концентрации внимания на предмете; удержание информации в памяти; способность к логической обработке информации; критичность мышления; способность к творчеству, умение пользоваться интеллектом; дисциплина ума.
Психические состояния: эмоциональная устойчивость (самообладание); зрелость чувств соответственно возрасту; совладание с негативными эмоциями; свободное, естественное проявление чувств и эмоций; способность радоваться; сохранность привычного (оптимального) самочувствия.
Свойства личности: оптимизм; сосредоточенность (отсутствие суетливости); уравновешенность; нравственность; адекватный уровень притязаний; чувство долга; уверенность в себе; умение освобождаться от затаенных обид; отсутствие склонности к лени; независимость; естественность; чувство юмора; доброжелательность; самоуважение; адекватная самооценка; самоконтроль; воля; энергичность, активность; целеустремленность.
Можно заметить смысловую близость психологических критериев психического и социального здоровья: по сути, и в том, и в другом случаях приводятся психологические характеристики полноценной, здоровой личности.
В психологической литературе были попытки введения понятия психологического здоровья (И.В. Дубровина, 1998 г.). Психологическое здоровье рассматривается как динамическая совокупность психических свойств, обеспечивающих внутреннюю гармонию личности, гармонию человека и общества, возможность полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности. Приводятся критерии психологического здоровья:
1) способность к саморегуляции (внутренней и внешней);
2) наличие позитивного образа «Я» и «Другого»;
3) владение рефлексией;
4) потребность в саморазвитии [9].
Нам близка позиция В.А Ананьева, который считал использование термина «психологическое здоровье» не удачным. Исследователь обращает внимание, что по исходному смыслу и термин «психология» («психо» и «логос») не может описывать здоровье, а содержание понятия «психологическое здоровье» отражает качества здоровой, зрелой личности. Поэтому правильнее говорить «здоровая личность», или «личностное здоровье» [1].
Есть и положительный опыт использования этих понятий в научных исследованиях. О.М. Бландинская выделяет личностный компонент здоровья, который определяется как «наличие психологических качеств, характерных для полноценной гармонично развитой, стремящейся к всестороннему совершенствованию личности» [2].
Использование понятия «здоровье личности» естественным образом выводят на проблематику экологии личности, а также гигиены личности.
В нашем понимании, экология личности (как научное направление) должна быть ориентирована на изучение закономерностей и возможности сохранения здоровья личности в условиях социальной и информационной среды, создания условий для полного раскрытия потенциальных сил и возможностей личности, восстановления нарушенное равновесие в человеческой душе. При этом под информационной средой общества (Information environment) понимается мир информации вокруг человека (включая СМИ и Интернет), и мир его информационной деятельности. В информационную среду входит также совокупность социально-экономических и культурных условий реализации процессов информатизации.
Гигиена – это основная профилактическая медицинская дисциплина, ориентированная на сохранение и укрепление здоровья населения. Соответственно, гигиену личности можно рассматривать как отрасль гигиенической науки, изучающую влияние факторов социальной среды на личность с целью оптимизации благоприятных и профилактики неблагоприятных воздействий. Гигиена личности ориентируется на два объекта изучения – факторы среды (социальной и информационной) и реакцию личности. При этом следует использовать знания, методологию и методы психологической науки и ее отраслей (общей, социальной, психологии личности, психологии труда).
В процессе трудовой деятельности человек проявляет еще одну свою социально-психологическая сущность: он предстает в качестве субъекта труда (в общем случае) или субъекта профессиональной деятельности (в частном случае). И здесь предстают психологические аспекты экологии труда и гигиены труда, связанные с изучением воздействий производственной (трудовой) среды и факторов (операциональных, когнитивных, социально-психологических) производственного процесса на личность, включая проблемы психологического обеспечения профессиональной деятельности.
Профессиональное здоровье психологи определяют как «интегральную характеристику функционального состояния организма человека по физическим и психическим показателям с целью оценки его способности к определенной профессиональной деятельности с заданными эффективностью и продолжительностью на протяжении заданного периода жизни, а также устойчивость к неблагоприятным факторам, сопровождающим эту деятельность» [10, с. 508]. Под профессиональной деятельностью понимается объективно сложная деятельность, которая предстает перед человеком как конституированный способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный характер. Профессиональная деятельность трудна для освоения и требует длительного периода теоретического и практического обучения [5]. Соответственно, велика «цена» подготовки профессионала. Это должно побуждать государство и общество на обеспечение возможности многолетней и плодотворной работы профессионалов. А значит – на решение задач по сохранению их профессионального здоровья и профессионального долголетия.
В качестве критерия профессионального здоровья рассматривается работоспособность. Структуру профессиональной работоспособности, по мнению исследователей, составляют три группы факторов: физический (соматический) статус, психический (психиатрический) статус и социально-психологическая характеристика личности [10]. Таким образом, психический статус и личностные характеристики являются необходимыми составляющими профессионального здоровья.
Нам представляется актуальным рассмотрение социально-психологического аспекта проблемы профессионального здоровья, в частности, психического и социального здоровья как показателей здоровья личности.
Позитивный подход в полной мере подходит к оценке личностного здоровья. К критериям личностного здоровья относятся:
а) степень адаптированности личности в социуме;
б) удовлетворенность качеством жизни, субъективное благополучие и т.д.;
в) способность человека выполнять социальные функции (включение человека в разнообразные социальные структуры).
Г.В. Оллпорт (Allport G.W.), высказывал мнение, что здоровье личности напрямую связано с ее зрелостью. Он определял зрелую личность, как личность, которая активно владеет своим окружением, обладает устойчивым единством личностных черт и ценностных ориентаций и способна правильно воспринимать людей и себя [8].
И.Н. Гурвич считает, что для прикладных целей исследования в области психологии здоровья вполне достаточным оказываются так называемое «функциональное определение здоровья, основанное на подходе Т. Парсонса (Talcott Parsons, 1958 г.) и восходящее к эволюционной теории представление о дисфункции» (приводится по [4, с. 7]). Автор под здоровьем понимается способность человека полноценно функционировать в основных социальных ролях [4].
Такой подход к здоровью имеет ряд важных для практики следствий: 1) относительность здоровья, подразумевающая отсутствие «абсолютного» психического здоровья. Это значит, что нет человека, который мог бы сохранять психическое здоровье в любых социальных ролях или ситуациях;
2) ограниченность подхода социокультурными нормами общества или социальной группы;
3) функциональное понимание здоровья не подразумевает полного отсутствия симптомов психического расстройства, а только констатирует, что такая симптоматика, если она имеется, не вызывает социальной или поведенческой дисфункции.
Здоровье личности целесообразно оценивать по двум интегральным критериям:
1) успешности выполнения человеком социальных функций
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
Что такое здоровье и что такое болезнь — эти вопросы до сих пор вызывают споры у ученых и докторов. Одни считают что здоровье это отсутствие болезней и страданий. Другие определяют здоровье как функцию, которая должна выполнять определенные задачи. Есть даже мнение, что абсолютное здоровье это абстракция, и на практике его не существует.
Психическое здоровье по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Психическое здоровье — это состояние, при котором отсутствуют страдания, человек реализует свои возможности, адаптируется, противостоит жизненным трудностям и стрессам, осуществляет продуктивную социальную и профессиональную деятельность, развивается, вносит вклад в жизнь общества.
Один из самых известных психологов Зигмунд Фрейд рассматривал психическое здоровье как «способность к любви и работе».
Критерии психического здоровья:
- Отсутствие психических расстройств и нарушений поведения;
- Постоянство и идентичность психического и физического «Я»;
- Адекватная критичность к своему состоянию, собственной деятельности и её результатам;
- Соответствие психических реакций социальным обстоятельствам и ситуациям;
- Способность управлять своим поведением в соответствии с обстоятельствами, законами и нормами;
- Способность адекватно планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать и корректировать свои планы;
- Умение выстраивать здоровые отношения с окружающими;
- Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств, то есть адаптироваться;
- Желание развиваться и работать;
- Эмоциональная адекватность и устойчивость;
- Способность к рефлексии;
- Адекватная самооценка.
Для осуществления осознанной психической деятельности и достижения душевного здоровья человеку необходима адекватная работа всех функций психики, а также основных психических познавательных процессов (память, восприятие, внимание, мышление).
Факторы, которые негативно влияют на психику человека:
- Проблемы здоровья (тяжелые соматические заболевания, врожденные уродства, операции);
- Проблемы в семейных отношениях (развод родителей, неадекватный выбор модели воспитания, воспитание вне родительской семьи, зависимости родителей, конфликты в семье);
- Влияние ПАВ на формирование и осуществление необходимых критериев психического здоровья;
- Социальные конфликты (военные действия, потеря работы, материальные трудности, религиозные конфликты);
- Производственные конфликты (перегрузки, конфликты отношений);
- Психоэмоциональные нагрузки (которые выражаются в невозможности человека прислушиваться к собственным ощущениям, приводящим к возникновению переутомления, психическим заболеваниям);
- Малоподвижный образ жизни (отсутствие физических упражнений, плохое питание, сон) и т.д.;
- Нарушенный режим сон-бодрствование.
Как сохранить психическое здоровье. Советы психолога.
Все мы в той ли иной степени сталкиваемся с примерами негативного влияния на психику человека, и мы от этого не сможем уберечься, но можем соблюдать некоторые рекомендации, чтобы справиться или минимизировать воздействия от них.
- В первую очередь, насколько это возможно отгородите себя от негативной информации (не общайтесь или сократите общение с “токсичными” людьми, не подогревайте интерес к вещам, угнетающим вас);
- пытайтесь даже в самых неприятных событиях увидеть положительные стороны;
- излишняя критика тоже ни к чему (ни к себе, ни к окружающим);
- старайтесь не поддаваться отчаянию и унынию;
- не сравнивайте себя с кем либо, все мы разные, наоборот, направьте свое внимания на заботу о себе;
- старайтесь спокойно воспринимать жизнь во всех ее проявлениях (не было бы вкуса и яркости жизни, если бы не было взлетов и падений, падать – не страшно, просто дайте себе время, не вините себя и снова поднимайтесь, и живите!).
Помимо рекомендаций, представленных выше стоит также выделить:
- Стремление к правильному питанию;
- Физическая активность;
- Преодоление зависимостей;
- Развитие навыков стрессоустойчивости;
- Развитие собственных способностей и интересов;
- Изменение образа мышления;
- Умение распознавать эмоции и правильно выражать их;
- Выражение позитивных эмоций.
Об укреплении психического здоровья можно посмотреть ЗДЕСЬ .
Если у Вас возникли вопросы по теме психического здоровья или есть жалобы на психическую сферу, пожалуйста, обращайтесь к нам. Клиника Роса — частная клиника психиатрии и психотерапии, которая занимается обследованием, диагностикой, лечением и реабилитацией всех видов психических расстройств и нарушений поведения.
Какие критерии психического здоровья личности являются главными: основные психологические понятия
Психическое здоровье – важная составная часть здоровья человека. В первую очередь это обусловлено тем, что организм человека, в котором все элементы взаимосвязаны друг с другом и воздействуют друг на друга, в значительной степени находится под контролем нервной системы, поэтому психическое состояние сказывается на работе каждой из функциональных систем, а состояние последних, в свою очередь, сказывается на психике.
Психическое здоровье должно характеризоваться:
- Отсутствием психических или психосоматических заболеваний;
- Нормальным возрастным развитием психики;
- Благоприятным (нормальным) функциональным состоянием.
Благоприятное психическое состояние рассматривается как комплекс характеристик и функций, соответствующих возрастной норме и обеспечивающих эффективное выполнение человеком задач, стоящих перед ним в различных сферах жизнедеятельности.
Для психики человека, особенно для развивающейся (у ребенка), характерна связь между меняющейся генетической программой с пластичной средой (особенно социальной). Поэтому норма психического здоровья определяется очень сложно, в основном качественно, и граница между болезнью и здоровьем в ряде случаев размыта. Вот почему пограничные состояния значительно более характерны для нервной системы, нежели для других органов и систем. Особенно значимо это при выполнении той или иной работы, сопровождаемой психическим напряжением. Это напряжение — та физиологическая «цена», которую организм платит за осуществление деятельности. Один и тот же уровень работоспособности у разных людей обеспечивается ценой неодинаковых усилий, что особенно заметно у детей.
Определение нормы здоровья интеллектуально-психической сферы — достаточно сложная задача, что обусловлено большой гибкостью функциональных характеристик нервной системы и сложной динамикой взаимоотношений мозг-среда. Практически задача может быть разрешена путем сложного медико-биологического и психологического обследования, и окончательное заключение может вынести только специалист, а в сфере психического здоровья — сопоставление мнений нескольких специалистов-экспертов в области неврологии, психиатрии, психоневрологии, психологии, психоанализа. Но для текущей оценки психического здоровья, самоконтроля своего состояния каждый человек может использовать некоторые простые приемы, не требующие специального оборудования и специальных знаний.
Несомненным критерием психического здоровья является полноценность сна как важного компонента жизнедеятельности человека.
Одним из ведущих показателей функционального состояния психики является умственная работоспособность, которая интегрирует основные характеристики психики – восприятие, внимание, память и др. Высокий ее уровень — один из основных показателей психического здоровья и функционального состояния организма в целом. Снижение же умственной работоспособности является важным признаком ухудшения психического здоровья. Оно сопровождается увеличением числа ошибок (снижение внимания), трудностями сосредоточения на задаче (падение концентрации внимания), вялостью, апатией, потерей интереса к работе, учебе. Если снижение работоспособности сочетается с вегетативными изменениями (учащение или урежение пульса, усиление потоотделения и др.), головными болями, психосоматическими нарушениями (боли и ощущения дискомфорта в различных областях тела, в области желудка, не связанные с едой, в сердце и т.д.), подавленным состоянием, беспричинными страхами и т.д., то это может свидетельствовать об утомлении или переутомлении.
Психическое здоровье и обучение
Укрепление психического здоровья – задача всего общества и каждого отдельного человека. Решение этой задачи невозможно без глубокого знания сущности психики человека, индивидуальных особенностей ее организации, понимания ценности каждой индивидуальности, се уникальности. Этому необходимо учить и на основе соответствующих знаний формировать навыки управления своим психическим состоянием, укрепления здоровья, раскрытия резервных возможностей человека.
Психика человека – необычайно пластичное явление. Зная индивидуальные особенности психики данного человека, можно так построить образовательный и воспитательный процессы, чтобы не только обеспечить высокий уровень психического здоровья, но и дать возможность человеку осуществлять здоровый и целенаправленно организованный контроль над своей психикой, развивать ее в нужном, наиболее интересном направлении, добиваться на этой основе выдающихся достижений. Однако использование тех или иных средств и методов тренировки и организации психики должно строиться исключительно на основе индивидуального подхода, всестороннего и глубокого изучения всех психологических и социально-психологических особенностей человека. Поэтому особое внимание семьи, образовательного учреждения и самого человека должно быть направлено на познание этих особенностей, их возрастной динамики, половых особенностей, доминирующих врожденных и приобретенных потребностей. Только на этой основе можно организовать соответствующую образовательную среду, сформировать по-настоящему здоровый образ жизни. Несомненно, что это поможет и самому человеку лучше познать себя и оптимальным образом организовать свой образ жизни, базирующийся на прочной психологической установке.
Обучение основам психического здоровья должно осуществляться на протяжении всех возрастных этапов.
Огромную роль в формировании здоровой психики может и должна сыграть семья. Психика ребенка начинает закладываться в утробе матери. От психологической обстановки вокруг будущей матери, ее эмоционального состояния зависит формирование психики ребенка. И в дальнейшем, уже после рождения ребенка, от того, как относятся к нему в семье, чувствует ли он себя комфортно, защищено, зависят не только индивидуальные особенности ребенка, но и то, насколько полно он сможет самореализоваться в процессе своего развития, насколько разовьются заложенные в нем природой генетические предпосылки. Генотип каждого человека по-своему уникален. От того, насколько окружающая среда, воспитание адекватны природным особенностям человека, во многом зависит его будущее, его психическое здоровье.
Особенно важно познание индивидуально-типологических особенностей психики в организации учебной деятельности школьника. К сожалению, чаще всего непосредственно в осуществлении образовательного процесса учитель пользуется общепринятыми подходами, которые ориентированы на «среднего» ученика, причем среднего по успеваемости, а не по характерологическим особенностям, значительная часть которых обусловлена генетически и не меняется в течение всей жизни человека (хотя и может быть в какой-то степени скорректирована целенаправленными воспитанием и тренировкой). Типичным примером является выполнение контрольной работы по точным дисциплинам, когда условием получения высокой оценки является выполнение как можно большего числа заданий. Однако при этом не учитывается, что скорость включения в работу и переключения на другие виды работ у детей с различным типом темперамента неодинакова: при таких условиях как рыба в воде себя чувствует холерик, но в ограниченных временных рамках трудно приходится флегматику. В результате первый приходит к выводу о том, что для получения высокой оценки нет необходимости в целенаправленной повседневной работе, а флегматик, которому свойственно при прочих равных условиях исключительно ответственное отношение к порученному делу, заключает, что все его усилия тщетны. Существование школьных нормативов и физическом воспитании дает такой же результат — имеющий генетически обусловленный низкий рост и неблагоприятную конституцию тела изначально обречен не выполнить определенные их виды, а унаследовавший высокий рост учащийся убежден, что ему не надс заниматься своим физическим развитием, потому что у него и так получится. То есть в конечном итоге оба приходят к выводу, что н обучении роль их собственной ответственности мала.
Думается, что не меньшее отрицательное значение имеет и слабый учет в методике преподавания половой специфики психической деятельности. Известно, что женской психике более свойственна устойчивость, определенность, поэтому девочкам больше по душе освоение готового материала, они лучше воспринимают пространственно-временные связи и усваивают языки. Мальчику же, мужчине требуется постоянное самоутверждение, доказательство своей исключительности; он лучше ориентируется в механических отношениях и математических рассуждениях, но заучивание истин для него представляется тяжелой работой. Однако методика преподавания не учитывает эти особенности полов, и предъявляемые ученикам задания носят всеобщий характер.
Следует отметить и то обстоятельство, что уже в младшем звене школьного образования у детей одного паспортного возраста биологический возраст (а с этим показателем в значительной степени связаны здоровье, работоспособность, интеллектуальный потенциал, особенности мышления и т.д.) отличается, согласно официальной статистике, на 1,5 — 2,5 года, а к подростковому возрасту это различие проявляется еще в большей степени.
Несомненные травмирующие психику ребенка последствия имеет и его сравнение (не в лучшую сторону) с другими учениками по принципу: если они могут, то и ты должен. Но ведь он не такой, как они, он результат уникального сочетания гено- и фено- тинических обстоятельств, и другого такого человека в мире никогда не было и не будет! Вот почему у «слабого» ученика возникает комплекс неполноценности, воплощаемый в отсутствии желания учиться (все равно не получится), а у «сильного» — комплекс превосходства (пусть учатся дураки, у меня и так получится) с тем же отсутствием желания учиться.
Идеальным (хотя и вполне достижимым) вариантом следовало бы считать такой, при котором каждый ученик не подгонялся бы под стандарт оценки, а последняя бы исходила из одной предпосылки — если он сам сегодня стал лучше, чем был вчера, то и его оценка должна быть высокой, так как это означает, что он работал над собой! Без сомнения, такой подход сделал бы ученика заинтересованным в достижении вполне доступного для него результата.
К сожалению, детей практически совсем не учат такой организации учебной работы, которая бы учитывала особенности его памяти, темперамента, мотивацию и пр. Несомненно, что уже на этапе начального обучения школьника следует ознакомить со следующими вопросами:
Твой режим дня. Здесь следует обратить внимание на четкое чередование различных видов деятельности ученика, постоянство режима сна, занятия своим здоровьем, участие в жизни семьи и пр.
Особенности памяти. Существует множество разновидностей памяти, и очень важно каждому человеку определить преобладающий у него ее вид с тем, чтобы освоение нового учебного материала базировалось преимущественно с его использованием. В то же время следует обратить внимание на тренировку отстающих типов памяти.
Рабочее место ученика дома. Неправильная организация рабочего места ученика дома часто превращает выполнение домашних заданий в нервотрепку, в потерю значительного времени на поиски нужных предметов, в крайнее напряжение зрительного аппарата и т.п. — во все то, что в конечном итоге сказывается на здоровье ребенка.
Когда и как готовить домашние задания. Для эффективного выполнения домашней учебной работы необходимо соблюдать правила:
- задания должны выполняться по возможности в одно и то же время дня, надо заранее определить время их выполнения и перерывов в них;
- до выполнения домашних заданий необходимо хорошо восстановиться после учебных занятий в школе;
- помещение, где ученик выполняет домашние задания, должно быть хорошо проветрено, а температура воздуха по возможности должна быть в пределах 18 — 20°С;
- следует устранить все посторонние раздражители, которые бы отвлекали внимание от продуктивной работы;
- плотный обед должен быть не позднее, чем за 2 — 2,5 часа до начала приготовления домашних заданий (легкий же прием пищи может быть за 1 — 1,5 часа); но недопустимо садиться за приготовление домашних заданий и с чувством голода;
- выполнение активных физических упражнений допустимо не позднее, чем за 2 — 2,5 часа до выполнения домашних заданий;
- выполнение домашних заданий не должно затягиваться вплоть до времени отхода ко сну — это затрудняет засыпание и делает сон неполноценным;
- следует учитывать свои особенности в освоении учебного материала.
В каком порядке следует делать уроки. У каждого человека свои индивидуальные особенности в усвоении учебного материала. Желательно каждому ученику путем наблюдений за своей работоспособностью самому установить ссбс распорядок выполнения заданий. Если он «легок на подъем», входит в работу легко и вначале работает с подъемом, более продуктивно, чем к концу занятий, но относительно быстро утомляется (холерик), то ему следует начинать приготовление домашних заданий с наиболее трудного предмета. Если же школьник втягивается в работу медленно, много времени тратит на «раскачку», продуктивность работы нарастает постепенно, но работоспособность сохраняется дольше, а усталость появляется позднее (флегматик), то такому ученику надо начинать со средних по трудности заданий и постепенно переходить к более сложным. В случае, если учащийся вообще с трудом приступает к домашним заданиям, если его нервирует любая неудача в их выполнении (меланхолик), то лучше начинать с самых простых, успех в которых приносит ему удовлетворение и желание добиться новых положительных результатов.
У каждого школьника есть любимые предметы и учителя, есть и те учебные дисциплины, которые даются ему с трудом или просто неинтересны. Поэтому следует установить для себя свою шкалу трудности предметов и придерживаться ее при выполнении домашних заданий.
Иногда порядок подготовки заданий по предметам приходиться менять. Например, если при выполнении домашних заданий ученик встречается с затруднениями при решении сложных задач (математика, физика), это задание необходимо перенести на последнюю очередь (и выполнить после последнего перерыва), иначе затраченное на его решение значительное время не позволит хорошо подготовить задания по другим учебным предметам.
Как восстановить умственную работоспособность и предупредить развитие резкого утомления. Для этого через каждые 45 — 50 мин занятий надо делать заранее запланированные перерывы. В течение первых четырех-пяти минут 8-10-минутного перерыва можно, например, рекомендовать выполнение домашних заданий по физкультуре, для девочек — танцы под ритмичную музыку, прыжки со скакалкой, для мальчиков — силовые упражнения и т.д. Желательно в это время выполнить комплекс упражнений, направленных на улучшение мозгового кровообращения, восстановление внимания, устранение связанных с длительной вынужденной позой возможных неблагоприятных изменений в осанке, в кровообращении и дыхании, предупреждение чрезмерного психического напряжения и нарушения зрения. Лучше, если при каждом следующем перерыве в приготовлении домашних заданий набор из 6 — 8 упражнений меняется. Надо только помнить, что в это время нельзя использовать такие мышечные нагрузки, которые могут привести к физическому утомлению.
Выполнив физические упражнения в течение 4 — 5 мин, в оставшееся время перерыва можно свободно походить или наполнить его другими видами активной деятельности: выполнить необходимую работу по дому, гигиенические процедуры и т.д., но нельзя его посвящать работе с новой информацией (просмотр телепрограмм, работа на компьютере и др.).
Выходные дни. Эти дни не должны прекращаться в дополнительное время для учебной работы, а быть временем, когда бы человек полностью восстановил свои физические и психические резервы, которые в той или иной степени были израсходованы в течение рабочей недели. Поэтому выходные дни должны быть обязательно активными: загородные прогулки, встречи с друзьями, экскурсии, занятия любимым делом — всем тем, что должно доставлять удовольствие. Не помешает выполнить и те домашние дела, до которых в текучке будней «руки не доходили». Вот после таких активных выходных дней человек вступает в новую трудовую неделю с чувством радостного ожидания и с высокой работоспособностью.
У школьников вся учебная деятельность протекает в условиях жестко детерминированных обстоятельств: расписания, диктата педагога, слабого учета в обучении индивидуальных особенностей каждого ученика и т.п. Все это формирует у него психологические установки, в той или иной степени сказывающиеся на его здоровье. Чем младше ребенок, тем более восприимчив он к формированию установки на бессознательном уровне, тем важнее для него наличие положительных примеров для подражания, для воспитания здоровых мотиваций. У детей старших возрастных групп, у взрослых более важную роль играет сознание, понимание важности, необходимости валеологических мероприятий. Вот почему низкому уровню мотивации к здоровому образу жизни (особенно у здоровых в клиническом смысле слова людей) необходимо противопоставить формирование мотиваций к самоусовершенствованию. Последние, в зависимости от возраста и пола, уровня культуры и социальной принадлежности, наличия собственных приоритетных установок и т.д., могут быть ориентированы на физическое и психическое совершенствование, улучшение коммуникативных возможностей, желания овладеть той или иной профессией, достижения определенного социального статуса и др.
Психические состояния – наши отношения с миром
Психические состояния постоянно меняются в течение дня. Месяца и всей жизни человека. Человек ежедневно испытывает разнообразные эмоции и смену настроений. Это приводит к формированию общего фона психического состояния. На него влияют различные факторы: социальные, внутренние психологические и биологические.
Сложно однозначно трактовать психические состояния. Состояния психики, повторяющиеся очень часто, воздействуют на ход психических процессов и, приобретя некую устойчивость, становятся личностными свойствами. Каждому из психических состояний присущи аспекты, связанные с физиологией, психологией и поведением. Это обуславливает множество компонентов, входящих в их структуру:
- на уровне физиологии показателями могут быть кровяное давление, частота пульса, сердечные ритмы;
- в сфере моторики — смена мимики, тембр и громкость голоса, скорость разговора;
- в сфере, связанной с эмоциями индивида, психологические состояния могут выражаться как в отрицательных, так и в положительных эмоциях;
- при рассмотрении когнитивной области, во внимание берётся логика мышления, способность прогнозирования будущих событий, способность регулирования состояния собственного организма;
- на уровне поведения, от состояния зависит адекватность производимых действий и их соответствие сегодняшним потребностям;
- состояние психики, если имеется в виду коммуникативный уровень, влияющий на способность индивида жить в социуме, общаться с людьми, ставить перед собой некие цели и идти к ним.
Классификация психических состояний
Психические состояния формируются как ответная реакция на жизненные обстоятельства. При этом люди воспринимают происходящее по-разному, соответственно находятся в разных психических состояниях. Жизнь любого человека является чередой сменяющихся различных психических состояний, и даже в течение дня их может быть несколько. Они отражают способность человека уравновешенно ( или неуравновешенно) относиться к событиям, происходящим в его жизни. В зависимости от отношения к происходящему, и от вида событий, в которые вовлечён человек, он может испытывать позитивные и негативные эмоции — радость, восторг, агрессию, грусть, безразличие. Сложность квалификации психических состояний связана с тем, что они могут совпадать друг другом или пересекаться.
Классификацию психических состояний проводят по различным критериям.
- По источнику формирования выделяют обусловленные личностно и ситуативно.
- Психические состояния бывают поверхностными или глубокими. По времени различают длительные, затяжные и краткосрочные.
- По степени влияния на личность человека психические состояния бывают стеническими ( оживляющими жизнедеятельность) и астеническими ( угнетающими).
Диагностика психических состояний
Изначально специалисту необходимо установить в каком психическом состоянии находится человек. Данную информацию можно получить при анализе поведения, деятельности, выражения чувств, эмоций и мыслей. Во время диагностики психических состояний проводится оценка физического и психологического состояния человека. Большая часть диагностического исследования связана с применением психологических методов: наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, тестирование и др. Эксперимент является важным психологическим методом. Создаются условия, которые способствуют проявлению определенного психического состояния. Изучается влияние конкретных факторов на возникновение и дальнейшую динамику психического состояния конкретного человека.
Под тестированием понимают психологический метод диагностики человека, который позволяет выявить его навыки и умения. Психологический тест представляет собой индивидуальное задание, которое необходимо выполнить за определенный интервал времени. Используются тесты, которые позволяют определить уровень интеллектуального развития, состояние памяти, психомоторики.
При проведении диагностики выявляют структуру, схему протекания психического процесса и его интенсивность. Полученные результаты дают возможность управлять психическими состояниями и корректировать их при необходимости. Психические состояния наблюдаются во всех сферах человеческой психики. Изучение психических состояний необходимо для полного представления о психике человека. Также они влияют на особенности поведения и течения различных психических расстройств, упрощая или усложняя процесс терапии.
Есть вопросы? Нуждаетесь в консультации специалиста? Позвоните нам