Штрафы за резину не по сезону в 2022 — за шипы или зимнюю летом, лысую или летнюю зимой
Последние годы регулярно ходят разговоры и слухи о том, что скоро в России будет введен штраф за использовании зимней резины летом, а летней резины в зимний период. Назывались даже точные даты, а иногда называлась даже точная сумма в 2000 рублей штрафа за летнюю резину на зимней дороге. В первую очередь мы хотим успокоить сразу всех водителей – данные штрафы за резину не по сезону в 2022 году не введены, а законопроект N 464241-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (по обеспечению безопасности при эксплуатации транспортных средств)», в котором были прописаны штрафы за использование летней резины зимой, не принят в первом чтении.
Но за какую резину могут оштрафовать автовладельца, если его транспортное средство зимой двигается на летних шинах, а летом на зимних? Как себя вести в диалоге с инспектором ГИБДД в случае остановки и осмотре колес автомобиля?
Тем не менее, владельцам транспортных средств необходимо знать тонкости вопроса регулирования правомерности использования того или иного типа автомобильных шин в летние и зимние периоды, так как не исключено, что в скором времени очередной законопроект будет одобрен в Государственной Думе и штрафные санкции будут введены. В данной статье мы подробно разберемся в проблеме.
Существуют ли штрафы за резину не по сезону?
Еще в 2014 году в Государственную Думу страны был внесен законопроект №464241-6, в котором предлагалось дополнить статью 12.5 КоАП РФ частью 3.2:
«частью 3.2 следующего содержания: «3.2 Управление транспортным средством с нарушением требований эксплуатации шин и колес,- влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч рублей».
На протяжении двух лет рассмотрение данного законопроекта откладывалось, но 20 октября 2016 года он был направлен на рассмотрение в Государственную думу и должен был быть рассмотрен в трех чтениях. А по факту законопроект о штрафе за использование летней резины в зимнее время не прошел даже первое чтение, и 1 ноября 2016 года было принято решение отложить его рассмотрение на неопределенный срок, и по состоянию на 2022 год к рассмотрению «шинного законопроекта» больше не приступали.
Так какой штраф за летнюю резину зимой на сегодня?
Вопрос относительно смены зимних и летних шин в России на сегодня ничем НЕ регламентируется, и водителям не нужно бояться штрафов за использование летней резины зимой, или санкций за другой вариант не подходящей по сезону авторезины — просто потому, что таких штрафов нет! Автовладельцы по своему усмотрению принимают решение о замене летних шин на зимние, опираясь на погодные условия и температуру воздуха. Если говорить о конкретных датах, то в средней полосе России негласными ориентирами являются 15 ноября для смены резины с летней за зимнюю, и 15 марта — для перехода с зимней резины на летнюю.
Безусловно, эти даты довольно условные, и в тех или иных регионах Российской Федерации они отличаются. Водители, опираясь на здравый смысл, при смене шин делают упор не на даты, а на погодные условия, То есть если на календаре уже весна, а на дорогах еще лежит снег и прогноз обещает гололедицу, то «переобуваться» в летнюю резину никто не будет. И если в теплом Крыму или в Сочи в ноябре, а порой даже в декабре, наблюдается солнечная, теплая погода, и дорожное покрытие сухое и чистое, то водители вряд ли перейдут на зимнюю резину в срочном порядке.
Какие штрафы за летнюю резину в зимнее время предлагались?
Как мы уже говорили выше, слухи о том, что в ближайшее время на законодательном уровне будет запрещено «обувать» транспортное средство не по сезону, ходили давно, причем на рассмотрение в Государственную Думу поступали несколько законопроектов, но по разным причинам, ни один не прошел даже первого чтения. Суть этих шинных законопроектов сводилась к следующему:
- Штрафовать за езду на транспортном средстве с использованием шин не по сезону (водитель обязательно должен использовать в холодные месяцы зимнюю резину, либо «переобувать авто» с учетом показателя среднесуточной температуры.
- Штрафовать за то, что водитель в летнее время эксплуатирует транспортное средство на зимней резине с шипами.
- Отказ в страховой выплате в том случае, если при ДТП транспортное средство виновника был на шинах не по сезону.
Но, как видим, пока все эти законодательные инициативы дальше законопроектов не зашли, и вы по прежнему сами решаете, когда вам менять резину с летней на зимнюю и наоборот! Штрафа за летнюю резину в зимнее время в РФ нет!
Существует ли штраф за зимнюю резину летом?
Если изучить Технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», то выяснится, что для российских автомобилистов он принес новые правила. В этом техническом регламенте в пункте 5.5 Приложения №8 имеются такие положения об использовании тех или иных автомобильных шин в разные времена года:
- На летней резине можно ездить с июня по август (она должна быть нешипованной).
- С декабря по февраль водителям можно принимать участие в дорожном движении, находясь за рулем машины, «обутой» в зимнюю резину (шипованной или нет).
- В регламенте ТС 018/2011 вы не найдете понятия «всесезонная резина».
- Соблюдение норм по предельному износу резины – обязательно.
На уровне региональных властей допускается изменять месяцы установленного запрета на использование шин по сезону – данные нюансы должны быть зафиксированы нормативными региональными актами.
Летние шины | Зимние шипованные шины | Зимние неошипованные шины | |
Зима (декабрь — февраль) | + | + | |
Весна (март — май) | + | + | + |
Лето (июнь — август) | + | + | |
Осень (сентябрь — ноябрь) | + | + | + |
Если говорить о том существует ли штраф за зимнюю резину летом, то уже на протяжении долгого времени этот вопрос остается нерешенным. На первом этапе обсуждений были предложения за подобные нарушения установить штраф в размере 5000 рублей – но такая инициатива не нашла одобрения у депутатов. Были и другие предложения относительно размера штрафа за езду летом на зимней резине.
Каковы штрафы за езду на лысой резине в 2022 году?
В водительской среде давно ходит выражение «лысая резина», означающая езду на резине, где протектор стерся практически полностью. Согласно новым правилам езда на покрышках со стертым протектором может повлечь за собой наказание в виде штрафа в размере 500 рублей (или предупреждение). Если обратиться к ПДД и его положению о допуске ТС к эксплуатации, то водителю запрещается принимать участие в дорожном движении, если остаточная высота рисунка протектора шин его транспортного средства:
- грузового транспорта – меньше 1 мм;
- легковой машины — менее 1,6 мм;
- мопеда или мотоцикла – менее 0,8 мм;
- автобуса – менее 2 мм.
Согласно ст. 12.5 КОАП сотрудники ГИБДД могут выписать водителю штраф за данное нарушение – 500 рублей.
По слухам, депутаты планируют в будущем на законодательном уровне увеличить сумму штрафа за езду на лысой резине в 4 раза. Такой скачок можно считать вполне обоснованным, так как по вине водителей, выезжающих на дорогу на лысой авторезине, происходит огромное количество ДТП, особенно в зимние месяцы, когда на дорогах гололед.
Появится ли запрет на шипованную резину?
О требованиях к шинам транспортных средств в разные сезоны года мы поговорили, а теперь рассмотрим вопрос, какие изменения относительно использования шипованной резины планируются на законодательном уровне.
Для стран, входящих в Таможенный союз, технический регламент ТР ТС 018/2011, о котором мы говорили выше, устанавливает следующие условия:
- Шипованные шины запрещается использовать в летний период – с июня по август;
- Резина с шипованным протектором должна быть на всех колесах транспортного средства (то есть нельзя иметь одновременно и шипованные шины и нешипованные зимние «липучки»;
- На погонный метр протектора прописано предельное число шипов – 60 штук. Данное требование будет применяться к резине, которая была изготовлена после 1 января 2016 года.
Если говорить о потенциальных штрафах за использование резины с шипами сегодня, то на законодательном уровне они не установлены! Поэтому водителям стран, входящих в Таможенный Союз пока не стоит опасаться штрафных санкций. А вот штраф за то, что вы управляете автомобилем на шипованных шинах, а у вас при этом нет знака «Шипы» – составляет 500 рублей.
Езда на всесезонной резине (липучке) в 2022 году
Отдельно стоит упомянуть про всесезонную резину, на ней вполне комфортно можно ездить на автомобиле и зимой и летом. Собственно, такие нешипованные всесезонные шины и предназначены для эксплуатации на дорогах в течение всего года.
Обратите внимание, что зимой эксплуатироваться подобная резина может только если на ней есть обозначения в виде маркировки «М+S», «M&S» или «MS» (что означает «Mud & Snow», то есть по-английски «грязь и снег») и хотя в ином случае эксплуатация всесезонных шин в зимние месяцы не допускается, штрафа за это всё равно пока нет.
Как сотрудники ГИБДД смогут оштрафовать за шины?
Выше мы уже изложили ситуацию относительно законодательной базы по вопросам сезонной смены резины и штрафов за использование шин не по сезону. Возникает закономерный вопрос, как непосредственно на дороге сотрудники органов ГИБДД будут контролировать выполнение водителями оговоренных выше норм?
Сегодня имеется лишь единственно возможный способ установления соответствия сезонности шин – это прохождение технического осмотра. Но и здесь не обошлось без проблем. К примеру, новые автомобили, только что вышедшие из автосалона, могут не проходить техосмотр. Да и с автомобилями находящимися в эксплуатации тоже не все ясно – в обязанности их владельцев входит прохождение ТО только раз в год, а значит проверяться соответствие авторезины сезону будет только один раз в год.
Подводя итог хотелось бы отметить — несмотря на то, что штрафы за резину не по сезону в 2022 году НЕ введены, каждый автовладелец должен ответственно подходить к вопросу готовности его транспортного средства к текущим дорожным условиям! В ваших же интересах максимально подготовить машину к тем или иным погодным и климатическим условиям!
Могут ли сотрудники ГИБДД вести видеосъёмку на свою личную камеру?
Съёмка на телефон
Снимать инспекторов ДПС на дороге водителям можно – это мы выяснили в одной из прошлых статей. Но вот что касается видеосъёмки самим сотрудником ГИБДД, для многих автолюбителей вопрос остаётся открытым. Но и здесь нет никакой путаницы и недоработок в законодательстве. Последнее в 2022 году чётко регулирует, можно ли полицейскому снимать водителя, в том числе его личные данные, а также выкладывать видео в интернет.
Можно ли инспектору снимать водителя?
Да, можно. На сегодняшний день нет ни одного нормативно-правового акта, который бы запрещал вести видеосъёмку сотрудником процедуры привлечения водителя к ответственности. Впрочем, это относится не только к этой административной процедуре:
- сотрудник ГИБДД может снимать водителя на камеру при выявлении нарушения и опросе последнего,
- также можно вести процесс съёмки и уже при вынесении постановления (назначении штрафа), равно как и после этого,
- ДПС может записывать на видео и в любое другое рабочее и нерабочее время.
Обратите внимание, что видеосъёмка сотрудником полиции по сути своей не является автоматической фиксацией нарушений ПДД. Отсюда следует, что ваше нарушение не могут просто снять на камеру и прислать вам штраф – вы должны быть остановлены инспектором, допрошены. В частности, в отличие от автофиксации, должен быть установлен, кто был за рулём в момент нарушения.
Могут ли ДПС снимать на личный телефон?
Да, могут. В том числе:
- съёмка разрешена как на отдельную видеокамеру сотрудника ГИБДД,
- так и на камеру телефона.
Опять же, “пруфы” здесь довольно простые – в 2022 году нет нормативно-правового акта, который бы запрещал это делать.
Но постойте! Ведь видеосъёмка как сам процесс и представление записи в качестве доказательств начальнику ГИБДД или в суде – это разные процедуры, и законом они должны регулироваться по-разному. Всё так и есть.
Является ли доказательством запись на личную камеру?
И снова да. В данном случае официальным источником такого разрешения является Административный кодекс. И ответ на данный вопрос нам даёт статья 26.2 КоАП:
- доказательствами являются любые данные (часть 1 статьи),
- единственный случай, когда такие доказательства не могут быть приняты к рассмотрению – если они получены незаконным образом (часть 3); но видеозапись ДПС получена законно, так как ничего не запрещает ему снимать вас,
- ещё одно условие – видео должно быть приобщено к делу соответствующей записью в протоколе (часть 2).
Впрочем, и здесь есть споры между водителями и даже судами. В судебной практике 2022 года судьи практически всегда принимают фото и видео, полученные с личных телефонов ДПС, как доказательства. Однако, никто не проверяет, не искажены ли дата и время на записи, не отредактировано ли видео. И это может иметь значение, если именно мельчайшие детали в объектах записи играют главную роль (например, пристёгнут ли был водитель ремнём безопасности в тонированной машине).
Могут ли сотрудники ГИБДД вести видеосъёмку на свою личную камеру?
Вопрос о применении сотрудниками ГИБДД личных фото- и видеокамер, сотовых телефонов беспокоит участников дорожного движения. Водители и пешеходы уверены, что применение такого оборудования недопустимо и вступают в конфликты с инспекторами. Насколько такие действия сотрудников дорожной полиции законны и являются ли записи с личных камер доказательствами в суде, разбираемся с нормативными документами в руках.
- Можно ли инспектору снимать водителя?
- Могут ли ДПС снимать на личный телефон?
- Является ли доказательством запись на личную камеру?
- Управление автомобилем – частная жизнь или нет?
- Заключение
Можно ли инспектору снимать водителя?
Законодательного запрета на фото- или видеофиксацию нарушений правил дорожного движения не существует. Значит, применение записывающей аппаратуры сотрудниками ГИБДД находится в рамках правового поля. Но есть некоторые нюансы, о которых водителям необходимо знать:
- при проведении фото- или видеосъемки инспектор обязан сообщить об этом участникам процедуры, озвучить на камеру дату, время проведения процессуальных действий, марку и модель камеры или телефона;
- прерывать процесс записи нельзя – весь ход фиксации нарушения, опрос или составление протокола должны вестись от начала и до конца, в противном случае такая запись не будет являться доказательством для суда;
- просто видеосъемка нарушения ПДД (пересечение двойной сплошной полосы, отсутствие ремня безопасности, парковка в неположенном месте, иные факты) не фиксирует его автоматически, чтобы получить доказательство, инспектор должен продолжить снимать дальше – остановку транспортного средства, допрос нарушителя и установление личности лица, находящегося за рулем.
Действия сотрудников ГИБДД регламентируются Приказом МВД №664 от 23.08.2017г., который разделяет фиксацию нарушения с помощью специальных технических средств (к которым относятся измерительные приборы, а не видеокамеры и телефоны) и формирование доказательной базы правонарушения с помощью фото- и видеозаписи.
К измерительным приборам относят, например, радар, фиксирующий нарушение скоростного режима. Или прибор для определения концентрации алкоголя в крови подозреваемого в опьянении. Такое оборудование должно принадлежать ГИБДД, иметь сертификаты и результаты госповерки.
Поскольку камеры и телефоны к средствам измерения не относятся, к ним не предъявляют специальных требований. Важной является только жестко регламентированная процедура проведения съемки.
В отсутствие понятых видеозапись является обязательной для любых процессуальных действий, особенно для определения состояния алкогольного опьянения и досмотр транспортного средства.
Могут ли ДПС снимать на личный телефон?
Пункт 6.13 Административного регламента, утвержденного Приказом №664, не содержит требования вести фото- или видеосъемку исключительно оборудованием, состоящим на балансе ГИБДД. Поэтому инспектор вправе применять личный телефон для ведения записи при опросе водителя, составлении протокола, иных процессуальных действиях.
Досмотр транспортного средства регламентируется ст. 27.9 КоАП РФ. Согласно документу, инспектор имеет право проводить данную процессуальную процедуру либо при участии понятых, либо с применением видеозаписи. Указанная статья не требует, чтобы съемка велась на аппаратуру ГИБДД, поэтому инспектор имеет право применять личную камеру или телефон.
Является ли доказательством запись на личную камеру?
Суды в большинстве случаев принимают такие записи в качестве доказательства по делу о правонарушении. При этом не проводится экспертиза самой записи на наличие искажений или коррекции с применением видеоредакторов и специальных программ. В результате инспектор может изменить время и дату съемки, удалить часть записи или иным образом воздействовать на нее.
Ст. 26.2 КоАП официально разрешает принимать съемки на личные камеры сотрудников ГИБДД в качестве доказательства в суде:
- ч. 1 позволяет принимать в качестве доказательств любые данные;
- ч. 2 требует приобщения видеозаписи к делу только при официальной регистрации данного факта в протоколе осмотра, досмотра, допроса или освидетельствования, сама запись переносится на DVD-диск и прикладывается к протоколу в непрозрачном конверте;
- ч. 3 не позволяет принимать в качестве доказательства запись, полученную незаконно.
Адвокаты настоятельно рекомендует автовладельцам при любых процессуальных действиях сотрудников ГИБДД вести собственную съемку, чтобы максимально обезопасить себя от противоправных действий инспекторов.
Управление автомобилем – частная жизнь или нет?
Часть водителей уверены, что если они не согласны на проведение съемки, то инспектор не имеет права ее осуществлять, а должен пригласить понятых. Это заблуждение. Сотрудник ГИБДД действует в соответствии с Административным регламентом, который разрешает проведение фото- и видеофиксации при отсутствии согласия автолюбителя.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ личная жизнь граждан является неприкосновенной. Инспектор ГИБДД, как и любое другое лицо, не вправе вести запись, относящуюся к частной жизни водителей. Автовладельцы акцентируют внимание на том, что нахождение человека внутри транспортного средства относится к личной жизни, однако это не так.
Нахождение за рулем, даже не в потоке или во время стоянки, является актом участия в общественных отношениях и ссылка на частную жизнь во внимание не принимается.
При этом сотрудник автоинспекции не имеет права обнародовать фотографии или видеозапись любым способом. Публикация в СМИ, социальных сетях или на видеохостингах автоматически делает инспектора правонарушителем. При наличии разрешения водителя обнародование записи допустимо.
Заключение
В соответствии с существующими нормами инспектор ГИБДД имеет право вести съемку процессуальных действий на личную камеру или телефон с соблюдением требований к непрерывности записи, фиксации данного факта в протоколе и предупреждения водителя о проведении съемки. При нарушении указанных требований запись не будет являться доказательством, согласно Постановлению Верховного Суда РФ № 36-АД 16-8 от 20.01.2017г.
Могут ли сотрудники ГИБДД вести видеосъёмку на свою личную камеру
Многих водителей интересует, имеет ли право инспектор снимать на телефон во время остановки. Ответ на этот вопрос содержится в нескольких законодательных актах. Рассмотрим, обязательна ли сертификация оборудования для видеосъемки, можно ли использовать для этого личный смартфон, и в каких случаях съемка на любую технику запрещена.
Могут ли сотрудники ДПС снимать водителя?
Видеосъемка водителей на личный телефон не запрещена ни одним законодательным актом. Для этого можно использовать не только смартфон, но и устройство, размещенное в салоне автомобиля ГИБДД. Каких-либо требований к аппаратуре нет, в отличие от алкотестеров и радаров, для которых обязательна сертификация.
Видеосъемка инспектором может вестись в нескольких ситуациях:
- Фиксация правонарушения. Водитель в это время может даже не знать, что его снимают. Запись обычно ведется без остановки, но ее могут включить и специально, чтобы записать маневры конкретного автомобиля. В это же время сотрудник ГИБДД останавливает водителя, составляет протокол. При желании он может предоставить видеоролик для ознакомления, но по закону делать это не обязан. Если понадобится видеозапись, ее можно запросить после у руководителя ведомства.
- Запись разговора с водителем. Видеоролик может начинаться с этого момента. Например, если есть основания подозревать, что человек находится за рулем в состоянии опьянения. Но инспектор вправе включить камеру и в другой ситуации по собственному усмотрению.
- Оформление протокола. Чаще всего запись ведется, если водитель не согласен с вменяемым правонарушением, и отказывается расписываться в протоколе. Смысла в этом нет: сотрудник ГИБДД поставит в документе соответствующую пометку, и материалы все равно будут переданы для дальнейшего рассмотрения.
Таким образом, записывать обстановку на видео инспектор может в любое время, и никто не вправе препятствовать этому. В общественных местах видеосъемка не запрещена, и согласие водителя на нее даже не понадобится. Таким местом считается практически любая территория, не относящаяся к частной.
Запись нарушения на видео не является основанием для автоматического привлечения к ответственности, как в случае с камерами. Инспектор должен остановить водителя и допросить его, и только после этого оформить протокол.
Сотрудник ГИБДД остановил водителя, подозревая его в нахождении за рулем в состоянии опьянения. Во время проверки и опроса велась видеосъемка. Гражданину предложено пройти медосвидетельствование в диспансере, и он согласился. В результате анализы выявили наличие запрещенных веществ у него в крови, пробы направлены на второй этап исследования в лабораторию, чтобы установить точную концентрацию.
В результате материалы дела вместе с видеозаписью, сделанной на телефон инспектора, переданы в суд. Но водителя лишить прав не смогли: в свою защиту он указал, что сотрудник ГИБДД нарушил Административный регламент, согласно которому перед отправкой на медосвидетельствование ему должны были пройти обычное освидетельствование на дороге с использованием алкотестера.
Видеозапись в этом случае только подтвердила факт нарушения регламента инспектором.
Законна ли съемка на личный телефон?
Законность видеосъемки на личный телефон подтверждает Приказ МВД России от 24.04.2018 N 249.
Рассмотрим несколько самых главных положений:
- П. 11.5. В ходе работы инспектор может использовать информационные системы, видео- и аудиотехнику, а также специальную аппаратуру. Под специальными техническими средствами подразумеваются измерительные приборы, имеющие соответствующие сертификаты. Как видно из этого, видеотехника не относится к специальным техсредствам, следовательно, сертификация не нужна.
- Надзор за дорожным движением может осуществляться из автомобиля, в пешем порядке или на стационарном посту. Для этого инспекторы вправе использовать специальные техсредства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, а также иные приборы для ведения аудио- или видеосъемки. Ключевое здесь «иные приборы», что уже подразумевает возможность использования личных телефонов.
Отдельно рассмотрим законность записи процессуальных действий на личный телефон. Под процессуальным подразумевается любое действие, начиная от момента фиксации нарушения и заканчивая передачей дела в суд. По закону при проведении процессуальных процедур (осмотра, досмотра, освидетельствования, и пр.) без участия понятых инспекторами может использоваться цифровая аппаратура. Полученные с ее помощью видеоролики приобщаются к протоколу и обязательно указываются в нем. Если составлен акт освидетельствования на состояние опьянения, указание на наличие роликов обязательно.
Некоторым робкие надежды на незаконность ведения видеосъемки дает п. 39 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664, но его, как и любой другой закон, нужно правильно понимать:
Осуществление административных процедур при наличии возможности производится в поле действия систем видеонаблюдения, имеющихся на стационарных постах или в служебных автомобилях, либо с использованием носимых видеорегистраторов. И опять ключевое здесь – «при наличии возможности». Сотрудник ГИБДД может сослаться на то, что такой возможности не было, и ему пришлось снимать на собственный телефон. Правда в любом случае останется за ним.
Можно ли использовать видеозапись на личном телефоне в качестве доказательства?
Видеоролик, снятый на личный телефон инспектора, можно в дальнейшем использовать в качестве доказательства по административному делу. Об этом говорится в ст. 26.2 КоАП РФ:
- Доказательствами являются любые фактические данные, на основании которых судья или иное уполномоченное лицо сможет установить степень вины и привлечь к ответственности.
- Представленные данные устанавливаются протоколами, показаниями свидетелей, экспертными заключениями и иными документами, а также показаниями спецтехсредств.
Главное условие – получение видеозаписи законным способом и приобщение к делу соответствующей записью в протоколе. Например, если в протоколе нет сведений о видеоролике, суд рассматривать его в качестве доказательства не будет.
Еще один момент, на который стоит обратить внимание – это дата, указанная в видеоролике. Если она установлена неправильно, суд вряд ли примет его во внимание. Крайне важно, чтобы дата и время совпадали с датой и временем совершения правонарушения в административных документах.
Водитель, управляя легковым автомобилем, выехал на перекресток на запрещающий сигнал светофора. Обошлось без ДТП, но сразу за поворотом его остановил инспектор. Поначалу гражданин отказывался признавать факт нарушения ПДД, но затем сотрудник ГИБДД предложил ему посмотреть видеоролик, сделанный на собственный телефон.
Видеосъемка из салона с помощью ведомственного оборудования велась, но качество не позволяло полноценно фиксировать правонарушения, поэтому инспектор использовал свой смартфон.
Посмотрев видеоролик, где отчетливо видно, что водитель проезжает перекресток уже на красный сигнал, ему пришлось согласиться с правонарушением. Протокол составлен на месте, в нем указано наличие соответствующей видеозаписи, фиксирующей момент правонарушения.
Когда инспектору ГИБДД запрещена видеосъемка?
Видеосъемку нельзя вести без спецразрешения только в нескольких случаях:
- Частная жизнь граждан. Она охраняется Конституцией и ГК РФ. Снимать частную территорию строго запрещено законодательством, за исключением проведения оперативно-розыскных мероприятий, но и для них нужны основания. Просто так вторгаться в личное пространство нельзя. Однако дорога – это общественная территория. Даже если водитель находится в собственном автомобиле, он находится в обществе, и его снимать можно без разрешения.
- Обнародование видеороликов в интернете. Даже если водитель пойман в состоянии опьянения, выкладывать его в социальные сети и другие интернет-ресурсы без получения предварительного согласия инспектору нельзя.
В остальных случаях сотрудники ГИБДД без проблем могут вести видеосъемку как с собственных телефонов, так и с помощью оборудования, находящегося в собственности ведомства. Никаких ограничений в этом плане нет.
Имеют ли право сотрудники ДПС снимать вас на камеру или телефон
Нередко автовладельцы сталкиваются с ситуацией, когда при проверке документов или ином поводе для остановки ТС инспектор ДПС прибегает к ведению видеозаписи происходящего. В виду того, что водитель не всегда знает все о своих правах, на месте могут возникнуть определенные сложности и недопонимания. Речь в этой статье пойдет о том, что важно и нужно знать о видеосъемке, проводимой сотрудниками Госавтоинспекции.
- Имеют ли право
- Обязанности сотрудников ГИБДД
- Снимаете — снимайте до конца!
Имеют ли право
Для ответа на этот вопрос следует обратиться к двум документам: приказу МВД № 664 от 23 августа 2017 года и федеральному закону «О полиции». Эти нормативно-правовые акты в полной мере и регламентируют действия сотрудника ДТП, останавливающего автомобиль.
Так, в пункте 6.13 приказа говорится, что инспектор вправе использовать любую видео- и аудиотехнику, включая даже спецсредства, которые не причиняют ущерба жизни и здоровью человека, и окружающей среде. Если с техникой, позволяющей запечатлеть голос и происходящее все понятно, то к спецстехнике в данном случае относятся сертифицированные измерительные приборы.
Мобильные телефоны к спецсредствам не относятся, а, соответственно, сертифицированными они быть не должны.
В статье 13, пункте 33 закона «О полиции» также отмечается, что сотрудник полиции вправе использовать средства фото- и видеофиксации. 40-й пункт предусматривает что в случае отсутствия понятых, инспектор может применять даже мобильный телефон для съемки происходящего. Причем съемка может вестись как после остановки автомобиля, так и до. То есть речь идет о фиксации работником ДПС самого нарушения. Это предусмотрено статьей 28.1 КоАП. В данном случае устройство, на которое производится запись для последующего использования в качестве доказательства, значения не имеет.
Обязанности сотрудников ГИБДД
Когда инспектор ГИБДД останавливает автомобиль и намеревается прибегнуть к помощи видеосъемки, он обязан уведомить об этом водителя. Такая норма прописана в пункте 38 Административного регламента. Причем сообщить о ведении записи он должен и всех других участников возникшей ситуации. Если на месте присутствуют понятые, они тоже должны быть уведомлены.
Еще до начала съемки сотрудник должен объявить, что именно он собирается делать: фотографировать или производить видеозапись. Также он обязан дать информацию о марках и моделях средств, на которые производится запись. Например, iPhone6 или видеокамера Sony FDR-AX700. В случае, если инспектор молча начинает делать съемку, ничего не сказав водителю, тот вправе потребовать от него соблюдения регламента данной процедуры, опираясь на указанную норму закона.
Сотрудник ГИБДД не обязан предъявлять водителю сделанную им видеозапись. Такой нормы в законе нет. Однако в случае необходимости, попросить его об этом можно. Зачастую инспектор сам настаивает на ее просмотре водителем, дабы убедить его в совершенном правонарушении.
После того, как запись закончена, сотрудник ДПС должен приобщить видео к протоколу или акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Оно должно быть переписано на диск и запаковывается в конверт с соответствующей пометкой.
Снимаете — снимайте до конца!
Важным обстоятельством при проведении видеосъемки инспектором ДПС является ее непрерывность. Если сотрудник начинает делать запись, то каждое действие нужно снимать до конца.
Когда госавтоинспектор делает паузы в записи или завершает одну съемку и начинает записывать другой файл, водитель вправе сделать соответствующее замечание прямо в протоколе. Вплоть до того, что написать об этом ручкой во время подписи протокола.
В дальнейшем он может апеллировать к данному обстоятельству в суде, настаивая на признании видеозаписи ненадлежащим доказательством. Суть в том, что если на записи есть признаки монтажа или она не полная, на ней нет какие-либо важных нюансов, суд не может принять ее как полноценное доказательство.
Кроме того, нужно помнить, что водитель сам имеет полное право производить видеосъемку при условии, что он не препятствует законным действиям сотрудников ГИБДД.
Из вышесказанного следует, что для съемки дорожного инцидента у работников Госавтоинспекции имеются все основания. Снимать они могут как на специальную аппаратуру, так и на мобильные телефоны. Это же право есть и у автовладельцев. Поэтому в случае, если инспекторы остановили вас и начали съемку, отнестись к этому следует спокойно. Если хочется, то можно начать снимать в ответ. Главное быть вежливым и уверенным в своих правах.
Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации
Верховный суд РФ разрешил снимать инспекторов ДПС за работой
В высшую инстанцию с жалобой обратился водитель из Хабаровского края, которому инспектор ДПС запретил снимать на телефон момент составления протокола об административном правонарушении за якобы непристегнутый ремень безопасности.
Сначала автолюбитель выиграл процесс: Вяземский районный суд Хабаровска исковое заявление удовлетворил и признал действия автоинспектора не соответствующими части 4 статьи 29 Конституции, статьям 8, 9 закона «О полиции», а также статье 25.1 КоАП РФ, поскольку его поступок нарушил право на получение информации законным способом, право на доступ к открытости и публичности деятельности полиции, право на представление доказательств по делу об административном правонарушении.
Судья, просмотрев видеозаписи истца и с видеорегистратора патрульного автомобиля, установил, что запрет осуществления видеосъёмки инспектор мотивировал исключительно тем, что его якобы нельзя снимать при исполнении служебных обязанностей и все его действия фиксируются техническим устройством, установленным в служебном автомобиле, однако эти утверждения противоречат вышеперечисленным законам.
Между тем Хабаровский краевой суд сначала производство по делу прекратил, а после возвращения материала на пересмотр из кассационной инстанции принял новое решение – об отказе в удовлетворении требований. И на этот раз Девятый кассационный суд общей юрисдикции с такой позицией согласился.
Апелляционная инстанция сочла, что раз водитель вел видеосъёмку во время составления инспектором ДПС процессуальных документов в рамках предоставленных полномочий (проверял документы водителя, составлял протокол об административном правонарушении), то есть когда дело об административном правонарушении считается возбуждённым, то требование сотрудника полиции о ее прекращении является законным и соответствующим статье 24.3 КоАП РФ.
Исходя из закреплённых федеральным законодателем принципов деятельности полиции, её сотрудники должны исполнять профессиональные обязанности на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина, а также стремиться обеспечивать общественное доверие к себе, и совершать обоснованные и понятные для граждан действия (часть 1 статьи 5, часть 1 и 2 статьи 6, часть 1 и 2 статьи 9 Федерального закона №3-ФЗ), отмечает ВС РФ.
«Деятельность полиции является открытой для общества. Действительно, статья 24.3 КоАП РФ, закрепляющая общее правило об открытости рассмотрения дела об административном правонарушении, предусматривает возможность осуществлять трансляцию открытого рассмотрения дела по радио, телевидению телекоммуникационной сети Интернет с разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении (часть 3).
Между тем такого правила, как и запрета, не установлено для стадии составления протокола об административном правонарушении», – отмечает высшая инстанция.
Исходя из совокупного правового анализа предписаний раздела IV КоАП РФ «Производство по делам об административном правонарушении», состоящего из отдельных глав, включая главу 28 «Возбуждение дела об административном правонарушении» и главу 29 «Рассмотрение дела об административном правонарушении», составление протокола об административном правонарушении является одним из действий уполномоченного лица, совершение которого свидетельствует о возбуждении дела (пункт 3 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ), указывает ВС.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении регламентирован статьёй 29.7 КоАП, напоминает он.
«Судами установлено и следует из материалов дела, что факт запрета инспектором ДПС осуществлять видеосъёмку имел место во время составления протокола, то есть на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, в связи с чем ссылку судов при рассмотрении настоящего дела на положения статьи 24.3 КоАП РФ нельзя считать правильной, поскольку действие данной нормы распространяется на самостоятельную стадию производства по делу об административном правонарушении – рассмотрение дела об административном правонарушении», – поясняет ВС.
Довод автоинспектора о наличии запрета видеосъёмки сотрудника полиции при исполнении служебных обязанностей также не основан на нормах федерального законодательства, отмечает высшая инстанция.
«Напротив, деятельность полиции является открытой для общества», – подчеркивает ВС.
Он напоминает, что суд первой инстанции установил, что водитель в служебный автомобиль не садился и его действия по осуществлению видеозаписи происходящего на мобильный телефон не создавали препятствий для исполнения инспектором ДПС профессиональных обязанностей, никаких специальных объектов, не подлежащих видеосъёмке, им также не зафиксировано, что не отрицал и сотрудник ГИБДД.
«При таком положении выводы судов апелляционной и кассационной инстанций о законности оспариваемых действий инспектора ДПС нельзя признать законными и обоснованными», – считает ВС.
В связи с чем он отменил определения Хабаровского краевого суда и Девятого кассационного суда общей юрисдикции и оставил в силе решение Вяземского районного суда Хабаровского края.
ГИБДД хочет провести обыск машины. Это законно?
У инспекторов ГИБДД есть право останавливать машины для осмотра и досмотра. ГИБДД опубликовала на официальном сайте обращение к водителям по этому поводу: там рассказывают, чем осмотр отличается от досмотра, когда проводятся эти процедуры и какие права есть у водителей.
Вот инструкция для водителей с учетом разъяснений ГИБДД и действующих нормативных актов.
Осмотр и досмотр автомобиля — это не одно и то же?
Осмотр и досмотр — разные процедуры, каждая со своими правилами. Инспектор не может сказать, что проводит досмотр, а назвать причину для осмотра. Оформить результаты на свое усмотрение он тоже не может. Если инспектор перепутает осмотр с досмотром, это повод признать проверку незаконной.
Обе процедуры нужны, чтобы проверять, не везет ли водитель что-то запрещенное и опасное, не скрывает ли кого-то и не готовит ли преступление. По крайней мере, формально так.
Осмотр — это визуальное обследование машины и груза
Основания для осмотра:
- Есть ориентировка или информация, что машину используют для чего-то незаконного.
- Инспектор хочет сверить маркировку машины с документами.
- Кажется, что на самом деле везут не тот груз, который числится по документам.
Других оснований для осмотра в регламенте нет.
Как проводится. Инспектор осматривает машину при водителе. Пассажиры не обязаны выходить из машины, водитель тоже. Инспектор может заглянуть в бардачок, багажник, под капот , сверяет пломбы с таможенными документами, но только если водитель не против и показывает все сам .
При осмотре машину именно осматривают, но не трогают вещи , не простукивают обшивку, сотрудник не садится в машину. Если инспектор сделал что-то такое — стоп! Это уже досмотр и другие правила. Требуйте их соблюдать.
Понятые и видеосъемка не обязательны, но не запрещены.
Результат оформляется актом. Специальной формы нет: нужно указать дату, место, данные инспектора, кто присутствовал, что за машина и какой груз, велась ли съемка, были ли понятые. Акт составляют после осмотра .
Что потом. Если все в порядке, водителю разрешают ехать дальше. Если нет, действуют по ситуации: например, могут начать разбираться с грузом. Но это будут уже другие мероприятия. Для тех, кто не возит ничего запрещенного, осмотр занимает несколько минут.
Если отказаться. ГИБДД пишет, что отказ от осмотра — это повод провести досмотр. Это более строгая процедура, в которой участвует не только сотрудник ГИБДД и все нужно фиксировать. Но Верховный суд отменил этот пункт регламента еще в 2012 году. Для досмотра нужны свои основания.
Справедливости ради надо сказать, что при необходимости найти основания для досмотра не так уже сложно, даже если водитель ничего не нарушил. Выполнить требование сотрудника полиции чаще всего проще, чем вступать в конфликт.
Досмотр — это когда можно трогать
Это тоже обследование, но не только визуальное: можно проверять содержимое и элементы автомобиля. Досмотр — серьезная процедура, для которой нужны веские основания и есть свои требования.
Основания для досмотра:
- Нужно проверить, нет ли в машине чего-то для совершения административных нарушений. Например, могут искать оружие, опасные вещества, мигалку, поддельные номера, документы или что угодно еще: в законах нет конкретного списка орудий и предметов. Кстати, съемная тонировка или шторки на окнах — это тоже повод для досмотра . Необязательно искать запрещенные предметы. Достаточно признаков или подозрений в административных нарушениях.
- Ищут людей, которых подозревают в нарушении. Например, если кого-то надо арестовать, или ищут беглых преступников, или должник по алиментам скрывается от приставов, а призывник — от сборов. Их могут разыскивать, в том числе путем проверки машин. Если найдут — задержат.
Как проводится. Водитель и пассажиры должны выйти из машины. Выходить надо только после составления протокола о досмотре. До этого водитель и пассажиры выходить не обязаны — документы можно передать через окно.
При досмотре должен присутствовать владелец машины. Владелец — это не обязательно собственник. Это тот, у кого во владении фактически находится машина. Если очень надо, могут обойтись и без владельца : всегда найдутся обстоятельства, когда нельзя откладывать. Но если таких обстоятельств не было, результаты досмотра недействительны.
Инспектор начинает обследовать машину, все элементы, места для груза и багажа. Он может сам открывать багажник, заглядывать в бардачок и доставать оттуда вещи. Лучше помогать ему в этом и показывать все лично.
Досмотр проводят так, чтобы не нарушить конструктивную целостность — это когда можно разобрать какой-то элемент, чтобы потом его несложно и быстро можно было собрать и он при этом не сломается. Поднять коврик в багажнике, достать запаску, передвинуть вещи в бардачке, откидывать сиденья — это все не нарушает конструктивную целостность. Так можно при досмотре .
Когда нужно досмотреть таможенный груз, будут связываться с дежурным отделением ДПС . Если надо, вскроют пломбы.
Понятые и видеосъемка. При досмотре нужны обязательно: либо два понятых, либо видеозапись всего процесса . Понятые должны быть незаинтересованными. Это может быть кто угодно старше 18 лет. Но коллега инспектора понятым быть не может. Понятые должны реально присутствовать при досмотре , а не просто быть указанными в документах.
Результат. Еще до начала досмотра нужно составить протокол. В этом важное отличие от осмотра: при осмотре акт составляют после, а при досмотре — протокол в начале . Нет протокола — нет досмотра.
В протоколе должны быть подписи инспектора, понятых и владельца машины. Если не подписать протокол, там поставят отметку об отказе. Лучше подписывать и перечислять возражения. Копию протокола должны выдать водителю.
Что потом. Если нарушений нет, машина поедет дальше. Если что-то найдут или в чем-то заподозрят, могут отправить на освидетельствование и изъять запрещенное. Для всего этого составляют отдельные протоколы: об изъятии, задержании машины, человека, аресте груза. Может понадобиться следственная группа — тогда для нее оставляют отдельные документы и вызывают сотрудников.
Если отказаться. За отказ от досмотра могут оштрафовать на 1000 рублей.
Если при досмотре не составили протокол или не позвали понятых
Это самоуправство. Протокол, понятые или видеосъемка — это не желание водителя и инспектора, а требование закона. Нарушение этого правила грозит инспектору штрафом в 300-500 рублей, а результаты досмотра нельзя считать доказательствами.
Можно ли снимать действия полицейских при осмотре и досмотре
Да, можно. Если это не спецоперация с законным запретом на съемку, документами и основаниями, снимать можно все — от первого слова инспектора до подписи протокола . Как инспектор досматривает машину, что находит и что делают понятые, тоже можно снимать на свой телефон.
Если инспектор говорит, что он против съемки и просит убрать камеру, это незаконно. Еще инспектор может ссылаться на то, что из регламента ГИБДД исключили условие о съемке. Это правда: из регламента исключили. Напомните ему, что регламент не для водителей, запрета на видеосъемку нет, а закон о полиции никто не отменял.
Можно ли снимать инспектора на видео: изучаем новый регламент ГИБДД
Изменения вступят в силу 20 октября
20 октября вступает в силу новый административный регламент для сотрудников ГИБДД (приказ № 664), который спровоцировал изрядную шумиху в СМИ. Мы решили разобраться, действительно ли инспекторов запретили снимать на видео и правда ли, что останавливать машину для проверки документов теперь можно где угодно.
– В чём причина остановки? – любят вопрошать грамотные водители, когда их тормозит инспектор.
Так вот, раньше при остановке вне поста сотрудник ГИБДД не мог сослаться на необходимость проверки документов, теперь может. Но изменилось ли что-то по существу? Нет, считают эксперты.
Возможность для остановки вне стационарного поста у инспектора была и раньше, и любой мало-мальски подкованный сотрудник без труда соблюдал формальности регламента.
В новом регламенте, на первый взгляд, полномочия даже расширены, но по факту остановка для проверки документов всё равно должна быть обоснованной.
– Требования к проверке документов только ужесточились: теперь хоть на стационарном посту, хоть вне его инспектору нужны для этого основания, которые перечислены в п. 106 нового регламента, – объясняет автоэксперт Юрий Панченко.
А вот довольно любопытный аспект, обнаруженный автоэкспертом Юрием Панченко: в прежнем регламенте ст. 57 запрещала применять средства автоматической фиксации в местах установки временных знаков. Сейчас такой запрет из регламента исчез.
– С одной стороны, уполномоченному лицу нужно как-то подтвердить, что временный знак действительно был установлен в такое-то время на таком-то участке дороги, – комментирует Юрий Панченко. – С другой, можно предварительно получить подтверждение установки временного знака, например, у подрядной организации, которая выполняет ремонтные работы, и затем шлепать “автоматические” штрафы, даже если знак не установлен или установлен с нарушениями.
Это может породить нехорошую практику, потому что временные знаки часто неуловимы, как счастье. Речь не только про намеренный подлог: временный знак может упасть из-за ветра, быть украден или закрыт строительной машиной, но доказать что-либо через несколько недель водителю удастся разве что при сохранении записи с видеорегистратора.
– При нарушениях, зафиксированных автоматикой, доказательство собственной невиновности лежит на водителе. Наличие или отсутствие временных знаков на соответствующем участке дороги в момент нарушения придётся доказывать именно гражданину, а не инспектору, что, конечно, крайне проблематично, – считает Лев Воропаев.
Как снять инспектора
Ещё одной раздутой темой является якобы запрет снимать инспектора ГИБДД на видео. В прежней версии регламента формулировка была такой: “Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись”.
Подобное требование было введено с подачи высшего руководства ГИБДД после серии конфликтов между водителями и инспекторами ДПС, и мотив его понятен – сделать работу сотрудника ГИБДД прозрачной.
Юрий Панченко считает, что разрешение снимать инспектора никуда не делось:
– СМИ трубят о том, что за съёмку сотрудника можно схлопотать чуть ли не ч. 1. ст. 19.3 (неподчинение законным требованиям инспектора), которая грозит наказанием вплоть до ареста – чушь несусветная. Отсутствие прямого разрешения в административном регламенте не меняет ничего по существу, потому что право вести такую съёмку определяется другими законами, в частности, законом “Об информации…” Закона, который бы запрещал записывать разговор с инспектором, нет, поэтому вести съёмку можно хоть скрыто, хоть открыто. Но предостерегу от использования скрытых спецсредств для записи, например, ручек с вмонтированным диктофоном. В России даже их приобретение образует состав уголовного преступления. Снимать инспектора на обычный смартфон по-прежнему можно.
Лев Воропаев уверен, что новая редакция регламента увеличит количество спорных ситуаций:
– Инспекторы и раньше через одного считали, что снимать их нельзя, но, по крайней мере, прямое разрешение делать это содержалось в административном регламенте. Сейчас убрали, и, хотя это ничего не изменило по сути, вряд ли рядовые сотрудники будут вникать в эти тонкости. Они чаще ориентируются на информационный фон СМИ, где муссируется идея о появлении запрета на съёмку, поэтому не удивлюсь, если сотрудники ГИБДД будут чаще препятствовать съёмке.
О “коммерческих” камерах
Во многих регионах сложилась практика, когда комплексы видеофиксации нарушений не принадлежат ГИБДД. Их операторами и собственниками выступают специализированные компании, которые работают с ГИБДД в рамках закона о государственно-частном и муниципально-частном партнёрстве.
В новом административном регламенте подобный подход закрепили официально: пункт 76 разрешает использовать технические средства, принадлежащие в том числе общественным объединениям и организациям.
Кроме того, камеры должны удовлетворять недавно появившемуся ГОСТу, что актуально для комплексов, установленных после 1 июля 2017 года.
Лучший способ для развода
– Старый регламент при изъятии поддельного водительского удостоверения предусматривал выдачу водителю временного разрешения, – говорит Юрий Панченко. – В новом регламенте выдача временного разрешения не предусмотрена, а согласно пункту 7.11 выдаётся копия изъятого водительского удостоверения при наличии признаков его подделки. Но об изъятии документов говорится ещё и в пункте 219, который сформулирован таким образом, что выдавать водителю копию прав не нужно, цитирую: “в случае, если изымаются документы, за исключением изъятия водительского удостоверения, с них изготавливаются копии…” На практике это открывает лазейку для такого развода: останавливают отдыхающего водителя где-нибудь под Краснодаром и говорят, что права имеют признаки подделки, в связи с чем они изымаются. А поскольку пункт 219 не требует предоставления заверенной копии, то будет проводиться экспертиза, а водитель никуда не поедет. И тут ему предлагают решить вопрос “полюбовно”.
Эксперт отмечает, что подобный развод возможен, но незаконен, потому что подделка документов образует состав не административного нарушения, о котором идёт речь в пункте 219, а уголовного преступления, и, в соответствии с УПК, в этом случае предоставление копии обязательно, о чём и сказано в пункте 7.11.
– Но инспекторы могут на дурачка попугать водителя, что он вдали от дома останется без водительского удостоверения, – подытоживает Юрий Панченко. – Если такое произойдёт – не поддавайтесь и требуйте заверенной копии документа, и если права все-таки изымут и они окажутся подлинными, то обращайтесь в суд за компенсацией.
Медосвидетельствование с доставкой
Регламент пополнился статьёй 223, которая предписывает сотрудникам полиции доставить водителя от медцентра к его автомобилю, если медицинские работники не подтвердили состояние опьянения.
Надо ли зубрить регламент
Ажиотаж вокруг нового административного регламента создаёт впечатление, что это – чуть ли не основной документ, регулирующий отношения сотрудника ГИБДД и водителя. Лев Воропаев объясняет, что его значимость преувеличена:
– По большому счёту, это внутренний документ инспекции, и прямого отношения к водителям он не имеет. Об актуальности регламента можно говорить лишь в тех случаях, когда стоит вопрос о привлечении инспектора к ответственности за нарушения, что на практике происходит нечасто по понятным причинам. Прекратить дело об административном правонарушении в отношении водителя (уйти от штрафа, лишения права управления, ареста и т.п.) знание административного регламента вряд ли поможет. Он не является первоочередным документом, который бы определял деятельность ГИБДД, если мы говорим о практике судебных разбирательств административных дел против водителей.
Юрий Панченко считает, что польза от знания регламента всё же есть:
– Он описывает все действия инспектора и представляет выжимку из законов, да ещё и со ссылками на них. При подаче жалобы открывайте нужный раздел регламента, переписывайте, как инспектор обязан был поступить, но не поступил, но ссылку ставьте не на сам регламент, а на упомянутые там законы, – подытоживает он.
Съёмка сотрудника ГИБДД на камеру. Разрешено или нет?
В статье содержится ответ на вопрос можно ли записывать на телефон действия сотрудника ГИБДД со ссылками на нормативно-правовые акты, а также рассмотрены различные ситуации, когда разрешается и запрещается проводить видеосъёмку.
Основные изменения
В п. 25 Приказа №185 содержится информация о том, что инспектору при исполнении служебных обязанностей запрещено останавливать съёмку и запись звука, проводимую водителем или пешеходом.
Сейчас на замену этому документу вышел другой. Новый приказ №664 не содержит такого пункта и именно эта новость послужила толчком к распространению слухов о запрете видеосъёмки.
Как обстоят дела на самом деле? Играет ли Приказ №664 главную роль в этом вопросе?
В первую очередь изменилась формулировка. Вместо п. 25 в новом Приказе содержится п. 147.
Его суть в следующем: сотруднику ГИБДД разрешается проводить видеозапись во время процессуальных действий, например, при досмотре транспортного средства, освидетельствовании на состояние алкогольного опьянения.
Таким образом, Приказ №664 больше не содержит пункта, касающегося прав водителя на видеосъёмку.
О других законах
Однако съёмка водителем инспектора ДПС может проводиться согласно другим законам. Разберём каждый из них подробнее.
- Конституция РФ;
В ст. 29 Конституции РФ указаны права на свободный поиск, получение, передачу и распространение видео- и аудиоматериалов любым законным способом. Исключение касается получения сведений, составляющих гостайну, и других данных, способных навредить государственной безопасности.
Деятельность сотрудников полиции, в том числе инспекторов ГИБДД, является открытой для граждан РФ. Однако эта «прозрачность» не должна противоречить требованиям законодательства, нарушать права других людей и общественных организаций.
- ФЗ «Об информации».
В документе указано, что обеспечивается открытость информации о деятельности полиции и других госорганов, кроме случаев, установленных федеральными законами.
Эти нормативные акты имеют более высокий статус по сравнению с Административным регламентом, принятым в ГИБДД. Именно поэтому съёмка инспекторов при исполнении разрешена.
Как поступить, если инспектор препятствует видеосъёмке?
Ситуация неоднозначная. С одной стороны, закон на стороне водителя. Однако чтобы доказать свою правоту, придётся столкнуться с неприятными административными процедурами.
Законодательством не предусмотрена какая-либо ответственность для инспекторов в случае незаконного запрета на видеосъёмку. Единственным неприятным последствием для сотрудника ГИБДД может стать выговор от начальства или лишение части премии.
При этом наказание за противоправные действия последует только постфактум.
Поэтому лучше не доводить до серьёзных конфликтных ситуаций и не вступать в перепалку с сотрудником ДПС.
Если инспектор требует убрать камеру, то необходимо сослаться на вышеперечисленные законы. Напомнить возмутившемуся сотруднику ГИБДД, что съёмка в этом случае не является вмешательством в его личную жизнь.
Старайтесь говорить спокойно и сдержанно, не повышайте голос. Помните, что звук также записывается на видеокамеру.
Что делать, если инспектор пугает административным арестом?
Видеосъёмка инспектора во время выполнения должностных обязанностей не может стать причиной привлечения водителя за неподчинение законным требованиям (наказание – арест до 15 суток). Задержать шофёра не имеют права.
В крайнем случае водитель сможет доказать свою правоту в суде. Можно обратиться в вышестоящую структуру Госавтоинспекции или службу внутренней безопасности ГИБДД.
При доказательстве своей правоты необходимо опираться на ФЗ №149 («Об информации») и №3 («О полиции»).
Нужно ли предупреждать сотрудника ГИБДД о съёмке на видеокамеру?
Ни в одном законе не сказано об обязательном оповещении сотрудника ГИБДД о проведении съёмки. Шофёр имеет право пользоваться любыми средствами видеозаписи, которые не запрещены к использованию на территории Российской Федерации, в установленных законом случаях.
Таким образом, водитель сам решает, предупреждать инспектора о видеофиксации происходящего или нет.
Когда видеосъёмка запрещена?
Снимать на камеру сотрудника ДПС запрещено в следующих случаях:
- Во время проведения оперативно-розыскных мероприятий и контртеррористических операций.
- При угрозе разглашения гостайны.
- При проведении съёмок в зоне видимости режимного объекта.
- Если осуществление видеозаписи мешает сотруднику ГИБДД исполнению служебных обязанностей.
- При наличии угрозы жизни снимающего (например, рядом с загоревшимся автомобилем, на участке оживлённой автомагистрали).
- Если ваши действия нарушают права других граждан.
При нарушении любого из пунктов следует административная ответственность. Инспектор обязан проинформировать водителя о запрете на ведение съёмки по той или иной причине. После этого нужно сразу выключить камеру или убрать телефон.
В противном случае нарушителя ждёт штраф до 1000 рублей. Более суровое наказание за неповиновение законным требованиям сотрудника полиции – административный арест на срок не более 15 дней.
Можно ли снимать инспектора в отделении ГИБДД?
Сотрудники ГИБДД имеют право запрещать проведение видеосъёмки на режимных объектах. Однако ничто не препятствует записи происходящего в служебном помещении инспектора.
Разрешается выкладывать видео с инспектором в Интернет?
Ответ на этот вопрос указан в ФЗ «Об информации и защите информации». Согласно этому документу, во Всемирной сети можно выкладывать ролик разговора с сотрудником ДПС на YouTube и других видеохостингах.
Однако нельзя забывать про запрет снимать на камеру работника ГИБДД в отдельных случаях. Например, ролики, снятые при проведении оперативно-розыскных мероприятий и выложенные в Интернет, могут привести к серьёзным последствиям.
Имеет ли право сотрудник ГИБДД проводить видеосъёмку?
Да, имеет. Это указано в Приказе №664, о котором говорилось выше. Инспектор может снимать водителя на штатный регистратор, установленный в служебной машине, или специальное устройство, закреплённое на форме.
При отсутствии понятых для составления протокола сотруднику ГИБДД разрешается пользоваться собственной камерой или смартфоном.
Важные советы
В большинстве случаев использование камеры при общении с инспектором просто не понадобится, хотя это разрешено на законодательном уровне. Будьте спокойны и вежливы, внимательно отвечайте на вопросы, заданные сотрудником полиции, и тогда удастся избежать спорных моментов и неприятных ситуаций.
Может ли инспектор ДПС снимать на личную камеру?
Некоторые считают, что инспектор имеет право снимать только на то оборудование,которое находится “на балансе” ГИБДД, но это далеко не так.
Давайте разбираться имеет ли право инспектор снимать на личную видеокамеру, нарушения ПДД и процессуальные действия.
Для начала обратимся к Приказу МВД №664.
Данный приказ содержит исчерпывающий перечень прав, которыми наделен инспектор ДПС при исполнении своих служебных обязанностей, среди них есть следующий пункт:
6.13. Использовать информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде;
Обратите внимание, что в данном пункте, есть явное разделение на технические и специальные средства.
Что такое специальное техническое средство раскрыто в статье 26.8 КоАП РФ:
Под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.
Как можно видеть, к специальным техническим средствам кино- и фотоаппаратура не относится, а следовательно специальных требований к ней не предъявляется.
Теперь давайте посмотрим на регламент действий при несении службы и досмотре.
Надзор за дорожным движением.
Пункт регламента, дающий право инспектору использовать видеозаписывающую аппаратуру при фиксации правонарушений, также отделяет понятие специальных технических средств от видеозаписывающих устройств:
76. . При надзоре за дорожным движением допускается использование специальных технических средств, принадлежащих государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям, а также использование иных технических средств фото-, звуко- и видеозаписи.
Каких-либо требований к таким устройствам, а также к порядку их использования ни регламент, ни КоАП не предъявляют.
Процессуальные действия.
В данном случае речь пойдет о самых распространенных процессуальных действиях, которые могут проводиться с водителем и его автомобилем – досмотр транспортного средства и освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.
Раньше две эти процедуры допускалось проводить только в присутствии понятых, но теперь инспектору дано право заменить понятых видеозаписью, о чем и говорит один из пунктов регламента:
40. Для видеозаписи процессуальных действий, проводимых без участия понятых, допускается использование сотрудником цифровой аппаратуры (носимых видеорегистраторов, видеокамер, фотоаппаратов с функцией видеозаписи, прочих устройств, позволяющих осуществлять видеозапись). Полученные при совершении административных действий видеозаписи, приобщаются к соответствующему протоколу либо акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Опять же, каких-то требований к аппаратуре, используемой при этих процедурах законы и подзаконные акты не содержат.
Единственное, что есть – пункт 39 регламента, который выказывает в адрес инспектора робкое пожелание:
39. Осуществление сотрудником административных процедур при надзоре за дорожным движением при наличии возможности должно производиться в поле обзора систем видеонаблюдения, размещенных в патрульных транспортных средствах и на стационарных постах, либо носимых видеорегистраторов.
Однако, это всего лишь пожелание, неисполнение которого никаких юридических последствий не несет. Инспектор всегда может сказать, что технической возможности не было, поэтому он снимал на свою видеокамеру.
В итоге получается, что инспектор может использовать свою камеру или даже мобильный телефон для фиксации административных процедур и нарушений ПДД. Единственное, что требуется в обязательном порядке, это непрерывность видеозаписи на протяжении всей процедуры, а также полная фиксация всей процедуры. Отсутствие части видеозаписи, а также неполнота записи процедуры влечет признание такой записи недопустимым доказательством, о чем говорил Верховный суд РФ.
Дубликаты не найдены
ПУсть снимают, жалко что ли. Я б вообще как в штатах некоторых на плечо всем патрульным полицейским повешал по камере, всем спокойнее: и полиция себя в руках держала, и граждане меньше выебывались.
У нас на телефон снимают запросто
инспектор в данном случае не гражданин, а госслужащий, находящийся на работе!
Ответ на пост «ДПС и дубликат номеров»
Отвечу постом, а то длинно получается.
Итак, ТС в оригинальном посте пишет, что с сайта ГИБДД по номерам своего авто узнал, что у него есть штраф 30000 рублей по ст. 12.26 ч. 1 (Невыполнение водителем законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения). И что произошло это в ВАО Москвы. А сам он об этом ни сном ни духом, и в указанные дни вообще в Москве не появлялся.
Потом ТС по номеру постановления через Сбер узнал на кого выписан этот штраф. Это некто Хайдаров А.К.
В комментариях было много версий, что это и как получилось.ТС решил, что у кого-то дубликаты его номеров и собрался во вторник в ГАИ разбираться, потому что в понедельник выходной.
А теперь смотрите.
Всем известно, что по 12.26 постановление выносит только мировой судья. В Москве у них удобный сайт https://mos-sud.ru с функцией поиска.
Вбиваем туда ФИО Хайдаров А.К. Причём дата постановления нам известна из поста – 19.07.2021.
Нажимаем на номер дела 05-1029/307/2021. Получаем всю инфу по судебному делу: номер судебного участка – 307, фамилию судьи – Лосева, движение дела, даты судебных заседаний, результат рассмотрения и тд и тп
В разделе Документы находим само Постановление, скачиваем его. Читаем, если интересны обстоятельства произошедшего. Вот его фрагмент.
(Думаю никаких нарушений правил Пикабу нет, так как все эти сведения размещены в открытом доступе на официальном портале судов Москвы).
И вот уже есть с чем идти во вторник в ГАИ, чтобы доказать, что ты не верблюд, разобраться и написать какое нибудь заявление о чем нибудь.
Можно в понедельник съездить и в сам судебный участок, чтобы уточнить, какой именно гос рег знак они там вписали (в постановлении его нет). Не факт что дадут ознакомиться или разъяснят, могут вообще не пустить в связи с короной, поэтому я бы не поехал.
У ТСа была куча вопросов. Надеюсь их стало меньше.
Я же считаю, что никаких дубликатов государственного регистрационного знака не было, а произошла ошибка при внесении сведений на сайте гибдд.рф.
Надеюсь ТС потом расскажет как и что произошло и какие шаги он предпринял.
@casper302th пни меня, когда будешь писать об этом.
Предупреждений о камерах больше не будет!
С 1 сентября утрачивает силу знак 8.23 «Фотовидеофиксация», который в сочетании с табличкой ограничения скорости оповещал водителей о комплексах фото и видеофиксации нарушений ПДД.
На смену этому знаку придет введенный 1 марта знак под номером 6.22. Он будет обозначать места возможного применения автоматических стационарных или мобильных камер.
Кажется ничего особенного. НО! В отличие от таблички 8.23, знак 6.22 должен ставиться вне населенного пункта на расстоянии 150-300 м до зоны контроля каждой стационарной камеры, в населенном пункте — только один раз на въезде в него (независимо от числа комплексов).
Получается, что при езде по городу с 1 сентября невозможно будет определить, где тебя поджидает “папарацци”
Для чего же это сделано?
В ГИБДД считают, что большое количество знаков «загромождало улично-дорожную сеть», поэтому хотят сократить их количество. К тому же, авторы инициативы считают, что эти изменения «сократят необходимость избыточного применения запрещающих и других дорожных знаков». Это должно положительно отразиться на повышении безопасности дорожного движения.
А вы согласны с их мнением?
В Москве дети выбежали на дорогу и попали под колеса
Инцидент произошел сегодня в Москве на Дмитровском шоссе. Автомобиль «BMW» сбил двух детей, которые перебегали дорогу в неположенном месте в сопровождении взрослого мужчины.
Восьмилетний мальчик получил закрытую черепно-мозговую травму, его госпитализировали.
Ответ на пост «Как лишится прав на ровном месте»
Была очень похожая ситуация несколько лет назад. Еду в 5 утра домой, спускаюсь с путепровода, тормозят доблестные сотрудники с проверкой документов, и тут вдруг выясняется, что моего водительского удостоверения нет в базе. Причем штрафы есть за эти девять лет, что у меня было водительское, они в базе отображаются, а сами права как выданные не числятся. В общем поехали в отдел и меня посадили в какую то комнату (то ли для задержанных, то ли для допросов, я не специалист по таким заведениям, не часто посещаю). Права мои отправили на экспертизу. И вот сижу я значит там час, второй и ничего не происходит, ну я подхожу к дежурке к окошку и резонно значит обращаюсь к сотруднику, мол гражданин начальник, когда уже это закончится и выпустите хотя бы покурить сходить и в магазин за провиантом, на, что мне в довольно грубой форме сотрудник говорит, что если я буду тут возникать, меня переведут в менее комфортное место за решетку в обезьянник, сиди и жди. В общем сидел я там часов значит с 5-6 утра и до 4 вечера приблизительно. В итоге приехали мои права с экспертизы, где было установлено, что права настоящие и меня отпустили. Не знаю насколько было законно всё это мероприятие, жалобы никакие я не подавал. Отоспавшись, на следующий день я отрыл свои документы и экзаменационную карточку из автошколы(хорошо, что сохранились) и поехал в ГИБДД. Там выяснилось, что действительно, права не были занесены в базу, и запись об их выдаче была только в бумажном архиве. Собственно на этом справедливость восторжествовала и моё удостоверение поместили в компьютер. Каким образом за девять лет это ни разу не всплыло я не знаю и это с учётом, того что бывали и штрафы выписанные на ВУ и естественно много тормозили с проверками, т.к. езжу много, катался часто по России и на тот момент работал постоянно в такси в СПБ, за рулем соответственно каждый день почти был, оформлялись страховки, боюсь ошибиться, но помоему один из кредитов в далеком прошлом когда брал, вторым документом права указывал, а они тоже должны как то пробивать.
Вот так бывает.