Лишение прав за три грубых нарушения ПДД

За три грубых нарушения ПДД водителей начнут лишать прав

Уже этой весной депутаты Госдумы намерены принять законопроект, согласно которому автомобилистов, допустивших в течение года три грубых нарушения правил дорожного движения, будут автоматически лишать водительских прав. Опрошенные эксперты неоднозначно восприняли инициативу — некоторые полагают, что число желающих «договориться» с инспектором прямо на дороге значительно вырастет.

Законопроект, усложняющий жизнь автомобилистов, подготовлен правительством. Изначально схожую инициативу выдвигал первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству, лидер «Автомобильной России» Вячеслав Лысаков. Парламентарий предлагал «балльную систему», при которой каждому нарушению присваивалось определенное значение. В том случае, когда гражданин, нарушающий ПДД, набирал 200 баллов, его документы направлялись в суд, который вправе лишить его водительских прав на определенный срок. Позднее правительство переработало законопроект, приняв решение отказаться от баллов. В частности, пpeдлaгaeтcя в глaву 12 Koдекса об административных правонарушениях PФ, пocвящeнную нaкaзaниям для вoдитeлeй, впиcaть cтaтью, cуть кoтopoй cвoдитcя к нaкaзaнию зa cиcтeмaтичecкoe нapушeниe пpaвил пepeдвижeния тpaнcпopтныx cpeдcтв.

«Koгдa депутаты только начинали обсуждение нововведения, предлагалось знaчитeльнoe кoличecтвo cтaтeй из aдминиcтpaтивнoгo кoдeкca, к кoтopым бы пpимeнялиcь нoвыe пpaвилa. Позднее это число сократилось — в частности, к грубым нарушениям не будет относиться непропуск пешехода. Иначе может получиться, что водитель с легкостью „наберет“ три грубых нарушения за две недели, а не за год», — пояснил Вячеслав Лысаков. По его словам, к грубым нарушениям решено отнести превышение скорости движения автомобиля более чем на 40 километров в час, нарушение правил проезда железнодорожного переезда, проезд на запрещающий сигнал светофора, непропуск aвтoмoбиля, у кoтopoгo включeны cпeциaльныe cигнaлы, а также выезд на полосу встречного движения.

При этом Лысаков обращает внимание, что автомобилисты, которых штрафовали при помощи камер автоматической фиксации, могут не переживать. Дeйcтвиe нoвoгo зaкoнa на такие случаи pacпpocтpaнятьcя нe будет.

«Лишeниe водительских пpaв гpoзит тoлькo тeм россиянам, кoтopыx ocтaнoвил инспектор ДПC, cocтaвил пpoтoкoл нa мecтe пpoиcшecтвия, a зaтeм былo вынeceнo пocтaнoвлeниe и нaзнaчeн соответствующий штpaф», — объяснил Лысаков.

В тексте законопроекта отмечается, что cpoк, в тeчeниe кoтopoгo будeт учитывaтьcя тoт фaкт, чтo coвepшeнo тpи пpaвoнapушeния пoдpяд, paвeн oднoму гoду c мoмeнтa иcпoлнeния нaкaзaния. То есть схема будет выглядеть следующим образом: к примеру, инспектор остановил водителя за нарушение ПДД, выписал штраф, после этого гражданин оплатил его. И вот с этого момента начнется отсчет годового срока, в течение которого все последующие нарушения будут суммироваться с первым. Если за обозначенный период наберется три штрафа за грубые нарушения ПДД, дело на водителя передадут из Госавтоинспекции в суд. Именно он и примет решение о лишении прав. Как ожидается, срок лишения будет составлять от 1 до 1,5 лет. По прошествии года с момента первого нарушения «календарь проступков» аннулируется.

Однако, по словам Лысакова, основная проблема реализации нового закона — в стране «фактически уничтожена ГИБДД»: «В последнее время наблюдается значительное сокращение личного состава, инспекторов на дорогах становится все меньше и меньше. Встает логичный вопрос — кто тогда будет ловить злостных нарушителей ПДД?».

Автомобильный эксперт Вячеслав Субботин считает, что в предлагаемом законе «все же больше плюсов, чем минусов». «Человек, который адекватно ездит, может не бояться этих ужесточений. Сейчас в условиях повсеместной системы видеофиксации немного тех, кто решается грубо нарушать ПДД — люди знают, что в одночасье будут завалены пресловутыми „письмами счастья“», — пояснил он. По его мнению, львиная доля злостных нарушителей — люди, обладающие властью: «Они знают, что у них в кармане лежат „корочки“, поэтому ничего не боятся — не видят ни светофора, ни сплошных линий. Боюсь, что и новый закон не сможет их усмирить».

Председатель движения автомобилистов России Виктор Похмелкин раскритиковал готовящийся закон: «По сути, мы наблюдаем реинкарнацию балльной системы. Все это уже проходили, возвращаться к прошлому нет никакого смысла».

По его словам, следует перестать видеть главный рецепт повышения безопасности дорожного движения в ужесточении наказания. «Это ничего не даст. У нас и сегодня много тех, кто лишен водительских прав. Несмотря на это, они продолжают ездить за рулем. Думаю, что новый закон лишь увеличит число таких „лишенцев“», — предположил Похмелкин. Он также полагает, что существует и риск очередного всплеска коррупции на дорогах: «Водители начнут еще больше „договариваться“ с инспекторами, чтобы не оформлять зафиксированное нарушение».

Лишение прав за три грубых нарушения ПДД

Суд арестовал подозреваемого в госизмене гендиректора НИП гиперзвуковых систем

Биржевая цена бензина Аи-92 обновила рекорд

ОПЕК улучшила прогноз по добыче нефти в России в 2022 году

Памфилова: видеонаблюдение на выборах критикуют только распространители фейков

Замглавы администрации президента Казахстана осудил языковые рейды

Электрический кроссовер Mercedes-Benz EQE дебютирует в 2022 году

Электрический пикап Chevrolet Silverado получит полноуправляемое шасси

В России появился 6-местный Kia Mohave

BMW обновила электрокроссовер iX3

Audi представила раздвижной родстер с автопилотом

Bentley показала лимузин Mulsanne Grand Limousine

Kia Soul EV получил серферскую версию

В России появился дизельный Toyota Land Cruiser 300

MINI анонсировала концепт-кар от Пола Смита

В Британии рекордно распродаются подержанные автомобили

Подробно

Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ | купить фото

За что могут лишить водительских прав в 2022 году

Какие существуют причины и сроки лишения водительских прав в России, как проходит процесс лишения и имеет ли право водитель обжаловать его — в материале “Ъ”.

Причины и сроки лишения водительских прав

Лишение права управления транспортным средством — наказание за наиболее тяжкие нарушения в сфере безопасности дорожного движения. Различные нарушения влекут за собой определенные сроки лишения водительских прав. Самым снисходительным наказанием является лишение прав сроком от одного до трех месяцев, оно предусмотрено за следующие правонарушения:

— езда без номеров или их скрытие;

— отказ уступить дорогу автомобилю с включенными спецсигналами (скорая помощь, полиция и др.);

— неоднократное управление транспортным средством, не состоящим на учете в ГИБДД.

Лишение прав от трех месяцев до полугода предусмотрено за более серьезные нарушения, многие из которых создают аварийные ситуации и угрозу для жизни участников дорожного движения:

Читайте также:  Какой автомобиль лучше: Hyundai Solaris против Skoda Octavia

— превышение скорости на 60 км/ч;

— превышение скорости на более чем 80 км/ч;

— езда по встречной полосе;

— езда по односторонней дороге против движения;

— два проезда «на красный свет»;

— нарушение правил пересечения железнодорожного переезда.

Лишение прав от одного года до двух лет предусмотрено за самые серьезные нарушения ПДД, которые могут граничить с нарушением Уголовного кодекса:

— вождение в состоянии опьянения;

— передача управления пьяному водителю;

— оставление места ДТП;

— причинение легкого или тяжелого вреда здоровью человека;

— неправомерная установка спецсигналов;

— отказ от медицинского освидетельствования.

Также лишение права управления может назначаться и в качестве уголовного наказания — например, за совершение ДТП, в результате которого потерпевший погиб или получил тяжкий вред здоровью (ст. 264 УК РФ).

В 2022 году Минюст и МВД планируют ужесточить наказания для нарушителей в новом Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Как выяснил “Ъ”, будут усилены санкции за пьяное вождение: нетрезвого водителя можно будет лишить прав на срок до трех лет, если тот вез ребенка. На срок до полутора лет смогут лишить прав водителя, совершившего в течение года три грубых нарушения правил дорожного движения, таких как выезд на встречную полосу или проезд «на красный свет».

Процесс лишения водительских прав

Наказание в виде лишения прав назначается только судом (ст. 3.8 КоАП РФ). При этом госорган указывает точный срок, на который водитель лишается своего права, а также разъясняет обязанность сдать водительское удостоверение в подразделение Госавтоинспекции.

Законом прямо предусмотрена обязанность сдачи удостоверения в течение трех дней после вступления в силу соответствующего постановления суда (ч. 1.1 ст. 32.7 КоАП РФ). Если же этого не сделать — течение срока лишения права не начнется и пойдет только после изъятия (обнаружения) у водителя этого удостоверения или после подачи им в ГАИ заявления об утрате (порче, хищении и т. п.) удостоверения (ч. 3 ст. 32.7 КоАП РФ).

Сократить срок лишения водительских прав невозможно. За его истечением можно следить на сайте ГИБДД в разделе «Проверить водителя». Для возврата водительских прав после лишения водителю потребуется сдать соответствующий экзамен, уплатить все назначенные штрафы, а если лишение было назначено за управление автомобилем в состоянии опьянения — понадобится пройти соответствующую медицинскую комиссию и получить заключение об отсутствии пагубной привычки.

Что грозит водителю за езду без прав

Поскольку лицо, лишенное права управления, не может садиться за руль и управлять автомобилем, за это нарушение предусмотрено жесткое наказание. Так, ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ предусматривает наказание в виде штрафа в размере 30 тыс. руб. Также возможен административный арест сроком до 15 суток или обязательные работы сроком от 100 до 200 часов. При этом, если инспектор установит, что управляющий автомобилем водитель на самом деле лишен такого права, автомобиль подлежит задержанию (эвакуации) и перемещению на специальную стоянку (ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ). В конечном итоге также придется оплачивать услуги эвакуатора и хранение автомобиля на этой стоянке.

Что делать, если водительских прав лишили неправомерно

Если наказание в виде лишения водительских прав назначено при сомнительных доказательствах или незаконно, адвокаты советуют обжаловать постановление (жалобу необходимо подать в десятидневный срок с момента получения или вручения копии постановления). Обжалование доступно каждому водителю. При этом аргументация жалобы напрямую зависит от обстоятельств дела, поэтому сначала необходимо тщательно изучить как само постановление, так и все материалы дела, на которые ссылается суд.

Адвокат движения «Свобода выбора», эксперт партии «Автомобильная Россия» Сергей Радько:

«К сожалению, суды зачастую крайне формально подходят к рассмотрению таких дел и не уделяют достаточного внимания противоречиям в материалах дела и нарушениям, допущенным сотрудниками ГАИ при составлении первичных документов и протоколов. Например, если речь идет об обвинении в управлении автомобилем в состоянии опьянения, надо понять, каким образом это состояние было диагностировано и установлено, какие при этом приборы и методики использовались, прошли ли эти приборы соответствующую обязательную сертификацию и поверку. Если речь идет об отказе от прохождения медицинского освидетельствования, главным является оценка законности соответствующего требования инспектора о прохождении данной процедуры и оформления отказа, а также присутствие понятых при всех процессуальных действиях или ведение полной и достоверной видеозаписи всего процесса (которая может использоваться при отсутствии понятых). Однако в любом случае тактика действий зависит именно от конкретных обстоятельств каждого дела».

Среди возможных оснований для обжалования судебного решения чаще выделяют смягчающие обстоятельства, которые не были приняты во внимание в суде, неверную квалификацию правонарушения (по мнению водителя), ошибки при оформлении материалов инспектором, недостоверность сведений, наличие доказательств невиновности водителя либо процессуальные ошибки, позволяющие решить, что судебный процесс был проведен с нарушением законодательных норм.

На счет «три»: за что россиян хотят лишать водительских прав

Правительство России рассматривает законопроект, предусматривающий лишение водительских прав в случае трех нарушений правил дорожного движения в течение года. Согласно тексту документа, водитель, совершивший три и более грубых нарушения ПДД, лишается права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что лишение прав за серию нарушений станет еще одной мерой, призванной снизить смертность от ДТП. По данным правительства, почти 87% всех ДТП (173,9 тыс. аварий) произошли из-за того, что водители не соблюдали правила дорожного движения, и почти 40% аварий (76,9 тыс.) были совершены по вине водителей, которые неоднократно привлекались к административной ответственности. За последний год в правительство поступило немало предложений, касающихся лишения прав за различные нарушения, но приняты они по большей части пока не были.

Три грубых нарушения ПДД

В перечне грубых нарушений, за череду которых парламентарии предлагают лишать прав, целый список опасных деяний. Это превышение скорости на величину более 40 км/ч, пересечение железнодорожных путей вне оборудованного переезда, проезд на красный сигнал светофора или запрещающий жест регулировщика, выезд на встречную полосу, поворот или разворот в местах, где это запрещено, невыполнение требования уступить дорогу, разворот или движение задним ходом в местах, где такие маневры запрещены, а также непредоставление преимущества в движении пешеходам. При этом учитываться будут только нарушения, зафиксированные сотрудниками ГИБДД, а не дорожными камерами.

Читайте также:  Замена кузова автомобиля — какие нужны документы для оформления и ожидать ли отказ

Долг более 10 тыс. рублей

В январе в России вступил в силу закон, который позволяет ограничить должников в праве управлять транспортным средством за неуплату штрафов ГИБДД и других долгов. Ограничение на право управление транспортом вводят судебные приставы. Временное лишение грозит каждому водителю, долг которого превышает 10 тыс. рублей. Закон распространяется не только на нарушителей ПДД, но и на злостных неплательщиков алиментов, а также тех, кто не возмещает вред, причиненный преступлением или не компенсирует моральный вред. Предельного срока для изъятия прав не предусмотрено: водительское удостоверение будет храниться у судебных приставов до тех пор, пока должник не оплатит всю сумму. Вернуть права их владельцу законопроект обязывает незамедлительно после погашения долга. Исключения действуют только для льготных категорий граждан и тех, у кого водительские права являются основным средством заработка.

Превышение на 130 км/ч

В январе депутаты Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин и Сергей Обухов внесли предложение лишать прав за превышение скорости на величину 130 км в час. Законопроект предполагал штрафовать на сумму 7 тыс. руб. при первичном нарушении и лишать прав на два года, если оно совершено повторно. В случае фиксации правонарушения камерами, нарушителя предлагалось лишать прав на один год и при этом отправлять на принудительные работы на срок до 70 часов. При повторном нарушении помимо лишения прав на два года депутаты предлагали еще и накладывать штраф в 10 тыс. рублей. Напомним, что сейчас самый высокий штраф в размере 5 тыс. рублей накладывается за превышение скорости на 80 км/ч и более, причем за повторное нарушение автомобилиста могут лишить прав на год.

Дорожный конфликт

В конце прошлого года заместитель председателя комитета по законодательству Палаты молодых законодателей при Совете Федерации Евгений Малеев выступил с инициативой лишать водительских прав на срок от полугода до года зачинщиков дорожных конфликтов. Законопроект предполагает поправки в статьи «Хулиганство» Уголовного кодекса и «Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств» КоАП и фактически разделяет дорожное хамство на два вида. Самый тяжелый вариант подразумевает грубое нарушение общественного порядка, сопряженное с нарушением правил остановки или стоянки транспортного средства на проезжей части, что повлекло создание препятствий для движения других транспортных средств. За хамство легкой и средней тяжести предлагается наказывать по административной статье, как за нарушение правил остановки или стоянки, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств. В этом случае водитель может обойтись штрафом в 5 тыс. рублей.

Разговор по телефону

Осенью прошлого года депутаты Калининградской областной думы предложили ужесточить наказание за разговоры по мобильному телефону вплоть до лишения прав. По мнению авторов законопроекта, использование телефонов на дороге снижает внимание и ухудшает координацию, что часто приводит к смертельным ДТП. Если разговор стал причиной ДТП, водителей предложили лишать прав на срок от 4 до 6 месяцев. Кроме того, депутаты предложили наказывать за это деяние даже пешеходов во время перехода проезжей части. Штраф за разговор на нерегулируемом пешеходном переходе может составить 500 руб., а на регулируемом – от 500 до 800 рублей.

Проезд на красный свет

Еще раньше те же депутаты из Калининграда выступали с идеей лишать прав за проезд на красный свет или запрещающий жест регулировщика на шесть месяцев, либо на срок до полутора лет в случае повторного нарушения. Кроме того, штраф за это деяние предлагалось увеличить с 1 до 3 тыс. рублей. В пояснительной записке к документу депутаты ссылались на необходимость более жестких мер в уменьшения числа наездов на пешеходов. На данный момент штраф за проезд на красный свет составляет 1 тыс. рублей, за повторное нарушение сумма увеличивается до 5 тыс. рублей, либо водителя лишают прав на срок до 6 месяцев.

Зимой прошлого года чиновники МВД в очередной раз предложили ужесточить ответственность за езду на автомобиле с тонированными передними стеклами. Для тех, кто попался с незаконной тонировкой в первый раз, штраф в размере 500 руб. чиновники предложили сохранить. Однако за повторное нарушение штраф решили увеличить до 5 тыс. руб., а если автовладелец продолжает игнорировать требования закона, его предложили лишать прав на срок от двух до шести месяцев. После того, как полицейским запретили снимать номера за тонировку, проблема вновь стала актуальной. В МВД неоднократно отмечали, что скромный штраф не пугает любителей темных стекол.

Иван Ананьев
Фото: РБК

За что лишают прав в 2022 году. Таблица нарушений

Чаще всего водителей лишают прав, когда они садятся за руль нетрезвыми, отказываются от медосвидетельствования или уезжают с места ДТП. Такое наказание возможно и за обычное превышение скорости. Мы собрали все нарушения в одну таблицу и рассказываем, кто и как лишают прав, как водителю оспорить лишение и вернуть права.

Оглавление

  • Нарушения, ведущие к лишению прав
  • Как лишают прав
  • Как вернуть права после лишения
  • Как оспорить лишение прав
  • Что будет, если поймают за рулем после лишения

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Нарушения, ведущие к лишению прав

Водителей лишают прав за грубые нарушения правил по статьям 12 главы КоАП. Иногда суд может назначить более мягкое альтернативное наказание.

Статья КоАП

Нарушение

На сколько лишают

Альтернатива

1,5-2 года со штрафом 30 000 рублей

Передать руль нетрезвому водителю

1,5-2 года со штрафом 30 000 рублей

Отказаться от медосвидетельствования

1,5-2 года со штрафом 30 000 рублей

Пить алкоголь на месте ДТП до приезда полиции

Читайте также:  Постановка на учет в другом регионе

1,5-2 года со штрафом 30 000 рублей

штраф 2500-5000 рублей

Нанести вред здоровью пострадавшего средней тяжести

штраф 10 000-20 000 рублей

4-6 мес., за повторное — до года

штраф 2000-2500 рублей

Превысить скорость на 80 км/ч и больше

6 мес., за повторное — до года

штрафа 5000 рублей

штраф 5000 рублей

4-6 мес., за повторное — год

штраф 5000 рублей

Ехать во встречном направлении на односторонней дороге

4-6 мес., за повторное — до года

штраф 5000 рублей

штраф 3000-5000 рублей

штраф 5000 рублей

Ездить с поддельными знаками

штраф 5000 рублей

3-6 мес., за повторное — год

штрафа 1000 рублей

Незаконно использовать мигалки

Водить машину с поддельной расцветкой оперативных служб

Перевозить детей ночью в нарушение правил

штраф 5000 рублей

Перевозить негабаритный груз

штраф до 10 000 рублей

Перевозить опасные грузы с нарушениями

штраф 2000-2500 рублей

Если у водителя есть долги по штрафам и алиментам больше чем на 10 000 рублей, приставы имеют право ограничить его в праве водить машину. Если водитель продолжит водить машину с правами, действие которых остановил пристав, то попадет под лишение.

Как лишают прав

Лишить водителя прав может только суд, исключение — когда приставы приостанавливают их действие за долги.

Инспектор ГИБДД только отстраняет автомобилиста от управления — машину увозят на штрафстоянку. Такая мера возможна при нетрезвом вождении, если машина не зарегистрирована или неисправна. В остальных случаях инспектор только фиксирует нарушение.

Инспектор составляет протокол. Сотрудник ГИБДД останавливает водителя и заносит данные в протокол об административном правонарушении:

  • дата и место;
  • должность и имя инспектора;
  • сведения о водителе;
  • данные свидетелей и потерпевших, если они есть;
  • нарушение и статья КоАП;
  • объяснения водителя.

Инспектор обязан разъяснить водителю его права. После этого протокол подписывает водитель, сам инспектор и свидетели. Копия документа остается у водителя. ГИБДД направляет протокол мировому судье в течение трех дней с даты протокола.

Судья выносит решение. Дело рассматривает суд того района, где водитель нарушил закон. Водитель имеет право подать ходатайство, чтобы дело передали в суд по месту его жительства. Он может участвовать в процессе, либо проигнорировать — тогда дело рассмотрят в его отсутствие.

Судья выносит решение сразу после заседания и готовит постановление в течение 10 дней. За это время водитель имеет право обжаловать решение в вышестоящую инстанцию.

Водитель сдает права в ГИБДД. Если водитель не оспаривает решение или вышестоящая инстанция оставляет постановление в силе, ему нужно в течение трех дней самостоятельно сдать права в ГИБДД.

Как вернуть права после лишения

Сдать экзамен. Чтобы получить назад права, водитель сдает теоретический экзамен на знание правил дорожного движения. По правилам это можно сделать, как только пройдет половина срока лишения прав. Записаться на экзамен можно в Межрайонном регистрационно-экзаменационном отделе (МРЭО) ГИБДД, не забудьте паспорт.

Оплатить штрафы. Права не вернут, если у водителя будет хотя бы один непогашенный штраф. Проверьте, есть ли у вас долги на главной странице «Штрафов ГИБДД», для этого достаточно знать номер автомобиля и свидетельства о регистрации ТС.

Если лишили за нетрезвое вождение — получить медсправку. Водитель обязан пройти медкомиссию и получить справку при любом из трех нарушений:

  • водил в нетрезвом виде,
  • отказался от медосвидетельствования,
  • выпил алкоголь на месте ДТП до того, как приехала полиция.

Обратиться в ГИБДД. Когда срок лишения закончится, водитель приносит в отделение лично:

  • паспорт;
  • медсправку, если она нужна;
  • копию судебного постановления;
  • квитанцию об оплате штрафов;
  • документ об успешной сдаче экзаменов.

Если водитель не приходит в ГИБДД за правами в течение трех лет, документ по закону уничтожают.

Как оспорить лишение прав

На месте нарушения. Попросите инспектора назвать статью КоАП, которую вы нарушили. Если не согласны с протоколом, вы имеете право записать в него свои возражения или выразить несогласие.

В суде. Когда дело рассматривается в суде, обязательно ходите на заседания и пытайтесь доказать невиновность. В качестве доказательств можно использовать видеозаписи, показания свидетелей, отметки в протоколе.

Лучше всего нанять юриста. Если протокол составлен с нарушениями, он это увидит и подаст судье ходатайство, чтобы признать документ недействительным.

Что будет, если поймают за рулем после лишения

Если продолжать водить. За управление машиной после лишения оштрафуют на 30 000 рублей. Альтернатива — арест на 15 суток или обязательные работы до 200 часов.

Если передать руль нарушителю. Если вы доверите управление машиной водителю, которого лишили прав, вас тоже оштрафуют на 30 000 рублей.

Что будет, если за год трижды нарушить ПДД?

Среди автомобилистов обсуждается тема, освещенная в СМИ, об изъятии водительских прав при совершении трех нарушений ПДД с наложением штрафов за год. Данное правило прописано в 38-й по счету статье 12 главы КоАП. Но к середине марта 2019 года она находится только в стадии Законопроекта, ожидающего второго чтения. Сам факт рассмотрения такого закона вызван необходимостью информирования водителей относительно основных моментов.

За какие 3 нарушения ПДД предусмотрено лишение прав

В первом чтении депутаты знакомились с предложенным проектом, в котором фигурировало множество статей о нарушениях ПДД из КоАП, являвшихся основанием для того, чтобы лишиться ВУ. В ходе обсуждения часть пунктов была сокращена. Остальные вошли в перечень противоправных действий, за которые, согласно главе 12 КоАП, будет предусмотрено данное наказание:

  • превышение скорости авто выше предельного значения на 40 км/ч (12.9);
  • выезд на встречную полосу движения (12.15);
  • совершение разворота и левого поворота в местах, запрещенных ПДД (12.16);
  • разворот и задний ход, где не положены маневры (12.14);
  • не пропускание автомобиля с работающими спец. сигналами (12.17);
  • игнорирование на перекрестке факта преимущества у другого ТС (12.13 и 12.14);
  • проезд через «зебру» в момент следования по ней пешеходов, помеха велосипедистам и иным участникам ДД (12.18);
  • нарушение ПДД на железнодорожных путях (12.10);
  • езда на красный или желтый свет (12.12).
Читайте также:  Уплотнитель для дверей автомобиля – какой прок от него и как им пользоваться?

В список вошли самые распространенные нарушения ПДД из КоАП. Они могут комбинироваться. Либо учитываются три одинаковых правонарушения, либо разные.

За три нарушения ПДД правомерно лишение прав только в том случае, когда инспектор ГИБДД лично остановил машину, предъявил обвинение в правонарушении и на месте происшествия составил протокол. Далее следует постановление и взыскание штрафа. Нарушения ПДД, зарегистрированные видеокамерой, не будут попадать под действие этого закона. Даже в случае предъявления штрафных санкций.

Сколько времени должно пройти между нарушениями

Между нарушениями ПДД не может пройти какой угодно период. В рассматриваемом законопроекте четко выставлены сроки. 3 факта нарушения ПДД, влекущие за собой изымание ВУ, должны быть зафиксированы в течение года. Моментом отсчета будет считаться дата, следующая за днем оплаты штрафа при первом нарушении ПДД.

Чтобы обжаловать постановление, дается 10 дней. Если этого не случилось, то постановление вступает в силу.

В случае обжалования точкой отсчета для уплаты штрафа будет дата решения суда.

Например, водитель 5 апреля нарушил правило, проехав на красный сигнал светофора. Инспектор ГИБДД это заметил, остановил машину и выписал автовладельцу штраф, который он не стал оспаривать. Сумма была заплачена спустя 9 дней, 14 числа. С 15 апреля начинается годовой срок.

Если в течение этого года водитель будет замечен в последующих нарушениях ПДД, они прибавляются к первому. Так, допустим, спустя месяц автолюбитель пойман инспекторами на превышении скорости, а еще через неделю – при выезде на «встречку», это и составит в сумме 3 нарушения ПДД в течение года. Они послужат основанием для передачи дела в судебные органы. По решению суда, за регулярное нарушение закона права будут изъяты на срок 1-1,5 года.

В случае, когда вместо штрафных санкций было изъято ВУ, а по пришествии срока права были возвращены, со следующего за этим событием дня начинается новый годичный цикл. Все последующие нарушения будут считаться повторными и суммироваться.

Одно и то же нарушение или разные

При составлении проекта подразумевалось, что лишение прав будет происходить за систематическое нарушение одних и тех же ПДД с одинаковым наказанием. Однако окончательной формулировка станет после принятия закона.

Как избежать лишения за 3 нарушения

Советы водителям для того, чтобы не произошло изъятия ВУ за 3 нарушения, на первый взгляд, просты и понятны каждому автомобилисту, но почему-то не выполняемы:

  • не садиться пьяным за руль;
  • аккуратно вести машину, не превышая скорости;
  • соблюдать необходимую дистанцию, чтобы не стать виновным в дорожно-транспортном происшествии;
  • преодолевать перекрестки только на зеленый свет;
  • пропускать пешеходов и транспорт с преимуществом, едущих справа, по главной дороге, со специальными сигналами и т. д.

Если все-таки, по тем или иным причинам, третье правонарушение произойдет, и будет грозить лишение ВУ, стоит обжаловать административное наказание, прописанное в постановлении.

Сама процедура подразумевает прохождение многих инстанций. Хотя если вступит в силу закон, вряд ли удастся сохранить права. Это всего лишь отсрочка во времени. Но иногда именно это и нужно автовладельцу.

Не следует опасаться, что к моменту утверждения статьи 12.38 уже будут совершены противоправные действия. Их учет неправомерен, согласно ст.1.7 КоАП, гласящей о невозможности ухудшить или отягчить положение и ответственность лица за административное правонарушение. Отсчет начнется лишь с момента вступления в законную силу дополнительной, 38-й статьи 12-й главы.

Спорные моменты закона

Прохождение законом второго чтения повлечет внесение дополнений и поправок, т.к. в некоторых случаях возникают спорные моменты. В частности, произойдет уменьшение списка правонарушений. Ситуации на пешеходных переходах в крупных мегаполисах являются актуальной проблемой из-за огромного людского потока. Порой людям, управляющим ТС, приходится пробиваться через него. А значит, есть большая вероятность в скором времени дождаться штрафов ГИБДД, и как следствие, потерять права.

Проблемным можно считать положение с неверными поворотами и разворотами, так как дорожная разметка оставляет желать лучшего, особенно в малых населенных пунктах. А порой и вовсе она вступает в конфликт с дорожными знаками.

Сомнения также возникают и по показателю превышения скорости. Законники склоняются к тому, чтобы изменить его до 60 км/ч.

Статья 12.38 станет действенным орудием наказания злостных нарушителей ПДД. Но дабы польза получилась существенной, необходимо увеличить число автодорожных инспекторов. Ведь, чтобы наказание состоялось, нужен личный контакт и выписанный протокол. В статье четко прописано, что технические средства, проводящие фото- или видеозапись, влияют на выписку штрафа, но составляют исключение в случаях, когда лишают ВУ.

Сложно придется также из-за коррупционной составляющей. Наверняка, водители с 3 нарушениями станут откупаться, чтобы не потерять ВУ.

Помимо представленных, есть основной спорный момент по конкретизации суммированных нарушений. Получить штраф 3 раза подряд за одинаковое или очень схожее нарушение гораздо труднее, чем трижды, так или иначе, нарушить правила. Ведь изначально и предусматривалась идентичность нарушений.

Сроки вступления в силу данного законопроекта не установлены, т.к. еще предстоит пройти два этапа чтений, официальную публикацию в СМИ и необходимый период – от 10 дней до нескольких месяцев.

Лишение прав не будет автоматическим. Есть определенная процедура – через суд, после выплаченного третьего штрафа.

Отмена транспортного налога: последние поправки

Отменили или нет налог?

Отмена транспортного налога на 2022 год – очень обсуждаемая тема среди россиян. И в сети проходит совершенно различная информация об изменениях по этой таксе: об увеличении, уменьшении и даже полной отмене обременения. Всю правду на 2022 год мы и расскажем в этой статье!

Транспортный налог в 2022 году отменили – это правда?

Нет. Это не правда. Налог всё ещё действует, и его необходимо платить раз в год в зависимости от мощности мотора и региона проживания.

Инициатива в апреле 2019 года

В апреле (если быть точнее, ещё в марте) 2019 года Госдума внесла в Госдуму законопроект об отмене ТН. Основанием стало сразу несколько фактов:

  • поддержание инициативы об отмене сразу в нескольких общественных обсуждениях (голосовании Федерации автовладельцев и РОИ),
  • большая нагрузка за счёт транспортного налог, и в то же время низкая его собираемость,
  • поддержка Минтранса и Президента России в упразднении данного вида сбора.
Читайте также:  Основные правила перевозки детей в автомобиле

Проект внесли на рассмотрение Госдумы и пока не приняли, но и не отклонили.

Новости об отмене с 1 сентября 2018 года

Это фейк и неправда. В середине августа 2018 года по сети прошла информация о том, что такой налог будет отменён с сентября этого года. У нас нет информации, что является первоисточником этих данных, но правда заключается в том, что никаких новых законов об отмене транспортного налога с 1 сентября 2018 не принималось и не обсуждалось.

Доказать этот факт достаточно просто:

  1. проверьте на официальном сайте опубликования правовых актов информацию об отмене налога по документам, которые бы вступали в силу с сентября – Вы не найдёте таковых,
  2. посмотрите регулярно и своевременно обновляющийся справочник правовой информации – статью 356 Налогового кодекса РФ, устанавливающую саму законность транспортного налога; как видите, он всё ещё актуален и не отменён.

Указ Президента об отмене

Однако, в интернете Вы найдёте самую противоречивую информацию об этом и целый ряд мифов. Согласно самому распространённому из них, Президент РФ Путин подписал некий указ об отмене транспортного налога как такового в России. И это касается абсолютно всех автовладельцев любых автомобилей.

То есть налог якобы отменён как таковой вовсе. А изменение было весной – в апреле 2018 года.

Это оказалось, к сожалению, неправдой – на самом деле, это очень извращённая и трансформированная новость пошла из двух источников:

  • комментария Медведева о том, что транспортный налог отменён для электромобилей, а регионы этим не пользуются,
  • нового закона 2022 года об амнистии по налогам до 2015 года.

Даже Налоговой службе пришлось прокомментировать такой поток фейковых новостей об отмене транспортного обременения.

Законопроект об упразднении

Но после того, как основная масса автолюбителей успокоилась, уже летом – в июне 2018 года издания вновь всполохнули информацией об изменениях – полной отмене транспортного налога. Речь теперь шла о новом законопроекте, который полностью исключает из соответствующего кодекса транспортный налог как статью пополнения бюджета. Речь идёт о главе 28 Налогового кодекса.

А вот это уже правда. Но отчасти! Такой законопроект, действительно, существует, и создан он был 5 июня 2018 года. Но на 07 Августа 2022 года он перенесён в архив по той простой причине, что 2 июля был отклонён уже в рамках предварительного рассмотрения.

Последние новости

  • Свежая новость: Министерство финансов выступило против отмены транспортного налога, обосновав это тем, что включение этого обременения в акцизы на топливо – а именно так предлагалось изменить налог изначально – сильно повлияет на рост цен на бензин и солярку. А это, в свою очередь, существенно повысит стоимость всех товаров, потому как их транспортировка станет теперь намного дороже.
  • Ещё одна причина, названная Минфином – на 2022 год средства от налога на легковые автомобили в России поступает непосредственно в бюджеты регионов, где он собирается. А те уже распределяют их в дорожные фонды. Таким образом, если транспортный налог отменить, то может ухудшиться качество дорог в регионах.
  • Ещё одна свежая информация заключается в том, что в мае 2018 года в Госдуму был внесён ещё один законопроект, который предлагает отменить транспортный налог на легковые электромобили в России. Сейчас он находится на рассмотрении и ещё не вступил в законную силу.
  • В феврале 2018 года Департамент налоговой политики направил письмо в Минфин с предложением рассмотреть вопрос отмены или снижения ставки по налогу на транспорт в отношении многодетных семей. На 07 Августа 2022 года изменений в этом плане также пока не произошло.
  • C января 2018 года действуют изменения в повышающих коэффициентах для дорогих автомобилей (но это не налог на роскошь, а именно транспортный налог). Изменения коснулись легковых автомобилей стоимость от 3 миллионов рублей. Новые коэффициенты со свежими поправками приводим в таблице ниже.
Ставки транспортного налога на дорогие машины после изменений января 2018 года

Стоимость автомобиляВозрастКоэффициент налога
3-5 миллионов рублейМенее 3 лет1,1
5-10 миллионов рублейМенее 5 лет2
10-15 миллионов рублейМенее 10 лет3
Более 15 миллионов рублейМенее 20 лет3

Для кого налог на транспорт отменён на сегодня?

Есть небольшая категория граждан и автомобилей, которые освобождены от уплаты транспортного налога. К ним относятся:

  1. автомобили инвалидов при условии, что мощность их двигателя менее 100 л.с. и они получены через соцзащиту, либо специально оборудованные машины для инвалидов,
  2. тракторы и небольшой ряд спецтехники, используемой в сельхоз целях,
  3. машины в угоне и розыске.

Всем остальным автовладельцам придётся уплатить налог на транспорт до 1 декабря текущего года.

Все изменения с 2022 года

Последняя поправка, принятая по части транспортного налога, опубликована ещё в сентябре прошлого года. И часть положений вступает в силу с 1 января 2022 года.

Среди наиболее значимых обновлений законодательства следующие:

  • отменены льготы для плательщиков “Платона” – грузовые автомобили массой свыше 12 тонн ранее платили меньше налога; с 2022 года же послабление из НК РФ убрали,
  • но есть и хорошие новости: если ранее получить иные льготы (например, инвалидам и другим участникам дорожного движения) можно было только при предоставлении заявления, то теперь они предоставляются при расчёте налоговым органом автоматически при получении инофрмации из Пенсионного фонда или органов соцзащиты; но и порядок предоставления послаблений по заявлению автовладельцев также сохранился.

Отменят ли транспортный налог в 2022 году

В последнее время, в российских СМИ всё активнее обсуждается возможность отмены с 2022 года транспортного налога. Основанием для этого служит поступивший на рассмотрение депутатов Думы соответствующий законопроект. Насколько реальная отмена транспортного налога в будущем году, и что может помешать этому?

  1. Законопроект об отмене транспортного налога внесён в Госдуму
  2. Отменят ли транспортный налог в РФ
  3. Что может помешать отмене транспортного налога
  4. Почему транспортный налог вызывает столько критики
  5. Заключение

Законопроект об отмене транспортного налога внесён в Госдуму

Транспортный налог относится к числу сборов, поступающих в местный бюджет субъектов Федерации. На эти деньги производится ремонт дорог общего назначения и ликвидация негативного воздействия автомобильных выбросов на окружающую среду. Оплачивать данный сбор обязаны все владельцы моторного транспорта, независимо от его категории и назначения. Под действие транспортного налога подпадают собственники легковых и грузовых авто, автобусов, спецтехники, мототранспорта, самолётов и плавсредств. Вычисление размера сбора производится в соответствии с таблицами налоговой ставки, принимаемыми каждым регионом в индивидуальном порядке.

В наступившем году, на рассмотрение депутатов Госдумы был подан законопроект за номером 10108327, предполагающий внесение очередных корректировок в Налоговое законодательство РФ. Они касаются полного исключения из кодекса главу №28.

В ней регламентированы все нюансы оплаты налога на транспорт:

  • Правила расчёта ставок.
  • Временные рамки для его оплаты.
  • Лица, обязанные совершать платежи.
  • Перечень налогооблагаемых объектов.

Инициаторами нововведений стала группа депутатов-единороссов, под предводительством А. Барышева. Согласно его мнению, данный региональный налог следует полностью отменить. Для компенсации потерь местных бюджетов, собираемую ранее сумму следует включить в акцизные сборы на автомобильное топливо. То есть, де-факто, налоговые послабления предлагается «компенсировать» увеличением цены на бензин и соляру.

Отменят ли транспортный налог в РФ

Согласно мнению ряда экспертов, законопроект об отмене транспортного налога позволит собственникам ТС сохранить значительную часть личного бюджета. Также перевод денежного потока из ведения местных властей в акцизы, позволит пресечь возможные злоупотребления при распределении расходных частей региональных бюджетов.

В случае одобрения законопроекта большинством депутатов, он вступит в силу уже с начала 2022 года. Для этого необходимо заручиться поддержкой думского большинства – то есть, фракции «Единороссов». В свою очередь, это возможно только при одобрении инициативы Барышева президентом РФ. Даже после принятия закона большинством голосов, он должен получить официальное «добро» В.В.Путина. Если президент не будет уверен в экономической целесообразности свежепринятого закона, он вправе наложить на него своё вето.

Что может помешать отмене транспортного налога

Традиционно, против подобных нововведений выступает Минфин, ради недопущения снижений налоговых поступлений старающийся склонить на свою сторону главу государства. Согласно предварительным оценкам, если закон об отмене транспортного налога будет принят, бюджеты субъектов РФ могут потерять до 100 млрд. рублей за год. Эти потери смогут частично компенсироваться увеличением акцизных сборов на топливо.

Такой вариант многие российские автомобилисты, согласно опросам социологических служб, считают более справедливым и уместным. Уплачивать транспортный сбор обязаны все без исключения собственники транспортных средств, независимо от частоты пользования автомобилем. В результате подобного подхода, одинаковые расходы несут и лица, ежедневно использующие своё авто, и те, кто выезжает на нём из дому 1-2 раза в неделю.

Соответственно, и вред, наносимый экологии и дорогам этими двумя категориями водителей, будет различный. Поэтому формула «больше ездишь – больше платишь», заключённая в акцизном сборе на топливо, будет более справедливой. Местный бюджет от этого также потеряет не столь много, ведь водители обычно заправляются именно в том регионе, где проживают и пользуются своим ТС.

Почему транспортный налог вызывает столько критики

Идея с отменой налога на транспорт далеко не нова, и подобные инициативы возникали в депутатской среде и раньше. Причина этого – большое количество критических замечаний, вызываемых главой №28 НКРФ. Основная претензия заключена в неизбирательном действии налога. Несмотря на то, что он должен компенсировать вред окружающей среде и дорожному покрытию от воздействия автомобилей, он абсолютно не зависит от интенсивности использования ТС.

Заключение

В настоящее время точно неизвестно, отменят ли транспортный налог, или нет. В случае поддержки поданного в Госдуму законопроекта, и замены его акцизом, можно говорить о более справедливом распределении налогового бремени среди автомобилистов.

Как остановить начисление транспортного налога?

И как вернуть деньги, если налог уплачен за утилизированный автомобиль?

«Из-за долгов по кредитам был наложен запрет на регистрационные действия автомобиля. В 2017 г. я его разобрал и сдал в пункт приема металлолома. Недавно погасил все долги, ограничения на машину перестали действовать, и я снял ее с учета в ГАИ. Можно ли вернуть транспортный налог, который я уплатил за 2017–2019 гг., если автомобиль в это время уже был сдан на металлолом?» – такое письмо получила «АГ» от читателя.

Что сделать, чтобы прекратили начислять налог?

ИФНС прекращает начислять транспортный налог на основании сведений из ГИБДД о снятии автомобиля с учета. Если собственник в ГИБДД не обратился, автомобиль продолжает числиться за ним. Налоговая сама не сможет узнать, что транспортного средства уже нет и начислять налог не на что.

С 1 января 2022 г. вступил в силу п. 3.1 ст. 362 НК РФ, согласно которому исчисление транспортного налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения транспортного средства на основании заявления, поданного в ИФНС 1 . При этом снимать ТС с учета необязательно.

Подать в свою налоговую заявление об уничтожении автомобиля можно дистанционно – через личный кабинет налогоплательщика. Также заявление можно подать лично, направить по почте или передать через МФЦ. Срок рассмотрения заявления – не более 30 календарных дней.

После рассмотрения заявления инспекция пришлет собственнику автомобиля уведомление о том, что начисление транспортного налога прекращено в связи с уничтожением объекта налогообложения, либо о том, что нет оснований прекращать начисление налога.

Что нужно для аннулирования начисленного налога и возврата денег?

До 2022 г. урегулировать данный вопрос чаще удавалось только в судебном порядке. Сама ФНС не аннулировала налог, начисленный на утраченный автомобиль. Вместе с тем еще в 2015 г. об этом высказался Верховный Суд РФ 2 : если машины не существует, то транспортный налог начисляться не должен. И не имеет значения, снята она с учета или нет. Эту позицию взяли на вооружение нижестоящие суды 3 . Под напором судебной практики ФНС была вынуждена признать: если есть документально подтвержденные сведения о том, что ТС уничтожено, значит, объекта налогообложения не существует.

В 2022 г. у собственников утилизированных ТС появилась возможность напрямую уведомлять ФНС об утрате автомобиля для прекращения начисления транспортного налога и аннулирования прежних начислений. Для этого в налоговую надо подать заявление. В нем помимо прочего нужно указать реквизиты документа, который подтверждает уничтожение машины, например справки или акта администрации района об утилизации авто. Без этого документа ФНС может отказать в аннулировании начисленного налога.

Законодательством не урегулирован вопрос о том, как ФНС должна возвращать денежные средства, перечисленные за утилизированный автомобиль. Если этого не произойдет, можно подать заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога. Его форма утверждена ФНС.

Согласно ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату в течение месяца со дня получения налоговым органом заявления налогоплательщика. Возврат производится только после зачета переплаты по налогам в счет погашения недоимки. Заявление о зачете или возврате этой суммы может быть подано в течение трех лет со дня ее уплаты.

Отметим также, что с 23 декабря прошлого года отменен заявительный порядок перечисления процентов, начисленных налогоплательщику за несвоевременный возврат инспекцией переплаты по налогам. Налоговая будет перечислять такие проценты сама, заявление подавать больше не потребуется.

(Прим. ред.: 15 марта 2022 г. ФНС сообщила об утверждении формы заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения по транспортному налогу (а также порядка ее заполнения и формата представления такого заявления в электронной форме), формы уведомления о прекращении исчисления транспортного налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения, формы сообщения об отсутствии основания для прекращения исчисления транспортного налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения (Приказ ФНС России от 29 декабря 2022 г. № ЕД-7-21/972@).)

1 Пункт 44 ст. 2, п. 5 ст. 9 Федерального закона от 23 ноября 2022 г. № 374-ФЗ.

2 Определение Верховного Суда РФ от 17 февраля 2015 г. по делу № 306-КГ14-5609.

3 Апелляционной определение Челябинского областного суда от 26 февраля 2019 г. по делу № 11а-2531/2019, Апелляционное определение Московского городского суда от 20 июня 2012 г. по делу № 11-10986/2012, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 марта 2016 г. № Ф04-46/2015 по делу № А03-13035/2015, Кассационной определение Омского областного суда от 22 февраля 2012 г. по делу № 33-1333/2012.

Планируется ли отмена транспортного налога в 2022 году?

  • Когда отменят (и отменят ли вообще) транспортный налог в России
  • Отмена транспортного налога в 2022 году: чем предлагается заменить ТН
  • Последние новости об отмене транспортного налога в 2022 году
  • Итоги

Когда отменят (и отменят ли вообще) транспортный налог в России

Идея отмены транспортного налога в России появилась в 2017 году. Периодически всплывает она в 2019 году и, по всей видимости, продолжит это делать в 2022-м. Такие предложения рассматриваются уже на протяжении ряда лет, потому что налог считается весьма неэффективным и несправедливым.

Первое обусловлено его плохой собираемостью. Она составляет всего 40–50%.

Второе связано с установленным порядком расчета. Сейчас основным фактором, от которого зависит размер налога, является мощность двигателя автомобиля в лошадиных силах.

Поэтому выходит, что владелец платит не за использование транспортного средства, а за факт владения им. Ведь вне зависимости от того, ездил автомобиль или стоял в гараже, налог начисляется одинаково. А это идет вразрез с сутью налога, который должен являться платой за пользование дорогами.

Все это и порождает различного рода инициативы по отмене транспортного налога (ТН) и его замене более эффективным инструментом. Не сомневаемся, что когда-то это все же произойдет, но в настоящий момент когда отменят транспортный налог в России,не ясно.

О том, как различаются принципы уплаты налога на транспорт для юр- и физлиц, читайте в статье «Порядок и сроки уплаты транспортного налога в 2019 – 2022 годах».

Отмена транспортного налога в 2022 году: чем предлагается заменить ТН

Наиболее активно обсуждается отмена транспортного налога с его включением в акцизы на бензин (в СМИ даже проходила информация о том, что подобный закон подписан президентом, но по факту она оказалась ложной). Смысл такой замены в том, что ТН будет уплачиваться автовладельцами прямо на АЗС — при заправке бака топливом. Затем некоторая часть акциза будет отчисляться в бюджет на соответствующие нужды. Это и собираемость налога повысит, и платить его будут те, кто ездит, а не все, у кого просто есть автомобиль. Все логично и справедливо. Главное, чтобы это не взвинтило цены на бензин.

Вторая идея предполагала отмену транспортного налога и введение экологического сбора. Последний предполагает плату не за мощность авто, а за его экологический класс. Правда, такая замена не решает вопрос справедливости налогообложения: платить, опять же, придется не за езду, а за владение автомобилем, и сумма платы за более старые и дешевые автомобили будет выше, чем за более современные авто класса «Евро-5» и «Евро-6».

Также есть вероятность того, что в жизнь воплотятся оба предложения, и тогда вместо одного транспортного налога мы получим два новых.

Последние новости об отмене транспортного налога в 2022 году

Сдвигов в вопросе об отмене транспортного налога в 2019 году не было, т. е. для 2019 года в расчете налога на транспорт все остается по-прежнему. Вероятность того, что транспортный налог отменят в 2022 году, тоже крайне мала.

По мнению законодателей, полностью отказаться от транспортного налога невозможно и необходимо искать альтернативные пути его замены. Связано это с тем, что данный налог эффективно наполняет бюджеты регионов, в т. ч. тех, которые испытывают трудности с финансированием.

О том, что нового в расчете налога на транспорт появилось в последнее время, читайте в материалах нашей одноименной рубрики.

Итоги

Транспортный налог пока не отменили, и его необходимо по-прежнему уплачивать, хотя он считается неэффективным и несправедливым.

Налог предлагают заменить экологическим сбором или включить его сумму в акцизы на бензин с уплатой его автовладельцами прямо на АЗС при заправке бака топливом.

Правительством высказывалось предложение вообще освободить от транспортного налога владельцев электромобилей. Но пока эта инициатива не нашла поддержки у депутатов.

Вечное бремя. Кому на самом деле выгодно сохранять транспортный налог?

Когда власти хотят повысить акциз на топливо, любимое прикрытие — отмена транспортного налога. Мы это не проходили в 2013 году, и вот опять.

Отменить транспортный налог с 2022 года предложил депутат Госдумы Андрей Барышев. Это уже третья инициатива, касающаяся реформирования этого налога, высказанная в ГД за минувшее лето, и одна из самых живучих идей за последние десять лет — аналогичные предложения возникают наверху каждый год, однако ситуация не меняется. Якобы в наших интересах: в случае его отмены нам придется платить еще больше. Но так ли это?

Как считается транспортный налог?

В России под обложение транспортным налогом попадают автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, машины на гусеничном ходу, морские, речные и воздушные суда. Некоторые категории транспортных средств освобождаются от уплаты этого налога. Например, это легковые автомобили, оборудованные для использования инвалидами, или же сельхозтехника.

Ставка налога зависит от мощности двигателя: чем он мощнее, тем больше приходится платить за каждую лошадиную силу. Например, базовая ставка на легковые автомобили в Москве начинается с 12 рублей за л. с. для двигателей мощностью до 100 л. с. и доходит до 150 рублей за каждую.

Как потопали, так и полопали?

«Полная замена транспортного налога доходами от продажи топлива (акцизом) приведет к более справедливому распределению бремени покрытия расходов, связанных с развитием дорожной инфраструктуры в стране», — пишет депутат-единорос Барышев в пояснительной записке к законопроекту.

«Расходы» — болезненное слово в эпоху коронавируса. Из-за пандемии доходы граждан и компаний резко упали, личный транспорт используется реже, чем в предыдущие годы: отчасти из-за локдауна, отчасти опять-таки из-за падения доходов. А транспортный налог, будь добр, уплати.

В такой ситуации более справедливой выглядит схема платить государству не за факт владения имуществом, а за интенсивность его использования: чаще пользуешься машиной — больше покупаешь бензина — больше платишь государству. Именно в этом логика отказа от транспортного налога в пользу повышения акциза на топливо. Почему же власть так держится за транспортный налог?

Так ли важен для бюджета транспортный налог?

Транспортный налог — региональный, то есть поступает в бюджет региона. Регион вправе решать, кому предоставлять льготы на уплату налогов, обычно, например, это многодетные семьи и/или индивидуальные предприниматели.

В бюджете региона транспортный налог занимает не очень много места. В прошлом году транспортный налог принес 1,6% от всех региональных налогов, или 175 млрд рублей, подсчитал аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Александр Осин. Конечно, от региона к региону эта цифра отличается, но, в любом случае, вряд ли можно говорить о критически большой потере в случае отмены налога. Тем более в условиях, когда поступления от акцизов в местные бюджеты растут уже сегодня.

Акцизы на топливо поступают и в федеральный, и в региональные бюджеты, причем с каждым годом пропорция распределения все больше меняется в пользу региональных бюджетов. В этом году регионы получат 66,6% топливных акцизов, в 2023-м — уже 91,6%, приводит пример Осин. Доля акцизов на топливо в доходах региональных бюджетов составила в прошлом году около 6,75%, добавляет аналитик.

Собираемость — принципиальный вопрос для принятия решения об отмене транспортного налога. Удивительно, но однозначного ответа нет. Минфин, критикуя инициативу депутатов Госдумы, заявил о хорошей собираемости. По данным ведомства, из 179,6 млрд рублей начисленного транспортного налога в 2019 году бюджеты получили 175,1 млрд рублей.

Однако годом ранее компания PwC опубликовала рейтинг эффективности региональной налоговой политики по итогам 2018 года, в котором указала, что в среднем по России годовая задолженность по транспортному налогу граждан составляет около 30% от объема годовых начислений, а в некоторых регионах этот показатель превышает 60%.

Акциз на топливо: цена для государства и потребителя

Акцизы на топливо были введены в России в 1994 году. Вначале они брались исходя из октанового числа, а с 2011 года — исходя из класса экологической безопасности. Чем ниже этот показатель, тем выше акциз.

В 2022 году акциз на бензин Евро-5 составляет 12 752 рубля за тонну, а на дизельное топливо Евро-5 — 8 835 рублей за тонну. «Исходя из оценки потребления бензина в РФ в 2022 году на уровне 35,5 миллиона тонн, а дизтоплива — в 76 миллионов тонн, получим, что консолидированные доходы от акцизов на бензин и дизтопливо составляют 1,13 триллиона рублей в год», — подсчитал Александр Осин.

А что значат акцизы для нас с вами?

Помните эту шутку? «Нефть дорожает — бензин дорожает. Нефть дешевеет — бензин дорожает. Будь как бензин!» А секрет бензина — в акцизах. Они постоянно растут. И именно поэтому мы видим удивительную ситуацию, что и цена на бензин в России идет вверх, вне зависимости от того, растет или падает цена на нефть на мировых рынках. «За последние четыре года ставка акциза выросла на 39%, что увеличило цену на бензин на 8%», — говорит руководитель департамента финансовых услуг сети автосалонов Fresh Auto Дарья Тимченко.

В розничной цене бензина АИ-92 доля акциза составляет в среднем 17,6%, а в цене «дизеля» — 12,5%, это расчеты на основе данных Росстата за 2018 год.

Акциз — далеко не единственный налог, который заложен в розничную цену бензина. Есть еще НДС (вместе с акцизом он составляет примерно 30,5% от розничной цены бензина АИ-92) и налог на добычу полезных ископаемых. Сейчас фискальная доля в розничной цене бензина в России составляет, по различным расчетам, от 70% до 80%. Остальные 20–30% делят между собой АЗС и нефтяные компании.

Каждый год мы с друзьями.

О том, что надо отказываться от транспортного налога в пользу акцизов, активно говорили еще в 2010 году. О том, что налог надо отменить, заявлял в 2012 году сам Владимир Путин, как только был в очередной раз избран президентом. Было даже решено, что транспортный налог будет отменен с 2016 года, и с этой целью с 2013 года начали повышать акциз на топливо. 2016 год наступил, а транспортный налог никуда не делся. Почему?

«В 2016-м тогдашний премьер Дмитрий Медведев заявил, что отмена „сильно ударит по интересам наших регионов“, — вспоминает генеральный директор федерального агрегатора техпомощи и эвакуации МЭТР Виталий Овчинников. — Потери он оценил в 145 миллиардов рублей, отметив, что „если мы лишимся такого источника, то у нас просто дорог нормальных не будет“. В том же 2016 году Госдума приняла закон о частичной отмене налога для большегрузных автомобилей».

Поводом сохранить транспортный налог стал шок на рынке деривативов на сырье и товарном рынке и последовавший кризис, считает Александр Осин. «Причина же в том, что любое снижение налогов фактически противоречило бы основному тренду в политике финансово-экономических властей РФ по крайней мере последних восемь лет».

Ловкость рук

На самом деле Дмитрий Медведев немного лукавил. На росте акцизов власти хорошо заработали, по крайней мере в тот год.

В 2016 году акцизы повышались дважды — в январе и апреле. Причем в тот период власти намеревались понизить акциз на топливо 5-го класса. Предполагалось, что акциз на бензин Евро-5 поднимется в январе 2016 года до 7 530 рублей за тонну, зато в 2017 году снизится до 5 830 рублей. Но потом в правительстве передумали. В феврале 2016 года было решено поднять цены второй раз за год, в итоге с апреля акциз на бензин Евро-5 вырос на треть, до 10 130 рублей, а ставка на 2017 год увеличилась до 7 430 рублей. Только за счет апрельского повышения правительство рассчитывало получить в бюджет дополнительные 89,3 млрд рублей.

Интересно, что тогда, в феврале 2016 года, комментируя повышение акцизов, министр финансов Антон Силуанов заявлял: «Это не должно привести к росту цен. Рублевая цена нефти снижается, на опте цена на бензин определяется методом net back, соответственно, и цена на бензин должна снижаться. Поэтому мы считаем, что автолюбители не должны почувствовать этого изменения».

К слову сказать, сейчас нефтяные цены тоже низкие. Нефть марки Urals подешевела за восемь месяцев 2022 года на треть и сегодня стоит на 25% ниже, чем годом ранее (август 2022-го к августу 2019 года). Но сейчас почему-то повышение акцизов стало угрожать инфляцией.

* Акцизы на 2022–2022 годы приводятся на основании закона об акцизах на топливо, подписанного Владимиром Путиным в сентябре 2019 года.

Старая песня о главном

Идея о реформировании транспортного налога вплоть до его отмены в счет акциза продолжает, тем не менее, звучать практически каждый год. Только этим летом в Госдуме родилось целых три предложения. Помимо Барышева с такой инициативой выступили и другие депутаты.

Евгений Федоров, депутат от «Единой России» и член комитета Госдумы по налогам, предложил освободить от уплаты транспортного налога тех, кто редко пользуется своим автомобилем. Его инициатива состоит в том, чтобы дать право не платить налог тем, кто не использует автомобиль больше шести месяцев. Правда, чтобы воспользоваться этим правом, придется сдать регистрационные номера на машину в автоинспекцию.

Василий Власов, депутат от ЛДПР, предложил отменить транспортный налог на автомобили российских марок, чтобы поддержать отечественный автопром, а также тех, кто вынужден пользоваться его продукцией. «Такие автомобили приобретают граждане с невысоким уровнем благосостояния», — объяснил свою позицию депутат.

Есть ли у депутатов шанс реализовать свои идеи? Что думают об этом эксперты?

Три причины сказать «нет»

«Наиболее эффективный вариант — полная отмена транспортного налога и перевод этой платы на акциз, тем более что рост акцизов — это и есть те самые деньги, заменяющие налог, — говорит Виталий Овчинников. — Частичные послабления, будь то отмена налога для „пассивных“ автовладельцев или скидки, ничего не дадут». Дарья Тимченко полагает, что отмена налога на авто российского производства действительно станет хорошим стимулом для роста продаж отечественных моделей.

Но есть и мнение, что отменять налог в текущей ситуации не следует. Аргументы противников сводятся к следующим пунктам:

1. Нельзя лишать региональные бюджеты дохода

Пусть это и меньше 2% всех доходов местного бюджета, но курочка по зернышку.

«В условиях падения нефтегазовых доходов бюджеты всех уровней, в том числе региональные, находятся в сложной ситуации, — обращает внимание управляющий партнер консалтинговой компании „ЮКЕЙ“, генеральный директор „Юкей-Аудит“ Евгений Южанинов. — Любые действия по отмене налогов еще более усугубят их положение».

Ряд экспертов использовали традиционный аргумент: отмена транспортного налога сократит размеры региональных дорожных фондов, что грозит неотремонтированными дорогами.

2. Цена на бензин вырастет

«По данным Минфина РФ, по итогам 2019 года поступление акцизов в региональные бюджеты составило 632 миллиарда рублей, а доходы от транспортного налога — 175,1 миллиарда рублей, — говорит Евгений Южанинов. — То есть, чтобы компенсировать региональным бюджетам потерю транспортного налога, поступления от акцизов придется увеличить почти на 30%».

В какой-то степени увеличение произойдет за счет уже запланированного увеличения доли регионов в распределении собранных акцизов (как мы писали выше, если в этом году в регионы направляется 66,6% всех собранных акцизов, то в 2022 году это будет уже 74,9%). Однако без увеличения суммы самих акцизов не обойтись.

«Спрогнозировать, насколько поднимется цена на бензин в результате такого роста акцизов, достаточно сложно», — говорит Южанинов. Но в том, что цена на бензин и «дизель» вырастет, можно не сомневаться.

3. Это вызовет инфляцию

Да, акциз на топливо можно рассматривать как косвенный налог на владение или пользование автомобилем. И действительно, в некотором смысле это более справедливый налог, ведь плата привязана к потреблению. Однако рост акцизов на топливо гораздо больше влияет на рост инфляции, чем рост транспортного налога. Остановимся на этом моменте подробнее.

Почему акцизы разгоняют инфляцию?

Повышение акцизов приведет к росту цен практически на все группы товаров, заявил Минфин. «Топливо так или иначе используется в транспортировке сырья, материалов, товаров. Поэтому затраты на него учитываются в себестоимости практически любого товара или услуги», — поясняет Евгений Южанинов.

Суть в том, что транспортный налог платит конечный пользователь — гражданин или компания, и в случае его повышения это станет нагрузкой только для владельца авто. Если же повысить акциз на топливо, то он будет учитываться при каждом производственном переделе — точно так же, как НДС.

«То есть при повышении акцизов возникнет мультиплицирующий эффект, который будет разгонять цены по всей цепи взаимодействующих друг с другом экономических агентов, — объясняет Александр Осин. — Каждый экономический агент будет учитывать и сам налог, и эффект от этого налога на ценах смежников и в условиях отсутствия объективных данных о таких ценах будет повышать налог с запасом, стимулируя инфляцию».

Насколько вырастет инфляция? На 20–30%, считает Осин.

«Для примера, повышение НДС всего на 2 процентных пункта до 20% с 1 января 2019 года, судя по статистике аналогичных мер в других странах и исходя из параметров администрирования этого налога в РФ, должно быть в среднесрочном периоде оценочно отыграно ускорением инфляции в РФ в размере от нескольких десятых до нескольких процентов в годовом исчислении, — продолжает эксперт. — Этого не происходит по причине кризисного шока и жесткой политики регулятора, а также на фоне общего ужесточения налогово-регулятивных условий в РФ в последние годы, несмотря на застой последних восьми лет».

Как решают вопрос за рубежом?

По-разному. Сказать, что транспортный налог — пережиток прошлого и в цивилизованном мире не применяется, уж точно нельзя.

Транспортный налог применяется в Германии, Франции, Италии, Великобритании. Только если в России величина налога рассчитывается, исходя из объема двигателя, а также стоимости автомобиля и его возраста, то в странах ЕС учитывается, помимо объема двигателя, также и объем выбросов СО2. Неслучайно иногда этот налог называют экологическим.

В некоторых странах, в их числе Франция и США, налог уплачивается при покупке автомобиля или же при постановке его на учет. Но редко в какой стране этим дело и ограничивается. Посмотрим на некоторые цифры на примере экологического налога во Франции.

В конце 2019 года во Франции повысили налог на автомобили, которые выбрасывают более 212 граммов СO2 на километр. Если раньше владельцы таких машин платили по 12 500 евро в год, то теперь они платят по 20 000 евро. О каких машинах идет речь? Вот пара примеров. Mercedes-AMG GLC 43 (390 л. с.) выбрасы­вает 234 грамма углекислого газа на километр, Jaguar F-Type R (575 л. с.) — 269 граммов, а 1500-сильный Bugatti Chiron — 516 граммов.

По подсчетам министерства финансов Франции, увеличение налога должно приносить в казну дополнительные 50 млн евро в год, которые власти хотят пустить на развитие экологически чистого транспорта.

А в США как раз реализована идея с акцизами: уплатив при покупке от 1% до 7% от стоимости автомобиля, последующие платежи в казну автовладелец делает, расплачиваясь за топливо на бензоколонке.

Так отменят ли транспортный налог с 2022 года?

Минфин уже выступил против отмены налога — как он выступал против все предыдущие годы. Ровно с той же аргументацией: региональные бюджеты и дорожные фонды лишатся денег, а «значительное увеличение ставки акциза на топливо приведет к росту цен практически на все товары». Удастся ли ведомству отстоять свою позицию и в этот раз? Ведь в пояснительной записке к законопроекту депутат Андрей Барышев отметил, что ранее сам Владимир Путин высказался за отмену транспортного налога. И это действительно так.

Впервые об отмене транспортного налога Путин заговорил еще в 2010 году, будучи премьер-министром. Потом в 2012-м, уже будучи президентом. С тех пор он возвращался к этой теме неоднократно, в последний раз — в связи с решением отменить налог с 2016 года. Текущая ситуация — падение доходов населения в связи с пандемией коронавируса — подходящая, чтобы вспомнить об этой инициативе, которая, безусловно, положительно сказалась бы на рейтингах власти.

Но, несмотря на это, большинство экспертов считает, что традиция отклонять законопроекты об отмене транспортного налога будет продолжена. Так, Евгений Южанинов напомнил, что в 2017 году в Госдуму было внесено аж пять аналогичных законопроектов и все они были отклонены. Тем более после очередной негативной резолюции Минфина.

Максимум, на что можно рассчитывать, — это на то, что «в связи с тяжелой экономической обстановкой и снижением уровня доходов населения в текущем году в связи с пандемией возможна временная отмена транспортного налога, например, за 2022 год», предполагает Дарья Тимченко.

«В существующих условиях я считаю более эффективным сохранение налоговой стабильности, — говорит Евгений Южанинов. — На мой взгляд, сейчас важнее не допустить роста или введения новых налогов».

Чтобы поддержать пострадавшие от «коронакризиса» отрасли, компании или группы населения, российское правительство выбрало путь адресной помощи, которая для бюджета более выгодна, чем снижение налога для всей группы налогоплательщиков, считает Евгений Южанинов.

Правда, вот ведь какое дело. Объяснение, что повышение акцизов вызовет инфляцию, вовсе не означает, что акцизы не будут повышаться. Исторический опыт подсказывает: будут. Но не ради компенсации транспортного налога, а просто так.

Ссылка на основную публикацию