Cветодиодные ходовые огни — достоинства и недостатки

Cветодиодные ходовые огни — достоинства и недостатки

Так как автомобиль давно превратился из роскоши в средство передвижения, мы все пользуемся им ежедневно, так или иначе. И проблема безопасности на дорогах беспокоит любого человека, в какой бы роли он не выступал. Ведь мы с вами если не водители, то пассажиры или пешеходы. Но, к сожалению, ежедневно приходится слышать о печальной статистике, которая говорит о большом количестве пострадавших в дорожно-транспортном происшествии.

Ну, насчет «всех» мы погорячились: спрос родил такое предложение, что купить и испытать все модели просто нереально. Это, кстати, хорошо было видно на выставках «Автомеханика» и «Интеравто», прошедших в Москве. Мы решили выбирать образцы с разными характеристиками: дешевые и очень дорогие, с блоками управления и без, прямоугольные и круглые, пластмассовые и металлические…

Все дружно обещают повышенную безопасность на дорогах и энергосбережение (последнее — чистая правда). При этом чем меньше вклад в безопасность, тем больше экономия — не только энергии, но и денег. Ничего удивительного: слабенькие светодиоды дешевы и почти не едят электричества. Не ослепленные светом (часто весьма тусклым) глаза буквально разбегаются, но ясно: подобрать фонарь, наиболее подходящий по дизайну и способу крепления, удастся на любой автомобиль.

В общем, набралась дюжина изделий, как фирменных, так и no name. Последнее — в буквальном смысле: ни производитель, ни страна происхождения себя не афишировали. Зато многие громко заявляют о полном соответствии требованиям ЕСЕ R48. Но тут есть одна хитрость: упомянутые правила ЕС (и соответствующий им ГОСТ Р 41.48–2004) относятся к установке этих фонарей, но не к ним самим. А вот требования к ДХО изложены в другом документе: ЕСЕ R87 (ГОСТ Р 41.87–99). Именно в нем сказано, насколько ярко и куда должны светить правильные фонарики, каков должен быть цвет их свечения и площадь видимой поверхности.

В МАГАЗИНЕ РЕАЛЬНУЮ ЯРКОСТЬ ДХО ВЫ НЕ ПРОВЕРИТЕ. ВЫБИРАЙТЕ ФОНАРИ В МЕТАЛЛИЧЕСКОМ КОРПУСЕ: МОЩНЫЕ СВЕТОДИОДЫ СТАВЯТ ТОЛЬКО В ТАКИЕ.

Образец №1

Самые популярные и самые плохие ДХО

Самой популярной является модель дневных ходовых огней за 300 руб, цена так же включает бесплатную доставку до России. Количество продаж составляет 5200 штук. Получается что стоимость самих примерно 150 р., по 75 за одну штуку. Кроме пластмассового корпуса вы ничего хорошего не получите. Почему же люди их покупают, неужели жадность и глупость сильнее здравых мыслей, что за 150 р. кроме, как кусочка гуано они ничего не получат. Тут действует китайский маркетинг и надежда покупателя на чудо. Во первых, размещаются красочные фото с другими яркими огнями, покупатель думает, что они так хорошо светят. Но в конце всех фото товаров, размещается маленькая фотка, на которое зафиксирован скудный реальный световой поток.

Признаки, почему они плохие:

  • Сзади нет ребер охлаждения, значит нечего и охлаждать.
  • Светодиоды, 8 штук типа SMD 5630 5730, каждый даёт китайских 0,5 Вт, суммарная составит максимум 2 Вт.
  • Яркость максимум 160 Лм, так как такие диоды дают 80 Лм на Ватт.

Критерии выбора

Если вы решили приобрести новые ДХО и не знаете, какие лучше выбрать, для начала необходимо определить основные критерии и параметры будущей покупки. Среди них размер фонарей и их конструкция, количество светодиодов, мощность ДХО, производитель, тип освещения и т.д. рассмотрим самые важные из них более подробно.

Размер и конструкция

Важную роль играет размер ДХО, поскольку на рынке имеется огромное количество различных предложений. Это могут быть горизонтальные или вертикальные ходовые огни, круглой или треугольной формы, а также множество других вариантов. Следует отметить, что многие иномарки и автомобили отечественного производства так или иначе имеют собственные ограничения по установке нового оборудования. Поэтому, прежде чем приобрести тот или иной вариант, оцените его совместимость с вашим авто.

Количество диодов и их мощность

Чтобы понять, какие ходовые огни лучше, обратите внимание на количество светодиодов и их мощность. Светодиоды предлагают именно то, что нужно вашему автомобилю. При взгляде на количество светодиодов важно учитывать область просмотра. Благодаря полосе с 28 светодиодами угол обзора составляет 360 градусов. Скажем так, количество светодиодов должно соответствовать нужной вам области просмотра.

Мощность и размер луча являются важной составляющей выбранного вами светодиодного дневного света. При 200 люменах светодиоды в течение дня будут тусклыми, а при 800 они могут быть слишком ослепляющими для встречного движения.

Диоды Torso 40 LED

Тип светодиода

Чтобы правильно выбрать ДХО, стоит обратить внимание на тип светодиода, интенсивность света и цвет огней. Поскольку вы в основном покупаете светодиодные ДХО для дневного использования, чем выше интенсивность света, тем лучше он будет для улучшения видимости. Количество люменов показывает, насколько ярким будет конкретный свет. Если производитель заявляет, что светодиод производит 3000 люмен, вы должны будете знать, сколько из 3000 люмен он фактически использует. Это потому что светодиоды вам понадобятся именно там, где их можно будет увидеть.

Роль изготовителя

Защита от влаги

Чтобы окончательно убедиться, какой из вариантов лучший, обратите внимание на показатели ударопрочности и сопротивления влаге. Большинство китайских комплектов ДХО не переносят даже незначительных механических повреждений и пропускают влагу.

Особое внимание уделите защите от влаги. Если вы приобретаете комплект ДХО у официального дилера, обязательно проконсультируйтесь со специалистом и потребуйте гарантию на товар. В противном случае замена или ремонт новой системы ДХО может потребоваться сразу после первой мойки авто или после сильного дождя.

Ориентировочная цена 475 руб.

Количество светодиодов 6

Потребляемый ток 140 мА

Сила света 18 кд

Размеры рассеивателя 115 × 10 мм

Хилые светодиоды в пластиковом корпусе светят крайне тускло, крепление ненадежное, светящаяся площадь почти вдвое меньше нормы. К кронштейну крепятся на липучке, а уж он — на двух саморезах.

LED Daytime Running Light BF-201

Происхождение неизвестно

Ориентировочная цена 1000 руб.

Количество светодиодов 4

Потребляемый ток 120 мА

Сила света 80 кд

Размеры рассеивателя Ø 70 мм

Правильная установка ходовых огней ДХО, светодиодных ДХО

В 2011 году дума РФ обязала всех автолюбителей страны устанавливать на своих «коней» или ДХО или ездить со включенным светом фар. е скажу, что это меня обрадовало на тот момент. Но по прошествии некоторого времени, все-таки, признал — это хороший закон. Не раз, особенно в пыли, видел встречную машину только если были включены ДХО. В противном случае… В общем, я всеми руками и ногами «за» дхо.

Читайте также:  Какие банки дают автокредит без первоначального взноса

Светодиодные ДХО как попало нельзя устанавливать на автомобиль. Это строго регламентируется. Все требования, о том, как устанавливать световые приборы — можно посмотреть в ЕЭК ООН №87 и ГОСТом Р 41.48-2004.

Кратко — ходовые огни устанавливают на расстоянии не ниже 250 мм не выше 1500 мм от земли ( полотна дороги ). Минимальное расстояние между внутренними краями ДХО составляет 600 мм, а от края автомобиля не более 400 мм.

Выдержка о правильной установке светодиодных ДХО на автомобиль из ГОСТа и правил ПДД

6.19 Дневной ходовой огонь

6.19.1 Установка — Факультативна на автомобилях. Запрещена на прицепах.
6.19.2 Число — Два.
6.19.3 Схема монтажа — Специальных предписаний нет.
6.19.4 Размещение

6.19.4.1 По ширине — точка поверхности, видимой в направлении исходной оси, наиболее удаленная от средней продольной плоскости транспортного средства, должна находиться на расстоянии не более 400 мм от края габаритной ширины транспортного средства.
Расстояние между внутренними краями двух видимых поверхностей должно быть не менее 600 мм. Это расстояние может быть уменьшено до 400 мм, если габаритная ширина транспортного средства составляет менее 1300 мм.
6.19.4.2 По высоте — на расстоянии от 250 до 1500 мм над уровнем грунта.
6.19.4.3 По длине — на передней части транспортного средства. Это требование считают выполненным, если излучаемый свет не мешает водителю непосредственно или косвенно в результате отражения зеркалами заднего вида и/или другими отражающими поверхностями транспортного средства.
6.19.5 Геометрическая видимость
Горизонтальный угол бета = 20° наружу и внутрь.
Вертикальный угол альфа = 10° вверх и вниз от горизонтали.

6.19.6 Направление — Вперед.
6.19.7 Функциональная электрическая схема — В случае их установки дневные ходовые огни должны включаться автоматически, когда приведен в положение «включено» орган управления запуском/остановом двигателя. Должна быть обеспечена возможность приведения в действие и отключения функционирования автоматического включения дневных ходовых огней без помощи инструмента.
Дневные ходовые огни должны выключаться автоматически, когда включаются головные фары, за исключением тех случаев, когда головные фары включаются на короткий промежуток времени для сигнализации участникам движения.
6.19.8 Контрольный сигнал — Факультативен в виде замкнутого контура.
6.19.9 Прочие предписания — Нет.

ПДД Цитата:
19.4. Противотуманные фары могут использоваться:
-в условиях недостаточной видимости с ближним или дальним светом фар;
-в темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар;
-вместо ближнего света фар в соответствии с пунктом 19.5 Правил.
19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

Ходовые огни необходимо устанавливать только спереди автомобиля. Запрещена установка на прицепах. Схема установки конкретная. Ее Вы видите на фото выше и ее стоит придерживаться, дабы избежать в последствии проблем с ГИБДД. Также не забываем о допустимой светосиле в 400-800 Кд. Дневные ходовые огни должны включаться с запуском автомобиля и выключаться при включении головного света или габаритов. Как правильно подключить огни таким образом мы рассмотрим в этой статье.

Ориентировочная цена 1045 руб.

Дневные ходовые огни: выбираем светодиоды

Отчетливую потребность в дневных ходовых огнях (ДХО) автовладельцы почувствовали с 20 ноября 2010 года. Именно в этот день вступили в силу изменения в Правилах дорожного движения, предписывающие обязательное круглосуточное использование ближнего света фар не только за пределами городской черты, но и на улицах города. Преимущества дневных ходовых огней выглядели неоспоримо – автоматически включаются и выключаются, расходуют меньше электроэнергии, чем предписываемый правилами ближний свет, не расходуется ресурс лампочек фар и габаритных огней.

Еще до 2010 года некоторые иномарки бизнес-класса уже давно щеголяли штатными светодиодными дневными ходовыми огнями. Поэтому в продаже стали появляться исключительно светодиодные комплекты дневных ходовых огней для самостоятельной установки. Среди преимуществ светодиодов называют дизайн, низкое энергопотребление, повышенный срок службы, яркость. При этом они не ослепляют встречный и попутный транспорт и, самое главное, светодиоды для авто практически не требуют дополнительного обслуживания в течение всего срока эксплуатации.

Первые комплекты светодиодных дневных ходовых огней в 2008 году выпустила на мировой рынок компания Hella. Потом появились комплекты Philips и других фирм. Сейчас на рынке дневных ходовых огней известны сотни названий фирм и разновидностей фонарей. Что же выбрать? Коробку с иероглифами за 500 рублей или Philips LED DayLight 8 за 7000 рублей? На эти вопросы мы попытаемся дать ответ. Но сначала разберемся, какими должны быть дневные ходовые огни с точки зрения закона.

ТРЕБОВАНИЯ К ДНЕВНЫМ ХОДОВЫМ ОГНЯМ

Требования к конструкции дневных ходовых огней содержатся в ГОСТ Р 41.87-99 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения дневных ходовых огней механических транспортных средств». В соответствии с ними, сила света на исходной оси, излучаемого каждым огнем, должна быть в диапазоне от 400 до 800 кд. К сожалению, без набора узкоспециальной аппаратуры силу света измерить не удастся. Производители же, как будто сговорились, не указывают этот параметр. Лишь некоторые имеют в описаниях параметр «яркость», измеряемый в люксах (Lux). Чтобы было понятнее, можно объяснить так: сила света и яркость – это как длина и ширина, т.е. кажется, что характеристики одного и того же, но фактически это не так.

Далее: «Площадь освещающей поверхности должна быть не менее 40 кв. см». Прямоугольные фонари можно померить линейкой и, умножив длину стекла на ширину, вычислить площадь. Ну, а для круглых диаметр стекла должен быть не менее 50 мм.

Свет дневных ходовых огней должен быть белого цвета. Никакие голубые и желтые цвета не подойдут. На сертифицированных огнях обязательно должны присутствовать: фабричная или торговая марка, маркировка, указывающая номинальное напряжение и силу тока, знак официального утверждения (знак проставляется на стекле: допустим, если ДХО сертифицировалось в России, то Е22).

ТРЕБОВАНИЯ К УСТАНОВКЕ ДНЕВНЫХ ХОДОВЫХ ОГНЕЙ

Требования к установке дневных ходовых огней изложены в ГОСТ Р 41.48-2004 «Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации». Крепить ДХО нужно таким образом, чтобы наружный край дневных ходовых огней располагался не далее 400 мм от края автомобиля, а между внутренними краями двух ДХО должно остаться минимум 600 мм (400 мм, если ширина вашей машины менее 1300 мм). Высота установки огней над грунтом задана весьма свободно: от 250 до 1500 мм. Еще одно требование к размещению – с места водителя не должно быть видно отражения света дневных ходовых огней на элементах кузова. То есть, прямо на капот крепить нельзя. Включаться дневные ходовые огни должны автоматически при запуске двигателя и гаснуть – при включении фар головного света. В электрической схеме в обязательном порядке должен присутствовать выключатель, позволяющий вручную выключить ДХО при работающем двигателе.

Читайте также:  Какой автомобиль лучше: Hyundai Creta или Opel Mokka

На бумаге все просто, а вот реальность оказалась сложнее. Чаще всего дневные ходовые огни устанавливают в решетке радиатора: ну, в самом деле, не в бампер же саморезы вкручивать!

Ради эксперимента автор с рулеткой обошел с десяток автомобилей, стоящих возле редакции, и не нашел ни одного, у которого ДХО были бы установлены правильно. Практически у всех не выдержано требование обеспечить 600 мм между внутренними краями ДХО.

Эксперимент позволил сделать вывод: у большинства автомобилей в радиаторной решетке просто нет места, чтобы обеспечить монтажные размеры, заданные ГОСТ. Тем, кто решится на самостоятельную установку дневных ходовых огней, придется сделать выбор – либо установить их красиво и удобно, либо по ГОСТу.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

Сначала небольшое отступление. По российским законам, у любого электрического прибора в комплекте должна быть инструкция по эксплуатации либо описание, в котором должны присутствовать технические характеристики. Для дневных ходовых огней, как минимум, габаритные размеры, напряжение и сила тока. Поэтому не стоит покупать такой сложный оптический прибор как ДХО, если на коробке или в инструкции нет ничего, кроме рекламных слоганов.

Теперь о светодиодах для авто. Одно из их преимуществ – меньшее электропотребление. Но тем не менее, основная зависимость сохраняется: чем больше сила света, тем больше электропотребление. Обратим внимание на грандов рынка светодиодов для авто: Hella LEDayFlex – 5,8 Вт на 16 светодиодов, Hella LEDayLine– 5 Вт на 10 светодиодов, Philips DayLight 4 – 5 Вт на 8 светодиодов, Philips DayLight 8 – 6 Вт на 16 светодиодов. Простой расчет показывает, что электрическая мощность одного светодиода – 0,4-0,6 Вт. Делаем вывод – не стоит покупать ДХО, у которых мощность заметно ниже указанных значений – светить они будут так же экономно, как и расходуют электричество. Не стоит успокаивать себя тем, что маломощные светодиоды светят якобы ярче галогеновых фар автомобиля. Это только кажется! Такой эффект дает более резкий и холодный свет и рефлектор, формирующий свет вдоль продольной оси светодиода. Говорю твердо: транспорт на дороге делает заметным (а это основная функция ДХО) именно сила света, которую маломощные безымянные фонарики обеспечить не способны.

Нагрев светодиодов заметно сокращает срок их службы, поэтому мощным светодиодам необходимо обеспечить достойное охлаждение. Чаще всего производители решают этот вопрос, используя в качестве радиатора для светодиодов корпус фары. Обратите внимание на корпуса ДХО лидеров рынка: они выполнены из металла, причем на задних стенках корпусов часто выполняют ребра для лучшего охлаждения. Вывод: если корпус ДХО выполнен из хлипкой пластмассы, к которой со щелями прилегает стекло, – это явно не ваш выбор.

ПРОСТОТА УСТАНОВКИ

Надежный производитель заботится о своих клиентах. В наборе всегда есть провода необходимой длины, ведь нельзя обрекать покупателя на муки: сначала посчитать необходимую площадь сечения провода в зависимости от пропускаемого тока, затем выбрать правильную марку провода, чтобы он не сломался на морозе. Также в наборе должна присутствовать схема подключения – клиент не должен гадать, какой провод пойдет на массу, а какой на плюс. Зачастую правильные ДХО комплектуются и элементами крепежа.

ЕЩЕ РАЗ О БЕЗОПАСНОСТИ

Говоря о безопасности, обратимся к зарубежному опыту, поскольку в России подобных масштабных исследований не проводили. Однозначных доказательств о полезности дневных ходовых огней, к сожалению, нет. Ученые, исследовавшие проблему в США по инициативе «Дженерал Моторс», сделали вывод о том, что наличие ДХО никак не влияет на количество ДТП. Европейские, и в большей степени скандинавские, исследования содержат такие данные: причиной 50% ДТП в дневное время явилось то, что водитель не видел других, едущих рядом участников движения. На перекрестках этот показатель возрастает до 80%. Включенные фары делают машину лучше различимой на общем фоне и, следовательно, более заметной. Но при этом глаза человека, привыкшего ориентироваться на горящие огни, не замечают автомобили, едущие без огней. Тем не менее, статистика показывает, что с момента введения обязательного наличия ДХО в Скандинавии количество ДТП в дневное время снизилось на 22%. Также на 5-12% снизилась тяжесть травм у пострадавших в ДТП.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВЫГОДА

На вопрос «Окупится ли покупка светодиодных ДХО экономией на электричестве?» можно ответить однозначно – нет. Стоимость правильных ДХО достаточно высока, а экономия бензина из-за снижения электропотребления ничтожна. Поэтому выгода возможна только нематериальная – повышение безопасности передвижения на автомобиле и моральное удовлетворение.

В этой статье мы постарались всесторонне ответить на вопрос, какими должны быть правильные дневные ходовые огни. Ну, а выбор конкретной модели – за вами.

Общие сведения о светодиодных ДХО, история возникновения, ГОСТ

Общий легкий обзор по светодиодным ДХО. Этой статьей начнем серию текстов по ДХО.

О дневных ходовых огнях ДХО уже рассказано много всего. На заре, когда только вышел закон о необходимости применения DRL, такими новшествами в стране можно было удивить любого. Каждый «колхозил» из всего что мог. На сегодняшний день практически 100 процентов автолюбителей используют светодиодные ходовые огни — LED DRL.

О преимуществах светодиодов мы также рассказывали. Поэтому, кто хочет стать более «умным» может прочитать.

Я же хочу сделать обзорную статью и начать с самого начала. С истории создания ходовых огней. Коснемся не много правил использования, посмотрим на некоторые характеристики наиболее распространенных светодиодных ДХО, ну и может придет что-то в голову еще по ходу пьесы, тогда и опишу.

История появления ходовых огней в мире

Световые приборы — дневные ходовые огни (Daytime running lights) располагаются на внешней стороне автомобиля. Основное, главное и ЕДИНСТВЕННОЕ предназначение ходовых огней — улучшение видимости Вашего транспортного средства при движении на дороге.

Со включенным светом фар в дневное время — не новая затея. Изначально предполагалось, что езда со включенным ближним светом фар приведет к меньшему количеству ДТП.

Читайте также:  Навигация ГЛОНАСС. Её отличие от системы GPS

Интересен факт — в США отказались от таких правил. т.к. проведенные исследования показали, что данное утверждение не правильное.

Как отдельные устройства ходовые огни ДХО стали появляться в Скандинавских странах. На законодательном уровне именно в этих странах было разрешено использовать ходовые огни отдельно от ближнего света фар в дневное время.

Законы гласят, что ДХО включаются с момента завода автомобиля и гаснут в момент включения ближнего света. Ездить со включенными обоими световыми приборами нельзя.

Позже к такому новшеству стали приглядываться и европейские страны: Франция, Норвегия, Италия… И теперь уже во всем мире автомобили европейского производства выпускаются с конвейера с установленными ходовыми огнями ДХО. Самы первые были на основе галогенных лампочек. Современные — только с использованием светодиодов. (Светодиодные ходовые огни.)

По международным стандартам ЕЭК №48 LED ходовые огни DRL должны иметь излучатели площадью от 25-400 кв.см и силой света от 400 и не более 800 Кд.

Правильная установка ходовых огней ДХО, светодиодных ДХО

В 2011 году дума РФ обязала всех автолюбителей страны устанавливать на своих «коней» или ДХО или ездить со включенным светом фар. е скажу, что это меня обрадовало на тот момент. Но по прошествии некоторого времени, все-таки, признал — это хороший закон. Не раз, особенно в пыли, видел встречную машину только если были включены ДХО. В противном случае… В общем, я всеми руками и ногами «за» дхо.

Светодиодные ДХО как попало нельзя устанавливать на автомобиль. Это строго регламентируется. Все требования, о том, как устанавливать световые приборы — можно посмотреть в ЕЭК ООН №87 и ГОСТом Р 41.48-2004.

Кратко — ходовые огни устанавливают на расстоянии не ниже 250 мм не выше 1500 мм от земли ( полотна дороги ). Минимальное расстояние между внутренними краями ДХО составляет 600 мм, а от края автомобиля не более 400 мм.

Выдержка о правильной установке светодиодных ДХО на автомобиль из ГОСТа и правил ПДД

6.19 Дневной ходовой огонь

6.19.1 Установка — Факультативна на автомобилях. Запрещена на прицепах.
6.19.2 Число — Два.
6.19.3 Схема монтажа — Специальных предписаний нет.
6.19.4 Размещение

6.19.4.1 По ширине — точка поверхности, видимой в направлении исходной оси, наиболее удаленная от средней продольной плоскости транспортного средства, должна находиться на расстоянии не более 400 мм от края габаритной ширины транспортного средства.
Расстояние между внутренними краями двух видимых поверхностей должно быть не менее 600 мм. Это расстояние может быть уменьшено до 400 мм, если габаритная ширина транспортного средства составляет менее 1300 мм.
6.19.4.2 По высоте — на расстоянии от 250 до 1500 мм над уровнем грунта.
6.19.4.3 По длине — на передней части транспортного средства. Это требование считают выполненным, если излучаемый свет не мешает водителю непосредственно или косвенно в результате отражения зеркалами заднего вида и/или другими отражающими поверхностями транспортного средства.
6.19.5 Геометрическая видимость
Горизонтальный угол бета = 20° наружу и внутрь.
Вертикальный угол альфа = 10° вверх и вниз от горизонтали.

6.19.6 Направление — Вперед.
6.19.7 Функциональная электрическая схема — В случае их установки дневные ходовые огни должны включаться автоматически, когда приведен в положение «включено» орган управления запуском/остановом двигателя. Должна быть обеспечена возможность приведения в действие и отключения функционирования автоматического включения дневных ходовых огней без помощи инструмента.
Дневные ходовые огни должны выключаться автоматически, когда включаются головные фары, за исключением тех случаев, когда головные фары включаются на короткий промежуток времени для сигнализации участникам движения.
6.19.8 Контрольный сигнал — Факультативен в виде замкнутого контура.
6.19.9 Прочие предписания — Нет.

ПДД Цитата:
19.4. Противотуманные фары могут использоваться:
-в условиях недостаточной видимости с ближним или дальним светом фар;
-в темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар;
-вместо ближнего света фар в соответствии с пунктом 19.5 Правил.
19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

Ходовые огни необходимо устанавливать только спереди автомобиля. Запрещена установка на прицепах. Схема установки конкретная. Ее Вы видите на фото выше и ее стоит придерживаться, дабы избежать в последствии проблем с ГИБДД. Также не забываем о допустимой светосиле в 400-800 Кд. Дневные ходовые огни должны включаться с запуском автомобиля и выключаться при включении головного света или габаритов. Как правильно подключить огни таким образом мы рассмотрим в этой статье.

Вывод о светодиодных ходовых огнях

Первое время, когда в России ввели необходимость езды с включенным ближним светом фар, многие автолюбители негативно приняли эту «затею». Я сначала тоже скептически относился к такому новшеству. Но как только в некоторых различных нештатных ситуациях (в плохую погоду) меня спасали от аварий спереди идущими авто с включенными на них фарами, я принял это как за факт безопасности. Конечно, мне не очень нравилось ездить с фарами, поэтому быстро переоборудовал своего железного коня на светодиодные дневные ходовые огни. Сейчас, конечно, в этом нет необходимости, т.к. подавляющее большинство выпускаемых автомобилей уже имеют штатные LED DRL.

Реле стартера ВАЗ 2109 маленький, но важный механизм автомобиля

Втягивающее реле стартера ВАЗ 2109 отвечает за ввод и вывод стартера из состояния зацепления с автомобильным двигателем. Этот маленький и несложный механизм имеет большое значение для нормальной работы ДВС.

  • 1 Конструкция и принцип работы реле включения стартера ВАЗ 2109
  • 2 По каким причинам реле стартера может выйти из строя?
  • 3 Как отремонтировать втягивающее устройство?

Конструкция и принцип работы реле включения стартера ВАЗ 2109

Функционирование реле основывается на электромагнетизме: медный проводник наматывается на трубчатый сердечник устройства, а когда ток проходит через эту конструкцию, возникает магнитное поле. Под влиянием образовавшегося силового поля якорь, расположенный в трубке, втягивается внутрь.

В конструкции описываемого устройства имеется две катушки.

Включение первой отмечается в тот момент, когда на реле подается напряжение, вторая начинает работать после того, как якорь заходит в сердечник.

Якорная обгонная муфта связана рычагом непосредственно с якорем. За счет этого реле, во-первых, контролирует процесс подачи на ДВС напряжения, во-вторых, дает возможность шестерне сцепиться с маховиком автомобильного двигателя.

Читайте также:  Тюнинг ГАЗ 53 – восстанавливаем классику

Дополнительное реле стартера ВАЗ 2109 располагает несколькими контактными выводами. Два из них передают от аккумулятора авто ток, а один имеет статус управляющего (от него к замку зажигания транспортного средства тянется провод), который и контролирует работу всего устройства. Управляющий вывод является самым тонким, а силовые контакты внешне похожи на болты относительно большой толщины (они крепятся на текстолитовой крышке). Внутри реле контакты имеют прямоугольную либо круглую форму.

Как видите, конструкция реле достаточно проста, любой автолюбитель разберется в ней, потратив совсем немного времени. Задача данного узла машины – передавать на маховик стартера крутящего момента за счет выключения питания и разъединения провода после запуска мотора ТС.

По каким причинам реле стартера может выйти из строя?

Чаще всего поломка данного устройства вызывается подгоранием его контактов. Явления весьма распространенное, обусловленное тем, что через реле проходит ток с большой силой (от 80 до 300 А). Из-за этого может образоваться искровой промежуток, который и становится причиной подгорания контактов. Это в свою очередь приводит к малой проводимости электрической энергии.

Также нередко на втягивающем реле отмечается обрыв обмотки. В тех случаях, когда такая беда случается в середине обмотки, водителю ничего не остается, как купить и установить новое устройство. А вот, когда обрыв возникает в зоне спайки обмотки и контакта, ситуацию можно исправить, заменив поврежденный участок.

Как отремонтировать втягивающее устройство?

Для выполнения ремонта автолюбителю нужно будет разобрать механизм, руководствуясь следующей схемой:

  • сначала снимается гайка, удерживающая провод, соединяющий нижний контакт втягивающего устройства с обмоткой стартера;
  • затем от стартера отсоединяется корпус (сделать это несложно, используя обычную отвертку).

К корпусу реле прикручена задняя крышка. Ее требуется снять (выкрутить болт), чтобы иметь возможность зачистить контакты при помощи надфиля. Так решается проблема образования нагара.

После разборки и ремонта механизма рекомендуется (как говорится, «попутно») осуществить его проверку на обрыв или замыкание. Для этого следует подключить между болтом, посылающим на стартер напряжение, и контактом управления (проверка обмотки) либо между корпусом и управляющим контактом (проверка катушки) омметр. Если неисправностей нет, прибор должен показать такие значения:

  • 0,75 Ом для удерживающей катушки;
  • примерно 0,55 Ом для втягивающей обмотки.

Реле стартера ВАЗ 2109 – маленький, но важный механизм автомобиля

Втягивающее реле стартера ВАЗ 2109 отвечает за ввод и вывод стартера из состояния зацепления с автомобильным двигателем. Этот маленький и несложный механизм имеет большое значение для нормальной работы ДВС.

Конструкция и принцип работы реле включения стартера ВАЗ 2109

Функционирование реле основывается на электромагнетизме: медный проводник наматывается на трубчатый сердечник устройства, а когда ток проходит через эту конструкцию, возникает магнитное поле. Под влиянием образовавшегося силового поля якорь, расположенный в трубке, втягивается внутрь.

В конструкции описываемого устройства имеется две катушки.

Включение первой отмечается в тот момент, когда на реле подается напряжение, вторая начинает работать после того, как якорь заходит в сердечник.

Якорная обгонная муфта связана рычагом непосредственно с якорем. За счет этого реле, во-первых, контролирует процесс подачи на ДВС напряжения, во-вторых, дает возможность шестерне сцепиться с маховиком автомобильного двигателя.

Дополнительное реле стартера ВАЗ 2109 располагает несколькими контактными выводами. Два из них передают от аккумулятора авто ток, а один имеет статус управляющего (от него к замку зажигания транспортного средства тянется провод), который и контролирует работу всего устройства. Управляющий вывод является самым тонким, а силовые контакты внешне похожи на болты относительно большой толщины (они крепятся на текстолитовой крышке). Внутри реле контакты имеют прямоугольную либо круглую форму.

Как видите, конструкция реле достаточно проста, любой автолюбитель разберется в ней, потратив совсем немного времени. Задача данного узла машины – передавать на маховик стартера крутящего момента за счет выключения питания и разъединения провода после запуска мотора ТС.

По каким причинам реле стартера может выйти из строя?

Чаще всего поломка данного устройства вызывается подгоранием его контактов. Явления весьма распространенное, обусловленное тем, что через реле проходит ток с большой силой (от 80 до 300 А). Из-за этого может образоваться искровой промежуток, который и становится причиной подгорания контактов. Это в свою очередь приводит к малой проводимости электрической энергии.

Также нередко на втягивающем реле отмечается обрыв обмотки. В тех случаях, когда такая беда случается в середине обмотки, водителю ничего не остается, как купить и установить новое устройство. А вот, когда обрыв возникает в зоне спайки обмотки и контакта, ситуацию можно исправить, заменив поврежденный участок.

Как отремонтировать втягивающее устройство?

Для выполнения ремонта автолюбителю нужно будет разобрать механизм, руководствуясь следующей схемой:

  • сначала снимается гайка, удерживающая провод, соединяющий нижний контакт втягивающего устройства с обмоткой стартера;
  • затем от стартера отсоединяется корпус (сделать это несложно, используя обычную отвертку).

К корпусу реле прикручена задняя крышка. Ее требуется снять (выкрутить болт), чтобы иметь возможность зачистить контакты при помощи надфиля. Так решается проблема образования нагара.

После разборки и ремонта механизма рекомендуется (как говорится, «попутно») осуществить его проверку на обрыв или замыкание. Для этого следует подключить между болтом, посылающим на стартер напряжение, и контактом управления (проверка обмотки) либо между корпусом и управляющим контактом (проверка катушки) омметр. Если неисправностей нет, прибор должен показать такие значения:

  • 0,75 Ом для удерживающей катушки;
  • примерно 0,55 Ом для втягивающей обмотки.

Реле стартера ВАЗ 2109 – маленький, но важный механизм автомобиля

Установочные размеры вышеуказанных стартеров практически одинаковы — различия лишь в устройстве привода и коллекторного узла. Для стартера 29.3708 предусмотрен коллектор торцового типа, а у стартера 423.3708 он цилиндрический. Больше различий нет, но стартер 5712.3708 в приводе наделен планетарным редуктором. Если приемы при снятии или установки во время ремонта одинаковы для всех вышеперечисленных единиц, то речь пойдет о ремонте того, что начинается с цифры 4.

Давайте рассмотрим рисунок:

Непосредственно в самом корпусе стартера (16 ) вы найдете четыре закрепленных полюса (17). У всех есть обмотки возбуждения. 3 из них серийного выпуска, а одна шунтовая. Присмотритесь к корпусу (16) и крышкам (6, 14). Они стянуты 2 шпильками. При этом якорь (18) уже имеет цилиндрический коллектор (12). Вращение заднего конца вала якоря происходит во втулке из металлокерамики. Она запрессована в крышку (14). Передний конец помещен во втулку, которая запрессована в картере сцепления.

Читайте также:  Как сделать антидождь своими руками

Запомните схему соединения стартера, вам подобный план пригодится еще не раз, когда будете делать ремонт авто своими руками.

Что делать, если не крутит стартер ваз 2109

Прежде, чем разобрать конкретные случаи, посмотрите видео о ремонте стартеров в специализированном сервисном центре.

А теперь конкретика.

Случай первый: Если у вас не крутит стартер ваз 2109 индектор и машина стоит колом около недели, а мороз уже за минус 20 перевалил, то можете на аккумулятор не грешить: при отлично работающих световых приборах (габаритках, аварийках и дальнем свете) проблемы могут быть решены двумя способами.

· Совет 1. Вы слышите щелчки или их нет в помине? Проверьте предохранители, осмотрите проводку и реле втягивающее. Начните процедуру запуска заново. Теперь щелкает, но при этом не крутится? Пора менять реле втягивающее.

· Совет 2. Посмотрите, насколько износились втулки. Заменили и опять проблемы? Тогда это может быть ротор, который лег на статор. Устраните эту проблему – поедете к любимой девушке!

Случай второй: автовладелец купил экспортный вариант 2109. Поворачивает ключ зажигания, при этом загораются лампочки STOP, датчик давления масла, а лампа аккумулятора светиться не хочет. Хозяин поворачивает ключ в третье положение, но опять тишина: стартер вообще не крутит. При этом и вентилятор печки перестает работать. Водитель отпускает ключ — и радость: вентилятор набирает обороты. Лезет в АКБ : там все в порядке, затем подает питание на втягивающую: стартер начинает крутить, и машинка завелась, но зарядки как не было, так ее и нет. Аккумулятор на стол! Исправен, оказывается. Новое действие: поставил только что купленный мост. И тут облом, хотя лампочка в приборе светится, предохранители все целы, а реле в замке зажигания пытается щелкать.

Вопрос: что с контрольной лампой заряда АКБ?

· Ответ 1: Поменяйте мост и реле зарядки, которое со щетками в комплекте идет. Однако в предохранители лезть не стоит. Токи пуска не защищены конкретными предохранителями.

· Ответ 2: Окислился контакт силового провода. Примерно на уровне разъеме монтажного блока, где-то под капотом.

· Ответ 3: Проверьте провод, идущий от батареи к корпусу вашего двигателя. Даже если тяга хорошая, то не поленитесь открутить и зачистить клемму, находящуюся под болтом.

Проверка состояния

Прежде чем менять релюху, удостоверьтесь, что проблема с запуском мотора связана именно с этим компонентом.

Для этого рассмотрим две ситуации, указывающие на его неисправность.

СитуацияВаши действия
Реле издает щелчки, но якорь не крутитсяЕсли имеются щелчки от реле, проверьте состояние якоря. Для этого клеммы втягивающей релюшки перемыкаются большой отверткой или куском сварочного кабеля к клеммам на концах. Взяв тонкий провод или отвертку, вы легко можете сжечь клеммы. При работающем якоре после замыкания клемм якорь закрутится, что можно определить по звуку. Следовательно, само втягивающее реле вышло из строя и требует ремонта
Реле полностью молчитДаже если после замыкания клемм тишина, проблему следует искать в стартере. Реле тут уже не играет никакой роли

Статья в тему: Частые причины перегрева двигателя на ВАЗ 2110

Обнаружив, что релюшка отработала свое, ее обязательно требуется заменить или отремонтировать, если имеется такая возможность.



Как выглядит реле стартера ваз 2109

Информация для авточайников:

· если взглянуть из-под капота авто, то сразу увидите, что висит оно на задней стенке отсека (моторного). И толстый провод красного цвета к реле идет;

· не увидели? Да вот же оно: прямо на рамке, смотрит на вас четырьмя контактами слева от вакуумника.

Для тех, кто еще не в теме, предлагается фото.

Как заменить реле включения стартера на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099

1. Если вы внимательно прочтёте выше изложенный текст, то уже сразу догадаетесь как это реле снять но всё же проинструктируем, найдите это реле у себя в автомобиля (Местонахождение показано на фото выше), видите к нему подсоединена колодка проводов вот её то и отсоедините, а после того как она будет убрана и отведена в сторонку, берите в руки гаечный ключ и выворачивайте им гайку крепления реле и после чего снимайте его, кстати если работа производиться в дождь или в слишком влажную погоду или если вы просто боитесь короткого замыкания проводки (В этом случае проводка вся обгорит и по требует замены), то обезопасьте себя отсоединив для этого провод с клеммы минус на АКБ, если вы не знаете как это сделать то изучите «эту статью», в ней в первом пункте всё сказано.

Чтобы проверить работает реле или же нет (Просто так новое реле покупать не советуем, всегда всё проверяйте), можно воспользоваться двумя разными способами, первый заключается в том что вам придётся снять крышку с монтажного блока и вытащить от туда реле точно с такой же маркировкой как у вас реле на включение стартера идёт, после вытаскивания эти два реле замените и попробуйте завести автомобиля, если не заведётся то значит дело не в реле и искать проблему вам нужно либо в самом стартере либо в замке зажигания, второй же способ подразумевает что вы найдёте провод перемычку (Указан синей стрелкой, проволоку можно так же использоваться) и его выводы поднесёте к колодки проводов а именно к её контактом «30» и «87» (Это нижний и верхний контакт колодки, присмотритесь к реле на нём обозначены они или для наглядности взгляните на фото они указаны красной стрелкой, правда там колодка совсем от другого автомобиля но она практически такая же и на ней можно понять где находятся эти два контакта), если машина сразу же заведётся (Не забудьте перемычку когда заводиться начнёт сразу убрать) то дело всё в реле, если нет то ищите дальше (Когда будете делать второй способ, ключ в зажигании не забудьте повернуть до такого состояния, когда все приборы загораются)!

Более подробную информацию про проверку реле на примере классики смотрите в ролики ниже:

Вот почему изначально на десятках такое реле не делают очень, очень это нужная вещь, у друга 99 жа все время ни припомню чтобы она не смогла завестись с первого раза, у меня же десятка и приходиться постоянно крутить этот стартер и даже бывает иногда что он не с первого раза схватывает, вот теперь собираюсь такое же реле ставить и себе на автомобиль деловой то на пять минут, но зато он очень помогает.

Читайте также:  Автомобиль бьет током? Эту проблему легко устранить своими силами

моей десятке 12 лет и ни разу ещё она не подвела с запуском без «реле запуска стартера» … смотреть надо за машиной а главное всё что вы купите и установите на неё с магазина и базара в качестве новой детали или опции это всё брак и не кондиция ))) пока на машине детали с завода — она жива. как только начнёте менять что то — тут то вас и поджидают проблемы )))))

какая модификация или название данного реле? забиваю в поиск реле запуска стартера, находит только втягивающее реле, заранее благодарю

Здравствуйте, Леонид! Любое стандартное 5-контактное реле, отличается только десятое.

vtulka_0.jpg

Как же ее самостоятельно вытащить? Если удалось подметить, что стартер иногда с натягом проворачивает ваш силовой агрегат при условии полного заряда аккумуляторной батареи, то виновник явлению – якорь, который задевает статор. Небольшой проблемы вполне достаточно, чтобы вал стартера немного перекосило: узкий зазор при этом полностью исчезает. Но иногда причина кроется в сильном износе подшипника (переднего). Можете сутки спать спокойно: проблема эта быстро решаема. Для ее устранения надо подготовить подходящий по размеру метчик, найти патрон от дрели, взять длинный болт и старую втулку, банку с гайками и ящик с гвоздями. Теперь стоит отключить АБ, стартер, а затем лишить из «шубы», то есть снять проводку. Получилось? Приступайте к вывинчиванию у прибора нижнего болта и снимайте со стартера оставшиеся крепежные элементы.

Берем мечик и устанавливаем его в патрон ручной дрели: попробуем выполнить резьбу во втулке. Осторожно! На малых оборотах проводите такие действия. Метчик как девушка: предмет хрупкий. Лишнее усилие, небольшой перекос могут и сломать его. Не дай бог случится такое: придется раскошеливаться на новое изделие. Хотя можно провести реанимацию с помощью длиннющего болта с резьбой, вытачивая новые канавки. Как только они готовы, необходимо вставить гвоздики таким образом, чтобы их кончики выступали не более, чем на сантиметр над торцом.

Прямо шедевр футуризма получился! Его монтируем во втулку, производим манипуляции, пытаясь вытащить обломок, при этом делаем все ровно, без перекосов. Как только получилось нарезать оборотов, то вытаскиваем метчик, затем вставляем подходящий по размеру болт и тянем наружу втулку. Такую операцию можно проводить несколько раз. Стартер любит капризничать из-за перекоса вала, поэтому через какое-то время будет опять плохо держать втулку. Что делать? Точно не вытирать пот с лица, заканчивать ремонт стартера ваз 2109, повторяя монотонные действия. Готовьтесь в поход по магазинам. Пока вы будете наслаждаться запахом железа, ваша вторая половинка купит журнал, где прочитает статью об истории марки ВАЗ 2109 и пожалеет, что приобрели по более низкой цене не отечественный агрегат.

Содержание

  • Несколько щелчков
  • Автомобиль молчит
  • Частный случай

Но прежде чем понять почему не работает стартер ВАЗ 2109 нужно вставить ключ в замок и повернуть его. После этого действия вы можете услышать только один щелчок, возможно, будет несколько последовательных щелчков (не крутит, а только щелкает) и очень распространенный момент, когда автомобиль вообще не подает признаков жизни. Если не срабатывает стартер ВАЗ 2109 после одного щелчка, то есть
несколько причин
:

  • Возникло замыкание обмотки;
  • На бендиксе стерлись зубья, соответственно напряжение от реле не поступает;
  • Износилась щетка или втулка якоря;
  • Вилка, которая должна выталкивать бендикс, сломалась или же деформировалась из-за каких-то проблем внутри конструкции автомобиля;
  • Подгорели болты на реле, из-за чего на них доходит слишком низкое напряжение.

Как вы видите причин может быть несколько, но даже один щелчок означает, что починить автомобиль еще возможно. Такой вывод можно сделать потому, что он хотя бы отзывается на ваши манипуляции с зажиганием. Если причина поломки кроется среди вышеперечисленных, то любую из деталей можно заменить самостоятельно или же сделать это в автосервисе после тщательной диагностики.

Схема стартера для ВАЗ 2110, 2111, 2112

На автомобили ВАЗ-2110 устанавливались стартеры типа 57.3708 и имели следующие технические характеристики:

  • Номинальная мощность 1,55 кВт
  • Потребляемый ток при максимальной мощности не более 375 Ампер
  • Потребляемый ток в заторможенном состоянии не более 700 Ампер
  • Потребляемый ток в режиме холостого хода не более 80 Ампер

Полезное: Схема подключения вентилятора охлаждения ВАЗ

Схема подключения стартера на десятку приведена выше, вот ее расшифровка:

  1. АКБ
  2. генератор
  3. сам стартер
  4. замок зажигания

Реле стартера ВАЗ 2109 – маленький, но важный механизм автомобиля

Втягивающее реле стартера ВАЗ 2109 отвечает за ввод и вывод стартера из состояния зацепления с автомобильным двигателем. Этот маленький и несложный механизм имеет большое значение для нормальной работы ДВС.

Конструкция и принцип работы реле включения стартера ВАЗ 2109

Функционирование реле основывается на электромагнетизме: медный проводник наматывается на трубчатый сердечник устройства, а когда ток проходит через эту конструкцию, возникает магнитное поле. Под влиянием образовавшегося силового поля якорь, расположенный в трубке, втягивается внутрь.

В конструкции описываемого устройства имеется две катушки.

Включение первой отмечается в тот момент, когда на реле подается напряжение, вторая начинает работать после того, как якорь заходит в сердечник.

Якорная обгонная муфта связана рычагом непосредственно с якорем. За счет этого реле, во-первых, контролирует процесс подачи на ДВС напряжения, во-вторых, дает возможность шестерне сцепиться с маховиком автомобильного двигателя.

Дополнительное реле стартера ВАЗ 2109 располагает несколькими контактными выводами. Два из них передают от аккумулятора авто ток, а один имеет статус управляющего (от него к замку зажигания транспортного средства тянется провод), который и контролирует работу всего устройства. Управляющий вывод является самым тонким, а силовые контакты внешне похожи на болты относительно большой толщины (они крепятся на текстолитовой крышке). Внутри реле контакты имеют прямоугольную либо круглую форму.

Как видите, конструкция реле достаточно проста, любой автолюбитель разберется в ней, потратив совсем немного времени. Задача данного узла машины – передавать на маховик стартера крутящего момента за счет выключения питания и разъединения провода после запуска мотора ТС.

По каким причинам реле стартера может выйти из строя?

Чаще всего поломка данного устройства вызывается подгоранием его контактов. Явления весьма распространенное, обусловленное тем, что через реле проходит ток с большой силой (от 80 до 300 А). Из-за этого может образоваться искровой промежуток, который и становится причиной подгорания контактов. Это в свою очередь приводит к малой проводимости электрической энергии.

Читайте также:  Кому предъявляется автомобиль при снятии с учета и какие нужны документы от физического и юридического

Также нередко на втягивающем реле отмечается обрыв обмотки. В тех случаях, когда такая беда случается в середине обмотки, водителю ничего не остается, как купить и установить новое устройство. А вот, когда обрыв возникает в зоне спайки обмотки и контакта, ситуацию можно исправить, заменив поврежденный участок.

Как отремонтировать втягивающее устройство?

Для выполнения ремонта автолюбителю нужно будет разобрать механизм, руководствуясь следующей схемой:

  • сначала снимается гайка, удерживающая провод, соединяющий нижний контакт втягивающего устройства с обмоткой стартера;
  • затем от стартера отсоединяется корпус (сделать это несложно, используя обычную отвертку).

К корпусу реле прикручена задняя крышка. Ее требуется снять (выкрутить болт), чтобы иметь возможность зачистить контакты при помощи надфиля. Так решается проблема образования нагара.

После разборки и ремонта механизма рекомендуется (как говорится, «попутно») осуществить его проверку на обрыв или замыкание. Для этого следует подключить между болтом, посылающим на стартер напряжение, и контактом управления (проверка обмотки) либо между корпусом и управляющим контактом (проверка катушки) омметр. Если неисправностей нет, прибор должен показать такие значения:

  • 0,75 Ом для удерживающей катушки;
  • примерно 0,55 Ом для втягивающей обмотки.

Реле стартера на ВАЗ 2109: диагностика неисправности

Если ваш автомобиль в какой-то момент перестал заводиться, причина может заключаться во втягивающем реле стартера. Но лучше всего для начала это проверить.

Внешний вид устройства

Поиск проблемы

Если аккумуляторная батарея заряжена, в электроцепи нет нарушений, тогда причина кроется в самом стартере или его компонентах — пусковое и втягивающее реле.

На автомобилях ВАЗ 2109 реле включения стартера служит для активации обмоток и передачи момента вращения от ротора к маховику. Когда двигатель запустился, релюшка рассоединяет привод, отключает питание.

Роль элемента

Все автомобили ВАЗ, включая модель 2109, имеют стандартную систему запуска мотора, которая основана на электрическом стартере. Вот что вам нужно о нем знать.

  1. Стартер — это небольшой электромотор, который по средствам муфты (бендикса) подключается к маховику мотора на небольшой промежуток времени, чтобы запустить вращение маховика.
  2. При своих небольших габаритах, стартер пропускает через себя огромные по силе токи.
  3. Если бы цепь стартера замыкалась непосредственно в замке зажигания, то ни один компонент системы не сумел бы выдержать таких токовых нагрузок. Как результат, они б сгорели.
  4. Потому для этих целей стартер подключается дистанционно к АКБ через реле. Его контакты рассчитаны на большие токи.
  5. Стартер работает кратковременно и должен выключаться после запуска двигателя. В противном случае начнется его активное разрушение из-за воздействия мощности мотора.
  6. Эти задачи великолепно выполняет релюшка. Собственно, именно для обеспечения функционирования системы и защиты от тока, своевременного выключения стартера в конструкцию включена втягивающая релюшка.

Схема элемента

Проверка состояния

Прежде чем менять релюху, удостоверьтесь, что проблема с запуском мотора связана именно с этим компонентом.

Для этого рассмотрим две ситуации, указывающие на его неисправность.

Ситуация

Ваши действия

Реле издает щелчки, но якорь не крутится

Если имеются щелчки от реле, проверьте состояние якоря. Для этого клеммы втягивающей релюшки перемыкаются большой отверткой или куском сварочного кабеля к клеммам на концах. Взяв тонкий провод или отвертку, вы легко можете сжечь клеммы. При работающем якоре после замыкания клемм якорь закрутится, что можно определить по звуку. Следовательно, само втягивающее реле вышло из строя и требует ремонта

Реле полностью молчит

Даже если после замыкания клемм тишина, проблему следует искать в стартере. Реле тут уже не играет никакой роли

Обнаружив, что релюшка отработала свое, ее обязательно требуется заменить или отремонтировать, если имеется такая возможность.

Демонтаж

С процессом демонтажа не должно возникать никаких проблем. Здесь главное снять стартер, поскольку на нем удерживается искомая релюшка. Следовательно, демонтаж проводится в сборе.

  1. Включите ручник, отключите аккумулятор, сняв с него минусовую клемму.
  2. От АКБ на контакт релюшки идет провод с крупным сечением. Его можно отключить путем откручивания с помощью ключа на 13.
  3. Из втягивающего реле извлеките тонкий провод питания обмотки.
  4. С помощью того же ключа на 13 открутите три крепежные гайки, удерживающие стартер на блоке сцепления.
  5. Извлекать устройство можно через низ или верх. Если выбрали верх, тогда нужно немного покрутить стартер вокруг своей оси и достать.
  6. Нижний вывод сложнее, поскольку здесь нужно снимать защиту картера. Но если проводятся параллельные работы, требующие подобных манипуляций, проблем не возникнет.

Ремонт

Далее перед вами стоит выбора — заменить полностью релюшку или же попробовать ее отремонтировать.

Полноценному ремонту поддается только реле, имеющее разборную конструкцию. Не редко на автомобилях стоит релюшка с неразборным корпусом. Там ремонт также возможен, но только частичный.

  • Открутите пару болтов, которые удерживают релюху на стартере, отсоедините серьгу сердечника от верхнего конца приводного рычажка;
  • На его место установите новое втягивающее реле, завершив тем самым замену.

Но если вы хотите сэкономить или просто любите повозиться с автомобилем, вполне можно попробовать вернуть к жизни поврежденную релюшку. Для этого мы предлагаем вам подробную инструкцию.

Разобранный элемент

Если такая мера не помогла, будем разбирать корпус и ремонтировать.

  1. Релюха состоит из корпуса с обмоткой внутри, сердечника с возвратной пружиной и контактов.
  2. Пружина отсоединяет шестерни ротора стартера от венца бендикса при отключении питания обмотки релюхи.
  3. Задняя крышка релюшки зафиксирована винтами к корпусу. Потому первым делом снимаем эта крышку, открутив соответствующие крепежные элементы.
  4. У обоих контактных болтов есть по гайке, которые также открутите.
  5. Под гайками вы увидите шайбы. Не потеряйте их, чтобы при обратной сборке вернуть на место.
  6. Отпаяйте оба вывода обмотки, вооружившись паяльником. После чего снимите крышку.
  7. Если на контактах вы обнаружили следы нагара, их можно удалить мелким надфилем.
  8. Под крышкой располагается резиновое уплотнительное кольцо. Проверьте его на предмет эластичности, целостности. Если кольцо повреждено, износилось, замените новым.
  9. Демонтируйте контактную пластину вместе со штоком.
  10. Плоской отверткой снимите возвратную пружину.
  11. Если пружинка деформировалась, сильно растянулась, ей потребуется обязательная замена. В противном случае изношенная пружина не сможет гарантировать нужный контакт. Как результат, релюшка не отрабатывает должным образом.
  12. Разберите контактную пластину. Чтобы это сделать, нужно снять стопорное кольцо, изолирующую шайбу. После этого пластина сама выпадет из-за давления, создаваемого пружиной.
  13. Извлеките из крышки контактные болты. Зачистите поверхности их контактов. Не редко из-за подгорания контактных поверхностей перестает работать нормально втягивающее реле.
Читайте также:  ТОП 10 практических рекомендаций как проверить интернет-магазин на мошенничество

Контактные болты

  1. Если нагар слишком сильным и простой наждачной бумагой удалить его не получается, не спешите покупать новые болты. Просто поверните их на 180 градусов. Так соприкасаться они будут уже другой стороной, где нагар отсутствует.
  2. Обмотки реле располагаются в неразборном корпусе. Если они повреждены, вам не останется ничего другого, кроме как целиком поменять релюшку.
  3. Замените все поврежденные и изношенные элементы реле включения, после чего соберите все в корпус обратно. Установите втягивающее реле на место и проверьте, вернулось ли зажигание в норму.

Если реле имеет неразборный корпус, многие рекомендуют его менять. Но при желании можете даже такой агрегат отремонтировать. Для этого нужно развальцевать корпус плоскогубцами, затем отпаять контакты и извлечь крышку. Далее следуйте инструкции, приведенной выше.

Последний этап замены или ремонта — это проверка сопротивлений обмоток.

Если узел работает исправно, вам мультиметр в режиме омметра покажет следующие данные.

Участок замера

Показатель в норме

Между лепестковым контактом и нижним болтом реле

Сопротивление на данном участке должно быть около 0,5 Ом

Между лепестковым контактом и корпусом

При проверке этого участка требуется получить 0,7 Ом с допустимой небольшой погрешностью

Проверка состояния

При существенном отклонении от нормы замените отремонтированное реле, либо проверьте новое. Оно могло оказаться дефектным или поддельным.

Реле стартера ВАЗ 2109 маленький, но важный механизм автомобиля

Втягивающее реле стартера ВАЗ 2109 отвечает за ввод и вывод стартера из состояния зацепления с автомобильным двигателем. Этот маленький и несложный механизм имеет большое значение для нормальной работы ДВС.

  • 1 Конструкция и принцип работы реле включения стартера ВАЗ 2109
  • 2 По каким причинам реле стартера может выйти из строя?
  • 3 Как отремонтировать втягивающее устройство?

Конструкция и принцип работы реле включения стартера ВАЗ 2109

Функционирование реле основывается на электромагнетизме: медный проводник наматывается на трубчатый сердечник устройства, а когда ток проходит через эту конструкцию, возникает магнитное поле. Под влиянием образовавшегося силового поля якорь, расположенный в трубке, втягивается внутрь.

В конструкции описываемого устройства имеется две катушки.

Включение первой отмечается в тот момент, когда на реле подается напряжение, вторая начинает работать после того, как якорь заходит в сердечник.

Якорная обгонная муфта связана рычагом непосредственно с якорем. За счет этого реле, во-первых, контролирует процесс подачи на ДВС напряжения, во-вторых, дает возможность шестерне сцепиться с маховиком автомобильного двигателя.

Дополнительное реле стартера ВАЗ 2109 располагает несколькими контактными выводами. Два из них передают от аккумулятора авто ток, а один имеет статус управляющего (от него к замку зажигания транспортного средства тянется провод), который и контролирует работу всего устройства. Управляющий вывод является самым тонким, а силовые контакты внешне похожи на болты относительно большой толщины (они крепятся на текстолитовой крышке). Внутри реле контакты имеют прямоугольную либо круглую форму.

Как видите, конструкция реле достаточно проста, любой автолюбитель разберется в ней, потратив совсем немного времени. Задача данного узла машины – передавать на маховик стартера крутящего момента за счет выключения питания и разъединения провода после запуска мотора ТС.

По каким причинам реле стартера может выйти из строя?

Чаще всего поломка данного устройства вызывается подгоранием его контактов. Явления весьма распространенное, обусловленное тем, что через реле проходит ток с большой силой (от 80 до 300 А). Из-за этого может образоваться искровой промежуток, который и становится причиной подгорания контактов. Это в свою очередь приводит к малой проводимости электрической энергии.

Также нередко на втягивающем реле отмечается обрыв обмотки. В тех случаях, когда такая беда случается в середине обмотки, водителю ничего не остается, как купить и установить новое устройство. А вот, когда обрыв возникает в зоне спайки обмотки и контакта, ситуацию можно исправить, заменив поврежденный участок.

Как отремонтировать втягивающее устройство?

Для выполнения ремонта автолюбителю нужно будет разобрать механизм, руководствуясь следующей схемой:

  • сначала снимается гайка, удерживающая провод, соединяющий нижний контакт втягивающего устройства с обмоткой стартера;
  • затем от стартера отсоединяется корпус (сделать это несложно, используя обычную отвертку).

К корпусу реле прикручена задняя крышка. Ее требуется снять (выкрутить болт), чтобы иметь возможность зачистить контакты при помощи надфиля. Так решается проблема образования нагара.

После разборки и ремонта механизма рекомендуется (как говорится, «попутно») осуществить его проверку на обрыв или замыкание. Для этого следует подключить между болтом, посылающим на стартер напряжение, и контактом управления (проверка обмотки) либо между корпусом и управляющим контактом (проверка катушки) омметр. Если неисправностей нет, прибор должен показать такие значения:

  • 0,75 Ом для удерживающей катушки;
  • примерно 0,55 Ом для втягивающей обмотки.

Не заводится ВАЗ 2109 стартер не крутит, что делать Распространение причины поломки, ремонт своими руками

Подробная инструкция в картинках, по замене реле включения стартера на автомобилях ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099

  1. Как заменить реле включения стартера на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099?
  2. Поиск проблемы
  3. Реле стартера ВАЗ 2109 – маленький, но важный механизм автомобиля
  4. Вы не робот?
  5. Принцип работы
  6. Ваз 2109 21099 2108 — предохранители и реле
  7. Роль элемента
  8. Не заводится ВАЗ 21099 карбюратор Список популярных причин и способы починки
  9. По каким причинам реле стартера может выйти из строя?
  10. Как выглядит реле стартера ваз 2109
  11. Проверка состояния
  12. БП старого образца
  13. Где находится реле вентилятора ВАЗ-21099 инжектор
  14. Втулка стартера ваз 2109
  15. Распиновка блока предохранителей
  16. Установка предохранителей ВАЗ 2109
  17. Ремонт блока

Как заменить реле включения стартера на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099?

1. Если вы внимательно прочтёте выше изложенный текст, то уже сразу догадаетесь как это реле снять но всё же проинструктируем, найдите это реле у себя в автомобиля (Местонахождение показано на фото выше), видите к нему подсоединена колодка проводов вот её то и отсоедините, а после того как она будет убрана и отведена в сторонку, берите в руки гаечный ключ и выворачивайте им гайку крепления реле и после чего снимайте его, кстати если работа производиться в дождь или в слишком влажную погоду или если вы просто боитесь короткого замыкания проводки (В этом случае проводка вся обгорит и по требует замены), то обезопасьте себя отсоединив для этого провод с клеммы минус на АКБ, если вы не знаете как это сделать то изучите «эту статью», в ней в первом пункте всё сказано.

Читайте также:  Все марки машин со значками и названиями

Примечание!
Чтобы проверить работает реле или же нет (Просто так новое реле покупать не советуем, всегда всё проверяйте), можно воспользоваться двумя разными способами, первый заключается в том что вам придётся снять крышку с монтажного блока и вытащить от туда реле точно с такой же маркировкой как у вас реле на включение стартера идёт, после вытаскивания эти два реле замените и попробуйте завести автомобиля, если не заведётся то значит дело не в реле и искать проблему вам нужно либо в самом стартере либо в замке зажигания, второй же способ подразумевает что вы найдёте провод перемычку (Указан синей стрелкой, проволоку можно так же использоваться) и его выводы поднесёте к колодки проводов а именно к её контактом «30» и «87» (Это нижний и верхний контакт колодки, присмотритесь к реле на нём обозначены они или для наглядности взгляните на фото они указаны красной стрелкой, правда там колодка совсем от другого автомобиля но она практически такая же и на ней можно понять где находятся эти два контакта), если машина сразу же заведётся (Не забудьте перемычку когда заводиться начнёт сразу убрать) то дело всё в реле, если нет то ищите дальше (Когда будете делать второй способ, ключ в зажигании не забудьте повернуть до такого состояния, когда все приборы загораются)!

Дополнительный видео-ролик:
Более подробную информацию про проверку реле на примере классики смотрите в ролики ниже:

Поиск проблемы

Если аккумуляторная батарея заряжена, в электроцепи нет нарушений, тогда причина кроется в самом стартере или его компонентах — пусковое и втягивающее реле.

На автомобилях ВАЗ 2109 реле включения стартера служит для активации обмоток и передачи момента вращения от ротора к маховику. Когда двигатель запустился, релюшка рассоединяет привод, отключает питание.

Реле стартера ВАЗ 2109 – маленький, но важный механизм автомобиля

Втягивающее реле стартера ВАЗ 2109 отвечает за ввод и вывод стартера из состояния зацепления с автомобильным двигателем. Этот маленький и несложный механизм имеет большое значение для нормальной работы ДВС.

Вы не робот?

Мы зарегистрировали подозрительный траффик, исходящий из вашей сети.
С помощью этой страницы мы сможем определить, что запросы отправляете именно вы, а не робот.
Поставьте отметку, чтобы продолжить.

Если вдруг что-то пойдет не так, попробуйте другой вариант.

Источник: http://baza.drom.ru/moskva/sell_spare_parts/ /� � �/model/� 2109/

Принцип работы

Работает все это так: при неработающем двигателе, якорь втягивающего реле выдвинут из корпуса из-за воздействия на него пружины. Эта же пружина удерживает через вилку бендикс с шестерней в положении, когда зацепление не осуществляется.

При повороте ключа зажигания в положение запуска сначала срабатывает втягивающее реле.

Электроэнергия, подаваемая на катушки втягивающего реле, обеспечивает появления магнитного поля внутри корпуса.

Это поле воздействует на якорь, и он, преодолевая усилие пружины, входит внутрь корпуса, после этого втягивающая катушка отключается и перестает создавать магнитное поле, но во втянутом положении якорь удерживает своим магнитным полем удерживающая катушка.

При этом якорь тянет за собой вилку, а та в свою очередь перемещает вперед бендикс по валу ротора, и шестерня его входит в зацепление с венцом маховика.

Читать дальше: Когда выйдет новый кузов прадо

Якорь, входя внутрь корпуса, толкает шток реле стартера, и смещаясь, замыкает между собой контактные пластины плюсовых клемм.

Электроэнергия от АКБ поступает на щетки электродвигателя стартера, и ротор его начинает вращаться. А поскольку шестерня в зацепление уже вошла, то ротор начинает вращать маховик.

После запуска силовой установки и провороте обратно ключа на замке зажигания, питание на удерживающую катушку прекращается, магнитное поле ее исчезает и якорь под воздействием пружины выходит из корпуса.

При этом он через вилку выводит из зацепления бендикс, и прекращает воздействовать на шток реле. Тот в свою очередь отходя, размыкает контактные пластины, и стартер полностью отключается.

Ваз 2109 21099 2108 — предохранители и реле

ВАЗ-2109 «Спутник» в народе получил название «девятка«, выпускался в кузове хетчбэк и представляет 3-х дверную версию Ваз 2108. Так же на данной платформе собирался ВАЗ 21099. Поэтому расположение блоков и назначение элементов у них общее. Данная серия автомобилей выпускалась с 1984 по 2011 год преимущественно с бензиновыми двигателями (инжектор и карбюратор). В данном материале Вы найдёте описание блоков предохранителей и реле Ваз 2109 2108 21099 со схемами и примерами исполнения. Выделим предохранитель отвечающий за прикуриватель.

Сверяйте актуальное назначение с описанием на обратной стороне защитной крышки. Возможно различное исполнение блоков, которое зависит от года выпуска (соответственно бывают блоки старого и нового образца).

Роль элемента

Все автомобили ВАЗ, включая модель 2109, имеют стандартную систему запуска мотора, которая основана на электрическом стартере. Вот что вам нужно о нем знать.

  1. Стартер — это небольшой электромотор, который по средствам муфты (бендикса) подключается к маховику мотора на небольшой промежуток времени, чтобы запустить вращение маховика.
  2. При своих небольших габаритах, стартер пропускает через себя огромные по силе токи.
  3. Если бы цепь стартера замыкалась непосредственно в замке зажигания, то ни один компонент системы не сумел бы выдержать таких токовых нагрузок. Как результат, они б сгорели.
  4. Потому для этих целей стартер подключается дистанционно к АКБ через реле. Его контакты рассчитаны на большие токи.
  5. Стартер работает кратковременно и должен выключаться после запуска двигателя. В противном случае начнется его активное разрушение из-за воздействия мощности мотора.
  6. Эти задачи великолепно выполняет релюшка. Собственно, именно для обеспечения функционирования системы и защиты от тока, своевременного выключения стартера в конструкцию включена втягивающая релюшка.

Схема элемента

Не заводится ВАЗ 21099 карбюратор Список популярных причин и способы починки

  • Отсутствует напряжение со стороны аккумуляторной батареи к стартеру;
  • Проверить индикатор на аккумуляторе, он должен гореть зеленым цветом.
  • Если черным или красным, значит заряд сильно низкий, необходимо подзарядить батарею. Достаточно 20-25 минут для запуска мотора;
  • Степень износа графитового стержня на разносчике трамплера превысила допустимые нормы, в следствии чего ток не поступает на первый цилиндр и смесь не может воспламениться;
  • Откручиваем крышку трамплера и смотрим на стержень, он по центру внутри. Минимальная длина должна быть от 1,0 см и более, если меньше, замените крышку тармплера. Из-за того, что графитовый стержень не достает до разносчика, ток не передается на свечи и соответственно нет воспламенения.
  • Дроссельная заслонка перекрыта, и воздух не попадает в рабочие камеры карбюратора;
  • Проверить натяжение тросика «подсоса». Шток воздушной заслонки должен стоять строго вертикально, все иные позиции могут перекрывать ее и являться преградой для воздуха. Отожмите болт и выпрямите шток.
  • Фильтр тонкой очистки топливной системы сильно загрязнен и не пропускает бензин в необходимом количестве в камеру сгорания;
  • Посмотрите на цвет фильтра. Если он грубого оранжевого цвета, значит, его необходимо менять, так как он забит. Оптимальный цвет – светло желтый.
  • Повреждена спираль на катушке зажигания, в результате чего свечи зажигания не получают искру, которая является источником воспламенения. См. статью «Как проверить катушку зажигания мультиметром»;
  • Действуйте так: отсоедините плюсовой кабель на аккумуляторе, на катушке отвинтите верхнюю часть керамического блока и увидите металлическую спираль. При наличии повреждения, необходимо заменить весь керамический модуль. Иных вариантов нет. Категорически запрещено использовать пайку, не поможет.
  • Топливный и/или воздушный жиклеры забиты и не могут передать смесь в камеру сгорания;
  • Проверить можно только отвинтив крышку воздушного фильтра, сняв его вместе с верхней крышкой карбюратора. Выкрутив оба вида жиклеров, продуйте их потоком сжатого воздуха и вкрутите обратно. Менять нет необходимости.
  • Повреждена линия электрического кабеля, который передает ток по цепи;
  • Если вы не электрик, то вам будет сложно определить какой именно провод поврежден. Пробуйте только с тестером, начиная от пучка с замка зажигания;
  • Отсутствует бензин в бензобаке (например его слили);
  • Не работает или повреждена диафрагма в бензонасосе (см. признаки неисправности бензонасоса);
  • Только сняв верхнюю крышку бензонасоса можно понять степень целостности диафрагмы. При повреждении замените.
  • Поврежден или сильно изношен кулачек на штоке бензонасоса, в следствии чего шток коромысла не затрагивает его и не накачивается топливо в систему;
  • В данном случае необходимо менять только весь бензонасос в целом. Когда стирается кулачок, он ремонту не подлежит.
  • Засорен воздушный фильтр;
  • Пробита головка блока цилиндров, и как следствие уровень компрессии резко снизился и его недостаточно для воспламенения смеси.
Читайте также:  Навигация ГЛОНАСС. Её отличие от системы GPS

По каким причинам реле стартера может выйти из строя?

Чаще всего поломка данного устройства вызывается подгоранием его контактов. Явления весьма распространенное, обусловленное тем, что через реле проходит ток с большой силой (от 80 до 300 А). Из-за этого может образоваться искровой промежуток, который и становится причиной подгорания контактов. Это в свою очередь приводит к малой проводимости электрической энергии.

Также нередко на втягивающем реле отмечается обрыв обмотки. В тех случаях, когда такая беда случается в середине обмотки, водителю ничего не остается, как купить и установить новое устройство. А вот, когда обрыв возникает в зоне спайки обмотки и контакта, ситуацию можно исправить, заменив поврежденный участок.

Как выглядит реле стартера ваз 2109

Информация для авточайников:

· если взглянуть из-под капота авто, то сразу увидите, что висит оно на задней стенке отсека (моторного). И толстый провод красного цвета к реле идет;

· не увидели? Да вот же оно: прямо на рамке, смотрит на вас четырьмя контактами слева от вакуумника.

Для тех, кто еще не в теме, предлагается фото.

Проверка состояния

Прежде чем менять релюху, удостоверьтесь, что проблема с запуском мотора связана именно с этим компонентом.

Для этого рассмотрим две ситуации, указывающие на его неисправность.

Ситуация

Ваши действия

Реле издает щелчки, но якорь не крутится

Если имеются щелчки от реле, проверьте состояние якоря. Для этого клеммы втягивающей релюшки перемыкаются большой отверткой или куском сварочного кабеля к клеммам на концах. Взяв тонкий провод или отвертку, вы легко можете сжечь клеммы. При работающем якоре после замыкания клемм якорь закрутится, что можно определить по звуку. Следовательно, само втягивающее реле вышло из строя и требует ремонта

Реле полностью молчит

Даже если после замыкания клемм тишина, проблему следует искать в стартере. Реле тут уже не играет никакой роли

Обнаружив, что релюшка отработала свое, ее обязательно требуется заменить или отремонтировать, если имеется такая возможность.

БП старого образца

Монтажники поставлялись на рынок вплоть до 1998 года. Детали обеспечивали полную защиту агрегатов и имели предельное количество вставок.

Где находится реле вентилятора ВАЗ-21099 инжектор

С «Девяносто Девятой» достаточно часто возникает проблема, когда не включается вентилятор обдува двигателя, и охлаждающая жидкость начинает кипеть. При возникновении такой неисправности в первую очередь проверяют работоспособность самого вентилятора, подав на него напрямую напряжение с аккумулятора, но здесь могут быть и другие неполадки.

Для того чтобы проверить всю схему, важно найти, где находится реле вентилятора ВАЗ-21099 инжектор, так как именно оно отвечает за включение обдува. Находим эту деталь в салоне машины спереди, с пассажирской стороны, она установлена под бардачком, у ног пассажира.

Искомое реле на картинке обозначено оранжевым кружком, также здесь вы найдете и предохранитель, перегорающий при коротком замыкании вентилятора охлаждения.

Будет полезно: Что дешевле киа рио или солярис

Втулка стартера ваз 2109

Вот она, красавица.

Распиновка блока предохранителей


Контактные фишки монтажника разделены на две части. Это обусловлено тем, что обилие клемм может усложнить обслуживание автомобиля. На рисунке выше изображены обе группы, где выводы обозначены так.

Провода подключаются одинаково, независимо от того, низкая панель установлена или высокая. Расположение фишек и разъемов всегда идентично.

Установка предохранителей ВАЗ 2109

Для замены достаточно выполнить простую последовательность.

Сборка устройства выполняется в обратной последовательности.

Ремонт блока

Самостоятельно отремонтировать сгоревший модуль достаточно проблематично. Для восстановления устройства потребуется досконально изучить его конструкцию и иметь требуемое оборудование. При отсутствии оного, следует обратиться к мастерам. В результате, разница между ремонтом в мастерской и покупкой подержанной запчасти будет минимальна. Проще найти новый агрегат и не заморачиваться с ремонтом старого.

Ссылка на основную публикацию