Можно ли получить компенсацию с коммунальщиков за упавшее на авто дерево?

Если на машину упало дерево.

Кто возместит ущерб и как добиться компенсации?

Если автомобиль был поврежден из-за падения на него дерева, автовладелец вправе рассчитывать на компенсацию. Давайте разберемся, в каких случаях удастся добиться возмещения ущерба и что для этого потребуется. Данные рекомендации можно будет применять и при падении на машину сосулек, наледи и пр. (читайте об этом также в материале «Если лед с крыши стал причиной травмы или повредил автомобиль»).

Кто ответит за повреждение машины?

Отвечать за повреждение автомобиля будет лицо, ответственное за уход и содержание зеленых насаждений, а именно за их своевременный спил и поддержание в неаварийном состоянии. Поэтому потребуется определить, в чьем ведении находилась территория, на которой был припаркован автомобиль (торгово-развлекательного центра, многоквартирного дома, муниципального образования и пр.). С учетом принадлежности территории ответчиком может быть собственник здания, организация, осуществляющая функции управления в многоквартирном доме, администрация соответствующего образования и т.д.

Рассмотрим наиболее распространенную ситуацию, когда машина была припаркована у многоквартирного дома.

Обязанности по содержанию дворовых территорий, включая расположенные на них объекты озеленения, возложены на лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, – ТСЖ, жилищный кооператив, управляющую компанию (например, ГБУ «Жилищник» конкретного района Москвы).

Поясним. Контролировать состояние зеленых насаждений обязаны организации, в ведении которых находятся эти территории. Для проведения санитарной рубки и обрезки деревьев, кустарников землепользователь организует обследование по уходу за зелеными насаждениями (например, п. 6.1, п. 8.5.2 и п. 9 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений г. Москвы, утвержденных Постановлением Правительства от 10 сентября 2002 г. № 743-ПП).

Согласно ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества, в том числе придомовой территории. При этом в силу ст. 161 ЖК РФ свою обязанность по содержанию общего имущества собственники реализуют посредством управления многоквартирным домом, которое должно обеспечивать безопасные и благоприятные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества и решение вопросов пользования им, а также предоставление коммунальных услуг жильцам.

В каком случае автовладельцу удастся получить компенсацию?

Взыскание ущерба будет возможно при одновременном доказывании трех элементов:

1) факт причинения ущерба и его размер;

2) противоправное поведение причинителя вреда;

3) наличие причинно-следственной связи между данными обстоятельствами.

Какие доказательства нужно собрать, чтобы не лишиться права на компенсацию ущерба?

1. Доказательство того, что машина была припаркована в месте, где парковка не запрещена.

Для этого следует вызвать сотрудника полиции. Он зафиксирует происшествие и укажет в протоколе, где был припаркован автомобиль и какие ему были причинены повреждения.

Обратите внимание: ответчик может быть освобожден от ответственности, если автомобиль находился в не предусмотренном для парковки месте при наличии предупреждающих знаков (например, ленточных ограждений, объявления об опасности оставления автомобиля в связи с аварийным состоянием дерева).

2. Доказательство того, что автомобиль не был поврежден в результате форс-мажорных обстоятельств (стихийные погодные условия).

Сбор доказательств предполагает получение справки о погодных условиях в Управлении по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Если в справке отражено, что в день происшествия не было сильного ветра, способного привести к падению неаварийного дерева, презюмируется его ненадлежащее состояние.

Если дерево не было сразу спилено и выкорчевано, следует обратиться к специалисту для проведения дендрологической экспертизы. Она с точностью покажет состояние дерева: было ли оно трухлявым, требовало ли специального лечения или подлежало корчеванию.

Фиксация указанных доказательств важна, поскольку падение дерева в связи со стихийными погодными условиями является форс-мажорным обстоятельством, исключающим вину ответчика в причиненном ущербе.

Расходы на проведение экспертизы и получение справки могут быть в последующем взысканы с ответчика.

3. Доказательство того, что дерево не было спилено умышленно, например недругом-соседом.

После сообщения сотруднику полиции о случившемся вам направят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Этот документ будет доказывать отсутствие вины третьих лиц в умышленном повреждении дерева и транспортного средства.

В случае же установления вины третьих лиц в падении дерева требования о взыскании ущерба могут быть предъявлены только к ним.

4. Доказательства размера причиненного ущерба.

Для составления акта осмотра повреждений и калькуляции ущерба следует обратиться в экспертное учреждение. Обязательно известите об этом ответчика и предложите ему принять участие в осмотре повреждений. Это можно сделать, передав ему уведомление лично «под штамп», путем направления телеграммы или почтового отправления. В последнем случае убедитесь, что корреспонденция получена ответчиком к назначенной дате.

В случае ненадлежащего извещения ответчика суд может признать акт осмотра и калькуляцию, составленные в его отсутствие, ненадлежащим доказательством.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела в суде может быть также назначена судебная экспертиза.

Как получить компенсацию до суда?

После сбора доказательственной базы следует направить ответчику претензию. Данный этап не является обязательным, однако в случае добровольного удовлетворения ваших требований вы сможете получить компенсацию без существенных затрат времени и дополнительных издержек.

Кроме того, если вами будут заявлены требования, предусмотренные Законом о защите прав потребителей (о чем будет сказано далее), предъявление претензии станет необходимым условием для взыскания с ответчика штрафа и неустойки.

Как подать иск в суд?

Если ответчик отказался удовлетворить ваши требования, придется обращаться в суд. Исковое заявление подается по месту нахождения ответчика в районный суд (если размер исковых требований превышает 50 тыс. руб.), либо мировому судье (если размер исковых требований менее 50 тыс. руб.). В случае если вы предъявляете требования в порядке Закона о защите прав потребителей, иск может быть подан по вашему месту жительства.

Что включить в сумму иска?

  • Стоимость восстановительного ремонта.
  • Расходы, сопутствующие процедуре взыскания ущерба: на оплату услуг юриста, проведение экспертизы, получение справки о погодных условиях и пр.

Неустойку, компенсацию морального вреда, штраф в размере 50% от взысканной судом суммы. Их удастся получить лишь при успешном доказывании того факта, что на отношения автовладельца и ответчика распространяется Закон о защите прав потребителей.

Если поврежденные детали пришлось заменить на новые, более дорогие, можно указать в иске полную стоимость восстановительного ремонта?

Полное возмещение вреда предполагает восстановление поврежденного имущества до состояния, в котором оно находилось до нарушения права его собственника. При этом на потерпевшего не может быть возложено бремя поиска деталей, узлов и агрегатов с той же степенью износа, что и у подлежащих замене, поэтому они меняются на новые. Неосновательного обогащения (т.е. обогащения за счет замены поврежденных деталей на новые) собственника не происходит, даже если после ремонта стоимость имущества выросла (п. 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 10 марта 2017 г. № 6-П).

То есть истец не обязан учитывать степень износа подлежащих замене деталей для определения размера компенсации. Взыскать ущерб с ответчика можно исходя из стоимости новых запчастей.

Читайте также:  Ремонт автомобиля: как обманывают официальные дилеры?

Какими могут быть размеры неустойки и компенсации морального вреда?

Судебная практика свидетельствует о том, что данные суммы могут быть взысканы только по искам, предъявленным в порядке Закона о защите прав потребителей.

Речь идет о неустойке в размере 3% от стоимости восстановительного ремонта. Она подлежит взысканию с ответчика за каждый день неисполнения требования потребителя о компенсации ущерба (ст. 28 Закона о защите прав потребителей).

Размер компенсации морального вреда будет зависеть от степени нравственных и физических страданий истца в связи с нарушением своих обязательств ответчиком (например, нравственные страдания при виде разбитого автомобиля, необходимости траты личного времени на ремонт и передвижение на общественном транспорте и пр.).

Суммы неустойки и компенсации морального вреда могут быть снижены судом с учетом принципов соразмерности и справедливости.

Как доказать, что на отношения истца и ответчика распространяется Закон о защите прав потребителей, чтобы взыскать неустойку, компенсацию морального вреда и штраф?

Обоснованием такого подхода является позиция Верховного Суда РФ, выраженная в Определении от 16 января 2018 г. № 46-КГ17-38:

  • «Граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, относятся к потребителям услуг, оказываемых товариществом собственников жилья при управлении многоквартирным домом, в связи с чем на данные правоотношения распространяется Закон о защите прав потребителей
  • В обоснование исковых требований о взыскании неустойки, компенсации морального вреда и штрафа истец ссылается на то, что причинение ущерба его имуществу стало возможным из-за ненадлежащего оказания ТСЖ “На набережной” услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, а именно обязанности по очистке крыши дома от снега и наледи…
  • С учетом вышеизложенного падение наледи с крыши дома, которое причинило ущерб имуществу истца, свидетельствует о ненадлежащем качестве оказания ответчиком услуг истцу.
  • Согласно пункту 1 статьи 13 Закона о защите прав потребителей за нарушение прав потребителей исполнитель несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
  • На основании статьи 14 (пункты 1, 2, 3) Закона о защите прав потребителей вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме. Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет. Вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению исполнителем.

Таким образом, согласно данной норме права само по себе возникновение обязательства ответчика из причинения вреда не исключает возможности квалификации правоотношений сторон как правоотношений потребителя и исполнителя услуг, а следовательно, применения положений Закона о защите прав потребителей».

Следует отметить, что практика судов даже после вынесения данного определения ВС РФ остается противоречивой и не всегда допускает применение положений Закона о защите прав потребителей.

В любом случае для взыскания неустойки, компенсации морального вреда и штрафа потребуется дополнительно доказать, что истец:

1) является потребителем услуг управляющей компании;

2) является собственником квартиры и проживает в многоквартирном доме, управление имуществом в котором производит ответчик;

3) уплачивает платежи, в том числе на поддержание в должном состоянии придомовой территории. При этом ущерб автомобилю должен быть причинен в пределах придомовой территории.

На машину упали ветки деревьев. Можно ли взыскать ущерб с УК?

В обязанности управляющей компании входит уход за зелеными насаждениями на придомовой территории, контроль за их состоянием, уборка сухостоя, вырезка сухих и поломанных сучьев.
Только вот некоторые УК об этом забывают и отказываются возмещать ущерб, когда упавшие ветки повреждают припаркованные у дома автомобили. Управляющие компании ссылаются на неблагоприятные погодные условия и даже не признают деревья «своими».

На примере трех судебных решений показываем, в каких случаях суды встают на сторону автовладельца, а в каких отказывают в удовлетворении иска.

Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15 октября 2022 г. N 88 – 15765/2020

Упавшие ветки помяли и поцарапали автомобиль, припаркованный во дворе многоквартирного дома (МКД). Участковый зафиксировал повреждения, а независимая техническая экспертиза установила, что ремонт обойдется в 56 394,50 руб.
Владелец машины направил претензию в ООО «Управляющая компания Жилищный трест города Братска» (УК), но в добровольном возмещении ущерба ему отказали. Тогда он обратился в суд.
В своем заявлении истец просил взыскать с УК не только ущерб — 56 394,50 руб, но и стоимость экспертизы — 4 000 руб., расходы по оплате госпошлины — 1891 руб. 84 коп., расходы за составление иска — 10 000 руб.

Суд первой инстанции удовлетворил требования истца, снизив сумму компенсации за составление иска до 3 000 рублей.
Желая доказать отсутствие вины и снять обязательство по возмещению вреда, УК попыталась обжаловать решение в апелляционном суде. Но он также встал на сторону истца.

УК подала кассационную жалобу. В ней она ссылалась на то, что аварийность дерева не была доказана, а падение веток спровоцировал ураганный ветер.

Кассационный суд изучил материалы дела и установил:

  • согласно экспертному заключению именно падение ветки стало причиной механических повреждений на машине истца;
  • между ненадлежащим исполнением обязанности УК по обрезке деревьев и падением ветки есть причинно-следственная связь;
  • согласно справке Братского ЦГМС ФГБУ «Иркутское УГМС» в предполагаемый период падения ветки наблюдался ветер с порывами до 15 м/c, в то время как ураганным считается ветер со скоростью 25 м/с и более.

«Таким образом, ветер со скоростью 15 м/с не может быть отнесен к чрезвычайной ситуации, а значит оснований для освобождения ответчика от обязанности возместить истцу ущерб не имеется».

Кассационный суд не нашел оснований для отмены вынесенных ранее решений и оставил жалобу без удовлетворения.

Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 20 октября 2022 г. по делу N 88 – 21365/2020

Оставленный перед подъездом МКД автомобиль серьезно «пострадал» от упавшей ветки — лобовое стекло треснуло, а на правой арке рядом с передней дверью остались вмятины.
Согласно экспертному заключению стоимость восстановительного ремонта с учетом износа деталей, подлежащих замене, составила 54 604,63 руб. Владелец авто направил претензию в адрес обслуживающего ООО «КСК г. Отрадного» (УК).

УК отказалась добровольно возместить ущерб и сослалась на то, что не является собственником территории, где произошел соответствующий инцидент.
Тогда владелец автомобиля обратился в суд. В исковом заявлении требовал взыскать с УК материальный ущерб — 54 604,63 руб., расходы по оценке ущерба — 5 750 руб., расходы по уплате госпошлины — 1 838,12 руб.

Суды первой и второй инстанции удовлетворили требования истца частично, обязав УК возместить ущерб от падения ветки. Однако ООО «КСК г. Отрадного» подало кассационную жалобу, в которой просило отменить ранее вынесенные решения.

Читайте также:  Что такое моральный вред при причинении тяжкого вреда здоровью и возможна ли компенсация за такой

Кассационный суд изучил материалы дела и установил:

  • в соответствии с межевым планом ветка упала с дерева, которое произрастает на придомовой территории;
  • придомовая территория — это общая долевая собственность собственников МКД, обслуживаемая УК в силу договора управления;
  • УК несет ответственность за ненадлежащее содержание придомовой территории и несвоевременное выявление зеленых насаждений с признаками аварийности, их обрезку и валку.

«Доказательств, достоверно подтверждающих, что, исполняя свои обязательства по содержанию общего имущества многоквартирного дома, ответчик организовал соответствующие мероприятия по уходу и обслуживанию упавшего дерева, в том числе, для предотвращения причинения вреда имуществу граждан, ответчиком не представлено.
Как и не представлено доказательств того, что падение ветки дерева на автомобиль истца было вызвано обстоятельствами непреодолимой силы».

Кассационный суд оставил жалобу ответчика без удовлетворения, а решения судов первой и апелляционных инстанций без изменений.

Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 10 ноября 2022 г. N 88 – 24432/2020

Упавшая с дерева ветка повредила автомобиль, припаркованный во дворе МКД. Для фиксации ущерба владелец машины обратился в полицию. Во время осмотра были обнаружены: вмятина на капоте, вмятина на двери, вмятина и царапины на крыше.
Автовладелец обратился в суд, чтобы взыскать с АТСЖ Ленинского района (УК) ущерб — 25 965,29 руб., расходы по проведению независимой технической экспертизы — 10 000 руб., судебные расходы по оплате госпошлины — 979 руб.

Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования частично, снизив размер материального ущерба до 17 610 руб. Рассмотрев жалобу УК, суд апелляционной инстанции отменил предыдущее решение и полностью отказал в иске.

Истец обратился в кассационный суд с требованием отменить апелляционное определение.

Кассационный суд изучил материалы дела и установил:

  • в протоколе осмотра места происшествия «никаких доказательств причинения повреждений автомобилю именно падением веток с дерева не зафиксировано»;
  • истец не предпринял мер для фотофиксации места происшествия;
  • судебная экспертиза не дала однозначного заключения о том, что стало причиной повреждения автомобиля — «повреждения капота и крыши на автомобилемогли образоватьсяв результате падения ветки».

«Выводы судебной экспертизы о возможном повреждении автомобиля истца в результате падения ветки дерева суд апелляционной инстанции посчитал основанными на утверждении самого истца, которое ничем объективно не подтверждено».
Суд кассационной инстанции согласился с выводами апелляционного суда и установил «отсутствие доказательств о причинении истцу ущерба в результате действий (бездействия) заявленного ответчика».

В удовлетворении кассационной жалобы истцу было отказано.

Важно!

Обязать УК возместить ущерб, который был нанесен упавшими на машину ветками, вполне реально. Чтобы отстоять свою позицию, нужно:

  • вызвать сотрудника полиции и зафиксировать повреждения на месте происшествия;
  • сделать фотографии места происшествия, подтверждающие, что повреждения автомобилю причинены именно ветками;
  • провести независимую экспертизу и оценить стоимость восстановительного ремонта;
  • убедиться, что автомобиль получил повреждения на территории, которая находится в ведении УК — пригодится межевой план;
  • доказать, что падение ветки — это результат ненадлежащей работы УК, а не плохой погоды — пригодится справка регионального Гидрометцентра.

Ямы на дороге, упавшее дерево или снег с крыши: как заставить коммунальщиков возместить ущерб автомобилю?

Автомобиль попал колесом в яму? На него упало дерево или столб? При грамотном подходе есть возможность взыскать стоимость ремонта с непосредственных виновников этого – коммунальных служб. Конечно, есть несколько нюансов, которые следует учесть. Но практика показывает, что добиться справедливости можно.

Как возмещается ущерб автомобилю

В дорожно-транспортные происшествия попадать нежелательно, ведь это несет ущерб его участникам – чаще материальный, но бывает, что есть и ущерб здоровью. Если в ДТП участвовали только автомобили, то с большой долей вероятности потерпевшая сторона получит выплату от страховой компании.

Согласно законодательству ущерб должен компенсировать виновник ДТП, а страховая компания просто выплачивает компенсацию вместо него. Если в ДТП попал один автомобиль, страховая по ОСАГО ничего не выплатит, но, доказав вину кого-то другого, с него можно взыскать компенсацию ущерба.

Виновником может быть либо сам водитель (не справился с управлением), либо служба, ответственная за содержание дороги (яма на дороге больше, чем допускает ГОСТ). Все определяется исходя из условий аварии.

Виновник происшествия должен выплатить потерпевшей стороне компенсацию за ущерб:

  • материальный – согласно независимой экспертной оценке;
  • моральный – если потерпевший заявил об этом, а суд поддержал требование;
  • ущерб здоровью человека – определяется как общие расходы на лечение и реабилитацию потерпевшего.

В полной мере это все справедливо при ДТП, случившемся по вине коммунальных служб. Сложнее всего будет доказать, что ущерб нанесен именно по вине коммунальщиков, а непосредственно взыскать сумму ущерба уже легче.

Кстати, не каждое происшествие с участием автомобиля по вине коммунальных служб можно назвать ДТП. Согласно официальной формулировке из ПДД, чтобы аварийная ситуация считалась дорожно-транспортным происшествием, должны соблюдаться условия:

  • событие произошло во время движения автомобиля;
  • автомобиль стал участником этого события;
  • жизни, здоровью человека или имуществу нанесен ущерб.

Другими словами, падение дерева на припаркованный автомобиль не является ДТП, хоть тут и есть ущерб. А если автомобиль на скорости угодил колесом в яму, это уже дорожно-транспортное происшествие.

Владелец авто имеет шансы на компенсацию в обоих случаях, но порядок оформления документов будет разным.

Как получить компенсацию – шаг за шагом

Если это ДТП

Дороги в России за пределами столицы отличаются нестабильным качеством. В принципе, автолюбителям приходится часто ремонтировать свой транспорт именно из-за качества дорог. Но не все знают, что иногда с коммунальных служб можно взыскать сумму ущерба автомобилю.

Речь идет об авариях, вызванных плохим дорожным покрытием. За каждой дорогой в России закреплен кто-то, кто ее обслуживает. Также есть определенные нормативы качества дорог (многие знают, что ямы на дорогах должны быть не больше установленных размеров).

Соответственно, если дорожное покрытие не соответствует нормативам, ответственность за это несет обслуживающая организация.

Взыскать ущерб просто за повышенный износ автомобиля невозможно – в суде не получится доказать причинно-следственную связь между состоянием дороги и поломками в машине.

Но если серьезная неисправность появилась в момент движения по дороге из-за ее состояния, теоретические шансы на успех есть. Обычно такие поломки случаются, когда авто на скорости попадает в яму на дороге или в открытый люк. Более редкие случаи – ДТП с участием двух автомобилей, но по причине состояния дорожного покрытия.

Проще всего в этой ситуации возместить ущерб владельцам страхового полиса каско. Страховая компания выплатит сумму ущерба полностью или частично в зависимости от условий страхования (чем больше франшиза, тем дешевле страховка). Потом страховщик может обратиться к виновнику ДТП – коммунальным службам, чтобы взыскать деньги по принципу регресса.

Для водителей без полиса каско все усложняется. Самое главное в этом случае – правильно оформить ДТП.

Читайте также:  Самые лучшие автомобили 80-х годов

Ориентировочный порядок действий при ДТП по вине коммунальщиков такой:

1. Выполнить требования ПДД, касающиеся участников дорожно-транспортного происшествия:

  • остановиться, включить «аварийку» и выставить знак аварийной остановки;
  • если есть пострадавшие – оказать первую помощь, самостоятельно отвезти их в больницу или обеспечить транспортировку;
  • вызвать сотрудников ГИБДД;
  • не сдвигать автомобиль и другие связанные с аварией предметы (если авто мешает проезду – зафиксировать его положение, после чего убрать с проезжей части);
  • по возможности найти свидетелей и записать их контактные данные.

Без вызова ГИБДД обойтись не получится, так как европротокол оформляется при аварии с участием водителей 2 транспортных средств. Ждать инспекторов придется долго – иногда по несколько часов, и все это время с места аварии лучше не уезжать.

2. Собрать побольше информации о ДТП. Это могут быть записи с видеорегистратора, данные свидетелей ДТП, фото- и видеозапись последствий. Нужно сфотографировать автомобиль и все его повреждения с разных ракурсов, чтобы в кадр попало как можно больше информации.

Взыскать компенсацию с дорожной службы можно, если дорожное покрытие не соответствует стандартам. Поэтому необходимо измерить яму и сфотографировать процесс измерения. Если нет линейки или рулетки, в яму можно положить какой-нибудь предмет с известными размерами (советуют банковскую карту – они все одинаковые).

Желательно делать фото с привязкой к географическим координатам и правильно настроить время и дату в телефоне. Любой современный смартфон вместе с фотографией сохраняет массу данных, которые помогут в суде.

3. Непосредственно оформление ДТП. Это делают инспекторы ГИБДД, а водителю нужно проконтролировать, чтобы все документы они заполнили правильно и без искажений.

Вполне возможно, что приехавшие инспекторы будут уговаривать не оформлять ДТП, так как для них это огромное количество бумажной работы. Соглашаться с этим не нужно, ведь если нет оформленного ДТП – нет компенсации.

В объяснениях нужно подробно расписать, как именно произошла авария: ехал, соблюдая скоростной режим и другие требования ПДД, избежать попадания в яму не было объективной возможности, так как ограждения или предупреждающих знаков о ней не было.

Инспекторы, составляя протокол, должны указать наличие ямы и ее размеры. Если она не соответствует ГОСТу, составляется «Акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения» – это ключевой документ при обращении в суд за компенсацией.

В протоколе желательно максимально подробно расписать все видимые повреждения автомобиля (включая течь технических жидкостей), указать на вероятность скрытых повреждений.

Яма, ставшая причиной ДТП, должна быть обязательно указана на схеме ДТП (ее составляют инспекторы), в том числе ее размеры и расположение по отношению к краю проезжей части.

4. Определить ответчика. Это организация, занимающаяся обслуживанием данного участка дороги. У всех дорог есть владелец и организация, уполномоченная содержать ее. Даже если яма находится во дворе у нее тоже есть владелец – жильцы дома (тогда отвечает управляющая компания) или город.

5. Подготовиться к суду. Первым делом нужно определить сумму ущерба. Это достаточно распространенная процедура, в каждом городе есть независимые эксперты, которые считают ущерб при ДТП. На саму экспертизу нужно пригласить будущего ответчика – ответственного за содержание дороги. Делается это в письменном порядке – заказным письмом с уведомлением.

Даже если ответчик не явился на экспертизу, ему все равно нужно отправить письменную претензию, приложив копии всех имеющихся документов по ДТП и экспертизе.

Претензия – это попытка досудебного урегулирования ущерба. Если ответчик получил письмо (о чем есть уведомление), но не отреагировал на него – нужно идти в суд.

6. Обращение в суд. Если все документы были подготовлены правильно, шансы на решение суда в пользу автомобилиста достаточно высокие. Представители ответчика могут настаивать на том, что водитель виноват сам – не заметил яму и неправильно выбрал скоростной режим.

Но позиция Верховного суда такова, что дорожные службы должны обеспечивать такое качество дорожного покрытия, чтобы водитель мог передвигаться на максимальной разрешенной для этого участка скорости без угрозы ДТП.

Судебная практика показывает, что суд часто становится на сторону истца, взыскивая с дорожных служб компенсацию ущерба и сопутствующих расходов.

После того, как решение суда вступит в законную силу, дорожная служба должна перечислить присужденную сумму по указанным истцом реквизитам банковского счета.

Если деньги не приходят – можно получить исполнительный лист и обратиться в банк, где у организации открыт расчетный счет.

Если это не ДТП

Нанести ущерб автомобилю может упавшее во дворе дерево, столб или снег с крыши. Хоть это не ДТП, но шансы получить компенсацию от виновника все равно есть.

В целом, процесс примерно такой же, как и с ДТП – оформить документы, оценить ущерб и потребовать его компенсации. Но есть несколько отличий:

  • вызывать нужно не ГИБДД, а наряд полиции из местного ОВД;
  • полиция составляет акт осмотра места происшествия, указывая причину падения – ветер. Если будет указано, что упавшее дерево было сухим – это поможет в дальнейшем;
  • в документах должно быть указано, какой ущерб причинен имуществу и сделаны выводы о качестве работы ответственных служб;
  • точно нет смысла судиться, если дерево упало на припаркованный в неположенном месте автомобиль;
  • суд может отказать в компенсации, если на дату происшествия МЧС предупреждало о чрезвычайной ситуации.

В остальном процесс примерно такой же – нельзя убирать с автомобиля упавшие ветки, сдвигать его в сторону, нужно заказать проведение экспертизы, направить претензию ответчику.

Есть вероятность, что при оформлении акта осмотра водителя попросят написать, что ущерб незначительный. Так делать не стоит – в противном случае компенсации ущерба точно не будет.

Ямы, деревья, столбы – кто за это отвечает

Российское законодательство предполагает, что каждая автодорога находится у кого-то на балансе, кто закрепляет за ней ответственного за содержание в нормальном состоянии. Соответственно, есть кто-то, кто отвечает за ущерб, причиненный из-за плохого состояния дороги.

Нормальной считается дорога, которая соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы». Самое главное в них – предельно допустимые размеры ям и выбоин на дорогах. Дорога признается несоответствующей ГОСТу, если яма хотя бы по одному параметру больше норматива:

  • ширина – 60 сантиметров;
  • длина – 15 сантиметров;
  • глубина – 5 сантиметров;
  • отклонение люка или трамвайных путей от уровня дороги на 2 сантиметра.

Понятно, что количество ям на российских дорогах практически не поддается исчислению, и всех их нельзя заделать сразу.

До ремонта дорожная служба обязана выставить предупреждающие знаки или как-то еще отметить яму. Если это не сделано, а водитель попал в яму (не нарушая при этом ПДД), он имеет полное право на возмещение ущерба.

Читайте также:  Как выбрать летнюю резину на автомобиль? Полезные советы + Видео

Ответчиком будет выступать балансодержатель дороги. Для дорог федерального значения – организация, уполномоченная федеральными органами исполнительной власти; для дорог регионального и межмуниципального значения – уполномоченная субъектом РФ организация, и так далее.

Проще говоря, ответчик – это организация, которую владелец дороги уполномочил обеспечивать ее содержание. А кто владелец, зависит от статуса дороги.

Упавшее на автомобиль дерево – уже другая история, там нужно разбираться, на чьей территории оно растет. Ответчиком будет собственник земли, на которой растет дерево. Если придомовая территория не передана жильцам, ее собственник – муниципальное образование. Если передана – владеют землей жильцы, но за насаждения отвечает управляющая организация или ТСЖ. Самостоятельно ТСЖ обычно не ведет работы, а нанимает другую организацию – вот она и будет отвечать за деревья.

Примерно то же актуально и при упавшем столбе, и при нанесении ущерба упавшей рекламной конструкцией – у всех этих объектов есть собственники.

Узнать, кому принадлежит земельный участок, можно через Росреестр, но услуга платная.

Еще неприятная ситуация – упавший на автомобиль с крыши дома снег или сосулька. За этот ущерб отвечает владелец объекта недвижимости (если это коммерческое, офисное, общественное здание или частный дом), управляющая компания (если дом многоквартирный).

Лишь в некоторых случаях снег падает с балкона многоквартирного дома, который был самовольно перестроен. Тогда отвечать может и владелец квартиры, но его вину придется еще доказать.

Возможные трудности

На словах возместить ущерб от действий (а точнее, бездействия) коммунальных служб кажется просто: оформить происшествие, оплатить экспертную оценку, собрать свидетелей и пойти в суд. Но ответчик не спешит расставаться с деньгами.

Дорожные службы, с которых пытаются взыскать ущерб от плохого состояния дорожного покрытия, обычно настаивают – водитель сам виноват, что попал в яму. В ход идут различные аргументы: неправильно выбрал скорость движения, не следил за дорогой, не пытался объехать яму или экстренно затормозить перед ней.

Относительно недавнее постановление Верховного суда поясняет, что водитель вправе ехать с любой разрешенной скоростью, а дорожники обязаны обеспечить такие условия, чтобы это было безопасно.

Но риск стать самому виновником ДТП все же есть, это зависит от обстоятельств аварии, позиции инспекторов ГИБДД и того, какие аргументы водитель приведет в суде.

Куда больше проблем предстоит решить, если на автомобиль упало дерево. По общепринятым правилам считается, что коммунальные службы не отвечают за ущерб, причиненный при условии обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор). Таким обстоятельством обычно является сильный ветер.

Если перед началом стихии было штормовое предупреждение от МЧС – взыскать ущерб за упавшее на машину дерево практически невозможно. То есть, предполагается, что после уведомления МЧС водитель выберет другое место для стоянки машины.

Когда водитель уверен, что стихийного бедствия в тот момент не было, а дерево упало просто от старости, он может взять справку в ФГБУ «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды». В справке будет написано какая была погода в момент происшествия, а стоит это больше 2000 рублей.

Недавно в Москве был случай, что на автомобиль упало дерево. Упало оно из-за резких порывов ветра, и коммунальные службы отказались платить. Но потом специально приглашенный дендролог сделал заключение, что корни дерева уже сгнили, его нужно было убрать, что сделано не было. В итоге суд встал на сторону автовладельца.

Провести экспертизу, оплатить госпошлину и услуги представителя в суде обойдется примерно в 60 тысяч рублей. Если шансы на успех в суде не очень высокие (авто стояло в неположенном месте или заранее было объявлено о стихии), возможно, не стоит и начинать весь этот процесс.

«Гнилая» история: что делать, если ураган повалил дерево на вашу машину?

Недавний ураган в Москве повалил более 3500 деревьев, были повреждены кровли 140 многоэтажных жилых домов и административных зданий, а более 1500 автомобилей получили повреждения — в частности из-за упавших на них деревьев. Можно ли рассчитывать на компенсацию, если на машину упало дерево?

Да — если есть доказательства, что упавшее на ваш автомобиль дерево было больным, а его вовремя не лечили или не убрали. Это повод предъявить иск городским властям и привлечь к ответственности должностных лиц, в чьи обязанности это входило. Forbes изучил сопутствующие юридические обстоятельства.

Общий подход

«Добиться от коммунальщиков компенсации за причиненный ураганом ущерб можно, однако сразу стоит отметить, что для этого должны быть соблюдены определенные условия», — говорит адвокат Олег Сухов. Сам по себе ураганный ветер относится к тем природным явлениям, за ущерб от которых никто ответственности не несет. Однако возможны случаи, когда причиной нанесения повреждений стал не только ураган, но и невыполнение определенных обязанностей коммунальными службами.

Случаи взыскания компенсаций за ущерб, причиненный сильным ветром, известны, например, в Омске, где в 2014 году от штормового циклона тяжелые травмы получили несколько человек. Так, удалось добиться компенсации через суд женщине, которая пострадала от сорванной ветром с крыши кровли. В здании располагалась аптека, и суд обязал ее владельцев выплатить компенсацию морального вреда и расходы на юридические услуги на общую сумму порядка 400 000 рублей.

От того же циклона погибла жительница села Троицкое — на нее упала стена остановки общественного транспорта. Матери погибшей удалось доказать, что павильон был ветхим и не соответствовал требованиям безопасности. С коммунальщиков была взыскана сумма в размере 1 млн рублей. В такого рода случаях важно доказать, что конструкции, падение которых нанесло ущерб, были установлены с нарушениями техники безопасности или иных правил.

«Следует учитывать, что необходимо будет доказать причинную связь между бездействием коммунальных служб и причинением вреда от урагана», — говорит Сухов. В случае с падением дерева ситуация осложняется. По словами адвоката, надо будет доказать, что дерево было больно. И что коммунальщикам об этом было известно, но соответствующих мер предпринято не было. На первый взгляд ситуация кажется запутанной и шансы добиться своего у хозяина пострадавшего автомобиля выглядят не очевидными. Тем не менее, руки опускать не стоит.

Тополь с гнилью

В июне 2009 года ураган и сильные порывы ветра повалили в Москве множество деревьев. В частности, вывороченный ветром с корнем тополь упал на дорогу и повредил Nissan Patrol, припаркованный на улице в московском районе Западное Дегунино. Была помята крыша, капот, разбито лобовое стекло. Владелец авто предъявил иск городским властям.

Чтобы добиться решения в свою пользу, истец предоставил в суд экспертизу состояния дерева, проведенную одной из специализированных организаций. Согласно экспертному заключению в оставшейся части дерева «…присутствовала гниль, и гниением была затронута комлевая часть ствола, механическая прочность ствола упавшего дерева была снижена. Обнаруженная гниль присутствовала в стволе дерева не менее года до даты обследования и могла быть диагностирована».

Читайте также:  Топ-5 фактов о новой российской версии внедорожника Toyota Land Cruiser Prado

Суд заключению «частников» не поверил и назначил дополнительную судебно-экологическую экспертизу государственному институту. Российский Федеральный центр судебной экспертизы при министерстве юстиции провел собственное исследование и выдал, в результате, аналогичные выводы. Как заключила комиссия, ряд признаков свидетельствовал о том, что дерево, повредившее автомобиль, «относилось к категории «сильно ослабленное» или «усыхающее», то есть было живым, но больным и находилось в стадии сильного поражения гнилевыми болезнями и крайней степени деструкции древесины».

Экспертная комиссия также обратила внимание на тот факт, что «деструктивные гнили не сразу приводят к усыханию и гибели дерева, а развиваются в течение достаточно длительного периода — не менее 5 лет». В выводах комиссии говорилось, что ни наблюдения за состоянием дерева, ни защитных мероприятий (санитарной обработки против болезней и вредителей или вырубки) не проводилось. Таким образом, были указаны ответственные за состояние дерева — местная коммунальная служба, не обеспечившая должного ухода. Материалов, подтверждающих применение мер защиты от вредителей и болезней на месте рассматриваемого события, коммунальщиками представлено не было.

Итог? Тимирязевский районной суд удовлетворил требования истца взыскать с ответчика (ГУ ИС района «Западное Дегунино») города Москвы стоимость ремонтно-восстановительных работ автомашины в размере 291 400 рублей, расходы по составлению отчета, расходы на услуги представителя и госпошлину.

Суд пришел к выводу о том, что ГУ ИС было обязано осуществлять контроль за состоянием зеленых насаждений на подведомственной ему территории, но не выполняло эту обязанность, в связи с бездействием ответчика имуществу истца был причинен ущерб. Это решение затем устояло в апелляционной и кассационных инстанциях.

Как заставить ГБУ «Жилищник» возместить ущерб от упавшего на машину дерева

27 января стало для меня по-настоящему черным днем календаря. В 16 часов мне позвонили из «Жилищник района Марфино» и сообщили о том, что на мою, купленную месяц назад машину, упало дерево. Повреждения оказались практически смертельными — крыша сложилась в салон.

В таких случаях авто дешевле выбросить, чем чинить, а при наличии КАСКО — списать в «тотал» и, получив возмещение, купить другую машину. Но расширенный полис куплен не был. Автомобиль 2013 года страховать спешат не все, а при среднем возрасте автопарка страны в 14 лет — дорогое КАСКО, в целом по стране, могут себе позволить приобрести всего около 7% автовладельцев.

Что делать человеку, если незастрахованный автомобиль получил существенные повреждения по вине третьих лиц, в данном случае, ГБУ «Жилищник района Марфино», которые недостаточно качественно следили за зелеными насаждениями во дворе? Конечно, идти в суд.

При подготовке к процессу пришлось провести ряд процедур и мероприятий: получить постановление участкового о происшествии и отказе в возбуждении уголовного дела, написать претензию в «Жилищник», пригласить эксперта на независимую оценку повреждений автомобиля, нанять адвоката, составить исковое заявление и подать его в суд.

Первая беседа в Останкинском суде была назначена на конец марта, то есть с момента происшествия прошло почти два с половиной месяца. Тут выяснилось, что суд готов рассматривать претензии к «Жилищнику! только при наличии у истца заключения дендрологической экспертизы, подтверждающей, что за деревом осуществлялся некачественный уход.

Также потребовалась справка из Росгидромета о погодных условиях 26—27 января, поскольку “Жилищник района Марфино» ссылался на некое предупреждение МЧС. К слову, наличие которого подтвердить в суде представитель ответчика не смог. Скриншот предупреждения с сайта МЧС, на который ссылалось ГБУ (а также, видимо с его подачи, Управа района и Префектура СВАО) оказался прогнозом погоды на 27 января неизвестного года. Который в ходе поиска в кэше обнаружился на эту дату только от 2019 года….

Почему столичные суды стали массово оправдывать водителей за неоплату парковки

Власти продолжат выживать машины из городов под предлогом борьбы за экологию

Итак, только на этапе подготовки к судебному процессу и первому заседанию, не считая стоимости ремонта авто, который проводился за счет пострадавшей, было потрачено: «Оценка повреждений авто» — 8000 рублей, госпошлина за судебные издержки — около 8000 рублей, услуги юриста — 55 000 рублей, дендрологическая экспертиза — 14 000 рублей (так как дендрологи изначально провели экспертизу упавшего дерева для собственных исследований, ее стоимость вышла с большой скидкой, примерно на 50%), справка Росгидромета (в ней было четко сказано, что погодные условия соответствовали норме) — 2284 рубля — итого 87 284 ₽

Первое судебное заседание состоялось 13 мая и завершилось переносом рассмотрения дела ввиду того, что представитель «Жилищника» взяла время на ознакомление с результатами дендрологической экспертизы. Второе судебное заседание состоялось 25 мая и завершилось положительным решением в пользу истца, хотя и с частичным удовлетворением исковых требований — оплату услуг адвоката суд постановил ограничить суммой 20 000 рублей. Зато затраты на ремонт авто и все издержки, и экспертизы будут возмещены в полном объеме.

Самым же любопытным моментом в судебном заседании стали выводы, озвученные представителем самого «Жилищник района Марфино». Согласившегося с предоставленными истцом аналитическими выкладками экспертов-дендрологов о том, что они считают «визуальную диагностику факта наличия скрытых стволовых и корневых гнилей ненадежным методом».

– А раз у ГБУ действительно нет качественных инструментов для проведения мониторинга зеленых насаждений, настаивала представитель ответчика, то значит и спроса с него, за падающие на машины и головы деревья, быть не может…

К счастью, суд не счел этот довод убедительным. И дело на данный момент выиграно, если, конечно, представитель «Жилищника» не решит пойти в суд высшей инстанции, подав апелляцию. Что увеличит время процесса еще на несколько месяцев, а также затормозит необходимость возмещения ущерба со стороны ответчика. Какие из всей этой истории можно сделать выводы? Их несколько.

Первое. Примерно 93% автовладельцев страны, не имеющие полисов КАСКО, оказываются один на один с судебной системой и вынуждены нести значительные расходы только для того, чтобы доказать, что деревья на машины (и головы), просто так никогда и никому не падают. Ответственный есть. Но чтобы попытаться убедить в этом суд нужно примерно полгода жизни (или более) и около 90 000 рублей.

Второе. Качество мониторингов зеленых насаждений в Москве вызывает сомнения (в других городах ситуация, скорее всего, не многим лучше) даже, видимо, у самих участников этих мониторингов. Но есть некие городские регламенты, согласно которым визуального осмотра для вынесения решения о состоянии дерева, вполне достаточно. А о массовом оснащении ГБУ «Жилищник» резистографами — сложными и довольно дорогими приборами, к которым, кстати, должен прилагаться специалист, а не некто, не имеющий профильного образования, речи не идет в принципе.

Читайте также:  Страны действия полиса Зеленой карты

Третье. Несмотря на первый и второй пункты, явно демонстрирующие несовершенства как системы мониторингов зеленых насаждений, так и системы возмещения ущерба пострадавшим автовладельцам, город не спешит внести в них коррективы. И исправить ситуацию — в общих интересах. Законодательно обязать городские организации (и частные управляющие компании) нести ответственность перед третьими лицами во внесудебном порядке. Сделать это возможно, например, с помощью нового страхового продукта. Который позволит горожанам получить компенсацию от страховой компании ответчика — будь то повреждение авто при эвакуации или свалившаяся на голову снежная лавина, упавшее на машину дерево или травмы на скользкой уличной плитке.

Достаточно узнать в чьем ведении находится участок, где вам или вашему имуществу был нанесен ущерб, и обратиться в страховую компанию этой организации. Ни судов, ни дорогостоящих (за ваш счет) экспертиз, ни, кстати, издержек самих этих организаций на судебные расходы, которые по факту сегодня оплачиваем тоже мы — налогоплательщики.

Ветер дунул, дерево упало: кто ответит за ущерб машине

Антон Сергеев* припарковался у беседки рядом с лесополосой в районе одного из хуторов Старооскольского городского округа. Как только мужчина вышел из машины, из-за порыва ветра на нее упало дерево.

Непредвиденный случай

Сергеев обратился к оценщику, установил размер ущерба и через суд потребовал возместить его. Если бы власти вовремя вырубали сухие деревья, такой ситуации не произошло бы, объяснял истец. Старооскольское лесничество не смогло доказать, что упавшее дерево было здоровым. Не принял Старооскольский городской суд Белгородской области и ссылку на сильный ветер: максимальные порывы в тот день были до 16 м/с, а по нормам МЧС для чрезвычайных ситуаций сильный ветер начинается с 25 м/с. В итоге первая инстанция назначила свою экспертизу и взыскала в пользу Сергеева 116 000 руб. ущерба (дело № 2-1024/2019).

Белгородский областной суд отменил это решение и в иске отказал. Во-первых, пояснил он, непонятно, было дерево сухим или больным. Во-вторых, не доказано, что машина пострадала именно потому, что лесничество вовремя не убирало сухостой. Наконец, такой сильный ветер – это обстоятельство непреодолимой силы, на которое ответчик никак не мог повлиять. Риск случайного повреждения имущества в этом случае несет собственник, указала апелляция (дело № 33-4955/2019).

Первый кассационный суд общей юрисдикции, как и городской, обратил внимание на то, что по нормативам МЧС источником чрезвычайной ситуации природного характера может быть ветер от 25 м/с. То есть ссылаться на непреодолимую силу как на основание освобождения лесничества от ответственности в рассматриваемом случае нельзя. При этом апелляция не оценила, имела ли место грубая неосторожность автомобилиста. Если она была, то лесничество не обязано возмещать ущерб полностью, напомнила кассация и вернула дело в облсуд (дело № 88-978/2019).

При повторном рассмотрении апелляция установила, что лесничество не обязано проводить «лесопатологический мониторинг» и вырубать сухостой. Более того, состояние деревьев в тот момент, когда одно из них упало на автомобиль истца, было удовлетворительным. Областной суд решил, что ответчик не виноват в произошедшем. Это непредвиденный случай: дело в погоде и неосмотрительности водителя. Не нужно в сильный ветер парковаться около деревьев (дело № 33-380/2020).

Отменить это решение в первой кассации не удалось, поэтому Сергеев пошел в Верховный суд.

ВС не смог понять, правомерно ли припарковался водитель

Компенсировать ущерб должен тот, кто организовал площадку, на которой стояла машина, указала коллегия под председательством Сергея Асташова.

Первая инстанция и апелляция решили, что истец припарковался на асфальтированном месте для сбора твердых бытовых отходов рядом с беседкой для отдыха. Но в деле оказалась противоречивая информация, поэтому ВС не смог понять, что это за участок – парковка для отдыхающих в лесу, где можно оставлять мусор, или все-таки площадка для твердых коммунальных отходов. Важно определиться, можно ли там оставлять машины, подчеркнули судьи.

На третьем круге областному суду снова придется сравнить реальную скорость ветра в тот день с нормативами МЧС. А кроме того, проверить, предупреждали ли граждан о возможных неблагоприятных природных последствиях и пытались ли соответствующие службы эти последствия предотвратить (дело №57-КГ20-17-К1). Судебное заседание в апелляции назначено на 20 мая.

На что еще можно сослаться в таких делах

Если истец оставил автомобиль в месте, которое не предназначено для стоянки, шансов на возмещение ущерба у него нет, говорит Вячеслав Климов, помощник адвоката Asterisk.Что касается погодных условий, то они не были чрезвычайными, считает юрист.

Ольга Рогачева, адвокат АК «Бородин и Партнеры» , отмечает, что по общему правилу ущерб от падения дерева на авто возмещается управляющей компанией, если дерево было в зоне ее ответственности, или страховой, если машина от этого застрахована.

Если падение дерева или его части произошло под воздействием дополнительной природной нагрузки (ветра, снега и т.п.) и судебная экспертиза это подтвердит, требование о возмещении вреда не удовлетворят.

Ольга Рогачева, адвокат АК «Бородин и Партнеры»

Как доказательства в таких спорах можно использовать акт обследования территории на предмет выявления «аварийных» деревьев (его составляет комиссия при управляющей компании), информацию из журнала работ по уходу за зелеными насаждениями и предупреждение с сайта МЧС, рассказывает адвокат.

На машину упало дерево – что делать?

Практически каждый месяц ко мне, как адвокату, поступают вопросы от граждан, автомобили которых пострадали от упавших на них сухих деревьев или веток с них. При этом граждан практически всегда интересуют одни и те же вопросы: Куда обращаться? Кто виноват в произошедшем и как установить этого виновника? Как правильно возместить ущерб, нанесённый автомобилю?

К сожалению, рассматриваемые происшествия регулярно и практически ежедневно происходят по всей территории России. Связано это не с тем, что у нас в городах произрастает большое количество многолетних деревьев, а с тем, что за этими деревьями неудовлетворительно следят наделенные такими полномочиями муниципальные службы.

В этой статье, я постараюсь ответить на упомянутые выше вопросы, расскажу о порядке необходимых действий после такого инцидента и приведу примеры из своей судебной практики по аналогичным делам, для того чтобы Вы могли представить свои перспективы в судебном споре, сроки рассмотрения таких дел и порядок возмещения ущерба.

В интернете присутствует большое количество красиво оформленных статей на эту тему. Однако подавляющее большинство из них является измененными текстовыми копиями одних и тех же публикаций, написанных не юристами, а фриланцерами с целью не информирования граждан, а – наполнения своего сайта текстами для продвижения в интернете. Толку от них мало.

Что делать при обнаружении поврежденной машины

Итак, какой алгоритм первоочередных действий должен быть у автомобилиста, когда с ним проходит такая неприятная ситуация? Все зависит от того, ехал или стоял автомобиль в момент приземления на него сухой ветки или древесного ствола.

  • Если Ваша машина двигалась по проезжей части – для фиксации происшествия, которое будет относиться к ДТП необходимо будет вызывать ГИБДД.
  • Если транспортное средство пострадало не в движении, а, например, во время стоянки во дворе многоэтажного дома или вдоль проезжей части – необходимо позвонить в полицию и на место прибудут сотрудники ППС для фиксации происшествия.

В любом из перечисленных случаев сотрудники правоохранительных органов составят протокол и схему происшествия, сделают фотографии поврежденной машины и упавшего дерева.

Однако, надеяться только на полицию не стоит. Вам необходимо постараться собрать максимум доступных доказательств:

  • Сделайте фотоснимки упавшего дерева, веток, древесного сухого пня, фотографии с привязкой на местности для определения места происшествия.
  • Посмотрите нет ли на фасадах соседних домов видеокамер, и, если они есть – попробуйте попросить переписать видеозапись на свой носитель.
  • Поговорите с находящимися на улице людьми, работниками расположенных поблизости заведений, и, если будут свидетели – запишите их контактные данные.
  • Если это оживленное место, придя домой попробуйте найти его на компьютере в панорамных снимках Яндекс и Google карт. Вполне возможно там Вы увидите снимок сухого дерева, сделанный проезжающей мимо машиной фотофиксации за несколько месяцев до инцидента.
Читайте также:  Штраф за выброшенный окурок из окна автомобиля

Кто виноват в падении дерева на машину, и кто возместит ущерб?

Следующий этап работы, который должен сделать автовладелец либо адвокат, автоюрист, ведущий его дело – определить виновника происшествия. Общепринято, что виновником такого инцидента всегда является то лицо, в чьём ведении находится земельный участок с упавшим деревом.

Это могут быть как муниципальный земельный участок, земельный участок находящийся в частной собственности, территория под управление ТСЖ или управляющей компании, и т.д.

Как самостоятельно определить – кто является ответственным за данную территорию? Самый простой, быстрый и общедоступный способ – зайти на сайт Росреестра и посмотреть на публичной кадастровой карте принадлежность участка и его границы.

Если посмотреть судебную практику по таким делам, то можно увидеть, что в подавляющем большинстве случаев упавшее дерево относится к муниципальной территории, следить за которой обязан Департамент благоустройства района. Такой ответчик для судебного спора считается неплохим вариантов, так как отвечать он будет бюджетными средствами, которые в казне всегда найдутся.

Итак, на вопросы: кто виноват? кто возместит ущерб? кто отвечает и кто будет ответчиком по спору о возмещении ущерба от падения дерева на машину? – ответ всегда один – собственник земельного участка в лице уполномоченного органа (Департамента благоустройства, ТСЖ и др.).

Куда обращаться – экспертиза, претензия и суд

Что следует делать после того, как происшествие зафиксировано, доказательства собраны и виновник определен? Не тянуть время и заказывать экспертизу! Дело в том, что для определения причины падения зеленого насаждения необходимо осмотреть его эксперту. И сделать это лучше как можно быстрее.

Так, например, в моей судебной практике были случаи, когда уже на следующий день после происшествия, собственник земельного участка избавлялся и от упавшего дерева, и от сухого пня, выкорчевав его с корнем. Такой поворот событий, конечно же, может осложнить доказательственную базу в судебном процессе.

Поэтому, не откладывая на потом, обращаемся в экспертную организацию, которая имеет в своем штате экспертов-биологов для проведения экспертизы по определению причины падения дерева. Как правило, эксперт выезжает на место, осматривает место происшествия, делает фотоснимки, соскоб со ствола и берет необходимые образцы.

Целесообразно сразу же сделать и вторую экспертизу – по определению стоимости восстановительного ремонта автомобиля. Эксперт установит сколько Вам понадобится денег на ремонт машины (если она подлежит восстановлению) или сколько стоит Ваш автомобиль (если автомобиль восстановить нельзя).

Уже на этапе проведения экспертизы целесообразно обратиться за помощью к адвокату или автоюристу, который профессионально занимается такими делами, и, в том числе, может оказать содействие в подборе экспертной организации и сопровождении экспертиз в ней.

После получения заключений двух экспертиз, о которых речь шла выше, можно написать досудебную претензию в адрес виновника Вашего ущерба. Претензия по делам такой категории не является обязательной процедурой, но её написание иногда позволяет сэкономить время на разрешение спора. Особенно имеет перспективу направление претензии в случае, если причинителем вреда является частное лицо или коммерческая организации. Муниципальные и государственные службы, как правило, претензионный порядок разрешения спора игнорируют.

Подача искового заявления в суд

Доверить написание иска и сопровождение дела в суде в делах такой категории лучше адвокату или автоюристу. Ведь это не дела, например, о расторжении брака, где гражданин может вполне справиться и сам без помощи юриста. Здесь будет все намного сложнее!

Судебная практика показывает, что дела такой категории, как правило идут в судах на протяжении нескольких месяцев (в среднем полгода). В таких судах ответчики часто ставят под сомнения и причину падения дерева, и стоимость затрат на восстановления. Как итог этих сомнений – назначение судебной экспертизы для разрешения возникших противоречий.

Однако, если Вы заручились грамотными досудебными экспертными заключениями – бояться судебной экспертизы Вам не стоит, так как в 90% случаев судебный эксперт подтвердит правильность точки зрения своего коллеги, выполнявшего предыдущую экспертизу.

Из своей судебной практики по таким делам хотелось бы выделить такие интересные моменты:

  • Часто бывает, что ответчик не оспаривает установленный факт того, что упавшее дерево было сухим или имело иную патологию, но пытается парировать утверждениями о том, что в день происшествия была плохая погода, дул сильный ветер, снег оседал на ветках деревьев и т.д. Однако, все эти доводы не перечеркивают вину ответчика, выразившуюся в том, что на его территории находилось опасное древесное насаждение. Погодные условия в таком случае явились не причиной происшествия, а только косвенно поспособствовали развитию неблагоприятных событий.
  • Также часто ответчики указывают в свою защиту на то, что мол пострадавший сам виноват в произошедшем, так как он неправильно припарковал автомобиль или сделал это в неположенном месте. Однако, совершение пострадавшим водителем административного правонарушения, связанного с неправильной парковкой – это отдельная история, за которую он понесет свою ответственность. Падение же дерева на машину, припаркованную не по правилам, в любом случае несет имущественный вред автовладельцу, который должен быть возмещен ответчиком в полном объеме. Судебная практика идет по такому пути.

Порядок возмещения ущерба после суда – когда будут деньги?

Итак, суд позади и у Вас на руках решение и исполнительный лист о возмещении ущерба от падения дерева на автомобиль, компенсации затрат на адвоката и экспертизу. А что делать дальше? Ответ на этот вопрос зависит от того, кто в Вашем деле был ответчиком.

  • Если ответчиком был муниципалитет или госорган – исполнительный лист с приложением реквизитов своего расчетного счета следует сдать в территориальное подразделение Федерального казначейства. В этом случае деньги Вы получите точно, но по срокам можете их прождать несколько месяцев.
  • Если ответчик ТСЖ, коммерческая организация – узнайте где у него открыт расчётный счет и сдайте исполнительный лист со своими реквизитами в этот банк. Если на счету есть или бывают деньги – банк перечислит их на указанные Вами реквизиты.
  • Если ответчиком является гражданин, то исполнительный лист придётся нести в службу судебных приставов, и там уже как повезет. Есть деньги, имущество у такого человека – решение суда будет исполнено быстро. Если ничего нет – придется ждать и надеяться годами.
Читайте также:  Штраф за выброшенный окурок из окна автомобиля
Похожие ситуации: яма на дороге, открытый люк, сосулька с крыши дома

Всё вышесказанное относится к возмещению вреда пострадавшему автовладельцу от падения дерева на его транспортное средство. Но автомобиль может получить повреждение и при других схожих обстоятельствах. Давайте вкратце их перечислим:

  • Машина во время движения может попасть в открытый люк, яму на дороге, ухаб и другое незапланированное препятствие. В этом случае ответчиком будут дорожные службы или водоканал. Пострадавший должен вызвать на место ГИБДД, сделать фотосъемку, найти свидетелей, провести экспертизу стоимости ремонта автомобиля и обратиться в суд за возмещением ущерба.
  • На машину может упасть во время её стоянки какой-либо предмет с крыши расположенного рядом дома: сосулька, шифер, кирпич и т.д. В этом случае вызываем ППС, находим свидетелей, при необходимости делаем экспертизу целостности крыши дома и обращаемся в суд к собственнику дома, ТСЖ, управляющей компании.
  • На машину может упасть какой-либо предмет, выкинутый из окна жилого дома беспечным гражданином. Эта ситуация сложна в доказывании и самый главный ключ к успеху в таком суде – наличие доказательств: видео с камер, свидетелей.

Подводя итог, можно сделать следующий вывод: любое повреждение Вашей машины не по Вашей вине должно нести за собой ответственность для лица, по вине которого наступил ущерб. Но для привлечения такого лица к материальной ответственности необходимо приложить максимум усилий по сбору доказательств его вины.

У автомобиля 2 собственника: можно ли купить такую машину и поставить на учёт ГИБДД и как?

2 собственника авто

  1. У автомобиля могут быть 2 и даже 10 собственников. Чаще всего такое встречается, когда авто получено в наследство несколькими людьми.
  2. При этом, наличие нескольких хозяев никак не ограничивает ни продажу машины, ни её покупку.
  3. Однако, есть определённые тонкости в такой сделке.
  4. Оформляется она также договором купли-продажи. И здесь могут быть 2 варианта: либо в одном ДКП указываются 2 продавца и ставят свои подписи, либо составляется 2 договора с каждым из владельцев, и они продают не автомобиль по бумаге, а долю его собственности.
  5. Есть также нюанс при покупке авто как совместно нажитой собственности супругов. И заключается он только в том, что если вы знали о том, что второй супруг против сделки, покупая у первого машину, то сделку могут признать недействительной. В остальных случаях вам ничего не должно грозить.
  6. Если автомобиль покупается у 2 наследников, то вам чаще всего также потребуется свидетельство о наследстве для дальнейшей постановки на учёт.

В этой статье мы не будем рассматривать вопросы владения автомобилем 2 или более собственниками. Мы лишь рассмотрим тонкость, когда такую машину необходимо приобрести или, наоборот, продать. Такая ситуация – не редкость в области автовладения. Например, 2 хозяина у авто могут быть после перехода права собственности в рамках наследования – умер прежний хозяин, а у него 2 наследника в равных (или не равных долях). Итак, в нашей новой статье мы выясним, как правильно купить или продать машину, если у неё 2 собственника, как правильно составить договор купли-продажи, поставить на учёт ГИБДД или снять с регистрации.

Может ли быть 2 собственника у автомобиля по законам 2022 года?

Да, конечно. Автомобиль – это такое же имущество. И, если вам сложно понять, как может быть 2 хозяина у транспортного средства, просто представьте, что это такой же объект с точки зрения права распоряжения, как и недвижимость. У квартиры, к примеру, ведь могут быть и 2, и больше владельцев!

Но давайте рассуждать с точки зрения правового поля. И подтверждение тому, что у автомобиля могут быть несколько хозяев, есть в статье 244 Гражданского кодекса РФ. Такое имущество законом признаётся “общей” или “долевой” собственностью нескольких лиц.

В частности, общим имуществом авто может быть в следующих случаях:

  • у автомобиля будет 2 собственника, если они просто приобрели его на общие деньги,
  • если у умершего человека, во владении которого находилась машина, 2 и более наследников,
  • совместно нажитое имущество супругов также признаётся их общим (об этом мы ещё поговорим подробнее ниже).

И ещё, приведём самую важную тонкость законодательства, о которой далеко не все автовладельцы знают и без понимания которой сложно будет читать далее. Собственность и учёт в ГИБДД – разные вещи. Хотя, регистрация в Госавтоинспекции производится за собственником, формально есть разница. Настоящим хозяином человек является по договору купли-продажи, а не по регистрационным документам (СТС и ПТС). Это становится понятным при рассмотрении нюансов – например, если фактически по закону у машины могут быть 2 владельца, то на учёт на них обоих машину невозможно будет поставить (пункт 29 Постановления Правительства РФ №1764).

Можно ли продать машину, если у неё 2 владельца?

Очевидно, да. Законодательство в 2022 году не накладывает никаких запретов отчуждения долевого имущества, будь то автомобиль, недвижимость или общая шапка.

Есть лишь одно ограничение: в сделке в качестве продавцов такой машины должны участвовать все её собственники, и должны быть их подписи в договоре купли-продажи (далее – “ДКП”).

Можно ли купить такое авто?

Так как не ограничена продажа авто с 2 собственниками, не может быть запрещено и покупать такое имущество. Однако, исходя из обязательного наличия согласия всех хозяев на сделку купли-продажи, потребуется больше участников сделки.

Но есть также определённые тонкости в оформлении и требуемых документах на такую сделку. Это зависит от того, на каком основании у автомобиля появились 2 собственника. И, если с совместной покупкой машины всё предельно ясно – здесь покупка осуществляется стандартно, кроме того, что продавцами должны выступать оба владельца, то с наследством и брачным имуществом немного сложнее.

Если у машины 2 собственника из-за наследства?

Довольно стандартная ситуация, которая происходит у многих наследников автомобилей. Хозяин машины умирает, вследствие чего право собственности переходит его наследниками. Например, детям. Если их двое или больше, то при прочих равных (отсутствии завещания) каждый из них имеет равное право собственности на автомобиль.

Читайте также:  Самые лучшие автомобили 80-х годов

Однако, если в дальнейшем никто из них не планирует пользоваться машиной, они её продают. И в этом случае все они должны фигурировать продавцами в ДКП, как мы уже выяснили выше.

Но самое главное при покупке такого автомобиля – это получить не только договор и документы на машину от наследников. Если наследники не регистрировали машину на своё имя, то вам потребуется также свидетельство о наследстве – его потребуют в регистрационном подразделении ГИБДД и без него машину на учёт не поставят.

При этом, вам нужен будет либо оригинал свидетельства – его после регистрации отдадут обратно, либо нотариально заверенная копия этого документа.

Дело в том, что обязательность свидетельства истекает из пункта 2 статьи 15 закона О регистрации транспортных средств. Сотрудникам МРЭО ГИБДД требуются документы, удостоверяющие право собственности. При этом, в базе данных они видят в качестве последнего хозяина умершего человека. Если вы предоставите просто ДКП, то будет ясно, что машина перешла от его детей к вам, но не будет понятно, на каком основании он перешёл от умершего к наследникам. Точнее, инспектору это будет понятно, только всё равно удостоверяющие документы для этого юридически значимого действия.

Таким образом, при покупке автомобиля с 2 собственниками, которые стали таковыми по наследству, у вас должны быть на руках следующие документы:

  • ПТС с вписанной сделкой,
  • свидетельство о регистрации (СТС),
  • договор купли-продажи с 2 продавцами или 2 договора с каждым из них (об этом немного ниже).

Если это совместно нажитое имущество супругов?

Вы наверняка не раз слышали такое словосочетание, как “совместно нажитое имущество” супругов. И правда, если автомобиль был куплен в браке на общие деньги семьи, то он является их общим. Даже если в ДКП о покупке ими машины будет фигурировать только один супруг (только муж, например, будет являться собственником).

Здесь кажется с одной стороны, что в данном случае у авто 2 хозяин. Просто имущество совместно нажитое. Однако, статья 34 Семейного кодекса РФ прямо указывает, что в этом случае машина является их общей собственностью. А статья 35 этого же нормативного акта предписывает, что и распоряжение (оно включает в себя и продажу) осуществляется супругами по обоюдному согласию.

На практике в 2022 году мало кто из автолюбителей задумывается, покупая подержанный автомобиль с рук, о таком положении дел.

Что же получается, нужно всегда проверять, женат ли или замужем ли продавец и требовать письменное согласие второго супруга?! Или вообще требовать, чтобы подпись в договоре была поставлена мужем или женой?

Вовсе нет! Но только если вы заведомо не узнали о том, что муж или жена против данной сделки. Законодательное подтверждение тому – часть 2 статьи 35 Семейного кодекса. Статья эта в целом заключает следующие выводы:

  1. действительно, продавать автомобиль, который является совместно нажитым имуществом 2 людей в браке, нужно с согласия другого – это касается продавца,
  2. но вот только, что касается покупателя, то, покупая б/у машину с рук у одного из супругов, он предполагает, что тот действует с согласия второго, и имеет на это право (абзац первый части 2 статьи 35),
  3. если же второй супруг был не согласен с этой сделкой купли-продажи, то он имеет право оспорить её только при условии, что покупатель – то есть вы – заведомо знал или должен был знать о таком несогласии.

Таким образом, покупать автомобиль, являющийся совместно нажитым имуществом супругов, может быть чревато признанием сделки недействительной только в том случае, если вы заведомо знали о несогласии второго супруга совершить эту сделку. В противном случае вы будете признаны добросовестным покупателем, и машину у вас никто не сможет отнять в последующем.

Как правильно написать договор купли-продажи?

Выше мы упоминали, что, если у автомобиля 2 собственника, то просто они оба должны участвовать в сделке. Но здесь вариантов оформления такой покупки, на самом деле, два. Рассмотрим их оба!

Способ №1: один трёхсторонний ДКП

Это обычная и самая распространённая ситуация. В договоре купли-продажи указывается один покупатель и оба продавца. Оба последних указываются в преамбуле ДКП (в начале – где пишется, о чём этот договор) и оба ставят подписи в его конце.

Тонкости покупки автомобиля, если продавец не собственник

Приобретать автомобиль у другого владельца – это дело рисковое.

Если вы хотите приобрести транспортное средство не у владельца, то будьте предельно внимательными и не попадитесь на удочку перекупщиков. Перекупщики пользуются несколькими распространёнными схемами, обманывают владельца авто, забирают деньги и скрываются.

Есть две схемы перекупщиков.

1. Покупка транспортного средства, оформление документов между двумя сторонами, вписывание нового автомобильного владельца в ПТС. При этом нужно отметить, что в ГИБДД авто не регистрируется.

2. Заполнение договора купли-продажи. Стоит отметить, что подпись перекупщика отсутствует. Соответственно новый владелец после этого должен будет вести переговоры с другим человеком, но не с перекупщиком.

Если перекупщик приобрёл автомобиль и вписал себя в ПТС, то он автоматически становится собственником транспортного средства. Если у него после будет кто-то приобретать авто, то ему не стоит переживать, потому-что покупка будет проходить через действующего собственника. При таком условии будущему владельцу нужно будет только проверить авто на наличие залогов, запретов и т.д.

В данном случае регистрировать авто в ГИБДД совершенно не нужно, никакой роли данный пункт в дальнейшей судьбе машины не сыграет. Это что касается первой схемы.

Если говорить о второй схеме, то чаще всего продавец никогда не ставит свою подпись в договоре. Будущему владельцу это играет на руку только в двух случаях:

1. Во-первых, в ПТС не будет никаких посторонних владельцев.
2. А также оформить автомобиль в регистрационном отделе будет намного проще.

Недостатки схемы:

1. Предыдущий собственник, тот, у которого автомобиль приобрёл перекупщик, снял автомобиль с учёта, не сказав об этом никому. Это большой недостаток.
2. О владельце авто нет никакой дополнительной информации.
3. Изменить данные в договоре купли-продаже не получится.
4. Если автомобиль находится в розыске, то у покупателя не получится найти владельца.
5. Практически невозможно понять за сколько автомобиль был куплен изначально.

Как понять с кем имеете дело? Перекупщик или автовладелец?

– При первом разговоре по телефону быстро спросите какой модели автомобиль. Если вы поняли, что человек растерялся, а также стал уточнять у вас про какой вы автомобиль конкретно спрашиваете, то скорее всего это перекуп. В продаже у него множество транспортных средств.
– Спросите фамилию того, кто продаёт автомобиль. Если эти данные отличаются от данных в объявлении, значит владелец авто другой человек.
– Спросите на кого зарегистрирован автомобиль. Перекупщики не дают такие данные.
– Пробейте телефон по объявлениям.

Читайте также:  Страны действия полиса Зеленой карты

Для того, чтобы вы были полностью уверены в оформлении авто, поставьте его на учёт в МРЭО ГИБДД. Для того, чтобы зарегистрировать авто вам потребуются следующие документы:
1. Паспорт гражданина РФ.
2. ПТС(обязательно в нём нужна подпись прошлого владельца).
3. СТС.
4. Договор купли-продажи(также подписи).
5. Заполненный бланк заявления на регистрацию авто.

Подпись в договоре.

Если вы видите, что подпись в договоре отличается от той, которая проставлена в ПТС, то транспортное средство не поставят на учёт. Кроме того, такая сделка легко оспариваемая в суде.

Самый популярный риск.

Весь риск состоит в том, что перекупщик отдаёт вам договор на котором присутствует подпись продавца. Перекупщик отдал экземпляр ДКП бывшему владельцу со всеми подписями.

По закону бывший владелец автомобиля может после продажи на одиннадцатый день снять его с учёта. При таких условиях новый автовладелец не сможет зарегистрировать машину.

Для того, чтобы не попасться на такую удочку, вам нужно иметь следующие документы:

– Договор о продаже автомобиля от бывшего владельца перекупщику.
– Договор купли-продажи между перекупом и вами.

Важно! Подписи в паспорте транспортного средства должны соответствовать всем указанным выше сделкам.

Очень важно, чтобы у вас была цепочка доказательств того, как собственность переходит от бывшего владельца к вам. Будет хорошо, если у вас будет при себе копия договора от бывшего владельца к перекупщику.

На что следует обратить внимание?

Когда будете покупать автомобиль очень внимательно относитесь к таким факторам, которые могут показаться подозрительными:

1. Вместо оригинала ПТС вам принесли дубликат. Чаще всего банки при залоге авто изымают подлинник ПТС у владельца транспортного средства.
2. Заниженная стоимость транспортного средства. Цена автомобиля намного меньше среднерыночной. Это вызывает подозрения.
3. Срочная продажа транспортного средства.
4. Если продажа машины производилась очень много раз. Это ещё раз подтверждает теорию о том, что машина проблемная и от неё хотят избавиться.

Поиск настоящего владельца.

1. Прочитайте данные в ПТС, по ним можно будет найти настоящего хозяина по соц.сетям.
2. Проверьте государственный номер и VIN-код по базе в интернете и популярных сервисах.

Государственные структуры могут разглашать данные согласно закону ФЗ №152 статьи 7.

Проблемы, с которыми может столкнуться покупатель автомобиля, у которого. два собственника

Два владельца – это нормально

Не частое явление, но вполне возможное. И, главное, законное. Вы, может, такого и не слышали, но у автомобиля, как и у другого имущества может быть два или несколько собственников (владельцев). Это прописано в статье 244 Гражданского кодекса РФ. В пункте 2 говорится, что «имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность)».

Чаще всего два или более собственников появляются после смерти предыдущего владельца автомобиля. В принципе, возможен и такой вариант, когда автомобиль продается не одному, а двум (например) людям. Кто мешает в договоре купли-продажи указать в качестве покупателя и гражданина Иванова, и гражданина Петрова? Да никто, собственно.

В этом случае может возникнуть вопрос о том, как регистрировать автомобиль на двоих собственников. Но об этом мы поговорим чуть позже. А на данном этапе обсуждения следует помнить: «по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену)» (статья 454 ГК РФ).

Что это значит? То, что оба собственника имеют право заключить один договор на продажу принадлежащего им на основании общей (или долевой) собственности автомобиля.

Следует помнить: ГИБДД не регистрирует право собственности на автомобиль; регистрация автомобиля в МРЭО вообще никак не связана с правом собственности.

Покупаем автомобиль, у которого два собственника

Чтобы приобрести автомобиль у двоих, троих,… семерых собственников, необходимо и достаточно заключить договор купли-продажи (в простой письменной форме; нотариальное заверение не является обязательным), в котором указан каждый из собственников. Каждый из собственников ставит в ДКП свою подпись, подтверждая тем самым свое согласие на продажу имущества (в нашем случае, автомобиля).

В принципе, ничего сложного. Сложности возникают, как правило, при заполнении ПТС и регистрации автомобиля в ГИБДД. Но лишь потому, что «гаишники» не знают законов либо им удобнее делать так, а не иначе. О чем это мы?

Владелец транспортного средства прописан в ПТС. А если у авто два владельца? В этом случае в паспорте должно быть заполнено две графы (собственник 1 и собственник 2). При покупке автомобиля каждый из собственников расписывается в своей части, а покупатель вписывается в обе графы и расписывается дважды.

А если их семеро (в ПТС пустых только шесть граф)? Об этом законодательство ничего не говорит. Как же быть? Договариваться собственникам между собой – продавать долю, оформлять доверенности и т.д. В конечном итоге, они же хотят продать этот «чертов автомобиль»? Короче, это проблема продавца, а не покупателя.

С регистрацией проще. В Приказе МВД РФ N399 от 26.06.2018 «Об утверждении Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения…» есть пункт 24, в котором говорится «Регистрация конкретного транспортного средства производится только за одним юридическим или физическим лицом.

Регистрация транспортного средства, принадлежащего двум и более собственникам, осуществляется за одним из них при наличии письменного согласия на это остальных собственников, поданного ими в регистрационное подразделение госавтоинспекции при производстве регистрационного действия».

То есть, наследники при постановке ТС на учет регистрировали его на одного из них. Он же и вписан в Свидетельство о регистрации ТС. Если они перед продажей автомобиль на учет не ставили, им следует передать новому собственнику имеющееся в наличии СТС и оригинал(ы) свидетельства о праве на наследство.

Часто бывает, что «гаишник» в МРЭО отказывает в регистрации собственнику, купившему автомобиль у нескольких владельцев – требует оформить права собственности на одного человека (продавца) с помощью нотариально заверенного договора дарения доли от одного наследника в пользу второго. Он не прав. Ваши действия (выберите сами): согласиться, указать ему на незнание законов, поехать в другое МРЭО, где регистратор будет менее щепетилен и более подкован, жаловаться…

Важно: регистрация автомобиля в ГИБДД за одним из собственников не ущемляет прав других его собственников, касающихся его использования, передачи прав или продажи.

Ссылка на основную публикацию