Статистика продаж автомобилей в РФ в 2022 году

Статистика продаж автомобилей в России в июле 2022 года

Самые популярные автомобили в России в июле 2022 года. Следом за традиционно занимающей первое место Ладой, продавшей 32,0 тыс. авто (+3%), расположились: KIA – 17,1 тыс. (-5%), Hyundai – 13,3 тыс. (-7%) и Renault – 11,2 тыс. (-3%).
Тройка лидеров по концернам выглядит так: Avtovaz-Renault-Nissan, VW Group, Hyundai Group.
По динамике продаж среди крупных производителей впереди Chery – 248%, этот результат позволил китайской компании войти в десятку лидеров. В отстающих Skoda – -36%.
Из модельного ряда на первом месте Lada Granta – 10,9 тыс. продаж (-5%), далее следуют Lada Vesta – 10,2 тыс. (+4%) и KIA Rio – 5,6 тыс. (-20%).

В целом за 7 месяцев 2022 года продано 954 тыс. автомобилей, что на 28,5% больше чем за аналогичный период 2022 года.
Вслед за Ладой, продавшей 232,2 тыс. авто (+42%), идут: KIA – 125,4 тыс. (+26%), Hyundai – 104, т1ыс. (+34%) и Renault – 81,3 тыс. (+29%).
Среди моделей лидируют: Lada Granta – 82,1 тыс. (+34%), Lada Vesta – 67,3 тыс. (+28%) и KIA Rio – 50,4 тыс. (+17%).

Самые продаваемые машины в Москве в мае (актуальные данные смотрите позже): KIA Rio – 1073 шт., Skoda Rapid – 844, Hyundai Solaris – 715, Hyundai Creta – 665, Toyota Camry – 602, Volkswagen Tiguan – 492.
Всего продажи составили 19,4 тыс. автомобилей (в 3 раза больше мая 2022 года), за пять месяцев – 93,2 тыс. (+42%).

Самые продаваемые машины в Санкт-Петербурге в мае (актуальные данные смотрите позже): Skoda Rapid – 320 шт., Volkswagen Tiguan – 272, Volkswagen Polo – 271, Hyundai Solaris – 270, Lada Vesta – 267.
Всего продано 8,0 тыс. автомобилей (в 2,3 раза больше мая 2022 года), за пять месяцев – 40,0 тыс. (+36%).

Комментарии Томаса Штэрцеля, Председателя Комитета автопроизводителей АЕБ: “Как мы указали в июньском пресс-релизе, в этом месяце рынок переживает небольшой спад по сравнению с прошлым годом. В июле 2022 года было продано 136040 легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 4,1% меньше, чем в июле 2022 года после снятия ограничений, связанных с пандемией. В январе – июле 2022 года было продано 957160 автомобилей, что все же на 28,9% больше, чем за аналогичныйпериод прошлого года.
В ближайшие месяцы можно ожидать дальнейших корректировок, связанных с ограничивающими эффектами сокращения производства во всем мире из-за нехватки электронных компонентов”

Статистику продаж новых автомобилей за август смотрите после 7 сентября 2022 года.

На рынке подержанных легковых автомобилей, согласно аналитической компании “Автостат”, перепродажи в мае 2022 года (актуальные данные смотрите позже) составили 565 тыс. авто, это на 53% больше мая 2022 года. Всего за 5 месяцев реализовано 2,3 млн. машин, что на 28% больше предыдущего года.

Предпочтения посетителей сайта Green Way в вопросах и ответах.

Вопрос: “Какую марку Вы предпочтёте при прочих равных условиях?”.

  • 46% Hyundai
  • 41% Ford
  • 13% Renault

Вопрос: “Стоит ли покупать китайские автомобили?”. Ответы: 53% – не стоит, 47% – стоит.

Вопрос: “Какой автомобиль Вы купите при прочих равных условиях, российский или китайский?” разделил аудиторию ровно пополам – 50 на 50. Можно предположить, что на результаты в значительной степени повлияли ответы владельцев российских машин, которых гораздо больше, чем китайских.

Oб автомобилях и ценах – новости за 2022 год.

  • В июле 20 брендов переписали цены своих моделей. Так машины KIA подорожали на 0,9 – 1,9 процентов; Hyundai на 1,0 – 2,6; LADA на 1,4 – 4,4; Renault на 0,1 – 1,7; Skoda на 0,6 – 4,1; Honda на 2,2 – 2,7; Mazda на 1,7 – 2,6. Смотреть подробнее.
  • В России начали продавать места в очереди у дилеров на покупку дефицитных машин. Цены на подобные услуги достигают 50-70 тысяч рублей на фоне повышенного спроса на автомобили. Дилеры и прогнозируют дальнейшее усиление дефицита машин.
    Как это делается говорит директор дилерского центра “Ауди Авилон” Ренат Тюктеев: “Переоформление контракта на другое лицо – вполне распространенная операция. В качестве первого шага покупатель всегда авансирует автомобиль небольшой денежной суммой. Перед финальной доплатой будущий покупатель окончательно решает, на кого будет оформлен автомобиль.”Смотреть подробнее.

Продажи марок новых легковых автомобилей в России в июле 2022 года

Для сортировки щёлкните по заголовку столбца

  • * Продажи легких коммерческих автомобилей включены в общие цифры продаж по брендам и маркам, если присутствуют в продуктовой линейке

Самые продаваемые модели новых легковых автомобилей в России в июле 2022 года

Для сортировки щёлкните по заголовку столбца.

Российский авторынок: статистика первого полугодия

Подведены итоги продаж новых автомобилей в России за первые шесть месяцев этого года. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в первом полугодии реализована 871 тысяча легковушек и легких коммерческих автомобилей, то есть на 36,9% больше, чем в первой половине карантинного 2022-го. А по сравнению с тем же периодом 2019-го рост составил 5,1%. Причем в это количество также включена статистика компаний Mercedes и BMW, которые публикуют свои данные только раз в квартал. На кроссоверы и внедорожники пришлось 46% спроса (400 тысяч машин, по данным АЕБ), а на легкие коммерческие автомобили — 5,8% продаж (51 тысяча). Также официально реализовано 552 электромобиля.

В свою очередь, агентство Автостат подсчитало, что денежная емкость российского авторынка в первом полугодии выросла примерно в полтора раза и достигла 1,5 трлн рублей, ведь машины у нас постоянно дорожают. А на самом деле емкость даже больше, ведь внушительные дилерские накрутки на некоторые модели в расчетах не учитываются.

Понятно, что основными факторами роста продаж стали прошлогодний провал и отложенный спрос. Прибавка могла быть еще более существенной, если бы не дефицит автомобилей. Однако даже в таких условиях не все компании смогли показать рост продаж. Например, Nissan продемонстрировал падение спроса на 2%! Такая же динамика у Хонды, но она уже в начале 2022 года покинет российский авторынок. В минусе Lifan, Isuzu и Jaguar. Провал Chevrolet связан с потерей Нивы, а марки Zotye, Chrysler и smart ушли из России. Зато в ударе крупные китайские компании: Haval и Geely увеличили объем продаж более чем вдвое, а Chery — впятеро!

Читайте также:  Какое масло заливать в двигатель

Российским бестселлером остается Лада Гранта: 71 тысяча машин за шесть месяцев. Семейство Kia Rio не удержалось на втором месте пьедестала, хотя и занимало его несколько месяцев, но по итогам полугодия там обосновалась Лада Веста (57 тысяч). Самым популярным кроссовером уже несколько лет остается Hyundai Creta (39 тысяч). А седан Kia K5 опередил Тойоту Camry.

Основываясь на итогах первого полугодия, в АЕБ обновили прогноз на этот год. Предполагается, что в 2022-м спрос вырастет примерно на 10% относительно 2022 года и достигнет 1 млн 756 тысяч новых автомобилей.

Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в первой половине 2022 года (в сравнении с тем же периодом 2022-го)

Марка6 месяцев 2022, шт.6 месяцев 2022, шт.Динамика
Лада200219132596+51%
Kia10834481219+33%
Hyundai9107263943+42%
Renault7006851535+36%
Volkswagen5394940363+34%
Skoda5279134217+54%
Toyota4665541646+12 %
Nissan2533525745–2 %
Mercedes-Benz2466216939+46%
ГАЗ2380219848+20%
BMW2338317110+37%
Haval162356663+144%
Chery152352887+428%
Mazda1509611878+27 %
УАЗ1317612284+7%
Mitsubishi1207211608+4 %
Lexus105058537+23%
Geely93714499+108%
Audi90396152+47 %
Ford83064511+84%
Suzuki48493183+52%
Volvo46152517+83%
Peugeot41281572+163%
Subaru34662248+54%
Porsche34632338+48 %
Land Rover33582802+20%
Changan24182234+8%
Citroen23301209+93%
Mini15831104+43%
FAW1457713+104%
Genesis1335670+99%
Cheryexeed1220
Infiniti1168663+76%
Cadillac1159515+125%
Opel87059+1375%
Jeep845653+29%
Honda708723–2%
Fiat591486+22%
Lifan434638–32%
Isuzu332406–18%
GAC317
IVECO260137+90%
Jaguar223444–50%
Chevrolet1508291–98%
Brilliance8565+31%
Zotye36111–68 %
Foton3126+19%
Chrysler212–83%
smart149–98%
Dongfeng449
Datsun7462

Топ-25 самых популярных автомобилей в России в первой половине 2022 года (в сравнении с тем же периодом 2022-го)

Статистика продаж авто в России 2022 года (первое полугодие: июнь, май, апрель, март, февраль и январь)

Российский автомобильный рынок подводит итоги продаж первого полугодия 2022 года и делает любопытные выводы исходя из статистики. Эксперты впервые за много лет заговорили о дефиците, который помешал покупателям приобрести больше новых автомобилей. Но даже в таких условиях многие крупные компании умудрились уйти в «минус». Среди аутсайдеров – покидающая Россию – Honda, остающийся весьма пассивным Nissan и традиционно страдающие от отсутствия большого спроса Lifan, Isuzu и Jaguar. В лидерах – китайский автопром, показавший за 6 месяцев текущего года увеличение продаж авто вдвое (Geely, Haval), а в отдельных случаях – даже в пять раз (Chery).

Самыми же продаваемыми новыми автомобилями на российском рынке остается техника Lada: более 200 тысяч реализованных авто, что на 51% больше аналогичного периода прошлого года. Конечно, такой рост во многом обусловлен ковидными «причинами», поэтому красивыми процентами готовы похвастать и многие другие марки:

  • Hyundai – +32%;
  • KIA – +33%;
  • Skoda – +54%;
  • Ford – +84%;
  • Genesis – +99%.

При этом по количеству проданных авто Лада опережает своего ближайшего конкурента Киа ровно вдвое, и эта тенденция имеет все шансы сохраниться во втором полугодии.

Весьма показательным выглядит тот факт, что почти каждый второй проданный автомобиль в России является кроссовером или внедорожником – это 46% всего рынка или порядка 400 тысяч машин. На этом фоне крайне неубедительно выглядит сегмент электрокаров: всего 552 реализованных электромобиля, но важным уточнением к этой статистике становится то, что речь идет исключительно о новой технике, приобретенной в салонах.

Самой продаваемой моделью в первом полугодии стала отечественная Гранта (71208 шт.) На второе место вышла Лада Веста (57031 шт.), которая сместила Киа Рио (44750 шт.) В сегменте кроссоверов лидерство продолжает удерживать Hyundai Creta (38800 шт.), а вплотную за «корейцем» следует обновленное семейство Лада Нива Legend/Travel (30108 шт.) Интересным наблюдением также можно считать серьезный успех модели Kia K5, которая прибавила по отношению к предыдущему отчетному периоду +105% (15277 шт.) и обошла по продажам традиционно популярную в России Toyota Camry (14916 шт.)

Сводная таблица: Топ-25 самых популярных автомобилей проданных на российском рынке за первые 6 месяцев 2022 года

АвтомобилиПерая половина 2022 годаПерая половина 2022 годаРазница
Lada Granta712084992243,00%
Lada Vesta570314261534,00%
Киа Рио447503616424,00%
Хендай Крета388002955431,00%
Хендай Солярис335411844482,00%
Лада Нива Legend/Лада Нива Travel301081943955,00%
Фольксваген Поло285272134134,00%
Шкода Рапид2330910495122,00%
Lada Largus универсал210531552736,00%
Рено Дастер197151208663,00%
Toyota RAV-4191031605719,00%
Фольксваген Тигуан189381344841,00%
Renault Logan168261217038,00%
Kia K5/Optima152777462105,00%
Toyota Camry149161136631,00%
Киа Спортейдж144221087233,00%
Лада XRAY13882865160,00%
Renault Sandero135651092724,00%
Skoda Karoq113474973128,00%
Шкода Кодиак11251872829,00%
Renault Kaptur10147853719,00%
Nissan Qashqai965410281–6%
Kia Seltos96134010140,00%
Мазда CX5961088499,00%
Рено Аркана9354723629,00%

Сводная таблица: Топ-15 самых популярных автомобильных марок в России (по результатам первого полугодия 2022 года)

ПроизводителиПерая половина 2022 годаПерая половина 2022 годаРазница
Лада20021913259651,00%
Kia1083448121933,00%
Hyundai910726394342,00%
Renault700685153536,00%
Volkswagen539494036334,00%
Skoda527913421754,00%
Toyota466554164612,00%
Nissan2533525745–2%
Mercedes-Benz246621693946,00%
ГАЗ238021984820,00%
BMW233831711037,00%
Haval162356663144,00%
Chery152352887428,00%
Mazda150961187827,00%
УАЗ13176122847,00%

Всего за январь-июнь 2022 года в России было продано порядка 871 тысячи легковых автомобилей, кроссоверов и внедорожников. Рост по сравнению с 2022-ым составил 36,9%, хотя и показатели 2019-го тоже были превзойдены – +5,1%. Согласно выводам экспертов, рынок восстанавливается после серьезной просадки, вызванной пандемией Covid-19, тогда как многие дилеры активно пользуются высоким спросом и используют завышенные наценки. И это несмотря на постоянное удорожание автомобилей, которое уже официально увеличило денежную емкость российского авторынка до 1,5 трлн. рублей.

Аналитики отмечают, что имеющаяся динамика превосходит ожидания, но серьезным фактором риска остается возможное ухудшение эпидемиологической обстановки. Дилеры же настроены оптимистично и не готовятся к новому локдауну. Такого же мнения придерживается Ассоциация европейского бизнеса, которая прогнозирует, что по итогам 2022 года в РФ будет продано около 1,75 миллиона новых автомобилей, что составит рост в размере 9,8%.

Еще одной угрозой для этих планов некоторые эксперты видят рост цен, но на борьбу с этим уже брошены госпрограммы, плюс российские чиновники отказались от повышения утилизационного сбора. Интересно, что еще в начале года прогнозы по объемам продаж были куда более скромными: всего +2,1%. Сами же дилеры объясняют увеличение цен курсовыми колебаниями, которые не дают стабильной картины даже в ближайшей перспективе. Вместе с тем, с началом лета рост цен замедлился, тогда как с начала года новые машины в среднем подорожали на 5-10%.

Самый продаваемый кроссовер на российском рынке, правда на фото изображено абсолютно новой поколение Креты, которое только недавно начала свои продажи в России.

Продажи новых автомобилей в России за 2022 год

Продажи новых машин

в 2022 году (январь – август)

Продажи новых машин

в 2022 году (январь – август)

Всего продаж

Всего на рынке России в 2022 году было реализовано 870 747 автомобилей. Что можно узнать по статистике продаж автомобилей в России в 2022 году? Давайте рассмотрим марки-лидеры по продажам в 2022 году.

Лидером на автомобильном рынке России в 2022 году являются автомобили марки Lada. Благодаря доверию покупателей к бренду, транспортные средства марки Lada были реализованы в количестве 160 123 единиц. Кроме этого бренда в ТОП-5 вошли Kia (89 543 автомобиля), Hyundai (71 868 автомобилей), Renault (56 803 автомобиля) и Volkswagen (43 268 автомобилей).

Самыми же продаваемыми моделями в 2022 году в России стали автомобили Lada Granta. В 2022 году было реализовано 57 968 автомобилей Lada Granta. На втором месте идут автомобили Lada Vesta с показателем в 45 099 автомобилей. Также в ТОП-5 вошли такие автомобили как Kia Rio (38 316 автомобилей), Hyundai Creta (31 485 автомобилей), Hyundai Solaris (26 335 автомобилей).

Итоги продаж автомобилей в России

МаркаянварьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрьИтого
1Lada21 85728 27233 77937 93138 284160 123
2Kia15 05116 51620 05719 10118 81889 543
3Hyundai10 94913 84215 33315 48316 26171 868
4Renault8 53410 17111 65913 95712 48256 803
5Volkswagen6 1667 3409 99710 0399 72643 268
6Skoda6 0367 0299 73710 3659 56142 728
7Toyota5 3337 64010 2788 5147 34939 114
8Nissan3 2724 7505 7053 6813 82721 235
9ГАЗ2 1023 2504 5214 9114 38119 165
10Mazda2 1533 2102 6892 4942 21012 756
11Haval1 5672 1582 8333 0013 16712 726
12Chery1 9141 9982 3982 9802 99012 280
13Mercedes-Benz3 0763 8804 80211 758
14BMW2 8473 5924 44710 886
15УАЗ1 3051 5772 7332 5462 19910 360
16Mitsubishi9371 9652 2302 0742 1109 316
17Lexus1 4281 2272 4912 0361 8669 048
18Audi1 0851 4021 6251 7291 5117 352
19Geely5551 2031 7321 8112 0017 302
20Ford9101 0701 4091 6071 5406 536
21Suzuki4106639318939313 828
22Volvo4445577988929193 610
23Peugeot3924977368437543 222
24Porsche4125157037295402 899
25Land Rover4485276336036252 836
26Subaru4045236746225832 806
27ChangAn2633954854334422 018
28Citroen2132863714624081 740
29Genesis571702453212411 034
30Cadillac131176302208146963
31Infiniti104180234228191937
32Mini186234287707
33Honda82108139162119610
34Fiat768611312382480
35Lifan8364767768368
36Isuzu4341276784262
37GAC2721686364243
38Iveco4032405942213
39Jaguar4324193651173
40Chevrolet1726433517138
41Brilliance13182217979
42Zotye94610231
43Foton87112129
44Smart11
N/A3405417949 5549 250166 874187 353
Общие продажи101 322127 787158 213160 699155 852166 874Н/ДН/ДН/ДН/ДН/ДН/Д870 747

Примечания

  1. Данные предоставлены из официальных источников: АЕБ, АСЕА, Automotive News, GoodCarBadCar, Focus2move, а также из официальных данных автопроизводителей.
  2. Общие продажи и список марок может отличаться, т.к. данные предоставлены по маркам на портале VERcity.
  3. N/A – статистика по моделям, отсутствующие в каталоге VERcity. Грузовые автомобили, специальная техника и тд.
  4. Все данные собраны из открытых источников и не имеют подтверждения у официальных цетров. Данные предоставлены только в ознакомительных целях. В случае любых нарушений сообщите нам (auto@vercity.ru), после получения запроса, он будет обработан в срок от 2 до 5 рабочих дней.

Общая статистика продаж автомобилей в России

На портале VERcity мы публикуем проверенные данные от ассоциаций и производителей машин, чтобы вы могли:

  • Изучать вкусы российских автолюбителей и прогнозировать их поведение в кризисных условиях.
  • Использовать данные графиков и таблиц для продвижения новых моделей на рынок.
  • Удовлетворить личный интерес и узнать интересные факты об автомобильной отрасли.

Мы ведем статистику автомобилей в России, начиная с 2005 г. Поэтому на портале вы легко найдете данные за любой месяц из указанного периода. После завершения очередного отчетного квартала мы обновляем информацию, чтобы держать вас в курсе событий.

АЕБ пересмотрела прогноз российского авторынка на 2022 год

Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала данные о продажах новых легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России в I половине 2022 года. Продажи выросли на 36,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 5,1% по сравнению с 2019 годом. Всего за январь–июнь 2022 года было продано 870 749 автомобилей.
За июнь 2022 года дилерам удалось реализовать 157 808 автомобилей, что на 28,7% больше, чем в 2022 году, и на 9,8% больше показателей 2019 года.

«Отмечается приятный рост с допандемийным годом. Первое полугодие 2022 года показывает значительно лучшую динамику по сравнением с 2022 годом, что объясняется ситуацией локдауна прошлого года», — сказал на первой полугодовой конференции Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) председатель Комитета автопроизводителей Томас Штэрцель.

Основными трендами полугодия, по его словам, стало то, что:

  • рынок восстанавливается лучше, чем ожидалось;
  • сохраняется превышение спроса над предложением;
  • стабильная ситуация и высокая доходность у дилеров;
  • меры господдержки внесли значительный вклад в поддержку спроса;
  • сохранение утилизационного сбора на текущем уровне позволяет избежать дополнительного роста цен.

«В связи с впечатляющими результатами первого полугодия АЕБ изменяет свой прогноз роста рынка с 2,1% на 9,8% на 2022 год. Всего будет продано 1,75 млн автомобилей», — сказал Штэрцель. Прогноз АЕБ основан на том, что рынку удастся избежать полного локдауна.

Главные вызовы, которые производителям предстоит преодолевать в этом году, — это:

  • глобальная нехватка полупроводников;
  • значительный рост цен на материалы, в том числе на металл;
  • повышение цен на услуги;
  • негативное влияние последствий пандемии на локальных поставщиков автокомпонентов.

«В 2022 году российский автомобильный рынок пройдет по верхней границе нашего прогноза начала года в 2-5%», — говорит аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Судя по прогнозу АЕБ, рынок останется на уровне 2019 года, что все равно предполагает падение во втором полугодии на 5% к 2019 году и на 8% к 2022 году, когда было продано 1,76 и 1,6 автомобиля соответственно, продолжает эксперт.

Проблема дефицита автомобилей из-за нехватки полупроводников не уйдет до конца года, спрос будут поддерживать покупатели, которые, опасаясь роста цен, будут продолжать покупать автомобили, считает Беспалов.

За январь-июнь стоимость автомобилей в России выросла в среднем на 7%, но отдельные модели дорожали на 20%, так как именно на этот период пришлась основная коррекция цен из-за девальвации и удорожания комплектующих из-за их дефицита, писала газета «Коммерсант».

«Рынок останется на уровне прошлого года, рост на 2-5% возможен, если поставки автомобилей сохранятся в том же объёме, что и сейчас, к тому же рынок поддержат продажи автомобилей китайских брендов, опять же в случае, если будет ввезен заявленный объем», — считает Андрей Терлюкевич, генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр».

«Росту рынка во втором полугодии может помешать дефицит автомобилей, который из-за нехватки комплектующих будет только усилиться. С другой стороны спрос превышает предложение, люди торопятся совершить покупку по максимально выгодной цене. Так что в целом, снижения продаж во втором полугодии мы не ожидаем», — считает Андрей Павлович, председатель правления АГ «АВИЛОН».

Объем продаж по итогам года вряд ли будет выше 1,7 млн новых автомобилей, скорее даже ближе к 1,65 млн единиц, говорит Андрей Ольховский, генеральный директор «АВТОDOM». Рост продаж будет у тех брендов, которые смогут наладить поставки автомобилей и обеспечат комплектующими свои производства, например, китайских автопроизврдителей.

Премиальный сегмент будет восстанавливаться быстрее, чем массовый, продолжает Ольховский, так как объем автомобилей в штуках значительно меньше и, соответственно, будет проще получить нужное количество комплектующих.

Статистика продаж автомобилей в России в 2022 году

В статистику продаж включены автомобили как местной сборки, так и импортируемые.

Эксперты ожидают, что в 2022 количество проданных автомобилей увеличится, из-за отложенного спроса и дефицита новых авто на рынке. Из-за пандемии автопроизводители сократили объем выпуска и образовалась очередь на покупку новых авто. Отложенный спрос повлиял не только на новые автомобили, но и на рынок поддержанных авто, в результате цены подскачили вверх, как на новые так и на б/у.

Статистика продаж автомобилей в России за январь 2022 года

Количество проданных автомобилей в январе составили 95 213 штук, что на 4,2% (4 156 штук) меньше чем в январе 2022 года. По количеству продаж как всегда лидирует Lada, второе место Киа (KIA), третье место Hyundai.

Ежемесячные данные не включают статистику продаж BMW и Mercedes-Benz Rus, в связи с решением BMW Group и Mercedes-Benz AG изменить периодичность публикации данных о продажах с ежемесячной на ежеквартальную. Смотрите ежеквартальную статистику снизу после статистике по месяцам.

ТОП – 25 самых продаваемых автомобиля за январь 2022 года в России

Статистика продаж автомобилей в России за февраль 2022 года

Количество продаж автомобилей в феврале 2022 года выросло до 120 081 штук по сравнение с февралем 2022 года. Что на 0,8 процента (1008 штук) больше.

1) Lada (Лада) – 28 272 шт
2) Kia (Киа) – 16 516 шт
3) Hyundai (Хендай)– 13841 шт
4) Renault (Рено) – 10 171 шт
5) Toyota (Тойота) – 7640 шт

ТОП – 25 самых продаваемых автомобиля за февраль 2022 года в России

Статистика продаж автомобилей в России за март 2022 года

Количество продаж автомобилей в марте 2022 года на 5,6 % по сравнению с мартом 2022 года и составило 148 676 автомобилей. Март 2022 года был лучшим месяце продаж, после чего был введен Локдаун из-зи Ковида.

1) Lada (Лада) – 33 779
2) Kia (Киа) – 20 057
3) Hyundai (Хендай)– 15 332
4) Renault (Рено) – 11 659
5) Toyota (Тойота) – 10 278

ТОП – 25 самых продаваемых марки авто за март 2022 года в России

Статистика продаж автомобилей в России за 1-й квартал 2022 года

Количество продаж автомобилей за первый квартал 2022 года упала на 2,7% до 387 322 штук по сравнение с 1-кварталом 2022 года. Это на 11 196 машин меньше. Очевидно, что следующие месяцы будут демонстрировать рост так как мы их будем сравнивать с наихудшим периодом прошлого года, связанного с пандемией и ограничением производства автомобилей. С другой стороны покупательский из-за роста цен снижается, у некоторых производителей наблюдается дефицит машин по некоторым моделям. Самым любимым сегментом автомобилей у покупателей являются внедорожники.

• Коммерческие автомобили – 21263 шт или 5,5%
• Внедорожники – 183 266 шт или 47,3%
• Пикапы – 1 784 шт или 0,5%
• Электромобили – 204 шт

Статистика продаж за 1-й квартал 2022 года:

1) Lada (Лада) – 83 908
2) Kia (Киа) – 51 624
3) Hyundai (Хендай)– 40 122
4) Renault (Рено) – 30 364
5) Toyota (Тойота) – 23 251
6) Skoda (Шкода) – 22 802
7) VW (фольксваген)– 21 977
8) Nissan (Ниссан) – 13 727
9) Mercedes-Benz ( Мерседес-Бенц) – 11 406
10) BMW (БМВ) – 10 886

ТОП – 25 самых продаваемых марки авто за 1-й квартал 2022 года в России

Статистика продаж автомобилей в России за апрель 2022 года

Количество продаж автомобилей в апреле 2022 года увеличилось на 290% по сравнению с апрелем 2022 года и составило 151970 автомобилей.

1) Lada (Лада) – 37 931
2) Kia (Киа) – 19 101
3) Hyundai (Хендай)– 15 483
4) Renault (Рено) – 13 957
5) Skoda (Шкода) – 10 365

ТОП – 25 самых продаваемых марки авто за апрель 2022 года в России

Статистика продаж автомобилей в России за май 2022 года

В мае 2022 г. рост продаж автомобилей составил на 134% больше, или на 84400 штук по сравнению с маем 2022 года, количество продаж новых автомобилей составило 147400 шт.

1) Lada (Лада) – 38 284
2) Kia (Киа) – 18 818
3) Hyundai (Хендай)– 16 261
4) Renault (Рено) – 12 482
5) Skoda (Шкода) – 9 561

ТОП – 25 самых продаваемых марки авто за май 2022 года в России

Статистика продаж автомобилей в Беларуси в 2022 году .

Если вам нужна полная диагностика автомобиля или подбор авто, обращайтесь в наш автоподбор в Минске Sarafan-auto.by

Блог:

Топ-5 Лучших толщиномеров Рейтинг 2022 года

Российский авторынок в первом полугодии заметно вырос

Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) опубликовал статистику продаж в России за первое полугодие 2022 года. За шесть месяцев реализовано 870 749 легковушек и лёгкого комтранса, что на 36,9% больше, чем в первом полугодии 2022-го. Напомним, что весь 2022-й завершился падением рынка на 9,1%, и наши читатели, прогнозируя развитие ситуации в 2022-м, больше всего голосов отдали за дальнейшее снижение. Но пока прогноз не оправдался, а рынок начал восстанавливаться после сложного прошлого года.

Продажи новых легковых автомобилей и лёгкого коммерческого транспорта в России по маркам за июнь и первое полугодие 2022/2022 годов¹ (данные АЕБ)
МаркииюньМаркиянварь-июнь
20212020%20212020%
Avtovaz (Lada)40 09628 020+43Avtovaz (Lada)200 219132 596+51
Hyundai*19 20413 373+44KIA108 34481 219+33
KIA18 80117 007+11Hyundai*91 07063 852+43
Renault*13 26510 704+24Renault*70 06851 535+36
VW10 2207553+35Škoda52 79134 217+54
Skoda10 0637282+38VW50 76138 061+33
Toyota*75417364+2Toyota*46 65541 646+12
ГАЗ ком.авт.*46373760+23Nissan25 33525 745–2
Nissan41004267–4Mercedes-Benz23 80716 246+47
Haval35091444+143ГАЗ ком.авт.*23 80219 848+20
Chery2955659+348BMW23 38317 110+37
УАЗ*28162770+2Haval16 2356663+144
Mitsubishi27561671+65Chery15 2352887+428
Mazda23402642–11Mazda15 09611 878+27
Geely20691042+99УАЗ*13 17612 284+7
Ford ком.авт.*17701088+63Mitsubishi12 07211 608+4
Audi1687956+76Lexus10 5058537+23
Lexus14572023–28Geely93714499+108
Suzuki1021604+69Audi90396152+47
Volvo1005562+79Ford ком.авт.*83054432+87
Peugeot*906300+202Suzuki48493183+52
Subaru660294+124Volvo46152517+83
Citroen*590232+154Peugeot41281572+163
Porsche564469+20Subaru34662248+54
Land Rover522340+54Porsche34632338+48
VW ком.авт.*461354+30Land Rover33582802+20
Changan400535–25VW ком.авт.*31882302+38
FAW392236+66Changan24182234+8
Genesis301127+137Citroёn*23301209+93
Cheryexeed300MINI15831104+43
Opel*25624+967FAW1457713+104
Infiniti231104+122Genesis1335670+99
Cadillac196103+90Cheryexeed1220
Jeep175118+48Infiniti1168663+76
FIAT*111113–2Cadillac115959+1375
Honda98221–56Opel*870693+23
GAC74Mercedes-Benz ком.авт.*855653+29
Isuzu*7071–1Jeep845723–2
Lifan6692–28Honda708486+22
Jaguar5084–40FIAT*591638–32
Iveco*4732+47Lifan434406–18
Chevrolet1237–68Isuzu*332
Brilliance611–45GAC317137+90
Zotye510–50Iveco*260444–50
Foton*25–60Jaguar223264–43
Chrysler1Chevrolet15065+31
Ford*13Brilliance85111–68
DFM85Zotye3626+19
Hyundai ком.авт.*33Foton*3191–98
Avtovaz (NIVA)2+228Hyundai ком.авт.*212–83
Datsun1560Chrysler279–99
Ford*149–98
smart1449
DFM8+027
Avtovaz (NIVA)+7
Datsun462
Итого157 808122 622+28,7Итого870 749635 959+36,9
1. Продажи лёгких коммерческих автомобилей включены в общие цифры продаж по брендам и маркам, если присутствуют в продуктовой линейке (отмечены *); указаны отдельно по некоторым маркам. Ком. авт.

Как индикатор настроений можно рассматривать не только массовые сегменты рынка, но и всякую экзотику. Например, продолжился подъём российского рынка электромобилей. В абсолютном выражении он ещё очень и очень мал. Но зато темп изменений тут очень наглядный. Если за весь 2022 год в России куплено 756 новых «электричек», то лишь за первые шесть месяцев 2022-го — уже 552 штуки.

25 наиболее продаваемых моделей легковых автомобильных марок в России за июнь и первое полугодие 2022/2022 годов (данные АЕБ)
МестоМодельиюньМодельянварь-июнь
20212020%20212020%
1Lada Granta14 13311 478+23Lada Granta71 20849 922+43
2Lada Vesta11 9328442+41Lada Vesta57 03142 615+34
3Hyundai Creta73156417+14Kia Rio44 75036 164+24
4Hyundai Solaris72063811+89Hyundai Creta38 80029 554+31
5Kia Rio64347873–18Hyundai Solaris33 54118 444+82
6Volkswagen Polo60804991+22Lada Niva30 10819 439+55
7Lada Niva53994232+28Volkswagen Polo28 52721 341+34
8Skoda Rapid PA II49221533+221Skoda Rapid PA II23 3091760+1224
9Renault Duster48752557+91Lada Largus VP21 05315 527+36
10Lada Largus VP39823376+18Renault Duster19 71512 086+63
11Volkswagen Tiguan35632152+66Toyota RAV419 10316 057+19
12Kia K53343Volkswagen Tiguan18 93813 448+41
13Toyota Camry32942084+58Renault Logan16 82612 170+38
14Lada Xray26981772+52Kia K515 276
15Toyota RAV426622635+1Toyota Camry14 91611 366+31
16Renault Logan25482208+15Kia Sportage14 42210 872+33
17Skoda Karoq24261737+40Lada Xray13 8828651+60
18Hyundai Santa Fe2213876+153Renault Sandero13 56510 927+24
19Kia Seltos21001415+48Skoda Karoq11 3474973+128
20Renault Sandero20682466–16Skoda Kodiaq11 2518728+29
21Kia Sportage19712104–6Renault Kaptur10 1478537+19
22Renault Arkana18891609+17Nissan Qashqai965410 281–6
23Skoda Kodiaq18561497+24Kia Seltos96134010+140
24Renault Kaptur17571804–3Mazda CX-596108849+9
25Lada Largus VU1700817+108Renault Arkana93547236+29

Интересно, что как первое полугодие, так и отдельно июнь в 2022 году превзошли показатели продаж не только соответствующих периодов 2022 года, но и 2019-го. Полугодие вообще вышло благоприятнее, чем ожидалось. Правда, новая волна эпидемии, равно как подорожание металла и проблемы с поставками полупроводников вызывают беспокойство. И всё же АЕБ позитивно смотрит на вторую половину года. Ассоциация даже пересмотрела в лучшую сторону свой прогноз на итоги всего 2022-го: предсказан суммарный рост рынка легковушек в России на 9,8%, до 1 756 000 автомобилей. В начале года прогнозировалось куда более скромное значение годового роста, только на 2,1%.

Леонид Попов, 7 июля в 08:26. Фото фирм-производителей

Итоги продаж новых автомобилей в 2022 году

Статистика продаж автомобилей в России в 2022 году

В потоке новостей начала мая как-то не получила должного внимания информация об итогах продаж новых автомобилей в 2022 году. Вполне возможно, было достаточно других информационных поводов, которые преобладали в это время, либо просто было скромные результаты продаж в первом квартале не способствовали росту интереса.

Как мы помним, в апреле прошлого года вся страна в ее подавляющем большинстве ушла на удаленную работу, а работа сферы услуг, предоставление которых было возможно только в очном режиме, была, фактически, под запретом. На этом фоне, рынок продаж новых автомобилей продемонстрировал драматическое падение, когда было реализовано всего 39 тыс. новый автомобилей, – это минимальный объем ежемесячных продаж за последние несколько лет – до этого никогда в последние годы в месяц не продавалось меньше 100 тыс. новых машин, а среднемесячный объем продаж колебался в районе 150 тыс. единиц. Тем особенно было интересно отследить, как будут идти продажи новых машин в этом году.

В первые три месяца этого года продажи шли хуже, чем в предыдущие годы, – за весь первый квартал было реализовано на 12 тыс. машин или 2,8% меньше, чем в первом квартале 2022 года, что не вызывало оптимизма у экспертов. Так, например, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель сообщал, что «в целом ситуация на рынке не вызывает удивления. Покупательский интерес несколько снижается по мере роста цен, в некоторых случаях по-прежнему наблюдается дефицит в предложении определенных моделей. Неопределенность с повышением утилизационного сбора также не помогает рынку. Наибольшее замедление продаж наблюдается в массовом сегменте».

Однако, всё изменилось именно в апреле. Давайте посмотрим на графики динамики продаж:

Если по итогам 1 квартала 2022 было падение продаж на 2,8%, то уже по итогам первых четырех месяцев года рост составил 23,3%. Особенно эта цифры выглядит впечатляюще после падения на 19% за аналогичный период прошлого года. Более того, объемы продаж за январь-апрель лишь немногим недотягивают до аналогичных в 2019 году, уступая им всего 0,2%.

В целом, это хорошие новости не только для автомобильного рынка, но и для сопутствующих ему отраслей, включая банковский сектор и страхование.

Очевидно, что именно продажи апреля развернули динамику первого квартала. Посмотрим, как это выглядит на графике.

Объем продаж в апреле 2022 года составил почти 152 тыс. автомобилей. Эта цифра включает в себя продажи автомобилей немецкими автоконцернами за 1 квартал, т.к. помесячные данные по ним отсутствуют. Это почти в четыре раза больше, чем в апреле 2022 года – чистый прирост продаж составил 290%, и на 2,5% больше, чем в первые четыре месяца 2019 года, хотя и чуть меньше, чем в 208 году. Продажи апреля не достигли пиковых значений квартальных месяцев, однако, на фоне общей динамики продаж, эти цифры вполне в тенденции предыдущих лет.

Кто впереди?

Бессменным лидером продаж является автомобили российского автоконцерна АвтоВАЗ – продажи этой марки занимают 22,6% от продаж всех автомобилей на рынке, и в 2022 году эта доля выросла на 1,2 процентных пункта. Общий объем продаж марки составил 122 тыс. автомобилей увеличившись по сравнению с прошлым годом на 30%.

Второе и третье место занимают корейские автопроизводители KIA и Hyundai с объемами продаж 70,7 (+25,8%) и 55,6 (+26,3%) тыс. автомобилей. В целом лидеры в марках довольно стабильны уже несколько лет, поэтому здесь вся интрига возникает лишь в том, чьи темпы роста или падения более высокие.

Или нет? Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что наибольший темп роста продемонстрировала марка Skoda – с приростом в 38% эта марка не только продала 33,2 тыс. автомобилей, но и обошла в рейтинге марку Toyota, чей темп роста в группе лидеров оказался наименьшим и составил 6,6% с объемом продаж 31,8 тыс. автомобилей. На продажи марки Skoda большое позитивное влияние оказал выход новых рестайлинговых моделей, а то время, как модельный ряд Toyota представлен автомобилями, которые пользовались особым спросом в 2022 году.

Стоит отметить, что в период сильного падения продаж в прошлом году именно продаж марки Toyota, практически не изменились по количеству относительно предыдущего года, в то время как лидерами по падению в группе наиболее продаваемых марок были корейские автопроизводители. Вполне возможно полагать, что клиентский сегмент данных марок сильно дифференцирован и по-разному реагирует на экономические потрясения.

Какие марки были наиболее востребованы у потребителей в апреле?

Картинка, примерно, та же самая, однако, несложно заметить, что непосредственно в апреле серьезный рывок сделали корейские автопроизводители KIA и Hyundai, тем роста которых был наибольшим в группе лидеров – 341% и 534% соответственно. Этот рост, в том числе, способствовал увеличению доли в объеме продаж. Причем настолько, что доля практически всех остальных производителей снизились.

Наиболее популярные модели

Ниже в таблице представлены ТОП-25 наиболее популярных моделей в 2022 году по объему продаж.

Больше всего продаются модели Lada Granta и Lada Vesta. Тем не менее, марки корейских автопроизводителей KIA и Hyundai также весьма популярны.

Более детально и более подробно посмотреть и проанализировать данные о продажах новых машин теперь можно и на нашем сайте в новом разделе Рынок автомобилей в России – Статистика продаж .

Что дальше?

Уверен, этот год будет богат на интриги в продажах новых машин. Во-первых, будет интересно посмотреть, каковы будут продажи мая – с высокой долей вероятности можно утверждать, что они будут выше, чем в мае 2022 года, но вот темп роста, скорей всего, уже будет ниже, чем в апреле. Ключевой вопрос – на сколько?

Также далее будет интересно понаблюдать за продажами в летний и осенний периоды – в 2022 году в эти месяцы наблюдался, достаточно, высокий спрос на машины, который большинство экспертов связывали с фактом отложенных покупок – можем ли утверждать, что высокий темп роста апреля и ожидаемый рост мая – это, всего лишь, смещение отложенного спроса с будущих месяцев, или продажи машин так себя не ведут?

Может ли быть такое, что высокий рост апреля был связан с ожиданиями потребителей относительно дальнейшего роста цен на новые автомобили и снижение доступности автокредитов вслед за повышением Центральным Банком России ключевой ставки два раза в течение месяца?

Ответы на эти вопросы мы узнаем уже достаточно скоро. И будем следить за динамикой продаж в том числе на нашем сайте.

Статья подготовлена и одобрена by эксперт страхового рынка Максим Чернов

Реальные продажи машин в 1 квартале упали в 3 (!) раза сильнее, чем по статистике. Почему?

По данным АЕБ, продажи в России в первом квартале 2022 года снизились на 2,8%, или всего на 11 тысяч машин. Однако эти цифры, представленные в открытом доступе, не совсем точно отражают действительность: в них посчитаны автомобили, отгруженные дилерам, а не выданные покупателям. Для более объективной оценки ситуации давайте взглянем на статистику числа регистраций новых автомобилей в ГИБДД в первом квартале. Это позволит выяснить сразу несколько фактов: какова реальная динамика продаж относительно прошлого года и какие бренды сильнее других завышают цифры продаж. Заодно можно взглянуть на долю «прошлогодних» машин в структуре продаж каждого бренда, но поскольку речь идет о первом квартале года, эта статистика будет интересной далеко не везде – в этот период все распродают остатки машин предыдущего года выпуска. Куда любопытнее узнать, насколько показательна общая заявленная рыночная динамика.

Как мы уже поясняли в одном из прошлых материалов, расхождение в объемах машин, отгруженных дилерам и поставленных на учет, – явление не то чтобы крайне удивительное или ненормальное. Во-первых, у разных брендов может быть разная модель работы с дилерами: например, крупные дистрибьюторы популярных марок могут иметь обширные складские запасы, а при малых масштабах продаж основная часть машин может приезжать под покупателя. Во-вторых, ситуация зависит от спроса: при его повышении число зарегистрированных машин может быть даже больше числа отгруженных из-за распродажи складов, а падение спроса вызывает обратную динамику. В-третьих, отгруженная дилеру машина так или иначе приносит прибыль бренду – отсрочка платежа и другие «поблажки» изменяют лишь сроки продажи автомобиля и постановки его на учет. Однако бывает и такое, что расхождение между «желтыми» машинами, отправленными дилерам, и реально проданными оказывается слишком большим. Иногда доходит до забавного: по собственным заявленным данным бренд показывает прирост, а по статистике регистраций демонстрирует падение. В общем, как раз на то, какие бренды «желтят» больше других, и будет любопытно взглянуть.

Но перед тем как погрузиться в продажи отдельных брендов, давайте оценим общую рыночную ситуацию – здесь цифры оказываются не менее интересными. По данным АЕБ, в первом квартале продажи относительно аналогичных периодов прошлого года (АППГ) колебались незначительно. В январе они снизились на 4,2%, в феврале показали прирост в 0,8%, а в марте снова подсели на 5,7%. Итоговый заявленный показатель первого квартала – минус 2,8% относительно АППГ, или 387 322 машины против 398 518 в абсолютном выражении. А вот число поставленных на учет в ГИБДД новых автомобилей говорит, что данные АЕБ слишком оптимистичные. Здесь цифры несколько иные: 346 511 автомобилей в этом году против 375 627 в прошлом, что дает нам падение уже на 7,7%. Иными словами, реальное сокращение авторынка почти в 3 раза (в 2,75, если быть точными) выше, чем заявленное. Само собой, здесь тоже есть незначительные погрешности. Например, из самого очевидного – то, что машины, купленные в конце марта, могут встать на учет в апреле. Однако итоговых результатов это не отменяет: фактическое падение рынка заметно сильнее, чем то, что озвучено официально.

Ну а теперь, обозначив общий тренд на снижение продаж, давайте взглянем, как это снижение распределилось среди участников рынка. А начнем «ревизию» с премиум-брендов.

Премиум-сегмент

Можно начать в алфавитном порядке, чтобы сразу наткнуться на ту самую любопытную нестыковку. Audi занимает четвертое место в премиум-сегменте по объемам продаж, причем как «желтых», так и «белых». При этом число зарегистрированных в начале года машин даже превышает данные, поданные в АЕБ: 4510 штук против 4112. Здесь сказывается то самое затоваривание складов и отложенный спрос: в начале года покупатели начали покупать прошлогодние машины, чтобы получить максимальную выгоду от «старых» цен и скидок за год в ПТС. Это наглядно подтверждается цифрами: 2,5 из 4,5 тысяч зарегистрированных машин – прошлогодние. Но это не так удивительно для первого квартала. Самое интересное здесь другое: по данным АЕБ, Audi закончила квартал с приростом продаж в 4%, а вот статистика регистраций в ГИБДД говорит ровно об обратном: минус 15%. Вот такая занимательная математика в начале года.

Следующий интересный факт демонстрируют BMW и Mercedes-Benz. По данным АЕБ, марка занимает второе место по объему продаж с результатом в 10 886 машин, слегка уступая Mercedes-Benz с его 11 406. А вот по данным о регистрациях баварцы занимают уверенное первое место: на учет встало 10 466 автомобилей, в то время как результат Mercedes – 8845 автомобилей. При этом ситуация у Mercedes та же, что у Audi: при заявленном АЕБ приросте в 10% зарегистрировано в первом квартале 2022 года на 7% меньше машин, чем в прошлом, и почти 80% этого объема – автомобили 2022 года выпуска. Впрочем, у BMW эта доля абсолютно такая же, но вот объемы «честнее». Здесь прирост регистраций даже превышает данные АЕБ: если официально бренд закончил год «в нулях», то по постановкам на учет наблюдается прибавка в 3%. На честном третьем месте в сегменте закончил год Lexus. У японцев статистика, конечно, тоже несколько приукрашена: 13% против 3%, но доля прошлогодних машин чуть ниже, чем у немцев: 3406 машин из 4708, или 73%.

Из более скромных премиум-брендов хорошими результатами могут похвастать Porsche, Genesis и Cadillac. Немцы, конечно, тоже слегка не дотягивают до заявленного прироста в 16%, но +10% по числу регистраций – все равно очень неплохо. Вдобавок доля прошлогодних машин здесь низкая – всего треть. Корейцы в разы уступают Porsche по объемам продаж, но зато прирост клиентских машин даже выше, чем дилерских, а доля прошлогодних автомобилей тоже составляет около 30%. Ну а Cadillac демонстрирует самые впечатляющие процентные прибавки: +73% по данным АЕБ и +44% по расчетам ГИБДД. Расширение модельного ряда кроссоверов моделями XT6, XT5, XT4 приносит свои плоды, пусть продажи и прирастают в основном за счет скидок на прошлогодние экземпляры.

У остальных игроков сегмента ситуация отрицательная. Само собой, в разной степени: так, если Volvo при заявленном росте в 6% потеряла в регистрациях 8%, то Jaguar «честно» просел примерно на 70%, продав около сотни машин за квартал. У Jeep и Mini теория и практика тоже сходятся, а вот Infiniti «бравирует»: заявлен прирост в 1%, но на учет встало на четверть меньше машин, чем в прошлом году. Вдобавок абсолютно все они были 2022, а то и 2019 года выпуска – посмотрим, появятся ли свежие поставки в следующем квартале.

Отдельно отметим просадку в продажах автомобилей люкс-класса. Здесь сохранил уровень только Rolls-Royce: за первые три месяца 2022 года зарегистрировано 38 машин против 40 годом ранее. При этом Bentley потеряли треть объема: 42 машины против 66, а у Lamborghini и вовсе 4 проданных спорткара против 34 в прошлом году – то есть, снижение составило почти 90%.

А еще здесь же, в дорогом сегменте, стоит взглянуть на продажи электромобилей. До революции нам пока далеко: в первом квартале года зарегистрировано 307 электрических машин. Правда, в прошлом году их было всего 53, так что фактически мы имеем прирост, в 6 раз. Причем этот прирост обеспечила не только Tesla с 67 проданными машинами против 15, но и новинки сегмента в лице Porsche Taycan и Audi E-Tron.

Porsche Taycan Turbo S

Средний и бюджетный сегмент

А вот в среднем и бюджетном сегментах, которые точнее отражают реальную рыночную ситуацию, похвастаться хорошими результатами почти некому. В «честном» плюсе – только Mazda и Lada. Японцы не только успешны, но и прозрачны: число регистраций почти в точности совпадает с числом проданных машин, и неважно, что более 80% из них – прошлого года выпуска. Ну а прирост Lada не очень удивителен, на фоне роста цен и снижения реальных доходов все больше покупателей обращаются к самым бюджетным автомобилям на рынке. Вдобавок в начале года дилеры не только выдавали самые ходовые модели, но и распродали часть складов, так что прирост по числу регистраций вдвое превысил официальную динамику по отгрузкам – 10% против 5%. При этом даже у абсолютного и вечного лидера доля прошлогодних машин в первом квартале составила 45% – это можно держать в уме при оценке результатов других марок.

Корейские бренды, как и в прошлых годах, имеют некоторое расхождение в отгрузках и постановках на учет. Так, Kia, по данным АЕБ, закончила год с нулевой динамикой относительно АППГ, а вот зарегистрировано было на 12% меньше машин, чем годом ранее. Примерно такой же «зазор» у Hyundai: минус 3% по отгрузкам и минус 14% по машинам, выданным покупателям. Доля прошлогодних машин у Hyundai-Kia почти такая же, как у Lada: 45-50%.

Неплохо закончила год Skoda: пусть +9% из пресс-релиза АЕБ не нашли своего подтверждения в отделениях ГИБДД, но прирост все равно есть, пусть и формальный, на уровне 1%. Тем более что и доля «старых» машин у чехов не выше, чем у других – 42%. Так что итоги года можно считать очень неплохими, особенно на фоне многих других. Например, Subaru просела по регистрациям на 11%, Nissan – на 31%, а Mitsubishi и вовсе на 44%, причем у всех них результаты близки к официально заявленным. Даже Toyota показала небольшой и «честный» спад на 15%, все равно оставшись при этом в пятерке самых популярных брендов. А вот Volkswagen пошел по корейскому пути: АЕБ заявила о снижении продаж на 8%, а по регистрациям недосчитались сразу 21%. Зато успешной распродажей складов на фоне постоянно растущих цен отметился УАЗ: отгрузки дилерам в первом квартале сократились на четверть, а на учет встало столько же машин, что и в прошлом году. Правда, оценивать результаты здесь бессмысленно еще и потому, что 2/3 машин ушли «на работу» к юридическим лицам.

Результаты некоторых брендов в таблице стоит снабдить комментарием о коммерческой линейке: прежде всего это Citroen, Peugeot и Opel. Огромная разница между данными по отгрузкам и регистрациям обусловлена тем, что АЕБ включает продажи легких коммерческих автомобилей в общий объем, а в регистрациях они не учтены. Та же ситуация у Foton, Renault, Hyundai и Toyota, но у этих брендов коммерческая линейка не перекашивает итоговые цифры. На статистику Datsun уже можно не смотреть: бренд официально прекратил продажи в январе, так что АЕБ исключила его из списка, и сейчас идет распродажа складских запасов. А вот для того, чтобы более наглядно оценить ситуацию по Chevrolet, мы даже посчитали отдельно «настоящий» Chevrolet, официально продающий в России только Tahoe и Traverse, и «узбекский» Chevrolet, реализующий Cobalt, Nexia и Spark. Подробнее о том, как в России снова появились бюджетные Chevrolet, мы рассказывали в материале о самых дешевых автомобилях российского рынка. Если вкратце, то обретшее независимость предприятие Uz-Auto договорилось с GM о продажах машин под американским брендом, и к нам снова поехали давно знакомые «бюджетники», причем не только из Узбекистана, но и из Казахстана.

Что будет дальше?

Показатели первого квартала, несомненно, интересны, но во втором квартале нас ждет настоящая чехарда с цифрами. Причина тому – карантинные ограничения, начавшиеся с прошлого апреля. Напомним, что, по данным АЕБ, рынок в первом квартале минувшего года вырос на 1,8%, а в апреле рухнул сразу на 72,4%, до жалких 39 тысяч машин, и по итогам полугодия продажи сократились на 23,3%. Очевидно, по итогам второго квартала и первого полугодия следует ожидать крайне ярких показателей, которые на практике будут объясняться эффектом низкой базы, вызванного карантином и приостановкой работы дилерских центров в апреле-мае. Реальная же картина будет ясна только к концу года.

Покупали и будем покупать: авторынок России в цифрах

В 2022 году Россия заняла 4-е место по продажам новых легковушек в Европе. Впереди Германия (2,92 млн машин, падение за год на 19,1%), Франция (1,65 млн, —25,5%) и Великобритания (1,63 млн, —29,4%). За нами Италия (1,38 млн, —27,9%) и Испания (0,85 млн, —32,3%).

А российский рынок закончил прошлый год со снижением продаж на 2,3%. На 2022‑й Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) прогнозировала примерно такой же минус, а мы предполагали падение примерно на 5%.

Как это было

Первый квартал показал рост почти на 2% вопреки всем прогнозам. Второй квартал выдал такие результаты, что на его фоне самый кризисный 2009‑й оказался не худшим, что случалось с российским авторынком. В апреле спрос просел почти на три четверти (-72,4%), в мае — вдвое (-51,8%). Июнь принес снятие львиной доли ограничений, и снижение составило только 14,6%.

Эксперты заговорили о том, что по итогам 12 месяцев стоит ожидать падения на 25% при оптимистичном сценарии. А пессимисты прочили —50% и больше.

На пандемию наложился очередной виток ослабления рубля — российская валюта начала падать по отношению к доллару и евро с начала года и к середине осени потеряла около трети. Дилеры стали переписывать ценники втрое чаще. Сложилась парадоксальная ситуация: взять кредит выгоднее, чем пытаться копить. Потребительский заем без обеспечения реально взять дешевле 10–11% годовых. По фирменным программам автопроизводителей ставки еще ниже, вплоть до беспроцентной рассрочки. А подорожание машин за год явно выше!

И кредиты берут активно. По предварительной оценке агентства «Автостат» и Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в ушедшем году доля сделок с привлечением займов достигла 45%. Больше было только в благополучные 2008 и 2013 годы, когда кредитные продажи составляли 46%. Сейчас это вынужденный шаг, ибо по-другому сложно.

Как только снова открылись автосалоны, россияне бросились пристраивать деньги. С июля по ноябрь продажи росли, достигая плюса в 7%. В новостях замелькало давно забытое слово «дефицит»: аукнулся простой заводов в карантинные месяцы. Ажиотаж выправил статистику: падение за первое полугодие на 23,3% сократилось к концу декабря до 9,1%.

Кросс-купе Renault Arkana вышло на рынок в середине 2019‑го с диапазоном цен 1–1,5 млн рублей, а через полтора года подорожало до 1,21–1,64 млн. Базовая версия прибавила больше 20%! Некоторые Мерседесы подорожали в течение 2022 года на 25% и больше, а внедорожник G350d стал абсолютным рекордсменом: за год +50% к цене!

Кто удивил

Уровень развития рынка можно косвенно оценить по доле, которую занимает модель-лидер. Последние два года это Лада Гранта, оттянувшая на себя 8,3–8,5% всех продаж в стране. Меньше было даже в 2015‑м (8%), когда народ не успел отойти от шокирующего обвала рубля. А больше — только в 2001–2007 годах, когда на рынке безраздельно властвовал АВТОВАЗ. Всё закономерно: когда рынку плохо, а покупатель небогат, на первое место по объемам продаж выходят самые дешевые машины.

Еще меньше сократились продажи Фольксвагенов (-4%), а Skoda вообще выросла на 7% — благодаря многочисленным новинкам. Toyota подвела своим падением, и у нас стало на один бренд меньше с продажами свыше 100 000 машин. Японцев вдобавок обошли удачливые чехи.

BMW реализовал то, на что не хватило сил год назад: оставлен позади Mercedes, причем марка BMW оказалась лидером премиум-сегмента и вышла в топ‑10 брендов по продажам.

Китай продолжает удивлять. Локализованные Haval (+41%) и Geely (+61%) «сожрали» Audi и при сохранении таких темпов в следующем году потеснят Lexus. Chery и Changan сильно проигрывают им по абсолютным продажам, зато в процентном выражении более успешны: +80% и +153% соответственно. Всего же, если к данным АЕБ добавить приблизительные результаты брендов GAC и JAC, в России было продано около 58 тысяч китайских автомобилей. Это почти в полтора раза больше, чем дилеры пристроили годом ранее (40 тысяч). Похоже, россияне избавляются от предрассудков семимильными шагами — или на другие машины денег не хватает?

Самый популярный на российском рынке «китаец» — Geely Atlas белорусского производства (7311 штук). Далее идут тульский Haval F7 (6782) и импортный Chery Tiggo 4 (5715).

Что мы покупали

В топ‑25 вернулся Nissan X‑Trail. Седан Kia Optima в нем бы удержался, не смени он имя при переходе из одного поколения в другое. А так Оптимы и К5 вошли в статистику двумя разными строчками. Суммарно их продали 19 860 штук, и было бы у них 24‑е место «абсолюта». А вылетел бы Mitsubishi Outlander.

Audi осталась единственной маркой, ввозящей к нам большие классические универсалы. Версию Avant за год выбрали 22 покупателя А4 и еще 15 машин — покупатели А6.

Из основных ниш рынка Mercedes сумел опередить BMW только силами Е‑ и S‑классов. В обоих случаях перевес отнюдь не подавляющий. Неформальный по меркам представительских седанов Lexus LS выбрали всего 11 человек. Странно, ведь даже немолодой Jaguar XJ приглянулся девятерым.

В таблице с подробной раскладкой по месяцам и моделям несложно увидеть то, на что любят пенять АЕБ — так называемые «приписки». Данные учитывают не фактические передачи клиентам или, к примеру, постановки на учет, а отгрузки дилерам или предзаказы. По отдельным моделям в декабре результаты интригующе большие.

В топ‑25 половина моделей (12 штук) относится к одному альянсу: Лада, Renault, Nissan и Mitsubishi. В целом на рынке доля этого гиганта 36,4%.

Замысел представительств понятен: побольше машин впихнуть в статистику уходящего года. Их, конечно, продадут, никуда они не денутся. Но, строго говоря, эти продажи должны идти следующим периодом. Так, нарисовался «ажиотажный спрос» на Cheryexeed TXL (226 машин за ноябрь-декабрь), Geely Tugella (260 за декабрь), Land Rover Defender (235 за декабрь). «Дэф» за два месяца вообще заказали больше людей, чем Discovery 5 за весь год (261 против 250). Есть и другие модели, у которых в последнем месяце продажи вдруг оказываются в полтора-два раза выше ноябрьских.

Редкий случай: у нас все оказалось гораздо позитивнее, чем в Европе. И не только в ней. Индию, например, «закрыли» настолько жестко, что в апреле там продали ровно ноль новых машин. А в Европе в апреле продажи обвалились в 4,2 раза по отношению к апрелю 2019‑го. В мае ограничения начали постепенно снимать, и падение сократилось до 2,1 раза. В отдельных странах по весне фиксировалось снижение на 80% и более, а по итогам всего года европейский рынок недосчитался четверти клиентов (минус 24,3%).

После такого года хочется сказать: куда уж хуже? И перестать волноваться за будущее. Переживем!

АЕБ прогнозирует небольшой рост продаж в 2022 году — на 2,1%, до 1,63 млн автомобилей. Не вмешался бы снова COVID‑19…

  • Теперь вы можете укомплектовать автонабор соответственно своим потребностям и пожеланиям. В интернет-магазине «За рулем» представлены брендовые товары, получившие наивысшую оценку за качество.
  • Для тех, чья профессия и интересы связаны с транспортом и туризмом, у нас есть раздел нормативной и специальной литературы.
Ссылка на основную публикацию