Виды автостекла: лобовое, боковые и заднего вида

Виды и типы автомобильных стекол и их маркировка

Автостекло по сравнению с обычным оконным стеклом является более прочным и безопасным, так как оно устанавливается на автомобиле, где приходится выдерживать большие механические нагрузки. На сегодняшний день используются две технологии производства стёкол для автомобилей – закаливание большим перепадом температур (сталинит) и изготовление многослойных структур с применением органического клея (триплекс).

Автостекла наиболее уязвимые элементы автомобиля. При их изготовлении используются сложные технологии

Виды автомобильных стекол

Закаливание сталинит стекла нагреванием до 650-6800 С и быстрым последующим остужением потоком холодного воздуха создают на его поверхности остаточные силы, направленные на сжатие и увеличивающие прочность поверхности и её термическую стойкость. При разрушении закалённое стекло под действием поверхностных статических сил рассыпается на множество мелких частей, которые не имеют режущих кромок и безопасны для пассажира и водителя.

Сталинит — безопасен, но хрупок.

Сталинит – стекло, которое применяется в автомобилестроении для изготовления задних и дверных стёкол, а также верхних люков. Его можно распознать по маркировке буквой «Т» или надписи Tempered, что обозначает «Закалённое». Российские закалённые стёкла для автомобилей обозначаются буквой «З».

Триплекс более устойчив и надежен

Триплекс – стекло, представляющее собой два листа, соединённых плёнкой поливинилбутила. Эластичная органическая прослойка создаёт амортизационную устойчивость стекла к внешним механическим воздействиям. При разрушении стекла, его осколки не выпадают, а остаются приклеенными к пластмассовой прослойке, поэтому не представляют угрозы для сидящего впереди водителя и пассажира. Устойчивые к ударам триплекс стёкла применяются в автомобилестроении в качестве лобового остекления кузовов.

Чаще всего применяется в изготовление лобовых стекол. Кроме устойчивости к разрушению трёхслойное триплекс стекло обладает дополнительными эксплуатационными характеристиками, которые способствуют его распространению. К ним относятся способность к поглощению шума, пониженная теплопроводность и термическая устойчивость, возможность окрашивания.

Многослойные автомобильные стёкла , состоящие из нескольких листов и имеющие не один склеивающий органический слой, применяются очень редко в эксклюзивных моделях автомашин представительского класса. Они создают хорошую тепло- и шумоизоляцию салона автомобиля и могут использоваться также в бронированных инкассаторских машинах.

Многослойное бронированное стекло Audi A8 L Security. Вес стекла — 300 кг, спокойно выдерживает попадание из автоматического оружия

Профессионально и качественно установить автостекло в кузов автомобиля можно только с помощью специального оборудования и материалов, которые имеются в ремонтных мастерских и салонах. При наличии мелких повреждений в виде микротрещин и сколов их можно устранить с помощью полировки, не снимая стекло.
Замену стекла целесообразно проводить при наличии больших продольных трещин, угрожающих дальнейшим его разрушением. Автомобильные стёкла могут устанавливаться методом вклеивания или с помощью резиновых уплотнителей.

Первый способ, более прогрессивный, обеспечивает кузову дополнительную жёсткость. Он обладает высокой прочностью и герметичностью соединения. Второй способ с использованием резиновых уплотнительных держателей относится к классическому методу, но постепенно выходит из практического применения.

Автостёкла обозначаются определённым унифицированным способом, принятым среди производителей стекла и маркируются в одном из углов. Маркировка стекла содержит определённую информацию о типе и его производителе.

Маркировка автомобильных стёкол и её содержание

Общепринятая маркировка автомобильных стекол

Маркировка автостекла состоит из цифровых и буквенных обозначений и имеет следующие позиции:

1. Фирменный знак или наименование производителя.

2. Цифровой код государства, которое сертифицировало стекло. Оно может проходить сертификацию как в стране производителя, так и в стране реализации. Ниже приведена таблица кодов стран, сертифицирующих стёкла для автомобилей.

ГосударствоЦифровой код
Германия1
Франция2
Италия3
Голландия4
Швеция5
Бельгия6
Венгрия7
Чехия8
Испания9
Югославия10
Англия11
Австрия12
Люксембург13
Швейцария14
Норвегия16
Финляндия17
Дания18
Румыния19
Польша20
Португалия21
Россия22
Греция23
Ирландия24
Хорватия25
Словения26
Словакия27
Белоруссия28
Эстония29
Босния и Герцеговина31
Латвия32
Турция37
ЕЭС42
Япония43

3. Соответствует ли стекло стандарту США.

4. Дата производства стекла (месяц/год).

Ещё кое-что полезное для Вас:

Обозначения типов стёкол для автомобилей:

  • лобовое стекло повышенной прочности – I;
  • лобовое триплекс стекло – II;
  • многослойное лобовое обработанное стекло – III;
  • пластиковое лобовое стекло – IV;
  • не лобовые стёкла с проницаемостью ниже 70% (в том числе сталинит стекло) – V;
  • двойные стёкла с проницаемостью более 70% — V-V.

Дополнительная маркировка автомобильных стекол

Дополнительная маркировка автостекол

Дополнительно на ветровое стекло могут наноситься следующие элементы:

  • пятка для установки зеркала, которая наклеена на поверхность стекла;
  • датчик осадков для автоматического включения дворников также наклеен на автостекло;
  • датчик освещённости для автоматического включения оптических приборов автомобиля в сумерках;
  • сенсор влажности для автоматического включения вентилятора и устранения запотевания стекла;
  • верхняя тонированная полоса для защиты зрения водителя от воздействия прямых солнечных лучей при езде против Солнца;
  • укрепляющие и уплотняющие молдинги, которые могут использоваться также в декоративных целях;
  • AS-маркировка ветрового стекла с цифрами 1-3, обозначающие степень прозрачности. Максимально прозрачное стекло обозначается как AS1;
  • окошечко в нижней части стекла для установки и обозрения VIN-кода автомобиля;
  • чёрная шелкографическая полоска по границе стекла, которая обозначает его контуры и маскирует крепёжные детали, защищая их также от действия солнечных лучей. Она сделана на основе пластмассы;
  • логотип фирмы — производителя стекла.

Таким образом, с помощью системы еврокодов, нанесённой на поверхность стекла, можно выяснить основные его характеристики и назначение.

Какое стекло используется в автомобилях?

Современные автостекла — продукт высокотехнологичный и очень прочный. Какие же технологии делают автомобильные стекла такими устойчивыми к повреждениям?

Существует два вида автостекол: триплексное и закаленное (каленое, сталинит).

Триплекс используется для лобового стекла, а из закаленного стекла изготавливают боковые и задние автостекла. Обе эти технологии используются для того, чтобы стекло было не только прочным, но и безопасным, и при аварии не вредило людям: оставалось на пленке (триплекс) или рассыпалось на мелкие осколки без острых краев (сталинит).

Читайте также:  Продал машину - нужно ли подавать декларацию? Декларация при продаже автомобиля

Лобовое стекло, как правило, достаточно долговечно. А вот боковые стекла чаще требуют замены, в том числе, по своему состоянию и ресурсу.

Триплекс

Триплексное стекло проще всего представить в виде слоеного пирога. Внешний и внутренний слой стекла соединены склеивающим слоем на основе полимерной (поливинилбутиральной) пленки. Благодаря такой эластичной прослойке, триплекс очень устойчив к воздействиям.

Даже если триплексное стекло повреждается, например, ударом камня, оно не разрушается полностью — только трескается. И если образовался скол, его можно отремонтировать.

А еще триплексные стекла безопасны, потому что в результате сильного удара при аварии осколки стекла остаются приклеенными к пленке и не ранят людей в салоне автомобиля.

Триплексное стекло имеет маркировку LAMINATED.

Помимо маркировки, отличить качественный триплекс можно по форме краев. Заводское стекло имеет тщательно обработанную кромку, гладкую и без шероховатостей. А еще оригинальное стекло должно точно стать в проем кузова (если подобрано в соответствии с моделью автомобиля).

Обычно по технологии триплекс изготавливают лобовые стекла. Но некоторые производители используют триплексные стекла и для бокового и заднего остекления, что обеспечивает максимальную защиту при авариях.

В частности, триплексными боковыми и задними стеклами оснащают топовые комплектации премиум-автомобилей и джипы: Volvo S80, S60, XC90, Jeep, Cadillaс и др.

Раньше в продаже можно было встретить «почти» триплекс — дуплекс.

Это двуслойное стекло, то есть лист стекла со слоем прозрачного пластика, который упрочняет его и удерживает осколки. Сегодня дуплекс практически не используется в автопроме.

Триплексные стекла могут быть бесцветными или тонированными, с затемняющей полосой или шелкографией, с датчиками дождя и другими опциями — все зависит от производителя автостекла.

Закаленное стекло

Сталинит — однослойное закаленное стекло. Его особенность в том, что при аварии такое стекло рассыпается на мелкие осколки с неострыми краями, и тем самым не ранят людей, которые находятся в салоне автомобиля.

Изготавливают сталинит из обычного листового стекла, нагревая его до 650-680 °C и затем быстро равномерно остужая потоком воздуха. В результате такой термической обработки в поверхностных слоях стекла образуются остаточные напряжения сжатия. В отличие от обычного стекла, прочность закаленного при ударе выше в 5-6 раз.

На производстве прочность закаленного стекла проверяют комплексом тестов. Например, сбрасывают с высоты 1200 мм на стекло толщиной 4 мм мягкий груз массой 45 кг.

Маркируют боковые и задние автомобильные закаленные стекла как TEMTERED, TEMPERLITE.

Другие виды автостекол

Редко, но встречаются многослойные стекла. Это несколько листов стекла, склеенные слоями технической пленки как сэндвич. Многослойные стекла ставят на автомобили премиум-класса, чтобы повысить тепло- и шумоизоляцию салона. А еще многослойное стекло используется на бронированных в легкой степени автомобилях.

Тонированное стекло — это стекло, которое получается при добавлении в стекломассу оксида железа в строго определенной пропорции. Добавленный оксид железа не только определяет цвет, но и придает стеклу особые свойства. В частности, способность к теплопоглощению. Тонированное стекло имеет светло-зеленый оттенок и защищает салон автомобиля от попадания инфракрасных лучей.

Итого

При замене стекла важно учитывать, какой тип стекла подразумевает комплектация именно вашего автомобиля. Закаленное стекло не будет держаться в проеме кузова для триплекса, а триплекс не поместится в проем для сталинита.

Самое важное — выбрать качественное оригинальное стекло известных брендов.

Замена автостекла в попытке сэкономить на поддельное может привести к трагическим последствиям.

О том, как отличить оригинальное стекло от поддельного, мы писали здесь.

Маркировка стекол автомобиля. Виды и расшифровка.

Сегодня известно два вида стекол для автомобилей и пять разновидностей маркировки для изделий. Производят автостекла на сегодняшний день примерно два десятка производителей во всем мире.

На автостекле в угловой части сверху или снизу можно найти стандартную маркировку, которая расскажет о разновидности стекла, позволит определить год изготовления и производителя изделия. Кроме этого, по маркировке можно выяснить, какие действия проводились с машиной после ее угона (при наличии противоугонной маркировки). Иными словами, маркировка способны предостеречь и защитить владельца авто.

Чтобы расшифровать обозначение на стекле, стоит сразу разобраться, какие разновидности автостекол существуют.

Вид автостекол

Автомобильные стекла ранжируются в зависимости от производственного материала и имеют значимые для автовладельца различия в прочностных показателях и не только.

Триплекс

Стекло, выпущенное по технологии триплекс, включает в себя несколько слоев. Традиционно это два слоя, скрепленных между собой полимерной пленкой. Традиционно такое автомобильное стекло устанавливают в роли лобового/ветрового, редко – боковых или панорамных. На поверхности такого изделия написано Laminated, Lamisafe, что означает многослойное.

За счет эластичной органической составляющей триплекс практически невосприимчиво к механическому воздействию -имеет очень высокий показатель прочности. Стандартная толщина изделия – 5-7 мм, усиленные изделия производят толщиной 8-17 мм.

При разрушении стекло не раскалывается на осколки, полимерная пленка удерживает их – водитель и сидящие в салоне автомобиля не пострадают.

В числе прочих положительных свойств триплекс:

  • высокая степень шумоподавления;
  • устойчивость к термическому влиянию;
  • возможность смены оттенка;
  • экологичность материалов.

Из недостатков триплекс можно справедливо отметить большой вес, сложность производственного процесса и сравнительно высокую стоимость.

Сталинит

Такое изделие применяют в качестве задних, дверных стекол и люков сверху. На его поверхность наносят букву “Т” и надпись Tempered, Temperlite, Therlite, что переводится, как закаленное.

В России такой тип автостекол обозначают буквой З и устанавливают на Классику.

Сталинит дешевле триплекса, однако, оно не такое прочное. При разрушении стекло крошится на небольшие фрагменты с тупыми гранями. Автомобилисту не советуют использовать сталинит в роли лобового стекла: в случае аварии осколки могут навредить водителю и сидящим в салоне.

Производители

Сегодня существует порядка двадцати производителей автомобильных стекол. Условно изготовителей можно разделить на три класса. Самые известные из них:

  1. Производители изделий премиум-класса: Pilkington (Великобритания), Saint Gobain Sekurit (Франция), AGC (Япония), PPG (США).
  2. Изготовители стекол бизнес-класса: JAAN (Польша), Guardian (США), Shatterprufe (ЮАР).
  3. Фирмы, занимающиеся изготовлением стекол эконом-класса: XYG (Китай), CSG (Китай), FYG (Китай), Starglass (Испания), Tamglass (Финляндия) и пр.
Читайте также:  Nissan Micra третьего поколения с индексом K12 (2002 - 2022)

Маркировка

Оригинальные автомобильные стекла отличаются заводской маркировкой или омолагацию. Если научиться читать обозначение, можно не только не нарваться на подделку, но и узнать, где был сертифицирован продукт, дату его выпуска и другие интересующие автомобилиста данные.

Маркировка расположена в угловой части изделия (сверху или снизу). Она состоит из нескольких компонентов:

  • наименование производителя/товарного знака;
  • разновидность стекла (материала);
  • соответствие изделию евростандарту качества и код страны, в которой производилась сертификация (буква Е с числовым кодом сверху).

Стандарты

Рассмотрим несколько стандартов маркировок детальнее и расшифруем их на конкретных примерах.

Американский

Американская разновидность маркировки подчиняется стандарту FMVSS 205. Все изделия, передаваемые на автозаводские конвейеры, маркируются определенной информацией, которая гарантирует безопасность детали.

Маркировка в форме монограммы имеет интересное название жук.

В стандарте США имеются символы DOT, M и AS. Номер после DOT – это сертификат завода-изготовителя, подтверждающий факт соответствия изделия предписаниям транспортного департамента Америки.

Рассмотрев маркировку стекла PPG на примере ниже и сверив код 18, можно утверждать, что продукция относится к компании PPG и изготовлена в Питсбурге (США).


Европейский

В Европе действуют стандарты безопасности, которые относят к авто, реализуемым на территории стран ЕС. Поскольку в Европе действуют законодательства нескольких государств, было решено создать и принять единый стандарт ECE R43, подписанный всеми членами ЕС. На изделиях с европейской маркировкой, буква “Е” расположена в монограмме.

Некоторые элементы автостекол, реализуемых и установленных в Америке, имеют Маркировку европейского типа и прописанные на поверхности AS.

На примере маркировки стекла ниже мы можем утверждать, что изделие изготовлено под маркой Pilkington. Стекло прошло сертификацию в Германии Е1. Код завода-производителя изделия 682 (ST HELENS WA, ENGLAND).


Маркировка стекол китайских и японских автомобилей

Китайские стекла

В маркировках стекол производителей из Китая и Японии все читается по

аналогичному принципу. Из маркировки стекла китайского изготовителя FY, который владеет двумя парами заводов по производству автостекол, мы видим, что перед нами многослойное изделие. Стекло было сертифицировано в Нидерландах.

В приведенном случае в маркировке не указаны буквы ССС в круге. Это значит, что авто поставляется в Европу. В остальных случаях маркировка содержит CCC E000199/E000039.

Японские стекла

Перед вами пример маркировки стекла крупного мирового концерна по изготовлению стекол Asahi Glass Company (Япония). Все изделия, заготовленные в этой стране, шифруются кодом 43.

Это стекло носит марку AGC Automotive. К Asahi Glass Company относятся также Asahi, Lamisafe, AP Tech. Splintex, Temperlite, Asahimas, БОР.

Российские стекла

Российская разновидности маркировки стекол подчиняется ГОСТ 5727-88, действующему в РФ. Маркировка стекла ВАЗ (см. пример ниже) включает следующие элементы:

  1. WL многослойное автомобильное стекло (ветровое);
  2. TINTED теплопоглощающее;
  3. E2 43R 000 5418 знаки официально утверждено;
  4. ARB (в ромбике) – знак Борского стекольного завода для альянса Рено-Ниссан-Автоваз.
  5. . 8 дата выпуска.

Расшифровка маркировки стекла

Обобщая и дополняя информацию, приведенную выше, предоставим полную расшифровку маркировки автомобильного стекла пояснениями:

1.Товарный знак (торговая марка)

Обозначает принадлежность изделия к определенному заводу-изготовителю – AGC AUTOMOTIVE, Pilkington.

2. Расширенный тип автостекла

Наклонные римские цифры от I до VI наносятся на поверхности стекол соответствующих видов:

  • I упрочненных ветровых;
  • II многослойных ветровых;
  • III триплекс обработанных;
  • IVпластиковых;
  • V не ветровых с процентом пропускной способности меньше 70;
  • VI двухслойных с тем же коэффициентом.

3.Код страны (Е)

Речь идет о стране, в которой стекло прошло сертификацию. На изделии может быть указаны сочетания букв и цифр от E1 – Германия до E43 – Япония.

КодСтрана
Е1Германия
Е2Франция
Е3Италия
Е4Нидерланды
Е5Швеция
Е6Бельгия
Е7Венгрия
Е8Чехия
Е9Испания
Е10Сербия
Е11Англия
Е12Австрия
Е13Люксембург
Е14Швейцария
Е16Норвегия
Е17Финляндия
Е18Дания
Е19Румыния
Е20Польша
Е21Португалия
Е22Россия
Е23Греция
Е24Ирландия
Е25Хорватия
Е26Словения
Е27Словакия
Е28Беларусь
Е29Эстония
Е31Босния и Герцеговина
Е32Латвия
Е37Турция
Е42Европейское сообщество
Е43Япония

4. Обозначение номера материала (М)

5. Код материала, который определяет тип изделия, включает оттенок и его толщину.Дата производства автостекла

Эта информация может быть приведена в двух формах:

Через дробь с прописью месяца и года изготовления, например, 5/20 май 2022-го года.

Сочетанием цифр и точек. Цифра и точки отображают год, сумма точек до цифрового обозначения месяц выпуска, сумма точек после цифрового обозначения месяц изготовления + 6.

6. Изделие прошло испытания на прочность и пропускную способность

AS1. Изделие может быть закреплено в любом месте транспортного средства.

AS2. Не может быть применено в роли ветрового стекла (не пройден тест на проникновение).

AS3. Изделие нельзя использовать на авто в качестве ветрового и бокового стекла. Применимо к затемненным стеклам.

7. Код DOT или шифр производителя

Код с цифрами указывает на настоящего изготовителя стекла. Этот код обязательно должен быть отображен на всех изделиях без исключения.

8. Тип автостекла

Laminated Lamisafe из двух и более слов с пленкой

  • Tempered, Temperlite, Therlite закаленные
  • 9. Соответствие стандарту безопасности ССС Е000199/Е00039 (Китай)

    10. Соответствие стандарту безопасности ECE R43 (43R-001532) (Европа)

    Значки на стеклах. Дополнительные обозначения

    На стекле машины могут быть нарисованы дополнительные изображения, расшифровку которых тоже не помешает знать:

    Автостекла: виды, состав, характеристика

    Гарантия от сколов и трещин на лобовом стекле AGC AUTOMOTIVE

    «Умные» стекла на авто – комплекс инновационных технологий в сфере остекления и высоких…

    Стекло Хамелеон на авто быстро набрало популярность. Это покрытие защищает от ультрафиолетового…

    При выборе остекления необходимо знать, требования, которые предъявляются к остеклению, а также какие стекла в машине бывают. Каждый водитель должен быть уверен в состоянии своего автомобиля, исправности и целостности механизмов. Важную роль при управлении играет остекление. Если автостекло покрыто трещинами и царапинами, требуется ремонт.

    Требования к характеристикам автостекол

    Автостекло должно соответствовать требованиям, которые предъявляются к нему по международным стандартам и закреплены ГОСТом:

    • высокая прочность: на фронтальную зону приходится самая высокая нагрузка, так как остеклению приходится выдерживать давление сильного ветра, силу удара камешков, осадки; плохой материал лобового стекла автомобиля будет царапаться и прокрываться паутинками трещин от незначительных ударов, а качественное автостекло с высокими характеристиками выдерживает высокие привычные нагрузки;
    • безопасность при разбивании: качественный состав стекла автомобиля при сильном ударе не разлетается на осколки с острыми краями, а распадается на мелкие кусочки без зазубрин, поэтому при ДТП получить смертельные порезы с хорошим автостеклом нельзя;
    • отсутствие дефектов, трещин, пузырьков или волн на поверхности, которые ухудшают видимость;
    • обтекаемая форма остекления, чтобы при движении не создавать дополнительное сопротивление, усиливающее нагрузку на полотно.

    Из чего делают стекла автомобиля: состав автостекол

    В машине есть лобовое (или ветровое), заднее и боковые окна с форточками. В зависимости от места установки используются разные виды автостекла – триплекс или сталинит.

    1. Триплекс – автомобильное стекло повышенной прочности с усиленным составом. Полотно состоит из трех стеклянных слоев. Между ними расположена пленка, которая делает состав лобового стекла автомобиля еще прочнее и предотвращает образование сколов при сильном ударе. Осколки не разлетаются по сторонам, а остаются висеть на пленке. Триплекс – дорогая технология, поэтому его ставят только на фронтальную зону. В машинах премиум-сегмента триплекс стекла могут использовать по всему кузову.
    2. Сталинит – простой состав автомобильного стекла обуславливает низкую цену. Его получают путем закаливания стеклянного листа. При ударе закаленное стекло автомобилей разлетается на мелкие гранулированные осколки округлой формы, которые исключают получение травмы при столкновении. Сталинит ставят в бюджетные машины по всему кругу остекления. В более дорогих моделях сталинит идет для установки на двери и багажник.

    Устройство лобового стекла автомобиля зависит от материала, вида и марки. В некоторых авто на фронтальном остеклении стоят датчики, функция автономного обогрева, антенны.

    Когда нужно менять лобовое стекло в автомобиле

    Замена лобового остекления требуется, если на нем появились трещины или сколы, которые мешают нормальному управлению. При трещинах ухудшается видимость, уменьшается угол обзора, а фары встречных автомобилей отражаются в царапинах, преломляющих свет. Ездить с поврежденным лобовым нельзя.

    В сервисах предлагают ремонт или замену лобового автостекла. Ремонт можно осуществить, если остекление пострадало незначительно. Ремонт предполагает полировку или шлифовку неглубоких царапин, а также заклеивание трещины по периметру во избежание дальнейшего расползания.

    Плюсы и минусы замены лобового стекла:

    • занимает мало времени: шлифовка или полировка – сложный процесс, требующий много времени для реализации, поменять стекло профессиональный монтажник может за 2 часа;
    • снижение рисков при ДТП: новое качественное остекление при сильном ударе может выдержать давление и остаться целым, защищая всех пассажиров, а автостекло после ремонта теряет 50% своей прочности, поэтому риск вылететь через ветровое окно из салона становится высоким;
    • повышенная гарантия: на установку нового остекления в «Автогласс Моторс» дают расширенную гарантию на само полотно и работу, при ремонте гарантии на стекло нет.

    Основной минус замены – это высокая стоимость, так как необходимо оплатить саму работу мастера и материал для замены.

    Нельзя оставлять без внимания появление трещин или сколов, так как они будут постепенно расширяться, ухудшая характеристики обзора при вождении. Замену автостекла необходимо осуществлять в сервисе, так как работа требует профессионализма и навыков.

    35 лет назад на орбиту вышел первый спутник ГЛОНАСС. Что за система и как работает

    Ровно 35 лет назад, 12 октября 1982 года, на орбиту вышел первый аппарат ГЛОНАСС — «Спутник 1413». Именно с него началась работа крупнейшей навигационной системы в России.

    С релизом iPhone 4s ГЛОНАСС стала одной из систем позиционирования в смартфонах Apple, и используется по сей день. Она получила широкое распространение как в военной, так и в гражданской сфере.

    Немногие смогут внятно ответить на вопрос о том, что такое ГЛОНАСС и чем она отличается от GPS. Разбираемся.

    Что такое ГЛОНАСС

    ГЛОНАСС — российская глобальная навигационная спутниковая система. Она охватывает всю поверхность земного шара.

    Основная задача комплекса — навигация и геопозиционирование любого объекта и времени. Разумеется, это происходит с помощью множества спутников вокруг земной орбиты.

    На сегодняшний день, точность определения координат объектов составляет несколько метров. Ожидается, что к 2022 году аппаратный комплекс будет ещё лучше определять позицию — погрешность до 1 метра.

    Как работает ГЛОНАСС

    Для полного покрытия земной орбиты необходимо постоянное наличие на орбите 24 спутников. Причём для определения координат объекта требуется «видеть» четыре из них.

    Увеличение количества спутников приведёт к повышению точности определения местоположения.

    Почему именно 4? Приемное устройство способно достаточно точно понять расстояние до спутника по его сигналу. По четырём спутникам вычисляют 4 разных расстояния до объекта.

    Координаты спутников известны, поэтому их соотношение, а также расстояний от них до предмета позволяет весьма точно оценить положение этого устройства на земной поверхности.

    Чем ГЛОНАСС отличается от GPS

    По своему устройству ГЛОНАСС и GPS не имеют принципиальных различий. Разница есть в методах работы.

    ГЛОНАСС и GPS используют разные системы кодирования сигнала. В GPS сигнал разделяется по коду (CDMA), в ГЛОНАСС – по частоте (FDMA).

    В последнем используется более сложная модель расчетов, требующая больших затрат ресурсов принимающего устройства. Соответственно, требуется более мощный процессор, что приводит к увеличению потребления энергии.

    Кроме того, спутники GPS располагаются на 1,1 тыс. км выше, чем у ГЛОНАСС — 20,2 тыс. км против 19,1 тыс. км. Из-за этого точность геопозиционирования американской системы немного хуже в приполярных областях.

    Зато в других зонах GPS отображает местоположение объекта точнее, чем ГЛОНАСС — 2-4 метра против 3-6 метров. Правда, на практике это не имеет особого значения.

    Так что всё-таки лучше, ГЛОНАСС или GPS?

    Ни одну из этих систем нельзя выдвинуть на первый план. Они обе прекрасно дополняют друг друга.

    Любое устройство, которое поддерживает сразу и ГЛОНАСС, и GPS — обречено на успех. В связке они способны наиболее точно определить местоположение устройства на земной поверхности.

    И очень хорошо, что современные смартфоны, в том числе iPhone, поддерживают обе навигационные системы.

    • Твитнуть
    • Поделиться
    • Рассказать
    • Технологии,
    • это полезно

    Артём Баусов

    Главный по новостям, кликбейту и опечаткам. Люблю электротехнику и занимаюсь огненной магией. Telegram: @TemaBausov

    Последний британский романтик. JP Cooper выпустил новый альбом

    В 2018 году без Touch ID останутся все айфоны

    Читайте также . Всё по теме

    Всё, что показала Samsung на презентации: смартфоны, стилус, наушники, часы

    Samsung представила беспроводные наушники Galaxy Buds2

    Samsung представила компактный гибкий смартфон Galaxy Z Flip3

    Samsung представила гибкий смартфон Galaxy Z Fold3 с фронтальной камерой под экраном

    Samsung представила умные часы Galaxy Watch4 на WearOS

    Стартовали продажи «умного» пылесоса VIOMI S9 в России. Он проводит влажную уборку и умеет самоочищаться

    Билайн научил нейросеть разгружать маршруты автобусов и искать безбилетников

    Роскосмос запустил к МКС модуль Наука. Это первый российский модуль за 11 лет и один из самых крупных

    Комментарии 18

    С релизом iPhone 4s ГЛОНАСС стала одной из систем позиционирования
    ——————————
    Вы понимаете вообще, какую ересь несете?

    @iBolobay , я так понимаю речь идёт о iPhone конкретно…)

    Есть неточность в статье, о том, что четвёртый спутник помогает определять время. Это не так. Каждый спутник в каждом импульсе посылает время и данные о себе. Именно исходя из этих данных приёмник рассчитывает своё местоположение.

    @Max K. , четвёртый спутник помогает узнать высоту.

    @Max K. , действительно ошибочка. Благодарю, что исправили

    @Артём Баусов , у обеих систем разное системное время. Добавил Вам справку по разным обозначениям, чтобы понимать, о чём вообще толкую. Также в этом отрывке из статьи указаны поправки для обеих систем. Обратите Ваше внимание на разницу времени в системе ЖиПиэС и ГлоНаСС.

    Никто не объясняет, как двое часов с разностью примерно в 15 секунд умещаются и дружат в одном отдельно взятом устройстве. И неясно, какое время заложено серверами Эпол. Счтается, что эталонное – это атомное время. В авиации используется UTC, в обычной жизни – GMT. Почитайте, Вам будет интересно:

    Начальный (нулевой) меридиан – Гринвичский меридиан с географической долготой равной 0°00’00”, делит земной шар на западное и восточное полушария. Проходит через бывшую Гринвискую обсерваторию (в пригороде Лондона)

    GMT (Greenwich Mean Time) – “время по Гринвичу” – на меридиане Гринвича. Определяется по астрономическим наблюдениям суточного движения звезд. Оно нестабильно (в пределах секунды в год) и зависит от постоянного изменения скорости вращения Земли, перемещения географических полюсов по её поверхности и нутации оси вращения планеты. Гринвичское (астрономическое) время близко по значению к UTC (атомному времени), и пока ещё будет употребляться в качестве его синонима. Ещё название – “Zulu Time”

    В русскоязычной метеорологии GMT обозначают как СГВ (Среднее Гринвичское /или Географическое/ Время)

    GMT= UTC (с точностью до 1 секунды)

    Часовой пояс (Стандартный часовой пояс) – разница с Мировым временем UTC/GMT (пример: UTC/GMT+4 – четвёртый часовой пояс, восточнее Гринвича)

    H:mm:ss – 24-часовой формат (пример: 14:25:17). Минуты и секунды – с выводом нулей в начале

    h:mm:ss – 12-часовой формат (пример: 02:25:17 PM – “два с половиной часа пополудни” – 14:25:05). Минуты и секунды – с выводом нулей в начале

    АМ – обозначение времени до полудня при 12-часовом формате (сокращенный вариант – “А”)
    РМ – обозначение времени после полудня при 12-часовом формате

    Всемирное время UT (Universal Time – Универсальное время) – среднее солнечное время на меридиане Гринвича, определяется по астрономическим наблюдениям суточных движений звезд. Его уточнённые значения – UT0, UT1, UT2

    UT0 – время на мгновенном гринвичском меридиане, определённое по мгновенному положению полюсов Земли

    UT1 – время на среднем гринвичском меридиане, исправленное за движение земных полюсов

    UT2 — время, с учётом изменения скорости вращения Земли

    TAI – время по атомным часам (Международное Атомное Время, с 1972 года). Стабильное, эталонное (самое точное), никогда не переводится. Стандарт времени и частоты.

    Время в системе навигации GPS действует с января 1980 года. В него поправки не вводятся. Оно опережает в р е м я U T C на полтора десятка секунд.

    UTC (от английского Universal Time Coordinated) – Универсальное координированное время для координированного распространения стандартных частот и сигналов точного времени по радио, телевидению и интернет – Всемирное, “Мировое время”. Его синоним: “Универсальный часовой пояс”

    Шкала времени UTC введена с 1964 года для согласования значений UT1 (астрономические измерения) и TAI (атомные часы).

    В отличие от времени по Гринвичу, шкала UTC устанавливается по атомным часам.

    Скорость вращения земли замедляется, в связи с чем в шкалу UTC регулярно, через год или два-три, 30 июня или 31 декабря, вводятся уточняющие поправки (leap seconds – високосная “Секунда координации”), для того, чтобы U T C не более чем на секунду (если точнее – 0,9с) отличалось от астрономического времени (определяемого по движению Солнца), по мере отставания UT1 на секунду. Это международное правило было принято в 1972 году.

    Соотношение времени после 31 декабря 2016 года: UTC (универсальное) отстаёт от TAI (атомное) – на 37 с.
    T glonass = Tutc + 3 часа (корректируется, поэтому расхождение между ними не превышает 1 мс.)

    @Артём Баусов , нефига себе неточность(в 1000 раз всеголиш ошибся). тебя как котенка тыкали в косяки в статье коменты он потер поисправлял и справился.

    вам конечно же главное дое.атся…
    каждый раз читая коменты одно нытье и наезды на авторов

    ну ё моё, такая интересная тема, и так поверхностно освещена

    для определения координат объекта требуется «видеть» четыре из них.

    Почему три спутника, а не меньше?

    Вы определитесь. 3 или 4?

    «Разумеется, это происходит с помощью множества спутников вокруг земной орбиты», «Для полного покрытия земной орбиты…»
    Что, простите? Спутники вращаются по орбитам вокруг Земли. Вокруг орбит они не вращаются и полностью орбиты не покрывают.

    GPS vs ГЛОНАСС-мониторинг: в чем разница и что выбрать

    Первоначально системы спутникового слежения, как в США, так и в СССР, разрабатывались под нужды военных для определения точных координат потенциальных целей поражения. Однако системы оказались весьма востребованными и в мирной жизни. В последние годы они распространились настолько, что почти каждый частный владелец автомобиля обзавелся навигатором или использует систему слежения, установленную в смартфоне. А для компаний, занимающихся перевозкой пассажиров, с 2012 года установка систем мониторинга является обязательной.

    Что такое системы мониторинга GPS и ГЛОНАСС

    Спутниковые системы мониторинга ГЛОНАСС (Россия) и GPS (США) используются, в первую очередь, для определения местоположения подвижных объектов — автомобилей, поездов, самолетов. Основная функция любой системы — это непосредственно мониторинг, включающий определение координат, направление, скорость движения, расход топлива и т.д. Эта функция помогает водителю ориентироваться при движении в незнакомых ему районах, и при этом дает возможность логистическим компаниям контролировать допускаемые им нарушения — отклонения от маршрута, нецелевое использование транспортного средства, слив топлива, несоблюдение режима труда и отдыха. В некоторых системах предусмотрены такие опции, как включение зажигания только через СМС-сообщения, аудиоконтроль салона автомобиля, отключение зажигания при выезде из рабочей зоны. С помощью системы диспетчер может оперативно связываться с водителем во время движения. Для этого применяется система текстовых сообщений с обратной связью или голосовая связь с объектом.

    Функция контроля используется также для учета передвижений транспорта, учета доставки грузов в определенные точки. Система дает возможность получать отчеты по стоянкам и движению, по пробегу, по расходу топлива, посещению зон, скорости, разгрузкам, пассажиропотоку и т.д. Отслеживаются практически все аспекты работы автомобиля и водителя.

    Еще одна важная функция — обеспечение безопасности. Определение местоположения транспорта дает возможность быстро обнаружить угнанную машину. ГЛОНАСС/GPS-маячки системы обычно расположены в труднодоступных местах, так что угонщики в большинстве случаев не успевают обнаружить их и отключить. В случае аварии система сама подаст в службы спасения сигнал бедствия.

    Как это работает? Принцип работы любой системы — ГЛОНАСС или GPS — основан на отслеживании и анализе временных и пространственных координат объекта. Установленный в нем трекер получает сигнал от спутников и сервисов глобальной беспроводной сети. Для получения такого сигнала автомобиль должен быть оснащен специальными модулями, автоматически вычисляющими координаты объекта, исходя из расположения спутников и вышек сотовой связи, находящихся от него на минимальном расстоянии. Все телеметрические данные или события, например авария, накапливаются в памяти трекера и через определенные временные интервалы передаются на сервер, оборудованный соответствующим ПО, или в виде СМС-сообщений на мобильное устройство.

    Кроме ГЛОНАСС/GPS-трекера со встроенными GPS/GSM-модулями, оборудование систем спутниковой навигации в машине включает в себя микроконтроллер и память. Также в систему входит несколько датчиков (в зависимости от выбранных функций), GSM/GPS-антенны и программное обеспечение, позволяющее принимать отчеты через интернет.

    Сфера применения систем спутникового мониторинга весьма широка. Кроме военной, она охватывает, в первую очередь, транспортную отрасль, включая пассажирские перевозки, грузоперевозки и логистику. Целесообразно использовать слежение и в горнодобывающей промышленности, при строительстве дорог, в работе служб безопасности и быстрого реагирования. В последние годы область применения расширяется — системы персонального спутникового мониторинга применяют для отслеживания перемещений людей, например, детей или стариков, и даже домашних животных.

    Отличия GPS от ГЛОНАСС

    И GPS, и ГЛОНАСС создавались для военных целей, но в США на 7 лет раньше по сравнению с ГЛОНАСС был снят запрет на ограничение точности для гражданских устройств. После снятия этого запрета система начала стремительно развиваться. В остальном принципы построения систем глобального позиционирования весьма схожи — на околоземную орбиту запускается определенное количество спутников, которые и передают сигнал принимающим устройствам для определения координат объектов. Достаточным количеством спутников считается 24 единицы.

    Численность группировки космических аппаратов у ГЛОНАСС — 27 единиц, 24 основных и 3 резервных. При этом для покрытия территории России достаточно всего 18 спутников. По мнению аналитиков, увеличение количества спутников в ближайшие годы нецелесообразно [1] .

    Космическая сеть GPS на сегодняшний день состоит из 32 спутников, 24 из которых основные, а 6 резервные. В будущем GPS планирует увеличить свою группировку до 48 спутников.

    Расположение спутников в системах полностью отличается. Спутники GPS располагаются в шести плоскостях по четыре штуки в каждой на высоте 20 180 км с наклонением 55°. Спутники вращаются синхронно вращению Земли, для точного позиционирования поэтому требуется помощь корректирующих станций. На земле находится главная контрольная станция и 10 станций слежения. Три станции передают спутникам корректировочную информацию, а они распределяют ее на всю сеть.

    Спутники ГЛОНАСС занимают три плоскости по 8 аппаратов на меньшей высоте — 19 140 км и с наклонением 64,8°. Спутники движутся асинхронно по отношению к Земле, это дает им более стабильное положение и облегчает управление. Наземный сегмент состоит из 14 станций, расположенных в России, и по одной в Антарктиде и Бразилии.

    Частота сигнала. По сути, и ГЛОНАСС, и GPS передают обычные радиосигналы на определенных частотах. Спутники постоянно излучают навигационные сигналы двух типов:

    • навигационный сигнал стандартной точности (СТ) в диапазоне L1 — 1,6 ГГц для ГЛОНАСС и 1,575 ГГц для GPS.
    • навигационный сигнал высокой точности (ВТ) в диапазоне L1 и L2 — 1,2 ГГц (ГЛОНАСС) и 1,227 ГГц (GPS) [2] .

    Получается, что хотя сигналы в обеих системах и разнесены по частоте, они передаются в очень близких диапазонах. Но зато методы кодирования сигналов используются совершенно разные. В ГЛОНАСС применяется более защищенный и более ресурсоемкий принцип «выделенной линии» FDMA. В GPS — устойчивый, менее защищенный и более экономичный кодированный множественный доступ CDMA.

    Точность позиционирования. На сегодня погрешность в определении координат несколько ниже у системы GPS — от 2 до 4 метров. На территории США, Канады, Китая, Японии и стран благодаря работе станций, осуществляющих поправки дифференциального режима, погрешность снижается до 1–2 метров. Как ожидается, спутники последнего поколения GPS будут давать погрешность примерно в 0,6–0,9 м [3] .

    У ГЛОНАСС погрешность позиционирования составляет 3–6 метров, но теоретически, система имеет возможность снижения этого показателя до 10 см [4] . Как обещают разработчики, этот параметр будет достигнут в 2022-х годах.

    Доступность сигнала. ГЛОНАСС покрывает 100% территории РФ и примерно 70% территории всего земного шара [5] . GPS работает в любом месте Земли, исключая приполярные области.

    По сути, обе системы могут быть взаимодополняемыми. Оптимальное решение — это именно спутниковый ГЛОНАСС/GPS-мониторинг транспорта. Недостатки систем взаимно нивелируются, и устройство выдает максимально точный и качественный результат. Большинство современных устройств оборудовано такими комплексными системами спутникового слежения.

    Преимущества внедрения систем спутниковой навигации

    Внедрение систем спутникового контроля существенно облегчает процесс управления предприятием, использующим в своей работе автотранспорт.

    Во-первых, она дает возможность постоянного контроля. За пару кликов мышкой можно точно выяснить, где сейчас находится определенный водитель, почему произошла задержка рейса, соблюдается ли температурный режим при перевозке сложных грузов. Тайные отклонения от маршрута теперь попросту невозможны, и это может существенно повысить производительность труда.

    Во-вторых, система позволяет снизить затраты. На основе статистических данных, полученных после анализа расстояния до объектов, скоростного режима и расхода топлива можно разрабатывать оптимальные маршруты передвижения, а значит, экономить топливо и время, снижать затраты на ремонт автотранспорта за счет его меньшей изношенности. Уменьшается количество простоев и объем холостого пробега и примерно на 20–30% увеличиваются обороты рейсов — потребность в расширении автопарка снижается.

    Таким образом, система спутникового контроля топлива не позволит недобросовестным работникам сливать бензин и продавать его на сторону. Любой неустановленный расход будет зафиксирован системой слежения, а информация о нем передана собственнику. С помощью системы можно снизить и расходы на связь с водителем, поскольку в функционал уже заложена такая опция.

    Стоимость сервиса GPS и ГЛОНАСС-мониторинга

    Цена систем спутникового мониторинга складывается из нескольких составляющих — страны-производителя трекера, используемых систем навигации, качества комплектующих и наличия дополнительных функций.

    Самыми дешевыми являются изделия китайского производства, цена здесь начинается чуть ли ни от одной тысячи рублей. Но при этом набор дополнительных функции у таких систем минимален, а срок службы и условия обслуживания далеки от приемлемых.

    Европейские устройства более дорогие, от 5 000 рублей, но за эти деньги покупатель получает надежный и качественный прибор с большим количеством дополнительных опций и современным программным обеспечением. Единственная проблема в том, что иногда такое оборудование не адаптировано для российских условий.

    Серьезную конкуренцию зарубежным производителям в последнее время составляют отечественные разработчики. По качеству и функциональности российские приборы практически не уступают импортным, а по цене гораздо выгоднее их, при этом они отлично работают в российских условиях. Цена на такие устройства начинается примерно от 2500 рублей.

    Стоимость обслуживания системы определяется в основном тарифным планом и объемом возможностей. Дороже всего в обслуживании американские и европейские системы, при этом за доступ к истории перемещений приходится платить дополнительно.

    Отечественные поставщики оказывают услуги по обслуживанию на более выгодных условиях в среднем от 400 рублей в месяц. Кроме того, необходимо однократно заплатить за монтаж и подключение системы. Цена в этом случае зависит от набора подключаемых опций. В среднем стоимость подключения одного датчика составляет 1000–1500 рублей [7] .

    Итак, установка системы спутникового мониторинга — это вполне реальная возможность обеспечения контроля над работой сотрудников компании и защиты автомобиля от угона. Окупается она достаточно быстро, к тому же на рынке можно найти устройства по вполне приемлемым ценам. Главное — правильно выбрать компанию, которая будет заниматься установкой и последующим сервисом.

    Как можно установить систему слежения за автомобилем на базе ГЛОНАСС и GPS-мониторинга?

    Рассказывает Широков Денис Юрьевич, генеральный директор компании «Спутник-2М», специализирующейся на системах спутниковой навигации:

    «Сегодня на российском рынке присутствует огромное количество фирм, занимающихся системами спутниковой навигации. Но как специалист я бы порекомендовал обращаться в те компании, которые не просто продают системы, но и одновременно устанавливают и обслуживают их. Это залог того, что купленное оборудование будет действительно соответствовать заявленному уровню. Работа с нашей компанией начинается с того, что мы консультируем клиента и помогаем ему выбрать наиболее удобный способ слежения и оптимально подходящее оборудование. При необходимости проводится бесплатный инструктаж по работе с интерфейсом программы. После этого наши специалисты установят явные или скрытые бортовые модули на автомобилях клиента, вид транспорта при этом не имеет значения. В результате заказчик получает систему слежения под ключ, не тратя времени и средств на ее выбор в одном месте и монтаж в другом.

    Что касается предлагаемого нами оборудования — то это популярные и недорогие системы от отечественных и зарубежных разработчиков по вполне демократичным ценам. Самый дорогой модуль обойдется примерно в 11 400 рублей. Кроме модулей у нас большой ассортимент датчиков, устройств для прослушивания салона и прочих элементов, расширяющих функционал трекера.

    Абонентская плата составляет всего 400 рублей, в эту сумму входит круглосуточный доступ к серверу спутникового мониторинга, сервисная и гарантийная поддержка, обслуживание SIM-карты, архивирование информации, консультации по скайпу и электронной почте и многое другое».

    P.S. Компания ООО «Спутник-2М» предлагает свои услуги на рынке телематических услуг с 2012 года.

    Система спутникового мониторинга — доступная и простая возможность решения задач транспортной логистики.

    Подключение дополнительных датчиков — способ контролировать:

    • расход топлива;
    • моточасы;
    • скоростной режим;
    • температуру.

    Подробнее.

    Стоимость установки спутниковой системы может зависеть от типа устанавливаемого оборудования, марки автомобилей, варианта установки, а также количества автомобилей в автопарке.

    С помощью настраиваемых отчетов системы контроля транспорта можно не только контролировать перемещения транспорта, но и оптимизировать маршруты поездок.

    Опытные специалисты могут установить и настроить систему спутникового мониторинга на любой автомобиль в кратчайшие сроки.

    Современные компании, специализирующиеся на системах мониторинга транспорта, предлагают полный спектр услуг:

    • продажа оборудования для мониторинга;
    • установка и настройка системы;
    • техническое обслуживание систем мониторинга;
    • диспетчерская поддержка.

    Как выбрать компанию?

    • 1 http://nsn.fm/hots/chislo-sputnikov-glonass-uvelichat-vdvoe-analitiki-ne-uvideli-v-etom-smysla.php
    • 2 https://allcamers.ru/stati/33-kak-stat-nevidimkoj-dlya-glonass.html
    • 3 https://aboutspacejornal.net/космические-аппараты/искусственный-спутник-земли/спутник-связи/спутники-gps/
    • 4 http://mssglonass.ru/articles/chem-otlichaetsya-glonass-ot-gps/
    • 5 http://planet-today.ru/novosti/tekhnologii/item/71635-v-chem-otlichie-glonass-ot-gps
    • 6 https://www.aviapanorama.ru/2018/05/navitglonass-forum/
    • 7 http://www.control-transporta.ru/tseny/stoimost-uslug

    Каадзе Анастасия Геннадьевна Ответственный редактор

    Тре­ке­ры для мо­ни­то­рин­га объ­ек­тов на ос­но­ве сис­тем гло­баль­но­го по­зи­ци­о­ни­ро­ва­ния ис­поль­зу­ют­ся по боль­шей час­ти для кон­тро­ля за транс­порт­ны­ми средст­ва­ми. Од­на­ко все ча­ще их ста­ли при­ме­нять для на­блю­де­ния за до­маш­ни­ми жи­вот­ны­ми и пре­ста­ре­лы­ми людь­ми, от­лу­ча­ю­щи­ми­ся из до­ма без со­про­вож­де­ния.

    Где купить тахограф и сколько он стоит?

    Контроль транспорта: технологии ГЛОНАСС и GPS для оптимизации транспортных расходов

    Спутниковый мониторинг: обзор технологий, сферы применения

    © 2022 АО «Аргументы и Факты» Генеральный директор Руслан Новиков. Главный редактор еженедельника «Аргументы и Факты» Игорь Черняк. Директор по развитию цифрового направления и новым медиа АиФ.ru Денис Халаимов. Шеф-редактор сайта АиФ.ru Владимир Шушкин.

    Спутниковые системы навигации GPS и ГЛОНАСС

    Многие автовладельцы используют навигаторы в своих автомобилях. При этом некоторые из них не знают о существовании двух различных спутниковых систем – российской ГЛОНАСС и американской GPS. Из этой статьи вы узнаете, в чем же их отличия и какой спутниковой навигации следует отдать предпочтение.

    Как работает навигационная система

    Навигационная система в основном используется для того, чтобы определить местоположение объекта (в данном случае автомобиля) и скорость его движения. Иногда от неё требуется и определение некоторых других параметров, например, высоты над уровнем моря.

    Вычисляет она эти параметры, устанавливая расстояние между самим навигатором и каждым из нескольких спутников, расположенных на земной орбите. Как правило, для эффективной работы системы необходима синхронизация с четырьмя спутниками. По изменению этих расстояний она и определяет координаты объекта и другие характеристики движения. Спутники ГЛОНАСС не синхронизируются с вращением Земли, из-за чего обеспечивается их стабильность на большом промежутке времени.

    Видео: ГлоНаСС vs GPS

    Что лучше ГЛОНАСС или GPS и в чем их разница

    Системы навигации в первую очередь предполагали их использование в военных целях, и только потом стали доступны для обычных граждан. Очевидно, что военным необходимо использовать разработки своего государства, потому что иностранная система навигации может быть отключена властями этой страны в случае возникновения конфликтной ситуации. Более того, в России призывают использовать систему ГЛОНАСС и в повседневной жизни военным и государственным служащим.

    В повседневной жизни обычному автомобилисту и вовсе не стоит переживать по поводу выбора навигационной системы. И ГЛОНАСС, и GPS обеспечивают качество навигации, достаточное для использования в житейских целях. На северных территориях России и других государств, расположенных в северных широтах, спутники ГЛОНАСС работают эффективнее, из-за того, что их траектории передвижения находятся выше над Землей. То есть в Заполярье , в скандинавских странах ГЛОНАСС эффективнее и это признали шведы еще в 2011 году. В других регионах GPS немного точнее ГЛОНАСС в определение местоположения. По данным Российской системы дифференциальной коррекции и мониторинга ошибки GPS составляли от 2 до 8 метров, ошибки ГЛОНАСС от 4 до 8 метров. Но GPS, чтобы определить местоположение нужно поймать от 6 до 11 спутников, ГЛОНАСС хватит 6-7 спутников.

    Также следует учесть, что система GPS появилась на 8 лет раньше и ушла в солидный отрыв в 90-ые года. И за последнее десятилетие ГЛОНАСС этот отрыв сократила почти полностью , а к 2022 году разработчики обещают, что ГЛОНАСС не будет ни в чем уступать GPS.

    На большинство современных устройств для навигации устанавливается комбинированная система, которая поддерживает как российскую спутниковую систему, так и американскую. Именно такие устройства являются наиболее точными и обладают самой низкой ошибкой в определении координат автомобиля. Также возрастает и стабильность принимаемых сигналов, ведь такой аппарат может «увидеть» больше спутников. С другой стороны, цены на такие навигаторы намного выше односистемных аналогов. Оно и понятно – в них встраиваются два чипа, способные принимать сигналы от каждого типа спутников.

    Видео: тест GPS и GPS+ГЛОНАСС приемников Redpower CarPad3

    Таким образом, наиболее точными и надежными навигаторами являются двухсистемные устройства. Однако их преимущества связаны с одним существенным недостатком – стоимостью. Поэтому при выборе навигатора нужно подумать – а нужна ли настолько высокая точность в условиях каждодневного использования? Также для простого автолюбителя не очень важно, какой навигационной системой пользоваться – российской или американской. Ни GPS, ни ГЛОНАСС не дадут вам заблудиться и доставят к желаемому месту назначения.

    Система ГЛОНАСС для контроля транспорта и ее отличие от GPS. 4 типичных проблемы когда этих данных недостаточно

    Для мониторинга автотранспорта предприятия используют систему ГЛОНАСС. Иногда ее интегрируют с датчиками, которые помогают: контролировать расход топлива и заправку авто, заглушить двигатель на расстоянии, проследить время в пути.

    Принцип работы системы ГЛОНАСС

    Мониторинг автотранспорта ГЛОНАСС: как это работает

    ГЛОНАСС — это глобальная национальная спутниковая система российского производства. Она работает при помощи космического и наземного оборудования:

    • спутников, расположенных на околоземной орбите,
    • управляющих станций и наземных антенн,
    • устройств со встроенными датчиками ГЛОНАСС.

    Раньше систему использовали только для военных целей, но сейчас она широко применяется в работе обычных гражданских компаний.

    Процент обработки сигналов, поступающих от спутников на территории России

    Система мониторинга автотранспорта ГЛОНАСС работает следующим образом:

    1. Спутники поддерживают связь между собой и с наземной станцией: они отправляют на землю радиосигналы — информацию о координатах и времени передачи сигнала.
    2. ГЛОНАСС-приемник, который внедрен в автотранспорт, определяет расстояние до нескольких видимых спутников. Результат вычисляется по времени прохождения сигнала от спутника до приемника.
    3. Датчик отслеживает и записывает во встроенную память меняющиеся координаты спутников, выходит в интернет через сим-карту и отправляет информацию на сервер.
    4. Сервер принимает полученные данные и сохраняет их в базе данных.
    5. Система обрабатывает сохраненную на сервере информацию, формирует маршруты на карте, составляет различные отчеты о работе транспортных средств и водителей — время в пути, скорость езды, места остановок для заправки и другие.

    На орбите находится 24 спутника ГЛОНАСС, они распределены поровну на каждое полушарие. В любой точке земли над горизонтом видны как минимум четыре космических аппарата, не считая резервных.

    Резервные спутники нужны, чтобы быстро заменить штатный спутник, если он выйдет из строя. Но даже в резервном режиме они работают и помогают точнее определить координаты датчиков ГЛОНАСС. Чем больше спутников, тем точнее координаты.

    В зависимости от потребностей бизнеса система мониторинга транспорта ГЛОНАСС может интегрироваться с дополнительными трекерами: датчиками контроля топлива, датчиками работы механизмов и другими.

    Мониторинг транспорта ГЛОНАСС или GPS: в чем отличие

    GPS (Global Positioning System) — та же спутниковая система, но американского производства. Основное отличие системы GPS от спутников ГЛОНАСС в том, что они синхронизированы с вращением Земли. Аппараты американской системы располагаются ближе к экватору, в то время как российская система более полярная. Благодаря такому расположению орбит спутниковый мониторинг транспорта ГЛОНАСС превосходит GPS по качеству сигнала на севере.

    Многие компании используют обе системы одновременно, что значительно увеличивает точность координат. Таким образом, наземное оборудование принимает и сопоставляет информацию из двух источников и исправляет неточности.

    ГЛОНАСС

    GPS

    Количество спутников на орбите

    Количество спутников в одной плоскости

    70 % (включая всю территорию России)

    Распределение спутников по орбитальным плоскостям

    Более устойчивый сигнал в северных широтах

    Более устойчивый сигнал в южной части средних широт, ближе к экватору

    Что учитывает система мониторинга транспорта ГЛОНАСС

    ГЛОНАСС или GPS-оборудование предоставляет следующие данные:

    пройденное расстояние и маршрут поездки;

    данные о местоположении транспорта;

    места остановок и заправок;

    уровень и расход топлива;

    время работы двигателя;

    Система хранит данные на сервере. Руководитель может ознакомиться с отчетом в любой момент.

    Однако система выдает много лишних данных, которые в большинстве случаев не нужны: какой расход топлива был при глушении двигателя. координаты места, литры. Это затрудняет анализ и не дает необходимой информации, чтобы действительно оценить эффективность использования автотранспорта на предприятии.

    4 типичные проблемы когда данных ГЛОНАСС и GPS недостаточно для эффективного контроля за автотранспортом

    Мониторинг автотранспорта системами ГЛОНАСС и GPS не решит типичные проблемы автопарка.

    1. Холостые пробеги. Спутниковые системы ГЛОНАСС и GPS не составляют маршрут поездки. Водитель сам выбирает, каким образом он поедет из пункта А в пункт Б. Он может выбрать не самый оптимальный маршрут или составить его согласно своим личным планам. Авто используется не для рабочих целей, при этом руководитель оплачивает рабочие часы водителя и расход топлива.
    2. Долгий поиск и ожидание машины. ГЛОНАСС и GPS не показывают, в каком режиме сейчас находится служебный автомобиль: выполняет или ожидает заказ, на обеде или техобслуживании. Поэтому сотруднику приходится звонить и уточнять у водителя. Поиск машины затягивается.
    3. Низкая продуктивность водителей. Системы мониторинга ГЛОНАСС и GPS не отслеживают количество заказов, которые выполнил водитель. Поэтому у него нет мотивации выполнять больше заказов. Он получает одинаковую зарплату как за 3 поездки в день, так и за 10.
    4. Неравномерное использование автотранспорта. ГЛОНАСС и GPS не следят за равномерным использованием автотранспорта. Часто машина выбирается исходя из человеческого фактора: из-за дружбы, личной симпатии или того, кто ближе. Например, заведующий гаражом может не учесть, сколько поездок совершил водитель. Он отправит на заказ того, кто находится ближе. Вероятно, им окажется водитель, который совершил больше всех поездок.

    Однако датчики ГЛОНАСС и GPS все же могут быть полезными в контроле автопарка. Некоторые из них показывают низкий или нулевой пробег автотранспорта — это явный признак того, что работу автопарка можно оптимизировать.

    Например, проанализировать, действительно ли вашему автопарку нужно столько машин, и как грамотно задействовать их в работе. Но для этого нужно обращаться к другим системам.

    ГЛОНАСС контроль транспорта и программный комплекс «ТМ: Корпоративные поездки»

    Программный комплекс «ТМ: Корпоративные поездки» помогает узнать местоположение автомобилей в реальном времени, формирует оптимальные маршруты, показывает детальный разбор поездок, упрощает заказ авто сотрудниками.

    «ТМ: Корпоративные поездки» включает в себя программный комплекс, кабинет организации, мобильное приложение для сотрудников и водителей.

    Программный комплекс. Настроен под особенности вашей компании. Учитывает закрепленные и общие авто, количество машин и сотрудников.

    Кабинет организации. Помогает вести учет в автохозяйстве, управлять заявками, изменять количество водителей и автомобилей.

    Мобильное приложение для сотрудников. Позволяет за несколько секунд заказать поездку и увидеть, где автомобиль находится в данный момент.

    Мобильное приложение для водителей. Позволяет видеть заказы в режиме реального времени, брать заказ в работу без участия диспетчера.

    В результате использования «TM: Корпоративные поездки» вы не только увидите местоположение, пройденное расстояние и уровень топлива. Вы сможете проанализировать эффективность вашего автопарка, увеличить продуктивность водителей и снизить расходы на его содержание.

    В чем отличие «ТМ: Корпоративные поездки» от системы ГЛОНАСС для транспорта.

    GPS vs ГЛОНАСС: какая система лучше

    Спутниковые системы позиционирования и навигации, изначально разрабатывавшиеся для военных нужд, в последнее время находят широкое применение в гражданской сфере. GPS/ГЛОНАСС мониторинг транспорта, наблюдение за нуждающимися в опеке людьми, контроль перемещений сотрудников, слежение за животными, отслеживание багажа, геодезия и картография – это основные направления использования спутниковых технологий.

    В настоящее время существует две глобальных системы спутникового позиционирования, созданных в США и РФ, и две региональных, охватывающих Китай, страны Евросоюза и еще ряд стран Европы и Азии. В России доступен ГЛОНАСС мониторинг и GPS мониторинг.

    Системы GPS и ГЛОНАСС

    GPS (Global Position System, Глобальная система позиционирования) – это спутниковая система, разработка которой началась в Америке с 1977 года. К 1993 программу развернули, а к июлю 1995 – добились полной готовности системы. В настоящее время космическая сеть GPS состоит из 32 спутников: 24 основных, 6 резервных. Они вращаются вокруг Земли по средневысокой орбите (20 180 км) в шести плоскостях, по четыре основных спутника в каждой.

    На земле расположена главная контрольная станция и десять станций слежения, три из которых передают спутникам последнего поколения корректировочные данные, а те распределяют их на всю сеть.

    Разработка системы ГЛОНАСС (Глобальной навигационной спутниковой системы) начата еще в СССР в 1982 году. О завершении работ заявили в декабре 2015 года. Для работы ГЛОНАСС требуется 24 спутника, для покрытия территории и РФ достаточно 18, а общее число спутников, находящихся в данный момент на орбите (включая резервные) – 27. Они также движутся по средневысокой орбите, но на меньшей высоте (19 140 км), в трех плоскостях, по восемь основных спутников в каждой.

    Наземные станции ГЛОНАСС расположены в России (14), Антарктиде и Бразилии (по одной), намечается развертывание ряда дополнительных станций.

    Предшественником системы GPS была система Transit, разработанная в 1964 году для управления запуском ракет с подводных лодок. Она могла определить местонахождение исключительно неподвижных объектов с точностью до 50 м, а единственный спутник находился в поле видимости всего один час в сутки. Программа GPS ранее носила названия DNSS и NAVSTAR. В СССР создание навигационной спутниковой системы велось с 1967 года в рамках программы «Циклон».

    Основные отличия системs мониторинга ГЛОНАСС от GPS:

    • американские спутники движутся синхронно с Землей, а российские – асинхронно;
    • разная высота и количество орбит;
    • разный угол их наклона (около 55° для GPS, 64,8° для ГЛОНАСС);
    • разный формат сигналов и рабочие частоты.

    Преимущества системы GPS

    Преимущества системы ГЛОНАСС

    • Положение асинхронных спутников на орбите более стабильное, что облегчает управление ими. Регулярное внесение корректив не требуется. Данное преимущество важно для специалистов, а не потребителей.
    • Система создана в России, поэтому обеспечивает уверенный прием сигнала и точность позиционирования в северных широтах. Это достигается за счет большего угла наклона спутниковых орбит.
    • ГЛОНАСС – это отечественная система, и останется доступной для россиян в случае отключения GPS.

    Недостатки системы GPS

    Недостатки системы ГЛОНАСС

    Резюме

    Системы GPS и ГЛОНАСС являются взаимодополняемыми. Оптимальное решение – это спутниковый GPS-ГЛОНАСС мониторинг. Устройства с двумя системами, например, GPS-маркеры с ГЛОНАСС-модулем «М-Плата» обеспечивают высокую точность позиционирования и уверенную работу. Если для позиционирования исключительно по ГЛОНАСС погрешность в среднем составляет 6 м, а для GPS – 4 м, то при использовании двух систем одновременно она снижается до 1,5 м. Но такие приборы с двумя микрочипами стоят дороже.

    ГЛОНАСС разработана специально для российских широт и потенциально способна обеспечить высокую точность, из-за ее недоукомплектованности спутниками реальное преимущество пока на стороне GPS. Плюсы американской системы – это доступность и широкий выбор устройств с поддержкой GPS.

    Космические поводыри: ГЛОНАСС VS GPS

    Что такое ГЛОНАСС? Чем она лучше или хуже GPS?

    ГЛОНАСС (глобальная навигационная спутниковая система) — российская система спутниковой навигации. Фактически это группировка спутников специального назначения. С околоземных орбит они передают сигналы, по которым навигационное устройство вычисляет свои координаты на местности. Затем они отображаются в виде метки на карте.

    Спутник системы ГЛОНАСС с развернутыми солнечными батареями.

    Проект запустили еще в СССР: первый спутник вывели на орбиту в 1982 году. Изначально систему планировали использовать для оборонных нужд — рядовым гражданам точная навигация на местности была недоступна. Нарушившего запрет могли запросто обвинить в шпионаже (такие случаи бывали!).

    На экране двухсистемного навигатора Mio C725 доступные в данной точке спутники. Счет 11:6 в пользу GPS.

    Известную и сравнительно давно используемую по всему миру систему ориентации GPS (Global Positioning System) создало и финансирует министерство обороны США. Ее сигнал стал доступен с 2000 года, и сегодня количество моделей навигационных устройств, работающих с ней, не поддается счету.

    С точки зрения пользователя, ГЛОНАСС совершенно аналогична GPS, российская система не лучше и не хуже американской, просто они разнятся по некоторым техническим параметрам. Наша несколько поотстала в сложные 1990-е годы. И если сегодня сигнал GPS доступен в любой точке Земли, то с ГЛОНАСС можно работать не везде: на околоземную орбиту выведены пока 19 из 24 спутников, требуемых для полного локационного покрытия планеты, а полноценно функционируют только 17; кроме того, потребителям доступна всего одна модель навигатора.

    Зачем России своя система?

    Прежде всего, для оборонных целей. Представьте ситуацию: все наши танки, самолеты, ракеты ориентируются по сигналу американской системы навигации. А если в один «прекрасный» момент заокеанские партнеры возьмут да и нажмут (ну, захотелось!) кнопку «стоп» и сигнал исчезнет? Вся российская военная техника вмиг «ослепнет».

    Нужна ли ГЛОНАСС кому-то еще?

    Да, она может заинтересовать любую страну, которая не хотела бы зависеть от навигационной монополии Штатов. Всем нужна альтернатива GPS. Более того, собственные системы уже начинают разрабатывать Евросоюз (Galileo), Китай и Индия. Если поторопиться и завершить формирование спутниковой группировки ГЛОНАСС, она может стать первой и главной альтернативой GPS, что даст возможность, помимо предоставления услуг навигации, экспортировать ее оборудование и технологии во многие страны.

    Glospace SGK-70 — первый отечественный навигатор с ГЛОНАСС. Другого пока не придумали.

    ГЛОНАСС тогда станет основой для одной из немногих успешно функционирующих несырьевых отраслей экономики России. Отсюда и мотив к инвестированию правительством России огромных средств в развитие системы. Цель — закончить развертывание спутниковой группировки в ближайшие два года.

    Ориентация для экономики?

    И на гражданке зависеть от кого-то — себе в убыток. Допустим, у некой транспортной компании есть 20 грузовых автомобилей и каждый ежедневно простаивает в многокилометровых пробках или делает крюки, тогда как возможны другие, оптимальные маршруты, пусть и объездные. Сколько убыточных километров проходит каждая машина в день? В неделю? За год? Сколько бензина сжигает впустую? А если подсчитать убытки транспортных компаний огромной страны. Повсеместное внедрение навигационных технологий способно повысить эффективность работы транспорта — сократить общий пробег, минимизировать холостой, повысить скорость передвижения, ускорить доставку товаров. А экстренные службы — милиция, пожарные, скорая помощь — станут прибывать на вызовы в разы быстрее, чем сейчас.

    Может, козни американцев — всего лишь страшилки?

    «Лада-Приора» со встроенным двухсистемным навигатором.

    Предположения излишни — был прецедент. В 1999 году во время бомбардировок Югославии американцы вырубили сигнал GPS для чужих на довольно большой части Европы. Но дело не только в «рубильнике». Одновременное использование обеих спутниковых систем в ряде ситуаций может оказаться спасительным для любого рядового автомобилиста. Скажем, вы попали в ущелье или в район высотной застройки, где «ваш» спутник заслонен препятствиями, сигнал к прибору не проходит. А «их» спутник чуть в сторонке и в зоне видимости. Вот поэтому-то большинство приемников ГЛОНАСС изначально выполняют двухсистемными, то есть с поддержкой GPS — в этом случае и надежность, и точность определения координат несколько выше.

    Мультимедийная система в автомобиле ТагАЗ-С100: солидно? Или не очень?

    В реальной жизни рядового автомобилиста такая ситуация маловероятна, однако, если возникнет (скажем, потерялся в отдаленном ущелье), он локти будет кусать и корить себя за то, что не воспользовался случаем расширить возможности прибора. И сравните: что-то нехорошее со здоровьем также происходит очень редко, однако же мы его страхуем.

    Анонимность обеспечивается?

    Конечно, в рамках навигационной системы связь односторонняя: навигатор, как телевизор, просто принимает сигнал. О ваших передвижениях никто, кроме вас, знать не будет, если только вы не используете навигацию, встроенную, например, в сотовый телефон и вдобавок не «зарядили» его определенными программами-приложениями. Вот тогда можно отследить ваши перемещения.

    Насколько это разорительно?

    Спутниковый сигнал (как ГЛОНАСС, так и GPS) абсолютно бесплатен и доступен всем. Другое дело, какие-то платежи придется вносить за некоторые дополнительные сервисы, например сообщения о пробках, передачу данных в охранное агентство. Если эти сервисы требуют подключения к Интернету, за трафик, разумеется, будете платить.

    А если устареет?

    Устаревает не столько сам прибор, сколько заложенная в него картографическая и попутная информация. Ее обновление не требует замены самого навигатора, но каждый день появляются приборы с новыми сервисными функциями, более удобные и совершенные. То есть навигаторы, как и любая техника, подвержены моральному старению. Вы свободны в своем выборе — менять весь прибор или только обновлять карты.

    Что дороже?

    У нас в продаже, повторю, пока лишь один навигатор с поддержкой системы ГЛОНАСС — точнее, двухсистемная модель Glospace SGK-70, которая работает и с нашими, и с американскими спутниками. Стоит она около 16 тысяч рублей, тогда как средненький навигатор с GPS — около 5 тысяч. Работает прибор не вполне надежно да и функционально отстает от того, что может дать GPS-аналог. По габаритам тоже проигрывает. Так что советуем подождать, пока отечественная или китайско-японская промышленность освоят производство продвинутого оборудования с поддержкой российской навигационной системы. Скорее всего, это случится не раньше 2011 года. Пока же практически все бытовое навигационное оборудование, доступное автомобилистам, работает исключительно с GPS.

    Трекер, в отличие от навигатора, сообщает удаленному пользователю свое местонахождение. Экран и кнопки ему не нужны.

    Несколько компаний в России уже разрабатывают встроенные автомобильные навигаторы. Один из таких проектов — создание отечественной полноценной мультимедийной системы, объединяющей спутниковый навигатор с поддержкой ГЛОНАСС, маршрутный компьютер, аудиовидеоцентр, противоугонную систему. Если результат будет успешным, сразу появятся сотни тысяч автомобилей с ГЛОНАСС (точнее, с двухсистемной навигацией), которые к тому же получат отечественную мультимедийную электронику на уровне той, что установлена в иномарках среднего и даже премиум-сегмента.

    Средства слежения?

    У спутниковой навигации постоянно появляются все новые области применения. Взять, например, так называемые трекеры. Это миниатюрное устройство можно положить в портфель сына-школьника, в сумку бабушки-старушки, привязать к ошейнику любимой собачки или засунуть в автомобильную аптечку. После этого на интернет-странице специального сервиса вы сможете в любой момент увидеть на карте, где находится трекер и, стало быть, сам объект, то есть не потеряются ни бабушка, ни сын, ни собака, ни машина. А можно задать зону, и при выходе трекера за ее пределы вас оповестит об этом SMS-сообщение.

    На всякий случай устройство снабжают «тревожной» кнопкой. Одно нажатие попавшего в беду — и в эфир идет сигнал о ЧП. Тот, кто его получит, находит на карте, где именно случилось происшествие, — и вперед, на помощь! Разумеется, рядового потребителя вполне устроят и GPS-трекеры, а вот, например, отслеживание места нахождения заключенных с помощью новомодных трекеров-браслетов отдавать на откуп иностранной компании, согласитесь, не стоит.

    Ссылка на основную публикацию