Что лучше – тосол или антифриз?

Тосол vs. антифриз: в чем отличие и что выбрать?

В современных автомобилях в качестве охлаждающей жидкости в двигателе используются различные антифризы, а в России и странах СНГ особой популярностью пользуется тосол. О том, что такое тосол, чем он отличается от других антифризов, и насколько сегодня оправдано его использование — читайте в статье.

Назначение охлаждающей жидкости

Двигатель внутреннего сгорания в процессе своей работы нагревается, причем нагрев этот происходит неравномерно в разных участках и узлах. Без отвода излишков тепла детали двигателя, изготовленные из разных материалов (например — поршень из алюминиевого сплава и гильза цилиндра из чугуна), будут расширяться по-разному, и в какой-то момент просто заклинят. Избежать этой и других ситуаций в двигателе помогает система охлаждения.

В большинстве современных моторов используется жидкостная система охлаждения силового агрегата. В таком двигателе циркулирует охлаждающая жидкость, которая решает сразу две задачи — предотвращает перегрев двигателя и обеспечивает наилучший тепловой режим всех его узлов и агрегатов. И жидкостная система охлаждения в целом задает оптимальный тепловой режим работы двигателя, обеспечивая его нормальную работу в любых климатических условиях.

Однако охлаждающая жидкость доставляет и ряд проблем. Например, обычная вода зимой замерзает, а образовавшийся лед способен разорвать двигатель. Это вынудило создать для систем охлаждения специальные жидкости — антифризы, не замерзающие даже при сильных отрицательных температурах. Сегодня в мире существует большое разнообразие антифризов, но в нашей стране особой популярностью пользуется обычный тосол.

Что такое тосол?

Тосол — это, вопреки распространенному мнению, тоже антифриз. Он изготавливается на основе этиленгликоля (его водный раствор), а также содержит в своем составе разнообразные присадки, в первую очередь — ингибиторы коррозии. В качестве присадок во всех тосолах применяются неорганические соединения — различные фосфаты, силикаты, нитраты, нитриты, бораты и другие. Также в тосоле обязательно присутствует краситель.

Зачем в антифризе присадки? Все дело в том, что этиленгликоль — соединение очень агрессивное по отношению к металлам. Чистый водный раствор этиленгликоля способен за считанные недели «съесть» двигатель изнутри, поэтому для защиты металла и используются ингибиторы коррозии. Эти соединения покрывают внутренние поверхности каналов, контактирующих с антифризом, тонкой защитной пленкой, которая препятствует разрушению металла.

Также важно отметить, что этиленгликоль является токсичным веществом, опасным для здоровья, поэтому при работе с тосолом следует соблюдать требования техники безопасности.

Но почему в нашей стране принято делить охлаждающие жидкости на антифризы и тосол? Все дело в силе привычки и традиций. Само слово «Тосол» когда-то было торговой маркой, оно происходило от названия лаборатории «Технология органического синтеза» (в НИИ Органической химии и технологии, Москва), где и был изобретен рецепт данного антифриза. Спустя какое-то время торговая марка превратилась в имя нарицательное, и мы его сегодня не задумываясь используем.

В настоящее время выпускается большое количество тосолов, отличающихся по составу и содержанию присадок, но все они делятся на две марки:

• Тосол-40 (голубой);
• Тосол-65 (красный).

Число, указанное в марке тосола, говорит о температуре начала его замерзания. То есть, Тосол-40 начинает замерзать при -40°C, а Тосол-65 — при -65°C. Причем особенность водного раствора этиленгликоля заключается в том, что он замерзает не сразу с образованием льда, а постепенно — в результате образуется ледяная каша (шуга), не разрушающая двигатель.

Каждая марка тосола имеет свой цвет, что не дает возможности их перепутать. Кроме того, цвет антифриза имеет и ряд сервисных функций — так легче определить его уровень в бачке для ОЖ, отыскать утечку и т.д.

Также в продаже присутствует и концентрированный Тосол-АМ, который не содержит в своем составе воды. Он используется для обслуживания жидкостных систем охлаждения, заправленных тосолом, а также для повышения концентрации этиленгликоля в двигателях, эксплуатируемых в регионах с суровыми зимами и в условиях Крайнего Севера. При этом важно отметить, что чистый Тосол-АМ использовать нельзя — он в определенных пропорциях смешивается с дистиллированной водой.

Кроме тосола существуют и другие антифризы, которые обладают лучшими характеристиками.

Типы и особенности антифризов

В настоящее время выделяется четыре типа антифризов:

• Традиционные (к ним относится и тосол) — основаны на этиленгликоле и неорганических присадках;
• Гибридные (европейский индекс G-11) — основаны на этиленгликоле, в своем составе содержат неорганические и органические присадки;
• Карбоксилатные (индексы G-12, G-12+) — в них используется все тот же этиленгликоль, но в качестве ингибиторов коррозии выступают органические карбоновые кислоты;
• Лобридные (индексы G-12++, G-13) — основаны на менее токсичном пропиленгликоле, в качестве ингибиторов коррозии используются органические соединения, также содержат и некоторое количество неорганических присадок.

В ЕС, США и Японии традиционные антифризы сегодня вышли из употребления, так как они (что мы видим на примере тосола) быстро разрушают двигатель и при этом обладают далеко не лучшими характеристиками. Дело в том, что неорганические присадки полностью покрывают внутренние поверхности системы охлаждения, причем толщина слоя может достигать 0,5 мм, а его теплопроводность значительно хуже теплопроводности металла. Поэтому отдача тепла от нагретых стенок каналов непосредственно в антифриз затруднена. Органические присадки в этом плане лучше, так как они осаждаются только в очагах коррозии, а остальные поверхности остаются чистыми и хорошо передают тепло жидкости.

Наиболее распространены сегодня карбоксилатные антифризы, они обладают приемлемой стоимостью и неплохими характеристиками, хотя из-за этиленгликоля токсичны и наносят вред окружающей среде. Лобридные антифризы, основанные на пропиленгликоле, появились менее десяти лет назад и пока не получили широкого распространения из-за своей дороговизны (также их использование ограничено некоторыми конструктивными особенностями двигателей). Но наверняка, в ЕС они будут вытеснять другие типы антифризов, так как пропиленгликоль более безопасен.

Читайте также:  Лучшие масла для двигателя с большим пробегом в 2022 году

Что выбрать — тосол или другой антифриз?

В действительности ответ на этот вопрос прост — лучше выбрать европейский (или американский, хотя они подходят не для всех авто) антифриз, чем наш, русский тосол. Однако здесь очень остро встает вопрос цены — тосол в разы дешевле других антифризов, при этом он дает большую свободу в обслуживании и подготовке двигателя к эксплуатации в различных климатических условиях.

В целом, можно дать одну простую рекомендацию: для новых автомобилей иностранного производства лучше всего использовать тот антифриз, который рекомендован производителем. Только так удастся избежать проблем и продлить срок службы двигателя. Допустима замена антифриза (но опять же по рекомендации производителя), но лучше не рисковать и не использовать тосол.

Для российских же автомобилей вполне пригоден и тосол. Он дешев, несложен в использовании, его можно купить практически в каждом магазине, а самое главное — он отлично подходит для проведения самостоятельного технического обслуживания автомобиля. А так как в нашей стране очень много автомобилистов сами занимаются ТО и ремонтом, тосол будет еще долго пользоваться популярностью.

Вопросы технического обслуживания системы охлаждения

Не будем описывать весь порядок ТО системы охлаждения, а лишь отметим некоторые моменты.

Смешивание антифризов. Неверно считать, что антифризы одного цвета можно смешивать друг с другом — это справедливо только для тосола и некоторых марок иностранных антифризов. Допускается смешивание антифризов одного типа (например, традиционных), но лучше так не рисковать, а приобретать средство той же марки и типа, что залито в системе охлаждения.

Замена антифриза. При замене охлаждающей жидкости ее следует полностью слить, затем промыть систему специальным средством, залить новый антифриз, и запустить двигатель вместе с отопителем — так ОЖ распределится по всей системе. В следующие несколько дней нужно проверять и при необходимости пополнять уровень антифриза.

Сезонное обслуживание. При использовании тосола во время сезонного ТО следует проверять плотность ОЖ в системе, и при ее отклонении от рекомендованных параметров добавлять концентрированный тосол или дистиллированную воду. Нормальная плотность Тосола-40 — 1,075-1,085 г/куб. см, Тосола-65 — 1,085-1,095 г/куб. см.

Срок службы. Следует помнить, что тосол может служить не более 2-х лет, более дорогие антифризы работают около 3-4-х лет, а пропиленгликолевые — до 5 и более лет. Однако даже раньше истечения этого срока антифриз может потерять свои качества, при этом изменится его цвет и консистенция. Это может происходить из-за попадания в ОЖ топлива и масел, различных моющих средств и т.д. В этом случае антифриз следует полностью заменить.

При правильном выборе и обслуживании антифриз будет служить долго, на всем протяжении срока эксплуатации обеспечивая оптимальный температурный режим работы двигателя.

Лучше тосол или антифриз: что использовать в систему охлаждения автомобиля

  1. Важность охлаждающих жидкостей в автомобиле
  2. Описание тосола
  3. Разновидности
  4. Состав и свойства
  5. Характеристики и особенности
  6. Характерный цвет
  7. Какова температура замерзания и закипания тосола
  8. Описание антифриза
  9. Виды
  10. Классификация
  11. Цвет
  12. Температура
  13. Где применяются жидкости и сроки использования
  14. Каким авто подойдет больше антифриз, а каким тосол
  15. Можно ли смешивать
  16. Допустимо ли смешивание антифриза одного цвета
  17. Допустимо ли смешивание жидкости разных цветов
  18. Допустимо ли смешивание антифриза с водой
  19. Особенности перехода с тосола на антифриз
  20. Ключевые отличия охлаждающих жидкостей
  21. Как отличить подделку
  22. Достоинства и недостатки
  23. Критерии выбора

Для поддержания температуры двигателя в заданных пределах и отвода излишков тепла используется специальная жидкость, некристаллизующаяся в мороз до -40°С и ниже. При обслуживании системы охлаждения перед владельцем автомобиля встает вопрос, что лучше — ТОСОЛ или антифриз и какому материалу отдать предпочтение. При подборе учитывают рекомендации изготовителя машины, при ошибочной заправке существует риск перегрева мотора.

Важность охлаждающих жидкостей в автомобиле

При сгорании топлива и работе двигателя часть тепловой энергии затрачивается на нагрев блока и головки цилиндров. Интенсивность теплоотдачи зависит от режима работы и температуры окружающей среды.

Чрезмерный перегрев вызывает нарушение работы системы зажигания и изменение зазоров между подвижными деталями, что приводит к заклиниванию силовой установки авто.

Для отвода излишков тепла используют жидкостный контур охлаждения с отдельным радиатором, центробежной помпой, термостатом и вентилятором с механическим или электрическим приводом.

Описание тосола

Изначально в радиаторы и рубашки заправлялась дистиллированная вода, которую зимой сливали сразу после остановки мотора. В это время года ограниченно использовались охлаждающие жидкости на основе этиленгликоля и декстрина (по ГОСТ 159-52) с низкой стабильностью. Материалы, не требующие сезонной замены, стали применяться только с началом строительства завода в Тольятти. Специалисты ВАЗа и сотрудники НИИ органической химии ознакомились с растворами, использовавшимися в технике концерна FIAT, и создали оригинальный препарат, получивший торговое обозначение «Тосол».

Разновидности

Стандарт ГОСТ 28084-89 предусматривает выпуск нескольких разновидностей материала:

  • концентрата ОЖ-К, или А, предназначенного для разведения дистиллированной водой в требуемой пропорции;
  • раствора ОЖ-40, или А40 (температура кристаллизации -40°С);
  • модификации ОЖ-65, или А65, для регионов Крайнего Севера (отличается сниженной до -65°С температурой замерзания);
  • версия ОИЗ, применяемая для смазки рабочей зоны в металлорежущем оборудовании (не имеет ничего общего по составу и свойствам с автомобильными материалами).

Состав и свойства

В состав раствора входят этиленгликоль, дистиллированная вода и комплекс присадок для снижения скорости коррозии и предотвращения образования в материале пены (для ускорения процедуры заправки в конвейерном режиме). Мелкие компании часто производят материал по собственным техническим условиям, вводя корректировки в оригинальную рецептуру (снижающие себестоимость и характеристики).

Характеристики и особенности

Особенностью материала является способность находиться в жидком состоянии в широком диапазоне температур.

Раствор отличается повышенной теплоемкостью, позволяющей отводить излишки тепла от деталей двигателя.

Дополнительным преимуществом является низкий коэффициент объемного расширения при кристаллизации (около 1,5%), затвердевшая жидкость не разрушает патрубки, радиатор и корпуса головки и блока цилиндров.

Читайте также:  Рейтинг самых больших автомобилей в мире в 2022 году

Характерный цвет

Краситель голубого цвета позволяет определять герметичность контура, а при деградации присадок оттенок меняется на зеленый, а затем на желтый, указывая на необходимость замены (средний срок службы составляет 2 года). Появление зеленого оттенка не является признаком деградации материала (наблюдается при прогреве до +95°С на протяжении 500-600 часов эксплуатации). Встречаются растворы низкого качества, в которых пигмент не меняет окраску в течение всего периода применения.

Какова температура замерзания и закипания тосола

Температура кипения жидкости около +110°С, а кристаллизация происходит при охлаждении до -40 или -65°С. При усиленном нагреве наблюдается быстрая деградация присадок, сопровождающаяся изменением цвета. При температуре +170°С материал теряет свойства за 4 часа (при нормальных условиях эксплуатации ресурс составляет от 600 до 1000 часов).

Описание антифриза

Тосол является разновидностью антифриза, поэтому материалы обладают рядом общих характеристик (устойчивостью к замерзанию, способностью выдерживать температуру более +100°С). Вещества отличаются низким коэффициентом температурного расширения, обеспечивающим сохранность охлаждающего контура при замерзании. В состав раствора входит этиленгликоль (изредка применяется пропиленгликоль), дистиллированная вода и присадки (для замедления процессов коррозии, противодействия вспениванию и кавитационному влиянию).

В состав растворов не вводятся специальные смазывающие присадки, повышенная текучесть обеспечивается гликолевой основой (правило верно как для антифризов, так и для тосолов).

Не предусмотрено разделение на зимние или летние сорта, температура кристаллизации зависит от соотношения спирта и воды. Поскольку этиленгликоль обладает повышенным удельным весом, то плотность раствора выше, чем у чистой воды.

Обязательные требования, предъявляемые к незамерзающим жидкостям для контуров охлаждения:

  • температура кипения — не менее +110°С при атмосферном давлении;
  • температура кристаллизации — не ниже -36°С для стандартных растворов и от -60°С для арктических;
  • сниженная вязкость и устойчивость к образованию пены в процессе автоматизированной заливки и подачи под давлением насосом;
  • химическая инертность по отношению к деталям силовых установок, изготовленным из серого чугуна или алюминиевых сплавов;
  • увеличенный срок эксплуатации (минимум 3 года или 60 тыс. км пробега).

Материалы принято разделять на категории по химическому составу присадок:

  • стандартные или традиционные, базирующиеся на солях неорганических кислот (например боратов или силикатов);
  • карбосиликатные, отличающиеся применением солей органических кислот;
  • гибридные, содержащие соли органических кислот с добавкой неорганических ингредиентов (силикатов и фосфатов).

Классификация

Единой мировой классификации антифриза не существует. Автомобильные концерны разрабатывают собственные рецептуры, которые могут иметь оригинальный состав или пересекаться с растворами других производителей. Кроме того, существуют национальные требования к характеристикам, которые могут не соответствовать нормативам изготовителей техники. Например, на территории РФ действует советский стандарт ГОСТ 28084-89, который не учитывается при сборке машин Volkswagen, Toyota или Hyundai на российских заводах.

Характеристики жидкостей по нормативам концерна VAG приведены в таблице.

КатегорияСостав присадокОсобенностиСрок эксплуатации
G11Силикатные соли неорганических кислотПри работе присадки оседают на стенках контура, обеспечивая защиту от коррозии, но ухудшая теплообмен.2 года
G12Карбоновые соли органических кислотОтличаются высокой теплоемкостью и способны устранять образовавшиеся очаги коррозии.до 5 лет
G12+ или 12++Гибридная (или лобридная) композицияПредотвращают формирование коррозии.до 5 лет
G13Аналогично G12+ или 12++Вместо ядовитого этиленгликоля в состав введен экологически безопасный пропиленгликоль.до 5 лет

Другие заводы по выпуску техники разрабатывают собственные требования (например 1899-M и 6038-М от General Motors или MS591-08 от Hyundai-KIA).

Нормативы официально не публикуются, допуск на право использования антифриза в системе охлаждения дает автомобильный концерн.

Сторонние производители могут выпускать концентраты или готовые жидкости, соответствующие стандартам и получившие сертификат от лаборатории (информация указывается на этикетке).

Базовая смесь этиленгликоля с дистиллированной водой и присадками не имеет цвета, но для определения уровня раствора в компенсационном бачке и поиска места течи в состав вводят пигменты (желтый, зеленый или фиолетовый). Некоторые производители применяют добавки, флуоресцирующие при подсветке ультрафиолетовой лампой (позволяет обнаружить трещины на шлангах или трубках радиатора). Цвет не указывает ни на состав смеси, ни на ее физические характеристики.

Температура

Температура кипения антифриза, зависящая от состава и концентрации присадок, находится в пределах +110…+115°С (в герметичных контурах с паровым клапаном значение может увеличиваться). Кристаллизация происходит при остывании до -40…-36°С (предлагаются специальные растворы для эксплуатации в арктических условиях, выдерживающие мороз до -65°С).

Сравниваем самые популярные промывочные масла для двигателя от известных брендов. Разбираемся, как подобрать масло, а также рассказываем, как отличить оригинал от подделки.

Где применяются жидкости и сроки использования

Растворы применяются в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания, установленных на гусеничной или колесной технике, а также на летательных аппаратах.

Рекомендации по типу и составу жидкости указываются производителем в технической документации.

Срок эксплуатации зависит от степени нагрева материала, при стандартных условиях применения замена производится через 2-3 года для силикатных составов и через 5 лет для карбоновых или лобридных. Информация о периодичности обслуживания указывается на этикетке или в инструкции к автомобилю.

Каким авто подойдет больше антифриз, а каким тосол

Поскольку тосол является антифризом на базе солей органических кислот, то жесткой привязки между типом двигателя автомобиля и сортом охлаждающей жидкости не существует. Например, с завода в моторы машин ВАЗ-2110 (как с 8-клапанной системой газораспределения, так и с 16-клапанной головкой) заправлен материал стандарта ОЖ-40. Владелец может самостоятельно заливать раствор стандарта G-11 (разницы по физическим и химическим характеристикам между материалами нет).

Можно ли смешивать

В процессе эксплуатации автомобиля владелец может столкнуться с проблемой падения уровня (например из-за повреждения патрубка или сальников помпы). В этом случае необходимо долить жидкость с учетом химического состава, поскольку смешивание разнородных материалов приводит к образованию осадка, засоряющего трубки радиатора и ухудшающего теплообмен.

Читайте также:  Ремонт головки блока цилиндра двигателя

Допустимо ли смешивание антифриза одного цвета

При смешивании материалов одного цвета необходимо учитывать производителя и состав растворов. Бездумная доливка приводит к падению характеристик полученной смеси и риску образования нерастворимого осадка, вызывающего локальные перегревы и ухудшение условий циркуляции.

Допустимо ли смешивание жидкости разных цветов

Цветовая окраска раствора не влияет на химический состав, допускается смешивание материалов в соответствии с ним. Даже соединение раствора стандарта G-11 с российским тосолом может привести к падению температуры кипения и образованию взвесей или твердого осадка.

Допустимо ли смешивание антифриза с водой

Используемый в контурах раствор состоит из смеси антифриза и очищенной от солей воды (например, некоторые производители поставляют концентрат, который разводится в требуемой пропорции перед заливкой). Допускается введение дополнительной порции дистиллированной воды вместо испарившейся, но следует учитывать риск изменения характеристик материала. Категорически запрещено использовать водопроводную воду, содержащую примеси, негативно влияющие на присадки.

Особенности перехода с тосола на антифриз

При переходе на новый тип жидкости необходимо слить имеющийся раствор и промыть контур дистиллированной водой. Для удаления отложений можно воспользоваться специальным препаратом (например очистителем Hi-Gear). Некоторые владельцы повторяют процедуру 2-3 раза или подключают к контуру шланг с водопроводной водой (с последующей промывкой дистиллированной). После окончания очистки закрывают сливные краны и заполняют рубашку и радиатор новой жидкостью (контролируя уровень по отметке на корпусе компенсационного бачка).

Ключевые отличия охлаждающих жидкостей

Основные отличия незамерзающих составов для систем охлаждения автомобильных двигателей от воды:

  1. Не формируют на металлических поверхностях толстую пленку, ухудшающую теплообмен, и обеспечивают улучшенный отвод излишков тепла от деталей силового агрегата.
  2. Выдерживают падение температуры воздуха до -40°С, а при кристаллизации сохраняют исходный объем (расширение не превышает 1,5%).
  3. Обладают повышенной химической стабильностью при перегреве. Входящие в состав присадки не формируют осадок, загрязняющий чувствительные элементы датчиков.
  4. Введенные в состав присадки снижают кавитационные процессы и продлевают срок службы помпы и гильз (при мокрой системе теплоотвода), а также не оказывают негативного влияния на резиновые или силиконовые трубопроводы либо сальники.
  5. Имеют увеличенный срок службы Для материалов на гибридной или лобридной основах интервал замены составляет 5 лет и выше.

Как отличить подделку

Для тестирования купленного материала в бытовых условиях необходимо:

  1. Налить порцию жидкости в металлическую тару и поставить на электрическую плиту, одновременно контролируя температуру по термометру или с помощью термопары, подключенной к мультиметру. Качественный материал закипит при нагреве до +105°С (чем выше параметр, тем лучше раствор). Если в распоряжении имеется холодильная установка, то можно поместить жидкость в морозильное отделение и максимально снизить температуру.
  2. Довести раствор до кипения и аккуратно поднести источник открытого огня к поверхности. Периодические вспышки или стабильное горение паров указывают на наличие в антифризе следов органических спиртов, что недопустимо по стандартам.

Достоинства и недостатки

  • устойчивость к перегреву и падению температуры окружающей среды;
  • повышенная теплоемкость раствора;
  • защита металлических поверхностей от кавитационного разрушения и коррозии.
  • повышенная цена, которая оправдывается длительным сроком эксплуатации и снижением затрат на обслуживание системы;
  • сложности при подборе материала для доливки (при условии, что владелец машины не знает тип раствора в теплообменнике силовой установки).

Критерии выбора

При подборе охлаждающей жидкости необходимо учитывать:

  • соответствие категории рекомендациям изготовителя — например, при использовании материала G-11 вместо G-12 возможна ускоренная деградация раствора и ухудшение условий теплоотвода;
  • диапазон рабочих температур — например, заливка в условиях Крайнего Севера материалов, застывающих при -40°С, чревата повреждением ротора водяной помпы или разрывом резиновых патрубков;
  • дату выпуска раствора или концентрата — при хранении на протяжении 3-4 лет происходит естественная деградация присадок, приводящая к снижению характеристик охлаждающей жидкости.

Рекомендуется приобретать материалы в крупных торговых точках, что снижает риск выбора контрафактной продукции. Производители используют оригинальную тару и вводят специальные метки для усложнения подделки. Перед покупкой необходимо ознакомиться с перечнем меток, применяемых изготовителем для защиты продукции. Например, заводы используют голографические этикетки с порядковым номером или специальный светоотражающий слой на них.

Какие еще различия существуют между российским тосолом и импортными материалами и какой раствор лучше залить в радиатор автомобиля, эксплуатируемого в умеренной климатической зоне или в северных регионах?

Что лучше заливать — тосол или антифриз

При работе каждой из частей мотора вырабатывается большой объем тепловой энергии и, если не предусмотреть надежного теплоотвода, то даже самый современный и качественный силовой агрегат быстро выйдет из строя. Эту функцию выполняет система охлаждения двигателя и охлаждающая жидкость, которой данная система заправляется. Для охлаждения современных моторов сегодня существует два вида таких жидкостей, поэтому у водителей часто возникает вопрос: «Что лучше тосол или антифриз?». Об этом мы сегодня и поговорим, рассмотрев их отличия, а также достоинства и недостатки каждой категории ОЖ.

Почему вода не подходит в качестве ОЖ

Перед тем, чем начать разбираться, что лучше использовать из современных охлаждающих жидкостей, необходимо выяснить, а для чего вообще нужно их использовать. Казалось бы, самым простым и малозатратным вариантом является обыкновенная вода – она обладает способностью перемещать энергию между различными средами, кроме того, у нее хороший показатель удельной теплоемкости. И стоит отметить, что воду, в качестве охлаждающей жидкости, используют довольно многие автомобилисты, особенно летом. Но у воды имеется один большой минус, сводящий к минимуму ее доступность.

Охлаждающие жидкости

Как известно, вода начинает замерзать при минусовой температуре, при этом она расширяется. Расширяясь, она начинает «убирать» со своего пути все преграды – и под мощью ее распирания не могут устоять ни резиновые шланги, ни алюминиевые трубки, ни даже агрегаты из более серьезных металлов, в том числе, корпус силового агрегата. По этой причине те автомобилисты, кто летом применяет воду в качестве ОЖ, еще до приближения морозов старается освободить систему от ее присутствия, дабы оградить себя от огромнейших неприятностей (капитальный ремонт двигателя).

Читайте также:  Полировка стекол фар автомобиля своими руками

Другие разновидности охлаждающих жидкостей

И все-таки, что заливать в охлаждающую систему автомобиля? Вода для этого не подходит, но существуют иные жидкости, применение которых допустимо, как ОЖ. К примеру, метанол, имеющий огромнейший минус – он разрушает силовой агрегат, провоцируя сильнейшие коррозийные процессы. Это последствия реакции метилового спирта и алюминия. Но главное, данное вещество наносит вред здоровью человека, оно практически не выводится из организма, копясь в нем. Из-за этого во многих европейских государствах метиловый спирт находится под запретом.

Что выбрать — тосол или антифриз

Еще одно вещество, пригодное для использования в системе охлаждения – глицерин. Бесцветное вещество, относящееся к классу простейших трехатомных спиртов и имеющее соответствующие свойства. Но в наши дни глицерин почти не используется, как теплоноситель. Это вещество имеет повышенную вязкость, из-за которой циркуляция жидкости в охладительной системе крайне затруднена. К тому же, глицерин начинает замерзать при недостаточно для этих целей низких температурах.

Тосол и антифризы

Далее мы разберемся, в чем отличие тосолов от антифризов. Делаем правильный выбор в пользу одного из них.

Тосол – рожденный в СССР

В 70-е годы прошлого века в Советском Союзе уже использовались «незамерзайки» импортного производства. Но со строительством нового автозавода, тольяттинские инженеры приступили к разработке собственной ОЖ. Одним из подразделений ВАЗа стал отдел ТОС (Технологий Органического Синтеза), где и была создана новая жидкость для употребления в охладительной системе, получившая название ТОСол.

В составе большинства охлаждающих жидкостей содержатся солевые растворы (моноглики).

Моноэтиленгликоль (MEG) – вещество, которое имеет довольно высокую стоимость и практически не применяется в чистом виде. Перед использованием оно разводится водой в пропорциях 6/4. В таком виде MEG имеет низкую (минус 50ºС) температуру замерзания. Именно в нем скрывается ключевое отличие тосола от антифриза: тосол содержит MEG, а в составе антифриза данное вещество отсутствует.

Тосол синий

Тосола, помимо воды и MEG содержит особые присадки неорганического характера и вещества, препятствующие вспениванию. Современный тосол может различаться цветами – это указывает на температуру его замерзания:

  • ОЖ синего цвета рассчитана на замерзание при температуре –40ºС;
  • тосол красного цвета ориентирован на –65ºС.

Подразделение по цвету не случайно, так проще различается температурный порог.

Несколько слов о присадках, добавляемых в тосолы. В них используются присадки 1-го поколения либо химические. К таким веществам относятся фосфаты, силикаты и прочее. Главной задачей тосола является защита патрубков внутри от воздействия коррозии, которая возникает от реакции воды с этиленгликолем. Тосол необходимо полностью заменять раз в 24-36 месяцев.

Уточним, что состав отечественной ОЖ, не изменяется много лет, его производят по формуле, выведенной советскими учеными. Работ по ее усовершенствованию практически не ведется. Тем не менее нельзя сказать, что тосол слишком устарел и не годится для использования. Имеется целая линейка транспортных средств, для которой эта ОЖ является идеальной. Сегодня тосол стоит до 250руб. за 1л (стоимость зависит от изготовителя и магазина, где осуществляется продажа).

Современные антифризы

Термин «антифриз» происходит от anti freeze (англ.) — от замерзания. Антифризы – жидкости на основе карбоксилатов. Это весьма объемный подвид охлаждающих жидкостей. Причем антифризы значительно различаются между собой. На сегодняшний день производится несколько категорий этой охлаждающей жидкости G11, G12, G13 и такая же маркировка с обозначением «+». Иногда встречаются и вариации с двумя плюсами, но это уже, скорее, следующий класс ОЖ.

Антифризы

Теперь следует ответить на вопрос, чем антифриз лучше тосола. Современные антифризы имеют ряд важных преимуществ, в сравнении со своими российскими собратьями:

  • значительная эффективность в охлаждении силового агрегата;
  • продолжительный срок качественной работы;
  • при высоких температурах обеспечивается защита алюминиевых элементов;
  • обеспечивается защита цилиндров мотора от кавитации гильз;
  • обеспечивается увеличение срока службы водяного насоса на 50%;
  • стабильность свойств и качеств;
  • идеальная совместимость с пластиковыми и эластомерными элементами.
  • при употреблении антифризов не появляется отложений в радиаторе;
  • постоянство температурного режима;
  • экологичность.

Возможность смешивания

С появлением в продаже приемлемого по цене антифриза у советских потребителей появился обоснованный вопрос по поводу смешивания антифриза с тосолом, который, кстати, не потерял своей актуальности и сегодня. Ответ на него может быть только один — однозначное нет!

Тосолы и антифризы

Технология производства и состав по присадкам у жидкостей совершенно различный. Если смешать тосол с антифризом, то результатом этого будут выход из строя охладительной системы и регулярные «закипания» работающего мотора. Жидкости отличаются температурами кипения, при смешении моноэтиленгликолей с карбоксилатами получается коллоидальный состав, дающий нерастворимый осадок.

При возникновении неблагоприятных ситуаций в функционировании системы он оседает на стенках трубопроводов, из-за чего сужается рабочий объем и происходит кипение жидкости.

Что выбрать

Однозначно ответить на такой вопрос нельзя, но нужно понимать, что тосолы разрабатывались под отечественные машины, во-первых, для ВАЗ. Машины иностранного производства предполагают использование европейского антифриза. Хотя в наши дни при сборке российских машин используются импортные комплектующие, кроме того, российский рынок заполняют автомобили корейского и китайского производства, которые могут работать с любым теплоносителем.

Тосол подлежит замене каждые 30-50 тыс. км, в то время, как антифризы заменяются через 240-250 тыс. К вопросу о смешивании жидкостей – при их смешении рабочую жидкость необходимо будет заменять, ориентируясь на рабочий интервал тосола, в противном случае, машина закипит. Еще одно, для многих очень важное, различие – стоимость: цена антифризов почти в 3 раза больше.

Выбираем ОЖ — что лучше

Бытует мнение, что жидкости различаются друг от друга цветами. Но, как мы уже говорили, тосолы могут иметь такие же цвета, как и антифриз (синий/красный).

Читайте также:  Разбили стекло в машине во дворе - что делать? КАСКО, ОСАГО

Другое заблуждение в том, жидкости одинакового цвета можно мешать без последствий для мотора. Но и это не так! Допустим, зеленые жидкости могут быть не просто различными по составу (имеются в виду присадки), но и произведены с использованием разных технологий.

А как их отличить? Внимательно смотрите на шильдики канистр! Другие характеристики: цвет, запах и прочие параметры не помогут. А заливать в систему охлаждения вашего автомобиля необходимо ту жидкость, которую рекомендует автопроизводитель (если это новое авто) либо использовал предыдущий владелец (в случае с машиной с пробегом). Во втором случае, лучше вообще очистить систему охлаждения, слив ее содержимое и промыв систему водой, а затем заполнить ее жидкостью в соответствии с техническими требованиями автомобиля.

Помните! Качественные тосолы работают в системе охлаждения дольше и лучше, чем любые дорогие, но поддельные антифризы.

Что лучше тосол или антифриз

Стабильная работа двигателя автомобиля во многом зависит от того, как функционирует система охлаждения. В то же время этот факт ускользает от внимания большей части начинающих автолюбителей. Некоторые понятия не имеют, что заливается в такую систему. А между тем разумный выбор охлаждающей жидкости – это гарантия сохранения «здоровья» вашего автомобиля.

Содержание:

Ассортимент тосолов и антифризов отличается достаточной широтой, но только в России бытует мнение, что это разные типы жидкостей для охлаждения ДВС. На самом деле «Тосол» является тем же антифризом, но производящемся в нашей стране. Хотя здесь нельзя говорить о полной идентичности составов этих средств. В связи с этим попытаемся определить, какая охлаждающая жидкость лучшая.

Характеристики

Существует статистика, базирующаяся на мнениях автомобильных экспертов, которая гласит, что причины 20% сбоев в работе двигателя связаны непосредственно с охлаждающей жидкостью. Еще 44% поломок ДВС косвенно зависят от системы охлаждения.

Состав охлаждающих жидкостей формируется следующим образом:

  • соединения этиленгликоля, который иногда может быть заменен пропиленгликолем;
  • присадки;
  • вода.

Именно присадками и различаются антифризы, к которым следует относить и «Тосол». С их помощью обеспечивается противодействие коррозийным процессам. От того, какой набор и состав присадок, зависят характеристики конечного продукта. В остальном все идентично.

Покупая для своего автомобиля ту или иную охлаждающую жидкость, надо ориентироваться на информацию, прописанную в сервисной книжке (инструкции). С помощью этого документа производитель сообщает о том, какую охлаждающую жидкость следует использовать и как это делать. Зачастую западные компании перечисляют определенные марки антифриза, прошедшие весь спектр исследований, что объясняет их пригодность именно для вашей машины.

Для большого понимания отличий между «Тосолом» и антифризом остановимся на технологиях, применяемых при производстве этих жидкостей:

  1. традиционная – неорганические присадки, например, на основе силикатов и нитратов;
  2. карбоксилатная – органические присадки, при создании которых используются карбонаты;
  3. гибридная – набор присадок, характеризуемых как органические. Имеется малое присутствие силикатов, заменяемых или дополняемых фосфатами.

Выпуск отечественного продукта осуществляется в рамках традиционной технологии, а импортного – карбоксилатной. В связи с этим надо знать отличия составов, получаемых в результате той или иной технологии, чтобы понимать плюсы и минусы «охлаждаек» разного вида.

Плюсы и минусы

Положительным моментом традиционной технологии является защита металлических поверхностей от коррозийных процессов. Применение «Тосола» приводит к образованию на деталях силового агрегата защитной пленки, толщина которой может доходить до 0,5 мм.

Противодействие коррозии является отличным фактором, но такая пленка обладает недостаточной теплопроводностью. Это становится причиной того, что эффективность охлаждения ДВС снижается вполовину. В связи с этим следует признать «Тосол» изолятором. Силовой агрегат начинает регулярно перегреваться, не достигая критических значений температуры. Хотя это все равно не лучшим образом сказывается на эксплуатационных характеристиках двигателя. Его работа в неприемлемых условиях с точки зрения правильной эксплуатации приводит к быстрому износу, падению мощности и росту потребления топлива.

Проблема этого вида отсутствует при использовании карбоксилатных жидкостей, под которыми следует понимать антифризы. Их применение также способствует образованию защитного слоя, но гораздо меньшей толщины – 0,0006 мм. Столь тонкая пленка не препятствует нормальному отводу тепла от деталей двигателя, что исключает его перегрев.

Силикаты, имеющиеся в «Тосоле», способны становиться гелеобразными, а входящие в состав «охлаждайки» фосфаты выпадают в осадок, что связано с процессами циклического нагрева и охлаждения. Все это вместе приводит к образованию смеси, делающей невозможным нормальное функционирование радиатора. Это устройство забивается, и система охлаждения теряет свою функциональность. Карбоксилатные составы в связи с этим предпочтительнее, так как они избавлены от таких недостатков.

В результате можно признать явное лидерство антифриза в плане обеспечения полноценного охлаждения ДВС, если бы не некоторые нюансы. Существует еще достаточное количество характеристик, влияющих на этот процесс.

Совместимость «Тосола» и антифриза

Зачастую можно услышать вопрос по поводу того, что можно ли доливать «Тосол» к антифризу и наоборот. Вышеприведенная информация уже дает ответ на этот вопрос, который отрицательный.

Нельзя смешивать не только отечественные и импортные продукты рассматриваемого вида, но и смеси одного производителя, отличающиеся по цвету. Если вы решили поменять «охлаждайку», то следует промыть двигатель, используя дистиллированную воду. Заполнение приемника новым средством для охлаждения ДВС осуществляется, когда из системы потечет абсолютно чистая жидкость.

Внимание! При смешивании составов, выпускаемых разными производителями, соблюдайте соответствие цвету. Если цвет совпадает, то можно говорить об их совместимости.

Срок использования

«Тосол» – это преимущественно силикаты и нитриты, служащие теми веществами, на основе которых создаются присадки. Посредством силикатов обеспечивается защита алюминия, а нитриты гарантируют противодействие кавитационной эрозии. В последнем случае имеется в виду процесс разрушения, запускаемый пузырьками пара, схлопывание которых приводит к гидравлическим ударам.

Читайте также:  Нужна ли доверенность на управление автомобилем на сегодня?

Гидравлическая кавитация становится одной из причин выхода из строя жидкостного насоса. Образование каверн способствует разрушению металла, что в итоге приводит в негодность детали. Рекламные акции производителей убеждают, что антифриз обеспечивает защиту от этого явления, но это надуманный факт. Антифриз не имеет преимуществ перед «Тосолом». Хотя отечественный продукт несколько выигрывает на фоне зарубежного аналога, так как с его помощью образуется пленка, толщина которой спасает гильзы цилиндров от высокотемпературной кавитации.

Охлаждающие жидкости отличаются сбалансированностью составов. При этом возможны ситуации, когда происходит больший расход того или иного компонента. Это снижает свойства «Тосола», который перестает эффективно защищать ДВС от перегрева и коррозии. Критические температуры и некоторые другие факторы способствую выпадению силикатов и нитритов в осадок, что происходит после того, как автомобиль пройдет 30–35 тыс. км. К этому времени «охлаждайка» практически полностью перестает выполнять свою функциональность.

Что касается охлаждающих жидкостей, при изготовлении которых обращаются к органическим солям, то их свойства сохраняются в течение всего отведенного срока эксплуатации. Их состав сохраняет однородность, присадки выпадают в осадок в минимальном количестве. Антифризы, произведенные за рубежом, рассчитаны на эксплуатацию в течение 2 лет с пробегом авто от 100 тыс. км.

Внимание! Замена «Тосола» или антифриза должна производиться вовремя. Не следует дожидаться момента, когда охлаждающая жидкость полностью выработает свой ресурс.

Воздействие на разные материалы

Алюминий становится все более популярным металлом в автомобильной промышленности. На базе его сплавов производят даже силовые агрегаты. Такое положение дел отличается определенной проблематичностью в плане применения жидкостей для охлаждения. Они плохо защищают алюминий от разрушения, когда возрастают нагрузки, а температуры достигают высоких значений.

При достижении отметки в +105 °C «Тосол» полностью теряет свои защитные характеристики по отношению к алюминию. Именно эта особенность привела к тому, что ведущие производители автомобилей отказались от использования этого вида «охлаждайки».

Совсем другие свойства демонстрируют карбоксилатные составы. Тестирование на динамическую коррозию выявило высокую эффективность антифризов. С их помощью удается добиться увеличения срока эксплуатации машины на 45–60%.

Пластик, резина и силикон – это материалы, которые активно применяются при создании охлаждающих систем. Со стороны карбоксилатных составов какого-либо негативного воздействия в отношении этих материалов не было зафиксировано. Впрочем, «Тосол», если он качественный, также не оказывает на них разрушающего воздействия.

Как отличить «Тосол» от антифриза

Отличить друг от друга охлаждающие жидкости не просто проблематично, а практически невозможно. Это объясняет, почему всегда можно нарваться на подделку.

Важно! Избежать покупки поддельного продукта можно, если приобретать его исключительно в специализированных магазинах. Это не даст стопроцентной гарантии, но сведет возможные риски к минимуму.

В то же время некоторые «сведущие люди» оспаривают сделанное выше утверждение. Они заявляют, что охлаждающие жидкости упомянутых видов отличаются друг от друга:

  1. вкусом – большое количество этиленгликоля, присутствующего в «Тосоле», делает состав сладковатым. Если есть желание, то можно провести вкусовой эксперимент, хотя это нежелательно ввиду ядовитости данной жидкости;
  2. консистенцией – «Тосол» в большей мере напоминает растительное масло по своему физическому состоянию, а антифриз – простую воду.

Цвет «охлаждаек» не является индикатором, так как он зависит от используемых красителей.

Вывод

Анализ свойств «Тосола» и антифриза складывается не в пользу отечественного продукта. Хотя, если вы эксплуатируете старый автомобиль, оснащенный двигателем из чугуна, то лучше отдать предпочтение «Тосолу». Наша «охлаждайка» дешевле и полностью безопасна, так как она не несет никакого вреда данному виду металла. Если же автомобиль более современный, то здесь желательно выбирать антифриз, так как применяемые сегодня технологии в автомобилестроении – это использование алюминиевых сплавов, пластика, силикона, резины и им подобных материалов.

Видео

Замена подшипников и щеток генератора

Давно уже прикупил 2 подшипника и щетки, но никак руки не доходили поменять. Покупал запчасти в Японии по оригинальным парт номерам.
Стараюсь обслуживать машину своими руками, благо есть некоторые познания, а также боязнь рукожопых мастеров в сервисах. Сначала пробовал найти в интернетах соответствующее видео или мануал, но есть только на первое поколение, а там генератор, как и его положение немного отличается от нашего. Итак, погнали.
1. Сначала отключаем минусовую клемму аккумулятора (можно и обе).
2. Ключом на 14 откручивам болт кронштейна и снимаем его.

3. Далее ключом на 14 смещаем натяжитель ремня по часовой стрелке и скидываем ремень с генератора.

4. Отсоединяем 2 разъема. Чтобы снять нижний понадобится головка на 12.

5. Вынимаем 3 клипсы, чтобы освободить жгут для более легкого доступу к генератору.

6.Откручиваем 2 болта крепления генератора. Второй болт будет упираться в лонжерон. Но это не страшно, тянем генератор на себя и он спокойно вылезает (для болта крепления предусмотрен паз). Вынимаем генератор.

7. Откручиваем 4 винта, которые держат половинки генератора.

8. Аккуратно постукивая киянкой по нижней кромке (дальней от шкива), половиним генератор. Я использовал металлическую пластинку с тупыми концами, упирая ее в нижнюю часть, чтобы дело пошло быстрее. Рекомендую поставить маркером метки на верхней и нижней частях, чтобы не перепустать их положение при сборке.

10. Две половинки генератора.

11. Зажимаем в тиски ротор (да-да, именно так написано в сервис мануале) и специальным съемником окручиваем шкив (если не изменяет память, у шкива 33 зубца).

12. Вынимаем ротор из верхней части корпуса.

13. Откручиваем 4 винта кожуха подшипника и выпрессовываем подшипник из корпуса.

14. Слева -старый подшипник, справа-новый.

15. Запрессовываем новый подшипник в корпус генератора. С передним подшипником управились.

16. Переходим к заднему подшипнику. Стандарный трехлапый съемник не подошел, так как ножки не влезали в зазор между валом и подшипником, поэтому я использовал съемник сепараторного типа.

Читайте также:  Mercedes-Benz GLB: цена и характеристики, фотографии и обзор

17. Слева старый подшиник, справа -новый.

18. Запрессовываем новый подшиник. С задним подшипником разобрались.

19. Переходим к замене щеток.
Откручиваем 6 винтов обмотки статора. и 4 винта реле-регулятора. (На фото выкруено больше чем надо, по незнанию). Вынимаем старор и реле-регулятор.

20. Выпаеваем щетки и запаеваем на их место новые.

РЕМОНТ ГЕНЕРАТОРА МАЗДА

Мастерская в Москве предлагает ремонт генераторов Мазда (Mazda): 2, 3, 5, 6, 121, 323, 626, 929, RX7, MX3, MX5, MX6, MPV, BT50, CX7, CX9, B2000, B2500, B2600 недорого с предоставлением длительной гарантии на работы и материалы. Кроме того, у нас Вы можете купить генератор Мазда новый или произвести обмен на восстановленный по цене ремонта. Замену генератора Mazda произведут наши мастера сразу на месте и стоит эта операция от 1500 руб в зависимости от модели автомобиля и модификации двигателя. Возможен ремонт любой сложности. В наличии комплектующие для генераторов Мазда оригинальные и аналоги. Испытнание на стенде, качественная диагностика и замена деталей генератора. Если агрегат ремонту не подлежит, предложим новый. Диагностика неисправности бесплатно, с учетом проведения работ в нашей мастерской. Точная стоимость работ определяется после проведения дефектовки. Дадим рекомендации по применению комплектующих разных производителей. Выберем наиболее выгодный для Вас вариант ремонта.

Генератор Mazda 6, CX9

Генератор Mazda 3, 5

Генератор Mazda MPV

Генератор Mazda 323

Генератор важная деталь Вашего автомобиля. Его правильная работа гарантирует исправное состояние аккумуляторной батареи и как следствие безотказный пуск двигателя. Если у Вас на панели приборов загорелся индикатор отсутствия заряда аккумулятора или со стороны генератора слышен металлический свист вследствие износа подшипников, то Вам необходимо обратиться за помощью к специалистам.

Ремонт генераторов mazda 2, 3, 5, 6, 121, 323, 626, 929, RX7, MX3, MX5, MX6, MPV, BT50, CX7, CX9, B2000, B2500, B2600 прочно укоренилась в сознании автолюбителей, как надежная, практичная и привлекательная машина. Имея за плечами огромный опыт, японские инженеры создают надежные и неприхотливые автомобили, которые обрели заслуженную популярность и в России.
Разумеется, даже самым надежным автомобилям рано или поздно потребуется помощь специалистов. Особой головной болью отзывается у автовладельцев необходимость замены генератора. Однако всегда есть возможность восстановить или ремонт генератора мазда 2, 3, 5, 6, 121, 323, 626, 929, RX7, MX3, MX5, MX6, MPV, BT50, CX7, CX9, B2000, B2500, B2600 если обратиться к опытным специалистам. Наша компания давно занимается ремонтом генераторов mazda любой сложности.
Мы располагаем современным диагностическим оборудованием, поэтому можем быстро определить причины неисправности генератор mazda 2, 3, 5, 6, 121, 323, 626, 929, RX7, MX3, MX5, MX6, MPV, BT50, CX7, CX9, B2000, B2500, B2600. Для более быстрого проведения всех работы, на складе имеется запас деталей для ремонта генераторов мазда 2, 3, 5, 6, 121, 323, 626, 929, RX7, MX3, MX5, MX6, MPV, BT50, CX7, CX9, B2000, B2500, B2600. Наши специалисты быстро найдут причину неисправности, заменят, при необходимости, вышедшие из строя элементы, и в конце работы проверят надежность работы генератора. Это гарантирует безотказную работу агрегата в будущем. На все работы по ремонту генератора мазда отводиться не более двух часов. Так же вы можете купить/продажа генератор мазда(mazda)2, 3, 5, 6, 121, 323, 626, 929, RX7, MX3, MX5, MX6, MPV, BT50, CX7, CX9, B2000, B2500, B2600.

Стоимость ремонта генератора Мазда

Стоимость ремонта генератора Мазда зависит, в основном, от того, запчасти каких производителей Вы выбираете для ремонта. В некоторых случаях возможно использование аналогов от надежных производителей, что может в значительной степени снизить затраты на ремонт. Однако не стоит сразу выбирать самый дешевый вариант. Мы дадим консультации по применению тех или иных комплектующих, однако выбор всегда остается за Вами.

Цена на ремонт с комплектующими

  • замена реле-регулятора от 700 руб
  • замена диодного моста от 1000 руб
  • замена роторных колец (ремонт ротора) от 600 руб ( от сложности)
  • замена подшипников от 500 руб (за два подшипника: передний и задний)
  • замена статорной обмотки от 1600 руб
  • замена шкива от 400 руб
  • замена обгонной муфты (при ее наличии) от 2500 оригинал (рекомендуем), от 1600 до 2500 руб неоригинал

Снятие и установка генератора оплачивается отдельно и составляет – 1500 руб (может меняться от сложности)

Обмен на восстановленные генераторы Мазда

В нашей мастерской существует вариант обмена Вашего неисправного генератора МАзда на восстановленный – рошедший капитальный ремонт агрегат. Это не менее надежный выход для тех у кого нет времени для ожидания ремонта. Вся операция ограничится временем снятия и установки генератора на автомобиль. Генераторы предлагаемые нами прошли полный восстановительный ремонт не только с заменой неисправной детали, но и с заменой расходников и элементов, чей срок службы может стеч в ближайшее время. На такие агрегаты предоставляется расширенная гарантия, об условиях которой Вам расскажут наши специалисты. Записывайтесь на ремонт в нашу мастерскую по телефону компании (телефон единый) заранее. Укажите, если Вам необходим срочный ремонт.

  • Audi
  • BMW
  • Chevrolet
  • Chrysler
  • Citroen
  • Daewoo
  • Dodge
  • Iveco
  • Fiat
  • Ford
  • Honda
  • Hyndai
  • Jeep
  • KIA
  • Land Rover
  • Lexus
  • Mercedes
  • Mitsubishi
  • Mazda
  • Nissan
  • Opel
  • Renault
  • Saab
  • Skoda
  • Suzuki
  • Toyota
  • Volkswagen
  • Peugeot
  • Volvo
  • Газель Cummins
  • DAF

Меняем ремень генератора Мазда 3 (BK и BL)

Помимо АКБ важный узел в электрической части Мазда 3 — генератор. Его работа обеспечивается вращением от обводного привода навесного оборудования. Ремень генератора Мазда 3 требует периодически осматривать и менять, чтобы исключить внезапную поломку. Рассмотрим, как и когда осуществляется замена, а также какие запасные части используются.

  1. Когда менять
  2. Приводной ремень Мазда 3 БК
  3. Проверка
  4. Артикулы
  5. Замена ремня генератора Мазда 3
  6. Замена приводного ремня Мазда 3 BL
Читайте также:  Какой штраф ждет водителя за разворот на пешеходном переходе и как ДПС может доказать вашу

Когда менять

Приводной ремень вспомогательного оборудования Мазда 3 обладает ресурсом в пределах от пятидесяти до шестидесяти тысяч километров пробега. Как правило, строгих регламентов по периодичности замены не предусмотрено. Поэтому приводной элемент генератора меняется по мере необходимости, но с рекомендованной проверкой натяжения каждые 10000 км пробега или раз в шесть месяцев.

Факторы указывающие на необходимость замены ремня генератора Mazda 3:

  • понижение производительности генератора – определяется по показаниям выдаваемого напряжения;
  • посторонние шумы, скрипы, скрежеты со стороны привода в момент пуска и увеличения оборотов ДВС Мазда 3.

При наличии посторонних шумов необходимо проверить весь узел обводного привода. Наличие свиста высокой частоты, скрежета свидетельствует о не правильном монтаже или деформировании какого-либо шкива. Также скрежет может быть обусловлен поломкой подшипника или натяжного механизма Mazda 3. Шум низкой частоты указывает на необходимость чистки шкивов. При отчётливом гуле, следует проверить целостность подшипника. А повышенная вибрация, провоцируется поломкой натяжителя или шкива Мазда 3. Поэтому перед монтажом нового приводного элемента потребуется проверить состояние всех узлов привода.

(Ссылка на источник фото)

Состояние непосредственно ремешка генератора Mazda 3 оценивается визуально, посредством ручного прокручивания коленвала и осмотра всей длины изделия. Не должно отмечаться расслоений и глубоких трещин, в частности формирующихся в продольном направлении по отношению к параллельным внутренним рёбрам приводного элемента.

Допускается дальнейшая эксплуатация обводного привода Мазда 3 при наличии следующих дефектов:

  • небольшие поперечные трещины на внутренних рёбрах;
  • вырывание частей двух или нескольких параллельных ребер в промежутке до 13 мм.

Также контролируется натяг ремня, путем прикладывания усилия в 10 кг*с на его центр между осями шкивов. Показатель прогиба должен составлять около шести миллиметров, при расстоянии между шкивами до 300 мм. При большей длине, допускается прогиб в 10 мм.

Чрезмерное натяжение увеличивает нагрузку на ремень, подшипник генератора Mazda 3 и подшипники других узлов.

Приводной ремень Мазда 3 БК

Натяжение приводного ремня вспомогательных механизмов Мазда 3 БК оказывает прямое влияние на их функционирование. При недостаточном натяге образуются следующие проблемы:

  • снижается напряжение на выводах генератора – приводит к чрезмерному разряду АКБ, а в случае соскальзывания ремня генератора к полному разряду;
  • ухудшается циркуляция смазки в контуре гидравлического усилителя рулевого колеса – сопровождается снижением ресурса насоса ГУРа и рулевой рейки из-за повышенного усилия на руль;
  • недостаточный проток антифриза в системе охлаждения силового агрегата – отмечается перегревом ДВС из-за проскальзывания ремня на шкиве помпы Mazda 3 BK.
  • На силовом агрегате Mazda 3 BK используется автоматическое натяжное устройство.

Проверка

Для проверки натяга обводного ремня вспомогательного оборудования Мазда 3 БК выполняются следующие операции:

  • Демонтируется подкрылок со стороны правого переднего колеса.
  • Контролируется совпадение меток на натяжном устройстве приводного ремня навесного оборудования Mazda 3 BK и кронштейне натяжителя. В случае наблюдения совпадения крайних меток потребуется выполнить замену приводного ремешка Мазда 3.

(Ссылка на источник фото)

Также оценить состояние приводного элемента можно после демонтажа с силового агрегата. Смена потребуется при обнаружении расслоений и трещин. Еще одним признаком изношенности является треугольная форма ребер в поперечном сечении на рабочей поверхности ремня. Нормальной считается трапециевидная форма.

Артикулы

Для смены ремня генератора на Мазда 3 БК с мотором 1.6 в качестве оригинала используется артикул ZJ0115909A9F и ZJ0115909A. Запасная часть производства фирмы Mazda со следующими характеристиками:

  • длина – 2013 мм;
  • число ребер – 6 шт.

Ремешок ZJ0115909A9F (Ссылка на источник фото)

Также можно воспользоваться аналоговыми вариантами для Mazda 3 BK следующих фирм:

  • PATRON – 6PK2013;
  • DAYCO – 6PK2013;
  • BLUE PRINT – AD06R2010;
  • STELLOX – 06-02013-SX;
  • JD – 6PK2010.

Ремешок STELLOX – 06-02013-SX (Ссылка на источник фото)

Далее представлены артикулы оригинальных запасных частей для Mazda 3 с мотором 2.0:

  • LF50-15-908A – приводной ремень кондиционера;
  • LF50-15-909A – ремень генератора и помпы;
  • LF50-15-980B – натяжное устройство;
  • Z601-15-940 – ролик натяжителя.

Ремешок LF50-15-908A (Ссылка на источник фото)

Менять ролики в сборе на новые, смысла нет, поэтому вот артикул подшипников для роликов FAG 6203.2RSR. Выпрессовываются они просто.

Замена ремня генератора Мазда 3

Для замены ремня генератора Мазда 3 БК потребуется ключ и торцевая головка на четырнадцать. Работы выполняются в следующем порядке:

  • Накидывается ключ на фиксирующий болт, и отжимается натяжной ролик. Затем обводной ремень скидывается с ролика.
  • Ременной привод Mazda 3 BK снимается со шкивов вращения вспомогательного оборудования и вытаскивается из моторного отсека.
  • Обратный монтаж запасного элемента ведется в обратной последовательности;

При возникновении необходимости в смене натяжного устройства, следует выкрутить два фиксирующих болта, а затем снять его. В момент обратного монтажа необходимо предварительно нанести на резьбу болтов анаэробный фиксатор.

В случае износа промежуточного ролика Мазда 3 потребуется (установка ведется в обратном порядке):

  • открутить гайку фиксации;
  • снять шайбу;
  • извлечь ролик, а при необходимости и втулку подшипника.

Замена приводного ремня Мазда 3 BL

Приводной ремень навесного оборудования Мазда 3 БЛ смонтирован с правой стороны силового агрегата. Для его замены необходимо:

  • Демонтировать переднее правое колесо.
  • Подлезая под днище Мазда 3 BL, откручивается два крепежных болта брызговика к грязезащитному щитку ДВС.
  • Затем выводится пластиковый крючок на щитке из технологического отверстия брызговика.

  • Выкручиваются два верхних фиксирующих элемента брызговика головкой на десять.
  • Демонтируется пластиковый пистон крепления брызговика. Для этого первоначально извлекается сердечник пистона посредством выкручивания отверткой с крестообразным жалом или путем поддевания отверткой с плоским жалом. Затем вытаскивается корпус пистона.

  • Снимается брызговик.
  • Накидной ключ на четырнадцать устанавливается на болт крепления натяжного ролика. Далее ключ крутится по часовой стрелке для взвода ролика и сжимания пружины.

Удерживая ключ, скинуть ремень со шкива коленвала, а затем с приводов вспомогательных агрегатов.

Указанные работы допускается проводить на смотровой яме или на ровном покрытии с использованием домкрата.

Установка ремня генератора Mazda 3 BL и другого вспомогательного оборудования ведется в обратном порядке. При этом понадобится соблюдать следующие рекомендации:

  • не перекручивать и не цеплять ремень за рядом расположенные элементы ДВС;
  • не применять в качестве рычага твердые предметы из металла.
Читайте также:  Как правильно выбрать аккумулятор для авто: полярность, емкость, габариты

Схема ремня навесного оборудования включает следующие элементы: ролик и корпус автоматического натяжного устройства, промежуточный ролик, шкивы коленвала, помпы, компрессора системы кондиционирования и генератора.

Периодичность замены ремня навесных агрегатов составляет 40000 км пробега, с проведением контроля натяга каждые 15000 км. Также замена производится при фиксации механических повреждений и чрезмерного износа. Для контроля износа предусмотрена индикаторная стрелка на корпусе натяжителя Мазда 3, которая нормально должно совпадать с левой меткой на неподвижной части натяжного механизма. Как только она совпадет с правой меткой, ремень подлежит замене.

Меня зовут Михаил Петрович — я основатель и руководитель этого проекта. С автомобилями связана вся моя профессиональная жизнь. 17 лет я работал автомехаником, начинал с работ по подвеске, потом научился ремонту двигателей. Уже 13 лет являюсь владельцем небольшого сервиса. Не так давно развиваю несколько интернет проектов об автомобилях.

Помогал брату менять ремень генератора на Мазде 3. Уговорил его сначала поискать инфу в сети, а потом делать. Так вышли на данный материал, который помог избежать ошибок и сделать все четко.

Генератор Mazda 3 (BK)

Основные данные для контроля, регулировки и обслуживания
ПараметрЗначение
Выходное напряжение, В14
Номинальная сила тока, А
— автомобили с двигателем 1,685
— автомобили с двигателем 2,095
Моменты затяжки резьбовых соединений
Наименование деталейМомент затяжки, Нм
Гайки крепления провода к выводу генератора10
Болты крепления генератора к кронштейнам35
Болты крепления кронштейнов генератора35
Винты крепления регулятора напряжения10

На автомобилях установлен трёхфазный генератор переменного тока с электромагнитным возбуждением, диодным выпрямительным блоком и со встроенным регулятором напряжения.
Ниже показан генератор автомобиля с двигателем 1,6. Генератор автомобилей с двигателем 2,0 конструктивно полностью аналогичен, но имеет несколько иной внешний вид из-за других передней и задней крышек, что связано с различиями в способе крепления генераторов к двигателям.

Детали генератора: 1 — шкив; 2 — передняя крышка: 3 — статор: 4 — управляющие выводы генератора; 5 — силовой вывод генератора; 6 — задняя крышка.

Привод генератора осуществляется поликлиновым ремнём от шкива коленчатого вала. Натяжение ремня осуществляется автоматическим натяжным устройством.

Генератор представляет собой трудноразборную конструкцию. поэтому в случае его неисправности обратитесь в специализированную мастерскую или замените генератор в сборе. В данной главе описаны только те операции, выполнение которых не требует специальных навыков и оборудования.

Если на щитке приборов загорелась контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, не спешите сразу снимать генератор для ремонта или замены. Сначала убедитесь в его неисправности.

Генератор – диагностика неисправностей

Если при включении зажигания на щитке приборов не загорается контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, необходимо проверить электрическую цепь от блока управления двигателем до щитка приборов (с. 285, «Проверка и ремонт электрических цепей»). Если цепь исправна, необходимо проверить блок управления двигателем и щиток приборов — обратитесь на специализированную станцию технического обслуживания.

Для выполнения работы потребуются:
– мультиметр;
– стетоскоп технический.

Последовательность выполнения
1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы.
2. Запускаем двигатель. Если на щитке приборов горит контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, проверяем натяжение ремня привода вспомогательных агрегатов.

Слабое натяжение ремня привода генератора приводит к его проскальзыванию по шкивам, что не позволяет генератору развить необходимую мощность и приводит к быстрому износу ремня. Косвенно проскальзывание ремня можно определить по тусклому свечению фар в тёмное время суток и по свистящему звуку в передней части автомобиля при увеличении частоты вращения коленчатого вала.

3. Прогреваем двигатель до рабочей температуры.
4. Выключаем все потребители электроэнергии.
5. Вольтметром измеряем напряжение на силовом выводе генератора (см. ниже) на холостом ходу. Если генератор исправен, вольтметр должен показывать напряжение в пределах 13-15 В.

Если напряжение меньше 13 В, необходимо проверить электрическую цепь от блока управления до генератора. Если цепь исправна, необходимо проверить блок управления двигателем и сам генератор — обратитесь на специализированную станцию технического обслуживания. Если напряжение больше 15 В, скорее всего, неисправен регулятор напряжения.

6. Стетоскопом по шуму оцениваем состояние подшипников генератора. Сильный гул свидетельствует об износе одного или сразу обоих подшипников (наиболее часто выходит из строя передний подшипник).

Как поменять вспомогательные и ремень генератора на Мазда 3

На двигателе автомобиля Mazda 3 установлено навесное оборудование (генератор, компрессор кондиционера), приводимое во вращение поликлиновым ремнем. Со временем изделие изнашивается и растрескивается, что может привести к разрыву. Необходимость поменять ремень генератора самостоятельно может возникнуть, если неприятность случилась в дороге и вдали от сервиса.

  1. Признаки выхода из строя ремня генератораMazda3
  2. Периодичность замены ремня генератора и ролика натяжителя на Мазда 3
  3. Пошаговая инструкция замены ремня генератора на Мазда 3 своими руками
  4. Видеоинструкция замена ремня генератора и ролика натяжителя на Мазда 3

Признаки выхода из строя ремня генератора Mazda 3

Натяжители и сами ремни играют важную роль в работе системы ременного привода вспомогательных агрегатов. Натяжитель обеспечивает должное натяжение ремня в течение своего срока службы. Еще он помогает защитить другие компоненты, такие как генератор и водяной насос, от нежелательных напряжений и преждевременного выхода из строя.

Кроме того, натягивающий ролик является относительно недорогой сменной деталью. Поэтому при каждой замене поликлинового ремня одновременно меняйте натяжитель.

К основным признакам того, что пришло время менять ремень генератора на Мазда 3, является не только износ самого ремня, а так же:

  1. Следы ржавчин и трещин. Между рычагом и основанием наблюдаются потеки ржавчины, или ржавчина капает из натяжителя. Также проверьте натяжитель на наличие трещин или повреждений рычага, корпуса и кронштейна. Некоторые признаки повреждений невозможно обнаружить без демонтажа натяжителя
  2. Износ подшипника шкифа. При выключенном двигателе и снятом ремне вручную проверните шкив. Шум, сопротивление или неравномерность вращения могут быть вызваны износом подшипника шкива.
  3. Износ самого шкифа. Шкивы изготавливаются из пластика, нейлона или стали и имеют плоскую поверхность или поверхность с канавками.

С заменой ремня генератора на Мазда 3 рекомендуется заменить подшипник и шкиф и ролик натяжитель ремня генератора (навесное оборудование)

Периодичность замены ремня генератора и ролика натяжителя на Мазда 3

В соответствие с регламентом ТО каждые 15000 км необходимо производить проверку натяжения и контроль состояния приводных ремней на Мазда 3

Замена ремня генератора Мазда 3 проводится, если он имеет трещины, потёртости или надрывы. А также при появлении признаков растяжения ремня: сильный визг при резком нажатии педали акселератора, включении различных энергопотребителей или кондиционера, вращении рулевого колеса.

Читайте также:  Лучшие масла для двигателя с большим пробегом в 2022 году

Пошаговая инструкция замены ремня генератора на Мазда 3 своими руками

Замена ремня генератора Мазда 3 выполняется в следующей последовательности:

  1. Поднимаем автомобиль на подъемник или устанавливаем на смотровую канаву.
  2. Снимаем правое переднее колесо.
  3. Производим демонтаж защиты картера и правого грязезащитного щитка.
  4. Накидным ключом на 14 с длинной рукояткой поворачиваем натяжной ролик по часовой стрелке за головку его болта, сжимая пружину и снимая старый ремень со шкива коленчатого вала двигателя, роликов и шкивов вспомогательных агрегатов.
  5. Новый ремень устанавливаем в обратной последовательности, распределяя по шкивам и роликам.
  6. Проверяем правильность укладки ремня, проворачивая за шкив коленчатого вала.
  7. Собираем все обратно.

Видеоинструкция замена ремня генератора и ролика натяжителя на Мазда 3

Ступичный подшипник Мазда 3: Проверка и замена своими руками

Для того, чтобы ощутить все прелести поездки на автомобиле Мазда 3, транспорт должен быть полностью исправен. Поэтому так важно своевременное обнаружение дефектов и деталей, которые вышли из строя. Заменив детали в кротчайшие сроки, вы не только улучшите качество езды на автомобиле, но и обеспечите безопасность в дороге вам и вашим пассажирам.

Симптомы неисправности ступичного подшипника Мазда 3

Обычно в инструкциях или книгах по автосервису данного автомобиля перечислены указания по установке новых подшипников. Мы рассмотрим, как это можно сделать самостоятельно, не обращаясь за помощью в автосервис.

Замена ступичного подшипника Мазда 3 — безотлагательная и, что очень важно, не сложная процедура. Обычно для обнаружения неисправности ступичного подшипника на автомобиле Мазда 3, нужно просто внимательно прислушиваться к звукам во время движения. При увеличении скорости и наличии неисправности будет отчетливо слышен характерный гул, и он будет становиться все громче и отчетливее при разгоне. С опытом приходит навык определения, какой именно подшипник вот-вот выйдет из строя. Это легко можно предугадать при повороте. Если звук будет усиливаться в том момент, когда водитель производит поворот, например, налево, а именно, гул, не улавливаемый ранее, то вероятнее всего неисправен конкретно левый ступичный подшипник Мазда 3.

Еще один симптом явно заметен при движении автомобиля на небольших скоростях. В этом случае, звук напоминает некий скрежет, предупреждающий водителя о скорой поломке.

Если проигнорировать перечисленные выше сигналы, то, спустя еще какой-то запас времени, ступичный подшипник заклинит. Это может стать причиной дорожно-транспортного происшествия и повлечь за собой череду других поломок. Поэтому, крайне важно, своевременно производить замену ступичного подшипника и проводить осмотр автомобиля в квалифицированном автосервисе.

Пошаговая инструкция по замене ступичного подшипника

Процедуру замены подшипника вполне реально провести самостоятельно. Достаточно следовать инструкциям данной статьи.

  1. Фиксируем автомобиль. Используем домкрат для поднятия левой передней части автомобиля Мазда 3. Сняв колесо, сразу становится видна ступица.
  2. Разбираем ступицу. Для этого необходим ключ 30 для автомобиля Мазда 3. При возникновении трудностей при отсоединении рулевой тяги, необходимо смазать детали средством, помогающим при заржавевших поверхностях, например, Wd-40.
  3. Откручиваем последовательно гаечные соединения: одна на цапфе, другая является связующей на рычаге. Разобрав шаровую опоры, мы снимем ступицу. Далее необходимо ее разобрать.
  4. Ступица окружена прокладками, называемыми сальниками. Их необходимо снять.
  5. Далее будем решать вопрос с кольцами. У ступицы два кольца: внутри и снаружи.
  6. Моем и смазываем все извлеченные ранее части конструкции. Также смазываем посадочное отверстие для нового подшипника, используя для этого моторное масло.
  7. Устанавливаем ступичный подшипник. Забиваем перекрестными ударами для равномерной посадки, при помощи внешнего кольца.
  8. И последнее, прессуем обоймы. После этого подбираем необходимую по размеру шайбу для регулировки. Далее можно переходить к процедуре прессовки сальников. Устанавливаем извлеченные ранее детали на место и затягиваем гайку, связывающую ступицу с моментом в пределах значений от 235 до 317 Н*м.
  9. Собираем последовательно все детали и переходим к правой стороне. Действия аналогичны.

Мы предоставили вам подробный алгоритм замены ступичного подшипника автомобиля Мазда 3. Он состоит всего лишь из 9 пунктов.

Главное не забывать о необходимости посещать автосервис для предупреждения появления неисправностей, которые могут произойти в самый непредвиденный момент. И обязательно, быть внимательным к посторонним звукам, которые вдруг сопровождают ваш автомобиль.

  • 0 комментариев

Автомобильные гиганты сегодня выпускают автомобили, оборудованные системами ЭБУ. Эти электронные блоки управления при помощи датчиков…

Выбирая автомобиль, будущий владелец, вполне резонно анализирует всю информацию, касающуюся интересующего транспортного средства. Сегодня благодаря…

Mazda MPV — автомобиль японского производства, рассчитанный на 7 посадочных мест. В некоторых азиатских странах модель…

Ссылка на основную публикацию